«Новые поступления в музейные коллекции: Даритель — М.Н. Жук. Музей моды (97) Новые поступления в музей год

Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева проходит выставка под названием «Новые поступления» , где музей знакомит своих посетителей с предметами, которые поступили в его фонды за последнее десятилетие. За это время более чем на 3500 предметов пополнили его собрание. Конечно, все предметы не могли быть выставлены в небольшом зале Настоятельного корпуса, но сотрудники разместили в экспозиции наиболее ценные и яркие произведения.
Представленные экспонаты можно разделить на две категории: собственно дары-приношения и произведения, приобретенные на средства самого Музея имени Андрея Рублева или через Министерство культуры РФ, за счет его бюджетных средств. Наиболее ярким даром последних лет явилась коллекция известного хирурга Г.А. Покровского (1925-2008), переданная в 2009 году его вдовой М.А. Покровской. Поступившая в Музей коллекция огромна, включает более трехсот экспонатов. Среди них - образцы иконописи XVI века московского круга грозненской эпохи, памятники новгородского происхождения, а также множество произведений ювелирного искусства.

Святитель Николай Чудотворец. Вторая четверть - середина XVII века. Москва. Оклад. Середина - третья четверть XVIII века. Мастер GHB. Венец. 1842 год. Москва. Мастер И. Лавров. Дерево, темпера; белый металл, чеканка, золочение, резьба, цветные текла. Из коллекции Г.А. Покровского. Дар М.А. Покровской, 2009 год. Реставрация домузейная.


Глеб Александрович Покровский родился в 1925 году и почти до конца своих дней оставался практикующим хирургом. С 1958 года начинает складываться его собрание икон и декоративно-прикладного искусства. Долгие годы дружбы связывали Глеба Александровича с известным художником и коллекционером церковных древностей Павлом Дмитриевичем Кориным. Собрание формировалось разными путями. Некоторые иконы Г.А. Покровский приобретал, довольно значительное число произведений было подарено ему друзьями.

Пророк Давид, из пророческого чина. 1660-1670-е годы. Ярославль. Дерево, темпера.
Приобретение у частного лица, 2006 год. Реставрация домузейная.


Вылеченные им пациенты, узнавая об увлечении своего доктора, также в знак благодарности нередко дарили Глебу Александровичу хранившиеся в их семьях и казавшиеся ненужными иконы. Г.А. Покровский скончался 21 марта 2008 года. При жизни он не успел распорядиться своим собранием, которым очень дорожил. В начале 2009 года Марфа Андреевна Покровская, желая сохранить память о супруге и не дать рассеяться плодам его многолетнего труда, передала собрание в дар Центральному музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Прекрасной жемчужиной музейной коллекции теперь является, созданая лучшими московскими мастерами, икона "Богоматерь Владимирская" в великолепном окладе с цветной эмалью.

Богоматерь Владимирская. Вторая четверть XVII века. Москва.
Дерево, темпера; белый металл, эмаль, стекла, скань, эмаль по скани, выемчатая эмаль, монтировка, золочение, цветные стекла.


Скань (восходит к др.-русск. съкань, от глагола съкати «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей»), филигрань - вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Фрагмент. Богоматерь Владимирская. Вторая четверть XVII века.


Выемчатая эмаль - это технология нанесения эмали, при которой она заполняет углубления (выемки), сделанные на поверхности изделия с помощью гравировки, чеканки или травления. После обжига затвердевшую поверхность эмали шлифуют в уровень с металлом.

Среди знаменитых приобретений можно отметить и икону из пророческого ряда иконостаса с поясным изображением пророка Захарии 1660-1670-х годов. Это великолепный памятник живописи Ярославля, с характерными для этого центра стилистическими особенностями, в которых блестяще соединяются традиционные и новаторские тенденции.

Пророк Захария, из пророческого чина. 1660-1670-е годы. Ярославль.
Дерево, темпера. Приобретение у частного лица, 2006 год. Реставрация домузейная.

