Конспект урока Н.В. Гоголь « Мертвые души». Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Чичиков — герой "новой формации"

Урок 5

Н.В. Гоголь « Мертвые души». Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

Цели : продолжить знакомство учащихся с содержанием поэмы, охарактеризовать главного героя поэмы Чичикова, формировать у обучающихся умения составлять характеристику персонажей, формировать умения и навыки строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

Оборудование : таблицы, учебник, текст поэмы « Мертвые души», раздаточный материал, таблица, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока : урок - анализ художественного произведения

Прогнозируемые результаты : учащиеся знают о системе образов поэмы Н.В. Гоголя

«Мертвые души», умеют характеризовать главного героя Чичикова, анализировать текст, пересказывать отдельные эпизоды в форме описания, участвуют в беседе, вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой.

Ход урока

I . Организационный этап

II . Актуализация опорных знаний

III . Мотивация учебной деятельности

Учитель: В 11 главе Н.В. Гоголь пишет, что русская литература много внимания уделяла « добродетельному» герою:» Нет писателя, который бы не ездил на нем верхом, понукая и кнутом, и всем, чем попало» Но в реальной действительности в крепостническом обществе не последнюю роль играют люди -подлецы. Кажется, отношение Гоголя к своему герою предельно ясно. Есть ли будущее у Чичикова? Кто же, наконец, находится в бричке, запряженной тройкой, которая несется вдаль? Обратимся еще раз к главному герою. Этот образ является связующим звеном между главами. Что же мы знаем о нем?

IV . Работа над темой урока

А) Чтение эпизода « Чичиков в трактире»

Каким вы увидели П.И. Чичикова?

Б) Чтение эпизода « Встреча Манилова и Чичикова»

Каким вы видите в этом эпизоде Чичикова?

Начинается знакомство с крепостниками с Манилова, достаточно приятного внешне человека. Чичиков ищет «Заманиловку», но «деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру—открытом всем ветрам... покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций! пять-шесть берез небольшими купами... Под двумя из них была беседка... с надписью: "Храм уединенного размышления"... вляли две бабы, которые, картинно подобравши платья... ° ли п° колени в пРУДе" влача... бредень». Павлу Ивановичу Чичикову и читателям открывается доволь-претенциозная и одновременно жалкая картина. Сам Манилов встрече с Чичиковым ведет себя излишне любезно, до притор-ти навязчиво. О нем автор говорит, что Манилова можно оха-актеризовать так: «Есть род людей, известных под именем: люди себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан...» Манилов первоначально кажется приятным и обходительным человеком, но Гоголь то и дело вводит в описание детали, характеризующие его не с лучшей стороны. В кабинете хозяина «всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». Великолепная деталь, показывающая умственный уровень помещика. Его эстетические запросы ограничиваются тем, что он вываливает на подоконник пепел из трубки, выстраивая не то беспорядочные кучи, не то «строя» что-то фантастическое. Манилов совершенно не занимается хозяйством, передоверив крестьян приказчику-вору. Он ни сам не знает, сколько умерло крепостных, ни вызванный на доклад приказчик. Манилова не интересует суть дела Чичикова. Он не может понять, для чего Павлу Ивановичу нужны мертвые души. Чичиков, подстраиваясь под «изящный стиль» хозяина, выражает свои мысли витиевато, называя умерших — «которые в некотором роде окончили свое существование». Чичиков озадачивет Манилова на миг, но потом все проходит: помещик не привык задумываться, ему достаточно слова мошенника, и Манилов готов дальше восхищаться Павлом Ивановичем, он ради «нового приятеля» собственноручно перепишет список всех умерших крестьян, украсит его шелковой лентой. Как ярко высвечивается характер Манилова. Он делает бездумно «грязное» дело, но перевязывает «упаковку» красивой лентой, его интересует не суть, а внешняя красивость. Этому легковеру достаточно невнятных фраз Чичикова, чтобы успокоилась его совесть, а может быть, она и не просыпалась?! Интересен и образ Чичикова. Он прекрасный психолог, понимающий «природу Манилова». Павел Иванович, говоря с помещиком, начинает так же елейно улыбаться, лебезить перед Хозяином, принимая его манеру поведения. Чичикову важно доиться своей цели — собрать как можно больше душ умерших крестьян, не прошедших ревизской сказки. Он задумал гранди-°3Ную аферу и теперь идет напролом к своей цели. Для него не существует нравственного барьера, который бы нельзя было обойти. Гоголь сумел увидеть нарождающийся класс капиталистов и гениально изобразил отдельных его типов. Писатель ним из первых увидел неприглядное «лицо» капитала и зал его «во всей красе» в поэме «Мертвые души».

