Обучение танцу живота, индивидуальные занятия, постановка танца, выступления, участие в фестивалях, шоу-программа. История музыки и музыкальные инструменты стран востока Видео: музыка табла

В арабских странах используется достаточно большое количество разнообразных музыкальных инструментов, каждый из которых отличается своими индивидуальными особенностями и уникальным звучанием.

Несмотря на то, что у нас люди все чаще записываются на курсы через сайт школы игры на гитаре , некоторые предпочитают именно это направление музыки, так как считают некоторые инструменты более интересными или красивыми.

Всего существует несколько основных инструментов, использующихся в арабских странах:

Табла

Данный барабан очень сильно схож со среднеазиатским думбеком или дарбукой, и изготавливается из керамики с различной перламутровой инкрустацией или же индивидуальной росписью. Размеры могут быть самыми разнообразными, но в среднем высота таких инструментов достигает 35 см, в то время как диаметр составляет около 25 см. На дорогих моделях таких барабанов натягивается рыбья кожа, в то время как более бюджетные модели используют кожу козы. Данный инструмент является одним из незаменимых в процессе исполнения танца живота.

Сагаты

Сагаты используются танцовщицами танца живота в процессе выступления для того, чтобы самостоятельно себе аккомпанировать. Сами по себе такие инструменты представляют собой небольшие металлические тарелочки, которые надеваются на пальцы. Изготавливаются они в преимущественном большинстве случаев из латуни, а их размер непосредственно зависит от того, кто именно занимается исполнением - музыкант или же сама танцовщица.

Систр

Специализированный ударный инструмент,

Который по своему характеру напоминает кастаньеты и представляет собой своеобразную храмовую погремушку, использующуюся еще во времена Древнего Египта. Данный инструмент представляет собой металлическую пластину, на узкую часть которой закрепляется ручка. Через основание продевались небольшие металлические прутики, на концы которых надевались колокольчики или тарелочки, после чего исполнялась определенная мелодия.

Канун

Этот музыкальный инструмент довольно сильно напоминает цимбалы. Имеет 24 строенные струны. Корпус изготавливают из ореха. Перед игрой его укладывают горизонтально, после чего играют, предварительно надев на пальцы специализированные деревянные или металлические наконечники - рише.

Мы уже поговорили о струнных и ударных восточных инструментах и теперь остановимся на духовых и клавишных:

АККОРДЕОН — язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. На правой клавиатуре располагается полный хроматический звукоряд, а на левой басы или аккордовым аккомпанементом.

В XIX веке привычный нас аккорден влился в арабский оркестр. Конечно, его пришлось доработать, добавив возможность исполнять четверть тона, привычную для арабской музыки. Сейчас на аккордеоне исполняется импровизационная игра в таксиме.

НЕЙ — духовой инструмент, являющийся родственником флейты.
Изготавливают ней из камыша. На лицевой стороне располагаются 5 отверстия и одно на тыльной, а также тонкая медная трубка, надетая на головку инструмента.
Для игры на нее медную головку зажимают между передними верхними и нижними зубами. Воздух вздувается с помощью языка и губ, а правая и левая рука музыканта регулируется высоту звука путем открытия и закрытия отверстия на инструмент

МИЗМАР — это арабский духовой инструмент из рода зурны. Он имеет двойной язычок и специальный мундштук для опирания губами. Они придают особый характер и определяют более резкое, чем у гобоя звучание. Непосредственного контакта с тростью нет, поэтому звучание инструмента не очень гибкое

К. К. Розеншильд

Создатели великих древнейших культур – народы Китая, Индии, Египта и других восточных стран – были творцами чудесной музыки, красочной, самобытной, богатой, которая на тысячелетия старше европейской.

Классические китайские танцы в инструментальном сопровождении.

