Сваны бежали от войны, бросив оружие, коров и русских батраков. Значение слова сваны Кто такие сваны в грузии

Действие первое

Детство...

Сынок, дружи с грузинскими ребятами, с азербайджанскими, с армянскими, но никогда не подходи к Сванам…, - говорил Отец…

Почему, они ведь такие как и мы…

Такие, да не такие… Люди Они очень хорошие, справедливые, честные – все бы такие были… Но Сваны не прощают обид, а Тебе ещё только семь лет… Сначала скажешь, а потом думаешь…

Грузия, военный городок, в/ч 61615, советские войска КГБ, специальная правительственная связь… Центральная аллея от клуба, по обе стороны жилые дома – тут расквартированы семьи офицеров и прапорщиков, между них - офицерское общежитие для холостяков… 1986 год… По аллее гордо идёт высокий мужчина, крепко сложенный, на поясе висит огромный кинжал… За спиной подобие рюкзака… При виде его мамочки спешно забирают с улицы детей… Человек идёт с сыном… мальчику около восьми лет, голова высоко поднята… Молчаливый кивок в сторону военного патруля (офицер и два солдата)… Офицер отвечает таким же, едва заметным кивком, пристально провожает Отца и Сына до границ части… Человек с кинжалом проходит между двух столбиков, на которых некогда была натянута колючая проволока и неспешно удаляется по протоптанной тропинке… Сван приходил покупать продукты…

Кто же такие эти Сваны? Те, кого боялись даже в частях КГБ как огня?

Вот, что сказано в Большой Советской Энциклопедии:

«…Сваны, этнографическая группа грузин; живут в Местийском и Лентехском районах Грузинской ССР. Сванские племена, занимавшие в древности обширную территорию на южных склонах Большого Кавказа (см. Сванети) и частично на северных склонах (главным образом в верховьях р. Кубани), вместе с племенами картов и мегрелолазов (чанов) составили основу формирования грузинского народа. Сваны говорят на грузинском языке, в быту - и на сванском языке. В прошлом характеризовались локальными чертами культуры и быта (оригинальные формы башенной архитектуры, развитое альпийское хозяйство, пережитки военной демократии и др.)…»

Википедия менее многословна:

«…Сваны проживают в Местийском и Лентехском районах на северо-западе Грузии, объединяемых в историческую область Сванетия (сван. Shwan), а также в Кодорском ущелье Гульрипшского района в Абхазии. Численность в Сванети — около 60 тысяч; в Абхазии — 2 тысячи человек. Общая численность порядка 80 тысяч человек…»

Почему терпели Сванов в военных городках, почему разрешали ходить с холодным оружием? Ответ прост – некто мудрый понял, что начни притеснять Сванов – врядли можно было располагать военных с семьями на территории Грузии… Полностью закрыть военный городок, в котором находились школы, санитарная часть, несколько магазинов, детский садик и т.д. было бы невозможно… Рано или поздно были бы жертвы, а следовательно открытый конфликт… Поэтому к Сванам относились с уважением и страхом… Не переняли эту тактику грузинские политики «Революции роз»…

Конфликт...

В Грузино-Осетинском конфликте на Северном Кавказе равнодушных или нейтральных мнений нет. Или за или против… Нейтралитет присущ славянским народам, но не народам Кавказа, хотя и славяне и кавказцы являются, в большинстве, Христианами… Одна вера и столь разные мнения…

1993 год – Абхазские войска успешно отбивали атаки грузинских войск, но занимать Кодорское ущелье не стали, более того - признали данную территорию нейтральной… Причины на то были и абхазцы их очень хорошо знали… Сваны не были против своей автономии…

В Свании создаётся вооружённое формирование, получившее название «Охотник» - лидером которого становится Эмзар Квициани…

Эмзар Бекмуразович Квициани родился 25 апреля 1961 года в селении Чхалта Кодорского района Грузинской ССР в сванской (народность, этнографическая группа грузин, проживающая в Кодорском ущелье) семье. Отец – Бекмурза Квициани, мать – Мариам Гурчиани. У Квициани есть сестра Нора …

В 1988 году Квициани закончил экономический факультет Новосибирского сельхозинститута. Photo-1R По другой информации, Квициани получил высшее сельскохозяйственное образование в Волгограде. В советское время Квициани трижды привлекался к уголовной ответственности – за хулиганство, воровство и по подозрению в убийстве. Следствие по последнему делу не было доведено до конца из-за политических потрясений, связанных с распадом СССР …(Данные с сайта https://www.lenta.ru/lib/14163606/)

Эдуард Шеварнадзе, на мой взгляд, опытнейший политик и дипломат, дабы избежать обострения обстановки в регионе, назначает Эмзара Квициани политическим Photo-3L представителем в Сванетии… DOB-2R Эту должность Эмзар Квициани занимал до самой «Революции роз»… С приходом к власти Михаила Саакашвили Грузия старается любой ценой подчинить Абхазию, а вместе с ней Сванию официальному Тбилиси… «Охотник» оказывается вне закона, а что немаловажно, бойцы отряда остались без зарплаты. Следовательно, их семьи - без куска хлеба. Квициани смещён с должности политического представителя…

Правительство «Роз» расставляет своих министров, представителей на местах и т.д. Цивилизованных переговоров не получилось:

Саакашвили кидает резкую и неосторожную реплику: "Я заставлю плакать мать того, кто поднимает руку на грузинское государство".

Квициани в долгу не остался: "Дорого обойдется президенту его мат. Если он хотел вспомнить мою мать, то мог приехать сюда четвертого июля, когда ее хоронили. Если они будут говорить о наших матерях, мы навестим их матерей. Сваны никому не прощали оскорбления матери".

Для Грузина реплика, брошенная Саакашвили, идентична мату, грубо оскорбляющему собеседника и всю его семью… Конфликт оказался неизбежен…

Михаил Саакашвили вместо того, дабы урегулировать обстановку путём переговоров, посылает в Абхазию войска… В Кодорское ущелье отправлены значительные силы МВД и министерства обороны Грузии, одну из колон задерживают российские миротворцы… после двухчасовых переговоров колону пропускают… DOB-1L

Поставлен крест на мирном договоре 1994 года…

Вот требования Эмзара Квициани, при которых конфликт смог бы перейти из политического русла в личную обиду и решаться двумя мужчинами иными способами:

1. Отправить в отставку министров внутренних дел и обороны Вано Мерабишвили и Ираклия Окруашвили.