2. Аналитическая беседа

В чем сходство и различие в характерах Чичикова и каждого помещика. В каких ситуациях герой ведет себя как помещики? Чем Чичиков принципиально отличается от помещиков?

Благодаря каким качествам Чичикову удается завоевать симпатии помещиков? В чем секрет его обаяния?

Кто такой капитан Копейкин? Пересекаются ли чичиковский идеал и понятие о капитале капитана Копейкина?

Как связаны с названием произведения образы помещиков и Чичикова?

Есть ли в поэме « живые души»? Кто они?

Какова роль в поэме» Повести о капитане Копейкине»?

3. Коллективная работа над составлением таблиц « Павел Иванович Чичиков», « Сходство Павла Ивановича Чичикова с другими помещиками»

Павел Иванович Чичиков

Этапы жизни

Детство

Не имел знатного происхождения, в семье не было материального достатка, все было серо, уныло, болезненно - «вот бедная картина первоначального его детства, о котором едва сохранил он бледную память».

Образование
а) наказ отца
б) обретение собственного опыта

Получил образование в классах городского училища, куда его отвез отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть, и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь, все прошибешь на свете копейкой».
Сумел построить отношения с товарищами по классу таким образом, что они его угощали; сумел собрать денег, прирастив их к оставленной отцом полтине. Для накопления денег использовал любые возможности:
- слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал;
- накупил на рынке съестного, предлагал проголодавшимся одноклассникам из тех, кто был побогаче;
- выдрессировал мышь, научил ее вставать на задние лапки и продал;
- был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умеющим предупреждать любое желание учителя.

Служба
а) начало службы
б) продолжение карьеры

«Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или сорок рублей в год...» Благодаря железной воле, умению себе во всем отказать, сохраняя при этом аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих: «...Чичиков представлял во всем совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупотреблением никаких крепких напитков».
Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным способом - угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, которую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным».
Служба в комиссии «для построения какого-то казенного капиталь¬ного строения». Стал позволять себе «некоторые излишества»: хо¬роший повар, хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приоб¬ретение пары лошадей...
Вскоре вновь потерял «теплое» местечко. Пришлось поменять два- три места. «Добрался до таможни». Провернул рискованную операцию, на которой сначала обогатился, а потом «погорел» и потерял почти все.

Приобретение «мертвых душ»
Как появилась идея приобретения.

После того как Чичикова выгнали со службы в таможне, он пробует найти новую службу. «И в ожидании лучшего принужден был даже заняться званием поверенного».

Появление Чичикова в губернском городе

Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать и губернский город, и усадьбы. Быстро разгадав человека, он умеет найти подход к каждому. Остается только поражаться неистощимому разнообразию всех «оттенков и тонкостей его обращения».

«Неодолимую силу характера», «расторопность, проницательность и прозорливость», все свое умение обворожить человека пускает Чичиков в ход, чтобы достичь желаемого обогащения.

Сходство Павла Ивановича Чичикова с другими помещиками

омещик и его отличительная черта

Как это черта проявляется в характере Чичикова

Манилов - «слащавость», приторность, неопределенность

Все жители губернского города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях. «Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор - что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек председатель палаты - что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер - что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера - что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны... сказал ей [жене]; «Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!»

Коробочка - мелочная скаредность

Знаменитая шкатулка Чичикова, в которой все разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны Коробочки.

Ноздрев - самовлюбленность

Желание и умение всем нравиться; испытывать расположение к себе со стороны всех - вот потребность и необходимость для Чичикова: «Герой наш отвечал всем и каждому и чувствовал какую-то ловкость необыкновенную: раскланивался направо и налево, по обыкновению своему несколько набок; но совершенно свободно, так что очаровал всех...»

Собакевич - грубая прижимистость и цинизм

Даже Ноздрев замечает, что в Чичикове нет «...никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич».

Плюшкин - собирание ненужных вещей и тщательное их хранение

Во время осмотра города N «...оторвал прибитую к столбу афишу с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а затем герой «...свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что ни попадалось».

Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нем есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.

