Нарушения в дуэли печорина и грушницкого. Дуэль между печориным и грушницким - отчаянный и необдуманный шаг


Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" - это роман о борьбе и противоречиях в характере человека, глубоком самоанализе и самосознании. Несомненно, именно эти признаки позволяют отнести произведение к психологизму. Одним из важных эпизодов, раскрывающих внутренний мир двух героев: Печорина и Грушницкого, - является сцена их дуэли. Но как именно эта сцена позволяет понять характеры героев? Каким предстает Печорин, каким Грушницкий?

Главный герой - Печорин - личность достаточно противоречивая, что и характерно для реализма, к которому относится роман М.Ю. Лермонтова. В сцене дуэли черты его характера проявляются особенно ярко.

Во-первых, Печорин обладает острым умом. Предлагая провести дуэль на площадке, откуда раненый упадет на острые скалы, он задумывается прежде всего о силе последствий дуэли. "...еще одно условие; так как мы будем драться насмерть, то мы обязаны сделать все возможное, чтоб это осталось тайною и чтоб секунданты наши не были в ответственности.". Он мгновенно понимает, что таким образом убийство будет выглядеть как гибель по-неосторожности.

Во-вторых, отсюда следует еще одна черта характера - глубокая уверенность в себе. Печорин заранее знал, что останется жив. Несмотря на заговор, о котором он знал, на непреклонность Грушницкого и трудные условия, которые он сам же и предложил, герой уверен в своей победе, уверен в том, что на скалах будет лежать Грушницкий.

"я еще не осушил чаши страданий", - пишет Печорин, -"и теперь чувствую, что мне еще долго жить."

В-третьих, несмотря на маску безразличия, холодности и отрешенности, герой все еще способен чувствовать и переживать. Вызывая Грушницкого на дуэль, он не желает ему смерти, он лишь защищает честь Мери, которую Грушницкий оклеветал, намереваясь оскорбить Печорина. Перед дуэлью он взволнован, хотя снаружи выглядит довольно сдержано. "Дайте пощупать пульс!.. О-го! лихорадочный!.. но на лице ничего не заметно..." . Он также пытается отговорить Грушницого несколько раз, ведь не хочет возлагать тяжкий груз смерти бывшего приятеля на свои плечи. "вы бы могли, господа, объясниться и кончить это дело полюбовно. - Я готов" - с уверенностью говорит Печорин. "- Грушницкий! - сказал я, - еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено; - вспомни - мы были когда-то друзьями...". И затем, когда Грушницкий все же погибает от рук Печорина, последний сильно переживает и пишет. "У меня на сердце был камень." Благодаря сцене дуэли противоречивость характера Печорина подтверждается в который раз: он холоден, но способен чувствовать, самоуверен, но умеет переживать за судьбу других. Он предстает человеком со сложным внутренним миром, сталкивающимися понятиями и нелегкой судьбой.

Грушницкий - бывший приятель и нынешний соперник противоречивого Печорина - обладает не столь сложным характером. Его действия понятны и несколько предсказуемы, он действует в соответствии с тем образом, которому придерживается уже долгое время. Грушницкий - герой-романтик, но столь мнимый, что и М.Ю. Лермонтов, автор романа, с иронией относится к романтичному настрою молодого человека. Его характер довольно прост.

Во-первых, Грушницкий не так умен, как Печорин. Он скорее идет на поводу чувств и эмоций, которые становятся особенно сильны в момент дуэли. "тусклая бледность покрывала его щеки", "Колени его дрожали". Он молчит, хотя, по-обыкновению, очень разговорчив, и чувствует непреодолимый страх.

Во-вторых, Грушницкий в силу своих молодых лет и неопытности неспособен переступить через себя, дать отпор. Он слушает лишь драгунского капитана. На все предложения Печорина прекратить дуэль, остановиться, пока не поздно, его ответ отрицателен. " Мы будем стреляться..." - отвечает он на очередное предложение бывшего приятеля. Ему слишком дороги его принципы, он считает, что Печорин хочет обесчестить его, заставить выглядеть в глазах общества трусом, а не героем, коим он старательно пытается казаться.

