Современная французская проза: запах счастливой поры

Цикл программ (Россия, 2004-2005). 10 передач.
Ведущий Николай Александров.
Автор проекта Анатолий Голубовский.
Сценарий Алексей Аникин, Шарлотта Дюбоск.
Режиссеры Константин Гадаев, Константин Мурашев.
Операторы Алексей Егоров, Александр Милькин.

"Современные французские писатели" - таким названием объединены десять программ цикла . Зрители увидят беседы литературного критика и журналиста Николая Александрова с ведущими современными писателями Франции.

Программы цикла объединены как стилистически - по оформлению и по видеоряду, так и некоторыми содержательными константами. Каждому писателю предлагалось ответить на ряд вопросов из так называемой литературной "Анкеты Пруста". В каждой программе присутствуют цитаты из литературных произведений "героя" как образцы его литературного стиля. Интервью с писателями дополняются авторскими ремарками Николая Александрова, а также перемежаются видеозарисовками о жизни современной Франции.

Фернандо Аррабаль. Один из немногих оставшихся свидетелей и участников знаменитой эпохи сюрреализма. Художник, кинорежиссер, писатель, поэт - он сам по себе уже памятник культуры. Фернандо Аррабаль рассказывает о себе и о тех, с кем свела его жизнь. А среди них - Сальвадор Дали и Юкио Мисима.

Мишель Турнье. Один из известнейших и старейших современных французских писателей, член "Гонкуровского комитета". Писатель рассказывает о своем творчестве, об увлечении философией, о специфике своего отношения к целому ряду проблем литературы.

Фредерик Бегбедер. Один из самых популярных во Франции и самых читаемых в России французских писателей, автор бестселлера "99 франков" рассказывает о себе и своем творчестве. В том числе о последнем романе "Windows on the world", посвященном событиям 11 сентября в США.

Мари Даррьесек. Творчество этой писательницы пока мало знакомо российскому читателю. На русский язык переведен только один ее роман "Хрюизмы". В своем рассказе Мари Даррьессек касается таких тем, как женская литература, женская тема в литературе, мистика и атеизм, природа, любовь.

Жан Эшноз. Для того, чтобы по-настоящему проникнуться прозой этого писателя, лауреата Гонкуровской премии и одного из самых изысканных писателей современной Франции, нужно с ним повстречаться и оценить его вкус и французское изящество.

Венсан Равалек. Разговор с современным французским писателем "новой волны" касается не только литературы, но и снятых им фильмов. Часть беседы посвящена анализу современной французской молодежной культуры, а также времени детства писателя - началу 1970-х годов.

Андрей Макин. Французский писатель русского происхождения, лауреат французской литературной Гонкуровской премии. Рассказывая о своем детстве, обстоятельствах эмиграции, первых попытках "врастания" во французскую литературу, Макин много внимания уделяет проблеме двуязычия, трудностям перевода и особенностям своего творческого почерка.

Филипп Делерм. Этот писатель мало известен российскому читателю. Из всего написанного им на русский язык переведен лишь один небольшой сборник своеобразных коротких рассказов-эссе "Первый глоток пива". Делерм рассказывает о своей биографии, творчестве, написанных им книгах.

Эпилог. Итоговая программа посвящена сравнительному анализу творчества современных французских писателей. Затрагиваются такие общие для всех писателей проблемы, как работа с языком, отношение к кино и театру, включенность творчества каждого из писателей в мировой литературный контекст. Писатели, представленные в цикле, сами высказываются по этим вопросам.
В передачу включено интервью с переводчиком Ириной Кузнецовой.

Ранней осенью, когда дожди и теплые свитера еще не успели надоесть, особенно хочется уютного и приятного чтения - не слишком сложного, не слишком длинного и, конечно же, про любовь. Специально для тех, кому не терпится завернуться в одеяло и провести пару приятных часов в компании героев, похожих на каждого из нас, Наташа Байбурина подобрала 6 романов современных французских авторов. Приятного чтения!