4. Мини-дисскусия

Можно ли назвать Чичикова героем его времени?

Почему деятельность Чичикова не может быть созидательной?

При каких условиях могла появиться такая личность?

Насколько такой герой интересен современному читателю?

V . Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

Чичиков - герой великого, классического произведения, созданного гением, герой, воплотивший результат авторских наблюдений и размышлений над жизнью, людьми, их поступками. Образ, вобравший типические черты, и потому давно уже вышедший за рамки самого произведения. Имя его стало нарицательным для людей - пронырливых карьеристов, подхалимов, стяжателей, внешне «преприятных», «порядочных и достойных». Более того, у иных читателей оценка Чичикова не столь однозначна. Постижение этого образа возможно лишь при кропотливом, внимательном анализе не только самого произведения, но и огромного массива критической литературы, и последующей жизни образа в русской литературе и культуре в целом.

VI . Домашнее задание

Творческое задание: Напишите сочинение-рассуждение по высказыванию «И еще одна причина… препятствовала вступлению Гоголя в область романа: Гоголь миновал женский характер во всей его глубине» Согласны ли вы с этим утверждением?

— поэма Гоголя, которая стала очень популярной. Ее не только с удовольствием читали и читают, но и не раз экранизировали. Многие фразы стали крылатыми, да и персонажи стали символическими. В произведении мы знакомимся с героем Чичиковым. Давайте же в сочинении по произведению Мертвые души проанализируем Чичикова и разберемся кто он: это новый герой эпохи или же ее антигерой.

Уже вначале автор нас знакомит с портретными характеристиками Чичикова. Был Чичиков ни стар, ни молод, внешне не красавец, но и не дурной наружности. Он и не толстый, и не худой. Словом, средний человек, которому не чуждо стремление к наживе, и которому хочется красивой жизни. Если в других произведениях герои являются лишними людьми той эпохи, где они живут, то Чичиков как раз очень хорошо в эпоху вписывается. Вписывается в жизнь, где живут люди не бедные материально, однако они бедны духовно. Среди них герой не выделяется и предстает перед нами обыкновенным человеком своего времени.

Чичиков новый герой или антигерой?

Является ли Чичиков новым героем своего времени? Без сомнения. Но он не только герой, а еще и антигерой.

Читая произведение, мы видим рождение нового поколения с достойными качествами, вот только воспитывалось поколение по старым взглядам. Вот и рождались люди, подобные Чичикову. Они стараются обогащаться любыми способами, смотрят вперед и идут к цели, правда из-за своей духовной опустошенности не могут происходящее оценивать трезво. Поэтому над их рассудком господствует опьянение наживой. Люди начинают прогорать. Но стоит им лишиться всего, как герои отрезвляются. Люди новой эпохи не могут одновременно руководствоваться разумом, душой и сердцем. Они попадают в плен своих страстей, не умеючи просто жить. Верх обычно берет алчность и души людей попросту становятся мертвыми, как души Манилова, Плюшкина, Собакевича и других персонажей.

Почему Чичиков антигерой? Читая произведение, мы видим духовную деградацию людей. Да, Чичиков не приносит вреда в духовном плане, в обществе само собой происходит омертвление душ, так как пережитые порядки сложно искоренить. Вот только герой вредит сам себе, ведь идет по жизни с моралью: все сделаешь и все победишь в мире деньгами. При этом Чичиков находит себе оправдание, ведь так делают все. Имея такие принципы, наш герой и сам омертвляет свою душу. Нет, его преступником своего века не назовешь, он лишь один из тех, кто представляет новое поколение. Он не законченный скряга, который только и думает о деньгах. Он еще и о семье мечтает, да и осуждать за желание жить лучше и в достатке мы его не можем, ведь сами к тому стремимся. Вот только вопрос в другом. Можно ли с помощью лжи, лицемерия, обмана строить свое благосостояние, не нанося вред своему духовному миру. Думаю, это риторический вопрос, который не нуждается в ответе.

На уроке литературы мы познакомились с произведением Н.В. Гоголя «Мертвые души». Эта поэма приобрела большую популярность. Произведение неоднократно экранизировалось как в Советском Союзе, так и в современной России. Так же имена главных персонажей стали символическими: Плюшкин - символ скупости и хранения ненужных вещей, Собакевич - неотёсанный человек, маниловщина - погружение в мечтания, не имеющие связи с действительностью. Некоторые фразы стали крылатыми выражениями.

