Гитарные строи шестиструнки - Martin Ludenhoff — LiveJournal. Какие струны лучше подойдут под определенный строй? Название струн на гитаре 6 струн буквами

Многие гитаристы задаются вопросом о том, какие струны лучше подойдут под их строй. При выборе стоит помнить, что предпочтения по натяжению и диаметру струн - очень индивидуальная вещь. Именно по этой причине не стоит воспринимать информацию из данного материала как абсолютную истину: мы приведем самые обобщенные и усредненные данные, по которым вы сможете подобрать оптимальную толщину комплекта под свои предпочтения.

Для удобства чтения статьи мы будем использовать целые обозначения толщины струн (например, 9-42 вместо 0.009-0.042).

Факторы, влияющие на выбор толщины струн

  • Мензура гитары: чем она длиннее, тем сильнее будут натянуты струны при прочих равных условиях. В таблице ниже мы будем исходить из стандартной мензуры 25.5". Если вы обладатель гитары с меньшей мензурой, то вам нужно сделать небольшую корректировку и взять более толстый набор.
  • Натяжение струн: чем больше их натяжение, тем толще струны - соответственно, они обладают более мощным и объемным звучанием. Однако с другой стороны, струны с большей толщиной имеют меньшую амплитуду колебаний, из-за чего их звук не так насыщен обертонами, он более тусклый и плоский - особенно это слышно на тонких струнах без обмотки.
  • Третья струна: в большинстве комплектов она не имеет намотки (plain). В наборах с первой струной толщиной 12 и более третья струна обычно имеет оплетку (wound). В данном случае стоит учитывать, что оплетка увеличивает натяжение - о бендах на полтора-два тона придется забыть, хотя, с другой стороны, в пониженных строях третья струна wound звучит намного полнее и богаче.
  • Сегодня можно купить струны для гитары в сбалансированных наборах (8-38, 9-42, 10-46, 11-50, 12-54, 13-56 и др.) и несбалансированных (9-46, 10-52, 11-52, 12-56/60 и др.)

Первые обычно используются для стандартного строя либо строя, пониженного по всем струнам на равное количество полутонов. Второй тип идеально подойдет для любителей дроп-строев (6 струна понижена на целый тон), а также для тех, кто использует гибридные и открытые настройки гитары.

  • Самые толстые комплекты струн (12-60, 13-72 и т.д.) лучше подходят для гитар с удлиненной мензурой - баритонов . У них мензура составляет 26 и более дюймов, используются они в сильно пониженных строях (например, Standart A и ниже).

В принципе, подобные комплекты можно использовать и для инструментов со стандартной мензурой для глубоко пониженного строя, однако перед покупкой следует учесть пару нюансов:

  • Вам может просто не хватит возможностей регулировки мензуры на бридже, так как пониженный строй требует ее перенастройки. В таком случае поможет либо замена бриджа, либо переход на более тонкий комплект.
  • Используя более толстый комплект, вы расточите канавки под струны на верхнем порожке либо просто не сможете поместить в них струны. При обратном переходе на более тонкие струны, они будут болтаться в расточенных канавках, что затруднит точную настройку гитары.

Помимо этого, толстые струны могут не влезть в колок - его также придется расточить.

Какие струны подойдут под определенный строй

Строй гитары

Подходящие комплекты струн

Standart E

8-38 - специфический набор, который подойдет, скорее, опытным музыкантам. Очень малый диаметр позволяет делать микробенды просто благодаря более сильному прижатию струны к ладам (особенно это эффективно применяется при скалопированом грифе). Из известных музыкантов фанатом такого набора является Ингви Мальмстин

9-42 - подойдут начинающему музыканту, ставятся на все серийные гитары Fender

10-46 - пожалуй, наиболее популярный калибр для стандартного строя: идеальный баланс между удобством и понотой звучания

9,5-44 - компромиссный набор для любителей динамичного звучания и частых бендов

11-50 - излюбленный комплект музыкантов, исполняющих блюз и нетяжелый рок: позволяет раскачать дерево гитары на полную мощность

12-54 - подойдет, например, для гитар с пустотами внутри деки при исполнении джаза и блюза. Высокое натяжение

