Что такое параллелизм в литературе, примеры. Что такое синтаксический параллелизм: примеры из художественной литературы Что такое параллелизм в русском языке

В литературе и риторике нередко используется прием под названием "параллелизм". Далее рассмотрим подробнее, что такое параллелизм и какую роль он выполняет в поэтической речи.

Что такое параллелизм: определение и виды

Параллелизм - это прием речи, в котором сопоставляются два или более явления или предмета с помощью их параллельного изображения. Это сопоставление позволяет подчеркнуть различия или сходства сравниваемых явлений/предметов.

  • Чаще всего сопоставляются явления, которые похожи по содержанию. Пример: "Тучки небесные - вечные странники" (М. Ю. Лермонтов). Тучки сопоставляются со странниками - можно провести параллель-сравнение между этими понятиями.
  • Распространен также синтаксический параллелизм, когда сопоставляются однородные члены в синтаксическом строении фразы (например, строки в стихах, которые строятся по одной и той же схеме).
  • Выделяют также звуковой параллелизм, который широко употребляется в стихах. Проявляется такой параллелизм в рифме, единоначатии, окончании, а также в повторении частей речи в разных формах.

Также параллелизм используют в народном творчестве - так, его можно найти в частушках, народных песнях.

Язык играет крайне важную роль в жизни человека, а наличие в большого количества слов позволяет использовать как в обычной речи, так и в художественных текстах разнообразные конструкции, которые обогащают речь и делают ее изысканнее. К таким конструкциям относят и параллелизмы.

Вконтакте

Основные понятия

Само понятие параллелей как повторения одинаковых элементов встречается во многих науках: информатике, геометрии, биологии. Что такое параллелизм в тексте и как он применяется в русском языке?

Слово параллелизм переводится с греческого как «расположение рядом» , что дает представление о смысле конструкции – это фигура речи, которая представляет собой размещение похожих (по смыслу, грамматике) элементов в отрывке.

Конструкция помогает создать цельный образ в литературе и обогащает текст: студент сдал зачеты; студент, который сдал зачеты; студент, сдавший зачеты. Зачастую такие конструкции именуют лексическим параллелизмом.

Важно! Параллельные конструкции имеют различия между собой по смыслу и стилю, например, часто несколько придаточных предложений образуют отдельное простое предложение в сложном, а вот параллельные простые обороты обозначаются как обычные члены предложения.

Это происходит из-за того, что глагол представляют в предложениях по-разному: в личной форме (придаточная часть), как второстепенное сказуемое (деепричастный оборот), как действие-состояние (причастный оборот), как отвлеченное действие (отглагольное существительное).

Благодаря стилистическим различиям параллельные конструкции используются в разных .

Виды конструкций

По своей структуре и форме выделяют сразу несколько таких форм, каждая из которых имеет свои особенности:

  1. Синтаксический параллелизм – наиболее распространенный. Главное отличие – это применение одинаковой структуры в предложениях , независимо от жанра: в начале располагают обобщающее обстоятельство, а в следующей части – объекты сравнения. Это позволяет сделать обстоятельство сильным, более ярким, причем чаще всего это обстоятельство играет важнейшую роль в понимании всего сюжета.
  2. Ритмический – этот прием используется для подчеркивания какого-либо важного места в стихотворении. Он так называется, поскольку создается путем повторения одинаковых рифм, что придает произведению некую ритмичность, хотя иногда это достигается и путем расстановки одинаковых пауз.
  3. Строфический – в соседних куплетах произведения размещаются одинаковые синтаксические конструкции. Хотя часто они бывают и лексическими.
  4. Отрицательный – он не отличается построением от обычного прямого, но характерен тем, что первой идет отрицательная параллель .

Параллелизм – это структурный фрагмент, который меняет всю концепцию произведения. Его можно встретить в народном творчестве, канцелярских текстах и художественных произведениях

В литературе

Литература – это место сосредоточения множества художественных приемов, благодаря которым и создаются яркие произведения. Среди них особенно выделяется лексический параллелизм, который используют для усиления или акцентирования внимания на каком-либо отрывке. Некоторые произведения даже требуют его присутствия, например, стихотворения-обращения и поэмы, поскольку он является выразительным средством языка.

