Живописи пейзажа и несложных этюдных мотивов. Живописи пейзажа и несложных этюдных мотивов Живописный этюд пейзажа в разное время суток

Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

Линия УМК С. П. Ломова. Изобразительное искусство (5-9)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цель урока

Научиться передавать пространство в пейзаже в разное время года.

Задачи урока

    Актуализировать знания о пейзаже как жанре живописи.Изучить виды пейзажа.Познакомиться с приёмами передачи колорита и цветовой гаммы разных времён года в пейзажах.Научиться выполнять этюды пейзажей в разное время года и передавать в них пространство.

Виды деятельности

    Восприятие явлений и предметов искусства. Анализ произведений искусства. Подведение под понятия «пейзаж», «виды пейзажа (ландшафтный, сельский, городской, морской, индустриальный, космический)»; «колорит и цветовая гамма пейзажа», «пространство в пейзаже», «воздушная и линейная перспектива». Изобразительная деятельность (живопись), рисование по воображению.

Ключевые понятия

    Пейзаж, виды пейзажа (ландшафтный, сельский, городской, морской, индустриальный, космический), колорит и цветовая гамма пейзажа, пространство в пейзаже, воздушная и линейная перспектива, этюд.
Название этапа Методический комментарий
1 1. Мотивация к учебной деятельности Обучающимся предлагается рассмотреть работу И. И. Левитана «Золотая осень», подумать над высказыванием художника и объяснить суть сказанного на примере данной картины. Задание помогает подвести к основным понятиям урока – «пейзаж», «этюд».
2 2. Актуализация опорных знаний Обучающимся предлагается рассмотреть работы известных художников и выбрать из них картины пейзажного жанра. Учитель просит вспомнить определение жанра пейзаж. Читают определение на с. 73 учебника. Задание способствует актуализации имеющихся знаний о жанре пейзаж.
3 3. Постановка учебной проблемы Учитель знакомит обучающихся с видами пейзажа. Ученики соотносят виды пейзажа с репродукциями пейзажей русских художников. Задание направлено на развитие способности различать виды пейзажа.
4 4. Целеполагание Обучающиеся вспоминают значение понятия «колорит». Рассматривают картины русского художника-пейзажиста И. Э. Грабаря. Из предложенных характеристик подбирают колорит, соответствующий каждой картине. Задания помогают приобретению опыта определения колорита пейзажа.
5 5.1. Открытие новых знаний Обучающиеся знакомятся с пейзажами А. И. Куинджи. Определяют цветовую гамму пейзажей, изображающих разное время года. Дают характеристику колоритов, используя понятия «тёплый, холодный и контрастный колорит», «родственные и контрастные цвета». Формулируют вывод: «Зимой и весной преобладают цветовые отношения, построенные на родственных цветах. Лето и осень отличаются контрастными цветовыми отношениями». Задание помогает приобретению опыта подбора колорита и цветовой гаммы к пейзажам в разное время года.
6 5.2. Открытие новых знаний На примере картин русских пейзажистов обучающиеся раскрывают суть понятий «пространство в картине», «воздушная и линейная перспектива». Задание способствует приобретению знаний об основных категориях живописи, необходимых для работы в жанре пейзажа.
7 6.1. Первичное закрепление Учитель демонстрирует две цветовые гаммы. Ученики определяют, к какому времени года они подобраны.
8 6.2. Первичное закрепление Ученики ассоциируют цвета с элементами природы. Проверяют, совпадает ли их мнение с мнением художника, составившего палитры.
9 7. Самостоятельная работа с самопроверкой Обучающиеся выполняют по воображению несколько маленьких этюдов пейзажа в разное время года. Задание направлено на усвоение и применение на практике правил компоновки изображения на листе, усвоение способов передачи времени года через колорит, цветовой гаммы и цветовых отношений в пейзаже, формирование навыков передачи изменения цвета основных элементов пейзажа (земли, неба, деревьев и т. д.), связанного с удалением в глубину пространства. Обучающиеся в парах осуществляют анализ результатов работы: анализируют работы, выполненные соседом по парте, применяя ключевые понятия: колорит, цветовая гамма и цветовые отношения; пространство, воздушная и линейная перспектива в пейзаже.
10 8. Итог урока Обучающиеся выполняют сравнительный анализ летних пейзажей И. Е. Репина и А. К. Саврасова.

Работа над пейзажами в технике акварельной живописи подробно описана в специальном пособии «Акварель», авторы Г. Б. Смирнов и А. А. Унковский («Просвещение», 1964). Поэтому в настоящем пособии мы ограничиваемся описанием работы над пейзажами в технике масляной живописи.

Для того чтобы писать пейзажные этюды, надо иметь этюдник со всеми необходимыми принадлежностями, складной стул, зонт, грунтованные листы картона или холсты на подрамниках. Если этюдник не имеет выдвижных ножек, то для больших холстов нужен легкий складной мольберт.