9-46 - аналогичный классическому комплекту 9-42 набор для drop-строя

10-52 - аналог комплекта 10-46 для drop-строя

10-50 - не очень популярный комплект, который по мнению многих музыкантов более сбалансирован для дропа и более приятен при игре, нежели 10-52

10-60 - несбалансированный комплект для тех, кто играет тяжелую музыку, такой набор использует Закк Уайлд

11-54 - яркий и мощный звук при игре гармонических партий на низких струнах

11-56 - самый объемный и глубокий звук, подойдет музыкантам с сильными пальцами

Standart D

10-46 - легкие бенды, натяжение ниже среднего. Для певучих лид-партий

11-50 - отлично сбалансированное натяжение

12-54 - натяжение выше среднего: мечта каждого блюзмена

13-56 - сильное натяжение, глубокий и мощный тон

10-60 - неплохой выбор и для данного строя: 1-3 струны хорошо тянутся, низкие струны звучат монолитно и глубоко

11-52 - минимальная толщина для данного строя, натяжение ниже среднего

11-54 - классический набор для drop C

11-56 - усиленный звук низких струн, разница ощутима не всегда

12-54 - более толстые высокие струны, подойдет, скорее, для игры гармонических партий

12-60 - сильное натяжение, хороший выбор для тяжелой музыки с минимальным количеством лид-партий

Standart A

14-68 - среднее натяжение, отличный баланс

Полезный совет: если вы хотите настроить гитару в B Standart или ниже, то подумайте лучше о покупке баритона или 7-струнной гитары - нужно понимать, что не все типы 6-струнных электрогитар предназначены для экспериментов с сильным понижением строя.

Повторим, что данные рекомендации являются условными и отчасти субъективными. Достаточно вспомнить великого SRV, который для строя Standart Eb использовал комплект 13-56: поэтому самое важное - это ваши ощущения. Попробуйте несколько разных комплектов, поэкспериментируйте - и вы непременно найдете оптимальный набор для своей музыки!

По материалам статьи Калганникова Егора, 12.2013.

Гитара - один самых известных и в то же время непредсказуемых инструментов, способных затронуть самые чувственные струны души. Но и у самой гитары они имеются.

Мало кто обращает внимание на название струн на гитаре, считая это совершенно ненужным. А ведь зачастую исполнение любой композиции зависит именно от настройки. Любой диссонанс вызывает ассоциативное неприятие композиции в целом. Но в данном материале основное внимание будет уделено настройке инструмента и его использованию для начинающих музыкантов.

Название струн на гитаре: классический вариант

Вообще, классикой считается Однако можно вспомнить достаточно много примеров великих композиторов, которые предпочитали шести струнам семь (хотя бы Высоцкий).

Однако, согласно музыкальной теории и сольфеджио, названия струн не различаются вообще. Исходя из правил, установленных общей теорией музыки, ноты, по которым строится любой инструмент имеют свои названия и аббревиатуры в виде латинских символов и языковых интерпретаций. В нашем случае это:

  • C - до.
  • D - ре.
  • E - ми.
  • F - фа.
  • G - соль.
  • A - ля.
  • H - си (отдельно указывается B - си-бемоль).

(диезы, бемоли, бекары или их дубль-версии) применяются соответственно. Но струн всего 6.

Струна на гитаре вверху грифа совпадает по звучанию с первой внизу через три октавы. Поэтому и первая, и шестая являются как бы главенствующими, но только применительно к 6-струнному инструменту (основной строй производится именно в ми-миноре).

Ми-си-соль-ре-ля-ми: правильная ли последовательность в настройке

Достаточно часто многие начинающие гитаристы, пытающиеся постичь азы техники, сразу же сталкиваются с проблемой настройки, не зная, какая струна соответствует тому или ному символу в обозначении или звуку.

Если пройти перебором, последовательно от шестой струны до первой, выглядеть она будет как «ми-ля-ре-соль-си-ми». А вышеуказанная последовательность является обратной.

На бемольную последовательность такая секвенция не тянет, поскольку она должна выглядеть как «си-ми-ля-ре-соль-до-фа». Однако же, мы отвлеклись от темы.

Основной тон и настройка

Название струн, как уже понятно, является стандартным для любого инструмента. Что касается (6-струнной) делается это достаточно просто.

