Честь дороже жизни значение. "честь дороже жизни" - сочинение-рассуждение. Материал подготовила, создатель online школы «самарус»

В середине апреля 1942 года, 75 лет назад, в ходе Ржевско-Вяземской операции, сковавшей превосходящие силы врага на подступах к Москве, оказавшись в окружении, застрелился командующий 33-й армией генерал-лейтенант Михаил Ефремов. Плену он предпочёл смерть.

Здесь, думается, уместно вспомнить о двух других генералах, оказавшихся в такой же ситуации.

Генерал-лейтенант Андрей Власов, командующий 2-й ударной армией, штаб и части которой в том же 1942 году оказались в «котле» в районе Мясного Бора, не только сам изменил Родине, но и занялся формированием из советских военнопленных т.н. «Русской освободительной армии» – боевых сил, предназначенных для военных действий против Красной армии. Спасая шкуру, Власов из боевого генерала превратился в предателя и авантюриста и понес после войны заслуженную кару (был повешен по решению суда).

Генерал от инфантерии Александр Самсонов, командующий 2-й армией Северо-Западного фронта, отважно воевавшей в августе 1914 года в Восточной Пруссии, попал в окружение в ходе неудачного для русских войск сражения в районе Мазурских озер. И тоже, как и Ефремов, пустил себе пулю в висок, чтобы избежать германского плена…

Спасая себя, генерал Власов навеки опозорил свое имя, а генералы Самсонов и Ефремов, пожертвовав жизнью, своих имен не запятнали. Потому что честь для воина всегда дороже жизни

Каков же был путь Михаила Григорьевича Ефремова к вершинам воинской доблести?

Родился он 27 февраля (11 марта) 1897 г. в Тарусе Калужской губернии (ныне Калужская область) в семье небогатых мещан. Трудовая деятельность началась рано: сызмальства помогал отцу по хозяйству на мельнице, а потом способного подростка приметил московский промышленник Рябов. Михаил вначале работал подмастерьем на фабрике Рябова в Москве, затем поступил учеником к мастерам-гравёрам, а потом - на шестилетние Пречистенские рабочие курсы.

На военную службу был мобилизован в сентябре 1915 г. Сначала служил рядовым в 55-м запасном полку, однако вскоре его отправили учиться в школу прапорщиков, в грузинский город Телави. По окончании её весной 1916-го он был направлен в Действующую армию, на Юго-Западный фронт.

Командиром артиллерийского подразделения участвовал в Брусиловском прорыве. Михаил Григорьевич, умный, решительный, богатырского сложения, быстро завоевал авторитет у солдат, которые вскоре стали уважительно звать его «наш прапор».

После Февральской революции 1917 года прапорщик Ефремов оказался на перепутье, между офицерством и солдатской массой, и с горечью наблюдал жуткую стихию анархии и дезертирства, захлестнувшую Русскую армию после издания провокационных директив Петросовета и Временного правительства о т.н. «демократизации».

Тем не менее, прапорщик Ефремов стал одним из первых кадровых военных, мобилизованных революцией. Рабоче-крестьянское происхождение, сочувствие идеям большевиков, честолюбивый характер – что еще нужно было для командирской карьеры в эпоху строительства нового мира?

Тогда, осенью 1917 года, он, как многие фронтовики, как тысячи рабочих, завтрашний день всецело связывал с программой РКП(б). И в красногвардейцы записался еще до появления декрета о создании Красной армии (вышедшего 15 января 1918 г.). А ведь он был из тех московских фабричных, кто не только сам умел держать винтовку в руках, но и владел командирскими навыками, знал на собственном опыте, что значит воинская дисциплина.

Как известно, в Москве большевикам и левым эсерам захватить власть оказалось сложнее, чем в Петрограде. Ефремов в эти дни был инструктором 1-го Замоскворецкого красногвардейского отряда, стрелял в сопротивлявшихся юнкеров на улицах Белокаменной…

В грозовом восемнадцатом ему доверили на Кавказском и Южном фронтах сначала красноармейскую роту, затем – батальон, полк, бригаду, стрелковую дивизию. Он бил белоказаков Краснова и Мамонтова, был ранен, угодил в воронежский госпиталь.

