Кому горшок мыть чему учит сказка. Русская народная сказка «Кому горшок мыть. V. работа над новым материалом

«Открытый урок чтения 2 класс» - Весёлый Добрый Справедливый Любознательный. Заактировать - составить акт (документ). Хыхечка зелёная Шишечка Шишечка Зуб выливается Зуб вываливается. Логопед. Проверь себя! Прочитай правильно. Найди ошибки в словах. Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972). Какая из фигур лучше отражает настроение рассказа?

«Читаем книги» - Барон Мюнхаузен. Прочитай книгу. Миллион и один день каникул. Приключения. Одичает ли человек или покорит дикую природу. Чиполлино. Сказочные повести. Путешествие с Элли. Знания и практический опыт. Находчивая девчонка. Приключения Карандаша и Самоделкина. Пеппи длинный чулок. Волшебник изумрудного города.

«Урок литературного чтения» - Предмет строится с учетом психологических особенностей читателя – младшего школьника. Занятие 1. О чём мечтают дети? Литературное образование в начальной школе. Содержание строится в задачной форме. Всего в Федеральном перечне учебников названо 14 УМК по данному предмету. Основные задачи реализации содержания.

«Викторина по литературному чтению» - Чему не учила Ирочка своего попугая. Когда появился журнал «Весёлые картинки». Ребёнок, адрес, друзья, трамвай, дураки, смех. Когда был основан журнал «Мурзилка». По страницам детских журналов. Кто написал рассказ «Как получаются легенды». Кто из перечисленных животных не упоминается в «Весёлых стихах».

«КВН по литературному чтению» - Литературная викторина. Проверяются итоги конкурса. Инсценировка. Команда-победитель. Книга мала, а ума придала. Итоги конкурса. Правильные ответы к конкурсу. Подводятся итоги. Отправимся в прошлое. Урок-КВН. Мы объехали весь свет. Узнайте пословицу по ее началу. Что получилось. Команда исполняет песню.

«Урок чтения в 1 классе» - Подарите улыбки друг другу! Рефлексия. Отгадайте загадку. Гневная интонация – удивление шутливая ироничная возмущённая. Превратите. Отдохнём. «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке». Дыхательная гимнастика «Задуй свечи». Лицо – Снег – Птица – Вода –. Шаш шап шуб пуш пеш каш кас. Мыш миш мош кеп реп щеп кош.

Всего в теме 33 презентации

Жили-были мужик да баба. Оба были такие ленивые... Так и норовят - дело на чужие плечи столкнуть, самим бы только не делать... И дверь-то в избу никогда на крюк не закладывали: утром-де вставай, да руки протягивай, да опять крюк скидывай... И так проживем. Вот раз баба и свари каши. А уж и каша сварилась! Румяна да рассыпчата, крупина от крупины так и отваливается. Вынула баба кашу из печи, на стол поставила, маслицем сдобрила. Съели кашу и ложки облизали... Глядь, а в горшке-то сбоку да на донышке приварилась каша, мыть горшок надобно. Вот баба и говорит:

Ну, мужик, я свое дело сделала - кашу сварила, а горшок тебе мыть!

Да полно тебе! Мужиково ли дело горшки мыть? И сама вымоешь.

А и не подумаю!

И я не стану.

А не станешь - пусть так стоит!

Сказала баба, сунула горшок на шесток, а сама на лавку. Стоит горшок немытый.

Баба, а баба! Надобно горшок-то вымыть!

Сказано - твое дело, ты и мой!

Ну вот что, баба! Уговор дороже денег: кто завтра первый встанет да перво слово скажет, тому и горшок мыть.

Ладно, лезь на печь, там видно будет.


Улеглись. Мужик на печи, баба на лавке. Пришла темна ноченька, потом утро настало.

Утром-то никто и не встает. Ни тот, ни другой и не шелохнутся - не хотят горшка мыть. Бабе надо коровушку поить, доить да в стадо гнать, а она с лавки-то и не подымается. Соседки уже коровушек прогнали.