2. Восстановить функционирование в Кодорском ущелье подразделения "Монадире"(«Охотник»)

3. Прекратить гонения на Грузинскую православную церковь.

4. Прекратить обвинения беженцев из Абхазии в предательстве.

5. Наказать заказчиков убийства 27-летнего Сандро Гиргвлиани и других жертв "эскадронов смерти".

Действие второе

Почему Леонид Кучма выучил украинский язык?

Как известно, любой правитель должен общаться со своим народом на государственном языке, по причинам качественной передачи информации и отдавая дань уважения традициям народа и языка. Десять лет в Украине на посту президента находился человек, которому разговаривать с вверенным ему народом было очень тяжело по причине не Photo-2R уверенного владения государственным языком… Русский язык, которым Леонид Данилович владел гораздо лучше, нежели украинским, вопреки высказываниям националистических организаций, понимают все. Во всяком случае, основной смысл разобрать можно, равно как и остальные родственные языки славянской группы.

За четыре года проживания в Грузии я, в младшем школьном возрасте, смог выучить лишь два слова и то сомневаюсь в правильности произношения… Но грузинские дети с раннего возраста знали минимум два языка – родной грузинский и русский… Русский был со смешным акцентом, но взаимопонимание было, на мой взгляд, даже лучше, нежели украинцев с русскими… Очень хорошо помню передачи грузинского телевидения, которые в ГССР занимали большую часть эфира двух каналов – третий был «Останкино»… Понять на грузинском канале, как я не старался, ничего не мог… Хотя в повседневном общении интуитивно понимал речь Грузин…

По всей видимости, в современной Грузии помимо русского языка начали усиленно изучать и английский. Президент Грузии свободно, нарушая все дипломатические правила этикета, без переводчика, разговаривает на английском языке с мировым сообществом. Все умиляются – ай, да молодец, как хорошо английский язык знает… Нравятся президенту хвалебные оды и решил Он и с Грузинами на английском заговорить, мол, поймёте, а кто не поймёт – пусть учит!..

Теперь спроектируем ситуацию на Украину. Десять лет Леонид Данилович, побеждая в себе невежество в сфере владения украинским языком, силился общаться с народом именно на государственном языке. Даже в Восточных областях Украины, где, казалось бы и так поймут, мы слышим ужасный суржик президента…

Знал Кучма, что начни Он разговаривать на русском языке - терпеть такого не станут и дни его президентства будут сочтены…

Знал Кучма, что говорить на русском с президентской трибуны – это грубое неуважение к жителям Украины, причём всех регионов.

Знал Кучма, что не поймут его ни на Западной Украине, ни на Восточной…

Действие финальное

Photo-4L И так, почему же Михаил Саакашвили решил просто так плюнуть на свой народ, на этнические традиции и обратиться к Грузинам в трудную для них минуту на английском языке? Грузинский язык президент знает отлично, как, возможно, и ещё несколько языков (как я упоминал, грузинам очень хорошо даются иностранные им языки) … Тем более, что его с очень большим трудом, но поняли бы абхазцы, осетины, сваны и прочие национальные меньшинства маленькой Грузии… Вывод один – обращение должны были понять без погрешностей перевода англоязычные страны… Вот яркий пример марионеточности Михаила Саакашвили…

Эпилог…

Понятие дружбы у Грузин во многом отличается от аналогичного слова среди славянских народов. Эти люди предать друга не в состоянии – у них просто не заложен этнически такой вариант… Люди бывают разные и среди грузин - у одних более цивилизовано-европейские взгляды на дружбу, у других - традиции предков...

Иметь друга среди грузин – это иметь крепкую опору, иметь врага-грузина… лучше не рассматривать такую перспективу…

Вернёмся к Сванам… Если излагать простыми словами – Сваны – это горцы, суровый народ, чтящий и уважающий традиции до мелочей. Сваны до сих пор в своих понятиях культивируют кровную месть. Хоть этот народ и принадлежит к православию – Сваны не забывают и языческих традиций. Дружба и вражда у этого народа до конца жизни. У Сванов очень остро развито чувство собственного достоинства… Именно Сваны - альпинисты и скалолазы от рождения - составляли костяк советских подразделений, разгромивших в годы Второй Мировой войны немецких горных егерей из дивизий "Эдельвейс" и "Тироль", не пропустивших фашистов в Закавказье. Сваны до сих пор вооружены не только автоматами «Калашникова» и гранатометами, но и трофейными "шмайсерами".

Как будет развязан этот военно-политический конфликт – покажет время, но в Грузии, видимо, не всех предупреждали заботливые родители, что со Сванами надо быть осторожным… Очень дорого может стоить обида на Кавказе!

P.S. Когда грузовой автомобиль вёз меня с матерью в Тбилисский аэропорт, дабы на долгие годы покинуть эту великолепную страну, у меня в глазах расплывались величественные пейзажи, красивейшего горного ландшафта… расплывались от слёз т.к. я понимал, что очень не скоро, а возможно, никогда, не увижу этой замечательной страны… Во мне и по сей день живёт мечта - вернуться в Грузию…

Сванетия - один из самых высокогорных районов Грузии. Она расположена на южных склонах центральной части Главного Кавказского хребта и по обе стороны Сванетского хребта, в северной части Западной Грузии. Земо (Верхняя) Сванетия находится в ущелье реки Ингури (на высоте 1000-2000 метров над уровнем моря), а Квемо (Нижняя) Сванетия - в ущелье реки Цхенис-цкали (на высоте 600-1500 метров над уровнем моря). На юго-востоке Сванетия граничит с Рача-Лечхуми, на западе - с Абхазией, с юга примыкает Имерети и часть территории Самегрело. На севере граница Сванетии проходит по Главному Кавказскому хребту, по ту сторону которого находятся Карачай и Кабарда.

