Проблема любви к родине по тексту Астафьева На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок (Школьные сочинения). Напишите по этому тексту сочинение. Заранее спасибо. На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок.

Молча мы взбирались по дорожке вверх, к той площадке, с которой открывался распахнутый вид на Иерусалим. И опять, не договариваясь, остановились - так притягивали и не отпускали взгляд эти огни на темных далеких холмах.

Вдохните глубже воздух, - проговорил старик, не шевелясь. - Чувствуете - запах шалфея? Эти блекло-сиреневые цветочки на кустах - шалфей иудейский. А там вон, по склону вниз, растут кусты мирта вперемежку с ладанником белым. Библейский ладан извлекали из этого растения. Вдохните, вдохните глубже, ощутите эту горячую, пахучую тьму...

Вообразите, ведь точно так здесь пахло ночью, когда монахи Кумрана вкладывали свои свитки в огромные кувшины и оставляли в пещерах, тут, в двух шагах от нас. На что они надеялись? Что когда-нибудь мы прочтем их молитвы, почувствуем их гнев, их благость? - Он вздохнул и проговорил с непередаваемой любовью в голосе: - Прекрасно!

    Что прекрасно? - раздраженно спросила я.

    И этот воздух, и эти холмы... Любуйтесь жизнью. Я мрачно отмахнулась. Он помолчал.

Ветер распахивал и запахивал серебро олив на склоне холма. Во тьме чернели пухлые влагалища их дупел. Алмазная крошка огней обсыпала холмы Иерусалима.

Умейте любоваться жизнью, - повторил он. - Если б вы знали, как нежно пахнет мыло, сваренное из человеческого жира... Такой тонкий и в то же время сильный запах, - продолжал он, - что вот, если б я открыл здесь коробочку - изящную такую керамическую коробочку, - то вы бы за десять шагов почувствовали этот нежный запах...

Я держал коробочку с таким мылом в руках, когда мы освободили Ра-венсбрюк... И с тех пор не терплю никакого парфюмерного запаха. Для меня это - запах смерти. Понимаете? Ни жена моя, ни дочь никогда, бедные, из-за меня не пользуются духами...

Так что, дружочек, умейте любоваться жизнью, как бы по-идиотски она ни выглядела, каким бы потом и пошлостью от нее ни разило...

(По Д. Рубиной)

В предложенном отрывке из романа Д. Рубиной поставлена философская проблема мировосприятия. Как нужно относиться к жизни? Именно с этой стороны рассматривает автор данную проблему

Проблема

Текст представляет собой диалог, в основе которого- полемика. Д. Рубина сталкивает мировоззрения старика, прожившего долгую, тяжелую жизнь, узнавшего ужасы концлагеря Равенсбрюк, и его спутницы. Несмотря на пережитое, старик сумел сохранить любовь к жизни, способность любо-ваться ею, в отличие от молодой, скептически настроенной женщины

Комментарии

Противопоставляя два отношения к жизни, автор все-таки принимает сторону старика, который прожил долгую жизнь, пережив страшные испытания, и может оценить ее по-настоящему, «...умейте любоваться жизнью, как бы по-идиотски она ни выглядела, каким бы потом и пошлостью от нее ни разило...» Эти слова отражают основную мысль текста и авторскую позицию

Моя позиция

Мысль о том, что жизненные невзгоды нужно смиренно принять, не пытаясь противиться Божьему промыслу, звучит в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов, не сумевший постичь и принять жизнь в процессе интеллектуальных исканий, многому научился у простого русского человека Платона Каратаева, с любовью и благодарностью воспринимавшего мир

1-й аргумент

Не только для радости рождается человек, он должен достойно выдержать испытания, которые ему ниспосланы. Этому учит и Русская православная церковь. Принять все, возлю-бить ближнего и полюбить мир, созданный Творцом, - вот заветы Христа

аргумент

Тогда и жизнь заиграет новыми красками, наполнит сердце радостью.

Заключение

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ

Предлагаем несколько текстов для самостоятельной работы. Попробуйте напи-сать два варианта сочинения по каждому тексту. Для этого найдите две разные пробле-мы и воспользуйтесь предложенным алгоритмом работы.

Текст № 1

Если с высот истории окинуть взором жизнь человечества, то можно усмот-реть один парадоксальный факт. Все горе и зло на земле, все потоки пролитой кро-ви и слез, все бедствия и страдания зачастую являются результатом желания сде-лать добро, дать людям счастье, реализовать какие-либо священные принципы пу-тем создания нового государства, смены политического строя и т.д.

Этот парадокс высвечивается в пламени всех революций, контрреволюций, гражданских войн, проступает во всех насильственных попытках воплотить в жизнь какие-либо абсолютные истины общественно-политического устройства.

Что же отсюда следует? - спросят нас. Проповедуете ли вы толстовское не-противление злу, отрицание государства, всякого принуждения или даже всякой политики вообще?

