Сокращенной вселенной как вы поняли эту метафору. Сочинение на тему Салтыков-Щедрин назвал художественную литературу «сокращенной вселенной. Структура реальности. Наука параллельных вселенных

Это тонкое и точное определение вполне применимо к наследию классиков, в котором спрессован многовековой духовный опыт человечества. Классика всегда была мощным возбудителем в развитии культуры любого народа. Изолировать современную литературу от классических традиций значило бы отрезать ее от национального корня - она обескровится и зачахнет.

Нерасторжимая связь времен особенно наглядно воплощается в вершинных произведениях художественной литературы, которые мы называем классическими: в их познавательном значении, неугасающем нравственном воздействии их героев на многие поколения людей, а еще - в том, что эти произведения продолжают служить неиссякаемым родником прекрасного. Большое искусство не знает прошлого, оно живет настоящим и будущим. Надо не только читать классиков, надо еще и научиться их перечитывать. Потому что каждая встреча с ними таит в себе радость открытия. Человек на каждой последующей ступени своего бытия способен все глубже воспринимать духовные ценности. Выдающееся произведение, когда-то прочитанное и заново воспринимаемое, вводит нас в атмосферу неизъяснимого очарования, вызванного, между прочим, еще и возможностью реально ощущать свое собственное, эстетическое, по слову Герцена, «возрастание». Пожалуй, уместно напомнить здесь прекрасную запись молодого Герцена: «У меня страсть перечитывать поэмы великих маэстро: Гёте, Шекспира, Пушкина, Вальтера Скотта. Казалось бы, зачем читать одно и то же, когда в это время можно «украсить» свой ум произведениями гг. А., В., С? Да в том-то и дело, что это не одно и то же; в промежутки какой-то дух меняет очень много в вечно живых произведениях маэстро. Как Гамлет, Фауст прежде были шире меня, так и теперь шире, несмотря на то, что я убежден в своем расширении. Нет, я не оставлю привычки перечитывать, по этому я наглазное измеряю свое возрастание, улучшение, падение, направление… Человечество своим образом перечитывает целые тысячелетия Гомера, и это для него оселок, на котором оно пробует силу возраста».

Всякий поворот истории дает возможность людям как бы по-новому взглянуть на самих себя и заново открыть для себя бессмертные страницы произведений искусства. Каждая эпоха по-своему прочитывает их. Гончаров заметил, что Чацкий неизбежен при смене одного века другим, что каждое дело, требующее обновления, рождает тень Чацкого.

Великие художники отзывчивы на зовы всех времен, их справедливо называют вечными спутниками человечества. Классическое наследие тем и замечательно, что оно выражает самосознание не только своей эпохи. Движется время, а с ним вместе по той же орбите движется и классика, в которой происходит как бы постоянный процесс обновления. У нее есть что сказать каждому поколению, она многозначна. Конечно, сегодня мы по-другому воспринимаем наследие Гоголя и Достоевского, чем их современники, и глубже понимаем его. И происходит это не потому, что мы умнее, проницательнее. Общественный опыт поколений образует ту историческую вышку, с которой человек нашей апохи осознает духовную культуру прошлого. С этой пышки многое видится нам дальше и яснее. Классика неисчерпаема. Ее глубина бесконечна, как бесконечен космос. Шекспир и Пушкин, Гёте и Толстой обогащают читателя, но и читатель в свою очередь непрерывно обогащает творения великих художников своим новым историческим опытом. Вот почему наше знание классики никогда не может считаться окончательным, абсолютным. Каждое последующее поколение открывает в старых произведениях новые, не увиденные прежде грани. Это означает все более емкое постижение смысла и художественной природы бессмертных произведений прошлого.

Освоение классического наследия отвечает современным потребностям общества, ибо оно само, это наследие, становится активным участником современной жизни. Чрезвычайно важно социальное содержание произведений русской классики.

Это тонкое и точное определение вполне применимо к наследию классиков, в котором спрессован многовековой духовный опыт человечества. Классика всегда была мощным возбудителем в развитии культуры любого народа. Изолировать современную литературу от классических традиций значило бы отрезать ее от национального корня - она обескровится и зачахнет.