Из поступлений 2014 года привлекает внимание икона "Несение Креста" конца XVII - начала XVIII века из страстного ряда иконостаса. В основе изображения лежит западноевропейская гравюра, восходящая к Библии Мериана.

Несение Креста, из страстного чина. Конец XVII - начало XVIII века. Москва (?).
Дерево, темпера. Приобретение у частного лица, 2014 год. Реставрация домузейная.

Обращение к западным иконографическим образцам, объёмное "живоподобное" письмо ликов, использование новых форм в письме одежд, архитектуры и пейзажа указывают на знакомство иконописца с работами мастеров Оружейной палаты.

Воздвижение Креста, из праздничного ряда.
Конец XVIII - начало XIX века. Поволжье. Дерево, темпера. Дар Т.В. Зенковой. 2006 год.
Реставратор Д.А. Шушаков, руководитель Л.Ю. Яснова. 2007 год (РАЖВиЗ И.Глазунова).

Это икона из праздничного ряда, который, по имеющимся сведениям, происходит из деревни Мохнецы Тверской области. Для нас кажется довольно непривычной её овальная форма, но для своего времени она была довольно типичной. На данной иконе утрачено изображение лика святителя, поднимающего вверх Крест. В ходе научной реставрации оно не было реконструировано. Именно этим научная реставрация и отличается от церковного поновления - она не предполагает дорисовывания утраченных фрагментов. На выставке вы сможете увидеть и другие иконы из этого праздничного ряда.


Апостол Петр, из деисусного чина. Конец XVIII века. Русский Север.
Мастерская И,И, Богданова-Карбатовского (?). Дерево, темпера. Приобретение у частного лица, 2013 год. Реставрация домузейная.


Одной из особенностей произведений мастерской Богданова-Карбатовского, уроженца города Онеги, Архангельской области, является появление на иконах изображений пейзажей, напоминающих родные северные места. И проповедь апостола Петра происходит уже на фоне не пальм и пустынь, а наших северных просторов. Что не противоречит общемировой проповеди слов Спасителя.

Фрагмент. Апостол Петр, из деисусного чина. Конец XVIII века. Русский Север. Мастерская И,И, Богданова-Карбатовского (?).
Дерево, темпера. Приобретение у частного лица, 2013 год. Реставрация домузейная.


Это лишь малая часть икон представленных на экспозиции, но чтобы увидеть все вам придется посетить музей. И тогда вы сможете увидеть иконы различных иконописных центров, греческие подписные иконы, иконы известных московских и петербургских фирм в удивительных окладах. Но кроме икон в фондах музея появились и другие предметы изумляющие своей красотой.

Складень двустворчатый «О тебе радуется», «Хвалите Господа с небес» в окладе и ковчеге. Вторая половина XVI в. Сольвычегодск (?). Мастерские Строгановых (?). Кость (бивень мамонта), резьба. Оправа - серебро(?), золочение, гравировка, резьба. Оправа - начало XVII в. Ковчег - первая половина XVII век. Приобретение у частного лица. 2014 год.


Такие складни получили распространение в XVI веке. И выполнялись мастерами из Москвы и Новгорода. Данный складень предположительно является работой московских мастеров, которые могли работать по приглашению Строгановых в их мастерских в Сольвычегодске. Особой редкостью является сохранность серебряной оправы созданной приблизительно в одно время с пластинами. К сожалению, в других подобных складнях резные пластины дошли до нашего времени в основном без оправы. Складень приобретён у потомков митрополита Волоколамского Питирима.


Фрагмент. Складень двустворчатый «О тебе радуется», «Хвалите Господа с небес» в окладе и ковчеге. Вторая половина XVI в.


