Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству. Семинар-практикум для воспитателей "нетрадиционные техники рисования в доу"

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 77 комбинированного вида Мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования» Подготовила: Меренкова А.И. воспитатель г. Одинцово, 2017г.

2 Цель: расширение знаний педагогов по художественно-эстетическому развитию через знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Задачи: познакомить педагогов с нетрадиционными техниками рисования; научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нескольких нетрадиционных методов в рисовании (рисование молоком, пеной для бритья); повысить уровень мастерства педагогов. Методы и приёмы: репродуктивный, практический, словесный, наглядный. Оборудование: дидактические средства - рисунки, выполненные в технике нетрадиционного рисования; столы, стулья для педагогов; материал для практической деятельности гуашь, баночки с водой, кисти, альбомные листы бумаги, пена для бритья, клей ПВА, прозрачные тарелочки, зубочистки, мокрые салфетки на каждого педагога; аудиосредства - презентация «Нетрадиционные техники рисования», CD проигрыватель, проектор, ноутбук, USB носитель. Предварительная работа: изучение интернет - ресурсов по данной теме, подготовка оборудования. 1. Теоретическая часть. Ход мастер класса: Рисование с использованием нетрадиционных техник завораживает и увлекает детей. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов и инструментов. Все мы - практики и знаем, что изобразительная деятельность влияет на всестороннее развитие личности ребенка: творческое, эстетическое, познавательное и т. д., именно поэтому я выбрала данное направление приоритетным в своей педагогической деятельности. Человечество не стоит на месте, мы постоянно развиваемся и придумываем что то новое. Так и в области изодеятельности появилось много новых нетрадиционных техник, о которых сегодня я хочу вам рассказать. Рисование на фольге. Рисование на фольге очень отличается от бумаги. Во-первых, хорошо видно как смешиваются цвета, во-вторых, краска отлично скользит. Подходит для развития сенсорных ощущений у малышей. Рисовать можно пальчиками, кисточками, ватными палочками.

3 Рисование зубочистками на клее ПВА. Налейте на бумагу клей ПВА и рисуйте на нем разводы зубочистками или ватными палочками. Если в качестве основы использовать прозрачную пластиковую крышку, например, из-под сметаны, то после того, как рисунок высохнет, из нее можно вырезать, например, сердечко и на веревочке повесить на елку. Рисунок по соли. Рисунок наносим клеем ПВА, посыпаем солью и даем высохнуть. Потом с помощью кисточки набираем краску и капаем ее на солевую основу. Краска сама растекается и красиво смешивается.

4 Пуантилизм для детей. Одно из интереснейших и необычных направлений живописи. Это такая манера письма картин раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Художники, нанося на холст чистые краски, рассчитывали на оптическое смешение цветов в глазу зрителя, и им это удавалось. Для детей такая техника является сложной, и поэтому я предлагаю вашему вниманию нетрадиционный пуантилизм для детей. Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Художники, которые работали в стиле пуантилизм, наносили на холст чистые, не смешанные предварительно на палитре краски. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем. Оптическое смешение трех чистых основных цветов и нескольких пар дополнительных позволяет получать достаточно большую яркость, чем путем механического смешения пигментов. Я предлагаю вам освоить технику «пуантилизм» с использованием не совсем традиционных для нее материалов цветных маркеров (фломастеров). Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать с изобразительными материалами. Предлагаемый метод изображения точками с помощью фломастеров позволяет не только развивать мелкую моторику дошкольников, их усидчивость, цветовосприятие, но и повысить эмоциональный фон, поскольку изображение с помощью фломастеров (цветных маркеров) не требует высыхания, не произойдет растекание красок или неаккуратное смешивание. Зентангл и дудлинг. Сочетание (зендудлинг) техники рисования, в последнее время приобретающие большую популярность. Интерес к ним связан с тем, что они являются хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности, даже в том случае, если вы совершенно не умеете рисовать в классическом понимании этого слова. Эти техники прекрасно подходят и для взрослых, и для самых маленьких детей, которые только учатся держать рисовальные принадлежности. ДУДЛИНГ (от английского doodle бессознательный рисунок) это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.). В этом и состоит лёгкость. Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Но в основном это бессознательный рисунок, позволяющий

5 «отключить мозг», что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. Такому рисованию многие из нас предавались на скучных школьных уроках. О том, что получится в итоге, мы не знаем и не задумываемся, рука рисует сама по себе. Будут ли это разнообразные растения, несуществующие миры или просто геометрические фигуры не важно. Главное получить удовольствие от процесса рисования ЗЕНТАНГЛ (от zen уравновешенность, спокойствие и rectangle прямоугольник) является сочетанием медитации и рисования. Традиционно для рисования зентангла используются квадраты 9х9 см. В квадрат помещается какой-либо рисунок, либо он произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными однотипными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, на что хватит фантазии). Зентангл помогает увеличить собранность, концентрацию, способствует психологической разгрузке, внутреннему успокоению, улучшает зрительную координацию и мелкую моторику, а также развивает творческие способности и креативность. Смесь этих двух техник ЗЕНДУДЛИНГ (Zendoodling) идеально подходит для занятий с детьми. Самый простой вариант воспользоваться раскраской или контуром животного, цветка, птички (чего угодно, нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить. Можно усложнить задачу разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант предложить ребенку по- разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и др. Фроттаж Техника нанесения рисунка на бумагу, ткань. Для появления рисунка используется рельефная поверхность, которая располагается с обратной стороны бумаги (ткани, эта рельефная поверхность отображается на лицевой стороне бумаги (ткани) с помощью трения красящего материала (например, карандаша). Одними из самых популярных объектов являются листья деревьев. Для работы подходят и свежие листья, и сухие. Следует определиться с формой, размером листьев и собрать композицию. Очень часто в мастерстве используют много поверхностей одного экземпляра. Плотный материал не подходит для фроттажа. Лучше работать с писчей бумагой, применять карандаши различной мягкости или восковые мелки, пастель. Однако это отнюдь не значит, что чем нежнее тем лучше. Совсем мягкий карандаш, скорее, закрывает, чем показывает рельеф. Можно

