Психологические рисунки для детей. Определяем психологическое состояние ребенка по цветам


Далеко не всегда можно без труда оценить психологическое состояние ребёнка, поскольку в этом возрасте восприятие часто происходит на уровне подсознания. Например, малыш может бояться отца или даже в глубине души ненавидеть его, но возраст не позволяет ему понять свои ощущения, поэтому, даже задав малышу прямой вопрос, трудно будет ожидать от него вразумительного ответа. Также целая буря эмоций может скрываться под внешней беспечностью. Как же понять, что с ребёнком происходит на самом деле? Оказывается, для этого можно использовать психологию детского рисунка, который (если уметь его читать) расскажет обо всём, что происходит в детской душе.

Расшифровка смысла, скрытого в детском рисунке

Анализ детских рисунков очень напоминает разгадывание головоломок. Справиться с ним по силам только опытному детскому психологу, хотя простейшие принципы расшифровки следует знать и родителям.

Цвет

Это самый важный критерий . Поскольку дети предпочитают не смешивать краски, то для анализа достаточно основных цветов. Если в композиции преобладает какой-либо цвет, то это свидетельствует о том, что ребёнок озабочен каким-то явлением или событием. Если же он использует множество красок, то можно говорить о разносторонности его интересов и отсутствии довлеющей над ним проблемы .

  • Если при наличии достаточно полной палитры ребёнок использует в основном серый, чёрный или тёмно-красные оттенки, то его наверняка мучают страхи и депрессия.
  • Напротив, обилие оранжевого и жёлтого цветов говорит о хорошем настроении рисующего.
  • Красный цвет сигнализирует об агрессии и быстрой возбудимости, но делать столь серьёзные выводы можно лишь после анализа остальных моментов поведения.
  • Погружённые в себя личности предпочитают разные оттенки синего.
  • Зелёный говорит о скучающем состоянии. Если у ребёнка сплошь зелёные лужайки и рощицы, то стоит подумать о том, чтобы отвести его в секцию или увлечь чем-нибудь ещё.
  • Фантазёры и мечтатели обожают фиолетовый цвет.
  • Беспокойные дети, имеющие проблемы с самооценкой, часто используют коричневый цвет.

Но психология детской живописи не так проста. Некоторые мамы, начитавшись соответствующих книг и заметив в детских каракулях обилие чёрного, с ужасом тащат малыша к психологу. Но ведь чёрный цвет не только говорит о тревожности, им можно проще всего выделить на рисунке важный объект. Графику нельзя считать признаком проблемы, скорее, это тяга к дисциплине, тем более, если для беспокойства других оснований нет.

Композиция

Взаимоотношение объектов на детском рисунке отражает мысли автора.

  • О взаимопонимании говорят прижавшиеся друг к другу члены семьи, о близости и доверии говорят также сцепленные руки фигурок.
  • Если кого-то из родителей ребёнок поместил в самом уголке листа, то тому стоит подумать, как побольше общаться с чадом.
  • Самого значимого человека ребёнок обязательно поместит в центре и сделает самым большим.
  • Если на рисунке отсутствует близкий родственник, то с ним может быть конфликт, поэтому ребёнок пытается подсознательно выкинуть из головы и из рисунка данного человека.
  • При внутренней опустошённости и заниженной самооценке центр рисунка ребёнок оставит пустым. Если в центре оказались неодушевлённые предметы, то существует обеспокоенность материальным положением.
  • У фантазёра фигуры обычно парят, не касаясь твёрдых поверхностей. О неуверенности в себе говорит жирно прорисованная линия земли.

Подтекст детского рисунка часто становится понятным интуитивно. Если предметы нарисованы очень крупно, то это говорит о внутреннем комфорте. Эгоистичная натура стремится как можно больше пространства занять автопортретом. Если же ребёнок чувствует себя одиноким, то и себя он изобразит маленьким и поместит куда-нибудь в уголок рисунка. Тонкие, как спички руки и ноги фигуры говорят об обеспокоенности малыша собственной слабостью. Непропорционально большая голова означает погруженность в себя. Слишком наряжая свою фигурку на рисунке, малыш говорит этим, что ему важна оценка его внешнего вида окружающими.

Многие родители не уделяют большого внимания першению в горле у ребёнка. Но иногда оно является симптомом серьёзного недуга, требующего неотложного ле...

Расшифровка детского рисунка домика

Другим изобразительным психологическим тестом является рисунок домика.

  • Если малыш изобразил большой дом, то его можно назвать общительным, гостеприимным, открытым.
  • Если есть ведущая к глухой стене лестница, то она говорит о скрытом семейном конфликте.
  • Дом, как бы отстоящий далеко, показывает одиночество и отверженность малыша .
  • Если дом окружают многочисленные постройки, то у малыша тревожное состояние.
  • Если ребёнок постарался прорисовать заднюю стену дома, то он стремится контролировать свои эмоции.
  • Если же дом висит над землёй, то у малыша слабая связь с реальностью, он парит в облаках.
  • Если нижние контуры стен, наоборот, чётко прорисованы, то у малыша есть затруднения и тревога.
  • Прозрачные стены показывают на стремление к лидерству, в то время как тонкие боковые линии кричат о нервном истощении. Признаком общительности являются большие открытые двери, но если они слишком велики, то вполне возможна зависимость от других людей. Напротив, небольшие двери скрывают неуверенность в себе.
  • Множество нарисованных с разных сторон дверей говорят о стремлении к одиночеству, а их отсутствие - о трудностях с общением.
  • О жажде общения говорит обилие окон, а занавески на них - о закрытости. Если окна есть лишь на верхнем этаже, то малыш далёк от реальности.
  • Крыша в виде жирной линии также намекает на фантазию ребёнка, а если она оторвана от передней стены, то малыш не находит себе места в жизни. Выведенный за пределы крыши карниз говорит о стремлении малыша защититься от своих страхов. Если труба выходит из задней части крыши, то малыш не желает сближаться с родными эмоционально.
  • Густой дым напоминает о внутреннем напряжении, а тоненькая струйка - о недостатке общения с близкими.

