Латиноамериканские танцы. Самба. Виды латиноамериканских танцев

В последние годы в России появилось огромное количество танцевальных студий и фитнес-клубов, где в ассортименте услуг можно найти строку «латиноамериканские танцы». Они пользуются огромной популярностью и любовью народа, как на своей родине, так и во всех странах мира. Латиноамериканские танцы невозможно не любить – красивые, страстные, зажигательные – все больше в мире появляется покоренных им сердец.

Откуда появились латиноамериканские танцы? Какие существуют основные танцевальные принципы и виды? Полезны ли танцы для здоровья женщины, а если полезны, то чем именно?

Польза латиноамериканских танцев

Совмещение приятного с полезным – это как раз о латиноамериканских танцах. Доказано, что они положительно влияют на здоровье и самочувствие человека в целом:

  • Прежде всего, танец будет полезен как мужчинам, так и женщинам. Он не имеет противопоказаний, так как танцор не подвергается резкой нагрузке.
  • Способствует хорошей координации движений – в доказательство стоит посмотреть на активность и гибкость танцоров, с каким мастерством они выделывают множество своих па.
  • Поддерживает осанку в отличном виде и корректирует походку – каждому человеку важно уметь «нести» себя. Танец в формировании этого мастерства лучший помощник.
  • Способствует улучшению дыхательной системы.
  • Доказано, если заниматься регулярно, то танец способствует избавлению от простудных заболеваний, бронхита. Помогает облегчить приступы астмы.
  • Танцы способствуют формированию более позитивного настроя. Часто ли можно увидеть танцора в плохом настроении?
  • Полезно для поддержания общего уровня работоспособности.
  • Во время занятий танцами сжигаются калории, так что тем, кто хочет сбросить лишний вес – дорога на танцпол!

Галлилео. Латиноамериканские танцы

Самба: зажигательный танец

Танец самба является сочетанием танцевальных культур африканских и американских народов, который был в 16 веке привнесен на бразильскую землю. Он был призван расслабить население после трудного рабочего дня, танцевали его босиком. Интересно, что самба пользовалась большой любовью среди бедняков, в то время, как аристократическая часть общества относилась к этому виду латиноамериканского танца с презрением, считая его непристойным и вульгарным. Именно по этой причине долгое время было не принято танцевать его в приличных заведениях. Отношение к самбе изменилось после того, как танцоры выступили на публике, сделав движения менее откровенными. С тех пор танец стал покорять сердца людей и стал одним из самых популярных.

Сегодня именно самба считается одним из самых популярных танцев на бразильском карнавале. Многие школы танцевального искусства конкурируют за звание лучшей. Мировым центром самбы считается родина танца – Рио-Де-Жанейро.


Самба

Виды самба

Сегодня самбо имеет ряд направлений:

  • Самба ну пэ – вид самба, который исполняется во время движения карнавального фургона танцовщицами соло, то есть без пары.
  • Самба де гафиейра – парный танец, в котором используются акробатические элементы, элементы рок-н-ролла, аргентинского танго.
  • Пагоде – самба, которую исполняет пара при очень тесном контакте друг с другом. Акробатические элементы не используются.
  • Самба ашэ – может исполняться как соло, так и в большой группе. Сочетает в себе элементы самбы ну пэ и аэробики.
  • Самба де рода – считается родоначальницей городской самбы. Традиционно мужчины образуют круг и аккомпанируют на музыкальных инструментах, а одна, максимум две женщины исполняют самба в этом кругу.

Самба. Учимся танцевать

Сальса: история любви и свободы

Сальса исконно кубинский танец, пропагандирующий идеи любви, свободы, страсти, раскрепощенность и флирт.

Само слово «сальса», «salsa» во многих языках означает «соус». По одной из версий, как-то в клубе Майами выступала кубинская группа танцовщиков и танцовщиц. Им настолько удалось зажечь публику, что народ стал скандировать «salsa!», что означало, что танец с «перчинкой» - настолько острый, как соус, которым заправляли основные блюда заведения.

Сегодня сальсу называют спортом, интересно, что для этого танца характерна частая смена партнеров. Это позволяет черпать новые знания и рассматривать танец как средство общения и передачи танцевального опыта.

Таким образом, сальсу можно исполнять в любом клубе мира, используя универсальный язык общения – танец.

Для партнера характерны частые движения alardes – напоминающие расчесывания и поглаживания волос. Профессионализм партнерши зависит не столько от четкости передвижения ног, сколько от умения двигаться естественно, с расслабленными руками. Считается, что так двигаться лучше всего могут латиноамериканские танцоры. Основную роль выполняет ведущий партнер, в то время, как к ведомому предъявляются крайне скоромные требования.


Сальса

Меренга: танец флирта и импровизации

Родиной меренге является Доминиканская Республика. Очень быстро этот танец стал популярным во всем Латиноамериканском регионе.

