Губительная сила денег в повести О. де Бальзака “Гобсек”. Гобсек, Изображение губительной власти денег в повести О. Бальзака «Гобс

Точность и широта изображения французской действительности сочетаются у Оноре де Бальзака с глубиной проникновения во внутренние закономерности общественной жизни. Он раскрывает классовые конфликты эпохи, обнажает буржуазный характер общественного развития Франции после революции 1789 года. В образах коммерсантов, ростовщиков, банкиров и предпринимателей запечатлел облик нового хозяина жизни – буржуазии. Он показал людей алчных и жестоких, без чести и совести, наживающих свои состояния путем явных и тайных преступлений.
Пагубная власть капитала проникает во все сферы человеческой жизни. Буржуазия подчиняет себе государство («Темное дело», «Депутат от Арси»), хозяйничает в деревне («Крестьяне»), распространяет свое тлетворное влияние на духовную деятельность людей – на науку и искусство («Утраченные иллюзии»). Разрушительное действие «финансового принципа» сказывается и на частной жизни людей. Под ядовитым действием расчета деградирует человеческая личность, распадаются родственные связи, семья, рушатся любовь и дружба. Эгоизм, развивающийся на почве денежных отношений, становится причиной человеческих страданий.
Губительное воздействие денег на человеческую личность и человеческие отношения с большой художественной выразительностью показано в повести .
В центре повести – богатый ростовщик Гобсек. Несмотря на миллионное состояние, он живет очень скромно и замкнуто. Гобсек снимает комнату, напоминающую монашескую келью, в мрачном сыром доме, бывшем прежде монастырской гостиницей. На внутреннем убранстве его жилища, на всем его образе жизни лежит печать строгой экономии и размеренности.
Гобсек одинок. У него нет семьи, нет друзей, он порвал все связи с родственниками, так как ненавидел своих наследников и «даже мысли не допускал, что кто-либо завладеет его состоянием хотя бы после его смерти». Одна-единственная страсть – страсть к накоплению – поглотила в его душе все другие чувства: ему неведомы ни любовь, ни жалость, ни сострадание.
Бальзак использует детали портрета для раскрытия внутренней сущности своего героя. Во внешнем облике Гобсека неподвижность, мертвенность, отрешенность от всех земных, человеческих страстей сочетаются с чем-то хищным и зловещим. Пепельно-желтые тона и сравнения с драгоценными металлами дают понять читателю, что именно страсть к золоту уничтожила в нем человеческое начало, сделала его мертвым еще при жизни.
В повести изображена та социальная среда, в которой действует Гобсек, точно намечены два противоположных полюса современного ему общества. С одной стороны, бедняки, честные труженики, обреченные на унылое существование (белошвейка Фанни Мальво, стряпчий Дервиль), с другой – горстка богачей, проводящая дни в погоне за роскошью и наслаждениями (молодой граф де Трай, графиня де Ресто), чей моральный облик представлен в резко отталкивающем виде.
Обладая большим практическим опытом и проницательным умом, Гобсек глубоко постиг внутреннюю сущность современного ему общества. Он увидел жизнь в ее неприкрытой наготе, в ее драматических контрастах и понял, что в обществе, где идет борьба между бедными и богатыми, подлинной движущей силой общественной жизни являются деньги. Гобсек говорит: «Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги», «из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это… золото». Страсть Гобсека к накопительству – это закономерное порождение буржуазной системы, концентрированное выражение ее внутренней сущности.
На примере Гобсека Бальзак показывает, что деньги не только убивают человеческую личность, но и вносят разрушения в жизнь всего общества. Гобсек, замкнувшийся в своей келье, совсем не так безобиден, как это может показаться на первый взгляд. Его мораль: «Лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили».
Из всех возможных форм связи с людьми он сохранил только одну – отношения кредитора с должниками. И в этой роли он страшен. В холодную комнату Гобсека люди приходят с мольбой, но еще никому не удавалось тронуть сердце ростовщика. Источником обогащения Гобсека являются человеческие несчастья, пороки, нужда. Хищность и паразитизм Гобсека вызывают особенно глубокое возмущение, когда проявляются по отношению к честным людям, таким как Фанни Мальво и Дервиль.
С потрясающей силой разрушительный характер накопительства Гобсека раскрывается в финале повести. К концу жизни его жадность превращается в безумную манию. Он становится ненасытным «удавом», бесследно поглощающим разнообразные дары, приносимые клиентами. Когда после смерти Гобсека открыли его кладовые, то оказалось, что в них без всякой пользы лежали и гнили огромные массы товаров.
Писатель мастерски показывает те разрушительные процессы, которые совершаются как в духовной, так и в материальной сферах буржуазного общества.

I вариант

Просто удивительно, как деньги меняют и порабощают лю-дей! «Если бы сам король был мне должен, графиня, и не запла-тил в срок, я бы подал на него в суд...», — так говорит ростовщик Гобсек графине де Ресто, разоряющей ради негодяя Максима де Трая своих детей. Ростовщика развлекает возможность заглянуть в самые сокровенные глубины человеческого сердца, в чужую жизнь без прикрас. Слиток металла в руках человека-автомата равноце-нен человеческому сердцу: «Я вижу у себя только затравленных оленей, за которыми гонится целая свора заимодавцев». Тайная цена векселей, попадающих в руки ростовщика, — отчаяние, глу-пость, опрометчивость, любовь или сострадание. Своих клиентов Гобсек сравнивает с актерами, дающими театральное представле-ние для него, а себя — с Богом, читающим в их сердцах. Он любит пачкать грязными башмаками ковры в роскошных домах — не из мелкого самолюбия, а чтобы дать почувствовать когтистую лапу Неотвратимости.

