Как и зачем вести личный дневник. Дневник значение

Инга Маяковская


Время на чтение: 4 минуты

А А

Зачем вести дневник? Ведение дневника помогает понять себя, свои желания и чувства. Когда накапливается огромный объем мыслей, находящиеся в беспорядке, лучше «выплеснуть» их на бумагу. В процессе ведения дневника, вспоминая и описывая ту или иную ситуацию, начинаешь анализировать свои поступки, задумываешься, правильно ли ты поступила при данных обстоятельствах, делаешь выводы.

Если эти мысли по работе, то большинство женщин их записывают вкратце – тезисами и фиксируют в ежедневник.

А для чего же нужен личный дневник?

Женщине, которой тяжело все переживания держать в себе, просто необходимо вести личный дневник , где можно описать абсолютно всё: свои мысли о коллегах, как ты относишься к появившемуся недавно настойчивому ухажеру, что тебя не устраивает в муже, мысли о детях и о многом другом.

Да, конечно, всё это можно рассказать близкой подруге, но ведь не факт, что полученная ею информация останется только между вами. Личный дневник стерпит всё и никому ничего «не расскажет» , если, конечно, он будет недоступен окружающим. Поэтому его лучше вести в электронном виде , и, безусловно — устанавливать пароли.

Обычно личный дневник заводят девочки ещё в пубертатном периоде , когда возникают первые отношения с противоположным полом. Там они описывают переживания по поводу первой любви, а также взаимоотношения с родителями и со сверстницами. Личному дневнику можно доверить самые сокровенные мысли и желания , ведь он никогда не придаст огласке тайны его автора.

А вообще для чего нужен дневник? Что он дает? В момент эмоционального порыва, вы передаете свои эмоции в дневник (бумажный или электронный). Затем, по прошествии времени, прочитав строчки из дневника, вы вспоминаете те эмоции и чувства, и видите ситуацию совсем в другом ракурсе .

Дневник возвращает нас в прошлое, заставляет задуматься о настоящем и уклоняет от ошибок в будущем .

Например, беременная женщина ведет дневник и записывает туда свои переживания, ощущения и чувства, а затем, когда её дочь будет в положении, она поделится своими записями с ней.

Чтобы видеть изменения в ваших мыслях день ото дня, для дневника нужна хронология . Поэтому лучше при каждой записи ставить число, месяц, год и время.

Какова польза ведения личного дневника?

  • Польза ведения дневника очевидна. Описывая события, вспоминая детали, вы развиваете свою память . Записывая ежедневно происходящие события, а потом, анализируя их, вы вырабатываете в себе привычку запоминать детали эпизодов, на которые раньше не обращали никакого внимания;
  • Появляется способность структурировать свои мысли. А также правильно подбирать слова к тем или иным эмоциям и чувствам, которые возникают при воспроизведении описываемой ситуации;
  • В дневнике можно описать свои желания , цели, а также обозначить пути к их достижению;
  • Чтение описанных в дневнике событий поможет разобраться в себе , в своих внутренних конфликтах. Это своего рода психотерапия;
  • Записывая в дневник ваши победы из любых сфер жизни (деловой, личной), вы можете в последующем черпать энергию , перечитывая строчки. Вы вспомните, на что вы способны и в голове промелькнет мысль: «Да я – ого-го! Я и не такое могу».
  • В будущем оживит эмоции и воспоминания давно забытых событий . Представьте, как лет через 10 – 20 откроете свой дневник, и как приятно будет окунуться в прошлое и вспомнить приятные моменты жизни.

Коротко на вопрос — для чего вести дневник? — можно ответить так: чтобы становиться лучше, мудрее и совершать меньше ошибок в будущем.

ДНЕВНИК значение

Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

дневник

Значение:

дневни ́к

м.

а) Записи личного характера, ведущиеся изо дня в день; тетрадь для таких записей.

б) Записи наблюдений, событий и т.п., ведущиеся изо дня в день во время работы, путешествия и т.п.

2) Тетрадь для записи заданных ученику на дом уроков и выставления оценок.

Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

ДНЕВНИК

Значение:

записи личного, научного, общественного характера, ведущиеся день за днем. Как литературная форма открывает специфические возможности для изображения внутреннего мира персонажа («Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя) или автора («Ни дня без строчки» Ю. К. Олеши); распространен с кон. 18 в. (литература предромантизма).

Малый академический словарь русского языка

дневник

Значение:

А, м.

Ведущиеся изо дня в день записи каких-л. фактов, событий, наблюдений и т. п. во время путешествия, экспедиции или каких-л. занятий, деятельности.

Путевой дневник. Судовой дневник.

Хороший воспитатель должен обязательно вести дневник своей работы, в котором записывать отдельные наблюдения над воспитанниками. Макаренко, Методика организации воспитательного процесса.

Записи личного характера, ведущиеся изо дня в день.

Вести дневник.

Это - мой дневник: факты, картины, мысли и впечатления, которые я, усталый и порой глубоко потрясенный всем, что доводилось видеть и чувствовать за день, заносил вечером --- в эту истрепавшуюся дорогой книжонку. Короленко, В голодный год.

Книга, журнал, в которые записываются наблюдения, события и т. п.

Тетрадь для записи заданных ученику уроков и для выставления оценок.

Алеша остался на попечении старшего брата - инженера завода. А брат даже дневник не подписывал, в школу не являлся. Изюмский, Призвание.