«Позже я пойму, что любовь находишь, когда не ищешь; это дурацкое расхожее утверждение, как ни странно, верно. А еще я пойму со временем - удивительное открытие, - что это касается и написания книги. Не нужно специально выискивать идеи и изводить тонны бумаги на черновики: книга должна прийти сама, первый шаг - за ней. Просто нужно быть готовым ее впустить, когда она постучится в дверь воображения. И тогда слова польются сами, легко и непринужденно»

«Все мои предыдущие влюбленности были всего лишь черновиками, ты стала шедевром»

Женственную и утонченную писательницу Валери Тонг-Куонг часто называют новой Анной Гавальдой. Ее романы переведены на многие иностранные языки, а по одному из них уже снимается фильм. Книга «Провидение» принесла Валери не только мировую славу, но и номинацию на престижную французскую премию Femina. Этот роман - о надежде, эффекте бабочки и банальных мелочах, которые невидимой нитью связывают абсолютно разных людей. Если бы меня попросили описать эту книгу одним предложением, я бы сказала так: «Провидение» - одна из добрейших книг, прочитав которую хочется жить и делать что-то хорошее.

«Некоторые из моих знакомых отправляются на другой конец света, чтобы делать добро людям; я же стараюсь делать, что могу, для тех, кого люблю и кто рядом»

Совершенно очаровательная история о дружбе, любви, детях и ребенке в каждом из нас. В центре сюжета - два закадычных друга-француза (по совместительству - отцы-одиночки), которые пытаются устроить свой быт в Лондоне, променяв столицу Франции на 5 о’clock tea и бесконечные дожди и туманы. Каждый найдет в этой книге что-то свое: красоту (одна из героинь занимается флористикой), юмор (некоторые диалоги уморительно забавны), романтику старины (часть действия происходит в библиотеке) и, конечно, надежду. Внимание: если вам понравится книга, очень рекомендую посмотреть одноименный французский фильм - это настоящий маленький шедевр и ода joi de vivre - маленьким радостям повседневности.

«Ни одна уважающая себя парижанка на бульваре Сен-Жермен не станет переходить проезжую часть по белой «зебре» на зеленый свет. Уважающая себя парижанка дождется плотного потока машин и ринется напрямик, зная, что рискует»

Этот сборник рассказов Гавальды - настоящая прелесть. Каждый герой книги - ваш знакомый, которого вы обязательно узнаете с первых строк. Лучший друг, продавец-консультант в магазине одежды, ваша сестра, сосед и начальник - все они (со своими страхами, радостями и печалями) собраны в одной небольшой книжице, к которой лично я возвращаюсь вновь и вновь. Прочитав все истории, вы разберете крошечный томик на цитаты, будете советовать подругам и (если это ваше первое знакомство с автором) залпом прочтете все остальные книги Гавальды.

«Анна садится в такси, я тихонько захлопываю дверцу, она улыбается мне из-за стекла, и машина трогается… В хорошем кино я побежал бы за ее такси под дождем, и мы упали бы в объятия друг другу у ближайшего светофора. Или она вдруг передумала бы и умоляла бы шофера остановиться, как Одри Хэпберн - Холли Голайтли в финале «Завтрака у Тиффани». Но мы не в кино. Мы в жизни, где такси едут своей дорогой»

У Фредерика Бегбедера есть два романа, не вызывающих у меня раздражения. Это «Уна и Сэлинджер» (история о большой любви знаменитого писателя и будущей жены Чарли Чаплина) и, конечно, книга «Любовь живет три года». Она написана настолько современным, простым и понятным языком, что не может оставить никого равнодушным. Если вы когда-то лезли на стенку от неразделенных чувств, «гоняли» по кругу одну и ту же грустную песню в айподе, представляли себя героем фильма, прогуливаясь по городу в одиночестве, если вы когда-нибудь влюблялись с первого взгляда, были в шаге от измены, писали «пьяные» сообщения своим бывшим возлюбленным, и если вы, конечно, готовы пережить все это безумие еще один раз - не отказывайте себе в удовольствии. В компании безумного Бегбедера и пары чашек чая время точно пролетит незаметно!