Есть несколько способов, из которых начинающему музыканту подойдет унисон открытой струны ниже по грифу, с той, что зажата на пятом ладу выше. Все струны, кроме третьей, строятся по этому правилу. Можно использовать эффект флажолетов на разных ладах (между собой струны вибрируют) или включить дисторшн-эффект, который добавит драйва и усилит вибрацию. То есть, перестраивать струны придется до полного совпадения в звучании. У профессиональных электрогитар для этого есть специальное устройство микроподстройки на деке).

Главные аккорды для начинающих

Нота «ля» у многих начинающих гитаристов, как правило, ассоциируется с аккордом, который является вторым по простоте применительно к гитарной технике.

Он состоит всего лишь из трех пальцев: два на втором ладу (четвертая и третья струна) и один на второй струне на первом ладу. Нота «ля» в данном случае выступает тоникой.

Но самым простым аккордом все-таки является ми-минорный аккорд. Всего две струны - пятая и четвертая на втором ладу. Мажорный аккорд в постановке от «ми» подразумевает зажатие третьей струны на втором ладу, а мажорный аккорд с тоникой «ля» и того проще - три пальца на втором ладу (вторая, третья и четвертая струна).

Прием баррэ

Хотя название струн на гитаре уже не вызывает непонимания, отдельно стоит отметить прием, называемый баррэ (зажатие указательным пальцем всего лада).

Любой стандартный аккорд можно построить именно с помощью этой техники. По сути, те же простейшие аппликации, указанные выше, можно применить к этому случаю, но только в роли баррэ выступает порожек возле колкового механизма на головке грифа.

Разновидности техники игры

Название струн на гитаре часто подчеркивается некими символами, хотя напрямую и не афишируется. К примеру, в стандартном варианте обозначаются третий, пятый, седьмой и двенадцатый лад (иногда девятый). У многих известных гитаристов можно встретить разного рода знаки, включая черепа или что-то еще. Такие гитары делаются на заказ.

И играть на любом инструменте достаточно сложно, будь то перебор, бой, тэппинг, слайдинг и т. д. С возникновением «примочек» техника вышла на новый уровень. Один только чего стоит… А современные гитаристы вообще демонстрируют такие чудеса техники, что просто в голове не укладывается.

Тот же Стив Вай, Марти Фридманн или Кирк Хэммэт - это же уникумы нашего времени. И они, кстати, хоть и знают классическую школу, далеко не всегда используют ее в своих импровизациях. Например, Фридман склонен играть квинтолями или по девять нот за проход. И техника у всех разнится. Но если задаться целью, нет ничего невозможного. Может, и современный читатель в будущем станет великим гитаристом, как знать?

Каждая струна на гитаре имеет свое название и буквенное обозначение. В этой небольшой заметке давайте разберемся, как обозначаются все струны гитары.

Струн на обычной гитаре, как известно, шесть. Существуют, конечно, и другие виды гитар: на басовой, например, всего четыре струны; на русской гитаре – семь струн, бывают двенадцатиструнные гитары и т.д. Мы же рассмотрим самый распространённый вид гитары – шестиструнную гитару.

Струны гитары считаются, начиная от самой тонкой струны – к самой толстой басовой струне. Самая тонкая – это первая струна. Соответственно, самая толстая – шестая струна. Когда вы держите гитару в том положении, в котором играете на ней, то первая струна гитары находится ниже, т.е. ближе к полу, а самая последняя, шестая струна – выше. Басовые струны отличаются от небасовых тем, что на басовых имеется металлическая обмотка, поэтому они толще по объему и издают более низкий звук.

Итак, теперь о названиях струн.

первая струна – ми,

вторая струна – си,

третья струна – соль,

четвертая струна – ре,

пятая струна – ля,

шестая струна – ми.

В некоторых произведениях композиторы несколько видоизменяют строй гитары, например, перестраивают шестую струну вместо ноты ми на ноту ре, или реже вместо пятой струны ля, перестраивают ее звучание в ноту соль. Но это – исключительные случае, которые встречаются достаточно редко.

Помимо обычных названий каждая струна имеет еще свое буквенное обозначение. Вот какими буквами латинского алфавита обозначаются струны гитары.