Множество прекрасных музыкальных произведений было сложено еще в глубокой древности китайским народом. В знаменитой книге "Шицзин" собраны трудовые, бытовые, обрядовые, лирические песни II–I тысячелетий до н. э. Народная песня в древнем Китае была такой могущественной социальной силой, что цари и императоры учредили особые "музыкальные палаты" для изучения песен: ведь по ним можно было догадываться о настроениях народа. Многие песни, направленные против произвола богачей и гнета чиновников, веками были под запретом. Песня о народном герое Не Чжене, убившем жестокого царя, была так ненавистна властителям Китая, что даже инструментальное исполнение ее мелодии грозило опасностью для исполнителя. Музыка китайских песен по складу одноголосна. В ней преобладает пятиступенный бесполутонный строй. Но нередки мелодии и иного, более разнообразного и сложного строя. Народные песни сложены обычно для высоких голосов, светлы по звучанию. Мелодия их, четкая, узорчатая, изящная по рисунку, движется строго ритмично. Особенно мелодичны напевы лирических песен, они полны большого, сдержанного чувства.
Китайскому народу принадлежит первенство в создании рифмованного стиха и песни, в разработке теоретических основ музыкального искусства (IX–IV вв. до н. э.).
Первый в истории человечества музыкальный театр родился в Китае в феодальную эпоху из народных танцев и праздничных игр. Наряду с операми на религиозные темы и сюжеты из придворной жизни было немало таких, которые по духу и по музыке близки народному искусству. Недаром в старом Китае существовал обычай: невинно осужденные на смерть люди по пути к месту казни пели героические песни из любимых народных "опер".

Хуцинь – китайский струнный смычковый инструмент, род скрипки.

В наши существуют крупнейшие театры Пекинской, Шанхайской и Шаосинской "оперы". В их оригинальных постановках важнейшую роль играет оркестровая музыка. Ею объединено все: напевная речь актеров, их движения и мимика, группировка действующих лиц на сцене, их танцы и виртуозная акробатика. Герои изливают свои чувства по ходу сюжета в мелодичных ариях. Интересно, что сходные переживания, чувства, положения, характеры в различных пьесах выражаются обычно вариантами одних и тех же мелодий. Главные инструменты в оркестре – ударные (гонги, барабаны, чудесные наборы колокольчиков); они придают музыке неповторимый национальный колорит и яркую эмоциональность.

Пипа – китайский щипковый музыкальный инструмент типа лютни.

Китайские музыкальные инструменты древни и самобытны. Четырехструнной лютне "пипа", вероятно, дали название в подражание ее негромким, легко рассыпающимся звукам.
Излюбленный поэтами и философами настольный "цисяньцинь" (или "цинь") издает очень нежные звуки: у него обычно семь шелковых струн. По преданию, великий философ Конфуций (551–479 гг. до н. э.) виртуозно играл на этом инструменте. Есть у китайцев и своя оригинальная народная скрипка – двухструнный "хуцинь" (на юге Китая – "эрху"), на которой играют не так, как наши скрипачи, а продевая волос смычка между струнами. Китайский народ любит и свои духовые инструменты – бамбуковую флейту "сяо" с шестью отверстиями, многоствольную флейту "пайсяо" и знаменитый "шэн", существующий уже тысячелетия. Это инструмент в виде чаши с семнадцатью трубками и бронзовыми язычками, которые колеблются при вдувании воздуха в мундштук. Такое устройство позволяет исполнять на "шэне" музыку многоголосного и аккордового склада. Неяркие нежные краски звучания китайских инструментов выразительно воссоздают и лирические переживания, и изящные музыкальные пейзажи.


Цисяньцинь – щипковый музыкальный инструмент, разновидность цитры.

В XX веке стали известными китайские композиторы Си Син-хай, Лю Цзы, Не Эр. "Марш добровольцев" Не Эра сегодня является государственным гимном Китая.
Классическая музыка Кореи, ее инструментальные жанры, хоровое и сольное пение сложились в далеком прошлом. Под музыку декламировались и поэтические произведения – короткие трехстишия "сичжо". Песни корейского народа близки китайским по пятиступенному строю. Их своеобразные черты – обилие гортанных звуков, дрожащее звучание голоса певцов (вибрато), быстрые и плавные скольжения звуков (глиссандо). Изумительно красивы корейские рыбацкие песни. В их мелодиях слышится движение и плеск волн. Среди своих музыкальных инструментов корейцы особенно любят струнный щипковый "каягым", флейты и разнообразные ударные, сопровождающие замечательные корейские танцы.


Каягым – корейский многострунный щипковый музыкальный инструмент.

Становление японской национальной музыки относится к VI–VII вв. Большую роль в ее формировании сыграло проникновение с материка вместе с буддизмом культовой музыки. Начиная с ХVI в. в Японии появляется европейская музыка, но особенно сильным влияние западного искусства на японскую музыкальную жизнь становится во второй половине XIX века. К традиционным японским музыкальным инструментам относятся струнные инструменты сямисэн и кото. При исполнении музыки на японской флейте фуэ отверстия в инструменте закрывают не подушечками пальцев, а фалангами.

Японские музыкальные инструменты: трехструнный щипковый "ся мисен" и флейта.