Подчеркнем, что его военная судьба в лихую годину Гражданской войны не была из ряда вон выходящей. В 1918 – 1919 гг. в Красную армию были мобилизованы или добровольно поступили на службу тысячи офицеров императорской армии. Назывались они в РККА, как известно, военными специалистами или, короче, военспецами. По сведениям Мобилизационного управления Всероссийского главного штаба, в период с 29 июля, когда декретом Совнаркома был объявлен первый (частичный) призыв бывших генералов и офицеров, по 15 ноября 1918 г. только по шести военным округам европейской части РСФСР было принято в Красную армию 20 488 бывших генералов и офицеров, а к концу 1918 года - 22 295 военспецов.

Конечно, известны случаи, когда отдельные военспецы совершали измену, перекидывались в лагерь белых, поднимали военный мятеж, как, например, бывший подполковник Муравьев. Но абсолютное большинство военных специалистов честно исполняли свой долг и не за страх, а за совесть служили Советской республике. Таков был и Михаил Ефремов.

При обороне в 1919 году Астрахани – стратегического центра, прикрывавшего вход из Каспия в Волгу, по которой шло снабжение центральных областей России хлебом и сырьем, – Ефремов выдвинул ряд оригинальных идей по переоснащению железнодорожных вагонов и платформ в подвижные артиллерийские батареи и пулеметные гнезда, и талантливо применил их.

В сражениях за Астрахань и Царицын краском был трижды ранен. В разгар боев по рекомендации председателя Временного ВРК С.М. Кирова вступил в ВКП(б). А в Бакинской операции 1920 года, командуя желдорполком из четырех бронепоездов, вписал свое имя в сложную Гражданской войны.

В ту пору власть в Баку принадлежала буржуазному мусаватистскому правительству, а азербайджанские большевики находились в подполье. Предсовнаркома Ульянов (Ленин) был противником «механического» присоединения Азербайджана к РСФСР: колонизаторская политика, по его убеждению, не обеспечивала прочного мира. Владимир Ильич стремился к созданию нового, союзного Азербайджана – тесно связанного с Советской Россией и политически, и экономически. Ведь бакинская нефть нужна была, как воздух.

И вот, после успешного завершения боев на Северном Кавказе 11-я армия РККА вышла к азербайджанской границе. Что было делать дальше? 17 марта 1920 г. Ленин телеграфировал Реввоенсовету Кавказского фронта: «Взять Баку нам крайне, крайне необходимо. Все усилия направьте на это, причем обязательно в заявлениях быть сугубо дипломатичными и удостовериться максимально в подготовке твердой местной Советской власти». Пришло время Ефремова…

Командуя группой из четырех бронепоездов, Михаил Григорьевич осуществил смелый прорыв своего желдорполка к столице Азербайджана, быстро покрыв дистанцию в 300 км. На головном бронепоезде «III Интернационал» следовали вожди азербайджанской революции Баба Алиев, Анастас Микоян и Газанфар Мусабеков. Артиллеристы Ефремова расчищали ему дорогу, рассеивая шрапнелью мусаватистские части. Беспримерный рейд бронепоездов обеспечил почти бескровный переворот в Баку.

Той весной молодой военачальник усвоил, что на войне важны не только верные тактические решения, не только выучка бойцов и опыт командиров, но и психологический климат, атмосфера доверия, которая соединяет армию с обществом.

А иначе – распад и бессилие, как случилось у мусаватистов…

В те дни, наверное, даже лидеры азербайджанских большевиков Баба Алиев и Анастас Микоян не представляли в точности, какое государство им предстоит строить после победы. Да и для Ефремова революционные идеи оставались скорее лозунгами – вряд ли он всерьез разбирался в марксизме, не располагая в напряженную пору военной страды временем вчитываться в научные труды. Просто в боевых условиях сомнения для командира недопустимы. Он присягнул Октябрю, проливал кровь за счастье трудового народа и заряжал своей верой других, беспрекословно, точно и в срок выполняя боевые приказы….

После Бакинской операции храброго комкора щедро, по-восточному изысканно наградило новое, Советское, правительство Азербайджана: он получил саблю с золотым эфесом, хрустальную вазу с драгоценными каменьями… А также стал кавалером ордена Красного Знамени РСФСР и аналогичного ордена Азербайджанской ССР за номером 1.