Гобсек считает, что нет на земле ничего порочного, есть только условности, незыблемо только чувство, вложенное природой, ->- инстинкт самосохранения. Из всех земных благ он выделяет только одно, достаточно надежное, чтобы стоило гнаться за ним, — золо-то. А единственная его утеха — тщеславие. Золото в зародыше со-держит человеческие пороки и прихоти, материальные возможно-сти. Золото Гобсека владеет миром, в этом его счастье и утеха, он развлекается, управляя судьбами людей и наблюдая их страсти. Ростовщик утверждает, что он достаточно богат, чтобы покупать совесть клиентов, управлять всесильными министрами. Гобсек — властитель судеб парижан, тихий, никому не ведомый. Для него вся жизнь — машина, которую приводят в движение деньги, золото — духовная сущность всего общества. Но ростовщик ненавидит своих наследников и не допускает мысли, что кто-то станет владельцем его состояния.

Никто из его соседей не знает, беден он или богат, есть ли у него родные, друзья. Из-за чрезмерной скрытности и осторожности Гоб-сек отказался от собственной золотой монеты, выпавшей из карма-на и любезно поднятой соседом. Его морщины хранят тайну страш-ных испытаний, внезапных ужасных событий, неожиданных удач, богатства и разорения, смертельных опасностей. Ростовщик пере-пробовал все возможности для обогащения, даже пытался найти золото, зарытое в Америке.

С годами разбогатевший Гобсек превратился в тайну за семью печатями, в золотого истукана, не знающего, что в мире есть лю-бовь женщины и счастье, чувства, есть Бог. Для Гобсека мир суще-ствовал только для того, чтобы исколесить его и обшарить, взве-сить, оценить и ограбить. Но все, конечно, относительно. И Гобсек умирает в полном одиночестве, а деньги и дворцы, как известно, в могилу с собой не заберешь.

II вариант

Вершина французского критического реализма — это творче-ство Оноре де Бальзака, крупнейшего мастера реалистического ро-мана.

Одним из лучших произведений Бальзака является повесть «Гоб-сек», герой которой является олицетворением власти золота над людьми. Гобсек, которому было уже 76 лет, снимал две бедно об-ставленные комнатки в одном из мрачных, сырых домов Парижа. Это был «человек-автомат», озабоченный тем, чтобы вовремя взыс-кивать высокие проценты с векселей своих жертв, одолживших у него деньги, или, поскольку «дела заканчивались именно так, при-сваивать себе их имущество и драгоценности».

Гобсек, проникнувшись доверием к Дервилю, делился с ним своими мыслями. У него была последовательная, но пугающая сво-ей откровенностью, своим цинизмом, система взглядов, в которой мы, читатели, без труда обнаружим житейскую философию скряги.

«Из всех земных благ, — говорил Гобсек, — есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это...

золото. Деньги — это товар, который можно со с покой ной совестью продавать дорого или дешево, в зависимости от обстоятельства.

Гобсек не верил в нравственность людей, в их порядочность. «Человек везде одинаков: везде идет борьба между бедными и бога-тыми, везде она неизбежна. Так лучше уж самому давить, чем по-зволять, чтобы другие тебя давили». Гобсек — ростовщик того вре-мени, когда деньги становятся важнейшей силой общественной жизни. Люди, подобные Гобсеку, владея ими в неограниченном количестве, держат в своих руках коммерсантов и дельцов, мини-стров и аристократов Сен-Жерменского предместья, писателей и артистов. Распоряжаться судьбами, а Может быть, и жизнью этих" людей, считающих себя «солью земли»г диктовать им свои усло-вия, быть свидетелем их унижения — вот чем упоен Гобсек.

«Мой взор подобен взору господа, — говорит Гобсек. — Я читаю в сердцах; ничто не скроется от меня, нив чем нет отказа тому, кто затягивает и развязывает денежный мешок. Я достаточно богат для того, чтобы купить совесть тех, кто управляет министрами, начи-ная от канцелярских служителей и кончая их любовницами. Разве это не власть? Я могу, имея самых красивых женщин, пользоваться их самыми нежными ласками. Разве это не наслаждение?»

Гобсек воплощает в себе наиболее отрицательные черты стяжа-тельства. Он наделен недюжинным умом, способным к широким обобщениям. В основе его взглядов на жизнь лежит философия целой эпохи: «В золоте, — говорит Гобсек, — сосредоточены все человеческие силы».

Дервиль верил в человеческое благородство, от Гобсека он узнал правду о жестокой борьбе, тем более трагическими показались Дер- вилю сцены, связанные с разорением семьи Ресто, свидетелем ко-торых он стал.

