Как стать научным сотрудником музея. Интерактивная игра "Хранители истории" (профессии сотрудников музеев). Только высшее образование

Кто ежедневно трудится в Ельцин-центре? Автор Выпускник.про пообщался с музейным работником Александрой Лопата и выяснил, что самое главное в этой профессии.

У меня много образований. Первое – строительное, в техникуме. Потом я одновременно закончила факультет культурологии и искусствоведения в УрФУ и получила диплом по специальности «Креативные индустрии и менеджмент в сфере культуры» в РУДН. Затем – магистратура по аудиовизуальным коммуникациям.

В детстве я мечтала стать археологом. Потом мне хотелось стать актрисой. Я даже поступала в театральный институт, но меня не взяли.

После этого я решила: если мне не суждено быть актрисой, то буду изучать искусство. Очень много занималась волонтерством в музеях. Как только я окончила институт, один из моих преподавателей позвал меня работать в музее. Судьба сама привела меня в музей. Прошло два года – и меня затянуло. Это очень интересно.

Я думаю, что эта профессия мне подходит. Я люблю получать новые знания, мне интересна история. Мне нравятся старые вещи, все «пожившее». То, что имеет налет старины, имеет свое очарование. Музейная профессия сама меня нашла.

В любом труде есть плюсы и минусы. Я каждый день узнаю много информации, общаюсь с людьми. Музей – это пространство для общения, диалога. Я работаю в интересной творческой команде и учусь у своих коллег. У меня есть пространство для творчество, здесь я могу придумывать и реализовывать. Наверное, если бы я работала на заводе, я умерла бы со скуки. Музейный работник – это проводник в искусстве.

Прямо назвать минусы я не могу, уж слишком сильно люблю свою работу.

Да, устаешь под конец дня, но где не устаешь? У нас очень напряженная работа. Работаем каждый день с самого утра до вечера. Но никто никого не заставляет, все сами остаются, по доброй воле.

У нас очень большая экскурсионная нагрузка: часто бывают группы по 30 человек, среди которых много детей. Иногда приходят негативно настроенные люди. Это отнимает много энергии и под конец дня ты просто без сил.

Каждый день работы приносит удовлетворение, понимаешь, что сделал что-то полезное.

Мне хотелось бы развиваться. Музей – это пространство, которое можно бесконечно разрабатывать. Каждый день узнавать что-то новое, придумывать, актуализировать, продвигать. То есть это что-то неисчерпаемое.

Я не знаю, как повернется моя жизнь, но пока я не планирую уходить из музея. Если судьба посчитает нужным привести меня в другое место, я пойду туда. Так или иначе, это должно быть связано с культурой, наукой и общением с людьми.

Музей – это, на самом деле, очень интересно. У нас мало сотрудников и нам не хватает людей, работа найдется для каждого. Все идут на экономистов, юристов, инженеров. На искусствоведов учатся единицы. И то многие из них приходят туда, чтобы где-то посидеть четыре года. Когда я попала в музей, я поняла, что работы очень много, а людей мало.

Сейчас музеи переживают какую-то вторую жизнь: если сравнить их сейчас и в 2000 году, то это абсолютно разные вещи.

Я видела много разных людей, которые приходили сразу после университета. Скажу так: человеку, которому интересно жить, хочется самореализации и развития, будет интересно везде. В том числе и в музее.

Музей настолько огромный, что мне кажется, и жизни не хватит, чтобы все изучить. Я видела людей, которые приходят, несмотря на скромные условия работы, несмотря на непонимание старших сотрудников на предвзятость… Они брали и гнули свою линию. Изучали, делали интересные проекты.

Работа в музее требует самоотдачи; важен альтруизм. Надо быть готовым к тому, что тебя могут не замечать, идеи могут игнорировать, что нужно много работать. Нужно отстаивать, нужно учиться быть лояльным, гибким и готовым ко всему.

Будь готов, что ты будешь много работать; ты должен всегда будешь поднимать свой интеллектуальный уровень. Нужно все время следить за тем, что происходит в сфере. Имей стержень и не верь тем людям, которые говорят, что музеи сегодня никому не нужны.

Беседовала Александра Квашнин а

Сегодня современные музеи стараются найти новые способы подачи информации и общения с аудиторией: из складов с древними артефактами они хотят превратиться в культурные центры, где люди будут встречаться, общаться, обмениваться идеями и получать новые знания и впечатления. Для этого кураторы выставок придумывают интерактивные форматы, менеджеры проектов собирают временные экспозиции со всего мира, экскурсоводы создают бесплатные аудиогиды и только смотрители не всегда могут найти себе место в этом новом мире музея. Зачастую их могут заменить камерами наблюдениями, но возможны ли такие перемены в провинциальном музее, структура работы которого не меняется уже на протяжении 20 лет?

