Русский народный костюм женский рисунок карандашом. Техники и приёмы рисования, которые нужно использовать при рисовании куклы в национальном костюме в подготовительной группе. Самый младший – Алеша Попович. Храбрый и ловкий стройный юноша может побороть

Не многие люди становятся профессиональными художниками, несмотря на то, что рисуют в детстве все. Просто кто-то развивает в себе творческие способности, а у кого-то они так и остаются в зачаточной стадии. Но иногда желание творить резко просыпается в человеке, и он хочет сразу нарисовать шедевр. Конечно, осуществить такую мечту сложно, но попробовать можно. Сегодня мы расскажем о том, как нарисовать герб России поэтапно карандашом и стать чуть ближе к своему заветному желанию - овладеть искусством рисунка.

История создания герба России

В этой статье мы подробно разберем, как нарисовать герб России поэтапно карандашом, но чтобы что-то нарисовать, нужно как минимум знать историю. Во-первых, это интересно, ну а во-вторых, после того как изучаешь все детали, то рисовать их намного легче.

Первый рисунок флага и герба России в том виде, в котором мы его знаем, был упомянут в летописях XV в. При Иване III орел обрел две головы, повернутые в разные стороны. А каким же государственный символ был раньше? Русские князья позаимствовали орла из римской культуры еще в XII в. Но в то время птица имела всего одну голову и окрас у нее был черный.

При Иване III орел не только приобрел себе вторую голову. Живот птицы стал украшать щит, в середине которого Андрей Победоносец наносил смертельный удар змею. Почему произошло такое изменение? Столицей государства становится Москва, а символом московского княжества был именно щит с Андреем Победоносцем. Слияние двух символов и породило то, что сегодня мы видим на гербе. Постепенные изменения государственной символики происходили при каждом царе. Сначала каждая голова орла получила по короне, а потом и третья корона стала украшать герб. В 1589 году орел приобрел почти современный вид, в руки ему дали скипетр и державу.

Значение герба России

Прочитав об истории появления государственной символики, нужно узнать и ее смысл. Как нарисовать герб России поэтапно карандашом, мы подробно разберем ниже, а сейчас узнаем, какой скрытый смысл заключен в орле. Многих интересует, почему двуглавая птица держит державу и скипетр. Держава олицетворяет власть. Причем власть полную и безраздельную над всей страной. Скипетр олицетворяет власть церковную. Две головы у птицы показывают единство христианской веры и власти государственного правителя, сейчас президента.

А что же обозначает Георгий Победоносец? Этот легендарный святой был известен на Руси еще до принятия христианства. По легенде, он спас город от чудовища, которое пожирало юных дев. В легенде сказано, что перед поединком со змеем Георгий вознес молитву Богу, и именно с его помощью рыцарю удалось обезглавить чудовище. В 988 году, при крещении Владимир Красное солнышко получил христианское имя Георгий. Считается, что именно поэтому символический герой и появился на российском гербе.

Правильность построения композиции

Как нарисовать герб России поэтапно карандашом? Начать нужно с построения. Чтобы впоследствии рисунок смотрелся гармонично, скомпоновать герб необходимо сразу. Выбираем формат бумаги А4 - это альбомный лист. Не стоит рисовать маленького орла. В его центре располагается Георгий Победоносец, а эта фигура требует детальной проработки. Поэтому оставляем 5 см снизу 3 см сверху, а во все остальное пространство вписываем овал. Тонкой линией делим геометрическую фигуру на две равные части. Теперь можно рисовать контур орла. Сразу намечаем верхнюю, центральную корону. Если этого не сделать, впоследствии она может выйти за контуры овала, и рисунок сам собой может съехать вверх. Визуально герб можно разделить на три части: хвост, щит в центре и головы птицы.

На этом этапе не нужно делать детальную прорисовку. Следует просто пропорционально выстроить композицию.

Правила рисунка

Чтобы ответить на вопрос «Как нарисовать герб России?», нужно знать элементарные правила рисунка. Начинать прорабатывать свое творение нужно с центра. Иначе есть большая вероятность, что в дальнейшем рисунок можно будет смазать рукой. Чтобы такого не происходило, нужно под кисть подкладывать чистый лист бумаги. При работе над головами орла лист должен находиться снизу, а при прорисовке хвоста бумага будет закрывать все нарисованное выше. Штриховку нужно накладывать только после того, как будет детально проработан весь рисунок. Иначе перья на крыльях потеряют свой презентабельный вид, и получится грязь. Мелкие детали: глаза, сетка на коронах и т. д. прорисовываются в последнюю очередь.

Рисуем орла

Работу нужно вести поэтапно. Как нарисовать герб, чтобы он был похож на оригинал? Начинать нужно с прорисовки орла. Рисуем голову птицы, чтобы это было легче сделать, можно разделить уже нарисованный нами овал. Получается подобие квадрата.

В верхней левой части рисуем полукруг из центра в сторону. Тут нужно не увлечься и помнить, что вверху находится центральная корона. Теперь прорисовываем левое крыло. Это будет дуга, которая выходит из середины первого квадрата и доходит почти до середины нижнего. Заготовку отзеркаливаем в другую сторону. Теперь переходим к лапам птицы. Намечаем кругами места, где будут находиться скипетр и держава. Обязательно соблюдаем пропорции. Символы власти находятся ровно посередине крыльев. Далее рисуем хвост. В центре орла нужно нарисовать щит. Как уже писалось выше, по пропорциям он равен высоте хвоста. Рисуем четкий контур птицы и детализируем ее. Короны, скипетр и держава должны быть прорисованы именно на этом этапе.