Дервиль понял зловещую причину господства Гобсека над мно-гими людьми, а также истинную причину их трагедий, которые все-гда имели общую основу: один отнимал деньги у другого. «Да не-ужели все сводится кденьгам!» — восклицает он. Гобсек для Бальза-ка — живое воплощение той хищнической силы, которая настой-чиво пробивается к власти.

А что же делается сейчас, ушли ли мы на шаг вперед или оста-лись на месте? Все утверждают, что мы идем к прогрессу, но так ли это? Все отношения строятся на деньгах, ничего не происходит без них. Редко заключаются браки, основанные на настоящей любви. И хочется спросить, существуютли сейчас гобсеки?

Да! Наш мир, наше время просто наполненотакими скупыми людь- м и, работающи м и только ради денег. Как же может развиваться куль- тура, образование, если мы стоим на месте? Губительная властьденег взяла верх над человечеством. Спасти себя можем только мысами.

III вариант

Превыше всяких благ для них купон и рента...

«Нерв жизни» своего времени, «духовную сущность всего ны-нешнего общества», одновременно Зло и Божество буржуазного мира Бальзак видел в денежных отношениях, господствовавших над всем. Новое божество, фетиш, кумир—деньги, коверкали челове-ческие жизни, отнимали детей у родителей, жен у мужей... За от-дельными эпизодами новеллы «Гобсек» стоят все эти проблемы.

В центре повествования — фигура ростовщика Гобсека, в кото-ром воплощена сущность денежного общества. Гобсек — сухонький остроносый старикашка, прячущий желтые, как у хорька, глаза без ресниц под большим козырьком потрепанного картуза, с бледным бесстрастным лицом, «точно вылитый из серебра», — олицетворе-ние скупости. Он живет в бедной комнате с жидким ковриком у кровати и окошечком-глазком на входной двери, питается хлебом и кофе с молоком, ходит в поношенном платье, а в кладовой у него гниют горы снеди, сложены кучи золота и серебра, которые он не доверяет банку. Его скупость превратилась в маниакальную страсть, бессмысленное накопительство на пороге смерти приобрело харак-тер безумия. Нищий-богач сохнет и чахнет среди сокровищ. Долж-ники расплачиваются с Гобсеком и деньгами и натурой; они тащат ему столовое серебро и шкатулки с фамильными драгоценностями, корзины со свежей рыбой и паштеты. Он мог бы продать эти при-пасы какому-нибудь владельцу лавки, но опасается, что тот даст цену меньше рыночной. И припасы гниют. Смрад разложения, мертвые груды добра под замком — и среди них умирающий стари-кашка, трясущийся над своими сокровищами. Накопление пре-вратилось у Гобсека в самоцель. Алчная страсть сожрала его.

Итог жизни ростовщика достоин его — он умирает одиноким, всеми презираемый, в грязной комнате. Уходит из жизни один из кровососов — уходит, оставляя миллионы, нажитые на слезах и крови.

В новелле немало черт романтической эстетики. Романтичес-кое преувеличение таинственности и могущества Гобсека придает ему характер почти сверхъестественного существа. Бальзак был противником романтических эффектов, но здесь, видимо, хотел показать разрушительную власть денег. А ведь жизнь Гобсека могла сложиться иначе! С тех пор, как мать определила его юнгой на корабль, он прожил большую, полную превратностей и опаснос-тей жизнь: голодал, терпел насилие и жестокость, был пиратом, шпионом, золотоискателем, но всегда и везде им владела неуем-ная жажда богатства. Ко времени действия новеллы Гобсек — молчаливый, внешне незаметный старик, который на самом деле является одним из властителей Парижа. Гобсек тайно управлял банками, делами биржи, торговлей, кредитами. Это негласное объединение финансистов оказывается единственной реальной властью Франции.

Жизнь Гобсека, вернее се финал, не могла быть иной. Во всей трагической ситуации Гобсек видиттолько свое развлечение — ни-кому из людей он не сочувствует, никого не пытается спасти от самоубийства или казни. Жажда золота вытравила в его душе даже родственные чувства: его единственная наследница кончает с со-бой в невыносимой нужде.

С Дервиля он берет грабительские проценты, а семью графа де Ресто оставляет без средств, воспользовавшись фиктивным заве-щанием и растерянностью графини. У Гобсека существует волчье правило никого не жалеть, никому не помогать, а самому пользо-ваться тем, что можно взять безвозмездно.

Гобсек презирает людей за их неумение пользоваться богат-ством, за неумение сберечь золото, ибо только оно, по его мне-нию, дает истинную силу и власть. Перед ним пресмыкаются аристократы, готовы ползать на коленях светские дамы, потому что у него в руках их гнусные секреты, а в кармане векселя. Рас-суждения его откровенны и циничны: «Я достаточно богат, чтобы покупать совесть человеческую, управлять всесильными министра-ми через их фаворитов, начиная с канцелярских служителей и кончая любовницами. Это ли не власть?.. А разве власть и на-слаждение не представляют собой сущности вашего нового бур-жуазного строя?».

Бальзак делает окончательный вывод о том, что старик все умел взвесить, учесть, никогда не поступался своей выгодой, но он «не учел» только одного, что накопительство не может быть целью ра-зумной человеческой жизни.