«Моя методика сработала. Именно это сказала я себе, впервые усевшись на песок, чтобы посмотреть на море. Случай привел меня в правильное место - казалось, я одна в целом мире. Я закрыла глаза, шум волн, накатывающих на берег в нескольких метрах от меня, убаюкивал»

Несмотря на то, что первая книга Аньес поначалу не встретила одобрения у издателей, через несколько лет роман стал настоящим бестселлером. Получив очередной отказ на публикацию, мадам Люган разместила рукопись в интернете, и слава моментально обрушилась на нее! Чем не мотивация для начинающих блогеров? В центре сюжета - история парижанки Дианы, которая потеряла мужа и маленькую дочку в автомобильной катастрофе и дала себе шанс на новую жизнь, уехав из Франции в ирландскую деревеньку. «Счастливые люди читают книжки и пьют кофе» - это абсолютно не напрягающее чтение, очень простое, очень уютное, немного наивное и местами слишком романтичное. Такую книгу хорошо брать с собой в кафе, когда хочется спокойно выпить чашку эспрессо или бокальчик бордо в тишине и одиночестве.

ФРАНЦУЗСКАЯ ПРОЗА. ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Франция всегда по культурной части была «впереди планеты всей». Случались эпохи более яркие, менее яркие, но надолго Франция никогда никому лидерство не отдавала.

Сегодняшнему книжному буму во Франции предшествовал период довольно непростой, скажем так, кризисный. «Новый роман», некогда революционный, выродился в моду, литературу для литературы (это нив коем случае не касается его столпов и создателей: Клода Симона, Алена Роб-Грийе, Натали Саррот, Мишеля Бютора — писателей на все времена). И аудитория либо охладела к современной прозе, либо переключилась на чтиво.

Но примерно к середине 80-х годов все изменилось. Появилось новое поколение писателей, не желавшее мириться с монополией кинематографа на увлекательность. Молодые писатели предпочли вернуться к повествованию, к технике рассказа. Этот подход вовсе не предполагает, будто проза сводится к чистой фабуле — сплошь и рядом фабулу и отследить-то трудно, у того же Бегбедера например. Не идет речь и о реализме в традиционном смысле. Просто автор всегда повернут к событиям, к действию, а не к чистой описательности. К реальной жизни и к человеку.

Невозможно в двух словах обрисовать весь нынешний литературный пейзаж Франции, но хочется показать лучшее, что в нем есть. Французские писатели совершенно не похожи друг на друга. С одной стороны, например, Жан-Филипп Туссен, лидер направления, которое критики окрестили «минимализм» — за попытку достичь эмоционального эффекта минимальными средствами. С другой — безумный фантазер Венсан Равалек, работающий в ключе то «жестокого романса», то фэнтези, то антинаучной фантастики. Очень разные вещи пишет Виржини Депант — это и жесткая проза об изнанке жизни, и романы о счастливой любви.

Среди французских писателей есть те, кто уже причислен к классикам — или «почти классикам»: Ромен Гари, Хорхе Семпрун, Патрик Модиано, Мишель Уэльбек, вышеупомянутый Жан-Филипп Туссен. В нашей библиотеке они представлены в серии «Иллюминатор». Мишель Уэльбек и Фредерик Бегбедер у нас представлены почти в полном объеме. Можно назвать еще много имен: Амели Нотомб, Мартен Паж, Жан-Кристоф Гранже, Кристиан Остер и др. В жанровых сериях есть тоже интересные имена. В «Лекарстве от скуки» и «Интеллектуальном бестселлере» представлены виртуозные мастера детектива: Себастьян Жапризо «Долгая помолвка», Анри Лёвенбрюк «Завещание веков», Жан-Кристоф Гранже «Пурпурные реки» и «Черная линия», Филипп Делелис «Последняя кантата», Морис Г. Дантек «Красная сирена», Жеральд Мессадье «А если это был Он?» и др. Представлены авторы, которые по-русски до последнего времени не выходили. Это Кристиан Остер и его романы «Домработница» и «Свидания», Лоранс Коссе с романом о гибели принцессы Дианы «31 августа», китаец Дай Сы-цзе (или Дэ Сижи), пишущий по-французски. Его роман «Комплекс Ди» про похождения странствующего психоаналитика в сегодняшнем Китае — это что-то вроде «Дон-Кихота» на обломках тоталитарного режима. Его же книга «Бальзак и портниха китаяночка» стала бестселлером.

Французская проза сегодня — это свежий взгляд на мир, а мир стремительно меняется. Ее тема — человек в сегодняшней действительности, которая норовит его, человека, зомбировать. Французы на редкость изобретательны — особенно в литературе — по части разных способов ускользнуть от механизации и коммерциализации жизни. Вспоминается сразу фигура Бегбедера.

«Французская линия» — это самые характерные и яркие образцы современной франкоязычной словесности. Среди молодых авторов можно назвать таких авторов, как Анна Гавальда «Просто вместе» и др., Мартен Паж «Как я стал идиотом», Н. Бисмют « Scrapbook « и др. Писателей, чье творчество порождает новые течения и формирует литературный пейзаж эпохи, в любые времена не так уж много. Мэтры французской литературы представлены такими именами как Маргерит Дюрас, Жорж Перек, Пьер Киньяр, Жан Эшноз, Раймон Кено.

Хочется отметить также таких интересных писателей как Антуан Блонден («Обезьяна зимой») , русская эмигрантка Ирен Немировски («Французская сюита»), Патрик Рамбо («Деревенский дурачок»), Эрик-Эманюэль Шмитт («Оскар и Розовая Дама», «Одетта» и др.), Жан-Пьер Милованофф («Орелин») и др.

Хочется, чтобы читатели ознакомились с творчеством мэтров французской словесности и представить новых для него авторов. Которые в своей стране уже давно стали национальной гордостью.

Сегодня шалун Фредерик Бегбедер отмечает 50 лет. Мы воспользовались этим поводом и вспомнили лучших французских писателей современности.

Благодаря Бегбедеру, Уэльбеку, Леви, Верберу и Гавальде современную французскую литературу читают и любят далеко за пределами Франции. Есть мнение, например, что Бегбедер и Уэльбек зарубежом популярны больше, чем на родине. Объяснить это можно тем, что издательский бизнес во Франции хоть и не цветет и пахнет, но и не останавливается - новые писатели здесь появляются каждую неделю, но самых читаемых выделить все-таки получилось.

Фредерик Бегбедер

Сотрудник рекламного агентства легко пережил свое увольнение - причиной увольнения стал скандальный роман 99 франков (сегодня - 14,99 евро), рассказывающий о стороне рекламного бизнеса, скрытой от обывателей. Выходец из небедной семьи, Бегбедер в принципе мог и не работать, и не писать, но после 99 франков его было не остановить - с небольшим опозданием стала популярной книга Любовь живет три года, выпущенная тремя годами ранее, и затем любое, одинаково циничное и снобское, творение Бегбедера имело успех у публики просто из-за его фамилии на обложке.

Мишель Уэльбек

Самый известный французский писатель за пределами Франции. Романы Уэльбека - резкие, сочные, и нередко психологически тяжелые. В каждом произведении - рефлексии интеллектуала, попытки понять мир и при этом не потерять уважение к людям. Читать: Расширение пространства борьбы, Элементарные частицы, Возможность острова.

Даниэль Пеннак

Обаятельный интеллектуал-юморист известен во Франции своими детскими книжками (Собака Пес, Глаз волка), а затем нашел себя в жанре ироничного детектива, начав серию романов о неудачнике Бенжамене Малоссене (читать: Людоедское счастье, Фея карабина, Маленькая торговка прозой, Господин Малоссен). Мультфильм Эрнест и Селестина: Приключения мышки и медведя, снятый по сценарию Пеннака, получил французкую премию Сезар («коллега» Оскара).

Бернар Вербер

Философ и графоман, Вербер заполнил все книжные магазины - и не только на родине. Самые известные произведения - трилогия о муравьях (Муравьи, День муравья, Революция муравьев - практически Матрица, в общем!) и сильно претенциозная Звездная бабочка, проводящая навязчивые параллели с Библией.

Гийом Мюссо

Относительно молодой французский романист, дико популярный среди французских читательниц. Стоит выйти новому роману Мюссо - его тут же видишь в руках у каждого второго в метро и в ресторане. Читать: После… (две литературные премии и экранизация Заложник смерти, 2008), Бумажная девушка, Завтра.

Антуан Володин

Автор написал более 30 произведений в разных жанрах - и подписал их разными именами. Настоящее имя автора пока держится в тайне - известно только о русской бабушке, рождении в Бургундии, переводе Токаревой, Стругацких, Лимонова и др. на французский. Не давая критикам возможности отнести его к какому-либо литературному течению, Володин мечется между жанрами, и просит свой стиль называть постэкзотизмом. Читать: Дондог и все, что найдете на русском.

Андрей Макин

Андрей Сергеевич Макин - внук французской эмигрантки, осевшей в России с 1917 г. Учился в Москве, затем уехал во Францию и попросил убежища. Преподавал французам русский и писал книги, которые не хотели издавать - тогда он выдал их за перевод русских произведений на французский. После этого его начали печатать - и уже за третий свой роман (Французское завещание) он получил самую престижную литературную награду во Франции - Гонгуровскую премию.

Паскаль Киньяр

Лауреат Гонгуровской премии, эссеист, поэт, прозаик - пишет как романы, так и философские очерки, и поэзию. Читать: Секс и страх (об эволюции эротики в античном искусстве), Лестницы Шамбора (изучая архитектуру замка Шамбор в Луаре, спроектированного Леонардо да Винчи, главный герой размышляет о счастье и человеческих отношениях), Все утра мира (об искусстве и любви).

Марк Леви

Плодовитый романист когда-то построил бизнес в Кремниевой долине - занимался компьютерной графикой. После успеха своей первой книги (Только если это было правдой - по книге сняли голливудский фильм Между небом и землей с Риз Уизерспун) перестает заниматься бизнесом и полностью посвящает себя литературе. Леви - популярный писатель среди домохозяек и спокойной интеллигенции. Человеку, привыкшему к агрессивной и интеллектуальной прозе, его книги могут показаться чем-то вроде изысканной Дарьи Донцовой.

Анна Гавальда

Всего восемь романов - а какая популярность! Еще с первого романа - Я ее любил. Я его любила - стало ясно, что лавры Франсуазы Саган не дают Анне покоя. В дальнейшем она нашла свой путь: каждое ее произведение - рассказ о любви, в той или иной степени, и о том, как она украшает каждого человека. Читать: Просто вместе, Утешительная партия игры в петанк.

Французская классицистическая проза


Введение

Французский классицизм наиболее ярко проявился в драматургии, однако и в прозе, где требования к соблюдению эстетических норм были менее строгие, он создал своеобразный присущий ему жанр – мы имеем в виду жанр афоризма. Во Франции XVII столетия появилось несколько писателей-афористов. Мы называем так тех писателей, которые не создавали ни романов, ни повестей, ни новелл, но – лишь краткие, предельно сжатые прозаические миниатюры или записывали свои мысли – плод жизненных наблюдений и раздумий.

Афоризм как литературный жанр не нашел еще ни своего историка, ни своего истолкователя. Между тем этот жанр прочно утвердился в литературе. Ларошфуко, Лабрюйер, Вовенарг, Шамфор – блестящие мастера афоризма – дали классические образцы этого жанра. Истоки его следует искать в «Характерах» древнегреческого писателя Теофраста. Однако и предшествующая названным писателям французская литература уже создала особые художественные приемы, на основе которых родился жанр афоризма как жанр литературный («Опыты» Монтеня). Жанр афоризма требует огромного мастерства. Слово в нем ценится на вес золота. Здесь нет, не должно быть ничего лишнего. Лаконичность – одно из главных достоинств афоризма.


Афористы

Блестящим мастером афоризма был Ларошфуко (1613–1689). Аристократ, участник Фронды, бурно проведший молодость, он на склоне лет обратился к литературе и написал книгу «Размышления, или Моральные изречения и максимы» (1665). Писатель создал своеобразную модель «человека вообще», обрисовал некую универсальную психологию, пригодную для всех времен и народов. Нравственный портрет человечества, нарисованный искусным и холодным пером французского автора, лишен начисто какой-либо привлекательности. Нет ни одной хоть сколько-нибудь сносной черты. Картина получилась довольно мрачная. Писатель не верит ни в правду, ни в добро. Даже в актах гуманности и благородства он склонен усмотреть скрытое недоброжелательство, эффектную позу, маску, прикрывающую корысть и себялюбие.

Вот несколько примеров. Некий человек пожалел своего недруга. «Как это благородно!» – скажем мы. Ларошфуко скептически улыбнется и заявит: «Здесь больше гордости, чем доброты». Разве не приятно унизить своего врага состраданием к нему? Пожилой человек хочет помочь юноше своим жизненным опытом. Ларошфуко с горьким сарказмом бросит сардоническую фразу: «Старые безумцы куда хуже молодых!» или «Старость – тиран, который запрещает под страхом смерти все радости молодости». Влюбленные хранят друг к другу трогательную верность. Мы любуемся их постоянством. Ларошфуко постарается рассеять наши иллюзии: «Долго держатся за первого любовника тогда, когда не могут найти другого». О женщинах строгих нравов, он иронически отзовется: «Большинство порядочных женщин подобны скрытым сокровищам, которые только потому в безопасности, что их не ищут».

Есть святые слезы, слезы сострадания, печали, слезы разлуки, слезы счастливой встречи. Ларошфуко ничему этому не верит: всюду он видит ложь и тщеславие. «Есть слезы, которые часто обманывают и нас самих, после того как обманули других»; «Нет ничего несноснее, чем умный дурак»; «Нет ничего более редкого, чем истинная доброта; то, что называют добротой, обычно бывает лишь попустительством или слабостью». Правит миром корыстный интерес человека, его гордость, его тщеславие, его себялюбие. Эти мизантропические наблюдения, изложенные с блеском большого стилиста, поразили читающую Францию. «Высший свет» узнал себя. Психологические этюды Ларошфуко, как мы уже сказали, претендовали на общечеловеческую универсальность.

Прием абстрагирования, предельного обнажения идеи в художественном образе – это, пожалуй, самое главное, что связывает Ларошфуко с художественным методом классицизма. «Характеры» его, если их рассматривать с точки зрения литературного мастерства, суть не что иное, как классицистические образы-идеи, доведенные до предела обобщения, до полного отсутствия каких-либо конкретных черт индивидуума.

Мольер через год после выхода в свет «Изречений» Ларошфуко поставил в театре свою комедию «Мизантроп», в которой вынес на обсуждение общественности вопросы, поставленные в книге Ларошфуко.

С характеристикой французского общества второй половины XVII столетия выступил Лабрюйер (1645–1696). В 1688 г. он опубликовал книгу «Характеры Теофраста, перевод с греческого». Книга с каждым новым изданием пополнялась и неоднократно корректировалась автором. Первоначальный замысел простого перевода текста древнегреческого философа, ученика Аристотеля, в конце концов вылился в самостоятельное оригинальное произведение – «Характеры или нравы нашего века».

Сын буржуа, Лабрюйер значительно отличался по своим взглядам от аристократа Ларошфуко. Отзывы его о дворянстве весьма пренебрежительны; и наоборот, суждения о народе полны глубокой симпатии. Мы уже приводили его высказывание о французских крестьянах. Лабрюйер тоже вскрывает много пороков человеческой натуры, но взгляд его на жизнь светлее. Люди в его представлении отнюдь не так ужасны, как в мрачной картине Ларошфуко. Система характеров Лабрюйера выдержана в духе классицистической теории. Здесь то же стремление к общечеловеческой универсальности типов, как это было и у Ларошфуко.

Однако Лабрюйер классифицирует свои характеры уже по сословным признакам (ростовщики, монахи, вельможи, буржуа, крестьяне и т. д.). Нельзя не привести здесь наблюдений писателя, относящихся к миру подымающейся в его дни буржуазии. «Существуют гнусные души, – пишет Лабрюйер, – вылепленные из грязи и отбросов, влюбленные в блага и выгоду, как благородные души влюблены в славу и добродетель; они. способны только к одному наслаждению – приобретать или ничего не терять; любопытны и жадны только до слухов о десятипроцентной выгоде; заняты только своими должниками; всегда обеспокоены понижением стоимости или обесцениванием денег; погрязли в контрактах, сделках и бумагах. Подобные существа – это уже не люди, это – обладатели денег».

«Принцесса Клевская» госпожи де Лафайет

В 1678 г. Клод Барбен, издатель Буало, Лафонтена, Расина, Ларошфуко и других знаменитых писателей XVII в., напечатал роман неизвестного автора «Принцесса Клевская». Узкий круг французской знати тотчас же отгадал автора романа в госпоже де Лафайет, уже известной тогда романистке, опубликовавшей до того несколько своих сочинений.

Графиня де Лафайет (1634–1693) – одна из постоянных посетительниц салона госпожи де Рамбуйе. Глубокая дружба связала ее с Ларошфуко, одним из ветеранов дворянской оппозиции абсолютизму. Не без влияния этого трезвого, скептически настроенного ума сложился весь стиль романа, свободный от напыщенности.

Если говорить о литературных традициях, то роман госпожи де Лафайет выдержан в духе мемуарных повествований. Мемуары писали в XVI столетии (Вуатюр, Маргарита Наваррская и др.), мемуарами полон XVII век (кардинал де Ретц и др.). Достоинство этого жанра заключается в точности описаний при максимальной скупости изобразительных средств. Писатели-мемуаристы избегали риторических украшений, зато очень внимательно следили за правильной передачей портретного сходства виденных ими исторических лиц. Исторический анекдот, случайно брошенное кем-то крылатое словечко жадно подхватывались мемуаристами, чтобы потом занять свое место в своеобразной протокольной записи воспоминаний. От жанра мемуаров заимствовал роман госпожи де Лафайет и скупую строгость повествования, и трезвую правдивость.

Романистка, лукаво отвергая авторство, писала о своем произведении: «Я его нахожу весьма приятным, хорошо написан? ным, без излишней полировки, полным восхитительных тонкостей, его можно перечитывать не раз, и особенно, что в нем я нахожу, так это прекрасное изображение придворного общества и его образа жизни. В нем нет ничего романтического, из ряда вон выходящего, будто это и не роман; собственно это – мемуары, так книгу и назвали первоначально, как мне говорили, и лишь потом изменили название. Вот, сударь, мое мнение о «Принцессе Клевской». Госпожа де Лафайет была в дружеских отношениях с Расином. Эта дружба исходила из общих литературных интересов. Вклад Расина во французскую трагедию, а именно глубочайшее проникновение в жизнь сердца, госпожа де Лафайет сделала достоянием романа.

Трагедия Расина с ее великолепно вылепленными психологическими портретами стала школой психологического мастерства для писателей. Госпожа де Лафайет первая использовала достижения драматурга в ином жанре – в романе. И по пути, открытому ею, пошла последующая французская литература. В XIX в. Стендаль противопоставлял художественный метод госпожи де Лафайет (верное изображение характеров как главная задача романиста) методу Вальтера Скотта, порицая английского писателя за чрезмерную склонность к изображению исторических реалий, или, как говорили французские романтики 20-х гг. XIX в., местного колорита.

Анатоль Франс в своей статье о «Принцессе Клевской» писал: «Г-жа де Лафайет первая ввела в роман естественное, она первая стала рисовать в нем человеческие характеры и подлинные чувства, она достойно вступила в концерт классиков, гармонично вторя Мольеру, Лафонтену, Буало и Расину, которые обратили муз к природе и правде. «Андромаха» датируется 1667 г., «Принцесса Клевская» – 1678-м, современная литература идет от этих двух дат. «Принцесса Клевская» – первый французский роман, в котором главный интерес сосредоточен на правде страстей».

Сюжет романа несложен. Его можно изложить в нескольких строках. Юная жена стареющего принца Клевского встречает на балу столь же юного принца Немура. Молодые люди влюбляются друг в друга. Не желая ничего скрывать от мужа, глубоко уважаемого ею, принцесса Клевская рассказывает ему о своих новых чувствах. Признание это убивает горячо влюбленного в жену супруга. Принцесса Клевская остается верна памяти умершего, отстраняя от себя навсегда любимого человека. Вот и вся история.