Как вы заметили, первая и шестая струны имеют одинаковые названия. Но это не говорит о том, что эти струны звучат одинаково. Единственное, что их объединяет – это название. На самом деле, первая струна ми – относится ко второй октаве, а шестая струна ми – относится к алой октаве. Т.е. расстояние между этими струнами составляет целых две октавы!

Так как выше указаны не все буквенные обозначения нот, а только обозначения струн гитары, я решил попутно отметить буквенные обозначения всех существующих нот в музыке. Их, как мы знаем, всего семь – до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Для удобство буквенного обозначения, мы начнем перечислять ноты не с до, с ноты ля. Так будет удобнее:

Если приглядеться, то становится очевидным, что перед нами начальные буквы латинского алфавита. На мой взгляд, такой способ записи значительно облегчает заучивание буквенных обозначений всех существующих нот.

Внимание! Пройдите обучающий курс гитары! Продолжительность курса: 90 минут!

Часто начинающие гитаристы задаются вопросом - а в каком строе играет та или иная любимая рок-группа? Как настроить гитару, чтобы можно было удобно сыграть известные и любимые песни? В этой статье я вкратце приведу примеры гитарных строев в рок-музыке и их представителей (музыкантов, группы).

Сразу приведу список используемых обозначений:

  • C - нота До
  • D - нота Ре
  • E - нота Ми
  • F - нота Фа
  • G - нота Соль
  • A - нота Ля
  • B (или H) - нота Си
  • # - диез - повышение ноты на полтона. Полтона на гитаре - один лад.
  • b - бемоль - понижение ноты на полтона.
  • ноты в табулатурах строя расположены в порядке от 1 (тонкой) струны к 6 (толстой) струне. Например, E B G D A E.

1. Standard, E (стандартный, испанский или классический строй).

Самый простой и известный гитарный строй. Табулатура строя: E B G D A E - Ми Си Соль Ре Ля Ми. Этот строй используется в основном корифеями рок-музыки, музыкантами старой школы и приверженцами нетяжёлых жанров.

Группы и музыканты, которые играют в стандартном строе:

  • AC/DC
  • Led Zeppelin
  • Metallica
  • Gun`s & Roses
  • Nightwish
  • Deep Purple
  • Nirvana (на полтона ниже)
  • Blink 182
  • Sum 41
  • Joe Satriani
  • Carlos Santana
  • Ария, Кипелов (на полтона ниже)
  • Nickelback
  • Placebo
  • Rage Against The Machine
  • Queen
  • Red Hot Chili Peppers
  • Rise Against
  • Scorpions
  • Steve Vai
  • Chuck Berry
  • Bon Jovi
  • 30 Seconds To Mars

2. Drop D (пониженный Ре)

Этот строй отличается от стандартного тем, что на гитаре на один тон опускается 6 струна. В созвучии с 4 и 5 струнами даёт октаву. Табулатура: E B G D A D. Как и любой пониженный строй удобен тем, что на нём можно играть "нули" (т.н. открытые струны) и ранее привычные аккорды можно зажимать всего одним пальцем, плюс добавляется ещё два низких аккорда, не доступных при игре стандартным строем.

Группы, которые играют в строе Drop D:

  • Asking Alexandria
  • Avenged Sevenfold
  • Evanescence
  • Linkin Park (поздние альбомы)
  • Papa Roach
  • Rage Against The Machine
  • Three Days Grace
  • Thousand Foot Krutch
  • Queens of The Stone Age
  • Deftones
  • Fall Out Boy
  • Shinedown
  • Amatory

3. Drop C# (пониженный До диез)

Это строй, в котором все струны понижены ещё на полтона в отличие от строя Ре. Табулатура: D# A# F# C# G# C#.

Группы, которые играют в строе Drop C#:

  • Linkin Park
  • Attack! Attack!
  • Breaking Benjamin
  • Papa Roach (некоторые песни последних лет)
  • Limp Bizkit
  • H-Blockx
  • Staind
  • Deftones

4. Drop C (пониженный До)

Этот пониженный строй довольно распространён в среде альтернативной и металкор музыки. Табулатура: D A F C G C.