В-третьих, чертой его характера становится и образ "героя-романтика", который невероятно важен для него, он ни на мгновенье не оставляет его. Таким он предстает и в сцене дуэли. Его отчаянно-романтические фразы звучат и здесь: "Нам на земле вдвоем нет места..." - произносит от перед гибелью. Грушницкий не так сложен и противоречив, он предсказуем и зависим от образа романтического героя и именно таким он предстает в сцене дуэли с Печориным.

Безусловно, сцена дуэли является одной из важных сцен романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Она помогает раскрыть образы Печорина и Грушницкого более полно. Печорин предстает сдержанным и самоуверенным - таким, каким он показывает себя в любой ситуации. Грушницкий же предстает неизменным героем-романтиком, зависящим от чувств и эмоций, но непривычно напуганным и безмолвным. В сцене дуэли герои противопоставлены друг другу, и в этом ее особенность, которая помогает показать их внутренние миры достаточно открыто и проявить свойственные обоим черты характера.

Другие материалы по творчеству Лермонтов М.Ю.

  • Краткое содержание поэмы "Демон: восточная повесть" Лермонтова М.Ю. по главах (частях)
  • Идейно-художественное своеобразие поэмы "Мцыри" Лермонтова М.Ю.
  • Идейно-художественное своеобразие произведения "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • Краткое содержание "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности» В.Г. Белинский

В центре романа Лермонтова «Герой нашего времени» стоит проблема личности, «героя времени», который, вбирая в себя все противоречия своей эпохи, в то же время находится в глубоком конфликте с обществом и окружающими его людьми. Этот конфликт определяет образную систему произведения. Все персонажи группируются вокруг главного героя - Печорина, и, вступая с ним в разнообразные отношения, помогают выделить ту или иную черту его личности.

По своему характеру Печорин романтик байронического типа. Он, личность яркая, сильная и крайне противоречивая, выделяется на фоне всех остальных героев и сам осознает свою неординарность, презирая других людей и стремясь сделать их игрушками в своих руках. Интересно, что и в глазах, окружающих он тоже предстает в ореоле романтического героя, но отношение к нему неоднозначно.

Все это проявляется во взаимоотношениях Печорина и Грушницкого, изображенных в главе «Княжна Мери». Грушницкий - антипод Печорина. Он. личность вполне ординарная и заурядная, всеми силами старается выглядеть романтиком, человеком необычным. Как иронично замечает Печорин, «его цель - сделаться героем романа».

С точки зрения раскрытия характера «героя времени», псевдоромантизм Грушницкого подчеркивает глубину трагедии истинного романтика - Печорина. С другой стороны, развитие их взаимоотношений определяется тем, что Печорин презирает Грушницкого, смеется над его романтической позой, чем вызывает раздражение и злость молодого человека, который поначалу с восторгом смотрит на него. Все это ведет к развитию конфликта между ними, который обостряется тем, что Печорин, ухаживая за княжной Мери и добиваясь ее расположения, окончательно дискредитирует Грушницкого.

Все это приводит к их открытому столкновению, которое заканчивается дуэлью. Эта сцена очень важна как для понимания характера Печорина, так и для общей концепции романа. Она вызывает в памяти другую сцену дуэли - из романа Пушкина «Евгений Онегин». Это неудивительно: если Печорина еще Белинский назвал «Онегиным нашего времени», то и Грушницкого часто сравнивают с Ленским. Основания для этого имеются вполне достаточные.

Ленский и Грушницкий представляют собой тип романтика, берущего прежде всего внешнюю сторону романтизма - манеру поведения, восторженную речь, стиль одежды, - что сразу вызывает сомнение в его подлинности. Оба молодых человека восхищаются своим старшим товарищем (соответственно, Онегиным и Печориным), прислушиваются к его суждениям, а потом, разозлившись на него из-за ухаживания за девушкой, которая была для них предметом романтического увлечения и далее любви, вызывают на дуэль. Оба оказываются убиты на дуэли. Но, пожалуй, именно разница в этой сцене наиболее ярко выражает и различие двух этих образов и их места в каждом из романов.