Исполняться меренге может как соло, так в паре и даже в группе. Он наполнен всевозможными движениями с акцентом на эротику, движения бедрами, плечами в достаточно быстром темпе.

Меренге изначально возник как музыкальное направление. Когда и по какому поводу именно это произошло, историки танца не сходятся во мнении: либо его первым сочинил один из доминиканских композиторов, либо музыку впервые услышали после военного сражения при Таланкере, который доминиканцы торжественно выиграли, либо танец пришел с берегов Пуэрто-Рико.

Так танец стал распространяться и набирать популярность благодаря простоте и легкости, вытесняя некоторые традиционные танцы.

Тогда меренге развивался в двух вариантах:

  • Салонное меренге – парный танец, при котором пара почти никогда не разделяясь, делает ритмичные движения то влево, то вправо;
  • Фигурное меренге – парный танец, при котором пара почти не разделяясь, делает фигурные комбинации телами.

Меренга

Бачата: танец неразделенной любви

Бачата считается танцем, с помощью которого повествуется о неразделенной любви. Родиной этого латиноамериканского танца является Доминиканская Республика.

Бачата крайне многогранна, сложно выделять ее в какие-либо виды, тем не менее, бачата бывает:

  • Колумбийская бачата – никогда не допустит упрощение шагов, характеризуется четким движением бедра на четвертом счете
  • Доминиканская бачата – характерно более легкая техника ног, иногда доходит до такого, что партнерами делается обычный шаг.

Главное предназначение танца – войти в очень близкий контакт партнерам, поэтому много передвижений из стороны в сторону с сцепленными руками в замок.


Бачата

Румба: танец любви

Именно румба признана жемчужиной латиноамериканских танцев.

Румба считается кубинским танцем африканского происхождения. Изначально она была свадебным танцем, в ходе которого демонстрировались движения, напоминающие действия в отношении домашнего хозяйства.

Самой известной композицией румбы можно назвать композицию «Guantanamera», автором которой является Жозеито Фернандес.

Сегодня существует две разновидности румбы:

Кубинская и американская.

В чем их различие?

Кубинская румба используется в спортивных бальных танцах, а американская – в социальных, то есть ее танцуют в расслабленной не соревновательной атмосфере.


Румба

Ча-ча-ча: танец соблазнения

Не даром ча-ча-ча признается как танец кокеток. Комбинация шагов как будто специально создано для того, чтобы женщина могла показать себя, насколько она соблазнительна и сексуальна. Отличительной чертой танца является активная работа бедрами. Танцовщица открыто соблазняет, флиртует и провоцирует танцора.

Один из самых современных разновидностей латиноамериканских танцев. Изначально он появился от танцы mambo и был исполнен в американских танцевальных залах в 50-х годах двадцатого века. Его основное отличие от mambo в том, что для ча-ча-ча используется менее ритмичная и более спокойная музыка.

Знаменитое «ча-ча-ча» является составляющим элементом mambo, которое отделилось и стало основным элементом самостоятельного танца.

В 1951 году танцор по имени Энрике Джорен продемонстрировал миру свое видение ча-ча-ча. По его мнению, этот танец должен быть средней скорости, подходящий не только для профессиональных танцоров, но и легкий в освоении массовой публикой.

После Второй мировой войны ча-ча-ча стал даже более популярен, чем mambo.


Ча-ча-ча

Аргентинское танго: танец безумия и страсти

Примечательно, что танго первым из всех видов латиноамериканских танцев стал известен европейцам. Аргентинское танго появилось на свет в беднейших районах Буэнос-Айреса более сотни лет назад. Какие только культуры не оставили на нем свой след: и африканские мотивы, и немецкий вальс, и мазурка поляков, и фламенко из Испании.

С момента своего рождения аргентинское танго считалось танцем для мужчин, так как его преимущественно исполняла сильная половина человечества. Цель танца - продемонстрировать удаль и мужскую силу, грациозность и смелость. Порой, только хорошим танго можно было покорить сердце прекрасной женщины. В танце есть место большей части человеческих эмоций – от страданий и печали до любви и восхищения.

Как и некоторые латиноамериканские танцы, аргентинское танго прошло проверку временем: изначально этот вид танца был под запретом из-за своей вульгарности и непристойности. Так продолжалось недолго, и уже в 1920-х годах начался настоящий бум, когда каждый более ли менее известный человек должен был, так или иначе, упомянуть в любой форме танго.

Сегодня танец максимально стандартизировался, есть множество обязательных элементов для танца. Однако, на родине танцоры могут танцевать его без каких-либо ограничений, так как чувствуют сами.


