Главный герой романа горячий снег. Рассказ «Горячий снег. Ожесточенные бои под Сталинградом

Рассказ «Горячий снег»

«Горячий снег» Юрия Бондарева, появившийся в 1969 году, после «Тишины» и «Родственников», возвращал нас к военным событиям зимы 1942 года.

«Горячий снег», если сравнить его с предыдущими романами и повестями автора, произведение во многих отношениях новое. И прежде всего по новому ощущению жизни и истории. Этот роман возник и развернулся на более широком основании, что сказалось в новизне и богатстве его содержания, более масштабного и философически размышляющего, тяготеющего к новой жанровой структуре. И вместе с тем он часть биографии самого писателя. Биографии, понимаемой как непрерывность жизни человека и человечества.

В 1995 году праздновали 50-летие великой победы русского народа, победы в Великой Отечественной войне. Столько лет прошло, но не может стереться в памяти та великая эпоха, тот великий подвиг русского народа. С тех пор прошло более 50 лет. С каждым годом остаётся всё меньше и меньше людей, чья юность совпала с тем страшным временем, кому пришлось жить, любить и защищать Родину в трагические "сороковые роковые". Воспоминания о тех годах запечатлены во многих пр-иях. События, отраженные в них, не позволяют нам, современным читателям, забыть великий подвиг народа.*** "А зори здесь тихие..." Б.Васильева, "Сашка" Б.Кондратьева, "Иван" и "Зося" В.Богомолова - во всех этих и многих других замечательных книгах о войне нераздельно слились "война, беда, мечта и юность". В тот же ряд можно поставить и роман Ю.Бондорева "Горячий снег".*** Действие пр-ия происходит в 1942 году. Идут жестокие бои под Сталинградом. В этот переломный момент решается дальнейший ход всей войны. На фоне глобального исторического события показаны судьбы отдельных людей, причудливое переплетение воинской доблести, трусости, любви и духовного взросления героев.***Автор неоднократно подчеркивает молодость бойцов, их безусые лица, пушок на лице, никогда не знавшем бритвы, ведь армия генерала Бессонова была сформирована из солдат, впервые идущих в бой. *** Молодости свойственны беспечность, мечты о подвиге и славе. Сын генерала Бессонова, окончив пехотное училище, был назначен в действующую армию. "Сияя малиновыми кубиками, щегольски скрипя командирским ремнём, портупеей, весь праздничный, счастливый, парадный, но, казалось, несколько игрушечный", он с восторгом говорил: "А теперь, слава богу, на фронт, дадут роту или взвод - всем выпускникам дают, - и начнется настоящая жизнь". Но в эти мечты о славе и подвигах вторгается суровая действительность. Армия, в кот. служл Виктор Бессонов, была окружена, он попал в плен. Атмосфера всеобщего недоверия к пленным, характерная для того времени, ясно гворит о будущем сыне Бессонова. Юноша погибнет либо в плену, либо в советском лагере. *** Не менее трагична судьба юного солдата Сергуненкова. Он вынужден выполнять бессмысленный невыполнимый приказ своего командира Дроздовского - уничтожить вражескую самоходку и идти при этом на верную смерть.*** "Товарищ лейтенант, вас очень прошу, - прошептал он одними губами, - ежели со мной что... мамаше сообщите: без вести, мол, я... У ней более никого..." *** Сергуненков был убит. *** Испытывал искренние патриотические чувства и лейтенант Давлатян, вместе с Кузнецовым сразу из училища отправленный на фронт. Он признавался другу:"Я так мечтал попасть на передовую, я так хотел подбить хоть один танк!" Но был ранен в первые минуты боя. Немецкий танк полностью раздавил его взвод."Бессмысленно, бессмысленно всё со мной. Почему мне не везёт? Почему я невезучий?" - плакал наивный мальчик. Он сожалел, что не видел настоящего боя. Кузнецов, целый день сдерживавший танки, смертельно уставший, поседевший за удни сутки, говорит ему: "Я завидую тебе, Гога". За день войны Кузнецов стал старше на двадцать лет. Он видел смерть Касымова, Сергуненкова, помнил сжавшуююся калачиком на снегу Зою.*** Этот бой объединил всех: солдат, командиров, генералов. Все они стали близки между собой по духу. Угроза смерти и общее дело стерли границы между чинами. После боя Кузнецов устало и спокойно делал доклад генералу."Голос его по-уставному ещё силился набрать бесстрастную и ровную крепость;в тоне, во взгляде сумрачная, немальчишеская серьёзность, без тени робости перед генералом".*** Война ужасна, она диктует свои жестокие законы, ломает судьбы людей, но не всех. Человек, попадая в экстремальные ситуации, проявляет себя неожиданно, полностью раскрывается, как личность. Война - проверка характера. Перичем могут проявиться как хорошие, так и плохие черты, которые в обычной жизни незаметны. *** Два главных героя романа, Дроздовский и Кузнецов, проходили такую проверку в бою.*** Кузнецов не смог послать товарища под пули, сам оставаясь в это время в укрытии, а разделил участь бойца Уханова, отправившись вместе с ним на выполнение задания.*** Дроздовский же, попав в недобрую ситуацию, не смог переступить через своё "я". Он искренне мечтал отличиться в бою, совершить геройский поступок, но в решительный момент струсил, послав солдата на смерть, - имел право приказывать. И любые оправдания перед товарищами были бессысленны.*** Наряду с правдивым показом фронтовых будней. главным в романе Ю.Бондарева является также изображение духовного мира людей, тех тонких и сложных отношений, которые складываются во фронтовой обстановке. Жизнь сильнее войны, герои молоды, хотят любить и быть любимыми.*** Дроздовский и Кузнецов полюбили одну и ту же девушку - санинструктора Зою. Но в любви Дроздовского больше эгоизма, чем истинного чувства. И это проявилось в эпизоде, когда он приказывает Зое в составе группы бойцов отправиться на поиски обмороженных разведчиков. Зоя смертельно ранена, но Дроздовский в этот момент думает не о ней, а о своей жизни. Кузнецов же во время обстрела батареи закрывает её своим телом. Он никогда не простит Дроздовскому её бессмысленной смерти.*** Правдиво изображая войну, писатель показывает, насколько она враждебна жизни, любви, человеческому существованию, особенно юности. Он хочет, чтобы мы все, живущие в мирное время, ощутили сильнее, как много мужества и духовной стойкости потребовала от человека та война.

О минувшей войне необходимо знать все. Надо знать и чем она была, и с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была для нас ПОБЕДА. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли. В таком вопросе, как этот, не должно быть и не может быть забвенья.