Главным героем поэмы является Чичиков. Портрет Чичикова отличается от остальных жителей города. Он не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок, не стар, но и не молод. Автор относит его к «господам средней руки». Но все же Чичиков любил, чтобы все в его внешности было благородно, т.к. внешность является одним из его главных оружий. Сначала он носил фрак брусничного цвета, но после к концу поэмы меняет его на пиджак европейского стиля. Это можно объяснить тем, что он чувствует изменение своего положения в обществе. Его статус вырос, поэтом выглядеть теперь нужно иначе. Людям с высокими чинами он старался льстить и не позволял грубости в разговоре, а с ровней или же с низшими чинами он вел себя горделиво. Все герои отзывались о нем, как о порядочном человеке, даже «Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны», назвал его «пренеприятным человеком».

Происхождение Чичикова «темно и скромно». Он – дворянин, столбовой или личный – не известно. Детство его прошло в маленьком домике, без товарищей, друзей, с больным отцом. Отец постоянно заставлял учиться сына грамоте, и воспитывал его по принципу «не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце». Когда отец отдавал сына в училище, он дал ему наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителями начальникам. Водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете » Чичиков следовал наставлению отца и очень преуспел в этом деле. В результате он вырос эгоистом, жадность которого не имеет границ.
В училище он угождал учителю, как наставлял отец, и закончил учебу с неплохими оценками. Так же Чичиков преуспел в коммерческих делах. Он отказывал себе во всем и продавал товарищам их же угощения, после он проявлял инициативу разными способами и стал зарабатывать на этом неплохие деньги. Копейка стала для него выше всяких человеческих отношений. Когда его бывшие товарищи собирали деньги для помощи учителю, оказавшемуся в беде, Чичиков отговорился неимением и был готов дать лишь пятак серебра. Так началась его политика накопительства.

На службе Чичиков находил подход даже к самому неприступному начальнику. Он тонко чувствует натуру человека и является хорошим артистом. Все это помогает в работе. Так же хотелось бы отметить его терпеливость. Не каждый готов ждать столько, чтобы достичь своей цели, учитывая все взлеты и падения, которые пережил Чичиков. Хотелось бы рассказать о его службе на таможне. В начале он делает вид, что пришел служить с благими намерениями. Начальство повышают его, и тут он принимается за свои истинные цели. Но по неосторожности он привлекает к этому делу своего товарища. После, позволив себе глупость, он умудряется с ним поссориться. И в конце они доносят начальству друг о друге.

