Федор тарасов биография. Литературовед и певец федор тарасов о достоевском и евангельских смыслах. Вы отдельно анализируете тексты вокальной музыки

Обладатель золотого приза Международного фестиваля «Апрельская весна» (Пхеньян, КНДР, 2006 г.)
Лауреат Московского открытого конкурса «Романсиада без границ» (I премия, 2006 г.)
Победитель Международного фестиваля татарской песни имени Рашита Вагапова в номинации «За лучшее исполнение татарской песни представителем другой нации» (Казань, 2007 г.)
Лауреат Смотра-фестиваля вокалистов - выпускников музыкальных вузов России (Казань, 2010 г.)

Биография

Родился в городе Дмитрове Московской области.
В 1995 г. окончил филологический факультет и в 1998 г. - аспирантуру МГУ им. М. В. Ломоносова, в 23 года защитил кандидатскую диссертацию. Затем одновременно работал в Институте мировой литературы РАН, писал докторскую диссертацию и учился на вокальном факультете Московской консерватории им. П. И. Чайковского, которую окончил в 2010 г. с отличием (класс Петра Скусниченко). В 2011 г. защитил докторскую диссертацию.

С 2003 г. началась регулярная концертная деятельность певца в Москве (Консерватория, Концертный зал им. Чайковского, Московский международный дом музыки, Колонный зал), других городах России и за рубежом (Испания, Италия, Греция, Кипр, Германия, Франция, США, Аргентина, Уругвай, Япония, Северная Корея, Китай и др.).

В 2012 г. принял участие в постановке оперы «Травиата» Дж. Верди в Большом театре, исполнив партию Маркиза д’Обиньи (дирижер Лоран Кампеллоне, режиссер Франческа Замбелло).

Распечатать

Мы поговорили с московским басом Федором ТАРАСОВЫМ, который приезжал в филармонию с программой из репертуара своего тезки Федора Шаляпина: о великом русском басе, о Фёдоре Достоевском, играющего важную роль в жизни певца, и о том, почему наш гость оказался на студенческой скамье в 29 лет.

Вашим первым литературным впечатлением стало знакомство с евангельским текстом. Каким было Ваше первое музыкальное впечатление?

Первое музыкальное впечатление - это пластинка «Трио баянистов». Кстати, мы сидели после концерта с Геннадием Ивановичем Мироновым и с Александром Цыганковым (выдающийся домрист-виртуоз - ред.), вспоминали разные интересные моменты из жизни, в том числе эту пластинку. Я уже не помню артистов, которые записали её: Цыганков назвал несколько фамилий, но они, к сожалению, так и не запечатлелись в памяти. Но тогда это было сильное впечатление: я захотел играть на баяне.

- И Вы играли?

Да, причем инструмент достался мне от отца, а ему, в свою очередь, от дяди-баяниста. Я был такой маленький, что сам не мог удержать баян в руках - просто ставил его на кровать, становился рядом и тянул меха, пробовал извлекать из него звуки. Это доставляло мне колоссальное наслаждение! В итоге, я пошел учиться в музыкальную школу в класс баяна.

Всё же после окончания музыкальной школы Вы решили не связывать свою жизнь с музыкой и выбрали литературу…

Вы знаете, когда я окончил музыкальную школу, то был еще совсем ребёнком. У меня появилось новое увлечение - живопись. Я начал заниматься в изостудии. Даже были мысли связать свою жизнь с живописью... Но потом случилось еще одно важное для меня открытие: Достоевский. Подростком (по-моему, тогда я учился в классе седьмом-восьмом) я стал зачитываться Достоевским и прочитал если не почти все его художественные произведения, то большое их количество. Это настолько меня увлекло, что я решил заниматься литературоведением, поступил на филологический факультет МГУ и благополучно его закончил.

- На филфаке Вы с самого начала знали, что будете заниматься Достоевским?