Творец богатейшей музыкальной культуры в Юго-Восточной Азии – народ Индонезии. Очень мелодична индонезийская вокальная музыка. Ее разукрашенные богатым узором широкие напевы пяти- и семиступенного строя оставляют яркое впечатление. Знаменитые народные "гамеланные" оркестры состоят главным образом из ударных: металлофонов, ксилофонов, гонгов, барабанов, трещоток и других, которые сообщают музыке особенно красочное звучание, напряженную эмоциональность, многообразие ритмического рисунка. В представлениях народного театра гамеланы сопровождают сольное и хоровое пение и массовые танцы, которые отличаются необыкновенной красотой.
В музыке Индии отразилась история народа, его быт, характер, нравы, природа. В музыкальном фольклоре звучат песни крестьян, ремесленников, рыбаков. Многовековое господство религии оказало влияние на все стороны жизни Индии и породило разнообразные формы религиозной музыки (священные гимны, обрядовые песни и др.).


Гамелан – традиционный индонезийский оркестр и вид инструментального музицирования.

Не раз пришлось индийскому народу отстаивать родную землю от вторжений захватчиков, бороться против иноземного гнета. Так у разных индийских народностей возникли героические песни и сказы. Странствующие по всей Индии сказители распевали отрывки из легенд "Махабхараты", "Рамаяны".
Еще в глубокой древности в Индии сложилось множество мелодий различных типов – каждая с определенным ладом, ритмом, интонацией, рисунком. Они получили название "рага" (пробужденное чувство). Каждый рага вызывает у слушателей то или иное настроение или представление о явлениях окружающего. Индийцы различают в их звуках образы птиц, цветов, звезд. Исполнение рага приурочено к определенным временам года, дням, часам. Есть рага, которые поются только во время дождей, есть рага для пения на рассвете, в полдень, вечером.
Пленительно красивы индийские лирические песни с их разнообразными ритмами и роскошными мелодическими украшениями.
Музыка тесно связана с классическими танцами всех местных стилей, где воплощаются легенды о героях, раскрываются их настроении и чувства. Танцор "говорящими" движениями истолковывает напев, а музыка дорисовывает образ танца.

Этот вид рага – индийской классической мелодии – исполняется только в полночь. В руках у женщины – национальный струнный инструмент "вина". Две тыквы на концах корпуса вины служат для усиления ее звучания.

Индия, подобно Китаю, – одна из колыбелей народного музыкального театра. Его описания встречаются еще в эпосе "Махабхарата". Существовала и древняя мистерия "джатра" с песнями и сопровождением инструментального ансамбля, народный кукольный театр с музыкальным оформлением.
Огромное влияние на музыкальное искусство страны оказала древняя и новая литература. Великий поэт Тагор писал музыкальные драмы и песни.


Мридангам – индийский музыкальный инструмент (барабан).

Индия создала свои музыкальные инструменты. Особенно оригинальны барабаны "мридангам" в форме веретена, барабанчики "табла", в которые бьют ладонями. Индийская манера игры на ударных инструментах настолько виртуозно-тонка и выразительна, что ими нередко сопровождается сольное пение. Красиво звучит струнный смычковый "саранги", окраской звука напоминающий человеческий голос. Но особенно почитают в Индии щипковую семиструнную "вину" с нежным, певучим "серебристым" звучанием.
С падением колониализма ожило множество народных и классических песен, которые индийский народ хранил в течение веков. Разнообразнее и богаче стала музыкальная жизнь страны, стало развиваться нотопечатание, открывались школы музыки, танца, драмы. В XX веке получили известность композиторы X. Чаттопадхайя, Р. Шанкар, Ш. Чоудхури, создававшие новые песни, оперы, музыку для кино.
Одна из древних и в прошлом богатых культур Азии – персидская. В средние века она достигла блестящего расцвета. Персидские лирические песни, изукрашенные орнаментальными узорами, славились на весь культурный мир. Персидские народные певцы, сказочники, виртуозы на "кеманче" и "сурне" приобрели известность далеко за пределами своей родины. Гениальные поэты и музыканты Саади, Хафиз и другие пели свои поэтические произведения, аккомпанируя себе на "чанге".
При шахском дворе состояло много музыкантов, но тяжела была их доля. Великий поэт Фирдоуси запечатлел в поэме "Шахнамэ" поистине страшную картину: царь насмерть затаптывает верблюдом девушку, которая нежной музыкой чуть было не помешала ему на охоте поразить дичь стрелою. После монгольского нашествия персидская музыка вступила в полосу многовекового упадка.


Египетская арфа. (Изображение, найденное в гробнице Рамзеса IV.)