Мемуа́ры (фр. mémoires ), воспоминания - записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Важная особенность мемуаров заключается в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого.

К таким жанрам в литературоведении принято относить следующие мемуарные жанры : мемуары (в узком смысле слова), записки, записные книжки, автобиографии, некрологи, дневники .

Видимо, без обращения к этому бесценному наследию трудно понять и современное состояние литературы. Поэтому наша задача заключается в анализе исторического изменения дневника как жанра мемуарной литературы, выяснении этапов эволюции жанра на примере дневников русских и зарубежных авторов.

Жанр дневника - один из древнейших жанров в литературе, первые сведения о котором восходят к истокам письменности.

Дневник как литературный жанр

«Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше - не худо ещё в юные годы - о своём детстве, например» (Д.С. Лихачёв)

Дневник - важный и в известном смысле знаменитый атрибут школьной жизни. Но кроме обычного дневника (как формы учёта успеваемости учащихся) существует дневник как литературный жанр, как древнейшая форма словесного творчества.

Наверное, некоторые из вас тоже ведут свои личные дневники, записывая события из своей жизни. Сегодня я бы хотела познакомить вас со сведениями из истории дневниковой традиции, о построении дневника, о его интеллектуальных и художественных возможностях. Одним словом, помочь вам овладеть основами этой популярнейшей формы письменной речи.

Определений дневника существует множество. Одно из них, принадлежащее М.О. Чудаковой, точное и ясное, представляется особенно приемлемым для школьной практики: Дневник - форма повествования, ведущегося от первого лица в виде подневных записей» (Краткая литературная энциклопедия).

Как правило, дневники начинают вести в подростковом возрасте. Подневные записи могут содержать обобщения, размышления, заметки о прочитанных книгах, газетных новостях или о погоде. Часто ведение их продиктовано желанием автора дневниковых записей проследить собственное духовное развитие; дневник также служит средством самовоспитания и самоорганизации.

История дневника

  1. Развитие дневниковых записей началось с 10 века . Это тексты различных типов дневникового жанра: “хождения”, путешествия, путевые очерки, автобиографические записи, которые ещё трудно отделить от публицистики и летописного повествования, например, сочинение Андрея Курбского «История о великом князе Московском...».
  2. С 13 по 19 вв . в России начинается издание записных книжек и дневников, дорожных заметок (Гильденштедт И. «Дневник путешествия по Слободско-Украинской губернии академика С.-Петербургской Академии наук Гильденштедта в августе и сентябре 1774 года»; «Записки князя Бориса Ивановича Куракина о пребывании в Англии, отъезде в Россию к армии, путешествии с царём Петром Алексеевичем в Карлсбад и о назначении своём на съезд в Утрехт. 1710–1711–1712»; Вяземский П. «Из старой записной книжки»).
  3. С 20 века благодаря использованию писателями фрагментарной формы письма дневниковая форма повествования получает широкое распространение в современном литературном процессе. Так, примером такого дневника является дневник Печорина в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». В романе дневник не только способ авторской характеристики и форма самовысказывания героя, но и предмет изображения человеческой души. В романе сам жанр дневника подвергается анализу. Он как бы раздваивается и теряет свою ценностно–смысловую бесспорность: дневник вводит нас в сложный мир Печорина, заставляет поверить в неподдельность его душевных движений. Вопрос о сущности дневника как жанра вырастает здесь в серьезную общественно-нравственную проблему. С одной стороны, дневник дает возможность беспрепятственного анализа окружающего и самоанализа, служит и сохранению памяти о случившемся и передуманном. Но с другой стороны, дневник ведет к духовной разрозненности – герой втайне казнит окружающих скрытым от них словом дневника.

Итак, дневник – это, в первую очередь, прием психологического изображения героя. Вводя в текст своего романа дневник, Лермонтов позволяет увидеть, как сложные душевные состояния героя раскладываются на элементы и тем самым объясняются, становятся ясными для читателя. И наконец, в произведении, где используется дневник как форма художественного повествования, позиция автора довольно резко обособлена от позиции персонажа, так что не может быть и речи о том, чтобы индивидуальности автора и героя совмещались.

В форме дневника пишутся целые произведения. Так, «Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголя являются таким произведением, когда в форме дневника отражаются личные воспоминания и впечатления автора, знавшего быт и психологию петербургских чиновников.

* Блоги состоят из “постов” (пост - сообщение в дневнике), каждый из которых содержит дату и время публикации, а также ссылки на страницы с фотографиями, комментариями и именем автора. Но в отличие от бытового дневника, представляющего собой систему записей, связанных с определённой датой, записи блогов разных пользователей возникают в ленте новостей и по прошествии времени замещаются другими; временные промежутки, в реальности существующие между ними, не могут быть отражены в режиме он-лайн.

Главное отличие дневника «ЖЖ» от бытового дневника состоит в установке автора блога на поиск единомышленников, людей, разделяющих его жизненную позицию, - для общения с ними. Автор создаёт коммуникативно грамотный текст, на который потенциальный адресат захотел бы так или иначе отреагировать.

* Твиттер – аналог дневника.

Независимо от того, в какой форме будет вестись дневник, необходимо научиться продуманно делать записи в нём.

Основные правила ведения дневника

1. “Ни дня без строчки” (Ю.Олеша).

2. Каждую запись датируй.

3. Будь искренним и честным в записях.

4. Не читай чужого дневника без разрешения!