К.Симонов

Прошло немало лет с тех пор, как отгремели победные залпы Великой Отечественной войны. И чем дальше уходим мы от той войны, от тех суровых сражений, чем меньше остаётся в живых героев того времени, тем дороже, ценнее становится военная летопись, которую создавали и продолжают создавать писатели. В своих произведениях они воспевают мужество и героизм нашего народа, нашей доблестной армии, миллионов и миллионов людей, вынесших на своих плечах все тяготы войны и совершивших подвиг во имя мира на Земле.

Над советскими фильмами про войну трудились замечательные режиссеры и сценаристы своего времени. Они вдохнули в них частички своей скорби, своего уважения. Эти фильмы приятно смотреть, потому что в них вкладывали душу, ведь режиссеры понимали, как важно то, что хотят они передать, показать. На фильмах про войну растут поколения, ведь каждый из этих фильмов - настоящий урок мужества, совести и доблести.

В своем исследовании мы хотим сравнить роман Ю.В. Бондарева «Горячий снег» и фильм Г.Егиазарова «Горячий снег»

Цель: сравнить роман Ю.В. Бондарева «Горячий снег» и фильм Г.Егиазарова «Горячий снег».

Задачи:

Рассмотреть, как в фильме передан тект романа: сюжет, композиция, изображение событий, героев;

Совпадает ли наше представление о Кузнецове и Дроздовском с игрой Б.Токарева и Н.Еременко;

Что больше взволновало – книга или фильм.

Методы исследования:

Подбор текстовых и наглядных материалов по теме проекта;

Систематизация материала;

Разработка презентации.

Метапредметные учебно -информационные умения:

Умение извлекать информацию из разных источников;

Умение составлять план;

Умение отбирать материал по заданной теме;

Умение составлять письменные тезисы;

Умение подбирать цитаты.

Роман «Горячий снег» был написан Бондаревым в 1969 году. К этому времени писатель был уже признанным мастером отечественной прозы. К созданию этого произведения его подвигла солдатская память:

« Я вспоминал многое, что за протяжённостью лет стал забывать: зиму 1942-го, холод, степь, ледяные траншеи, танковые атаки, бомбёжки, запах гари и горелой брони…

Конечно, если бы я не принимал участия в сражении, которое 2-ая гвардейская армия вела в заволжских степях в лютый декабрь 42-го года с танковыми дивизиями Манштейна, то, возможно, роман был бы несколько иным. Личный опыт и время, что пролегло между той битвой и работой над романом, позволили мне написать именно так, а не иначе ».

В романе рассказывается о грандиозной Сталинградской битве, битве, которая привела к коренному перелому в войне. Мысль о Сталинграде становится в романе центральной.

Фильм «Горячий снег» (режиссёр Гавриил Егиазаров) является экранизацией одноименного романа писателя-фронтовика Юрия Васильевича Бондарева . В фильме «Горячий снег», как в романе, с бесстрашной правдивостью и глубиной воссоздана трагедия войны, жизнь человека на фронте. Долг и отчаяние, любовь и смерть, огромное желание жить и самопожертвование во имя Родины – все смешалось в жестоком сражении, где личные судьбы солдат, офицеров, санинструктора Тани (в романе Зои) становятся общей судьбой. Небо и земля раскалываются от взрывов и огня, даже снег кажется в этой битве горячим…

Еще не начался бой, а зритель, что называется, кожей чувствует лютый мороз, и надвигающуюся тревогу перед близким встречным боем, и всю тяжесть повседневной солдатской работы… Особенно же удались батальные сцены - они суровы, без излишних пиротехнических эффектов, полны истинного драматизма. Тут кинематограф не столько красив, как нередко бывает в батальных фильмах, сколько мужественно правдив. Бесстрашная правда солдатского подвига - бесспорное и важное достоинство картины.

Один из важнейших конфликтов в романе - конфликт между Кузнецовым и Дроздовским. Этому конфликту отдано немало места, он возникает очень резко и легко прослеживается от начала до конца. Поначалу напряженность, уходящая еще в предысторию романа; несовместимость характеров, манер, темпераментов, даже стиля речи: мягкому, раздумчивому Кузнецову, кажется, трудно выносить отрывистую, командную, непререкаемую речь Дроздовского. Долгие часы сражения, бессмысленная гибель Сергуненкова, смертельное ранение Зои, в котором отчасти повинен Дроздовский, - все это образует пропасть между двумя молодыми офицерами, нравственную несовместимость их существований.

В фильме предпринимается успешная попытка психологического углубления, индивидуализации некоторых характеров, исследуется их нравственная проблематика. Выдвинутые на передний план фигуры лейтенантов Дроздовского (Н. Еременко) и Кузнецова (Б. Токарев) разъединены не одним лишь несходством характеров.

В романе многое значила их предыстория, рассказ о том, Дроздовский, с его «властным выражением тонкого бледного лица», был в училище любимцем командиров-строевиков, а Кузнецов ничем особенным не выделялся.

В картине для предыстории нет места, и режиссёр, что называется, на ходу, на марше разводит персонажи. Отличие их характеров просматривается даже в том, как они отдают приказы. Возвышающийся на лошади, перетянутый ремнем Дроздовский командирски непреклонен и резок. Кузнецов, глядя на привалившихся к лафету солдат, забывшихся в коротком отдыхе, медлит с командой «подъем».

В финале пропасть эта обозначается еще резче: четверо уцелевших артиллеристов освящают в солдатском котелке только что полученные ордена. Орден получил и Дроздовский, ведь для Бессонова, который наградил его, - он уцелевший, раненый командир выстоявшей батареи, генерал не знает о тяжкой вине Дроздовского и скорее всего никогда не узнает. В этом тоже реальность войны. Но недаром писатель оставляет Дроздовского в стороне от собравшихся у солдатского котелка.

В фильме раненого комбата мы также видим в стороне от бойцов, возможно, он что-то для себя понял…

Наверное, самое загадочное из мира человеческих отношений в романе - это любовь между Кузнецовым и Зоей. Обманувшись поначалу в лейтенанте Дроздовском, лучшем тогда курсанте, Зоя на протяжении всего романа, открывается нам как личность нравственная, цельная, готовая на самопожертвование, способная объять своим сердцем боль и страдания многих.

В картине показана возникающая любовь между Кузнецовым и Таней. Война, с её жестокостью и кровью способствовала стремительному развитию этого чувства. Ведь эта любовь складывалась в те короткие часы марша и сражения, когда нет времени для размышлений и анализа своих переживаний. И начинается все это с тихой, непонятной ревности Кузнецова к отношениям между Таней и Дроздовским. Через короткий промежуток времени Кузнецов уже горько оплакивает погибшую девушку. Когда Николай вытирал мокрое от слез лицо, снег на рукаве его ватника был горячим от его слез…

Вывод: Роман Бондарева стал произведением о героизме и мужестве, о внутренней красоте нашего современника, победившего фашизм в кровавой войне. В «Горячем снеге» нет таких сцен, в которых бы впрямую говорилось о любви к Родине, нет и подобных рассуждений. Любовь и ненависть герои выражают своими подвигами, поступками, смелостью, поразительной решительностью. Вот это, наверное, и есть настоящая любовь, а слова мало что значат. Писатели помогают нам увидеть, как совершается великое, состоящее из малого.