Дуэль Ленского, каким бы ничтожным ни казался ее повод, серьезна и по-настоящему трагична. Ленский, увлеченный своим воображением, готов на самом деле положить жизнь за честь возлюбленной. Он смело идет до конца и погибает, отстаивая свой, пусть и не вполне правомерный, взгляд на жизнь. Он человек, безусловно, честный и благородный, и гибель его вызывает искреннее сожаление и сочувствие автора и читателей. Пушкин отмечает, что, «может быть, и то: поэта / Обыкновенный ждал удел», - то есть внешняя сторона его романтизма могла со временем исчезнуть, обнажив натуру вполне заурядную. Но в то же время автор не исключает и того, что романтизм Ленского мог быть по-настоящему серьезен и отражать подлинную неординарность его личности.

Дуэль Грушницкого - грязная игра от начала и до конца. Вместе с драгунским капитаном он еще до открытого столкновения с Печориным задумал «проучить» его, выставив перед всеми трусом. Но уже в этой сцене для читателя очевидно, что трусом является сам Грушницкий, который соглашается на подлое предложение драгунского капитана оставить пистолеты незаряженными. Печорин случайно узнает об этом заговоре и решает перехватить инициативу: теперь уже он, а не его противники, ведет партию, задумав проверить не только меру подлости и трусости Грушницкого, но и вступив в своеобразный поединок с собственной судьбой.

Вернер сообщает Печорину о том, что планы противников изменились: теперь они задумали зарядить один пистолет. И тогда Печорин решает поставить Грушниц-кого в такие условия, чтобы тому не оставалось ничего другого, как либо признать себя перед всеми подлецом, раскрыв заговор, либо стать настоящим убийцей. Ведь возможность просто удовлетворить свою месть, слегка ранив Печорина и не подвергая себя самого при этом опасности, теперь была исключена: Печорин потребовал, чтобы дуэль проводилась на краю обрыва и стреляли по очереди. При таких условиях даже легкая рана противника становилась смертельной.

Очевидно, что по сравнению с дуэлью Ленского и Онегина, ситуация здесь намного острее. Там исход дуэли в какой-то мере предрешен только тем, что Онегин, опытный в такого рода делах человек, имеет преимущество перед молодым и неопытным противником, к тому же еще находящимся в крайне нервном состоянии. И все же для Онегина гибель друга - неожиданный и страшный удар. В дальнейшем мы узнаем, что именно эта история стала для Онегина начатом коренного пересмотра своих жизненных позиций, в результате приведшего к отказу от романтического индивидуализма и открывшим путь к истинной любви.

У Лермонтова, при всей важности ее идейно-композиционной роли, сцена дуэли Печорина с Грушницким, очевидно, не может рассматриваться как центральный эпизод всего романа, хотя в данной главе она в какой-то мере таковой все же является. Но никак нельзя сказать, что эта история изменила в существенных чертах жизнь Печорина, повлияла на изменение его характера и внутреннего облика. В результате дуэли с Грушницким Печорин оказывается в отдаленной крепости, рассказ о которой открывает роман (повесть «Бэла»). Так что к тому моменту, когда происходят события в «Княжне Мери», читателю уже хорошо известно, что и там, в крепости, Печорин остался таким же, как и здесь. Дуэль для него - лишь один из аргументов в его постоянном споре с окружающими его людьми, с самим собой и своей судьбой.

Проблема судьбы в романе является важнейшей, окончательное ее решение будет представлено только в заключительной части - философской повести «Фаталист». Но вопрос о судьбе так или иначе ставится и в других его частях. В сцене дуэли Печорин тоже решает испытать свою судьбу: «Что, если его счастье перетянет? Если моя звезда, наконец, мне изменит? - думает он накануне дуэли. - И немудрено: она гак долго служила верно моим прихотям; на небесах не более постоянства, чем на земле». Как и затем в «Фаталисте», Печорин предлагает довериться фортуне: они с Грушницким бросают жребий, кому стрелять первым. И счастье улыбнулось противнику.