После победоносного завершения Гражданской войны Ефремов быстро шагнул в командующие войсками – поочередно Приволжского, Забайкальского, Орловского, Северо-Кавказского и Закавказского военных округов.

Но в роковом 37-м над ним, как над многими командирами, нависла беда… Герой Октября, арестованный по делу маршала Тухачевского командарм 2-го ранга Павел Дыбенко на допросах дал показания против Ефремова. К негативному флёру, окружившему Михаила Григорьевича, добавилось и его офицерское прошлое в Русской армии – тогда многих военспецов НКВД заведомо считало неблагонадежными.

Командующего округом «взяли на карандаш». Вызванный в столицу, он был поселён на два с половиной месяца под неусыпным надзором в гостинице «Москва». Фактически это был домашний арест. Дотошно проверяли каждый шаг, каждое слово. Затем начались допросы, на которых звучали фамилии Тухачевского, Якира… Другие генералы и офицеры в подобных ситуациях скисали, под давлением начинали «признаваться». Но не таков оказался Ефремов. Выдержка и сознание своей правоты его не подводили. А когда стало ясно, что из этой паутины без посторонней помощи не выбраться, он направил письмо наркому обороны Ворошилову. Обратился с письмом и к Анастасу Микояну – давнему бакинскому товарищу, который стал одним из влиятельных соратников Сталина.

Надо заметить, что немало таких отчаянных писем тогда осталось без ответа. А тут случилось невероятное. То ли подействовало заступничество наркома, бакинского боевого товарища, то ли сошлись какие-то линии в планах вождя… Словом, на Лубянку, к ежовским костоломам, Ефремов так, к счастью, и не попал. Но ему устроили последнюю проверку, похожую на спектакль.

Это был то ли допрос, то ли дружеская беседа с участием Ворошилова и Микояна, в присутствии вождя. Сталин молча выслушал объяснения Ефремова и на этот раз поверил герою Гражданской. Дело в отношении его закрыли.

…Первые месяцы Великой Отечественной, как известно, были самые трагические. Командуя 21-й армией, Ефремов ожесточённо дрался на могилевском направлении, задержал продвижение гитлеровцев к Днепру. В отчаянно тяжелом августе на время стал командующим войсками Центрального фронта. Налицо были огромные потери, сотни тысяч сдавшихся в плен красноармейцев, нескончаемые отступления, паника... Казалось, сбываются планы завоевателей, и советская «империя» вот-вот рассыплется, не выдержав самого мощного в мировой истории удара.

Но советские воины не желали мириться с этой, казалось бы, непререкаемой логикой. Духовная подмога пришла, в том числе, из героического прошлого. Офицеры вспоминали из училищного курса про далекую скифскую войну (проверенная на просторах Евразии тактика: заманить врага вглубь, а потом уничтожить), рассказывали солдатам в короткие минуты затишья об Александре Невском, Дмитрии Донском, Петре Великом, вчитывались в хронику сражений Семилетней войны, когда русские прусских бивали… Вспоминали и Гражданскую, когда революционному Петрограду и красной Москве угрожали Юденич и Деникин, но бойцы РККА выстояли. Находили новый смысл в событиях 1812 года, не случайно в библиотеках в десятки раз увеличился спрос на «Войну и мир» Толстого...

Много читал и генерал Ефремов, выкраивая время даже в дни запредельных перегрузок. В ту роковую пору генералу хотелось почувствовать себя звеном в длинной цепи, проходящей через всю историю страны. Кстати, Ефремову и воевать довелось на тех рубежах, где русские воины не раз защищали Москву от нашествий с запада.

На московском направлении он в октябре сорок первого принял командование над 33-й армией, которую быстро превратил в одну из самых боеспособных. А ведь она изначально состояла почти сплошь из записавшихся в народное ополчение, не нюхавших пороха добровольцев...