В фильме «Горячий снег» с жестокой прямотой показывается, какое всё-таки война чудовищное разрушение. Гибель героев накануне победы, преступная неизбежность смерти вызывает протест против жестокости войны и развязавших ее сил.

Фильму более 40 лет, уже нет в живых многих замечательных актёров: Г. Жжёнова, Н. Еременко, В. Спиридонова, И. Ледогорова и других, но фильм помнят, его с интересом смотрят люди разных поколений, он не оставляет зрителей равнодушными, напоминает молодым людям о кровопролитных боях , учит беречь мирную жизнь.

Прошло немало лет с тех пор, как отгремели победные залпы Великой Отечественной войны.Совсем скоро (2 февраля 2013 года) страна будет отмечать 70-летие сталинградской битвы. И сегодня время раскрывает перед нами новые подробности, незабываемые факты и сорбытия тех героических дней. Чем дальше уходим мы от тех героических дней, тем ценнее становится военная летопись.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОГВ(С)ОКУ В(С)ОШ при

ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области

Урок литературы на Всероссийскую Интернет-конференцию

« ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЗЕМЛЯ РУССКАЯ»



подготовила

учитель русского языка и литературы

Заслуженный учитель Российской Федерации

Васенина Тамара Александровна

г. Омутнинск - 2012

«Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева «Горячий снег»

(к 70-летию Сталинградской битвы).

Цели:

  1. Образовательная – уяснить суть происшедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны; вызвать у учащихся интерес к литературе на военную тематику, к личности и творчеству Ю.Бондарева, в частности к роману «Горячий снег», выявить позицию героев романа по отношению к вопросу о подвиге, создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах лейтенантов Дроздовского и Кузнецова и др. Показать духовные искания главных героев романа. Протест писателя – гуманиста против попрания естественного права человека на жизнь.

2. Воспитательная – показать, что внимание автора сосредоточено на поступках и состояниях человека; помочь учащимся осознать огромную актуальность произведений о войне и поднятых в них проблем; содействовать формированию собственной точки зрения учащихся по отношению к такому понятию как война; создать ситуации, при которых учащиеся поймут, какие бедствия и разрушения несет война, но когда решается судьба Родины, тогда все берут в руки оружие, тогда все встают на её защиту.

3. Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения. ; продолжить формирование навыка анализа художественного произведения; продолжить воспитание чувств патриотизма и гордости за свою страну, свой народ.

Метапредметные учебно -информационные умения:

Умение извлекать информацию из разных источников;

Умение составлять план;

Умение отбирать материал по заданной теме;

Умение составлять письменные тезисы;

Умение подбирать цитаты;

Умение составлять таблицы.

Оборудование: портрет Ю.В.Бондарева, тексты худ. произведения, кинофрагменты фильма Г. Егиазарова « Горячий снег»

Методические приемы : Учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

Эпиграф на доске :

О минувшей войне необходимо знать все. Надо знать и чем она была, и с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была для нас ПОБЕДА. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли. В таком вопросе, как этот, не должно быть и не может быть забвенья.

К.Симонов

Время проведения : 90 минут

Подготовка к уроку

Подготовить сообщения:

1. Путь дивизии к Сталинграду (главы 1 и 2);

2. Бой батарейцев (главы 13 – 18);

3. Смерть санинструктора Зои (глава 23);

4 Допрос немецкого майора Эриха Дица (глава 25).

5. Два лейтенанта.

6.Генерал Бессонов.

7. Любовь в романе «Горячий снег».

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

Прошло немало лет с тех пор, как отгремели победные залпы Великой Отечественной войны. Совсем скоро страна будет отмечать 70-летие ПОБЕДЫ в СТАЛИНГРАДСКОЙ битве (2 февраля 1943 года). Но и сегодня время раскрывает перед нами новые подробности, незабываемые факты и события тех героических дней. И чем дальше уходим мы от той войны, от тех суровых сражений, чем меньше остаётся в живых героев того времени, тем дороже, ценнее становится военная летопись, которую создавали и продолжают создавать писатели. В своих произведениях они воспевают мужество и героизм нашего народа, нашей доблестной армии, миллионов и миллионов людей, вынесших на своих плечах все тяготы войны и совершивших подвиг во имя мира на Земле.

Великая Отечественная война потребовала от каждого человека напряжения всех его душевных и физических сил. Она не только не отменила, но сделала ещё более острыми нравственные проблемы. Ведь ясность целей и задач на войне не должна была служить оправданием какой-либо моральной неразборчивости. Она не освобождала человека от необходимости в полной мере отвечать за свои поступки. Жизнь на войне - это жизнь со всеми её духовными и нравственными проблемами и трудностями. Сложнее всего в ту пору приходилось писателям, для которых война была настоящим потрясением. Они были переполнены увиденным и пережитым, поэтому стремились правдиво показать, какой высокой ценой досталась нам победа над врагом. Те писатели, которые пришли в литературу после войны, а в годы испытаний сами воевали на передовой, отстаивали своё право на так называемую «окопную правду». Их творчество получило наименование «прозы лейтенантов».. Излюбленный жанр этих писателей - лирическая повесть, написанная от первого лица, пусть не всегда строго автобиографичная, но насквозь пропитанная авторскими переживаниями и воспоминаниями о фронтовой юности. В их книгах на смену общим планам, обобщённым картинам, панорамным рассуждениям, героической патетике пришёл новый опыт. Он заключался в том, что войну выиграли не только штабы и армии, в их собирательном значении, но и простой солдат в серой шинели, отец, брат, муж, сын. Эти произведения высветили крупные планы человека на войне, его душу, жившую болью по оставленным в тылу родным сердцам, его веру в себя и своих товарищей. Конечно, у каждого писателя была своя война, но обыденный фронтовой опыт почти не имел отличий. Они смогли донести его до читателя так, что артиллерийская канонада и автоматные очереди не заглушают стонов и шёпота, а в пороховом дыму и пыли от взорвавшихся снарядов и мин можно разглядеть в глазах людей решимость и страх, муку и ярость. И ещё одно общее есть у этих писателей - это «память сердца», страстное желание поведать правду о той войне.

В иной художественной манере повествует о героических качествах народа Ю. Бондарев в романе «Горячий снег». Это произведение о беспредельных возможностях людей, для которых защита Родины, чувство долга являются органической потребностью. В романе рассказывается о том, как, несмотря на возрастающие трудности и напряжение, в людях усиливается воля к победе. И всякий раз кажется: вот уже предел человеческих возможностей. Но солдаты, офицеры, генералы, измотанные боями, бессонницей, постоянным нервным напряжением, находят силы снова вступать в поединок с танками, идти в атаку, спасать товарищей . (Серафимова В.Д. Русская литература второй половины двадцатого века. Учебный минимум для абитуриентов. - М.: Высшая школа, 2008. - с. 169..)