    • Творчество Николая Васильевича Гоголя пришлось на мрачную эпоху Николая I. Это были 30‑е гг. XIX столетия, когда в России после подавления восстания декабристов царила реакция, все инакомыслящие преследовались, лучшие люди подвергались гонениям. Описывая современную ему действительность, Н. В. Гоголь создает гениальную по глубине отражения жизни поэму «Мертвые души». Основа «Мертвых душ» в том, что книга является отражением не отдельных черт действительности и характеров, а действительности России в целом. Сам […]
    • Что такое образ литературного героя? Чичиков – герой великого, классического произведения, созданного гением, герой, воплотивший результат авторских наблюдений и размышлений над жизнью, людьми, их поступками. Образ, вобравший типические черты, и потому давно уже вышедший за рамки самого произведения. Имя его стало нарицательным для людей – пронырливых карьеристов, подхалимов, стяжателей, внешне «преприятных», «порядочных и достойных». Более того, у иных читателей оценка Чичикова не столь однозначна. Постижение […]
    • «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная бричка… В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным». Так появляется в городе наш герой – Павел Иванович Чичиков. Давайте и мы, следуя за автором, познакомимся с городом. Все говорит нам о том, что это типичный губернский […]
    • Французский путешественник, автор знаменитой книги «Россия в 1839 г.» маркиз де Кестин писал: «Россией управляет класс чиновников, прямо со школьной скамьи занимающих административные должности…каждый из этих господ становится дворянином, получив крестик в петлицу…Выскочки в кругу власть имущих, они и пользуются своей властью, как подобает выскочкам». Сам царь с недоумением признавался, что не он, самодержец всероссийский, управляет своей империей, но им же поставленный столоначальник. Губернский город […]
    • В знаменитом обращении к «птице‑тройке» Гоголь не забыл и мастера, которому тройка обязана своим существованием: «Не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьем, с одним топором и долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик». Есть еще один герой в поэме о мошенниках, тунеядцах, владельцах живых и мертвых душ. Неназванный герой Гоголя – это крепостные рабы. В «Мертвых душах» Гоголь сложил такой дифирамб русскому крепостному люду, с такой прямой наглядностью […]
    • Н. В. Гоголь задумывал первую часть поэмы «Мертвые души» как произведение, раскрывающее социальные пороки общества. В связи с этим он искал для сюжета не простой жизненный факт, а такой, который бы дал возможность обнажить скрытые явления действительности. В этом смысле Гоголю как нельзя лучше подошел сюжет, предложенный А. С. Пушкиным. Замысел «изъездить вместе с героем всю Русь» давал автору возможность показать жизнь всей страны. А поскольку Гоголь описывал ее так, «чтобы вся мелочь, которая ускользает от […]
    • Осенью 1835 г. Гоголь принимается за работу над «Мертвыми душами», сюжет которых, как и сюжет «Ревизора», был ему подсказан Пушкиным. «Мне хочется в этом романе показать, хотя с одного боку всю Русь», – пишет он Пушкину. Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы – «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других» Объясняя выбор героя, автор говорит: «Потому что пора, наконец, дать отдых бедному добродетельному человеку, потому что […]
    • Нужно отметить, что эпизод столкновения экипажей распадается на две микротемы. Одна из них – это появление толпы зевак и «помощников» из соседней деревни, другая – мысли Чичикова, вызванные встречей с молоденькой незнакомкой. Обе эти темы имеют как внешний, поверхностный пласт, касающийся непосредственно персонажей поэмы, так и пласт глубинный, выводящий на масштаб авторских размышлений о России и ее людях. Итак, столкновение происходит внезапно, когда Чичиков про себя посылает проклятия Ноздреву, думая, что […]
    • Чичиков познакомился с Ноздревым раньше, на одном из приемов в городе NN, но встреча в трактире – первое серьезное знакомство с ним как Чичикова, так и читателя. Мы понимаем, к какому типу людей принадлежит Ноздрев, сначала видя его поведение в трактире, его рассказ о ярмарке, а затем прочитав непосредственную авторскую характеристику этого «разбитного малого», «исторического человека», имеющего «страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины». Чичикова мы знаем как совсем другого человека – […]
    • Поэма Гоголя « Мертвые души» – одно из величайших и в то же время загадочных произведений XIX в. Жанровое определение «поэма», под которой тогда однозначно понималось лирико‑эпическое произведение, написанное в стихотворной форме и по преимуществу романтическое, воспринималось современниками Гоголя по‑разному. Одни нашли его издевательским, а другие усмотрели в этом определении скрытую иронию. Шевырев писал, что «значение слова “поэма” кажется нам двояким... из‑за слова “поэма” выглянет глубокая, значительная […]
    • В поэме Гоголя «Мертвые души» очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы помещиков крепостников. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию. После написания и публикации поэмы Гоголь сказал: «“Мертвые души” произвели много шума, много ропота, задели за живое многих и насмешкою, и правдою, и карикатурою, коснулись […]
    • Николай Васильевич Гоголь - один из гениальнейших авторов нашей необъятной Родины. Он в своих произведениях говорил всегда о наболевшем, о том, чем жила Его Русь в Его время. И так это замечательно у него выходит! Этот человек действительно любил Россию, видя, какая наша страна на самом деле - несчастливая, обманчивая, заблудшая, но в то же время - родная. Николай Васильевич в поэме "Мертвые Души" дает социальный срез тогдашней Руси. Описывает помещичество во всех красках, раскрывает все нюансы, характеры. Среди […]
    • Поэма «Мертвые души» отражает социальные явления и конфликты, которыми характеризовалась русская жизнь 30‑х – начала 40‑х гг. XIX в. В ней очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы того времени. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию, причем независимо от того, была ли она личностью рабовладельца или […]
    • Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нём объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в Мёртвых душах. Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Сберегающий старую подошву, глиняный черепок, […]
    • Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора. Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю […]
    • Помещик Внешность Усадьба Характеристика Отношение к просьбе Чичикова Манилов Человек ещё не пожилой, глаза сладкие, как сахар. Но вот этого сахару было чересчур много. В первую минуту разговора с ним скажешь, какой приятный человек, через минуту ничего не скажешь, а на третьей минуте подумаешь: "Черт знает, что такое!" Господский дом стоит на возвышении, открыт всем ветрам. Хозяйство в полном упадке. Ворует ключница, в доме постоянно чего-то не хватает. На кухне готовится бестолково. Слуги - […]
    • Помещик Портрет Характеристика Усадьба Отношение к ведению хозяйства Образ жизни Итог Манилов Симпатичный блондин с голубыми глазами. При этом в его внешность "казалось чересчур было передано сахару". Слишком заискивающий взгляд и поведение Слишком восторженный и изысканный мечтатель, который не испытывает никакого любопытства ни к своему хозяйству, ни к чему бы то ни было земному (он даже не знает, умирали ли его крестьяне после последней ревизии). При этом мечтательность его абсолютно […]
    • Композиционно поэма «Мертвые души» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов. помещики, город, жизнеописание Чичикова, объединенных образом дороги, сюжетно связанных аферой главного героя. Но среднее звено - жизнь города - само состоит как бы из сужающихся кругов, тяготеющих к центру; это графическое изображение губернской иерархии. Интересно, что в этой иерархической пирамиде губернатор, вышивающий по тюлю, выглядит как бы фигурой марионеточной. Истинная жизнь кипит в гражданской […]
    • Чичиков, познакомившись в городе с помещиками, получил от каждого из них приглашение посетить имение. Галерею владельцев «мертвых душ» открывает Манилов. Автор в самом начале главы дает характеристику этого персонажа. Внешность его первоначально производила очень приятное впечатление, затем – недоумение, а в третью минуту «… скажешь: “Черт знает что такое!” и отойдешь подальше…». Слащавость и сентиментальность, выделенные в портрете Манилова, составляют сущность его праздного образа жизни. Он постоянно о чем‑то […]
    • Гоголя всегда привлекало все вечное и незыблемое. По аналогии с "Божественной комедией" Данте он решает создать произведение в трех томах, где можно было бы показать прошлое, настоящее и будущее России. Даже жанр произведения автор обозначает необычно - поэма, поскольку в одном художественном целом собраны разные фрагменты жизни. Композиция поэмы, которая строится по принципу концентрических кругов, позволяет Гоголю проследить движение Чичикова по губернскому городу N, усадьбам помещиков и всей России. Уже с […]
  • Урок литературы в 9 классе.

