Архитектурные стили в хронологической последовательности с примерами и фото. Лекция Архитектура xXв. Основные направления и стили Художественная архитектура

Как вид искусства относится к изобразительному искусству и стоит в одном ряду с живописью, скульптурой и т. д. Но при этом, в отличии от живописи и скульптуры, архитектура является функциональной и необходимой.

Архитектура как вид искусства лежит на стыке собственно искусства и науки. Невозможно стать архитектором, не зная физики, химии и математики (особенно геометрии), но при этом необходимо также обладать и эстетическим чутьем, умением видеть, чувствовать, понимать и создавать красоту, умением схватывать прекрасное в окружающих предметах и явлениях.

Аархитектура как вид искусства развивается не только в форме росписи жилищ и резьбы по дереву, но экспериментирует также над формами зданий. Широким культурным фоном для архитектуры как вида искусства являются эстетика христианства и ислама , эстетика феодализма , рыцарства , буржуазии , крестьянства , советская пролетарская эстетика и так далее до бесконечности.

Архитектура (греч. αρχη — здесь: основа , происхождение ; и лат. tectum — дом, укрытие) — это наука и искусство проектирования и строительства. Архитектура - это система зданий и сооружений, являющая собой художественно организованное пространство. Это «каменная летопись», «музыка в камне».

Специфика архитектуры как вида искусства:

1) Двуединство архитектуры как синтеза материальной и художественной сторон, т.к. она выполняет в жизни людей не только эстетическую функцию, но и практическую. Древнеримский архитектор Витрувий назвал их: прочность , польза (функциональное назначение) и красота (создание художественного образа). Единство и гармония этих трёх факторов и создаёт архитектуру. Архитектура — это и художество, и инженерия, и строительство, требующее огромного сосредоточения коллективных усилий и материальных средств.

2) Архитектура как вид искусства статична, пространственна. Хотя для ее восприятия имеет значение и временной фактор, т.к. единым взором не обозреть одновременно интерьер и экстерьер здания.

3) Архитектурные постройки обладают двумя «художественными измерениями» - внутренним (интерьер) и внешним (экстерьер, внешний фасад). Их образы связаны друг с другом определенной художественной логикой.

4) Архитектура тяготеет к ансамблевости. Ее сооружения искусно вписываются в естественный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж .

5) Архитектура не воспроизводит действительность изобразительно, а носит выразительный характер. Она не изображает действительность, а выражает какие-либо абстрактные идеи.

6) Она тесно связана с социальной средой, ярко и выпукло отражает эпоху и одновременно создает его стиль.


Особенности архитектурного образа .

1) Архитектура не изображает натуру, она изображает идею - идею определенного художественного образа. (Н-р: античная архитектура - идея меры, гармонии, этой мерой является человек; готический храм - идея стремления к Богу , к божественному миру). Архитектура стремится к воплощению не индивидуальных качеств человека, предмета, явления, а наиболее общих социальных и философских идей времени.

2) Художественный образ создается не изобразительным способом, а при помощи специфически выразительных средств. Ритм, соотношение объемов и масс, формы, цвет, линий, плоскостей, связь с окружающим пейзажем — это средства выразительности архитектуры.

3) Архитектурный образ соотносится с ландшафтом и климатом. (Н-р: широкие улицы, большие окна у домов в северных странах, напротив, узкие улочки, маленькие окна в южных городах.)

Разновидности архитектуры :

1) зодчество - художественное проектирование и возведение всех возможных зданий;

2) архитектура малых форм - художественное конструирование предметов, окружающих здания, - фонарные столбы, киоски, решетки оград и т.п.;

3) архитектура крупных форм - монументальные объекты (мосты, обелиски, триумфальные арки и т.п.).

Материал архитектуры - дерево, камень (гранит, мрамор, известняк, валун и др.), кирпич, стекло, железо и бетон.

Тема: Архитектура и её особенности

1. История происхождения термина

2. Виды и особенности архитектуры

3. Характеристика трех выдающихся памятника архитектуры эпохи классицизма

Литература

1. История происхождения термина

Архитектура в переводе от латинского - строить, возводить - зодчество, искусство проектировать и строить.

Архитектура может выражать в художественных образах представления человека о мире, времени, величии, радости, торжестве, одиночестве и многих других чувствах. Вероятно, поэтому говорят, что архитектура - это застывшая музыка.