Нет, государство, политическая власть, принуждение - все это необходи-мость, без которой человеку, так сказать, дышать невозможно. Все это есть обяза-тельное условие человеческой жизни, а следовательно - условие благой и осмыс-ленной жизни. С другой стороны, с точки зрения глубинного смысла жизни, все это есть лишь второстепенное. Наша жизнь требует какого-нибудь вообще государства, регулирующего ее, какого-нибудь правового порядка, чтобы подавлять преступные действия. И среди этих строев и порядков есть лучшие и худшие, те, что построены более прочно и более шатко, более правильно или более ошибочно, в большем или меньшем соответствии с нуждами жизни и с духовной природой человека. Но все детали и частности в них относительны, определены условиями времени и места, складом человеческой жизни, привычками и образом мысли людей. Поэтому ни в одном конкретном политическом порядке нет ни абсолютного добра, ни абсолютно-го зла. Все это не тот предмет, который дает духовной жизни человека подлинную правду, который раскрывает ее подлинный смысл. Я не могу жить ни для какого по-литического, социального, общественного порядка. Я не верю, что в нем можно найти абсолютное добро и абсолютную правду, в чем бы те ни состояли. И наивны-ми кажутся мне попытки воплотить идеалы добра и истины путем изменения госу-дарственного устройства, путем войны, путем всякого политического насилия во-обще.

(По С. Л. Франку)

Текст № 2

Имеет ли наша жизнь смысл, а если да, то какой именно?

Или жизнь - это просто никчемный процесс естественного рождения, созре-вания, увядания и смерти органического существа? Должен ли вообще человек ис-кать смысл в собственной жизни? Эти, как обычно говорится, «проклятые» вопро-сы, или, вернее, этот единый вопрос о «смысле жизни», волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на долгое время забыть о нем. погрузиться с головой в будничные заботы, но жизнь так устроена, что навсегда отмахнуться от него не может даже самый упрямый или духовно спящий человек.

Железный факт приближения старения и исчезновения есть для каждого из нас постоянное напоминание не решенного, смолоду отложенного в сторону вопро-са о смысле жизни.

Но, несмотря ни на что, огромное большинство людей считают нужным от-махиваться от этого вопроса, прятаться от него. Они называют такую позицию «принципиальным отказом» от попытки разрешить «неразрешимые вопросы». Так людям легче жить. Они стремятся «устраиваться в жизни», добывать жизненные блага, утверждаться и укрепляться в жизненной борьбе. Стремление к процветанию, к житейскому благополучию кажется им осмысленным, очень важным делом, а по-иски ответа на «отвлеченные» вопросы - бессмысленной тратой времени. И вот жизнь занята многоцветными земными интересами и даже имеет удачу в их осуще-ствлении. Но мне хочется спросить: достаточно ли этого будет человеку, будет ли он счастлив этим? Может быть, с течением времени нашей жизни этот вопрос раз-решится для каждого из нас сам собой и не стоит прилагать бесполезных усилий для его рассмотрения? Мне все-таки кажется, что поиск ответа на этот вопрос го-раздо более важен для человека, чем поиск куска хлеба для утоления голода. Чем дольше мы будем откладывать его, тем глубже будет та пропасть, в которой ока-жется наша душа.

(По СЛ. Франку)

Текст № 3

На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. Я первый раз в жизни здесь услышал музыку - скрипку. На ней играл Вася-поляк. О чем же рассказывала мне музыка? О чем-то очень большом. На что же это жалова-лась она, на кого гневалась? Тревожно и горько мне. Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище! Вася, не переставая играть, говорил: «Эту музыку написал человек, которого лишили са-мого дорогого. Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он еще не си-рота. Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран. но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. Эту музыку написал мой земляк Огинский. Написал на границе, прощаясь с родиной. Он посылал ей последний при-вет. Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

«Спасибо вам, дяденька», - прошептал я. «За что, мальчик?» - «За то, что я не сирота». Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее се-ло, а также спящий за ним лес. В эти минуты не было для меня зла. Мир был добр и одинок так же, как я. Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! Ени-сей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из послед-них сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, - это была моя родина... Прошло много лет. И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. Кругом пахло гарью, пылью. И вдруг в доме, рас-положенном через улицу от меня, раздались звуки органа. Эта музыка разбередила воспоминания. Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга по-сле того, как я послушал полонез Огинского. Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та ее часть, от кото-рой я плакал когда-то. Музыка так же, как и в ту далекую ночь, хватала за горло, но не выжимала слез, не прорастала жалостью. Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих раз-валинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. Музыка властвовала над оцепе-невшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, всю жизнь тосковавший о ней.

(По В.Астафьеву)

Текст № 4

Чехов как-то сказал: «Вы хотите, чтобы я, изображая конокрадов, говорил бы: кража лошадей есть зло, но пусть судят их присяжные заседатели, а мое дело показать только, какие они есть». Он был прав. Моральные поучения и оценки ав-тора могут лишь испортить произведение искусства, роман или драму. Знаете поче-му?