Детализируем рисунок

Продолжаем раскрывать секреты того, как нарисовать герб. Описание поэтапное, поэтому нужно следить за последовательностью операций.

У нас готов контур орла, теперь нужно детализировать нашу птицу. Прежде чем начать вырисовывать перышки, следует основательно подойти к изображению лап. Это сложная задача, поэтому сначала нужно изобразить правую лапу, там, где всего два «пальца». Затем переходим к рисованию левой конечности. Здесь главное - реалистично передать захват. Изучив оригинал картинки, можно проследить тенденцию расположения перьев. Везде: на шее, крыльях и лапах оперение расположено в три ряда. Это и переносим на свой рисунок. На шеях перья похожи на галки. Перья на крыльях овальные, у основания они маленькие и постепенно удлиняются к концу крыла. Оперенье на лапах рисовать сложней всего. Здесь нужно пересчитать завитушки и в точности их скопировать. Нужно не пропустить тот момент, когда перья плавно переходят из шеи в крылья, а из крыльев в лапы.

Рисуем Георгия Победоносца

Орел готов, теперь нужно изобразить центральный щит. Отвечая на вопрос «Как нарисовать герб России?», мы уже говорили о том, что Георгий Победоносец является центром композиции. Начинать рисовать нужно с коня. Животное занимает 1/3 всего пространства щита. Его фигурка в четкой прорисовке не нуждается, можно нарисовать коня как мультяшного персонажа. Сам Георгий тоже миниатюрный. Тело его не совсем пропорционально, торс большой, а ноги короткие. Поднятая рука находится на одном уровне с головой. И конечно, нужно не забыть про плащ. Последний штрих - это змей, который распластался у ног победителя. Голова змея находится под передним копытом лошади, а хвост под задним. Крылья будут расположены ровно посередине.

Штриховка

Заканчивать работу нужно нанесением светотени и проработкой мелких деталей, которые могли затереться во время работы. Чтобы понимать, что нужно делать, необходимо взглянуть на различные гербы Российской Федерации. Как нарисовать поэтапно финальную часть работы?

Начинаем с прорисовки Георгия Победоносца. Наносим тень на лошадь, всадника, змея. Немного оттеняем сам щит от орла. Не должно получиться резких границ, тень должна быть мягкой. Чтобы добиться такого эффекта, можно растереть грифель кусочком ваты. Далее, прорисовываем головы орлов. Здесь нужно подчеркнуть глаза, языки. Нанести мелкие детали на короны. Финальное действие - прорисовка перьев. Здесь можно поэкспериментировать и отделить все три ряда перьев тенью друг от друга. Если этого делать не хочется, то просто нужно нарисовать по одному или по два небольших штриха на каждом пере крыльев.

Делаем рисунок в цвете

Вот мы и ответили на вопрос о том, как нарисовать герб поэтапно карандашом. Своей семье можно преподать урок изобразительного искусства. После нескольких тренировок вполне похожее изображение может получиться даже у школьников. Чтобы работа смотрелась более ярко, ее можно рисовать акварельными карандашами.

Тогда после завершения творческого процесса можно будет провести мокрой кистью по всему рисунку. Получится интересный эффект акварельного этюда. Правда, в этом случае мелкие детали придется прорисовать еще раз. И это уже стоит делать гелевой ручкой.

Говорят, русские девушки самые красивые. Наших соотечественниц природа наделила приятными чертами лица, светлыми волосами и грациозной фигурой. Благодаря хорошим внешним данным, а также собственному труду, девушки выглядят красиво даже на пенсии. Не удивительно, что многие живописцы и графики хотели запечатлеть наших девушек на своих полотнах. А сегодня и мы попробуем себя в роли художника и нарисуем портреты русских красавиц, а также фигуру в полный рост.

Рисуем с детьми

Когда ребенок рисует портрет русской красавицы, он обычно изображает лицо мамы. Ведь именно этот человек играет большую роль в его жизни. Поэтому, читая с ребенком сказки, нужно развивать его фантазию и внимание. После того как сказка прочитана, можно предложить малышу нарисовать главную героиню. А как это сделать?

Самый простой способ - изобразить девушку в юбке и пририсовать ей кокошник. Разберем ход работы поэтапно. Первым делом рисуем фигуру красавицы. Это будут два треугольника, соединенные острыми концами в середине. Нижняя фигура - это юбка, она должна быть в 3 раза больше верха-корсета. Платье готово, пририсовываем кружочек-голову и не забываем, что у любого человека есть шея. Руки изображаем прямоугольниками. Не забываем дорисовать пальцы. На ноги надеваем сапоги. Осталось дополнить рисунок некоторыми деталями. Это лицо красавицы, коса и, конечно, кокошник. Глаза и нос можно наметить точками, губы - полукругом. И последняя деталь - это декор на платье и кокошнике.

