Великие русские писатели, не получившие нобелевскую премию. Пять известных отказов от нобелевской премии Алданов и компания

90 томов. Cтолько печатных книг понадобилось, чтобы вместить рукописи Льва Толстого. Причем, не все, а только избранные для собрания сочинений после смерти писателя. Это репринтное издание 1928 года, в нем есть даже оригинальные образцы почерка. Писал Лев Николаевич много и неразборчиво, но гения, как известно, почитают совсем не за это. «Завещание писал Толстой. Он порекомендовал Черткову издать его труды по-своему усмотрению. Чертков выбрал из всех неизданных рукописей Толстого и с 1928 года по 1957 годы он все это издавал», - рассказывает Алена Долженко, заведующая отделом редких и ценных изданий Центральной библиотечной системы.

К 1906 году, когда Российская академия наук выдвинула Льва Толстого на Нобелевскую премию, уже было написано почти все: пять романов, с десяток повестей, множество рассказов, пьес и философских статей. Узнав об академической инициативе, он незамедлительно отправил письмо своему другу, финскому писателю и переводчику Арвиду Ярнефельту. Писатель настоятельно просил его с помощью коллег из Швеции сделать так, чтобы премии ему не присуждали. Деликатное поручение было исполнено. Так почему же он отказался? Вот что пишет по этому поводу сам Лев Николаевич: «Во-первых, это избавило меня от большого затруднения распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во вторых, это доставило мне честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и не знакомых мне, но все же мне глубоко уважаемых».

В том году от нобелевской премии по литературе не стал отказываться итальянский поэт Джозуэ Кардуччи, имя которого сегодня известно разве что литературоведам. А вот австрийская писательница Эльфрида Елинек, нобелевский лауреат 2004 года, заявила, что получила премию незаслуженно и на церемонию ее вручения ехать отказалась. Однако премиальные деньги 10 миллионов шведских крон или полтора миллиона долларов все же взяла. С точки зрения современников, поступок Толстого - высокомерная графская причуда. Но только не для тех, кто знаком с его отношением к богатству и насильственному неравенству человеческих существ. «Та философия, к которой он пришел к концу жизни: все отдать людям - свое имение крестьянам, и оставить даже собственных детей без средств к существованию, о том, что деньги - это зло, естественно, это закономерный финал», - говорит Наталья Цымбалистенко, литературовед, кандидат филологических наук.

Поступок Льва Толстого потом повторят и другие писатели. Из-за своих убеждений от Нобелевки в 1964 году отказался Жан-Поль Сартр. Борису Пастернаку и Александру Солженицыну получить премию помешали власти СССР. Последнего в 1970 году просто не пустили в Стокгольм на церемонию вручения. Нобелевский комитет исправил эту глупость спустя 5 лет, когда Солженицына выдворили из страны и лишили советского гражданства. Всего в истории российской литературы 5 лауреатов самой престижной премии на планете: Бунин, Пастернак, Шолохов, Солженицын и Бродский.

Кого из великих русских писателей и поэтов награждали Нобелевской премией? Михаила Шолохова, Ивана Бунина, Бориса Пастернака и Иосифа Бродского.

Иосиф Бродский - поэт в России практически не известный, вдруг стал лауреатом самой престижной литературной премии в мире. Вот ведь удивительный случай!

Впрочем, почему удивительный? Иосифа Бродского сперва, хотели похоронить в Александро-Невской Лавре в Питере, - рядом с императорами, а после, согласно его же завещанию развеяли прах над каналами в Неаполе. Так что награждение вполне закономерно.

Кто сейчас вспомнит имя первого лауреата нобелевской премии области литературы, получившего её в декабре 1901 года, - французского поэта Рене Франсуа Армана Сюлли-Прюдома. Его не знают, и толком никогда не знали даже в его родной Франции.

И таких, мягко говоря, сомнительных лауреатов в рядах «нобелевцев» предостаточно! А ведь в то же самое время жили и творили Марк Твен, Эмиль Золя, Ибсен, Чехов Оскар Уайльд и, конечно же Лев Толстой!

Когда ознакомишься с длинным перечнем литераторов, в разное время отмеченных Нобелевским комитетом, невольно ловишь себя на мысли, что никогда не слышал четыре фамилии из каждых десяти. Да и пятеро из оставшихся шести тоже не представляют из себя ничего особенного. «Звёздные» труды их давно и прочно забыты. Сама собою в голову приходит мысль: выходит, что Нобелевскую премию в области литературы присуждали за какие-то другие заслуги? Если судить по жизни и творчеству того же Иосифа Бродского, то да!