Начинающего художника привлекают очень многие объекты. Природа захватывает своей красотой, хочется все написать, словом, хочется «объять необъятное». Однако нужно уметь рассчитать свои силы и поставить определенную задачу. Для начала рекомендуем сделать за день два небольших этюда с определенной целью — передать состояние природы с помощью больших тональных отношений.

При выборе пейзажного мотива привлечь внимание может многое: освещение, цветовые и тональные отношения неба и земли, характер растительности, взаимосвязь ее крупных масс с более мелкими, определенное состояние погоды, например тихое утро, яркий полдень с контрастной светотенью или тонкие отношения пасмурного, «серого» или «серебристого» дня.

Важно все время держать в памяти то, что поразило вас в первый момент. Наметив на картоне с помощью палочки угля соотношение земли и неба, рисунок наиболее крупных масс, нужно как следует приглядеться и постараться точнее определить общий тон, который и будет характеризовать данное состояние природы. Сразу же необходимо определить, насколько одна часть пейзажа темнее по отношению к другой, что является самым темным, что наиболее светлым. Верно найденные тональные отношения — это основа, которая поможет передать состояние природы.

Начинать писать нужно с главных в тональном и цветовом отношении предметов. В большинстве случаев приходится сразу же брать отношения тона земли, леса или построек на дальнем плане к небу. Если на первом плане избранного мотива имеется ствол дерева или другой крупный объект, то необходимо взять отношения первого плана, земли и неба, но в каждом конкретном случае надо самому решить, с чего, целесообразнее начать определение живописного решения. Необходимо учитывать, что освещение в природе быстро меняется, тональные и цветовые отношения меняются тоже, а потому нельзя рассчитывать на долгий сеанс. В серый день этюд можно писать сравнительно долго, а в солнечный, утром или вечером,— не более полутора часов, В ясный полдень не так быстро изменяются отношения, что позволяет работать два—два с половиной часа. На закате или на восходе солнца, при приближении грозы и т. д, можно писать только быстрые этюды.

Кроме верности тональных отношений необходимо заботиться и о насыщенности цвета, его активности. Малоопытные художники часто пишут в сером колорите или сильно чернят теневые места,

В начале обучения пейзажной живописи рекомендуется писать односеансные этюды. Размеры односеансных этюдов не должны быть крупными. Удобнее всего писать их на загрунтованном картоне, укрепленном на внутренней стороне крышки этюдника. Рисунок пейзажного этюда часто выполняют тонкой колонковой кистью. Краска должна быть разжиженной и неяркой по цвету (одна из коричневых красок или ультрамарин, но ни в каком случае не черная). Следует помнить, что карандаш или краска рисунка будут примешиваться при наложении цвета и грязнить его. В рисунке надо добиваться правильного определения пропорций и конструктивного строения, но не следует мельчить его излишними подробностями, которые будут сковывать работу кистью.

Перед началом работы надо постараться мысленно «увидеть» законченный этюд и подумать, как лучше определить основные цветовые отношения. Нельзя писать до конца только одну какую-либо часть этюда, когда не определена цветовая раскладка других больших поверхностей. На колорит большое влияние оказывает цвет неба. Особенно заметно он влияет на окраску тех теневых поверхностей, на которые попадают его рефлексы. На тех поверхностях, куда не попадают рефлексы неба, видно влияние световых лучей, отраженных от земли, построек, деревьев. Когда по небу плывут небольшие облака, на земле будут видны тени от них. Первый план может быть затенен, а даль освещена или наоборот.

Начинающего пейзажиста часто сбивает изменчивость освещения, но надо твердо соблюдать установленное в начале этюда распределение светотени. Белый снег, белые облака и белые стены нельзя писать просто белой краской, так как та или иная цветовая характеристика каждой поверхности будет зависеть от освещения и от воздействия цветовых рефлексов. В тех случаях, когда на фоне светлого неба надо передать массу тонких веток без листвы, можно сначала «проложить» их нужным цветом, а поверх небольшими мазками сделать просветы.

При писании этюда надо обращать внимание на разнообразие характеристик «касаний» изображаемых поверхностей. Для передачи воздушной среды нельзя резко очерчивать границы предметов, так как это уничтожит свойственную натуре мягкость. Но в то же время иногда надо выявить четкий силуэт темного дерева на фоне неба или другие тональные контрасты. Мягкая «смазанность» цветовых тонов характеризует туманный день, тогда как четкость лепки формы объектов свойственна сухой солнечной погоде. На переднем плане направление мазков должно четко выявлять лепку формы.

Отражения в спокойной воде часто пишут вертикально направленными мазками. Не может быть готовых рецептов, в каждом отдельном случае надо подумать, какое направление мазка поможет лучше передать натуру, Нельзя только допускать случайное, хаотическое нагромождение мазков.

Большое место в пейзажных картинах занимает изображение облаков. Формы облаков очень разнообразны, и художник должен хорошо изучить их структуру. Облака могут иметь вертикальное и горизонтальное развитие, располагаться в верхнем, среднем или нижнем ярусах.