Нерасторжимая связь времен особенно наглядно воплощается в вершинных произведениях художественной литературы, которые мы называем классическими: в их познавательном значении, неугасающем нравственном воздействии их героев на многие поколения людей, а еще - в том, что эти произведения продолжают служить неиссякаемым родником прекрасного. Большое искусство не знает прошлого, оно живет настоящим и будущим. Надо не только читать классиков, надо еще и научиться их перечитывать. Потому что каждая встреча с ними таит в себе радость открытия. Человек на каждой последующей ступени своего бытия способен все глубже воспринимать духовные ценности. Выдающееся произведение, когда-то прочитанное и заново воспринимаемое, вводит нас в атмосферу неизъяснимого очарования, вызванного, между прочим, еще и возможностью реально ощущать свое собственное, эстетическое, по слову , «возрастание». Пожалуй, уместно напомнить здесь прекрасную запись молодого Герцена: «У меня страсть перечитывать поэмы великих маэстро: Гёте, Шекспира, Пушкина, Вальтера Скотта. Казалось бы, зачем читать одно и то же, когда в это время можно «украсить» свой ум произведениями гг. А., В., С? Да в том-то и дело, что это не одно и то же; в промежутки какой-то дух меняет очень много в вечно живых произведениях маэстро. Как , прежде были шире меня, так и теперь шире, несмотря на то, что я убежден в своем расширении. Нет, я не оставлю привычки перечитывать, по этому я наглазное измеряю свое возрастание, улучшение, падение, направление… Человечество своим образом перечитывает целые тысячелетия Гомера, и это для него оселок, на котором оно пробует силу возраста».

Всякий поворот истории дает возможность людям как бы по-новому взглянуть на самих себя и заново открыть для себя бессмертные страницы произведений искусства. Каждая эпоха по-своему прочитывает их. Гончаров заметил, что неизбежен при смене одного века другим, что каждое дело, требующее обновления, рождает тень Чацкого.

Великие художники отзывчивы на зовы всех времен, их справедливо называют вечными спутниками человечества. Классическое наследие тем и замечательно, что оно выражает самосознание не только своей эпохи. Движется время, а с ним вместе по той же орбите движется и классика, в которой происходит как бы постоянный процесс обновления. У нее есть что сказать каждому поколению, она многозначна. Конечно, сегодня мы по-другому воспринимаем наследие и , чем их современники, и глубже понимаем его. И происходит это не потому, что мы умнее, проницательнее. Общественный опыт поколений образует ту историческую вышку, с которой человек нашей апохи осознает духовную культуру прошлого. С этой пышки многое видится нам дальше и яснее. Классика неисчерпаема. Ее глубина бесконечна, как бесконечен космос. Шекспир и , Гёте и Толстой обогащают читателя, но и читатель в свою очередь непрерывно обогащает творения великих художников своим новым историческим опытом. Вот почему наше знание классики никогда не может считаться окончательным, абсолютным. Каждое последующее поколение открывает в старых произведениях новые, не увиденные прежде грани. Это означает все более емкое постижение смысла и художественной природы бессмертных произведений прошлого.

Освоение классического наследия отвечает современным потребностям общества, ибо оно само, это наследие, становится активным участником современной жизни. Чрезвычайно важно социальное содержание произведений русской классики. Она всегда была оплодотворена передовыми идеями времени и выражала дух освободительной борьбы народа, его ненависть к деспотизму и неукротимое стремление к свободе. Немецкий писатель Генрих Манн прекрасно сказал, что русская классическая литература была революцией «еще до того, как произошла революция».

Русская литература всегда отличалась необыкновенной чуткостью к решению нравственных вопросов, неизменно сплетавшихся с самыми главными социальными проблемами современности. Великий поэт гордился тем, что в свой «жестокий век» он «восславил… свободу» и пробуждал «чувства добрые». Поразительно здесь неожиданное соседство столь, казалось, различных по историческому смыслу слов, как «свобода»’ и «добрые». Первое из них в романтической поэзии почти всегда ассоциировалось с кипением страстей, с титанической и жестокой борьбой, с отвагой, удалью, кинжалом, мщением. А здесь оно стоит рядом со словами «чувства добрые». Замечательна эта убежденность Пушкина в том, что когда-нибудь в будущем пробуждение добрых чувств в людях будет осмыслено как нечто равноценное прославлению свободы. Но ведь вся русская классика - это проповедь человечности, добра и поиски путей, ведущих к нему!

Усовершенствовать свою душу, свой нравственный мир призывал людей Толстой. Как страшнейшую трагедию представлял себе угасание в Печорине лучших качеств его характера - любви к людям, нежности к миру, стремления обнять человечество.

Ненависть к разным проявлениям несправедливости была для великих русских писателей высшим мерилом нравственных достоинств человека. Своим неукротимым нравственным пафосом, равно как и художественным совершенством, русская литература давно завоевала признание всего мира. «Где в продолжение сорока лет,- вспоминал Ромен Роллан,- искали мы нашу духовную пищу и наш насущный хлеб, когда нашего чернозема уже не хватало, чтобы удовлетворить наш голод? Кто как не русские писатели были нашими руководителями?»