Что это Маланьи-то не видать? Уж всё ли по-здорову?

Да, бывает, позапозднилась. Обратно пойдем - не встретим ли... И обратно идут - нет Маланьи.

Да нет уж! Видно, что приключилося!

Соседка и сунься в избу. Хвать! - и дверь не заложена. Неладно что-то. Вошла, огляделась:

Маланья, матушка!

А баба-то лежит на лавке, во все глаза глядит, сама не шелохнется.

Почто коровушку-то не прогоняла? Аи, нездоровилось? Молчит баба.

Да что с тобой приключилось-то? Почто молчишь? Молчит баба, ни слова не говорит.

Господи помилуй! Да где у тебя мужик-то?.. Василий, а Василий! Глянула на печь, а Василий там лежит, глаза открыты и не ворохнётся.

Что у тебя с женой-то? Ай, попритчилось?

Молчит мужик, что воды в рот набрал. Всполошилась соседка:

Пойти сказать бабам! - Побежала по деревне: - Ой, бабоньки! Неладно ведь у Маланьи с Василием: лежат пластом - одна на лавке, другой на печи. Глазоньками глядят, а словечушка не молвят. Уж не порча ли напущена?

Прибежали бабы, причитают около них:

Матушки! Да что это с вами подеялось-то? Маланьюшка! Васильюшка! Да почто молчите-то?

Молчат оба, что убитые.

Да бегите, бабы, за попом! Дело-то совсем неладно выходит. Сбегали. Пришел поп.

Вот, батюшка, лежат оба - не шелохнутся; глазоньки открыты, а словечушка не молвят. Уж не попорчены ли?

Поп бороду расправил - да к печке:

Василий, раб божий! Что приключилось-то? Молчит мужик.

Поп - к лавке:

Раба божия! Что с мужем-то? Молчит баба.

Соседки поговорили, поговорили да и вон из избы. Дело не стоит: кому печку топить, кому ребят кормить, у кого цыплята, у кого поросята. Поп и говорит:

Ну, православные, уж так-то оставить их боязно, посидите кто-нибудь.

Той некогда, другой некогда.

Да вот,- говорят,- бабка-то Степанида пусть посидит, у нее не ребята плачут - одна живет.

А бабка Степанида поклонилась и говорит:

Да нет, батюшка: даром никто работать не станет! А положи жалованье, так посижу.

Да какое же тебе жалованье положить? - спрашивает поп, да и повел глазами-то по избе. А у двери висит на стенке рваная Маланьина кацавейка, вата клоками болтается.- Да вот,- говорит поп,- возьми кацавейку-то. Плоха, плоха, а все годится хоть ноги прикрыть.

Только это он проговорил, а баба-то, как ошпарена, скок с лавки, середь избы стала, руки в боки.

Это что же такое? - говорит.- Мое-то добро отдавать? Сама еще поношу да из своих рученек кому хочу, тому отдам.

Ошалели все. А мужик-то этак тихонько ноги с печи опустил, склонился да и говорит:

Ну вот, баба, ты перво слово молвила - тебе и горшок мыть.


