Способы подчинительной связи. Типы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание

Тема: Деепричастие в словосочетании. Примыкание

Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели как деятельность учеников:
М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (ключевые слова, алгоритм, схема), пользоваться навыками аудирования.
М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный и самоконтроль, строить рассуждения.
6ЛР: анализировать синтаксические связи между деепричастием и глаголом-сказуемым, деепричастием и зависимыми от него словами, определять тип связи – примыкание, отличать его от согласования и управления.
3ЛР: конструировать словосочетания и предложения с деепричастиями, определяя их связи с другими словами.

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка.

Повторение теории.
Продолжите начатые учителем предложения:
- Деепричастие это-
-Деепричастие совмещает признаки
-Деепричастие как и наречие
-Образуется деепричастие при помощи...
-Деепричастие в предложении является
-Деепричастный оборот это-
-Деепричастие и деепричастный оборот на письме всегда
Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку со слайдом.
2.Слуховой графический диктант
Учитель читает предложения. Ученики на слух определяют наличие или отсутствие в нём деепричастия (деепричастного оборота) и его место (начало, середина, конец предложения). В тетрадях делаются только графические обозначения:

Два человека работают на закрытых досках.

1.Писал Гайдар свои книги совершенно особенным образом. 2.Он ходил по саду и бормотал, рассказывая вслух самому себе новую главу из начатой повести. 3.Затем он на ходу исправлял её, меняя слова и фразы, смеялся, хмурился, а потом уходил в свою комнату.
4.Собираясь прочесть мне новую повесть, Гайдар никакой рукописи из кармана не вынимал. 5Он останавливался, закладывал руки за широкую спину и, покачиваясь, начинал спокойно и уверенно читать повесть наизусть.6. Он читал страницу за страницей, почти никогда не сбиваясь.
Коллективная проверка с комментированием.

Полный синтаксический разбор 5 предложения.

Познавательные УУД
1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).
2. Анализировать, группировать, обобщать, устанавливать аналогии.
3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
–Какое деепричастие встретилось вам в предложении?
Каковы его морфологические признаки?
Приведите пример морфологического разбора одного из деепричастий из домашнего задания (на выбор).
2. – Выберите признаки, общие для деепричастия и наречия. (Признак действия, вторичное действие, неизменяемость, форма сравнения, обстоятельство, вид.) (Неизменяемость, обстоятельство.)

Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, группировать.
2. Устанавливать аналогии.
3. Выявлять закономерности на основе наблюдений.

IV. Введение в тему урока.

Как называются смысловые отрезки, представленные на экране? (Словосочетания)
Какая особая форма глагола есть в каждом из них? (Деепричастие)
Зная эти опорные слова, сформулируйте тему урока. (Деепричастие в словосочетании.)
Прочитайте тему урока и убедитесь, что вы правы. Какое еще слово присутствует в формулировке темы? (Примыкание)
Что нужно вспомнить, чтобы перейти к изучению данной темы? (Что такое примыкание. Вид подчинительной связи при которой зависимое слово не изменяется.)
Выпишите словосочетания со связью примыкание из предложения в языковой разминке.
Как вы находите эту связь? Какой первый «шаг» в ваших поисках? (Найти наречие и посмотреть, с каким словом оно связано.)
(5Он останавливался, закладывал руки за широкую спину и, покачиваясь, читал спокойно и уверенно повесть наизусть.)
Читать спокойно, читать уверенно, читать наизусть.
Могут ли быть ещё какие-то слова, кроме наречий, которые связаны примыканием? (Которые не изменяются: деепричастие, неопределённая форма глагола).
Докажите, выписав это словосочетание и обозначив синтаксическую связь.

Х
Читатл (как?) покачиваясь.

Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Устанавливать алгоритм действий.

V. Решение проблемы. Открытие новых знаний.

1. Наблюдение.
Упр. 308 – наблюдение над синтаксическими связями деепричастий с главными и зависимыми словами.
Работа в парах по вопросам и заданиям к упражнению.
Сформулируйте 1-й вывод: какая связь между деепричастиями и зависимыми от них словами? Покажите на примерах.
Сформулируйте 2-й вывод: какая связь между деепричастиями и главными для них словами – глаголами-сказуемыми? Докажите примерами.
2. Теория.
Чтение текста в рамке.

Представьте виды связи деепричастий в словосочетании с помощью схемы. (См. материалы предметного диска – интерактивная графическая схема «Деепричастие в словосочетании» – сначала даётся схема с пропусками, затем по гиперссылке – проверка.)

А какие словосочетания иллюстрируют подчинительную связь управление? (Закладывал руки, закладывал за спину, читал повесть)
- Почему вы не назвали Он останавливался? (Не является словосочетанием-грамматическая основа)
Что ещё не является словосочетанием?(Однородные члены).

Какие ещё виды связи в словосочетании вы знаете? Может ли деепричастие образовывать эти виды связи? Почему?
- Найдите в предложении словосочетание с подчинительной связью согласование (широкую спину).
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД
1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему, представлять модель, подбирать аналогии).

Коммуникативные УУД
1. Владеть монологической и диалогической речью.
2. Адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.

VI. Итог урока.

Вспомните, что общего у наречий и деепричастий (см. этап актуализации). (Неизменяемость, обстоятельство.)
Чем ещё можно дополнить это сходство? (Примыкание.)
Что является главным показателем при определении вида связи – примыкания? (Неизменяемость зависимого слова.)
Работа в группах.
Дополните информацию в схеме об изученных видах связи слов в словосочетании. (См. материал предметного диска к § 32 и дополнение в пунктирной рамке.)

ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ

согласование управление примыкание
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
прилагательное
существительное
наречие

причастие
мест.-существ.
деепричастие

мест.-прил.

поряд.числ.

Практическая часть.
Замените словосочетание С УСЕРДИЕМ ОБУЧАЛИСЬ построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
Замените словосочетание ВОСТОРЖЕННО СПРОСИЛА), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Замените словосочетание ЛИПОВЫХ БОЧОНКОВ, построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Замените словосочетание БРЕВЕНЧАТЫМ ЗАБОРОМ, построенное на основе согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление
Замените словосочетание С РОДИТЕЛЬСКОЙ УСАДЬБОЙ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Рефлексия.
Тест с коллективной проверкой.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Познавательные УУД
1. Составлять алгоритм действий.
2. Анализировать, сравнивать, группировать; конструировать.

Коммуникативные УУД
1. Аргументировать, строить связное монологическое высказывание.
2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

VIII. Домашнее задание.

Н Упр. 311 – выписать все словосочетания из одного предложения, определить виды связи слов (по одному предложению для ряда).
П Подобрать материл для языковой разминки, составить к нему задания (компьютерная презентация).

© Баласс, 2015

ЗАВИСИМОЕ СЛОВО

Рисунок 1Рисунок 1vЗаголовок 5uђЗаголовок 6vЗаголовок 715

Синтаксический уровень языка

  1. СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Словосочетания и предложения выступают как основные типы синтаксических конструкций, которые необ­ходимы для порождения конкретных сочетаний слов и синтагм, высказываний и фраз.

Словосочетание является частью предло­жения, но оно существует и до предложения, представляя собой строительный материал для предложения и основу для создания составного наименования. Поэтому словосочетания необходимо отличать от сочетаний слов и от составных членов предложения.

Например, железная дверь, деревянный дом, песчаная насыпь – разные сочетания слов, но один тип - атрибутивного субстантивно­го словосочетания, построенного на синтаксической связи согла­сования. Эти сочетания слов и этот тип словосочетания могут быть использованы для образования наименования (ср. железная дорога) и построения предложений, ср.: Железная дверь - не деревянный дом, не горит; Железная - дверь, деревянный - дом.

Словосочетание как синтаксическая единица является синтак­сической формой, наделенной определенным синтаксическим зна­чением. Словосочетание - это типовое соединение слово­форм, характерное для того или иного языка.

Основные виды подчинительных связей

согласование управление примыкание

Согласование - такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово получает те же категории, что и стерж­невое слово. Так, прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже. Согласование может быть полным и частич­ным; например, новую газету - полное согласование, черный кофе - частичное согласование (в роде), так как существитель­ное кофе не склоняется и не имеет форм множественного числа; черного кофе, черному кофе и т. п.- падежные формы при­лагательного показывают синтаксическую позицию словосочетания в предложении. Согласование бывает предикативным и непредика­тивным ; предикативное (его называют также координацией) – это согласование сказуемого с подлежащим; предикативное согла­сование чаще бывает неполным; оно может быть и смысловым. Так, в предложении Дети - наше будущее согласование только в падеже; в предложении Пять студентов сдали экзамен досрочно согласование смысловое.

Управление - такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово имеет зависимую форму: она не по­вторяет категорий стержневого слова, а вызывается его грамма­тическими и лексико-грамматическими свойствами, например: чи­тать книгу, управлять машиной, бояться оскорбле­ния, войти в класс, строительство моста, вход в метро, полный нетерпения и т. п. Управление свойственно прежде всего глагольным словосочетаниям, хотя встречается и в словосо­четаниях с другими стержневыми словами (существительными, причастиями и т. д.).

Примыкание - такой вид подчинительной связи, при котором не используется специальных средств подчинения. Под­чинение выражается включением слов в словосочетания, несамо­стоятельностью синтаксической функции и смысловым подчинением зависимого слова словосочетания. Примером словосочетаний, построенных на примыкании, могут служить словосочетания: хорошо учиться, работать вдвоем, ехать медленнее, просить прочитать, повод поговорить, очень добрый, яйца всмятку.

Примыкание широко распространено по языкам мира; оно – основной вид подчинительной связи в тех языках, где нет аффиксов (например, во вьетнамском). Оно встречается также в тех языках, где имеются аффиксы и формы словоизменения. В этих случаях выделяется два основных вида примыкания - примыкание неиз­меняемых слов и примыкание словоформ изменяемых слов.

В русском языке примыканием первого вида обладают наречия и инфинитивы, а также деепричастия, компаратив (форма сравни­тельной степени) и неизменяемые прилагательные и существитель­ные. В других языках примыкать могут и прилагательные. Так, в английском языке прилагательные, не изменяясь по родам, числам и падежам, в составе субстантивного словосочетания при­мыкают к существительному: the green tree - зеленое дерево, the large room - большая комната. Примыкают прилагательные в тюркских языках; ср., например, татарские словосочетания кызыл алма - красное яблоко, кызыл йорт - красный дом, кызыл кул-мэк - красная рубаха, платье.

Примыкание словоформ (предложных и беспредложных) воз­никает тогда, когда словоформа присоединяется к стержневому слову без установления связи согласования или управления, на­пример: роман «Мать», товарищ Иванова, кепка блином, куплеты на память, конь в яблоках, идти группой, уйти с утра, планировать в рублях. Особо необходимо обратить внимание на субстантивные словосочетания, построенные на примыкании второго имени. Сюда относится не только примыкание имени собственного (как в соче­тании товарищ Иванов, капитан Иванов ), но и сочетание нарица­тельных существительных. Так, в немецком языке примыкают су­ществительные к существительным, которые обозначают меру: ein Glas Tee - стакан чаю, ein Stück Brot - кусок хлеба.