Аргентинское танго

Вывод:

Сегодня латиноамериканские танцы переживают «вторую жизнь» - во многих странах мира интерес к этому искусству возвращается с большей силой, чем прежде. Не удивительно, ведь они ярки, динамичны, страстны, сексуальны и полезны для здоровья и поддержания общего тонуса организма.


Техника латиноамериканского танца. Учимся танцевать

Латиноамериканские танцы -- общее название бальных и народных танцев, сформировавшихся на территории Латинской Америки. Подобно тому как сама Латинская Америка появилась в результате испано-португальской колонизации, то и латиноамериканские танцы в основе имели преимущественно испанское влияние.

Танцы хабанера и румба появились на основе завезенного в XVIII веке контрданса, а бачата - на основе болеро. В бразильской самбе, колумбийской кумбии, кубинских мамбе и румбе помимо европейских традиций прослеживаются и африканские, а вдиабладе - индейские. Уникальным латиноамериканским танцем признано танго.

К характерным чертам латиноамериканских танцев относят энергичные, страстные зажигательные движения и покачивание бедрами.

Платья дам, как правило, короткие, очень открытые и облегающие. Костюмы кавалеров тоже очень облегающие, часто (но не всегда) черного цвета. Смысл таких костюмов -- показать работу мышц спортсменов.

В XX веке наблюдается расцвет латиноамериканских танцев. Появляются такие новые виды как сальса, ча-ча-ча и реггетон.

В настоящее время в программу латиноамериканских бальных танцев входят 5 элементов:

2. Ча-ча-ча

4. Пасодобль

Саммба (порт. samba) -- бразильский танец, символ национальной идентичности бразильцев.

Танец обрёл мировую известность благодаря бразильским карнавалам. Одна из разновидностей самбы вошла в обязательную пятёрку латиноамериканской программы бальных танцев. Исполняется в темпе 50-52 удара в минуту, вразмере 2/4 или 4/4.

В русском языке слово самба имеет женский род, а в португальском -- мужской.

Самба является бразильским танцем, который уходит корнями в штат Баия. Со временем, появились первые школы самбы и блокос в количестве до пятидесяти человек, которые проходили парадами по улицам. Первые бразильские карнавалы появились в двадцатых - тридцатых годах. На сегодняшний день они стали традиционными не только для Рио-де-Жанейро, но и для других крупных городов. Карнавал давно превратился в соревнования, на которых разные школы самбы соревнуются за звание "Лучшей школы самбы".

“Бразильцы так полюбили самбу, что она стала их национальной музыкой. А Рио - центром самых разных направлений самбы. Здесь действует множество школ самбы, здесь живет его народный вариант - самба бразильских трущоб” (с) Жильбер Жиль.

Самба ну пэ (Samba no pй -- самба на ногах) -- движения этого танца используют танцовщицы (passistas), которые едут на специальном красочном фургоне при прохождении школ самбы на карнавалах. В этом случае это один из видов карнавальной самбы -- сольный танец в исполнении женщин. Может исполнятся на танцплощадке как парный танец без поддержки, т. е. партнёры держатся на расстоянии.

Самба де гафиейра (Samba de Gafieira) -- парный социальный танец, который объединяет в себе элементы машише, известного ранее под названием «бразильское танго», аргентинского танго, вальса. На показательных шоу танец исполняется с акробатическими движениями, заимствованными из рок-н-ролла.

Название стиля произошло от бразильского слова гафиейра, обозначающего танцевальную площадку. В Бразилии самба де гафиейра считается бальным или точнее салонным танцем (danзa de salгo), но совершенно отличается от спортивной международной самбы. Поразительное отличие двух вариантов связано с тем, что самба де гафиейра произошла от машише напрямую. Бальный танец самба (международный стандарт) формировался в Европе и США на основе облагороженного и лишённого вызывающей эротичности машише. Такой танец был представлен в 1909 году в Париже парой бразильских танцоров Дуке (бразильское произношение: Duque - Antonio Lopes de Amorim Diniz, 1884-1853) и Марией Лина (Maria Lina). Дуке создал собственную хореографию машише, которой обучал с 1914 года в открытой им школе танцев в Париже. В настоящее время предпринимаются шаги по стандартизации самбы де гафиейра с целью принятия её в обязательную латиноамериканскую программу бальных танцев (International Latin). Стандартные фигуры самбы де гафиейра приводит бразильский исследователь салонных танцев Марку Антониу Перна.

Национальная ассоциация салонного танца (Associaзгo Nacional de Danзa de Salгo, ANDANЗAS) возникла в Бразилии в 2003 году.

Пагоде (Pagode) напоминает самбу де гафиейра, но не содержит акробатических движений, исполняется парами при близком расположении партнёров друг к другу.

Самба Ашэ (Samba Axй) танец исполняется соло или большими группами. Форма самбы, которая смешивает элементы самбы ну пэ и аэробики, обыгрывает шутливые тексты песен.