В сегодняшней нашей борьбе за нового человека - с нами великие художники прошлого. Борьба против несправедливости, различных проявлений зла есть не что иное, как борьба во имя победы добра, человечности. Это знает и такой «злой» жанр литературы, как сатира. Не было ли нежнейшим сердце Гоголя, мечтавшего об иной, более совершенной действительности! Не добра ли хотел России Щедрин, столь беспощадный к своему времени? Добрые люди во имя добра становились непримиримыми к разнообразным проявлениям зла и тому, что его порождало. Прекрасные идеалы требуют и прекрасных чувств.

Самые популярные статьи :



Домашнее задание на тему: Салтыков-Щедрин назвал художественную литературу «сокращенной вселенной» .

  1. Что такое «Сокращённая вселенная»?
  2. «Сокращённой вселенной» назвал художественную литера-туру М. Е. Салтыков-Щедрин.

  3. Кто является зачинателем русского романтизма?
  4. Зачинателями русского романтизма выступили В. А. Жуков-ский и К. Н. Батюшков.

    В творчестве В. А. Жуковского ведущими были такие жан-ры, как баллады и элегии, а К. Н. Батюшкова — послания и элегии.

  5. Кто назвал басни И. А. Крылова «книгой мудрости самого народа» и почему?
  6. Басни И. А. Крылова «книгой мудрости самого народа» на-звал Н. В. Гоголь. С этим суждением можно согласиться, потому что И. А. Крылов писал в простоватой манере, персонажами его басен были животные, что сближает их с народными сказками, но главное — простые и точные истины, ради которых сочинялись его басни, были близки нехитрой, но глубокой народной мудро-сти и представляли собой как бы развёрнутые в небольшой рас-сказ меткие русские пословицы. Например, басня «Стрекоза и муравей» прекрасно иллюстрирует пословицу: «Готовь сани ле-том, а телегу — зимой», а басня «Обоз» — пословицу: «Не лезь поперёк батьки в пекло» и «Яйца курицу не учат».

  7. Кем был К. Ф. Рылеев?
  8. Кондратий Фёдорович Рылеев был декабристом, душой Се-верного общества. Он был одним из пяти повешенных в 1826 го-ду руководителей восстания.

  9. Расскажите кратко о стихотворениях Е. А. Баратынского
  10. Стихотворения Е. А. Баратынского — это элегии, послания, поэмы. Они посвящены проблеме увядания творческих способ-ностей и гибели благородных порывов в среде, которая убивает их бесконечным воспроизведением одного и того же.

  11. Расскажите кратко о стихотворениях Ф. И. Тютчева
  12. Философская масштабность в стихотворениях Ф. И. Тютчева проявляется путём нахождения аналогий и общих закономерно-стей в существовании природы и жизни человека — внешней и внутренней, физиологической и душевной.

    Сочувствие страданиям родины можно найти в таких его стихотворениях как «Над этой тёмною толпою...», «Цицерон». Постижение родной природы происходит в стихах «Летний ве-чер», «Осенний вечер», «Есть в осени первоначальной...». Раз-мышления о любви и сострадании являются темой следующих стихотворений: «Она сидела на полу...», «Ещё томлюсь тоской желаний...».

  13. Расскажите кратко о стихотворениях Я. П. Полонского
  14. Стихотворения Якова Петровича Полонского посвящены ду-шевной жизни бедного человека, его воспоминаниям и мечтани-ям о любви и лучшей жизни. Мне известны такие его стихотво-рения, ставшие песнями, как «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит...»), «Затворница» («В одной знакомой улице...»). В 6-м классе мы читали его стихотворение «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...».

  15. Расскажите кратко о стихотворениях А. Н. Майкова
  16. Творчество Аполлона Николаевича Майкова проникнуто идиллической красотой природы. Его язык пластичен и насыщен цветовыми образами. В 5-м классе мы читали его стихотворение «Ласточки» («Мой сад с каждым днём увядает...»), в 6-м клас-се — «Рассвет» («Вот — полосой зеленоватой...»), «Осень» («Кроет уж лист золотой...») и «Пейзаж» («Люблю дорожкою лесною...»).

  17. Расскажите кратко о стихотворениях А. Н. Плещеева
  18. В произведениях Алексея Николаевича Плещеева нашло своё выражение стремление передовых дворян и разночинцев участвовать в жизни простого народа, защитить его от жесто-кого угнетения со стороны власть имущих. В 5-м классе мы читали его стихотворение «Весна» («Уж тает снег, бегут ру-чьи...»).