Героиня мультфильма

Портреты русских красавиц необязательно должны быть достоверными. Если вы рисуете с детьми, то легче изобразить комиксного персонажа. Так ребенок будет доволен не только процессом творчества, но и результатом. Персонажем нашего рисунка будет девушка, одетая в шубку, длинную юбку и меховую шапку. Стандартная русская красавица зимой.

Начнем с компоновки. На листе мы изобразим не только девушку, но еще и церковь, дерево и камни. Намечаем фигуру и делим ее на три части. Теперь верхний сектор делим еще раз пополам. Нижнюю половину головы рисуем кружком, верхняя - это шапка, рисуем ее овалом. Сразу можно наметить черты лица. Рисовать фигуру мы будем в три четверти, это самый легкий ракурс.

Приступаем к вырисовыванию шубки. Для начала намечаем ее трапецией. Дальше детализируем шубу, добавляя меховую окантовку. Теперь изображаем руки. Чтобы не вырисовывать пальцы, наденем на девушку муфту. Теперь дело за юбкой. Чтобы она смотрелась интересней, не забудем изобразить складки. Проводим вдоль юбки 5 вертикальных линий, а подол рисуем волнистой линией. Осталось не забыть про задний план - в виде церкви, деревьев, камней. Наш рисунок готов.

Портрет принцессы

Если ребенок обладает художественным талантом, то, в принципе, он может отобразить на бумаге не всю фигуру целиком. Как нарисовать портрет русской красавицы?

Нужно наметить габариты рисунка. Лицо должно занимать половину или одну треть листа. Рисуем овал, намечаем двумя полукругами линию роста волос. Сразу рисуем кокошник. Он будет выглядеть как заостренный полукруг. Принцессы ходят в платьях, поэтому этой части рисунка нужно уделить особое внимание. Чтобы не мучить ребенка изображением декора, можно придумать более сложный фасон одежды. Фигура девушки должна напоминать песочные часы. А вот рукава можно нарисовать в виде нескольких соединенных между собой кругов или овалов. Таким же образом можно изобразить и косу. На шею красавицы надеваем бусы. Осталось только лицо. Чтобы не возникало проблемы, что один глаз больше другого, рисуем девушку в небольшом развороте, как будто она немного отвернулась от зрителя. Глаза изображаем кружками, а миндалевидную форму придаем им за счет ресниц. Дорисовываем дуги брови, небольшим полукругом изображаем нос. Осталось наметить губы, и наша красавица готова. По желанию можно раскрасить рисунок.

Русская красавица в кокошнике

В школе, когда дети проходят тему о национальном костюме, им часто задают домашние задание. Как нарисовать портрет русской красавицы? 4 класс - это то время, когда ученики уже могут изображать людей практически достоверно. Но рисовать портреты - это слишком сложная задача. Поэтому лучше выбрать тему попроще, например, изобразить всю фигуру девушки в национальном костюме. В таком рисунке портрет русской красавицы в кокошнике тоже будет присутствовать, но не будет привлекать к себе повышенное внимание.

Для того чтобы изобразить девушку, нам, опять-таки, нужно закомпоновать фигуру на листе. Чтобы нашей красавице не было скучно, можно рядом дорисовать молодого парня. Приступаем к изображению девушки. Делим фигуру на 4 части. Первую из них отводим на изображение головы и кокошника. Лицо рисуем кругом, а головной убор полукругом. Не забываем в его центре сделать небольшое заострение. Трапецией с закругленным краем изображаем сарафан. Вторую из наших четырёх частей отводим под руки. Уголками пририсовываем их к трапеции. Также треугольниками намечаем туфли. Осталось детализировать фигуру, нарисовать лицо и орнамент на сарафане и кокошнике. По аналогии пробуем изобразить молодого человека.

Матрешка

Классическую русскую красавицу можно изобразить в виде национальной куклы. Нарисовать матрешку сможет даже маленький ребенок. Портрет русской красавицы, изображенный таким способом, выделит ребенка из толпы, которая будет копировать диснеевских принцесс.

Рисовать матрешку лучше по частям. Сначала следует изобразить правую половину, а потом с помощью окна отзеркалить свое творение. Рисуем полукруг, символизирующий лицо. Следующий шаг - изображение контура. Его нужно скопировать с примера, изображенного выше. Теперь нужно заполнить пустое пространство. Сначала уточняем лицо: прорисовываем глаза, губы, нос и щеки. Теперь рисуем руку. Она представляет собой овал, соединенный с ладошкой. Нужно заметить, что у матрешки может быть 4 пальца, а не 5. А теперь приступаем к творчеству. Одеваем нашу красавицу в фартук и прорисовываем цветы. Последний штрих - переносим изображение на левую сторону.

Современная интерпретация

Сегодня в моде абстракция. Поэтому рисунок-портрет русской красавицы в современной интерпретации может выглядеть нестандартно. Например, можно нарисовать красивый пучок, симпатичный профиль, наметить линию шеи и ухо. А вот лицо прорисовывать необязательно. Можно обойтись нетривиальной штриховкой или же, вообще, написать на месте глаз и губ поэму. Это может быть даже любимый стих.

В разделе

Разные бывают задания. Вот сидишь иной раз и думаешь Как нарисовать русский народный костюм? Причем — ребенку?

Пошаговые инструкции по ИЗО

Русский народный женский костюм с сарафаном. Пошаговая инструкция, как самому нарисовать русский народный костюм карандашом.