В отличие от риторики, где этот прием означает повторение мысли, в литературе конструкция используется для подчеркивания сходства или отличия объектов. Часто его применяют для усиления важности какого-то отрывка, а в литературе используют для того, чтобы подчеркнуть значимость чего-либо. В поэме Пушкина «Руслан и Людмила» автор пишет:

Услышу ль нежный разговор?».

Это яркий пример параллелизма в качестве акцента, который показывает, насколько важно для героя услышать и увидеть возлюбленную.

Фольклор

Параллели как художественный прием стали использоваться впервые в текстах античного периода. Особенно часто можно встретить такие параллельные конструкции в фольклорных произведениях, поскольку в те времена, люди часто отождествляли свои действия с событиями, происходящими в природе, и стремились отобразить это в своих произведениях. Их использовали в:

  • стихосложении – прием является помощником для выстраивания и соблюдения рифмы. Именно в стихах такую конструкцию можно часто встретить;
  • Библии и других примерах древнееврейской литературы – для варьирования похожих образов и в качестве ;
  • древнегерманских поэмах – в подобных произведениях прием используется одновременно с аллитерацией;
  • финском народном творчестве – конструкции чередуются с градацией.

Внимание ! Картина природы в образном параллелизме всегда первая, а после нее – отображение отношений и действий между людьми.

Особенно обилен на параллельные конструкции русский фольклор, в котором прием имеет несколько форм:

  • двучленный (простейшая форма) – состоит из двух параллелей «Летал сокол по небу, гулял молодец по свету»;
  • многочленный – это несколько параллелей, которые располагаются в тексте последовательно;
  • обратный параллелизм – это последовательные предложения, которые отличаются тем, что порядок слов во втором полностью обратный первому;
  • отрицательный – действия человека противопоставляются какому-либо событию из внешнего мира «Не березка склонялась, а красна девица в ножки кланялась»;
  • формальный – в данной параллели утрачена связь между внешним миром и поступками людей «Опущу колечко в речку, а перчаточку под лёд».

Из всех видов отрицательная форма не может выступать как самостоятельное средство , на котором можно построить целое произведение. Его обычно используют для раскрытия развязки или в отдельных эпизодах.

Более того, данный прием можно встретить чаще в народной поэзии, а в художественных произведениях только в том случае, когда автор использует его для подражания народному творчеству.

В современную и классическую литературу данный прием перешел именно из фольклора. Параллелизм в литературе Европы граничит с риторическими противопоставлениями и повторениями похожих звуков, для достижения ритмичности и создания определенного звукового эффекта.

Примеры из художественной литературы

Формы параллелизма в произведениях могут быть выражены как словами и словосочетаниями, так и целыми предложениями. Особенно часто его используют поэты, ведь благодаря данному приему можно не только усилить эмоциональную окраску поэмы или отрывка, но и сделать произведение более ритмичным.

Примеры параллелизма можно найти у А.С Пушкина:

«Увижу ль я твой светлый взор?

Услышу ль нежный разговор?» в поэме «Руслан и Людмила»;

«В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт» в сказке «О царе Салтане».

У В. Брюсова:

«Твой ум глубок, что море,

Твой дух высок, что горы» в произведении «Опыты».

У Г. Державина: «Я царь - я раб - я червь - я Бог!» в оде «Бог».

Внимание ! В художественной литературе параллелизм – это порождение личной фантазии автора для усиления выразительности эмоций.

Без лексических и семантических конструкций художественные произведения больше бы походили на канцелярскую речь и сухие научные статьи. Параллелизмы – это одна из форм, которая делает тексты более яркими , акцентирует внимание, проводит параллели и доносит до читателя мысли и чувства автора. Этот прием можно успешно применять как в литературе, так и для большей выразительности устного языка.