  19. Расскажите кратко о стихотворениях Н. А. Некрасова
  20. Н. А. Некрасов — безусловно ярчайший представитель граж-данской поэзии. Он пишет о крестьянах, об их тяжёлой беспро-светной жизни, часто изнутри самой этой жизни и её же языком. Его простые лаконичные стихи и поэмы пользовались большой популярностью в народной среде. В предыдущих классах изуча-лись отрывки из поэмы «Мороз — Красный нос», стихотворения «Железная дорога», «Крестьянские дети», будет изучаться поэма «Кому на Руси жить хорошо».

  21. Вспомните прочитанные вами произведения XIX века и попытайтесь определить, к какому лите-ратурному направлению (романтизму или реализ-му) они относятся. Ответ обоснуйте.
  22. Из романтических произведений XIX ве-ка я бы назвал стихи и баллады В. А. Жу-ковского, поэмы А. С. Пушкина, создан-ные в период южной ссылки, «Мцыри» М. Ю. Лермонтова и большинство его сти-хотворений, повести А. А. Бестужева-Марлинского и В. Ф. Одоевского. Хотя это очень разные произведения — а роман-тизм индивидуально проявляется в твор-честве каждого писателя, — тем не менее принадлежность их к романтическому направлению можно объяснить рядом об-щих принципов изображения действи-тельности. Прежде всего, это неудовлетво-ренность окружающим миром, бездуховным началом. Вера в прекрасное, чистое, непорочное, вечное, но недосягаемое объ-единяет творчество романтиков. Произве-дения Жуковского принадлежат к одному из наиболее ярких течений романтизма — созерцательно-психологическому, который пропагандирует культ высокой, духовной любви, искренней и верной дружбы. При-рода для романтика — вечно живое, воп-лощающее в себе божественное начало. Он ищет в ней внутреннюю гармонию, воз-можность совершенствования своего эмо-ционального мира. Романтический герой не боится смерти, а видит в ней сладост-ный переход от реального, земного мира в мир вечных идей, недостижимой мечты, истины и абсолюта. Для такого романтиз-ма характерен пафос светлой печали. По-следователи байронического романтизма, влияние которого испытали в свое время Пушкин и Лермонтов, проявляли глубо-кий пессимизм в оценке окружающей действительности. Они изображали силь-ную, разочарованную личность, озлоблен-ного бунтаря-одиночку, бросившего вызов Богу, морали, власти. Как правило, это добровольный изгнанник, единственной отрадой для которого остается любовь, но и она отнимается у него несправедливо-стью жизни, что толкает героя либо на самоубийство, дуэль, либо на преступле-ние. Гражданские романтики (К. Ф. Ры-леев, поэты-декабристы) были готовы пу-тем борьбы преобразовывать существую-щий строй. Они обращались к русской ис-тории и русскому фольклору, черпали там сюжеты и героические характеры. Для них стал близким жанр думы. Д. В. Ве-невитинов, поэты-любомудры, Ф. И. Тют-чев принадлежали к философскому ро-мантизму. Они специально уходили от изображения социальных конфликтов к проблемам сугубо философским, нравст-венным и через их осмысление рассмат-ривали темы любви, дружбы, поэта и поэзии.

    Такие произведения XIX века, как ро-маны А. С. Пушкина «Капитанская доч-ка» и «Дубровский», комедия Н. В. Гоголя «Ревизор», «Записки охотника» и романы И. С. Тургенева, рассказы А. П. Чехова, произведения Л. Н. Толстого относятся к реализму. В них глубоко исследуется сама жизнь, реальная действительность. Герои действуют в конкретных социально-исто-рических условиях, их поведение, харак-теры, взгляды, образ жизни зависят от этих условий. Порой эти два направления сочетаются в творчестве одного и того же писателя, например в творчестве Пушки-на или Лермонтова. Материал с сайта

  23. Подумайте, чем отличается реализм первой половины XIX века, который и в Европе и в России считается периодом становления реализма, от эпо-хи его зрелости (вторая половина столетия).
  24. Действительно, в первой половине XIX века происходит становление реализ-ма, даже в рамках творчества одного и то-го же писателя сосуществуют во многом романтический и реалистический подхо-ды к освоению действительности (Пуш-кин, Лермонтов, Гоголь), герои часто со-четают в своем изображении реалистиче-ское и романтическое начала («Тамань» в романе «Герой нашего времени»). Клас-сицистическое и реалистическое мы нахо-дим в содержании и композиции «Горя от ума» А. С. Грибоедова. Во второй полови-не века в русской и западноевропейской литературе реализм уже утверждается как преобладающий метод. В это время он получает критическое направление, от-вергая отрицательные явления в социаль-ной жизни, утверждая новые нормы отно-шений между людьми (Некрасов, Черны-шевский, Салтыков-Щедрин) или возвра-щаясь к вечным нравственным ценностям (Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов).