Уже после первого же сомнительного награждения общественное мнение Швеции и других стран было шокировано решением Академии Нобеля. Уже через месяц после скандального награждения, в январе 1902 года, Лев Толстой получил адрес-протест группы шведских писателей и художников:

«Ввиду впервые состоявшегося присуждения Нобелевской премии мы, нижеподписавшиеся писатели, художники и критики Швеции, хотим выразить Вам наше преклонение. Мы видим в Вас не только глубокочтимого патриарха современной литературы, но также одного из тех могучих проникновенных поэтов, о котором в данном случае следовало бы вспомнить прежде всего, хотя Вы, по своему личному суждению никогда не стремились к такого рода награде. Мы тем живее чувствуем потребность обратиться к Вам с этим приветствием, что, по нашему мнению, учреждение, на которое было возложено присуждение литературной премии, не представляет в настоящем своём составе ни мнения писателей-художников, ни общественного мнения. Пусть знают за границей, что даже в наше отдалённой стране основным и наиболее сильным искусством считается то, которое покоится на свободе мысли и творчества». Письмо это подписали более сорока видных деятелей шведской литературы и искусства.

Все знали: в мире есть только один писатель, достойный быть первым отмеченным самой высокой в мире наградой. И это писатель Лев Толстой. К тому же, именно на рубеже веков вышло в свет новое гениальное творение писателя – роман «Воскресение», который Александр Блок впоследствии назовёт «завещанием уходящего столетия новому».

24 января 1902 года в шведской газете «Свенска Дагбладет» появилась статья писателя Августа Стриндберга, утверждавшего в ней, что большинство членов Академии – «это недобросовестные ремесленники и дилетанты в литературе, которые почему-то призваны вершить суд, но понятия этих господ об искусстве так по детски наивны, что они называют поэзией только то, что написано стихами, предпочтительно рифмованными. И если, например, Толстой навсегда прославился, как изобразитель человеческих судеб, если он создатель исторических фресок, то он ими не считается поэтом на том основании, что не писал стихов!»

Ещё одно суждение по этому поводу принадлежит известному датскому литературному критику Георгу Брандесу: «Льву Толстому принадлежит первое место среди современных писателей. Никто не внушает такого чувства почитания, как он! Можно сказать: никто, кроме него, не внушает чувства почитания. Когда при первом присуждении Нобелевской премии она была дана благородному и тонкому, но второразрядному поэту, все лучшие шведские авторы послали за своими подписями Льву Толстому адрес, в котором протестовали против такого присуждения этого отличия. Само собой чувствовалось, что оно должно было принадлежать только одному – великому писателю России, за которым они единогласно признавали право на эту премию».

Многочисленны обращения и требования восстановления поруганной справедливости заставили и самого Толстого взяться за перо: «Дорогие и уважаемые собратья! Я был очень доволен, что Нобелевская премия не был мне присуждена. Во-первых, это избавило меня от большого затруднения – распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во-вторых, это мне доставило честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и незнакомых мне, но всё же глубоко мною уважаемых. Примите, дорогие собратья, выражение моей искренней благодарности и лучших чувств. Лев Толстой».

Казалось бы, на этом вопрос мог бы быть и исчерпан?! Ан нет! Вся история получила неожиданное продолжение.

В 1905 году вышло в свет новое произведение Толстого «Великий грех». Эта, ныне почти забытая остро публицистическая книга рассказывала о тяжкой доле русского крестьянства. Сейчас о ней не вспоминают ещё и потому, что в этом труде Толстой в самой категорической форме, аргументировано и чрезвычайно убедительно высказывался против частной собственности на землю.

В Академии наук России возникла вполне понятная идея выдвинуть Льва Толстого на соискание Нобелевской премии. В записке, составленной с этой целью выдающимися русскими учёными, академиками А.Ф. Кони, К.К. Арсеньевым и Н.П. Кондаковым давалась самая высокая оценка «Войне и миру», «Воскресению». А в заключение, от имени Российской Императорской академии наук высказывалось пожелание о присуждении Толстому Нобелевской премии.

Записку эту одобрил и Разряд изящной словесности Академии наук, - была в то время в Академии такая организационная структура. 19 января 1906 года, вместе с экземпляром толстовского «Великого греха» записка была отослана в Швецию.

Едва услышав о столь великой чести, Толстой пишет финскому писателю Арвиду Ернефельду: «Если бы это случилось, мне было бы очень неприятно отказываться, а потому я очень прошу Вас, если у Вас есть – как я думаю – какие-либо связи в Швеции, постараться сделать так, чтобы мне не присуждали этой премии. Может быть, Вы знаете кого-либо из членов, может быть, можете написать председателю, прося его не разглашать этого, чтобы этого не делали. Прошу Вас сделать, что Вы можете, к тому, чтобы они не назначали мне премии и не ставили меня в очень неприятное положение – отказываться от неё».

