Тематическое планирование по рисованию старшей группе. Годовое тематическое планирование занятий по рисованию. Рисование «Натюрморт»

Развивать интерес к творческому процессу, к стремлению достигать лучших результатов, развивать изобразительные творческие способности у детей, используя нетрадиционную технику рисования.

  • Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
  • Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
  • Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
  • Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
  • Развивать у детей чувство формы, композиции, цвета, ритма, пропорции.
  • Формировать у воспитанников знания, умения, навыки в области изобразительной деятельности.
  • Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
  • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Дети старшего дошкольного возраста могут освоить следующие техники нетрадиционного рисования:

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Кляксография с трубочкой

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Восковые мелки + акварель

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Ниткография.

Средства выразительности: цвет, линия, фактура.

Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.

Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.

Рисование по мокрому.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.

Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.

Мыльные пузыри.

Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.

Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.

В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.

Оттиск смятой тканью.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая ткань.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую ткань к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань.

Оттиск фруктами.

Материалы: любые фрукты разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу.

Пуантилизм (рисование пычком).

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.

Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью.

Месяц (неделя) Тема Программное содержание Вид работы
Сентябрь (1 неделя) «Бабочки». Познакомить детей с техникой монотипия, учить создавать выразительный образ. Развивать образное мышление, аккуратность. Освоение техники монотипия (предметная).
Сентябрь (2 неделя) «Осенний букет» Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов (цветов), полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности. Поощрять детское творчество, инициативу. Освоение техники кляксография.
Сентябрь (3 неделя) «Воздушные шары» Закрепить представления детей о цветовом многообразии, ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Освоение смешивания основных цветов краски для получения новых оттенков, более сложных.
Сентябрь (4 неделя) «Компоты и варенье» Познакомить детей с новым видом изобразительной технике – печатание фруктами. Упражнять в печатании. Развивать чувства композиции световосприятие, память, наблюдательность. Обобщить знания о фруктах и ягодах. Освоение техники печатание фруктами (оттиск).
Октябрь (1 неделя) «Волшебный лес» Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Познакомить с новым видом изобразительной техники - «печать растений».

Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.

Развивать чувства композиции, цветовосприятия.

Освоение техники печатания растениями.
Октябрь (2 неделя) «Пестрый котенок» Познакомить детей с техникой рисования тычком (пуантилизм). Учить рисовать гуашью с помощью ватной палочки, смешивать краски и получать различные оттенки цвета. Развивать чувство прекрасного. Освоение техники пуантилизм.
Октябрь (3 неделя) «Красная смородина» Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом красной смородины.

Формировать чувство композиции и ритма. Учить объединять разные техники в одной работе. (Техника тычка, печатание листьями.)

Освоение навыка совмещения, объединения двух техник в одной работе (пуантилизм и печатание листьями).
Октябрь (4 неделя) «Подводный мир» Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями. Продолжать учить детей работать с гуашью.

Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию - творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания.

Освоение техники рисования мыльными пузырями. (Заготовка фона для бедующего коллажа).
Ноябрь (1 неделя) «Разноцветные рыбки» Вызвать интерес к рисованию акварельными карандашами. Стремиться передавать образ рыбки, добиваться выразительного образа. Познакомить детей с техникой коллаж. Закрепить умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность, самостоятельность. Освоение навыка рисования акварельными карандашами, техники коллаж.
Ноябрь (2 неделя) «Унылая пора! Очей очарованье» Учить детей умению отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам. Использовать различные способы рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка, дерево, изображенное кулачком, ладошкой).

Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение. Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого содержания.

Рисование ладошками, пальцами.
Ноябрь (3 неделя) «Рисуем по шаблону» Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного. Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм.

Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.

Освоение рисования по шаблону.
Ноябрь (4 неделя) «Невидимый зверек» Познакомить детей с техникой рисования свечей. Продолжать учить рисовать по шаблону. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета. Освоение техники рисования свечкой.
Декабрь (1 неделя) «Снегири на ветках» Познакомить детей с техникой рисования тычок жесткой полусухой кистью. Учить рисовать снегирей. Закрепить знания о зимующих птицах нашей родины. Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. Освоение техники рисования тычком сухой, жесткой кистью.
Декабрь (2 неделя) «Зимние узоры» Познакомить детей со способами изображения как монотипия (отпечаток), рисованием ниточками. Показать выразительные возможности, особенности рисования данными способами.