Да, можно сказать, что ради этого и поступал. Хотелось очень подробно и глубоко изучить его творчество. Меня это очень увлекало, вдохновляло. Я с удовольствием занимался, защитил диплом по творчеству Достоевского, потом кандидатскую диссертацию. Научная жизнь была очень интересная! После учёбы в аспирантуре и защиты кандидатской пошёл работать в Институт мировой литературы РАН. Там я проработал немало, лет шесть, по-моему: был старшим научным сотрудником, занимался плановой работой института. В частности, готовил собрание сочинений Тютчева, поскольку как раз на те годы попадала подготовка и празднование юбилея поэта. Параллельно продолжал заниматься своей работой. В итоге, в 2004 году я решил уйти в докторантуру и писать докторскую диссертацию. Тема звучит так: «Пушкин и Достоевский: евангельское слово в литературной традиции». Одновременно поступил в Московскую консерваторию на вокальный факультет, и так получилось, что годы научного отпуска я посвятил преимущественно обучению вокалу.

Мне кажется, творчество и наука требуют разных настроев. Эти два направления не входят друг с другом в противоречие?

Почему-то получилось так, что во мне сочетаются две эти стороны. Я даже скажу, что они не конфликтуют друг с другом, а, наоборот, одна сфера деятельности является подспорьем в другой. Единственное, что здесь образует некий конфликт, это то, что одновременно заниматься серьёзно и глубоко и тем, и другим очень тяжело. В буквальном смысле слова разрываешься на две части. В какой-то момент я понял, что это просто физически невозможно. Нужно делать выбор. Но тогда он был очевиден: пение перетянуло в свою сторону.

- Сколько Вам было лет, когда Вы поступили в консерваторию?

Мне было уже 29 лет - взрослый человек. Конечно, было немножко страшновато так круто менять свою жизнь. Во-первых, моя филологическая деятельность развивалась достаточно успешно. Во-вторых, снова поступать в вуз, возвращаться к студенческому положению было совершенно немыслимо. Я не мог себе представить, как снова все начать с нуля. Тогда у меня были и сомнения... Слава богу, в этот момент родители меня морально поддержали: я всегда прислушиваюсь к их советам, они очень мудрые люди. Помню, что на тот период времени была запланирована масса своих дел. Я поступал в консерваторию с ощущением полного раскрепощения: не волновался, не думал, что если я завалю экзамен, то это катастрофа.

- Вам пришлось писать вступительное сочинение по русской литературе? О чём оно было?

Оно было об образе Татьяны Лариной в «Евгении Онегине» Пушкина. Самое смешное в этой ситуации заключалось в том, что у меня недавно была написана статья о роли евангельских текстов в формировании образа Татьяны. Я решил её использовать при написании сочинения, чтобы порадовать комиссию тем материалом, который они, видимо, еще ни разу в своей жизни не встречали. Начал писать школьное сочинение на четырёх листах... Я сидел долго. Помню, все абитуриенты уже написали что-то, сдали и, в итоге, я остался один. Только начал переписывать на чистовик, как женщина из комиссии подошла ко мне и сказала, что время закончилось. Я попросил дать мне еще хотя бы 10 минут, чтобы переписать. Но она ответила, что времени уже никакого нет - ставьте отметку в черновике в том месте, до которого вы успели переписать набело, а дальше мы будем проверять по черновику. Я не успел даже проверить сочинение, но, слава богу, школа МГУ не подвела, так что свою пятёрку за сочинение получил. Но ощущение было фантастическое: я, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН, пишу школьное сочинение!

Максим Горький говорил, что «в русском искусстве Шаляпин - эпоха, как Пушкин». Вы согласны с этим утверждением?

В какой-то степени согласен, конечно. Как до Пушкина в литературе была очень мощная традиция, которую он очень хорошо знал, и, тем не менее, заложил основы литературы нового исторического периода, так же и Шаляпин. Он пришёл в вокальный мир, уже имевший свои мощные традиции, и внёс свою систему координат, которая впитала в себя корни, существовавшие до него. Да, ситуации типологически действительно очень схожи. Может быть, масштабы не совсем одинаковые.