IV вариант

Центральный образ небольшой бальзаковской повести «Гоб-сек» — образ большой обобщающей силы. В нем воплотилась одна из главнейших тем мировой литературы — тема скупости. Гарпагон Мольера, Плюшкин Гоголя, Скупой Пушкина — люди, почувствовавшие власть, которую дают деньги своему обладателю, и подчинившиеся этой власти. Гобсек — еще одна яркая фигура в этой галерее типов.

Профессия Гобсека — ростовщик. Эта профессия дает возмож-ность обогащения, ничего не делая, давая деньги под залог. Гобсек хорошо усвоил главный принцип отношений в обществе: «Таклуч- ше уж самому давить, чем позволить, чтобы тебя давили». Он про-шел суровую школу жизни: «В десятилетнем возрасте... отплыл в голландские владения Ост-Индии, где скитался двадцатьлет». Слу-жил юнгой, был золотоискателем, пиратом, шпионом. Годы скита-ний, отсутствие в жизни героя любви, тепла, участия породили философию паука, обладающего мертвой хваткой.

За бесцветной, незаметной внешностью героя скрывается вы-жидающий своего часа хищник. Богатство его тоже скрыто от чело-веческих глаз за нищенской обстановкой. Здесь едва тлеют головни в камине, письменный стол накрыт потертым сукном. Читатель невольно задает себе вопрос: для чего же этот "человек копит день-ги, если даже ему самому они не приносят никакой радости. Богат-ство само по себе, деньги ради денег — вот цель жизни Гобсека, не знающего ни сочувствия, ни сострадания, «человека-векселя».

Завладев богатством семейства Ресто, Гобсек не хочет расста-ваться с ним даже предчувствуя смерть. Уже тяжело больной, он участвует в крупной афере, не брезгует взятками, подношениями: «Каждое утро он получал дары и алчно разглядывал их, словно ми-нистр какой-нибудь или набоб, обдумывающий, стоит ли за такую цену подписать помилование. Умирающий Гобсек, уже теряя по-следние силы, поднимается с постели: ему чудится, будто по ком-нате катится золото.

Поучая молодого стряпчего Дервиля, Гобсек утверждает, что в мире нет ничего прочного, что понятие нравственности условно, а законы морали — словоблудие, а «из всех земных благ есть только одно достаточно надежное... Это... золото». Он утвержда-ет, что основа отношений между людьми — эгоизм. Он раскры-вает перед Дервилем тайные пружины устройства общества, госу-дарства, где «для охраны своего добра богачи избрали трибуналы, судей, гильотину».

Действительно, рядом с ростовщиком Гобсеком Бальзак пока-зы вает светское общество, в котором деньги властвуют над людьми. Рисуя образ графини де Ресто, автор срывает маску порядочности, утонченности, набожности с аристократии. Графиня роется в доку-ментах только что умершего мужа в страхе перед нищетой, в борьбе за наследство. Разоблаченная в связи с ничтожным человеком, она не мучится раскаяниями, ее совесть — деньги. Большое наслед-ство, полученное молодым де Ресто, примиряет семью Камиллы Гранлье со скандальной репутацией его матери. Деньги — закон жизни не только для буржуа, но и для аристократии.

В повести «Гобсек» Бальзак показывает, что деньги могут пол-ностью подчинить себе человека, лишить его всего человеческого. Эта повесть — грозное предупреждение читателю: пустое накопи-тельство ведет к духовной смерти.

Для каждой эпохи характерны свои проблемы и приоритеты. Во Франции 1789 г. на первом месте было финансовое благополучие. Но писатель показал, какой разрушительной силой может обладать золото. Ведь предоставляя людям более широкие возможности для благополучия и достижения своих целей, в то же время драгоценный металл возводит на пьедестал материальные ценности. Общество в гонке за достатком забывает о духовном. Французская буржуазия тех времен: коммерсанты, банкиры, ростовщики, предприниматели – вот новый образ хозяина жизни, воплощение успешности. Но Оноре де Бальзак акцентировал внимание читателей именно на негативном влиянии богатства, которое делает из человека алчное, жестокое существо, не знающее совести и чести, готовое ради состояния пойти не только на тайные, но и явные преступления.

Пагубная власть капитала закрадывается во все сферы общественной и частной жизни людей. Золото, словно яд, изменяет личность человека. В результате он деградирует, его потребности снижаются до уровня животного. В такой атмосфере не ценятся родственные связи, нет уважения к семье, дружба и любовь рушатся. Богатые имеют эгоистичные натуры и заставляют страдать тех, кто не попал под разрушительное влияние денег.

Власть золота очень выразительно показана Бальзаком в облике Гобсека - богатого ростовщика. Ему удалось стать миллионером, но это никоим образом не повлияло на его образ жизни. Он все так же замкнут и скромен, не имеет собственного жилья, а снимает крохотную комнату в сыром и мрачном доме. Он стал жертвой собственной же нездоровой экономии и размеренности.

Богатство сделало Гобсека одиноким. Но, похоже, это совершенно не волнует его. Он сам не допустил бы, чтобы кто-то после его смерти унаследовал все его сбережения. Поэтому у него нет друзей и семьи, а все родственные связи он оборвал. Ему чужды нормальные человеческие чувства: жалость, сочувствие, любовь и дружба. Он имеет единственную страсть – накапливать.