Самба рэггей (Samba Reggae) зародилась в бразильском штате Баия. Очень распространенная версия самбы, которая исполняется под музыку регги.

Самба де рода (Samba de roda -- круговая самба или самба в кругу) импровизированный афро-бразильский танец штата Баия. Наиболее древний и аутентичный вид самбы, от которого зародилась городская самба кариока. В Баие как правило мужчины исполняют музыкальный аккомпанемент, а женщины поют и хлопают в ладоши. Согласно традиции эти исполнители составляют круг, в котором обычно танцует только одна или реже две женщины. Мужчины редко входят в круг для исполнения танца. Капоэйристы также играют капоэйру в кругу (порт. roda -- рода), которая зачастую заканчивается танцем самба де рода, в которой принимают участия сами капоэйристы.

Бальный танец самба (порт. Samba internacional, англ. International Ballroom Samba) в настоящее время относится к парным спортивным бальным танцам (СБТ) и обязателен для исполнения в латиноамериканской программе.

Для бального танца самба характерны частая смена положений партнеров, подвижность бёдер и общий экспрессивный характер. Танцевальные движения характеризуются быстрым перемещением веса тела посредством сгибания и выпрямления колен. Основная тактовая схема хореографии: «a-slow, slow, a-slow, slow». Некоторые типичные па танцоров: бота фогу (от названия района Рио-де-Жанейро Botafogo), корта жака (corta jaca), поворот (volta), быстрое движение (whisk) и скрещивание (cruzado).

Бальный танец самба возник в результате взаимного влияния двух культурных традиций: африканских ритуальных танцев чернокожих рабов, прибывавших в Бразилию из Конго, Анголы и Мозамбика, и европейских танцев (вальс, полька), привнесёнными португальцами. Самба также испытала воздействие бразильского танца шоте (порт. xote, xуtis), развившегося из шотландской польки в её немецком варианте. Бразильский шоте не следует путать с экосезом. До контакта с европейской культурой у африканцев не было парных танцев.

Энциклопедия Британника отмечает, что данный стиль парного танца имеет бразильское происхождение. Этот вид самбы стал популярным в США и Западной Европе в конце 40-х годов XX века. Многие движения танцоров были заимствованы из машише(«бразильское танго»), который был в большой моде в Бразилии в 1870--1914 гг. Партнёры могут разрывать пару и исполнять некоторые танцевальные движения на значительном расстоянии друг от друга.

В Европе вплоть до 1914 года бальный танец самба не был известен, поскольку в моде был бразильский танец машише, а в Бразилии до начала 30-х годов XX века в городской среде самба существовала в симбиозе с машише: самба-машише (samba-maxixe). Машише запрещался из-за эротических движений танцоров. Следует отметить, что сексуальная откровенность и экспрессия машише также свойственна ангольскому танцу таррашинья (tarraxinha), который произошёл от медленной ангольской сембы и считается разновидностью кизомбы, а во всех этих танцах присутствует характерное древнее ритуальное движение -- умбигада. Такая явная параллель предоставляет несомненные основания для предположения о едином истоке ангольской сембы и бразильской самбы.

Несмотря на то, что этот бальный танец называется самбой и происходит от бразильских танцев, в Бразилии он носит название «международная самба» (порт. o samba internacional), не считается типично бразильским и мало известен в стране. Костюмы танцоров, музыкальное сопровождение и стиль исполнения международной самбы имеют мало общего с самбой де гафиейра, которая является популярным бальным танцем в Бразилии. Движения современного бального танца самба главным образом основываются на па, заиствованных из машише, и не всегда исполняются в ритме самбы, поскольку часто сопровождаются музыкой фламенко,ча-ча-ча и сальса.

Сравнительно с другими латиноамериканскими бальными танцами парная спортивная самба в своей эволюции в наибольшей мере отдалилась от истоков, давших ей своё название, и за пределами Бразилии может называться «бразильский вальс» (Brazilian Waltz).

Отличительной особенностью самбы, как и других видов афроамериканской музыки и танцев, является синкопированный ритм. Характерно использование полиритмии и перекрёстных ритмов. Ритмическая полифония создаётся широким набором ударных инструментов.

9 ЗАЛОВ – это уникальная школа танцев в Москве. Танец – это состояние души. Танец – это чувствование своего тела. Танец – это творчество и выражение внутреннего через внешнее.

В каком ритме бьется ваше сердце? Классический балет или зажигательная латина, чувственный трайбл или дерзкий дэнсхолл? Мы знаем столько танцевальных направлений, что без труда сможем подобрать то самое, которое откликнется из самых глубин вашей души и заполнит вас до кончиков пальцев!