Как Вам кажется, почему именно Шаляпин стал такой всем известной фигурой? Его имя знают даже те, кто и записей не слышал ни разу…

Шаляпин обладал не только вокальным мастерством, но и блестящим актерским даром, а кроме того он существовал как певец в настоящем содружестве с выдающимися деятелями культуры своего времени, что не могло не повлиять на масштаб его творческого сознания и известность его имени.

Когда Вы исполняете арии, песни из его репертуара, то ориентируетесь на шаляпинское исполнение?

Мне сложно назвать баса, который бы не ориентировался на его исполнение. Другое дело, что ему нельзя подражать. Ты так никогда не споёшь, да этого и не нужно. Какие-то моменты его стилистики в наше время уже выглядят несколько комично. Тем не менее его метод, его художнический подход очень ценны. Слушая его, колоссально обогащаешься. Эти методы можно и должно применять в современном исполнительстве.

- Есть кто-то, кроме Шаляпина, на кого Вы равняетесь?

Есть. Я бы даже сказал, что для меня этот бас является в каком-то смысле большим эталоном, чем Шаляпин, применительно именно к современному исполнительству. Хотя этот певец тоже не наш с вами современник - это болгарский певец Борис Христов, последователь Шаляпина. Я много слушал его записи, учился по ним, они мне очень многое дали. Христову я даже пытался подражать в каких-то моментах, не боясь, что это будет как-то карикатурно. Он универсал, художник, который звуком рисует потрясающие картины с таким богатством нюансов, с такой глубиной, что в некоторых моментах, с моей точки зрения, превосходит Шаляпина. Те краски, которые нашёл Христов, на данный момент не являются анахронизмом.

Для меня вообще очень важно соединение традиций с современным звучанием, мотивами. Благодаря этому можно ответить на сегодняшние вызовы, актуальные вопросы. Ответить не какими-то сиюминутными поверхностными ответами, а предложить те варианты, которые, как у Христова, не поблекнут со временем. Наверное, поэтому я к нему обращаюсь даже чаще, чем к Шаляпину. Но это нисколько не отменяет величия последнего. Шаляпин очень вовремя пришёл в вокальное искусство. Если бы его не было, мне кажется, не было бы и Христова, не было бы Гяурова (болгарский бас - ред.), не было бы наших знаменитых русских басов братьев Пироговых, Нестеренко…

- Раз зашла речь о русских басах, почему именно этот тембр ассоциируется с Россией?

Мне кажется, что бас - тембровое лицо России. Бас по краске своего голоса - это такая мощь, эпическая широта, глубина, насыщенность, мужественность. А потом… Низких мужских голосов вообще в мире мало, и они рождаются не везде. Почему-то так сложилось, что в России их появляется намного больше, чем в других странах. Может быть, сама наша страна, её размах, соборный характер миросозерцания способствует тому, что в ней рождаются такие голоса. Голос очень завязан со слухом, и слух очень сильно влияет на голос. А еще слух напрямую завязан с тем миром, в котором ты живёшь, с теми звуками, которые тебя окружают, с твоим мировосприятием.

- Какие оперные персонажи Вам ближе всего?

Мне ближе драматичные образы, может быть, трагичные даже, величественные, благородные. Царь Борис, допустим, в опере «Борис Годунов» Мусоргского, король Рене в опере «Иоланта» Чайковского, король Филипп в «Дон Карлосе» Верди - персонажи сильные духом, с ярко выраженным нравственным началом, страдающие за себя и за всё, что происходит, сознающие свою ответственность за то, что происходит вокруг, с богатым внутренним миром, с множеством разных чувств, то гармонирующих, то конфликтующих друг с другом.

- Вы говорите, что филология помогает музыке. В чём именно?