Перистые облака очень высокие и имеют вид легких штрихов, как бы нарисованных на ясном голубом небе, или напоминают расположенные веером перья. Они располагаются полосами и по законам перспективы кажутся сходящимися на горизонте в точке схода. На перистых облаках нет теней, так как они прозрачны и иногда имеют шелковистый блеск. Состоят они из очень мелких ледяных кристаллов, и их прозрачность зависит от сравнительно редкого размещения ледяных частиц. Когда перистые облака прикрывают солнце, то они немного ослабляют его свет, но солнечный диск все же виден. Перед восходом и закатом, окрашенные в оранжевые и розоватые тона, они ярко освещены в то время, когда на поверхности земли уже темно. Днем у горизонта перистые облака имеют слегка желтоватый цвет, который объясняется большой прослойкой воздуха, отделяющей их от зрителя. Границы перистых облаков расплывчатые, не имеют резких очертаний. Иногда перисто-слоистые облака напоминают светлую вуаль, которая придает небу молочный оттенок, не закрывая полностью солнечный свет.

Высококучевые облака похожи на гряды, состоящие как бы из небольших комков, В зависимости от толщины слоя тон облаков меняется от светлого к темному. Между отдельными облаками видны просветы ясного неба. Иногда гряды темных по тону высококучевых облаков можно видеть на фоне более светлых перисто-слоистых. Часто можно наблюдать несколько слоев высококучевых облаков, имеющих различные цветовые и тональные отношения. Это зависит от условий их освещения.

Высокослоистые облака могут образовывать на небе густой однотонный покров. Слоисто-кучевые облака часто покрывают все небо, но толщина наслоения облаков бывает различна и образует «волнистую поверхность» с чередованием светлых и темных тонов. Такие слои облаков можно часто видеть зимой.

В час заката образуются так называемые вечерние слоисто-кучевые облака, имеющие плоские удлиненные формы. Темные слоисто-дождевые облака дают однородные тона по всему небу. Эти облака характерны при облачном дожде.

Когда солнце скрыто густым покровом слоистых облаков, этюд можно писать долго, так как условия освещения изменяются мало.

Плотные кучевые облака увеличиваются по вертикали, развиваются при ясной погоде и имеют вид снежных гор или фантастических башен. На таких облаках при боковом свете наблюдаются ярко освещенные и теневые поверхности, выявляющие их рельефность. Кучевые облака имеют куполообразные вершины, а основания их располагаются горизонтально. Нижние поверхности кучевых облаков различны по цветовой характеристике, так как на них попадают рефлексы от травяного покрова земли, густых лесов или песчаной пустыни. Иногда кучевое облако, развиваясь по вертикали, превращается в грозовое, имеющее вид гигантской наковальни. Сверху такое облако теряет четкость очертаний. Под его основанием образуются очень низкие разорванные облака других тональных характеристик. Когда кучевое облако закрывает почти все небо, то наблюдателю видно только его основание, напоминающее слоисто-дождевые облака. Кучево-дождевые облака дают быстро проходящие ливни, которые на расстоянии видны в виде темного занавеса между нижней поверхностью облака и землей. Передний край большого грозового облака часто отделяется в форме вала более темного цвета и виден на фоне возвышающейся светлой облачной башни. Внешние очертания облаков при умении наблюдать их в натуре дают возможность понять направление воздушного течения и направление ветра.

С целью изучения различных структур облаков рекомендуется выполнять побольше зарисовок и односеансных этюдов. Надо научиться согласовывать формы и цветовые тона облаков в пейзаже с общей композицией и колоритом.

На вклейках показана последовательность работы над пейзажным этюдом. Первой стадией работы является исполнение карандашного рисунка, на котором определена композиция и размечены все элементы пейзажа. Формат этюда выбран вертикальный. Линия горизонта взята ниже середины, листа картона, деревья размещены на разном удалении. Уже в первоначальной разметке показана различная характеристика формы каждого дерева. Вторая стадия работы — определение основных цветовых и тональных отношений. Взяты отношения впереди стоящих деревьев, а также дальнего леса к небу и к земле. Третья стадия — обобщенная прописка. Проложена краской вся поверхность картона. В этой стадии получили дальнейшее развитие намеченные ранее отношения между деревом на переднем плане и деревьями, находящимися в глубине картины, Определены отношения между облаками у горизонта и в верхней части этюда. Выявлено пространственное решение переднего и дальнего планов земли. Последняя стадия соответствует той степени завершенности, которая может быть достигнута в односеансном этюде. Рекомендуем обратить внимание на то, что каждое дерево имеет свою цветовую и тональную характеристику, а также рассмотреть, как переданы детали: кора, некоторые ветви, лучки травы на земле и т. д. В последней стадии работы основное внимание художника было сосредоточено на окончательном обобщении тоновых и цветовых отношений.