Синтаксические связи слов используются не только при по­строении словосочетаний, но и при образовании сложных слов и составных наименований, а также при построении предложений.

Предложение. Оно является основной коммуникативной еди­ницей языка и речи. Предложение как образец принадлежит языку, его реализация принадлежит речи. «Предложение,- писал В. В. Ви­ноградов, - это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. В предложении выражается не только сообщение о действительности, но и отно­шение к ней говорящего». Предложение является в то же время наиболее сложной единицей, в которой функционируют слова, словоформы и словосочетания. Иначе говоря, предложение яв­ляется их минимальным контекстом, хотя само по себе имеет собственную структуру.

Двоякая обращенность предложения - к языку, его системе и норме, а с другой стороны - к речи, контексту и ситуации - делает его принципиально двухаспектной единицей. Поэтому предложение и рассматривается с этих двух точек зрения – конструктивной и коммуникативной, а сам термин становится двузначным.

Чтобы избежать этой двузначности, в современной грамматике используются два ряда терминов. С одной стороны, термин пред­ложение обозначает единицу языка, потенциально нацеленную на акт общения; ее называют также образцом (моделью, формулой) предложения. С другой стороны, термин предложение обозначает единицу речи как языковую форму, свя­занную с конкретным сообщением, с конкретным текстом; вместо термина предложение в этом случае используются термины выска­зывание и фраза.

Сравним две фразы: Ученица читает газету и Ученик читал письмо. В этих фразах реализована одна и та же модель предло­жения; ее состав тождествен, лексическая и морфологическая вариантность не приводит к созданию двух предложений как син­таксических моделей. Эти фразы в то же время наполнены разным лексическим материалом и наделены определенной интонацией, так что передают конкретную мысль, являются двумя высказыва­ниями. Единство модели построения и содержания высказывания и делает предложение основной коммуникативной единицей языка. Предметом синтаксиса предложения является не конкретное со­держание высказываний, а обобщенная семантика предложения, его конструктивная основа, правила ее распространения и актуали­зации.

Предложение как синтаксический образец есть позиционная структура, которая обращена к формам мысли и формам языка, т. е. формам слов и словосочетаний. Наличие у предложения двух сторон - конструктивной и коммуникативной (предикативной) бы­ло отмечено уже в работах александрийских грамматиков.

  1. Предикативность и ее виды.

Предикативность как семантико-синтаксическое и коммуникативное свойство предложения имеет, в свою очередь, две стороны - формально-логическую и модально-смысловую. Иногда эти два свойства рассматривают как два аспекта предложения, называя первое свойство предика­тивностью, а второе - модальностью.

Семантически предикативность проявляется в наличии соот­ношения модели предложения с такой формой мысли, как суж­дение (пропозиция). Как суждение имеет два основных компонента - субъект и предикат (или атрибут), так и предложение имеет два главных члена предложения - под­лежащее и сказуемое: Человек идет; Человек добр.

Естественно, что соотнесенность предложения и суждения не означает их полного совпадения, тождества, на что указывал еще Ф. И. Буслаев. Как семантическая структура предложения, так и особенно его формальное строение могут отличаться от структуры суждения, соотносясь с ним опосредованно, неполно и избыточно.

Нетождественность структуры предложения и суждения про­является в том, что предложение может объединять словосо­четания в одну единицу, хотя каждая из частей имеет соотнесен­ность с формой суждения. Так возникают распространенные, осложненные и сложные модели предложений.

Распространенное предложение содержит, кроме главных чле­нов предложения, еще второстепенные - дополнения, обстоятельства, определения. Так, в пред­ложении Лось пил воду из ручья (Леонов) последовательно происходит формальное и семантическое развертывание компонен­тов предложения, так что предложение соотносится не только с суждением, организующим главные члены предложения, но и с суждением о воде (она - из ручья); кроме того, указывается, что лось пил воду и пил из ручья. Такая глубинность содержания пред­ложения позволяет передавать мысли различной глубины и струк­туры.

Модально-смысловая сторона предикативности проявляется в выражении цели высказывания (коммуникативной установки) и в оценке содержания высказывания. По цели высказывания предло­жения делятся на повествовательные, вопроси­тельные и побудительные. Эти основные типы пред­ложений по цели высказывания отличаются друг от друга не только по направленности семантики, но и по своему построению, инто­нации и употреблению различных синтаксических частиц,

По оценке содержания высказывания предложения бывают утвердительными и отрицательными, а также содержат значение подтверждения, уверенности или, напротив, значение неуверенности, сомнения и предположения. Эти значения выражаются употребле­нием модальных слов и частиц, а также особым построением про­стого и сложного предложений. Так, введение слов конечно или возможно в предложение Ответ был правильным вносит значение подтверждения (Ответ был, конечно, правильным) или сомнения (Ответ был, возможно, правильным).

  1. Предикативность и ее виды.

Она связана преж­де всего с ее морфологической выраженностью, с наличием в пред­ложении глагола. «Существенный признак предложения в наших языках - писал А. А. Потебня,- состоит в том, что в предложение входят части речи; если их нет, то нет и нашего предложения».

Глагольная основа предложения делает необходимыми ее ком­понентами не только глагол-сказуемое и подлежащее, но и допол­нение и обстоятельство: Лесничий заботливо охраняет природу. Они образуют конструктивную основу предложения, его первичные члены, которые связаны подчинительными свя­зями - предикативным согласованием, управлением и примыка­нием.

