Тюнер гитарный онлайн b строй. Гитарный строй. EADGBE - классический строй

Кроме обычного способа настроить гитару существуют альтернативные строи.

Они нужны гитаристам, чтобы разнообразить исполнение и добиться необычного или мощного звучания, а еще для упрощения расстановки пальцев во время игры. Если возникли проблемы с процессом настройки, на нашем сайте есть об этом отдельная .

В этой статье строй будет указываться от шестой струны к первой. Некоторые настройки так легче запомнить.

Классический строй и его вариации

EADGBE - классический строй

Общепринятый строй, еще называемый “испанским”, в нем чаще всего пишут песни. Как пример рассмотрим Ed Sheeran – Shape of you. Эд играет эту песню именно в классическом строе.

Вариация первая - DADGBE

Среди гитаристов называется дроп-D, так как шестая струна опускается на тон до ноты ре. В нем квинтаккорды (power chords) зажимаются одним пальцем, поэтому дроп-D часто используется в рок-музыке.

Превращается в это:

Stockholm Syndrome группы Muse играется в этом строе.

Вариация вторая - DADGBD

Также носит название Double drop-D, похож на предыдущий, но первая струна опускается на тон вниз. В нем удобно играть партии через повторяющуюся ноту ре, как на шестой, так и на первой струне. В композиции Circus For A Psycho от Skillet основной рифф играется в этом строе.

Вариация третья - DADGAD

Среди гитаристов так и называется “дэдгэд”, часто используется в фолк музыке из-за удобства в подражании волынке и ситару. В открытых струнах не образуется терции, поэтому этот строй и не мажорный и не минорный, а модальный. Первая, вторая и шестая струны опускаются на тон. White summer группы Yardbirds играется как раз так.

Дропы и каподастр

Далее рассмотрим строи, образованные равномерным изменением всех струн от классического строя и его вариаций. Движение вниз добавляет “тяжести” звучанию. Вокалисту может быть удобнее петь. С понижением строя лучше перейти на более толстые струны, их натяжение уменьшится и будет неудобно играть.

Шаг первый - D#G#C#F#A#D#

Он же half-step-down, “полшага вниз”. Все струны равномерно опускаются на полтона.

Guns`n`roses играют свою классическую Sweet Child O`mine чуть ниже, чем могло бы показаться.

Шаг второй - CGCFAD

Популярный в металле и тяжелом роке drop-C. Практически всегда используется именно такой строй, все струны на тон вниз и шестая еще на тон, т.е. один тон вниз от drop-D. Два первых альбома группы System of a Down сыграны в drop-С. Например, песня Toxicity с одноименного альбома.

Шаг третий - BF#BEG#C#

Еще на тон ниже предыдущего, он же drop-B. Еще тяжелее и агрессивнее. Slipknot в своих первых альбомах использовали этот строй. Wait and bleed не исключение.

Строи ниже здесь рассматривать не будем, так как в современной музыке для еще большего понижения используются гитары с дополнительными струнами, 7-, 8-, 9-струнные.

Каподастр

Для повышения строя гитару перестраивают очень редко, для этого используют каподастр, который равномерно зажимает все струны.

Это создает подвижный порожек, и, если надо сыграть песню в другой тональности, например, для удобства вокалиста, достаточно сдвинуть каподастр на нужный лад.

Например, Scarborough fair в исполнении Simon and Garfunkel играется с каподастром на седьмом ладу, что образует строй BEADF#B на 3,5 тона выше классического.

Открытые строи

Открытый строй – это настройка всех струн не по интервалам, а по нотам какого-либо аккорда.

Такие строи часто применяются в фолк-музыке и при игре слайдом – обычно металлическим или стеклянным цилиндром, который надевают на палец левой руки. Его двигают вдоль струн в качестве “передвижного” лада.

Рассмотрим некоторые часто используемые открытые строи.

Открытый ре мажор Open D - DADF#AD

Мы уже разобрали строй DADGAD как вариацию классического строя. Опустим третью струну еще на полтона – получаем ноты аккорда ре мажор.

Для примера возьмем композицию гитариста Alain Johannes – Make God Jealous.

Открытый ре минор Open D Minor - DADFAD

Опустим третью струну еще на полтона, попадем в ре минор, более “грустный” аккорд. Оценим изменения в звучании с помощью песни Wine and Roses от John Fahey.

Открытый соль мажор Open G - DGDGBD

Вернем вторую и третью струны в классический строй, но опустим пятую на тон – мы переходим в соль мажорный аккорд. Этот строй использован Джимми Пейджем в композиции Bron-Y-Aur Stomp в составе группы Led Zeppelin.

Модальный строй соль Modal G - DGCGCD

Этот строй имеет те же особенности, что и рассмотренный выше модальный строй ре (DADGAD), в нем удобно играть и мажорные и минорные песни.Джимми Пейдж использовал и такой строй. Он вообще использовал много нестандартных строев и был их популяризатором. Например, Rain song в совместном исполнении с Робертом Плантом.

Открытый соль минор Open G Minor - DGDGA#D

Опустив вторую струну на полтона, мы формируем из открытых струн минорный аккорд соль. Он использован в композиции Mist-Covered Mountains of Home гитариста John Renbourn и подражает лютне.

Открытый ля мажор Open A - EAEAC#E или EAC#EAE

Существует два варианта настройки. В первом случае мы поднимаем на тон вторую, третью и четвертую струны, формируя мажорный аккорд ля.

Во втором случае опускаем вторую струну на тон, третью на полтора тона, четвертую струну на полтона. Этот вариант часто встречается в композициях дельта-блюза, одного из самых ранних блюзовых течений.

Роберт Джонсон в песне Crossroads Blues использует слайд для игры в этом строе.

Открытый до мажор Open C - CGCGCE или CGCGGE

Шестая, пятая и четвертая струны повторяют drop-C, вторая струна поднята на полтона (или опущена на два тона), третья и первая – как в классике.

В этом строе написана песня Криса Корнелла Burden In My Hand, исполненная Soundgarden.

Существует еще множество более редких вариантов настройки. Ничто не мешает настроить музыканту инструмент так, как ему хочется или необходимо.

Приходите к нам, и мы научим вас играть на гитаре и находить нестандартные решения музыкальных проблем.

Гитара - один самых известных и в то же время непредсказуемых инструментов, способных затронуть самые чувственные струны души. Но и у самой гитары они имеются.

Мало кто обращает внимание на название струн на гитаре, считая это совершенно ненужным. А ведь зачастую исполнение любой композиции зависит именно от настройки. Любой диссонанс вызывает ассоциативное неприятие композиции в целом. Но в данном материале основное внимание будет уделено настройке инструмента и его использованию для начинающих музыкантов.

Название струн на гитаре: классический вариант

Вообще, классикой считается Однако можно вспомнить достаточно много примеров великих композиторов, которые предпочитали шести струнам семь (хотя бы Высоцкий).

Однако, согласно музыкальной теории и сольфеджио, названия струн не различаются вообще. Исходя из правил, установленных общей теорией музыки, ноты, по которым строится любой инструмент имеют свои названия и аббревиатуры в виде латинских символов и языковых интерпретаций. В нашем случае это:

  • C - до.
  • D - ре.
  • E - ми.
  • F - фа.
  • G - соль.
  • A - ля.
  • H - си (отдельно указывается B - си-бемоль).

(диезы, бемоли, бекары или их дубль-версии) применяются соответственно. Но струн всего 6.

Струна на гитаре вверху грифа совпадает по звучанию с первой внизу через три октавы. Поэтому и первая, и шестая являются как бы главенствующими, но только применительно к 6-струнному инструменту (основной строй производится именно в ми-миноре).

Ми-си-соль-ре-ля-ми: правильная ли последовательность в настройке

Достаточно часто многие начинающие гитаристы, пытающиеся постичь азы техники, сразу же сталкиваются с проблемой настройки, не зная, какая струна соответствует тому или ному символу в обозначении или звуку.

Если пройти перебором, последовательно от шестой струны до первой, выглядеть она будет как «ми-ля-ре-соль-си-ми». А вышеуказанная последовательность является обратной.

На бемольную последовательность такая секвенция не тянет, поскольку она должна выглядеть как «си-ми-ля-ре-соль-до-фа». Однако же, мы отвлеклись от темы.

Основной тон и настройка

Название струн, как уже понятно, является стандартным для любого инструмента. Что касается (6-струнной) делается это достаточно просто.

Есть несколько способов, из которых начинающему музыканту подойдет унисон открытой струны ниже по грифу, с той, что зажата на пятом ладу выше. Все струны, кроме третьей, строятся по этому правилу. Можно использовать эффект флажолетов на разных ладах (между собой струны вибрируют) или включить дисторшн-эффект, который добавит драйва и усилит вибрацию. То есть, перестраивать струны придется до полного совпадения в звучании. У профессиональных электрогитар для этого есть специальное устройство микроподстройки на деке).

Главные аккорды для начинающих

Нота «ля» у многих начинающих гитаристов, как правило, ассоциируется с аккордом, который является вторым по простоте применительно к гитарной технике.

Он состоит всего лишь из трех пальцев: два на втором ладу (четвертая и третья струна) и один на второй струне на первом ладу. Нота «ля» в данном случае выступает тоникой.

Но самым простым аккордом все-таки является ми-минорный аккорд. Всего две струны - пятая и четвертая на втором ладу. Мажорный аккорд в постановке от «ми» подразумевает зажатие третьей струны на втором ладу, а мажорный аккорд с тоникой «ля» и того проще - три пальца на втором ладу (вторая, третья и четвертая струна).

Прием баррэ

Хотя название струн на гитаре уже не вызывает непонимания, отдельно стоит отметить прием, называемый баррэ (зажатие указательным пальцем всего лада).

Любой стандартный аккорд можно построить именно с помощью этой техники. По сути, те же простейшие аппликации, указанные выше, можно применить к этому случаю, но только в роли баррэ выступает порожек возле колкового механизма на головке грифа.

Разновидности техники игры

Название струн на гитаре часто подчеркивается некими символами, хотя напрямую и не афишируется. К примеру, в стандартном варианте обозначаются третий, пятый, седьмой и двенадцатый лад (иногда девятый). У многих известных гитаристов можно встретить разного рода знаки, включая черепа или что-то еще. Такие гитары делаются на заказ.

И играть на любом инструменте достаточно сложно, будь то перебор, бой, тэппинг, слайдинг и т. д. С возникновением «примочек» техника вышла на новый уровень. Один только чего стоит… А современные гитаристы вообще демонстрируют такие чудеса техники, что просто в голове не укладывается.

Тот же Стив Вай, Марти Фридманн или Кирк Хэммэт - это же уникумы нашего времени. И они, кстати, хоть и знают классическую школу, далеко не всегда используют ее в своих импровизациях. Например, Фридман склонен играть квинтолями или по девять нот за проход. И техника у всех разнится. Но если задаться целью, нет ничего невозможного. Может, и современный читатель в будущем станет великим гитаристом, как знать?

Одной из проблем, с которыми сталкивается каждый гитарист во время обучения, является выбор гитарного строя. Гитарный строй определяется звучанием открытых струн, соответственно, переход в ту или иную тональность осуществляется настройкой струн на соответствующие ноты. Ниже приведен перечень самых широко используемых строев:

. «Испанский», или стандартный. Этот строй считается классикой. Именно с него начинается овладение техникой игры. Многие по завершении обучения продолжают играть в нем, так как данный строй является универсальным. Обозначение - EBGDAE, в соответствии со струнами (от 1й до 6й).

Drop D. Один из популярных строев, часто используемый в рок-музыке, особенно исполнителями хард-рока. Буквально переводится как «пониженный ре». Причина такого названия кроется в том, что в данном строю 6-я струна звучит на тон ниже, нежели в стандартном строю, то есть отвечает ноте ре (D). Подобный строй лучше всего звучит на электрогитаре.

Drop C. Этот гитарный строй, как и предыдущий, базируется на том, что шестая струна звучит на полный тон ниже, чем первая. Однако в случае с Drop C струны с первой по пятую сначала настраиваются ровно на тон ниже от стандартного строя. То есть у нас получается DAFCGC. В таком строе гитара звучит более низко и тяжело. Используется преимущественно в тяжелой музыке.

Open D. Данный строй чаще всего используют при игре на слайд-гитаре.

Повышенные и пониженные строи. Часто музыканты понижают или повышают гитарный строй на полтона, на тон или даже больше. Перестраивать можно все струны одинаково или по-разному. Однако (особенно классические) при игре в повышенном строю подвергаются риску получить повреждения.
. Инструментальный строй. Подразумевает в стандартный для другого инструмента строй. Можно ее настроить наподобие балалайки, чаранго, кифары.

Также хочется упомянуть, что гитара, в отличие от многих музыкальных инструментов, настроена не в квинтовом строе. Почему же, несмотря на то, что квинта дает самое чистое и приятное звучание, гитара настроена столь непонятным, на первый взгляд, способом? Ответ на этот вопрос более чем прост: стандартный гитарный строй обеспечивает наибольшую простоту и удобство игры.

С чего же начинать? Естественно, с овладения техникой игры в классическом (испанском) строе. Только изучив музыкальную грамоту, в особенности аккордов, вы сможете выбрать, в каком строю удобнее играть тот или другой аккорд, ту или иную песню. Стоит отметить, что новичку играть в альтернативном строю будет гораздо сложнее, в особенности если он не владеет техникой баррэ.

Если вы играете или планируете в дальнейшем играть на стоит особое внимание на геометрию грифа, особенно на высоту струн. Возможно, придется по-новому отстроить гитару во избежание провисания струн и дребезжания при игре в новом строю. Электрогитары для начинающих не рассчитаны на игру в альтернативных строях, и их звучание, например, в Drop C, может вас не обрадовать. Немпременно учтите это при покупке!

И даже выкладывал , правда на английском.
В общем, сегодня решил снова коснуться этой темы и рассмотреть наиболее распространенные из них.


Не лишним будет напомнить простые вещи. Если вы решили настроиться пониже, то для этого лучше взять потолще, а то в каком-нибудь Dropped обычная девятка будет просто болтаться и звенеть об лады. Если же вы решили сделать строй своей гитары повыше, то в этом случае можно взять струны потоньше, т.к. струны больших калибров, в это случае, могут быть очень тугими. Ну, и избыточную нагрузку на гриф тоже никто не отменял.

Так же, при кардинальной смене строя, будьте готовы к тому, чтобы заново , хотя может быть этого делать и не придется.

Итак, поехали.

Стандартный строй: E-A-D-g-b-e

В стандартном гитарном строе всем интервалы между струнами – это чистые кварты (пять полутонов), за исключением интервала между третьей струной (g) и второй струной (b), который является мажорной терцией (четыре полутона).

На полтона вниз: Eb-Ab-Db-gb-bb-eb

Этот гитарный строй также называют «Eb» - по ноте, на которую настроена самая толстая струна. Настройка гитары происходит точно так же, как в стандартном строе. Звуковые интервалы между струнами остается ровно такими же, но настройка каждой струны происходит ровно на один полутон ниже относительно стандартного строя. Строй Eb может использоваться по многим причинам, например, потому что струны становятся мягче, и делать бэнды становится легче или, для того, чтобы лучше соответствовать вокальному диапазону певца. Причин может быть много. Этот строй использовали Jimi Hendrix и Stevie Ray Vaughan.

На целый тон вниз: D-G-C-f-a-d

Этот строй так же называет «Строй D» - по ноте, на которую настроена самая толстая струна. Все тоже самое, как в предыдущем случае, за исключением того, что каждая струна настроена на тон ниже относительно стандартного строя. Этот строй используется по тем же причинам, как и «E?», струны при этом провисают еще больше, а делать бэнды еще легче. Тут я бы уже задумался об использовании струн более толстого калибра.
Если и этого для вас недостаточно, то можно продолжать и дальше. Т.е. опускать или каждую струну на равный интервал относительно стандартного строя. Алгоритм прост, главное – это подобрать струны соответствующего размера.

Drop-D: D-A-d-g-b-e

Дроп-D – это, наверно, один из самых популярных строев в хард-роке, алтернативе и прочей мазафаке. Кстати, не брезгуют им и фолковые гитаристы. Хотя они, вообще, большие любители альтернативных и нестандартных гитарных строев.
Опуская низкую струну E на один тон к D, мы добиваемся легкости игры поуэр-аккордами (power chords). Теперь их можно играть одним пальцем, просто зажав три толстых струны, 4-ю, 5-ю и 6-ю, соответственно. Строй Drop-D дает более «мясной» звук и расширяет к низу общий диапазон гитары относительно стандартного строя.
Кстати, этот строй не требует большой и долгой перестройки, что позволяет менять строй прямо «на ходу», при должной сноровке, конечно.
Для облегчения этой процедуры даже был придуман и сделан специальный девайс – D Tuner, который позволят буквально за секунду перестраивать шестую струну.

Двойной Drop-D: D-A-d-g-b-d

Двойной дроп-D – это любимый строй Нила Янга (Neil Young). Он идентичен обычному Drop-D, за исключением того, что высокая e тоже понижена на один тон относительно стандартного строя – до d. При таком раскладе получается, что 4-е высоких струны образуют аккорд соль-мажор, и это может быть удобно при игре слайдом. Этот строй, так же довольно быстро и легко получить из стандартного.

Drop-C: C-G-c-f-a-d

Этот строй поможет сделать звук вашей гитары более низким и «мясным» на перегрузе. Этот строй получается, если сначала перестроить гитару на тон ниже стандартного, а затем спустить 6-ю струну еще на тон.
Довольно низко, не находите? При таком строе явно нужны струны потолще. Тонкие явно будут болтаться, как сопли.
В общем, методика проста. Мы уже поняли, что такое Drop. А опускать ли на один тон, 2 или больше – это уж, как вам захочется. Всё будет упираться в калибр струн и ваше желание.

Строй D5: D-A-d-d-d-d

Этот строй относят к категории открытых строев, т.к. если все струны открыты то звучит аккорд D5. Такой строй довольно часто используется при игре слайдом. Чтобы получить такой строй нужно 3-ю струну опустить на 5 полутонов, 2-ю поднять на 3 полутона и 1-ю опустить на тон.
Встречаются вариации этого строя, в которых 3-ю струну поднимают до A, вместо того, чтобы опустить до D. Это дает две пятых ступени в различных октавах, что дает звуку некоторую глубину.

Строй Страуса: D-D-d-d-d-d

В этом строе все струны настроены на одну ноту. Говорят, что этот строй придумал Лу Рид (Lou Reed), пока был с Velvet Underground. Важное замечание: при таком строе вам определенно нужно собирать собственный комплект струн.

На сегодня, пожалуй, остановлюсь. Этим конечно, все альтернативные и нестандартные гитарные строи не исчерпываются.
Думаю, в скором времени подкину еще с десяток.

Многие гитаристы задаются вопросом о том, какие струны лучше подойдут под их строй. При выборе стоит помнить, что предпочтения по натяжению и диаметру струн - очень индивидуальная вещь. Именно по этой причине не стоит воспринимать информацию из данного материала как абсолютную истину: мы приведем самые обобщенные и усредненные данные, по которым вы сможете подобрать оптимальную толщину комплекта под свои предпочтения.

Для удобства чтения статьи мы будем использовать целые обозначения толщины струн (например, 9-42 вместо 0.009-0.042).

Факторы, влияющие на выбор толщины струн

  • Мензура гитары: чем она длиннее, тем сильнее будут натянуты струны при прочих равных условиях. В таблице ниже мы будем исходить из стандартной мензуры 25.5". Если вы обладатель гитары с меньшей мензурой, то вам нужно сделать небольшую корректировку и взять более толстый набор.
  • Натяжение струн: чем больше их натяжение, тем толще струны - соответственно, они обладают более мощным и объемным звучанием. Однако с другой стороны, струны с большей толщиной имеют меньшую амплитуду колебаний, из-за чего их звук не так насыщен обертонами, он более тусклый и плоский - особенно это слышно на тонких струнах без обмотки.
  • Третья струна: в большинстве комплектов она не имеет намотки (plain). В наборах с первой струной толщиной 12 и более третья струна обычно имеет оплетку (wound). В данном случае стоит учитывать, что оплетка увеличивает натяжение - о бендах на полтора-два тона придется забыть, хотя, с другой стороны, в пониженных строях третья струна wound звучит намного полнее и богаче.
  • Сегодня можно купить струны для гитары в сбалансированных наборах (8-38, 9-42, 10-46, 11-50, 12-54, 13-56 и др.) и несбалансированных (9-46, 10-52, 11-52, 12-56/60 и др.)

Первые обычно используются для стандартного строя либо строя, пониженного по всем струнам на равное количество полутонов. Второй тип идеально подойдет для любителей дроп-строев (6 струна понижена на целый тон), а также для тех, кто использует гибридные и открытые настройки гитары.

  • Самые толстые комплекты струн (12-60, 13-72 и т.д.) лучше подходят для гитар с удлиненной мензурой - баритонов . У них мензура составляет 26 и более дюймов, используются они в сильно пониженных строях (например, Standart A и ниже).

В принципе, подобные комплекты можно использовать и для инструментов со стандартной мензурой для глубоко пониженного строя, однако перед покупкой следует учесть пару нюансов:

  • Вам может просто не хватит возможностей регулировки мензуры на бридже, так как пониженный строй требует ее перенастройки. В таком случае поможет либо замена бриджа, либо переход на более тонкий комплект.
  • Используя более толстый комплект, вы расточите канавки под струны на верхнем порожке либо просто не сможете поместить в них струны. При обратном переходе на более тонкие струны, они будут болтаться в расточенных канавках, что затруднит точную настройку гитары.

Помимо этого, толстые струны могут не влезть в колок - его также придется расточить.

Какие струны подойдут под определенный строй

Строй гитары

Подходящие комплекты струн

Standart E

8-38 - специфический набор, который подойдет, скорее, опытным музыкантам. Очень малый диаметр позволяет делать микробенды просто благодаря более сильному прижатию струны к ладам (особенно это эффективно применяется при скалопированом грифе). Из известных музыкантов фанатом такого набора является Ингви Мальмстин

9-42 - подойдут начинающему музыканту, ставятся на все серийные гитары Fender

10-46 - пожалуй, наиболее популярный калибр для стандартного строя: идеальный баланс между удобством и понотой звучания

9,5-44 - компромиссный набор для любителей динамичного звучания и частых бендов

11-50 - излюбленный комплект музыкантов, исполняющих блюз и нетяжелый рок: позволяет раскачать дерево гитары на полную мощность

12-54 - подойдет, например, для гитар с пустотами внутри деки при исполнении джаза и блюза. Высокое натяжение

9-46 - аналогичный классическому комплекту 9-42 набор для drop-строя

10-52 - аналог комплекта 10-46 для drop-строя

10-50 - не очень популярный комплект, который по мнению многих музыкантов более сбалансирован для дропа и более приятен при игре, нежели 10-52

10-60 - несбалансированный комплект для тех, кто играет тяжелую музыку, такой набор использует Закк Уайлд

11-54 - яркий и мощный звук при игре гармонических партий на низких струнах

11-56 - самый объемный и глубокий звук, подойдет музыкантам с сильными пальцами

Standart D

10-46 - легкие бенды, натяжение ниже среднего. Для певучих лид-партий

11-50 - отлично сбалансированное натяжение

12-54 - натяжение выше среднего: мечта каждого блюзмена

13-56 - сильное натяжение, глубокий и мощный тон

10-60 - неплохой выбор и для данного строя: 1-3 струны хорошо тянутся, низкие струны звучат монолитно и глубоко

11-52 - минимальная толщина для данного строя, натяжение ниже среднего

11-54 - классический набор для drop C

11-56 - усиленный звук низких струн, разница ощутима не всегда

12-54 - более толстые высокие струны, подойдет, скорее, для игры гармонических партий

12-60 - сильное натяжение, хороший выбор для тяжелой музыки с минимальным количеством лид-партий

Standart A

14-68 - среднее натяжение, отличный баланс

Полезный совет: если вы хотите настроить гитару в B Standart или ниже, то подумайте лучше о покупке баритона или 7-струнной гитары - нужно понимать, что не все типы 6-струнных электрогитар предназначены для экспериментов с сильным понижением строя.

Повторим, что данные рекомендации являются условными и отчасти субъективными. Достаточно вспомнить великого SRV, который для строя Standart Eb использовал комплект 13-56: поэтому самое важное - это ваши ощущения. Попробуйте несколько разных комплектов, поэкспериментируйте - и вы непременно найдете оптимальный набор для своей музыки!

По материалам статьи Калганникова Егора, 12.2013.