Реставрация иконы иисуса в испании. Неудачные реставрации произведений искусства. Великая Китайская стена

Задача реставраторов - восстановить ветхие и поврежденные произведения искусства. Просто замазать или подрисовать не получится, в противном случае шедевр будет испорчен. Но иногда за дело берутся горе-профессионалы, после которых либо приходится все переделывать, либо ничего уже не спасти. При виде такой работы ценители искусства открывают пузырек с валерианой.

«Пушистый Иисус»

Самый сенсационный случай неудачной реставрации произошел в Испании. 80-летняя Сесилия Хименес вызвалась восстановить фреску с изображением Иисуса, украшавшую храм Милосердия в городе Борха. Но по какой-то причине вышло совершенно непохоже на оригинал. Возможно, зрение подвело пожилую женщину. Получившуюся картину назвали «Пушистый Иисус».

Можно бесконечно спорить о том, виновата Сесилия или нет. С одной стороны, фреска была испорчена. Но с другой стороны, храм стал известен во всем мире, а Сесилию теперь называют новым Гойей.

Героев фресок лишили глаз

Реставрация фресок в Сикстинской капелле стала самой обширной реставрационной работой XX века. Но многие искусствоведы считают, что ее результат не самый удачный.

Когда мастера отчищали сажу, они затронули верхний слой фресок с исправлениями самого Микеланджело. В результате некоторые из героев фресок потеряли глаза.

Прихоти Берлускони

В 2010 году рабочие установили статуи Марса и Венеры перед резиденцией Сильвио Берлускони. Но статуи были найдены с отсутствующими частями тела. А Берлускони приказал восстановить их. Все получилось довольно неплохо, но искусствоведы не оценили порыв премьер-министра. Считается, что «исправление» античных скульптур сродни вандализму, потому что мы не знаем, как статуи выглядели изначально. После этой критики Марс и Венера были возвращены в исходное состояние.

Осветлили картину

Картина «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» была восстановлена и получилась намного ярче и светлее. Если раньше на картине преобладали темные оттенки, то после реставрации картина стала ярче, будто действие происходит в солнечный день. По мнению экспертов, это противоречит видению да Винчи. Некоторые из экспертов консультативного комитета Лувра даже прекратили работу в знак протеста против такой реставрации.

Неузнаваемый Ленин

В каждом российском городе есть статуя . А в Краснодарском крае одной из статуй не повезло: после реставрации Ленин получил непропорционально длинную руку и чужое лицо. Оказывается, в таком виде памятник простоял долгое время, пока в 2016 году фотографии этого «непотребства» не получили распространение. Эта история даже появилась на центральном телевидении, после чего вождя мирового пролетариата переделали.

Великая Китайская стена

Великая Китайская стена - крупнейший архитектурный памятник. К сожалению, она медленно разрушается.

Несколько лет назад реставраторы неудачно реконструировали одну из красивейших секций стены длиной 780 метров, просто покрыв ее бетоном. Дело в настоящее время расследуется, и к восстановлению остальной части стены отнесутся внимательнее.

Замок Матрера

Реконструкция древней крепости Матрера в Испании получилась очень спорной: башня стала выглядеть слишком современной. Оказалось, что реставратор Карлос Кевадо хотел показать, какая часть крепости новая, а какая - древняя. Кстати, Architizer, авторитетное сообщество архитекторов, заняло сторону Кевадо. Но местные жители все еще недовольны.

Борода Тутанхамона

В 2014 году сотрудница Каирского музея уронила 10-килограммовую золотую маску , и борода отвалилась от реликвии. Вместо того чтобы идти к профессионалам, женщина обратилась к мужу-реставратору.

Он приклеил бородку суперклеем. Да еще и под неправильным углом. К тому же он испачкал подбородок Тутанхамона клеем, решил соскоблить его и поцарапал маску. К счастью, она была недавно восстановлена должным образом.

Младенец с чужой головой

Скульптура Мадонны и младенца Иисуса в канадском городе Садбери когда-то пострадала от рук вандалов: голову младенца откололи и украли.

Художник Хизер Вайз вызвалась исправить ситуацию. Но результат ее работы выглядел более чем странно и вызвал недовольство среди местных жителей. Голова скульптуры получила сильное сходство с самым младшим персонажем «Симпсонов» - Мэгги.

Но в итоге действия Хизер сыграли положительную роль в этой истории: человек, который украл настоящую голову, смутился (видимо, работой Хизер) и вернул ее. Скульптура была восстановлена.

Стоит отметить, что случаи неудачного восстановления произведений искусства встречаются редко. На сегодняшний день благодаря кропотливой работе реставраторов сохранились бесчисленные работы мастеров прошлого. Одним из хороших примеров является эта скульптура ангела на базилике Святого Петра в Ватикане.