В декабре группа армий «Центр» фельдмаршала фон Бока предприняла новую решительную попытку прорыва к Москве, которая должна была увенчаться уже назначенным парадом гитлеровских войск на Красной площади. 1 декабря после мощной артподготовки две дивизии вермахта, пятикратно превосходившие в силах оборонявшихся, прорвали северо-западнее Наро-Фоминска заслон 222-й стрелковой дивизии 33-й армии. Командующий Западным фронтом Г.К. Жуков приказал Ефремову ответить встречным ударом. В операции, разработанной штабом 33-й армии, принимали участие 120 танков, стрелковая бригада, полк НКВД и два лыжных батальона. Она оказалась удачной: 76-й стрелковый полк НКВД и 136-й отдельный танковый батальон 2 декабря выбили фашистов из села Петровское. Этой операцией генерал Ефремов пресек последнюю попытку немцев прорваться к столице.

А во время начавшегося 5 декабря победоносного контрнаступления армия Ефремова 26 декабря освободила Наро-Фоминск, 4 января – Боровск, 19 января – Верею.

После непрерывных двухмесячных боев войска Ефремова нуждались в подкреплении и отдыхе. Но приказ командующего Западным фронтом гласил: во что бы то ни стало продолжать наступление на Вязьму!

Георгий Жуков, будущий Маршал Победы, скажем прямо, редко признавал собственные просчеты, да и к Ефремову – своему калужскому земляку – относился почему-то слишком сурово, отнюдь не отдавая должное его полководческим способностям. Тем дороже стоит честное признание маршала, сделанное уже после войны, когда он, с высоты прошедших лет оценивая события 1942 года, прямо сказал о том, что командованием Западного фронта и Ставкой ВГК «в то время была допущена ошибка в оценке обстановки в районе Вязьмы».

Просчеты эти объясняются, прежде всего, эйфорией после первых побед под Москвой, когда советское командование с Верховным во главе посчитало, что уже наступило время коренного перелома в войне, и Красная армия в силах гнать врага до самой границы, а может, и дальше. Но гитлеровские генералы, понукаемые фюрером, вовсе не собирались отдавать инициативу, и группировка вермахта под Москвой была спешно усилена резервами, переброшенными из Западной Европы. Поэтому врагу удалось снова усилить давление на московском направлении.

В итоге с февраля 1942 г. Ефремову пришлось действовать в окружении противника, фактически в немецком тылу. Но измученные, голодные бойцы 33-й армии (костяк которой составляли коренные москвичи-ополченцы) считали себя «железным щитом Москвы» и упорно не складывали . От голода люди обессилели, съев даже разваренные поясные ремни из кожи. Боеприпасов тоже не оставалось. К тому же растаял снег, а красноармейцы были в валенках. Как назло, рано разлилась и Угра. Держались только боевым духом…

Весь март, по приказу Жукова, навстречу окруженцам пытались «пробить коридор» части 43-й и 50-й армий. Но самому идти на прорыв, чтобы соединиться с ними, Ефремову долго запрещалось: Сталин упрямо полагал, что наступательные возможности Западного фронта отнюдь не исчерпаны.

Немцы, взяв 33-ю армию в кольцо, с каждым днем сжимали его всё туже.

9 апреля Ставка ВГК прислала за Ефремовым самолет: Сталин приказал вывезти мужественного генерала из окружения. Но Ефремов отказался оставить своих солдат в таком отчаянном положении и, по существу, нарушил приказ Верховного прибыть в Москву.

На самолет погрузили лишь знамена частей 33-й армии, чтобы они не достались врагу…

Позднее Ефремову предлагали выйти из окружения окольными тропами с небольшой охраной, но спасти армию таким маневром было невозможно. Поэтому генерал деятельно готовил прорыв всех окруженных сил 33-й армии.

Гитлеровцы тем временем выдвинули Ефремову ультиматум с почётными условиями сдачи, гарантировав жизнь всем красноармейцам и командирам. Реакцией Ефремова на него была немедленная шифрограмма в штаб Западного фронта: «Прошу нанести бомбовый удар по району с врагом: Кр. Татарка… Бесово».