Различают три основных вида архитектуры: объемные сооружения (культовые, общественные, промышленные, жилые и другие здания); ландшафтная архитектура (беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков); градостроительство - создание новых городов реконструкция старых. Комплексы построек и открытых пространств составляют архитектурные ансамбли. Архитектор должен заботиться о красоте, пользе и прочности создаваемых сооружений, иначе говоря - эстетические, конструктивные и функциональные качества в архитектуре взаимосвязаны.

В разные исторические периоды применялись разнообразные строительные материалы и технологии, существенно влияющие на создание архитектурных конструкций. Современный уровень развития техники, использование железобетона, стекла, пластических масс и других новых материалов позволяют создавать необычные формы зданий в виде шара, спирали, цветка, ракушки, колоса и т.п.

Архитектурные сооружения отражают художественный стиль эпохи, как и произведения любого другого вида искусства. Своей художественно - образной стороной архитектура отличается от простого строительства.

2. Виды и особенности архитектуры

1. АНТИЧНОСТЬ (от латинского - древний) - искусство античной эпохи; искусство Древней Греции, а также тех стран и народов древнего мира, культура которых развивалась под определяющим влиянием древнегреческой культурной традиции: искусство эллинистических государств, Рима и этрусков.

Понятие «античное искусство» появилось эпоху Возрождения, когда прекрасные творения Древней Греции и Древнего Рима принято было считать образцовыми, классическими для всей европейской культуры.

Неоценимый вклад в мировое искусство внесли древнегреческие архитекторы. Они создали строгий и величественный тип храма прямоугольной формы, окруженного со всех сторон колоннами (периптер), и строгую, логически обоснованную систему соотношений между несущими и несомыми частями здания (ордер)

Памятники древнегреческого искусства дают нам эстетическое наслаждение и яркое представление о единстве, синтезе архитектуры и скульптуры.

2. БАРОККО (от итальянского - причудливый) - художественный стиль, преобладающий с конца 16 до середины 18 вв. в искусстве Европы. Этот стиль зародился в Италии и распространился в других странах после эпохи РЕНЕСАНСА. Основные черты барокко - парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле, большую степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Это стремление к синтезу искусств - основополагающая черта барокко.

Архитектура барокко отличается пространственным размахом, текучестью криволинейных форм, слиянием объемов в динамическую массу, богатым скульптурным декором, связью с окружающим пространством.

В России реформы Петра 1 способствовали распространению и расцвету стиля барокко, однако русское барокко выбрало в себя традиции классицизма 17 века и черты рококо, поэтому его отличали большое своеобразие форм, прихотливая нарядность декора, особая парадность и торжественность (Б.Растрелли. Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Царском Селе).

3. ГОТИКА - художественный стиль, возникший в середине 12 века во Франции и распространившийся в Западной, Центральной и частично в Восточной Европе. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.

Ведущее место в искусстве готики занимал собор, вокруг которого сосредотачивалась жизнь горожан. Конструктивной основой собора служил каркас из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок. Устремленность ввысь подчеркнута гигантскими ажурными башнями, высокими стрельчатыми арками, порталами и окнами, многочисленными удлиненными статуями, богатыми декоративными деталями.

Готический стиль объединил в единый ансамбль художественные предметы быта, мебель, одежду, украшения и архитектуру. В 15-16 вв. готику сменяет эпоха ВОЗРОЖДЕНИЯ.

Эпоха Возрождения охватывает 14- 16 вв. в Италии, 15-16 вв. в других странах Европы. Свое название - возрождение (или Ренессанс) - этот период в развитии культуры получил в связи с возрождением интереса к античному искусству.

Готический собор Нотр-Дам. Париж.

4. КЛАССИЦИЗМ (от латинского - образцовый) - художественный стиль европейского искусства 17-19 вв. , одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения.

Для архитектуры классицизма характерны навеянные античными образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность объемов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы.

Выдающимся шедевром архитектуры, соединившим классицизм и барокко в единый торжественный стиль, был дворцово-парковый ансамбль в Версале - резиденция французских королей (вторая половина 17 в.)

Русский классицизм во второй половине 18-19 вв. воплотил новый, небывалый по размаху, национальному пафосу и идеальной наполненности расцвет культуры: архитектурные ансамбли и сооружения В. Баженова, М. Казакова, А. Захарова, К. Росси.