Русский народный девичий костюм — рубаха с поясом. Пошаговая инструкция, как самой поэтапно нарисовать женский русский народный костюм карандашом. Вначале рисуем вертикальную линию — это наша ось симметрии, затем намечаем три горизонтальные линии — линии плеч, бедер и талии. В зависимости от того, какой костюм мы рисуем: северорусский с обязательным сарафаном или южнорусский -с фартуком и поневой, линии талии располагается располагается по-разному. В северных вариантах — она завышена, в южных — находится на месте. Затем от линии талии намечается юбка, а от линии плеч — будущие рукава. Для простоты линию рукава можно рисовать параллельно линии юбки. На уровне бедер рукав заканчиваем. Таким образом у нас готов псевдо-макет, на базе которого мы и будем рисовать костюм.

1.Рисуем русский костюм на основе сарафана.

Девочка Аленушка в русском народном костюме. Разбивка по отдельным этапам, как самой нарисовать костюм.

В подготовительной группе дошкольникам в рамках занятий рисованием предлагается такая интересная, хотя и сложная тема, как изображение куклы в национальном костюме. Помимо развития художественных навыков, такая работа имеет большое познавательное и воспитательное значение - приобщает ребят к культуре и быту русского народа и тем самым пробуждает в них патриотические чувства.

Аспекты рисования по теме «Кукла в русском народном костюме» в старшей группе ДОУ

Дошкольники пробуют изображать антропоморфные предметы с раннего возраста. Сначала это примитивные работы по принципу «Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек!». Однако чтобы развитие пошло дальше, необходима планомерная работа воспитателя в этом направлении. Обучение искусству рисования портрета неразрывно связано с развитием восприятия и воображения. Педагог должен находить приемы, которые пробудят интерес детей к изображению человека.

Конечно, дошкольников пугает задание нарисовать человека, потому что они боятся, что у них это не получится. Задача воспитателя - преодолеть этот страх и заменить его на приятный процесс творчества. Идеально начать изображение не с человеческой фигуры, а с чего-то похожего на нее. Так, в среднем звене ребята с удовольствием рисуют матрешку, снеговика. Они хорошо знают, из каких частей состоят эти предметы, и учатся изображать лицо. Далее предлагается рисование Снегурочки в широкой шубке и руками.

В старшей группе происходит детальное знакомство с портретом, дети усваивают пропорции лица, способы передачи характера и настроения человека. Они рисуют себя, родителей, друзей, сказочных героев.

В подготовительной же группе ребята совершенствуют умение изображать антропоморфные существа с натуры и по памяти. Дети 6–7 лет уже хорошо подмечают характерные особенности объектов и предметов и передают их в художественных образах. В этом возрасте на занятии рисованием дошкольникам предлагается такая сложная, но интересная тема, как «Кукла в национальном костюме». Как правило, это рисование с натуры либо с опорой на иллюстрации. Заметим, что ребята изображают не человека, а именно куклу. Это немного облегчает работу, поскольку пропорции строения тела и лица здесь будут не такими строгими: например, голова может быть большой, равно как глаза, рот, ладони.

При проведении данного занятия педагог должен уделить основное внимание рассматриванию куклы в соответствующей одежде. Подробно обсуждается форма сарафана (если это русский национальный костюм), рубашки, головного убора, обуви. Также воспитатель делает акцент на расположении рук, ног, форме головы. Кукольная голова на рисунке может иметь овальную либо круглую форму. Чтобы изобразить лицо, дети должны зрительно (или простым карандашом) разделить его на три части: лоб, глаза и нос, губы с подбородком. Педагог может напомнить ребятам, как рисуются глаза (изобразить их на доске), напомнить, что нос можно обозначить лишь его кончиком (ноздри либо короткая черточка).

Иногда детям предлагается схематичное рисование куклы: с помощью кружка (голова) и нескольких линий (части тела). Затем эта схема обрисовывается недостающими элементами, в том числе одеждой. Еще один вариант - рисование овалами или дугами.

Поэтапное изображение

В подготовительной группе особо важно давать детям возможность проявлять творческую инициативу, творческую фантазию, поощрять самостоятельный выбор цветового решения рисунков. Так, например, ребята самостоятельно выбирают цвет и характер узора сарафана русской красавицы, а также ее кокошника. Отметим, что в данном возрасте дошкольники уже знают очень много оттенков, таких как лимонный, песочный, салатовый и пр.

Важным моментом занятия в подготовительной группе является анализ готовых работ. Рассматривая свои рисунки, дети учатся видеть их сильные стороны и недостатки. Вместе с педагогом ребята обсуждают, что можно сделать лучше, чем дополнить композицию.

Используемые материалы и основа

В подготовительной группе расширяется набор материалов, с которыми дети могут работать в процессе изобразительной деятельности. Их соединение в одном рисунке способствует созданию выразительного образа. Поскольку изображение куклы в национальном костюме требует детальной прорисовки, то целесообразно при основной работе красками (акварель или гуашь) или цветными карандашами дополнительно использовать фломастеры или гелевые ручки. С помощью этих инструментов можно обозначить черты лица или затейливые узоры на сарафане и кокошнике.