На самом деле, истинные заслуги перед человечеством того или иного писателя, учёного или политика Нобелевская премия отражает лишь отчасти. Девять из десяти Нобелевских лауреатов в области литературы были рядовыми ремесленниками от литературы и не оставили в ней хоть сколько-нибудь заметного следа. И лишь, примерно, один-два из этих десяти были по-настоящему гениальными.

Так за что же тогда остальным давали премии, почести?

Присутствие среди награжденных гения - придавало награждению всей прочей весьма и весьма сомнительной компании иллюзию достоверности и заслуженности. Видимо, таким изощрённейшим способом Нобелевский комитет пытался и пытается повлиять на литературные и политические пристрастия общества, на формирование его вкусов, привязанностей и, в конечном счёте, ни много, ни мало, на мировоззрение всего человечества, на его будущее.

Припомните, с каким восторженным придыханием большинство говорит: «Такой-то Нобелевский лауреат!!!». А ведь Нобелевскими лауреатами были не только гении, творившие во благо людей, но и деструктивные личности.

Так денежные мешки, посредством премии банкира Нобеля, пытаются купить саму душу Мира. Видимо, великий Толстой раньше всех понял это, - понял, и не пожелал, чтобы его имя использовалось для утверждения такой страшной идеи.

Почему же Нобелевскую премию так и не вручили Льву Толстому? Вероятнее всего - брезговал ею старик!

Совсем скоро станет известен лауреат Нобелевской премии по литературе 2016 года. За всю историю только пять отечественных писателей и поэтов - Иван Бунин (1933), Борис Пастернак (1958), Михаил Шолохов (1965), Александр Солженицын (1970) и Иосиф Бродский (1987) - были удостоены этой престижной награды. Между тем на премию претендовали и другие яркие представители русской литературы - но им так и не удалось получить заветную медаль. О том, кто из российских литераторов мог стать обладателем Нобеля, но так его и не получил, - в материале RT.

Тайная премия

Известно, что Нобелевская премия по литературе вручается ежегодно с 1901 года. Специальным комитетом проводится отбор кандидатов, а затем с помощью экспертов, литературоведов и лауреатов прошлых лет выбирается победитель.

Однако, благодаря архивным находкам в Университете Упсалы, стало известно, что премия по литературе могла вручаться и в XIX столетии. Скорее всего, она была учреждена дедом Альфреда Нобеля, Эммануэлем Нобелем — старшим, который в конце XVIII века в переписке с друзьями обсуждал идею об учреждении международной литературной премии.

В списке лауреатов премии, найденном в шведском университете, есть имена и русских писателей — Фаддея Булгарина (1837), Василия Жуковского (1839), Александра Герцена (1867), Ивана Тургенева (1878) и Льва Толстого (1894). Впрочем, нам до сих пор мало известно о механизме отбора победителей и других деталях процедуры присуждения награды. Поэтому обратимся к официальной истории премии, начавшейся для России в 1902 году.

Адвокат и Толстой

Мало кто знает, но первым на Нобелевскую премию по литературе был номинирован не писатель или поэт, а адвокат — Анатолий Кони . На момент выдвижения, в 1902 году, он являлся почётным академиком Академии наук по разряду изящной словесности, а также сенатором в общем собрании Первого департамента Сената. Известно, что его кандидатуру предложил глава кафедры уголовного права в Военно-юридической академии Антон Вульферт.

Более известным номинантом является Лев Толстой. С 1902 по 1906 год его кандидатуру настойчиво предлагал Нобелевский комитет. Лев Толстой уже к тому времени был хорошо известен не только российской, но и мировой общественности своими романами. По мнению экспертного сообщества, Лев Толстой являлся «самым почитаемым патриархом современной литературы». В письме, которое было отправлено писателю от Нобелевского комитета, академики назвали Толстого «самым великим и глубоким писателем». Причина, по которой автор «Войны и мира» так и не удостоился награды, проста. Альфред Йенсен, эксперт по славянской литературе, который выступал в качестве одного из советников комитета по номинантам, раскритиковал философию Льва Толстого, охарактеризовав её как «разрушительную и противоречащую идеалистическому характеру премии».

Впрочем, писатель не особо жаждал награды и даже написал об этом в ответном письме комитету: «Я был очень доволен, что Нобелевская премия не была мне присуждена. Это избавило меня от большого затруднения — распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло».