5. МОДЕРН (от французского - современный) - художественный стиль в европейском и американском искусстве конца 19- начала 20 вв. (другое название а р т н у в о).

Стиль модерн следует отличать как от общего смысла слова «современный», так и от понятия модернизм. Основной признак стиля модерн - декоративность, основной мотив - вьющееся растение, основной принцип - уподобление рукотворной формы природной и наоборот. Это нашло отражение в архитектуре, в деталях зданий, в орнаменте, получившем необычайное развитие.

Линии орнамента несли в себе напряженность духовно - эмоционального и символического смысла.

В архитектуре модерна проявилось органическое слияние конструктивных и декоративных элементов. Наиболее целостные примеры синтеза искусств дают особняки, павильоны, общественные здания эпохи модерн. Как правило, они построены словно «изнутри наружу».

3. Характеристика трех выдающихся памятника архитектуры эпохи классицизма

Исаакиевский собор - самый выдающийся памятник эпохи позднего русского классицизма. Его величественные, монументальные формы, богато разработанная пластика фасадов, насыщенность интерьера различными видами изобразительных искусств, и прежде всего живописью и скульптурой, неизменно привлекают к себе внимание.

По своим грандиозным размерам (его высота составляет 101,5 метра) Исаакиевский собор входит в число крупнейших купольных сооружений Европы. Он уступает только собору св. Петра в Риме и почти равняется величине собора св. Павла в Лондоне.

Расположенный в самом центре города, Исаакиевский собор доминирует в ансамблях двух его главных площадей - Декабристов (бывшая Сенатская площадь) и Исаакиевской. К тому же он в значительной степени определяет силуэт города и хорошо виден в перспективах многочисленных улиц, проспектов, площадей и набережных.

Созданию существующего Исаакиевского собора предшествовала многолетняя история строительства Исаакиевской церкви, восходящая к первым годам существования Петербурга и связанная с именем его основателя - Петра Великого.

В 1710 г. в честь тогда еще царя Петра I, родившегося 30 мая 1672 г., в день св. Исаакия Далматского, была устроена Исаакиевская церковь на Адмиралтейском лугу, напротив башни Адмиралтейства. Она располагалась на том самом месте, где значительно позже был сооружен фонтан. Церковь была деревянной, одноэтажной, с одноярусной колокольней, увенчанной шпилем, и маленьким куполом на барабане, отмечающим местоположение алтарной части. Церковь перестроили из адмиралтейской чертежной, занимавшей отдельное строение.

В 1712 г. в этой церкви Петр I венчался, а через пять лет, в 1717 г., была заложена каменная Исаакиевская церковь, но уже на новом месте, и ближе к реке Неве. Это место отмечает теперь памятник Петру Великому - знаменитый Медный всадник.

Церковь строилась десять лет, но просуществовала недолго. Расположенная вблизи реки, она страдала от невских вод, размывавших фундамент в периоды частых наводнений. В конструкциях собора появились трещины, и после случившегося в 1735 г. пожара ее решили разобрать.

В середине XVIII в., в период правления Екатерины II, вместо разобранной Исаакиевской церкви начали возводить Исаакиевский собор - значительно дальше от Невы, на нынешней Исаакиевской площади. Автор проекта нового сооружения архитектор Антонио Ринальди спроектировал его пятиглавым, с многоярусной колокольней со стороны западного фасада. Фасады собора предполагалось облицевать разноцветным мрамором. Заложенный в 1768 г., к концу XVIII в. он был отстроен только до карниза. Павел I, сменивший на престоле Екатерину II, приказал придворному архитектору Винченцо Бренне достроить Исаакиевский собор минимально возможными средствами. Поэтому собор был достроен одноглавым, с укороченной вдвое колокольней и оставался облицованным мрамором только наполовину. В таком неприглядном виде собор был освящен в 1802 г.

В последующие годы неоднократно поднимался вопрос об изменении облика Исаакиевского собора. В 1809 и 1813 гг. объявлялись конкурсы на проект его перестройки. Но ни один из них не дал положительных результатов.

В 1816 г. Александр I обратился к генералу Бетанкуру с просьбой рекомендовать архитектора, который смог бы осуществить перестройку Исаакиевского собора. Выбор Бетанкура остановился на молодом Монферране. В течение 1816-1817 гг. архитектор разработал целый ряд вариантов собора, один из которых был взят за основу для дальнейшей работы. Первый получивший утверждение проект был выполнен в 1818 г.

