Добры молодцы биография. Биография группы "добры молодцы". О «Добрых Молодцах»

Лауреаты Всероссийского конкурса артистов эстрады, лауреаты конкурса «Песня 78», «Красная Гвоздика» и многих других
Основан в конце 1969 на базе самодеятельного вокально-инструментального ансамбля «Авангард-66», организованного летом 1966 в составе:
Александр Петренко,
Борис Самыгин (гитара),
Евгений Броневицкий (гитара),
Владимир Антипин (бас),
Лев Вильдавский (фортепиано),
Евгений Маймистов (барабаны).
После того, как Броневицкий и Вильдавский ушли в ВИА «ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ», а их место занял «питерский Элвис», студент Университета Вячеслав Мостиев, состав ансамбля надолго стабилизировался. Он получил постоянный ангажемент в первом питерском молодёжном кафе «Эврика», где собирались толпы поклонников со всего города, что вынудило администрацию уволить излишне шумных, хотя и доходных артистов.
На протяжении второй половины 60-ых годов «АВАНГАРД-66» несколько раз выезжал на гастроли от различных филармоний (в одной из таких поездок они отыскали и привезли в Ленинград тогда ещё совсем юного Юрия Антонова.
В ноябре 1969 необходимость зарабатывать на жизнь и ограниченность самодеятельного статуса вынудили «Авангард-66» окончательно утвердиться при филармонии и сменить имя на «Добры Молодцы».
Ярослав Янса (труба),
Александр Морозов (тромбон)
Всеволод Левенштейн(альт-саксофон).
На протяжении первой половины 70-х много гастролировал по стране, в 1974 записал свою первую пластинку с песнями Антипина и кавер-версией песни The Fortunes «Freedom Come, Freedom Go» (которая в русском варианте получила название Золотой рассвет).
Хотя костяк ансамбля на протяжении этих лет оставался неизменным, на разных этапах к нему присоединялись и другие музыканты: в 1970-72 играл Юрий Антонов, который написал для ансамбля «программную» песню «О Добрых Молодцах», солировали Жанна Бичевская, Светлана Плотникова, Александр Лерман (экс-«Скоморохи», «Ветры перемен», «Весёлые ребята»), Роман Власенко и др.
В 1973 Левенштейн покинул ансамбль, вернувшись в Ленинград, где играл с группой «Мифы», а позже эмигрировал в Англию, где прославился как ведущий музыкальных программ русской редакции Би-Би-Си под именем Сева Новгородцев. Новым руководителем «Добрых Молодцев» стал московский клавишник Анатолий Киселёв.
В апреле 1974 года ансамбль покинули все его ветераны-основатели. А. Киселёв и Р. Власенко набрали новый состав, устроились в Росконцерт. В 1976 ансамбль «Добры Молодцы» исполнил «Сердце моё сердце» в знаменитом альбоме Д. Тухманова «По волне моей памяти», а в 1977 записали серию песен А. Флярковского на стихи А. Дидурова для художественного фильма «Розыгрыш».
Блестящая плеяда композиторов в разные годы с удовольствием сотрудничала в «Добрыми Молодцами»: Давид Тухманов, Евгений Крылатов, Юрий Антонов, Вячеслав Добрынин, Александр Флярковский и многие другие корифеи российской песенной классики украсили своими произведениями репертуар ансамбля.
А с Марком Фрадкиным «Добры Молодцы» исколесили весь бывший СССР, побывали в Германии, Польше, Югославии, Монголии. Двухчасовую программу, составленную только из произведений Марка Григорьевича и включающую в себя песни военных лет, комсомольские и самые последние лирические, услышали миллионы слушателей во всех уголках нашей страны от Калининграда до Южно-Сахалинска.
В 1982 записали саундтрек к новогоднему телефильму «Чародеи» и снялись в роли ребят из ансамбля «Памарин».
Распались «Добры Молодцы» в 1990 году, чтобы в 1994 усилиями старейшего его участника (в коллективе с 1978 года) Андрея Кирисова «воскреснуть» вновь, восстановить старый репертуар и успеть «прокатать» его в гастрольных поездках, убедившись в том, что ансамбль ещё не забыт слушателями, любим и популярен.
В 1994 году «Добры Молодцы» были единственным ВИА в нашёй стране, выступавшим на концертных площадках. Они были первыми, кто стал возрождать утерянный пласт нашей культуры, вернул народу его любимые песни, песни вокально-инструментальных ансамблей 70-х.
Сейчас в коллективе появились молодые ребята, которые внесли свежую музыкальную струю, и старые любимые песни звучат по-новому. Их с удовольствием слушает и поёт молодёжь. Записанный в 1997 году альбом «Все лучшие песни 70-х» (продюсер Сергей Горбатов) идёт нарасхват.
В начале 2005 г. вышел новый альбом «Золотой рассвет» - это уже 21-й век. Но все новые песни живут рядом со старыми, уже, казалось бы, забытыми мелодиями.
Современные ритмы требуют нового звучания, но стиль и манера пения у «Добрых Молодцев» остались как прежде, такими же добрыми и молодыми!
Концерты ВИА проходят с неизменным успехом, так как учитывают вкусы самой широкой аудитории. А главное - все песни можно петь, петь вместе. Этого так не хватает на нашей эстраде.