Расшифровка детского рисунка семьи

Можно расшифровать детский рисунок семьи и понять из этого, как он относится к любому члену семьи. Малышу нужно дать лист бумаги, карандаши или краски и попросить нарисовать своих родственников. Поскольку дети обычно любят рисовать, то малыш это задание выполнит с удовольствием. Дальше нужно будет применить знания детской психологии при расшифровке готового рисунка.
За процессом рисования полезно тихонько наблюдать. Рисунок семьи ребёнок обычно начинает с самого значимого и авторитетного для него человека. Если у всех нарисованных членов семьи малюсенькие фигурки, то это говорит об очень низкой самооценке автора. Если фигурки сгруппированы вверху листа, то это говорит о недовольстве малышом собственным статусом в семье, и он подсознательно хотел бы исправить положение. Если они помещены внизу листа, то у ребёнка слишком низкий уровень притязаний. Самый любимый член семьи не только рисуется первым, но и лучше остальных прорисовывается.
Расстояние между фигурками говорит о близости отношений в семье. Расположенные вплотную фигурки намекают на доверительные отношения, о том же говорит отсутствие между ними прочих предметов. Если фигурки обособлены или разделены предметами, заняты разными делами, то это говорит о разобщённости семьи и не слишком тёплых отношениях в ней.
Интересно оценить также автопортрет малыша. Если он нарисовал себя ростом равным или даже выше, чем взрослые, то считает себя важным и особенным. Напротив, слишком сжатая фигурка говорит о чувстве униженности. Нарисованная шляпа сигнализирует о необходимости защиты. Плохо прорисованные черты лица намекают на закрытость, внутренняя агрессия прорывается в оскале рта, а страх выглядывает из больших глаз. Широко расставленные ноги означают уверенность ребёнка в себе, а о неуверенности можно судить по спрятанным в карманы или заложенным за спину рукам. Обычно дети не рисуют уши, но если эта деталь присутствует, то означает, что слова родителей важны для малыша и он прислушивается к ним.
На детских рисунках очень часто присутствует солнце, символизирующее благополучие и тепло. Если же там есть фигура, загораживающая солнце для малыша, то такой человек в реальности может лишать ребёнка теплоты и комфорта. Если на рисунке есть множество бытовых предметов, то, скорее всего, родители нацелены больше на материальное благополучие, чем на духовное. Плохо, когда на рисунке отсутствует кто-либо из членов семьи, что говорит о неприязни или безразличии ребёнка к нему, а ещё хуже, если там нет самого малыша, то есть, он не чувствует себя нужным в семье. Если на семейном рисунке присутствуют посторонние люди, то это означает, что малыш стремится что-то поменять в семье. Самого нелюбимого члена семьи ребёнок нарисует прерывистыми резкими линиями, а всех любимых родственников изобразит боле тщательно, используя плавные линии.

  • Секс и детские рисунки
  • Детский рисунок и цвет
  • Рекомендации родителям
  • Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи - шарлатаны!» - решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

    Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

    У детей какого возраста можно анализировать рисунки

    До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» - рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

    Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» - два овала с конечностями-палочками.

    В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо - голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

    Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

    Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

    Анализируем рисунок семьи

    Наиболее популярная тема - рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

    Расположение фигур на рисунке

    Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

    И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

    Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

    Плохой признак - если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

    Изображение себя

    Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

    Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие - опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

    Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя - поменьше, младшего брата и сестренку - совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

    Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности - «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

    Страх и агрессия на детских рисунках

    Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

    Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

    Четко прорисованные яркие зрачки - признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

    Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти - самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

    Секс и детские рисунки

    Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

    А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик - с бородой и усами - это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

    Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

    Детский рисунок и цвет

    Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр - обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

    Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

    Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

      темно-синий - сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

      зеленый - уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

      красный - сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

      желтый - положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

      фиолетовый - фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

      коричневый - чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;

      черный - подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

      если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок - безразличие, отстраненность, желание закрыться.

    Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

    Обратите внимание на следующие факторы.

      Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

      Какие цвета использует ребенок.

      Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

      Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

      Как ребенок изображает себя , каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

    Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

    Детские рисунки для иллюстрации взяты из свободных источников

    01.12.2008 Рейтинг: 0 Голосов: 0 Комментариев: 99

    С помощью детского рисунка можно лучше понять ребенка, окунуться в его внутренний мир и узнать о его восприятии окружающего мира. По рисункам ребенка можно определить его отношение к семье, к каждому из близких, к детскому саду, узнать о беспокойствах и страхах, о наличии агрессивности, о чем мечтает малыш.

    На сегодняшний день существует ряд серьезных диагностических методик и тестов, базирующихся на изучении рисунков. Провести глубокий анализ детского рисунка, определить полную картину психологического состояния и развития ребенка, конечно, может только специалист. Но основы рисуночных методик довольно просты, и самостоятельно проанализировать детские рисунки могут сами родители, воспитатели и педагоги. По-моему, уметь расшифровывать детские рисунки важно для каждого родителя. Если в результате такой «предварительной диагностики» возникли подозрения на какие-то скрытые проблемы, тревоги, нужно обязательно обратиться к детскому психологу. Очень хорошо, если есть возможность проконсультироваться у психолога занимающегося диагностикой рисунков. К сожалению, квалифицированных специалистов в этой области не так много, так как, по мнению самих детских психологов, учение читать детское творчество приходит только после анализа нескольких сотен, а то и тысячи и более рисунков.
    Я полностью разделяю мнение специалистов, которые считают рисунок самым достоверным источником информации о внутреннем мире ребенка.

    Самый популярный тест «Рисунок семьи» (для маленького ребенка окружающий мир - это прежде всего семья), как и большинство других методик, можно проводить с ребенком старше 3-4 лет, который уже рисует «осознанно». Когда ребенок рисует человека уже не в виде «головоногих» (шарик с ручками и ножками), а отдельно изображает туловище и голову.

    Важно для проведения теста:
    1. Для рисования лучше всего предложить ребенку карандаши, которые позволяют при анализе рисунка учесть линии, силу нажима и штриховку. Для сюжетного анализа и анализа цветовой гаммы можно рисовать красками.

    2. Предложите ребенку порисовать в обычный день, когда у ребенка «ровное» настроение. То есть не стоит тестировать ребенка, если он эмоционально перевозбужден, например, после праздничного дня или после посещения поликлиники, или если в семье произошла конфликтная ситуация. Такой рисунок может отражать ситуативное эмоциональное состояние.

    3. Не стоит делать выводов по одному рисунку и отдельному элементу, не связанному с другими элементами на рисунке. Каким бы информативным ни казался рисунок, тестирование желательно повторить два-три раза с разницей в 1-2 недели. Определенные выводы можно делать, если настораживающие вас элементы рисунка - это стиль рисования ребенка.
    Например, папа уехал в командировку и ребенок на рисунке семьи не нарисовал его. В этом случае естественно, что ребенку не хватает папы. И не стоит делать вывод о каких-то проблемах в отношениях, если обычно папа всегда присутствует на рисунках.

    4. Во время рисования взрослый должен присутствовать, но, не вмешиваться в процесс рисования: не предлагать что-то или кого-то нарисовать, не задавать вопросы и не комментировать детский рисунок. Взрослый нужен для того, чтобы наблюдать за процессом создания картинки, чтобы увидеть, кого и что ребенок нарисовал сначала, в каком порядке, обратить внимание, если какие-то элементы не уместились, почему. Например, самые маленькие детки, если им предложить нарисовать свободный рисунок начинают рисовать маму, но потом могут начать рисовать всю семью и себя. В этом случае мама получается большая, а все остальные члены семьи значительно меньше. Конечно, для 3х летнего ребенка мама зачастую самый главный человек, но в этой ситуации большое значение имеет неумение соблюсти пропорции, и другие возрастные особенности.

    5. После того, как ребенок закончил рисовать, попросите рассказать, что нарисовано на картинке и кто есть кто. Ребенок может дать логичное объяснение многим непонятным или настораживающим деталям рисунка.