Здесь всё просто. Вокальное искусство - это соединение музыки и слова. Более того, подавляющее большинство вокальных сочинений написано на тексты знаменитых литературных произведений, поэтических или прозаических. Знание культурного контекста помогает в исполнительстве, помогает воплотить всё это уже голосом.

- Вы отдельно анализируете тексты вокальной музыки?

Я уже не могу по-другому! Это очень важно. Есть, конечно, вокалисты, которые не обращают на текст особого внимания. Мне кажется, это неправильно. Это ведёт к тому, что даже если у тебя очень красивый голос, то в первые мгновения ты, естественно, им впечатляешь публику, но проходит минута, другая, третья, и дальше хочется понять, что ты хочешь своим красивым голосом нам донести. Тут уже вступают в действие другие законы. Поэтому, если ты не проделал какой-то работы, если у тебя за душой, в уме и в сердце нет этого содержания, которое ты хочешь передать публике, тогда извини: слушатель начнёт зевать и второй раз на тебя не пойдёт.

Вы наверняка видели оперу «Братья Карамазовы». Понравилось ли Вам она? Как Вы относитесь к идее создания тетралогии опер по Достоевскому? Насколько вообще Достоевский ложится на музыку?

Вы знаете, Достоевский очень хорошо соединяется с музыкой. Более того, ведь он очень любил музыку, тонко в ней разбирался. Музыка играет очень важную роль в его произведениях. Об этом говорит даже самая известная научная работа о Достоевском - работа Бахтина о полифоническом романе Достоевского, которая сыграла колоссальнейшую роль в изучении романного творчества писателя. Уже в названии есть музыкальный термин. Поэтому тут все карты в руки, как говорится. Это продуктивная идея. Мне опера понравилась. Есть, конечно, вопросы, но они есть всегда. Мне понравилось то, что она была нацелена на выявление того, что хотел сказать Достоевский, но с помощью музыкальных средств. Ведь часто в нашем современном искусстве люди обращаются к творчеству великих, чтобы, условно говоря, «выпендриться за их счёт»: у тебя нет собственного интересного содержания, которое ты мог бы донести, и ты берёшь то, что уже снискало славу. Немножко поглумишься над этим, что-то постараешься сделать остроумно и выехать на этом. Но это очень грустно, что мы сегодня с этим сталкиваемся часто. В опере «Братья Карамазовы» - совсем другая ситуация. Видно желание соединить глубокое литературное содержание с музыкальным языком. Я целиком это поддерживаю.

- Вы бы какие романы Достоевского переложили на музыку?

Естественно, его знаменитое «пятикнижие»: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

- Вы себя сегодня ощущаете больше вокалистом?

Да, безусловно.

- Как Вы думаете, это уже окончательный выбор?

Я не провидец, поэтому не могу сказать. С точки зрения моего сегодняшнего ощущения, да. А там как Бог даст.

- Напоследок три коротких вопроса. С Вашим любимым писателем всё понятно. А кто Ваш любимый композитор?

Мусоргский.

- Любимый роман Достоевского?

«Братья Карамазовы».

- Любимый литературный персонаж?

Это сложный вопрос. Думаю, он «живёт» где-то у Пушкина. Может быть, это Петруша Гринёв из «Капитанской дочки». Не уверен, потому что я в последнее время не думал над этим вопросом, а с ходом жизни меняются оттенки мировосприятия, предпочтения.

Федор Тарасов - организация концерта - заказ артистов на официальном сайте агентства. Для организации выступлений, гастролей, приглашения на корпоративные праздники - звоните по телефонам +7-499-343-53-23, +7-964-647-20-40

Добро пожаловать на официальный сайт агента Федора Тарасова. Родиной будущего известного и талантливого певца стала небольшая подмосковная деревушка. Как вспоминает Федор, он рос в удивительной атмосфере близости с природой и истинной гармонией. А дополняли это удивительное умиротворение чарующие звуки классической музыки. Его родители окончили МГУ и были людьми всесторонне развитыми, о чем свидетельствовала их богатейшая коллекция книг и альбомов с живописью.