Еще один предмет, поражающий своей филигранной резьбой по дереву, это двухстворчатая панагия. Резьба по твердым породам дерева самшиту, кипарису практиковалась издревле в монастырях Палестины, Египта, Греции. Считается что это занятие учит терпению и сосредоточенности, так необходимым в монастырской жизни.В частности, здесь можно увидеть получившую распространение во второй половине XVIII - первой половине XIX века скульптуру «Иисус в темнице». Появление скульптурного изображения страдающего Христа связывается с Ново-Иерусалимским монастырем. Так как монастырь создавался как копия Иерусалимского храма Гроба Господня, то вероятность появления этого изображения в монастыре довольно высока. До сих пор сохранились колодки в виде доски с прорезями для ног Спасителя, которые предполагали, видимо, объемный образ.

Христос в темнице. Конец XVIII века. Дерево, левкас, смешанная техника. Закупка у частного лица. 2013 год.
В процессе реставрации. Реставратор А.А. Борисов (ЦМиАР).


К концу XVIII века Христа перестали изображать обнаженным. В храмах для статуй делались покрова. В церквях создавались специальные темники, где размещалась скульптура. И в пламени свечи через окошко можно было увидеть страдающего Христа и прикоснуться своим сознанием к тем событиям. Ведь и сострадание иногда стучится в наши сердца.

Фрагмент. Христос в темнице. Конец XVIII века. Дерево, левкас, смешанная техника.
Закупка у частного лица. 2013 год. В процессе реставрации. Реставратор А.А. Борисов (ЦМиАР).

Вот такими шедеврами мы хотим привлечь ваше внимание к этой интереснейшей выставки, с помощью которой музей отчитывается о своих новых поступлениях. Успейте посетить эту экспозицию, а в следующей части мы расскажем о не менее интересных ценных книгах и археологических находках, представленных в Настоятельском корпусе.

Mayak-parnasa.livejournal.com/344117.html

М узейное собрание регулярно пополняется новыми экспонатами. Приоритетом формирования коллекций остается поиск, а также воссоздание материалов, отражающих события позднего средневековья. При комплектовании не остается без внимания любой материал, прямо или косвенно касающийся эпохи Ивана Грозного, в том числе представляет определенный интерес и художественный, собирательный образ грозненской эпохи, воплощенный современными мастерами.

Сундук XV-XVI вв., изготовленный в Восточной Европе

Сундук, поступивший в музейное собрание, изготовлен в Восточной Европе в XV-XVI вв. По своему функциональному назначению сундуки были основной формой средневековой мебели для хранения. В России, в эпоху правления Ивана Грозного, подобные сундуки могли появиться в связи с приездом послов, купцов и других гостей.
Подобные сундуки хранятся в западноевропейских музеях (Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Музей прикладного искусства в Кельне и др.), и признаны раритетами. На отечественном антикварном рынке их появление скорее уникально.
Сундук поступил в музейное собрание из ООО «Русская усадьба» (г. Москва).
Гравюра «Елизавета Английская» (Франция, 1570-е гг.)

На гравюре - прижизненный портрет Елизаветы Английской, дочери короля Генриха VIII Тюдора от брака с Анной Болейн. Взаимоотношения елизаветинской Англии с Русским Царством достаточно полно характеризуются двумя аспектами: деятельностью Московской компании и личной перепиской Елизаветы с Иваном IV. Гравюра «Царь Иван IV» из издания «Государства, империи и княжества мира» (Голландия, г. Амстердам. 1621 г.)
Гравюра с изображением царя Ивана Грозного представляет собой лист из иллюстрированного издания на голландском языке. На обороте листа - описание России. Интересно, что надпись на латинском языке по овалу портрета гласит: «Василий великий – князь Московии Русский император и прочее», т.е. названо имя отца Ивана IV - Василия III.

10.01.2019 – 19.01.2019

Редчайший памятник книгопечатания - Часовник (1577-1640 гг.)

В конце 2018 года собрание музея пополнил редчайший памятник книгопечатания - Часовник.
В книгу вплетены два издания:
- фрагмент Часовника (1577-1580 гг.), напечатанного в Александровской слободе.
- Часовник (кон. 1630 - 1-ая пол. 1640 гг.), напечатанный на Московском печатном дворе.
Наибольший интерес для музея представляет первый, более ранний Часовник, отпечатанный здесь мастером Андроником Тимофеевым Невежей по указанию Ивана Грозного.

