План залов музея истории искусств в вене. Утолить жажду знаний в музее истории искусств. Новый замок — музей старинных музыкальных инструментов

Австрийская столица с ласковым названием Вена ассоциируется прежде всего с именем «короля вальсов» — Штраусом, с чарующими звуками его музыки, с венскими салонами, с музыкальными вечерами и фестивалями. Но это ещё и город старинных архитектурных памятников и замечательно интересных музеев, посещение которых оставляет глубокие впечатления. Итак, список лучших музеев Вены.

Своим появлением крупнейший музей искусства обязан просвещённому любителю живописи и графики герцогу Альберту (1738-1822), собравшему огромную коллекцию художественных работ великих мастеров кисти разных эпох. Сегодня музей содержит в своих фондах свыше 900 тысяч экземпляров графических произведений, 50 тысяч акварельных эскизов и рисунков да Винчи, Рембрандта, Рубенса, Санти, Дюрера, Пикассо, Дали и многих других знаменитых художников. Само здание музея «Альбертина» тоже можно назвать произведением искусства архитектуры.

После реконструкции 2003 года над входом установили титановую плиту (64 м), удачно дополнившую внешний облик музея и ставшую его современным символом. Впечатляет бронзовый памятник основателю музея — герцога Альберта, сидящего на «скачущем» коне. Сейчас в Альбертине в нескольких демонстрационных залах действуют постоянные и временные выставки, имеются солидная библиотека, большой читальный зал, сувенирный магазин. На постоянных экспозициях размещены работы Моне, Пикассо, Ренуара, Бэкона и других гениальных творцов кисти.

Чтобы составить более полное представление о художественных шедеврах, музей предоставляет услугу аудиогида (на многих языках, включая русский).

Открыт каждый день, с 10.00 до 18.00, в среду – до 21.00.

Бывшая летняя резиденция императорской династии Габсбургов – великолепный парково-дворцовый ансамбль, занимающий площадь длиной в 1,2 км шириной – 1 км. Величественный дворец, вмещающий 1441 комнату, выстроен по проекту Иоганна фон Эрлаха в стиле австрийского барокко, поражает своими масштабами и помпезностью. За образец архитектор брал Версальский дворец в Париже. Прилегающий парк восхищает своими ландшафтными пейзажами, «Пальмовым домиком», павильоном Генриетты, дивными фонтанами, лабиринтом в духе псевдоримских развалин и старейшим в Европе зоопарком.

Отдельного внимания заслуживает старинный Ботанический сад (1753 год) – настоящее произведение флористического искусства, с редкими видами деревьев и кустарников. Сегодня из всех залов дворца только 40 принадлежат музею, 190 – сдаются в аренду частникам. Путешествуя по роскошным комнатам, можно оценить степень богатства австрийских императоров, увидеть историю рода Габсбургов, представители которых здесь рождались и умирали, отрекались от престола.

За годы существования дворца в нём жили Карл IV, Франц I, Франц Иосиф, Мария Тереза. Здесь в нескольких залах размещался в своё время штаб Наполеона. Шёнбрунн – средоточие невероятной красоты, роскоши и ослепительного богатства. С 1992 года комплекс взят под охрану ЮНЕСКО.

Не уступает Шёнбрунну красотой и великолепием архитектурно-ландшафтная жемчужина Вены — другой дворцово-парковый ансамбль Бельведер, объединяющий два роскошных дворца и чудесный парк. Нижний дворец построили раньше (1714-1716), а Верхний – в 1722 году по распоряжению принца Евгения Савойского. Великолепные дворцы стали его резиденцией, между которыми по проекту знаменитого ландшафтного дизайнера Жирара разбили прекрасный парк. Сейчас в Нижнем дворце находится музей барокко и искусства Средневековья с Мраморным, Зеркальным, Гротескным залами; с Золотым кабинетом.

Здесь в выставочные залы превращены дворцовая конюшня и оранжерея. В Верхнем дворце размещена галерея Бельведер, покоряющий шедеврами известных художников Г. Климта, Э. Шиле, О. Кокошки, Г. Бёкля и других живописцев Австрии. Оригинальная планировка газонов и фонтанов парка – настоящее чудо ландшафтного дизайна. Парк между дворцами – комфортное место для спокойного отдыха родителей с детьми, влюблённых и студентов, готовящихся к экзаменам. Изящество белоснежных скульптур на фоне яркой красоты цветущих деревьев и кустарников парка, сверкающие брызги фонтанов, роскошный вид дворцов, содержимое музеев оставляют самые лучшие воспоминания о Бельведере.

Открыто для посещений: Верхний Бельведер — 10.00-18.00, каждый день

Нижний Бельведер – с 10.00 до 18.00, в среду – 10.00-21.00.

Галерея Бельведер

Барочный дворцово-парковый комплекс Бельведер является шедевром архитектуры и ландшафтного дизайна австрийской столицы. Изумительно красивый особняк был возведён в XVIII веке и служил летней резиденцией великого полководца своего времени - принца Евгения Савойского. Архитектурная достопримечательность состоит из Нижнего и Верхнего Бельведера. Сегодня в роскошных залах дворца располагается национальная галерея, состоящая из коллекции живописи выдающихся мастеров XIX-XX веков. Здесь собраны произведения Ван Гога, Ренурара, Шиле, Моне, Кокошки и многих других великих художников.

В музее представлены не только художественные полотна, но и скульптуры, выполненные из гипса, мрамора и дерева. Вызывает особый интерес интерьеры Золотого, Мраморного и Зеркального зала Нижнего Бельведера. Стены и потолки расписаны фресками, украшены барельефами и статуями. Главная гордость и жемчужины галереи - это культовые произведения Густава Климта. Его работы завораживают зрителей глубокими мотивами сияющей любовной страсти к женщинам.

Для многих своих произведений художник использовал настоящее сусальное золото, благодаря чему достиг неповторимого эффекта восприятия живописи. Посетители галереи могут увидеть такие известные картины Г. Климта, как «Поцелуй», «Адам и Ева», «Юдифь и голова Олоферна», а также «Портрет Фрицы Ридлер». Стоимость посещения Верхнего и Нижнего Бельведера составляет 22 евро. Галерея открыта ежедневно с 9:00 до 18:00. По пятницам музей работает до 21:00.

Ещё один великолепный дворец в стиле барокко (1700 год) – память о прежних поколениях знатного австрийского рода князей Лихтенштейнов, представители которых собирали различные предметы искусства. Начало было положено Карлом I, питавшим слабость к дорогой мебели, к изысканным украшениям из золота, серебра и драгоценных камней. Его потомки продолжали коллекционирование в течение 4-х столетий, накопив за это время большое количество ценных раритетов. На всеобщее обозрение они стали выставляться с 1805 года вплоть до 1938-го.

Сейчас в Музее Лихтенштейнов находятся произведения живописи итальянских, фламандских, голландских, австрийских мастеров разных эпох и направлений. Здесь находятся шедевры Рубенса, Рембрандта, Рафаэля, Риччи. Представлены уникальные образцы старинной мебели, охотничьих оружий, изделий из слоновой кости, бронзы, ювелирных изделий. Гордость музея – Золотая карета, которую изготовили для парадных выездов принца Й. Венцеля – 4-го князя из рода Лихтенштейнов. Украшения в стиле рококо, виртуозность изготовления делают ездовой экипаж настоящим произведением искусства и бесценным сокровищем.

Каждую пятницу в музее проводятся массовые экскурсии с аудиогидом, в остальные дни нужно лично договориться с владельцами дворца, чтобы попасть в него.

Адрес: Furstenqasse 1,1090 Вена. Вход – 20-25 евро.

В дворцово-парковом комплексе Хофбург, насчитывающем 19 дворцов, 18 разных зданий, 2600 комнат и залов, всё поражает величием и красотой. Здесь можно целый день рассматривать архитектурные шедевры в стиле готики, барокко, ампира, ренессанса и восхищаться высоким художественным уровнем зодчества прошлых лет. Первый дворец принимал своих обитателей уже в 1279 году при Леопольде VI, но статус зимней резиденции Габсбургов Хофбург получил в 1533 году, когда появились новые дворцы, служебные помещения, великолепный парк.

Каждый новый император стремился что-то достроить, возвести ещё один новый дворец, и таким образом в наследство Вены досталось настоящее архитектурно-парковое чудо. Сегодня на его 240 тыс. кв. м размещаются несколько музеев, административно-правительственные учреждения, конгресс-центр международного значения, часовня, «Дом бабочек» и другие заведения. «Швейцарское крыло» — самая старая часть комплекса в виде крепости, где когда-то несли службу гвардейцы.

Роскошные апартаменты императоров – сейчас популярный музей, куда приходят тысячи туристов, чтобы полюбоваться шикарными интерьерами залов, изумительными предметами посуды, чудной антикварной мебелью, уникальным столовым серебром. Оформление 19 залов, спален, гостиных в точности соответствует подлинной исторической обстановке эпохи Габсбургов. Особенно много посетителей бывает в покоях знаменитой принцессы Елизабет (Сиси), горячо любимой австрийцами. В залах императрицы экспонатами служат её многочисленные роскошные платья, палантины, другие личные вещи, гимнастические снаряды.