Творческие достижения

С трех лет маленький Федор пытался освоить отцовский баян. Мальчик также интересовался литературой, потому неудивительно, что позже он поступает в МГУ на факультет филологии. Он даже стал членом Союза писателей России. Но талант певца взял верх. Еще в годы студенчества Федор удивлял однокурсников прекрасным исполнением оперных партий. Вскоре мощный бас певца вызвал интерес у профессиональных музыкантов. Он начинает петь в церковном хоре.

2002 год – первым шагом к вокальному Олимпу стала победа на Международном молодежном фестивале искусств. Тогда у парня не было ни академического вокального образования, ни многочисленных выступлений. Организовать концерт Федор Тарасов смог уже в 2003 году.

2004 год – Федор становится студентом вокального факультета Московской государственной консерватории. Он окончил его с отличием. В этом же году певец начинает активно выступать с концертами. Организовать выступление Федор Тарасов мог на лучших концертных площадках столицы. Он также активно гастролирует за рубежом. Ему покоряются самые искушенные слушатели Японии, Испании, Греции, Германии, Кипра, Италии. Его удивительный бас покоряет Европу и Америку.

Певец стал лауреатом многочисленных конкурсов и фестивалей. Секрет прост. Он профессионально исполняет лучшие арии из самых известных опер европейских и русских композиторов. Но он не остановился на классике. В репертуаре Федора всегда есть нежные романсы, городские, военные и народные песни. Они покорят душу и сердце любого слушателя.

В наши дни

Сейчас заказать выступление Федора Тарасова вполне реально. Хотя лучше сделать это заранее, ведь у певца крайне плотный гастрольный график. Он также активно сотрудничает с другими известными оперными звездами. Потому концерт Федора всегда превращается в праздник и монументальное театральное действо. Больше о Федоре Тарасове вы узнаете на его официальном сайте.

Тёзка Достоевского и Шаляпина, обладатель мощного, глубокого баса, Фёдор Тарасов успешно совмещает изыскания филолога-достоевиста с карьерой певца. По его словам, «само вокальное искусство соединяет музыку со словом, так что филологический багаж для певца - просто клад!». Сначала удивительный бас Тарасова заметили однокурсники в МГУ, а потом и профессиональные музыканты. В духе многовековой культурной традиции певческая жизнь Фёдора Тарасова началась в церковном хоре. В 2002 г., когда в Москве проходил Международный молодёжный фестиваль искусств, Фёдор, не являясь тогда ещё профессиональным певцом и не имея концертной практики, принял участие в конкурсе и стал его победителем в номинации «академическое пение». Будучи кандидатом филологических наук и старшим научным сотрудником Института мировой литературы РАН, Фёдор Тарасов поступил на вокальный факультет Московской консерватории и с отличием его окончил в 2010 г.

С 2003 г. началась концертная деятельность певца на лучших концертных сценах Москвы, в других городах России и за рубежом (Испания, Италия, Греция, Кипр, Германия, Франция, Швейцария, США, Аргентина, Уругвай, Япония, Северная Корея, Китай, Латвия, Эстония и др.).

В 2006 г. Фёдор Тарасов стал лауреатом конкурса «Романсиада без границ» (Москва, 1-я премия), Международного фестиваля искусств «Апрельская весна» (Пхеньян, золотой приз), в 2007 г. - лауреатом Международного конкурса им. Р. Вагапова (Казань, 1-я премия), в 2010 г. - лауреатом конкурса-смотра выпускников консерваторий России.

В 2011 г. певец защитил докторскую диссертацию, а в 2012 г. стал приглашённым солистом Большого театра России.

С 2004 г. по 2009 г. как певчий хора Сретенского монастыря принимал участие в многочисленных патриарших мероприятиях, в кругосветной гастрольной поездке, посвящённой объединению Русской Православной Церкви и зарубежной Православной Церкви, в турне по Латинской Америке, в концертных выступлениях и торжественных богослужениях. Сольные выступления Фёдора становились частью и других церковных мероприятий, в том числе вручения Патриаршей литературной премии. Также Фёдор Тарасов представлял в Швейцарии как солист знаменитое уже во всем мире произведение митрополита Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею».