Читатель или зритель часто ищет в произведении искусства своего рода при-бежище, где он мог бы почувствовать себя свободным от обязанности самому дей-ствовать и судить тех, кто действует в художественном мире. Читателю хочется ви-деть в произведении «течение жизни», а не ее самодовольный критической разбор с нравственных позиций, более или менее строгих. Стало быть, никакой явной мора-ли, иначе автора ожидает провал.

Но это вовсе не значит, что произведение искусства лишено нравственной силы и не содержит скрытой морали. У автора есть определенная концепция мира, которая раскрывается через события и героев. Толстой не говорит в «Войне и мире» или в «Анне Карениной», что такой-то образ жизни является безнравственным, но Пьер Безухов, но Левин говорят это, но читатель сам зачастую видит порочность поступков тех или иных героев.

У самого Чехова тоже были нравственные принципы, которые нам хорошо известны. Он выражал их прямо в своих письмах, а косвенно - в своих живых пье-сах и рассказах. Часто принципы эти выражались даже не через речи героев, а про-говаривались самим «течением жизни» в чеховских произведениях. Это факт, что после чтения великого романа или просмотра прекрасной пьесы мы становимся лучше, добрее, милосерднее и чувствуем себя очищенными. Мы испытали страсти: мы постигли, что время

сглаживает, стирает все на свете, мы увидели, как ничтожны наши повсе-дневные несчастья в сопоставлении с безмерностью событий и трагизмом великих страданий. Мы научились признавать в других людях своих братьев. Не думая о нравственности, мы стали более нравственными.

(По А. Моруа)

Текст № 5

Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращения. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. Француз или немец век не смекнет и не поймет всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем ина-че, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут гово-рить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот - словом, хоть восходи до миллио-на, все найдутся оттенки. Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцеля-рии. Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных. - да про-сто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выра-жает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. Тот же самый орел, как только вы-шел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. «Да это не Иван Петрович. - гово-ришь, глядя на него. - Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худень-кий; тот говорит громко, басит и никогда не смеется, а этот черт знает что: пищит птицей и все смеется». Подходишь ближе, глядишь - точно Иван Петрович! «Эхе-хе!» - думаешь себе.

(Н.Гоголь)

Текст № 6

Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними? Умереть. Забыться.

И знать, что этим обрываешь цепь

Сердечных мук и тысячи лишений,

Присущих телу. Это ли не цель

Желанная? Скончаться. Сном забыться.

Уснуть... и видеть сны? Вот и ответ.

Какие сны в том смертном сне приснятся,

Когда покров земного чувства снят?

Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет

Несчастьям нашим жизнь на столько лет.

А то кто снес бы униженья века,

Неправду угнетателей, вельмож

Заносчивость, отринутое чувство.

Нескорый суд и более всего Насмешки недостойных над достойным. Когда так просто сводит все концы Удар кинжала! Кто бы согласился, Кряхтя, под ношей жизненной плестись, Когда бы неизвестность после смерти. Боязнь страны, откуда ни один Не возвращался, не склоняла воли Мириться лучше со знакомым злом, Чем бегством к незнакомому стремиться! Так всех нас в трусов превращает мысль И вянет, как цветок, решимость наша В бесплодье умственного тупика. Так погибают замыслы с размахом, В начале обещавшие успех, От долгих отлагательств. Но довольно!

Офелия! О радость! Помяни Мои грехи в своих молитвах, нимфа.

.Шекспир. Гамлет) Перевод Б.Пастернаки

Текст № 7

Существует множество писателей, которые находят мрачное удовольствие в том, чтобы показывать сцены насилия и позора. Главное же, они стремятся внушить читателю пессимистическую философию. «Мир абсурден», - говорят они. Но что это значит?

Сам по себе мир лишен злой воли, он предоставляет нам факты. Роль челове-ка в том и состоит, чтобы разобраться в фактах, предлагаемых ему жизнью, органи-зовать их и построить более справедливый мир. Конечно, и в лесах водятся звери, а в городах встречаются жестокие люди. Конечно, природа часто создает хаос, а не порядок. Оставьте природе участок земли - она превратит его в джунгли, только че-ловек может создать сад.

«Черных» авторов нашей эпохи обоснованно упрекают в том. что они посто-янно говорят читателю о его диких инстинктах, о его комплексах и лжи и никогда не говорят о его высоких нравственных качествах, о счастье и мужестве, «Лучше говорить человеку о его свободе, - сказал Спиноза, - чем о его рабской сущности». Да, потому что, если вы отнимете у него всякую надежду, вы сделаете его неспо-собным к действию. Дайте человеку поверить в могущество воли (что соответствует действительности), и он пустит ее в ход.

Верно, они пережили по-настоящему бесчеловечное время, когда люди вос-хищались варварством, когда чувства были задушены жестокостью. Верно, их лите-ратура говорит правду об этой эпохе, но разве это вся правда?