Своеобразная достопримечательность Хофбурга – кафе Демель, где можно купить вкусные фирменные деликатесы: торт Захер, засахарённые фиалки, шоколадные «кошачьи язычки» и т. д. Для усиления антуража 19 века официантки одеты в платья по моде того времени.

Всемирный музей

В южном крыле величественного дворцового ансамбля Хофбург, являющийся одной из главных архитектурных достопримечательностей Вены, разместился этнологический и антропологический музеи. Для всеобщего обозрения собрано более 250 тысяч ценных артефактов, олицетворяющих историческое, религиозное и культурное наследие многочисленных народов Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании.

Примечательно, что экспонаты ранее принадлежали известным мореплавателям, политикам, императорам и меценатам. Основу музейного фонда составляет коллекция, собранная знаменитым путешественников Джеймсом Куком во время своих дальних экспедиций. В 14 залах выставлены украшения, оружие, доспехи, монеты, посуда, одежда, статуэтки. Также здесь представлены предметы культа, маски, рукописи, ювелирные изделия, музыкальные инструменты и другие исторические вещи.

Особого внимания заслуживает единственный сохранившийся в мире головной убор вождя племени ацтеков. Это украшение состоит из перьев птицы кетсаль, кожи и более тысячи драгоценных камней. Открыт ежедневно, кроме среды, с 10:00 до 18:00 и до 21:00 (в пятницу). Цена входного билета составляет 12 евро.

В круглой башне с толстыми стенами находится музей, экспонаты которого не вызывают восторга у большинства посетителей. Это патологоанатомический музей, где демонстрируются различные физиологические отклонения человеческого организма. Здесь представлены заспиртованные уродцы, головы различных людей (по слухам, погибших преступников), лёгкие курильщиков; ампутированные руки и ноги; человеческие органы, поражённые венерическими болезнями (всего около 4000 экспонатов). Несмотря на их неприятный вид, эти «шедевры» полезно в назидание посмотреть людям с вредными привычками.

Такое название музей получил в наследство от прежнего назначения 5-этажной башни, где ранее содержались больные с психическими отклонениями разной степени. О том, что среди них были буйные, свидетельствуют массивные двери, железные цепи, присутствующие в каждой из 139 палат. Среди мрачных экспонатов находится голова убийцы императрицы Сиси.

Адрес: Spitalqasse 2, территория кампуса университета.

Всё чаще на стенах строгих зданий Вены можно увидеть яркую, дерзкую художественную роспись, поражающую своей оригинальностью и необычайностью. Искусство стрит-арта получило своё развитие от граффити, но приобрело большую масштабность: «полотна» уличных художников занимают огромные стены, фасады, отрезки дорог и тротуаров. Произведения стрит-арта отражают различные сюжеты, несут в себе глубокий смысл и идеи, поэтому это искусство стало очень востребованным.

Венская Галерея стрит-арта (2006 год) – логическое продолжение развития этого нового вида художественной росписи, где художники-новаторы имеют возможность продемонстрировать всем свои блестящие работы. Общественное признание, высокие оценки посетителей способствовали расширению пространства галереи стрит-арта. Недавно она «переехала» в новое место на 1-м этаже старинного здания (170 кв. м). Здесь проводятся регулярные выставки художников всего мира, организовываются семинары по обмену опытом. Посетителей ждут интересные встречи с фантастическими шедеврами искусства стрит-арта, делающими жизнь городов более весёлой и радостной.

Адрес: Stiqenqasse, 2/3.

Время работы: вт. – пятн. – 12.00-18.00, сб – 12.00-16.00, вых-е – вск, понед.

Уникальное жилое здание с удивительными фасадами построено знаменитым архитектором Фридрихом Нундертвассером, которого можно считать австрийским Гауди – так похожи их архитектурные творения по оригинальности и выразительности исполнения. Ярким примером фантазийного мышления гения от архитектуры служит Дом Нундертвассера в Вене. Его нельзя не заметить: калейдоскопически цветные фасады, отсутствие привычных прямых углов и линий в архитектуре здания делают этот дом нереально красивым сказочным объектом.

Такой авангардный стиль явился плодом долгих творческих исканий неординарного творца, изучавшего импрессионизм, трансавтоматизм и основавший свою академию творчества – Пинторариум. Считая, что городским жителям скучно жить в стандартных многоэтажных коробках, он создал «весёлый» красочный дом, с разным уровнем кровли и окон. Фасады каждой квартиры окрашены в разные цвета; круглые балкончики с ажурными перилами увиты плющом и вьющимися цветами. В некоторых местах деревья растут прямо из окон или на крыше – синтез урбанизма и живой природы, чего, по мнению архитектора, так не хватает городу.

Перед подъездом устроен необычного вида фонтан затейливой конструкции, выложенный вокруг мозаичной волнообразной брусчаткой. 50 квартир заселены жильцами, из которых не все выдерживают паломничество туристов, толпами приходящих к знаменитому архитектурному чуду. Рассматривать его можно только снаружи, внутрь заходить нельзя.

Музей знаменитому психиатру открыт в доме, где он прожил с семьёй 47 лет. Экспозиции иллюстрируют жизнь, быт и медицинскую практику великого ученого медика. Здесь представлены личные вещи Фрейда, его рабочий кабинет, библиотека с научной литературой по психологии, предметы античного искусства из его коллекции. Достоверно соблюдена обстановка приёмной, рабочего кабинета, зала ожидания, переносящая присутствующих в эпоху Фрейда.

Адрес: ул. Бергассе, 19. Открыто для посещений: 09.00-18.00 каждый день.

Великолепное здание, украшенное резными изразцами из песчаника, с 60-метровым куполом, вмещает грандиозный музей искусств, с богатейшими коллекциями картин, памятников античности, ценных археологических реликвий и нумизматических раритетов. Картинная галерея музея представляет огромное количество художественных шедевров Брейгеля, Дюрера, Тициана, Рубенса, Веронезе и многих других классиков живописи разных времён, собранных поколениями Габсбургов.

В годы Второй мировой здание музея претерпело значительные разрушения, и вновь он открылся только в 1959 году. Самые ценные экспонаты были спрятаны перед войной, поэтому коллекции музея полностью сохранились. Посещение музея – это путешествие по прекрасному миру искусства, который не может никого оставить равнодушным.

Адрес: пл. Марии Терезы, U 2.

Принимает посетителей: летом каждый день, 10.00-18.00, четв. – до 21.00. весна-зима; вторник – воскр. – 10.00-18.00, четверг – 10.00-21.00.

Музей Леопольда

На территории Музейного квартала Вены возвышается белоснежное здание, имеющее форму прямоугольного параллелепипеда. Это уникальное сооружение, где выставлены на всеобщее обозрение шедевры ведущих австрийских художников-экспрессионистов конца XIX начала XX столетия. Дубовый паркет и обилие металлических декоративных элементов придают интерьерам помещений музея особую оригинальность.
Основой экспозиции стала частная коллекция увлечённого авангардным живописным искусством - доктора-офтальмолога Рудольфа Леопольда.

Ценители эпохи модернизма получат истинное наслаждение от восприятия произведений Эгона Шиле, Густава Климта, Оскара Кокошки и других не менее известных художников. В выставочных залах установлены скамейки, чтобы посетители имели возможность не спеша рассматривать экстравагантные, эпатажные и порой чрезмерно откровенные полотна. Работает каждый день, кроме вторника. Двери учреждения открыты с 10:00 до 18:00 (в четверг до 21:00). Цена входа - 13 евро.

Музей естествознания

По праву считается одним из лучших научно-просветительских учреждений Европы. Насчитывается более 20 миллионов экспонатов, представляющих историческую и археологическую ценность. Состоит из 39 выставочных залов, в которых собрана внушительная коллекция уникальных экземпляров, демонстрирующих эволюцию животного и растительного мира, а также развитие геологических процессов. Экспозиция поделена на несколько тематических научных отделов: минералогия, палеонтология и зоология.

История формирования первых коллекций берёт своё начало с 1750 года, когда супруг императрицы Марии Терезии начал интересоваться редкими минералами, драгоценными камнями, раковинами улиток и разнообразными окаменелостями. В результате им было собрано около 30 000 удивительных природных объектов. С годами представители династии Габсбургов дополняли собрание новыми экземплярами. Открытие музея естествознания состоялось в конце XIX века. На площади Марии Терезии специально для размещения экспонатов был возведён роскошный ренессансный дворец.

Впечатляет посетителей своими просторными помещениями, общая площадь которых составляет 8700 квадратных метров. На первом этаже выставлены насекомые, птицы, рыбы, рептилии, различные млекопитающие, скелеты динозавров и первобытных людей, а также чучела вымерших животных. Второй этаж заполнен редкими минералами, драгоценными камнями, осколками метеоритов и всевозможными полезными ископаемыми. Не меньший интерес вызывают роскошные интерьеры дворца: настенные и потолочные фрески, барельефы и скульптуры.