Группы, которые играют в строе Drop C:

  • Bullet For My Valentine
  • As I Lay Dying
  • Atreyu
  • Periphery
  • Three Days Grace
  • System of A Down
  • Godsmack
  • Nine Lashes
  • Breaking Benjamin
  • 12 Stones
  • Disturbed
  • Lumen
  • Nickelback
  • Skillet
  • Rammstein
  • Evans Blue
  • August Burns Red

5. Drop B (пониженный Cи)

Пониженный строй Си является альтернативной стандартному строю семиструнной гитары. Он позволяет настроить шестиструнную гитару так же низко, как бы звучала семиструнная, плюс позволяет удобнее брать аккорды. Табулатура: C# G# E B F# B. Табулатура семиструнной гитары: E B G D A E B.

Группы, которые играют в строе Drop B:

  • Parkway Drive
  • Slipknot
  • Thousand Foot Krutch
  • Bleeding Through
  • Linkin Park
  • Amatory
  • Limp Bizkit
  • Skillet
  • Veil of Maya
  • Stigmata

6. Drop A# (пониженный Ля диез)

Этот строй также является альтернативой семиструнной гитаре, опущенной на полтона. Табулатура: C G D# A# F A#. Табулатура семиструнной гитары: D# A# F# C# G# D# A#.

Группы, которые играют в строе Drop A#:

  • Bring Me The Horizon
  • Parkway Drive
  • Breaking Benjamin
  • Obey The Brave
  • The Ghost Inside
  • Korn (7-струн)

7. Drop A (пониженный Ля)

Крайне пониженный строй. Табулатура: B F# D A E A. Табулатура семиструнной гитары: D A F C G D A.

Группы, которые играют в строе Drop A:

  • My Autumn
  • Betraying The Martyrs
  • Emmure
  • Born Of Osiris
  • Within The Ruins

Это далеко не весь список всех гитарных строев. Помимо стандартных и пониженных схем используются и другие: например, когда понижается не только 6 струна, но и 1 струна тоже. Используется эта техника в блюзе, она позволяет извлекать красивые звуки, играя слайдом на первых трёх струнах. Также помимо семиструнных гитар и баритонов (гитары с увеличенной мензурой) сейчас существуют восьмиструнные, и даже девятиструнные электрогитары. Соответственно, и строи у этих гитар гораздо ниже.

А знаешь какие нужны струны для определенного строя?

Список музыкантов и групп так же далеко не полный. Если у вас есть предложения по дополнению статьи или вопросы о том, в каком строе играет определённая группа, пишите в комментариях!

Вконтакте

Кроме обычного способа настроить гитару существуют альтернативные строи.

Они нужны гитаристам, чтобы разнообразить исполнение и добиться необычного или мощного звучания, а еще для упрощения расстановки пальцев во время игры. Если возникли проблемы с процессом настройки, на нашем сайте есть об этом отдельная .

В этой статье строй будет указываться от шестой струны к первой. Некоторые настройки так легче запомнить.

Классический строй и его вариации

EADGBE - классический строй

Общепринятый строй, еще называемый “испанским”, в нем чаще всего пишут песни. Как пример рассмотрим Ed Sheeran – Shape of you. Эд играет эту песню именно в классическом строе.

Вариация первая - DADGBE

Среди гитаристов называется дроп-D, так как шестая струна опускается на тон до ноты ре. В нем квинтаккорды (power chords) зажимаются одним пальцем, поэтому дроп-D часто используется в рок-музыке.

Превращается в это:

Stockholm Syndrome группы Muse играется в этом строе.

Вариация вторая - DADGBD

Также носит название Double drop-D, похож на предыдущий, но первая струна опускается на тон вниз. В нем удобно играть партии через повторяющуюся ноту ре, как на шестой, так и на первой струне. В композиции Circus For A Psycho от Skillet основной рифф играется в этом строе.

Вариация третья - DADGAD

Среди гитаристов так и называется “дэдгэд”, часто используется в фолк музыке из-за удобства в подражании волынке и ситару. В открытых струнах не образуется терции, поэтому этот строй и не мажорный и не минорный, а модальный. Первая, вторая и шестая струны опускаются на тон. White summer группы Yardbirds играется как раз так.

Дропы и каподастр

Далее рассмотрим строи, образованные равномерным изменением всех струн от классического строя и его вариаций. Движение вниз добавляет “тяжести” звучанию. Вокалисту может быть удобнее петь. С понижением строя лучше перейти на более толстые струны, их натяжение уменьшится и будет неудобно играть.