Помимо бытового, можно вести дневник читателя , указывая в нём:

  • автора и название книги;
  • выходные данные: место издания, издательство, год;
  • время создания произведения, а также время, о котором идёт речь в книге;
  • желательно обозначить тему произведения;
  • в общих чертах изложить содержание;
  • сформулировать для себя идею книги;
  • записать общее впечатление от книги.

М.М. Пришвин вёл дневник всю жизнь. Он был убеждён, что, если собрать все записи в один том, получилась бы книга, ради которой он и родился. По оценкам издателей Пришвина, рукописи его дневников втрое превышают объём собственно художественных произведений автора. Как писал сам Пришвин, “форма маленьких записей в дневник стала больше моей формой, чем всякая другая” (1940). А незадолго до смерти, в 1951 году, оглядываясь на свою жизнь, он признался: “Наверно, это вышло по моей литературной наивности (я не литератор), что я главные силы свои писателя тратил на писание своих дневников”.

Литературные произведения в форме дневника («Демикотоновая книга» в «Соборянах» Н.С. Лескова, «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Чапаев» Д.А. Фурманова, «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Дневник Кости Рябцева» Н.Огнева, «Деревенский дневник» Е.Я. Дороша). («Робинзон Крузо» Даниэль Дефо)

Зачем же нужен личный дневник? В чём его польза?

Почти у каждого из нас есть такие тайны, рассказать о которых мы не можем даже саамы близким людям. То ли боимся того, что нас не поймут и осудят, то ли ещё чего-то… Но порою эти самые тайны вызывают очень сильные эмоциональные переживания, которые, не найдя выхода, могут со временем отразиться на поведении человека. Если же выплёскивать свои переживания на бумаге, это послужит своеобразной психологической разгрузкой. Да и потом – бумага всё стерпит и уж точно не осудит вас за ваши откровения.

Кроме того, когда мы описываем какую-либо проблему, над решением которой бьёмся уже не первый день, изложение своих мыслей порою помогает найти верное решение. Ведь когда мы пишем, нам волей неволей приходится упорядочить тот эмоциональный хаос, который творится внутри нас, а наведение порядка очень часто помогает найти именно то, что мы ищем – не важно, вещь ли это или выход из сложной ситуации.

В личный дневник можно записывать также идеи, которые у вас возникли. Кто знает, может, через определённый период времени эта запись, когда вы её перечтёте на досуге, даст вам новый толчок к развитию.

В дневнике можно также подробно отражать процесс работы над собой, если вы, допустим, решили выработать в себе определённые черты, освоить новые навыки или избавиться от старой привычки. Такое детальное описание позволит вам как бы со стороны увидеть свои слабые и сильные стороны, а также и то, как далеко вы продвинулись на пути к своей цели.

Некоторые люди делают записи в дневнике ежедневно в конце дня, описывая произошедшие события, свои чувства и анализируя то, что произошло, что получилось или не получилось и почему.

В любом случае, ведение личного дневника позволяет быть более внимательным к себе, к своему внутреннему миру, более осознанно воспринимать чувства и эмоции и со временем понимать причины их возникновения.

Личный дневник – это отличный собеседник, который не станет вас перебивать и всегда выслушает до конца. Хотя, безусловно, вести его или нет – личное дело каждого.

Дневник - один из наиболее демократичных литературных жанров. Ведение дневника доступно каждому грамотному человеку, и польза, приносимая им, огромна: ежедневные записи, пусть небольшие, в несколько строк, учат вниманию к себе и другим, развивают навыки самоанализа, воспитывают искренность, наблюдательность, вырабатывают вкус к слову, точному суждению, строгой отточенной фразе.

Сделаем выводы : жанр дневника, приобретая различные черты в ходе эволюции, на современном этапе характеризуется так: «Дневник – жанр мемуарной литературы, для которого характерна форма повествования от первого лица, ведущегося в виде повседневных, обычно датированных, синхронных с точки зрения системы отражения действительности, записей. Дневник отличает предельная искренность, доверительность. Все записи дневника, как правило, пишутся для себя.

Д/з: В течении недели, начиная с сегодняшнего дня, каждый день записывайте какие-либо события из вашей жизни, всё то, что вы хотели бы отметить в своем дневнике. Через неделю мы посмотрим, что у вас получилось.

Дневник Робинзона Крузо

С этих-то пор я и начал вести свой дневник, записывая все, что я сделал в течение дня. Первое время мне было не до записей: я был слишком завален работой; к тому же меня удручали тогда такие мрачные мысли, что я боялся, как бы они не отразились в моем дневнике.
Но теперь, когда мне наконец удалось совладать со своей тоской, когда, перестав баюкать себя бесплодными мечтами и надеждами, я занялся устройством своего жилья, привел в порядок свое домашнее хозяйство, смастерил себе стол и стул, вообще устроился по возможности удобно и уютно, я принялся за дневник…

Наш корабль, застигнутый в открытом море страшным штормом, потерпел крушение. Весь экипаж, кроме меня, утонул; я же, несчастный Робинзон Крузо, был выброшен полумертвым на берег этого проклятого острова, который назвал островом Отчаяния.
До поздней ночи меня угнетали самые мрачные чувства: ведь я остался без еды, без жилья; у меня не было ни одежды, ни оружия; мне негде было спрятаться, если бы на меня напали враги. Спасения ждать было неоткуда. Я видел впереди только смерть: либо меня растерзают хищные звери, либо убьют дикари, либо я умру голодной смертью.
Когда настала ночь, я влез на дерево, потому что боялся зверей. Всю ночь я проспал крепким сном, несмотря на то что шел дождь.