УМК «Гармония» 3 класс Тема: Русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!» Цель: познакомиться с произведением С. Маршак «Старуха, дверь закрой!», русской народной сказкой «Кому горшок мыть». Учиться находить в художественном произведении различные средства языковой выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет, художественный повтор, понимать их роль в тексте. Определять сходство и различие произведений разных жанров. Передавать эмоциональный тон персонажа, произведения. Выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого. Пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста. Ход урока. Организация класса. Работа на уроке. I. II. 1. Проверка домашнего задания и подготовка к восприятию произведений. – Дома вы прочитали стихотворение Сергея Алексеевича Баруздина «Бревно». Ответьте на вопросы к тексту. ­ Что говорит о третьем путнике его поступок? (При ответе на первый вопрос можно использовать справочный материал «Качества персонажей», расположенный в конце тетради). ­ Представь себя в такой ситуации. Как бы поступил ты? Почему? ­ Что объединяет два последних стихотворения? Для характеристики третьего путника оттуда могут быть взяты такие слова, как «бескорыстный» (делающий что­либо не для собственной выгоды, корысти, а для других), «догадливый», «заботливый», «ответственный», «самостоятельный». ­ Какие пословицы вы подобрали к этим произведениям. ­ Как вы думаете, какая из следующих пословиц выражает главную мысль этого произведения? Маленькое дело лучше большого безделья. Терпенье и труд всё перетрут. Смотри дерево в плодах, а человека – в делах. (Первая и последняя пословицы передают главную мысль стихотворения.) – Нужно многое знать и уметь, чтобы быть полезным людям. Таким человеком был автор этого стихотворения Сергей Алексеевич Баруздин. С десятилетнего возраста он начал писать стихи, которые печатались в детских газетах и журналах. Этим писателем создано около ста книг для детей и взрослых. С. Баруздин – участник Великой Отечественной войны, он написал много произведений о военных подвигах. С некоторыми из его произведений вы познакомитесь в старших классах. В завершение проверки домашнего задания несколько человек по очереди рассказывают выученные ими стихотворения. 2. Подготовка к восприятию. – Познакомьтесь с названием следующего произведения, а также с иллюстрацией к нему. ­ Что вы можете сказать о характере этого произведения до его чтения? – Почему некоторые сказки называют народными? Народная сказка – это плод фантазии не одного человека, а многих людей. ­ Как она создавалась? Один человек придумывал и рассказывал. Говорили не только о том, что было на самом деле, но и придумывали. Некоторые запоминали услышанную историю и затем пересказывали её другим людям. В давнее время сказки передавались устно. При этом рассказчики нередко добавляли что­либо своё. Поэтому сказки и являются результатом коллективного творчества народа и отражают то, о чём думали люди в те времена. Далее вслух выполняются упражнения, расположенные в тетради, а также в учебнике перед текстом. 3. Знакомство с текстом. Чтение русской народной сказки «Кому горшок мыть» ­ учителем. Самостоятельное чтение уч­ся. Подготовка к выразительному чтению произведения. 4. Обсуждение прочитанного. а). б). Подберите фрагмент текста, соответствующего иллюстрации учебника; в). Словесное рисование. ­ Какие картинки вам хотелось бы нарисовать к этой сказке? г). Чтение по ролям начала сказки. Начиная словами «я кашу варила», заканчивая фразой «утро вечера мудренее». д). Определите вид сказки (сказки бывают о животных, волшебными, бытовыми. В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают, часто оказываются неожиданными и невероятными. ­ К какому виду сказок относится та, что прочитана вами? 5. Физкультминутка. 6. Подготовка к восприятию произведения С. Маршака «Старуха, дверь закрой!» . Прослушивание аудиозаписи. 7. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом. 8. Обсуждение прочитанного. – Какой совет можно дать героям этого произведения? – Какие вопросы по содержанию этой сказки вы можете задать друг другу? – Какие иллюстрации можно нарисовать к тексту этой сказки? Какую русскую народную сказку напоминает тебе произведение С.Я. Маршака? ­ Чем они похожи? ­ Чем отличаются? Ответ на второй вопрос будет примерно таким: Маршак пересказал народную сказку в стихах. В результате получилось, что эта сказка одновременно и народная, и авторская. Однако вернее всего её можно считать авторской (литературной), написанной на основе народной. III. Задание на дом. Дома учащиеся выполняют задание № 3 учебника. IY. Подведение итогов.

Кому горшок мыть

Муж с женой были такие ленивые, что и сказать нельзя: дверь с вечера в сенях не запирали на засов.

– Вечером запирай, а утром открывай – одна морока! – говаривали они.

Как-то раз сварила жена кашу, сдобрила маслом. Кашу съели, и говорит хозяйка:

– Я кашу варила, а тебе, мужик, горшок мыть!

– Полно глупости болтать, – отвечает муж, – мужское ли дело горшки мыть. Вымоешь сама.

– И не подумаю, – сказала жена.

– И я не стану, – супротивится мужик.