    Что не стоит делать:
    1. Не стоит анализировать «шаблонные» рисунки: выполненные на детских занятиях и уроках рисования, картинки, срисованные с книжек и других образцов.
    2. Не стоит пытаться интерпретировать непонятные для взрослых элементы, чтобы избежать ложных выводов.
    3. Не стоит «расшифровывать» и обсуждать рисунки при ребенке, делать ему замечания при анализе выводов и задавать ребенку вопросы «почему ты так нарисовал?».

    Первые возрастные стадии в развитии рисования.
    Исследователи детских рисунков выделили возрастные стадии, последовательно сменяющие друг друга. Соответствие определенной стадии в определенном возрасте позволяет оценивать развитие ребенка.
    Я согласна с мнением тех специалистов, которые считают, что не всегда несоответствие возрастной стадии свидетельствует о задержке в развитии ребенка. Ребенок должен «вырисоваться», чтобы перейти от одной стадии к другой. Так, если малыш рисует каракули, не стоит держать руку ребенка и учить его рисовать «правильные» рисунки, чем больше ребенок будет рисовать сам, тем быстрее перейдет к следующей стадии рисования.

    (названия стадий условные, в литературе используются различные названия)
    1. Стадия каракулей, примерно до 2х лет. Ребенок учится держать в руке карандаш, кисть, фломастер, мелок. Малыш рисует первые штрихи, линии, точки, спирали, иногда получаются случайные фигуры. Ребенок иногда даже не смотрит на лист бумаги, на котором рисует, ему неважен цвет, которым он рисует. Самое главное для малыша это сам процесс творения, что от движения его руки остается след на листе бумаги.

    2. Ассоциативная стадия (образного мышления), примерно до 3х лет. Ребенок начинает связывать, то, что он изображает, с окружающим миром. Сначала малыш рисует те же самые каракули, но объясняя: это я, это папа, это машина. Постепенно фигуры и предметы начинают приобретать отчетливые образы. Фигуры людей изображаются в виде головоногих - шарик с ручками и ножками, глазами, ртом, носом, иногда волосами и ушами.

    3. Стадия рисунков с примитивной выразительностью, примерно до 5 лет. Ребенок рисует уже осознано, стараясь изобразить фигуры и предметы такими, какие они есть. Рисуя силуэты, ребенок изображает туловище и голову. Отличительная особенность этой стадии от последующих, ребенок изображает все, что видит, в т.ч. рисует движение, например, как дует ветер и как бежит человек - в виде спиралей на рисунке. В этом возрасте дети чаще всего рисуют «по памяти».

    Дети старше 5 лет уже могут схематично представлять свои рисунки и рисовать с натуры.

    Перед тем как рассказать о возможностях рисуночных тестов, хочу обратить внимание на то, что существуют разные рекомендации по проведению такого тестирования и интерпретации рисунков, иногда они даже немного противоречат друг другу. В этой статье описываются основные моменты, которые помогут помочь родителям понять детский рисунок.

    Цветовая гамма рисунка.
    Первые домашние тестирования по цветовому решению рисунков можно провести ближе к 3 годам, когда ребенок начинает старательно выбирать цвета для своих рисунков. С помощью цвета можно охарактеризовать эмоциональное состояние ребенка. Предложите ребенку нарисовать любую красивую картинку и дайте максимально большое количество карандашей или красок, чтобы ребенку было из чего выбирать.
    Теплые тона: желтый, оранжевый, розовый, и спокойные холодные цвета: зеленый, синий и голубой, считаются цветами положительного эмоционального настроения и часто преобладают в детских рисунках. Если ребенок часто рисует красным цветом и закрашивает им большие участки рисунка - это может свидетельствовать об эмоциональном перенапряжении и даже рассматриваться как символ агрессии. Но руководствоваться этим одним признаком не стоит. У каждого ребенка свои любимые цвета. Подвижные и эмоциональные дети любят яркие краски, например ярко-малиновый.
    Часто присутствие на рисунках насыщенного фиолетового цвета в большом количестве свидетельствует о каком-то напряжении, которое испытывает автор, и должно насторожить родителей.
    Темные и бледные цвета, а также серый и черный часто выбирают скромные, тихие «серьезные» дети, поэтому не стоит сразу пугаться такого цветового выбора ребенка. Однако если черный цвет значительно преобладает в рисунках , ребенок рисует жирными линиями в сочетании с сильным нажимом, на рисунках присутствуют элементы, часто заштрихованные черным цветом, то нужно обратиться к детскому психологу. Эти признаки свидетельствуют о подавленности и тревоге, которые испытывает ребенок.
    В возрасте 3-4х лет яркие цвета дети используют для всего «красивого» - разукрашивают им любимых людей. Темные наоборот используются для рисования того, что меньше всего заслуживает внимание ребенка.

    Анализируем детали: расположение предметов и силуэтов на листе, их размер и другие элементы.
    Лист бумаги сравнивается с миром ребенка. Большинство детей старается рисунком занять как можно больше места на листе - это хорошо и нормально, так как ребенок чувствует себя «центром» своего мира. Если ребенок изображает мелкие рисунки, оставляя значительную часть листа пустой - это свидетельствует о заниженной самооценке. Такой ребенок может ощущать себя очень слабым, например, из-за того, что кто-то из взрослых очень строг с ним.
    Солнце, цветы, птицы - светлые положительные элементы рисунка, свидетельствующие о душевном покое и позитивном эмоциональном настрое.

    Большое количество мелких деталей на рисунке может свидетельствовать о том, что ребенок скрывает свои эмоции и многое держит в себе, о важности для ребенка соблюдать установленные правила и порядок.
    Закрытые шкафы, закрытые замки и другие закрытые элементы рисунка рассматриваются психологами, как секреты и запреты к которым ребенок не допускается.

    Фигуры и предметы, которые нарисованы крупнее других - это наиболее значимые в понимании ребенка люди и предметы, но не обязательно любимые. Так, на рисунки семьи мама, папа или бабушка может быть значительно больше других членов семьи, а также на рисунке может присутствовать большой автомобиль или телевизор.
    Существует также закономерность восприятия важности человека и предмета и расположениях их на рисунке в вертикальной плоскости. Так, если ребенок рисует себя ниже всех членов семьи, значит он считает, что его мнение никому не важно. Например, мама и телевизор, нарисованные выше других элементов рисунка говорит об их авторитете.
    Самых близких и дорогих для себя людей ребенок рисует рядом с собой, хорошо, если руки людей протянуты друг другу и соприкасаются - это означает сплоченность и дружбу.
    Ребенок рисует людей так, как воспринимает их, если он считает людей близкими друг другу, он располагает их на рисунке рядом. Например, мальчик может нарисовать сестер рядом друг с другом, а себя на другой стороне листа. Удаленность фигур свидетельствует о разобщенности, отсутствии психологического контакта.
    Любимых людей ребенок часто рисует таким же цветом, как и себя, их одежда может выделяться наличием мелких деталей - украшений, то есть быть красивее, чем у других.
    Если на рисунке изображены вымышленные персонажи , нужно расспросить ребенка о них подробнее - ребенок в чем-то чувствует себя обделенным. С помощью них можно узнать чего ребенку не хватает в реальной жизни.