Развивать воображение, образное мышление, цветовосприятие, творческие способности детей. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности.

Продолжить освоение техники монотипия.
Декабрь (3 неделя) «Письмо для деда мороза» Создать предпраздничное нестроение. Учить изображать детей свои желания и эмоции через рисунок, самостоятельно выбирать и выполнять работу в понравившейся технике.
Декабрь (4 неделя) «В лесу родилась елочка» Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук. Рисование нитками.
Январь (2 неделя) «Волшебница зима» Познакомить с нетрадиционной техникой рисования набрызг. Учить новым способам получения изображений. Развивать внимание, мышление. Воспитывать аккуратность при работе. Освоение технике рисования - набрызг.
Январь (3 неделя) «Сказочный зимний лес» Продолжать учить детей самостоятельно передавать сюжет зимнего пейзажа с использованием нетрадиционных техник рисования. Развивать интерес детей к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования. Учить рисовать оттиском капустного листа. Учить задумывать и включать в рисунок знакомые предметы (елочки, снеговиков). Освоение техники – оттиск (капустный лист).
Январь (4 неделя) «Семья снеговиков» Познакомить детей с техникой рисования оттиск тканью. Создать радостное, предпраздничное настроение, вызвать положительные эмоции у детей. Продолжать развивать фантазию и образное мышление. Освоение технике рисования оттиск тканью.
Февраль (1 неделя) «Музыкальный рисунок» Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.) Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном. Развивать композиционные навыки в компоновке общего панно. Работа детей по впечатлениям от прослушанной музыки. Выбор техники по желанию детей.
Февраль (2 неделя) «Разноцветное небо» Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге. Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы. Освоение техники рисования по мокрой бумаги.
Февраль (3 неделя) «Соленое море» Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

Продолжать развивать фантазию и воображение детей.

Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка.

Освоение техники рисования с солью по сырой краске.
Февраль (4 неделя) «Красивые картинки из разноцветной нитки» Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новой техникой - ниткография (рисование нитью). Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление. Освоение техники рисования – ниткография.
Март (1 неделя) «Пейзаж у озера» Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа - монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

Продолжать знакомится с техникой рисования – монотипия(пейзажная).
Март (2 неделя) «Превращение ладошки» Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. Рисование ладошками.
Март (3 неделя) «Подарок маме» Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. Самостоятельная работа детей.
Март (4 неделя) «Весенняя фантазия» Упражнять в рисовании методом размывания краски на стекле и оттиска стекла на лист бумаги. Определить какими красками пользуется «Весна», развивать фантазию, воображение. Освоение техники рисования – оттиск стеклом.
Апрель (1 неделя) «Весеннее дерево» Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «кляксография». Учить совмещать две техники в одном изображении (клаксография и пуантилизм).

Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы. Развивать дыхательную систему, воображение и мышление.

Освоение техник рисования – кляксография, пуантилизм.
Апрель (2 неделя) «Планеты» Закрепить умения детей в технике коллаж. Совершенствовать умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность, самостоятельность. Заготовить детали для будущего коллажа, упражнять в вырезании.
Апрель (3 неделя) «Космические дали» Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной технике и технике коллаж. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Освоение техники коллаж. Продолжить осваивать набрызг.
Апрель (4 неделя) «Праздничная верба» Рассказать почему верба является символом Пасхи, пополнить знания о празднике. Познакомить детей с новым материалом для рисования (пастель). Учить рисовать вербу по затонированой бумаге пастелью. Рисование пастелью.
Май (1 неделя) «Праздничный салют» Познакомить детей с новой техникой рисования – восковые мелки + акварель. Уточнить и пополнить знания детей о предстоящих праздниках (1, 9 мая), учить рисовать праздничный салют, соблюдать правила композиции и цветовой колорит. Освоение техники рисования – восковые мелки + акварель.
Май (2 неделя) «Одуванчики - пушистое чудо природы» Продолжить развивать у детей художественно-творческие способности с помощью техники - «набрызг». Обучать особенностям изображения объектов с помощью техники «набрызг», развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетические восприятие,

воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства.

Продолжить осваивать технику – набрызг (многослойный).
Май (3 неделя) «Вот и лето пришло» Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Самостоятельная работа, техника рисования по выбору детей.