Оноре де Бальзак специально детализирует портрет главного героя таким образом, чтобы максимально продемонстрировать его истинную сущность. Его внешняя мертвенность, неподвижность и отрешенность от всего земного трансформируется в зловещие и хищные черты. Именно золото сделало его мертвым при жизни и убило в нем человеческое начало.

Гобсек представлен в произведении на фоне двухсторонней социальной среды. Это богачи, которые посвятили свою жизнь наслаждениям и роскоши. Их моральный облик показан отталкивающе. А с другой стороны это бедные, но в то же время честные труженики. Они обречены на жалкое и унылое существование, а порой даже выживание. Гобсек, видя такой контраст в обществе, быстро определился, на чьей стороне хочет быть. Он понял, что главной силой в современной жизни являются именно деньги. Ростовщик подчеркивает, что только финансовое благополучие может быть жизненной целью. Это та надежная опора, которая заставляет уверенно проживать отведенные судьбой дни.

Гобсек своей страстью к накопительству обязан той буржуазной системе, которая и разделила общество на богатых и бедных. И у него был выбор: или задавят его, или он сам сделает это с другими. Гобсек выбрал последнее, так как никто не желает себе худшего.

Нельзя сказать, что главному герою чужды абсолютно любые отношения. Но опять же и те единственные, которые были в его жизни, носят деловой характер. Речь идет о взаимосвязи кредитор-должники. Правда, в этой роли Гобсек все так же лишен любой человечности. Он страшен в общении с людьми. Еще никому не удалось разжалобить его. Он наживается на нуждах, пороках, горе и абсолютно не чувствует укоров совести.

В финале повести разрушительная власть золота раскрывается на полную мощь. Жадность и ненасытность Гобсека к старости перерастает в безумство и манию накопительства. После его кончины в кладовых обнаружили массу испорченного имущества. И никто не сожалел о смерти Гобсека…

Разрушительная власть денег - не единственное о чем писал Бальзак:

  • Краткое содержание повести Оноре де Бальзака «Гобсек»
  • «Гобсек», художественный анализ повести Оноре де Бальзака
  • Сочинение по повести Оноре де Бальзака «Гобсек»

1. Тема власти денег в мире и в душе человека.
2. Накопление и расточительство.
3. Нравственная деградация личности.

Смерть ожидает тебя — так истрать, не жалея, богатства;
Но не окончена жизнь: побереги-ка добро.
Мудр только тот человек, кто, постигнув и то, и другое,
В меру добро бережет, в меру и тратит его.
Л. Самосский

Одним из ведущих мотивов в повести О. де Бальзака «Гобсек» является власть денег над людьми. В повести Бальзака эта власть зримо воплощается в образе ростовщика с говорящей фамилией: Гобсек в переводе с голландского означает «живого-лот». Тема, которую Бальзак затронул в своем произведении, является одной из вечных тем. Многие писатели обращались к образу скряги, который и комичен, и трагичен одновременно. Нужно отметить, что Гобсек Бальзака далеко не однозначен. Автор показывает этого персонажа глазами молодого юриста Дервиля, который первое время знакомства с главным героем не мог понять, что это за человек: «Были ли у него родные, друзья? Беден он был или богат? Никто не мог бы ответить на эти вопросы». Дервиль рассказывает о « , трагикомическом случае из жизни Гобсека: старый ростовщик случайно уронил золотую монету, а когда ему ее подали, решительно заявил, что эти \\ деньги не его: «Да разве я стал бы так жить, будь я богат!»

Замечание весьма здравое — действительно, трудно поверить в то, что богач стал бы жить так, как живет Гобсек, «человек-автомат», «человек-вексель». Однако, как становится ясно из дальнейшего повествования, возглас Гобсека скорее всего маневр, предназначенный для отвода глаз. Как типичный скряга, он опасается, как бы о его богатстве никто не узнал.

Единственным интересом Гобсека является приобретение богатств — нужно заметить, что в данной сфере таланты этого человека поистине масштабны. У Гобсека есть и своя философия, в которой деньги занимают почетное место. Как главная жизненная ценность, сосредоточие всех возможностей и стремлений выступает материальное богатство: «Вот поживете с мое, узнаете, что из всех благ земных есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это... золото. В золоте сосредоточены все силы человечества».

Итак, вот ответ на невысказанный вопрос Дервиля, а знает ли Гобсек о Боге, верит ли в Него? Какой религии привержен этот человек? Золото — вот единственная сила, которую признает старый ростовщик: «Чтобы осуществить наши прихоти, нужно время, нужны материальные возможности или усилия. Ну что ж! В золоте все содержится в зародыше, и все оно дает в действительности». Гобсек наслаждается сознанием своего могущества, которое он имеет благодаря деньгам. Он искренне полагает, что над ним самим ничто в мире не имеет власти. Однако власть Гобсека в большей степени проявляется в сфере умозрительного, чем в реальной действительности. Конечно, ростовщик вытрясает из своих клиентов солидные деньги, но на этом проявления его власти и заканчиваются. Гобсек живет так, словно и нет у него огромного состояния. Старому ростовщику, как и пушкинскому скупому рыцарю, достаточно мыслей о том, что он мог бы обладать всем, чем только захочет. Но самое страшное, что герой уже не желает ничего, кроме самих денег. Рассуждая об их власти, Гобсек на несколько мгновений почти становится поэтом — настолько вдохновляет его эта единственная тема.