Но спор Печорина продолжается. У него есть еще время, чтобы все изменить -достаточно сказать, что он знает о заговоре. Именно этого ждет от него его секундант доктор Вернер. Но Печорин хочет испытать Грушницкого, в котором борются противоречивые чувства: стыд убить безоружного человека и раскаяние, боязнь признаться в подлости и одновременно страх перед смертью. Печорин, несмотря на угрожающую ему самому смертельную опасность, смотрит на бедного молодого человека с любопытством, как на подопытного кролика. Ведь он сознательно поставил «эксперимент», чтобы проверить человеческую натуру: чего в ней больше - подлости, злобы и страха или раскаяния и добрых порывов. «С минуту мне казалось, что он бросится к ногам моим»,- думает Печорин о Грушницком, которому предстоит стрелять. В какой-то момент кажется, что совесть и добрые начала могут возобладать в нем: «Не могу, - сказал он глухим голосом». Но окрик драгунского капитана-«трус!» - возвращает все на свои места: Грушницкий привык позировать и не может изменить своей привычке: он стреляет и чуть не убивает Печорина, поскольку ранит его в колено.

Дальше дело за Печориным. Если ранее он пытался разобраться в психологии поступков Грушницкого, то теперь его тонкий аналитический ум, как под микроскопом, рассматривает все мельчайшие движения собственной души. Что в ней: «и досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба»? Объяснить себе это сложное чувство герой так и не может.

Но испытание Грушницкого продолжается. Печорин еще раз предлагает ему отказаться от клеветы и попросить прощения. Зачем ему это нужно? Я думаю, не только -для «чистоты эксперимента». Чуть ранее Печорин, предоставляя возможность бросить жребий, думает о том, что «искра великодушия», которая могла бы проснуться в Грушницком, наверняка будет побеждена «самолюбием и слабостью характера». Он, знаток человеческих душ, прекрасно изучивший Грушницкого, в этом не ошибся. Но есть и еще один аргумент, касающийся его самого: «Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала». И дальше он точно соблюдает эти «условия с своею совестью», заключенные здесь.

После того, как Печорин требует зарядить пистолет, он последний раз взывает к Грушницкому: «Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все... вспомни - мы были когда-то друзьями». Что это: искренне желание мирно кончить ссору или нечто иное? Если учитывать весьма специфическое отношение Печорина к дружбе (фактически он в нее не верит, а уж тем более о дружбе с Грушницким вообще говорить проблематично), а также его взгляды на врагов («Я люблю врагов, но не по-христиански»), то можно сделать следующий вывод. Печорин уже убедился в слабости Грушницкого, он уже выставил его полным подлецом и трусом перед всеми, и теперь борьба с ним стала для него неинтересной: слишком ничтожен оказался противник. И тогда Печорин, дергая за нужные веревочки, как кукловод, добивается того, чтобы иметь перед собой настоящего врага: «Стреляйте! - кричит Грушницкий. -...Нам на земле вдвоем нет места...» Это уже не просто слова отчаяния насмерть испуганного мальчишки. И Печорин хладнокровно убивает Грушницкого, заключая разыгранную только что сцену словами: «Finita la commedia». Комедия, но такая, в которой играют настоящие люди, а не актеры, и погибают они по-настоящему. Поистине, жестокая комедия!

А как чувствует себя ее режиссер? «У меня на сердце был камень», - отмечает Печорин. Даже природа, с которой у него, в отличие от людей, не было противоречий, и та как будто осуждает его: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели». Не случайно всю сцену обрамляет пейзаж: прекрасное описание «голубого и свежего» утра в начале показывает то единственное, что по-настоящему дорого ге-рою-романтику: «В этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу». Описание места дуэли на скале и мрачной пропасти внизу также вполне соответствует духу и настроению героя. А уехав после дуэли далеко от людей и проскакав на коне по незнакомым местам до вечера, Печорин вновь обретает душевное спокойствие. Романтик остался романтиком: жизнь человека для него ничего не стоит по сравнению с могуществом и красотой природы, а своя индивидуальность всегда будет значительнее и важнее, чем все, что касается других: «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!..» - эта позиция героя осталась неизменной.