Мы и в самом деле видели отвратительных чудовищ, однако рядом с ними немало героев, мужественных и добрых, самоотверженно преданных самым чело-вечным идеалам.

Мы видим, сколько уже сделано для того, чтобы человек стал более счастли-вым и равноправным. Если вы умолчите об этом, если в нашей палитре не будет на-ряду с мрачными красками живых и веселых цветов, вот тогда вы дадите искажен-ную картину жизни и причините много зла.

(По А. Моруа)

ВАРИАНТЫ СОЧИНЕНИЙ

Соотнесите получившиеся у вас работы с данными образцами. Проследите за логи-кой и структурой текстов. Проверьте, нет ли логических нарушений в ваших работах, достаточно ли убедительные и подходящие по смыслу аргументы вы использовали, насколько заключение соответ-ствует содержанию.

Текст № 1

Оправданы ли насильственные попытки воплотить в жизнь «какие-либо абсолютные истины общественно-политичес-кого устройства»? Это основная проблема, поставленная в пред-ложенном тексте

Проблема

Автор обращает внимание на следующий парадокс: все попытки сделать людей счастливыми путем создания идеально-го государства в конце концов приводят к кровопролитию и страданиям тех, ради кого эти попытки предпринимаются

Комментарий

С. Л. Франку кажутся наивными «попытки воплотить идеа-лы добра и истины путем изменения государственного ус-тройства, путем войны, путем всякого насилия вообще». Ни од-но государство, ни одно общественно-политическое устройство не может открыть человеку правду его духовной жизни, сделать его счастливым

Наверное, можно согласиться с этой точкой зрения. Соз-дать идеальное государство, которое способно сделать счастли-выми всех, невозможно. Кроме того, любое насилие несов-местимо с понятием «счастье»

Моя позиция

Замятин в своем романе-антиутопии «Мы» показал, насколько страшно государство, построенное путем насилия. Оно жестоко рас-правляется с инакомыслящими, с теми, кто не вписывается в систему, не принимает навязанного счастья

аргумент

Один из лозунгов идеологов коммунизма звучит так: «Свобода, равенство, братство». Попытка создать «идеальное» государство, очи-стив его от «врагов народа», привела к страшной национальной траге-дии. Гражданская война, утрата культурных традиций, уничтожение дворянской интеллигенции, гонения на представителей науки - все это вехи на пути к «всеобщему счастью»

аргумент

Насилие никогда не может быть оправдано, какие бы заман-чивые цели ни декларировались при этом

Заключение

Текст № 2

Насколько важен для человека поиск ответа на вопрос о смыс-ле жизни? Эту проблему выдвигает автор данного текста

Проблема

Должен ли человек пытаться разрешить столь «неразрешимый вопрос», или легче отмахнуться от него и вместо бессмысленных по-исков стремиться к житейскому благополучию, процветанию

Родина, родной край, родная земля, родная страна - это незаменимая часть жизни любого человека. Проживая свою жизнь, человек часто думает о родном месте. Никогда из памяти человека не исчезнут воспоминания о красотах родных мест, о завораживающем дух запахе родных полей, о вкусе родной, привычной, любимой еды. Множество людей восхищаются красотами своей страны, и готовы отдать за неё всё. Включая туда жизнь.

Мне кажется что Астафьев в своём тексте поднимает именно эту проблему. Проблему патриотизма, любви к родине.

Но несмотря на всю красоту и загадку России, всегда существует процент людей, что не довольны Родиной и они очень часто покидают её приделы, и это весьма печально. А особенно печально если человек покидает Родину не по-своему желанию, а по принуждению, его вынуждают: покидать родные места, насильственно забывать Родину, хотя большинство всех кто уезжает из России безмерно скучают по ней.

В пример могу привести множество разных писателей, но особенно хотелось бы выделить Бунина, он потерявший дом, в лице родины, всегда мечтал вернуться в неё, но так и погиб не попав на её приделы. Стихотворение “РОДИНЕ” описывает состояние писателя, его скуку его желание вернутся домой. Оно говорит о том, как ценит и любит Родину Бунин, не смотря ни на что, он был верен родине и до последнего вздоха поклонялся её простакам, её красоте и людям, что живот на этой земле. Я считаю его настоящим патриотом.

Но чтобы быть настоящим патриотом совершенно не обязательно как Бунин покидать её и из далека любить. Отсталого просто любить её. Восхитятся её красотой, и попивать многим она не доступна, нам очень повезло, что мы поделись в этой прекрасной, красивой стране, нигде на свете, нет столь прекрасных лисов, что у нас. Но не все люди это понимают. Помните в выше написанном я говорил про процент вечно недовольных? Так вот, сейчас речь пойдёт строго о них. Люди, считающие, что Родина им чем-то обязана, или убежденные, что она их не достойна, неправы. Мне кажется, что Родина дарует нам очень многое и наши долг защищать, беречь, любить её. Хотя я и лично знаю ребят, что с радостью покинули бы её при удобном случае, совершенно забыв о всём хорошем что родина им дала, они с радостью выкинут эти воспоминания и не когда не вспомнят о них.