Стремящиеся к познанию мира туристы могут посетить музей с 9:00 до 18:30 (в среду до 21:00). Вторник - выходной день. Цена билет для взрослого составляет 12 евро, для детей и подростков до 19 лет вход в музей бесплатный.

Военно-исторический музей

Находится на юге Вены в старинном комплексе зданий бывших казарм и цехов по производству оружия. Впечатляет своей оригинальностью ансамбль строений, возведённый из красного кирпича и расположенный квадратом на внушительной территории. На фасадах можно заметить отличительные черты стилей византийского, мавританского и средневекового зодчества. Это готические окна-розы, ажурные арки, восточный купол и зубчатые стены.

Фонд музея разделён на пять тематических залов, в которых экспонаты, относящиеся к различным историческим эпохам. Коллекция ценных артефактов охватывает периоды с XVI по XX век. Это стрелковое и холодное оружие, военное снаряжение, мундиры военачальников, каски, доспехи, повседневные вещи солдат, образцы техники, артиллерийские орудия, макеты кораблей и подводных лодок, знамёна, знаки отличия и многое другое.

Любителей истории заинтересуют экспонаты, посвящённые покушению на эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево. Музейные объекты отражают детали событий, послуживших поводом начала Первой мировой войны. Внимание привлекает автомобиль, в котором был застрелен наследник австрийского престола. Рядом с машиной выставлены главные атрибуты того рокового дня: окровавленный мундир Ф. Фердинанда и подлинное оружие сербских преступников.

Открыт ежедневно с 9:00 до 17:00. Стоимость билета - 6 евро. Бесплатно можно посетить комплекс каждое первое воскресенье месяца.

Технический музей

Выставка состоит из 80 000 экспонатов, наглядно демонстрирующих историю научно-технического прогресса. Основой коллекции является оборудование, которое широко применялось в энергетике, хозяйстве, шахтёрском деле, тяжёлой промышленности, машиностроении, сфере коммуникаций и культуре. Многие экземпляры представлены в натуральную величину, что вызывает неподдельный интерес у посетителей всех возрастов. Можно увидеть автомобили, летательные аппараты, компьютерные приборы, промышленные станки, паровые машины, локомотивы, электромобили, велосипеды и многое другое.

Занимательно будет ознакомиться с раритетной коллекцией бытовых предметов прошлого века. Это холодильники, газовые плиты, утюги, пылесосы, стиральные машины, телевизоры и другие вызывающие уважение домашние агрегаты. Ещё недавно они являлись неотъемлемой частью быта домашнего хозяйства, а ныне занимают почётные места выставочного павильона.

По будним дням открыт с 9:00 до 18:00. В субботу и воскресенье выставка работает с 10:00 до 18:00. За входной билет взрослые заплатят 13 евро. Пенсионеры и студенты (19-27 лет) могут войти в музей за 11 евро.

Дом музыки

Приглашает туристов погрузиться в волшебный мир музыкальных произведений и тональностей различных звуков. Экспонаты разместились в доме, где жил основатель Венского филармонического оркестра - композитор Отто Николаи. Часть экспозиций музея посвящены его творческой деятельности. Здесь можно увидеть награды, дирижёрские палочки, пластинки, концертные костюмы, нотные грамоты и многие другие личные вещи композитора.

Насыщен необычными экспонатами, представляющими собой мультимедийную площадку с визуальными эффектами. В одном из залов демонстрируются всевозможные колебания окружающего мира. Здесь можно услышать шелест листвы деревьев, шум мегаполиса, грохот старта космического корабля, звуки плода в утробе матери, голоса животных, смех, чихание, кашель и многое другое. У посетителей музея есть возможность с помощью интерактивных экранов создать свой музыкальный шедевр, поэкспериментировать с разными оттенками своего голоса, послушать музыку с образцовой акустикой и даже управлять дирижёрской палочкой симфоническим оркестром.

Не менее познавательно ознакомиться с представленными экспозициями, посвящёнными величайшим композиторам: Моцарту, Бетховену, Штраусу, Гайдну, Шенбергу и другим музыкальным светилам. Открыт каждый день с 10:00 до 22:00. Стоимость входных билетов: для взрослых - 13 евро, для студентов - 9 евро, для детей до 12 лет - 6 евро.

Музей современного искусства MUMOK

В Музейном квартале Вены среди старинных построек бывших конюшен возвышается стильное прямоугольное серое здание с выгнутой крышей и узкими горизонтальными щелями вместо окон. Это сооружение под названием MUMOK стало вместилищем предметов современного эпатажного искусства. Фонд состоит из 9 000 экспонатов. В белоснежных просторных залах комплекса расставлены оригинальные и порой достаточно провокационные экземпляры, большинство из которых противоречат здравому смыслу. Это картины, скульптуры, аудио и видео инсталляции, перформансы, абстрактные графические изображения и фотографии.

Многие художественные творения оставляют неоднозначное впечатление либо заставляют задуматься о социально-политических проблемах современного мира. Выставка работает ежедневно, с 10:00 до 19:00 (вторник-пятница), с 14:00 до 19:00 (понедельник), с 10:00 до 21:00 (четверг). Цена билета: 12 евро.

Музей прикладного искусства

Является одним из наиболее содержательных в плане экспозиций учреждений Европы. Вниманию публики представлены экспонаты разных эпох, начиная со Средневековья до современных дней. Это бесценные художественные дизайнерские шедевры, которые предназначались для эстетического удовольствия и практического использования в повседневной жизни. Первых своих посетителей выставка приняла в 1872 году. На базе музея была основана школа прикладного искусства, где обучались известные художники Г. Климт и О. Кокошка.

Общая площадь выставки составляет около 2700 квадратных метров. В просторных залах экспонируются многочисленные изделия из стекла, фарфора, серебра и текстиля, а также предметы интерьера и великолепная раритетная мебель. Богатая коллекция персидских ковров и гобеленов, кованых сервизов и драгоценной посуды, восточных статуэток и изысканно расписанных ваз, венецианских кружев и венских стульев вызывают восторженные чувства у зрителей.

Работает каждый день, кроме понедельника. Выставка открыта с 10:00 до 22:00 (во вторник) и с 10:00 до 18:00 (со среды по воскресенье). Стоимость посещение музея составляет 12 евро. Каждый вторник с 18:00 до 22:00 билет туристам обойдётся в 5 евро.

Музей часов и часовых механизмов

В старинном трёхэтажном венском здании разместилась выставка часов и часовых механизмов. Коллекция насчитывает около трёх тысяч различных экземпляров, демонстрирующих историю развития техники изготовления и художественного оформления приборов часового ремесла с XV века. Экспозиция представляет собрание карманных, наручных, каминных, настольных, солнечных, напольных, уличных и маятниковых часовых механизмов. Искусная творческая работа и дизайнерские решения часовых дел мастеров поражают воображение. Циферблаты украшают картины, вазы, статуэтки, шкатулки, фарфоровые и ювелирные изделия, а также другие предметы интерьера.

Внимания заслуживают уникальные астрономические часы «Cajetano», изготовленные в XVIII столетии. Они показывают время продолжительности дня, движения планет на орбите и даже солнечных и лунных затмений.
Царство часовых механизмов принимает своих гостей со вторника по воскресенье. Посетить музей можно с 10:00 до 18:00. Стоимость билета - 7 евро для взрослых, 5 евро для пенсионеров и студентов до 27 лет.

Музей криминалистики

В старинном здании бывшей мыловарни XVII века открыт небольшой музей, посвящённый громким преступлениям, организации полицейского порядка и устройству судебной системы времён Австро-Венгерской империи. Выставочные залы насыщены мрачной атмосферой ужасных уголовных дел. Экспонатами являются подлинные протоколы и досье с описанием злодеяний, а также орудия убийств, фотографии жертв, тексты приговоров, вещественные доказательства, униформы полицейских разных лет, черепа преступников и даже забальзамированные фрагменты человеческих тел. В музее воссоздан интерьер комнаты, где посетители увидят инструменты для пыток подследственных.

Окунуться в леденящий кровь мир преступлений и криминалистики можно за 6 евро. Открыт с 10:00 до 17:00. Режим работы: со среды по воскресенье.

Сецессион

Недалеко от бульварного кольца Рингштрассе возведено оригинальное здание кубической формы, выделяющееся на фоне величественного архитектурного ансамбля Вены. Фасад строения увенчан позолоченным куполом с ажурными орнаментами в виде переплетённых лавровых веток. Это галерея Сецессион, где размещены произведения искусства, отражающие современные формы художественного выражения. В конце XIX века знаменитым австрийским мастером Густавом Климтом было возглавлено сообщество художников-модернистов.

