Акробатические трюки в танце. Акробатический танец - сочетание контрастов


* - Поля, обязательные для заполнения

В студии 2 зала. Один из них с пилонами. И различных направлений для этих танцев представлено предостаточно. Когда я обратилась за консультацией к администратору, чтобы разузнать что к чему и в чём из...

Добавлено: 30.05.2018

В студии DanceFit не только обеспечивают детям активный досуг, но и развивают физическую подготовку и укрепляют здоровье.
- Обучение способствует увеличению творческого потенциала, развитию личности и умению взаимодействовать и работать в коллективе. Также, дети овладевают начальными навыками актерского и драматического мастерства.
- Участие в цирковых номерах, выступления на Отчетных концертах, а также других площадках учат детей идти к поставленным целям и достигать высоких результатов!
-Такие тренировки из простого хобби могут превратиться в будущую профессию.

Обучение проводит тренер с опытом работы с детьми и взрослыми 4 года; 4-х кратный обладатель Гран-при; Многократный лауреат Международных и Всероссийских конкурсов. Анной освоено множество жанров: каучук, эквилибр, воздушная гимнастика, акробатика, жонглирование и Хула-Хупы, а ее воспитанники становились обладателями степени дипломант и лауреат 1,2 степени.

Тренер грамотно организует каждый этап тренировок, и сделает все, чтобы детям было по-настоящему интересно, а занятия проходили эффективно.

Эквилибр

Один из древнейших жанров циркового искусства - эквилибр. Особенность эквилибра и каучука — способность удерживать равновесие при неустойчивом положении тела и гибкость. Ваш ребенок раскроет возможности своего тела и сделает то, что на первый взгляд покажется невозможным. Уровень подготовки и гибкости значения не имеет – на занятии опытный преподаватель подберет вам нагрузку по силам.

Акробатика как элемент танцевального стиля

Физические упражнения, которые со временем стали называться акробатическими, известны с глубокой древности. Они нравились людям и привлекали тех, кто мечтал научиться владеть своим телом, чувствовать его, управлять им и дарить всем окружающим удивительные зрелища, удивлять их своими невероятными физическими возможностями.

Акробатика развивалась всегда, потому как стала эффективным средством воспитания духа и совершенствования физических и моральных качеств, необходимых не только в спорте, но и в быту и трудовой деятельности. Со временем на смену однообразной и сухой спортивной акробатике пришло такое танцевальное направление, как акробатические танцы, которыесегодня представляют собой полноценное и яркое шоу с добавлением множества танцевальных и акробатических элементов.

Акробатический танец – это динамический и весьма энергичный танец, построенный на акробатике с грамотно использованными акробатическими элементами в постановке, что делает его более зрелищным, ярким и запоминающимся. Это искусство, которое тесно взаимодействует со спортом, ведь сила и выносливость здесь такие же важные, как пластика и грация.

Акробатические танцы привлекательны еще и тем, что они могут легко сочетаться с любым, даже самым необычным и совершенно не спортивным, танцевальным стилем или направлением:

  • модерном;
  • джазом;
  • хип-хопом;
  • стриппластикой;
  • капоэйрой;
  • рок-н-роллом и пр.

Именно такое разнообразие танцевальных стилей и направлений и сочетание их с акробатическими трюками делает акробатические танцы невероятно привлекательным и популярным направлением среди людей, которые ценят идеальное сочетание танца и самой акробатики.При этом в акробатических танцах 50% танца и 50% акробатики.

Преимущества акробатических танцев

Красивый акробатический танец – это результат многочасовых тренировок, во время которых:

  • развивается координация движений;
  • развивается гибкость тела и сила;
  • вырабатывается умение владеть своим телом, смелость и решительность;
  • формируется правильная осанка;
  • совершенствуются функции вестибулярного аппарата.

И достичь мастерства в акробатическом танце невозможно без развития в себе физических и морально-волевых качеств, развития чувства партнерства, ответственности не только за себя, но и за другого. А это весьма важно не только в спорте, но и в повседневной жизни.

Особенно полезны акробатические танцы в студии для детей, потому как они позволяют закрепить множество навыков и умений, развить смелость, выносливость и силу воли. При этом акробатические танцы невероятно полезны для здоровья. Так, например, занятия акробатикой с профессиональным тренером способствуют развитию и укреплению мышц спины, что благоприятно сказывается на формировании правильной осанки.

Более того, акробатические танцы можно рассматривать еще и в качестве лечебной физкультуры. Это весьма актуально в нынешнее время, когда дети проводят больше времени в виртуальном мире и совсем забывают о спорте и физических нагрузках.

Акробатические танцы в Туле

Хотите развить в себе чувство ритма и артистизм, избавиться от чувства скованности или депрессии? Обращайтесь в школу фитнеса и танца DanceFit в Туле и вы научитесь получать удовольствие от танца. У нас вы забудете о стеснительности и со временем сможете показать все, на что вы способны и даже больше!

Наша школаявляется уникальным антидепрессантом и предоставляет шанс полюбить себя таким, каков вы есть, а танцевальные занятия у нас – отличный способ увлекательно и с пользой провести время, развивая не только свое творческое мышление, но и физические возможности.