История создания романа «Горячий снег»

(Сообщение ученика)

Роман «Горячий снег» был написан Бондаревым в 1969 году. К этому времени писатель был уже признанным мастером отечественной прозы. К созданию этого произведения его подвигла солдатская память (далее написанное курсивом зачитать выразительно):

« Я вспоминал многое, что за протяжённостью лет стал забывать: зиму 1942-го, холод, степь, ледяные траншеи, танковые атаки, бомбёжки, запах гари и горелой брони…

Конечно, если бы я не принимал участия в сражении, которое 2-ая гвардейская армия вела в заволжских степях в лютый декабрь 42-го года с танковыми дивизиями Манштейна, то, возможно, роман был бы несколько иным. Личный опыт и время, что пролегло между той битвой и работой над романом, позволили мне написать именно так, а не иначе ».

В романе рассказывается о грандиозной Сталинградской битве, битве, которая привела к коренному перелому в войне. Мысль о Сталинграде становится в романе центральной. Здесь повествуется о грандиозной битве наших войск с дивизиями Манштейна, пытающимися прорваться к окружённой группировке Паулюса. Но враг столкнулся с таким сопротивлением, которое превосходило всякие человеческие возможности. Даже сейчас с каким-то удивлённым уважением вспоминают о силе духа советских воинов те, кто в минувшей войне был на стороне гитлеровцев. И совсем не случайно уже престарелый отставной фельдмаршал Манштейн отказался встретиться с писателем Ю.Бондаревым, узнав, что тот работает над книгой о Сталинградской битве.

Роман Бондарева стал произведением о героизме и мужестве, о внутренней красоте нашего современника, победившего фашизм в кровавой войне. Рассказывая о создании романа «Горячий снег», Ю.Бондарев так определил понятие героизма на войне:

« Мне кажется, героизм – это постоянное преодоление в сознании своём сомнений, неуверенности, страха. Представьте себе: мороз, ледяной ветер, один сухарь на двоих, замерзшая смазка в затворах автоматов; пальцы в заиндевевших рукавицах не сгибаются от холода; злоба на повара, запоздавшего на передовую; отвратительное посасывание под ложечкой при виде входящих в пике «юнкерсов»; гибель товарищей… А через минуту надо идти в бой, навстречу всему враждебному, что хочет убить тебя. В эти мгновения спрессована вся жизнь солдата, эти минуты – быть или не быть, это миг преодоления себя. Это героизм «тихий», вроде скрытый от постороннего взгляда. Героизм в себе. Но он определил победу в минувшей войне, потому что воевали миллионы».

Обратимся к названию романа «Горячий снег»

В одном интервью Ю.Бондарев отметил, что название книги – труднейшее звено творческого поиска, ведь первое ощущение рождается в душе читателя от названия романа. Название романа – это краткое выражение его идеи. Заглавие «Горячий снег» символично, многозначно. Первоначально роман был назван «Дни милосердия».

Какие эпизоды помогают понять название романа?

Каков смысл названия «Горячий снег?

Дома вы должны были подобрать эпизоды, помогающие раскрыть идейный замысел писателя .

Делают сообщение подготовленные ученики.

Давайте еще раз вернемся к этим эпизодам:

1. путь дивизии к Сталинграду (главы 1 и 2);

(Сформированную армию Бессонова срочно перебрасывают под Сталинград. Эшелон мчался по полям, завьюженным белой мутью, « низкое, без лучей солнце грузным малиновым шаром висело над ними». За окном волны нескончаемых сугробов, утренний покой, тишина: «Заискрились под солнцем крыши деревеньки, зеркалами вспыхивали приваленные пышными сугробами низкие оконца» На эшелон пикировала тройка «мессершмиттов». Искрящийся снег, который ещё совсем недавно поражал своей чистотой, становится врагом: на белом безбрежном поле беззащитны солдаты в серых шинелях и полушубках ).

2. бой батарейцев (главы 13 – 18);

(Горящий снег подчеркивает масштабность и трагизм боя, который всего лишь эпизод великой битвы на Волге, беспредельность человеческих возможностей, когда решается участь Родины. Все было исковеркано, опалено, недвижно мертво. «… молниеносные секунды мгновенно стерли с земли всех, кто был здесь, людей его взвода, которых он по-человечески ещё не успел узнать… Снежная крупа намела белые островки, и «кузнецов поразился этой равнодушной отвратительной белизне снега».

3. смерть санинструктора Зои (глава 23);

(После гибели Зои Елагиной Кузнецов вместо радости человека, оставшегося в живых, испытывает неотступное чувство вины: шуршит снежная крупа, белеет запорошенный снегом бугорок с санитарной сумкой…Кузнецову казалось, что сейчас выйдет из сумрака Зоя, чернота её глаз блеснет из-за бахромы инея на ресницах, и она скажет шепотом: «Кузнечик, тебе и мне приснилось, что я погибла»… что-то жарко и горько сдвинулось в его горле… Он плакал так одиноко, задушевно и отчаянно впервые в жизни, и, когда вытирал лицо, снег на рукаве ватника был горячим от слез». Снег становится горячим от глубины человеческого чувства .)

4 допрос немецкого майора Эриха Дица (глава 25).

(Майор Диц за полторы недели до Сталинградской битвы прибыл из Франции. Бескрайние русские просторы показались ему десятками Франций». Его пугали пустые зимние степи и беспредельные снега. «Франция – это солнце, юг, радость… - говорит майор Диц. – А в России горит снег»

Два лейтенанта (Анализ эпизода и кинофрагмента)

(Кузнецов – недавний выпускник военного училища. Он обладает человечностью, нравственной чистотой, пониманием ответственности за судьбы товарищей. Он не мыслит себя вне людей и над ними.)

Всем своим творчеством Ю. Бондарев утверждает мысль, что истинная героика обусловлена нравственным миром личности, её пониманием своего места в общенародной борьбе. И лишь тот способен подняться до героического поступка, подвига, кто живет единой жизнью с народом, всего себя отдавая общему делу, не заботясь о личном преуспевании. Именно таким человеком показан в романе лейтенант Кузнецов. Кузнецов постоянно находится в тесном общении с товарищами.