Безусловно в таких музеях есть свое очарование, хотя там почти и не появляются новые экспонаты, в каждом зале за вами следит строгая тетенька-смотритель, а единственная необычная вещь в музее – местная кошка, периодически задевающая хвостом ценные артефакты.

Наш корреспондент провела один день в роли музейного смотрителя и рассказала, о всех тонкостях работы типичного ярославского музея.

На часах ровно десять.

Поднимаясь по скромной лестнице музея, расположенного в самом центре Ярославля, я с предвкушением фантазирую, как может пройти мой сегодняшний день в роли смотрителя одного из главных музеев города. Останавливаясь в первом зале музея, я, к своему удивлению, оказываюсь в темноте и натыкаюсь на гуляющую мимо музейных экспонатов кошку – самого верного любителя ярославской истории.

Очень сложно застать толпу народа в музее в будний день, поэтому местные работники не торопятся: одна из старших смотрительниц, внезапно появившаяся из темноты, медленно подходит ко мне, приветствует и тихим голосом сообщает то, чем мне предстоит заняться ближайшие семь часов.

Она ведет меня по залам музея, периодически повторяя: «Вот тут ничего нельзя трогать, а то сработает сигнализация. Здесь лучше свет выключать, пока нет посетителей. Тут не вздумайте оставлять вещи, а то вдруг украдут. Ну и не забывайте убирать телефон в сумку, пока посетители в зале, а то это опасно».

Особо не понимая в чем опасность моего телефона, я следую за смотрителем в последний зал музея, где мне предстоит наблюдать за посетителями в течение всего дня, и, отложив в сторону свои вещи, медленно начинают осматривать экспонаты зала.

Музей, в который меня отправили на практику в качестве смотрителя, работает с 1985 года и имеет особую популярность среди иногородних туристов, которые обычно с упоением разглядывают все экспонаты, сосредоточенно изучают сопроводительные этикетки и восхищаются историей нашего города. Тем не менее, несмотря на постоянный поток туристов, многие из которых, как правило, жители столицы, среди местного населения музей не пользуется большим спросом (не считая юных школьников и студентов, которых стадом пригоняют в музей и заставляют пожирать глазами окружающие вокруг предметы).

Кажется, что развитие музея остановилось еще в конце XX века: за огромными стеллажами находятся экспонаты, многие из которых являются распечатанными на принтере копиями, либо макетами, требующими срочного восстановления, чем дальше от залов, посвященных древней истории города, тем скучнее становится наблюдать за развитием Ярославля в течение нескольких веков. Верным способом привлечь внимание и разбавить пустоту музейных залов в будни, будет полное изменение подачи информации. Например, вместо скучных экспонатов с сопроводительными этикетками музей может попробовать включить в свои экспозиции инновационных помощников.

Правда, любое, даже минимальное изменение в музее, вроде ремонта или установления новых стеллажей, невозможно осуществить без денег, которые сложно получить.

Проходит час.

В залах музея начинают появляться первые посетители, которые с осторожностью осматривают экспонаты. Поскольку в то время, когда в залах музея есть люди, мне нельзя доставать ни книгу, ни мобильный телефон, ничего не остается делать, как внимательно рассматривать туристов, к моему удивлению, изучающих с большим вниманием то, что находится под стеллажами. В погоне за новым объемом знаний, некоторые из них осторожно подходят ко мне и начинают задавать вопросы, касающиеся представленных экспонатов. Однако на большинство из них я с трудом могу ответить, чем вызываю удивление со стороны туристов – ведь смотритель должен знать все.

Тишина музейных залов и бесшумное перемещение посетителей потихоньку вгоняет меня в дремоту. На несколько секунд я прикрываю глаза, но вскоре вздрагиваю от строгого голоса одной из смотрительниц: «Чтобы не спать, лучше наблюдайте за посетителями».

Немного недоумевая, я отвечаю: «А что может случиться с экспонатами, ведь они находятся под стеллажами?». «Ну как же, вдруг посетители пронесут в музей бомбу. У нас ведь нет металлоискателей, поэтому мы, смотрители, должны быть максимально внимательны» — отвечает женщина, а я тем временем понимаю, что все мои идеи о том, что экспозиции музея должны быть обновлены современными технологиями, кажутся смешными, ведь здесь местных работников, скромно перемещающихся по залу и шепотом делающих замечания посетителям, просят предотвращать теракты.