    Анализируя детский рисунок нужно внимательно рассмотреть части тела рисованных персонажей.
    Глаза
    - очень важный элемент фигур. Глаза выражают печаль, с помощью глаз люди плачут. Поэтому если малыш постоянно рисует людей с большим глазами - это, скорее всего, свидетельствует о внутренних тревогах и страхах. Взрослые как бы должны заметить эти большие глаза и защитить ребенка. Когда ребенок рисует с большими глазами только определенного человека - это означает, что, по мнению ребенка, он нуждается в помощи.

    Губы выражают настроение персонажей: улыбку, грусть. Если герои рисунков: сам ребенок, родители, друзья - улыбаются, это показатель гармонии и позитивного настроя у ребенка. Если у нарисованного персонажа сильно выделен рот или вокруг рта нарисованы множественные линии - признак того, что этого человека ребенок воспринимает как словесного агрессора, такой человек не обязательно много говорит, он может, например, делать колкие замечания.
    А если взрослый часто ругает ребенка, он может оказаться на рисунке вообще безо рта. Отсутствие любой части тела, если она есть у других персонажей, должна насторожить.

    Голова для детей это символ ума, самые умные герои рисунков изображаются с большой головой.

    Уши не всегда рисуется дошкольниками, поэтому отсутствие ушей у всех персонажей ни стоит никак рассматривать. Ушами люди слушают мнение других людей о себе. Поэтому, если у всех фигур есть уши, а у одного персонажа нет - он может не слушать критику о себе. Персонажи с очень большими ушами - должны больше слушать мнение окружающих.

    Руки - это символ общения, ими люди держаться, и взаимодействуют с окружающими. Хороший признак, когда нарисованные фигуры протягивают друг другу руки и соприкасаются. Это означает, что ребенок воспринимает отношения дружественными. Иные изображение указывают на отсутствие сплоченности и взаимодействия.
    Маленькие, короткие, спрятанные ручки - символ слабости - «ничего не могу сделать, ничего не могу изменить в этом мире». Замкнутые необщительные дети могут нарисовать себе такие руки.
    Большие руки и множество пальцев - символизируют силу изображаемого персонажа.
    Многие психологи считают поднятые вверх руки нехорошим признаком. Так может изображаться ссора. Ребенок изображающий себя в такой позе хочет, чтобы его боялись.

    Ноги нужны людям для ходьбы, насколько хорошо человек передвигается, зависит от опоры. Если рисованные фигуры полностью опираются на твердую поверхность (пол, дорогу, землю, ковер) - это хороший признак, ребенок который себя изображает твердо стоящим - уверен в своих силах.

    Хорошо прорисованные острые элементы - могут быть символами агрессии. Это зубы и ногти, шипы и острые углы на заборе. На агрессивность указывают устрашающие позы фигур, враждебное выражение лиц, кулаки и оружие в руках. Однако, для того, чтобы сделать вывод, ребенка обязательно нужно подробно расспросить, для чего он это нарисовал, может быть, он так защищается от чего-то, например, от своих страхов.

    Некрасивые, страшноватые фигуры символизируют, что ребенок себя чувствует неуютно в мире и нуждается в поддержке взрослых.

    Характер нажима, штрихи, контуры.
    Четкие контуры, относительно правильные пропорции (в 4-6 лет восприятие пропорций у ребенка минимально), при разукрашивании штрихи немного заезжают за контур - такие рисунки не вызывают вопросов у психологов.
    Слабые нечеткие прерывистые линии, штрихи при закрашивании не доходят до контура - признак нерешительности, заниженной самооценки и повышенной тревожности у ребенка.
    Люди, которых ребенок рисуют сильным нажимом на карандаш или обводя несколько раз по контуру, или сильно заштриховывая, вызывают у него тревожность в реальном мире. Частые исправления во время рисования, неаккуратный контур и штриховка говорят о каких-то беспокойствах малыша.
    На предметы и фигуры, которые ребенок рисует очень слабыми, тоненькими линиями, как бы боясь изобразить, следует обратить внимание.

    С 3,5-4х лет помимо свободного рисунка , который помогает увидеть предпочтительную цветовую гамму, соответствие определенной возрастной стадии и общее развитие моторики, ребенку можно предложить нарисовать:
    - человека или себя (если так захочет сам ребенок);
    - свою семью;
    - себя в детском саду (или другом учреждении, где ребенок проводит много времени)
    Дошкольникам 5-6 лет можно предложить нарисовать семью животных (из разных животных) и несуществующее животное.
    Рисуя животное ребенок отображает свой образ.
    Направленность рисунка семьи животных не явна для ребенка, поэтому рисунок может быть информативнее. Если ребенок по какой-то причине не хочет рисовать свою семью, можно предложить ему нарисовать животных. Такой тест можно провести и в 4х летнем возрасте, но с фигурами людей родителям чаще легче. У животных могут быть дополнительные элементы, с которыми будет сложно разобраться (перья, панцирь…), а в 4 года ребенок рисует еще не очень понятно.

    Когда ребенок рисует себя (или просто человечка) следует особо обратить внимание, насколько хорошо прорисованы черты лица: глаза, нос, рот. Лицо рассматривает как символ социальной сферы, показатель самоуважения и адаптации в обществе. Я не раз обращала внимание на то, что когда совсем маленьким деткам (1-2 года) даешь в руку карандаш и рисуешь перед ними человечка, они тут же стараются закрасить его лицо. Возможно главная причина таких действий - отсутствие осознания своего собственного «я», себя как отдельной личности.

    Тест-рисунок «Моя семья»
    На таких рисунках важна последовательность - в каком порядке ребенок рисует членов семьи. Как правило, дети сначала рисуют себя - это хороший признак, т.к. ребенок рисует, прежде всего, себя в своем мире. Иногда ребенок рисует первым самого авторитетного в семье человека, потом себя, а последним наименее важного члена семьи. Плохо, если ребенок последним нарисует себя, т.к. это признак заниженной самооценки.
    Считается, что эгоист, рисуя свою семью, нарисует только себя, но не знаю, бывают ли такие детские рисунки, сложно представить.
    Если ребенок не нарисовал себя среди членов семьи - это следствие трудностей в отношениях с близкими, ребенок чувствует себя всеми отвергнутым.
    На рисунках семьи также особое внимание следует уделить расположению фигур в вертикальной плоскости. Все дети считают себя уже почти большими, поэтому вполне нормально, когда все члены семьи нарисованы почти на одной линии. Если ребенок нарисовал себя значительно ниже других, скорее всего у него не получается проявлять свою индивидуальность и он чувствует себя излишне зависимым от взрослых.
    Провести общий анализ.