23.08.2018 – 23.09.2018

Ствол ручной пищали второй трети XVI в.

В августе 2018 г. музейное собрание пополнилось редчайшим памятником раннего этапа развития русского ручного огнестрельного оружия - стволом ручной пищали второй трети XVI века. Ствол служил основной деталью русской ручной пищали (ружья) с деревянной ложей и фитильным замком.

02.04.2018 – 02.05.2018

Поступления в начале 2018 года: щит, наруч и наконечник пики.

Щит и наруч изготовлены в Персии в конце XVI - XVII вв. (Правление династии Сефевидов, когда Персия и Россия установили дипломатические и торговые отношения.) В это время Россия не могла своими силами полностью обеспечить себя оружием и защитным снаряжением, поэтому продолжался активный импорт из соседних стран: немецких государств, Польши, Персии, Турции и Кавказа.

12.12.2017 – 10.01.2018

Декоративное блюдо, изготовленное в Германии в XVI-XVII вв.

В декабре этого года музейное собрание пополнилось еще одним редким музейным предметом - декоративным блюдом, изготовленным в Германии в XVI-XVII вв. Блюдо неглубокое, с декоративным рельефом. Борт широкий гладкий с графическим орнаментом. По центру дна - гладкая мишень, вокруг «вихревая» розетка и надпись готическим шрифтом, которую еще только предстоит прочитать с помощью специалистов.

Железный шлем-мисюрка был выполнен в Османской империи во второй половине XVII в. Это неглубокая чаша с отверстиями для крепления колец бармицы - кольчужной сетки, закрывающей шею и глаза воина.

03.11.2016 – 03.12.2016

Стальной шлем бирнхельм (кабассе) был изготовлен в Западной Европе в кон. XVI - нач. XVII вв. и являлся частью европейского воинского пехотного вооружения стрелков и пикинеров. Такие шлемы были популярны в Испании, Италии и Франции, позже появились в Германии, а затем в Англии. В каждой стране шлем имел свое официальное название и множество жаргонных: «собачья морда», «железный чепец», «стрелковый колпак».

02.06.2016 – 02.06.2016

Деловые и творческие партнеры музея А.А. Мелитонян (председатель «Союза филокартистов России») и его супруга Кэри Линн Рэди передали в дар книгу Генриха Штадена «О Москве Ивана Грозного. Записки немца опричника» (изд."М. и С. Сабашниковы", 1925 г.) и подборку открыток с изображениями царских особ.

01.06.2016 – 01.06.2016

Собрание музея пополнилось большой коллекцией кованых светцов, что очень символично, ведь Александров издавна прослыл городом кузнечных мастеров. Да и на гербе наковальня и тиски появились по указу Екатерины Великой «в знак множества в сем городе кузнецов».

01.05.2016 – 31.05.2016

Портативная подвесная чернильница XVIII в.

Коллекция «Металл» пополнилась редким памятником русского художественного ремесла XVIII в. Портативная подвесная чернильница стала еще одним даром музею известного московского коллекционера Д.В. Журавлева, гендиректора антикварного салона «Русская усадьба».

08.04.2016 – 08.04.2016

Медный сосуд для воды, изготовленный в Исфахане в XVII в.

Мы уже писали о приобретении музеем ендовы, изготовленной в России. А в марте фондовая коллекция пополнилась медным сосудом для воды подобного типа, изготовленном в иранской столице - Исфахане в XVII в (династия Сефевидов).

11.03.2016 – 12.03.2016

Сундук-кассоне нач. XVII в.

Экспозицию «Сенник постельный» украсили вновь приобретенные экспонаты. Теперь здесь представлены 3 вида сундуков. Как известно, традиционная средневековая мебель - это лавки, столы, сундуки. Последние служили для самых разных целей – от постели до сейфа. В двух сундуках из «Сенника» («теремок» и «подголовник») могли хранить драгоценности, деньги, тайные бумаги, письма.