Комфронта Жуков тут же нацелил боевую авиацию на указанный район. Враг получил достойный ответ в виде бомбово-штурмовых налетов, на собственной шкуре убедившись, что непреклонный генерал и в полном окружении продолжает действовать, что между ним и командованием фронта всё еще есть связь. Армия Ефремова – казалось бы, почти совсем уничтоженная – оставалась боевой силой…

В ночь с 13 на 14 апреля 1942 г. около шести тысяч солдат и офицеров во главе с командармом сумели выйти к р. Угре в районе Виселово – Новая Михайловка. Однако к удивлению Ефремова, никакого «встречного удара частей 43-й армии Западного фронта», об организации которого позднее говорил Г.К. Жуков и который позволил бы многим спастись, на самом деле так и не последовало…

К несчастью, Ефремов получил тяжелое ранение в ногу, и с трудом передвигался. В лесной чаще близ деревни Горнево он окончательно понял, что шансов выйти из окружения у него нет. Тем более, что враг наседал, а патроны были уже наперечет.

Генерал решительно отвергал саму возможность плена, а идти на прорыв самостоятельно не мог, получив три ранения. Он попрощался с товарищами, которым не пожелал быть обузой, и застрелился (согласно наиболее распространённой версии, 19 апреля).

Оставшиеся в живых ефремовцы упорно пробивались к своим, некоторые примкнули к партизанам. Большинство погибло той весной, как и командарм, предпочтя смерть плену.

Но были и те, кому удалось остаться в живых. Один из прорвавшихся из «котла» – связист Владимир Гуд – с теплотой вспоминал о военачальнике, навсегда оставшемся в памяти однополчан: «Генерал Ефремов – отец солдатский. Не оставил бойцов…». Многие командиры Западного фронта, знавшие Ефремова, были уверены, что если бы он спасся, то Сталин двинул бы его выше комкора…

Так Красная армия потеряла доблестного воина и талантливого военачальника, превыше жизни ценившего офицерскую честь. Но жизнь свою генерал Ефремов отдал, безусловно, не зря: стойкость обреченного командарма стала также одним из факторов перелома – спустя считанные месяцы война покатилась в обратную сторону… Кстати, ни свидетельства выживших, ни немецкие трофейные документы не обнаруживают ни одного факта коллективной сдачи в плен кого-либо из бойцов и командиров 33-й армии. Они не сдавались до последнего…

Немцы вскоре обнаружили тело мужественного генерала и опознали его. По приказу вражеского командования хоронили Ефремова с воинскими почестями: солдаты фюрера проявили должное уважение к достойному противнику.

Известна легенда о немецком генерале, который в тот день находился в Слободке и заявил своим солдатам: «Вы должны сражаться за Германию так же храбро и мужественно, как этот генерал за свою Родину!». Есть предположение, что это был не кто иной, как сам Вальтер Модель, будущий генерал-фельдмаршал, амбициозный и гордый военачальник. В апреле 1945-го, когда нацистские вояки уже толпами сдавались союзникам, он, наперекор соратникам и подобно Ефремову, предпочел плену самоубийство.

После войны на несколько десятилетий подвиг Ефремова и бойцов его 33-й армии почти забыли. Сказывалось негативное отношение к командарму со стороны некоторых военачальников, возлагавших почти всецело на Ефремова вину за Ржевско-Вяземский «котел»… Только в наши дни подвиг Михаила Георгиевича был оценен по достоинству: 31 декабря 1996 г. ему посмертно присвоено звание Героя России, за которую он сражался с непоколебимым мужеством и стойкостью.

Вариант 1:

Мы часто слышим отовсюду, что нет ничего дороже человеческой жизни. Я полностью согласна с этим. Жизнь - это дар, который каждый человек должен принимать с благодарностью. Но, часто окунаясь в жизнь со всеми ее преимуществами и недостатками, мы забываем о том, что важно не просто прожить жизнь, а сделать это достойно.

К сожалению, в современном мире, такие понятия, как честь, благородство, справедливость и достоинство потеряли свой смысл. Люди часто ведут себя так, что становится стыдно за весь наш род человеческий. Мы научились летать, как птицы, плавать, как рыбы, теперь осталось научиться жить, как настоящие люди, для которых честь дороже собственной жизни.

Многочисленные словари дают различные определения слова «честь», но все они сводятся к описанию лучших нравственных качеств, которые высоко ценятся в нормальном обществе. Человеку, который дорожит чувством собственного достоинства и своей репутацией, страшнее потерять честь, чем умереть.