Население Сванетии - сваны - грузинские горцы, этнографическая группа грузин, говорящих на грузинском и в быту на сванском языках (сванский язык относится к картвельским языкам и имеет четыре диалекта и ряд говоров). Сваны - чрезвычайно колоритный народ. Они всегда славились своей статностью и храбростью. Сваны считались самыми лучшими воинами в Грузии. Ещё древнегреческий географ и историк Страбон писал: «Сваны могущественный народ и, я думаю, самый храбрый и отважный вообще на свете. Они в мире со всеми соседними народами». О гостеприимных, просвещенных и сильных сванах писали Плиний, Птолемей, Аппий, Евстафий Тесалонийский.

История гордого, мужественного и свободолюбивого народа Сванов, который сохранил свой язык, насчитывает несколько тысячелетий. Он никогда не был порабощён врагами, может, поэтому народ, некогда заселявший прибрежную полосу Колхидской низменности и нынешнюю Абхазию, после многочисленных войн выбрал для себя свободную жизнь в горах.. Примечательно, что у сванов никогда не было крепостного права, да и дворянство носило условный характер. Ведь каждый сван -это личность, которая не приемлет над собой господства. Сваны никогда не вели захватнических войн, об этом свидетельствуют исторические факты, один из которых - строительство в старину сторожевых и оборонительных башен, именуемых "Сванскими башнями". Издревле сваны традиционно увлекались созданием живописных изделий из меди, бронзы и золота. Известные сванские кузнецы, каменотесы и резчики по дереву изготавливали посуду и различный хозяйственный инвентарь из серебра, меди, глины и дерева, а также сванские шапочки - национальный сванский головной убор и уникальные «канци» из турьих рогов.

Традиционным было для сванов пчеловодство - древнее грузинское занятие, особенно распространенное в горных районах Западной Грузии. Но самыми уважаемыми и почитаемыми профессиями для свана являются охота и альпинизм. Сваны были и остаются профессиональными охотниками и альпинистами. Охотничий промысел для сванов фактически равноценен хозяйственной деятельности, а альпинизм - национальный вид спорта Сванетии. Много выдающихся спортсменов дала сванская школа альпинизма. Самым знаменитым человеком в Сванетии является альпинист и скалолаз- "Тигр скал" - Михаил Хергиани, трагически погибший в итальянских Доломитах на стене Су-Альто в 1969 году. Покорителями вершин Ушба, Тетнульды и Шхары были уроженцы Сванетии Габлиани, Джапаридзе, Гугава, Ахвледиани и многие другие. Сваном был Герой Советского Союза, капитан 3-го ранга Ярослав Константинович Иоселиани, который в годы войны совершил не один десяток боевых походов и торпедировал множество вражеских судов. Еще один известный сван - знаменитый кинорежиссер Отар Иоселиани, поставивший фильмы «Листопад», «Жил певчий дрозд», «Пастораль» и др.

Сванетия - крошечная и чрезвычайно красивая страна, сейчас это регион Грузии. Здесь с ревом бегут бешеные потоки горных рек. Тут вершины гор украшают белоснежные шапки, а путь к ним проходит через холодные никогда не тающие ледники. В этих краях узкие, не очень населенные гордыми свободолюбивыми сванами и по сей день, долины рек... Сванетия делится на Верхнюю Сванетию (Земо-Сванети), граничащую на севере по Большому Кавказскому хребту с Кабардино-Балкарией и отдаленную на юге от Нижней Сванетии (Квемо-Сванети) Сванетским хребтом. Местиа - административный центр Верхней Сванетии, это поселок городского типа, в котором проживает сейчас около 2700 человек. Центр Нижней Сванетии - поселок Лентехи, в котором проживает около 1800 человек.

Держу в руках открытки из набора, любуюсь видами древней Сванетии. Да и не такая уж она древняя на этих открытках, всего чуть более ста лет назад сделаны эти фотографии. При моем, увы, пока только беглом посещении этих мест, дважды - в 2012-м году, я, к своей радости, видела, что сохранилось в этих краях много старых домов, а сванетские башни - также возвышаются над Местией как и много веков назад. Не утратились и некоторые традиции, обычаи сванов. До сих пор не трудно отличить свана в толпе среди других грузинов и не только по характерной сванской шапочке.

А этим фотографиям больше ста лет. Уже тогда, в начале XX века, привлекали эти горные края путешественников, о свободолюбивом гордом народе этих мест - сванах, ходили легенды. Их обычаи, традиции, способность жить в таких суровых краях восхищали, удивляли, прямота взглядов и детская бесхитростность вызывала и добрые усмешки, рождало анекдоты и,в то же время, опять же не могли не восхищать. Их суровость, горячий нрав и принципиальность отпугивали. Истории о некоторых исторических персонажах, передаваясь из уст в уста, обрастали разными подробностями - где порой вымысел становился по размерам больше правды.

Но, тем не менее, рассказывают много историй и по сей день старожилы этих мест.

Например, о Константине Дадешкелиани, правившем княжеской Сванетией. Черезчур суров он был. Правил жестко. Недолюбливали его подданые. И роптать начали. Особенно их возмущало как Константин Дадешкелиани не пропуская ни одной свадьбы пользуется правом первой ночи. Как-то вызывал его в Кутаиси генерал-губернатор Гагарин, разобраться с ним. Да только вышло из этого следующее...

Сидит наместник царя русского за большим письменным столом. Входит к нему князь Дадешкелиани со своими восемью джигитами. Не удосужился поняться генерал-губернатор, не поприветсвовал даже князя, а стал сразу отчитывать князя за недостойное поведение. Молча слушал его Константин Дадешкелиани - высоко подняв голову, стоя гордо и красиво. Он вообще красив был - высокий, сильный. О его силе легенды ходили - говорят, он мог держать на одной руке трехгодовалого бычка, стоя на своем балконе. А в это время с бычка шкуру снимали.

Ну вот стоит этот гордый сван княжеского рода и молча слушает-слушает выговор наместника русского царя. Не перебивает. Долго слушает. А потом также, молча, без комментариев, выхватывает саблю и одним ударом рассекает Гагарина пополам. Охрана генерал-губернатора бросилась на сванов. Те же с легкостью отбились, вскочили на коней и ускакали в кавказские горы.