ВИА ‘’Добры Молодцы” одна из самых популярных, успешных групп 70-х годов. Образован ансамбль был на основе любительской популярной группы “Авангард-66’’. В 1969 году молодые, энергичные, задорные ребята выступали с энтузиазмом в Питере в молодежном кафе ‘’Эврика’’. Толпы поклонников собирались на их концерты, но они приносили много проблем администрации, поэтому ребятам пришлось уйти из кафе. Они также немного и гастролировали, но статус самодеятельной группы не мог дать материальных возможностей на развитие и существование группы. Если Вас подробнее интересует этот период существование группы, Вы эту информацию можете получить на официальном сайте агента ВИА Добры молодцы. Поэтому группа ‘’Авангард-66’’ в конце 1969-го года поменяла имя на ‘’Добры молодцы” и утвердилась при филармонии. Состав группы тоже немного потерпел изменения. ВИА Добры молодцы в 1970 году стал работать в Москве в Росконцерте. Этот период их работы пришелся на самый пик их популярности. Они много экспериментировали над своими программами, используя и русские народные песни, которым придавали оригинальную обработку. Пригласить Добры Молодцы на мероприятие, на праздник Вы можете обратившись к концертному агентству Большой Город.

Организатор и художественный руководитель Владимир Антипин Легендарный ВИА «Добры Молодцы» был создан ленинградскими музыкантами группы «Авангард-66» летом в 1969 году. В первый состав ансамбля вошли: Владимир Антипин – бас-гитара, вокал, Александр Петренко – гитара, вокал, Борис Самыгин – гитара, вокал, Вячеслав Мастиев – солист-вокалист, Евгений Маймистов – ударные инструменты, вокал. На заре создания ансамбля «Добры Молодцы», ребята играли джаз, рок-н-ролл на вечерах отдыха ленинградской молодёжи. Временно, на барабанах в ансамбле играл Лев Вильдавский, после клавишник первого в нашей стране ВИА «Поющие Гитары». Позднее работая от Донецкой филармонии, судьба впервые свела их с молодым музыкантом Юрием Антоновым, который какое – то время проработал в молодёжном ансамбле. В апреле 1967 года музыканты возвращаются домой в Ленинград. Они вновь играют на вечерах отдыха популярную музыку зарубежных авторов. Летом они выезжают в город Сочи, и там по вечерам играют на танцах. В это время Юрий Антонов покидает ансамбль. По возвращению домой они приглашаются в джаз - оркестр Иосифа Вайнштейна. В составе оркестра они много гастролируют, работают от Читинской филармонии. В это время в ансамбле работают: Валентин Милевский – клавишные инструменты, вокал, Игорь Петренко – саксофон, флейта, гитарист Михаил Беляков, в будущем соавтор слов песни Юрия Антонова «Нет тебя прекрасней» и русского текста песни Д.Буна «Прекрасное воскресенье» в исполнении ВИА «Поющие Гитары», клавишник Владимир Шафранов, Владимир Кириллов – солист, Николай Резанов, в последующем руководитель легендарного ансамбля «Братья Жемчужные». К середине 1969 года музыканты делают свою новую концертную программу, и в нашей стране рождается ВИА «Добры Молодцы»! Программа ВИА «Добры Молодцы» состояла из двух отделений. В первой звучали русские народные песни в современной аранжировке: «Вечерний звон», «Лапти», «Лучина», «Метёлки», «Про комара», «Утушка луговая» и другие, во втором эстрадные песни советских и зарубежных авторов. В это время медную группу ансамбля: Вячеслава Янса – труба, Александра Морозова – тромбон, пополняет Сева Новгородцев /Всеволод Левенштейн/ – альт-саксофон, который в последующем возглавит руководство ансамблем. Ансамбль «Добры Молодцы» начинает работать на профессиональной сцене от Росконцерта. В начале 70-х годов на экраны страны выходит музыкальный телефильм «Добры Молодцы» о Руси поют», который имел большой успех у поклонников таланта участников ансамбля. В это время по радио часто звучат песни в исполнении ансамбля «Добры Молодцы». В 1971 году ансамбль пополняется новым солистом Романом Власенко /позднее группа «Галактика»/, из ВИА «Поющие Гитары» в ансамбль возвращается Юрий Антонов, который пополняет концертную программу своими новыми песнями – шлягерами: «О добрых молодцах и красных девицах», «Снег», «Ещё вчера», «Ты слов не говори», «Кончается лето», «Где моя смелость», «Песня, гитара и я» и другими. Отмечу, что песни молодого композитора Юрия Антонова: «Ещё вчера», «Кончается лето», «Снег» на слова поэта-песенника Онегина Гаджикасимова на Всесоюзном радио включаются в популярную программу Виктора Татарского «Запишите на ваши магнитофоны»! В октябре этого года состав ансамбля пополняет Владислав Петровский – клавишные инструменты, вокал. Мне, лично, посчастливилось в 1972 году слушать концерт ВИА «Добры Молодцы» летом в парке «Ривьера» в городе Сочи. В это время в составе ансамбля работали: Владимир Антипин – бас-гитара, вокал, Анатолий Бортник – гитара, вокал, Борис Самыгин – гитара, вокал, Михаил Похожаев – тромбон, Сева Новгородцев - саксофон, флейта, Виктор Иездиковский – труба, Юрий Антонов – клавишные инструменты, бубен, вокал, Влад Петровский – клавишные инструменты, вокал, Владимир Кириллов – бубен, вокал, Евгений Маймистов – ударные инструменты, вокал. Также в ансамбле «Добры Молодцы» в разные годы творчества работали певицы – красны девицы: Валентина Олейникова, Жанна