Проснувшись поутру, я увидел, что наш корабль сняло с мели приливом и пригнало гораздо ближе к берегу. Это подало мне надежду, что, когда ветер стихнет, мне удастся добраться до корабля и запастись едой и другими необходимыми вещами. Я немного приободрился, хотя печаль о погибших товарищах не покидала меня. Мне все думалось, что, останься мы на корабле, мы непременно спаслись бы. Теперь из его обломков мы могли бы построить баркас, на котором и выбрались бы из этого гиблого места.
Как только начался отлив, я отправился на корабль. Сначала я шел по обнажившемуся дну моря, а потом пустился вплавь. Весь этот день дождь не прекращался, но ветер утих совершенно.

Сегодня заметил, что у меня осталось очень мало сухарей. Нужно соблюдать строгую бережливость. Пересчитал все мешки и решил съедать не более одного сухаря в день. Это печально, но ничего не поделаешь.

Сегодня печальная годовщина моего прибытия на остров. Я сосчитал зарубки на столбе, и оказалось, что я живу здесь ровно триста шестьдесят пять дней!
Посчастливится ли мне когда-нибудь вырваться из этой тюрьмы на свободу?
Недавно я обнаружил, что у меня осталось очень мало чернил. Надо будет расходовать их экономнее: до сих пор я вел мои записи ежедневно и заносил туда всякие мелочи, теперь же буду записывать лишь выдающиеся события моей жизни.

1

Дневник наряду с автобиографией, воспоминаниями и записками является частью мемуарной литературы. В данной статье рассматривается, какие черты дневника являются жанрообразующими, необходимыми, какие – вспомогательными, какие жанры, исторически предшествовавшие дневнику, с ним связаны, и как трансформировался данный жанр в современной литературе. В работе также анализируется развитие жанра дневника на протяжении последних пяти столетий. Первые дошедшие до нас дневники относятся к XV веку, однако эти записи не могут считаться дневником в современном понимании этого слова, поскольку это или придворные записи, воспроизводящие события разнообразных дипломатических миссий, или путевые заметки. В дальнейшем жанр становится все более интимным, личным, однако в современной литературе также претерпевает значительные изменения. Сегодня дневник – это один из немногих живых литературных жанров, интерес писателей, исследователей и читателей к которому не угасает.

дневники

мемуарная литература

Литературоведение

1. Большая Советская Энциклопедия, Москва, Советская Энциклопедия, том 27;

2. Вестник истории, литературы, искусства, М. : Собрание, 2009;

3. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925;

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий (гл. ред. А.Н. Николюкин), М., 2002;

5. Литературный энциклопедический словарь, М., БСЭ, 1987;

6. Новое Литературное Обозрение, №61 (2003), №106 (2010);

7. A Critical Edition of John Beadle"s A Journal, Or Diary of a Thankful Christian, Taylor & Francis, 1996;

8. British Diaries: An Annotated Bibliography of British Diaries Written Between 1442 and 1942, William Matthews, University of California Press, California, 1950;

9. Dutton E.P., Medieval Russia’s epics, chronicles and tales, New York, 1974;

10. Jurgensen M., Das Fiktional Ich (Untersuchungen zum Tagebuch) Franckle Verlag Bern und Munchen 1979;

11. Kendall P. M., The art of biography, W W Norton and Company INC, New York, 1965;

12. Latham R., Matthews W., The diary of Samuel Pepys (11 vols.), eds. Berkeley: University of California Press, 1970-1983;

13. Mckay E. The Diary Network in Sixteenth and Seventeenth Century England, URL: http://www.arts.monash.edu.au/publications/eras/edition-2/mckay.php (дата обращения: 04.11.2014)

14. Spengemann W. C., “The forms of autobiography, Episodes in the History of a Literature Genre”, Yale University Press, New Haven and London, 1980;

15. Wuthenow R. R., Europäische Tagebücher“, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt, 1950;

Ввиду большого количества разнообразных толкований термина «дневник» в литературоведеческой традиции различных стран, а также того факта, что данный жанр приобретает в современном мире все большую популярность, важно рассмотреть, что такое дневник, какие черты дневника являются жанрообразующими, необходимыми, то есть наиболее значимыми, какие - вспомогательными, второстепенными, какие жанры, исторически предшествовавшие дневнику, с ним связаны, и как он трансформировался в литературе конца XX - XXI века.

Целью исследования является последовательное выявление особенностей дневника в ряду других литературных жанров, а также анализ его развития за последние пять веков существования.

Материал исследования: дневниковые записи авторов различных стран (преимущественно Англия, Германия, Россия, Франция) и эпох (XV-XXI вв).

Методы исследования: культурно-исторический, сравнительно-исторический.

Дневник как жанр наряду с автобиографией, воспоминаниями и записками является частью мемуарной литературы. Несмотря на то что появление дневника относится к сравнительно позднему периоду, его следует рассматривать в контексте всей мемуарной литературы, так как жанры с течением времени трансформировались, приобретали новые черты, в то время как прежние формообразующие черты отходили на второй план. Наибольшего рассвета, распространения дневник достигает в конце XVII века, когда формируется особый интерес к личности автора, его внутреннему миру, мыслям, чувствам. Дневник как вид литературного жанра появляется немногим позже, в начале XVIII века («Дневник для Стеллы» Дж. Свифта, «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л. Стерна). Следует отметить, однако, что жанры, предваряющие дневник, жанры, без которых появление дневника было бы невозможным, к этому времени существуют довольно длительный период.