Направления нашей Школы танецев

  • Основа основ

Тем, кто не хочет ограничивать себя определенным стилем или просто не знает, с чего начать, мы предлагаем занятия по основам танцевального искусства. Классическая хореография – движения из балета, которые лежат в основе многих современных танцев. Плавные движения у станка и классическая музыка поможет отдохнуть от напряженных будней и привести в порядок тело и ум. Хочется чего-то более современного? Попробуйте Dance Mix – горячий коктейль из самых популярных стилей. Тем, кто хочет научиться танцевать профессионально, пригодится курс «Техника Танца». Двери нашей Школы всегда открыты для Вас!

Взрыв и текучесть, ритмика и пластика, женственность и мужественность, классика и модерн – это самая многоликая улица в нашем танцевальном городе! Смелым и неординарным мы предлагаем широкий простор для самовыражения: контемпорари, вог, джаз-модерн, джаз-фанк, хип-хоп, шаффл, реггетон. Эти танцы отличает смешение стилей и импровизация. Современные танцы – лучший способ встретиться с самим собой… Настоящим.

Этнические танцы – это возможность не только подвигаться под музыку, но и почувствовать душу народа. В нашей студии танцев представлены культуры со всего света. Кто вам больше по душе? Чувственные латиноамериканцы (Бачата, Кизомба, Зумба, Самба, Латина или Сальса), свободолюбивые ямайцы (Дэнсхолл) или жаркие африканцы (Афробит). А может, вас манит чарующий Восток? У нас он представлен стилями Ориентал и Танец живота. Еще одно восточное направление «Трайбл» - это шаманское путешествие к истокам племенной культуры, слияние с Божественной Матерью и природными стихиями.

  • Женские техники

Отдельными классами у нас представлены направления для прекрасной половины человечества. Танцы для женщин помогут раскрыть вашу чувственность, улучшить пластику, научиться любить свое тело и восхищать окружающих грациозными движениями. Самые раскрепощенные могут научиться танцевать Pole Dance, Бути Дэнс, Lady Style и High Heels. Также специальные женские занятия проводятся и по латиноамериканским танцам.

  • Для всех возрастов

9 залов - это танцы для взрослых и детей: для подростков и малышей у нас есть отдельные занятия по многим направлениям. Мы предлагаем адаптированные занятия и для старшего поколения. Танцы – лучший активный отдых для всей семьи, поэтому мы даем скидку на семейное посещение студии.

Что?! Вы еще дома?!!! Прислушайтесь к зову сердца – оно зовет вас на пробное занятие!

Популярные танцы в стиле Латина.

Сальса – по-испански означает «соус» - это смесь разных музыкальных жанров и танцевальных традиций разных стран Центральной и Латинской Америки. Поэтому ее ритмы и фигуры объединяют в себе весь колорит Венесуэлы, Колумбии, Панамы, Пуэрто-Рико и Кубы, которая считается колыбелью Сальсы. Именно там в начале ХХ века и зародились эти мелодии. Сальса –медленнее и элегантней схожей с ней Румбы, при которой танцоры почти не соприкасаются – была в прежние времена в почете у местной белой буржуазии. Но все изменилось в 40-е годы ХХ века в Нью-Йорке. Латиноамериканская община захватила запад Манхэттена, она и смешала Сальсу с ритмами джаза и блюза. Новый жанр назвали «Сальса метрополитен», в 70-е годы он был «вывезен» из Нью-Йорка и с неверояным успехом распространился по планете, став самым популярным танцем латиноамериканского происхождения. Сальса содержит интересные комбинации, раскрепощенные и страстные движения, веселье и флирт, заигрывание друг с другом. Это танец любви и свободы.


Меренге появился на острове Испаньола, открытом Колумбом в Х1V веке. Этот остров стал точку распространения всей испано-американской империи, которая распространилась на большей части Центральной и Латинской Америки. Позднее к индейским племенам и испанским колонистам присоединились мощные потоки африканских рабов. Это смешение этнических групп, традиций и культур способствовало появлению разнообразных танцев и музыки, среди которых меренга, вне всякого сомнения, одна из самых древних танцевальных форм.


Есть мнение, что происхождение характерных для Меренге па идет от движений, производимых рабами на плантациях сахарного тростника. Их ноги были скованы цепями в щиколотках, и, когда они танцевали, чтобы хоть на мгновение забыться, то в основном могли только двигать бедрами, перенося вес тела с одной ноги на другую. Существуют и другие версии, но, как бы то ни было, в начале Х1Х века Меренге уже танцевали на Гаити и в Доминиканской Республике.


Успех Меренге объясняется тем, что партнеры двигаются обнявшись, придавая танцу особую интимность, дающую возможность для более откровенных ухаживаний. Музыка меренге очень разнообразна, ритм немного ускоряется в последней части танца. Меренге легко учиться, поэтому его рекомендуют начинающим. Этот восхитительный, очень красочный и пластичный танец включает уникальное движение, подражающее легкой хромоте.