6 попытаться штриховать в разном направлении эффекты могут значительно отличаться. Растирание делается с осторожностью: следует держать бумажный лист, не смещая силуэта под ним. Второй вариант: чтобы листья не сдвигались, их можно приклеить к бумаге (с обратной стороны картины, а затем прорисовывать мелками разного цвета. Тона, которыми заштриховывается плоскость для получения художественного результата, дополняются и покрывают друг друга. Проведение электронной физкультминутки для педагогов «Веселая мышка». 2. Практическая часть. Рисование на молоке. Для смелых творческих экспериментов понадобятся очень простые и безопасные ингредиенты: цельное молоко, важно, чтобы оно было не обезжиренное, лучше, если домашнее; разведенные в воде пищевые красители; плоская тарелка или неглубокий лоток; жидкое мыло или средство для мытья посуды. Для начала, наливаем немного молока в тарелку и даем ребенку баночки с красками, из которых он на молоко должен в произвольном порядке накапать по нескольку капель красок разных цветов. Получившийся рисунок уже будет весьма интересным. Но это еще не все. В нашу емкость нужно капнуть немного жидкого мыла или средства для мытья посуды. И дальше только наблюдать за происходящим в тарелке чудесным превращением и движением. Каждая капля, попадая на поверхность, запускает фантастическую пляску цветов. Ребенку безумно понравится сам процесс и его неожиданные результаты. Наблюдать за удивительными превращениями очень интересно и весьма поучительно. Кроме того, эту удивительную череду превращений можно сфотографировать и, напечатав интересные абстрактные фотографии, украсить результатами совместного творчества с детьми интерьер. Фотографий может получиться много, ведь движение и преобразование в тарелке будут продолжаться длительное время. Проведя такой интересный

7 опыт, в следующий раз можно предложить ребенку поучаствовать самому в процессе и попробовать формировать рисунок. Для этого подготовительный этап будет таким же, но жидкость для мытья посуды не наливаем в молоко, а макаем в нее обыкновенные ватные палочки и даем ребенку. Когда он опустит их в молоко, начнется процесс превращения, и малыш сможет участвовать в создании узоров. Совместное рисование с педагогами. Рисование пеной для бритья. Рисование пеной для бритья процесс увлекательный и интересный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Легко смывается с рук, одежды и любой поверхности. Творчество с использованием такой нетрадиционной техники рисования создаёт положительную мотивацию к рисованию, расслабляет, будит фантазию и дарит массу положительных эмоций! «Объёмные» краски Вам понадобится: 2 части пены для бритья + 1 часть клея ПВА + краски. Сначала необходимо смешать клей и краску, затем добавить пену для бритья. Тщательно всё перемешать. Краски готовы, их можно наносить на готовый контур или (и) проявить фантазию - придумать рисунок самостоятельно. Совместное рисование с педагогами пеной для бритья в технике «Объемные» краски на свободную тему. «Тюбик» «Объёмные» краски поместить в плотный пищевой пакет (или тюбик). Отрезать ножницами кончик пакета, получился своего рода кондитерский шприц. Надавливая на пакет с краской, создаём рисунок. Заключение. Детям очень нравятся нетрадиционные способы рисования. Это способствует развитию творческого мышления, воображения, креативности, расширению представлений об окружающем мире и, как и обычное рисование, развивает мелкую моторику руки, тренирует мышцы кисти руки, готовит руку к письму. К тому же Занятия нетрадиционные Включают множество идей. Порою провокационные, Но интересны для детей. В них необычно сочетаются Материал и инструмент. И все прекрасно получается, И равнодушных точно нет! Спасибо всем участникам мастер-класса! Надеюсь, материал был для вас полезен и интересен!

Открытый просмотр изобразительной деятельности по теме «Орнамент» способом штампования (старшая группа). Взаимосвязь в работе воспитателей и дефектолога в процессе продуктивной деятельности. Воспитатели:

Отдел образования администрации Тонкинского района Нижегородской области Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Мастер-класс Создание

Зимние рисунки для детей Зимой взрослые и дети много времени проводят дома, поэтому появляется больше возможностей для того, чтобы заняться творчеством. Зима - очень красивое время года. Попробуйте передать

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга ДИДАКТИЧЕСКИЕ

Ю.А. Бревнова (аспирант), Н.П.Ходакова (к.п.н., доцент) КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА г.москва, Центр образования 2402, г.москва, МГГУ им.м.шолохова Построение образовательного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 61 «Семицветик» Аквариумные рыбки Конспект НОД по изобразительной деятельности с детьми старшей группы.

Развивающая литература для детей от рождения и до школы Об издательстве Издательство «МОЗАИКА СИНТЕЗ» ведущее специализированное педагогическое издательство в области дошкольного образования. По книгам

Методическое пособие: «Граттаж. Методы и приемы рисования» Методическое пособие преподавателя МБОУ ДОД «Детская художественная школа 2» Борзовой Натальи Анатольевны Предлагаемое пособие подготовлено на

Уважаемые коллеги и друзья! 1-2 декабря 2015 года Представительство Россотрудничества в Словении проводит образовательные события для руководителей и педагогов русских школ, а так же для детей и их родителей.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр творческого развития и гуманитарного образования г. Красноярск, пр. Мира, 44 www.24centre.ru e-mail: [email protected]

Конспект занятия по теме «Составь фигуру из квадрата» объединение «Художественное конструирование и моделирование» Выполнила педагог дополнительного образования Артамонова Е.В. г. Ожерелье 2016г. Тема:

Декорирование кухонной лопаточки в технике декупаж. Мастер-класс с пошаговым фото и описанием. Автор: Литвинова Юлия Александровна, педагог дополнительного образования ГБДОУ 17 Колпинского района г. Санкт

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 105 Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию «Белая береза под моим окном» Старшая группа

ГУО «Вилейский районный центр дополнительного образования детей и молодежи» Мастер-класс «Флористический коллаж в стиле «Терра» Составитель: Узгорок М.И., педагог дополнительного образования детей и молодежи

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники исполнения для детей старшего дошкольного возраста «Золотая рыбка».