Проходит еще несколько часов.

Я усиленно борюсь с дремотой и стараюсь наблюдать за посетителями. Вдруг музейную тишину нарушает шум.

На лестнице слышатся шаги людей, направляющихся в центральный зал музея. Одна из смотрительниц шепчет другой: «Сегодня в музее тематическое занятие». После этих слов мимо меня начинают проходить туристы, колонну которых возглавляют сотрудники музея, одетые в костюмы времен «Войны и мира» Л. Н. Толстого.

Забавно наблюдать за тем, как экскурсоводы и научные сотрудники музея ковыляют в пышных платьях, а затем неуклюже начинают танцевать мазурку.

Музей старается хоть как-то привлекать внимание туристов, которые уже давно выучили наизусть все постоянные экспозиции, но любовь к истории вновь привела их в это место. Такие тематические мероприятия, конечно, не заменят обновленные стеллажи с экспонатами или аудиогиды, зато точно привлекут посетителей, которым захочется посмотреть на театральные способности сотрудников музея. И именно благодаря работникам музея, не стесняющихся напяливать на себя пышное платье в перерывах между научной деятельностью, это место продолжает жить, пусть и без свежего ремонта, уникальных находок и больших зарплат сотрудников.

Мое детство неразрывно связано с краеведческим музеем, в котором много лет работает моя мама. Я хорошо помню, как в новом здании музея целая стена с помощью мозаики «превратилась» в эксклюзивную картину с изображением нашего города. А сколько было впечатлений от зала археологии, постепенно наполнявшегося интересными редкими экспонатами. И хотя делом моей жизни стала журналистика, считаю, что и к музейным профессиям имею маленькое отношение.

Кадры решают всё

Работа в государственных (центральных, краевых, областных, муниципальных) и частных музеях и галереях очень ответственна. Она требует от людей, выбравших профессию работник музея, общей культуры, эрудиции, обязательности, внимательности... Этим специалистам необходимо знать культуру разных стран и эпох, уметь отличить оригинал от копии. В профессию музейный работник, как правило, приходят после окончания исторических факультетов госуниверситетов и педагогических институтов, а также искусствоведческих факультетов гуманитарных вузов. Но это необязательное условие. На некоторых должностях успешно трудятся люди и со средним специальным образованием.

Понятие «музейный работник» объединяет сразу несколько профессий:

  • хранители,
  • научные сотрудники,
  • методисты,
  • экскурсоводы,
  • экспозиционеры,
  • смотрители.

Кроме того, в музеях всегда есть работа для художников, реставраторов, таксидермистов...

Чем занимаются сотрудники музеев

Основное предназначение музея – сбор и хранение культурного наследия прошлого. Эту важную задачу выполняют хранители, работающие в фондовых отделах. Именно они обеспечивают учёт, хранение и научное описание экспонатов; подготовку их к вводу в научный оборот, комплектование музейной коллекции. Они также занимаются составлением электронной базы данных, оказывают консультативную помощь. Кстати, на хранителей не учат в университетах. В эту профессию по традиции берут из других музейных отделов после того, как присмотрятся, понаблюдают, насколько человек ответствен и порядочен.

В сфере профессиональных интересов научных сотрудников - проведение различных исследований, организация конференций и других мероприятий, издание научных сборников, публикация статей в СМИ. В зависимости от того к какому отделу относятся, они занимаются организацией тематических выставок и проведением экскурсий, ведут учет и контроль посещаемости музея, помогают краеведам в изучении истории родного края.

Еще одна востребованная музейная профессия - экскурсовод. Это интересная, творческая и в то же время ответственная работа. Кроме текста экскурсии, необходимо знать еще много разнообразной информации, владеть методикой ее подачи, обладать техникой публичных выступлений. В активе опытных экскурсоводов - хорошие организаторские способности, отличная память и, не удивляйтесь, артистичность. Ведь экскурсия пишется как научный доклад, а для посетителей «играется» как спектакль. Такой подход помогает удержать внимание экскурсантов, особенно школьников.

А вот без кого в музей не пустят, так это без смотрителей. Они работают в одних и тех же залах, где внимательно и ненавязчиво приглядывают за посетителями. Смотрители обеспечивают сохранность экспонатов, следят за чистотой и наблюдают за тем, чтобы правила поведения в музее соблюдались. Обычно эти должности занимают дамы пенсионного возраста, для которых скромная зарплата смотрителя является неплохой возможностью подработать.