В 253 году до нашей эры грузинский царь Саурмаг выселял на эти земли своих самых непокорных подданых. Царь называл эти земли "Страной тишины и спокойствия". Может отсюда излишняя любовь к свободе, стойкое нежелание чтобы на них "давили" у сванов в крови, с тех далеких времен, потомки они и тех самых непокорных подданых?

Свою независимость горцы защищали долго. Лишь в XV в. князья Дадешкелиани захватили несколько западных обществ Верхней Сванетии - Чубухеви, Пари, Ло-Хамули, Цхумари и Бечо. Но в южных отрогах Главного Кавказского Хребта, где возвышается двурогая красавица - гора Ушба, в верховьях Ингури, Сванетии навсегда удалось остаться вольной, не знавшей власти князей-феодалов. У Нижней Сванетии была другая участь. Она стала частью Мегрельского княжества, когда князья Дадиани подчинили себе эту территорию. Однако перевалить за перевал Загар они не смогли. И Верхняя Сванетия с тех времен так и называлась Вольная Сванетия. Столицей ее издавна была Местиа.

А отстаивать свою свободу было нелегко. В течение многих веков сваны вели постоянные, изнурительные войны с воинственными пришельцами, приходящими часто и из соседней княжеской Сванетии. Казалось, сама природа стояла на страже свободы сванов. Путь к ним у врагов лежал через неприступные скалы, через перевалы или по узкому ущелью реки Ингури. Попробуй попади и завоюй тех, кто тебя не ждет и не хочет отдавать своей свободы!

Есть поговорка в Верхней Сванетии: "Плохая дорога это та, с которой путник обязательно свалится, и тела его найти нельзя. Хорошая дорога - та, с которой путник падает, но труп его можно найти и похоронить. А прекрасная дорога - та, с которой путник может и не упасть ". Так вот, не было в Верхнюю Сванетию прекрасных дорог. Только плохая дорога ждала завоевателей.

До 1937 года. В 1937г. сюда была проложена автомобильная магистраль. Тогда-то сваны впервые увидели колесо. Сани (даже летом, катясь по грязи) и быки используются для перемещения предметов и по сей день в Сванетии, но уже и телеги здесь есть в каждой деревни. Да и машины, джипы покоряют горы. А когда-то, появление машин в Сванетии было большим событием. Старожилы рассказывают, что старик-сван, увидев в своей жизни первый автомобиль, пошел в сарай и вынес большую охапку сена. Очень он обиделся, когда машина переехала сено и укатила дальше.

Еще недавно в Сванетии сохранялись в полной неприкосновенности родовые отношения. В один род входило около тридцати домов, называемые не домами, а "дымами". "Дым" - это и дом, очаг, кладовая, хозяйство. В роду было обычно 200-300 родичей. Поселение бывшего рода так и называли - селение.

А русское владычество проникало на эти земли неспешно. Циох Дадешкелиани в 1833 г. стал искать покровительства у царского самодержавия, чтобы защититься от своего брата Татархана. А Татархан предпринимает тот же "ход конем". Вот тогда и сохранились за князьями Дадешкелиани территории Чубухеви, Лохамули, Пари, Эцери, Бечо и Цхумари. Царское правительство имеет тоже свой стратегический интерес поддерживать князей Дадешкелиани, так как находятся эти земли с другими непокоренными народами кавказских гор. Верхней Сванетией начинает управлять пристав по назначению от русских властей. В Тифлисе князей Дадешкелиани принимает граф Воронцов, их награждают офицерскими чинами, разными должностями.

Но сваны - народ неподкупный. В 1849 г. пристав князь Микаладзе едва остался жив, унеся ноги из Вольной Сванетии, убегаю в Мингрелию. Нет, сваны не могут быть "верноподданными", не их это вольное дело!

Царские наместники долго мучались вопросом как подчинить Верхнуюю Сванетию. Что если пойти не только с огнем и мечом, но и с крестом? Почти все население Верхней Сванетии было христианским, но, так сказать, с языческими примесями. Можно же направить силы на поднятие христианства...А тут еще и "освобождение" крестьян 1861 г. пошло в ход. Как раз незадолго до этой реформы, Константин Дадешкелиани и убывает кутаисского наместника князя Гагарина. В конце концов князя Константина поймали и казнили. Высланы из Сванетии были его братья и дети. В том же году княжеских почестей лишился и другой князь - Отар Дадешкелиани. Поводом было принятие им мусульманства. Царские чиновники расправились и с этим князем, лишили его земель. Таким образом, Чубухеви, Бечо и Пари перешли в пользование русской казны. А идеи "освобождения" крестьян нашли сначала поддержку у местного населения, но ненадолго. Сваны быстро просекли что к чему, и еще большего закабаления своего им вовсе не хотелось. И хотя земельная реформа относилась только к княжеским землям Верхней Сванетии, вся страна взбунтовалась против царского самодержавия.

1905-1924гг. - годы великих потрясений на сванской земле. Страна выходит из-под власти русского царя. В 1918г. крестьяне поджигают замки князей Дадешкелиани. В 1921г. в Сванетии произошло восстание против коммунистического режима под руководством Бориса Пирвели. Вначале посланные на подавление восстания грузинские военные части перешли на сторону восставших, но потом под натиском вооруженной авиации и артиллерии восстание было жестоко разгромлено. Что примечательно - еще пару-тройку лет после этого коммунисты не решались соваться в Верхнюю Сванетию без вооруженной охраны. Тем не менее в 1924г. революционно настроенные сваны расстреливают последних князей Дадешкелиани, разрушают их замок в Мазери и по всей Верхней Сванетии устанавливается Советская власть.

Истории о Сванетии можно рассказывать бессконечно... Сейчас начну повествование об открытках, которые не буду хранить дома, а отправлю хорошим людям, кому интересна история Грузии. Пока же открытки в моих руках - и я пишу о том, что вижу на них.

Почти на каждой из открыток можно увидеть родовые сванские башни. Они высотой 10-20 метров. Считается что их строили в XII-XIII вв., во время "золотого столетия" Сванетии (как и всей Грузии), при царствовании царицы Тамары. Они служили убежищем не только от внешних врагов, но и во времена кровной мести были надежным укрытием. А кровная месть, надо заметить, изнуряла Сванетию еще больше чем битвы с внешними врагами - ведь для разгорания вражды между "дымами" на несколько десятков лет достаточно иногда было и одного недоброго слова. Говорят, что иногда семьи отсиживались в них годами, питаясь прокопченными впрок мясными тушами, имея большие запасы воды и, конечно же, боеприпасы. Башни имели выход непосредственно в дом, а дом свана и сам был как крепость.