В репертуаре певца - оперные арии, ораториальные и камерные произведения русских и европейских композиторов, неаполитанские песни, народные, казачьи и военные песни, произведения эстрады советского периода и современных композиторов, духовные песнопения.

Фёдор принимает участие во многих музыкальных программах с солистами ведущих оперных театров, в художественных фильмах, телевизионных программах центральных каналов и радио-эфирах.

Федор Борисович Тарасов (р. 1974) - филолог, литературовед. Окончил филологический факультет и аспирантуру МГУ, Московскую консерваторию. Кандидат филологических наук. Работал старшим научным сотрудником в Институте мировой литературы (ИМЛИ) РАН, стал докторантом ИМЛИ. Публиковался в сборниках "Евангельский текст в русской литературе", "Духовный потенциал русской классической литературы" и др. Готовится к изданию монографии "Пушкин и Достоевский: евангельское слово в литературной традиции".

В истории немало примеров, когда из физиков получались хорошие лирики, а вот профессиональным гуманитариям добиться выдающихся успехов в других профессиональных областях удавалось гораздо реже. Федор ТАРАСОВ, собеседник Ольги РЫЧКОВОЙ, - счастливое исключение: помимо успешной карьеры филолога-достоевиста (в 23 года окончил аспирантуру, в 30 лет поступил в докторантуру) у него есть иные достижения…

Федор, для большинства моих одноклассников Достоевский был одним из самых скучных писателей. Точнее «Преступление и наказание», входившее в программу по литературе. Вы же «заболели» Достоевским как раз старшеклассником...

По-настоящему «заболел» Достоевским я, наверное, классе в девятом, когда залпом прочитал его знаменитое «пятикнижие» - пять больших романов от «Преступления и наказания» до «Братьев Карамазовых», написанных Достоевским после каторги. Потом, конечно, были прочитаны и другие его произведения, но именно этот момент стал рождением моего настоящего исследовательского интереса к литературе и предопределил мою последующую филологическую жизнь. Однако нельзя сказать, что такое увлечение Достоевским возникло неожиданно, спонтанно. Видимо, почва невольно готовилась еще с самого детства, и даже с младенчества. Чем дольше живу, тем больше благодарен родителям за то, что я родился и все дошкольные годы вместе со старшим братом безвыездно прожил в маленькой, тогда совсем глухой подмосковной деревне, куда они уехали после окончания Московского университета (надо заметить - наперекор всеобщему обратному потоку из деревень в города). С пеленок в моей душе органично сочетались вольная деревенская жизнь с натуральным хозяйством, криками петухов и мычаньем соседской коровы и звучание стихов Пушкина и Есенина, пластинок Баха и Гайдна, русской классической музыки и древнерусских песнопений. Просторы за окном нашего старого деревянного дома с русской печкой и альбомы с репродукциями шедевров мирового искусства свободно соседствовали. Но началось все, конечно, с неосознанного младенческого освоения главной Книги - с победоносно отгрызенной застежки большого старинного кожаного богослужебного Евангелия.

С такими детскими впечатлениями за плечами как можно было в самом импульсивном подростковом возрасте не отозваться на будоражащие сознание вековечные вопросы «русских мальчиков» Достоевского? И когда я в пятнадцать лет окончил школу, сомнений не было: только на филологический факультет МГУ, исследовать Достоевского. Как показала жизнь, это устремление оказалось вполне серьезным, а не просто подростковым порывом, потому что потом были и диплом по Достоевскому, и кандидатская диссертация, которую я защищал на том же филологическом факультете МГУ.

Что нового вы привнесли в науку кандидатской диссертацией «Евангельский текст в художественных произведениях Достоевского»? И какова тема докторской?