Необходимо помнить, что основной задачей в этюде является изучение натуры, цветовых и тональных отношений, характеризующих природу в различные времена года, при различных состояниях погоды. Работа над этюдом требует непосредственных наблюдений. Здесь простительна фрагментарность, незаконченность деталей.

Накопив некоторые навыки в живописи пейзажа при исполнении небольших краткосрочных этюдов, можно перейти к работе над крупными и более сложными по композиции этюдами, рассчитанными на два-три сеанса.

Перед тем как приступить к выполнению длительного этюда, полезно сделать несколько предварительных набросков, скомпоновать изображение, выделить композиционный центр. Нельзя спешить с выполнением рисунка под живопись. Надо внимательно прорисовать в нем все характерные формы, проследить пластическую взаимосвязь крупных и более мелких масс растительности.

Подмалевок, то есть широкую прокладку холста красками, лучше начать с наиболее крупных и ясных по цвету участков натуры. Советуем начинать писать жидко, в тенях избегать белил, что позволит достичь необходимой насыщенности цветовых отношений. После первого сеанса холст нужно просушить, так как лучше писать по сухому подмалевку. Перед следующим сеансом рекомендуется просохшую поверхность холста протереть срезом луковицы. Во второй сеанс можно писать пастозно, но не отвлекаясь на мелкие детали, стараясь сохранять ту гармонию цветовых и тональных отношений, которая отличает избранный мотив пейзажа. Работая над формой деревьев, листьев и других элементов, нужно думать о том значении, которое имеет тот или иной элемент в общем цветовом строе холста.

В следующий сеанс, который может быть последним, работу рекомендуем вести или по непросохшему слою, то есть на следующий день или по сухому, но ни в коем случае не по полупросохшему слою, так как в этом случае происходит пожухание красок и они тускнеют. Paботая над выявлением форм, необходимо добиваться правдивости изображения натуры. В конце работы нужно обобщить некоторые детали, если они «выпадают» из общего строя, или усилить, если им не достает актианости цвета и тона.

Два этюда. Срок выполнения каждого этюда на уроках живописи - два-три сеанса. Первые кратковременные этюды пейзажей дали вам возможность понаблюдать характер освещения и особенности цвета в большом открытом пространстве.Например, ваш этюдник, одежда, платье кажутся на воздухе несколько другими по цвету, чем в комнате.На воздухе цвет предметов становится как бы чище, прозрачнее, богаче оттенками.Но вместе с тем на воздухе мы не видим резких оттенков. Наоборот, все цвета как бы смягчаются в рассеянном свете, как бы сближаются друг с другом благодаря наличию многообразных рефлексов.

С изменением освещения заметно меняется колорит пейзажа. Причина этого, как известно, заключается в том, что свет имеет цвет: на заре - розовый, в солнечный день - золотистый, а в хмурый день - серебристый, холодный.Наблюдая предметы на открытом воздухе, вы не замечали на них таких плотных, тяжелых, непрозрачных теней, какие бывают в комнате, где имеется один источник света, где пространство сравнительно невелико и заставлено вещами, не пропускающими света.

Живописный пейзаж и этюд

В пейзаже, наоборот, самая глубокая тень как бы пронизана светом - она прозрачна, легка, сквозит, переливаясь различными оттенками. Ведь даже земля на открытом воздухе отражает свет, отбрасывает цветные рефлексы на окружающие предметы.Купол неба также посылает рефлексы, которые особенно заметны на выпуклостях земли и предметов, обращенных вверх. Листва деревьев просвечивает и отбрасывает зеленоватые рефлексы на человека, расположившегося внизу, на тропинку, протоптанную вблизи, - на все, что оказывается под деревом.
Воздействие воздушной атмосферы чрезвычайно заметно на предметах, удаленных в глубь пространства. Зеленая дубрава кажется вдали, на горизонте, синеватой или фиолетовый полосой, а светлые предметы желтеют и розовеют. Это происходит потому, что между нашими глазами и далями оказывается огромная масса воздуха.

Влияние воздушной атмосферы не только на цвет предметов, но и на их объемную форму тем сильнее, чем дальше находится предмет от наблюдателя.Поэтому надо различать пространственные планы - первый, второй, третий, самый дальний--и путем сравнения предметов близких и дальних планов по цвету и четкости очертаний выявить воздушную перспективу. Без этого не передать глубины обширного пространства.Для данного задания советуем выбрать мотив несложный и тщательно его проработать в течение двух-трех сеансов. Сделайте два этюда, один пишите в пасмурный (не очень хмурый) день, а другой-при солнце.

Этюд в пасмурную погоду можно писать около двух-трех часов, но в солнечный день нельзя работать над одним и тем же этюдом более часа, так как очень заметно меняется освещение и вместе с тем направление и светосила собственных и падающих теней.Поэтому заканчивайте этюды не в один прием на одном уроке живописи , а в два-три сеанса на нескольких уроках. При этом, конечно, работать надо в одно и то же время, при одинаковом освещении.Можете писать тот же дом с деревом, который служил вам натурой к заданию по рисунку пейзажа. Можно выбрать и другой несложный мотив: часть колхозного двора, уголок городского сквера, крыльцо с палисадником и т. д.Начинайте с этюда в пасмурный день.