Мамбо , как и Румба, Сальса, Ча-ча-ча, появился на Кубе. Слово «мамбо» произошло, вероятно, от имени бога войны, которому на Кубе в далеком прошлом был посвящен обрядовый танец. Нынешняя форма Мамбо родилась в 40-е годы ХХ века в результате слияния афро-кубинских ритмов и джаза. Чувственный и заводной Мамбо очаровал мир простотой исполнения и тем, что его можно танцевать в одиночку, в паре и целой группой. Широкую известность Мамбо обрела благодаря кино. Среди известных фильмов следует назвать несколько, в которых этот танец используется как средство обольщения: «Мамбо» (1954), «Короли мамбо» с Антонио Бандерасом и Арманом Ассанте и, известные всем, «Грязные танцы» с Патриком Суэйзи в главной роли. После выхода на экраны этого фильма популярность Мамбо в танцевальных школах стала расти в геометрической прогрессии.


Румба – «это апофеоз танго», - поется в песне Паоло Конте. Это верно, поскольку и Танго, и Румба произошли от хабанеры. Этот кубинский танец с испанскими корнями произвел на свет двух очень разных сестер, одну со светлой кожей, другую – с темной. В Аргентине она чудесным образом переродилась в чувственное Танго. На Кубе же хабанера преисполнилась чувственной и полной жизненности хореографией – и родилась Румба, более африканский по своей сути танец. Румба стал классикой всех латиноамериканских танцев. Это медленный и чувственный танец является интерпретацией отношений между мужчиной и женщиной, он имеет характерные движения бедрами и очаровывающий ритм. В начале Х1Х века существовали три варианта Румбы, но наиболее известен гуагуанчо – танец, во время которого кавалер следует за дамой в поисках соприкосновения бедрами, а дама старается этого избежать. В этом танце дама как бы является объектом дерзкого ухаживания и пытается сдержать страсть своего партнера. Возможно, из-за этого за Румбой и закрепилось название - «танец любви». Коренную эволюцию Румбы претерпела, после внедрения в США. Наравне с экспансивной и эротичной кубинской появилась Румба американская – с более сдержанными движениями и стилем. Именно этот вариант Румбы и разошелся по всему миру, завоевав сердца нескольких поколений танцоров и просто ценителей латиноамериканской культуры.


Ча-ча-ча . Захватывающий латиноамериканский танец ча-ча-ча несет в себе счастливую и слегка беззаботную атмосферу, название его происходит от особого повторяющегося основного ритма. Рождение Ча-ча-ча отмечает в Х1Х веке, когда на Кубе зарождались данзон, сон, румба и мамбо. Вся кубинская музыка находилась под влиянием музыки чернокожих переселенцев, прибывших в Америку в эпоху колонизации. Соответственно, Ча-ча-ча наряду со другими своими родственниками имеет африканские корни. В наше время Ча-ча-ча, как и другие танцы, снова в моде. Элегантный Ча-ча-ча со своим характерным ритмом, который, представляется специально созданым для того, чтобы женщина с особой выразительностью смогла продемонстрировать свою красоту и женственность. Про ча-ча-ча говорят, что это - танец кокеток, ведь он очень нравится женщинам, которым свойственно провоцирующее поведение или легкий флирт. Ча-ча-ча – настоящий образец танца соблазнения. В самом деле, движения Ча-ча-ча позволяют женщине откровенно демонстрировать свой шарм и достоинства фигуры, поскольку сам танец характеризуется, прежде всего, выразительными движениями бедер. Женщина гордо прохаживается перед кавалером, будто стараясь покорить не только его, но и стать желанной для всей мужской аудитории.


Посадобль . Если в ча-ча-ча и румбе главенствует партнёрша, то посадобль - типичный мужской танец. Партнёр – это тореадор, партнерша, следуя за ним, олицетворяет его плащ или быка. Посадобль – броский и выразительно эмоциональный танец.


Самбу часто называют "южноамериканским вальсом", ее ритмы очень популярны и легко могут видоизменяться, образуя новые танцы.


Джайв весьма сильно отличается по характеру и технике от других латиноамериканских танцев, он очень быстрый, требующий много энергии.

Латиноамериканские танцы

Латиноамериканские танцы - это совокупность различных танцевальных стилей, объединенных в одно направление, которое находится в постоянном развитии, позволяя максимально овладеть современной техникой исполнения различных видов танцев. Миллионы поклонников латиноамериканскихтанцев собираются в клубах и на дискотеках для получения удовольствия от непринужденного и раскрепощенного состояния.

Реггетон (reggaeton) - это танцевальная визитная карточка Пуэрто-Рико и стран Латинской Америки, адресованная всемирной молодежи. Реггетон считается одним из самых сексуальных танцев в мире. Что еще можно танцевать, имитируя «doggy-style»?