    Тест-рисунок «В детском саду»
    На таких рисунках в первую очередь нужно разобрать, что нарисовал ребенок.
    Если на таком рисунке присутствует сам автор, другие дети, воспитатель, игровая площадка и игрушки - это хорошие знаки. Скорее всего, ребенку хорошо в детском саду, он дружит с детьми, для него важны отношения с воспитателем, ему интересно и для него значимо происходящее там.
    Но конечно, надо провести общий анализ, рассмотреть: цветовую гамму, проанализировать мимику и руки фигур, их расположение и прочее.
    Если ребенок рисует только здание детского сада без людей - это означает, что он испытывает дискомфорт от пребывания там. В этом случае детский сад воспринимается ребенком неуютным и безликим, ему не интересно происходящее там и он не отожествляет себя с этим местом.

    Воображение, интуиция и желание понять своего ребенка обязательно помогут вам!

    Комментарии:












    Лаззат
    05.02.2016 - 00:00
    Рейтинг: 0 Голосов: 0
    Здравствуйте! Дочке 2 года 8 месяцев. В последние пару недель рисует только красным маркером на доске. Она может закрасить полдоски красным цветом, при этом нажимая на маркер с такой силой, что потом у нее болит рука. Она может молча это делать целый час. Я предлагаю ей другие цвета, но она отказывается. Меня это сильно беспокоит. Спасибо за ответ. ОТВЕТ: многим маленьким девочкам нравится красный и розовый цвет. Красный, черный, синий - яркие, хорошо видны на белом листе, с четким контуром. Ничего удивительного и ничего страшного в том, что малышка рисует ПОКА одним - любимым цветом.



    Гая
    18.11.2015 - 00:00
    Рейтинг: 0 Голосов: 0
    Здравствуйте, при прохождении теста в школе раннего развития, мой 3-х летний ребенок нарисовал семью в виде травы, что это значит? ОТВЕТ: Гая, разрешите ответить вам с юмором: это значит, что вашему ребенку только 3 года. Какой м.б. тест в клуб общего развития? Я бы своего ребенка из такого клуба срочно забрала!!! Они уже показали свою некомпетентность. А то, что ребенок нарисовал травку или цветочки означает, что он рисовал то, что умеет или хочет в тот момент, когда рисовал. Это говорит о том, что с ребенком работал неграмотный психолог (если вообще психолог) и он с ним не разговаривал. Малыш бы нарисовал человека, если его об этом попросили правильно. "Молодец, красивая травка. А теперь давай нарисуем человека, только человека, но так, как тебе хочется..."





    Дюша
    07.12.2014 - 00:00
    Рейтинг: 0 Голосов: 0
    Здравствуйте, моя дочка(3,9 года) нарисовала рисунок "моя семья". Слева направо: дочка, мама, сестренка(в животике мамы), вымышленный мальчик, папа. Рисовала она справа налево, т е первым нарисовала папу(улыбается)- ему самую большую голову, но самые короткие руки из всех персонажей. Сверху над его головой(и головой мальчика) - вертикальные линии- колючки(как она описала). Маму выделила песочным цветом(желтый,оранжевый- их не было, поэтому не знаю к какому из общих цветов определить песочный), а всех остальных персонажей-красным. На вопрос "что это за мальчик? откуда он появился? кто его пригласил?" ответы неоднозначные- сам пришел, как-то, не знаю и тд...Мамино(лицо грустное, или даже немного грозное) и папино лица повернуты к мальчику(или друг к другу). У всех персонажей руки протянуты друг другу слегка вниз. не соприкасаются. у вымышленного мальчика руки протянуты вверх.также на рисунке присутствуют птицы и цветы.ВЕсь формат А4 заполнен фигурами. расстояние между фигурами оптимальное, но рисунок можно схематично поделить на 2 зоны. 1- мама,дочка,сестренка. 2-папа и мальчик.Ситуация семьи: живем с мужем в "гражданском браке" раздельно. В последнее время ссоры бывают(но они никак не касаются ребенка- она не видит этих ссор,только иногда последствия- ну т е слезы, например)Вопрос: как можно интерпретировать состояние ребенка, его отношение?



    Татьяна
    09.09.2014 - 00:00
    Рейтинг: 0 Голосов: 0
    Здравствуйте. Мой сын Виталик,первоклассник, сегодня принес из школы такой рисунок: зеленая трава, на ней слева направо - сестра Вера 1 год, папа,я (мама), а он сам нарисован над мамой как будто он висит на канате, который привязан к ветке дерева (на рисунке только ветка), то есть ему в горизонтали места не хватило и он нарисовал себя на свободном месте. на рисунке присутствует синее небо и желтое солнце с лучами. папа нарисован в синей одежде, Вера в красном платье, он сам в зеленом, а маму не разрисовал вообще. все улыбаются, при этом у Веры и папы на лице присутствует нос, а у Виталика и мамы на лице только рот и глаза. Отношения у Виталика с отцом натянутые, по моему мнению, отец считает, что он добытчик и Виталик уже достаточно большой, чтобы обходиться без его внимания.


    Татьяна
    05.07.2014 - 00:00
    Рейтинг: 0 Голосов: 0
    Ребёнок 7 лет(девочка). Попросила нарисовать семью, нарисовала себя, меня, и мужа. Все на одной линии, себя с моей стороны мужа через меня, У ВСЕХ НА ГОЛОВАХ КОРОНЫ! Что это??? И Мужу(мы с ним в разводе) зарисовала лицо. ОТВЕТ: Татьяна, если дочка зачеркивает лицо папы с особым усилием, злостью, агрессией... то в этом случае вам стоит обратиться к детскому психологу. Заочная консультация - это плохие советы. Если же вы такого не заметили, то в общем считайте, что вы уже сами ответили на свой вопрос - вы с мужем в разводе, он удалился от семьи. А зарисовка лица может означать много что. Вы спрашивали у дочки? М.б. это просто маска, он стал другим, стал чужим.







    Ольга
    13.04.2013 - 00:00
    Рейтинг: 0 Голосов: 0
    В конце марта 2013 г. моей дочке исполнилось 6 лет. В своих рисунках она на большем кол-ве рисунков всегда рисует меня с короной на голове, себя, также с короной на голове и папу (который трагически погиб 3,5 г. назад, но не у нее на глазах. Ей сказали, что папы больше нет)иногда тоже с короной, и кота (он живет с нами). Рисунки, когда яркие, а когда черно-белые, но короны разукрашенные. По высоте, она маму и папу рисует почти одинаково, а себя ниже, объясняя это тем, что она же еще маленькая. Помогите разобраться - у моей дочери нет мании величия или она тоскует, что у нее нет полной семьи, как у других детей? Спасибо.