Перспективный план по рисованию нетрадиционными техниками в ДОУ. Подготовительная группа

Воспитатель Харчикова Людмила Николаевна
МДОУ "ЦРР "Зорька" - Детский сад №16" г.Железногорск Курской области
Описание материала: Данный материал будет полезен для воспитателей подготовительной группы. В нём собраны все доступные и интересные нетрадиционные техники рисования.

Перспективный план по рисованию нетрадиционными техниками в подготовительной группе

Сентябрь
1 Воспоминания о лете (Восковые мелки + акварель)
Познакомить с техникой «воск. мелки + акварель». Способствовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. Развивать чувство композиции, цветовосприятие.
2 Бабочки на лугу (Кляксография)
Познакомить с техникой «кляксография», с её выразительными особенностями. Развивать интерес к творчеству, воображение, фантазию.
3 В садах созрели яблоки (Тычок сухой жёсткой кистью)
Совершенствовать умение изображать плодовые деревья. Учить с помощью техники «тычок жёсткой кистью» рисовать яблоки. Формировать интерес к творческой деятельности.
4 Осенний букет (Пластилинография + набрызг + печать листьями)
Учить в своей работе сочетать несколько техник. Развивать внимание, усидчивость, аккуратность.
октябрь
1 Что нам осень подарила (Рисование с натуры. Натюрморт)
Познакомить с жанром «натюрморт». Учить анализировать натуру. Использовать в своей работе палитру, смешивать краски. Развивать чувство композиции, цветовосприятия.
2 Осень на опушке краски разводила (Печать листьями)
Продолжать знакомить с печатанием листьями. Воспитывать интерес к природе. Развивать умение смешивать краски прямо на листьях, желание наиболее полно реализовывать свой замысел.
3 Ёжики (Печать смятой бумагой)
Учить выполнять рисунок в технике «печать смятой бумагой», дополнять изображение деталями, в том числе сухими листьями.
4 Животные, которых я сам придумал (Кляксография)
Знакомить детей с техникой «кляксография».Учить дополнять рисунок новыми элементами. Развивать интерес к творчеству, воображение.
ноябрь
1 Семёновская матрёшка (Рисование на объёмной фигуре)
Учить рисовать узоры по мотивам дымковских игрушек, комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях, развивать умение передовать колорит дымковских узоров
2 Первый снег (Рисование кистью + ватная палочка)
Учить использовать в своей работе несколько техник. Показать возможности пластилина, Воспитывать интерес к изображению природных явлений, желание создать что-то необычное.
3 Снегири на ветке (Тычок сухой кистью)
Расширять представления детей о птицах, умение передать образ «снегиря» в рисунке, используя технику «тычка».Развивать творческие способности, мелкую моторику рук.
4 Подарок маме (Рисование ладошкой, пальчиками)
Учить рисовать цветы с помощью ладошки и пальчиков. Воспитывать любовь к близким, желание сделать для них что-то приятное.
Декабрь
1 Зима пришла (Печать листьями на цветном фоне)
Учить смешивать краски для получения оттенков: сиреневого, голубого. Развивать умение создавать законченный вид с помощью прорисовывания деталей. Формировать интерес к творчеству, к собственной работе.
2 Зимний пейзаж (Рисование клеем ПВА+соль)
Знакомить с рисованием клеем ПВА и солью. Развивать интерес к изображению зимней природы, желание её рисовать. Учить работать аккуратно, убирать своё рабочее место.
3 Скоро новый год (Средства и техника по выбору детей)
Совершенствовать умение замыслить сюжет, выбрать средства для его изображения. Помочь детям наиболее полно реализовать своё видение на бумаге. Развивать чувство композиции, цветовосприятия.
4 Ёлочка нарядная (Аппликация из обрывной бумаги + пальчиками)
Учить делать ёлочку в технике «обрывная аппликация». Рисовать игрушки на ёлочке, используя рисование пальчиками
Январь
1 Здравствуй Новый год!!! (Техники по выбору детей)
Развивать умение детей использовать разные техники в своей работе.
