Поль Сезар Эллё и его утончённые женщины. Поль Сезар Элле. Портрет женщины Поль элле картины

(1859-12-17 ) Место рождения: Дата смерти: Гражданство:

Франция Франция

Награды:

Образ в искусстве

Стал прототипом художника Эльстира в романе Пруста «В поисках утраченного времени ».

Картины

    La Duchesse de Marlborough, Consuelo Vanderbilt, by Helleu, 1901.jpg

    Поль Эллё . Консуэло Вандербильт, герцогиня Мальборо, 1901

    Helleu - Alice Guérin.jpg

    Поль Эллё . Портрет Алисы Герен, 1900

Напишите отзыв о статье "Эллё, Поль"

Литература

  • Montesquiou-Fézensac R. de . Paul Helleu, peintre et graveur. Paris: H. Floury, 1913
  • Paul-Cesar Helleu, 1859-1927: glimpses of the grace of women. New York: Knoedler, 1974
  • Dini Fr. Boldini, Helleu, Sem: protagonisti e miti della Belle Epoque. Milano: Skira, 2006

Ссылки

Отрывок, характеризующий Эллё, Поль

– Смир р р р на! – закричал полковой командир потрясающим душу голосом, радостным для себя, строгим в отношении к полку и приветливым в отношении к подъезжающему начальнику.
По широкой, обсаженной деревьями, большой, бесшоссейной дороге, слегка погромыхивая рессорами, шибкою рысью ехала высокая голубая венская коляска цугом. За коляской скакали свита и конвой кроатов. Подле Кутузова сидел австрийский генерал в странном, среди черных русских, белом мундире. Коляска остановилась у полка. Кутузов и австрийский генерал о чем то тихо говорили, и Кутузов слегка улыбнулся, в то время как, тяжело ступая, он опускал ногу с подножки, точно как будто и не было этих 2 000 людей, которые не дыша смотрели на него и на полкового командира.
Раздался крик команды, опять полк звеня дрогнул, сделав на караул. В мертвой тишине послышался слабый голос главнокомандующего. Полк рявкнул: «Здравья желаем, ваше го го го го ство!» И опять всё замерло. Сначала Кутузов стоял на одном месте, пока полк двигался; потом Кутузов рядом с белым генералом, пешком, сопутствуемый свитою, стал ходить по рядам.
По тому, как полковой командир салютовал главнокомандующему, впиваясь в него глазами, вытягиваясь и подбираясь, как наклоненный вперед ходил за генералами по рядам, едва удерживая подрагивающее движение, как подскакивал при каждом слове и движении главнокомандующего, – видно было, что он исполнял свои обязанности подчиненного еще с большим наслаждением, чем обязанности начальника. Полк, благодаря строгости и старательности полкового командира, был в прекрасном состоянии сравнительно с другими, приходившими в то же время к Браунау. Отсталых и больных было только 217 человек. И всё было исправно, кроме обуви.
Кутузов прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой и указывал на нее австрийскому генералу с таким выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но не мог не видеть, как это плохо. Полковой командир каждый раз при этом забегал вперед, боясь упустить слово главнокомандующего касательно полка. Сзади Кутузова, в таком расстоянии, что всякое слабо произнесенное слово могло быть услышано, шло человек 20 свиты. Господа свиты разговаривали между собой и иногда смеялись. Ближе всех за главнокомандующим шел красивый адъютант. Это был князь Болконский. Рядом с ним шел его товарищ Несвицкий, высокий штаб офицер, чрезвычайно толстый, с добрым, и улыбающимся красивым лицом и влажными глазами; Несвицкий едва удерживался от смеха, возбуждаемого черноватым гусарским офицером, шедшим подле него. Гусарский офицер, не улыбаясь, не изменяя выражения остановившихся глаз, с серьезным лицом смотрел на спину полкового командира и передразнивал каждое его движение. Каждый раз, как полковой командир вздрагивал и нагибался вперед, точно так же, точь в точь так же, вздрагивал и нагибался вперед гусарский офицер. Несвицкий смеялся и толкал других, чтобы они смотрели на забавника.
Кутузов шел медленно и вяло мимо тысячей глаз, которые выкатывались из своих орбит, следя за начальником. Поровнявшись с 3 й ротой, он вдруг остановился. Свита, не предвидя этой остановки, невольно надвинулась на него.

Французский писатель, эстет и денди конца XIX века Робер де Монтескью охарактеризовал своего друга художника Поля Сезара Элле довольно метко - он дал ему прозвище "Мастер элегантность". И это действительно так, потому что персонажами большинства художественных работ Элле были прекрасные дамы эпохи модерна. Той самой эпохи, которая до сих пор не дает покоя многим любителям живописи, искусства, моды и дизайна. По работам Элле можно изучать историю женского костюма, шляпного и парикмахерского искусства, эпоху элегантности и настоящего гламура.