На танцполах реггетона главенствует не традиционная мораль, а всеобщее влечение к удовольствию, поэтому, осваивая его, Вы можете не беспокоиться о партнерах: они непременно найдутся. Впрочем, реггетон подходит и для демонстрации индивидуального мастерства, в особенности мастерства изоляций и движения бедрами.
Танцевальный словарь реггетона основан на движениях регги, бачаты и хип-хопа. Обладая открытым характером, реггетон прекрасно усваивает элементы стрип-латины, стрип-пластики и индивидуальные авторские техники. Как правило, этот танец танцуется под reggaeton - микс ямайского регги, дэнсхолла и американского хип-хопа (Daddy Yankee, Don Omar, Ivy Queen). Однако, хотя именно reggaeton и его уникальный бит Dem Bow позволяют Вам ощутить все нюансы исполнения стиля, органично танцевать реггетон можно и под латинский хип-хоп (Big Pun, Fat Joe, Akwid) и даже под американский мейнстрим (Lil Jon, 50 Cent, Usher’ и Snoop Dogg).
Жаркий, откровенный и вызывающий реггетон - прекрасный выбор для тех, кто стремится не к изоляции от других танцующих, а к близости и желает получить в танце удовольствие, граничащее с удовольствиями сексуальной игры.

Сальса / Salsa

Название самого популярного в США и Европе танца Salsa в переводе с испанского означает «соус». Ведь без этой добавки мы не полюбили бы так сильно эти горячие латиноамериканские ритмы, зажигательные песни, фильмы латинос и яркие наряды! Vamos a bailar!

Сальса - это смесь различных музыкальных жанров и танцевальных традиций разных стран Центральной и Латинской Америки. Поэтому ее ритмы и фигуры сочетают в себе весь колорит Венесуэлы, Колумбии, Панамы, Пуэрто-Рико и Кубы, которая считается родиной сальсы . Именно там, в начале 20 века и зародились эти мелодии.

Нью-йоркские южноамериканцы - пуэрториканцы, панамцы, кубинцы, колумбийцы - смешали сальсу с ритмами джаза и блюза. Новый жанр, названный «Сальса метрополитен», в 70-е годы был «вывезен» из Нью-Йорка и с бешенным успехом распространился по планете, став самым популярным танцем латиноамериканского происхождения.

Это направление танцев предназначено для тех, кто хочет научиться красиво двигаться под латиноамериканскую музыку, в совершенстве владеть своим телом, импровизировать и фантазировать, получить мощный положительный заряд, удовольствие от себя и окружающих.

Сам танец тесно связан с афроамериканской этнической культурой, столь популярной сегодня. Только в латинской интерпретации к жестким, отрывистым ударам африканских тамбуров, добавляется еще мелодичность, лиричность, с некоторым оттенком ностальгических нот, которые так созвучны с русским характером. Однако нужно сказать, что вместе с Россией на вкус латинские танцы попробовал и весь мир. На мировых сценах появляется все больше задорных песен в стиле «а-ля латинос», и каждый уважающий себя эстрадный певец считает своим долгом сделать хотя бы одну вещь в этом стиле. Примером этого являются такие звезды мировой сцены, как Шакира, Дженнифер Лопес, Рикки Мартин и др.

Мамбо / Mambo

Мамбо родилась на Кубе. Чувственный и заводной Мамбо покорил весь мир простотой исполнения и тем, что его можно танцевать в одиночку, в паре и целой группой. Широкую известность Мамбо также обрела и благодаря кино. Среди известных фильмов следует назвать несколько, в которых этот танец используется как средство обольщения. Это известные и ставшие классическими картины «Мамбо» (1954), «Короли мамбо» с Антонио Бандерасом и Арманом Ассанте и, конечно же, «Грязные танцы » с несравненным Патриком Суэйзи в главной роли. Именно после этого фильма популярность Мамбо в танцевальных школах стала расти. И сегодня миллионы людей во всем мире берут уроки этого безумно красивого, зажигательного и чувственного танца.

Румба / Rumba

Румба - «это апофеоз танго», - поет Паоло Конте. И он прав, поскольку и Танго , и Румба произошли от хабанеры. Этот кубинский танец с испанскими корнями породил двух очень разных сестер, одну со светлой кожей, другую - с темной. В Аргентине она удивительным образом переродилась в чувственное Аргентинское Танго. На Кубе же хабанера преисполнилась чувственной и полной жизненности хореографией - и возникла Румба, более африканский по своей сути танец.