К тому времени, когда я занялся этой темой, она стала уже достаточно популярной в литературоведческой среде, что понятно не только в контексте общей тенденции гуманитарной мысли конца 1990-х, но и по причине очевидной первостепенной значимости для творчества Достоевского вопроса о роли в нем Евангелия. Были переизданы многие исследования выдающихся мыслителей конца XIX и XX веков, недоступные в советский период, появились работы современных авторов. И возникало впечатление достаточно полной освещенности вопроса. Однако при попытке опереться на эти разнообразные исследования и составить цельную картину о том, по каким законам новозаветное слово входило и жило в художественном мире писателя, появлялось множество противоречий.

Каких именно?

С одной стороны, тенденция держаться за букву евангельского слова и сосредоточенность на прямых евангельских отсылках в произведениях Достоевского вела к прямолинейной описательности, оставляющей за скобками явно присутствующие у писателя глубинные подтексты. С другой стороны, стремление «расшифровать» теми или иными художественными способами «закодированные» библейские смыслы приводило к произвольным трактовкам, отрывающимся от анализируемого материала, и даже к утверждениям о новом «литературном» Евангелии и «новом» христианстве. Обе логики неизбежно наталкиваются при их последовательном развитии на неизбежные, неустранимые противоречия и на необходимость отсекать часть «неудобных» фактов. Таким образом, передо мной ясно обозначилась необходимость выявить и сформулировать законы взаимодействия слова Евангелия и слова Достоевского с учетом и специфики писательского художественного метода, и совокупности его произведений на протяжении всего творческого пути.

Как вы справились с задачей?

Большое подспорье здесь - уникальное Евангелие Достоевского, подаренное ему женами декабристов в Тобольске на пути следования в острог: четыре года каторги это была единственная книга, которую читал Достоевский, и она сохранила пометы, сделанные его рукой. Их системный анализ указывает на объединяющий их цельный глубинный смысл, выражающий для Достоевского все существо христианства и вообще человеческого бытия. Этот смысл и закладывает точку отсчета в художественной системе координат Достоевского, масштаб происходящих с его героями событий - это явление совсем другого порядка, чем литературная цитата или «моделирование» Евангелия литературными средствами. Углубление в эту проблематику вывело меня за рамки творчества Достоевского. Он, как известно, настойчиво позиционировал себя продолжателем Пушкина, будучи кардинально отличным от него художником. В монографии «Пушкин и Достоевский: евангельское слово в литературной традиции», легшей в основу докторской диссертации, я показываю, что данное преемство становится очевидным именно с точки зрения фундаментальной роли в их творчестве евангельских текстов и смыслов.

Возвращаясь к детству: в наше время многие школьники пусть с неохотой, но все-таки одолевали Достоевского и других классиков. Большинство современных подростков, как нас повсеместно уверяют, не читают вообще. Могут ли ученые-филологи оказаться в этом плане полезными школьным учителям?

И должны, и могут, и оказываются полезными. Я сам знаю такие примеры. Один из них - регулярно проводимые в гимназии городка Печоры Корнилиевские образовательные чтения, на которых крупные ученые ведущих вузов России, в том числе МГУ, напрямую делятся с учащимися школ новейшими научными достижениями. Один из важных показателей точности, глубины и правдивости научного исследования - способность автора рассказать и объяснить суть школьнику.

А экранизации литературных произведений делают классику ближе к народу?