Как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку

Синтаксический параллелизм

Представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста , создающих единый поэтический образ. Параллельными элементами могут быть предложения, их части, словосочетания, слова.

Фольклор и древняя литература

Параллелизм широко распространён в фольклоре и древнеписьменных литератуpax. Во многих древнейших системах стихосложения он выступал как принцип построения строфы. В древнегерманском стихе средневековья параллелизм имеет большое значение и соединяется с аллитерацией , а также с рифмой .

Параллелизм широко используется в финском фольклорном стихе, в частности финском эпосе «Калевала », где он соединяется с обязательной градацией :

Шесть он зёрнышек находит
Семь семян он поднимает.

Параллелизм связан со структурой хорового действа - амебейной композицией . Фольклорные формы параллелизма широко используются в художественной (литературной) песне (нем. Kunstlied ).

Русский фольклор

Простейший тип параллелизма в русском фольклоре - двучленный :

Летал сокол по небу,
Гулял молодец по свету.

Предполагается, что из двучленного параллелизма развились более сложные типы. Многочленный параллелизм представляет собой несколько последовательных параллелей. Отрицательный параллелизм - такой, в котором параллель, взятая из внешнего мира, противопоставляется действию человека, как бы отрицает его:

Не белая берёзынька к земле преклоняется -
Красная девица батюшке кланяется.

В формальном параллелизме отсутствует (или утрачена) логическая связь сопоставления внешнего мира и человеческих действий:

Опущу колечко в речку,
А перчаточку под лёд,
Записались мы в коммуну,
Пускай судит весь народ.

Библейские тексты

Параллелизм - популярный стилистический приём в поэтических текстах Ветхого завета, особенно в Псалтири . Суть его сводится к тому, что два следующих друг за другом стиха, либо две половины одного стиха, излагают одну и ту же мысль, при этом вторая половина дополняет или уточняет высказанную в первой половине мысль другими словами (часто другими поэтическими образами, метафорами), отсюда принятый у библеистов термин лат. parallelismus membrorum , букв. параллелизм членов [грамматической конструкции].

Например:

Да исправится молитва яко кадило пред Тобою,

Воздеяние руку́ моею - жертва вечерняя.

Европейская литература

Письменные литературы более позднего времени заимствуют параллелизм из фольклора и древнеписьменных литератур. В частности, развитие параллелизма характерно для античной литературы . Под влиянием этого параллелизм основательно исследуется в античной риторике .

В европейской художественной литературе параллелизм усложняется: широко распространяется его соединение с анафорой, антитезой, хиазмом и другими фигурами .

Пример параллелизма с анафорой и антитезой: «Я царь - я раб - я червь - я Бог!» (Державин . ).

Часто в литературе воспроизводятся формы фольклора.

ПАРАЛЛЕЛИ́ЗМ - (от греч. - находящийся или идущий рядом) - композиционный прием, подчеркивающий связь обычно двух или трех элементов речи в художественном произведении. Эти элементы располагаются параллельно в смежных фразах, стихах, строфах, благодаря чему выявляется их общность, создается единый поэтический образ. Принято выделять несколько типов параллелизма.

Синтаксический параллелизм встречается чаще всего и заключается в том, что в смежных стихах соблюдается одинаковая структура предложений. Например:

Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих кленов шатер. Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор. Только в мире и есть, что душистый Милой головки убор. Только в мире и есть этот чистый Влево бегущий пробор. (А.А. Фет)

Строфический параллелизм состоит в том, что в смежных строфах стихотворения повторяется одинаковое синтаксическое, а порой и лексическое построение. Например:

Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! Коли спорить, так уж смело, Коль карать, так уж за дело, Коль простить, так всей душой, Коли пир, так пир горой! (А.К. Толстой)

Ритмический параллелизм выражается в том, что мотивы стихотворения подчеркиваются соответствующим повтором ритмического рисунка. Например:

Сад весь в цвету, Вечер в огне, Так освежительно-радостно мне! Вот я стою, Вот я иду, Словно таинственной речи я жду. Эта заря, Эта весна Так непостижна, зато так ясна! Счастья ли полн, Плачу ли я, Ты - благодатная тайна моя. (А.А. Фет)

Кроме прямого, в поэзии встречается отрицательный параллелизм:

Не ветра шумят холодные, Не пески бегут зыбучие, - Снова горе подымается, Словно злая туча черная.