Такой предмет изображения, как кукла, требует предварительного наброска простым карандашом. Это особенно актуально при работе с красками. Что касается ластика, который иногда предлагают дошкольникам в подготовительной группе, то лучше его не давать, так как часто дети используют его нерационально и портят рисунок.

В качестве основы для рисования куклы в национальном костюме воспитатель предлагает ребятам листы бумаги стандартного размера. При рисовании красками они заранее тонируются в пастельные тона. Работая с цветными карандашами, дети могут завершить композицию подходящим фоном.

Техники и приёмы рисования, которые нужно использовать при рисовании куклы в национальном костюме в подготовительной группе

В подготовительной группе еще более совершенствуется техника изображения. Движения руки становятся более свободными и точными, плавными и ритмичными.

Набросок простым карандашом делается довольно быстрыми движениями руки, легкой неразрывной линией (чтобы было легко исправить неточности). Кстати, будет полезно, если ребенок выполнит несколько пробных набросков на черновике.

При рисовании карандашом ребята упражняются в плавном повороте кисти руки - это нужно для изображения округлых линий. Дошкольники учатся проводить без отрыва длинные линий, так же изображать крупные формы. Мелкие детали (черты лица, орнамент на сарафане) прорисовываются при помощи коротких линий и штрихов.

Аналогично совершенствуются разные способы работы с кистью (всем ворсом и кончиком) при рисовании гуашью или акварелью. Дошкольники развивают технические навыки - учатся смешивать краски для получения интересных оттенков.

Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности при рисовании куклы в национальном костюме в подготовительной группе, уместность индивидуального подхода

В подготовительной группе уже четко просматриваются особенности развития детей, у некоторых дошкольников ярко выражены способности и интерес к изобразительной деятельности. Таких детей, без сомнения, нужно поощрять, еще больше стимулировать их стремление к художественному творчеству. Один из способов - предложить им разнообразить композицию дополнительными аппликативными или пластилиновыми элементами.

Например, сарафан или кокошник русской красавицы можно украсить пластилиновыми элементами (тонкими витиеватыми жгутиками или маленькими шариками) или приклеить блестящие пайетки.

Рисование можно сочетать с аппликацией, особенно если речь идет о коллективной композиции: нарисованные фигурки барышень раскрашиваются, вырезаются, дополняются аппликативными деталями и наклеиваются на общий фон.

Рисование с элементами аппликации

Конкретные варианты композиций в рамках темы «Кукла в национальном костюме» в подготовительной группе

Рисование на тему традиционно предлагается воспитанникам подготовительной группы в самом начале учебного года (сентябрь). Эту тему можно несколько интерпретировать: дети могут изобразить красавиц из русских народных сказок, например, Аленушку, Василису, Марьюшку (они также будут одеты в русский народный костюм).

Если ребята проживают в местности, где существуют свои особенности национального костюма, то их можно отразить в рисунке, например, «Чувашский костюм», «Мордовский наряд».

Кстати, незадолго до занятия «Кукла в национальном костюме» ребята могут отдельно изобразить национальные головные уборы либо раскрасить предложенные шаблоны: так они потренируются в составлении узоров, смешении цветов. Точно так же можно потренироваться в рисовании русской народной обуви - лапти.

Интересная идея - предложить ребятам после рисования русского национального костюма изобразить традиционный наряд еще какого-нибудь страны (например, Украина, Китай, Индия и др.). Отметим, что такое занятие требует подробной познавательной беседы. Изображая кукол разных национальностей, дети должны использовать такие средства выразительности, как передача цвета кожи и волос, разреза глаз. Воспитатель обязательно должен продемонстрировать дошкольникам куклу в соответствующем костюме либо ее изображение.

При желании тему «Кукла в национальном костюме» можно оформить как коллективную композицию, например, «Хоровод». Дети рисуют барышень в русском народном костюме, затем вырезают их и приклеивают на основу (воспитатель заранее продумывает подходящий фон (луг с зеленой травкой, цветочкам и пр.). Как упрощенный вариант ребятам можно раздать шаблоны, которые они должны раскрасить.

Возможные варианты мотивирующего начала занятия: рассматривание картинок, беседа по вопросам, сказка, стихотворения и пр.

Даже в подготовительной группе ведущим видом детской деятельности остается игра. И педагог не должен забывать об этом при построении занятия. Игровая мотивация играет очень важную роль.

Например, воспитатель сообщает ребятам, что к ним в гости пришли куклы, но они одеты как-то странно. Оказывается, они прибыли из прошлого. Ведь именно так одевались люди, которые давным-давно жили на Руси. Наши бабушки носили сарафаны в пол, а дедушки - рубаху-косоворотку с поясом. Мотивацией для ребят станет просьба кукол сфотографировать их, ведь в далеком прошлом не было фотоаппаратов.

Куклы в мужском и женском русском национальном костюме

Кукла в русском народном костюме

Другой вариант - куклы (например, Арина и Данила) собрались поехать на ярмарку и хотят получше нарядиться. Ведь, на ярмарках люди веселились, танцевали. Дети нарисуют их в красивой одежде, акцент при этом ставится на ее украшение (рукав, подол сарафана, воротник мужской рубашки).