Важно рассмотреть, что такое дневник, какие черты дневника являются жанрообразующими, необходимыми, то есть наиболее значимыми, какие - вспомогательными, второстепенными, какие жанры, исторически предшествовавшие дневнику, с ним связаны, и как он трансформировался в литературе конца XX - XXI века.

Существует множество определений дневника, во многом похожих, однако каждое из них отмечает ту или иную особенность характерную для жанра. Можно вывести следующие черты, присущие дневнику, проявление которых в том или ином постороннем жанре, будет сближать последний с дневником. Дневник - это текст, написанный для себя, а не для посторонних глаз, описывающий только что случившееся, событие как личной, так и глобальной значимости, с указанием дат создания и с периодичной пополняемостью. Именно поэтому дневниковым записям свойственна, как замечает Анна Зализняк, «фрагментарность, нелинейность, нарушение причинно-следственных связей, интертекстуальность, авторефлексия, смешение документального и художественного, факта и стиля, принципиальная незавершенность и отсутствие единого замысла» .

Таким образом, разные формообразующие черты дают нам возможность сравнить дневник с несколькими другими жанрами. «Искренность» при создании, ограниченное количество читателей / слушателей позволяет нам сопоставить дневник с исповедью. Датировка и связь с конкретным временем создания, своего рода «гиперактуальность» - с хрониками и связанными с ними жанрами (путешествиями, хождениями, путевыми дневниками). Ограниченное количество читателей также позволяет сопоставить дневники и письма, часто можно наблюдать, как мысли, проявившиеся в дневнике, разрабатываются и в письмах к различным адресатам (например, у Л.Н. Толстого или Ф. Кафки). Особенность создания дневников придает им фрагментарность, свойство, характерное также для жанра записок (поэтому, например, «Записные книжки» Лидии Гинзбург часто называют дневниками). О совпадении жанров дневника и записных книжек в творчестве писателей-«дневниководов» говорит также Анна Зализняк: «все, что пишет писатель, - это часть его профессиональной деятельности, любая запись в дневнике - потенциальный "пред-текст", материал, из которого потом делается "текст". Поэтому дневник писателя фактически мало чем отличается от "записных книжек" (записные книжки, в одном из значений этого термина, - жанр специально "писательский"). И именно потому, что дневник писателя всегда в той или иной степени ориентирован на последующий "художественный" текст, это не "настоящий" дневник, а текст иного типа» . Наконец, дневники - это личный опыт, что сближает жанр с автобиографией и отчасти ее более древней разновидностью, житийной литературой.

В Литературе исповедь проходит весьма долгий путь; жанр назван по одному из семи таинств (наряду с крещением, миропомазанием, евхаристией, браком, соборованием и рукоположением), после появления одноименной книги св. Августина, становится довольно распространенным в литературе. Исповедь считают «литературно-художественным произведением или частью его, где повествование ведется от первого лица и рассказчик впускает читателя в самые сокровенные глубины своего внутреннего мира» .

Ранние дневники (конец XVI - начало XVII века) ученые считают более близкими к жанру исповеди. Так, историк Вильям Халлер отмечает, что «дневник для пуритан становится замещением (substitute) исповеди» . Вместе с тем исповедь, в отличие от дневника, жанр априори направленный на последующее прочтение. Кроме того, в дневнике описаны любые события и поступки, впечатлившие автора, поэтому далеко не всегда это поступки, скрываемые от общества или им порицаемые, в то время как исповедь - жанр, предполагающий покаяние в содеянном.

Исповедь принято также соотносить с автобиографией. Однако если автобиографии свойственно описание в первую очередь внешних событий, то исповедь, несмотря на изменения, которые претерпевает жанр с течением времени, описывает, прежде всего, переживания внутреннего мира.

Автобиография наряду с дневником является частью мемуарной литературы. Однако «историчность» описанного, общая в дневниках и автобиографиях, является и основным их отличием. Жанр дневника предполагает длительность творческого процесса, создание текста день ото дня, соотнесенность произошедшего события и сделанной записи, а значит - свежесть, «незамутненность» восприятия. Создатель автобиографии же подводит самим фактом создания подобного произведения своеобразный итог своей жизни, поэтому описываемые события зачастую происходят за много лет до написания.

Еще одно значимое отличие дневника от автобиографии состоит в том, насколько их тексты направлены на читателя, то есть предполагают дальнейшее прочтение. Если в случае автобиографии ответ на этот вопрос очевиден, дневники в этом отношении вызывают споры исследователей.

В то же время исследователи отмечают, что «автобиография - это обзор жизни, в котором автор воспринимает автобиографию как некую тренировку в оценке собственной жизни. Она максимально ретроспектива, в то время как дневник создается по мере возникновения тех или иных событий» .

Одной из важнейших отличительных черт дневника является особенность организации теста, непременная датировка, описание событий, еще не успевших стать прошлым. Этот способ структурирования повествования позволяет соотнести жанр дневника с хрониками. Однако системообразующим фактором в хрониках становится время, в дневниках же - жизнь и переживания автора. Значим также и тот факт, что хроники, как и дневники, получают художественный аналог в эпоху Возрождения, начиная с пьес-хроник Шекспира, и вплоть до произведений Дос Пассоса, в которых многие исследователи улавливают черты хроник. Однако хроники не получают такого широкого литературного и художественного распространения, так как на ранних периодах своего развития остаются жанром «для избранных», в то время как развитие жанра дневника обусловлено постепенной «демократизацией» жанра, в результате чего авторами дневников становилось все большее количество людей.