Музейный работник - это, прежде всего, любовь и преданность своей профессии. Моя мама возглавляет фондовый отдел более двадцати лет. И все эти годы работа для нее – образ жизни. Я вижу, как она переживает за свое дело, с каким трепетом относится к хранению экспонатов, как тщательно готовит к открытию выставки…

В ногу со временем

Стоит отметить, что музейщики успешно осваивают современные информационные технологии, с появлением которых в музеях стали востребованы :

  • программисты принимают участие в создании каталогов, поддерживают рабочее состояние программного обеспечения, участвуют в восстановлении работоспособности системы при выходе из строя оборудования;
  • работают в музеях, которые организовали свои сайты и страницы в социальных сетях; и просто необходимы для виртуальных музеев, ставших популярными в интернете;
  • специалисты по связям с общественностью готовят информационные материалы музейных сайтов, печатных и электронных СМИ, социальных сетей. Музеи идут в ногу со временем и организуют выставки современных художников - авторов ярких и необычных трехмерных полотен, а также интерактивных анимационных картин.

Музейные «секреты»

Если вы решили работать в музее, то должны знать:

· здесь будет сложно человеку, склонному к аллергии, поскольку есть вероятность соприкосновения с аллергенами (книжная пыль);

· для посещений музеи открыты шесть дней в неделю, отдыхать придется в будни, потому что в субботу и воскресенье посетителей больше всего. Это были основные музейные профессии.

Кстати, всем будущим музейщикам, которые пока только планируют поступать в вуз, опытные специалисты советуют заниматься историей, изучать историю религии, литературу и иностранные языки, естественными науками.

***************************

Если вы хотите найти работу, которая будет нравиться и приносить желаемый доход, тогда . Чтобы получить бесплатный доступ к курсу введите свое имя и е-майл в форму ниже.

Сохранение культурного и исторического наследия – одна из основных обязанностей государства. И лучшей формой их сохранения, особенно в период глобальных политических кризисов, экономической нестабильности и прочих масштабных перемен в государстве, бесспорно, являются музеи.

Данную функцию им приходилось выполнять на протяжении всего периода становления России, как современного государства – в период революций, войн и смен политических режимов, музейные работники единственные, кто понимал действительную ценность исторического наследия. В разное время им приходилось сталкиваться с множеством проблем не только финансового, но и идеологического характера. И что самое прискорбное, многие из них сохранились и до сегодня.

Несмотря на то, что время наибольших государственных потрясений уже прошло, музейному сообществу постоянно приходится бороться со все новыми вызовами, такими как отсутствие государственного финансирования, пропажи экспонатов, необходимость ремонта хранилищ, низкие зарплаты – обо всем этом нам постоянно приходится слышать из СМИ.

Каково же действительно состояние музейного фонда сегодня? С какими проблемами приходится сталкиваться музейным работникам, и какие профессии сегодня актуальны в данной сфере? В Преддверии Международного дня музеев, отмечаемого 18 мая, Карьерист.ру даст ответы на эти вопросы.

Музейное дело в России

Музеи существуют в России более 300 лет – их появлению предшествовал многовековой период, в рамках которого происходило накопление исторических реликвий, военных предметов, сакральных трофеев, старинных книг и рукописей, сохранение церквей и резиденций знатных особ. Постепенно в процессе их сбора появлялись элементы целенаправленного коллекционирования.

Первым в России музеем по праву считается Петровская Кунсткамера, созданная в 1714 года , после которой произошел существенный музейный скачек, и предметы древности уже стали планомерно разыскиваться. Долгое время Кунсткамера оставалась единственным музеем в России, и так продолжалось до середины и даже второй половины 18-го века, когда свою бурную деятельность развили научные сообщества. В дальнейшем музеи начинали развиваться более бурно – появилась масса культурных, научных и художественных заведений, в том числе и известный всем Эрмитаж.

Дальнейшее осознание и развитие просветительских возможностей музеев привели к тому, что в 19 веке они стали уже не отдельными коллекциями, а группами естественно-научных и исторических музеев при университетах и ученых сообществах – произошел качественно новый виток. В этот же период произошло формирование публичных музеев, а большинство собранных частных коллекций признавались национальным наследием . Это определило основные тенденции, в рамках которых музеи и развивались до конца 19-го века.