(Для Дроздовского главным в жизни было желание выделиться, подняться над другими. Отсюда внешний лоск, требование беспрекословного выполнения любого его приказания, высокомерие в общении с подчиненными. В Дроздовском многое идет от желания произвести впечатление. На самом деле он слаб, эгоистичен. Он лишь упивается своей властью над подчиненными, не чувствуя никакой ответственности перед ними. Такая власть неразумна и аморальна. В критических обстоятельствах он демонстрирует безволие истеричность, неумение воевать. Со своей женой, Зоей Елагиной, он обращается, как с рядовым подчиненным. Он боится открыть перед товарищами, что она его жена. После боя, после смерти Зои Дроздовский окончательно внутренне сломлен и вызывает к себе лишь презрение оставшихся в живых батарейцев.)

Дроздовский - одинок.

ВЫВОД. Один из важнейших конфликтов в романе - конфликт между Кузнецовым и Дроздовским. Этому конфликту отдано немало места, он обнажается очень резко и легко прослеживается от начала до конца. Поначалу напряженность, уходящая еще в предысторию романа; несогласуемость характеров, манер, темпераментов, даже стиля речи: мягкому, раздумчивому Кузнецову, кажется, трудно выносить отрывистую, командную, непререкаемую речь Дроздовского. Долгие часы сражения, бессмысленная гибель Сергуненкова, смертельное ранение Зои, в котором отчасти повинен Дроз-довский, - все это образует пропасть между двумя молодыми офицерами, нравственную несовместимость их существований.

В финале пропасть эта обозначается еще резче: четверо уцелевших артиллеристов освящают в солдатском котелке только что полученные ордена, и глоток, который каждый из них сделает, это прежде всего глоток поминальный - в нем горечь и горе утрат. Орден получил и Дроздовский, ведь для Бессонова, который наградил его, - он уцелевший, раненый командир выстоявшей батареи, генерал не знает о тяжкой вине Дроздовского и скорее всего никогда не узнает. В этом тоже реальность войны. Но недаром писатель оставляет Дроздовского в стороне от собравшихся у солдатского котелка.

Два командира (анализ эпизода и просмотр кинофрагмента)

(Генерал Бессонов стал наибольшей удачей среди образов военачальников. Он строг с подчинёнными, сух в обращении с окружающими. Такое представление о нём подчёркивают уже первые портретные штрихи (стр. 170). Он знал, что в суровых испытаниях войны необходима жестокая требовательность к себе и другим. Но чем ближе мы знакомимся с генералом, тем всё более отчётливо начинаем обнаруживать в нём черты человека совестливого и глубокого. Внешне сухой, не склонный к откровенным излияниям, трудно сходящийся с людьми, он обладает талантом военного командира, организатора, пониманием солдатской души, а вместе с тем властностью, непреклонностью. Ему далеко не безразлична цена, какой будет достигнута победа (стр. 272). Бессонов не прощает слабостей, не приемлет жестокость. Глубина его духовного мира, его душевная щедрость раскрываются в переживаниях за судьбу без вести пропавшего сына, в горестных раздумьях о погибшем Веснине

(Веснин – человек скорее штатский. Он словно бы смягчает суровость Бессонова, становится мостиком между ним и генеральским окружением. У Веснина, как и у Бессонова, «подпорчена» биография: родной брат первой жены в конце тридцатых был осуждён, о чём прекрасно помнит начальник контрразведки Осин. Только намечена в романе семейная драма Веснина: о причинах его развода с женой можно только догадываться. Кстати, в этом вообще особенность прозы Ю.Бондарева, часто лишь намечающего проблему, но не развивающего её, как, например, в случае с сыном Бессонова. Гибель Веснина в бою хотя и может считаться героической, однако отчасти сам Веснин, отказавшийся отступить, оказался виновен в трагическом исходе стычки с немцами.

ТЕМА ЛЮБВИ в романе. (Сообщение ученика и анализ кинофрагмента )

Наверное, самое загадочное из мира человеческих отношений в романе - это возникающая между Кузнецовым и Зоей любовь.

Война, ее жестокость и кровь, ее сроки, опрокидывающие привычные представления о времени, - именно она способствовала столь стремительному развитию этой любви. Ведь это чувство складывалось в те короткие часы марша и сражения, когда нет времени для размышлений и анализа своих чувств. И начинается все это с тихой, непонятной ревности Кузнецова к отношениям между Зоей и Дроздовским. А вскоре - так мало времени проходит - Кузнецов уже горько оплакивает погибшую Зою, и именно из этих строчек взято название романа, когда Кузнецов вытирал мокрое от слез лицо, «снег на рукаве ватника был горячим от его слез».

Обманувшись поначалу в лейтенанте Дроздовском, лучшем тогда курсанте, Зоя на протяжении всего романа, открывается нам как личность нравственная, цельная, готовая на самопожертвование, способная объять своим сердцем боль и страдания многих. Она как бы проходит через множество испытаний, от назойливого интереса до грубого отвержения. Но ее доброты, ее терпения и участливости достает на всех, она воистину сестра солдатам. Образ Зои как-то незаметно наполнил атмосферу реальность женским началом, лаской и нежностью.

Горячий снег (стихотворение посвящено Юрию Бондареву) Просмотр последних кадров кинофильма Г.Егиазарова, где звучит песня на слова М.Львова «Горячий снег» или читает подготовленный ученик.

Клубились яростно метели

По Сталинградской по земле

Артиллерийские дуэли

Кипели бешено во мгле

Дымились потные шинели

И шли солдаты по земле.

Машинам жарко и пехоте

И наше сердце не в броне.

И падал в битве человек

В горячий снег, в кровавый снег.

Смертельной битвы этой ветер,

Как бы расплавленный металл

Сжигал и плавил все на свете,

Что даже снег горячим стал.


И за чертой – последней, страшной,

Бывало, танк и человек

Встречались в схватке рукопашной,

И превращался в пепел снег.

Хватал руками человек

Горячий снег, кровавый снег.

Опали белые метели

Цветами стали по весне.

Большие годы пролетели,

А ты все сердцем – на войне,

Где отпевали нас метели,

Где в землю лучшие легли.

…А дома – мамы поседели.

…У дома – вишни зацвели.

А у тебя в глазах навек –

Горячий снег, горячий снег…

1973 год

Минута молчания. Читается текст (подготовленный ученик)

Из сообщения Совинформбюро.

Сегодня, 2 февраля, войска Донского фронта полностью закончили ликвидацию немецко-фашистских войск, окруженных в районе Сталинграда. Наши войска сломили сопротивление противника, окруженного севернее Сталинграда, и вынудили его сложить оружие. Раздавлен последний очаг сопротивления противника в районе Сталинграда. 2 февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск.

Дивизии вступали в Сталинград.

Глубоким снегом город был завален.

Пустыней веяло от каменных громад,

От пепелищ и каменных развалин.

Заря была похожа на стрелу –

Она пробила тучи над буграми.

Взметали взрывы щебень и золу,

И эхо отвечало им громами.

Вперед, гвардейцы!

Здравствуй, Сталинград!