Бичевская, Светлана Плотникова. Жанна Бичевская в составе ансамбля выступала со своими сольными фолк - номерами, аккомпанируя себе на акустической гитаре. В её репертуаре также звучали русские народные песни, песни автора и композитора Булата Окуджавы, что не нарушало гармонию концертной программы ансамбля, а только дополняло. Администратором ансамбля в это время работал Григорий Яковлевич Гельбо. В 1973 году в оркестр Анатолия Кролла «Современник» уходит работать Юрий Антонов. В это время состав ансамбля часто меняется и к 1974 году составляет: Владимир Антипин – бас-гитара, вокал, Борис Самыгин – гитара, вокал, Александр Морозов – тромбон, Владимир Василевский – труба, Георгий Чиков – труба, Всеволод Новгородцев – тенор-саксофон, флейта, Владимир Шафранов – клавишные инструменты, вокал, Евгений Маймистов – ударные инструменты, вокал. Также в ансамбле в своё время, работали трубачи Анатолий Куликов и Евгений Поздышев, бас – гитаристы Владимир Васильев /позднее ВИА «Поющие Гитары», группа Стаса Намина «Цветы», группа «Круг»/ и Петр Макиенко. В 1974 году Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпускает первый миньон ВИА «Добры Молодцы» с песнями: «У весны и любви» /В.Антипин – А.Ольгин/, «Золотой рассвет» /Б.Ричард – р.т.Л.Дербенёв/, «О тебе, наверное» /В.Антипин - О.Гаджикасимов/. Также в этом же году композитор Давид Тухманов включил свои песни «Я еду к морю» на слова поэта Владимира Харитонова и «Галина» на слова поэта Леонида Завальнюка в исполнении ансамбля «Добры Молодцы» в диск – гигант «Эта Весёлая планета». В коллективе работал ударник Анатолий Пономаренко, а также легендарный музыкант Александр Лерман – бас-гитара, вокал /экс-групп «Скоморохи», «Ветер перемен», «Аракс», ВИА «Весёлые Ребята»/, который записал много песен в составе ансамбля. Большое значение сыграл в ансамбле и замечательный хормейстер Анатолий Акульшин, ранее работавший в ленинградском ансамбле «Дружба». Песня «Пой вместе с нами» /В.Антипин - М.Беляков/ на Всесоюзном радио включается в популярную программу Виктора Татарского «На всех широтах»! В 1975 году журнал «Кругозор» пишет о творчестве популярного ансамбля и записывает на вкладыше - грампластинке песни в его исполнении: «Пой вместе с нами» /В.Антипин – М.Беляков/, «Утушка луговая» /рус.нар.песня/ - солист Александр Лерман, «Как счастливым быть» /В.Добрынин – И.Шаферан/ - солисты и бас-гитаристы: Владимир Васильев и Сергей Кукушкин. Ансамбль «Добры Молодцы» много гастролирует по нашей стране, за рубежом, и везде музыкантов ждёт успех. Они выступают в совместных концертах со многими мастерами советской эстрады. В составе ансамбля гастролируют популярные композиторы Олег Иванов и Марк Фрадкин. Несмотря на большой успех у публики, в начале 1975 года, ансамбль «Добры Молодцы» покидают почти все участники. Они уходят работать в разные группы и ансамбли. Владимира Антипина и Влада Петровского вначале приглашают в ВИА «Весёлые Ребята», но Владимир, Борис Самыгин и Евгений Маймистов уезжают в свой родной город и работают в ленинградском ВИА «Калинка» под руководством Сергея Лавровского, а Влад со временем, начинает работать в группе Стаса Намина «Цветы». В это время руководство ансамблем «Добры Молодцы» возглавил клавишник Анатолий Киселёв. В составе ансамбля работают музыканты: Вадим Голутвин – лидер-гитара, Александр Евдокимов – бас-гитара, вокал, Андрей Костюченко – гитара, вокал, Анатолий Киселёв – клавишные инструменты, Роман Власенко, Владимир Костромин, Борис Туаршев, Марина Смирнова, Людмила Барыкина – солисты ансамбля. В это время ансамбль сотрудничает со многими композиторами и поэтами – песенниками и на их авторских грампластинках записывает многие песни. В 1976 году он записывает на авторский диск – гигант поэта Михаила Пляцковского песню на музыку композитора Марка Фрадкина «Морзянка». Параллельно с работой в ансамбле Александр Лерман принимает участие в проекте «По волне моей памяти» композитора Давида Тухманова и записывает песню «Сердце, моё сердце» /И.Гете, перевод В.Левика/. В этом же году ансамбль тесно сотрудничает с композитором Александром Флярковским, вокальная группа принимает участие в записи песен к художественному кинофильму «Розыгрыш» режиссёра Владимира Меньшова. В этом же году ВИА «Добры Молодцы» становится Лауреатом Первого Всероссийского конкурс исполнителей советской песни, который прошел в городе Сочи. В 1977 году ансамбль «Добры Молодцы» записал песни для авторского диска-гиганта «Бабье лето» поэта Игоря Кохановского: «Трудная любовь», солист Александр Лерман, на музыку Анатолия Киселёва и «Садовое кольцо», солист Александр Лерман, «Виноват листопад», «Без тебя» на музыку Юрия Антонова. Журнал «Кругозор» в рубрике «Музыка А.Флярковского из к/ф "Розыгрыш"» включает на свою музыкальную страничку песню «Прощальный вальс» /А.Дидуров/, вокальная группа ВИА «Добры Молодцы». В 1978 году Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия» выпускает первый диск-гигант ансамбля «Добры Молодцы» на музыку композитора Александра Флярковского - «При самом рождении дня», где наряду с песнями из кинофильма «Розыгрыш», записаны и другие песни. Ансамбль принимает участие в авторских концертах композитора Александра Флярковского на фестивале «Красные Зори». Журнал «Клуб и художественная самодеятельность» записывает на свою музыкальную страничку из этого фильма фрагмент песни «Прощальный вальс» /А.