Члены предложения могут быть морфологизованными и не морфологизованными. Так, именительный падеж существительного и личного местоимения является специа­лизированной (морфологизованной) формой подлежащего; однако позицию подлежащего могут занимать и другие формы слов, которые при этом подвер­гаются субстантивации , например: Сытый голод­ного не разумеет (пословица). Наречие является специализиро­ванной формой обстоятельства; однако позицию обстоятельства могут занимать и предложно-падежные формы, например: Он с радостью рассказал об отпуске.

  1. Распространение основы предложения.

Распространение предложения осуществляется в результате:

1) введения вторичных членов предложения и синтаксиче­ских рядов;

2) возникновения синтаксических связей и отношений на почве предложения - сепаратизации и обособления.

Вторичными членами предложения явля­ются зависимые компоненты словосочетаний, стержневое слово которых использовано как первичный член предложения. Так, предложение Свежий резкий ветер рябил поверхность широкой реки и плескал обрывистый берег крутым прибоем (Короленко) имеет первичными членами ветер рябил поверхность и плескал в берег прибоем, причем глаголы-сказуемые образуют синтаксический ряд - однородные члены предложения. Первичные члены состав­ляют первый этаж синтаксической модели предложения, а именно:

Вторичные члены являются зависимыми второстепенными чле­нами предложения и возникают в результате использования для построения модели предложения моделей подчинительных слово­сочетаний; использование сочинительных словосочетаний дает син­таксические ряды однородных и неоднородных членов предложения.

Сепаратизация (термин предложен И. И. Мещанино­вым) - синтаксический прием построения предложения, и этим он отличался от управления и примыкания, которые используются и для построения словосочетания. Сепаратизация состоит в том, что неизменяемое слово или зависимая форма слова (а также слово­сочетание), оставаясь в пределах предложения, относится к нему в целом, а не к отдельному слову или члену предложения. Сепара­тизация создает самостоятельную позицию слова в предложении и самостоятельность оформления самого слова, которое «зависит не от других слов предложения, а от собственного значения данного слова в построении всего предложения. Сепаратизация не обособ­ляет слово в составе предложения, наоборот, она, ставя формальную сторону слова в зависимости от смыслового его значения в пред­ложении, тем самым включает это слово в основной состав послед­него, представляющего одно целое построение синтаксически связанного и законченного высказывания».

Обособление - это интонационно-смысловое выделение зависимых второстепенных членов предложения, придание им большей синтаксической и смысловой самостоятельности. Обособление может быть связано с использованием особых форм слова и особых слов. Так, причастия и деепричастия, и особенно причастные и деепричастные словосочетания, очень часто обособляются, образуя причастные и деепричастные обороты. Обособляться могут также различные виды определений и уточнений, например: Другая ком­ната, почти вдвое больше, называлась залой (Чехов); Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек (Короленко). Обособленными являются определения при личных местоимениях.

Распространение и усложнение основы предложения приводит к появлению усложненных и сложных моделей предложения. Усложненными называются предложения, включающие однородные и обособленные члены предложения, в том числе обращения. Сложным называется такое предло­жение, которое имеет две или более субъектно-предикатные ос­новы; каждая из частей предложения может быть простой и распро­страненной, включать как первичные, так и вторичные члены.

Сложные предложения делятся на сложноподчи­ненные и сложносочиненные. Бессоюзные сложные предложения рассматривают часто как разновидности сложноподчиненных и сложносочиненных пред­ложений, иногда - как особый тип сложных предложений, редко – как синтаксический контекст.

  1. Актуальное членение предложения.

Предложение как синтаксический образец обладает исключительной гибкостью и коммуникативной направленностью. Наполняясь различной лек­сикой и подвергаясь актуальному членению, предложение пре­вращается в конкретную фразу, которая выражает и передает то или иное высказывание. В составе конкретной фразы, в контексте и ситуации речи происходит не только реализация модели предло­жения, но и актуализация всех других единиц языка, прежде все­го - лексем, словоформ, сочетаний слов.

Актуальным членением предложения называется смысловое выделение одного из компонентов предложения и уста­новление между выделенными частями новых субъектно-преди­катных отношений. Выделенная часть предложения называется ремой высказывания, остальная часть - темой высказы­вания.

Средствами актуального членения являются порядок слов, синтагматическое членение (по Л. В. Щербе) и постановка фразо­вого ударения. Так, предложение Сейчас я пойду домой путем ин­тонационно-смыслового членения может быть превращено в четыре фразы, имеющие одну и ту же позиционную модель предложения, одно и то же лексическое наполнение, но различное актуальное (смысловое) членение:

1. Сейчас | я пойду домой||.

Постановка фразового ударения на первом слове и отделение его от остальной части паузой (т. е. разбивка фразы на две син­тагмы) актуализирует его в смысловой структуре предложения, делает ремой, ядром высказывания, тогда как остальная часть пре­вращается в тему высказывания, смысловой фон выделенного ком­понента. Актуализированным оказалось обстоятельство времени. Интонационно-смысловое выделение компонента предложения мо­жет сопровождаться перестановкой слов, обособлением и парцел­ляцией членов предложения, введением выделительных, усилитель­ных, ограничительных частиц, например: Именно сейчас я пойду домой. Я пойду домой |(именно) сейчас.

2. Сейчас | я | пойду домой||.

Постановка фразового ударения на втором слове и отделение <его паузами от остальной части актуализирует его в смысловой структуре предложения, делает ремой. Актуализированным оказалось подлежащее; будучи субъектом в формально-логической структуре предложения, оно стало психологическим предикатом в смысловой структуре высказывания. Это может привести к иному порядку слов: Сейчас пойду домой (именно) я.