«Этот высохший старикашка вдруг вырос в моих глазах, стал фантастической фигурой, олицетворением власти золота. Жизнь и люди внушали мне в эту минуту ужас.

«Да неужели все сводится к деньгам?» — такова реакция Дервиля на откровения Гобсека. И все же, несмотря на свои миллионы, на свою власть, Гобсек одновременно и жалок. По крайней мере молодой юрист в какой-то момент посмотрел на ростовщика так, словно тот «тяжко болен». И он действительно болен — болен духовно. У него нет семьи, нет детей, он стар, слаб. Для кого он копит несметные богатства? Зачем живет как бедняк, располагая миллионами? Ничто в мире не имеет над ним власти, кроме денег, его идола. Гобсек наслаждается призраком власти, которой обладают деньги. Собственно, деньги нужны ему не как средство приобретения различных вещей, а как способ проявить власть над другими. Бальзак, показывая власть денег над людьми, не ограничился традиционным изображением скряги-ростовщика. В жизни графини Ресто деньги тоже играют не последнюю роль. Сразу нужно отметить: графиня, в отличие от Гобсека, рассматривает деньги именно как средство, благодаря которому она поддерживает внешний лоск светской дамы и удерживает любовника, порочного человека с ангельской внешностью. Нужда в деньгах, которых постоянно требует любовник, заставляет графиню обратиться к ростовщику. Страх, что муж лишит её младших детей наследства, толкает ее на недостойные происки — женщина готова воспользоваться привязанностью старшего сына к ней и отцу, лишь получить в руки завещание умирающего графа.

Итак, Бальзак противопоставляет два способа отношения к деньгам — накопление богатств ради них самих и безудержное мотовство, наглядно показывая ущербность обеих позиций. Не случайно автор описал и последние дни жизни Гобсека. Старик болен, лежит в постели, он понимает, что дни его сочтены — а между тем механизм обогащения продолжает действовать. Скупость Гобсека достигает ужасающих размеров, теряет всякую логику. Клиенты приносили ему различные подарки — продукты, серебряную посуду, которые он продавал в магазины. Но из-за нежелания скупого старика продать товар чуть дешевле продукты портятся. Деньги, товары имеют значение, когда их используют — вот в чем смысл картины гниющих продуктов в квартире покойного Гобсека. И кому отойдет его состояние? Проститутке, его дальней родственнице. Можно предположить, что эта женщина, скорее всего, быстро потратит легкие денежки и снова скатится в привычную пропасть. «Да, все у меня есть, и со всем надо расстаться. Ну, ну, папаша Гобсек, не трусь, будь верен себе...» — таковы последние слова старого ростовщика. Ни сожалений о безрадостно проведенной жизни, посвященной приобретению денег, которыми сам он почти не пользовался, ни мыслей о своей душе — ничего... Да и что душа для человека, признающего единственной силой в мире золото?

Итак, Бальзак показал власть, которую деньги имеют над человеком. Но необходимо отметить следующее: отнюдь не деньги делают человека скрягой или мотом. Лишь сам человек определяет, что для него является главной ценностью. Пока человек жив, не поздно пересмотреть свою позицию, если следование ей отрицательно влияет на внутренний мир и внешнюю жизнь личности. Ведь не деньги разрушили семью графини, стали причиной смерти ее мужа, а образ жизни этой женщины. Причина нравственной гибели Гобсека, произошедшей задолго до его физической смерти, тоже заключается не в деньгах как таковых, а в отношении к ним этого человека, который, подобно выведенным из рабства иудеям, склонился перед золотым тельцом, позабыв о вечном величии и могуществе Бога.

Тема: Оноре де Бальзак. Повесть «Гобсек». Изображение губительной власти денег в повести О. де Бальзака «Гобсек»

Цель: помочь учащимся глубоко и осознанно усвоить идейное содержание повести, сформулировать проблемы, поставленные в ней; совершенствовать умения характеризовать образы героев, анализировать художественный текст, сопоставлять образы; развивать логическое и абстрактное мышления, связную речь; воспитывать высокие нравственные качества.

Оборудование: портрет Бальзака, иллюстрации к повести, таблицы, эпиграф на доске.

Форма урока: урок – пресс-конференция

В нем живут два существа:

скряга и философ, подлое

существо и возвышенное

О. Бальзак

Ход урока

І. Орг. момент.

ІІ. Приветствие учителя.

Здравствуйте учащиеся, здравствуйте учителя и гости. Я рада всех видеть на нашем уроке. А урок сегодня в будет не простой, тема его ______________________________________________________________. Пройдет наш урок в виде пресс-конференции, поэтому сейчас я приглашаю занять места действующих лиц нашей конференции впереди класса, а остальные сегодня не просто учащиеся, они – корреспонденты различных известных украинских и иностранных издательств. Они будут высказывать свое мнение, будут задавать нашим героям различные каверзные проблемные вопросы, а также покажут свои знания и умения.

ІІІ. Вступительное слово учителя.