Главной целью союза талантливых живописцев являлось обособление от традиционных консервативных течений в искусстве. Первая выставка Сецессиона состоялась в 1898 году. Новое направление в художественной культуре произвело ошеломительное впечатление на зрителей, которые познакомились с работами Ван Гога, Эдуарда Мане, Огюста Ренуара и Эдгара Дега. Главным экспонатом музея является знаменитое произведение Г. Климта - «Бетховенский фриз». Цикл настенных живописных полотен посвящён культовой девятой симфонии Бетховена.

Открыт каждый день, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. Стоимость входного билета -9,50 евро. В Сецессионе можно увидеть не только работы современных художников, но и видеоинсталляции.

Детский музей ZOOM

Это развлекательный комплекс с тематическими интерактивными выставочными залами для детей разных возрастов. Экспозиции разделены на зоны, каждая из которых в игровой форме направлена на развитие зрения, слуха, координации, внимания, моторики и творческого потенциала малышей.

Детей в сопровождении взрослых научат создавать художественные инсталляции, мультипликационные фильмы, скульптурные композиции, музыкальные произведения, делать танцевальные па, проводить научные исследования и познавать окружающий мир. У ребят есть замечательная возможность постичь азы профессии врача, продавца, строителя или испытать себя в качестве родителя.

Принимает своих маленьких гостей каждый день, кроме понедельника. В будние дни комплекс работает с 9:00 до 15:30, в субботу и воскресенье - с 10:00 до 16:00. Цена билета начинается от 5 евро. Стоимость посещения зависит от выбора тематической студии.

Дом Моцарта

В историческом центре Вены недалеко от собора Святого Стефана находится старинный жилой дом, где на втором этаже располагались апартаменты Вольфганга Амадея Моцарта. Это единственная сохранившаяся квартира, в которой проживал великий австрийский композитор с 1784 по 1787 года. Именно в этом доме Моцарт написал одну из самых известных своих произведений - оперу «Свадьба Фигаро».

Сегодняшняя квартира Моцарта является популярным музеем. Экспозиция направлена на воссоздание условий, в которой жил и творил великий композитор. Здесь размещены раритетные мебельные гарнитуры, предметы интерьера, музыкальные инструменты, партитуры, рукописи, костюмы, музыкальные часы и личные вещи композитора. Также в музее имеются видеоинсталляции, показывающие интересные факты из биографии Моцарта.

Квартира-музей открыта каждый день с 10:00 до 19:00. Цена билет - 11 евро (взрослый), 9 евро (для пенсионеров и студентов).

Еврейский музей

Его экспозиция посвящена истории многочисленной еврейской общины столицы Австрии. Внушительная часть коллекции рассказывает о творческой и общественной деятельности знаменитых венских евреев, таких как психолог З. Фрейд, писатель С. Цвейг, политик Т. Герцль и композитор Г. Малер.

Живописные художественные полотна, ювелирные украшения, разномастная посуда, печатные издания, предметы быта, изящные статуэтки, древние рукописи и другие драгоценные артефакты дают представление о богатой культурной идентичности еврейского населения. Благодаря анимационным технологиям, посетители музея могут увидеть былую красоту разрушенных синагог Вены. Принимает гостей с воскресенье по пятницу. Режим работы: 10:00-18:00. Стоимость входного билета составляет 12 евро.

Содержание статьи

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВА В ВЕНЕ (Kunsthistorisches Museum) – принадлежит к числу крупнейших музеев мира, в собрании которого хранятся прославленные шедевры западноевропейского искусства, был открыт 17 октября 1891. В настоящее время является собственностью государства, находится под его охраной, в ведении Министерства культуры.

Проект музея разрабатывали архитекторы Карл Хазенауер и Готфрид Земпер . Здание музея – одно из зданий-близнецов, входящих в музейный ансамбль, построенный в 1871–1891. Музей истории искусства и Музей естественной истории стоят по двум сторонам сквера, в центре которого расположен величественный монумент императрицы Марии-Терезии работы Цумбуша.

Главное здание музея включает 91 зал, где находятся собрание восточных и египетских древностей, коллекция античных памятников, произведения западноевропейской скульптуры, нумизматический кабинет, а также всемирно-известная картинная галерея.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ

Художественное собрание Музея истории искусства первоначально было частной коллекцией австрийского Императорского Дома. Императоры, короли, эрцгерцоги из династии Габсбургов собирали произведения искусства, начиная с 15 в.

Основополагающим вкладом в процесс формирования современного музея явилась деятельность эрцгерцога Фердинанда II (1529–1595), штатгальтера (губернатора) Богемии в 1547–1563 и правителя альпийских земель в 1564–1595, скомплектовавшего свою коллекцию в замке Амбрас по истинно музейным меркам. Впоследствии лучшие вещи из этого собрания были увезены в Вену.

Император Рудольф II (1552–1612) устроил в пражском Граде, куда он перенес столицу империи, картинную галерею и Кунсткамеру. Более всего Рудольф II восхищался произведениями Альбрехта Дюрера и Питера Брейгеля Старшего , составляющими сейчас гордость венского музея. Позже самые значительные вещи были перевезены в Вену, которая стала столицей империи австрийских Габсбургов, включавшей почти всю Центральную и Южную Европу в 16–17 вв., в том числе и Южные Нидерланды.

Основателем венского музея считают эрцгерцога Леопольда-Вильгельма (1614–1662). С 1647 по 1656 эрцгерцог был штатгальтером (губернатором) Южных Нидерландов. В Брюсселе, который в то время являлся центром торговли произведениями искусства, он приобретал живописные ценности. Из Англии после падения Карла I были привезены для аукциона обширные коллекции английской аристократии (герцога Бекингема, графа Эрандела), а также часть картин из собрания короля Карла I, которые были куплены Леопольдом-Вильгельмом. За короткий срок им была создана лучшая в Европе картинная галерея. В его коллекции были полотна Джорджоне , Тициана , Веронезе , Андреа Мантеньи , Тинторетто , Яна ван Эйка , Питера Пауля Рубенса , Якоба Йорданса.

Во время правления императрицы Марии-Терезии (1717–1780) было решено усовершенствовать картинную галерею: следуя идеям просвещения, художественные сокровища открыли для публики, и произвели новую систематизацию собрания. Для этого из всех принадлежавших императрице дворцов, резиденций, замков были привезены самые значительные в художественном отношении произведения искусства. Впервые в основу экспозиции был положен исторический принцип: картины были сгруппированы по национальным школам и развешаны в хронологическом порядке.

Императорские собрания были доступны публике и до официального открытия Музея истории искусства, но были рассеяны по разным местам. Императорская картинная галерея прежде находилась в замке Верхний Бельведер, собрание египетского, восточного, греческого и римского искусства, предметы эпохи Ренессанса из золота, бронзы и слоновой кости, а также произведения эпохи барокко – в замке Нижний Бельведер. Многие шедевры декоративного искусства, в том числе династические регалии и фамильные драгоценности Габсбургов, хранились в сокровищнице Хофбурга, императорского дворца. В нескольких залах Хофбурга выставлялись монеты и медали, а также коллекции минералов, раковин и других чудес природы, которые сейчас вошли в состав Музея естественной истории (Naturhistorisches Museum).

Еще до официального открытия Музея истории искусства императором Францем Иосифом (1830–1916) в 1891, различные его отделы были заново классифицированы и стали доступны для посетителей. Первой среди них была оружейная палата (Leibstrammer), мемориал австрийской военной славы, с доспехами и вооружением. Ныне военная коллекция (Waffen-Samlung) выставлена в Придворном, Охотничьем и Оружейном залах замка Нойебург, являющегося флигелем старого замка Хофбург. В Хофбурге же, в свою очередь, открыт Музей старинных музыкальных инструментов, Эфесский музей и другие экспозиции. Эти собрания, так же как и собрания в Шталбурге, в замке Шёнбрунн и в замке Амбрас близ Инсбрука, хотя и разрознены, но составляют единое целое достояние Музея истории искусства.

В 1918 венский музей, как и все габсбургские коллекции, был экспроприирован и стал государственным достоянием.

Здание музея сильно пострадало во время второй мировой войны, но памятники большей частью были вывезены и спрятаны в 1939. В 1959 музей был снова открыт для посетителей.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Наиболее значительной частью коллекции Музея является картинная галерея. Она считается четвертой по величине в мире и включает в себя живописные полотна исключительной ценности западноевропейских художников 14–18 вв.

Раздел нидерландского искусства

15–16 вв. включает в себя произведения корифеев живописи Северного Возрождения – Яна ван Эйка (ок.1390–1441), Рогира ван дер Вейдена (1399 или 1400–1464), Гуго ван дер Гуса (ок.1440–1482), Питера Брейгеля Старшего (1525/1530–1569).

Ян ван Эйк : Кардинал Никколо Альбергати (ок.1431), Ювелир Ян де Леу (Лееува ) (1436).

Рогиру ван дер Вейдену принадлежит алтарный Триптих с распятием (ок.1440-1445), а Гуго ван дер Гусу – диптих Первородный грех и Оплакивание Христа (1475).