    Тема: Образ Чичикова. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души.

    Цели урока:

    Показать отношение Гоголя к современной ему действительности;

    Раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность;

    В ходе исследовательской деятельности прийти к решению проблемного вопроса.

    Задачи:

      Научить ребят мыслить, развивать свои читательские умения, способствующие проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.

      Развить исследовательские и коммуникативные компетентности учащихся, навыки анализа текста.

    Оборудование: текст поэмы, мультимедийная презентация урока, карточки, портрет Н.В.Гоголя.

    Ход урока

      Организационный момент:

    Добрый день, ребята! Прежде, чем начать урок, я попрошу вас посмотреть доброжелательно на наших гостей и одарить их улыбкой. Улыбнитесь друг другу и мне. Спасибо. Улыбка всегда помогает в общении. Садитесь.

    2. Актуализация знаний.

    1.Слово учителя литературы.

    Ребята, уже несколько уроков мы с вами посвятили изучению поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Мы побывали в губернском городе, познакомились с местными чиновниками, побывали в гостях у помещиков. Составили на каждого синквейн. Наиболее емкие и интересные перед вами на слайде. Слайд № 1

    Но прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, я предлагаю посмотреть небольшую инсценировку, подготовленную вашими одноклассниками, по рассказу известного писателя Василия Шукшина « Забуксовал»

      Инсценировка.

      Учитель.

    Итак, на уроке сегодня мы будем говорить еще об одном герое поэмы Гоголя «Мертвые души», который так возмутил Романа. Кого несет в поэме Русь-тройка. Почему же Русь-тройка везет именно Чичикова?

    Так о ком же идет речь? И какова, по - вашему, тема нашего урока. ?

    (Правильно, сегодня мы рассмотрим образ Павла Ивановича Чичикова). Рассмотрим основные этапы его жизни: детство, образование, службу. Его связь с помещиками. И ответим на самый главный вопрос, мучающий много поколений читателей у Чичикова «живая» или «мёртвая» душа?

    Откроем тетради. Записываем число и тему урока «Образ Чичикова. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души».