С 1906 года, после этого письма, Лев Толстой на премию больше не выдвигался.

  • Лев Толстой в своем рабочем кабинете
  • РИА Новости

Расчёт Мережковского

В 1914 году, в преддверии Первой мировой войны, на Нобелевскую премию был выдвинут поэт и писатель Дмитрий Мережковский. Всё тот же Альфред Йенсен отметил «художественное мастерство изображения, универсальное содержание и идеалистическое направление» творчества поэта. В 1915 году кандидатура Мережковского снова была предложена, в этот раз уже шведским писателем Карлом Мелиным, но вновь безрезультатно. Но шла Первая мировая война, и лишь спустя 15 лет Дмитрий Мережковский вновь был номинирован на премию. Его кандидатура выдвигалась с 1930 по 1937 годы, но поэту пришлось столкнуться с серьёзной конкуренцией: вместе с ним в этот же период номинировали Ивана Бунина и Максима Горького. Однако настойчивый интерес Сигурда Агреля, который и выдвигал Мережковского семь лет подряд, давал надежду литератору войти в число обладателей заветной награды. В отличие от Льва Толстого, Дмитрий Мережковский хотел стать нобелевским лауреатом. В 1933 году Дмитрий Мережковский был ближе всего к успеху. По воспоминаниям жены Ивана Бунина, Веры, Дмитрий Мережковский предложил её супругу поделить премию. Более того, в случае победы Мережковский отдал бы Бунину целых 200 тыс. франков. Но этого не произошло. Несмотря на то, что Мережковский настойчиво писал в комитет, убеждая его членов в своём превосходстве над конкурентами, награда ему так и не досталась.

Горький нужнее

На получение Нобелевской премии по литературе Максим Горький был номинирован 4 раза: в 1918, 1923, 1928 и 1933 годах. Творчество писателя представляло определённую сложность для Нобелевского комитета. Антон Карлгрен, сменивший на посту эксперта по славистике Альфреда Йенсена, отмечал, что в послереволюционном творчестве Горького (имеется в виду революция 1905 года. — RT ) нет «ни малейшего отголоска горячей любви к родине» и что вообще его книги — сплошная «стерильная пустыня». Ранее, в 1918 году, Альфред Йенсен говорил о Горьком как о «двойственной культурно-политической личности» и «уставшем, давно уже выжатом писателе». В 1928 году Горький был близок к получению награды. Основная борьба развернулась между ним и норвежской писательницей Сигрид Унсет. Антон Карлгрен отмечал, что творчество Горького похоже на «необыкновенный ренессанс», обеспечивший писателю «ведущее место в русской литературе».

  • Максим Горький, 1928 год
  • РИА Новости

Советский писатель проиграл из-за разгромной рецензии Генриха Шюка, который отмечал в творчестве Горького «эволюцию от дурной первомайской риторики к прямой дискредитации власти и агитации против неё, а затем к большевистской идеологии». Поздние работы писателя, по мнению Шюка, заслуживают «совершенно убийственной критики». Это стало весомым аргументом для консервативных шведских академиков в пользу Сигрид Унсет. В 1933 году Максим Горький уступил Ивану Бунину, чей роман «Жизнь Арсеньева» не оставил никому никаких шансов.

Марина Цветаева впоследствии возмущалась, что Горький не был удостоен премии именно в 1933 году: «Я не протестую, я только не согласна, ибо несравненно больше Бунина: и больше, и человечнее, и своеобразнее, и нужнее — Горький. Горький — эпоха, а Бунин — конец эпохи. Но — так как это политика, так как король Швеции не может нацепить ордена коммунисту Горькому…».

«Звёздный» 1965 год

В 1965 году на премию были выдвинуты сразу четыре отечественных писателя: Владимир Набоков, Анна Ахматова, Константин Паустовский и Михаил Шолохов.

Владимир Набоков номинировался на премию несколько раз в 1960-ые годы за свой нашумевший роман «Лолита». Член Шведской академии Андерс Эстерлинг отзывался о нём следующим образом: «Автор аморального и успешного романа «Лолита» ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться в качестве кандидата на премию».

В 1964 году он проиграл Сартру, а в 1965 — своему бывшему соотечественнику (Набоков эмигрировал из СССР в 1922 году. — RT ) Михаилу Шолохову. После номинации 1965 года Нобелевский комитет назвал роман «Лолита» аморальным. До сих пор неизвестно, был ли номинирован Набоков после 1965 года, но мы знаем, что в 1972 году в шведский комитет обращался Александр Солженицын с просьбой повторно рассмотреть кандидатуру писателя.