Дальнейший период характеризуется тотальным, но тем не менее стихийным открытием музеев. Набирали обороты также и местные, провинциальные музеи – вместе с ними в дореволюционный период подобного рода заведений насчитывалось по России более 200.

С приходом советской власти, музейная отрасль преобразилась. Произошел очередной и качественно новый виток сбора и сохранения культурного наследия, однако, в период революции много экспонатов было утеряно и разворовано. В то же время советская власть смогла систематизировать музеи как явление, популяризируя их роль для становления общества и используя в качестве инструмента просветительства.

Именно при советской власти впервые ввели платный вход, была развита широкая сеть местных краеведческих музеев, проводилось множество восстановительных и реставрационных работ, и произошло становление музейного дела, как важнейшего культурно-просветительского института общества.

На сегодня в России насчитывается более 2,7 тыс. музеев всех ведомств – это и местные, и архитектурные, и заводские музеи, музеи ВУЗов и многие другие. Общий фонд музеев насчитывает более 83 млн экспонатов. Ежегодно российские музеи посещает свыше 102 млн человек , и больше 2/3 из них – наши сограждане. Это наглядно показывает, что интерес к отечественному культурному наследию все же высок. В то же время 80% зданий, в которых размещены отечественные музеи, не приспособлены для хранения экспонатов, и это далеко не все их проблемы.

Проблемы музейного сообщества

Сегодня, более 40% российских музеев размещены в старинных зданиях, которые даже теоретически невозможно оборудовать для правильного хранения экспонатов . При этом они все чаще стали попадать в фокус отечественных СМИ вовсе не как герои рубрик культуры, а как пострадавшие от происшествий – постоянно приходится слышать про пожары, аварийное состояние хранилищ, кражи ценностей и т.д.

Касательно последних, проведенная недавно всероссийская ревизия показала, что за постсоветский период музейный фонд лишился около 50 тыс. экспонатов. И по словам многих музейных работников, всему виной отсутствие должного внимания со стороны государства.

Несмотря на существование Союза музеев России, реальное решение насущных проблем получают только именитые галереи и музеи-заповедники, которые способны привлекать посетителей своей исторической ценностью.

Про проблемы самых масштабных российских музеев, таких как Эрмитаж, Третьяковская галерея, Оружейная Палата или Гранд Макет, говорить вообще не приходится – за счет находящихся в них экспонатов, они давно перешли в ранг прибыльных коммерческих предприятий и вовсе не нуждаются в дополнительной заботе. Для местных же и краеведческих музеев, основополагающей проблемой является привлечение посетителей – чем меньше популярности у учреждения среди населения, тем меньше внимания к нему со стороны государства .

Не менее важной стала концептуальная проблема – сегодня, все больше пытаются актуализировать вторичные функции музеев, позиционируя их как среду для культурного досуга и прибыльного туризма, выводя эти функции на первый план.

Однако музейные работники акцентируют внимание государства на том, что первостепенной задачей музеев является, прежде всего, функция сохранения культурного ДНК нации и возможность его передачи будущим поколениям . По мнению представителей музейного сообщества, музеи нельзя относить к разряду культурно-просветительских и тем более развлекательных заведений. Они изначально рассчитаны не на рентабельность, а на выполнение хранительских задач, переквалификация которых грозит музеям тотальным исчезновением.

Одной из самых масштабных проблем принято также считать вопрос материального обеспечения. В этой части особенно актуальными остаются вопросы строительства современных фондохранилищ и экспозиционных помещений, вложений в науку, отсутствия государственной поддержки проведения исследовательской и собирательской деятельности, и, конечно же, финансирования оплаты труда. Последний вопрос особенно заботит работников провинциальных музеев – их средняя зарплата не превышает 12-13 тыс. рублей, что слишком мало даже по среднероссийским меркам.

Музейный персонал

И несмотря на такую массу проблем, за последнее десятилетие, численность музейных работников выросла почти в два раза – до 65 тыс. человек . Более 70% из них — это женщины предпенсионных лет, средний возраст которых составляет 59 лет. В связи с этим, вопрос смены поколений и подготовки молодых сотрудников для музейной отрасли становится как никогда актуальным.

Так, за последние пару десятков лет в России было открыто более 30 музееведческих кафедр в институтах Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, Поволжья и даже Дальнего Востока. При этом принципиально меняется понимание профессии музейного работника. С егодня музейный специалист — это профессионал, обладающий новым мировоззрением, основанным на достоверной информации о культурном и историческом прошлом своей родины и понимающий глобальную необходимость всестороннего изменения и интеграции разнообразных культур.