2 Снежная семья (Мятая бумага + клей ПВ)
Учить рисовать снеговиков без предварительной прорисовки карандашом, используя мятую бумагу и клей. Способствовать появлению положительных эмоций.
3 Северное сияние (Набрызг)
Развивать цветовое восприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Развивать фантазию, творческое мышление.
4 Медведи могут быть белые (Тычок жёсткой кистью)
Совершенствовать технику рисования тычком. Расширять знания о диких животных. Развивать чувство композиции, мелкую моторику.
Февраль
1 Чудесные платки (Рисование гуашью)
Познакомить с павло-посадским платком. Учить выделять колорит и элементы узора, рисовать несложные орнаменты. Развивать чувство ритма, цветовосприятия.
2 Открытка для папы (Средства и техника по выбору детей)
Учить детей быть самостоятельными при изготовлении своей работы. Добиваться эмоционально яркого воплощения замысла. Поощрять более полное использование известных средств и техник.
3 Портрет папы (Цветные карандаши + фломастер)
Совершенствовать умение делать набросок простым карандашом, раскрашивать цветными и выделять контур фломастером. Вызвать эмоциональный отклик к творческой деятельности. Побуждать проявлять внимание и заботу к родным людям.
4 Нарисуй, что хочешь (Техники по желанию детей)
Формировать умение работать над замыслом, представлять содержание своего рисунка. Продолжать развивать пространственное воображение, умение передать характер рисуемого объекта с помощью цвета, движения, мимики
март
1 Ранняя весна (По мокрому слою)
Учить рисовать по сырой бумаге. Развивать интерес к изображению природных явлений. Формировать чувство прекрасного.
2 Портрет мамы (Цветные карандаши + фломастеры)
Совершенствовать умение делать набросок простым карандашом, раскрашивать цветными и выделять контур фломастером. Вызвать положительные эмоции. Развивать усидчивость, желание довести свою работу до завершения
3 Ветка мимозы (Тычок жёсткой кистью + дорисовка концом кисти)
Упражнять в умение рисовать жёсткой кистью цветы. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Учить проявлять внимание к близким.
4 Волшебные узоры (Ниткография)
Развивать цветовое восприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Формировать эстетический вкус.
апрель
1 Сказочные рыбки (Мозаика)
Знакомить детей с новой техникой «мозаика». Расширять представления детей об обитателях водных просторов. Упражнять в изображении рыбок с помощью «мозаики». Развивать фантазию.
2 Пасхальный подарок (Рисование поролоновой губкой)
Помочь освоить новый способ изображения поролоновой губкой. Учить дополнять рисунок деталями. Развивать творческие способности.
3 Полёт в космос (Набрызг)
Учить рисовать образ ночного неба, используя набрызг. Развивать познавательный интерес, умение реализовывать свой замысел.
4 Скворцы прилетели (Акварель + фломастеры)
Знакомить с техникой «акварель + фломастеры» выполнять работу поэтапно. Развивать внимание, волю.
май
1 День Победы (Фломастеры + мятая бумага)
Формировать представления у детей о подвиге русского народа. Воспитывать чувство гордости за свою Родину. Желание выразить это в своём рисунке.
2 Весенний букет (Пластилинография + рисование скомканной бумагой)
Упражнять в сочетании двух техник. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Формировать интерес к творческой деятельности.
3 Золотая хохлома (Использование приёмов: плашмя и концом кисти)
Знакомить детей с хохломской росписью. Формировать интерес к народному творчеству. Учить рисовать фон для хохломской росписи. Выполнять декоративные узоры. Воспитывать аккуратность при работе. Рисование краской по краске.
4 Здравствуй лето! (Восковые мелки+ акварель)
Закреплять умение рисовать восковыми мелками, закрашивать акварельной краской. Учит изображать своё настроение, свои впечатления. Совершенствовать компо