3. Сейчас я | пойду | домой ||.

Постановка фразового ударения на третьем слове и отделение его паузами от остальной части актуализирует его в смысловой структуре предложения, делает ремой высказывания, его психо­логическим предикатом. Актуализированным оказалось сказуемое, произошло наложение формально-логической и смысловой структур предложения. Чтобы еще более актуализировать это совпадение, можно использовать необычный порядок слов: Сейчас я домой - пойду.

4. Сейчас я пойду | домой ||.

Постановка фразового ударения на четвертом слове и отделение его паузой от остальной части актуализирует его в смысловой струк­туре высказывания, делает ремой. Актуализированным оказалось обстоятельство места (направление действия). Поскольку в пози­ционной модели предложения такое обстоятельство находится после сказуемого, постольку актуализация этого члена предложения может сопровождаться инверсией порядка слов: Домой | сейчас я пойду ||.

Конечно, актуализированными могут оказаться все члены предложения: Сейчас | я | пойду | домой ||. Однако такое равно­мерное распределение актуализации смысла является утрированным. Обычно в речи происходит неравномерное распределение актуализации, смысловое выделение одного из компонентов выска­зывания. Актуальному членению подвергаются все типы и виды предложений, в составе которых больше одного слова. Чем больше слов в предложении (простом и сложном), чем сложнее его синтаксическая структура, тем больше возможностей его различной актуализации, тем сложнее сами правила актуального членения предложения.

  • В «Хлебном Доме» автоматизируют управление ремонтами при помощи iMaint
  • Воды как объект использования и охраны. Водное законодательство. Государственное управление водами в Республике Беларусь

  • Класс _______________

    Предмет_________________

    Дата:

    Тема : Нормы согласования, управления и примыкания.

    Цель: определить основные нормы подчинительной связи в словосочетаниях.

    Задачи:

      обучающие:

    - изучить особенности словосочетаний, нормы подчинительной связи (согласования, управления, примыкания) ;

    Сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия;

    2. развивающие:

    Создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

    Продолжить развитие творческих способностей;

    Формирование орфографической зоркости;

    3. воспитательные:

    Воспитывать у учащихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения.

    Оборудование : учебник, раздаточный материал.

    Методы работы : устная, письменная.

    Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

    Ход урока

      1. Организационный момент.

    Проверить готовность учащихся к началу урока.

      Актуализация знаний.

    Что такое словосочетание?

    Как связаны слова в словосочетании?

    На какие две группы делятся слова в словосочетании?

    По своей структуре словосочетания делятся?

    По главному слову словосочетания делятся? Дайте характеристику, приведите примеры.

    Назовите способы подчинительной связи в словосочетаниях. Дайте им характеристику. Приведите примеры.

      Проверка домашнего задания.

    Работа в группах: каждой группе предлагается один список слов с заданием:

    Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания. Свой ответ аргументируйте.

    1. а) на письменном столе

    2. а) постучать в дверь

    б) корабль отплыл

    б) жить по-новому

    в) прыгнули с моста

    в) вследствие опоздания

    г) громко засмеялся

    г) в первых рядах

    3. а) платье в клетку

    4. а) будем работать

    б) проснуться утром

    б) сидел молча

    в) пропущенный урок

    в) сомневаться в сказанном

    г) бить баклуши

    г) за интересной книгой

    Вывод (записываем в тетради для подготовки к экзаменам): Поскольку в подчинительном словосочетании обязательно есть главное и зависимое слово, не всякое соединение слов служит строительным материалом для предложения; не являются словосочетаниями:

    1) подлежащее и сказуемое, поскольку здесь налицо предикативные отношения, возникающие только в предложении: Пришла пора;

    2) сочетание самостоятельного слова со служебным: около подъезда, перед снегопадом, мимо клумбы, в течение урока, во время каникул, пусть говорят, давайте запишем и т.п.;

    3) сочетания слов в составе фразеологизмов, поскольку в устойчивых выражениях каждое слово утратило самостоятельное значение: нести околесицу, с гулькин нос, притча во языцех, разделать под орех, шарашкина контора, на кудыкину гору и т.п.;

    4) составные словоформы: более светлый, менее трудно, будет ходить, лучше всех, важнее всего.

    Упражнение 1. Укажите с помощью условных значков главные и зависимые слова в данных словосочетаниях. Запишите по образцу.

    Зелёные деревья, сад весной, каждый из друзей, придуманный кем-то, красный от холода, макароны по-флотски, освещённые лучами, очень смешно, жить припеваючи, из поездки возвратившись, известный немногим, довольно весело, живущий рядом, сотая доля, просить запомнить, попавшие на конкурс, нужно увидеть, задержавшись допоздна, что-то большое, храбро сражающийся, гонимый ветром, двадцать карандашей, возбуждающий интерес, восемьдесят лет, радостно улыбнувшись.

    Самостоятельная работа 1.

    Выполните тестовые задания. Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания.

    1. а) к голубому вагончику

    2. а) заглянуть в окно

    б) состав прибыл

    б) сделать по-старому

    в) наблюдали с балкона

    в) будут цвести

    г) низко нагнулся

    г) на ярких лепестках

    3. а) дом с колоннами

    4. а) вопреки предсказаниям

    б) молча переглянуться

    б) сидел сгорбившись

    в) выполненное задание

    в) во всём сомневаться

    г) все обрадовались

    г) с обаятельной соседкой.

    5. а) падающий снег

    6. а) снежинка на рукаве

    б) лететь в окна

    б) самый глубокий

    в) несмотря на запрет

    в) узорчатый край

    г) поднять высоко

    г) совсем холодная

    Самостоятельная работа 2.