Вид на общину Местиа.

Для мужчин того времени в Сванетии характерно ношение черкески из толстого домашнего сукна или накинутой шкуры тура. Но голове сваны носили остроконечные шапки белого или черного цветов с опущенными вниз полями, летом - круглые папанаки, едва прикрывавшие макушку или башлык - когда уходили в горы. Представители высшего сословия как Дадешкелиановской, так и Дадиановской Сванетии, нередко были обладателями пышных причесок. А вообще для сванов характерны чаще волосы, состриженные в кружок, сбритые или не очень большие бороды, усы.

На таких склонах и строятся дома, и земля разбивается под пастбища.

У сванов характерны большие балконы в домах, на удивление с широкими длинными досками в полу - такие дома типичны и сейчас. Только почти в каждом доме на балконе или крыше теперь примостилась спутниковая тарелка.

Я сама лично гостила в подобном доме, в Местии, у очень хорошей семьи.

Возделанные поля. Быки пашут землю и поныне в некоторых деревнях Сванетии. Издавна сваны умудрялись использовать под засевы кукурузой, картофеля, других овощей любой мало-мальский доступный для засева участок склона. И все эти "лоскутки" возделанной земли находятся на высоте 1700-2400 метров над уровнем моря!

Башни, башни... Все же основное их предназначение было спасение от кровной мести. Мужчины могли в них спрятаться не только сами, но и со всей своей семьей. А насчет захватчиков... Так ведь ни одному врагу не удавалось ступить на сободолюбивую землю Вольной Сванетии! Не раз башни спасали и от лавин, спускающихся с гор - потому как возводили их "с умом", чтобы они своим острым углом разрезали несущиеся в долину толщи льда и снега.

На этой фотографии видим быков, везущих сани. Летом!.. И действительно такой способ перевозки различной утвари до сих пор можно встретить в сванетской глубинке. Практично. По грязи, глине сани отлично скользят. А повозка на колесах будет только застревать и наматывать на обода грязь.

Ушгули - самое высокогорное (2200 м над уровнем моря) постоянное поселение в Европе после дагестанского села Куруш (2560 метров над уровнем моря). На фотографии - общий вид на Ушгули.

Вид со склонов горы Тетнульди.

Эти древние церкви - Святого Георгия в селе Накипари (община Ипари) и святого Квирике и Илвите (община Цирми) славятся своими фресками, выполненными царским живописцем Тэвдоре на рубеже XI - XII столетий. Рисунки этого талантливого представителя грузинской школы иконописцев отличает яркость образов, жизненность, динамизм. От них на душе светло и радостно.

Еще не раз в своем блоге я напишу о сванах, подробнее об их нравах, традициях, о том, что я сама видела, будучи гостем в их семьях. Надеюсь, что вернувшись в Грузию, я обязательно, и еще не раз побываю, в этом регионе.

Сваны являются народом сванской группы, относящейся к картвельской языковой семье. Самоназвание народа - лушну, мушван. Ранее сваны выделялись как отдельная народность, но после переписи 1926 года их стали включать в состав грузин. Все сванские фамилии имеют окончание «-ани».

Где живут

Проживают сваны на северо-западе Грузии в краях Самегрело, Земо-Сванети, Рача-Лечхуми, Нижней Сванетии, Местийском и Лентехском муниципалитетах. Все они объединены в историческую область под названием Сванетия. Небольшое количество представителей народа живет на территории Абхазии в Кодорском ущелье, входящее в Гульрипшский район.

Сванетия - самый высокогорный исторический район в Грузии. Располагается она по обе стороны Сванетского хребта на севере Грузии, а также на южных склонах центральной части Главного Кавказского хребта. Сванетия делится на две части:

  1. Земо-Сванети (Верхняя Сванетия), располагается в ущелье реки Ингури, на высоте 1000-2500 метров над уровнем моря;
  2. Квемо-Сванети (Нижняя Сванетия), расположена в ущелье реки Цхенисцкали, на высоте 600-1500 метров над уровнем моря.

В Сванетии нет городов, административная столица области - поселок городского типа Местия, где даже есть аэропорт.

Численность

По разным оценкам, численность сванов, проживающих в Сванетии, составляет от 14 000 до 30 000 человек. По некоторым оценкам, их гораздо больше, от 62 000 до 80 000 человек. В России, в соответствии с проведенной в 2010 году переписью населения, живут 45 сванов.

Язык

Говорят сваны на сванском языке (лушну нин), он относится к отдельной сванской группе картвельских языков. В сванском существует ряд говоров, четыре диалекта, поделенных на 2 группы:

  1. верхние - нижнебальский и верхнебальский;
  2. нижние - лентехский, лашский.

Этот язык бесписьменный, для письма носители сванского используют письменность грузинского языка и латиницу. В 1864 году в свет вышла сванская азбука на грузинском языке, но этот алфавит не прижился.

В сванском много заимствований из мегрельского, грузинского языков. Все носители сванского двуязычные и хорошо владеют грузинским.

Еда

Часто на столе сванов можно увидеть хачапури с сыром или мясом, колбасу кровянку зисхора, соленый сыр сулугуни, мясо. В пищу употребляют баранину, свинину, говядину. К праздничному столу готовят запеченного целиком молочного поросенка. Из куриного мяса в сочетании с острыми приправами делают холодную закуску сациви. Готовят картофельное пюре с сыром (шуша), шурпу - мясной бульон с острым перцем, иногда в него добавляют картофель. Почти ежедневно сваны едят мацони - кислое молоко, похожее на простоквашу. Есть в рационе народа орехи и мед.

Чрезвычайно популярна сванская соль - столовая соль, перемешанная с ароматными травами, перцем цицака. Измельчается соль в ступке около 3 часов, потом к ней добавляют специи с травами, которые можно найти только в Сванетии. Соль всегда присутствует на столе сванов, ее добавляют в различные блюда, благодаря чему те становятся более ароматными и вкусными.