Великие писатели подобно Колумбам, совершенствуя свой бессмертный подвиг, открывают нам новые миры. Бальзак поразил своих современников открытием в обществе. Перед изумленным взором художника возникла бездна. Он заглянул в нее и понял, что никакое, даже совершенное произведение, не способно вместить драму современной жизни. Он посвятил ей все свое творчество.

Представим, что у нас на уроке присутствует писатель Бальзак некоторые из его литературных героев, литературный критик. Они расскажут нам о себе, об эпохе, в которую жили.

Вопрос Бальзаку.

Что вы можете нам рассказать о себе?

Бальзак: Родился в Туре, во Франции, в 1799 году. Я – сын разбогатевшего крестьянина по имени Бальсе, что крайне огорчало меня, поэтому я переделал имя на «Бальзак» и прибавил впереди частичку «де» - знак дворянского происхождения.

Вопрос Бальзаку.

Расскажите нам о годах учебы, о творческой деятельности.

Бальзак: Учился в колледже, потом в школе прав. Работал писцом в нотариальной конторе, но без интереса. Испросил у отца двухгодичный срок для того, чтобы стать писателем. Получил скудное содержание.

Литературный критик: (добавляет и быстро зачитывает)

«Стены мансарды пропускают зимний холод. Дует изо всех щелей. Юноша путается в старую шаль, которую ему прислала сестра, подбирает под себя озябшие ноги, согревает дыханием покрасневшие пальцы рук и пишет, пишет. За работой он забывает даже о том, что голоден, а голоден он в эту зиму постоянно. Родители посылают ему очень мало денег. Вольно же ему было браться за сомнительное ремесло литературы, отказавшись от почетной карьеры юриста! Но ни отцу, ни строгой и своенравной матери не удалось сломить непокорного. Юноша тверд в своем решении. Он еще не знал тогда, о чем и как будет писать, но был убежден, что создает что-то великое, значительное»

Вопрос Бальзаку.

Что было характерно, на Ваш взгляд, для эпохи, в которой вы жили?

Бальзак: 20-30-е годы были временем бурного развития естественных наук и философской мысли в Европе. Во Франции – это период Реставрации и Июньской монархии. Я первый в западноевропейской литературе попытался начать художественное исследование устройства современного общества, их повседневную жизнь, их борьбу за власть и золото, их интриги и тайны. Казалось, что я способен проникнуть в самые затаенные уголки человеческого сердца, изображая прозу жизни.

Вопрос Бальзаку.

Когда к вам пришла слава?

Бальзак: Первый роман, с которого можно считать меня состоявшимся писателем – это «Шуаны» (1979 г.), затем в 1830 году я написал повести «Дом кошки, играющей в мяч», «Супружеское согласие», «Гобсек», «Силуэт женщины» и многие другие, которые объединены в цикл «Человеческие комедии».

Вопрос Бальзаку.

Вы задумали произведение о современном обществе, но не казалось ли вам эта задача чрезмерно трудной?

Бальзак: Да, если бы я взялся написать только один роман и в нем сказать все о своем времени, это было бы невыполнимо. Но я задумал написать 144 романа, объединив их общим названием «Человеческие комедии». Удалось написать 95.

Вопрос Бальзаку.

Где вы находили в себе силы и черпали источник вдохновения?

(немного рассказать о знакомстве Бальзака с Эвелиной Ганской).

Вопрос Бальзаку.

Как Вы связываете свою жизнь с Украиной?

ІV. Сообщение учителя об истории создания повести.

Повесть «Гобсек» стала одной из вершин творчества Бальзака и всей мировой литературы. Она имеет три редакции. Первый вариант был создан в 1830 году (написал очерк для журнала «Мода», который назывался «Ростовщик»). В 1835 году появляется новая редакция «Папаша Гобсек», третье - «Гобсек».

По жанру и композиции – это сложное произведение. Жанр произведения новелла (небольшое эпическое произведение с сюжетом, часто неожиданной развязкой). Практически все элементы данного жанра присутствуют в произведении.

V. Вопросы учителя ко всем корреспондентам.

Что можно сказать о композиции повести? В чем ее особенность?

История Гобсека – это рассказ в рассказе. О необыкновенной фигуре ростовщика Гобсека рассказывает не автор-повествователь, а рассказчик, стряпчий Дервиль. (Композиция – кольцевая, ретроспективная, она предназначалась для более полного и глубокого раскрытия образа главного героя произведения).

Вопрос к Дервилю:

Каково Ваше социальное положение, профессия? Как к Вам относится автор?

Дервиль: Я – выходец из демократической среды, юрист, «стряпчий, человек высокой честности, знающий, скромный, с хорошими манерами, стал другом семейства Гранлье. Своим поведением в отношении госпожи де Гранлье достиг почета и клиентуры в лучших домах Сен-Жерменского предместья»

(10 лет знакомства)

Дервиль: Во-первых, я его друг, во-вторых, мы – люди одной профессии. Возможно, это будет нескромно, но я - опытный юрист, великолепно знающий «кухню» предпринимательства и сферы накопительства. В-третьих, сам Бальзак симпатизирует мне.

Вопрос к Дервилю:

Кто первым услышал Ваш рассказ о Гобсеке?

Дервиль: Члены семьи де Гранлье.

Вопрос к Гобсеку:

Каково Ваше происхождение? Что означает Ваша фамилия?