В гости к дошкольникам может прийти - это может быть Аленушка, Василиса прекрасная или Марьюшка (кукла или картинка). Воспитатель подчёркивает, какая она стройная, изящная, румяная, с длинной русой косой. Педагог сообщает детям, что раньше таких красавиц называли «лебёдушкой», «павой», «березонькой», «ягодкой» (идет пополнение словарного запаса дошкольников). Героиня рассказывает детям печальную историю: Баба Яга или злая ведьма украла и сожгла ее самый красивый сарафан. Дети всегда живо отзываются на чужую беду и стремятся помочь - они с радостью нарисуют красавице новый наряд еще красивее прежнего.

Героиня русской народной сказки

Героиня русской народной сказки

Занятие рисованием можно начать с познавательной беседы о русской национальной одежде. Детям будет интересно узнать, что вышивка и узоры, которыми она украшалась, в старину имели особое значение. Люди верили, что вышивка не просто украшала, но и защищала от злых сил - была оберегом. Это были волнистые линии, кружочки, крестики. Также мастерицы вышивали деревья, птиц, животных. Мотивацией после такого рассказа будет предложение детям нарисовать любимую куклу в наряде, который будет ее защищать от всякого зла.

Традиционный элемент узора одежды Традиционный элемент узора одежды Традиционный элемент узора одежды Традиционная русская вышивка

Кроме того, ребятам можно рассказать о том, что красный цвет в русском национальном костюме присутствовал в огромном разнообразии оттенков. А в сочетании с зеленым красный казался еще более сочным и праздничным. Красный цвет символизировал огонь, а огонь может дарить как радость (тепло), так и скорбь (пожар). Также это цвет любви.

Иллюстрация, которую можно использовать на занятии

Исконно русская обувь крестьян

Если дети рисуют национальный костюм не России, а какой-либо другой страны, то обязательно нужно продемонстрировать им соответствующие картинки, а еще лучше куклу в такой одежде.

Кукла в национальном костюме

Тематические картинки Плакат Бумажные игрушки Куклы

Мотивацию к рисованию нарядной куклы, конечно же, можно почерпнуть из художественной литературы. К ребятам в гости может прийти бабушка-сказочница (переодетый воспитатель) и поведать им сказку про купца Садко. У него было три дочери-красавицы. Когда Садко собрался в дальние страны за товарами, дочери заказали ему привезти золотой венец, красивую рубашку и сарафан, расшитый узорами и лентами. В заморской стране купец долго искал эти подарки, наконец, нашел и купил. Но дочки, когда увидели обновки, стали завидовать друг другу: каждая хотела, чтобы у нее был и сарафан, и рубашка, и венец. И вот он попросил сказочницу обратиться к детям - пусть они помогут ему и нарисуют для дочек красивые наряды.

Порекомендуем также современную сказку Ларисы Сергеевой По сюжету произведения в одном конце деревни жил Сарафан-господин, а в другом - Рубаха-простуха. Сарафан устал лежать в сундуке в ожидании того, когда же хозяйка его достанет да наденет, и решил зайти в гости к Рубахе. Она очень обрадовалась гостю, поставила самовар. Они сели пить чай, и Сарафан спросил Рубаху, отчего она такая добрая и пригожая. Та ответила, что хозяин надевает е на тело и согревает своей душой. Рубашка же, в свою очередь, защищает человека от нечисти с помощью ворот (это воротничок и манжеты). А чтобы внутрь не попадал холод, помогает поясок. Сарафан подумал-подумал и стал дружить с рубахой - и теперь они ходят всегда вместе.

После прочтения этой коротенькой сказки детям будет еще интереснее изобразить исконно русские предметы одежды.

Иллюстрация к сказке

Начать занятие можно также со стихотворения. Например, интересны следующие строки:

Пригоцкая Светлана

Развернись, сарафан златокрылый,
Во всю ширь, во всю стать, во всю прыть.
И в суровые годы России
Пряли бабы суровую нить.
Вот в таком домотканом наряде
В церковь шла многодетная мать.
Сарафан-широта та, что надо -
Можно поле холстиной устлать!
Ой, ты, милый, кудрявый, желанный,
На гармошке играй веселей!
Плыли девы в цветных сарафанах
Среди радуг, лугов и полей.
Все румяные, словно матрёшки,
Хороводы вели без конца…
Не одна ликовала гармошка -
Выбирай по душе молодца!
А какие частушки певали!
И платочки взлетали из рук!
Наша бабушка старою стала,
Сарафан свой сложила в сундук.
Мать моя сарафан примеряла,
Говорила:ах мне бы сплясать!
Заросли деревеньки бурьяном,
И гармошки давно не слыхать.
Не услышишь весёлой частушки,
Молодые теперь в городах…
В деревеньке расскажет старушка
О былых хороводных годах!

http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/11499-stixi-pro-sarafan

Л.А. Круглова

Куклы, барышни, матрёшки

Рядом с нами все живут.

Удивляют, восхищают

И покоя не дают.

Шьём мы куклам всем наряды

Изучая старину.

Познаём с какого края

Мы во сне иль на яву.

Вместе с кочевым народом

Ставим юрту, ждём гостей.

Пьём мы чай из самовара

А кочевник пьёт кумыс.

В дом идём мы отдохнуть,

А кочевник лёг в куйзи

Ну попробуй загляни.