Пушистый Иисус

Испанская 80-летняя пенсионерка, отреставрировала фреску "Ecce Homo" ("Се человек"), написанную художником Элиасом Гарсиа Мартинесом. Мы видим фотографии фрески с изображением Иисуса Христа до и после реставрации. На обновленном варианте произведения Христа не узнать - фреска стала напоминать детский рисунок, изображающий то ли обезьянку, то ли пушистую картофелину с глазами.

После публикации новости в испанских и мировых СМИ разразился настоящий скандал. Одни обрушились на старушку с жесточайшей критикой, другие же встали на защиту пожилой испанки, провозгласив ее новым Мунком и Модильяни в одном лице. Как бы то ни было, созданное Хименес изображение Иисуса Христа, кажется, уже заняло свою нишу в современном искусстве.

Сесилия Хименес рассказала журналистам, что начала работать над реставрацией фрески "Ecce Homo", расположенной на церковной колонне, несколько лет назад. По словам прихожанки церкви, ее расстраивало состояние произведения, которое портилось из-за влажности в помещении религиозного сооружения.

Пенсионерка, как она сама утверждает, обратилась к священнику, и тот якобы дал согласие на то, чтобы она провела реставрационные работы. "Конечно, все знали о том, что я делала. Когда люди приходили в церковь, они видели, что я рисую. Настоятель знал. Как я могла делать такие вещи без разрешения?", - цитируют Хименес СМИ. При этом представители церкви заявляют о том, что ничего не знали о художественном труде своей пожилой прихожанки.

Так или иначе, начатая в 2010 году реставрация завершилась летом 2012-го. Результаты работы Сесилии Хименес обнаружились пару недель назад, когда в церковь приехали специалисты, которые должны были оценить состояние фрески с изображением Христа для составления плана восстановительных работ. Реставрацию должны были проделать за счет средств внучки автора фрески Тересы Мартинес - именно она выделила деньги и направила их в церковь.

Прибыв в Борху, эксперты обнаружили вместо фрески нечто совсем иное - примитивное изображение некоего существа с покрытой мехом головой (как вариант - одетого в шерстяной капор), печально повернутой в сторону. С фрески на специалистов взирал, как написали сотрудники BBC News, "карандашный набросок с изображением очень волосатой обезьяны в мешковатой тунике". О первоначальном облике "Ecce Homo" напоминала лишь эта самая безразмерная туника - и до, и после реставрации она была свекольного цвета (кстати, как отметила Тереса Мартинес, туника вышла у Сесили Хименес не так ужасно, как все остальное). Церковь в Борхе пообещала, что пушистый Иисус исчезнет - фреску планируется отреставрировать вновь, уже силами профессионалов.

После разошедшейся в англоязычной прессе новости о проведении самой неудачной реставрации в истории искусства в Сети развернулась кампания по сохранению пушистого Иисуса (блогеры уже успели дать работе Хименес новое название - "Ecce Mono", что они перевели как "Се обезьянка"). Разумеется, творение пожилой испанки всего за несколько часов стало одним из самых популярных интернет-мемов.

На сайте change.org появилась петиция в защиту отреставрированного Иисуса. Автора обновленной версии старинной фрески сравнивают с Гойей, Мунком и Модильяни, а в самой работе видят критику "креационистских теорий" Церкви. На момент написания этого текста за сохранение "Ecce Mono" высказались более десяти тысяч человек. Возможно, все они правы в своем стремлении признать пушистого Иисуса самостоятельным произведением искусства.

Гойя - не Гойя, но фреску авторства Сесилии Хименес вполне себе можно назвать интересным образцом примитивистской живописи (если абстрагироваться от существования оригинальной версии). Примитивизм как живописный стиль зарождался примерно тогда, когда Гарсиа Мартинес, следуя академическим традициям, расписывал стены небольшой церкви в Борхе; сейчас же работы крупнейших примитивистов, например Нико Пиросмани и Анри Руссо, висят в музеях и стоят огромных денег. Нечего уж говорить про авангардистов, экспериментировавших с этим стилем и обращавшихся к нему, в отличие от испанской бабушки, абсолютно осознанно.

В этой истории Сесилия Хименес показала себя, конечно, не Пиросмани, но точно грандиозным популяризатором, подарившим миру знание. "Самая ужасная реставрация" обернулась настоящим триумфом для художника Элиаса Гарсиа Мартинеса, которого и знать-то до этого момента в мире никто не знал. Родился он в муниципалитете Рекена в 1858 году, начал там заниматься рисованием, потом учился живописи в Королевской академии изящных искусств Святого Карлоса, затем отправился в Барселону и после нее в Сарагосу. Там женился, преподавал, рисовал, умер - словом, ничего впечатляющего. Самой же интересной страницей в биографии художника стало создание фрески с изображением Иисуса, превратившимся в XXI веке в обезьянку.