Гобсек: В переводе с английского «живоглот».

Расскажите о своей молодости и юности.

Гобсек: Мать – еврейка, отец – голландец, полное имя Жан Эстер ван Гобсек. В 10 лет мать пристроила меня юнгой на корабль (отплыл из Ост - Индии, где я скитался 12 лет. Все перепробовал, чтобы разбогатеть: искал клад, имел отношения к перипетиям войны за независимость США, был корсаром и т. д.)

Вопрос к Гобсеку:

Какие нравственные уроки, идеалы вынесли Вы из своей бурной молодости и зрелости?

Гобсек: Часто, спасая жизнь, я вынужден был жертвовать моральными принципами. «Из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это…золото. В золоте сосредоточены все силы человечества… Человек везде одинаков: везде идет борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так лучше самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили».

Вопрос к Гобсеку:

Почему Вы выбрали занятие ростовщика? Кто Ваши клиенты?

Гобсек: Я разбогател на преступных операциях и , теперь мне не нужно рисковать жизнью ради богатства. Мое положение прочно и устойчиво в обществе. Под моим контролем находится золотая молодежь, актеры и художники, светские люди, игроки – самая занятная часть парижского общества.

Вопрос к Гобсеку:

Каково Ваше жизненное кредо? Во что Вы верите?

Гобсек: Деньги – это товар, который можно выгодно продать и купить. Я верю в безграничную силу и власть золота. «Золото – вот духовная ценность нынешнего общества». Только золото может дать человеку абсолютную, реальную власть над миром.

Вопрос к Фанни Мальво:

Как связана Ваша судьба с папашей Гобсеком? Как складываются Ваши с Дервилем?

Почему Бальзак с беспощадной критикой обрушивается в своей повести не на Гобсека, а на представителей высшего света: графиню де Ресто и Максима де Трай?

В характере Максима де Трай мы не найдем ни одной положительной черты. Рассказчик называет его «элегантным мерзавцем». «Бойтесь его как дьявола, - шепнул на ухо старику Дервиль. - Это сущий убийца».

Вопрос к Дервилю:

В чем сила воздействия Максима де Трай на людей?

Он умеет ловко манипулировать людьми. Он способен найти в каждом человеке сокровенные струны и сыграть на них нужную мелодию.

Вопрос к литературному критику:

Кто такой Максим де Трай? Какие отношения связывают его с графиней де Ресто?

Чем запятнала себя графиня де Ресто?

Какой эпизод, который увидел Дервиль, ужаснул его?

Считаете ли Вы, что Максим де Трай является в рассказе своеобразным двойником Гобсека?

Да, потому что сам герой говорит об этом «Мы с вами друг для друга необходимы, как душа и тело».

Гобсек – человек проницательный, он прекрасно знает низкую и коварную натуру людей, подобных Максиму де Траю, поэтому отказывается принять его вызов на дуэль, заканчивая свою речь очень точными словами: «Чтобы пролить свою кровь, надо ее иметь, милый мой, а у тебя вместо крови грязь». Автор говорит: «В этой крупной Гобсек был ненасытным удавом». О какой идет речь?

Он получил фиделкомисс, т. е. юридическое право пользоваться чужим имуществом для передачи его в дальнейшем третьему лицу.

Как ведет себя Гобсек в этой ситуации?

(Он ведет себя достойно, он не воспользовался выгодной ситуацией и не «погрел руки» на наследстве графа, а, напротив, приумножил его).

До совершеннолетия Гобсек сыну графа де Ресто – Эрнесту выделил крайне скудное содержание. Как он объясняет это решение?

Гобсек (можно задать вопрос классу):

«Несчастье – лучший учитель. В несчастье он многому научится, узнает цену деньгам, цену людям – и мужчинам и женщинам. Пусть поплавает по волнам парижского моря. А когда станет искусным лоцманом, мы его в капитаны произведем ».

Вопрос к Дервилю:

Разгадали ли Вы загадку Гобсека? Что вы увидели в кабинете Гобсека, когда за вами пришел инвалид? (с. 67-68, зачитать)

«Хоть я поставил себе целью изучить его, должен, к стыду своему, признаться, что до последней минуты его душа оставалась для меня тайной за семью замками».

«Да неужели все сводится к деньгам?» - этот вопрос мучил Дервиля.

VІІ. Проверка домашнего задания.

Автор завершает свой рассказ о жизни и смерти ростовщика – описанием его богатства. Итог жизни героя плачевен, все нажитое им добро пришло в негодность, осталось невостребованным. Нажива, власть, которою обладал Гобсек, поглотили лучшие ценности мира: дружбу, любовь близких.

Послушаем, как ответили на этот вопрос «акулы пера».

(Учащиеся зачитывают свои сочинения-миниатюры)

VІІІ. Заключительное слово учителя.

Образ скупого появляется в поэме «Мертвые души» (Плюшкин). «Скупой» встречается в комедии Мольера, Алена Ивановна (старуха-процентщица) в романе Достоевского «Преступление и наказание», ростовщик из повести Гоголя «Портрет». Все эти персонажи отрицательные, их авторы обличают за духовное оскуднение и стремление разбогатеть за счет слабостей и несчастий других людей.