Утверждено на заседании экзаменационной комиссии по проведению творческого испытания, профессионального испытания по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн «11» ноября 2015 г. Программа творческого испытания

Конспект НОД в старшей группе «Наша любимая мама» Тема: «Наша любимая мама». Автор: Торощина И.Ю. воспитатель I квалификационной категории. Тип: интегрированное. Образовательные области: «Художественное

ÓÄÊ 689 ÁÁÊ 37.248 Á 26 Äèçàéí îáëîæêè, ìàêåòà è âåðñòêà Âàñèëèÿ Ìàëüöåâà Àðò-ñòóäèÿ «Æèâàÿ ñêàçêà» êîëëåêòèâ òâîð åñêèõ ëþäåé. Ìû ïðîâîäèì ìàñòåð-êëàññû äëÿ äåòåé è âçðîñëûõ íà ïðàçäíèêàõ è êîðïîðàòèâíûõ

МБОУ Средняя общеобразовательная школа 2 г. Ливны ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 5 КЛАССЕ Тема: Техника акварели - «мазками» Творческая (коллективная) работа «Букет настроения» Подготовила:

Декоративная графическая композиция. Стилизация форм животного мира. Цели: - развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии; - научить учащихся принципам

Конспект НОД в старшей группе «Рябинка» Воспитатель: Новоженова Мария Александровна Художественное творчество («Рисование») Тема: «Рыбки для нашего аквариума» (нетрадиционная техника «тычок») Доминирующая

«Выразительные возможности цвета.» (Практикум семинар для воспитателей) Цель - развитие изобразительных умений и навыков младших дошкольников возраста через обогащение знаний детей о цвете. Воспитатель:

Тема урока: Украшения и фантазия. Кружевные узоры. Дидактическая цель - создать условия для осознания и осмысления темы "Украшения и фантазия. Кружевные узоры" с помощью организации на уроке частично-

Программа дополнительного образования «Волшебный мир бумаги» БУМАГОПЛАСТИКА, ОРИГАМИ Пояснительная записка Бумагопластика - это развивающая программа, направленная на раскрытие в ребёнке творческой личности,

Обучение технологии работы гуашевыми красками на уроках изобразительного искусства в начальной школе Астапова Наталья Евгеньевна Учитель ИЗО и технологии МБОУ «Гимназия 3», г. Дубны Московской области

60Материалы УРОК 16 Рисунок акварелью и солью Подготовка. Придумайте тему картины. Соль с акварелью на бумаге дает интересный эффект как будто светящиеся пятнышки, поэтому пусть на вашей картине будут

МДКОУ «Детский сад 2 «Сказка» Проектная деятельность «Изготовление красок в условиях детского сада» Подготовила: воспитатель по ИЗО Малышева Е.В Апрель 2016 год. Тема проекта: «Изготовление красок в условиях

Дополнительная общеобразовательная программа «Изонить» Пояснительная записка Направленность программы: художественно-эстетическая. Программа по декоративно-прикладному творчеству «Изонить» предполагает

СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС Е. А. УЛЬЕВА ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ Тетрадь для занятий с детьми 6 7 лет МОСКВА ВАКО УДК 373 ББК 74.1 У51 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа

Технологическая карта Название практики для детей подготовительной группы: «Бумажная флотилия» Возраст детей: 6-7 лет Цель: научить детей складывать из бумаги, методом оригами, разные виды лодочек и корабликов

Арт-студия. Занятие 7. Маска для Хеллоуина. Цель: профилактика детских страхов, развитие творческого мышления. Материалы: цветные камешки (можно вырезанные круги из картона или слепленные камешки из соленого

Мастер-класс для родителей по изготовлению самодельных музыкальных инструментов Ильина Наталья Александровна музыкальный руководитель. МБДОУ 296 г. Красноярск Музыкальные инструменты для маленького ребенка

ГБОУ СОШ 2012 (дошкольное подразделение) Конспект интегрированного занятия по теме «День рождения кошки Мурки» для детей 4-5 лет Воспитатель: Мезенцева Елена Михайловна Конспект интегрированного занятия

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка» КОНСПЕКТ занятия по изобразительной деятельности Тема: Рисование портрета. (Подготовительная группа) Воспитатель

Урок 2 ГУБЫ. Коррекция губ. Губы наиболее важная часть лица после глаз. Для того чтобы сделать губы более выразительными, нужно знать все способы коррекции. Естественную линию губ можно уменьшить или увеличить

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад 10 «Ручеѐк» комбинированного вида города Искитима Новосибирской области КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Министерство образования науки Краснодаского края Государственное бюджетное образовательное учреждение «Новороссийский социально-педагогический колледж Краснодасрского Края» Отделение дополнительного образования

Рисование на компьютере в программе Paint Paint это стандартная программа для рисования на компьютере. Она проста в обращении. В неё можно научиться рисовать, редактировать рисунки и фотографии, составлять

МДОУ «Детский сад 5 общеразвивающего вида» МАСТЕР - КЛАСС О. А. Шебалина г. Ухта 2016 г. Я, Шебалина Ольга Анатольевна. Работаю воспитателем МДОУ «Детский сад 5 общеразвивающего вида». В 1984 году закончила

П Р О Е К Т «Рисование картин песком на стекле» Проект: «Рисование картин песком на стекле» с детьми 4-5 лет в группе общеразвивающей направленности 1.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Классическая гимназия 39» Центр дополнительного образования «Творчество» Мастер-класс «Чудо на ладошках» (в технике «пластилинография»)

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие ребенка» Возраст: 2 мл, группа. Тема: Сенсорное развитие ребенка Подготовила: воспитатель Беликова Л.Н. Цель мастер-класса: заинтересовать родителей осуществлять

Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.
Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Нетрадиционные техники рисования»

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Цель:

Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.