В странах Аравийского полуострова и на севере Африки до арабских завоеваний существовали культуры многотысячелетней данности с высокоразвитым музыкальным искусством. Древнейший из всех известных нам нотных памятников человечества принадлежит Вавилону. Это записанная клиновидными знаками музыка хвалебной песни о появлении человека па земле.
Сирия – родина вдохновенных лирических гимнов, широко популярных и древнем мире. Оттуда родом был знаменитый поэт-музыкант Иоанн Дамаский.
Египет славился земледельческими и речными "нильскими" песнями, народными действами с музыкой в честь богов Озириса и Изиды. Большого расцвета достигло там инструментальное искусство. Египетская арфа была дугообразной формы, ее струны из пальмового волокна звучали необыкновенно нежно.

Лютня – старинный щипковый струнный музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом.

Арабская музыка родилась на Аравийском полуострове. Кочевники-бедуины создавали песни погонщиков, песни-восхваления и плачи, песни мести. В Аравии появились первые знаменитые арабские певцы и виртуозы, не имевшие себе равных в игре на "лютне" – щипковом инструменте, впоследствии обошедшем весь культурный мир. Поэзия и музыка у арабов шли рука об руку, совершенствуя друг друга.
В средние века музыка арабов впитала разнообразные элементы искусства покоренных ими народов, множество их напевов, ладов, жанров. "Рубаи", лирические "газели", короткие "кита" из рифмующихся двустиший, длинные, пышные "касыды" – все они были положены на музыку. Арабская мелодия основана на особом, незнакомом музыкальному искусству Европы 22-ступенном строе. Ее самобытные черты – гибкий, изменчивый ритм, затейливые фигуры которого отбиваются ударными инструментами, богатство импровизаций, гортанный говор певца. В сочетании с великолепными мелодическими узорами это создает впечатление яркой красочности, пылкости чувств.
Впоследствии турецкое завоевание, а еще позже колониальный гнет (французский, британский и др.) обрекли арабскую музыку на полутысячелетний застой.

В арабском оркестре ударные инструменты отвечают за ритм, а мелодия и дополнительный орнамент отдан на откуп струнные, духовых и клавишных инструментов. К струнным инструментам относятся удд, канун и ребаб.

УДД — струнный щипковый инструмент, являющийся арабским вариантом лютни.

Уд. состоит из трех частей: грушевидного корпуса, изготовляемого обычно из древесины груши, ореха или сандала, безладового грифа и головки с колками для настраивания струн. Материал струн — шелковые нити, бараньи кишки или особый капрон.
Количество струн может колебаться от 2 до 6, однако классическим считается 4-х струнный вариант. 6-ю басовую струну на удд добавили уже в XX веке и этим мы обязаны сирийскому композитору Фариду аль Атрашу. Также удд характеризуется наличием парных струн.
Для игры на удд его размещают горизонтально корпусом на правое колено. Правая рука прижимает удд к груди и с помощью пектра играет на струнах. Левая рука в этот момент придерживается удд за шейку.

КАНУН — струнный щипковый инструмент, родственник арфы. Канун представляет собой трапециевидный ящик на котором натянуты струны. Материал ящика — это древесина твердых пород. Верхняя часть кануна деревянная, а остальное покрыты рыбьей кожей.
В части покрытой кожей размещаются 3 резонаторных отверстия и 4 подставки под струны. Струны одним концом прикрепляются к отверстиям на корпусе инструмента, проходят над подставками и другим своим концом закрепляются к полкам. У полков под струнами располагаются «линги» (железные рычаги), при помощи которых изменяется высота звука на полтона. На кануне располагается 26 шелковых струн или струн из бараньей кишки.
Для исполнения канун горизонтально и играют на струнах с помощью металлических наконечников, надетых на пальцы

РЕБАБ — это египетский струнный смычковый инструмент с одной или двумя, а турецкий вариант с тремя струнами. Корпус ребаба практически полностью круглый и имеет круглое резонансное отверстие на деке. Также встречаются плоские корпуса, сердцевидной или трапециевидный формы. У инструмента имеется длинная круглая и остроконечная шейка имеющая 2 длинных поперечных колка. Внизу корпуса располагается металлическая ножка. В роли материала для струн раньше использовали конский волос, однако позднее струны стали применять металлические.
При игре инструмент опирается на левое колено и звук извлекается дугообразным смычком, на который натянута баранья кишка, однако иногда на нем играли и при помощи щипков

Многие могут спросить, зачем изучение музыкальных инструментов танцовщицам? Да еще и каких инструментов – арабских! На самом деле, ответ имеется, и он достаточно прост. Танцевать без музыки вряд ли у кого-то получиться, но, чтобы получился танец под музыку, необходимо уметь ее чувствовать и понимать. Ведь именно прочувствуя ее, как и арабские музыкальные инструменты, можно в процессе танца выразить все свои эмоции.