    Катерина
    12.03.2013 - 00:00
    Рейтинг: 0 Голосов: 0
    Добрый день! Помогите расшифровать рисунок. Доче только исполнилось 5 лет, нарисовала двустороннюю открытку папе на 23-е февраля. На первой стороне: квадратный домик с треугольной крышей, маленькое окошко и такая же дверь. Дом нарисован черным карандашом (контур), раскрашен красным, крыша голубая. От дома тянется дорожка (ощущение домика на ножках). Возле дома с двух сторон растет трава (зеленая с черным контуром) и красные цветы. Наверху красные облака с двух сторон и красные птицы, а также яркое солнце (желтое) с левой стороны дома. Под домом нарисованы слева на право:я (т.е. мама) доча и папа. Я и доча голубого цвета, практически одного размера. У меня есть голова, большие уши, волосы, и глаза. Рот и нос отсутствует! Есть руки и ноги, а также пупок)) У дочи есть рот, нос, глаза, волосы, но нет ушей. Руки и ноги и пупок тоже есть. Руки у нас протянуты друг к другу. Папа - Огромный, больше дома, нарисован с правой стороны. У него есть: голова (глаза, нос, рот - улыбается, уши, волосы) - все это в красно-розовых тонах, волосы - голубые. Есть туловище (салатового цвета), пупок, ноги и руки. Руки очень длинные, растянуты горизонтально на всю ширину листа.С другой стороны листа: Дом, квадратный с треугольной крышей (крыша раскрашены коричневым цветом 2-х оттенков, в стиле инь-янь). Есть окно и дверь, очень маленького размера. Длинная дорожка от дома (оранжевая). Внизу крупная зеленая трава, слева от крыши дома - солнце (желтое), облака и птицы (черного цвета - не раскрашены, просто контур). с двух сторон дома стоим мы - папа и дочь - слева, я - справа. Все нарисованы коричневым цветом, я и дочь одного размера, папа - огромный на всю страницу, с огромными руками, которые охватывают все: дом, меня и дочь. Как будто обнимает??? У меня и у папы отсутствует рот, у дочери есть все части и тела и головы, даже шея. На всех рисунках она улыбается... Помогите разобраться, я в недоумении.... Спасибо заранее... ОТВЕТ: Катерина, ваша дочка замечательно рисует, и, думаю, у вас в семье все хорошо. Вы очень подробно все описали, но я не занимаюсь индивидуальными консультациями по данному вопросу и тем более заочно.



    Лия
    19.02.2013 - 00:00
    Рейтинг: 0 Голосов: 0
    Здравствуйте. Пожалуйста, помогите расшифровать рисунок 6-летней девочки. Описание рисунка: это кот с огромной коричневой головой (голова - самый крупный элемент рисунка), туловищем оранжевого цвета, "по -человечески" стоящим на ногах. Глаза миндалевидные, большие, с малиновыми белками, есть только верхние ресницы, носа нет, также отсутствует нижняя губа, есть только фиолетовая крупная верхняя губа, уголки рта приподняты. По бокам от глаз нарисованы черные ушки очков (стекол очков нет). Острые треугольные ушки на голове, зеленого цвета. На макушке синий фонтанчик, наподобие китового, от этого фонтанчика наверх нарисована желтая решетка-лестница, с загибающимися подручнями, также пространство между ушами зарисовано желтым цветом. Руки желтого цвета, с малиновым контуром, по пять малиновых пальцев, две широко расположенные маленькие зеленые ноги - это самый мелкий элемент всего тела. ОТВЕТ: красивый получился рисунок, присылайте на admin@сайт девочка использовала много разных цветов и у нее замечательная фантазия!!!



    Юлия
    12.11.2012 - 00:00
    Рейтинг: 0 Голосов: 0
    моему ребенку 3 года,у нас есть и второй ребенок разница между ними 2,4.обе девочки! старшая дочь всегда была плаксивой, а с появлением сестренки вообще стала не управляемая: постоянно плачет, пакостит, ругается-присутствуют признаки агрессии. сестренку очень любит, но меня первое время отвергала, со мной оставалась после сада всегда с плачем. раньше рисовала все яркими цветами("мазала"),а вот не так давно нарисовала в центре листа "черную мазню"- меня это насторожили, я у нее спросила что она нарисовала, она ответила, что это мама, папа, Элька (младшенькая)и Карина(старшая).стоит ли на это обращать внимание??? ОТВЕТ конечно стоит обратить внимание)) выделите время для общения со старшим ребенком наедине, без маленькой, девочка всеми способами просит внимания родителей




    Ирина
    03.09.2012 - 00:00
    Рейтинг: 0 Голосов: 0
    Моей дочери 6лет и 9 мес,2 месяца назад появился на свет ее братишка мой сын.Она стала рисовать рисунки про нашу семью Мы я и муж с начало нарисованы потом стерты и заново нарисованы, мой муж всегда держит сына на руках, я с мужем держусь за руки а дочь рядом со мной стоит маленькая меньше братишки но не она не братик не исправлены как я и папа. ОТВЕТ: скорее всего, малышка чувствует себя очень неуверенно, ей кажется, что братик ближе к маме и папе. Она может чувствовать себя обделенной вниманием. Вы пробовали попросить дочку прокомментировать ее рисунки? Уделяйте больше времени, в смысле не подготовкой к школе, а играйте вместе. Иногда надо давать возможность ребенку побыть наедине с мамой и папой (без братика), например, папа может сходить с ней в кино, а мама в парк. Всего вам доброго






    ТатьянаЛ
    05.04.2012 - 00:00
    Рейтинг: 0 Голосов: 0
    Забыла сказать, что ей 5 лет. Нет, она очень хорошо рисует и делает это постоянно с удовольствием (всегда приносит из сада несколько рисунков), ее хвалят. Но почему то пейзажи стали пустыми. ОТВЕТ: Татьяна, думаю у вашей дочки все хорошо. Попросите, чтобы она нарисовала семью или детский сад, если ей нравится рисовать, дочка обязательно выполнит вашу просьбу и вам станет спокойнее (если она нарисует птичек и объяснит, что вы большая птица, а она маленький птенчик – тоже хорошо). А почему пейзажи стали пустыми, во-первых, могли задания были такими, во-вторых, ребенок в этом возрасте уже может начать искать для себя форму выражения. Мб. на следующей неделе она начнет рисовать море, потом цветы, а затем снова людей)))





    natalyjune
    14.03.2012 - 00:00
    Рейтинг: 0 Голосов: 0
    моей дочке 6 лет, когда нарисовала семью - мне все понравилось, все одного роста, твердо стоят на земле, цвета очень разнообразные и яркие, солнышко, цветочки, рисунок полностью заполнен, первую нарисовала себя, потом меня (мама), дальше папу и маленького братика (5 месяцев). Братик был с машинкой, я собирала цветочки, только меня смутила одна вещь и я совсем не знаю как ее интерпретировать - она нарисовала пирамидку, которую она построила до самого неба и этой пирамидкой была как-бы "отгорожена" от нас (мама, папа, братик, но потом она "отгородила" и маленького братика нарисовав дерево между ним и папой..Папа срывает я фрукты с дерева в корзинку..я бы подумала, что с братиком вышло из-за нехватки места, но себя то она "отрезала" с самого начала и намеренно..что это значит?