Время же выберите такое, когда пейзаж покажется наиболее интересным, выразительным, но не пишите в сумерки, так как будет быстро темнеть, цвета будут меняться и вы не сумеете закончить этюд.Перед началом работы внимательно понаблюдайте натуру, целиком охватывая ее взглядом. Обратите внимание на освещение - оно рассеяннее и слабее, чем в солнечный день. Понаблюдайте воздушную перспективу - во влажном воздухе пасмурного дня еще сильнее скрадываются дали.Обратите внимание на то, что в пасмурный день даже очень яркие цвета смягчаются. Но вместе с тем ни один цвет не теряет своей выразительности, а только кажется темнее, чем в солнечный день.

Например, белый цвет в пасмурный день вы не увидите таким светлым, и цвета более темные не будут так сильно контрастировать с ним, как при солнечном освещении. Нет в пасмурный день и таких контрастов светотени, как при солнце.Необходимо напомнить, что цвет элементов пейзажа при пасмурном освещении воспринимается даже богаче, во всем многообразии своих теплых и холодных оттенков и полутонов, очень тонких и тесно связанных друг с другом. Это объясняется тем, что яркий солнечный свет как бы „выбеливает“ и „обобщает“ цвет освещенных частей предметов.Общий колорит пейзажа в пасмурный день спокойнее и холоднее, чем золотистый колорит ясного дня.
Начиная писать, как всегда, найдите прежде композицию этюда. Решите, сколько места займет небо, сколько земля и постройки, как их разместить на холсте. Наметьте местоположение и размеры основных предметов, постройте их объемную форму.

Прописывайте сразу довольно большие участки холста, начиная с двух-трех основных цветовых отношений. На детали в начале работы не обращайте внимания. Возьмите отношение неба к земле и наземным предметам по светлоте и оттенку цвета. Найдите отношение пространственных планов по цвету, начиная с переднего плана и сравнив его прежде всего с самым дальним планом.Пишите с глубоким вниманием к особенностям каждого цвета. Наблюдайте соотношение оттенков цветов, отдавая себе отчет о местоположении в пространстве той части формы, цвет которой вы наблюдаете. К примеру, плоскости, близкие к земле, будут казаться теплыми, землистыми по цвету, так как на них падает отсвет от почвы.Наоборот, формы, обращенные к небу, будут нести на себе рефлексы цвета неба (понаблюдайте верхушки деревьев, крыши домов, бугорки и возвышенности на поверхности земли, выпуклости камней, верхние доски скамьи и т. д.).

Тщательно выдерживайте цветовые отношения.Смешивайте между собой краски, упорно добиваясь нужного оттенка. Уточните светлоту каждого цвета и его оттенок по отношению к другим цветам в пейзаже.Прописав пейзаж обобщенно, тщательно проследите цвет теней и их границы. Но не делайте границ резкими, передавайте постепенные переходы цвета, следуйте тому, что вы видите в натуре. Не прорисовывайте механически кистью контуры, но старайтесь вылепить форму цветом, передавая тонкие различия полутонов. Прописывая детали, учитывайте общее впечатление, сравнивая на холсте каждую часть с другими по цвету. Чаще сравнивайте этюд с натурой, отходя от него на значительное расстояние. Напишите эти же пейзажи при ярком солнечном освещении. Различные условия освещения дадут вам возможность понаблюдать все изменения уже знакомой вам цветовой гаммы.

Работая в солнечный день, прежде всего обратите внимание на контрастность светотени. Понаблюдайте и смело берите контрасты между ярко освещенными планами пейзажа и глубокими, с сильными рефлексами тенями. Тени в солнечный день, как вы уже знаете, наиболее насыщены цветом. Они глубоки, в них ясно видны сильные, определенных оттенков рефлексы. В падающих на горизонтальные поверхности тенях сильны холодные рефлексы неба. Однако ученики приходя на курсы живописи зачастую преувеличивают синеву рефлексов, и падающие тени получаются у них резко синими, холодными, в результате чего этюды утрачивают теплый, солнечный колорит. Это ошибка: как ни сильны рефлексы, собственный цвет теней всегда берет над ними верх. Помня об этом, надо точнее находить цвет теней. Сумейте написать тени прозрачно (ведь они пронизаны солнечным светом), иначе в этюде нельзя будет передать сияние общего ясного тона дня. При всей определенности и глубине тени не имеют резких очертаний. Понаблюдайте, например, тень от навеса крыши на белой стене дома. Она сочна и прозрачна и сильно контрастирует с освещенной поверхностью стены. В глубине тени - сильный цветной рефлекс от низа навеса. Края же ее расплывчаты.

Заметьте также, что освещенная часть стены по цвету - вовсе не чистые белила. Разнообразные отсветы от просвечивающей листвы, от земли и других окружающих предметов играют на ее поверхности. Белила не могут передать силы света, хотя это и самая светлая краска. Впечатление солнечного освещения создается только путем верного выявления светотеневых и цветовых контрастов.