Задачи:

Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании.

Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.

Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, материал для практической деятельности – гуашь разного цвета, альбомные листы бумаги, картон, дощечки для лепки. Малярный скотч, акварельные краски, баночки с водой, кисти для рисования. Пищевая плёнка, свечка, соль, ватные палочки, ёмкости для использованных материалов.

Предварительная работа : обработка специальной литературы по данной теме. Подготовка оборудования, создание компьютерной презентации.

Оформление выставки детских рисунков в нетрадиционной технике рисования.

Вступительное слово

Актуальность выбранной темы мастер-класса:

На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.

В процессе работы у детей формируются мыслительные операции, навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды надо учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Дома у каждого из нас есть ненужные вещи (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Гуляя по улице или в лесу можно найти много интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами возможно обогатить уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Использованием нетрадиционных техник:

Способствует снятию детских страхов.

Развивает уверенность в своих силах.

Развивает пространственное мышление.

Учит детей свободно выражать свой замысел.

Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

Учит детей работать с разнообразным материалом.

Развивает чувство цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности.

Развивает мелкую моторику рук.

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Разрешите, я вам расскажу немного о них.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

Рисование пальчиками;

Оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;

Рисование ладошками.

  • рисование по мокрому листу бумаги

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

Тычок жесткой полусухой кистью.

Печать поролоном;

Печать пробками;

Восковые мелки + гуашь

Свеча + акварель;

Отпечатки листьев;

Рисунки из ладошки;

Рисование ватными палочками;

Волшебные веревочки;

Монотипия предметная.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

Рисование солью, песком, манкой;

Рисование мыльными пузырями;

Рисование мятой бумагой;

Кляксография с трубочкой;

Монотипия пейзажная;

Печать по трафарету;

Кляксография обычная;

Пластилинография

Граттаж.

Практическая часть

Уважаемые педагоги! А сейчас я хочу провести небольшой мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Сегодня покажу, как с детьми использовать смешанные нетрадиционные техники рисования в одной работе.

Акварель - штука текучая и непослушная. Мы будем использовать как раз эти её не всегда удобные свойства, создавая «шедевры» в основном «по-мокрому». (Медведь на льдине, Дома на нашей улице, берёзовая роща).

Я с удивлением обнаружила, что скотч отлично по нескольку раз отклеивается от бумаги, а значит, его мы и используем как основу для трафарета. Его можно рвать руками на неровные полоски и рисовать лес. Отлично получаются любые геометрические композиции. В толщину скотча можно даже вырезать что-то более детальное, как, например, домики. Главное - этот трафарет не нужно дополнительно крепить и придерживать, и вероятность попадания под него краски не велика, если края хорошо пригладить. Кроме того, очень рекомендую закреплять скотчем лист по периметру перед началом рисования. Так он не «бегает» по столу, а рисунок сразу получается в аккуратной рамке.

Следующий этап - пищевая пленка.

Вы знали, что пленка тоже умеет рисовать? Достаточно постелить ее на мокрую акварель и подвигать. Получаются ледяные кристаллы или другого рода абстракции.

Следующий этап - соль по мокрой акварели.

Посыпав соль на ещё влажный прокрашенный лист, можно добиться занятных эффектов. Средне-крупная соль при высыхании оставляет «снежинки» на синем фоне. На зелёном фоне получится полупрозрачная листва. Мелкая соль экстра засыхает практически намертво. Так можно добавить фактуры дороге, камню, создать галактику.

Гуашь.

Первая техника у нас будет монотипия.

Монотипия (от моно… и греч. - отпечаток) - вид печатной графики. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность. Полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным.

Этап работы:

На гладкой поверхности, например, дощечке для лепки или на плитке рисуем пейзаж. Например, солнышко, небо и полянку. Рисовать нужно очень быстро, чтобы не высохла краска, иначе отпечаток не получится. Затем накладываем лист бумаги, хорошо прижимаем. У нас с вами получится отпечаток. Но можно поэкспериментировать и получить другой отпечаток. Указательным пальцем одной руки придерживаем верхний угол листа, другой рукой начинаем постепенно приподнимать лист бумаги с противоположной нижней стороны. Получаются так называемые лучики.

Следующий наш этап будет – техника р исование с помощью картона (ребром картона) .

С помощью стеки набираем краску, наносим её в нижней части листа. С помощью картона (ребром картона) мы с вами нарисуем дома. Мелкие детали прорисовываем ватными палочками. Это крыши домов, окна, антенны.

Следующий наш этап – рисование вилками.

Набираем вилкой краску и наносим её на лист бумаги. Быстрыми движениями руки начинаем делать отпечатки. С помощью вилок можно нарисовать забор, листву на деревьях.

А теперь мини - опрос.

Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес? Почему?

Где вы можете их использовать?

С какими не представленными способами Вы хотели бы познакомиться?

Спасибо за ответы!

Уважаемые коллеги, спасибо вам за ваш интерес и активное участие в мастер - классе, за чудесные картины. Благодарю всех за внимание.

Заключительный этап.

1. Посвящение воспитателей в художники, рисующие в нетрадиционной технике (вручение шуточных медалей).

2. Памятки всем участникам мастер-класса.

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

До свидания!

Литература:

Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. /Дошкольное воспитание, 1991, №2.

Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. /Дошкольное воспитание, 1991, №9.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб: КАРО, 2008.

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет из серии: Рисуем и познаём окружающий мир.- М., 2007.

Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования/ под ред. Казаковой Р.Г./-М., 2005.