    1. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является имя существительное?

    а) Гонимый ветром, трепещущая рыба, клеящий обои;

    б) сваренный картофель, оберегающий детей, храбро сражающийся;

    в) поющие птицы, возбуждающий интерес, унесённый ветром;

    г) поставленные вопросы, хранимые рукописи, дремлющий лев.

    2. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является причастие?

    а) Рассказывающий о книге, сеющие в мае, скакал на коне;

    б) тяжело дышащие, любимый детьми, хранимый в сарае;

    в) проникающий вглубь, нарисованный фломастером, хлопочущая хозяйка;

    г) бегающий по комнате, подготовленный к использованию, утрачивая значение.

    3. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является деепричастие?

    а) Пробежав по полю, позаботившись о родителях, прекрасно понимая;

    б) кокетничая с приятелем, прослушав лекции, смотрю в окна;

    в) простояв на ветру, неожиданно заболеть, стелющийся понизу;

    г) сдерживая раздражение, пройтись пешком, показавшись вдали.

    4. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является имя прилагательное?

    а) С радостным восторгом, подогретый на сковороде, взлелеянный любовью;

    б) интересный для окружающих, красный от мороза, вялый из-за болезни;

    в) добрый по натуре, дружеские отношения, выращенный в теплице;

    г) похожий на родителей, пятый с краю, сваренный в кастрюле.

      Изучение нового материала.

    Способы подчинительной связи между словами. Существует три главных способа подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление, примыкание.

    Согласование - такой способ подчинительной связи слов, при котором зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: молодая березка, в кипящую воду, о нашем друге, первому снегу и т.п.

    Главное слово : существительное.

    Зависимое слово (всегда изменяется по родам, числам и падежам) : прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.

    При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, морскому берегу и т.д.

    Управление - такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова; веря (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассниками; доволен (кем?) тобой; связанный (из чего?) из шерсти; двое (из кого?) из них, троим (из кого? из скольких?) из пяти и т.п.

    Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.

    Зависимое слово (всегда изменяется по числам и падежам) : существительное, местоимение, числительное.

    При изменении формы главного слова зависимое не изменяется, стоит в определённой форме: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы отцу, поможем отцу и т.д.

    Примечание.

    1. В сочетании слов типа три дерева (с неодушевленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним. То есть, в словосочетании три дуба способ связи - управление , в словосочетаниях трёх дубов, трём дубам, тремя дубами (о) трёх дубах - согласование.

    2. В сочетаниях типа три дочери (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах - согласование. То есть, в словосочетании три девочки способ связи - управление , в словосочетаниях трёх девочек, трём девочкам, тремя девочками, (о) трёх девочках - согласование.

    Примыкание - такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать; собираться уехать; идти не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться; цвета беж; юбка мини и т.п.

    Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.

    Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное, притяжательное местоимение).

    Примечание.

    1. Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием : его книга, ее слова, их дети. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? и обозначают принадлежность.

    2. Их следует отличать от личных местоимений его, её, их (обозначают объект, стоят в форме В.п.),которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу (кого?) его, окликнул (кого?) ее, вызвал (кого?) их.

    Подсказки для тех, кому трудно:

    1) чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово адъективной структуры (отвечающее на вопрос какой?), а затем найти слово, от которого оно зависит;

    2) поиск словосочетания с управлением - это поиск слова (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного;

    3) найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.

    Компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетание помогает вопрос. Например, в предложении

    И голос у [мамы] был нежный и бархатный, как будто нарочно созданный для таких чудесных песен (Л.Чарская) находим словосочетание с управлением - созданный (для чего?) для песен.

      Закрепление.

    Укажите неправильный вариант ответа.

    1. Согласование

    4. Согласование

    а) думать о будущем

    а) в сиреневом облаке

    б) решающий ученик

    б) с огромным букетом

    в) к следующему понедельнику

    в) цветущую сирень

    г) от дурных мыслей

    г) растущие в саду

    2. Управление

    5. Управление

    а) праздник весны

    а) пусть светит

    б) солнечным утром

    б) работа над ошибками

    в) виться над головой

    в) смеясь над собой

    г) заглянувший в парк

    г) рассказанная на уроке

    3. Примыкание

    6. Примыкание

    а) очень приятно

    а) обижаться по-прежнему

    б) разговаривать сидя

    б) крикнуть громко

    в) прищурив глаза

    в) пришёл заранее

    г) решил прогуляться

    г) уехал на отдых

    Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.

    1. Никогда, бывало, отец его, направляясь в лес, не забудет этого компаса. (Согласование.)

    2. Кто не пробовал в жизни своей осеннюю клюкву и сразу бы хватил весенней, у него бы дух захватило от кислоты. (Примыкание.)

    3. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по дороге. (Управление.)

    4. Болотная сырость, казалось, проникла сквозь тело к костям и студила их. (Согласование.)

    5. К этому вою давно уже прислушивался волк Серый помещик: (Управление.)

    6. И Травка в ответ на слова человека тихонечко поползла. (Примыкание.)

    7. Собака, начав делать свой круг по елани, с чем-то там встретилась. (Согласование.)

    8. Совсем недалеко стояла и смотрела на неё большая рыжая собака. (Управление.)

    9. Когда вода начинает спадать, плодородный ил нашего чернозёма садится на старую траву, и весь луг на необозримом пространстве становится чёрно-бархатным. (Примыкание.)

    10. После родителей всё их хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросёнок Хрен. (Примыкание.)