Можно ли оправдать ее? Автор не скрывает двойственного отношения к своему герою, но он - сам романтик и, вероятно, для него в чем-то поведение Печорина было если не ближе, то, по крайней мере, понятнее, чем нам. Может быть, он и сам решился в свое время поставить такой «эксперимент» со своим давним приятелем Мартыновым? Но жизнь оказалась более жестокой к своему герою - пуля Мартынова пробила навылет сердце поэта. Таков трагический финал дуэли, протянувшей нить из художественного мира романа в мир реальный.

«Герой нашего времени» лирико-психологического характера. Он повествует о жизни незаурядного человека, который, увы, не может найти применения своим способностям. События, описанные в романе, происходят на родном для писателя Кавказе. Центральной темой стала проблема личности, пребывающей в глубоком конфликте с обществом. Печорин – скучающий интеллектуал, сосланный из Петербурга за какую-то нашумевшую историю.

На Кавказе он встречает много интересных людей и, конечно же, любовь. Так как роман разделен на повести, не связанные между собой последовательным изложением, мы видим, как на разном этапе своей жизни Печорин ищет определение счастью, любви и дружбе, но так его и не находит. В повести, посвященной княжне Мери , во время поездки в Пятигорск, он встречает своего давнего товарища юнкера Грушницкого , с которым он когда-то вместе служил в отряде. Грушницкий хоть и может называться его другом, но это только «наружное» проявление. На самом деле, Печорин знает, что им когда-нибудь придется столкнуться на узкой дороге и одному из них точно несдобровать.

Чем же вызвана такая неприязнь к Грушницкому? С первых строк описания их встречи становится ясно, что это два абсолютно разных человека. Грушницкий – человек поверхностный, посредственный, любящий напускной лоск и пафос. Этот образ совершенно не вяжется с задумчивым и неудовлетворенным жизнью Печориным. Главный герой итак глубоко разочарован в людях, встреченных на пути, оттого не может не почувствовать фальши юнкера. Еще большую трещину в отношениях образует встреча с молодой княжной Мери, в которую Грушницкий не на шутку влюблен.

Поведение обоих героев по отношению к княжне особых симпатий не вызывает. Один из них пустозвон, имеющий свойство все преувеличивать, а другой – тонкий циник, получающий удовольствие от игры на чужих чувствах. Именно из-за свойственного ему цинизма, Печорин решил бросить вызов «другу» и начать ухаживать за Мери. Ключевым моментом в романе является эпизод поединка между Грушницким и Печориным. Эта дуэль разительно отличается от тех, что встречались ранее в русской литературе, хотя бы тем, что лишена честности и уважения к оппоненту.

Каждый из соперников показывает свое истинное лицо. Грушницкий организует подлый сговор с каким-то драгунским капитаном затем, чтобы пистолет Печорина во время дуэли оказался незаряженным. Печорин, в свою очередь, зная об этом, соглашается на дуэль. Рискуя своей жизнью, он хочет проучить подлого юнкера и в результате добивается своего. Все это приводит к открытому столкновению молодых людей, которое заканчивается трагичным исходом – гибелью Грушницкого.

Автор мастерски показывает, что эта дуэль от начала до конца является грязной игрой. Даже одно лишь условие о том, что убитого можно будет скинуть на счет черкесов, говорит о бесчестности ее участников. В конце дуэли, предлагая правила своей игры, Печорин все-таки оставляет для соперника узкую лазейку, но тот в силу своей глупости и самодовольства не замечает ее, за что расплачивается собственной жизнью.

Дуэль между Печориным и Грушницким - отчаянный и необдуманный шаг

Главным действующим лицом романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” является Печорин.