В связи с этим увеличилось количество вакансий и стало впечатлять разнообразие востребованных музейных профессий, среди которых:

  • Хранители – специалисты, работающие в фондовых отделах, осуществляющие учет и описание экспонатов, обеспечивающие их научный оборот и составляющие музейные коллекции.
  • Экскурсоводы – творческие и в то же время ответственные специалисты, проводящие экскурсии для посетителей музеев, отвечающие на интересующие вопросы и знающие историю представленных выставок «от и до».
  • Смотрители – работники, обеспечивающие сохранность экспонатов, следящие за чистотой залов и соблюдением правил посещения музеев.
  • Методисты музейной работы – более опытные сотрудники, в функции которых входит универсальное совмещение элементов труда научных сотрудников, экскурсоводов, организаторов экскурсий и других. Их деятельность имеет идеологический и одновременно педагогический характер, поэтому принимаются на такую работу только специалисты со стажем.
  • Экспозиционеры – специалисты, отвечающие за организацию тех или иных выставок, отвечающие за их прохождение и обеспечивающие их максимально продуктивное проведение.

Конечно, вполне очевидно, что востребованность специалистов на рынке музейного труда обусловлена довольно скромным уровнем заработной платы, который в условиях современных российских реалий довольно сложно восполнить романтизмом, принципиально новым подходом к профессии музейного работника и открытием множества новых кафедр.

Интерес молодого поколения можно вызвать только популяризацией важности исторического наследия, как культурной составляющей общества и одновременным предоставлением достаточных социальных гарантий. Однако наблюдаемое нами сегодня игнорирование проблем музейного сообщества не позволяет говорить о светлом будущем данной отрасли. Вероятно, даже несмотря на огромную важность труда музейных работников, им и дальше придется выполнять свою работу в оставшихся с советского времени условиях, осуществляя функции хранителя культурного и исторического наследия на голом энтузиазме.

Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — сайт .

32.9

Для друзей!

Справка

Музей или «мусеон» - слово греческого происхождения, переводится как «храм муз». В этот храм древние греки собирали все, что считали ценным: картины, статуи, астрономическое оборудование, книги, чучела животных, медицинские инструменты, анатомические бюсты и прочие предметы просвещения. Среди этого многообразия можно было легко потеряться. Чтобы помочь посетителям отыскать тот или иной экспонат, в музее появился специальный человек - хранитель.

Одно столетие сменяло другое, число ценных предметов возрастало. Для удобства музейные экспонаты распределяли по эпохам, принадлежности к географическим местам и назначению. Профессия хранителя тоже менялась, появились новые обязанности. Теперь музейный хранитель не просто знал, для чего нужен тот или иной экспонат, но и мог рассказать посетителям о том, что он значил для своего времени, какие научные открытия помог совершить. Иначе говоря, музейный работник стал проводником не только по музею, но и в историю культурного наследия человечества.

Описание деятельности

Неважно куда вы отправитесь, - в краеведческий музей, музей военный или музей изобразительных искусств, - везде вас первым встретит музейный работник. От внешнего вида сотрудника, его умения поддерживать дружелюбную атмосферу и сглаживать конфликтные ситуации зависит имидж музея. Поэтому студенты, изучающие , обязательно посещают мастер-классы по созданию имиджа, участвуют в тренингах по конфликтологии.

Музейному работнику скучать не приходится. Список обязанностей, как правило, зависит от того, в музее какого уровня он служит. Существуют совсем маленькие музеи, занимающие буквально одну комнату, а есть целые галереи, музейные комплексы. В крупных хранилищах работает целая армия сотрудников: , организаторы выставок, . В музеях всех этих специалистов заменяет один человек - музейный работник.

Сотрудники крупных музеев, особенно государственных, владеют несколькими иностранными языками. Если вы когда-нибудь посещали музеи Москвы и Санкт-Петербурга, то наверняка видели, что экскурсии предлагаются на различных языках - от английского до китайского.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Особенности карьерного роста

Музейный сотрудник должен идти в ногу со временем: изучать возможности информационных технологий, компьютерные программы и приложения, которые активно применяются в музейном деле. Важно постоянно работать над своей памятью, эрудицией, путешествовать и посещать музеи других городов, стран, набираться опыта. Учреждения дополнительного образования регулярно проводят курсы повышения квалификации для музейных работников.