В завершение хочу добавить, что патриотизм закладывает в каждом из нас в процессе всей жизни. Сейчас ты можешь ненавидеть свою страну, людей что в ней живут. Но завтра может что-то произойти и ты поймёшь почему стоит её любить. По этому, думаю, не стоит ставить крест на людях, что заблудились в поиске истины. Они ещё найдут за что любить светлую, дорогую, любимую Родину.


Сочинение по тексту художественного стиля

Исходный текст №1:

(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку- скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём же рассказывала мне музыка? (5)О чём-то очень большом, (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне, (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, не есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, - но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

(17)«Спасибо вам, дяденька», - прошептал я. (18)«3а что, мальчик?» -(19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (24)А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла,- это и была моя родина.

(25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)1 вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского, (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)

Сочинение-рассуждение


Вступление

«Музыка - это искусство, которое действует прямо на сердце слушателя», - сказал кто-то из великих. Магическая сила музыки может заставить человека мечтать, вспоминать прошлое, задуматься о себе и пересмотреть свою жизнь, исправить ошибки и действовать, как подскажет сердце, музыка может, наоборот, привести в отчаяние, вызвать отрицательные эмоции.

Формулировка проблемы

Передо мной фрагмент повести В.Астафьева «Последний поклон», в котором автор привлекает нас, читателей, к размышлению над вопросом о роли музыки в жизни человека.

Комментарий проблемы

На первый взгляд, проблема избитая, она обсуждается всеми: журналистами, педагогами, психологами, писателями - в книгах, на телевидении, по радио, в частных беседах. Но звучание этой проблемы в тексте В.Астафьева удивляет нас новизной и сокровенностью высказанных мыслей. И не только потому, что прочитанный фрагмент относится к художественному стилю!

Авторская позиция

Писатель повествует о рассказчике-мальчике, который услышал музыку первый раз в жизни. Тревога, горечь, жалость к погибшим односельчанам, доброта, «неистребимая» любовь к родине – вот гамма чувств и эмоций, пережитых мальчиком. Эту же музыку из детства рассказчик слышит через много лет во время войны. И теперь полонез Огинского оказывает совершенно другое влияние на слушателя: «она звала куда-то», «заставляла что-нибудь делать…». Таким образом, в повествовании вырисовывается авторская позиция: музыкой можно не просто наслаждаться, музыка – это то, что может заставить действовать.

Мнение читателя

Невозможно не согласиться с В.Астафьевым. Есть много музыкальных произведений, песен, которые обладают уникальной способностью вести за собой людей, призывают их совершать поступки, идти к своей заветной цели.

Первый аргумент

Например, всем известна песня «Священная война», написанная композитором А.В.Александровым и поэтом В.И.Лебедевым-Кумачом. Она стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. С этой песней, с её суровым пафосом, вобравшим в себя и горечь, и боль, и гнев, русские люди, охваченные «яростью благородной», шли на «смертный бой», вставали плечом к плечу на защиту Родины.

Второй аргумент

В рассказе Е.Носова «Шопен, соната номер два» музыка становится средством единения людей, между дядей Сашей, участником войны, и ребятами-оркестрантами наступает взаимопонимание. Тяжкие, бьющиеся звуки страдания, стоны, удары – всё, что можно услышать в реквиеме, - заставляют ребят-оркестрантов осознать значение и цену победы в войне, потому что эта соната созвучна скорби всего русского народа.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что прочитанный текст ещё раз заставил задуматься о великой силе искусства, о роли музыки, которая сопровождает нас в жизни.

Сочинение–рассуждение по тексту В.А.Астафьева

Исходный текст:

(1) Вот уже одиннадцать лет, как я возвратился на родину, купил избу в Овсянке, в родном переулке, против бабушкиного и дедушкиного дома. (2) В первые годы, когда в моём селе было ещё много старожилов и оно не превратилось в придаток пригородных дачных посёлков, я любил поздним вечером, «после телевизора», пройти по спящим улицам, сделать круг, посмотреть, повспоминать, подумать, подвести итоги жизни вот этого села, в котором от былого скоро останется лишь название.

(3) Из Овсянки вышли академик, два майора и один полковник, несколько приличных учителей и врачей, два-три инженера, много шофёров, трактористов, мотористов, мастеровых людей и много-много солдат, которые полегли на чужой стороне.

(4) Какую же память оставляет за собой моё родное село? (5) Чего и кого оно помнит?