– А не станешь – так пусть горшок хоть век немытый стоит!

Простоял горшок немытый до вечера. Снова говорит мужик:

– Баба, а баба! Надо бы горшок-то вымыть.

Взвилась жена вихрем:

– Сказала – твоё дело, вот ты и мой!

– Ну вот что! Пусть будет не по-твоему, не по-моему. Уговоримся так: кто завтра первое слово скажет – тому и горшок мыть.

– Ладно, ложись спать – утро вечера мудренее.

Легли спать. Баба на лавке, мужик на печи.

Поутру ни тот, ни другой не встают, лежат каждый на своём месте, не шевелятся, молчат.

Соседи давно коров подоили, и пастух угнал стадо. Соседки толкуют меж собой:

– Чего это Маланья нынче припозднилась? Корову не выгоняла. Уж не приключилось ли чего у них? Надо бы проведать!

Покуда так судили-рядили, одна соседка шасть к ним. Стукнула в окошко раз, другой, никто не отзывается. Она на двор да в избу, благо дверь не заперта на засов.

Вошла и видит: хозяйка лежит на лавке.

– Чего лежишь-то?

А Маланья лежит, глазами по избе шарит, а не шевелится и ответу не подаёт…

Глянула соседка на печь, а там хозяин лежит, глаза открыты, а ни рукой, ни ногой не шевелит и молчит.

Всполошилась соседка:

– Да что это у вас тут деется?!

– Ой, тoшненько! Ой, люди добрые! Да что это творится-то тут!

И принялась рассказывать соседкам:

– Одна на лавке, а другой на печи лежат, зенками ворочают, а сами не шевелятся и голосу не подают!

Сбежались бабы в Маланьину избу. Глядят то на Маланью, то на хозяина:

– Что с вами? Может, за фершалом аль за попом послать?

Молчат хозяева, будто воды в рот набрали, глядят во все глаза, а не шевелятся и голосу не подают.

Поговорили, посудачили между собой соседки, да не век толочься в чужой избе, у каждой свои дела. Стали расходиться. А одна и промолвила:

– Бабоньки! Негоже их одних-то оставлять. Надо кому-нибудь побыть с ними, покараулить, пока десятский да фершал не придут. Видно, уж не жильцы они, бедные, на этом свете!

Проговорила так, а бабы все к двери да прочь из избы.

– Ой, у меня тесто из квашни уйдёт! – кричит одна.

– А у меня дети малые ещё не кормлены! – спохватилась другая.

– А меня хоть озолотите, не останусь одна с ними – боязно одной-то, бабоньки!

– Ну ладно: уж коли так, делать нечего, посижу с ними я, – проговорила кривая бобылка. – Люди они были хорошие, хоть и ленивые. Ступайте да поторопите десятского. А мне за то хоть вот Маланьин кафтанишко не пожалейте, бабы, отдать. Ей всё одно уже не нашивать…

– А ты не зарься на чужое добро! – вскричала Маланья и вскочила с лавки. – Не тобой справлено, не тебе и носить мой кафтан!

В ту же минуту муж тихонько ноги с печи спустил и говорит:

– Ну, Маланья, ты первая заговорила, тебе и горшок мыть!

Соседки остолбенели, а опомнившись, плюнули да и вон из избы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Статьи. Журнальная полемика автора Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

КАК КОМУ УГОДНО Рассказы, сцены, размышления и афоризмы I СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ Всегда меня удивляло, как это люди не исполняют своего долга. Как известно всем и каждому, вся жизнь человеческая есть не что иное, как непрерывное служение всякого рода обязанностям, которые для

Из книги Как написать гениальный роман - 2 автора Фрей Джеймс Н

VI Голос рассказчика и кому он принадлежит Почему этот кто-то не вы Не сомневаюсь, что тот, кто читает эту книгу, находится под впечатлением от ее автора. Надеюсь, вы понимаете, что эту книгу написал не робот. Произведение всегда несет отпечаток личности автора. Думаю, вы

Из книги Сталин и писатели Книга третья автора Сарнов Бенедикт Михайлович

Сюжет третий «КОМУ ВЫ ПОРУЧИЛИ!..» Эта фраза из письма Шолохова Твардовскому.Дело было вскоре после того, как Василий Семенович Гроссман сдал в редакцию «Нового мира» рукопись своего романа «Сталинград». (Точная дата этого события известна: это было 2 августа 1949 года).