Из алкогольных напитков пьют традиционно фруктовую или медовую водку. Виноград в этой местности не приживается, поэтому своего вина нет, сваны его покупают в иных регионах Грузии. Но самым главным напитком у них является минеральная вода, добывают ее из многочисленных источников на земле Сванетии.


Религия

Издавна у сванов присутствовало язычество. 160 дней в году было посвящено поклонению богу солнца. В 9 веке в Сванетию пришло православие, что способствовало конфликту, в результате жители продолжили верить в бога солнца. После второй попытки церкви удалось войти в Сванетию и даже повлиять на население. Но священники до 19 века появлялись здесь редко. Сегодня сваны - православные христиане. В области построено невероятное количество церквей, в них находятся уникальные иконы. В одном только селении построено до 60 маленьких церквей.

Внешность

Сваны всегда отличались своим характером, славились храбростью, статностью. Это гордые люди, сдержанные и терпеливые. Никогда не обижают никого без причины, не ругаются бранными словами. В сванском языке их даже не существует. Самое сильное ругательство у них - это слово «дурак». Сванов издавна считают самыми лучшими воинами Кавказа.

Они высокие, хорошо сложенные и красивые, похожи внешне на грузин. Сегодня сваны носят обычную одежду и обувь. Раньше одежда мужчин состояла из двух или трех узких бешметов, надетых один на другой, при этом оставляли открытыми предплечья, грудь, колени. Рубахи не носили. Вместо штанов надевали передник, от щиколотки до бедер обматывали ноги полосками сукна. Обуви у них не существовало, ступни оборачивали куском необработанной кожи, спереди ее складывали в острый нос. Традиционным головным убором сванов является круглая шапочка из войлока, ее мужчины носят и сегодня.

Девушки голову не покрывали, после замужества носили красный платок, закрывающий все лицо, открытыми оставались лишь уши. Из одежды носили узкие длинные платья, пошитые из полотна красного цвета. Спереди пришивали завязку. Зимой надевали плащ, сшитый из грубого сукна, летом - накидки из красного холста.


Жизнь

Семьи сванов состоят из 30 и более членов. У народа существуют родовые отношения. В один род входит до 30 домов и насчитывается до 200-300 родичей. Жилье родителей доставалось всегда сыновьям, если в семье нет мальчиков, то дом обречен на разруху. Дочери всегда уходят в жилище мужа. Сваны славятся своей воинственностью, но они никогда не нападали с целью захвата территории, а только защищали свои земли от врага.

С древних времен народ занимался созданием живописных изделий из бронзы, золота, меди. Сванские известные кузнецы, резчики по дереву и каменотесы создавали хозяйственный инвентарь, посуду из меди, серебра, глины и дерева. Сваны сами делают порох, добывают и плавят свинец, производят грубое сукно, а затем продают его в Имеретии. Традиционно жители Сванетии занимаются пчеловодством. Самое почитаемое занятие у них - это охота и альпинизм. Сваны всегда были и сегодня остаются профессиональными альпинистами и охотниками. Альпинизм для народа - это вид спорта, а охота - важная хозяйственная деятельность.

Активно жители Сванетии раньше использовали рабский труд. Захватывали в плен жителей соседних государств и республик, работавшие у них на полях, разводили скот, кололи дрова, занимались прочими бытовыми работами.

В Сванетии существовала демократическая своеобразная форма правления. Главу общины (теми) называли Махвиши, его избирали на общем собрании, в котором имели право участвовать только здравомыслящие люди обоих полов, которым уже исполнилось 20 лет. Избранный отличался от остальных такими качествами, как мудрость, душевная чистота, степенность, справедливость. Он должен был быть православным христианином. В мирные времена Махвиши являлся судьей, а во время войны возглавлял рать и назначался главнокомандующим.


Жилище

Сваны строили двухэтажные дома (мачуи), стены возводили из камня без закрепляющего раствора или делали жилища из плетенок и обмазывали глиной. Зимы в горах суровые, поэтому все животные жили вместе с людьми под одной крышей. Первый этаж отводился для женщин и домашнего скота, на втором жили мужчины, там размещался сеновал. Имелась в доме отдельная комната для рожениц, спали все на скамьях. При в ходе в жилище располагался коридор, откуда внутрь жилья вели два или три входа. Отсюда произошла сванская поговорка «Женщины налево, коровы направо». Отапливался дом очагом-камином, на нем готовили еду. Дворы с жильем окружали каменной стеной высотой в 3 метра.


Традиции

Кровная месть у сванов является нормальным явлением, как для современных людей суд. Сегодня сваны стали более цивилизованными, постепенно начали вступать в контакт с европейцами, но временами кровная месть все-таки случается. Раньше конфликты происходили даже по малейшему поводу, например, если один мужчина не так посмотрел на жену другого или пнул его собаку. Причинами могли стать обиды, зависть, оскорбления, в результате чего одна семья шла на другую и проливалась кровь. В таких случаях семьи прятались в своих башнях, построенных около дома, а если всю семью все-таки убивали, их башня и дом считались проклятыми.


Сегодня на территории Сванетии есть много таких старинных каменных башен. Эти строения занесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все башни древние, и новые уже никто не строит. Возводили их в основном для защиты от нападений и снежных лавин, спускавшихся с гор, в башнях хранили продовольствие и использовали как сторожевую вышку. Забирались в башни по веревочным лестницам, которые сворачивались, и в строения было почти невозможно попасть. Позже сваны считали, у какой семьи башен больше, та считается более крепкой и успешной.

Влиял на успех также пол рожденного ребенка, ведь мужчина в семье - это защитник и добытчик. Если рождался мальчик, вся семья считалась счастливой. Рождение девочки не приносило такой радости. После свадьбы молодых, по обычаю, землей и приданым обеспечивают родители невесты. Это еще одна причина, по которой рождения мальчика было радостью для семьи.