    Как избежать ошибок, наиболее распространённых в речи современного человека

    Зная правила построения словосочетаний, легче избегать наиболее распространённых в речи современного человека ошибок. В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:

    1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: *установить о причинах аварии (правильно: установить причины); *не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов ); *оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд );

    2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: *характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность );

    3) неправильный выбор предлога: *партнер в игре в гольф (правильно: партнер по игре в гольф );

    4) смешивается управление в словосочетаниях с близкими по смыслу словами:

      вера во что-либо - уверенность в чём-либо;

      заслуживать чего-либо - заслужить что-либо;

      идентичный чему-либо - сходный с чем-либо;

      обидеться на что (кого-) -либо - обижен чем (кем-) -либо;

      обрадоваться чему-либо - обрадован чем-либо;

      обращать внимание на что-либо - уделять внимание чему-либо;

      опираться на что-либо - базироваться на чём-либо;

      отзыв о чём-нибудь - рецензия на что-либо - аннотация на что-либо;

      превосходство над чем-либо (кем-либо) - преимущество перед чем-либо (кем-либо);

      предостеречь от чего-либо - предупредить о чем-либо;

      препятствовать чему-либо - тормозить что-либо;

      различать что и что - отличать что от чего;

      рассердиться на что (кого-) -либо - рассержен чем (кем-)-либо;

      свойственный чему-либо - характерный для чего-либо;

      удивлён чем-либо - удивляться чему-либо;

      упрекать в чём-либо - осуждать за что-либо;

      уплатить за что-либо - оплатить что-либо.

      Подведение итогов.

    Что вы сегодня узнали?

    Какие нормы подчинительной связи вам стали известны?

      Домашнее задание.

    _______________

    _______________

    Р.р.

    ***

    ***

    ***

    ***

    Различаются два основных типа синтаксической связи слов в предложении: сочинительная и подчинительная . Сочинительной свя­зью соединяются равноправные, независимые друг от друга слова, являющиеся в предложении однородными членами: Густые и сочные травы сулили богатый покос (М.Исак,). При подчинитель­ной связи одно слово является главным, а другое зависимым. От главного слова к зависимому ставится вопрос: яркое солнце (солнце какое?), очень полезный (полезный в какой степени?). Подчини­тельная связь более тесная, чем сочинительная. Словосочетаниям свойственна только подчинительная связь. Существует 3 вида под­чинительной связи: согласование, управление и примыкание .

    Согласование - такой вид подчинительной связи, при кото­ром зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Основной вид согласования свойствен словосочетаниям: белая берёза, стройный тополь. При согласовании с изменением форм главного слова изменяются формы зависимого слова: белой берё­зы, белой берёзе, белую берёзу. Зависимость подчинённого слова от главного выражается с помощью окончаний. При согласовании в словосочетаниях главным словом является существительное, а зависимым - прилагательное или другая часть речи, склоняюща­яся подобно прилагательному: первый урок, решенная задача, моя книга. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. В составе предикативного сочетания (сочетания главных членов) наблюдаются другие виды согласования. Глагол-сказуе­мое согласуется с именительным падежом существительного в числе: грачи прилетели; Солнце светит. В форме прошедшего вре­мени единственного числа и в форме условного наклонения единственного числа глагол согласуется с существительным в числе и роде: Туман рассеялся; Скорее пришёл бы отец!

    Управление - такой вид связи, при котором зависимое слово (существительное, местоимение-существительное, субстантиват) ставится при главном в определённом падеже без предлога или с предлогом. Например: встретить друга (в,п.), верить другу (д.п.), думать о матери (пр.п.), лечить больного (в,п.).

    При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. Например: встретить друга, встречу друга, встретив друга. Зависимым словом при управлении всегда является существительное или слово, заменяющее суще­ствительное (местоимение, субстантиват). Главным словом мо­жет быть глагол, существительное, прилагательное, наречие: чи­тать книгу, книга сестры, добрый сердцем, вдали от дороги.

    По наличию или отсутствию предлога при зависимом слове раз­личают предложное и беспредложное управление: работать за това­рища, поступить в институт - предложное управление; топать книгу, верить другу, чтение книги - беспредложное управление.

    Зависимость существительного при управлении выражается только его окончанием, если нет при нём предлога, и предлогом и окончанием, если предлог есть (работать за товарища).

    Примыкание - это вид связи, в который вступает неизменяе­мые слова и формы. Примыкание - связь в основном смысловая. Примыкают наречия, инфинитивы, деепричастия, сравнитель­ная степень прилагательных: повернуть направо, привычка курить, идти прихрамывая, пришли дети постарше. Объединению примы­кающих слов в составе словосочетания помогает контактное рас­положение слов, отсутствие паузы между главным и зависимым словом при чтении предложения, т.е. интонация предложения. Например: Друзья повернули направо; В лесу дышится легко.

    Подчеркнём, что вид синтаксической связи зависит от при­надлежности слов к части речи, а не от их синтаксической роли в предложении. Так, зависимые существительные всегда управляются, хотя они могут быть в предложении и дополнениями, и обстоятельствами, и несогласованными определениями, напри­мер: читать книгу (доп.), читать на кушетке (обет.), книга брата (несогл. определение).

    Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание

    Цель : познакомить с различными способами связи в словосочетаниях, научить определять способы связи в словосочетании, конструировать их, закрепить понятие о строении и значении словосочетаний, закрепить умение делать схемы.

    Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемами, словарная работа.

    Ход урока

    1. Орг. момент.

    2. Запись слов в словарик.

    Традиция, идеал, стипендия, стипендиат, преданность, митинг, кандидат, делегат, депутат, памятник, обелиск.