Поль Сезар Элле Портрет Клары Вейль

Поль Сезар Элле (Paul César Helleu) исполнял свои рисунки и акварелью, и углем, и маслом, а также с использованием специальной техники гравирования, имеющей название dry-point или гравирование сухой иглой. Благодаря этому многие работы художника выгляд несколько необычно, "бархатно" и воздушно, что еще больше подчеркивает элегантность и красоту любимых художником женщин. Всего подобных работ в технике сухой иглы у Элле выполнено порядка 1500 штук.


Поль Сезар Элле в своем художественном салоне 1890

Поль Сезар Элле родился 17 декабря 1859 года во Франции. В 17 лет юноша отправился в Париж для получения художественного образования. Академизм и классическая манера письма в живописи его не заинтересовали, он выбрал модное в то время течение в искусстве - импрессионизм. Близким другом и наставником Элле вскоре становится Джон Сингер Сарджент, что довольно хорошо видно, если сравнивать работы этих двух художников: практически один стиль и одинаковая манера письма.

Джон Сингер Сарджент. Поль Сезар Элле с женой на этюдах 1889

В 1884 году Элле был приглашен в семью Герен для того, чтобы написать портрет 14-летней Алисы Герен. В 1886 году 16-летняя девушка станет женой художника и его музой на всю жизнь: многие потреты элегантных дам Элле это ни что иное, как портреты его любимой жены. В 1904 году Элле был награжден Орденом Почетного легиона и стал одним из самых знаменитых художников в Париже и Лондоне эпохи модерна. Его клиентками были почти все светские львицы и аристократки того времени, элегантные и неподражаемые. Умер художник 23 марта 1927 года в Париже, его работы в настоящее время находятся во многих музеях мира и в частности в России, в Эрмитаже и в частных коллекциях.

Поль Сезар Элле. Портрет жены художника Алисы Герен

Поль Сезар Элле. Жена художника, сидящая за секретером 1900

Поль Сезар Элле. Элегантная дама на балконе

Поль Сезар Элле. Сидящие дамы

Поль Сезар Элле. Юная девушка на диване

Поль Сезар Элле. Портрет женщины

Поль Сезар Элле. Портрет Аннеты в белой шляпе

Поль Сезар Элле. Пегги Летелье

Поль Сезар Элле. Портрет леди с веером

Поль Сезар Элле. Стоящие дамы в шляпах

Поль Сезар Элле. Мадемуазель Воган

Поль Сезар Элле. Дама в кресле

Поль Сезар Элле. Портрет Лианы де Пижу

Поль Сезар Элле. Дама на фоне цветов

Поль Сезар Элле. Портрет сидящей леди

Поль Сезар Элле. Портрет дамы в шляпе

Поль Сезар Элле. Портрет девушки

Поль Сезар Элле. Дама в шляпе с пером

Поль Сезар Элле. Мадемуазель

Поль Сезар Элле. Дама в шляпе с голубым бантом

Поль Сезар Элле. Мадам Шеваль

Поль Сезар Элле. Женщина в черной шляпе

Поль Сезар Элле. Портрет женщины в шляпе

По этой самой красоте тоскуя,
Преобразив земное бытиё,
Великий Мастер Женщину рисует
Такой, какою видит он её...

Пробившись сквозь извечную рутину,
Душа его летящая поёт...
А женщина взирает на картину -
И в ней себя почти не узнаёт:

Улыбка феи, бархатная кожа,
Румянец на щеках и гордый взор…
Да ведь она красивей и моложе,
Чем это ей казалось до сих пор!

И, повинуясь воли инстинктивной
Уверовать в правдивость полотна,
В реальной жизни, а не на картине,
Прекраснее становится она!

И вот уже стройна и горделива
Она идёт по улице пустой...
Она красива... Боже, как красива
Какой-то неземною красотой!

Её улыбка небо восхищает.
И свет струится от её лица –
Так праведная кисть довоплощает
Первоначальный замысел Творца.

Дыша духами и туманами. .Поль Сезар Элле (Paul Cеsar Helleu)

.Поль Сезар Элле Портрет жены художника Алисы Герен

Поль Сезар Элле родился 17 декабря 1859 года во Франции. В 17 лет юноша отправился в Париж для получения художественного образования. Академизм и классическая манера письма в живописи его не заинтересовали, он выбрал модное в то время течение в искусстве - импрессионизм. Близким другом и наставником Элле вскоре становится Джон Сингер Сарджент, что довольно хорошо видно, если сравнивать работы этих двух художников: практически один стиль и одинаковая манера письма.