Мы гордимся своими талантливыми, мудрыми и опытными преподавателями, которые могут сделать из любого, даже начинающего танцовщика, настоящего профессионала. Попав к нам однажды, вы не захотите уходить от нас, ведь здесь вы найдете друзей, единомышленников и просто близких по духу людей.

В стенах нашей школы изучаются не только танцевальные элементы, но и различные трюковые элементы, которые помогают сделать танцевальную постановку красочной и эффектной.

Вас все еще мучит вопрос, как научиться танцевать акробатические танцы? Хватит думать, просто приходитев нашу школу! Мы вам докажем, что танцевать может каждый!

Сегодня я хочу затронуть тему акробатики. В последние годы многие коллективы стали использовать в номерах акробатические трюки. По-моему мнению это здорово украшает номер.

Единственное о чем стоит помнить, так это о том, что танец первичен, а акробатика лишь дополняет, украшает его. Некоторые хореографы слишком увлекаются и забывают об этом. В итоге мы получаем не танец, а акробатический этюд.

Вот пример того, как не надо делать.

Не знаю, как Вы, дорогие друзья, а я впервые обратила внимание на использование акробатических элементов в номерах шоу-балета «Тодес». И мне очень понравилось! Элементы акробатики здорово усиливают эффект и придают обычному номеру элемент шоу.

Всем известный коллектив «Экситон» тоже широко использует в своих номерах элементы акробатики, которые делают номера ярче, сильнее, усиливают впечатление.

Думаю многие видели этот ролик «Экситона».

Здорово правда? Конечно, за этим стоит огромный труд, и детей, и педагогов. Но какой эффект!

Конечно, не все хореографы могут позволить себе вводить акробатические элементы в номера. Здесь много причин. Самое главное, нужно знать как это делать. Здесь ведь тоже есть своя методика. Нельзя просто сказать ребенку: «Делай колесо!» Он не умеет, он боится. В результате ничего не выходит. Хорошо, если педагог может показать, как это делается, разложить по полочкам, но не каждому педагогу это дано в силу возраста или еще каких-либо причин. Как тогда быть?

Во-вторых, нужно обязательно соблюдать технику безопасности. Это травмоопасный вид деятельности. Обязательно все элементы нужно проучивать под присмотром педагога и на матах.

Далеко ходить не буду. Как говорится живой пример рядом. Переехав на новое место жительства 8 месяцев назад, я отдала дочь в коллектив, где как раз идет хореография с элементами акробатики.

Удивлению моему не было предела, когда я увидела, что дети занимаются на деревянном полу (делают кувырки, перекидные и т.д.). После занятий дочь приходила с красной спиной, про синяки вообще молчу. На занятия ходила без желания.

Потом и вовсе стало у нас что-то с шеей, видимо какое-то смещение позвонков. При повороте головы как будто щелкает что-то. При этом дочь сказала, что педагог ее не страховала. Да и других тоже. Просто сказала: «Делайте!» Вот и результат!

На мой вопрос:»Почему дети не отрабатывают элементы на матах?» педагог ответил: «На сцене у них матов не будет. Пусть привыкают!» Я решила проконсультироваться у специалистов.

В первую очередь обратилась к двоюродной сестре, она тренер по акробатике. Она очень удивилась такой методике преподавания и сказала, что все элементы они отрабатывают только на матах. На голый пол детей ставят только тогда, когда они готовы к этому. Потом я обратилась к еще одному специалисту с тем же вопросом. Ответ был таким же.

В общем, достучаться до педагога мне не удалось, поэтому мы приняли решение уйти из этого коллектива. На память от занятий осталось только смещение шейных позвонков. Не очень приятно, конечно!

Поэтому, дорогие хореографы, если Вы чего-то не знаете, то нужно обязательно проконсультироваться со специалистами, а не заниматься самодеятельностью. Здоровье детей — это самое главное! Об этом нужно помнить!

Самое лучшее это пройти курсы повышение квалификации, чтобы все прочувствовать на себе. Хотя, конечно, не каждый педагог в силу возраста и физических данных сможет это сделать. В таком случае нужно обязательно купить книгу или видеокурс, чтобы, по крайней мере, изучить методику преподавания, а не заниматься самодеятельностью.

В связи с сегодняшней темой у меня есть несколько вопросов. Используете ли Вы элементы акробатики в своем коллективе? Какие элементы изучаете и где сами учились этому?

Спасибо за ответы!

С уважением, Наталья Довбыш
Ответы на все Ваши вопросы в

Акробатические танцы впервые появились на цирковой арене. Трюки акробатики всегда привлекали внимание людей.

Акробатические элементы в сегодняшних танцах c применением театрализованной постановки способны превратиться в эффектное и яркое шоу.

Акробатический танец, созданный в цирке, представлял вначале номер, который выполнялся в виде классического балета. Не маловажное значение в подготовке к номеру имело хореографическое обучение партнеров.

Благодаря художественному оформлению и разнообразию трюков, акробатический танец постепенно вышел из силового спортивного танца в художественное произведение.