«Притча о таланте, зарытом в землю»

Эта притча описана в 25-й главе Евангелия от Матфея . В те времена, о которых идет речь, талантом называлась римская серебряная монета. Это слово имеет греческое происхождение: им обозначалась монета большого достоинства.

«...Человек, который, отправляясь в другую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И подошед получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «Господин! пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрел на них».

Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». И подошел также и получивший два таланта и сказал: «Господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; И убоявшись пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Господин его сказал ему в ответ: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отнести серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью; Итак возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и умножится, и у не имеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов»».

Мораль : любой талант требует развития и постоянного вложения труда.

Название: Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования цветными опилками»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Мастер-классы в ДОУ, Методические разработки для педагогов ДОУ

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: СП «Детский сад № 17» ГБОУ СОШ № 10 города Сызрани
Месторасположение: город Сызрань, Самарская область

МАСТЕР- КЛАСС
«НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ЦВЕТНЫМИ ОПИЛКАМИ»

Данный мастер — класс предназначен для педагогов и родителей

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев,
от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Рисование и занятие творчеством – одно из самых любимых занятий детей и взрослых. И я этому не исключение. Сегодня педагоги и родители проявляют истинную изобретательность в выборе и придумывании различных оригинальных способов творчества. Здесь главные критерии – новизна, увлекательность, удовольствие от процесса и интересный результат.

Одна из таких удачных находок – «рисование цветными опилками» . Материал прост и совершенно экологичен, опилки разных размеров можно приобрести в магазине и легко приготовить самостоятельно в любом количестве. Опилки можно окрасить в любой цвет и, в зависимости от их размера, получить разную текстуру – от мелко-бархатной до крупно-лохматой. Это позволяет значительно расширить диапазон выразительности творческих работ.

Цветные опилки – материал, который позволит ребенку не только раскрыть свой творческий потенциал, но и отдохнуть от трудных занятий и настроиться на «спокойную волну». Наблюдая за тем, как пересыпаются цветные крупинки, ребенок учится сосредоточенно и вдумчиво работать.

Рисунки цветными опилками выглядят, как настоящие произведения искусства, несмотря на то, что их изготовление не составляет больших трудностей.

Рисование цветными опилками – это необыкновенно красивое и очень полезное творчество. При работе с опилками задействованы одновременно зрительный и кинестетический каналы восприятия. Полимодальная работа приводит к целостному восприятию мира. И сам материал необыкновенно приятен. Он притягивает не только детей, но и взрослых. Попробуйте и убедитесь сами!!!

Как приготовить цветные опилки

☼ Подготовить опилки нужного «размера». Чем мельче, тем выразительнее и эстетичнее получится работа. При необходимости, опилки можно просто просеять через сито или дуршлаг.

☼ В миску поместить гуашь или пищевой краситель нужного цвета и немного развести водой до достаточно яркой концентрации.

☼ Поместить опилки в раствор, перемешать до полной пропитки.

☼ Выложить на бумагу или поднос и поставить сушиться в сухое место.

☼ После окончательного высыхания, поместить творческий материал в прозрачные баночки.

Как рисовать цветными опилками

Для детей младшего возраста лучше использовать готовый контурный рисунок. Бархатная бумага – идеальная основа для работы.

☼ Старшие дети могут проявить самостоятельное творчество, выбрать трафарет и обвести его или создать самостоятельный рисунок. Можно ребенку дать совет, что крупные фрагменты будут выглядеть выразительнее.

☼ Для детей 2-3 лет воспитатель сам наносит клей на нужный фрагмент рисунка. Дети постарше учатся сами «закрашивать» кисточкой с клеем нужный для окрашивания фрагмент. Для начала используем только один цвет опилок, приобретая навык техники. А затем можно создавать и комбинированные цветовые аппликации из опилок разного цвета.

☼ Посыпать опилками нужно так: пальчики держим щепоткой, высыпаем струйкой, как соль. Показывайте детям захват четырьмя пальцами, а не двумя. После того, как рисунок засыпан опилками нужного цвета, излишки нужно стряхнуть на тарелочку. А на листе остаются четкие и ровные «закрашенные детали».

☼ То же проделываем с остальными фрагментами рисунка поэтапно, меняя цвет.

Чем полезно рисование цветными опилками для детей

Рисуя опилками, ребенок создает удивительный цветной мир, развивая фантазию и воображение.

☼ Рисуя опилками, ребенок развивает мелкую моторику и координацию движений, так как высыпать из щепотки цветные опилки нужно «прицельно» и аккуратно.

☼ Рисуя опилками, ребенок становится внимательнее и аккуратнее, так как от этого зависит качество произведения.

☼ Рисуя опилками, ребенок отдыхает и успокаивается. Этот эффект связан со свойствами самого материала: древесные опилки приятны на ощупь, послушны творцу.

Цель мастер-класса :

  1. Распространение и передача педагогического опыта, обучение техники рисования цветными опилками.

Задачи мастер-класса:

1. Повышение профессионального мастерства педагогов.

2. Знакомство педагогов и родителей с техникой рисования цветными опилками.

Ход мастер-класса:

«Скажи мне – я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать это

И это станет моим навсегда».

2017 год считается годом экологии, а символ этого года Петух. И сегодня я представляю вашему вниманию мастер класс по рисованию цветными опилками уникального, яркого, голосистого Петушка!

«Не будильник и не мама,

Поднимает утром рано.

Будит Петя-петушок,

Чтобы солнышко встречали,

Вместе с солнышком вставали»

Для рисования цветными опилками нам потребуется:

  1. Древесные опилки
  2. Гуашь
  3. Емкости для окрашивания и сушки опилок
  4. Кисти, стека
  5. Клей ПВА
  6. Бумага или распечатанный рисунок
  7. Влажные салфетки
  8. Лак для волос
  9. Рамка

Пошаговый процесс рисования цветными опилками

1 шаг. Вначале необходимо просеять опилки через сито или дуршлаг (чем мельче опилки, тем картина получится аккуратнее) .