Константин Паустовский был отсеян на предварительной стадии, хотя о его «Повести о жизни» хорошо отзывались шведские академики. Анна Ахматова составила конкуренцию Михаилу Шолохову в финале. Более того, шведский комитет предлагал разделить премию между ними, аргументировав это тем, что «они пишут на одном языке». Андреас Эстерлинг — профессор, многолетний секретарь Академии — отмечал, что поэзия Анны Ахматовой полна «подлинного вдохновения». Несмотря на это, Нобелевскую премию по литературе в 1965 году получил Михаил Шолохов, выдвигавшийся уже в седьмой раз.

  • Король Швеции Густав VI Адольф вручает Михаилу Шолохову почетный диплом и медаль Нобелевского лауреата
  • РИА Новости

Алданов и компания

Помимо вышеперечисленных номинантов, от России в разное время выдвигались и другие, не менее заслуженные писатели и поэты. Например, в 1923 году вместе с Максимом Горьким и Иваном Буниным был номинирован Константин Бальмонт. Впрочем, его кандидатура была отвергнута экспертами единогласно, как явно неподходящая.

В 1926 году на получение премии по литературе Владимир Францев — славист, историк литературы — выдвинул белого генерала Петра Краснова. Дважды, в 1931 и 1932 годах, на получение премии претендовал писатель Иван Шмелёв.

С 1938 года на премию долгое время претендовал писатель и публицист Марк Алданов, ставший рекордсменом по числу номинаций — 12 раз. Прозаик пользовался популярностью среди русской эмиграции во Франции и США. В разные годы его номинировали Владимир Набоков и Александр Керенский. А Иван Бунин, ставший лауреатом премии в 1933 году, предлагал кандидатуру Алданова 9 раз.

Четыре раза номинантом становился философ Николай Бердяев, два раза на премию выдвигался писатель Леонид Леонов, по одному разу — писатель Борис Зайцев и автор романа «Падение титана» Игорь Гузенко, советский шифровальщик-перебежчик.

Эдуард Эпштейн

Владимир Набоков

Нобелевская премия по литературе - самая престижная награда, которая с 1901 года ежегодно вручается Нобелевским фондом за достижения в области литературы. Писатель, удостоенный премии, предстает в глазах миллионов людей как несравненный талант или гений, который своим творчеством сумел завоевать сердца читателей со всего мира.

Однако есть целый ряд знаменитых писателей, которых Нобелевская премия по разным причинам обошла стороной, но достойны они её были не меньше, чем их коллеги-лауреаты, а иногда даже и больше. Кто же они?

ЛЕВ ТОЛСТОЙ

Принято считать, что Лев Толстой сам отказался от премии. В 1901 году первую Нобелевскую премию по литературе присудили французскому поэту Сюлли-Прюдому — хотя, казалось бы, как можно обойти автора «Анны Карениной», «Войны и мира»?

Понимая неловкость, шведские академики стыдливо обратились к Толстому, назвав его «глубокочтимым патриархом современной литературы» и «одним из тех могучих проникновенных поэтов, о котором в данном случае следовало бы вспомнить прежде всего». Однако, написали они, великий писатель ведь и сам «никогда не стремился к такого рода награде». Толстой поблагодарил: «Я был очень доволен, что Нобелевская премия не была мне присуждена», — написал он. «Это избавило меня от большого затруднения - распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло».

49 шведских писателей во главе с Августом Стриндбергом и Сельмой Лагерлеф написали письмо протеста нобелевским академикам. За кадром осталось мнение эксперта Нобелевского комитета, профессора Альфреда Йенсена: философия позднего Толстого противоречит завещанию Альфреда Нобеля, мечтавшего об «идеалистической направленности» произведений. А «Война и мир» и вовсе «лишена понимания истории». С этим соглашался секретарь Шведской академии Карл Вирсен:

»Этот писатель осудил все формы цивилизации и настаивал взамен их принять примитивный образ жизни, оторванный от всех установлений высокой культуры».

Слышал об этом Лев Николаевич или нет, но в 1906 году, предвидев очередное выдвижение, он попросил академиков сделать все, чтобы ему не пришлось отказываться от престижной награды. Те радостно согласились и в списке нобелевских лауреатов Толстой так и не появился.

ВЛАДИМИР НАБОКОВ

Одним из претендентов на награду 1963 году был знаменитый писатель Владимир Набоков, автор нашумевшего романа «Лолита». Это обстоятельство стало приятным сюрпризом для поклонников творчества писателя.

Скандальный роман, тема которого была немыслимой для того времени, был опубликован в 1955 году в парижском издательстве «Олимпия Пресс». В 60-х годах не раз появлялись слухи о номинации Владимира Набокова на Нобелевскую премию, однако толком ничего не было ясно. Чуть позже станет известно, что Набоков никогда не получит премии Нобеля за излишнюю аморальность.