Дидуров/. В серию грампластинок «Для вас, женщины» включена песня коллектива «Днём и ночью» /Ю.Саульский - М.Танич/. В последующем ансамбль сотрудничает с композиторами Оскаром Фельцманом, Евгением Крылатовым и многими другими. Как плод их тесного сотрудничества Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия» выпускает очередные их миньоны. В этом году в ансамбль «Добры Молодцы» приходит певец Андрей Кирисов, который через много лет вновь воссоздаст концертную и творческую деятельность музыкального коллектива. В своём творчестве на эстраде Андрей также сотрудничал с ВИА «Музыка», художественный руководитель Николай Воробьёв. В составе этого ансамбля певец записал песню «Там далеко – далеко» /Л.Гарин – Л.Завальнюк/, а также исполнял партию Угольщика в опере – феерии Андрея Богословского «Алые Паруса». Прошли школу эстрадного мастерства в ВИА «Добры Молодцы» под руководством Анатолия Киселёва музыканты: Юрий Махин – бас – гитара, в последующем участник рок-групп «Черный кофе» и «Круиз», Виталий Барышников – клавишные инструменты, певец Алексей Глызин, Александр Правдин, Владимир Каплинский, Дмитрий Зотов, Владимир Салов, Павел Смеян, Сергей Жаров, Владимир Лисенков, Сергей Цирес, Николай Румянцев, Л.Привина, С.Коваленко, С.Шашкин, А.Булуктаева и многие другие. В 1982 году участники ансамбля принимают участие в кинофильме режиссёра Константина Бромберга «Чародеи» и записывают свой очередной миньон с песнями композитора Евгения Крылатова: «Кентавры», «Песенка о снежинке» на слова поэта Леонида Дербенёва, где в записи «Песенка о снежинке» приняла участие и юная певица Оля Рождественская. Параллельно с этим ансамбль записывает песни и своего художественного руководителя Анатолия Киселёва: «Белая фата», солист Владимир Костромин, на слова В.Попкова, «Что с тобой» на слова В.Татаринова, «Был месяц май» на слова И.Кохановского, «Твой взгляд» на слова Б.Дубровина, «Весна победы», «Я тебе подарю», «Я признаюсь в любви» на слова В.Сергеева. В 1983 году журнал «Кругозор» вновь обращает свое внимание на творчество коллектива и на своей музыкальной страничке записывает песни в исполнении ВИА «Добры Молодцы» - «Просторы раздольные» /А.Флярковский - А.Досталь/, «Кентавры» из т/ф «Чародеи» /Е.Крылатов - Л.Дербенёв/. В 1986 году журнал «Клуб и художественная самодеятельность» также вновь обращается к творчеству ансамбля и на свою музыкальную страничку включает песни: «Весна Победы» и«Я признаюсь в любви» /А.Киселёв - В.Сергеев/, солист С.Коваленко, в последующем выпуске в конкурсной рубрике «Новогодний карнавал» записывает их песню «Наступает Новый год» /А.Киселёв - И.Белоус/. В 1987 году певец Павел Смеян в составе ВИА «Добры Молодцы» записал песни: «Если в доме», «Жуткий сон», «Капля за каплей», «Ну, почему?» /А.Киселёв – М.Каневский/ к мультфильму «Домовые, или сон в зимнюю ночь», режиссёр Владимир Самсонов. В 1988 году журнал «Клуб и художественная самодеятельность» в рубрике «Кто, если не мы?» включил песни «Капля за каплей», «Закройте дверь!», «Ну почему?» /А.Киселёв - М.Каневский/, в последующем выпуске в рубрике «Мелодии любви» - «И настанет день» /А.Киселёв - А.Дидуров/, солистка Лариса Долина и ВИА «Добры Молодцы» и «Петрушка» /А.Киселёв - В.Татаринов/, солистка Аис Булуктаева и ВИА «Добры Молодцы». В 1990 году ансамбль «Добры Молодцы», временно, прекращает свою гастрольную и концертную деятельность. В 1994 году певец Андрей Кирисов приглашает московских музыкантов принять участие в новом составе ВИА «Добры Молодцы». Состав ансамбля составили: Сергей Новиков – лидер-гитара, вокал, Александр Андреев – бас-гитара, Сергей Горбатов – ритм-гитара, вокал, Николай Соколов – клавишные инструменты, Владимир Остриков – ударные инструменты, Валерий Кирисов – звукорежиссёр. В 1996 году по инициативе Андрея Кирисова, вышел в свет первый альбом с лучшими песнями многолетнего творчества ВИА «Добры Молодцы» записанный на компакт – диск. В 1998 году участники ВИА «Добры Молодцы» записывают первый свой альбом с лучшими песнями XX века. В 2000 году выходит очередной альбом ансамбля с лучшими песнями советской эстрады. Принимал участие в записи песен и певец Сергей Найденков. В 2005 году выходит очередной альбом «Золотой рассвет» ансамбля «Добры Молодцы». В настоящее время в составе ВИА «Добры Молодцы» работают: Сергей Новиков – лидер-гитара, вокал, Дмитрий Барехов – бас-гитара, вокал, Сергей Горбатов – ритм-гитара, вокал, Юрий Токарев – клавишные инструменты, вокал, Андрей Костюченко – баян, клавишные инструменты, вокал, Владимир Вдовенко – барабаны, Юрий Кондрашов – ударные инструменты, Андрей Кирисов – солист, Валерий Кирисов – звукорежиссёр. ВИА «Добры Молодцы» много гастролирует по нашей стране, часто выступает в совместных концертах со Звёздами советской и отечественной эстрады. Он по праву продолжает песенную летопись легендарного ВИА «Добры Молодцы». Пожелаем участникам популярного ансамбля «Добры Молодцы» новых песен, новых альбомов и успехов во всём!!! Юрий Рындин 26 июня 2007 год Санкт - Петербург