События, описанные в произведении, происходят на Кавказе. И это, вероятно, не является случайностью, так как в то время сюда отправлялись люди, преследуемые правительством. К их числу принадлежал и Печорин, сосланный на Кавказ за какую-то нашумевшую в Петербурге историю. Здесь он увиделся с Грушницким, прибывшим на воды залечивать раны. Печорин и Грушницкий вместе служили в действующем отряде и встретились как старые приятели.

Грушницкий - юнкер, он как-то по-особому носит свою толстую солдатскую шинель, говорит пышными фразами, маска разочарованности не сходит с его лица. Производить эффект - основное его наслаждение. Цель его жизни - сделаться героем романа. Он самолюбив. Скучающий Печорин от нечего делать решил сыграть на самолюбии приятеля, заранее предчувствуя, что одному из них несдобровать. И случай не замедлил себя ждать. Печорин вынужден был вызвать Грушницкого на дуэль за гнусную клевету, которую распространил тот в отношении своего друга. Подстрекаемый “своими друзьями”, Грушницкий, чтобы не выглядеть трусом, принял вызов.

В ночь перед дуэлью Печорин не мог заснуть и мысленно спрашивал себя: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” И с тоской заметил, что он не угадал своего “назначенья высокого”, “утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни и играл роль топора в руках судьбы”. Печорин ощущает присутствие в нем двух человек: “...один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...” Герой наш, глубоко и тонко чувствующий природу, перед поединком всматривается в каждую росинку и говорит: “Я не помню утра более голубого и свежего...”

И вот Печорин стоит под дулом пистолета. Условия дуэли очень жесткие. При малейшем ранении можно очутиться в пропасти. Сколько самообладания, выдержки у него! Он знает, что его пистолет не заряжен, что через минуту может оборваться его жизнь. Ему хочется до конца испытать Грушницкого. Но тот забывает о чести, совести и порядочности, когда затронуто его самолюбие. В мелкой душе Грушницкого не пробудилось великодушия. И он выстрелил в безоружного человека. К счастью, пуля только оцарапала колено соперника. Презрение и злоба охватили Печорина при мысли, что этот человек с такой легкостью мог убить его.

Но несмотря ни на что, Печорин готов простить своего противника и говорит: “Грушницкий, еще есть время. Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все, тебе не удалось подурачить, и мое самолюбие удовлетворено”. Грушницкий, сверкнув глазами, ответил: “Стреляйте. Я себя презираю, а вас ненавижу... Нам на земле вдвоем нет места...” Печорин не промахнулся.

Автор показал, что перед лицом смерти герой романа оказался таким же двойственным, каким мы видели его на протяжении всего произведения. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с помощью интриганов в глупое положение. Печорин готов был простить его, но в то же время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков. Чувствуя свое одиночество среди водяного общества, среди людей, подобных Грушницкому, осуждая это общество, Печорин сам является рабом его Морали.

Печорин неоднократно говорит о своей двойственности, и двойственность его, как мы видим, - не маска, а действительное состояние души.


Сцена дуэли в романе, на мой взгляд, является одной из самых ярких и интересных. Герои, участвующие в ней: Печорин, Грушницкий, доктор Вернер, драгунский капитан, которого даже не удостоили именем, и никому не известный Иван Игнатьевич.

Перед сценой дуэли нам показана бессонная ночь главного героя, во время которой он думает и о дуэли, и о жизни, и о смерти, и о любви, и снова возвращает свои рассуждения к смерти.

Конечно, из этого предисловия, предшествующего дуэли, можно узнать о том, что Печорин – один из немногих, кто не приукрашивает своей роли на земле и самой действительности, смело смотрит правде в глаза. Он, как и любой бы на его месте, думает о том, что будет, если он умрет. Но он не размышляет о загробной жизни: об рае или об аде. Такой человек как Печорин, лишний человек, рассуждает о бессмысленности своей жизни: «…потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты». Далее Печорин оценивает свою прожитую жизнь: «…я не угадал назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных, из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки тыл благородных стремлений – лучший цвет жизни».