  • Против кандидатуры Набокова выступил постоянный член Шведской академии Андерс Эстерлинг. «Автор аморального и успешного романа «Лолита» ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться в качестве кандидата на премию», - писал в 1963 году Эстерлинг.

В 1972 году в шведский комитет обратился обладатель премии Александр Солженицын с рекомендацией рассмотреть кандидатуру Набокова. Впоследствии авторы многих изданий (в частности London Times, The Guardian, New York Times) причисляли Набокова к тем писателям, кто незаслуженно не был включен в списки номинантов.

Писатель был номинирован в 1974 году, но проиграл двум шведским авторам, которых сейчас никто не помнит. Но они оказались членами Нобелевского комитета. Один американский критик остроумно сказал: «Набоков не получил «нобелевки» не потому, что не заслуживает ее, а потому, что Нобелевская премия не заслуживает Набокова».

МАКСИМ ГОРЬКИЙ

Начиная с 1918 года Максим Горький был 5 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе- в 1918-м, 1923-м, 1928-м, 1930-м и, наконец, в 1933-м.

Но и в 1933 году «Нобель» обошел писателя стороной. Среди номинантов в тот год вместес ним вновь были Бунин и Мережковский. Для Бунина это была пятая попытка взять Нобеля. Она оказалась удачной, в отличие от также пятикратных номинантов. Награда Ивану Алексеевичу Бунину была вручена с формулировкой «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

До сороковых годов у русской эмиграции была забота — сделать все, чтоб премия не перепала Горькому и не развалился миф о том, что никакой культуры на территории России без эмигрантов не осталось. Кандидатами выдвигались и Бальмонт, и Шмелев, но особенно нервно — Мережковский. Возня сопровождалась интригами, Алданов призывал Бунина согласиться на «групповое» выдвижение, втроем, Мережковский уговаривал Бунина пойти на полюбовный сговор — кто выиграет, тот делит премию пополам. Бунин не согласился, и правильно сделал — борец с «грядущим хамом» Мережковский скоро замарается братанием с Гитлером и Муссолини.

А Бунин, к слову уж, часть премии без всяких договоров отдал нуждающимся русским литераторам (все равно передрались), часть затерялась в войну, зато на премию купил Бунин радиоприемник, по которому слушал сводки боев на восточном фронте — тревожился.

Однако факт: и тут шведские газеты недоумевали. Горький имеет гораздо больше заслуг перед русской и мировой литературой, Бунина знают лишь собратья по перу и редкие ценители. И Марина Цветаева возмущалась, между прочим, искренне: «Я не протестую, я только не согласна, ибо несравненно больше Бунина: и больше, и человечнее, и своеобразнее, и нужнее — Горький. Горький — эпоха, а Бунин — конец эпохи. Но — так как это политика, так как король Швеции не может нацепить ордена коммунисту Горькому…»

За кадром оставались злобные мнения экспертов. Прислушавшись к ним, еще в 1918 году академики сочли, что Горький, выдвинутый Роменом Ролланом, — анархист и «без сомнения, никоим образом не вписывается в рамки Нобелевской премии». Горькому предпочли датчанина Х. Понтоппидана (не помните, кто это — и не важно). В 30-х академики помялись и придумали — «сотрудничает с большевиками», награду «превратно истолкуют».

АНТОН ЧЕХОВ

Антон Павлович, умерший в 1904 году (премию вручают с 1901 года), скорее всего, просто не успел ее получить. Ко дню его смерти его знали в России, но еще не очень хорошо на Западе. Кроме того, там он больше известен как драматург. Точнее вообще только как драматург он там и известен. А Нобелевский комитет драматургов не жалует.

…КТО ЕЩЕ?

Кроме вышеупомянутых русских писателей среди русских номинантов на премию в разные годы были Анатолий Кони, Константин Бальмонт, Петр Краснов, Иван Шмелев, Николай Бердяев, Марк Алданов, Леонид Леонов, Борис Зайцев, Роман Якобсон и Евгений Евтушенко.

А сколько гениев российской словесности даже не были заявлены в число номинантов Булгаков, Ахматова, Цветаева, Мандельштам… Каждый может продолжить этот блистательный ряд именами своих любимых писателей и поэтов.