Из книги Статьи из журнала «GQ» автора Быков Дмитрий Львович

Кому на Руси жить плохо? В: Кому на Руси жить плохо? О: Говорливому меньшинству. Появились удивительные люди. Их появление было вполне предсказуемо, но когда исполняются прогнозы, сделанные по исторической аналогии, это как раз самое обидное: значит, все действительно

Из книги Пощечина общественному вкусу автора Маяковский Владимир Владимирович

Кому повезло с президентом? В: Кому повезло с президентом? О: Как всегда, Америке. Вот они стоят передо мной, как живые, их так часто показывают по телевизору, что реальность, кажется, ничего уже не добавила бы к сложившемуся представлению. С одним из них я пил чай, другого

Из книги Кульбин автора Городецкий Сергей Митрофанович

«Кому сказатеньки…» № 14. Кому сказатеньки, Как важно жила барынька? Нет, не важная барыня, А, так сказать, лягушечка: Толста, низка и в сарафане, И дружбу вела большевитую С сосновыми князьями. И зеркальные топила Обозначили следы, Где она весной ступила, Дева ветреной

Из книги Невидимая птица автора Червинская Лидия Давыдовна

«Тот кому дано возмущать воду» Во всяком акте художественного воздействия есть исцеление, и после Фехнера нельзя к понятии катарсиса не мыслить, помимо стороны психологической, и физиологическую. Озону жизни, которым дышат души в трагедии, параллелен, должно быть,

Из книги Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс автора Пантелеева Е. В.

«Кому нужны твои сомненья…» Кому нужны твои сомненья, Твоя Мария, твой рассвет? – О, совершенно никому… Ты не герой, конечно, и не гений. Ты любишь, ты поэт. Тоскуешь. По чему? О, эта боль плебейских вдохновений, И слезы тихие взволнованных мещан. – И эти лица так

Из книги Том 3.Сумбур-трава. Сатира в прозе. 1904-1932 автора Черный Саша

«Кому на Руси жить хорошо» (Поэма) Пересказ ПрологВ сказочной форме автор изображает спор семерых крестьян о том, «кому живется весело, вольготно на Руси». Спор перерастает в драку, затем мужички мирятся и решают между собой спросить царя, купца и попа, кто счастливее, не

Из книги Русский крест: Литература и читатель в начале нового века автора Иванова Наталья Борисовна

КОМУ ЗА МАХОРКОЙ ИДТИ* (СОЛДАТСКИЕ ПОБРЕХУШКИ) Послал в летнее время фельдфебель трех солдатиков учебную команду белить. «Захватите, ребята, хлебца да сала. До вечера, поди, не управитесь, так чтобы в лагерь зря не трепаться, там и заночуете. А к завтрему в обед и

Из книги Дело о Синей Бороде, или Истории людей, ставших знаменитыми персонажами автора Макеев Сергей Львович

Кому она нужна, эта критика? Предупреждаю злоехидного читателя: критические стрелы, выпущенные в данных заметках по разным адресам, выпущены и по собственному адресу тоже. Как было верно указано тов. Сталиным, «критика и самокритика – движущие силы нашего

Из книги У задзеркаллі 1910-1930-их років автора Бондар-Терещенко Ігор

Из книги История зарубежной литературы XIX века. Романтизм: учебное пособие автора Модина Галина Ивановна

Из книги «Приют задумчивых дриад» [Пушкинские усадьбы и парки] автора Егорова Елена Николаевна

Из книги По тонкому льду автора Крашенинников Фёдор

Кому посвящено стихотворение Пушкина «Я вас любил…»?