  25. Проследите, как меняется герой в произведе-ниях классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма. Какие черты характера становятся веду-щими?
  26. В произведениях классицизма высоко оценивались такие качества героев, как верность долгу, умение подавлять свои личные чувства и интересы во имя долга, патриотизм, служение государству. Для героев сентиментальных произведений (в этом заключена полемика между клас-сицизмом и другими направлениями в ли-тературе) характерен культ чувства, люб-ви, страсти. Они чувствительны, повы-шенно эмоциональны, склонны к подроб-ным любовным объяснениям. Романтиче-ский герой необычен и действует в необыч-ных, исключительных обстоятельствах, предпочитает уход в экзотическую обста-новку, порой склонен к мистике. Для его настроений характерна тоска, грусть, ост-рые переживания утрат.

    Как вам, счастливцам, то понять, Что понял я тоской? (В. А. Жуковский)

    Особенно остро ощущает чувство вины и раскаяния.

    Реалистический герой разносторонен, тесно связан с социально-историческими условиями, в которых он находится. Он типичен и развивается в типических об-стоятельствах. Герой в русском реализме направляет свою деятельность на преобра-зования жизни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • какие жанры были ведущими для жуковского
  • восприятие стихотворений полонского дорога
  • произведения толстого относятся к реализму
  • краткое сочинение на тему яйца курицу не учат
  • поэзия19века

Что такое "Сокращённая вселенная"?

"Сокращённой вселенной" назвал художественную литературу М. Е. Салтыков-Щедрин.

Кто является зачинателем русского романтизма?

Зачинателями русского романтизма выступили В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков.

В творчестве В. А. Жуковского ведущими были такие жанры, как баллады и элегии, а К. Н. Батюшкова - послания и элегии.

Кто назвал басни И. А. Крылова "книгой мудрости самого народа" и почему?

Басни И. А. Крылова "книгой мудрости самого народа" назвал Н. В. Гоголь. С этим суждением можно согласиться, потому что И. А. Крылов писал в простоватой манере, персонажами его басен были животные, что сближает их с народными сказками, но главное - простые и точные истины, ради которых сочинялись его басни, были близки нехитрой, но глубокой народной мудрости и представляли собой как бы развёрнутые в небольшой рассказ меткие русские пословицы. Например, басня "Стрекоза и муравей" прекрасно иллюстрирует пословицу: "Готовь сани летом, а телегу - зимой", а басня "Обоз" - пословицу: "Не лезь поперёк батьки в пекло" и "Яйца курицу не учат".

Кем был К. Ф. Рылеев?

Кондратий Фёдорович Рылеев был декабристом, душой Северного общества. Он был одним из пяти повешенных в 1826 году руководителей восстания.

Расскажите кратко о стихотворениях Е. А. Баратынского

Стихотворения Е. А. Баратынского - это элегии, послания, поэмы. Они посвящены проблеме увядания творческих способностей и гибели благородных порывов в среде, которая убивает их бесконечным воспроизведением одного и того же.

Расскажите кратко о стихотворениях Ф. И. Тютчева

Философская масштабность в стихотворениях Ф. И. Тютчева проявляется путём нахождения аналогий и общих закономерностей в существовании природы и жизни человека - внешней и внутренней, физиологической и душевной.

Сочувствие страданиям родины можно найти в таких его стихотворениях как "Над этой тёмною толпою...", "Цицерон". Постижение родной природы происходит в стихах "Летний вечер", "Осенний вечер", "Есть в осени первоначальной...". Размышления о любви и сострадании являются темой следующих стихотворений: "Она сидела на полу...", "Ещё томлюсь тоской желаний...".

Расскажите кратко о стихотворениях Я. П. Полонского

Стихотворения Якова Петровича Полонского посвящены душевной жизни бедного человека, его воспоминаниям и мечтаниям о любви и лучшей жизни. Мне известны такие его стихотворения, ставшие песнями, как "Песня цыганки" ("Мой костёр в тумане светит..."), "Затворница" ("В одной знакомой улице..."). В 6-м классе мы читали его стихотворение "По горам две хмурых тучи...", "Посмотри, какая мгла...".

Расскажите кратко о стихотворениях А. Н. Майкова

Описание событий в романах и других произведениях Аполлона Николаевича Майкова проникнуто идиллической красотой природы. Его язык пластичен и насыщен цветовыми образами. В 5-м классе мы читали его стихотворение "Ласточки" ("Мой сад с каждым днём увядает..."), в 6-м классе - "Рассвет" ("Вот - полосой зеленоватой..."), "Осень" ("Кроет уж лист золотой...") и "Пейзаж" ("Люблю дорожкою лесною...").