ВИА «Добры молодцы» - вокально-инструментальный ансамбль.

История

Основу ансамбля «Добры молодцы» составили участники ленинградской бит-группы «Авангард», основанной в 1963 году в Ленинграде, начавшей постоянные выступления в 1965 году.

Первый состав

  • Александр Петренко (лидер-гитара/вокал)
  • Борис Самыгин (ритм-гитара/вокал)
  • Владимир Антипин (бас-гитара/вокал)
  • Евгений Маймистов (ударные)/вокал.

В 1965 году группа работала в студенческих клубах, кафе и, будучи практически первой бит-группой в городе, пользовалась огромной популярностью.

В 1967 году руководитель известнейшего джаз-оркестра И. В. Вайнштейн пригласил группу «Авангард» в свою программу. Состоялся первый эксперимент работы бит-группы с биг-бэндом. В 1968 году группа уехала на Дальний Восток, а весной 1969 года началась работа над новой программой, одно отделение которой составляли русские народные песни, а другое - эстрадные. Так родилась шоу-программа и ансамбль «Добры молодцы».

В 1969 году в ансамбль пришли саксофонист и флейтист Игорь Петренко, трубач Виктор Иездиковский и вокалист Владимир Кириллов.

С 1970 года ВИА «Добры молодцы», полностью состоявший из ленинградских музыкантов, стал работать в Росконцерте, в Москве. К тому времени, под влиянием «Blood, Sweat & Tears » и «‎Chicago », ансамбль обзавёлся духовой группой:

  • Ярослав Янса (труба)
  • Александр Морозов (тромбон)
  • саксофонист Всеволод Левенштейн (он же Сева Новгородцев ) руководил ВИА в период с 1972 года по 1974 год и эмигрировал в 1975 году в Великобританию.

В это время в ансамбле вновь стал работать Юрий Антонов , который ещё в 1967 году некоторое время был участником группы «Авангард».

В 1973 году в коллектив пришел молодой московский композитор Анатолий Киселёв, оказавшийся в «Добрых молодцах» единственным музыкантом с консерваторским образованием. Начало 70-х годов - период наивысшей популярности ВИА «Добры молодцы». Благодаря песням Ю. Антонова («О добрых молодцах», «Ещё вчера», «Кончается лето» и др.), сотрудничеству с Давидом Тухмановым («Галина», «Я еду к морю»), а также оригинальным обработкам русских народных песен, ансамбль постоянно собирал полные концертные залы и Дворцы спорта.

:
Владимир Кириллов - вокал/перкуссия
Игорь Петренко - саксофон/флейта/вокал
Владимир Антипин - бас-гитара/вокал
Александр Петренко - лидер-гитара/вэлв-тромбон/вокал
Борис Самыгин - ритм-гитара/вокал
Валерий Милевский - клавишные/вокал
Евгений Маймистов - ударные/вокал

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

ВИА «Добры молодцы» - вокально-инструментальный ансамбль.

История

Основу ансамбля «Добры молодцы» составили участники ленинградской бит-группы «Авангард», основанной в 1963 году в Ленинграде , начавшей постоянные выступления в 1965 году .
Первый состав:

  • Александр Петренко (лидер-гитара/вокал)
  • Борис Самыгин (ритм-гитара/вокал)
  • Владимир Антипин (бас-гитара/вокал)
  • Евгений Маймистов (ударные)/вокал.

В 1965 году группа работала в студенческих клубах, кафе и, будучи практически первой бит-группой в городе, пользовалась огромной популярностью.
В 1967 году руководитель известнейшего джаз-оркестра И. В. Вайнштейн пригласил группу «Авангард» в свою программу. Состоялся первый эксперимент работы бит-группы с биг-бэндом. В 1968 году группа уехала на Дальний Восток , а весной 1969 года началась работа над новой программой, одно отделение которой составляли русские народные песни, а другое - эстрадные. Так родилась шоу-программа и ансамбль «Добры молодцы».

В 1969 году в ансамбль пришли саксофонист и флейтист Игорь Петренко, трубач Виктор Иездиковский и вокалист Владимир Кириллов.

Состав

В разное время в составе ансамбля работали музыканты разного возраста, разных музыкальных вкусов и увлечений.

Бывшие участники

  • Сева Новгородцев (саксофон)
  • Сергей Петров (гитара)
  • Людмила Барыкина (вокал) (1975)
  • Никита Зайцев (гитарист и скрипач)

Дискография

Грампластинки (винил):