    Катя
    01.03.2012 - 00:00
    Рейтинг: 0 Голосов: 0
    мой воспитанник 6 лет нарисовал семью сиреневым цветом: мама - 2 параллельные линии, три точки нос и глаза, рот - горизонтальная линия, руки две палочки слегка приподняты вверх, к туловищу не прикасаются, папа - большая голова, три точки линия - лицо, руки, как и у мамы, родители держатся за руки. себя он нарисовал "у мамы в животике" - малюсенькая копия папы, только голубым фломастером. небо вертикальные штрихи, земля желтая полоска под ногами, ник то не стоит на ней, ниже речка - кривая линия. И цветочек желтый с прямоугольными лепестками в воздухе, над ним солнце большое, желтое. ОТВЕТ: таланты художника в нем еще не проснулись:)) позанимайтесь с ним рисованием

    Нана
    09.02.2012 - 00:00
    Рейтинг: 0 Голосов: 0
    Здравствуйте! Моему сыну 3,5 года, в саду воспитатель показала два рисунка (т.е. раскраску, с елочками, чебурашкой и домиком вроде), один лист разукрашен весь черными штрихами, и где-то маленькие участки красного. Я ужаснулась от такого рисунка, и воспитатель сказала, что это рисунок моего сына. Причем за закрашенным черным листом, видно, что предметы первоначально были аккуратно закрашены....возможно, что чей то рисунок похвалили, и он решил свой спрятать за черным цветом? П.С. рисунки его не всегда черные ОТВЕТ: Нана, может и так, мало ли, что в садике произошло. Я думаю, из-за одного рисунка не стоит заниматься глубоким анализом.







    Рисунок, созданный ребенком без помощи и вмешательства взрослых членов семьи, – редкая возможность увидеть реальное состояние формирующейся психики.

    Расшифровка детских рисунков дает возможность проводить мини-анализ и принимать меры, обнаруживая тревожные симптомы. Ребенок даже не обратит внимание на проводящуюся работу, а значит будет избавлен от очередного стресса.

    Рисуночная диагностика показывает:

    1. соответствие уровня личностного развития фактическому возрасту;
    2. симпатии и антипатии в семье и детском коллективе;
    3. приоритеты и фундамент формирующегося характера;
    4. страхи и скрываемые переживания;
    5. тайные желания.

    Психология детских рисунков – наука, овладев которой можно научиться понимать своего ребенка без слов.

    Как определить уровень развития ребенка через рисунок

    Каждому возрасту, если речь не идет о гениальных детях, соответствуют характерные изобразительные приемы и черты. Оценка качества первых шедевров дает возможность соотнести уровень развития малыша с его возрастом. Рисование, как один из любимых всеми детьми видов деятельности, прекрасная возможность развивать навыки и словарный запас ребенка, тут же оценивая эффективность занятий.

    Обязательным условием является невмешательство в процесс рисования. Психология детских рисунков не искажена только в случае полного отсутствия у юного художника внешних подсказок. Получив задание нарисовать дерево, ребенок не должен ориентироваться ни на аналогичные иллюстрации в книге, ни на советы взрослых, ни на схемы и пошаговые инструкции. Даже от прямого ответа на вопрос о том, как нарисовать тот или иной объект, лучше тактично уйти. Достаточно предложить ребенку «придумать» этот элемент самостоятельно. Рисунок должен стать отражением именно его личности, тогда и результаты анализа будут корректными.

    • Рисунок ребенка до 3-х лет чаще всего состоит из цветовых пятен и линий. Именно цвет и становится основным объектом расшифровки для психолога. К трем годам элементы обретают характерные контуры, а при изображении близких людей даже детали фигуры. Изображение семьи может выглядеть как набор «огурчиков» и палочек, но ноги и руки у героев уже явно отражены.
    • Сюжет характерен для возраста 4-5 лет. Ребенок способен рассказать, что именно он изобразил, а также предысторию нарисованного. Затруднения с передачей сюжета должны навести родителей на мысль о необходимости больше времени уделять развитию речевых навыков. К 5 годам на рисунках появляются лица, члены семьи получают характерные черты, их одежда и сопутствующие предметы обрастают деталями. Именно детали и их пропорции становятся объектом изучения и анализа.
    • Рисунок ребенка 6-7 лет отражает уже не только его фантазию, но и навыки. В ход идут всевозможные схемы рисования. Вычленить собственное «Я» из изображения семьи в виде любимых мультяшных пони уже значительно сложнее. Расшифровка детского рисунка спотыкается о копирование почерка подружки или педагога. Для получения корректных результатов необходимо оценить картину в целом, учесть и расстановку объектов, и их размеры, и их взаимоотношения в рамках иллюстрации. Относительная пропорциональность объектов и их элементов характерна только 7-8 летнему возрасту.

    Расшифровка скрытого смысла в детских рисунках

    Анализ рисунков ребенка похож на разгадывание головоломки. Детально провести его может только квалифицированный психолог, но элементарные принципы расшифровки обязан освоить каждый родитель.

    Цвет

    Первый изобразительный прием и наиболее важный. Малыши редко смешивают краски, поэтому анализ основывается на основных цветах. Преобладание одного тона во всей картине говорит об озабоченности малыша каким-либо событием или явлением. Обилие красок – о разносторонних интересах и отсутствии занимающей все помыслы проблемы.

    • Темный рисунок с обилием черноты, серого и бордо, получившийся таким не в силу отсутствия других красок, говорит депрессии и мучающих страхах.
    • О хорошем настроении сигнализирует насыщенность желтым и оранжевым.
    • Красный – символ быстрой возбудимости и даже агрессии, но делать вывод о таких склонностях надо только после анализа остальных деталей.
    • Синий и его оттенки выдают погруженную в себя личность, а зеленый – признак скуки. Регулярно пользующегося травяными оттенками дошкольника явно стоит отдать в секцию, даже если какую-либо он уже посещает.
    • Фиолетовый – цвет фантазеров.
    • Коричневый – признак беспокойства и проблем с самооценкой.

    В то же время, психология детского рисунка не так проста. Многие мамы, начитавшись книг, в ужасе тащат ребенка к психологу, заметив в его творчестве преобладание черного. Да, этот цвет считается признаком тревожности, но он же и говорит о стремлении контрастом выделить значимый объект.

    Графика – не признак проблем, а проявление тяги к дисциплине, особенно, если других оснований для беспокойства нет.

    Композиция

    Взаимоотношения объектов внутри рисунка ребенка – зеркало его мыслей. Члены семьи, плотно прижавшиеся друг к другу, символизируют взаимопонимание. Родителям, обнаружившим себя в уголке рисунка ребенка, стоит задуматься о выделении большего времени для общения.

    В центре и наиболее крупно всегда будет изображен самый значимый человек.

    Пустой центр говорит о заниженной самооценке и внутренней опустошенности. Изображение на этой позиции неодушевленных предметов говорит об обеспокоенности материальным положением. Фантазера выдает привычка рисовать фигуры не закрепленными на твердой поверхности. Избыточно прорисованная линия земли говорит о неуверенности в своих силах.

    Члены семьи, изображенные крупно и детально, имеют на ребенка большее влияние. Отсутствие кого-то из родственников на изображении говорит о конфликте. Подсознательно ребенок пытается выкинуть этого члена семьи из своей головы и жизни. Сцепленные руки нарисованных говорят о близости и доверии.

    Часто подтекст детского рисунка понятен интуитивно. О состоянии комфорта говорят размеры деталей относительно предложенного полотна. Эгоистичную натуру выдаст заполненность пространства автопортретом. На рисунке внутренне одинокого ребенка и его «аватар» будет одиноким и маленьким, возможно зажатым в угол.