Одновременно с утверждением проекта Монферрана создается специальная Комиссия по перестройке Исаакиевского собора из высокопоставленных государственных деятелей. Тем самым с первых дней строительства собору придавалось огромное значение. Уже с весны 1818 г. ведутся подготовительные работы по перестройке Исаакиевского собора. Перестройка началась с заготовки материалов, земляных работ, забивки свай и устройства дополнительного фундамента. Работы продолжались непрерывно даже в зимнее время. В частности, согласно счету, предъявленному Комиссии подрядчиком крестьянином Евдокимом Фарафонтьевым, с 1 января по 15 марта 1819 г. только на забивке свай было занято 4245 человек.

На второй год строительства предполагалась официальная закладка собора. С этой целью Монферран предложил в основание нового фундамента положить серебряную доску с составленным им текстом, а также медали золотые и серебряные монеты. Но Александр I приказал медали не выбивать никакой церемонии при закладке не делать, вместо серебряной закладной доски положить медную. Закладка Исаакиевского собора по проекту Монферрана произошла 26 июля 1819 г.

Для более успешного ведения строительных работ в 1818 г. в соответствии с чертежами Монферрана и под его непосредственным руководством приступили к изготовлению большой разъемной модели собора. В основном модель предполагалось вырезать из липы, а карниз и колонны - из грушевого дерева. Если барельефы изготавливались из гипса, то круглая скульптура, капители и орнаменты - из бронзы. Из золоченой бронзы были выполнены купола.

В работах по изготовлению модели принимали участие столяр И. Гербер, скульпторы П. И. Брюлло, П. В. Свинцов, живописец Ф. П. Брюлло и др. Начатая в 1818 г., модель была закончена в 1821 г. В дальнейшем, по мере совершенствования проекта, в модель вносились соответствующие изменения, не затрагивавшие, однако, ее основных конструкций. Модель находилась в одном из помещений расположенного поблизости дома Лобанова-Ростовского, построенного по проекту Монферрана. В настоящее время она хранится в Научно-исследовательском музее Академии художеств.

Одновременно с изготовлением модели в 1820 г. Монферран выпустил альбом гравированных чертежей Исаакиевского собора. Это дало возможность широкого обсуждения проекта. Член Комитета для строений и гидравлических работ соотечественник Монферрана архитектор А. Модюи, приехавший в Петербург еще в 1808 г., выступил с резкой критикой проекта Исаакиевского собора.

При Академии художеств, возглавляемой президентом А. Н. Олениным, была создана комиссия для рассмотрения проекта Монферрана. Архитектору пришлось доказывать, что конструкция предложенного им сплошного фундамента вполне надежна, что связать между собой старую и новую кладку при этом вполне возможно. Однако он признал, что конструктивное решение купола на барабане, опирающегося на столбы, построенные в разное время, малоудачно. Но здесь сказалась непреклонная воля императора сохранить старые части собора Ринальди.

Заседания комиссии при Академии художеств, задачей которой было исправление проекта Исаакиевского собора, завершились конкурсом. В нем на равных основаниях со всеми принял участие и Монферран. На конкурс были представлены многочисленные проекты, в том числе архитекторов В. П. Стасова, А. А. Михайлова 2го, А. И. Мельникова. Но новый проект Монферрана оказался лучшим и был утвержден 3 апреля 1825 г. Прерванные на несколько лет строительные работы возобновились по вновь утвержденному проекту.

Особенное внимание Монферран уделял фундаментам собора. Архитектор пришел к выводу, что при строительстве на болотистой петербургской почве для такого массивного сооружения, как Исаакиевский собор, необходим сплошной фундамент, равномерно передающий на грунт различной величины нагрузки опорных столбов, стен и портиков.

Конструкция фундамента была разработана Монферраном совместно с инженером Бетанкуром. Она явилась новым словом в строительной практике того времени.