К вопросу чести обращались многие писатели, среди которых и Михаил Шолохов. Мне вспоминается его рассказ "Судьба Человека" и главный герой Андрей Соколов, который является для меня одним из лучших образцов человека чести и достоинства. Пережив войну, страшные потери, плен, он остался настоящим человеком, для которого справедливость, честь, верность Родине, доброта и человечность стали главными принципами в жизни.

С трепетом в сердце я вспоминаю момент, когда в плену он отказался пить за немецкую победу, но выпил за свою смерть. Таким жестом он даже вызвал уважение врагов, которые отпустили его, дав буханку хлеба и масло, которые Андрей разделил поровну между товарищами в бараке. Для него честь оказалась дороже жизни.

Мне хочется верить, что большинство людей дорожат честью, больше, чем жизнью. Ведь такое отношение к ключевым понятиям нравственности и делает нас людьми.

Вариант 2:

Как часто мы слышим такие слова, как «честь», «честность», и задумываемся над значением этих слов? Под словом «честность» чаще всего мы подразумеваем поступки, которые честны по отношению к нам или другим людям. Пропустили урок по болезни, но нам не поставили двойку? Это честно. Но «честь» - это другое. Служивые часто говорят «честь имею», родители твердят, что честь нужно воспитывать в себе, а литература утверждает «береги честь смолоду». Что же такое эта самая «честь»? И что нам так нужно беречь?

Дабы ответить на поставленные вопросы, стоит заглянуть в литературу и найти там массу примеров. Например, А. С. Пушкин и роман «Капитанская дочка». Алексей Швабрин, главный герой романа, легко переходит на сторону Пугачева и становится предателем. Ему в противоположность Пушкин приводит Гринева, который под страхом смерти не ступает на роль «бесчестия». Да и вспомним жизнь самого Александра Сергеевича! Честь жены для него оказалась важнее, чем собственная жизнь.

В рассказе «Судьба человека» М. А. Шолохова есть настоящий русский воин, который никогда не предаст Родину – это Андрей Соколов. На его долю, как и на долю всего советского народа, выпало множество испытаний, но он не сдался, не скатился до предательства, а стойко вынес все тяготы и лишения, не марая свою честь. Дух Соколова настолько силен, что это замечает даже Мюллер, предлагающий русскому солдату выпить за победу немецкого оружия.

Для меня слово «честь» - не пустой звук. Конечно, жизнь – это удивительный дар, но распорядиться ею нужно так, чтобы последующие поколения помнили о нас с уважением.

Вариант 3:

Сегодня люди все чаще замечают, что понятие чести обесценивается. Особенно это касается молодого поколения, ведь оно росло в условиях уменьшения важности совести, чести, трудолюбия. Взамен люди стали более тщеславными, корыстными, а тот, кто сохранил в себе и своих детях высокие нравственными принципы, рассматривается большинством как странный, «непредприимчивый». Материальное постепенно перешло на первый план. Неужели выражение «береги честь смолоду» устарело?

Как известно, невозможно создать себе репутацию честного и правильного человека за один день. Это долгий процесс, при котором в незначительных поступках формируется внутренний стрежень честного человека. И когда этот стержень – основа существования человека, то потеря чести хуже смерти.

Ярким примером того, как люди отдают жизнь за свою честь, за честь своей семьи, страны и народа, является мрачное время Великой Отечественной Войны. Миллионы молодых людей отдали свои жизни за то, во что верили. Они не перешли на сторону врага, не сдались, не прятались, несмотря ни на что. И сегодня, спустя столько лет, мы помним и гордимся тем, что наши предки отстояли свои убеждения и честь.

Тема чести поднимается и в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочь». Отец Петруши хочет привить сыну чувство офицерской чести и отдает его служить не «по связям», а наравне со всеми. Этот же посыл сохраняется и в напутственном слове отца Петру перед уходом на службу.

Позже, когда Гринев должен будет под страхом смерти перейти на сторону Пугачева, он этого не сделает. Именно этот поступок поразит Пугачева, покажет высокие моральные принципы молодого человека.

Но честь можно проявить не только на войне. Это то, что является жизненным спутником человека каждый день. Например, Пугачев помогает Гриневу спасти Машу из плена, показав тем самым общечеловеческую честь. Делал он это не из корыстных побуждений, а потому что твердо считал, что даже его союзник не может обидеть девушку, а тем более сироту.