Расскажите кратко о стихотворениях А. Н. Плещеева

В произведениях Алексея Николаевича Плещеева нашло своё выражение стремление передовых дворян и разночинцев участвовать в жизни простого народа, защитить его от жестокого угнетения со стороны власть имущих. В 5-м классе мы читали его стихотворение "Весна" ("Уж тает снег, бегут ручьи...").

Расскажите кратко о стихотворениях Н. А. Некрасова

Н. А. Некрасов - безусловно ярчайший представитель гражданской поэзии. Он пишет о крестьянах, об их тяжёлой беспросветной жизни, часто изнутри самой этой жизни и её же языком. Его простые лаконичные стихи и поэмы пользовались большой популярностью в народной среде. В предыдущих классах изучались отрывки из поэмы "Мороз - Красный нос", стихотворения "Железная дорога", "Крестьянские дети", будет изучаться поэма "Кому на Руси жить хорошо".

Вспомните прочитанные вами произведения XIX века и попытайтесь определить, к какому литературному направлению (романтизму или реализму) они относятся. Ответ обоснуйте.

Из романтических произведений XIX века я бы назвал стихи и баллады В. А. Жуковского, поэмы А. С. Пушкина, созданные в период южной ссылки, "Мцыри" М. Ю. Лермонтова и большинство его стихотворений, повести А. А. Бестужева-Марлинского и В. Ф. Одоевского. Хотя это очень разные произведения - а романтизм индивидуально проявляется в творчестве каждого писателя, - тем не менее принадлежность их к романтическому направлению можно объяснить рядом общих принципов изображения действительности. Прежде всего, это неудовлетворенность окружающим миром, бездуховным началом. Вера в прекрасное, чистое, непорочное, вечное, но недосягаемое объединяет творчество романтиков. Произведения Жуковского принадлежат к одному из наиболее ярких течений романтизма - созерцательно-психологическому, который пропагандирует культ высокой, духовной любви, искренней и верной дружбы. Природа для романтика - вечно живое, воплощающее в себе божественное начало. Он ищет в ней внутреннюю гармонию, возможность совершенствования своего эмоционального мира. Роман (бессмертное произведение)тический герой не боится смерти, а видит в ней сладостный переход от реального, земного мира в мир вечных идей, недостижимой мечты, истины и абсолюта. Для такого романтизма характерен пафос светлой печали. Последователи байронического романтизма, влияние которого испытали в свое время Пушкин и Лермонтов, проявляли глубокий пессимизм в оценке окружающей действительности. Они изображали сильную, разочарованную личность, озлобленного бунтаря-одиночку, бросившего вызов Богу, морали, власти. Как правило, это добровольный изгнанник, единственной отрадой для которого остается любовь, но и она отнимается у него несправедливостью жизни, что толкает героя либо на самоубийство, дуэль, либо на преступление. Гражданские романтики (К. Ф. Рылеев, поэты-декабристы) были готовы путем борьбы преобразовывать существующий строй. Они обращались к русской истории и русскому фольклору, черпали там сюжеты и героические характеры. Для них стал близким жанр думы. Д. В. Веневитинов, поэты-любомудры, Ф. И. Тютчев принадлежали к философскому романтизму. Они специально уходили от изображения социальных конфликтов к проблемам сугубо философским, нравственным и через их осмысление рассматривали темы любви, дружбы, поэта и поэзии.

Такие произведения XIX века, как романы А. С. Пушкина "Капитанская дочка" и "Дубровский", комедия Н. В. Гоголя "Ревизор", "Записки охотника" и романы И. С. Тургенева, рассказы А. П. Чехова, произведения Л. Н. Толстого относятся к реализму. В них глубоко исследуется сама жизнь, реальная действительность. Герои действуют в конкретных социально-исторических условиях, их поведение, характеры, взгляды, образ жизни зависят от этих условий. Порой эти два направления сочетаются в творчестве одного и того же писателя, например в творчестве Пушкина или Лермонтова.

Подумайте, чем отличается реализм первой половины XIX века, который и в Европе и в России считается периодом становления реализма, от эпохи его зрелости (вторая половина столетия).

Действительно, в первой половине XIX века происходит становление реализма, даже в рамках творчества одного и того же писателя сосуществуют во многом романтический и реалистический подходы к освоению действительности (Пушкин, Лермонтов, Гоголь), герои часто сочетают в своем изображении реалистическое и романтическое начала ("Тамань" в романе "Герой нашего времени"). Классицистическое и реалистическое мы находим в содержании и композиции "Горя от ума" А. С. Грибоедова. Во второй половине века в русской и западноевропейской литературе реализм уже утверждается как преобладающий метод. В это время он получает критическое направление, отвергая отрицательные явления в социальной жизни, утверждая новые нормы отношений между людьми (Некрасов, Чернышевский, Салтыков-Щедрин) или возвращаясь к вечным нравственным ценностям (Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов).