02.03.2016 – 02.03.2016

Медная ендова XVIII в., изготовленная в Вологодской губернии

Коллекция «Металл» пополнилась медной ендовой XVIII в., изготовленной в Вологодской губернии. Эту реликвию музей получил в дар от Дмитрия Владимировича Журавлева, гендиректора ООО «Русская усадьба» (организация, не раз помогавшая нам в комплектовании музейного собрания).

Коллекции музея пополнились работами известных художников исторического жанра. Четыре картины члена Союза художников России О. Н. Вишнякова заняли достойное место в коллекции живописных работ музея. Историческая тематика полотен «Царь Иван Грозный» , «Покаяние» , «Ветер с моря» , «Смутное время» , занимающая особое место в творчестве художника, сюжетно связана с яркими страницами истории Александровской слободы как резиденции великих московских князей и первого русского государя. Сегодня посетители смогут увидеть яркие, мощные полотна в средневековой белокаменной палате на экспозиции «Образ Ивана Грозного в произведениях живописи».



«Царь Иван Грозный» «Покаяние» «Ветер с моря»
«Смутное время»


У художника-живописца С. Н. Ефошкина , члена Союза художников России и Международной ассоциации Изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО, заказано и закуплено 2 картины «Государев человек. Опричник. ХVI век» и . Картины изображают ближнее окружение русских государей, воспроизводят яркие страницы истории, связанные с опричниной, введенной Иваном Грозным в Александровской слободе, и любимой царской потехой - соколиной охотой.



«Государев человек. Опричник. ХVI век»
«Государев человек. Сокольничий. XVII век»


Украшением музейного собрания стала приобретенная музеем у заслуженного художника России скульптора Ю.П. Хмелевского эксклюзивная композиция .


«Иван Грозный в Александровской слободе»

Археологические раскопки – один из основных способов комплектования музейных фондов по истории средневековья. Все археологические исследования дают совершенно уникальные сведения об особенностях устройства архитектурных памятников Александровской слободы.
Самыми значимыми археологическими находками последних лет стали шахматная фигура и торговая пломба нач. XVI в. , парфюмерные принадлежности XVII в.: копоушка и помадная баночка .



Шахматная фигура Торговая пломба нач. XVI в.



Среди новых поступлений этнографических коллекций выделяется необычайно красочная коллекция народного костюма XIX века. Каждый из них отражает все многообразие русского женского народного костюма и несет в себе черты той местности, где он был выполнен. При пошиве этих костюмов из Нижегородской, Тамбовской, Рязанской, Вологодской губерний были использованы местные ситцы мануфактуры купцов Барановых (село Карабаново), что подтверждает широкую известность «барановских» ситцев в разных уголках России.

Интересным приобретением оказалась детская коляска , сплетенная из лозы 100 лет назад. Такие плетеные коляски считались предметом роскоши, были большой редкостью, их могли себе позволить только богатые семьи. По семейной легенде, данная коляска была выполнена на заказ местным мастером. В XIX веке в Александровском уезде плетение, как народный промысел было достаточно распространено.

В последнее время музейное собрание пополнилось колоритными предметами декоративно-прикладного искусства, отражающими быт горожан XIX-н.XX вв. Часть из них приобретена у частных коллекционеров и в антикварных салонах: каминные бронзовые часы французской работы ; перламутровый театральный бинокль ; подарочный набор по случаю Первого Причастия, выполненный из дорогих материалов в сложной технике; о ловянная бульотка для чаепития и мн.др.

Роскошный комплект для крюшона из матового стекла Гусевского завода Мальцовых Владимирской губернии пополнил коллекцию стекла. Подобные изделия Гусевского завода пользовались огромным спросом у состоятельных горожан.


Особый интерес вызывают художественный фарфор , фамильное серебро и ювелирные украшения известных купцов Зубовых , поступивших от прямого потомка этого рода нашего земляка А.В.Ильина.