Такая форма параллелизма часто встречается в фольклоре, хотя нередка она и в авторских стихах.

Значение слова Параллелизм по Ефремовой:
Параллелизм - 1. Равное на всем протяжении отстояние друг от друга линий и плоскостей.
2. перен. Неизменное соотношение и сопутствие двух явлений, действий. // Аналогия, сходство, общность характерных черт; повторение, дублирование чего-л.

Одинаковое синтаксическое и интонационное построение нескольких предложений как поэтический прием (в поэтике).
Одинаковый интервал в движении голосов при многоголосном пении (в музыке).

Значение слова Параллелизм по Ожегову:
Параллелизм - Сопутствие параллельных явлений, действий, параллельности

Параллелизм в Энциклопедическом словаре:
Параллелизм - в поэтике - тождественное или сходное расположение элементовречи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единыйпоэтический образ. Наряду со словесно-образным, или синтаксическим,параллелизмом (""В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут"" -А. С. Пушкин; см. также Антитеза, Хиазм) говорят о ритмическом,словесно-звуковом и композиционном параллелизме.

Значение слова Параллелизм по словарю Ушакова:
ПАРАЛЛЕЛИЗМ , параллелизма, м. (см. параллель) (книжн.). 1. только ед. Равное на всем протяжении отстояние друг от друга линий и плоскостей (мат.). 2. перен., только ед. Неизменное соотношение и сопутствие двух явлений, действий. Эти факты указывают на полный параллелизм между повышением успеваемости учащихся и повышением дисциплины. || Полное совпадение, соответствие в чем-н. между разными предметами, повторение, дублирование чего-н. Параллелизм в работе двух учреждений. 3. Одинаковое расположение сходных членов предложения в двух или нескольких смежных предложениях (лит.). || Поэтическая связь между отдельными образами, мотивами, выражающаяся в их одинаковом, параллельном расположении в двух или нескольких смежных предложениях (лит.), напр.: щелкова ниточка к стене льнет, Дунечка матушке челом бьет (песня).

Определение слова «Параллелизм» по БСЭ:
Параллелизм - парафилия, параллельное развитие, принцип эволюции групп организмов, заключающийся в независимом приобретении ими сходных черт строения на основании особенностей, унаследованных от общих предков. Так, в ходе эволюции непарнокопытных в Северном полушарии и ископаемых южноамериканских копытных - литоптерн, происходящих от общего пятипалого предка, параллельно наблюдается сокращение числа пальцев до одного. В разных группах хищных млекопитающих параллельно возникла саблезубость. П. объясняется сходным направлением естественного отбора, действующего на первоначально разошедшиеся предковые группы (см. Дивергенция). Иногда П. определяют как конвергенцию близкородственных групп.

Параллелизм - в поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Пример: «Ах, кабы на цветы не морозы, И зимой бы цветы расцветали; Ох, кабы на меня не кручина, Ни о чём-то бы я не тужила...».
П. такого рода (образ из жизни природы и образ из жизни человека) распространён в народной поэзии; иногда он осложняется вводом отрицания и др. приёмами («Не былинушка в чистом поле зашаталася - Зашаталася бесприютная моя головушка...»). П. рано был освоен письменной литературой: на нём во многом основан поэтический стиль Библии; разработкой его являются 3 древнейшие фигуры греческой риторики (изоколон - подобие длины членов, антитеза - контраст смысла членов, гомеочелевтон - подобие окончаний в членах). По аналогии с описанным словесно-образным П. иногда говорят о звуковом П. (Аллитерация, Рифма), о ритмическом П. (строфа и антистрофа в греческой лирике), о композиционном П. (параллельные сюжетные линии в романе) и т.п.
М. Л. Гаспаров.