  • - «Мелодия». Песни Давида Тухманова. Ансамбль «Добры молодцы». «Я еду к морю» (В. Харитонов).
  • - «Мелодия». Песни Давида Тухманова. Ансамбль «Добры молодцы» - «Галина» (Л. Завальнюк).
  • 1974 - «Мелодия». Давид Тухманов. «Эта веселая планета». (Диск-гигант) Ансамбль «Добры молодцы» - «Галина» (Л. Завальнюк), «Я еду к морю» (В. Харитонов).
  • - «Мелодия». ВИА «Добры молодцы». Руководитель Владимир Анти­пин. «У весны и любви» (В. Антипин - А. Ольгин), «Золотой рассвет» (Бар­ри Ричард, русский текст Л. Дербенёв), «О тебе, наверное» (В. Антипин - О. Гаджикасимов).
  • 1975 - «Мелодия». Стихи и песни Михаила Пляцковского. (диск-гигант) Ан­самбль «Добры молодцы» - «Морзянка» (М. Фрадкин).
  • 1975 - «Мелодия». Песни Вячеслава Добрынина. Ансамбль «Добры молод­цы» - «Как счастливым быть» (II. Шаферан).
  • - «Мелодия». Давид Тухманов. «По волне моей памяти». «Сердце, моё сердце» (И. В. Гёте, перевод В. Левина) - солист Александр Лерман (ВИА «Добры молодцы»).
  • 1976 - «Мелодия». Песни на стихи Игоря Кохановского. Ансамбль «Добры молодцы» - «Садовое кольцо» (Ю. Антонов) - солист Александр Лерман, «Разве быть могло такое» (В. Добрынин) - солистка Людмила Барыкина, «Трудная любовь» (А. Киселёв) - солист Александр Лерман.
  • - «Мелодия». Московский ансамбль «Добры молодцы». Руководитель Анатолий Киселёв. «Бабочки летают» (А. Флярковский - А. Дидуров), «Ке­ды» (А. Флярковский - Л. Дербенёв), «Сентябрьская мелодия» (А. Фляр­ковский - А. Дидуров).
  • - «Мелодия». Песни Юрия Антонова на стихи Игоря Кохановского. Ансамбль «Добры молодцы» - «Виноват, листопад» (Ю. Антонов), солист Роман Власенко, «Без тебя» (Ю. Антонов) - солистка Людмила Барыкина.
  • 1978 - «Мелодия». «Мелодии экрана». Песни из кинофильма «Розыгрыш». Вокальная группа ансамбля «Добры молодцы» и оркестр Госкино под управ­лением Георгия Гараняна - солист Вячеслав Киселёв.
  • 1978 - «Мелодия». ВИА «Добры молодцы» - руководитель Анатолий Кисе­лёв (первый и единственный диск-гигант). Песни Александра Флярковско­го. «Прощальный вальс», «Стрижи», «Что придёт», «Посмотри на меня», «Первый дождь» - песни из кинофильма «Розыгрыш» на стихи Алексея Ди-дурова, «Человек-бог» (Н. Олев), «Россия» (М. Сергеев), «Сентябрьская ме­лодия» (А. Дидуров), «Кеды» (Л. Дербенёв).
  • 1978 - «Мелодия». Песни на стихи Игоря Кохановского «Бабье лето» (диск-гигант) ансамбль «Добры молодцы» - «Трудная любовь» (А. Киселёв), «Са­довое кольцо», «Виноват листопад», «Без тебя» (Ю. Антонов).
  • 1978 - «Мелодия». «Для вас, женщины» - ансамбль «Добры молодцы» - «Днём и ночью» (Ю. Саульский-М. Танич).
  • - «Мелодия». ВИА «Добры молодцы» - руководитель Анатолий Кисе­лёв. Песни Оскара Фельцмана. «Ты навсегда», «Место под солнцем», «Вы не со мной» (стихи Н. Олева), «Только взгляд» (Е. Долматовский).
  • - «Мелодия». ВИА «Добры молодцы» - руководитель Анатолий Кисе­лёв. Песни Анатолия Киселёва. «Белая фата» (В. Попков), «Что с тобой» (В. Татаринов), «Был месяц май» (И. Кохановский).
  • - «Мелодия». Ансамбль «Добры молодцы» - руководитель Анатолий Ки­селёв. «Твой взгляд» (А. Киселёв - Б. Дубровин), «Вот одна найдётся» (И. Якушенко - И. Шаферан), «Качели» (Л. Рид, русский текст М. Белякова), «Наша любовь» (П. Аедоницкий - А. Дементьев).
  • - «Мелодия». «Плоская планета» - Песни на стихи Леонида Дербе­нева, (диск гигант). Ансамбль «Добры молодцы» - «Кентавры» (Е. Крылатов).
  • - «Мелодия». Евгений Крылатов «Представь себе» стихи Леонида Дер­бенева. Песни из телефильма «Чародеи» (диск-гигант). Ансамбль «Добры молодцы» - «Песенка о снежинке» - исполняет Оля Рождественская, «Кен­тавры».
  • 1984 - «Мелодия». «Придёт и к вам любовь» (диск-гигант) - ансамбль «Доб­ры молодцы» - «Утренняя песня» (Р. Рождественский)

Компакт-диски :

  • - «Апрелевка саунд продакшн» - «Лев ушёл из дома» (из архивов фирмы «Мелодия»).
  • 1995 - «Квадро-диск». ВИА «Добры молодцы». «Все лучшие песни 70-х».
  • 1995 - «Эр Эм Джей». ВИА «Добры молодцы» - «Ещё раз про футбол». Пес­ни Александра Клевицкого на стихи Михаила Шаброва.
  • - «Мороз рекордз». ВИА «Добры молодцы» - «Помню в детстве я…».
  • «Давай уедем к морю» - песни на стихи Игоря Кохановского. «Добры мо­лодцы» - «Трудная любовь», «Садовое кольцо», «Моё богатство» (записи 1977 года).
  • «Бабье лето» - песни на стихи Игоря Кохановского - «Добры молодцы» - солистка Людмила Барыкина - «Я проживу и без тебя» (запись 1977 года).
  • - «Квадро-диск» ВИА «Добры молодцы» - «Золотой рассвет». (Старые и новые песни) - запись 2004 года.