(6) В поселковом совете нет ни летописи, ни документов, ни метрик, ни бумаг о том, откуда село взялось, кто и как основал его, почему так назвал. (7) Оставшиеся ещё в живых старые мои односельчане помнят бабушек и дедушек, редко - прадеда и прабабушку. (8) Новые жители не помнят, не знают и знать не хотят никого и ничего; они живут только сегодняшним днём. (9) Думаю, что ничего, кроме наживы, их не интересует.

(10) Росла на околице криво саженная и оттого криво сидящая ель, раскинула подол по земле, вольная, пышнотелая. (11) А рядом - редкостной красоты куст саранки. (12) Высокая, со стволом толщиной в руку, была она в средине лета всегда густо увешана серёжками. (13) «Это душа всех погубленных младенцев единым цветком взошла»,- (14) сказала мне уже древняя наша соседка.

(15) И я подумал, что две мои маленькие сестры, умершие в доме деда и прадеда, тоже двумя серёжками на пышном стебле отцвели.

(16) Хваткий мужик из современных хозяев жизни пришёл с бензопилой и бульдозером, вырвал куст, свалил ель, испилил её на дрова, везде понасажал картошки.

(17) Выродились ягоды и нежные цветы; от кислотных дождей, выпадающих с неба, сорок самых распространённых и нежных растений исчезло из леса и с полян только вокруг села. (18) Исчезли наши чудные деревенские и лесные поляны. (19) Леса вокруг села выжжены, обрублены под дачные участки. (20) Российский человек, не вынеся города и его промышленного ада, в панической спешности возвращается к земле, осваивает пятачок свой, лепит избушку из ворованного стройматериала с претензией на заграничную виллу. (21) Вчерашний крестьянин, он становится ничтожным собственником махонького царства, готовым урвать хоть шерсти клок с паршивой овцы, то есть с государства.

(22) Воспоминания о прошлой и близкой сердцу жизни тревожат меня, рождают щемящую тоску о чём-то безвозвратно утерянном. (23) Что будет с этим малым, привычным и дорогим мне миром, кто сохранит моё село и память о людях, живших здесь?

Сочинение – рассуждение:

Виктор Астафьев - известный русский писатель, автор книг о деревенских людях и войне, о любви и смерти. Данный текст – это фрагмент из повести «Последний поклон». Что значит для человека память о прошлом? Этот вопрос, на мой взгляд, больше всего волнует автора.

Проблема, затрагиваемая В.Астафьевым, имеет многолетнюю историю, но, тем не менее, она теряет своей актуальности и будет оставаться злободневной до тех пор, пока существует жизнь на земле. Размышления рассказчика о том, как он возвращается в родное село, думает о переменах, которые произошли за время его отсутствия и которые происходят в настоящее время, удивляют своей проникновенностью. Овсянка для повествователя – это место, где можно «повспоминать, подумать, подвести итоги жизни».

«Какую же память оставляет за собой моё родное село? Чего и кого оно помнит?»- с горечью вопрошает рассказчик. Он искренне обеспокоен тем, что люди живут «только сегодняшним днём», живут «ради наживы», что безвозвратно рушатся нити между прошлым и будущим. Таким образом, вырисовывается авторская позиция. В.Астафьев, безусловно, считает, что память о родине, о своих корнях, дедах и прадедах священна.

Невозможно не согласиться с мыслями писателя. Поистине благородными людьми можно назвать тех, кто, вопреки жизненным невзгодам, сохраняет незримую связь с малой родиной, уважительно относится к своему прошлому. К числу таких людей можно отнести Николая Николаевича Бессольцева из повести В.Железникова «Чучело», деда Лены. Он через тридцать лет возвращается в родной город, восстанавливает дом своего отца, собирает картины, доставшиеся от прадеда-художника, а потом дарит коллекцию городу.

Малая родина – это колыбель детства, место, где человек формируется как личность, где закладываются основы нравственного воспитания. И если человек помнит об этом, то его не изменит ни время, ни мода, ни окружающие люди. Так, Татьяна Ларина из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» выходит замуж, становится блестящей светской дамой, но за внешним лоском в ней легко угадывается та прежняя провинциальная барышня, которая всё готова отдать «за полку книг, за дикий сад».

Тревожные мысли рассказчика, его «щемящая тоска о чём-то безвозвратно утерянном» не может оставить нас равнодушными. Прочитав текст В.Астафьева, я в очередной раз задумалась о том, что человек остаётся настоящим человеком, пока сохраняет свою кровную связь с родным домом, со своим детством, пока в нём жива светлая память о прошлом. Утрачивая связующую нить между прошлым и настоящим, мы превращаемся в иванов, не помнящих своего родства.

Сочинение–рассуждение по тексту И.С.Тургенева

Исходный текст:

(1)Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2) Собака бежала впереди меня. (3) Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. (4) Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. (5) Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. (6) Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул два раза в направлении зубастой раскрытой пасти.