Вначале копали глубокий котлован, из которого непрерывно выкачивали воду. Одновременно чугунными бабами вбивали в почву пропитанные смолой сосновые сваи длиной более шести метров и диаметром не менее четверти метра. Сваи забивались на одинаковом между ними расстоянии, равном их диаметру, до тех пор пока они не переставали входить в землю. Земля между сваями при этом уплотнялась до твердости камня. Затем сваи нужно было обрезать под один уровень со старыми. С этой целью Монферран предложил прекратить откачивать постоянно прибывающую в котлован воду, а когда она достигла нужного уровня, ее снова откачали и по полученной отметке ровно обрезали новые сваи. После заполнения промежутков между сваями утрамбованным древесным углем вместо деревянных брусьев, обычно применявшихся в таких случаях для равномерного распределения давления на сваи, уложили в два ряда тщательно подогнанные друг к другу каменные плиты на известковом растворе. При такой конструкции фундамента старые и новые части прочно связывались между собой. Всего на Устройство фундаментов потребовалось более пяти лет.

Одновременно заготавливались гранитные монолиты для колонн четырех портиков и мрамор для облицовки фасадов и интерьера собора. В распоряжение Комиссии по перестройке Исаакиевского собора были переданы Тивдийские и Рускольские мраморные ломки. Первые располагались в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии, а вторые - в Сердобольском уезде Выборгской губернии. На Тивдийских ломках добывался светло и темнокрасный мрамор, а на Рускольских - светлосерый с синеватыми прожилками.

Монферран разработал проект приспособлений для транспортировки монолитов, в чем ему помогал Бетанкур. В частности, Бетанкур предложил конструкцию специальных воротов (кабестанов).

После доставки монолитов они закатывались в специально выстроенные сараи, где окончательно обрабатывались перед установкой.

Ради удобства ведения работ, хотя и вопреки сложившимся традициям, Монферран предложил установить колонны портиков до возведения стен. Для каждого из четырех портиков были изготовлены отдельные леса, наверху которых закреплялись блоки с перекинутыми через них канатами. Механизмами подъема служили все те же кабестаны.

Особый интерес вызвали подъем и установка первой колонны, расположенной на восточном углу северного портика. Небывалое зрелище происходило 20 марта 1828 г. в присутствии императорской фамилии. В ознаменование этого события под колонну была положена платиновая медаль с профильным изображением Александра I. С помощью шестнадцати кабестанов колонну установили за сорок пять минут.

В течение последующих месяцев были установлены остальные пятнадцать колонн северного портика. Все работы по установке колонн завершили в 1830 г.

Кладка стен осуществлялась из кирпича на известковом растворе. Кирпичная кладка для большей надежности чередовалась с каменными прослойками. К основной кладке снаружи и внутри металлическими скобами прикреплялась мраморная облицовка. Строительство велось одновременно по всему периметру здания. Возведение стен до уровня колонн портиков завершилось в 1836 г. Наступил ответственный момент сооружения перекрытий. По первоначальному проекту предполагалось средние части портиков перекрыть коробовыми сводами, а боковые оставить плоскими с обработкой кессонами, как в римском Пантеоне. Пропорции портиков также были выдержаны в соответствии с выдающимся памятником древности. Подобное заимствование лучших образцов прошлого в эпоху классицизма считалось проявлением хорошего вкуса. Однако Монферран не копировал слепо эти образцы.

На основе самых передовых достижений строительной техники того времени он сумел создать собственную конструкцию, отличную от предшествующих. Традиционные кирпичные своды он заменил на полносборные чугунные фермы, связав их легкими металлическими стержнями со стропилами, поддерживающими кровлю. Одновременно они надежно скреплялись с основной кирпичной кладкой и мраморной облицовкой. Благодаря легким металлическим конструкциям Монферран исключил боковой распор и уменьшил нагрузку на несущие колонны и стены.

Все конструктивные изменения портиков архитектор внес в новый, третий по счету высочайше утвержденный проект, датированный 14 февраля 1835 г.

К концу 1837 г., когда было возведено основание барабана купола началась установка верхней колоннады. Для этого Монферран вынужден был разработать еще одну необычную конструкцию лесов, предназначенных для подъема на значительную высоту двадцати четырех колонн, каждая из которых весила шестьдесят четыре тонны. Весь процесс подъема и установки одной колонны на основание барабана длился два часа, притом что в работах было занято примерно триста человек. Однако если первая колонна была поставлена на место в начале ноября 1837 г., то последняя только через два месяца.