Фильмография

  • Музыкальный телефильм «Добры молодцы о Руси поют», 1970
  • «Розыгрыш » - киностудия «Мосфильм» 1978 г. - музыкальная дорожка с песнями в исполнении вокальной группы ВИА «Добры молодцы» под руководством Анатолия Киселёва.
  • «Чародеи » - Одесская киностудия по заказу Гостелерадио СССР 1982 г. Запись саундтрека. Участники ВИА играют эпизодические роли музыкантов самодея­тельного ансамбля «Поморин».
  • «Домовые, или Сон в зимнюю ночь » - творческое объединение «Экран » 1987 г. - мультфильм для взрослых.
  • «32 декабря » - творческое объединение «Экран » 1988 г. - мультфильм для взрослых.

Напишите отзыв о статье "Добры молодцы"

Примечания

Отрывок, характеризующий Добры молодцы

– Ваше сиятельство, – прервал князь Андрей молчание своим резким голосом, – вы меня изволили послать к батарее капитана Тушина. Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными, и прикрытия никакого.
Князь Багратион и Тушин одинаково упорно смотрели теперь на сдержанно и взволнованно говорившего Болконского.
– И ежели, ваше сиятельство, позволите мне высказать свое мнение, – продолжал он, – то успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой, – сказал князь Андрей и, не ожидая ответа, тотчас же встал и отошел от стола.
Князь Багратион посмотрел на Тушина и, видимо не желая выказать недоверия к резкому суждению Болконского и, вместе с тем, чувствуя себя не в состоянии вполне верить ему, наклонил голову и сказал Тушину, что он может итти. Князь Андрей вышел за ним.
– Вот спасибо: выручил, голубчик, – сказал ему Тушин.
Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него. Князю Андрею было грустно и тяжело. Всё это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся.

«Кто они? Зачем они? Что им нужно? И когда всё это кончится?» думал Ростов, глядя на переменявшиеся перед ним тени. Боль в руке становилась всё мучительнее. Сон клонил непреодолимо, в глазах прыгали красные круги, и впечатление этих голосов и этих лиц и чувство одиночества сливались с чувством боли. Это они, эти солдаты, раненые и нераненые, – это они то и давили, и тяготили, и выворачивали жилы, и жгли мясо в его разломанной руке и плече. Чтобы избавиться от них, он закрыл глаза.
Он забылся на одну минуту, но в этот короткий промежуток забвения он видел во сне бесчисленное количество предметов: он видел свою мать и ее большую белую руку, видел худенькие плечи Сони, глаза и смех Наташи, и Денисова с его голосом и усами, и Телянина, и всю свою историю с Теляниным и Богданычем. Вся эта история была одно и то же, что этот солдат с резким голосом, и эта то вся история и этот то солдат так мучительно, неотступно держали, давили и все в одну сторону тянули его руку. Он пытался устраняться от них, но они не отпускали ни на волос, ни на секунду его плечо. Оно бы не болело, оно было бы здорово, ежели б они не тянули его; но нельзя было избавиться от них.
Он открыл глаза и поглядел вверх. Черный полог ночи на аршин висел над светом углей. В этом свете летали порошинки падавшего снега. Тушин не возвращался, лекарь не приходил. Он был один, только какой то солдатик сидел теперь голый по другую сторону огня и грел свое худое желтое тело.
«Никому не нужен я! – думал Ростов. – Некому ни помочь, ни пожалеть. А был же и я когда то дома, сильный, веселый, любимый». – Он вздохнул и со вздохом невольно застонал.
– Ай болит что? – спросил солдатик, встряхивая свою рубаху над огнем, и, не дожидаясь ответа, крякнув, прибавил: – Мало ли за день народу попортили – страсть!
Ростов не слушал солдата. Он смотрел на порхавшие над огнем снежинки и вспоминал русскую зиму с теплым, светлым домом, пушистою шубой, быстрыми санями, здоровым телом и со всею любовью и заботою семьи. «И зачем я пошел сюда!» думал он.
На другой день французы не возобновляли нападения, и остаток Багратионова отряда присоединился к армии Кутузова.