    Тоненькие ручки и ножки демонстрируют понимание обеспокоенность собственной физической слабостью. Большая голова на рисунке ребенка – признак погруженности в себя. Излишняя нарядность собственной фигуры предупреждает родителей, о важности оценки окружающих для конкретного юного художника.

    Манера изображения и характерные черты

    С техниками рисования дети практически не знакомы, поэтому манера письма отражает внутренний мир не меньше, чем цвет и композиция. Уравновешенный малыш покрывает бумагу равными по нажиму штрихами, его линии спокойны. Прерывистость, неравномерность нажима, поломки карандаша и скачки с одного объекта на другой говорят о тревожности и гиперактивности. Капризный малыш и вовсе может не закончить рисунок, игнорируя все уговоры.

    Изображение членов семьи выдает восприятие каждого из них ребенком. Строгость папы проявится в жесткой параллельной штриховке, легкомысленность сестры – в прорисовывании ее кудряшек, даже если в действительности у нее прямые волосы.

    Тревожные сигналы в рисунке ребенка

    Психология детского рисунка – лакмус для родителей, возможность быстро заметить проблему и отреагировать.

    • Преобладание коричневых цветов может говорить о проблемах со здоровьем ребенка, которые еще не дали о себе знать, возможно, что он чувствует слабость, часто устает.
    • Тщательно изображенные большие глаза говорят о скрытых страхах. Их отсутствие, как и отсутствие рта, предупреждает о проблемах в общении.
    • Члены семьи, которых ребенок помещает на противоположную от своей фигуры сторону листа, должны задуматься о восстановлении доверия.
    • Фантастические миры с эльфами и внеземными существами, которые так умиляют родителей, часто говорят о дискомфорте в реальном мире.
    • Появление животных с четко прорисованными клыками и когтями – признак подавляемой агрессии.
    • Самый тревожный признак – отсутствие самого ребенка в картине с изображением семьи. Он не находит себе места в родном доме, что и отражает подсознательно на картине.

    В заключение

    Корректность информации, полученной от расшифровки детских рисунков, обеспечивается выполнением нескольких условий.

    1. Ребенку предоставляется максимум цветов и лист бумаги большого размера;
    2. Рисунок выполняется карандашами, дающими возможность оценить нажим;
    3. Ребенку не дается каких-либо подсказок во время работы, он предоставлен самому себе.

    Обсуждение с ребенком нарисованного также поможет членам семьи больше узнать о его душевном состоянии.

    Анализируя детский рисунок, можно легко узнать о внутреннем мире юного художника, его психологию.

    Один и тот же сюжет в рисунке каждый ребёнок изобразит по-своему. Малыш выберет линии, краски и формы, созвучные его настроению, ощущению, видению мира. Изначально любой рисунок зарождается в голове и только потом отображает чувства и мысли своего автора на бумаге.

    Весьма ярко это можно пронаблюдать на примере детских рисунков. Однако не нужно делать скоропалительных выводов на основании лишь одного рисунка: «Если изобразил всё черным карандашом, значит, у ребёнка глубокая депрессия». Чтобы получить объективную картину психологического состояния малыша, нужно сравнить рисунки, которые сделаны в течение одного месяца.

    Предлагаем вместе с нами начать разбираться, что означают детские рисунки. Наши простые советы помогут в этом:

    Психология детского рисунка: о чем говорит сюжет рисунков

    Родителям следует обратить внимание на сюжет рисунков своего малыша. Чаще всего дети изображают деревья, солнце, небо, людей, животных, дома, цветы и травы.

    Огромное количество злых, рогатых, зубастых и опасных животных может указывать на сильное внутреннее напряжение маленького автора.

    Отсутствие людей и животных на детских рисунках сигнализирует о проблемах в общении.

    Если девочка 5-10 лет часто рисует невест, принцесс, цветочки и бантики – это является нормой и говорит о том, что малышка готовится стать привлекательной барышней.
    Если мальчик в возрасте 5-8 лет рисует динозавров, скорпионов, сражения, оружие – это тоже нормально. Не волнуйтесь - таким образом мальчик подготавливает себя к роли взрослого мужчины, защитника, воина, чтобы в случае серьезной опасности не растеряться и правильно среагировать.

    Психология детского рисунка: эмоции передают цвет

    При анализе детских рисунков важно обратить внимание не только на доминирующие цвета, но и на цвета, присутствие которых неоправданно либо преувеличено. К примеру, когда рисунок выполнен лишь чёрными контурами, и малыш не хочет его дальше раскрашивать. Или же все предметы нарисованы красным, хотя на самом деле они уж точно не красные.

    Красный цвет говорит о внутреннем конфликте, эмоциональном напряжении, раздраженности ребёнка. Например, малыш может выделить красным цветом того, кто является источником его проблем.

    Синий - цвет внутреннего спокойствия и уверенности. Школа или детский сад, нарисованные синим цветом – признак прекрасной адаптации к социуму и к учебному процессу.

    Желтый хорошее настроение, активность, позитивный настрой.

    Зеленый – передает ощущение принятия, надежности.

    Розовый – тонкость восприятия, чувствительность, нежность.

    Серый – ожидание опасности, тревожность, подавленность.

    Черный – указывает на скрытую депрессию, тяжелые переживания.

    Кроме цвета, стоит обратить внимание на то, каким именно образом ребёнок разукрашивает рисунок. Полное замазывание, закрашивание или заштриховывание фигуры сигнализирует о его негативных эмоциях. То, что малыш закрасил, вызывает у него либо страх, либо сильную тревогу. Это может быть фигура стоматолога, вредного сверстника, заболевшего родственника или злой собаки.

    Психология детского рисунка: детали имеют значение

    Психологи говорят, что важен не только размер самого рисунка, но и размер отдельно взятых деталей. Маленький рисунок с мелкими фигурами и предметами сигнализирует о робости, неуверенность, тревоге юного автора.

    Расположение рисунка ниже средней линии листа сигнализирует о заниженной самооценке, выше средней линии листа, наоборот, говорит о завышенной.

    Как правило, всё, что является для малыша значимым, он изображает большим. А то, что не очень важно – маленьким. Изображая своих друзей, малыш нарисует самым высоким не самого рослого, а того, кто пользуется у него авторитетом. Кроме того, нужно обратить внимание и на упущенные детали, если пропущены ноги – это говорит об отсутствии стабильности, руки – указывают на сложности во взаимодействии с внешним миром. Сильно увеличенный размер ушей сигнализирует о том, что для ребёнка крайне важно мнение окружающих, и он демонстрирует, что готов к ним «прислушиваться». Если на рисунке сильно увеличен размер головы, это значит, что разум ребёнка превалирует над его чувствами.

    Важно!

    Помните, что при анализе рисунка самым важным является общее впечатление. Какие эмоции выражает юный автор? Удовлетворенность, радость, счастье или одиночество, тоску, страх? Что происходит на душе у Вашего малыша? О чём он пытается сказать своим рисунком?

    Сергей Василенков для Женского журнала «Прелесть»