Огромную ценность представляет собой самое крупное в мире собрание картин Питера Брейгеля Старшего – половина всего сохранившегося наследия нидерландского художника 16 в. (15 работ). Наиболее значительные произведения живописца – пейзажи, первоначально входившие в цикл Времена года из шести картин (1565): Возвращение охотников (Зима ), Пасмурный день (Канун весны) , Возвращение стада (Осень ), а также две композиции на сельскую тему: Крестьянская свадьба и Крестьянский танец (ок.1568).

Фламандская живопись

в музее представлена коллекцией произведений Питера Пауля Рубенса (1577–1640), Якоба Йорданса (1599–1641), Антониса ван Дейка (1599–1641). Питер Пауль Рубенс : Алтарь Св. Ильдефонсо (1630–1632), Портрет Елены Фоурмен , обычно называемый Шубка (ок. 1638), Автопортрет (ок. 1639).

Якоб Йорданс: Праздник бобового короля (ок. 1638).

Антонис ван Дейк: Принц Рупрехт (с датским догом) , Принц Карл Людвиг Пфальцский (1631/1632), Портрет воина в золоченых латах (ок. 1624) и др.

Раздел голландской живописи

в музее невелик, но насыщен подлинными шедеврами Франса Хальса (1580/85–1666), Рембранта ван Рейна (1606–1669), Яна Вермеера Дельфтского (1632–1675), Герарда Терборха (1617–1681).

Франс Хальс: Мужской портрет (ок. 1654).

Герард Терборха: Дама, чистящая яблоко (1661).

Рембрант Харменс ван Рейн: Портрет матери художника (1639), Большой автопортрет (1652), Малый автопортрет (ок. 1657) и Портрет читающего Титуса (ок. 1656).

Позднюю картину Яна Вермеера Дельфтского В мастерской художника (ок. 1665) часто называют Аллегория живописи .

Раздел немецкого искусства

насыщен шедеврами эпохи Возрождения: Альбрехта Дюрера (1471–1528), Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553), Ганса Гольбейна Младшего (1497–1543) и других.

Из восьми работ Альбрехта Дюрера следует выделить: Портрет императора Максимилиана I (1519), Мария с младенцем (1512) и одну из главных работ художника – алтарный образ Поклонение всех святых Троице (1511).

Лукас Кранах Старший: Охота на оленей Курфюрста Фридриха Мудрого (1529), Юдифь с головой Олоферна (ок. 1530).

Ганс Гольбейн Младший: Портрет Джейн Сеймур, королевы Англии (1536), Портрет молодого купца (1541).

Итальянская коллекция славится обилием имен и шедевров эпохи Возрождения, 17–18 вв.: Андреа Мантенья (1431–1506), Рафаэль Санти (1483–1520), Джорджоне (ок. 1477–1510), Тициан (Тициано Вечеллио) (ок. 1490–1576), Паоло Веронезе (1528–1588), Тинторетто (1518–1594), Микеланжело Меризи да Караваджо (1571–1610) и других.

Андреа Мантенья: Св. Себастьян (ок. 1460).

Рафаэль Санти: Мадонна в зелени (1505).

Среди нескольких картин Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко) центральное место занимает картина Три философа (ок. 1508).

Тициан: алтарный образ Се человек (1543), Портрет Якопо де Страда (1567–1568).

Паоло Веронезе: Лукреция (1580).

Тинторетто (Якобо Робусти): Сусанна и старцы (ок. 1560).

Караваджо (Микеланджело Меризи): Мадонна с четками (ок. 1607) и Давид с головой Голиафа (ок. 1606).

Коллекция испанской живописи.

Главным украшением являются работы Диего де Сильва Веласкеса (1599–1660). Придворный живописец испанских королей писал многочисленные портреты короля, его детей, придворных: Портрет инфанты Маргариты -Терезии (1659), Портрет короля Филиппа IV (1652–1653).

ОТДЕЛ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Египетское собрание венского музея – не только одно из самых больших в мире, но и одно из старейших. В Вену начали стекаться произведения древнеегипетского искусства еще до общеевропейского интереса к Египту, который возник после военного похода Наполеона в 1798. Самый древний экспонат был приобретен еще в 16 в., а к первой четверти 19 в. коллекция насчитывала почти 4000 предметов. В 20 в. основные поступления происходили за счет археологических исследований австрийских ученых, в особенности, в некрополе пирамиды Хеопса в 1912–1929. Венская коллекция имеет огромное значение, благодаря прекрасным образцам скульптуры всех периодов истории Древнего Египта . Это глубоко реалистичные портреты фараонов, скульптуры, знакомящие нас с важными сановниками, и скрупулезные изображения животных. В залах собрание рельефов, архитектурных фрагментов, статуэток из камня, бронзы, дерева и других материалов, саркофагов и предметов погребального обряда, папирусов, скарабеев, амулетов, украшений.

Музейные залы, в которых расположилась эта коллекция, переносят нас в мир Древнего Египта не только из-за богатейшего собрания, но и благодаря декоративно-отделочным работам, которые блестяще имитируют внутреннее убранство храмов той эпохи. Архитекторы использовали три подлинные колонны из гранита (ок. 1420 до н.э.), а также декорировали залы росписями, которые повторяют фрески погребальных камер.

ОТДЕЛ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА

Античная коллекция включает себя греческие, этрусские и римские ценности, а также сокровища эпохи Великого переселения народов раннего Средневековья, найденные при археологических раскопках. С 16 в. собирались монеты, медали, резные камни. В 18 в. были объединены разрозненные коллекции, разбросанные по территории огромной Империи Габсбургов, а археологические экспедиции 19 в. значительно обогатили этот раздел музея предметами скульптуры и архитектуры.

Жемчужиной отдела античности является серия уникальных камей. Камея Птолемеев (274–270 до н.э.), выполненная из девятислойного оникса – шедевр эллинистической глиптики изображает портреты супружеской четы династии Птолемеев. Гемма Августа (конец 1 в. до н.э.) – двухслойный оникс римской работы поражает своей многофигурной композицией. Часто ювелиры последующих эпох использовали произведения своих предшественников: итальянские мастера 16 в. украсили драгоценной оправой античную камею Орел (27 до н.э.).

Скульптура представлена статуями, выполненными из мрамора, бронзы: Голова Аристотеля (4 в.до н.э.), Саркофаг амазонок (4 в.до н.э.), найденный в 16 в. на Кипре.

Интересна большая коллекция золотых и серебряных вещей эпохи Великого переселения народов, найденных в 18–20 вв. в Европе: украшения тончайшей работы, декорированные драгоценными камнями, разнообразные вазы и кубки.

КУНСТКАМЕРА

Экспозиция этого отдела продолжает коллекцию искусства раннего Средневековья, охватывает весь период европейского Средневековья, Возрождения, эпохи барокко, рококо – вплоть до начала 19 в. Ядро этого отдела сформировано в 16–17 вв. Группа наиболее значительных экспонатов происходит из казны немецких королей и императоров Средневековья, т.н. «императорской сокровищницы». Предметы из этой «золотой кладовой» ярко выражают религиозную направленность средневекового искусства, одновременно продолжая многие традиции античного мира, Древнего Востока, Германии: Кувшин в форме грифона (12 в.). Музей обладает двумя превосходными образцами средневекового искусства: Мадонна из Крумау (ок. 1400), Мадонна скульптора Рименсшнайдера (ок. 1500). Прикладное искусство в этом разделе – это разнообразные чаши, кубки, часы, выполненные из хрусталя, золота, драгоценных камней и жемчуга вычурных, роскошных форм. Наиболее известный экспонат – Солонка Бенвенуто Челлини (1500–1572), изготовленная автором (1540–1543) из золота, частично покрытого эмалью, эбенового дерева для французского короля Франциска I. В кунсткамере выставлены шпалеры тончайшей работы, вытканные из шерсти и шелка в первой половине 18 в. Поражают изяществом, изысканностью и виртуозностью исполнения небольшие по размерам статуэтки и сложнейшие скульптурные композиции из слоновой кости 17 в.

в нынешнем году празднует юбилей — 125 лет со дня открытия, и преподносит великолепный подарок: оцифрованные и выложенные в открытом доступе более 10 тысяч изображений экспонатов. Тициан и Караваджо, Тинторетто и Арчимбольдо, Босх и Ян ван Эйк — наслаждаемся прекрасными произведениями искусства.

Джузеппе Арчимбольдо, «Лето». 1563

Теперь вы можете создавать собственные подборки любимых картин, подбирать экспонаты для наглядности обучения истории искусств, размещать их в соцсетях, а то и просто «залипать» в электронной библиотеке Музея , разглядывая великолепные картины во всех подробностях.

Учтите, что основной язык сайта языках представлены лишь общие сведения о музее. Простое «пролистывание» превью 10 000 работ утомляет, к тому же полотна и скульптуры идут вперемешку. Поэтому для удобной навигации рекомендуем заполнять строку поиска — вносить имя интересующего художника на латинице. Так, нас заинтересовал Арчимбольдо, и поиск по слову Arcimboldo выдал превью всех его работ из коллекции, включая те полотна, которые только приписывают мастеру. Иллюстрация выше — деталь одной из картин мастера. И это далеко не предел детализации!

Мадонна в зелени (Мадонна на лугу или Бельведерская мадонна)
Рафаэль Санти
1505, 113×88 см

Музей истории искусств считается один из крупнейших в мире и стоит по своей значимости и богатствам коллекций в одном ряду с Эрмитажем и Лувром. В главном здании музея — 91 зал, где представлены собрания восточных и египетских древностей, коллекция античных памятников, произведения западноевропейской скульптуры. Но сердце музея — всемирно известная картинная галерея, в которой особое внимание уделено искусству эпохи Возрождения и барокко. Сотни и сотни шедевров: Дюрер, Рубенс, Рафаэль, Веласкес, а также самая богатая коллекция произведений Питера Брейгеля.

Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу
1565, 117×162 см

Деталь работы Квентина Массейса с сайта музея .

Питер Пауль Рубенс. Шубка. Портрет Елены Фоурмен (1636/1638)

Деталь одной из картин Рубенса из собрания венского музея

Джорджоне. Три философа
1504, 125.5×146.2 см

Драгоценные полотна и экспонаты собирались Габсбургами с XV века. Однако наступил момент, когда вдумчиво и изысканно составленные коллекции австрийского императорского двора перестали помещаться не только в Хофбурге, городской резиденции императора, но и в прочих зданиях, принадлежащих австрийской короне. В 1860-х вопрос о новых музеях стал активно обсуждаться, и Император Франц Иосиф I, привыкший получать все самое лучшее, приглашает известного архитектора Готфрида Земпера спроектировать новый комплекс для новой улицы Рингштрассе. Планируется не только расширить территорию города за счет Императорского форума — такое название Земпер дал своему архитектурному проекту, — но и выстроить отдельные музейные здания для императорских коллекций.

Ян Вермеер. Аллегория живописи
1660-е, 120×100 см

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Джейн Сеймур, королевы Англии
1536, 40×65 см

Огромный комплекс, задуманный автором зданий Дрезденской оперы и Дрезденской же картинной галереи, был воплощен лишь частично, но император Франц Иосиф I все-таки получил вожделенные музеи, куда и были перевезены богатые коллекции австрийского двора. Пространства музея пропитаны Ренессансом: от огромного полотна Михая Мункачи «Апофеоз Ренессанса», украшающего потолок над главной лестницей, до прекрасных фресок, выполненных Густавом Климтом, его младшим братом Эрнстом и другом Францем фон Мачу.

Питер Пауль Рубенс. Голова Медузы
1618, 69×118 см

Музей истории искусств — одна из жемчужин Музейного квартала австрийской столицы. Вернее, это две жемчужины: на площади Марии Терезии расположились целых два роскошных и практически похожих с виду здания, выстроенные в духе Ренессанса. Во втором здании расположен Музей естествознания, где разместилась огромная коллекция природных экспонатов, собранных семьей Габсбургов. Среди сокровищ 39 его залов — коллекция насекомых Игнаца Шинера, скелет диплодока, почти полный составной скелет Стеллеровой коровы и другие ископаемые и редкие находки.

Питер Пауль Рубенс. Четыре части света (Четыре реки рая)
1615, 208×283 см

Если перейти через площадь, то мы попадем в сокровищницу произведений искусства, основу которой заложил австрийский эрцгерцог Леопольд Вильгельм (1614—1662). Будучи наместником Фландрии, эрцгерцог регулярно навещал знаменитый Брюссельский художественный рынок. За короткий срок Леопольд Вильгельм создал значительную художественную коллекцию, подобранную с большим вкусом и пониманием. Покидая Фландрию, эрцгерцог увез в Вену свои сокровища — картины голландских, итальянских, фламандских, немецких мастеров. Это собрание пополнялось веками. В 1918 году оба музея — истории искусств и естествознания, как и все коллекции Габсбургов, — были экспроприированы и стали собственностью государства.

Якопо Тинторетто. Купающаяся Сусанна
194×147 см

Сейчас Музей истории искусств состоит из нескольких экспозиций. Так, военная коллекция императоров выставлена в залах Нойбург (во флигеле замка Хофбург). Там же открыт Музей старинных музыкальных инструментов, Эфесский музей и другие экспозиции. Отдельные собрания — в Шталбурге, в замке Шёнбрунн и в замке Амбрас близ Инсбрука.

Безусловно, выложенная оцифрованная коллекция венского Музея истории искусств — большой вклад его сотрудников в популяризацию искусства. Однако ничто не может сравниться с посещением роскошных залов, где можно не только насладиться воочию произведениями искусства, но и ощутить прикосновение подлинной Истории. Музей — огромный, так что если будете в Вене, запланируйте отдельный день на его посещение.

Великие сокровища Габсбургов стали основой многих музеев Вены, каждый из которых поражает воображение не только выдающимися коллекциями, но и архитектурой зданий, в которых они находятся. В год культурного туризма Россия–Австрия ARTANDHOUSES составил свой гид по самым значительным художественным собраниям австрийской столицы.

Kunsthistorisches Museum

Великая коллекция искусства, собранная Габсбургами, представлена здесь во всем своем многообразии. Музей условно делится на три части. В правом крыле второго этажа выставлены римские, греческие и египетские древности и скульптура; в левом, в так называемой Кунсткамере, - предметы декоративно-прикладного искусства XIII–XIX веков со всего света (самый знаменитый среди них - золотая «Сальера» ). Самый просторный третий этаж музейного здания занимает собрание старых мастеров, делающее музей, наряду с Лувром и Эрмитажем, одним из главных в мире. Гордость этой части коллекции - крупнейшие подборки произведений Питера Брейгеля Старшего, Дюрера, Рембрандта и других художников.



Albertina

Крупнейшее в мире собрание графики старых мастеров, импрессионистов и модернистов, было основано в XVIII веке Альбертом Саксен-Тешенским, зятем Марии Терезии. Благодаря его превосходному вкусу здесь собрана коллекция рисунков Леонардо и Микеланджело, Дюрера и Рафаэля, Рубенса и Рембрандта, и Босха. Собрание пополняется и сейчас, причем не только графическими работами, но и живописными произведениями современных художников, которые регулярно выставляются. С момента открытия после глобальной реконструкции в 2003 году Albertina прославилась еще и сборными выставками-блокбастерами, продюсером которых выступает сам музей. В последние годы здесь проходили мощные ретроспективы и Тициана, Рафаэля и Ренуара, Брейгеля и Дюрера.


Leopold Museum

Музей, созданный на основе коллекции врача-офтальмолога Рудольфа Леопольда, расположен в знаменитом музейном кластере в бывших королевских конюшнях в самом центре Вены. Его можно считать музеем австрийского искусства XX века - именно на нем был фокус коллекционера. И именно это искусство, как и его первые имена - Густав Климт и , составляют основное ядро собрания. В постоянной экспозиции, которая ротируется два раза в год, также выставлены шедевры Оскара Кокошки, Коломана Мозера и других местных художников. Здесь также регулярно устраивают разнообразные выставки актуального искусства, как австрийского, так и международного.


MUMOK

Вторая по значимости (и по посещаемости) институция в музейном кластере MuseumsQuartier. Этот музей современного искусства известен и под вторым своим названием - Музей Людвига . Петер Людвиг, знаменитый шоколадный магнат из Кельна, рассеял свою легендарную коллекцию по всему миру (часть ее он подарил и Русскому музею в Петербурге), но, кажется, Вене досталось больше всех. Здесь не держат постоянной экспозиции, а каждые полгода придумывают новую выставочную концепцию для огромного собрания мирового искусства XX–XXI веков, от и Дали до Уорхола, Марии Лассниг и венских акционистов. Наряду с собственной коллекцией, MUMOK показывает одновременно и две-три временные выставки актуальных художников.


Kunsthalle Wien

Этот огромный выставочный зал - третья экспозиционная площадка в MuseumsQuartier и, пожалуй, самая радикальная. Здесь проводят экспериментальные выставки современных художников из разных стран, исследуют субкультуры мировых столиц, устраивают фестивали перформанса и концерты альтернативной музыки. В Kunsthalle состоялись, например, монографические показы таких художников, как Камиль Энро, Изы Генцкен, Ли Бауэри и других.



Belvedere

Этот дворцовый комплекс называют венским Версалем или венским Петергофом. Он, как и его французский и русский собратья, был построен во времена барокко в качестве летней резиденции, обладает фантастическим парком с фонтанами и связан с королевскими историями, от принца Евгения Савойского до императрицы Марии Терезии. Сегодня это главное хранилище исторического искусства Австрии, от Средневековья до сецессиона. Со всего света сюда стекаются туристы, чтобы полюбоваться «Поцелуем» и «Юдифью» Густава Климта, «Объятиями» Эгона Шиле и смешными бюстами работы Франца Ксавера Мессершмидта. Ансамбль комплекса поделен на Верхний Бельведер и Нижний . В торжественном Верхнем как раз и демонстрируются сокровища австрийского искусства, а в Нижнем проходят временные выставки. В последние годы классический музей стал уделять внимание и , так что не удивляйтесь, если в холле, экспозиции или парке увидите работы Джеффа Кунса, или .