Уроки живописи вообще трудно сочетают в себе постоянное объяснение тех или иных тонкостей рисования пейзажа или этюда. Над Вам никто не будет стоять постоянно или в лучшем случае нарисуют за Вас потому мы пишем подобные статьи для тех кто еще не решился пойти на курсы рисования и живописи к нам, и просто хочет попробовать себя дома. Наш совет — сравните цвет неба на небосклоне и цвет его в самом зените, найдите разницу оттенков между тем и другим местом неба (где теплее, где светлее). Не раскрашивайте небо однообразной краской. Так же надо различать цвет той части неба, которая ближе к солнцу, от цвета его более удаленной от солнца части.

Облака, расположенные против солнца и сбоку от него, теплы и ярки по цвету. Но было бы ошибкой их писать такими же сильными тонами, как и предметы на первом плане. Понаблюдайте цвет белой ткани на солнце, сравните с ним цвет белых облаков. Конечно, облака будут темнее, так как они значительно удалены в глубь пространства. Трава имеет множество оттенков, нельзя писать ее одинаковым цветом, нельзя злоупотреблять зелеными красками. Цвет каждого плана ищите в сравнении с оттенком сходного с ним, но более яркого и определенного по цвету места в пейзаже. Заканчивая этюды, проверяйте, верно ли переданы особенности пасмурного и солнечного освещения, соответствует ли колорит этюда цветовой гамме натуры. Посмотрите, не слишком ли увлеклись вы деталями, не ошиблись ли в определении их тона и не нарушают ли они поэтому цельности этюда. В таком случае обобщите этюд.

В любом случае, будьте уверены в себе, а если Вам будет трудно, звоните нам на курсы рисования и мы всегда поможем Вам 223 7490


Facebook Comments

ВРЕМЕНА ГОДА

Природные зарисовки

Январский этюд

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит…

Федор Тютчев

Вы когда-нибудь слушали в одиночестве морозную тишину, когда глаза слепит от яркой белизны снега, пушисто-серебристыми одеялами-коврами укрывшего бескрайние поля? Раскидистые ели, вековые кедры и стройные корабельные сосны, словно чуткие часовые, застыли на своем посту, охраняя дивную природу. Все вокруг белым-бело. И такая пронзительная тишина! Только изредка, с хрустальным треском, вдруг обломится тяжелая мохнатая ветвь, скинет с себя шапку снега, покрытого голубым ледяным панцирем наста, и вновь… тишина. Не слышно птиц, не слышно ветра, ненадолго прикорнувшего в зарослях густого ельника. Все как будто замерло окрест! Но чуть внимательнее присмотришься к чистому девственному снегу и вдруг замечаешь совсем недавно припорошенные снежком свежие заячьи точки-следки. Видно, что еще несколько минут назад петлял вокруг обглоданной снизу толстоствольной березки заяц-беляк, искусно запутывал оставленные собой следы.
Спит природа, и только хруст сапог виснет в синей морозной дымке. И в этот самый момент, один на один с природой, ты ощущаешь себя властелином, хозяином этого огромного снежного царства. Ведь настоящий хозяин тайги взял тайм-аут до весны, спит себе безмятежно в теплой берлоге, рефлекторно посасывая свою лапу. Поэтому, от остроты своих чувств, я неторопливо сгребаю пригоршню свежего неслежалого снега, леплю из него увесистый снежный комок и… запускаю в крону самой высокой елки! Та неожиданно вздрагивает от полученного удара и… щедро осыпается серебристым бисером. А пока я завороженно любуюсь этим сказочным водопадом, с вершины ели на меня обрушивается целая лавина снега, часть которого попадает за шиворот куртки, и вот уже десяток холодных ручейков радостно бегут по моему разгоряченному телу. Вот тебе и душ Шарко! «Остынь» - как бы предупреждает зимний лес. И я ежусь, внутренне соглашаясь с ним. Зимний лес непредсказуем! «В природе нет милости к человеку: нечего ожидать от нее милости. Человек должен бороться с ней, и быть милостивым, и охранять природу, раз он является ее царем-победителем». (М.Пришвин).
А январский мороз тем временем все крепчает, силится, потрескивает, пощелкивает, раздувая свои сердитые щеки. Его колючие, жалящие иголки упорно лезут под толстую куртку и свитер, пробирая холодом до костей. Приходится приплясывать и притоптывать на одном месте, чтобы совсем не замерзнуть. А покрасневший и покрытый инеем кончик носа я постоянно растираю мягкой рукавицей, чтобы, не дай Бог, тот не побелел и не потерял свою чувствительность. Даже опущенная и завязанная на шнурках ондатровая шапка-ушанка и та плохо спасает от лютого холода. Слышно, как сквозь теплый мех с воем, порывами пробивается проснувшийся в ельнике беспощадный ко всему живому ветер.
И все-таки нет большего удовольствия, чем хоть на часок, в любую погоду побыть наедине с природой! Честное слово, это минуты истинного наслаждения! Как там поется в песне кинорежиссера Эльдара Рязанова? «У природы нет плохой погоды, каждая погода - благодать! Дождь ли, снег - любое время года надо благодарно принимать». По-моему, лучше не скажешь!...