(7) Он кинулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало о ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

(8) Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9) и всё-таки он не мог усидеть на свое высокой, безопасной ветке… (10) Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. (11) Мой Трезор остановился, попятился… (12) Видимо и он признал эту силу. (13) Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея. (14) Да, не смейтесь. (15) Я благоговел перед этой маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. (16) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (17) Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (По И.С.Тургеневу)

Сочинение – рассуждение:

Передо мной известное стихотворение в прозе «Воробей», написанное И.С.Тургеневым.

В этой миниатюре автор рассказывает о том, как старый черногрудый воробей спасает своё детище от собаки охотника. Эпитеты («взъерошенный», «искажённый», «отчаянным и жалким писком») и глаголы «камнем упал», «ринулся», «заслонил», «трепетал от ужаса», «замирал, жертвовал собою») передают самоотверженность, героизм воробья. Таким образом, на мой взгляд, писатель поднимает проблему родительской любви.

Эта актуальная проблема вечна, поскольку взаимоотношения отцов и детей волнуют каждого неравнодушного человека . Вопрос о родительской любви часто становится предметом обсуждения на радио, телевидении, он волнует писателей, психологов, политиков, педагогов. В произведении И.С.Тургенева эта проблема звучит особенно лирично, поскольку автор словно бы сопоставляет мир человеческих отношений и мир природы.

Повествование ведется от первого лица, и отношение рассказчика к происходящему ярко выражается в словах «благоговея», «благоговел». Таким образом, вырисовывается авторская позиция: родители готовы на любую жертву ради благополучия своих детей, их любовь «сильнее смерти и страха смерти».

Невозможно не согласиться с мыслями И.С.Тургенева. Хорошие родители могут отказаться от карьеры, рисковать жизнью, они всегда придут на помощь, обогреют лаской и добротой, поймут и простят.Так, Николай Ростов из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», проиграв большую сумму денег Долохову, ищет поддержки у почти разорившегося отца, и граф Ростов понимает, что карточный долг – это дело чести всей семьи.

Родители, как им кажется, стараются всё делать на благо детям. Марфа Игнатьевна Кабанова из пьесы А.Островского «Гроза» говорит о том, что дети должны почитать своих родителей, но на самом деле она пытается заставить своих домочадцев жить по её грубым законам, подавляет волю Тихона, Катерины, контролирует их каждый шаг, что приводит к трагической гибели Катерины и разрушению всей семьи.

В заключение хотелось бы сказать, что произведение И.С.Тургенева заставляет нас, своих читателей, задуматься о том, что родительская любовь, с одной стороны, бывает самоотверженной, героической, несущей добро своим детям. С другой стороны, слепая любовь, необдуманные поступки взрослых людей губят лучшее, что может быть в отношениях между отцами и детьми.

Сочинение–рассуждение по тексту Н.С.Гумилёва

Исходный текст:

(1)Весь конец этого лета для меня связан с воспоминаниями об освобождённом и торжествующем пламени. (2)Мы прикрывали общий отход и под самым носом немцев поджигали всё, что могло гореть: хлеб, сараи, пустые деревни, помещичьи усадьбы и дворцы. (3)Да, и дворцы. (4)Однажды нас перебросили вёрст за тридцать на берег Буга. (5)Там совсем не было наших войск, но не было и немцев, а они могли появиться в любую минуту.

(6)Мы с восхищением обозревали ещё не затронутую войной местность. (7)С лесистого пригорка нам отлично было видно деревню на том берегу реки. (8)Перед ней уже кружили наши разъезды. (9)Но вот оттуда послышалась частая стрельба, и всадники карьером понеслись назад через реку, так что вода поднялась белым клубом от напора лошадей. (10)Тот край деревни был занят, нам следовало узнать, не свободен ли этот край.

(11)Мы нашли брод, обозначенный вехами, и переехали реку, только чуть замочив подошвы сапог. (12)Рассыпались цепью и медленно поехали вперёд, осматривая каждую ложбинку и сарай. (13)Передо мной в тенистом парке возвышался великолепный помещичий дом с башнями, верандой, громадными венецианскими окнами. (14)Я подъехал и из добросовестности, а ещё больше от любопытства, решил осмотреть его изнутри.

(15)Хорошо было в этом доме! (16)На блестящем паркете залы я сделал тур вальса со стулом - меня никто не мог видеть, - в маленькой гостиной посидел на мягком кресле и погладил шкуру белого медведя, в кабинете оторвал уголок кисеи, закрывавший картину, какую-то Сусанну со старцами, старинной работы. (17)На мгновение мелькнула мысль взять эту и другие картины с собой. (18)Без подрамников они заняли бы немного места. (19)Но я не мог угадать планов высшего начальства; эту местность решено ни за что не отдавать врагу.

(20)Что бы тогда подумал об уланах вернувшийся хозяин? (21)Я вышел, сорвал в саду яблоко и, жуя его, поехал дальше.