21er Haus

Этот музей современного искусства входит в объединение «Бельведер» - вот почему масштабные проекты 21er Haus могут находить продолжение в парках дворца, а иногда и внутри барочных стен. Здание музея - бывший павильон Австрии, построенный архитектором Карлом Шванцером для Всемирной выставки в Брюсселе в 1958 году. Авангардное строение с отсылками к конструктивизму уничтожить было бы преступно, и австрийцы перенесли его по окончании выставки в район железнодорожного вокзала, тогда бывшего почти окраиной Вены. Сегодня в этом фантастической красоты пространстве проводят масштабные выставки и ретроспективы современных художников, а также экспозиции стрит-арта в прилегающем саду.


MAK

Музей прикладного искусства в Вене - один из лучших в мире в своей категории. Здесь знают, как нескучно подать публике такие невеселые экспонаты, как столы, стулья и посуду. Во многом это заслуга его бывшего многолетнего директора Петера Ноевера, больше помешанного не на дизайне, а, скорее, на современном искусстве. Для оформления музейных залов он пригласил актуальных художников, буквально сложивших многочисленные экспонаты декоративно-прикладного искусства и мебели XIX–XX веков в захватывающие тотальные инсталляции. По ним, бесспорно, изучать историю мирового дизайна этого периода куда как интереснее.


Academy of Fine Arts Vienna

Венская академия изящных искусств - так же, как и венецианская, собрание старых мастеров. В ее основе - коллекция графа Ламберга-Шпринзенштайна: в 1822 году он пожертвовал более 800 картин этой учебной институции. В течение последующих двухсот лет собрание расширялось за счет других даров и сегодня увеличилось почти вдвое. Поднявшись на несколько этажей действующего учебного заведения, вы лицом к лицу столкнетесь с шедеврами Рубенса, Босха, Лукаса Кранаха Старшего, Тициана, малых голландцев и других авторов.


Palais Liechtenstein, Garden Palace

Роскошный барочный дворец на рубеже XVII–XVIII веков числился лишь летней резиденцией князей Лихтенштейнских на окраине Вены, а сегодня находится практически в ее центре - всего в нескольких остановках трамвая от Музея истории искусств. До недавнего времени он работал как музей, но сегодня попасть туда можно по предварительной записи, и есть ради чего. Во дворце с гигантским бальным залом, расписанным фресками Иоганна Михаэля Ротмайера, выставлены шедевры княжеской коллекции, которая пополняется и сегодня: от Боттичелли и Квентина Массейса до крупнейшего собрания Рубенса и европейского декоративно-прикладного искусства.



Palais Liechtenstein, City Palace

В 2013 году для публики был открыт и второй княжеский дворец в Вене - Городской, в котором большое семейство останавливается и сегодня. Зрителям (также по предварительной записи) доступны самые пышные залы здания, спроектированного Доменико Мартинелли в сотрудничестве со швейцарцем Габриэлем де Габриэли в начале XVIII века. Интерьеры оформлены мощными драпировками, огромными бронзовыми люстрами с подвесками из горного хрусталя, мягкими диванами с ткаными подушками с узорами эпохи рококо, повторяющимися в позолоченных элементах зеркальных и картинных рам, потолочной и настенной лепнины, покрытых тройным слоем сусального золота. На двух доступных этажах выставлена богатая коллекция бидермейера с работами главных представителей стиля - Фердинанда Вальдмюллера, Карла Шпицвега, Морица фон Швинда и других художников, а также мебель, посуда и графика той эпохи.

Hofburg

Один из крупнейших дворцовых комплексов мира, строительство которого продолжалось с XIII по XX век, до 1918 года был жилищем Габсбургов, а сегодня раздроблен на несколько музейных институций и резиденцию президента Австрии. Самые известные музеи в составе Хофбурга - Музей Сисси, Императорские апартаменты и Сокровищница привлекают туристов прежде всего собраниями артефактов из жизни легендарной династии и коллекцией декоративно-прикладного искусства разных веков и стран. Среди хайлайтс - корона, копье и меч правителей Священной Римской империи, один из самых крупных изумрудов в мире, мебель и декор XVI–XIX веков.

Schönbrunn

Летняя императорская резиденция много раз перестраивалась, пока Мария Терезия не решила обосноваться в ней основательно и не приказала перекроить ее в пышном барочном стиле с отсылками к парижскому Версалю. Собственно, мастерство немецких, итальянских, французских и английских краснодеревщиков, стекольщиков и других придворных ремесленников XVIII века сегодня можно видеть во всем великолепии в сорока комнатах дворца, открытых для посетителей. Плюс огромный парк с садовой итальянской скульптурой и самый первый в мире зоопарк, по аллеям которого гулял еще юный Моцарт.


Wien Museum Karlsplatz

Как и любой музей города, это музей всего. Тысячи исторических экспонатов включают топографические карты и модели города, домашнюю утварь и мебель, живопись и скульптуру и многие другие вещи, характеризующих быт и нравы горожан, начиная с первых поселений здесь в период неолита. Особая гордость музея - собственная коллекция великих имен австрийской и немецкой живописи - Густава Климта, Эгона Шиле, Фердинанда Вальдмюллера и других.



Bank Austria Kunstforum

Этот крупнейший выставочный зал расположен в здании архитектора-постмодерниста Густава Пайхля в центре Вены и, как следует из названия, принадлежит главному австрийскому банку. Последний использует его вовсе не для демонстрации собственных коллекций искусства, а для показа ретроспектив мировых классиков XIX–XX веков. Среди масштабных выставок последних лет здесь экспозиции , Айвазовского, Пикассо и многих других.


Weltmuseum

Открывшийся в конце октября занимает целое крыло в императорской резиденции Хофбург в центре Вены. Он - новая реинкарнация этнографического музея, известного своими коллекциями археологических древностей и минералов со всего света, включая, например, находки экспедиций Джеймса Кука. Здесь хранятся уникальные вещи ацтеков, прикладное искусство - дерево, бронза, слоновая кость - разных веков и континентов.

Secession

Невероятной красоты белый дом с золотистым куполом, будто сплетенным из ветвей деревьев, - квинтэссенция венского модерна, выставочный павильон, получивший название Дом сецессиона . Он был воздвигнут в 1897–1898 годах по инициативе художников известным архитектором Йозефом Ольбрихом и с момента создания использовался для показа работ художников ар-нуво. Главная достопримечательность внутри - «Бетховенский фриз» Густава Климта, написанный в самом начале XX века. Сегодня здесь также проходят выставки, в основном современных художников из разных стран.

Если вам не по душе творения Эрнста Фукса, одного из родоначальников Венской школы фантастического реализма, арт-движения в послевоенной Австрии, то в его музее нужно побывать хотя бы потому, что он расположен в знаменитом доме, построенном Отто Вагнером. Архитектурная жемчужина ар-нуво, или югендстиля, была воздвигнута прославленным зодчим для своей семьи в 1888 году и декорирована по всем канонам стиля известными мастерами эпохи.


KUNST HAUS WIEN - Museum Hundertwasser

«Венский дом искусств» был открыт в 1991 году австрийским художником и архитектором Фриденсрайхом Хундертвассером. По сути, основатель посвятил пространство самому себе: на двух этажах выставлены его многочисленные причудливые работы, замешанные на экспрессионизме, сюрреализме и фантастических строениях Гауди. Также здесь проходят временные выставки современных художников, а неподалеку находится и знаменитый - асимметричный и цветастый - жилой дом, спроектированный Хундертвассером и ставший одним из символов Вены.


Hofmobilendepot

Музей мебели работает с 1924 года и представляет выдающиеся образцы едва ли не всех стилей и направлений, от готики до модерна. В его основе - императорская коллекция, представленная здесь и отдельными вещами, и целыми комнатами, как, например, апартаменты любимой австрийцами принцессы Сисси или так называемый Египетский кабинет, ампирный шедевр, принадлежавший императрице Марии Людовике.

Нравится

Экспозиция музея истории искусств или художественного исторического музея в Вене размещена в двух огромных зданиях, стоящих не далеко друг от друга. Все экспозиции расположенные в этих двух зданиях посещаются по одному билету. Это мы поняли только когда купили билет, поскольку информация в интернете представлена так, что кажется, что нужен отдельный билет на каждую из этих выставок. Для того чтобы посетить этот музей понадобится целый день.

Экспозиции очень обширны. Это один из богатейших музеев в мире. Оба этих здания были построены при предпоследнем императоре Австро-Венгерской империи Франце Иосифе. Именно он решил собрать вместе все разрозненные коллекции Габсбургов и выставить их на всеобщее обозрение. После распада империи в 1918 году все коллекции перешли в собственность Австрийской республики.