    Сегодня у нас будет групповая и индивидуальная работа. На уроке будут присутствовать три эксперта, которые подведут итог.

    В книгах, как и в жизни, мы встречаемся с «хорошими» и «плохими» людьми. Прочитав художественное произведение, посмотрев фильм, мы примерно также оцениваем героев, как оценил Чичикова Роман из рассказа Шукшина.

    Мнения критиков и литературоведов по отношению к нему очень неоднозначны. Дома вы подбирали высказывания и цитаты о нашем герое.

      Проверка домашнего задания.

    Чтение цитат учащимися.

      К примеру, современные литературоведы Петр Вайль и Александр Генис считают, что Чичиков – это « заурядный, серый» господин средней руки» Маленький человек с маленькими страстями, который слишком мелок для России»

    2 .А вот Вадим Валерианович Кожинов называет этого героя « по-настоящему сильной личностью».

    3.Русский писатель Владимир Набоков называл Чичикова « колоссальным шарообразным пошляком» и считал, что « дурак в нем виден потому, что он с самого начала совершает промах за промахом».

      А вот исследователь Игорь Петрович Золотусский хоть и считает Чичикова подлецом, но говорит, что « он все же подлец какой-то странный…»

    Учитель: Такие прямо противоположные мнения лишь подтверждают замечание молодого Николая Гавриловича Чернышевского о том, что у Гоголя « этот характер самый трудный»

    Слайд № 2

    Изучение нового материала.

    Итак, кто же такой Чичиков: яркая, сильная личность или заурядный « маленький человек» Самый «мертвый» из всех гоголевских персонажей или новый герой эпохи?

    Попытаться ответить на все эти вопросы – цель нашего урока.

    Чтобы ответить на этот непростой вопрос, вспомним, что представляют из себя помещики. Вам предстоит поработать над пятью образами. Каждая группа должна выявить те качества, которые роднят Чичикова с тем или иным помещиком.

    «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого»,- сказал о своих героях Гоголь.

    Сегодня на уроке мы встретимся с вами со словами, которые вам мало, известны. Сейчас мы раскроем их значение.

    Слайд № 3

    Словарь

    Деградация - постепенное ухудшение, приводящее к вырождению.

    Повытчик – это столоначальник, начальник казенной палаты.

    Обсуждение в парах вопроса:

    Последовательность в изображении деградации помещиков в поэме

    Манилов – Чичиков (деликатность, маниловская любовь к фразе); Слайд №4

    Коробочка - Чичиков (накопительство, торговая деловитость ); Слайд №5

    Ноздрев- (лживость, самовлюбленность); Слайд №6

    Собакевич- (прижимистость, грубая прижимистость, холодный цинизм) ; Слайд №7

    Плюшкин-(бережливость, собирание ненужных вещей, тщательное их хранение, жадность ). Слайд №8

    Таблица Чичиков Слайд №9

    Учитель: Итак, давайте, под итожим, какие же черты характера, образ жизни свели помещиков и Чичикова. Что у них общего?

    Работа над темой урока ( Проблемный вопрос)

    Так как же сформировался такой характер? Откуда же появились такие черты. Нам нужно вернуться в детство.

    Почему же Николаю Васильевичу так важно было посвятить целую 11 главу

    биографии Чичикова?

    (Она важна для мотивировки его поступков и черт характера)

    Исследовательская работа по 11 главе произведения

    Учитель: Работаем группами. Материал для исследования – 11 глава произведения

    Каждая группа получает задание на карточке.

      Детство.

      Образование.

      Служба

      Приобретение «мертвых душ». Как появилась идея приобретения.

      Появление Чичикова в губернском городе.

    А теперь каждая группа защитит свою работу. Для этого к доске приглашаются по одному человеку.

    Большое спасибо группам, вы проделали колоссальное исследование, которое поможет нам ответить на вопросы раскрывающие образ Чичикова. И почему он таким стал?

    Учитель: внимание на вопросы:

      Какой совет получил Павел Иванович от отца, поступая в училище? Как воспользовался Чичиков этим советом?

    2.Как прошли его школьные годы? Какую цель поставил Чичиков, вступая в жизнь?

    3. Центральное место в биографии Чичикова занимает его служебная карьера.

    4. С чего началось служебное поприще Чичикова?

    5. Какие средства избирает он, чтобы сделать карьеру?

    6. Как удалось Чичикову расположить к себе повытчика?