(22)Нас не обстреляли, и мы вернулись назад. (23)А через несколько часов я увидел большое розовое зарево и узнал, что это подожгли тот самый помещичий дом, потому что он заслонял обстрел из наших окопов. (24)Вот тогда я горько пожалел о том, что идёт война. (По Н.С.Гумилеву)

Сочинение – рассуждение:

Передо мною текст известного русского писателя, поэта Н.С.Гумилёва. На мой взгляд, этот фрагмент посвящён проблеме сохранения человеческого достоинства.

Обозначенная проблема актуальна, поскольку она вечная, традиционная в русской литературе. Кроме того, этот вопрос не может не волновать каждого, независимо от его возраста, социального статуса. Как остаться Человеком? Как не сломаться, сохранить в себе лучшие качества? Об этом мы читаем в произведениях Л.Толстого, М.Шолохова, М.Булгакова, В.Шаламова, А.Солженицына и многих других писателей. Безусловно, вопрос, волнующий Н.С.Гумилева, относится к категории нравственных, так как тесно связан с такими понятиями, как жестокость и доброта, долг и совесть.

Герой-рассказчик восхищается «великолепным помещичьим домом». У него появляется мысль о том, чтобы воспользоваться отсутствием хозяев, взять картины с собой. Но внутренний нравственный барьер останавливает героя. Через несколько часов дом сжигают, а рассказчик сожалеет не о сгоревших картинах, а о том, что «идёт война». Так в «торжествующем» пламени войны, поглощающем всё на своём пути, герой остаётся порядочным, честным, он не теряет в этих жестоких условиях своё человеческое достоинство. Таким образом, вырисовывается авторская позиция: Н.С.Гумилёв подчёркивает антигуманную сущность войны и считает, что человеком нужно оставаться всегда, несмотря ни на что.

Невозможно не согласиться с мыслями писателя. Войны, революции, конфликты – это экстремальные ситуации, которые обнажают нравственную суть каждого. Именно они рождают зло, жестокость, равнодушие по отношению к ближнему. Вспомним героев поэмы А.Блока «Двенадцать». Символический революционный отряд охвачен ненавистью, готов биться с врагом, и нет ничего святого для этих людей. «Двенадцати» позволено всё: и кровавая расправа, и свобода «без креста».

Когда вокруг смерть и война, труднее всего остаться добрым, справедливым, труднее всего не оступиться, не убить в самом себе честного человека. К счастью, такие люди встречаются. Например, простой русский солдат Сашка, герой повести Вячеслава Кондратьева. Он не озлобился даже на врагов, несмотря на грязь, взрывы, кровь, пули, трупы. Герой не смог выполнить приказ, не расстрелял пленного немца. «Люди же мы, а не фашисты», - говорит он. Убить безоружного для Сашки – это значит утратить чувство собственного достоинства, правоты и нравственности.

В заключение хотелось бы сказать, что прочитанный текст Н.С.Гумилёва заставил меня задуматься о главном и вечном, о том, что быть на земле Человеком - это, говоря словами М.Горького, «превосходная должность».

л музыку- скрипку. На ней играл Вася-поляк. О чем же рассказывала мне музыка? На что же это жаловалась она, на кого гневалась? Тревожность и горько мне, хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище! Вася, не переставая играть, говорил: Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина,он ещё не сирота. Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран-но никогда не проходит и не гаснет точка по родине. Эту музыку написал мой земляк Огинский. Написал на границе, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, жива до сих пор Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. Голос её становился тише, тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась. Я убрал руку горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой оттого что боялся оборвать светлую паутинку. Но все она оборвалась. Печка потухла. Слоясь, засыпали в ней угли. Тишь. Тюмень. Грусть. -Уже поздно,- сказал Вася из темноты.- Иди домой. Бабушка будет беспокоиться. Спасибо вам, дяденька,- прошептал я. Вася шевельнулся в углу, рассмеялся смущенно и спросил: "За что?". Я не знаю,за что. И выскочил из избушки. Растроганными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий за ним лес. Мне даже мимо кладбище не страшно было идти. Ничего сейчас не страшно. В эти минуты не было вокруг меня зла.Мир был добр и одинок- ничего, ничего дурного в нем не умешалось. Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик из последних сил работащий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всем мире, трава,отлитая как будто из металла, - это и была моя родина. ...Прошло много лет. И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе.Кругом пахло гарью, пюлью. И вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа.Эта музыка разбередила воспоминание. Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я слушал послушал полонез Огинского. Но теперь так же, как и в ту далекую ночь, хватала за горло, но не выжимала слез, не прорастала жалостью.Она звала куда-то, заставляла что-нибуть делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасовало взрывами.Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.

Сочинение - рассуждение

Вступление: «Музыка - это искусство, которое действует прямо на сердце слушателя», - сказал кто-то из великих. Магическая сила музыки может заставить человека мечтать, вспоминать прошлое, задуматься о себе и пересмотреть свою жизнь, исправить ошибки и действовать, как подскажет сердце, музыка может, наоборот, привести в отчаяние, вызвать отрицательные эмоции.
Формулировка проблемы: