Предыдущее. Cочинение «Взаимосвязь персонажей: Катерина и Кабаниха Характеристика кабанихи и катерины гроза таблица

Катерина внешне хрупкая, нежная и открытая для чувств молодая женщина, вовсе не такая беззащитная, как кажется на первый взгляд. Внутри она сильная, она является борцом против этого «тёмного царства». Катерина – это девушка, которая способна постоять за себя, которая способна на многое ради своей любви. Но она одинока в этом мире, и ей тяжело, поэтому она ищет опору. Опору, как ей кажется, она находит в Борисе. И она всячески стремится к нему, несмотря ни на что. Она выбрала его, потому что Борис выделялся из всех молодых людей в этом городе, а ещё у них обоих была схожая ситуация. Но в финале Борис отказывается от неё, и она остаётся одна против «тёмного царства» смириться и вернуться в дом Кабанихи значило не быть самой собой. Самоубийство – это один единственный выход. Катерина уходит из жизни, потому что не приемлет этот мир – мир Кабанихи, Дикого, Тихона и Бориса. Кабаниха же совершенно другой человек, она антипод Катерины.

Её полностью устраивает тот мир, в котором она живёт. Ей никто не смел никогда перечить, но тут появляется Катерина, не желающая мириться с грубостью, хамством и жестокостью Кабанихи. И поэтому Катерина, с её чувством собственного достоинства, постоянно раздражает Кабаниху. Между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Конфликт этот не доходит до взрыва, пока не было тому причин. А причиной становится признание Катерины в измене мужу. И Катерина понимает, что после этого жизнь её закончена, ведь Кабаниха тогда совсем затиранит её. И она решается на самоубийство. После смерти Катерины Кабаниха остаётся удовлетворённой, ведь теперь ей никто не будет противостоять. Смерть Катерины – это своеобразный протест против этого мира, мира лжи и лицемерия, к которому она никогда бы не смогла привыкнуть.

Но в Катерине и Кабанихе есть что-то общее, ведь они обе способны постоять за себя, обе не желают мириться с унижением и оскорблением, у обоих сильный характер. Но нежелание быть униженной и оскорблённой у них проявляются по-разному. Катерина никогда не ответит на грубость грубостью. Кабаниха же, напротив, всячески будет стараться унизить, обидеть, затиранить человека, который что-либо скажет неприятное в её сторону.

Катерина и Кабаниха различны в отношении к богу. Если чувство к богу у Катерины – это что-то светлое, святое, неприкосновенное и наивысшее, то у Кабанихи – это только внешнее, поверхностное чувство. Даже походы в церковь для Кабанихи – это только для того, чтобы произвести впечатление набожной дамы на окружающих.
Наиболее подходящее сравнение Катерины и Кабанихи является что-то светлое и что-то тёмное, где светлым является Катерина, а тёмным – Кабаниха. Катерина – это лучик света в «тёмном царстве». Но этого «лучика» на столько не хватает, чтобы осветить эту мглу, что в конце концов он вообще затухает.

Душевная дряблость героя и нравственная щедрость героини наиболее очевидны в сцене их последнего свидания. Тщетны надежды Катерины: «Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я и видела». «Кабы», «может быть», «какую-нибудь»... Слабое утешение! Но и тут она находит силы думать не о себе. Это Катерина просит у любимого прощения за причиненные ему тревоги. Борису же и в голову такое прийти не может. Где уж там спасти, даже пожалеть Катерину он толком не сумеет: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!» Но разве не напоминала Борису о расплате за любовь к замужней женщине народная песня, исполняемая Кудряшом, разве не предупреждал его об этом же Кудряш: «Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!.. Ведь это, значит, вы ее совсем загубить хотите...» А сама Катерина во время поэтических ночей на Волге разве не об этом Борису говорила? Увы, герой ничего этого просто не услышал.

Добролюбов проникновенно увидел в конфликте «Грозы» эпохальный смысл, а в характере Катерины — «новую фазу нашей народной жизни». Но, идеализируя в духе популярных тогда идей женской эмансипации свободную любовь, он обеднил нравственную глубину характера Катерины. Колебания героини, полюбившей Бориса, горение ее совести Добролюбов счел «невежеством бедной женщины, не получившей теоретического образования». Долг, верность, совестливость со свойственным революционной демократии максимализмом были объявлены «предрассудками», «искусственными комбинациями», «условными наставлениями старой морали», «старой ветошью». Получалось, что Добролюбов смотрел на любовь Катерины так же не по-русски легко, как и Борис.

Объясняя причины всенародного покаяния героини, не будем повторять вслед за Добролюбовым слова о «суеверии», «невежестве», «религиозных предрассудках». Не увидим в «страхе» Катерины трусость и боязнь внешнего наказания. Ведь такой взгляд превращает героиню в жертву темного царства Кабаних. Подлинный источник покаяния героини в другом: в ее чуткой совестливости. «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вдруг явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно». «У меня уж очень сердце болит»,— говорит Катерина в минуту признания. «В ком есть страх, в том есть и Бог»,— вторит ей народная мудрость. «Страх» искони понимался русским народом как обостренное нравственное самосознание.

В «Толковом словаре В. И. Даля «страх» толкуется как «сознание нравственной ответственности». Такое определение соответствует душевному состоянию героини. В отличие от Кабанихи, Феклуши и других героев «Грозы», «страх» Катерины — внутренний голос ее совести. Грозу Катерина воспринимает как избранница: совершающееся в ее душе сродни тому, что творится в грозовых небесах. Тут не рабство, тут равенство. Катерина равно героична как в страстном и безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом всенародном покаянии. «Какая совесть!.. Какая могучая славянская совесть!.. Какая нравственная сила... Какие огромные, возвышенные стремления, полные могущества и красоты»,— писал о Катерине — Стрепетовой в сцене покаяния В. М. Дорошевич. А С. В. Максимов рассказывал, как ему довелось сидеть рядом с Островским во время первого представления «Грозы» с Никулиной-Косицкой в роли Катерины. Островский смотрел драму молча, углубленный в себя. Но в той «патетической сцене, когда Катерина, терзаемая угрызениями совести, бросается в ноги мужу и свекрови, каясь в своем грехе, Островский весь бледный шептал: «Это не я, не я: это — Бог!» Островский, очевидно, сам не верил, что он смог написать такую потрясающую сцену». Пора и нам по достоинству оценить не только любовный, но и покаянный порыв Катерины. Пройдя через грозовые испытания, героиня нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: «Кто любит, тот будет молиться».

«Смерть по грехам страшна»,— говорят в народе. И если Катерина смерти не боится, то грехи искуплены. Ее уход возвращает нас к началу трагедии. Смерть освящается той же полнокровной и жизнелюбивой религиозностью, которая с детских лет вошла в душу героини. «Под деревцом могилушка... Солнышко ее греет... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут...»

Катерина умирает удивительно. Ее смерть — это последняя вспышка одухотворенной любви к Божьему миру: к деревьям, птицам, цветам и травам. Монолог о могилушке — проснувшиеся метафоры, народная мифология с ее верой в бессмертие. Человек, умирая, превращается в дерево, растущее на могиле, или в птицу, вьющую гнездо в его ветвях, или в цветок, дарящий улыбку прохожим,— таковы постоянные мотивы народных песен о смерти. Уходя, Катерина сохраняет все признаки, которые, согласно народному поверью, отличали святого: она и мертвая, как живая. «А точно, ребята, как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови».


Кабаниха, она же Марфа Игнатьевна Кабанова – центральная героиня пьесы Островского «Гроза», богатая купчиха, вдова, мать Тихона и Варвары, свекровь Катерины.

Кабаниха – человек очень сильный и властный. Она религиозна, однако в прощение и милосердие не верит. Эта героиня полностью погружена в земные дела и практичные интересы. В первую очередь ее интересует неукоснительное соблюдение патриархального порядка. От окружающих она требует обязательного выполнения обряда и чина. Чувства людей и эмоциональная сторона вопроса не вызывают у Кабанихи никакого интереса.

Кабаниха недовольна своей семьей, особенно сыном и невесткой.

Она постоянно пилит их, вмешивается в их дела, высказывает резкие замечания. Ей кажется, что сын в последнее время к ней охладел, а невестка и вовсе не внушает доверия своим поведением. Кабаниха уверена, что правильный семейный уклад основывается на страхе младшего поколения перед старшим, жены перед мужем. Она считает, что страх и приказ – это главные элементы семейной жизни, поэтому тираном себя не ощущает, ведь родители должны быть строги к детям, чтобы научить их добру. Однако Кабаниха чувствует, что хранителей старого уклада жизни становится все меньше, патриархальный строй постепенно разрушается, грядут новые изменения в жизни. Для Кабанихи это является трагедией. Она вовсе не самодурка и даже осуждает кума своего Дикого за его вспыльчивость. Такое своевольное поведение и бесконечные жалобы на домашних Кабаниха считает проявлением слабости характера. Она сама никогда не жалуется другим на свою семью. Кабаниха преданно чтит традиции предков, не размышляя о том, плохие они или хорошие. Она убеждена, что жить нужно так, как завещали отцы, это поможет сохранить мир и порядок на земле. В конце пьесы Кабаниха переживает личную трагедию: невестка публично сознается в своем грехе, сын прилюдно восстает против матери, а дочка убегает из дома. Мир Кабанихи рушится, и она гибнет вместе с ним.

Интересно то, что в пьесе четко прослеживается контрастное сопоставление Кабанихи и главной героини Катерины. Они обладают схожими чертами: обе принадлежат к патриархальному миру с его представлениями и жизненными ценностями, обе имеют необычайную силу в характере и являются максималистками. Героини не допускают возможности компромисса, в прощение и милосердие не верят, хотя обе религиозны. На этом их сходства исчерпываются, подчеркивая контрастность героинь и создавая возможность их сравнения. Катерина и Кабаниха – это два противоположных полюса патриархального мира. Кабаниха прикована к земле, она следит за выполнением порядка и соблюдением уклада во всех его мелочных проявлениях. Внутренняя суть человеческих отношений ее мало волнует. Катерина, наоборот, воплощает собой поэзию, мечтательность, одухотворенность, порыв и дух патриархального уклада жизни в его идеальном проявлении.

В пьесе Кабаниха характеризуется не только при помощи собственных высказываний и поступков, но и благодаря обсуждениям ее другими персонажами. Впервые о Кабанихе читатель узнает от нищей странницы Феклуши, которая благодарит купчиху за ее щедрость. Тут же звучит реплика Кулигина о том, что Кабаниха добра только к нищим, а домашних совсем заела. И только после этих ознакомительных характеристик появляется сама Кабаниха в окружении своей семьи. Читатель убеждается в том, что слова Кулигина имеют под собой правдивую основу. Купчиха пилит своих родных и придирается к ним по пустякам. Не смотря на кротость и искренность невестки, она выказывает ревностное недоброжелательство к ней, сына упрекает в равнодушии по отношению к матери. В то же время, Кабаниха, уверенная в своей правоте, чувствует, что патриархальный мир рушится. Ее апокалипсические ожидания выявляются во время диалога с Феклушей, Сначала Кабаниха еще бодрится и убеждает странницу, что в Калинове пока тишина и порядок. Но в конце разговора, наслушавшись будоражащих рассказов Феклуши, она уже не уверена, что этот порядок долго продержится.

Кабаниха – женщина властная и жестокая, полностью уверенная в своей правоте. Она считает, что поддержание старинного порядка и уклада жизни является гарантией защиты дома от внешнего хаоса. Поэтому управляет она своим хозяйством жестко и твердо, отказавшись от лишних эмоций, не ведая милости и обходясь без прощения. Любой намек на неподчинение со стороны своих домашних она стремится искоренить полностью, а за каждый проступок наказывает сурово и хладнокровно. Унижая и оскорбляя близких, она при этом благочестиво и уважительно относится к посторонним.

Образ Кабанихи монументален, он является живым воплощением «жестоких нравов». Героиня раскрывается в произведении как честная и страшная в строгой своей последовательности хранительница безблагодатного «закона», христианской любовью не просветленного. Она не вызывает жалости, но и осуждать ее сложно. Причиняя боль и страдания близким людям, она искренне уверена, что ее поведение абсолютно правильно и по-другому жить нельзя.

Катерина внешне хрупкая, нежная и открытая для чувств молодая женщина, вовсе не такая беззащитная, как кажется на первый взгляд. Внутри она сильная, она является борцом против этого “темного царства”. Катерина – это девушка, которая способна постоять за себя, которая способна на многое ради своей любви. Но она одинока в этом мире, и ей тяжело, поэтому она ищет опору. Опору, как ей кажется, она находит в Борисе. И она всячески стремится к нему, несмотря ни на что. Она выбрала его, потому что Борис выделялся из всех молодых людей в этом городе,

А еще у них обоих была схожая ситуация. Но в финале Борис отказывается от нее, и она остается одна против “темного царства” смириться и вернуться в дом Кабанихи значило не быть самой собой. Самоубийство – это один единственный выход. Катерина уходит из жизни, потому что не приемлет этот мир – мир Кабанихи, Дикого, Тихона и Бориса. Кабаниха же совершенно другой человек, она антипод Катерины.
Ее полностью устраивает тот мир, в котором она живет. Ей никто не смел никогда перечить, но тут появляется Катерина, не желающая мириться с грубостью, хамством и жестокостью Кабанихи. И поэтому Катерина, с ее чувством собственного достоинства, постоянно раздражает Кабаниху. Между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Конфликт этот не доходит до взрыва, пока не было тому причин. А причиной становится признание Катерины в измене мужу. И Катерина понимает, что после этого жизнь ее закончена, ведь Кабаниха тогда совсем затиранит ее. И она решается на самоубийство. После смерти Катерины Кабаниха остается удовлетворенной, ведь теперь ей никто не будет противостоять. Смерть Катерины – это своеобразный протест против этого мира, мира лжи и лицемерия, к которому она никогда бы не смогла привыкнуть.
Но в Катерине и Кабанихе есть что-то общее, ведь они обе способны постоять за себя, обе не желают мириться с унижением и оскорблением, у обоих сильный характер. Но нежелание быть униженной и оскорбленной у них проявляются по-разному. Катерина никогда не ответит на грубость грубостью. Кабаниха же, напротив, всячески будет стараться унизить, обидеть, затиранить человека, который что-либо скажет неприятное в ее сторону.
Катерина и Кабаниха различны в отношении к богу. Если чувство к богу у Катерины – это что-то светлое, святое, неприкосновенное и наивысшее, то у Кабанихи – это только внешнее, поверхностное чувство. Даже походы в церковь для Кабанихи – это только для того, чтобы произвести впечатление набожной дамы на окружающих.
Наиболее подходящее сравнение Катерины и Кабанихи является что-то светлое и что-то темное, где светлым является Катерина, а темным – Кабаниха. Катерина – это лучик света в “темном царстве”. Но этого “лучика” на столько не хватает, чтобы осветить эту мглу, что в конце концов он вообще затухает.
Душевная дряблость героя и нравственная щедрость героини наиболее очевидны в сцене их последнего свидания. Тщетны надежды Катерины: “Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я и видела”. “Кабы”, “может быть”, “какую-нибудь”… Слабое утешение! Но и тут она находит силы думать не о себе. Это Катерина просит у любимого прощения за причиненные ему тревоги. Борису же и в голову такое прийти не может. Где уж там спасти, даже пожалеть Катерину он толком не сумеет: “Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!” Но разве не напоминала Борису о расплате за любовь к замужней женщине народная песня, исполняемая Кудряшом, разве не предупреждал его об этом же Кудряш: “Эх, Борис Григорьич, бросить надоть! Ведь это, значит, вы ее совсем загубить хотите…” А сама Катерина во время поэтических ночей на Волге разве не об этом Борису говорила? Увы, герой ничего этого просто не услышал.
Добролюбов проникновенно увидел в конфликте “Грозы” эпохальный смысл, а в характере Катерины – “новую фазу нашей народной жизни”. Но, идеализируя в духе популярных тогда идей женской эмансипации свободную любовь, он обеднил нравственную глубину характера Катерины. Колебания героини, полюбившей Бориса, горение ее совести Добролюбов счел “невежеством бедной женщины, не получившей теоретического образования”. Долг, верность, совестливость со свойственным революционной демократии максимализмом были объявлены “предрассудками”, “искусственными комбинациями”, “условными наставлениями старой морали”, “старой ветошью”. Получалось, что Добролюбов смотрел на любовь Катерины так же не по-русски легко, как и Борис.
Объясняя причины всенародного покаяния героини, не будем повторять вслед за Добролюбовым слова о “суеверии”, “невежестве”, “религиозных предрассудках”. Не увидим в “страхе” Катерины трусость и боязнь внешнего наказания. Ведь такой взгляд превращает героиню в жертву темного царства Кабаних. Подлинный источник покаяния героини в другом: в ее чуткой совестливости. “Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вдруг явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно”. “У меня уж очень сердце болит”,- говорит Катерина в минуту признания. “В ком есть страх, в том есть и Бог”,- вторит ей народная мудрость. “Страх” искони понимался русским народом как обостренное нравственное самосознание.
В “Толковом словаре В. И. Даля “страх” толкуется как “сознание нравственной ответственности”. Такое определение соответствует душевному состоянию героини. В отличие от Кабанихи, Феклуши и других героев “Грозы”, “страх” Катерины – внутренний голос ее совести. Грозу Катерина воспринимает как избранница: совершающееся в ее душе сродни тому, что творится в грозовых небесах. Тут не рабство, тут равенство. Катерина равно героична как в страстном и безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом всенародном покаянии. “Какая совесть! Какая могучая славянская совесть! Какая нравственная сила… Какие огромные, возвышенные стремления, полные могущества и красоты”,- писал о Катерине – Стрепетовой в сцене покаяния В. М. Дорошевич. А С. В. Максимов рассказывал, как ему довелось сидеть рядом с Островским во время первого представления “Грозы” с Никулиной-Косицкой в роли Катерины. Островский смотрел драму молча, углубленный в себя. Но в той “патетической сцене, когда Катерина, терзаемая угрызениями совести, бросается в ноги мужу и свекрови, каясь в своем грехе, Островский весь бледный шептал: “Это не я, не я: это – Бог!” Островский, очевидно, сам не верил, что он смог написать такую потрясающую сцену”. Пора и нам по достоинству оценить не только любовный, но и покаянный порыв Катерины. Пройдя через грозовые испытания, героиня нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: “Кто любит, тот будет молиться”.
“Смерть по грехам страшна”,- говорят в народе. И если Катерина смерти не боится, то грехи искуплены. Ее уход возвращает нас к началу трагедии. Смерть освящается той же полнокровной и жизнелюбивой религиозностью, которая с детских лет вошла в душу героини. “Под деревцом могилушка… Солнышко ее греет… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут…”
Катерина умирает удивительно. Ее смерть – это последняя вспышка одухотворенной любви к Божьему миру: к деревьям, птицам, цветам и травам. Монолог о могилушке – проснувшиеся метафоры, народная мифология с ее верой в бессмертие. Человек, умирая, превращается в дерево, растущее на могиле, или в птицу, вьющую гнездо в его ветвях, или в цветок, дарящий улыбку прохожим,- таковы постоянные мотивы народных песен о смерти. Уходя, Катерина сохраняет все признаки, которые, согласно народному поверью, отличали святого: она и мертвая, как живая. “А точно, ребята, как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови”.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Катерина и кабаниха – это два противоположных человека из одной семьи. Кабаниха – это хозяйка “темного царства”. Все персонажи этой пьесы либо являются жертвой этого царства, как Тихон и Борис, либо приспособившимися к нему, как Варвара и Кудряш. Катерина же Read More ......
  2. Пьеса А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году. События драмы происходят в купеческом городе Калинове, расположенном на берегу Волги, в первой половине девятнадцатого века. В произведении изображена затхлая атмосфера провинциального городка с ее грубостью, ханжеством, властью богатых. Вспомним Read More ......
  3. Пьеса А. Н. Островского “Гроза” – это произведение о конфликте “светлой” личности с “темным царством”. Одним из основных представителей разрушительного общества, “удушающее все живое”, является Марфа Игнатьевна Кабанова, или Кабаниха, как зовут ее все в городе Калинове. Эта женщина – Read More ......
  4. Кабаниха Характеристика литературного героя Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна) – “богатая купчиха, вдова”, свекровь Катерины, мать Тихона и Варвары. К. – очень сильный и властный человек. Она религиозна, но не верит в прощение и милосердие. Эта героиня вся состоит исключительно из Read More ......
  5. Катерина Характеристика литературного героя Катерина – жена Тихона и невестка Кабанихи. Образ К. выражает сильный характер, просыпающуюся личность в патриархальных условиях. Автор раскрывает истоки характера героини в рассказе К. о своей жизни в девичестве. В этом рассказе рисуются идеальный патриархальный Read More ......
  6. Драма “Гроза”, по словам Добролюбова, “есть самое решительное произведение Островского”, в котором он показал самодурство и деспотизм купцов, “темного царства”. В драме происходит столкновение главной героини “русского сильного характера” с жестокими и бесчеловечными нравами старого образа жизни. Катерина – главная Read More ......
  7. Что представляют собой персонажи драмы Островского “Гроза” Дикой и Кабаниха? Прежде всего следует сказать об их жестокости и бессердечии. Дикой ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном страхе Read More ......
  8. Существует два типа людей: одни – это люди, которые привыкли бороться за лучшую жизнь, люди решительные, сильные, другие же предпочитают подчиниться, приспосабливаться к окружающим условиям. В пьесе А. Н. Островского “Гроза” Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко Read More ......
Взаимосвязь персонажей: Катерина и Кабаниха

Известный русский драматург Александр Островский внес значительный вклад в классическую литературу и национальную драматургию. Его пьеса «Гроза» вызвала широкий резонанс в обществе. В частности, литературные критики Добролюбов и Писарев по-своему определили внутреннюю сущность главной героини - Катерины Кабановой.

Женские образы «Грозы» Островского

Эта пьеса вот уже полтора века украшает афиши театров России и мира. Женские образы Островского являются настоящей творческой находкой автора. О них и пойдет речь в данной статье.

В доме богатой купчихи города Калинов - Марфы Игнатьевны Кабановой - проживают две молодые женщины: Варвара и Катерина. Сравнительная характеристика их является темой данной статьи. Варвара Кабанова - дочь Кабанихи (как в городе зовут купчиху). Катерина Кабанова - невестка Марфы Игнатьевны, она замужем за Тихоном Кабановым.

Катерину воспитали любящие родители

Детство и взросление этих двух женщин происходило совершенно по-разному и в совершенно различных семьях. в воспитании героинь пьесы дает основание утверждать: диаметрально разные (несмотря на схожесть в возрасте) Варвара и Катерина. детских лет дает понять, что второй девушке жилось куда легче.

Катины родители любили дочь и не утруждали ее работой. Матушка в ней. Девочка была похожа на ангела, одухотворенность превращала ее во всеобщую любимицу. В родительском доме было море цветов, царила радостная, одухотворенная патриархальная обстановка. Матушка привечала странниц, богомолок. Поэтично повествует о настоящих русских обычаях в своем произведении Островский («Гроза»). Катерина воспитывалась в духе Матушка наивно полагала, что воспитанное в дочери богатство души непременно принесет ей счастье в любви и в семье. К ее радости Тихон, супруг Катерины, оказался из зажиточной семьи. А это, по мнению тещи, гарантировало счастливую семейную жизнь. Поэтому на беду дочери она решила не надоедать своей свахе визитами. И как же ошибалась!

Немилосердные устои семьи Варвары

К сожалению, восторженная религиозность, романтизм и искренность девушки в лишенном любви, уважения и милосердия доме Кабановых сделали ее уязвимой. По-разному себя чувствовали Варвара и Катерина. Сравнительная характеристика героинь обнажает ранимость Кати и ее незащищенность в отличие от Вареньки, выросшей в тлетворной атмосфере «темного царства».

Варвара, судя по ее откровениям, претерпела эти испытания ранее. Она с детства уже испытала нелюбовь, неискренность, жестокость, насаждаемые в доме маменьки. И сломалась. Варенька сделала свой выбор, навсегда предав детские идеалы. Какова ее позиция теперь? Притворное послушание маменьке, а на самом деле - презрение к ней и к своему брату-пьянице и как отдушина - потакание своим желаниям. Тайно она встречается с Кудряшом, приказчиком купца Дикого, не считая это позором для семьи. «Главное, - говорит она, - чтобы все было шито-крыто!»

Домашний диктат Марфы Кабановой

Итак, под одной негостеприимной крышей живут две молодые женщины: Варвара и Катерина. Сравнительная характеристика показывает совершенно различный уровень, если так можно сказать, приспособленчества. Катерина, вначале влюбленная в доброго, но бесхарактерного Тихона, окончательно разочаровывается в нем. На поверку он - маменькин сынок. Свекровь же оказывается настоящим монстром по отношению ко всем домашним и особенно к Катерине. Причина такого отношения в том, что невестка - единственная в доме, кто пытается высказывать свое мнение. В то время как Тихон полностью подчинен маменьке, Варенька привычно производит видимость, что подчинена.

Марфа Игнатьевна Кабанова хитра и немилосердна. Она ест поедом домашних, щедро сыпя в их адрес обвинениями о неуважении к старшим. Кабаниха постоянно твердит о правилах, вынуждая невестку встречать мужа поклоном и т. д.

Символично назвал свое - «Гроза». Катерина, образно говоря, постоянно ощущает на себе тяжелые нелюбви в доме Кабановых.

Разница в осознании измены Варей и Катей

Сюжет пьесы ведет нас к кульминации. Однажды Катерина в сердцах по неосторожности высказала желание отдохнуть на природе да покататься в лодке. Варвара же восприняла слова золовки по-своему. Она и стала инициатором свиданий Катерины с Борисом в силу своего разумения ситуации. А когда ее золовка колебалась: идти или нет, то подтолкнула ее именно Варвара. Характеристика («Гроза» в подробностях раскрывает это) действительно рокового, опрометчивого поступка совершенно разная в понимании Катерины и Вареньки.

По мнению дочери Кабанихи, ничего особенного не произошло. Совершена небольшая, но допустимая подлость. Причем никто посторонний о ней не узнал, так что все нормально. Однако по-другому считает ее впечатлительная золовка. Разразившаяся гроза пугает супругу, изменившую Тихону. А кликушество безумной барыни вводит ее в состояние ужаса. Несмотря на увещевания Вареньки и ее попытки успокоить подругу Катя принимает решение и признается в измене мужу.

Трагедия

Что ее ожидает после этого? Немилосердная Кабаниха безудержно злословит и вынуждает Тихона избить жену. По привычке молчит Варвара. Характеристика («Гроза» наконец доходит до апогея) подлости Бориса вводит читателя в состояние перегруженного компьютера. Мы ведь понимаем, на что он обрекает доверившуюся ему женщину в патриархальном обществе! На травлю до конца жизни.

Катерина, осознает, что немилосердная Кабаниха теперь ее уж точно замучит и выражает свой протест "темному царству" самым радикальным образом - суицидом. Варенька же открыто обвиняет свою мать в подстрекании невестки к самоубийству и после этого тайно сбегает из дому. Тихон с горя идет в запой. Семья Кабанихи рухнула, однако Марфа Игнатьевна не изменила своим взглядам - насаждать «темное царство».