Люди разные живут…

Все по - своему поют,

Носят разную одежду

Верят в бога как и прежде…

http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/10/18/kukly-v-natsionalnykh-kostyumakh

Частушки про лапти:

Ох, лапти мои,
Лапоточки мои,
Огороды вы копали
Танцевать сюда попали.»

«Гуляй Матвей
Не жалей лаптей.
До субботы доживешь
Новы лапти наживешь.

Отметим, что накануне рисования куклы в народном костюме хорошо предложить дошкольникам дидактические игры по данной тематике. Например, в ходе игры «Одень куклу в национальный костюм» дети запоминают особенности традиционной одежды разных народов.

Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм» Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм» Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм» Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм» Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм» Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм» Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм»

Поскольку перед продуктивной деятельностью обязательным является проведение физкультминуток либо пальчиковой гимнастики, то приведем следующий замечательный вариант:

Мы портные, мастерицы поочередное поглаживание рук снизу вверх
Вам костюм сошьем сейчас провести руками по телу сверху вниз и присесть
Сложностей не побоимся повороты головы в стороны сидя
Нарядим, украсим враз! подпрыгнуть, показать большие пальцы
Для начала мы замерим, руки вперед - в стороны
Сколько нужно ткани нам, -
Раскроим и вновь проверим,
- Не мало ли будет вам.
наклоны в стороны, руки на пояс
Вырежем из ткани ровно руки вперед «ножницы»
- И сошьем все по краям, имитировать движения иголкой
А теперь украсим пёстро руки в стороны, пальцы врозь
Перья, бусы, ленты там. хлопки справа, слева, над головой
Вот теперь-то можно точно
- Нарядиться - и на бал!
руки на пояс, поворот вокруг себя
Полюбуемся - всё прочно
- И красиво сшито вам.
руки на поясе, поочередное выставление ног на пятку

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Клюй А. «Кукла в национальном костюме»
Образовательные задачи : познакомить детей с русским народным нарядом, а также костюмами других стран; закреплять умение изображать фигуру человека.
Развивающие задачи : закреплять умение рисовать акварелью, предварительно обозначая контур простым карандашом.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес к национальной одежде России и других стран.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: бумажные куклы в национальных костюмах, кукла в традиционном русском сарафане и кокошнике.
Раздаточный материал: листы белой бумаги согласно количеству детей, акварельные краски, стаканчики-непроливайки, кисточки, подставки под них, салфетки.
Ход занятия:
В начале занятия воспитатель сообщает детям, что они живут в самой большое стране. Но кроме нее, в мире есть и много других стран. И каждая имеет свою культуру, традиции и национальную одежду.
Педагог демонстрирует бумажных кукол в национальных костюмах и рассказывает о каждом из них.
В гости к ребятам приходит кукла Катя, одетая в русский народный костюм - нарядный шелковый сарафан, подпоясанный узким пояском, и кокошник. Сарафан расшит узорами, а кокошник украшен золотой вышивкой, жемчугом и бисером. Волосы куколки заплетены в косу и украшены ленточкой.
Педагог предлагает ребятам нарисовать куклу Катю в ее прекрасном наряде.
Южакова О.Н. «Как носила девица красный сарафан»

Занятие начинается с того, что педагог вместе с детьми рассматривают выставку, посвященную русскому народному костюму.
Под тихую музыку дети слушают рассказ воспитателя об истории русского наряда. Демонстрируются картинки с изображением рубахи, поневы (юбки), передника, шушуна (верхняя одежда на холодный период), венка, повязки, украшений из бисера, янтаря, жемчуга.
Более подробно педагог останавливается на таком предмете одежды, как русский сарафан. Сначала его носили только богатые дамы, а затем царица Екатерина II разрешила надевать его всем сословиям - он стал популярен среди крестьянок и купеческих жен и дочерей. Сверху сарафана обычно надевался передник, а на плечи душегрея.
На ногах крестьяне носили лапти, которые плели из лыка либо бересты. Кстати, помимо них, народ еще надевал кожаные башмаки, а зимой валенки.
Также воспитатель кратко рассказывает о русской народной одежде мужчин.
Организуется хороводная игра «Венок» (под русскую народную композицию).
Детям предлагается игровое задание - сплести венок из ленточек.
Продуктивная деятельность - ребята рисуют кукол Маню и Ваню, одетых в русский костюм.

Никитина Л. «Кукла в русском национальном костюме»

Вначале занятия воспитатель проговаривает строки М. Шаханова:

  • Должны быть обязательно кроме родителей, четыре коня, как четыре матери:
  • Родная земля,
  • Родной язык,
  • Родная культура,
  • Родная история.

Звучит песня «Вижу чудное приволье». Беседа по ее содержанию: о чем поется в песне, как называется наша родная страна, какая она по величине.

Педагог спрашивает у детей, кто такие наши предки, из каких источников можно узнать об их жизни. Детям предлагается побывать в музее - они приглашаются в зал Сказок - подходят к стенду с иллюстрациями к русским народным сказкам. Педагог обращает внимание на то, как одеты женщины на картинках, где одежда повседневная, а где праздничная.
Проводится физкультминутка «Лапти мои» (под музыкальную композицию).