Ну, что же, я обещала мега-план, и я наконец-то его собрала (потратила на это дело почти полдня).
Здесь не будет ничего о планировании, эффективности и прочем, здесь о структуре обучения рисованию.

В прошлом посте я упоминала стрим с Олегом Шеховцевым . Так вот, в этом стриме Олег постарался и сделал упор на информацию для начинающих художников (неважно, концепт или нет) и сослался на некоего Виталия Ивлева (его канал на ютубе). Я, как порядочный гражданин, пошла и посмотрела.

У Виталия есть совершенно замечательный очень короткий ролик о том, из чего же состоит рисование и как структурировать свое обучение. Очень рекомендую к просмотру - 11 с копейками минут концентрированной полезной информации. Еще и с картинками. Картинки я себе зарисовала. И в целом мой план основан именно на рекомендациях Виталия.

Итак, первый план. Я назвала его «Большой план», т.к. он показывает мне картину обучения в целом:

Да, мне придется откатиться в самые азы, а именно в работу с линией и формой. А то я сейчас почему-то пытаюсь быть на этапе цвета и даже дальше, а основ при этом не знаю.

Еще мне очень понравились принципы, которыми Виталий рекомендует руководствоваться во время обучения. Посмотрите видео, там для каждого принципа Виталий даже нарисовал маленький поясняющий рисуночек! :) Принципы я тоже выписала:

И хочу здесь пояснить некоторые принципы с учетом своих каких-то особенностей:


  1. Каждый день. Ну, здесь все понятно, плавали-знаем.

  2. Быть в курсе, смотреть вокруг. Здесь Виталий рекомендует смотреть и изучать, что происходит вокруг, читать про других людей - как они добивались того, чего добились, и все в таком духе. Я итак довольно регулярно читаю и смотрю всякое, просто придется немного уменьшить время на это, чтобы осталось время для занятий.

  3. Доверять учителю, но не ограничиваться. Очень важный пункт для меня, т.к. я люблю тырить приемы, пробовать новое и часто застреваю в этом. Так вот, мне важно не застревать. Попробовал, усвоил, молодец, поехали дальше.

  4. Исследовать учителя. Как профессионала и как учителя. Это я люблю:)

  5. Держать будущее в голове. Именно для этого я нарисовала все эти бумажки и повесила их на видное место. Именно поэтому сокращенная версия этого поста будет прикреплена вверху журнала. Чтобы помнить, куда я собралась:)

  6. Искать сложное, искать вопросы. Пожалуй, один из самых сложных пунктов. Главное, продолжать напирать на сложное и формулировать свои вопросы, а не расстраиваться и бросать все после первых неудач.

  7. Начинаешь и делаешь. Тоже сложный принцип с точки зрения реализации: страх - очень сильный тормоз. Поэтому да, просто берешь и делаешь, главное - начать.

  8. Не спешить. Очень важный для меня пункт, потому что всегда же хочется скорее-скорее туда, к стадии цвета и прочим интересным штукам. Однако такое перепрыгивание важных стадий ничего хорошего мне не принесет, а заставит потом возвращаться к тому, что я перепрыгнула. Что, собственно, я и делаю сейчас.

  9. Фиксировать, где ты. Виталий судя по всему ставил себе конкретный срок, а я вот не очень понимаю, как он это сделал: откуда я знаю, сколько времени у меня займет то, что я не знаю? Поэтому буду как-то фиксировать свои результаты. Поэтому я добавила этот пункт (его нет у Виталия).

Дальше у меня детальная схемка по первому квадратику - по форме:

Все это я потырила у Виталия (по форме - вот ), потому что он очень хорошо объяснил и нарисовал. Отдельно меня порадовало то, что Виталий сформулировал результат обучения! То есть, чего ждать в конце стадии изучения формы, к чему стремиться. Это очень круто, по-моему. Я даже радостно этот итог выделила маркером:)

И теперь, собственно, мой план по изучению формы. Виталий рекомендует уделять по 2 часа каждому аспекту - gesture, объем, линия. У меня, к сожалению, нет столько времени из-за работы. Я могу выделять 1,5 - 3 часа. Сложность еще в том, что все три аспекта желательно изучать пачкой (опять же - по рекомендации Виталия), а не так, что день на gesture, другой день на объем и т.д. Поэтому у меня полчаса по полчаса-час на каждый аспект. А учитывая прогноз Виталия по длительности изучения формы в 0.5 - 1 год (при условии занятий по 6 часов), мне страшно подумать, сколько же я потрачу на это времени.

Ну да ладно, к делу, конкретный списочек, что изучать и что делать.

Gesture
Виталий изучал последовательно по видео - начал с Glenn Vilppu. Я нашла только «тизеры» его уроков на ютубе, в которых он кратко что-то показывает и рассказывает. Полное обучение уже за деньги, как я поняла.
Дальше Виталий продолжал по Michael Hampton. Я нашла его книгу Figure Drawing: design and invention в формате PDF и подборку уроков на ютубе .
Виталий сделал очень интересное замечание по поводу просмотра лекций: очень важно повторять каждое движение преподавателя, чтобы понять, о чем он говорит.

Дополнительно :


  • Walt Stanchfield, «Gesture drawing for animation» (нашла PDF). По словам Виталия книжка больше «философская», практики в ней мало, а больше «идеологического подкрепления художника, аниматора, дизайнера..».

  • Mike Mattesi, «Force: dynamic life drawing for animators» (нашла PDF)

  • Видео Stan Prokopenko - How to draw gesture , и другие его видео.