С огромным успехом зрителем была принята «Гроза». Катерина и Варвара - два блестящих женских образа, демонстрирующих два различных способа бегства от «темного царства», были оценены критикой по достоинству. Впечатлительная и импульсивная Катя, несомненно, поступила опрометчиво. В то же время поступок Вареньки, оставившей Калинов вместе со своим другом Кудряшом, вызывает уважение. Она первый раз в жизни поступает честно, предпочитая свободу сытому прозябанию. И, возможно, проживет далее достойную жизнь.

Заключение

Характеристика Варвары и Катерины в пьесе Александра Островского «Гроза» вот уже полтора века дается в различных оттенках и нюансах актерами и режиссерами. Однако всегда эти героини выглядят ярко, нетривиально. В этом и заключается величие настоящего драматурга - создать творческий контент самого высокого уровня. Так два тысячелетия назад писал римлянин Гораций, так пятьсот лет назад работал британец Шекспир. Так в позапрошлом веке творил Александр Островский. Его женские образы из пьесы «Гроза» действительно актуальны во все времена!

Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» является одним из основных отрицательных, образующих сюжет. Отсюда и глубина изображения его драматургом Островским. Сама пьеса показывает, как в недрах отжившего, но еще сильного патриархального общества поборники «темного царства» в самом зародыше душат едва проявившиеся ростки нового. При этом автор произведения изображает два типажа, поддерживающих основы старозаветного, основанного на догмах общества. Это вдовствующая зажиточная купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова, а также богатый купец Савел Прокофьич Дикой. Неудивительно, что они называют друг друга кумами.

Купчиха Кабанова как идеолог «темного царства»

Следует признать, что образ Кабанихи в пьесе «Гроза» в градации отрицательных образов занимает более значительную позицию, чем персонаж купца Дикого. В отличие от своего кума, угнетающего окружающих самыми примитивными способами (с помощью ругани, доходящей практически до побоев, унижения), Марфа Игнатьевна прекрасно понимает, что такое «старина» и как ее следует защищать. Ее влияние на окружающих более тонко. Ведь по ходу прочтения драмы читатель видит не только сцены, где она безапелляционно поучает домашних, но и моменты, где она прикидывается «старой да глупой». Более того, купчиха Кабанова выступает в манипуляции своими ближними апологетом двойной морали, ханжества. И в этом смысле образ Кабанихи в пьесе «Гроза» является действительно классическим в русской литературе.

Стремление купчихи - подчинить ближних

Драматургу Островскому удалось одновременно глубоко и понятно для читателя показать, как в купчихе Кабановой уживается показная, неискренняя религиозность с абсолютно нехристианским, аморальным и корыстным стремлением - подчинить людей себе. Марфа Игнатьевна действительно ломает волю и характеры своих ближних, их жизненные устремления, давит настоящую, неподдельную духовность. Ей противостоит образ Катерины в пьесе Островского «Гроза», ее невестки.

Различное понимание старины Кабанихой и Катериной

Если быть точным, Катерина также является представителем патриархального общества. Эту мысль высказал актер и литературный критик Писарев в ответ на известную статью Николая Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Однако, если ее свекровь представляет собой «старину» мрачную, догматичную, подчиняющую людей и убивающую их устремления бессмысленными «нельзя» и поучениями «как должно быть», то Катерина, в отличие от нее, питает совершенно другие взгляды на «старину».

Для нее также существуют вековые традиции, однако они выражены совершенно в ином: в любви к окружающим и заботе о них, в по-детски восторженном отношении к окружающему миру, в умении видеть и воспринимать все хорошее вокруг, в инстинктивном неприятии мрачного догматизма, в милосердии. «Старина» для Катерины - красочна, романтична, поэтична, радостна. Таким образом, Катерина и Кабаниха персонализируют два противоположных аспекта русского патриархального крепостного общества - темного и светлого.

Психологический прессинг Кабанихи на Катерину

Трагический образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» неизменно вызывает сочувствие и симпатию читателя. Девушка попадает в семью Кабановых, выйдя замуж за Тихона, сына купчихи. До появления в доме Катерины ее будущая свекровь полностью навязала свою волю всем домашним: сыну и дочери Варваре. Причем, если Тихон морально сломлен окончательно и способен лишь следовать указаниям «маменьки», то Варвара лишь делает вид, что согласна, однако поступает всегда по-своему. Впрочем, под влиянием матери ее личность также деформировалась - девушка стала неискренней, двоедушной.

Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» антагонистичен к образу Катерины на протяжении всей пьесы. Не зря звучит упрек невестки, что свекровь ее «поедом ест». Кабаниха постоянно оскорбляет ее надуманными подозрениями. Выматывает душу бессмысленными принуждениями «поклониться мужу», «на носу зарубить». Причем купчиха апеллирует к принципам вполне благовидным: поддержанию порядка в семье; гармоничных (как принято в русской традиции) отношениях между родственниками; основах христианской веры. На деле же влияние Марфы Игнатьевны на Катерину сводится к принуждению - слепо следовать своим велениям. Кабаниха желает превратить ее в еще одну подданную своего домашнего «темного царства».

Немилосердие - общая черта Кабанихи и Дикого

Характеристика образа Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского показывает ее общую черту с образом купца Дикого, несмотря на их очевидные характерные различия. Это немилосердие к людям. Оба они относятся к своим ближним и к согражданам не по-христиански, потребительски.

Правда, Савел Прокофьич это делает в открытую, а Марфа Игнатьевна прибегает к мимикрии, имитируя христианские убеждения. В разговоре с ближними она предпочитает тактику "лучшая защита - нападение", обвинив их в несуществующих «грехах». Она даже не слышит обратные доводы со стороны детей и невестки. «Поверила бы… кабы своими ушами не слыхивала… каково почитание…» Не правда ли, очень удобная, практически «непробиваемая» позиция?

Характеристика и образ Кабанихи из пьесы «Гроза» А. Островского совмещает ханжество и жестокость. Ведь на самом же деле Кабаниха, исправно ходящая в церковь и не жалеющая милостыни нищим, оказывается жестокой и не способной простить покаявшуюся и признавшуюся в измене мужу Катерину. Более того, она дает указание лишенному собственной точки зрения сыну Тихону избить ее, что он и делает. Мотивируют они это, опять же, традициями.

Кабаниха способствовала суициду Катерины

Именно образ Катерины Кабановой в пьесе Островского «Гроза», постоянно третируемой свекровью, лишенной всяческих прав и заступничества, придает трагизм пьесе Островского. Ни у кого из читателей не вызывает сомнения то, что ее самоубийство - результат неблагоприятного воздействия свекрови, постоянного унижения достоинства, угроз, жестокого обращения.

Ситуацию обостряет тот факт, что Катерина предварительно уже заявляла, что сведет счеты со своей несчастной жизнью. Марфа Игнатьевна, которая прекрасно была осведомлена о всем, что творится в доме, не могла этого не знать. Был ли прямой умысел со стороны свекрови таки довести невестку до самоубийства? Вряд ли. Скорее, Кабаниха мыслила ее «сломить», совершенно, как она уже это сделала со своим сыном. В результате рушится семья купчихи: дочь Варвара обвиняет ее в прямом способствовании трагедии и уходит из дома. Тихон впадает в запой…

Однако жестокосердная Марфа Игнатьевн не кается и после этого. Для нее «темное царство», манипулирование людьми важнее семьи, важнее морали. Такой вывод можно сделать из эпизода проявившегося ханжества Кабанихи даже в этой трагической обстановке. Купчиха привселюдно кланяется и благодарит людей, доставших тело покойной Катерины из Волги. Однако затем заявляет, что та не может быть прощена. Что может быть более антихристианским, чем не простить покойника? Это, пожалуй, может содеять только настоящий вероотступник.

Вместо заключения

Отрицательный характерный персонаж - купчиха Кабанова - раскрывается постепенно по ходу действия. Противостоит ли ему образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» в полной мере? Скорей всего, нет. Девушке нечего противопоставить удушающей атмосфере вокруг нее, она молит лишь о понимании. Она совершает ошибку. Мнимое освобождение от домашнего «темного царства» Кабановых - роман с Борисом - оказывается миражом. Катерина раскаивается. Казалось бы, мораль Кабанихи победила… Купчихе ничего не стоит превратить девушку в своего союзника. Для этого стоит лишь проявить милосердие. Однако, как говорится, привычка - вторая натура. Кабаниха, «оскорбившись», третирует уже безответную, униженную Катерину с удвоенной силой.

Суицид невестки приносит разрушительные последствия для семьи Марфы Игнатьевны. Мы наблюдаем теперь кризис и в послушной (до появления Катерины) семьи купчихи, которая распадается. Кабаниха уже не может эффективно защищать «старину». Из вышесказанного напрашивается вывод, что на рубеже XIX века уклад жизни российского общества неуклонно менялся.

Фактически, общество уже тогда требовало освободительного декрета, отменяющего крепостное право, позволяющего разночинцам поднять роль просвещения и социальных свобод.