Праздник Лампроба отмечают за 10 недель до Пасхи, в феврале. В этот день воспевают доблесть мальчиков, юношей и мужчин над врагами, поминают своих предков, разжигают костры, устраивают факельные шествия с праздничной трапезой. В каждом доме зажигают столько факелов, сколько в семье мужчин. Если есть в семье беременная, зажигают факел в честь ребенка, которого она носит. Факелы делают из цельных стволов дерева, верхушку расщепляют на несколько частей. Во время шествия с факелами мужчины идут в сторону церкви, поют песни на сванском языке. Во дворе церкви из факелов складывают большой костер, накрывают столы. Всю ночь до рассвета люди читают молитву Святому Георгию, поднимают тосты.


Еще один праздник называется «Неделя душ». Все накрывают столы, затем ждут прихода душ умерших родственников. В этот праздник проводятся обряды:

  • на столы не кладут ножи;
  • детей обмазывают сажей;
  • ставят на стол свежую выпечку;
  • зажигают свечи.

Все сваны безмерно уважают старших, если в комнату заходит человек, который старше присутствующих, все встают. Существовало у этого народа обычное для них дело - воровать из чужих селений людей, за которых потом брали выкуп в виде оружия. Например, за красивую молодую девушку, украденную из чужого села, требовали позолоченное ружье.

Народ весьма гостеприимен, всегда хорошо встретит гостя, накормит и обеспечит необходимым. Для мужчины считается постыдным сидеть около своей жены, они не любят разговоров о женщинах и даже не знают толком, какой у женщины в семье образ жизни. Свадьбы сванов проводятся в доме невесты, ее выкупают у родственников, потом начинают пировать. Женщины и мужчины всегда сидят за отдельными столами.


Территория: Россия (Московия), 1681 год
Издано: Амстердам 1681 год
MOSCOVIAE seu RUSSIAE MAGNAE Generalis Tabula qua LAPPONIA, NORVEGIA SUECIA, DANIA, POLONIA, ...

RVSSIAE vulgo MOSCOVIA, Pars Australis

Территория: Россия (Московия, Южная часть), 1638 год
http://mapa.od.ua/catalog.php

Того же месяца октября в 3 день приехал ко царю и великому князю Ивану Васильевичю всея Русии Григорей Семенов сын Плещеева ис Черкас Пятигорских, а посылал его царь и великий князь в Черкасы к Темгрюку-князю Айдаровичю посольством и оберегати его от его недругов от черкас, которые от него отступили и которые ему тесноту чинили. А сказывал Григорей. - Пришел он в Астрохань в 71-м году ноября в 3 день, а Темгрюк-князь был в то время от своих недругов приехал в Астрохань и с сыном своим з Домануком. И Темгрюк-князь и сын его Доманук-мирза в Черкасы пришли декабря в 6 день, а Григорей в Черкасы с ними же пришел, а с ним голова стрелецкая Григорей Вражской, а с ним стрельцов 500 человек да пять атаманов казачьих с казаки, а казаков с ними 500 человек. И Темгрюк со государьскими людьми недругом своим недружбу довел и в свою волю их привел, а воевал Шепшуковы улусы да воевал Татцкие земли близ Скиньских городков, и взяли три городки: город Мохань, город Енгирь, город Каван, и мирзу Телишку убили и людей многих побили. А те городки были Шепшуковы княжие, и люди тех городков добили челом Темгрюку-князю, и дань Темгрюк-князь на них положил. И воевали землю их одинатцеть дней, и взяли кабаков Мшанских и Сонских сто шестьдесят четыре, и людей многих побили и в полон имали, да взяли четырех мурз: Бурната, Ездноура, Бурнака, Дудыля(Кабарда ни в XVI в., ни позднее не сложилась в единое государство, но состояла из ряда небольших феодальных владений, враждовавших между собою. Главенство большего, старшего князя было в значительной степени номинальным. Как видно из известной летописи, Темрюк Идаров стремился, пользуясь русской помощью, укрепить свою власть и оказать сопротивление крымско-турецкой агрессии. Шепшуковы улусы - владение кабардинского князя Пшеапшоко Каитукова, который придерживался крымской ориентации и находился в союзе с князем Малой Ногайской орды Казыем Ураковым, вассалом Крыма. Владение Пшеапшоки находилось в будущей Большой Кабарде и было известно позднее по имени его сына Казыя Пшеапшокова под названием Казыевой Кабарды.)А отпустил Темгрюк Григориа ко царю и великому князю.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVI/Russ_Kab_otn_1/1-20/4.htm
Е.Н. Кушева пишет: “Документы конца XVI и XVII вв. дают материал для определения Сонских кабаков. “Соны” русских источников — это сваны, для которых русские приняли грузинскую форму их названия; но термин Сонская земля употреблялся тогда в более широком смысле... Отсюда название перевальных путей из Кабарды в Грузию “Сонскими щелями”. Как видно, Соны (Сонэ), Суаны — это грузинская форма этнонима сван, распространенная и среди адыгов.
С. Н. Бейтуганов.Кабардинские фамилии: истоки и судьбы. - Нальчик: Эльбрус, 1989. - 184 с
http://circas.ru/index.php?newsid=1615

Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа.Наталия Георгиевна Волкова.Наука, 1973

Dawit" continued to expand the boundaries of Georgia, taking Uxt"i and its limits, and Gag, Te"runakan, Tayush, Kayean, Kaytson, Lo"r"e", Tashir, Mahganaberd, the entire principality of the Armenians Kiwrike" and Abas. He also subdued Mount Caucasus and the kingdom of the Sonk" , Mrachul, Chk"et, Duale"t", Here"t" as far as the Caspian Sea and to Haghband and to Shapuran city.
http://rbedrosian.com/va2.htm


...In the year 610 A.E. Ge"orgi, king of Georgia, took Ani from Emir Fadlun. He replaced his brother Shatat. But fifty days later the Shah-Armen came upon the city with many troops, a city which had been beaten and polluted by the Sonk" .

http://rbedrosian.com/va2.htm
Vardan Arewelts"i"s Compilation of History

Хулам - на западном берегу Черек-Хахо, где проживают сванские семьи, которые до сих пор одеваются полностью по-имеретински и называются «сони»
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1820-1840/Blaramberg/text28.htm

Свани, во множ. сванети, или сони, или сонета, [так] называют грузины народ, который сам себя называет шнау.
ИОГАНН АНТОН ГИЛЬДЕНШТЕДТ.ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАВКАЗУ.Путешествие и наблюдения в Грузии в 1771 г.