Честь не имеет возраста, пола, статуса, материального положения. Честь – это то, что присуще только человеку разумному, личности. И беречь ее действительно стоит, ведь восстановить запятнанное имя значительно сложнее, нежели каждый день жить честно и порядочно.

Сочинение на тему “Честь дороже жизни” (Вар 1)

Может ли у человека, что-либо быть дороже чести? кажется что ответ очевиден и он отрицательный. Но если взглянуть на этот вопрос под особенным углом более возвышенным. А какую ценность имеет жизнь, которая на всём своём протяжении омрачена грязными низкими поступками. Ведь она омрачает не только существование окружающих, но и самого деятеля, действующего за рамками благородства превращают в “товарища” нерукопожатного, одинокого и отрицаемого обществом.

Честь дороже жизни или что значит жить достойно

Допускать ошибки жизненных ситуациях – это не только неотъемлемое свойство человеческой натуры, но и неизбежная часть любой, хоть сколь-нибудь насыщенной жизни деятельного человека. Но ошибки могут иметь разную степень тяжести. Некоторые из них наносят непоправимый вред течению судьбы.

В любой ситуации самое главное – это вести себя достойно. Не допускать, чтобы проявление эмоций, импульсивность могли усугубить допущенные ошибки и наложить тень на репутацию. Многое будет прощено если человек не опустился до полного бесчестия.

Можно лишиться всего, но при этом не потерять уважения окружающих оставаясь в общепринятых рамках благородства. Это всегда будет оценено окружающими по достоинству.

Измененная форма восприятия

Современные понятия о чести кардинально отличаются от тех, сто были общепризнанными ещё 100-150 лет назад. Теперь уже не всякая девушка даже глазом моргнёт будучи обвинённой в грязных поступках. В былые времена, даже намёк на это мог послужить сведением счетами с жизнью. Подобных примеров и сравнений можно привести целую массу. У современных мужчин даже больше поводов беспокоиться о своей чести если согласовывать их с принципами прошлого. Пожалуй довольно большой части населения Земли не должно было бы существовать.

Но нас становится больше и больше. Потому что изменяются общепринятые устои, а такие высокие понятия, как честь и благородство просто обесценены. не все даже понимают, как их правильно трактовать.

Так может ли быть у человека что либо дороже жизни?

В современной трактовке понятий скорее всего нет. но всё равно очень важно пройти такой жизненный путь, за который не было бы стыдно и больно по истечению времени. Исключить предательство, неуважение к близкому и прочие тяжкие общественные проступки.

Честь дороже жизни (Вар 2)

Современное общество все меньше прибегает к понятиям чести. Это характерно для подрастающего поколения, которое воспитывают в иных условиях. Сейчас миром правит корысть и тщеславие. Те, кому удалось жить по высокоморальным принципам, считаются странными. Люди думают только о том, как быстрее добыть больше денег.

Что такое честь

Хорошая репутация формируется долгое время. Ее нельзя получить за один день. Потребуется долгое время демонстрировать хорошие качества. В процессе человек развивается, в нем формируется совокупная характеристика. Вот тогда потеря чести для него хуже смерть. Лучше отдать свою жизнь, чем предать свои взгляды на жизнь.

Проверкой на прочность для людей становятся кризисные ситуации. Так во время Великой Отечественной Войны многие демонстрировали свою отвагу. Миллионы отдали свою жизнь, потому что были тверды в своих взглядах и убеждениях. Люди не отрекались от Родины, даже в плену у врага. Никто не забыл подвиги этих героев. Современники могут гордиться.

Литературные примеры

Писатели и поэты часто главных героев в своих произведениях описывали, как людей чести. За пример можно взять «Капитанскую дочку». Можно наблюдать, как отец отправляет своего сына на службу, не прибегая к собственным связям. Он хочет, чтобы Петруша сам познал офицерскую доблесть. Отец говорил сыну правильные слова, которые подтверждали его благие намерения.

Молодому человеку придется доказать свою мораль. Когда предстоял выбор перейти на сторону врага под угрозой жизни, молодой парень этого не сделал. Это поступок настоящего высокоморального человека, который удивил Пугачева.