14 Ноября - 31 Января

Маргарита Николаевна Жук не только долгие годы была ценнейшим сотрудником «Дома Гоголя», проработав в его библиотеке 28 лет, из которых 25 в качестве заведующей читального зала. За большой вклад в развитие библиотечного дела Маргарита Николаевна награждена почетными грамотами Департамента культуры города Москвы. В то же время она является одним из главных дарителей, передавших в фонды «Дома Гоголя» рекордное количество предметов музейного значения.

Благодаря ее стараниям с 2009 по 2017 год коллекция мемориального музея пополнилась 427 предметами графики, декоративно-прикладного искусства, редкой книги, представляющими большую историко-культурную ценность. Особую важность для музея представляет комплекс предметов XIX века, отражающих дворянскую усадебную культуру: сорти-де-баль с перьями, веер с отделкой белым пухом, шкатулка для бумаг, фанерованная палисандром, и многие другие.

Маргарита Николаевна посвятила свою жизнь коллекционированию самых разных артефактов. Однако материалы, посвященные Н.В. Гоголю, всегда имели для нее первостепенное значение. Так, например, в 2011 году она передала в дар музею фототипии — сцены из комедии «Ревизор» в постановке Московского художественного театра 1909 года.

Также особое внимание коллекционер уделяла предметам филателии и филокартии, выпущенным в честь юбилейных гоголевских дат и персонажей: почтовым и художественным открыткам, конвертам и маркам, карманным календарям. Из этой серии наиболее значительный интерес для музея представляет конверт, выпущенный в Киеве в 1959 году и погашенный штемпелями спецгашения первого дня в честь 150-летия со дня рождения Н.В. Гоголя.

Этой выставкой «Дом Гоголя» выражает глубокую признательность Маргарите Николаевне Жук за переданные в дар предметы, ставшие истинными жемчужинами нашей музейной коллекции.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Открывшаяся 2 февраля 2017 г. в 16.00 выставка станет одним из первых событий, организованных в рамках празднования 85-летия Музея истории религии, – единственного в России и один из немногих музеев в мире, постоянная экспозиция и временные выставки которого рассказывают об универсальном феномене человеческой культуры – религии.

С момента создания Музей сохраняет статус ведущего российского центра изучения религии во всём многообразии исторических форм - с времен древности до наших дней. Ежегодно Музей организует более 50 временных выставок в России и за рубежом, новые постоянные экспозиции и Фонды открытого хранения, выпускает каталоги выставок и коллекций. На протяжении более восьмидесяти лет музейные сотрудники бережно хранят и реставрируют музейные предметы – образцы мирового духовного и материального наследия.

В 1932 г. коллекция Музея насчитывал всего 847 предметов. Сегодня она составляет около 200 тысяч единиц и поражает своим разнообразием - это памятники истории и культуры разных стран, эпох и народов, древнейшие из которых датированы VI тыс. до н.э.

Свой юбилейный год Музей открывает выставкой, посвященной одному из важнейших направлений музейной работы - пополнению и комплектованию фондов. На ней представлены более 100 экспонатов – новые поступления, обогатившие музейное собрание в последние пять лет (2012 – 2016 гг.), и отражающие основные направления работы музейных хранителей.

Экспонирующиеся предметы – малая толика от общего количества новых поступлений. За последние пять лет в фонды пополнились 2 095 предметами. Из них – 611 было передано Музею в дар, 1 484 – приобретено.

Выставка отражает все многообразие источников пополнения коллекций – закупка; дары частных лиц, в том числе, современных живописцев, графиков, скульпторов и их наследников, а также дары коллекционеров и собирателей – партеров Музея по выставочным проектам; дары религиозных организаций, с которыми музей поддерживает партнерские отношения; передача из Управления Министерства культуры Российской Федерации по Северо-западному федеральному округу задержанных на таможне предметов, имеющих культурно-историческую и художественную значимость; предметы, привезенные сотрудниками Музея из научных командировок и т.д.

На выставке представлены наиболее интересные из поступивших в музей экспонаты и комплексы.