«Умелые ручки, разгонят все тучки,
Сошьют, нарисуют, приклеят, просеют.
Слепить, сварить или просто пожарить,
Всё могут они, их недаром так хвалят»

2 шаг. Затем нужно окрасить опилки в нужные цвета. Для этого гуашевую краску разведем водой и поместим в получившуюся жидкую краску опилки. Будем добавлять опилки до тех пор, пока вода при нажатии на опилки не будет выделяться. Дать пропитаться опилкам 15-20 минут.

«Все могут умелые ручки, их недаром все хвалят,

Умелые ручки – так зовут их недаром»

3 шаг. Окрашенные опилки раскладываем на тарелочки или листы бумаги для высыхания. После высыхания раскладываем цветные опилки по контейнерам.

«Ушла зима надолго, а с нею холода,

Но рученькам умелым не скучно никогда»

4 шаг. На картоне нужно выполнить набросок простым карандашом или взять готовую раскраску.

«Посмотри, какие штучки

Могут делать наши ручки!

Ловко пальчики, как ножки,

Пробежались по дорожке»

5 шаг. Затем готовим весь необходимый материал для работы: клей ПВА, кисточку для клея (для живописи не подходит, нужна грубая щетина) , стеку и окрашенные опилки.

«Возьмем цветных опилок мы и клея ПВА чуток,

И оживет, и запоет

6 шаг. По контуру рисунка, частями, наносится клей ПВА методом «прикладывания кисточки» по форме предмета и тут же посыпаются опилки нужного цвета, держа и растирая их подушечками пальцев. Затем можно добавить опилки дополнительного цвета для оттенка. (растирать опилки нужно обязательно, чтобы они были рыхлыми и «пушистыми» и + для массажа подушечек пальцев. Нанесенные опилки не трогать до приклеивания их к картону.

«Ручки глянули в окно:

Петушок клюет зерно.

Улыбнулись: «Ну и что же?

Мы клевать умеем тоже!»»

7 шаг. Для большей передачи объема, клей наносится поверх приклеенных опилок (примерно через 15-20 мин) небольшими капельками и сразу посыпаются опилки желаемого цвета.

8 шаг. Фон картины можно выполнить опилками естественного цвета, нанося клей широкими мазками (при таком нанесении остается малое кол-во клея на картоне — приклеится мало опилок). Пробелов (цвета картона) в рисунке предметов не должно быть. Клей наносить кистью в большом количестве каплями или мелкими мазками на предметы рисунка, но не в виде лужицы.

9 шаг. Готовую работу оставляем до полного высыхания, а затем закрепляем лаком для волос.

«А когда устали бегать —

Захотели пообедать:

Вмиг колечками сложились,

И баранки получились»

10 шаг. Можно поместить работу под стекло и оформить в рамку.

«Могут руки людей сделать чудо любое:

И по белому полю можно выткать цветы,

И по синему небу вышить солнце златое,

Чтобы стало чуть больше на земле красоты.

А мы с вами взяли в руки кисти и цветные опилки,

И немного фантазии и волшебства,

И нарисовали такое, что нам и не снилось,

Только чтобы на свете жила красота.

ЧТОБЫ ТОЛЬКО СИЯЛИ УЛЫБКАМИ ЛИЦА,

ТОЛЬКО ЧТОБЫ НА СВЕТЕ ЖИЛА КРАСОТА»!!!

ЖЕЛАЮ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!!!

Алексеенко Галина Михайловна

Цель : расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.

Задачи:

Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – рисования солью.

Научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нескольких нетрадиционных методов в рисовании.

Повысить уровень мастерства педагогов.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: рисунки, выполненные в технике нетрадиционного рисования. Столы, стулья для педагогов; материал для практической деятельности – гуашь, баночки с водой, кисти, альбомные листы бумаги, клей, соль, клей ПВА, колесики разного размера, салфетки на каждого педагога.

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые колеги. Тема сегоднешнего мастер-класса: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительному творчеству». Разрешите, я вам расскажу немного о них.

О способах альтернативных

Хочу немного рассказать.

Свою большую эффективность

Они успели доказать.

Занятия нетрадиционные

Включают множество идей.

Порою провокационные,

Но интересны для детей.

В них необычно сочетаются

Материал и инструмент.

И все прекрасно получается,

И равнодушных точно нет!

Мы в детстве часто рисовали

Обычной палкой на земле.

Зимой окно запотевало –

Мы рисовали на стекле.

Необычными вещами

Мы рисуем без труда.

Щетка старая зубная

Соль и свечка восковая.

Из-под спичек коробок

И засушенный листок.

А петух и осьминожка

Получаются ладошкой.

Если кисточкою тыкать,

То есть рисовать тычком,

То получится мурлыка

С мягким плюшевым хвостом.

Нарисуем,все отмоем

И ладошки ототрем.

И рисунками своими

Полюбуемся потом.

Вот так мы постепенно и знакомимся

Со свойствами и качеством вещей.

Как здорово, что столько есть возможностей!

Как здорово, что столько есть идей.

Сегодня я предлагаю вам побыть художниками-пейзажистами и постараться нарисовать весенний пейзаж, используя в работе несколько техник нетрадиционного рисования. А начнем мы с вами с метода

Рисование солью.

Для рисования необходимы: цветной картон, клей ПВА, мелкая соль, акварельные краски.

1. Нарисовать рисунок клеем. След-полоска от клея должна быть широкой.

2. Засыпать рисунок солью,

3. Немного подождать и стряхнуть лишнюю соль с рисунка

Изображение просто сказочное! Можно оставить и так, например, зимняя тематика.

4. Раскрашиваем акварелью. Можно дождаться высыхания, а можно рисовать и по - мокрому.