Шаг первый - D#G#C#F#A#D#

Он же half-step-down, “полшага вниз”. Все струны равномерно опускаются на полтона.

Guns`n`roses играют свою классическую Sweet Child O`mine чуть ниже, чем могло бы показаться.

Шаг второй - CGCFAD

Популярный в металле и тяжелом роке drop-C. Практически всегда используется именно такой строй, все струны на тон вниз и шестая еще на тон, т.е. один тон вниз от drop-D. Два первых альбома группы System of a Down сыграны в drop-С. Например, песня Toxicity с одноименного альбома.

Шаг третий - BF#BEG#C#

Еще на тон ниже предыдущего, он же drop-B. Еще тяжелее и агрессивнее. Slipknot в своих первых альбомах использовали этот строй. Wait and bleed не исключение.

Строи ниже здесь рассматривать не будем, так как в современной музыке для еще большего понижения используются гитары с дополнительными струнами, 7-, 8-, 9-струнные.

Каподастр

Для повышения строя гитару перестраивают очень редко, для этого используют каподастр, который равномерно зажимает все струны.

Это создает подвижный порожек, и, если надо сыграть песню в другой тональности, например, для удобства вокалиста, достаточно сдвинуть каподастр на нужный лад.

Например, Scarborough fair в исполнении Simon and Garfunkel играется с каподастром на седьмом ладу, что образует строй BEADF#B на 3,5 тона выше классического.

Открытые строи

Открытый строй – это настройка всех струн не по интервалам, а по нотам какого-либо аккорда.

Такие строи часто применяются в фолк-музыке и при игре слайдом – обычно металлическим или стеклянным цилиндром, который надевают на палец левой руки. Его двигают вдоль струн в качестве “передвижного” лада.

Рассмотрим некоторые часто используемые открытые строи.

Открытый ре мажор Open D - DADF#AD

Мы уже разобрали строй DADGAD как вариацию классического строя. Опустим третью струну еще на полтона – получаем ноты аккорда ре мажор.

Для примера возьмем композицию гитариста Alain Johannes – Make God Jealous.

Открытый ре минор Open D Minor - DADFAD

Опустим третью струну еще на полтона, попадем в ре минор, более “грустный” аккорд. Оценим изменения в звучании с помощью песни Wine and Roses от John Fahey.

Открытый соль мажор Open G - DGDGBD

Вернем вторую и третью струны в классический строй, но опустим пятую на тон – мы переходим в соль мажорный аккорд. Этот строй использован Джимми Пейджем в композиции Bron-Y-Aur Stomp в составе группы Led Zeppelin.

Модальный строй соль Modal G - DGCGCD

Этот строй имеет те же особенности, что и рассмотренный выше модальный строй ре (DADGAD), в нем удобно играть и мажорные и минорные песни.Джимми Пейдж использовал и такой строй. Он вообще использовал много нестандартных строев и был их популяризатором. Например, Rain song в совместном исполнении с Робертом Плантом.

Открытый соль минор Open G Minor - DGDGA#D

Опустив вторую струну на полтона, мы формируем из открытых струн минорный аккорд соль. Он использован в композиции Mist-Covered Mountains of Home гитариста John Renbourn и подражает лютне.

Открытый ля мажор Open A - EAEAC#E или EAC#EAE

Существует два варианта настройки. В первом случае мы поднимаем на тон вторую, третью и четвертую струны, формируя мажорный аккорд ля.

Во втором случае опускаем вторую струну на тон, третью на полтора тона, четвертую струну на полтона. Этот вариант часто встречается в композициях дельта-блюза, одного из самых ранних блюзовых течений.

Роберт Джонсон в песне Crossroads Blues использует слайд для игры в этом строе.

Открытый до мажор Open C - CGCGCE или CGCGGE

Шестая, пятая и четвертая струны повторяют drop-C, вторая струна поднята на полтона (или опущена на два тона), третья и первая – как в классике.

В этом строе написана песня Криса Корнелла Burden In My Hand, исполненная Soundgarden.

Существует еще множество более редких вариантов настройки. Ничто не мешает настроить музыканту инструмент так, как ему хочется или необходимо.

Приходите к нам, и мы научим вас играть на гитаре и находить нестандартные решения музыкальных проблем.