Проследите, как меняется герой в произведениях классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма. Какие черты характера становятся ведущими?

В произведениях классицизма высоко оценивались такие качества героев, как верность долгу, умение подавлять свои личные чувства и интересы во имя долга, патриотизм, служение государству. Для героев сентиментальных произведений (в этом заключена полемика между классицизмом и другими направлениями в литературе) характерен культ чувства, любви, страсти. Они чувствительны, повышенно эмоциональны, склонны к подробным любовным объяснениям. Роман (бессмертное произведение)тический герой необычен и действует в необычных, исключительных обстоятельствах, предпочитает уход в экзотическую обстановку, порой склонен к мистике. Для его настроений характерна тоска, грусть, острые переживания утрат.

Как вам, счастливцам, то понять,Что понял я тоской?(В. А. Жуковский)

Особенно остро ощущает чувство вины и раскаяния.

Реалистический герой разносторонен, тесно связан с социально-историческими условиями, в которых он находится. Он типичен и развивается в типических обстоятельствах. Герой в русском реализме направляет свою деятельность на преобразования жизни.

Это тонкое и точное определение вполне применимо к наследию классиков, в котором спрессован многовековой духовный опыт человечества. Классика всегда была мощным возбудителем в развитии культуры любого народа. Изолировать современную литературу от классических традиций значило бы отрезать ее от национального корня - она обескровится и зачахнет.

Нерасторжимая связь времен особенно наглядно воплощается в вершинных произведениях художественной литературы, которые мы называем классическими: в их познавательном значении, неугасающем нравственном воздействии их героев на многие поколения людей, а еще - в том, что эти произведения продолжают служить неиссякаемым родником прекрасного. Большое искусство не знает прошлого, оно живет настоящим и будущим. Надо не только читать классиков, надо еще и научиться их перечитывать. Потому что каждая встреча с ними таит в себе радость открытия. Человек на каждой последующей ступени своего бытия способен все глубже воспринимать духовные ценности. Выдающееся произведение, когда-то прочитанное и заново воспринимаемое, вводит нас в атмосферу неизъяснимого очарования, вызванного, между прочим, еще и возможностью реально ощущать свое собственное, эстетическое, по слову Герцена, «возрастание». Пожалуй, уместно напомнить здесь прекрасную запись молодого Герцена: «У меня страсть перечитывать поэмы великих маэстро: Гёте, Шекспира, Пушкина, Вальтера Скотта. Казалось бы, зачем читать одно и то же, когда в это время можно «украсить» свой ум произведениями гг. А., В., С? Да в том-то и дело, что это не одно и то же; в промежутки какой-то дух меняет очень много в вечно живых произведениях маэстро. Как Гамлет, Фауст прежде были шире меня, так и теперь шире, несмотря на то, что я убежден в своем расширении. Нет, я не оставлю привычки перечитывать, по этому я наглазное измеряю свое возрастание, улучшение, падение, направление… Человечество своим образом перечитывает целые тысячелетия Гомера, и это для него оселок, на котором оно пробует силу возраста».

Всякий поворот истории дает возможность людям как бы по-новому взглянуть на самих себя и заново открыть для себя бессмертные страницы произведений искусства. Каждая эпоха по-своему прочитывает их. Гончаров заметил, что Чацкий неизбежен при смене одного века другим, что каждое дело, требующее обновления, рождает тень Чацкого.

Великие художники отзывчивы на зовы всех времен, их справедливо называют вечными спутниками человечества. Классическое наследие тем и замечательно, что оно выражает самосознание не только своей эпохи. Движется время, а с ним вместе по той же орбите движется и классика, в которой происходит как бы постоянный процесс обновления. У нее есть что сказать каждому поколению, она многозначна. Конечно, сегодня мы по-другому воспринимаем наследие Гоголя и Достоевского, чем их современники, и глубже понимаем его. И происходит это не потому, что мы умнее, проницательнее. Общественный опыт поколений образует ту историческую вышку, с которой человек нашей апохи осознает духовную культуру прошлого. С этой пышки многое видится нам дальше и яснее. Классика неисчерпаема. Ее глубина бесконечна, как бесконечен космос. Шекспир и Пушкин, Гёте и Толстой обогащают читателя, но и читатель в свою очередь непрерывно обогащает творения великих художников своим новым историческим опытом. Вот почему наше знание классики никогда не может считаться окончательным, абсолютным. Каждое последующее поколение открывает в старых произведениях новые, не увиденные прежде грани. Это означает все более емкое постижение смысла и художественной природы бессмертных произведений прошлого.