То, что обновленная фреска принесет пользу, наверняка поняли уже и в самой церкви, которая в последние дни в усиленном режиме принимает любознательных туристов. И их можно понять - канонических изображений Христа полно, а в капоре - только одно.

В своей статье арт-критик The Guardian Джонатан Джонс справедливо замечает , что набожная пенсионерка могла бы сделать карьеру в комическом жанре. Ее поступок можно сравнить разве что с реставрацией портрета матери Джеймса Уистлера, произведенной знаменитым Мистером Бином, который в прямом смысле начихал на картину, а потом в ужасе приводил ее в порядок. Даром комического разрушения тоже нужно обладать, и, грамотно его используя, сейчас можно выстроить целую стратегию популяризации искусства.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Задача реставраторов - восстанавливать обветшалые и поврежденные произведения искусства. Эта работа творческая, но совсем не простая: неверное движение - и шедевр испорчен, поэтому проколы неизбежны.

сайт собрал нашумевшие случаи, когда реставрация пошла не так, как планировалось.

1. Испорченная фреска

Самый нашумевший случай неудачной реставрации произошел в Испании. 80-летняя Сесилия Хименес вызвалась восстановить облупившуюся фреску с изображением Иисуса в местном соборе. Но почему-то у нее вышло совсем не похоже на оригинал, видимо, зрение подвело пожилую женщину.

Можно спорить бесконечно, зло или благо сотворила Сесилия. С одной стороны, фреска была испорчена. С другой стороны, собор стал известен на весь мир, а Сесилию называют новым Гойей.

2. Герои фрески, лишившиеся глаз

Восстановление фресок в Сикстинской капелле было самой масштабной реставрационной работой ХХ века. Но многие искусствоведы считают, что она оказалась неудачной.

Когда мастера очищали своды от копоти, они затронули верхний слой фресок с поправками самого Микеланджело. В результате некоторые герои даже лишились глаз.

3. Фантазия Берлускони

В 2010 году у входа в резиденцию премьер-министра Италии Сильвио Берлускони установили статуи Марса и Венеры, датированные 175 годом нашей эры. Фигуры были найдены уже с отбитыми частями тела.

Берлускони дал распоряжение восстановить статуи. С виду получилось неплохо, но искусствоведы не оценили порыва премьер-министра. Считается, что переделывать памятники старины на свой лад - сродни вандализму, ведь мы не знаем, как первоначально выглядели фигуры. Сейчас Марсу и Венере вернули первоначальный облик.

4. Осветленная картина

Работа Леонардо да Винчи «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» после реставрации стала выглядеть гораздо светлее. Если раньше преобладали пасмурные темные оттенки, сейчас картина выглядит очень ярко, как будто действие происходит в солнечный день. По мнению экспертов, это противоречит замыслу да Винчи.

Некоторые из специалистов комитета Лувра в знак протеста против такой реставрации даже покинули свои посты. Но так ли плоха работа реставраторов?

5. Неузнаваемый Ленин

В Краснодарском крае, Россия, после реставрации памятник Ленину приобрел непропорционально длинную руку и чье-то чужое лицо.

Оказывается, памятник имел такой вид уже давно, но его фотографии на глаза широкой общественности попали только в 2016 году. История с монументом даже появилась на центральном телевидении. После этого вождя мирового пролетариата привели в надлежащий вид.

6. Великая Китайская стена

Великая Китайская стена - крупнейший памятник архитектуры на земле, и, к сожалению, он тоже постепенно разрушается.

Несколько лет назад реставраторы неудачно реконструировали один из самых красивых участков стены длиной 780 метров, просто покрыв его слоем бетона.

Сейчас в отношении недобросовестных реставраторов проводится расследование, а остальные части стены реставрируются более бережно.

7. Замок Матрера

Реконструкция старинной крепости Матрера в Испании получилась весьма спорной: башня стала выглядеть слишком современно. Оказалось, реконструктор Карлос Кеведо Рохас хотел, чтобы было ясно, какие части крепости являются новыми, а какие - древними.

8. Борода Тутанхамона


Вот уже несколько лет подряд в храм Милосердия, расположенный в испанском городе Борха, стремятся десятки тысяч туристов. Они хотят воочию глянуть на одну небольшую фреску с изображением Иисуса Христа. Вот только вместо благоговения у одних вырываются невольные смешки, а другие недоуменно отводят взгляд. Дело в том, что фреска была отреставрирована. Вот только превратилась она в нечто совершенно невообразимое.