Январь, 2011.

Майский этюд

Подсохли первые проталинки,
Защелкал шустрый соловей.
Травинку легкую за талию
Неловко обнял муравей

Качаясь меж землей и небом,
Как капля моря на весле,
Он никогда так близко не был
Ни к небу, ни к самой земле...

Владимир Беспалько

Очень люблю весенний лес, разбуженный после долгого зимнего сна. Помните, как у молодого композитора Иоганна Штрауса, совершавшего прогулку по Венскому лесу, рождались задорные нотки его бессмертного вальса? И щебет птиц, и хруст валежника, и гамма мягких шелестящих звуков, исходящих из-под старой телеги, и робкое журчание ручейка - все это воедино слилось в дружный лесной хор...
И вот сейчас! Стою я на лесной поляне, окруженной стройными березками, одетыми в такие прозрачные одежки, что сквозь них все видно в лесу, и испытываю полное спокойствие и умиротворение. Любуюсь на зеленую молодую траву, пробившуюся сквозь прогретую солнечными лучами землю, на мелких букашек, спешащих по очень важным для них делам. Все взаимосвязано в природе! Только что прошел мелкий дождик, и воздух напоен ароматом лесной свежести… Распустилась и уже осыпалась белой кипенью черемуха, за ней пышная сирень набирает свои тяжелые гроздья. А вот поднимается прибитая дождем к земле красавица-ромашка… Тянет, подставляя ласковым лучам солнца свою оранжевую сердцевину в хороводе белоснежных лепестков. А мне так и хочется вспомнить свое босоногое детство, присесть на корточки перед незамысловатым цветком да погадать о будущем, о грядущих путях-дорогах! Ан, нет, сентиментальности здесь нет уже места! О будущем гадать нет смысла. Впереди только вечность с ее загадочными точками и запятыми. А все остальное давно уже за спиной…
А тут и дятел застучал. Его робкие одиночные удары по дереву перерастают в ритм азбуки Морзе: точка, точка, точка, малая пауза, тире, тире и далее по кругу. А за ним и соловушка, вторя негромкой дроби дятла, россыпью залился своей переливчатой трелью. Дружный птичий хор издалека подхватила кукушка. «Ку-ку, ку-ку, ку-ку….», - мелодично разносится над лесом. Посчитать бы оставшиеся годы, но не доверяю я пичуге. Что осталось - все мое! Переключаю свой слух на журчание воды. Это в хрустальном неглубоком ручье шумит прозрачная водичка. Мастерю из газетного листка бумажный кораблик и пускаю его в плавание...
Пробуждается природа, а вместе с ней просыпается и надежда на завтрашний день. Ведь весна - это всегда старт для самых смелых желаний. Пусть кинет в меня камень тот, кто считает, что я не прав!

Июльский этюд

В ягоды одето,
В яблоки и сливы.
Стали дни красивы.
Сколько цвета!
Сколько света!
Солнце на макушке лета.
В. Ланцетти

Пишу эти строчки и вспоминаю песню о Москве на слова незабвенного поэта и сценариста Геннадия Шпаликова. Помните его проникновенные строки про дождь, где после летнего ливня, словно обручальное, блестит Садовое кольцо… Вот и я, можно смело сказать, обожаю такой дождь. Нет, не смотреть на эту картинку сквозь оконное стекло, а гулять по лесной тропинке, подставляя ветру и дождю свое лицо и руки, да слегка прикрытое легкой футболкой и шортами тело. В эти минуты очень легко думается. Над тобой тяжелое, свинцовое небо, мечут зигзаги молний, грохочет летний гром. А ты идешь промокший до последней нитки, но такой счастливый! Пусть тело охватывает легкий озноб, зато как легко дышится! И как при этом свободно думается! Подхдестываемый брызгами дождя, мозг начинает бурное движение, и вот уже появляются очертания одного сюжета, другого. Только успевай осмысливать и расставлять правильные акценты.
А потом все внезапно стихает. Мгновенно забываются и сверкание молнии, и грозные раскаты грома. Редкие капли дождя бьют по лужам, которые обещают скоро высохнуть. Ведь жаркое летнее солнце уже выглядывает из-за краешка тучи, а дорожки в лесу, доступные солнечным лучам, уже клубятся еле заметными теплыми испарениями. И только гусиная, вся в пупырышках, кожа на спине и груди да мокрая футболка, назойливо прилипшая к телу, вызывают легкое раздражение, нарушающее душевный комфорт. Становлюсь под раскидистую липу, снимаю с себя мокрую одежду, выжимаю ее аж до последней капли и, надев на себя лишь сырые шорты, продолжаю свой путь. Солнце, наконец, полностью выкатилось наружу, озноб прекратился, и я, поднимая ладони кверху, приветствую появившиеся щедрые солнечные лучи. Как хорошо, что середина этой чудесной поры еще только перешла свой рубикон. А это значит, что лето еще долго не кончится, и пусть не все, но многое у меня еще остается впереди. Нереализованные творческие планы тоже. На то оно и лето, способное преподносить преимущественно приятные душе сюрпризы... Очень любимое и долгожданное время года.