Восточная музыка является своеобразной и действительно волнующей. Если будут имеется познания о том с помощью каких инструментов она производится, можно будет понять, как можно ее обыграть в процессе танца.

Виды арабских музыкальных инструментов

В Египте и других странах Востока, наиболее распространенным инструментом считается Табла. Это барабан, который во многом напоминает думбек.

Табла, которая применяется именно в Египте, зачастую сделана из керамики и покрыта ручной росписью. Что касается размеров инструмента, то они могут быть разными. Длина табла может колебаться в размерах от 30 до 40 см, а в диаметре быть от 20 до 35 см. Также применяется разная кожа, если барабан дорогой, то используется кожа рыбы, если же барабан дешевый, то применяется кожа козы.

Необходимо поставить акцент на том, что только натуральная табла выполняется из керамики. Что касается подделок, таких как дарбука, то она нередко выполняется из металла и для лучшего звучания имеет пластиковую мембрану.

Игра на инструменте происходит при помощи двух разновидностей ударов. Первый удар – это дум, он самый тяжелый и наносится в центре инструмента. Второй удар – это тек, он более мягкий и наносится у обода.

Все песни, при которых исполняется танец живота, воспроизводятся при помощи таблы, так как она имеет возможность задавать ритм. Нужно отметить, что некоторые опытные танцовщицы нередко исполняют соло под названием «табло-соло», которое выполняется только лишь под барабан. Кроме того, что в таком исполнении, арабские музыкальные инструменты задают ритм, они еще могут и правильно наполнять мелодию акцентами в зависимости от движений танцовщицы.

Популярны в Египте и рамочные барабаны, ДЭФ и РИК.

  1. ДЭФ – это рамочный барабан, который применяется для звучания басов при создании какой-либо мелодии.
  2. РИК – это небольшой барабан, который чем-то схож на бубен. Кстати, в восточной музыке он используется довольно-таки часто, как в классическом звучании, так и в современных стилях. Также его нередко используют как некий аксессуар для танца живота. Представляет он собой зачастую барабан, имеющий 17 см в диаметре и глубину обода в 5 см. В этом ободе располагаются тарелочки, 5 штук, которые создают интересное дополнительное звучание. Из-за этих тарелочек инструмент может быть достаточно тяжелым.

ДОХОЛ – еще один инструмент, который часто используется в Египте. Это барабан, как и все вышеописанные предшественники. Представляет он собой полое тело метр в диаметре и 30 см в высоту. Цилиндр с двух сторон покрыт кожей, которая натянута практически до предела. Играют на инструменте двумя способами. Или при помощи рук, или при помощи двух палочек. Одна такая палочка похода на трость, другая похожа на прут.

САГАТЫ – это небольшие маленькие тарелочки, которые издают звуки после того, как их одевают на пальцы. Применяется инструмент зачастую, когда танцовщика показывает свой сольный танец и самостоятельно себе аккомпанирует, дабы удивить публику. Используется лишь две пары сагаты, которые изготавливаются из латуни. Надевают их на средний и большой палец. Для танцовщиц сагаты имеют минимальный размер, для музыкантов они создаются немного большими.

В целом, сагаты – это, наверное, один из инструментов, который создан довольно-таки давно и имеет целую историю. Вообще, хочется отметить, что практически в каждой стране имеются аналоги инструмента.

Но все же, сагаты появились намного раньше, ими танцовщицы аккомпанировали себе еще во времена правления гавази. Что касается современного мира, то используется инструмент только в классических воспроизведениях.

Не смотря на то, что уже названо поистине большое количество музыкальных инструментов, Восток настолько разнообразен, что упомянуть все, практически невозможно. Ведь кроме таких необычных инструментов, которые принадлежат только этой части мира, в музыкальных инструментах нередко применяются и привычные для нас инструменты:

  • гитару,
  • саксофон и даже скрипку.

Если еще более детально углубляться в существование и историю арабской музыки, нужно отметить, что восточный духовой инструмент также имеется, но применяется довольно редко.

ТАР – это струнный инструмент, который пользуется почетом. Имеет он 6 струн и изготавливается из дерева, при этом, чем более качественно высушено дерево, тем лучше получается звучание.

Видео: музыка табла