Тема. Русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С.Маршак «Старуха, дверь закрой!». 3кл
Цель: ознакомить с новым произведением, обеспечить осмысленное восприятие прочитанного, совершенствовать навык чтения, развивать память, продолжать работу по привитию навыка анализа текста.
Универсальные учебные действия:личностные:
- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
регулятивные:
- учить понимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя.
познавательные:
- учить строить речевое высказывание в устной форме, выделять существенную информацию из художественного текста.
Ход.
I.Орг момент.II. Речевая разминка.
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.
- Прочитайте -шепотом,
-увеличивая силу голоса,
- с замедленным темпом,
-с ускорением,
-с грустью,
-с восхищением,
- выразительно
- Ребята, поднимите руки, кто любит сказки?
- Сегодня на уроке нас ждёт знакомство с русской народной сказкой. Но это чуть позже, а сейчас проверим домашнее задание.
III. Проверка домашнего задания.
-Дома вы готовили выразительное чтение стихотворения Сергея Алексеевича Баруздина «Бревно».
- Поднимите руки, кому понравилось стихотворение? Чем?
- Кто готов выразительно прочитать стихотворение? Может кто-то выучил наизусть?
Давайте послушаем (дети читают)
- Что говорит о третьем спутнике его поступок?
-У вас на столе листочки. Давайте прочитаем вслух. Что это?
- Какая из пословиц выражает главную мысль этого произведения?
Маленькое дело лучше большого безделья;
Терпенье и труд всё перетрут;
Смотри дерево в плодах, а человека – в делах.
(Первая и последняя пословицы передают главную мысль стихотворения.)
- Надо многое знать и уметь, чтобы быть полезным людям. Таким человеком был автор этого стихотворения Сергей Алексеевич Баруздин.
- Что вы знаете о нём?
-С 10-летнего возраста начал писать стихи, которые печатались в детских газетах и журналах.
- Написал около 100 книг для детей и взрослых.
- Участник ВОВ.
- Написал много произведений о военных подвигах.
IV.Подготовка к восприятию.- Откройте учебники на с.16.
- Познакомьтесь с названием следующего произведения, а также с иллюстрацией к нему.
-Как называется? – Что это?
-Почему некоторые сказки называют народными?
Народная сказка – это плод фантазии не одного человека, а многих людей. Как она создавалась? Один человек придумывал и рассказывал. Говорили не только о том, что было на самом деле, но и придумывали. Некоторые запоминали услышанную историю и затем пересказывали её другим людям. В давнее время сказки передавались устно. При этом рассказчики нередко добавляли что-либо своё. Потому сказки и являются результатом коллективного творчества народа и отражают то, о чём думали люди в те времена.
- Что происходит на иллюстрации?
- Давайте выполним упражнения перед текстом на с.16. Читаем по цепочке с 3 ряда сначала один, затем хором.
V.Знакомство с текстом (Учитель)4мин
-Возьмите простой карандаш, я буду читать, а вы отмечайте непонятные слова.
Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.
Морока - нечто путаное, непонятное, в чём трудно разобраться.
Сдобрить – прибавить к чему-нибудь что-нибудь для улучшения вкуса.
Справлено – приобретено, куплено.
VI. ФизминуткаVII. Обсуждение прочитанного. Работа с текстом.
- Где и когда происходят события?
- Что вы можете сказать о главных персонажах этой сказки? (Подтвердите словами из текста).
-С чего всё началось? (Читаем по цепочке)
- Почему сказка так названа? (Кому горшок мыть. Оказалось большой проблемой)- Продолжим чтение – Что поразило соседку в избе соседей?
- С какой целью было предложено послать за фельдшером, за попом, за десятским?
(Продолжить чтение, если позволит время)
- Какие качества высмеивает народ в этой сказке? (Лень, глупость, упёртость)
VIII. Итог – Какие виды сказок вы знаете? К какому виду относится прочитанная сказка?
IX. Дома познакомитесь с произведением С. Маршака; сделаете для себя одно открытие; ответите на вопросы расположенные после текста (с. 20-22 в.ч.)
Отметки за урок.