Ча-ча-ча / Cha-cha-cha

Ча-ча-ча часто называют «танцем кокеток», ведь он очень нравится женщинам, которым свойственно провоцирующее поведение или легкий флирт. Ча-ча-ча - настоящий танец соблазнения. В самом деле, движения Ча-ча-ча позволяют женщине открыто демонстрировать свой шарм и достоинства фигуры, поскольку сам танец характеризуется, прежде всего, выразительными движениями бедер. В отличие от других танцев, в которых близость партнеров как бы позволяет флиртовать, Ча-ча-ча предоставляет женщине возможность кокетничать: она горделиво прохаживается перед кавалером, будто стараясь покорить не только его, но и стать желанной для всей мужской аудитории.

Бачата, меренге / Bachata, merenge

Бачата и меренге - два ритма, зародившиеся в Доминиканской Республике, имеют между собой очень много сходства и столь же много различий. Оба жанра имеют народное происхождение, оба нелегко добились общественного признания и оба вышли за пределы своей маленькой островной родины. Но, в отличие от энергичного и беззаботного меренге, как нельзя более подходящего для веселых вечеринок, бачата создана для несколько иного времяпровождения. Не зря она получила название "música de amargue" - музыка горечи. Темп ее гораздо более медленный, а тексты повествуют о страданиях неразделенной любви.

Хореография Бачата проста и незамысловата - четыре шага из стороны в сторону либо вперед-назад с акцентом на последний, в этот момент нога вытягивается немного вперед и ставится на мысок либо на пятку. Партнеры танцуют на очень близком расстоянии друг от друга, совершая также легкие круговые движения сцепленными в замок руками. Главная цель в танце бачата - тесный контакт с партнером, поэтому поворотов крайне мало, но довольно часто используются боковые проходы и «перекидывание» дамы из стороны в сторону.

Традиционный набор инструментов для исполнения меренге включает в себя бочку - двусторонний барабан специфической формы, называющийся тамбора , альт-саксофон , диатонический аккордеон и гуира , цилиндрический инструмент из металла, по которому скребут палочкой.

Бачата - очаровательная музыкальная форма, напоминающая кубинский сон, издавна является частью повседневной жизни доминиканцев, но только недавно стала восприниматься как важная и уникальная культурная особенность. Несмотря на то, что ансамбли, исполняющие бачата, регулярно включают в свой репертуар меренге, инструментовка в бачате другая. Гитара или requito - самый заметный инструмент в бачате, как аккордеон в меренге. Благодаря развитой технике перебирания струн и высокому тембру гитары бачата узнается моментально. На клубных латиноамериканских вечеринках принято не различать танцы. Люди просто погружаются в атмосферу зажигательных латинских ритмов, танцуют и получают удовольствие. Можно знать немного движений, но каждый раз, с другим партнером или партнершей, под новую мелодию будет рождаться что-то уникальное, неповторимое, со своими эмоциями и страстями. И именно в этом кроется завораживающая Бачата.

Главная задача - уловить все движения партнера и буквально стать с ним одним целым. Как и все латинские танцы, бачата очень полезна для женской фигуры . Всего за месяц регулярных занятий Ваша фигура приобретет соблазнительные очертания. А еще бачата обладает уникальным действием на походку - она становится удивительно женственной!


Меренге / Merengue

На сегодня Меренге является одним из самых популярных латиноамериканских танцев. Если вы можете ходить, значит, вы сможете и станцевать Меренге! Она не требует простора, танцевать ее можно на любом пятачке свободного пространства.

Меренге зародилась на острове Испаньола, открытым Колумбом в 15 веке. Этот остров явил собой своеобразную точку отсчета всей испано-американской империи, которая распространилась на большей части Центральной и Латинской Америки. На протяжении веков к индейским племенам и испанским колонистам присоединялись мощные потоки африканских рабов.

Некоторые считают, что происхождение характерных для Меренге па идет от движений, производимых рабами на плантациях сахарного тростника. Их ноги были скованы цепями в щиколотках, поэтому, когда они танцевали, чтобы хоть на мгновение забыться, то в основном могли лишь двигать бедрами, перенося вес тела с одной ноги на другую.

Бывшие рабы хлопковых плантаций, получив свободу, плясали и радовались своей судьбе. Подражая ходьбе в кандалах, они смеялись и обнимались в танце, подчеркивая тем самым главную мысль - свобода и есть счастье всех людей.

Есть и другие версии, но, как бы то ни было, в начале 19 века Меренге уже танцевали на Гаити и в Доминиканской Республике. И в отличие от других Антильских танцев успех Меренге можно объяснить тем, что партнеры двигаются, обнявшись, что придает танцу особую интимность, дающую возможность для более откровенных ухаживаний.

Клубные латиноамериканские танцы просты в освоении. Главное - полностью погрузиться в атмосферу латиноамериканских ритмов, и открыто выражать свои эмоции и чувства. Клубная латина привлекательна тем, что при её исполнении появляется полная свобода. На любой вечеринке вы будете просто неотразимы!