  • Лапти, да лапти, да лапти мои,
  • Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,
  • Эх, лапти мои, лапти липовые!
  • Вы не бойтесь ходите,
  • Тятька новые сошьёт.
  • Эх, ну! Тьфу! Выставление поочередно правой и левой ноги на пятку
  • Хлопок в ладоши, наклон вниз
  • Шаг вправо, притом, шаг влево, притоп
  • Руки вверх, хлопок над головой. На слово «тьфу» резко отпускаем руки вниз.

Из волшебного сундучка педагог достает силуэты кукол в русском костюме. Они собрались на праздник, и задача ребят - украсить сарафаны и кокошники с помощью геометрических узоров.
Дети рисуют под русскую народную музыку.

Бублик Л. «Кукла в национальном костюме» (китаянка)

На занятии дети знакомятся с дружественной страной Китай, узнает про ее географическое положение (большая площадь, омывается несколькими морями), культуру, рассматривают женский национальный костюм.

В гости к ребятам приходит кукла-китаянка, приветствует их на китайском языке. Ее зовут Джия, что в переводе с китайского «красивая». Дошкольники рассматривают ее национальный костюм: брюки из шелковой ткани, поверх которых надето длинное платье с запахом и широкими рукавами (также из шелка). Китайский наряд вышит цветными узорами: это цветы и бабочки, которые имеют символическое значение.
Проводится пальчиковая гимнастика «Дружба»:

  • Дружат пчёлка и цветок, (соединить большие пальцы)
  • Дружат лист и мотылёк, (указательные пальцы)
  • Дружат солнце и леса, (средние)
  • Дружат рыбка и волна, (безымянные)
  • Дружат в море корабли, (мизинцы)
  • Дружат дети всей земли. (ладошки обнимают друг друга)
  • Друг другом нужно дорожить,
  • Без дружбы нам нельзя прожить. (грозят указательным пальцем)

Самостоятельная продуктивная деятельность детей - под китайскую музыку они рисуют куклу-китаянку в ее национальном костюме, придумывают свой узор для ткани.

Примеры готовых работ воспитанников подготовительной группы по теме «Кукла в национальном костюме» с комментариями по выполнению работы

Рисунки «Русская красавица», «Русский народный костюм», «Иван да Марья» (все они выполнены акварелью) демонстрируют нам национальную одежду нашей Родины. Работа «Русская красавица» пронизана позитивным настроением: дополнена ярким ми нежно-голубым небом. Мы видим привычный русский атрибут - стройную березку на переднем фоне. Кукла на рисунке изображена в традиционо ярко-красном сарафане, развевается ее длинная белокурая коса.

Русская культура всегда, а сейчас, в современное время, особенно интересует многих людей. Наша история богата живописцами, писателями, поэтами. Русская культура всегда была очень интересна для всего мира. Национальные костюмы являются неотъемлемой частью культуры любой народности или национальности. Интерес к русскому национальному костюму сегодня особенно велик в связи не так давно прошедшей Зимней Олимпиадой в. Сочи. Все иностранцы хотят приобрести себе на память сувениры — кукол в русских костюмах. Но, можно и нарисовать или кукол, или фигуры людей в таких костюмах. Чем мы сегодня и займемся и научим вас, как правильно поэтапно рисовать русские национальные костюмы — мужской и женский.

Этап 1. Сперва проведем начальные линии женской и мужской фигур. Два круга — головы, шеи, четырехугольники — тела, линии рук и ног.

Этап 2. Начинаем обводить круги плавными линиями, постепенно придавая контуры лицам. Показываем линии щек, подбородков, ушей, и начала шеи.

Этап 3. Теперь нарисуем выражения лица. Пользуясь вспомогательной линией внутри круга, показываем глаза с ресницами, над ними брови, очертания носа с ноздрями и губы в приветливой доброжелательной улыбке.

Этап 4. Здесь девушке мы рисуем красивую толстую заплетенную косу, спадающую вперед, голову обведем полукругом — кокошником — русским национальным головным убором. Из-под кокошника видны кружева, обрамляющие лоб. На ушках покажем красивые сережки в форме ромба, конец косы украшен атласным бантом. На голову парня наденем фуражку с козырьком, на боку которой прицеплена розочка.

Этап 5. Начнем рисовать именно костюмы (одежду). На ней — рисуем воротничок-стойку, грудной отдел сарафана и поясок под грудью. На шее две нити бус, рисуем их кружочками. На нем — рубаха с воротничком-стойкой, рубаха довольно длинная, закрывает верх шароваров, подпоясана ремнем.

Этап 6. Покажем на правой руке рукав от рубашки, схваченный внизу у кисти манжетой. У парня также рукав рубахи закрывает саму руку. Этой же рукой он держит национальный музыкальный инструмент — балалайку. Рисуем треугольник, от которого отходит ручка балалайки, на ней струны.

Этап 7. Дорисовываем левые руки у обоих персонажей. У девушки в пальцах зажат платочек. Левой рукой парень держит ручку балалайки, зажимая струны.

Этап 8. Заканчиваем рисовать русские национальные костюмы, изображая подол сарафана и брюки. Сарафан расклешенный книзу, собран складками. Брюки — шаровары, довольно широкие, заправлены в сапоги. Ноги рисуем вдоль прямых из этапа 1.

Этап 9. Теперь на сарафане рисуем узоры — линии вертикальные и горизонтальные. Посередине ряд пуговиц. Шаровары парня делаем полосатыми.