запись показаний одного кумыкского и двух кабардинских князей, сделанная в 1743 г. в Коллегии иностранных дел, в Петербурге. В записи сказано, что между народом харачай, обитающим «в кубанских вершинах» и имеющим «татарский язык», с одной стороны, и «волостью Чегем», где в употреблении «особливый» язык (сванский?), но «они употребляют и татарский язык», с другой стороны, расположен «народ Соны»...
«Четвертый народ Соны, живут на вершинах реки Баксана, близ вершин реки Кумы и Кубани.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVIII/1740-1760/Pok_knjazej_1743/text.phtml

Он называет себя тсон; соседи называют его по-разному - сваны, сонты, тсинты, а самые скалистые долины они называют Сванетией.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVIII/1760-1780/Reineggs/text2.htm

В. Я. Тепцов: «Все земли по истокам Кубани и Терека... сванеты считают своими... Еще... лет 20-30 назад, сванеты брали с горцев Северного Кавказа арендную плату за земли по истокам Терека; плата эта прекратилась с покорением Западного Кавказа русскими... Сванеты на Северном Кавказе указывают башни одинаковой конструкции с сванетскими и говорят, что башни эти выстроены их предками, которым принадлежали эти земли и христианские могилы на них... На одном из истоков Кубани, Кичкенекол, сванеты указывают на развалины чрезвычайно древнего моста, как на доказательство их бывших владений. Здесь, по преданию, был город и крепость, сторожившая проход по ущелью этой реки в Сванетию. Как разложилось их государство и когда - сванеты не помнят»
В. Я. Тепцов. Сванетия (Географический очерк). «Сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа», вып. X, Тифлис, 1890, стр. 56, ср. еще стр. 63.
Показательно, что сванские предания согласуются с преданиями того населения, которое исторически сменило собою сванов Северного Кавказа. Так, население ущелья, по которому течет р. Восточный Черек, рассказывало, что первоначально там жили сваны и от них, будто бы, вели свое происхождение жители с. Сауты. М. Иванов, ссылаясь на мнение стариков-урусбиевцев, писал, что верховья р. Баксана в древности принадлежали сванам.
М. А. Иванов. В ущелье р. Баксана. «Известия Кавказского отделения Русского географического общества», XV, № 1, Тифлис, 1902, стр. 11.
По преданию чегемцев, во времена одного из полулегендарных предков чегемских феодалов, Анфако, Баксанское ущелье принадлежало сванам и Анфако безуспешно пытался отвоевать его.
В. Миллер и М. Ковалевский. В горских обществах Кабарды. «Вестник Европы», 1884, кн. 4, стр. 562-568.
Лет 10 назад местный исследователь X. О. Лайпанов сообщил автору этих строк, что в верховьях р. Кубани им записано предание о том, что на месте с. Эльбрус в Баксанском ущелье в старину существовало сванское селение.
Пребывание сванов в верховьях р. Кубани и на р. Баксане оставило след и в топонимике. Не будучи специалистом в области картвельских языков, ограничусь указанием только следующих фактов. Названия некоторых населенных пунктов в интересующем нас районе как бы дублируют названия сванских селений: Учкулан - Ушгуль, Хумара (древний Схумар) - Цхумар, Лашкута - Лашкети. Из них: Ушгуль, Цхумар и Лашкети находятся в Сванети; Учкулан и Хумара - в верховьях р. Кубани, а Лашкута - на р. Баксан. Из приведенных сопоставлений только названия Учкулан - Ушгуль допускают объяснение из тюркских языков, но они могут быть объяснены также из картвельских.
Одно из таких объяснений в отношении Ушгуля нам известно у К. Ф. Гана. Опыт объяснения кавказских географических названий. «Сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа», XL, Тифлис, 1909, стр. 143.
Объяснение остальных двух пар названий следует искать только в картвельских языках и, в первую очередь, в сванском языке. По разъяснению вице-президента Академии Наук Грузинской ССР А. Г. Шанидзе Лашкута происходит от сванских слов, означающих «место, где вешают». Отметим, что полулегендарный предок чегемских феодалов Ипар сын Анфако, проживавший в Лашкуте, носил имя, совпадавшее с названием одного из селений в Сванети (с. Ипар юго-восточнее Местии). Известная гора с развалинами средневековой церкви около Хумары, в верховьях Кубани, фигурирует на картах и в литературе под именем Шоана, Шуана, Шона. Прилегающая к горе местность в XVIII и первой половине XIX вв. входила в состав абазинской территории. Поэтому нельзя пройти мимо возможности сопоставить название горы с абхазо-абазинским термином щ˳ānwā, означающим «сваны».
Согласно дополнению к Никоновской летописи, в 1562 г. 500 стрельцов с головою Григорием Семеновым и 500 казаков при пяти атаманах по царскому приказу ходили вместе с кабардинским князем Темрюком (тесть Ивана Грозного) против недругов последнего. Главным из этих недругов в дополнении к Никоновской летописи назван кабардинский князь Шепшук. В числе «Шепшуковых улусов», т. е. подвластных Шепшуку земель, упоминается взятый у него г. Кован, может быть от ногайского Кобан, что значит р. Кубань. Главная же ценность для нас свидетельства дополнения к Никоновской летописи заключается в указании, что кабардинцы Темрюка вместе с царскими людьми отвоевали у Шепшука много «сонских кабаков», т. е. сванских поселений.
Допустимо ли предполагать, что кабардинский князь Шепшук мог владеть частью закавказской Сванети и что именно ее потом отнял у него Темрюк? Конечно, нет. Дополнения к Никоновской летописи доказывают, что в XVI в. на Северном Кавказе было значительное сванское население. С другой стороны, упоминание этим документом г. Кована дает возможность предполагать, что сваны, входившие в число «Шепшуковых улусов», в середине XVI в. проживали в верховьях Кубани. Во всяком случае это положение согласуется с другими нашими материалами.
Полное собрание русских летописей, XIII, 2-я половина. СПб., 1906, стр. 371.
РАССЕЛЕНИЕ СВАНОВ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ ДО XIX ВЕКА-Доклад на сессии по вопросам этнографии Кавказа, 15-21 ноября 1949 г. в Тбилиси.Лавров Л. И