Выставка – знак бесконечной признательности Музея всем его партнерам и дарителям, всем петербуржцам, которые внесли и вносят свой вклад в пополнение коллекции Музея истории религии как неотъемлемой части Музейного фонда Российской Федерации. А также выражение глубокого уважения к труду музейных хранителей фондов и всех тех научных сотрудников, без помощи которых работа по собиранию и сохранению коллекций не может быть осуществлена.

Музей ведет активную работу по расширению своих фондов вещественными реликвиями, произведениями живописи, скульптуры, документальными источниками, предметами техники и нумизматики. Собрание постоянно пополняется благодаря передаче вещей в дар государственными организациями и частными лицами. Наш музей принимает на постоянное хранение самые разные предметы, связанные с морской отраслью. Среди недавних поступлений есть значимые и интересные экспонаты.

Вашему вниманию представляются музейные предметы, поступившие в 20142019 годах:

1. Мемориальный комплекс капитана дальнего плавания С.П. Мышевского за период с 1920-х по 1960-е годы ХХ века

Передан в дар музею Мышевской Галиной Серафимовной. Поступил в 2014 году.

Мемориальный комплекс включает документы, свидетельствующие о годах обучения С.П. Мышевского на судоводителя в Одесском морском техникуме, а также его диплом, автобиографии, фотографии, отзывы о практике, грамоты, отчеты о работе, донесения, газетные вырезки и другие документы, связанные с профессиональной деятельностью капитана. Среди перечисленных экспонатов наиболее уникальной является мореходная книжка С.П. Мышевского.

2. Швертбот «Лена», на котором мореплаватель Е.А. Гвоздёв совершил одиночное кругосветное путешествие в 1992 году

Передан в дар музею Канцевым Юрием Борисовичем. Поступил в 2014 году.

3. Образцы ведомственных наград Министерства транспорта Российской Федерации, учрежденные Приказом от 18 октября 2005 года № 130 «О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации»

Переданы в дар музею Федеральным агентством морского и речного транспорта. Поступили в 2015 году.

В комплект наград входят нагрудные знаки отличия и медали, памятные и юбилейные, в том числе в миниатюре.

4. Бюст адмирала Г.И. Невельского (конец XX в., искусственный камень, тонировка).

5. Хромолитография «Вице-адмирал Степан Осипович Макаров» (Одесса, 1904)

Передана в дар музею Дербенцевым Павлом Геннадьевичем. Поступила в 2015 году.

6. Триптих «Десять лет на службе Родины» (2014, холст, масло).

Триптих создан к 10-летию Росморречфлота. На картине представлен руководящий состав Федерального агентства морского и речного транспорта.

7. Модель Разъездного судна проекта PV05 "Барс"

Поступила от Федерального агентства морского и речного транспорта в 2016 году.

8. Модели судов (Рейдовый водолазный катер проекта А 160-2 Яр "Водолах Кузьминых", Обстановочное судно (Обстановочный катер) проекта 3050.1, Обстановочное судно проекта SV 2407, Многофункциональный буксир-спасатель проекта MPSV12, Спасательный катер-бонопостановщик проекта А40-2Б-ЯР)

Поступили от ФКУ "Дирекция госзаказчика" в 2016-2017 годах.

9. Ваза "50-летие Канала имени Москвы. 1937-1987" (авторская работа А.П. Харитонова. Дмитровский фарфоровый завод, Вербилки, 1987 г.)

Поступила от Федерального агентства морского и речного транспорта в 2017 году.

Изготовлена из фарфора по случаю 50-летия открытия Канала имени Москвы (1937-1987 гг.). Полихромная надглазурная роспись иллюстрирует пейзажи с видами канала.

10. Карманные календарики (СССР, 1960-е - 1990-е гг.)

Коллекция передана в дар музею Пономаревым Антоном Борисовичем в 2017-2018 годах.

11. Мемориальный комплекс Александра Александровича Давыденко - руководителя Росморречфлота (2005-2016 гг.)

Коллекция передана в дар музею Давыденко Александром Александровичем в 2019 году.