  • Курс Alex Woo , стоит денег, так что пока нет.

Объем
Сначала смотреть лекции Gary Meyer «Fundamentals of Perspective», узнавать основы перспективы, как это работает, терминология. Я нашла все его видео-лекции и скачала на просторах энторнета.
Дальше - разбиение объектов на простые формы и перспектива простых форм. Хорошее упражнение: из простых форм строить сочетания в перспективе.
Потом метод рисования с помощью сечений Scott Robertson (серия видеоуроков). После - рисование сложных технических объектов по книге Scott Robertson, Thomas Bertling - How to Draw: drawing and sketching objects and environments from your imagination (также нашла в PDF).
И дальше можно переходить к окружению, пейзажам.

Дополнительно :


  • Peter Han Dynamic Sketching, нашла только демо-версии , остальное за деньги. Учит быстро скетчить, быстро анализировать форму.

  • Koos Eissen - Sketching Drawing the Techniques for product designers (нашла в PDF). Много примеров, Виталий на этих примерах учился - перерисовывал, понимал, как промышленные скетчеры строят объекты.

  • Roselien Steur Sketching The Basics не нашла в свободном доступе.

  • канал на ютубе , где довольно просто рассматриваются перспектива, построение, быстрый скетчинг.

Линия
По ходу изучения двух других аспектов. Упражнения есть у Робертсона и Хана. И еще смотрим других художников, смотрим как они используют линии и пробуем сами.

Такой план) Согласитесь, выглядит страшно. Еще и на английском все - на первых порах это может сильно замедлить мою скорость обучения, но когда же надо начинать читать иностранную литературу)

Выполнила воспитатель высшей категории Коршунова Елена Владимировна Севастополь ГБДОУ г. Севастополя «Детский сад № 91»

Вторая младшая группа

сентябрь «Мой любимый дождик» Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень) , используя точку и линию как средство выразительности. Два листа светло-серого цвета нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки Рисование пальчиками

«Осеннее дерево» (коллективная работа) . Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовое восприятие. Широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы, салфетки. Рисование ладошками

октябрь «Жёлтые листья летят» . Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие. Альбомный лист, гуашь жёлтая. Рисование ладошками.

«Весёлые мухоморы»

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов. Рисование пальчиками

ноябрь «Вот ёжик - ни головы, ни ножек…» Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком Альбомный лист, газета, гуашь серая, коричневая. Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками

«Осень вновь пришла» Расширять представление о приметах осени. Учить рисовать всеми пальчиками, набирая краску разного цвета, делать фон рисунка оттиском поролона. Альбомный лист бумаги с нарисованным деревом, поролон, гуашь желтая, красная Рисование пальчиками, оттиск поролоном.

декабрь «Зайчик» Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. Листы серой бумаги с изображением зайчика, гуашь белого цвета. Рисование пальчиками.

«Снежные комочки» Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. Альбомный лист бумаги голубого цвета, кисти, белая гуашь. Рисование тычком жёсткой кистью

январь «Маленькой ёлочке холодно зимой» . Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки) . Учить рисовать ёлочку. Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый) , зелёная гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы ёлочек.

«Птицы клюют ягоды» Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета) ; закрепить навыки рисования. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции. гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, пробки, рисунки птиц, клей, салфетки Рисование пальчиками, оттиск пробкой

февраль «Цветочек для папы» . Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Ватман, гуашь разных цветов. Рисование ладошкой.

«Кораблик для папы» Учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность. Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки Скатывание бумаги

март «Цветы для мамы» Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы. Гуашь, плотные цветные листы, салфетки. Рисование ладошками, пальчиками, печатками.

«Мое любимое животное» Упражнять в технике тычка. Учить фактурно изображать животное Готовые формы животных Тычок

апрель «Ночь и звезды» Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки Рисование манкой, скатывание салфеток

«Жили у бабуси два веселых гуся» Продолжать использовать ладонь, как изобразительное средство, дорисовывать детали Нарисованное заранее озеро, гуашь, маркеры для рисования деталей Рисование ладошкой

май «Красивые цветы для пчелки» Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание красного и зелёного цвета, развивать творческое воображение. Листы белой бумаги, гуашь зелёного и красного цвета, салфетки Рисование ладошкой

«Рисуем, что хотим» . Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Все имеющиеся в наличии. Разные