(В Кондратенко « Утро ПОБЕДЫ»)

ИТОГ УРОКА

Роман Бондарева стал произведением о героизме и мужестве, о внутренней красоте нашего современника, победившего фашизм в кровавой войне. Ю.Бондарев так определил понятие героизма на войне:

«Мне кажется, героизм – это постоянное преодоление в сознании своём сомнений, неуверенности, страха. Представьте себе: мороз, ледяной ветер, один сухарь на двоих, замерзшая смазка в затворах автоматов; пальцы в заиндевевших рукавицах не сгибаются от холода; злоба на повара, запоздавшего на передовую; отвратительное посасывание под ложечкой при виде входящих в пике «юнкерсов»; гибель товарищей… А через минуту надо идти в бой, навстречу всему враждебному, что хочет убить тебя. В эти мгновения спрессована вся жизнь солдата, эти минуты – быть или не быть, это миг преодоления себя. Это героизм «тихий», вроде скрытый от постороннего взгляда. Героизм в себе. Но он определил победу в минувшей войне, потому что воевали миллионы».

В «Горячем снеге» нет таких сцен, в которых бы впрямую говорилось о любви к Родине, нет и подобных рассуждений. Любовь и ненависть герои выражают своими подвигами, поступками, смелостью, поразительной решительностью. Они делают то, чего даже не ожидали от самих себя. Вот это, наверное, и есть настоящая любовь, а слова мало что значат. Война, описанная Бондаревым, приобретает всенародный характер. Она не щадит ни кого: ни женщин, ни детей, поэтому и на защиту вышли все. Писатели помогают нам увидеть, как совершается великое, состоящее из малого. Подчеркивают важность происходившего

Пройдут годы, и мир станет другим. Изменятся интересы, пристрастия, идеалы людей. И тогда произведения Ю. В.Бондарева будут опять прочитываться по-новому. Истинная литература не стареет .

Дополнение к уроку.

СРАВНИТЕ роман Ю.В.Бондарева и фильм Г.Егиазарова «Горячий снег»

Как в фильме передан тект романа: сюжет, композиция, изображение событий, героев?

Совпадает ли ваше представление о Кузнецове и Дроздовском с игрой Б.Токарева и Н.Еременко?

Чем интересен Г.Жженов в роли Бессонова?

Что больше взволновало – книга или фильм?

Напишите мини-сочинение «Мои впечатления о фильме и книге.»

(Было предложено посмотреть фильм «Горячий снег» полностью 6.12 на 5 канале)

Сочинение «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» (предложить по желанию)

Список использованной литературы

1. Бондарев Ю. Горячий снег. - М.: «Военное издательство», 1984 год.

2. Быков В.В., Воробьев К.Д., Некрасов В.П. Великая Отечественная война в русской литературе. - М.: АСТ, Астрель, 2005.

3. Бузник В.В. О ранней прозе Юрия Бондарева, «Литература в школе», №3, 1995 год Великая Отечественная война в русской литературе. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2009.

4. Венок славы. Т. 4. Сталинградская битва, М. «Современник», 1987 год.

5. Кузьмичев И. «Боль памяти. Великая Отечественная война в советской литературе», горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1985 год

6. Козлов И. Юрий Бондарев (Штрихи творческого портрета), журнал «Литература в школе» №4, 1976г стр. 7-18

7. Литература великого подвига. Великая Отечественная война в советской литературе. Выпуск 4. - М.: Художественная литература. Москва, 1985

8.. Серафимова В.Д. Русская литература второй половины двадцатого века. Учебный минимум для абитуриентов. - М.: Высшая школа, 2008.

9. Статья Пантелеевой Л.Т. «Произведения о Великой Отечественной войне на уроках внеклассного чтения», журнал «Литература в школе». Номер неизвестен.

Образ Кузнецова

в романе Ю.Бондарева «Горячий снег»

Выполнила
ученица 11Б класса
Кожасова Индира

Алматы, 2003г.

Роман Юрия Бондарева «Горячий снег» интересен в том плане, что в нем представлены различные «среды» армии: ставка, штаб, солдаты и офицеры на огневой позиции. В произведении дан широкий пространственный план и очень сжатое художественное время. Одни сутки тяжелейшего боя, который вела батарея Дроздовского, стали эпицентром романа.

И командующий армии генерал Бессонов, и член военного совета Веснин, и командир дивизии полковник Деев, и командир взвода Кузнецов, и сержанты, и солдаты Уханов, Рыбин, Нечаев, и санинструктор Зоя объединены выполнением важнейшей задачи: не пропустить гитлеровские войска к Сталинграду на помощь окруженной армии Паулюса.

Дроздовский и Кузнецов закончили одно и то же военное училище, в одно и то же время. Вместе сражались, оба из рук Бессонова получили ордена. Однако по своей человеческой сути Кузнецов намного выше Дроздовского. Он как-то душевнее, больше верит людям. Кузнецов, даже когда вынужден приказать твердо и категорично, в критические минуты боя остается Человеком. В нем, восемнадцатилетнем, уже проступает то отцовское начало, которое формирует настоящего командира. Всеми помыслами он следит за боевыми товарищами. Забыв себе, в бою он теряет чувство обостренной опасности и страха перед танками, перед ранениями и смертью. Для Дроздовского война – это путь к подвигу или героическая смерть. Его стремление ничего не прощать не имеет ничего общего с мудрой требовательностью и вынужденной беспощадностью генерала Бессонова. Говоря о своей готовности умереть, но не отступить в предстоящем бою, Дроздовский не лгал, не притворялся, но сказал об этом с чуть излишним пафосом! Ему не мешает формальное бессердечное отношение к дому, товарищам. Нравственная ущербность Дроздовского особенно впечатлительно раскрывается в сцене гибели молодого солдата Сергуненкова. Как ни пытался Кузнецов втолковать Дроздовскому, что его приказ проползти сто метров по открытому полю и подорвать гранатой самоходку жесток и бессмысленен, ничего ему не удалось. Дроздовкий до конца использует свое право посылать на смерть людей. У Сергуненкова нет иного выхода, как выполнить этот невыполнимый приказ и погибнуть. Нарушив военную субординацию, Кузнецов резко бросает в лицо Дроздовскому: «Там, в нише, еще одна граната, слышишь? Последняя. На твоем бы месте я взял бы гранату и к самоходке. Сергуненков не смог, ты сможешь?!» Дроздовский не выдержал испытание властью, не осознал, что право, данное ему, предполагает глубокое понимание своей святой ответственности за жизнь вверенных ему людей.

По словам генерал-лейтенанта Бессонова, жизнь на войне – это «каждый день, ежеминутно… преодоление самого себя». Все тягости и лишения того времени русский солдат преодолевал сам, порой не думая о собственной жизни. Вот мысли лейтенанта Кузнецова в романе Юрия Бондарева «Горячий снег»:

«Это отвратительное бессилие… Надо снять панорамы! Я боюсь умереть? Почему я боюсь умереть? Осколок в голову… Я боюсь осколка в голову? Нет, сейчас выскочу из окопа».