Июль, 2008.

Осенний этюд

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком.
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком...
Сергей Есенин.

Золотая осень в Красноярье приходит по-разному. Вот и сейчас - вторая декада месяца. Яркое солнце и прозрачное небо, по которому плывут свежевыстиранные после очередного дождика облака. Тихо. Лишь звенят где-то невидимые глазу насекомые, да светлая лазурь висит между разноцветных, в ажурных листьях, деревьях. Под ногами шуршат багряные кленовые листья. И вспоминаются слова из известной песни: «Разбросал осенний лес рубли целковые, только золото граблями собирай. Да и девочки пошли все бестолковые, вместо золота любовь им подавай!»
Нагибаю спину, сгребаю ладонями в охапку кучку пожухлых листьев и подбрасываю их вверх. Это я так отдаю салют прожитым годам. Вот и сделан еще один шаг к вечности. Рожденный под созвездием Девы, мерилом моего возраста стал сентябрь. И я снова гляжу, вглядываюсь в небо. Вот пролетел клин журавлей. За ним еще один. Птицы летят в южные края, чтобы весной вернуться сюда снова. Они, как и мы, люди, живут надеждой. А травка уже припала к земле, ее почти не видно под покровом листвы. В воздухе витает хоровод некогда зеленых побегов, превращенных осенью в золотые скрюченные брызги. Любое время года прекрасно по-своему.
А бывает, что с утра и на весь день зарядит нудный серый дождь, но моя душа тихонько радуется, что способна спрятаться в теле, как в надежном домике, и уже там переждать непогоду. Уютно и спокойно ей в нем. Опять накатывают спешащие друг за другом мысли, и ложатся на бумагу строчка за строчкой. Успевай только записывать! А дождь барабанит по стеклам окон, омывает их, обещая назавтра солнечное, залитое росой, утро, теплый и влажный осенний день. И опять будет вздыхать ветер, заигрывать с молодыми осинками, срывать с них ярко-рыжие монетки, гонять их, словно золотистых светлячков по лесным тропам. И в моей душе опять будет светло и спокойно.
Для творческих поездок по миру я предпочитаю позднюю весну, для морского отдыха - лето, а вот для сочинительства нет лучшего времени, чем осень или зима. Недаром Болдинскую осень великий поэт называл самым плодовитым периодом в своей короткой жизни. Осень будоражит и торопит. Нужно многое успеть и сделать в этой кипучей жизни. Иными словами, осень - это не стартовая площадка для свершения грандиозных планов, а скорее всего - финишная для подведения предварительных итогов уже совершенного! Вот почему это золотое время года в моем личном восприятии наполнено еще и глубоким философским смыслом: осень приходит и уходит, а жизнь, кипучая, бьющая ключом жизнь, продолжается...

Сентябрь, 2012.

Рецензии

Здравствуйте Борис Михайлович! С удовольствием прочел Ваши миниатюры о временах года. Очень лиричные. С легкой минорной ноткой.

Обратил внимание на цитату Пришвина. В ней явно звучит известное высказывание Ивана Мичурина. Не поленился полез в интернет. Действительно так:

//Вычитал в отрывном календаре: "В природе милости нет, человек должен от нее ТРЕБОВАТЬ не милости, а..." (Мичурин).

В природе нет милости к человеку: нечего ждать от нее милости. Человек должен бороться с ней и БЫТЬ МИЛОСТИВЫМ, И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ, раз он является ее царем-победителем (Пришвин).//

В этом весь Пришвин, певец природы и тонкий наблюдатель. и "Не взять их у нее наша задача по Мичурину" а самим быть милостивым и охранять природу. Вполне очевидная реакция на несколько экстремисткое, навязшее в зубах высказывание Мичурина. Большевики увидели в этом подходящий лозунг и принялись ПОКОРЯТЬ природу. Покорять Север, тайгу, регулировать речной сток там где надо и не надо. Теперь мы все видим к чему приводит покорение. Исчезают леса, загрязняются водоемы... И все это пытаются оправдать неизбежными следствиями технологического прогресса. А ведь пора жить в согласии с природой, перестать её покорять. Человек ведь только частица этой пророды, частица биосферы. По роду своей профессии мне много пришлось поездить по белу свету и увидеть много примеров человеческого варварства.

Позвольте поздравить Вас с наступающим НОВЫМ ГОДОМ. Пожелать доброго здоровья и плодотворного творчества.
С увакжением