Разве это случайность, что четыре из пяти русских писателей, ставших нобелевскими лауреатами, так или иначе находились в конфликте с советской властью? Бунин и Бродский были эмигрантами, Солженицын - диссидентом, Пастернак получил премию за роман, опубликованный за границей.Да и вполне лояльному к советской власти Шолохову Нобеля дали «за художественную силуи цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

  • Стоит ли удивляться, что в 1955 году на Нобелевскую премию по литературе номинировался даже… скандально известный советский шифровальщик-перебежчик Игорь Гузенко, на Западе занявшийся литературой.

А в 1970 году Нобелевскому комитету пришлось долго доказывать, что премия присуждена Александру Солженицыну отнюдь не по политическим мотивам, а «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». Ведь к тому времени прошло всего восемь лет от момента первой публикации писателя, а его главные труды «Архипелаг ГУЛАГ» и «Красное колесо» еще не были опубликованы.

Вот такие дела, братцы…

Попробуйте-ка вспомнить, кого из великих русских писателей и поэтов награждали Нобелевской премией? Шолохова, конечно, потом Бунина, Пастернака, кажется, ну и этого, как его, которого, сперва, хотели в Александро-Невской Лавре в Питере похоронить, - рядом с императорами, а после, согласно его же завещанию развеяли прах над каналами в Неаполе, Ну как его?.. Иосиф Бродский! Вот ведь удивительный случай?! Поэт, в России практически не известный, ни единой строчки из которого так и не вспомнил ни один из почти сорока (!) опрошенных мною коллег-журналистов, вдруг стал лауреатом самой престижной литературной премии в мире.

Впрочем, почему удивительный? И не спешите сетовать на недостаточный литературный кругозор волгоградских журналистов. Как раз ничего удивительного на самом деле в этом награждении нет! Всё это вполне закономерно. Кто сейчас вспомнит имя первого лауреата нобелевской премии области литературы, получившего её в декабре 1901 года, - французского поэта Рене Франсуа Армана Сюлли-Прюдома. Его не знают, и, смею утверждать, никогда не знали даже в его родной Франции. И таких, мягко говоря, сомнительных лауреатов в рядах «нобелевцев» предостаточно! А ведь в то же самое время жили и творили Марк Твен, Эмиль Золя, Ибсен, Чехов Оскар Уайльд и, конечно же Лев Толстой!

Когда ознакомишься с длинным перечнем литераторов, в разное время отмеченных Нобелевским комитетом, невольно ловишь себя на мысли, что никогда не слышал четыре фамилии из каждых десяти. Да и пятеро из оставшихся шести тоже не представляют из себя ничего особенного. «Звёздные» труды их давно и прочно забыты. Сама собою в голову приходит мысль: выходит, что Нобелевскую премию в области литературы присуждали за какие-то другие заслуги? Если судить по жизни и творчеству того же Иосифа Бродского, то да!

Конечно, эта простая мысль не мне первому пришла в голову. Уже после первого же сомнительного награждения общественное мнение Швеции и других стран было шокировано решением Академии Нобеля. Уже через месяц после скандального награждения, в январе 1902 года, Лев Толстой получил адрес-протест группы шведских писателей и художников:

«Виду впервые состоявшегося присуждения Нобелевской премии мы, нижеподписавшиеся писатели, художники и критики Швеции, хотим выразить Вам наше преклонение. Мы видим в Вас не только глубокочтимого патриарха современной литературы, но также одного из тех могучих проникновенных поэтов, о котором в данном случае следовало бы вспомнить прежде всего, хотя Вы, по своему личному суждению никогда не стремились к такого рода награде. Мы тем живее чувствуем потребность обратиться к Вам с этим приветствием, что, по нашему мнению, учреждение, на которое было возложено присуждение литературной премии, не представляет в настоящем своём составе ни мнения писателей-художников, ни общественного мнения. Пусть знают за границей, что даже в наше отдалённой стране основным и наиболее сильным искусством считается то, которое покоится на свободе мысли и творчества». Письмо это подписали более сорока видных деятелей шведской литературы и искусства.

Все знали: в мире есть только один писатель, достойный быть первым отмеченным самой высокой в мире наградой. И это писатель Лев Толстой. К тому же, именно на рубеже веков вышло в свет новое гениальное творение писателя – роман «Воскресение», который Александр Блок впоследствии назовёт «завещанием уходящего столетия новому».

24 января 1902 года в шведской газете «Свенска Дагбладет» появилась статья писателя Августа Стриндберга, утверждавшего в ней, что большинство членов Академии – «это недобросовестные ремесленники и дилетанты в литературе, которые почему-то призваны вершить суд, но понятия этих господ об искусстве так по детски наивны, что они называют поэзией только то, что написано стихами, предпочтительно рифмованными. И если, например, Толстой навсегда прославился, как изобразитель человеческих судеб, если он создатель исторических фресок, то он ими не считается поэтом на том основании, что не писал стихов!»