Каждый советский воин преодолевал страх собственной смерти. Лейтенант Кузнецов назвал это бессилием. Презрение к этому страху во время боя у русского солдата подавляло его. Возможно, это особенность славянской души. Но именно преодоление себя - это самое тяжелое испытание на войне. Ни вражеские колонны танков, ни гул бомбардировщиков, ни голос немецкой пехоты – ничто так не страшно на войне, как собственный страх перед смертью. Русский солдат это чувство преодолел.

«Я с ума схожу», - подумал Кузнецов, ощутив эту ненависть к своей возможной смерти, эту слитность с орудием, эту лихорадку бешенства, похожую на вызов, и только краем сознания понимая, что он делает. «Сволочи! Сволочи! Ненавижу!» – кричал он сквозь грохот орудия

В эти минуты он верил только в точность перекрестия, нащупывающего бока танков, в свою разрушительную ненависть, которую снова испытывал, прильнув к орудию.

Ненависть к смерти, лихорадка бешенства, слитность с орудием – это состояние лейтенанта Кузнецова после преодоления своего страха. Он представляется нам «машиной», почти безумной, но способной воевать и решать задачи командования. Ни этого ли требовал генерал-лейтенант Бессонов? Да… Это то состояние русского солдата, при котором он может совершить невозможное, вопреки всякой военной логики и здравого смысла.

Война – это очень тяжелое и жестокое время для каждого человека. Русским генералам приходилась жертвовать не только собой, но и другими жизнями. Ответственность за свои действия нес каждый военный руководитель, так как от этого зависело существование целых народов. Очень часто командующие армиями, отдавали жестокие распоряжения. Вот приказ генерал-лейтенанта Бессонова:

«Для всех без исключения объективная причина ухода с позиций может быть одна - смерть».

Только ценой собственной жизни русские солдаты могли спасти Россию. Это очень большая цена за победу! Ведь до сих пор не известно точное число погибших. Советские люди проявляли массовый героизм во имя победы, свободы, независимости своей Родины.

Принадлежит к славной плеяде фронтовиков, которые, пережив войну, отобразили ее суть в ярких и цельных романах. Образы своих героев авторы брали из реальной жизни. А события, которые мы в мирное время воспринимаем с книжных страниц спокойно, для них происходили воочию. Краткое содержание «Горячего снега», например, - это и ужас бомбежек, и свист шальных пуль, и лобовые танковые и пехотные атаки. Даже сейчас, читая об этом, обычный мирный человек погружается в пучину мрачных и грозных событий того времени.

Писатель-фронтовик

Бондарев является одним из признанных мастеров этого жанра. Когда читаешь произведения таких авторов, поневоле поражаешься реалистичности строк, отображающих различные стороны нелегкой военной жизни. Ведь он сам прошел нелегкий фронтовой путь, начав его под Сталинградом и закончив в Чехословакии. Поэтому романы и производят такое сильное впечатление. Они поражают яркостью и правдивостью сюжета.

Одно из ярких, эмоциональных произведений, которые создавал Бондарев, «Горячий снег», как раз и повествует о таких простых, но непреложных истинах. Уже само название повести говорит о многом. В природе не бывает горячего снега, он тает под солнечными лучами. Однако в произведении он горячий от пролитой крови в тяжких боях, от количества пуль и осколков, которые летят в отважных бойцов, от нестерпимой ненависти советских солдат любого ранга (от рядового до маршала) к немецким захватчикам. Вот такой потрясающий образ создал Бондарев.

Война - это не только бой

Повесть «Горячий снег» (краткое содержание, конечно, не передает всей живости стиля и трагизма сюжета) дает некоторые ответы на начатые нравственные и психологические литературные линии в более ранних произведениях автора, таких как «Батальоны просят огня» и «Последние залпы».

Как никто другой, рассказывая жестокую правду о той войне, не забывает о проявлении обычных человеческих чувств и эмоций Бондарев. «Горячий снег» (анализ его образов удивляет отсутствием категоричности) - как раз пример такого сочетания черного и белого. Несмотря на трагизм военных событий Бондарев дает понять читателю, что даже на войне есть вполне мирные чувства любви, дружбы, элементарной человеческой неприязни, глупости и предательства.

Ожесточенные бои под Сталинградом

Пересказывать краткое содержание «Горячего снега» довольно сложно. Действие повести разворачивается под Сталинградом, городом, где Красная Армия в ожесточенных боях сломала наконец хребет немецкому вермахту. Немного южнее блокированной 6-й армии Паулюса советское командование создает мощный рубеж обороны. Артиллерийский заслон и приданная к нему пехота должны остановить рвущиеся на выручку Паулюса еще одного «стратега» - Манштейна.

Как известно из истории именно Паулюс был создателем и вдохновителем печально известного плана Барбаросса. И по вполне понятным причинам Гитлер не мог допустить, чтобы целая армия, да еще и возглавляемая одним из лучших теоретиков немецкого генштаба, была окружена. Поэтому враг не жалел сил и средств для того, чтобы пробить для 6-й армии оперативный проход из окружения, созданного советскими войсками.

Об этих событиях и написал Бондарев. «Горячий снег» рассказывает о боях на крошечном пятачке земли, который, по данным советской разведки, стал «танкоопасным». Здесь должен произойти бой, который, возможно, решит исход битвы на Волге.

Лейтенанты Дроздовский и Кузнецов

Задачу по блокированию танковых колонн врага получает армия под командованием генерал-лейтенанта Бессонова. Именно в ее состав входит описываемое в повести артиллерийское подразделение, которым командует лейтенант Дроздовский. Даже краткое содержание «Горячего снега» невозможно оставить без описания образа молодого командира, только что получившего офицерский чин. Нужно упомянуть, что еще в училище Дроздовский был на хорошем счету. Дисциплины давались легко, а его стать и природная военная выправка тешили взгляд любого строевого командира.

Училище располагалось в Актюбинске, откуда Дроздовский отправился прямо на фронт. Вместе с ним в одну часть получил назначение еще один выпускник Актюбинского артиллерийского училища - лейтенант Кузнецов. По стечению обстоятельств Кузнецов получил в командование взвод именно той батареи, которой командовал лейтенант Дроздовский. Удивившись превратностям военной судьбы, лейтенант Кузнецов рассудил философски - карьера только начинается, и это далеко не последнее его назначение. Казалось бы, какая карьера, когда вокруг война? Но даже такие мысли посещали людей, ставших прототипами героев повести «Горячий снег».