Не только война показывает людей чести. В любом поступке проявляется характер и взгляды на жизнь человека. Так даже Пугачев помогает спасти Машу, чем демонстрирует свои положительные качества. Мотивом его поступка служила не корысть. Он просто не мог допустить, что девушку сироту обидят.

Честь не зависит от возраста человека, его пола или количества денег на счете. Это понятие должно быть знакомо любой высокоморальной личности. Нужно беречь свою честь. Очистить репутацию очень сложно.

Сочинения на другие темы

«Честь дороже жизни» (Ф. Шиллер)


«Честь - это совесть, но совесть болезненно чуткая. Это уважение к самому себе и к достоинству собственной жизни, доведенное до крайней степени чистоты и до величайшей страстности».

Альфред Виктор де Виньи


Словарь В.И. Даля, определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть». Подобно достоинству, понятие честь раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Однако, в отличие от понятия достоинства, моральная ценность личности в понятии честь связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.

Но является ли честь основополагающим и жизненно необходимым свойством личности или это нечто изначально вложенное качество? Есть понятие «бесчестный», которое определяет человека без принципов, то есть не отвечающего за свои поступки и следующего вопреки общим правилам. Но, у каждого человека есть свои собственные моральные нормы и правила, значит, честь присуща всем людям без исключения. Как сказал Антон Павлович Чехов: «Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь - мы не знаем». Можно рассуждать о чести, достоинстве и совести исходя из собственных мировоззрений и переживаний, но понятие чести остается неизменным. «Честь - одна и та же у женщин и мужчин, девушек, замужних женщин, стариков и старух: "не обманывай", "не воруй", "не пьянствуй"; только из таких правил, относящихся ко всем людям, слагается кодекс "чести" в правдивом смысле слова» - говорил Николай Гаврилович Чернышевский. А если честь неразрывна связанна с жизнью, более того является составляющей существования, то может ли она быть дороже жизни? Разве можно потерять внутренние качества только из-за какого-нибудь «недостойного» поступка, которые сделают невозможным саму жизнь? Думаю, что да. Честь и жизнь - два взаимосвязанных и неразрывных понятия, дополняющих друг друга. Ведь местом «обитания» этих свойств является индивидуум. Что подтверждают слова Мишеля Монтеня: «Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле; именно здесь - основа его подлинной чести». Честь не дороже жизни, но и не дешевле. Она очерчивает рамки того, что можно позволить самому себе, и какое отношение может допустить со стороны других. Синонимом этого качества является совесть - внутренний судья духовной сущности, его путеводитель и маяк. И только всё вместе составляет личность, все зависит от всесторонней развитости, потому что «…принцип чести хотя и есть нечто отличающее человека от животных, но сам по себе он не заключает в себе ничего такого, что могло бы поставить человека выше животных» - Артур Шопенгауэр. Другое понимание чести соотноситься с нынешнем определением репутации. Это то, каким человек показывает себя другим людям в общении и делах. В данном случае важно «не уронить достоинства» именно в глазах других людей, ведь мало кто захочет общаться с грубияном, вести дела с ненадежным человеком или помочь в нужде бессердечному скряге. Вообще понятия чести и совести очень условны, очень субъективны. Они зависят от системы ценностей, принятой в какой-либо стране, в каком-либо кругу. В разных странах, у разных людей совесть и честь имеют совершенно неодинаковые толкования, значения. Стоит прислушаться к мнению известного британского писателя-романиста Джорджа Бернарда Шоу: «Лучше стараться быть чистым и светлым: ты - это окно, сквозь которое ты смотришь на мир». совесть есть достоинство репутация

Честь и совесть - одна из важнейших характеристик души человека. Соблюдение правил чести дает человеку душевное спокойствие и жить в согласии со своей совестью. Но во что бы, то, ни стало, ничто не должно быть дороже жизни, потому что жизнь - самое дорогое, что есть у человека. И отнять жизнь только из-за каких-либо предрассудков или принципов ужасно и непоправимо. А не сделать необратимую ошибку поможет воспитание в себе нравственных принципов. Нужно стараться жить в гармонии с природой, обществом и самим собой.