Ещё одно суждение по этому поводу принадлежит известному датскому литературному критику Георгу Брандесу: «Льву Толстому принадлежит первое место среди современных писателей. Никто не внушает такого чувства почитания, как он! Можно сказать: никто, кроме него, не внушает чувства почитания. Когда при первом присуждении Нобелевской премии она была дана благородному и тонкому, но второразрядному поэту, все лучшие шведские авторы послали за своими подписями Льву Толстому адрес, в котором протестовали против такого присуждения этого отличия. Само собой чувствовалось, что оно должно было принадлежать только одному – великому писателю России, за которым они единогласно признавали право на эту премию.

Многочисленны обращения и требования восстановления поруганной справедливости заставили и самого Толстого взяться за перо: «Дорогие и уважаемые собратья! Я был очень доволен, что Нобелевская премия не был мне присуждена. Во-первых, это избавило меня от большого затруднения – распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во-вторых, это мне доставило честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и незнакомых мне, но всё же глубоко мною уважаемых. Примите, дорогие собратья, выражение моей искренней благодарности и лучших чувств. Лев Толстой».

Казалось бы, на этом вопрос мог бы быть и исчерпан?! Ан нет! Вся история получила неожиданное продолжение.

В 1905 году вышло в свет новое произведение Толстого «Великий грех». Эта, ныне, к сожалению, почти забытая остро публицистическая книга рассказывала о тяжкой доле русского крестьянства. Сейчас о ней не вспоминают ещё и потому, что в этом труде Толстой в самой категорической форме, аргументировано и чрезвычайно убедительно высказывался против частной собственности на землю. В Академии наук России возникла вполне понятная идея выдвинуть Льва Толстого на соискание Нобелевской премии. В записке, составленной с этой целью выдающимися русскими учёными, академиками А.Ф. Кони, К.К. Арсеньевым и Н.П. Кондаковым давалась самая высокая оценка «Войне и миру», «Воскресению». А в заключение, от имени Российской Императорской академии наук высказывалось пожелание о присуждении Толстому Нобелевской премии.

Записку эту одобрил и Разряд изящной словесности Академии наук, - была в то время в Академии такая организационная структура. 19 января 1906 года, вместе с экземпляром толстовского «Великого греха» записка была отослана в Швецию.

Едва услышав о столь великой чести, Толстой пишет финскому писателю Арвиду Ернефельду: «Если бы это случилось, мне было бы очень неприятно отказываться, а потому я очень прошу Вас, если у Вас есть – как я думаю – какие-либо связи в Швеции, постараться сделать так, чтобы мне не присуждали этой премии. Может быть, Вы знаете кого-либо из членов, может быть, можете написать председателю, прося его не разглашать этого, чтобы этого не делали. Прошу Вас сделать, что Вы можете, к тому, чтобы они не назначали мне премии и не ставили меня в очень неприятное положение – отказываться от неё».

На самом деле, истинные заслуги перед человечеством того или иного писателя, учёного или политика Нобелевская премия отражает лишь отчасти. Помните мою статистику: девять из десяти Нобелевских лауреатов в области литературы были рядовыми ремесленниками от литературы и не оставили в ней хоть сколько-нибудь заметного следа. И лишь, примерно, один-два из этих десяти были по настоящему гениальными. Так за что же тогда остальным давали премии, почести? На мой взгляд, только присутствие гения придавало награждению всей прочей весьма и весьма сомнительной компании иллюзию достоверности и заслуженности.

Видимо, таким изощрённейшим способом Нобелевский комитет пытался и пытается повлиять на литературные и политические пристрастия общества, на формирование его вкусов, привязанностей и, в конечном счёте, ни много, ни мало, на мировоззрение всего человечества, на его будущее.

Припомните, с каким восторженным придыханием все мы говорим: Такой-то Нобелевский лауреат!!! А ведь Нобелевскими лауреатами были не только Жорес Алфёров или, скажем, Пётр Капица-старший, а и предатель Горбачёв, Солженицын, Сахаров – погубители и разрушители нашей великой страны. Именно за эту заслугу они и стали лауреатами премии банкира Нобеля. Так денежные мешки пытаются купить саму душу Мира. Видимо, великий Толстой раньше всех нас понял это, - понял, и не пожелал, чтобы его имя использовалось для утверждения такой страшной идеи.

Почему же Нобелевскую премию так и не вручили Льву Толстому? Только по одной простой причине. Он бы её не принял. Брезговал ею старик!

Андрей ЧЕРКАСОВ

ПРАВДА.Ру