83-летняя жительница испанского города Борха Сесилия Хименес не задумывала ничего дурного, когда предлагала свою помощь в реставрации фрески «Ecce Homo», созданной художником Элиасом Гарсиа Мартинесом в 1932. Картина стала осыпаться и угрожала совсем исчезнуть, поэтому с разрешения настоятеля храма прихожанка занялась восстановлением картины. На это у нее ушло 2 года.


Когда люди увидели обновленную фреску, то многие не смогли ничего сказать от шока, который они испытали. Вместо Иисуса теперь красовалось существо из детских рисунков. Одни назвали фреску «картофелиной с глазами», другие – «обезьянкой», а третьи – «Пушистым Иисусом». Родственники художника, который написал фреску, даже хотели подать на пожилую женщину в суд.

Сесилия Хименес искренне не понимала, в чем она провинилась, когда на нее посыпался шквал негодования и упреков со всех сторон.


Однако по иронии судьбы, городок стал популярен среди туристов. Всем хотелось увидеть, что же натворила старушка с фреской. Вскоре служители храма ввели символическую плату за вход, а рядом на улице появились сувенирные лавки. Когда Сесилия Хименес узнала об этом, то тут же отправилась требовать свою долю от прибыли. Власти пошли женщине навстречу, потому что, благодаря ее «реставрации» и притоку туристов, стабилизировалась экономика города Борха.


Некоторые искусствоведы уже отнесли «Пушистого Иисуса» к стилю живописи «примитивизм» и сравнили с работами таких мастеров, как Гойя и Мунк.
Кстати, творчество Эдварда Мунка также воспринималось современниками неоднозначно.

Испанская пенсионерка попыталась самостоятельно отреставрировать фреску XIX века - одну из главных достопримечательностей местной церкви. Результат оказался плачевным.
Фреска работы Элиаса Гарсии Мартинеса, изображающая Иисуса Христа, была украшением церкви близ Сарагосы более ста лет.
ИскусствоС годами она получила некоторые повреждения: часть фрагментов стерлась из-за высокой влажности в помещении, местами краска осыпалась.
Тогда 80-летняя старушка принесла в церковь краски и дорисовала недостающие детали.
По свидетельству корреспондента Би-би-си Кристиана Фрейзера, вместо Спасителя на фреске получилось что-то похожее на волосатую обезьяну в бесформенной тунике. Тонкая работа Мартинеса оказалась скрытой грубо наложенной краской.
Прихожанка скоро поняла, что испортила старинную работу, и связалась с местным советом, который надеется восстановить фреску.
Изображение «отреставрированной» фрески облетело весь мир и привлекло внимание тысяч интернет-пользователей.
– Я очень рада, что моя церковь и мой город стали известны всему миру, благодаря мне, хотя это не было моим намерением, когда я начала реставрировать фреску, – объясняет Хименес.
В результате огромного внимания и массовой критики Хименес остро переживала случившееся.
– Она каждое лето проводит в храме, объясняет Хосе Мария Азнар, отвечающий за содержание церкви. – Все эти годы Сесилия помогала нам реставрировать церковь без всяких проблем. Сначала она боялась трогать фреску, увидев что она сильно испорчена, но однажды утром она взяла кисти и, не обсуждая, это ни с кем стала ее «реставрировать».
Хотя у госпожи Хименес есть недоброжелатели, много людей поддерживают ее. Сотни поклонников направили ей одобрительные письма.
– Я хочу поблагодарить вас за поддержку, которую получаю со всего света, говорит Хименес. – Благодаря ей, я чувствую себя сейчас гораздо лучше.
– Она рассказала моей жене, что она сделала, она сказала: «Я ретушировала фреску, и она теперь выглядит ужасно, я должна уехать из города, я оставлю пока ее так, но когда я вернусь, я ее исправлю», объясняет Азнар. – Но, несмотря на ее добрую волю, я как ответственный за храм должен был сообщить мэрии Борха.
После этого, местные власти пришли в церковь, чтобы проанализировать случившееся. Позже они опубликовали в блоге свои выводы. Они были размещены на Facebook, а Борха и его жителей получили всемирную известность.
Испанские искусствоведы собираются провести в церкви встречу для обсуждения плана реставрации.
Хуан Мария Оэда, член городского совета по вопросам культуры, который занимается этим делом, заявил, что виновница готова встретиться с экспертами и сообщить им, какими материалами она воспользовалась.
"Думаю, она [пенсионерка] действовала из лучших побуждений. Если нам не удастся восстановить фреску, мы повесим на стену церкви фото произведения", - сказал Оэда.
Художественная ценность фрески не очень велика, однако местные жители ее ценили.
По словам корреспондента Би-би-си, как назло, местный реставрационный центр только что получил от внучки художника пожертвование, которое предназначалось для восстановления фрески.