Наконец еще один жанр, который нередко сопоставляют с дневником, это письма. Их сближает в первую очередь ограниченное количество адресатов. Кроме того, на страницах дневников и писем проблемам бытовым и мировым уделяется равнозначное внимание. Вместе с тем, совокупный пласт писем того или иного автора - материал для исследования более широкий и разнообразный, поскольку письма являлись до середины XX века единственным способом заочной коммуникации, а значит, их писали в том или ином формате все грамотные люди. По письмам к разным адресатам одного и того же автора можно проследить как стилевые оттенки, так и особенности взаимоотношения с тем или иным адресатом.

Однако дневники можно рассматривать также как письма к самому себе. Если дневник принадлежит писателю, у читателя есть возможность проследить «чистый» авторский стиль, который иногда совпадает со стилем произведений, а иногда отличается.

Одной из разновидностей жанра дневника являются путевые дневники, ежедневное фиксирование происшествий того или иного путешествия. Путевые дневники - это слияние жанров дневника, поскольку в путевом дневнике также часто очень много личного, субъективного, а не объективного восприятия событий, и жанра путешествия. Путешествие, которое, как уже было отмечено выше, не является художественным жанром, оказалось очень продуктивным для развития художественной литературы. Помимо уже упомянутого путевого дневника, большое распространение получил также роман-путешествие, который сложился к XVIII веку, объединив в себе черты философского, авантюрного и психологического романов. В таких произведениях путешествие является «движущей силой» сюжета (например, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, 1719).

Итак, дневники оформляются как жанр мемуарной литературы сравнительно поздно. Однако формирование это занимает определённое время. Сегодня нам доступно более 300 дневников, собранных исследователями в книгу «Английские дневники» . Сохранилось также 20 дневников XVI века. Причина такого резкого увеличения количества дневников, во-первых, в том, что стало больше грамотных людей (по данным сайта http://www.mcsweeneys.net/articles/literacy-rates с 20% мужчин и 5% женщин в XVI веке до 30% мужчин и 10% женщин в XVII веке). Во-вторых - растущий индивидуализм, интерес к собственному я, определяемый эпохой. Так, английский ученый Рой Портер связывает рост количества людей, ведущих дневники, с растущим индивидуализмом в Европейских сообществах . Другие ученые, например, Вильям Хеллер, также отмечают значимость дневников для Пуритан начала XVII века, когда дневник «становится для них эрзацем исповеди»

Если обратиться к истории появления дневников, то в мировой литературе дневники восходят к Японии, где первые дневники датируются XI веком. В Индии подобные работы автобиографического характера датируются XVI веком, а в Китае - XII. В то же время нет оснований полагать, что эти работы были известны и, следовательно, оказали какое-либо влияние на западный мир. Поэтому источник автобиографических и дневниковых записей для европейцев лежит в древней Греции и Риме. Однако у современного исследователя дневника возникает следующая сложность. Дневник - жанр до последнего времени рукописный, интимный, а значит - не тиражируемый, существующий только в одной копии. Дневник подвержен уничтожению от любого катаклизма, пожара, наводнения, а значит сохранение записей - это задача, выполнение которой возможно только с случае осознания значимости данного документа для историка, литературоведа и проч.

Интерес к дневниковым записям появлялся во многих странах в разные периоды. Ранее всего эта работа начала вестись в Англии, где уже в начале XIX века Уильям Мэтьюз составляет библиографию дневниковых записей, созданных на территории Англии, Шотландии и Ирландии в период с XV по конец XVII века. Мы также можем проследить историю создания разнообразных немецкоязычных дневниковых записей, начиная с XVI века. Основной же пласт дневниковых записей, созданных на русском языке, относится к довольно позднему периоду, начиная со второй половины XVIII века. Однако и здесь исследователя зачастую ожидает разочарование. Многие документы были уничтожены, многие - хранятся в архивах, не всегда доступные широкому читателю.

Таким образом, история создания дневников насчитывает 5 веков, начиная с XVI века по настоящее время. Интересно проследить структурное и смысловое изменение формы и содержания дневника за этот период. Как уже упоминалось ранее, говоря о дневниках, мы основываемся на достаточно скудном материале. В нашем распоряжении на сегодняшний день имеется несколько (не более десяти) дневников XV века, около 30 дневников XVI века, а, начиная с XVII века, жанр приобретает все большую популярность, англоязычные источники насчитывают уже более 300 текстов, аналогичная тенденция прослеживается и в других странах. Говоря о текстах, предшествующих XVII веку, не следует забывать, что современное слово «дневник» в этот период обозначается различными терминами. Так, наряду с привычным «Diary» в английских источниках также встречаются реже немецкое «Tagebuch», и чаще французское «Journal» и латинское «Diurnal». Все четыре слова обозначают дневник, в каждом из них есть отсылка к факту написания текста на ежедневной основе. Однако данные обозначения могут выступать в одном и том же тексте как синонимы. Слова эти синонимичны, однако, возможно, указывают на характерные особенности тех или иных записей. Здесь необходимо также упомянуть о том, что авторы сами присваивают своим текстам принадлежность Дневниковому жанру, и это определение может быть зачастую ошибочным.