Цвет наносим «Точечно», соль сама впитывает цветную воду,потому кисть должна быть достаточно мокрой.

Результат виден сразу и сам процесс рисования очень интересен.

1. Берем печаток в виде колесика, любого размера.

2. Обмакиваем в краску нужного оттенка, лишнюю краску акуратно стряхиваем

3. Прокатываем по листу под деревом в любом направлении

Какая поляна без цветов.

4. Рисуем цветы методом тычка . Обмакиваем ватную палочку в краску любого цвета и наносим тычки вокруг серединки.

5. Листья на стебле рисуем кистью, прикладывая ее к листу.

Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес?

Где вы можете их использовать?

С какими непредставленными способами Вы хотели бы познакомиться?

Уважаемые,коллеги! Спасибо Вам за ваш интерес и активное участие в мастер- классе, за чудесные картины. Благодарю за сотрудничество!

Итог обыденной работы -

Восторг волшебного полёта!

Всё это дивное явленье -

Занятие, рождённое вдохновеньем.

КОНСУЛЬТАЦИЯ:

"Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Воспитатель:

Похлебалова Н.А.

2015 г.

г. Ярославь

Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

«Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном.» Дени Дидро

Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие в жизни дошкольников.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Уважаемые воспитатели, как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно? (ответы воспитателей) Нетрадиционно - не основываясь на традиции. Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью. Не придерживаясь традиций.

Подберите слова синонимы к слову «нетрадиционно» (ответы воспитателей) Слова - синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно.

Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»? (ответы воспитателей)

Нетрадиционное рисование - это искусство изображать, не основываясь на традиции.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Цели нетрадиционной изобразительной деятельности:

1.Развивать художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников. Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности;

2.Развивать умения самостоятельно создавать, применять, использовать различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в художественном творчестве.

Задачи:

1.Прививать и поддерживать интерес к нетрадиционным техникам рисования: создавать предметно-развивающую среду по художественному творчеству;

2.Продолжать знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования; находить нестандартные (креативные) способы изображения предметов и явлений;

3.Развивать изобразительные умения, навыки, систематизировать полученные знания;

4.Развивать технические художественные умения и навыки по принципу: от простого к сложному (переход от простых нетрадиционных способов изображения к более сложным);

5.Продолжать развивать чувство цвета, формы, композиции, пространственное воображение, художественный и эстетический вкус;

6.Расширять представление о прекрасном через наблюдение в природе, рассматривание красивых предметов интерьера, репродукций художников, иллюстраций в книгах, альбомах, прослушивание классической музыки, посещение красивых и культурных мест в городе: художественных салонов, выставок.

7.Сплотить детский коллектив путем совместного творчества.

8.Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

9.Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;

10.Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

11.Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

При организации образовательного процесса наиболее эффективно образовательная область «Художественное творчество» интегрируется со следующими образовательными областями:

. «Коммуникация» - развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практического овладения воспитанниками нормами речи;

. «Познание» - сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в серии изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений;

. «Чтение художественной литературы» - использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и художественного вкуса;

. «Физическая культура» - развитие мелкой и крупной моторики, использование на образовательной деятельности художественно-творческого цикла физкультурных минуток, двигательных заданий, формирование правильной осанки;

. «Музыка» - использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;

. «Труд» - формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения готовить и убирать свое рабочее место, бережно относиться к пособиям и материалам, наводить порядок после игр и образовательной деятельности;

. «Безопасность» - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности;

. «Здоровье» - цветотерапия, формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни при изображении на темы здоровья. Использование на образовательной деятельности художественно-творческого цикла глазной гимнастики, пальчиковых игр, приемов самомассажа рук;

. «Социализация» - формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувств принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый - ребенок».

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:

Способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Развивает в детях свободно выражать свой замысел;

Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;

Развивает мелкую моторику рук;

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

Используете ли Вы в своей деятельности нетрадиционные техники рисования? Какие нетрадиционные техники рисования вы используете? (ответы воспитателей).

Нетрадиционные техники: пальцевая живопись, рисование ладошкой, рисование различными оттисками, монотипия, граттаж, ниткография, рисование свечой, углем, точечное рисование (пуантелизм), рисование по ткани, кляксография, выдувание и т.д.

Сочетание основ техник традиционного рисования и нетрадиционных техник изобразительной деятельности дает положительные результаты, дети получают истинное удовлетворение от художественной деятельности.

Применяют ли самостоятельно полученные знания и умения ваши воспитанники в нетрадиционной изобразительной деятельности? Какой используют нетрадиционный материал, техники? (ответы воспитателей)

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

Рисование пальчиками;

Оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;

Рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

Тычок жесткой полусухой кистью.

Печать поролоном;

Печать пробками;

Восковые мелки + гуашь

Свеча + акварель;

Отпечатки листьев;

Рисунки из ладошки;

Рисование ватными палочками;

Волшебные веревочки;

Монотипия предметная

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

Рисование солью, песком, манкой;

Рисование мыльными пузырями;

Рисование мятой бумагой;

Кляксография с трубочкой;

Монотипия пейзажная;

Печать по трафарету;

Кляксография обычная;

Пластилинография

Граттаж.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая творческая среда, которая должна стимулировать ребенка на активную деятельность.

При организации предметно - развивающей творческой среды в изобразительной деятельности нужно учитывать потребности детей. А потребность их состоит в том, чтобы они могли свободно, самостоятельно и доступно пользоваться традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе, также необходимо учитывать индивидуальные особенности, уровень знаний, умений и навыков в рисовании, возраст дошкольников.

Задачи уголка творчества: развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.

Какая предметно-развивающая среда по нетрадиционному художественному творчеству детей создана в вашей группе? (ответы воспитателей)

Предметно-развивающая среда по изобразительной деятельности в группе детского сада должна содержать:

Уголок красоты:

Репродукции произведениями живописи, скульптура малых форм, произведения графики, книги с красивыми иллюстрациями, подлинные изделия мастеров народно-прикладного искусства; детские энциклопедии по изобразительной деятельности; диски с красивой спокойной мелодией, классической музыкой, магнитофон.