Освоение классического наследия отвечает современным потребностям общества, ибо оно само, это наследие, становится активным участником современной жизни. Чрезвычайно важно социальное содержание произведений русской классики. Она всегда была оплодотворена передовыми идеями времени и выражала дух освободительной борьбы народа, его ненависть к деспотизму и неукротимое стремление к свободе. Немецкий писатель Генрих Манн прекрасно сказал, что русская классическая литература была революцией «еще до того, как произошла революция».

Русская литература всегда отличалась необыкновенной чуткостью к решению нравственных вопросов, неизменно сплетавшихся с самыми главными социальными проблемами современности. Великий поэт гордился тем, что в свой «жестокий век» он «восславил… свободу» и пробуждал «чувства добрые». Поразительно здесь неожиданное соседство столь, казалось, различных по историческому смыслу слов, как «свобода»’ и «добрые». Первое из них в романтической поэзии почти всегда ассоциировалось с кипением страстей, с титанической и жестокой борьбой, с отвагой, удалью, кинжалом, мщением. А здесь оно стоит рядом со словами «чувства добрые». Замечательна эта убежденность Пушкина в том, что когда-нибудь в будущем пробуждение добрых чувств в людях будет осмыслено как нечто равноценное прославлению свободы. Но ведь вся русская классика - это проповедь человечности, добра и поиски путей, ведущих к нему!

Усовершенствовать свою душу, свой нравственный мир призывал людей Толстой. Как страшнейшую трагедию представлял себе Лермонтов угасание в Печорине лучших качеств его характера - любви к людям, нежности к миру, стремления обнять человечество.

Ненависть к разным проявлениям несправедливости была для великих русских писателей высшим мерилом нравственных достоинств человека. Своим неукротимым нравственным пафосом, равно как и художественным совершенством, русская литература давно завоевала признание всего мира. «Где в продолжение сорока лет,- вспоминал Ромен Роллан,- искали мы нашу духовную пищу и наш насущный хлеб, когда нашего чернозема уже не хватало, чтобы удовлетворить наш голод? Кто как не русские писатели были нашими руководителями?»

В сегодняшней нашей борьбе за нового человека - с нами великие художники прошлого. Борьба против несправедливости, различных проявлений зла есть не что иное, как борьба во имя победы добра, человечности. Это знает и такой «злой» жанр литературы, как сатира. Не было ли нежнейшим сердце Гоголя, мечтавшего об иной, более совершенной действительности! Не добра ли хотел России Щедрин, столь беспощадный к своему времени? Добрые люди во имя добра становились непримиримыми к разнообразным проявлениям зла и тому, что его порождало. Прекрасные идеалы требуют и прекрасных чувств.

«Детство» Максима Горького – автобиографическая повесть. В ней описываются быт и жестокие нравы мещанской среды, в которой вынужден расти мальчик-полусирота. В своем детстве Алеша сталкивается со многими людьми, и хорошими, и плохими. Но есть среди них человек, которому принадлежит особая роль. Это бабушка Акулина Ивановна. Бабушка всегда остается в центре его внимания, являясь посредником между мальчиком и большим миром, от нее Алеша получает самые ценные жизненные уроки. Бабушка – «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом…». В ее облике Алешу особенно притягивают г

Одним из основных вопросов творчества А.С. Пушкина был вопрос отношения личности и государства, а также вытекающая отсюда проблема «маленького человека». Известно, что именно Пушкин серьезно разработал эту проблему, которую впоследствии «подхватил» и Н.В. Гоголь, и Ф.М. Достоевский. Поэма Пушкина «Медный всадник» выявляет вечный конфликт – противоречие между интересами личности и государства. Пушкин считал, что этот конфликт неизбежен, по крайней мере, в России. Невозможно управлять государством и учитывать интересы каждого «маленького человека». Тем более что Россия – страна полуазиатская,

За результатами 2002-2003 навчального року я і ще десять учнів нашої школи були премійовані поїздкою до столиці України - Києва. За цей час ми відвідали Києво-Печерську Лавру, музей Тараса Шев­ченка, гуляли Хрещатиком та Андріївським узвозом. Дехто з нас уперше милувався Дніпром-Славутою. Київ привітав нас усміхненими обличчя­ми мешканців, грандіозними будівлями і затишними зеленими вуличка­ми. За два дні екскурсій і прогулянок ми встигли полюбити нашу столи­цю. Сподіваємося, що це тільки початок знайомства з Києвом. Дякуємо нашій міській раді за прекрасний дарунок! {loadposition textmod