Так, в начале 20 столетия популярными считались театрализованные зрелища на восточную тему, в стиле гладиаторских боев, где на первый план показывалась хореографическая образность движений.

Спортивная акробатика в цирке актуальна до сих пор. Исполнители парных танцев, чаще всего, подразделяются на ведущего партнера и ведомого, с распределенными обязанностями. Более сильный партнер выполняет ведущую роль. Он может бросить, поднять и поймать более легкого напарника.

Тот же делает разные трюки, в виде стойки на голове нижнего напарника или на руках. В современном мире акробатические танцы уже вышли на танцплощадки, выйдя за пределы цирковых арен.

Акробатика разнообразит танцы, разбавляя различными элементами, и воспринимается, как танцорами, так и зрителями по-другому.

Примером такого танца, может быть один из простых танцев, который выполняется на импровизации хастла. Танцевать его можно с любым напарником и под разнообразную музыку. В хастле используется верхняя акробатика и целый ряд элементов, в результате чего танец становится интересным и зрелищным.

Танец рок-н-ролл также является разновидностью парной акробатики, которая перед танцорами открывает сложные и оригинальные движения. Рок-н-ролл под музыку способствует быстрому темпу танца, где различные элементы акробатики выполняются почти без статических пауз и фигур. Короче говоря, здесь нельзя обойтись без хорошей подготовки и отличного умения.

Бытует мнение, что для выполнения современного акробатического танца нужны значительные усилия, и танцы такие далеко не всем доступны. В действительности это не совсем так, и затраты энергии и сил небольшие, и работа в основном рассчитана на точную координацию движений.

Танец не может существовать без движений. С помощью танца мы можем самовыражаться, получать удовольствие, ассимилировать избыток энергии. В танце можно все, главное, чтобы это для вас приносило наслаждение и радость. Танцевальное искусство является не только комбинацией движений, которые мы...

У каждого танцора есть свой неповторимый стиль, следовать которому невозможно, даже если он выполняет те же движения, что и другой профессионал. То же относится и к различным народам, только в более глобальном смысле. Но процесс становления танца, неотъемлемой части общества, у всех один и тот же. ...

Контактная импровизация появилась у нас, как и многие модные увлечения, с Запада. Основателем контактной импровизации в танце считается американский хореограф Стив Пэкстон, представивший одновременно со своими помощниками в начале 70-х гг американским зрителям свое выступление под названием...

Acro dance — классика танца и акробатика


Acro dance — стиль, который сочетает в себе классическую технику танца с точностью акробатических элементов. Это определяет спортивный характер танца, его уникальную хореографию, в которую вписаны элементы танца и акробатики, а также использование акробатики в танцевальном контексте. Это популярный стиль танца, как среди любителей, так и в профессиональном театре танца, таком как Cirque du Soleil. Acro-танец в обиходе обычно сокращают до просто «акро» .


Акро является особенно сложным стилем для танцоров, поскольку этот танец требует, чтобы танцоры были обучены как танцу, так и акробатическим навыкам. Танцоры акро должны пребывать в отличной физической форме, потому что в процессе танца акро танцоры подвергаются серьёзным нагрузкам. Хотя акро является весьма популярным стилем танца, многие танцевальные школы не преподают его, часто из-за отсутствия средств или знаний, необходимых для акробатической подготовки.


Acro — танец акробатов

Акробатический танец сочетает в себе эластичность акробата с грацией танцора. Что стоит отметить, акробатический танец преподается и по нему проводятся выступления в Южной Африке уже на протяжении более 50 лет. Девять лет назад он был окончательно признан видом спорта и в настоящее время акро является официально зарегистрированной дисциплиной Южноафриканской федерацией гимнастики.


Акробатический танец появился в Соединенных Штатах и Канаде в начале 1900-х в качестве одного из видов постановок, которые показывали в водевиле. Хотя индивидуальный танец и акробатические действия уже появлялись в водевиле в течение нескольких десятилетий до 1900 года, они не стали до начала 1900-х годов популярными, и не сочетали настолько танец и акробатику. Акробатический танец не внезапно возник в водевилях, а, скорее, он появился постепенно со временем в различных формах, и, следовательно, ни один человек так и не занес свое имя в анналы истории как создатель акро.


С упадком эпохи водевиля, акробатический танец претерпел постепенную эволюцию, пока он не преобразовался в то, что мы видим сегодня. Наиболее важным аспектом этой эволюции является интеграция балетной техники в качестве основы для танцевальных движений, в результате чего в акро появились отточенные формы и движения, которые отсутствовали в акробатическом танце водевиля. Кроме того, в водевиле акробатические танцы часто были не более чем акробатикой под музыку, в то время как современный акро-танец принципиально отличается - это именно танец, с акробатическими движениями, вписанными в него.

UsvkMrQSBxE?rel=0

Акро учит гибкости, балансу, силе, мышечному контролю, и прежде всего, дисциплине и концентрации. Хорошие школы акро впоследствии дают большую свободу самовыражения исполнителю. В акробатический танец можно добавить танцевальные элементы из балета, джаза, современного танца, или даже чечетки, чтобы сделать танец отображением личности. Нет никаких правил, ограничивающих движения.