Уголок изобразительной деятельности:

Книжки-раскраски; картотека нетрадиционных техник рисования; альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись» и др.; альбомы с разными изображениями травы, деревьев, солнца, домов и т.д., дидактические игры для развития творческих способностей, воображения;

Гуашь, акварельные краски, восковые карандаши, пастельные мелки, восковые мелки, фломастеры, маркеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, поролоновые губки, тычки, уголь, сангина, свечки, коктейльные трубочки, оттиски разных форм, нитки, сухие листья и т.д.; глина, пластилин, тесто, материалы для декора; бумага различной фактуры и размера, картон, клей ПВА;

Инструменты: кисти нейлоновые или с натуральным ворсом от № 2 до № 10 (в зависимости от возраста и задач в рисовании) и щетина № 7, 8, ножницы, палитры, доски для лепки, печатки, валик, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам; панно для выставки детских работ, магнитная доска, мольберты; клеенчатые скатерти, банки двойные, подставки под кист.

Таким образом, художественная предметно-развивающая среда должна обеспечивать принцип доступности и максимально комфортное состояние дошкольников в группе.

Предоставляете ли Вы свободу выбора изобразительных материалов в художественной деятельности? (Ответы воспитателей)

В деятельности по художественному творчеству необходимо предоставлять детям свободу выбора изобразительных материалов. Необходимо использовать разные материалы: краски, цветные карандаши, мелки. Это даёт возможность ребёнку выбрать художественный материал по желанию, развивается самостоятельность в работе, познавательная и экспериментальная активность, творчество.

Законченные работы обязательно выставляются на доске или раскладываются на столе, ковре в конце занятия. Анализ художественной деятельности важен для развития детского творчества, прежде всего тем, что дети видят результаты своей деятельности, учатся решать изобразительные задачи. Дети с удовольствием любят рассматривать свои работы, говорить о них. Эту активность педагог должен поддерживать, развивать. Анализ работ обязательно связывается с изобразительной задачей. Оценивается не сам ребёнок, а его рисунок.

Чтоб заинтересовать детей, педагог может предложить им показать понравившиеся работы, рассказать, почему они нравятся. В другом случае, педагог обращается к самому автору с тем, чтобы он объяснил, почему избрал такую форму, в третьем - предлагает каждому исполнителю оценить свою работу. Итог подводит вся группа.

Успех в развитии интереса к нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки в изобразительной деятельности. Важно, перед тем, как показать детям определенную нетрадиционную технику, педагог должен изучить все тонкости данной техники, её методику. Результат будет зависеть от правильно подобранного материала, оборудования, доступности объяснения последовательности действий. Педагогу необходимо подобрать и изучить литературу по нетрадиционному рисованию, подобрать материал с учетом гигиеничности и безопасности материала, осуществлять планирование с учетом возраста детей, их индивидуальных особенностей и навыков в рисовании, самому быть творческой личностью, любить рисовать.

Методы, которые необходимо применять в изобразительной деятельности:

Информационно рецептивный; репродуктивный; исследовательский; эвристический; проблемное изложение материала.

В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы: рассматривание; наблюдение; экскурсия; беседы; слушание музыкальных произведений; чтение художественной литературы; показ воспитателя.

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Другими словами, это владение техникой рисования. Техника рисования - это язык художника, не владеть техникой рисования, значить не уметь передавать свои впечатления и ощущения в рисунке. Этот метод упражнений, доводящие изобразительные навыки до автоматизма.

Эвристический метод направлен на самостоятельность в выполнении рисунка, проявление творчества, фантазии в художественной деятельности;

Исследовательский метод направлен на развитие у детей познавательной активности и умение экспериментировать с художественным материалом и техниками в изобразительном творчестве;

Метод проблемного изложения материала заключается в нахождении решений в проблемной ситуации или в вопросе. Эту проблемную ситуацию перед детьми создает педагог.

Развитие художественной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования происходит поэтапно:

От рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

От применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к сложным;

От использования готового оборудования, материала к применению, которые необходимо самим изготовить;

От использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

От применения в рисунке одного вида техники к использованию несколько нетрадиционных техник изображения;

От индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Каждая из нетрадиционных техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Дети раскрывают свои уникальные способности, испытывают радость, которая им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве не существует не правильный путь, есть только свой собственный путь"

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к художественной деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

Игра (дидактическая, игра-экспериментирование, творческая), которая является основным видом деятельности детей и мотивирует их.

Игры на развитие художественного воображения: «На что это похоже», «Расколдуй картинку», «Продолжи рисунок», «Волшебные картинки», «Дорисуй», «На что похожи наши ладошки», «Волшебные кляксы», «Волшебная ниточка», «О чем рассказала музыка», «Несуществующее животное или растение», «Цветные сказки», «Нарисуй настроение», «Закорючки», «Продолжи рисунок», «Представь себе», «Точка, точка».

· сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

· просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми;

· создание проблемной ситуации;

· музыкальное сопровождение, чтение художественного слова и т.д.

· эмоциональное объяснение детям способов действий с нетрадиционным материалами и показ разных приемов нетрадиционного изображения.

Испытываете ли Вы трудности в использовании нетрадиционных техник в рисовании на занятиях? Какие проблемы возникают?

Трудности при применении нетрадиционных техник рисования могут заключаться:

В планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

В подборе оборудования и материалов;

В применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

В разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

Нетрадиционное рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами сверстников.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению - память.

В художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно - исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно - моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно - моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Художественное творчество очень важно при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.

В работе нужно использовать такие формы организации как: целевые прогулки, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.

Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник в рисовании.

Успехов в развитии творческих способностей у ваших воспитанников!