И наконец, приходит к печальному выводу о смысле человеческой жизни: «…а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего-то нового…Смешно и досадно!»

У читателя в этот момент возникает сомнение: а будет ли жить этот человек.

Печорин сообщает о том, что не забыл ничего из того, что произошло ночью и на дуэли: «Как же прошедшее ясно и резко отлилось в моей памяти! Ни одной черты, ни одного оттенка не стерло время!» мне кажется, он вообще ничего не забывает, и это тяжело. Но может быть, это и есть его дар – помнить.

Итак, наступил день дуэли. Выйдя из купальни, Печорин был в неплохом расположении духа. Увидев взволнованного доктора в необычном для него, черкесском наряде, он расхохотался.

Когда они ехали к месту дуэли, погода Печорину казалась прекрасной. Он был, как никогда внимателен, ничего не упускал из виду. Может быть, это состояние каждого, кто готовится к смерти.

Во время поездки между Вернером и Печориным происходит интересный разговор, как, впрочем, и всегда.

Вернер напоминает о завещании, которое можно оставить друзьям или любимой. Но Печорин говорит о том, что нет на свете ни вечной дружбы, ни вечной любви, и он давно уж это понял.

Драгунский капитан с самого начала предпринимает неудачную попытку задеть Печорина, чтобы последний чувствовал себя неловко и растерянно: «Мы давно уж вас ожидаем». Но Печорин остается хладнокровен и спокоен. Вслед за этим доктор, как и любой, оказавшийся на его месте, просит, прежде всего Грушницкого, примириться. Печорин коротко высказывает свое согласие. Капитан воспринимает это как трусость. Эта мысль передается Грушницкому, который «принимает гордый вид», не подозревая, что становится еще более жалок и смешон. Но видно, что он волнуется и все–таки хочет избежать дуэли, в отличие от драгунского капитана. Он желает знать, что ему необходимо сделать для «примирения». Ответ – признать ошибку и извиниться публично.

Когда стреляет Грушницкий, то руки у него дрожат, он боится стрелять в человека, потому что есть большая вероятность убить его (дуэль происходит на отвесной скале). Грушницкий опускает пистолет. «Не могу!» - говорит он. Но после слова «трус», произнесенного драгунским капитаном, раздается выстрел. Печорина ранило в колено, но рана была легкая.

Пришла очередь Печорина. Капитан начал обнимать Грушницкого, второй секундант даже прослезился. Капитан сказал фразу, которую, видимо, специально сочинил на этот случай: «Натура – дура, судьба – индейка, а жизнь – копейка».

Думаю, что вся эта трагедия была разыграна для Печорина, чтобы посмотреть на его состояние и посмеяться над ним потом.

Печорин еще раз спрашивает, не отказывается ли его противник от своих слов, но тот не передумал, ведь он уверен, что ему ничего не угрожает. Капитан, желающий закончить план, напоминает Печорину, что он «здесь не для того, чтоб исповедовать».

Печорин зовет бледного доктора, которому наш герой не безразличен, и просит его зарядить пистолет. Капитан начинает кричать, что это не по правилам (странно, что он вообще о них вспомнил), а когда Печорин предлагает решить вопрос дуэлью с капитаном, то последний замолкает.

Грушницкий, который почувствовал, что смерть рядом и дышит ему в спину, видимо, понял, что от нее не скрыться и сейчас поздно сопротивляться. Он просит Печорина стрелять.

Печорин еще раз просит его подумать об извинениях. Тут Грушницкий произносит ключевую фразу всей сцены: «Нам на земле вдвоем нет места…»

Печорин стреляет, этот выстрел оказывается для Грушницкого смертельным. После этого герой произносит финальную реплику: «Комедия окончена!» даже доктор с ужасом от него отворачивается. И лишь когда он видит труп Грушницкого, то понимает сердцем, что сделал: «У меня на сердце был камень». Теперь природа его не радует, солнце не греет.