    Проверка домашнего задания (упр. 65), «по цепочке».

    3. Опрос учащихся.

    – Что называется словосочетанием?

    Расскажите о строении словосочетаний?

    Каковы основные признаки словосочетаний?

    На какие общие типы делятся словосочетания по их морфологическим свойствам?

    Что показывает схема словосочетаний?

    Практические задания на закрепление материала.

    Выборочный диктант.

    На доске написаны слова. Выпишите только словосочетания.

    Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес и поле, настольные часы, часы приема, часы остановились, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, засушливое лето, во время игры, от засухи и зноя, в течение часа.

    Объясните, почему словосочетаниями не являются: возле леса, лес и поле, от засухи и зноя, в течение часа.

    4. Работа с упр. 66, стр. 31. Работаем устно.

    5. Объяснение нового материала. Работа с материалом п. 7, с. 32.

    1. связь слов в словосочетании..

    Самостоятельные части речи соединяются в словосочетания с помощью трёх видов связи: согласования, управления, примыкания. Вид связи определяется грамматическими свойствами зависимых слов.

    1. Согласование. Учащимся предлагается записать в столбик словосочетания, оставив первую строчку для записи после объяснения; найти главные и зависимые слова; определить, какой частью речи выражено зависимое слово; слева с столбик записать схемы словосочетаний.

    Пренеприятное известие прил.+ сущ.

    Превосходный результат прил.+ сущ.

    Прибрежные заросли прил.+ сущ.

    Приближающейся бури прич.+ сущ.

    Этого пристанища мест.+ сущ.

    Второе приглашение числ. (поряд)+ сущ.

    если зависимое слово отвечает на вопросы какой? который? чей?, то этот вид связи – согласование. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. (записываем на доске вопросы, схемы и вид связи).

    Вопросы:

    Какие части речи могут отвечать на эти вопросы? (Прилагательные, притяжательные местоимения, порядковые числительные, причастия)

    Приведите примеры согласования. (ранняя осень – ранней осенью, своя игра – свою игру, пятый элемент – пятым элементом, лечащий врач – лечащему врачу).

    2) Управление.

    Х__________

    Приведение к знаменателю сущ. + сущ.

    Х________

    Увидел привидение гл. + сущ.

    Х__________

    Примчаться к тебе гл. + мест.

    Х________

    Призадуматься над задачей гл. + сущ.

    Если в качестве зависимого слова выступает имя существительное или слова с признаками существительного – это управление. Главное слово управляет зависимым. При управлении форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного слова: учиться в школе – учусь в школе; товарищ по школе – товарища по школе, встретить вас – встретил вас).

    3) Примыкание.

    Х__________

    Прибыть неожиданно гл. + нареч.

    Нежно прикасаться нареч. + неопр. форма гл.

    Очень небрежно нареч. + нареч.

    Х__________

    Спал сидя гл. + деепричаст.

    Х__________

    Говорил улыбаясь гл. + деепричаст.

    Если зависимое слово наречие, деепричастие или начальная форма глагола – это примыкание. Зависимое слово примыкает к главному по смыслу: быстро соображать, довольно быстро, макароны по-флотски, шёл напевая, собираюсь уехать.

    2. Значение словосочетаний.

    В словосочетании выделяется три вида значений: определительное, обстоятельственное, дополнительное.

    1) Определительное значение выражается в словосочетаниях, где зависимое слово означает признак предмета и отвечает на вопросы определений (какой, который? Чей?): седьмая печать, мамины перчатки, девушка с голубыми глазами, мой друг.

    2) обстоятельственное значение выражается в словосочетаниях, где зависимое слово означает действие или признак, а зависимое – признак. Зависимое отвечает на вопросы обстоятельств (где? когда? как? почему? с какой целью и т. д.): рыбачить на озере, встать рано, дрожащий от холода, призванный защищать.

    3) Дополнительное значение проявляется в словосочетаниях, где главное слово тоже означает действие или признак, а зависимое – предмет, по отношению к которому совершается это действие или проявляется этот признак. Зависимое слово отвечает на вопросы дополнений (вопросы косвенных падежей: прочитать главу, обнять бабушку, поговорить с тобой, вдали от берега.

    Закрепление темы.

    6. Работа с упр. 71, стр. 34. выполняем письменно, с комментированием «по цепочке».

    7. Объяснение нового материала. Работа с материалом п. 7, с. 35-36.

    8. Работа с упр. 77, стр. 37.

    9. Самостоятельная работа с упр. 72, стр. 34

    10. Проверочная работа на степень усвоения изученного материала. Тестовая работа.

    Какие пары слов не являются словосочетаниями?

    А. медведь заревел

    Б. заревел неистово

    В. заревел и схватил

    Г. схватил за комбинезон

    Найдите словосочетание по его грамматическому признаку –

    «действие и его признак»

    А. спуститься с горы

    Б. бег трусцой

    В. легко преодолеть

    Г. ходить по лесу

    Отметьте словосочетания, у которых вид связи – согласование.

    А. сидеть в машине

    Б. весёлая музыка

    В. очень тепло

    Г. счастливо улыбаться

    Отметьте словосочетания, у которых вид связи – управление

    А. развевающегося флага

    Б. ничем не интересовался

    В. шел медленно

    Г. присутствовать на митинге

    Отметьте словосочетания, у которых вид связи – примыкание.

    А. серый от пыли

    Б. очень грязный

    В. поворот налево

    Г. возвратиться из похода.

    Найдите ошибки в управлении.

    А. директор магазина

    Б. опираться на фактах

    В. верящий в победу

    Г. уверенность в победу

    Д. з. & 7, упр. № 8