Дошедшие до нас, дневники XV - XVI веков не могут называться дневниками в современном значении этого слова, так как в основе их либо придворные записи, воспроизводящие события разнообразных дипломатических миссий, или путевые заметки из путешествий (дневник Альбрехта Дюрера «Семейные хроники. Дневник из путешествия в Нидерланды 1520 - 1521 гг»).

К XVII веку тенденция несколько меняется. Дневниковые записи приобретают более «интимный», личный характер, из документа эпохи превращаясь в «оттиск» личности. Кроме того, дневник, как и вся литература, постепенно перестает быть жанром только высших социальных кругов. Помимо того, что уровень грамотности в Европе XVII века значительно возрастает, постепенно и бумага становится более доступной для «среднего класса», что вызывает повышенный интерес к жанру у все большего количества людей. Типичным примером здесь будет являться знаменитый дневник Семюэля Пайпса.

К XVII веку также относится и один из немногочисленных памятников дневникового творчества на русском языке - это дневники Марины Мнишек, а также памятник Армянской истории, дневник Закария Акулисского, описывающий торговые путешествия в восточные (Иран, Турция) и европейские (Италия, Франция, Голландия) страны, их обычаи, природу, природные катаклизмы, пережитые автором в этих странах. Этот дневник велся в период с 1647 года по 1687. Однако, в указанных примерах не затрагивается личность создателя текста, даже его отношение к происходящим событиям. Поэтому книга скорее относится к жанру хроник или путевых заметок.

Следующие несколько веков - это расцвет дневникового жанра. В этот период появляется все многообразие дневников. Тексты создаются как для того, чтобы быть прочитанными читателем сразу по мере создания («Дневники» братьев Гонкур, «Дневник Писателя» Достоевского), и, напротив, для того, чтобы быть уничтоженными (Дневники Кафки, Дневник Серена Киркегора в период с 1840 - 1850 год), личные дневники ведут большинство писателей (Л. Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Льюис Кэрол, Вальтер Скотт итд), политические деятели (Теодор Рузвельт, королева Виктория, Николай II), актеры, музыканты, художники (то есть представители искусства, не имеющие прямого отношения к созданию текстов (П.И.Чайковский, Вацлав Нижинский, Фрида Кало). Примечательно, что в XX веке словно представляется невозможным, чтобы знаменитый политический деятель не вел дневник, поэтому возникают дневники-подделки, такие как Дневник Адольфа Гитлера. Это период, когда упомянутый выше разрыв между сохранившимися дневниками в разных странах значительно сокращается (мы говорим о европейском материале), количество материала для исследователя достаточно велико. В этот период продолжается тенденция, начавшаяся еще в XVII веке, когда написание дневников постепенно перестает быть прерогативой высшего общества.

Однако увеличившееся количество материала вытесняет дневники простых обывателей из поля научного интереса исследователей. Если дневники XV-XVII века - материал для изучения не только и не столько литературоведа, сколько один из немногочисленных источников информации для историка, социолога, лингвиста, то о более позднем периоде существует целый ряд прочих свидетельств, поэтому все больше внимание исследователей (и значит читателей) концентрируется на дневниках людей, прославившихся в той или иной области. Вместе с тем, в XX веке во Вторую Мировую Войну можно наблюдать обратный процесс, когда Анна Франк, Этти Хильсам, Отто Вульф, Нина Луговская становятся известны широкому читателю только благодаря своим дневникам, описывающим пережитое во время войны.

Дневники XVIII - XX века отличает от предшествовавших периодов еще одна особенность. В конце XVII - начале XVIII века в литературе появляется новый жанр; дневниковые записи оказываются настолько популярны, что становятся объектом для подражания писателей, возникают первые художественные дневники. С этого момента у создателей частных дневников появляется еще один ресурс для подражания, художественные дневники.

Поскольку дневники, как упоминалось ранее, жанр интимный, говорить о частных дневниках, написанных в последние годы еще слишком рано, мало что уже вышло в печать. Однако в последние десятилетия появляется новая разновидность дневниковых записей, веб-дневники, блоги. Каждый желающий может создать свой дневник-блог, добавлять туда записи, сам определять, кого он допускает быть своим читателем. Значимое отличие этого жанра от жанра дневников заключается в том, что это уже не интимный жанр, поскольку большое количество читателей блога является показателем его успешности. В последние годы даже появляется новая профессия «блоггер». Новые дневники продолжают тенденцию предыдущих веков по максимальной демократизации жанра, сейчас любой обладатель выхода в интернет может вести свой блог. Таким образом, дневник в настоящий момент - один из немногих живых литературных жанров, с течением времени он претерпевает определенные изменения, однако интерес исследователей и читателей к жанру не угасает.

Выводы

Дневник - это текст, написанный для себя, а не для посторонних глаз, описывающий только что случившееся, событие как личной, так и глобальной значимости, с указанием дат создания и с периодичной пополняемостью. Различные формообразующие черты позволяют рассматривать дневник как эволюцию ряда других жанров, являющихся частью мемуарной литературы.