В 1884 году Элле был приглашен в семью Герен для того, чтобы написать портрет 14-летней Алисы Герен. В 1886 году 16-летняя девушка станет женой художника и его музой на всю жизнь: многие потреты элегантных дам Элле это ни что иное, как портреты его любимой жены. В 1904 году Элле был награжден Орденом Почетного легиона и стал одним из самых знаменитых художников в Париже и Лондоне эпохи модерна. Его клиентками были почти все светские львицы и аристократки того времени, элегантные и неподражаемые. Умер художник 23 марта 1927 года в Париже, его работы в настоящее время находятся во многих музеях мира и в частности в России, в Эрмитаже и в частных коллекциях.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

.

Персонажами большинства художественных работ Элле были прекрасные дамы эпохи модерна. Той самой эпохи, которая до сих пор не дает покоя многим любителям живописи, искусства, моды и дизайна. По работам Элле можно изучать историю женского костюма, шляпного и парикмахерского искусства, эпоху элегантности и настоящего гламура.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.




.

Джон Сингер Сарджент Поль Сезар Элле с женой на этюдах 1889

Поль Сезар Элле (Paul César Helleu) исполнял свои рисунки и акварелью, и углем, и маслом, а также с использованием специальной техники гравирования, имеющей название dry-point или гравирование сухой иглой. Благодаря этому многие работы художника выгляд несколько необычно, «бархатно» и воздушно, что еще больше подчеркивает элегантность и красоту любимых художником женщин. Всего подобных работ в технике сухой иглы у Элле выполнено порядка 1500 штук.

Цитаты из стихов Александра Блока."Незнакомка!

http://sergeybolomsa.com.ua/blog/?p=2264#more-2264

Поль Сезар Эллё - французский художник, знаменитый своими портретами известнейших и красивейших женщин своего времени. Визитная карточка Эллё - поэтично передаваемая женская грация и утончённость...


Поль Эллё «Г-жа Эллё на пляже Довиль», 1902-1904


К числу его моделей относятся герцогиня Мальборо, графиня де Греффюль, Луиза Казати и даже Бель да Коста Грин - личный библиотекарь Джей Пи Моргана и одна из остроумнейших и влиятельнейших женщин своего времени.

В разное время Эллё был дружен с Робером де Монтескью, Джованни Болдини, Джоном Сарджентом, Клодом Моне, Марселем Прустом.

Эллё родился 17 декабря 1859 в Бретани. Художественную карьеру начинал как керамист, но в возрасте 17 лет, несмотря на неодобрение его овдовевшей матери, Эллё отправился в Париж. Там поступил в Национальную высшую художественную школу, в мастерскую Жана-Леона Жерома.


Тогда же он становится близким другом Джона Сингера Сарджента, с которым повстречался в Париже в 1878 году. Полю тогда было 18, а Сардженту - 22 года.


Джон Сарджент, "Поль Сезар Эллё с женой Алисой на этюдах", 1889


Но, если Сарджент в то время уже получал заказы и гонорары за свои картины, то у Эллё не продавалось ничего. Глубоко расстроенный этим Эллё уже был готов бросить учёбу и отказаться от своей карьеры художника.

Когда об этом узнал Сарджент, он отправился к Эллё и купил одну из его картин, восхваляя при этом «выдающуюся» технику Поля. Польщенный, что Сарджент похвалил его работу, Поль предложил ему взять картину даром. Но Сарджент, используя всё красноречие, сумел настоять на своём и даже всучил Эллё тысячу франков. Это была, пожалуй, первая тысяча франков заработанная Эллё.

Однажды, в 1884 году Эллё было поручено написать портрет молодой женщины по имени Алиса Герен. Они полюбили друг друга и поженились два года спустя (28 июля 1886 г.). Всю последующую жизнь она оставалась, несомненно, его самой любимой моделью.

Поль Эллё, "Портрет Алисы Герен"


Очаровательная, изысканная и грациозная Алиса Герен помогла ввести художника в аристократические круги Парижа, где их с удовольствием принимали.

В 1904 году Эллё был удостоен ордена Почетного легиона и стал одним из самых знаменитых художников эпохи короля Эдуарда в Париже и Лондоне, а также почетным членом важнейших художественных обществ - членом Международного общества скульпторов, художников и граверов и Национального общества изящных искусств (Societaire de la Nationale des Beaux-Arts).

Поль Эллё, 1890


Стиль Эллё, характеризующийся умением показать женскую грацию и утонченность, пользовался большим спросом в Париже, Лондоне и Нью-Йорке, который он впервые посетил в 1902 году.