С формальной точки зрения, в контексте явного крена современной культуры к визуальным жанрам для широких масс экранизация литературы, безусловно, сокращает дистанцию между ними и классикой, делает ее «своей». Но здесь палка о двух концах: по существу, такое формальное сближение может оказаться и мостом между народом и классической литературой, и пропастью, разрушающей пути к ней. Экранизации Достоевского красноречиво это иллюстрируют, например романа «Идиот». В начале 2000-х появились один за другим фильм-пародия «Даун Хаус» Романа Качанова и телесериал Владимира Бортко «Идиот». Первый из них максимально «осовременивает» сюжет писателя, вписывая его в реалии массовой культуры, практически не оставляя от самого Достоевского ничего, кроме внешне-сюжетных аналогий. Второй, наоборот, пытается максимально сохранить дух и букву автора романа. И здесь сработал любопытный парадокс: если в первом случае препарирование шедевра русской литературы насмешливо-туповатым «попсовым» скальпелем дало невнятно-скучный результат, тут же канувший в Лету, то во втором вся страна собиралась у экранов телевизоров, и показ очередной серии побивал рейтинги всех самых популярных развлекательных телепередач. Факт очень показательный в плане поиска направлений плодотворного взаимодействия литературы и кино.

Раз мы перешли от литературы к кино, перейдем к другим важнейшим искусствам. Несколько лет вы одновременно были докторантом ИМЛИ и студентом консерватории, в прошлом году окончили консерваторию по классу вокала. Кто вы - филолог или певец?

На самом взлете филологической деятельности в моей жизни произошел неожиданный переворот. Хотя назревал он все же не один год. Дремавший где-то внутри меня, как Илья Муромец на печи, густой низкий бас решил дать знать о себе, и еще с аспирантских лет любительское пение в дружеском кругу постепенно перерастало в периодические пробы на концертной сцене. Видимо, аукнулось и мое детское увлечение баяном: я так полюбил доставшийся мне от отца баян его дяди-баяниста, что начал терзать инструмент, когда еще не был в силах поставить его, как полагается, на колени. Ставил его на кровать и, стоя рядом, пытался извлекать звуки. Параллельно знакомству с собственным голосом и накапливавшимся профессиональным советам обратить на него серьезное внимание неудержимо росло желание стать настоящим певцом. Будучи кандидатом филологических наук и старшим научным сотрудником Института мировой литературы РАН, я предполагал для себя в пении путь самообразования и частных уроков у мастеров бельканто. Но произошло иначе. В один прекрасный летний день, вскоре после поступления в докторантуру ИМЛИ, я пришел в качестве забавного эксперимента поступать на вокальный факультет Московской консерватории. В шутку, потому что для меня было немыслимо снова стать студентом, ходить на лекции, сдавать сессии. В полной мере я прочувствовал всю эту немыслимость, когда, пройдя все музыкальные вступительные испытания, сдавал последний вступительный экзамен - сочинение. На такой эксперимент стоило пойти ради одного этого ощущения, когда под строгим взором тех, кого мог бы познакомить с «высокой кафедры» со своими филологическими открытиями и публикациями, ты пытаешься приспособить эти открытия под формат школьного сочинения!

Ну и как оценила приемная комиссия сочинение абитуриента - кандидата наук?

Как бы то ни было, я «не посрамил» своих красных дипломов и, получив роковую пятерку за сочинение, оказался поставленным перед фактом: зачислен студентом на первый курс консерватории. Шутки закончились, началась притирка к новой жизни, прошедшая очень гладко, - я оказался в своей стихии. С тех пор в багаже появилось не одно лауреатство в международных фестивалях и конкурсах, а сольные концерты и выступления регулярно проходят в Московской консерватории, Московском международном доме музыки, в городах России и за рубежом (Испания, США, Аргентина, Уругвай, Япония, Северная Корея, Китай, Латвия и др.). Так что и публикацию монографии, и защиту докторской пришлось отложить, и только после окончания консерватории появилась возможность довести до логического завершения эту научную работу.

К какой сфере деятельности в первую очередь относится понятие «творческие планы»?

Я очень надеюсь, что, хотя почти все силы и время уходят теперь на вокальную профессию, моя филологическая «половина» продолжит развитие, чему есть такие предпосылки, как приглашения от московских вузов руководить кафедрами и разрабатывать научные школы. Да и само вокальное искусство соединяет музыку со словом, так что филологический багаж для певца - просто клад!

Ольга Рычкова
exlibris.ng.ru