Рецензенты:

Клинг О.А., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой Теории Литературы Филологического факультета Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова, г. Москва;

Липгарт А.А., д.ф.н., профессор кафедры Английского языкознания Филологического факультета Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Ромашкина М.В. ДНЕВНИК: ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15447 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Дневник это периодически пополняемый текст, состоящий из фрагментов с указанной датой для каждой записи. Обычно то или иное произведение в форме дневниковых записей относится к какому-либо из известных жанров (роману, повести, репортажу), и «дневниковость» лишь придает ему дополнительную специфику. Дневниковая форма записи характеризуется рядом особенностей, которые могут быть реализованы в большей или меньшей степени в каждом дневнике:

  1. периодичность, регулярность ведения записей;
  2. связь записей с текущими, а не с давно прошедшими событиями и настроениями;
  3. спонтанный характер записей (времени между событиями и записью прошло слишком мало, последствия еще не проявили себя, и автор не в состоянии оценить степень значительности происшедшего);
  4. литературная необработанность записей;
  5. безадресность или неопределенность адресата многих дневников;
  6. интимный и поэтому искренний, частный и честный характер записей.

Вне художественной литературы дневник обычно тяготеет либо к официальному документу («документальный» дневник), либо к частной записи (так называемый «бытовой» дневник). В обоих случаях дневник удовлетворяет человеческой потребности в наблюдении и определяется необходимостью фиксировать текущие изменения, с чем связано возникновение разнообразных научных дневников, протоколов, историй болезни, корабельных журналов, школьных дневников, дневников придворных дежурств - камерфурьерских церемониальных журналов. В античной литературе со времен Платона известны так называемые гипомнемы - различного рода протоколы частного и официального характера. При дворах восточных и поздне эллинистических монархов, например, при штабе Александра Македонского, велись отчеты о текущих событиях - эфемериды (возможно, в пропагандистских целях; их достоверность в новейшее время подвергается сомнению). Документальные дневники представляют существенный интерес для историка. В «бытовых» дневниках пишущий также является наблюдателем, но следит больше за самим собой, за изменениями в обстоятельствах своей частной жизни, своего внутреннего мира. Широкое распространение «бытовые» дневники получили в эпоху сентиментализма, когда интерес к частной жизни, и особенно к области чувств, был очень высок. «Бытовые» дневники могут иметь значительную ценность, если пишущий был знаменит или участвовал в политической жизни страны («Дневник члена Государственной думы Владимира Митрофановича Пуришкевича», 1916), общался с интересными людьми (Е. А.Штакеншнейдер «Дневник и записки». 1854-86). Дневники становится не только исторической, но и эстетической ценностью, если у пишущею есть литературный талант («Дневник Марии Башкирцевой», 1887; «Дневник Анны Франк», 1942-44).

Тексты, записанные «по дням», близко соприкасаются по различным параметрам с широким спектром самых разнообразных форм документалистики. Подобно мемуарам, дневники повествует о реально имевших место в прошлом событиях внешней и внутренней жизни. Как в автобиографии, в дневнике пишущий рассказывает по преимуществу о себе и своем ближайшем окружении и также бывает склонен к самоанализу. Как исповедь, дневник часто говорит о тайном, скрытом от посторонних глаз, однако исповедь, в отличие от дневника, мемуаров и автобиографий, бывает лишена развертываемого хронологически последовательного повествования. И в мемуарах, и в автобиографиях, и в исповедях, в отличие от дневников, текст тщательно выстроен, из всей информации отбирается только существенное. В этом отношении дневник ближе к письмам, особенно к регулярной переписке, где также сообщается о текущем, материал не отбирается и новости записываются «по горячим следам». Близость переписки и дневников хорошо видна в «Дневнике для Стеллы» (1710-13) Дж.Свифта и в «Дневнике для Элизы» (1767) Л.Стерна. Первый писался дважды в день (хотя почта отправлялась гораздо реже), в письма вносились вопросы, бессмысленные при обычной переписке («Как вы думаете, надеть мне сегодня камзол?»). Напоминают дневники написанные в форме писем «Страдания молодого Вертера» (1774) И.В.Гёте: Вертер мало интересуется своим корреспондентом Вильгельмом, ответы которого почти не влияют на характер писем Вертера. Есть общее у дневников и литературой путешествий: постоянно переезжая, не имея возможности осмыслить происходящее, путешественник, как и автор дневника, схватывает события на лету и записывает, не отделяя важное от случайного. Путешественник обычно обозначает место, где была еде, сделана запись; если же в путешествии указывается дата записи, то его уже трудно отличить от дневника.

Рассказывая о событиях в хронологической последовательности и фиксируя любое изменение вне зависимости от его значимости, дневник имеет сходство с летописью, однако время записи в нем указывается точнее (дни, а не годы), а круг охватываемых событий ограничен. Дневник обнаруживает определенное родство с периодикой, которая тоже идет за событиями, но предназначена для публичного прочтения, лишена интимности. Часто творческие люди называют дневник свои записные книжки. Так, «Дневнику» Жюля Ренара присущи художественные образы, и только даты позволяют прочитывать не связанные между собой записи как дневниковые. Черты дневника (исповедальный характер, фиксация «мелочей», самоанализ, точная дата) прослеживаются в произведениях многих поэтов (М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, А.Ахматовой, А.А.Блока). «Дневник писателя» Ф.М.Достоевского становится периодическим изданием; на него объявляется подписка. В то же время Достоевский пишет далеко не обо всем, что его волнует, а только о том, что представляет, по его мнению, общественный интерес. Иногда приуроченность дневниковой записи к определенному числу, периодичность записей оказывается конструктивным моментом повествования. В «Записках сумасшедшего» Н.В.Гоголя, целиком построенных в форме дневника, счет и порядок дней постепенно ускользает от пишущего. Но обычно указание на дату не так уж важно. Смысл «Журнала Печорина» в «Герое нашего времени» (1840) Лермонтова мало изменится, если убрать все даты.