В здании, стоящем на площади Марии Терезии (Maria-Theresien-Platz , 1010 Wien) размещены:

  1. На первом этаже расположена Кунскамера , в которой представлены всякие любопытные штучки типа музыкальных шкатулок, заводных игрушек и прочее — это самая ранняя кунскамера центральной Европы сведения об ее организации восходят к 1550 году. И собрание древнеегипетского, древнегреческого и древнеримского искусства .
  2. На втором этаже огромная коллекция живописи , включающая в себя картины именитых европейских живописцев — Тициана, Веронезе, Тинторетто, Энтони ван Дейк, Питера Брейгеля и многих других.
  3. На третьем этаже огромная нумизматическая коллекция .
Здание на площади Марии Терезии

В Новом Бурге (Neue Burg Heldenplatz, 1010 Wien) расположены:

  1. Эфесский музей.
  2. Охотничья и Оружейная палата.
  3. Коллекция старинных музыкальных инструментов.
  4. Кроме того в этом же здании расположена штаб-квартира миссии ОБСЕ, но туда не пускают.


Здание Новый Бург

Все вышеперечисленное посещается по одному билету и быстрее всего осмотреть все за один день не удастся, поэтому лучше подумать заранее на какие выставки пойти.

Взрослый 16€, дети до 19 лет бесплатно. Предлагается комбинированный билет музей истории искусств + = 22€ (экономия 6€). Есть годовой билет — 44€. Указанные цены действительны на 2019 год. В высокий сезон в музей возможны большие очереди и по электронному ваучеру предоставляется скидка 5% в музейном сувенирном магазине, так европейцы пытаются стимулировать посетителей покупать билеты через интернет. Музею в этом случае удастся сэкономить на содержании кассиров, ну и на печати самих бланков бумажных билетов.

Аудиогиды есть. На немецком, английском, итальянском и французском языках описано 990 объектов музея, а на русском всего 120. Стоимость пользования аудиогидом 4 евро.

В сувенирном магазине можно купить книги на русском языке с описанием коллекций, но цены кусаются от 19 евро за описание избранных экспонатов только одной Кунскамеры, за описание картинной галереи столько же и еще 39 евро за описание произведений грандиозной выставки Велласкеса (она проходила в 2016 году). В музее всегда проводятся очень впечатляющие выставки

Художественно-исторический музей

Здание художественно исторического музея на площади Марии Терезии является зданием близнецом . Эти два здания стоят друг напротив друга и почти одинаковы по архитектуре.

Внутренний интерьер музея истории искусств тоже очень хорош, можно сказать что просто шикарен.



Художественно-исторический музей — внутренний интерьер

Как и в музее естественной истории под центральным куполом расположено кафе.



Художественно-исторический музей — кафе под куполом

Шикарная парадная лестница.



Художественно-исторический музей — главная лестница

Искусство древнего мира

Собрание Египетских и ближневосточных ценностей считается одним из самых значительных в мире благодаря представительной коллекции древнеегипетских памятников периода Древнего царства (300 — ок. 2270 до н.э.). Скульптурные портреты фараонов и высокопоставленных чиновников, изваяния животных, рельефы, каменные и бронзовые статуэтки, амулеты, украшения, папирусы, мумии, саркофаги и другие предметы знакомят нас с древнейшей цивилизацией народов северо-восточной Африки и передней Азии.

Зал посвященный искусству древнего Египта

Собрание греческих и римских древностей относится к числу наиболее значимых в мире, включает античные памятники культуры и сокровища эпохи Великого переселения народов и раннего средневековья.

Искусство древней Греции 550 — 525 до н.э.

Золотые украшения выставлены в общих залах, никаких специальных и кладовых как у нас в Эрмитаже.



Экспозиция античных золотых украшений

Все залы музея оформлены очень изыскано, сразу бросается в глаза, что музейные работники продумывали каждую деталь декора стен, потолков, расположения витрин с экспонатами.

Гемма Августа считается значимым сокровищем музея и выставлена в отдельной витрине.

Гемма Августа. Не ранее 10 г. н.э., оникс

Во всех залах идеальное освещение.



Экспозиция древнеримских статуэток

Кунскамера

Экспозиция кунскамеры Вены сильно отличается от экспозиции кунскамеры Санкт-Петербурга. В венской кунскамере собраны удивительные и драгоценные изделия рук человеческих, никаких заспиртованных уродцев, как у нас.



Экспозиция кунскамеры — приборы из золота

Многие залы снабжены интерактивными экранами, где можно почитать об экспонатах зала на английском и немецком языках.

Так, например, эта масштабная потолочная роспись сопровождена планшетом, тыкая пальчиком в который можно узнать как зовут и кем был каждый из персонажей этой огромной картины.



Роспись потолка в одном из залов

Экспозиция кунскамеры — изделие из кости

Картинная галерея

В картинной галерее фотографировать запрещено и ее экспозиция настолько богата, что не имеет смысла приводить фотографий. Ограничусь только одной произведшей на меня самое большое впечатление. Это удивительные картины итальянского живописца Джузе́ппе Арчимбо́льдо предвестника сюрреализма, он написал эти удивительные аллегории в 1560-х годах.

Примеры аллегорий из циклов 1560-х годов «Времена года»

Наряду с постоянной экспозицией живописи, в картинной галерее проходила огромная выставка произведений Диего Велласкеса, он был придворным живописцем при испанском короле и написал большое количество портретов семьи Габсбургов. На выставке представлено несколько портретов инфанты Маргариты и знаменитая картина «Менины», 59 вариаций которой кисти я видела в Барселоне.



«Менины» (1656, Прадо, Мадрид)

Картинная галерея очень богата на бессмертные шедевры, весь второй этаж огромного здания увешен картинами в несколько рядов.

Новый замок — охотничья и ружейная палата

Собрание оружия и доспехов считается одним из лучших в мире; самые ранние экземпляры относятся к V веку. Собрание сложилось в 1889 году в результате объединения императорского Арсенала с коллекциями, находившимися в замке Амбрас в Инсбруке.



Новый бург или Новый замок — интерьер

В этой витрине представлены самые старинные экземпляры коллекции.



Старинные доспехи XIV век

Впервые увидела такие подушки на шее у лошади, очевидно, они защищали лошадь при столкновении с соперником.



Рыцарь на турнире

Некоторые доспехи выглядят, как произведения искусства, настолько тонкая отделка.



Оружейная палата

Коллекция доспехов очень интересная, я например не знала, что бывают доспехи с физиономиями

Доспех Генриха фон Вюртемберга 1525-1530

Или такие вот шлемы в рыбьей мордой.



Шлем от доспеха с головой рыбы

Оружейная палата

В залах установлены интерактивные экраны. На них можно посмотреть историю рыцарских турниров в средневековых гравюрах. Кроме классических европейских доспехов, представлено еще и множество турецкого военного облачения, поскольку Вена частенько воевала с османской империей и даже один доспех японского самурая.



Оружейная палата

Охотничья и ружейная палата во много раз обширней, чем рыцарский зал Эрмитажа, поскольку рыцари все таки жили в Западной Европе и вполне естественно, что и большие коллекции рыцарских доспехов сложились именно в Европе.

Новый замок — музей старинных музыкальных инструментов

Признаюсь честно, что музыкальные инструменты мы не осматривали, поскольку это очень специфично и мы далеки от увлечения классической музыкой, однако арфа в интерьерах дворца смотрится отлично.



Арфа в музее музыкальных инструментов

Новый замок — Эфесский музей

В Эфесском музее представлено все, что было найдено при раскопках античного города Эфес, сейчас находящегося на территории Турции. Раскопки велись 1886-1906 годах, было отправлено целых 7 экспедиций с находками в Вену. В Эфесе конечно хотели найти знаменитый храм Артемиды Эфесской, являющийся одним из 7 чудес света. К сожалению храм был разрушен и не один раз еще в древности и от него мало, что осталось, но мраморных статуй и обломков хватило на целый эфесский музей в Вене.

Музей истории искусств в Вене это очень большое собрание произведений искусства разных эпох, начиная от становления цивилизации в Древнем Египте и до конца XVIII века. Это одно из самых больших собраний в мире, что вполне естественно, ведь все эти коллекции собирались Габсбургами на протяжении почти 500 лет. Любители искусства гарантированно получат большое удовольствие от осмотра коллекции.

На моем сайте вы можете узнать . Вам больше не придется просматривать десятки сайтов чтобы найти информацию про: какой вид транспорта выбрать (самолет, поезд, автобус,), все методы трансфера из аэропорта Вена-Швехат, чем заняться в Вене, что посмотреть самостоятельно, где можно скачать аудиогид, где попробовать легендарный торт Захер и чуть менее знаменитый тафельшпиц, Все в одной статье, все необходимые ссылки.

| 9 | 9 855, сегодня 11 |