Краткое содержание стоит дополнить тем, что Дроздовский сразу же расставил точки над «и»: он не собирался вспоминать курсантскую пору, где оба лейтенанта были равны. Здесь он - командир батареи, а Кузнецов - его подчиненный. Поначалу отнесшийся спокойно к таким жизненным метаморфозам, Кузнецов начинает тихо роптать. Ему не нравятся некоторые распоряжения Дроздовского, но обсуждать приказы в армии, как известно, запрещено, и поэтому молодому офицеру приходится смириться с текущим положением вещей. Отчасти этому раздражению способствовало явное внимание к командиру санинструктора Зои, которая в глубине души нравилась самому Кузнецову.

Разношерстная команда

Сосредоточившись на проблемах своего взвода, молодой офицер полностью в них растворяется, изучая людей, которыми ему предстояло командовать. Народ во взводе у Кузнецова подобрался неоднозначный. Какие же образы описал Бондарев? «Горячий снег», краткое содержание которого не передаст всех тонкостей, подробно описывает истории бойцов.

Например, сержант Уханов тоже учился в Актюбинском артиллерийском училище, но из-за глупого недоразумения не получил офицерского звания. По прибытии в часть Дроздовский стал относиться к нему свысока, считая его недостойным звания советского командира. А лейтенант Кузнецов, напротив, воспринимал Уханова как равного, может, из-за мелкой мести Дроздовскому, а может, потому что Уханов действительно был неплохим артиллеристом.

Еще один подчиненный Кузнецова, рядовой Чибисов, имел уже довольно печальный боевой опыт. Часть, где он служил, попала в окружение, а сам рядовой угодил в плен. А своим неудержимым оптимизмом всех веселил наводчик Нечаев, бывший моряк из Владивостока.

Танковый удар

Пока батарея выдвигалась к назначенному рубежу, а ее бойцы знакомились и притирались друг к другу, в стратегическом плане ситуация на фронте резко изменилась. Вот как развиваются события в повести «Горячий снег». Краткое содержание операции Манштейна по освобождению зажатой в окружении 6-й армии можно передать так: сконцентрированный танковый удар встык двух советских армий. Эту задачу фашистское командование доверило мастеру танковых прорывов. Операция носила громкое название - «Зимняя гроза».

Удар был неожиданным и поэтому довольно удачным. Танки вошли встык двух армий и углубились в советские оборонительные порядки на 15 км. Генерал Бессонов получает прямой приказ локализовать прорыв, чтобы не допустить выхода танков на оперативный простор. Для этого армию Бессонова усиливают танковым корпусом, дав понять командарму, что это последний резерв Ставки.

Последний рубеж

Рубеж, на который выдвигалась батарея Дроздовского, был последним. Именно здесь произойдут основные события, о которых написано произведение «Горячий снег». Прибыв на место, лейтенант получает приказ окапываться и готовиться к отражению возможной танковой атаки.

Командарм понимает, что усиленная батарея Дроздовского обречена. Настроенный более оптимистично дивизионный комиссар Веснин не согласен с генералом. Он считает, что благодаря высокому боевому духу советские солдаты выстоят. Между офицерами возникает спор, в результате которого Веснин отправляется на передовую подбодрить готовящихся к бою воинов. Старый генерал не очень доверяет Веснину, считая в глубине души присутствие того на КП лишним. Но ему некогда проводить психологический анализ.

«Горячий снег» продолжается тем, что бой на батарее начался с массированного налета бомбардировщиков. Первый раз попав под бомбы, большинство бойцов испытывает страх, в том числе и лейтенант Кузнецов. Однако, взяв себя в руки, он понимает, что это только прелюдия. Совсем скоро ему и лейтенанту Дроздовскому придется применить все знания, которые им дали в училище, на практике.

Героические усилия

Вскоре появились и самоходные орудия. Кузнецов вместе со своим взводом мужественно принимает бой. Он боится смерти, но вместе с тем испытывает к ней отвращение. Даже краткое содержание «Горячего снега» позволяет понять всю трагичность ситуации. Снаряд за снарядом истребители танков посылали в своих врагов. Однако силы были не равны. Спустя какое-то время от всей батареи осталось лишь одно исправное орудие и горстка бойцов, в числе которых оказались оба офицера и Уханов.

Снарядов становилось все меньше, и бойцы начали применять связки противотанковых гранат. При попытке подрыва немецкой самоходки погибает молодой Сергуненков, исполнив приказ Дроздовского. Кузнецов, в горячке боя откинув субординацию, обвиняет его в бессмысленной гибели бойца. Дроздовский сам берет гранату, пытаясь доказать, что он не трус. Однако Кузнецов сдерживает его.

И даже в бою конфликты

О чем же дальше пишет Бондарев? «Горячий снег», краткое содержание которого мы представляем в статье, продолжается прорывом немецких танков через батарею Дроздовского. Бессонов, видя отчаянное положение уже всей дивизии полковника Деева, не спешит вводить в бой свой танковый резерв. Он не знает, использовали ли немцы свои резервы.

А на батарее все еще шел бой. Бессмысленно гибнет санинструктор Зоя. Это производит очень сильное впечатление на лейтенанта Кузнецова, и он снова обвиняет Дроздовского в бестолковости его приказов. А оставшиеся в живых бойцы пытаются разжиться боезапасом на поле боя. Лейтенанты, пользуясь относительным затишьем, организовывают помощь раненым и готовятся к новым боям.

Танковый резерв

Как раз в этот момент возвращается долгожданная разведка, которая подтверждает, что немцы ввели в бой все резервы. Бойца отправляют на наблюдательный пункт генерала Бессонова. Командарм, получив эту информацию, приказывает ввести в бой свой последний резерв - танковый корпус. Чтобы ускорить его выход, навстречу подразделению он направляет Деева, но тот, нарвавшись на немецкую пехоту, погибает с оружием в руках.

Был полной неожиданностью для Гота, в результате чего прорыв немецких сил был локализован. Более того, Бессонов получает приказ развивать успех. Стратегический замысел удался. Немцы стянули все резервы к месту операции «Зимняя гроза» и их потеряли.

Награды героям

Наблюдая со своего НП за танковой атакой, Бессонов с удивлением замечает одиночное орудие, которое тоже ведет огонь по немецким танкам. Генерал потрясен. Не веря своим глазам, он достает все награды из сейфа и вместе с адъютантом идет на позицию разгромленной батареи Дроздовского. «Горячий снег» - роман о безусловной мужественности и героизме людей. О том, что независимо от своих регалий и чинов, человек должен выполнять свой долг, не заботясь о наградах, тем более что они сами находят героев.

Бессонов поражен стойкостью горстки людей. Лица их были закопчены и обожжены. Знаков отличия не видно. Командарм молча взял ордена Красного Знамени и раздал всем выжившим. Кузнецов, Дроздовский, Чибисов, Уханов и неизвестный пехотинец получили высокие награды.