    7. Куда перешел Чичиков из казенной палаты? Чего достиг на новом месте? Почему пришлось ему уйти из комиссии по сооружению казенного здания?

    8.Почему Чичиков мечтал служить на таможне? Как складывалась его карьера в качестве таможенного чиновника? Почему она закончилась крахом?

    9. Как реагировал Чичиков на все свои жизненные неудачи и провалы? Как возникла у него мысль о приобретении мертвых душ»

    Учитель: Как мы видим, этапы служебной карьеры Чичикова – это история его взлетов и падений, но при всем этом она обнаруживает такие черты его характера, как энергичность, деловитость, предприимчивость, неутомимость и упорство.

    Закрепление материала

    А сейчас выслушаем мнение экспертов.

    1-ый эксперт : Чичиков хитрый, потому что все его дела направлены только ему на пользу. А древние греки говорили, что хитрость – это подлость ума. Поэтому Гоголь называет его прямо – подлецом. Глава, в которой открывается истинное лицо Павла Ивановича, нового русского человека, заставляет содрогнуться от его низости. Чичиков способен на хладнокровную и спланированную подлость. Он умеет подобрать нужный инструмент для каждого случая и тщательно продумать каждый свой шаг. Ради наживы он может быть любящим сыном и женихом или неподкупным таможенником, грозой контрабандистов.

    2 эксперт. Да, я согласен. Чичиков – подлец. Сам автор называет его подлецом. И в то же время он утверждает: « Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение – вина всего: из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых дел..»Но все же он лучше всех помещиков в поэме. Обратите внимание на то, что Чичиков не совсем мертвая душа: он мечтает о любимой женщине, семье, в которой растут красивые здоровые дети. Все это свойственно для нормального человека. А эпизод с перечитыванием списков умерших крестьян показывает нам, что душа Чичикова не совсем еще омертвела, «Смотря долго на имена их, он умилился духом и, вздохнувши произнес: « Батюшки мои! Сколько вас здесь напичкано! Что вы сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?» Может ли отъявленный подлец испытывать такие чувства?

    3 эксперт . Я все- таки считаю, что Чичиков более живая душа, потому что имеет отличительные черты характера, которыми не обладают помещики, автор дает историю жизни героя, тем самым выделяя его из массы «мертвых душ», намекает на предстоящее нравственное перерождение героя, что отражено в его имени, Павел Иванович все время в дороге, он движется, а мотив дороги, путешествия в русской литературе – это мотив движения души. Гоголь мечтал о перерождении России, о людях, которые должны ее изменить. Он постоянно иронизирует над Чичиковым, но в то же время дает ему шанс на перерождение в лучшую сторону.

    Учитель: Как вы думаете, поэма называется « Мёртвые души», а Чичиков в этом произведении «живая» или «мёртвая» душа?

    Ответы детей.

    Подведение итогов:

    Таким образом мы составили образ главного героя Чичиков – « живая душа в большей степени, чем «мертвая». Поэтому автор хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению одним из первых. С этими мечтами связано

    изображение летящей, необгоняемой Руси – тройки. Многогранный и противоречивый образ Павла Ивановича Чичикова, созданный великим Гоголем, заставляет задуматься о многом. Но самое главное, что, мне кажется, хотел показать писатель в образе Чичикова, - это то, что человек – это арена постоянной, непрекращающейся борьбы светлых и темных сил за живую человеческую душу.

    Я думаю, что за время урока у вас уже сформировалось определенное мнение о герое. Предлагаю отразить его в виде синквейна.

    Составление синквейна на тему « Чичиков»

    ( Слайд № 10 Схема составления синквейна)

    Чичиков Павел Иванович

    Настойчивый, изобретательный

    Использует, перевоплощается, не забывает

    Деньги-средство, а не цель

    Покупатель «Мёртвых душ».

    Рефлексия.

    Поднимите руки те, кому сегодняшний урок помог лучше понять и принять образ Чичикова.

    Что важнее: материальное или духовное?

    Домашнее задание.

    Дома предлагаю вам поразмышлять над вопросом: «Актуален ли образ Чичикова сегодня?»

    А в ваших душах, ребята, как напутствие, пусть звучат замечательные гоголевские слова: « Забирайте же с собою в путь… все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!». Мне бы хотелось, чтобы все доброе, хорошее, светлое вы не растеряли на пути, а пронесли через всю жизнь.

    Выставление оценок.