Князь Василий не обдумывал своих планов. Он еще менее думал сделать людям зло для того, чтобы приобрести выгоду. Он был только светский человек, успевший в свете и сделавший привычку из этого успеха. У него постоянно, смотря по обстоятельствам, по сближениям с людьми, составлялись различные планы и соображения, в которых он сам не отдавал себе хорошенько отчета, но которые составляли весь интерес его жизни. Не один и не два таких плана и соображения бывало у него в ходу, а десятки, из которых одни только начинали представляться ему, другие достигались, третьи уничтожались. Он не говорил себе, например: «Этот человек теперь в силе, я должен приобрести его доверие и дружбу и через него устроить себе выдачу единовременного пособия», или он не говорил себе: «Вот Пьер богат, я должен заманить его жениться на дочери и занять нужные мне 40 тысяч»; но человек в силе встречался ему, и в ту же минуту инстинкт подсказывал ему, что этот человек может быть полезен, и князь Василий сближался с ним и при первой возможности, без приготовления, по инстинкту, льстил, делался фамильярен, говорил о том, о чем нужно было.
Пьер был у него под рукою в Москве, и князь Василий устроил для него назначение в камер юнкеры, что тогда равнялось чину статского советника, и настоял на том, чтобы молодой человек с ним вместе ехал в Петербург и остановился в его доме. Как будто рассеянно и вместе с тем с несомненной уверенностью, что так должно быть, князь Василий делал всё, что было нужно для того, чтобы женить Пьера на своей дочери. Ежели бы князь Василий обдумывал вперед свои планы, он не мог бы иметь такой естественности в обращении и такой простоты и фамильярности в сношении со всеми людьми, выше и ниже себя поставленными. Что то влекло его постоянно к людям сильнее или богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми.
Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безухим, после недавнего одиночества и беззаботности, почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному с самим собою. Ему нужно было подписывать бумаги, ведаться с присутственными местами, о значении которых он не имел ясного понятия, спрашивать о чем то главного управляющего, ехать в подмосковное имение и принимать множество лиц, которые прежде не хотели и знать о его существовании, а теперь были бы обижены и огорчены, ежели бы он не захотел их видеть. Все эти разнообразные лица – деловые, родственники, знакомые – все были одинаково хорошо, ласково расположены к молодому наследнику; все они, очевидно и несомненно, были убеждены в высоких достоинствах Пьера. Беспрестанно он слышал слова: «С вашей необыкновенной добротой» или «при вашем прекрасном сердце», или «вы сами так чисты, граф…» или «ежели бы он был так умен, как вы» и т. п., так что он искренно начинал верить своей необыкновенной доброте и своему необыкновенному уму, тем более, что и всегда, в глубине души, ему казалось, что он действительно очень добр и очень умен. Даже люди, прежде бывшие злыми и очевидно враждебными, делались с ним нежными и любящими. Столь сердитая старшая из княжен, с длинной талией, с приглаженными, как у куклы, волосами, после похорон пришла в комнату Пьера. Опуская глаза и беспрестанно вспыхивая, она сказала ему, что очень жалеет о бывших между ними недоразумениях и что теперь не чувствует себя вправе ничего просить, разве только позволения, после постигшего ее удара, остаться на несколько недель в доме, который она так любила и где столько принесла жертв. Она не могла удержаться и заплакала при этих словах. Растроганный тем, что эта статуеобразная княжна могла так измениться, Пьер взял ее за руку и просил извинения, сам не зная, за что. С этого дня княжна начала вязать полосатый шарф для Пьера и совершенно изменилась к нему.
– Сделай это для нее, mon cher; всё таки она много пострадала от покойника, – сказал ему князь Василий, давая подписать какую то бумагу в пользу княжны.
Князь Василий решил, что эту кость, вексель в 30 т., надо было всё таки бросить бедной княжне с тем, чтобы ей не могло притти в голову толковать об участии князя Василия в деле мозаикового портфеля. Пьер подписал вексель, и с тех пор княжна стала еще добрее. Младшие сестры стали также ласковы к нему, в особенности самая младшая, хорошенькая, с родинкой, часто смущала Пьера своими улыбками и смущением при виде его.
Пьеру так естественно казалось, что все его любят, так казалось бы неестественно, ежели бы кто нибудь не полюбил его, что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его. Притом ему не было времени спрашивать себя об искренности или неискренности этих людей. Ему постоянно было некогда, он постоянно чувствовал себя в состоянии кроткого и веселого опьянения. Он чувствовал себя центром какого то важного общего движения; чувствовал, что от него что то постоянно ожидается; что, не сделай он того, он огорчит многих и лишит их ожидаемого, а сделай то то и то то, всё будет хорошо, – и он делал то, что требовали от него, но это что то хорошее всё оставалось впереди.
Более всех других в это первое время как делами Пьера, так и им самим овладел князь Василий. Со смерти графа Безухого он не выпускал из рук Пьера. Князь Василий имел вид человека, отягченного делами, усталого, измученного, но из сострадания не могущего, наконец, бросить на произвол судьбы и плутов этого беспомощного юношу, сына его друга, apres tout, [в конце концов,] и с таким огромным состоянием. В те несколько дней, которые он пробыл в Москве после смерти графа Безухого, он призывал к себе Пьера или сам приходил к нему и предписывал ему то, что нужно было делать, таким тоном усталости и уверенности, как будто он всякий раз приговаривал:
«Vous savez, que je suis accable d"affaires et que ce n"est que par pure charite, que je m"occupe de vous, et puis vous savez bien, que ce que je vous propose est la seule chose faisable». [Ты знаешь, я завален делами; но было бы безжалостно покинуть тебя так; разумеется, что я тебе говорю, есть единственно возможное.]
– Ну, мой друг, завтра мы едем, наконец, – сказал он ему однажды, закрывая глаза, перебирая пальцами его локоть и таким тоном, как будто то, что он говорил, было давным давно решено между ними и не могло быть решено иначе.
– Завтра мы едем, я тебе даю место в своей коляске. Я очень рад. Здесь у нас всё важное покончено. А мне уж давно бы надо. Вот я получил от канцлера. Я его просил о тебе, и ты зачислен в дипломатический корпус и сделан камер юнкером. Теперь дипломатическая дорога тебе открыта.
Несмотря на всю силу тона усталости и уверенности, с которой произнесены были эти слова, Пьер, так долго думавший о своей карьере, хотел было возражать. Но князь Василий перебил его тем воркующим, басистым тоном, который исключал возможность перебить его речь и который употреблялся им в случае необходимости крайнего убеждения.
– Mais, mon cher, [Но, мой милый,] я это сделал для себя, для своей совести, и меня благодарить нечего. Никогда никто не жаловался, что его слишком любили; а потом, ты свободен, хоть завтра брось. Вот ты всё сам в Петербурге увидишь. И тебе давно пора удалиться от этих ужасных воспоминаний. – Князь Василий вздохнул. – Так так, моя душа. А мой камердинер пускай в твоей коляске едет. Ах да, я было и забыл, – прибавил еще князь Василий, – ты знаешь, mon cher, что у нас были счеты с покойным, так с рязанского я получил и оставлю: тебе не нужно. Мы с тобою сочтемся.
То, что князь Василий называл с «рязанского», было несколько тысяч оброка, которые князь Василий оставил у себя.