Теперь можно было начать сооружение самой ответственной и сложной части собора - купола на барабане. Но прежде чем приступить к детальной разработке купольного завершения, Монферран вновь обратился к богатому опыту своих предшественников. Он досконально, с карандашом в руках изучил конструкции куполов знаменитых сооружений Флоренции и Рима Лондона и Парижа, а также Петербурга. В результате вместо привычных кирпичных сводов, имевших место в предыдущих проектах, архитектор предложил собственную конструкцию из трех взаимосвязанных полносборных металлических оболочек, тем самым значительно опередив не только своих предшественников, но и современников. Если старший современник зодчего - архитектор А. Н. Воронихин, построивший Казанский собор, впервые в Петербурге создал металлический наружный купол при сохранении двух внутренних кирпичных сводов, то Монферран - автор первой цельнометаллической пространственной конструкции связанных воедино сводов.

Основное значение изобретения Монферрана заключалось в том, что металлические конструкции купола оказались в несколько раз легче сплошных кирпичных сводов. К тому же в пояснительной записке, приложенной к рабочим чертежам на строительные работы в 1838-1840 гг., архитектор указал, что сооружение купола по новому проекту позволит сэкономить два миллиона рублей - сумму астрономическую по тем временам.

Александро-Невская Лавра

Историко-художественный памятник, основан Петром I как "Монастырь живоначальной Троицы и Святого Благоверного великого князя Александра Невского" в честь победы над шведами в Невской битве 1240, а в 1724 в новоотстроенную Благовещенскую - Александро - Hевскую церковь (арх. Д. Трезини) перенесены из Владимира останки Ярослава Ярославовича. По своему значению монастырь был поставлен Петром I выше всех православных монастырей России и готовил священнослужителей для высоких мест в церковной иерархии. Духовная академия, открытая при монастыре, действует и поныне. В 1797 монастырь преобразован в лавру, в ней собран большой исторический архив и библиотека. В 1932 в Лавре основан музей - Некрополь, включающий Лазаревское и Тихвинское кладбища, где находятся могилы многих выдающихся людей России и Благовещенская церковь - усыпальница. В музее представлена богатейшая коллекция подлинных авторских моделей и проектов памятников, художественных надгробий работы выдающихся скульпторов и архитекторов 18 - 19 вв.

Дворец Белосельских-Белозерских

Дворец Белосельских-Белозерских - памятник архитектуры 18 - 19 вв. До 1846 на его месте находился небольшой дом (1800-е, арх. Ф. И. Демерцов), первым владельцем которого был сенатор Мятлев. Дом Мятлева не раз переходил из рук в руки, пока не оказался во владении семьи Белосельских-Белозёрских, по заказу которых он был перестроен в дворец эклектического стиля с использованием форм архитектуры русского барокко 18 в. (арх. А.И. Штакеншнейдер, скульп. И.Е. Иенсен). С 1884 дворец принадлежал великому князю Сергею Александровичу и назывался Сергиевским. После революции в здании расположился Куйбышевский РК КПСС. Дворец, с его портиками из колонн и пилястр и лучковыми фронтонами - уникальное достояние Невского проспекта. Скульптурные орнаменты и фигуры атлантов придают зданию особую дворцовую пышность и парадность. Интерьеры дворца выполнены в стиле рококо. Во дворце имеется небольшой, роскошно оформленный концертный зал, где регулярно проходят концерты русской и зарубежной музыки.

Список использу емой литературы

1. http://kanikuly.spb.ru/tour_muzei.htm

2. http://www.nwhotels.ru/services/excursions/foreign...

3. http://povschola.edurm.ru/nov.htm

Современная архитектура многообразна и удивительна, ее сложно поместить в четкие рамки и дать ей точное определение, но она живая и стремительно развивающаяся, как технический прогресс и, возможно, поэтому так сложно постижима и не всегда любима критиками. Но мы все же попробуем сформулировать ее основные тенденции, принципы и цели.

Текст: Диана Муромцева

Немецкий философ Фридрих Шеллинг назвал архитектуру застывшей музыкой, и, наверное, мы не ошибемся, если дополним, что это джазовая импровизация, всегда неповторимая, с историей, настроением и душой. Не существует двух идентичных городов, как двух одинаковых личностей, и, как с людьми, в одни города мы можем влюбиться, а другие возненавидеть. А еще архитектура – это нечто большее, чем искусство, ведь именно она создает пространства и декорации, в которых проходит наша жизнь. Каждую эпоху она одевает в определенном стиле, отражающем ценности, приоритеты и стремления человечества. Прогуливаясь по городам, мы можем читать эту летопись мира по фасадам старых зданий, и так формируются наши культурные традиции, вкус и представления о привычном. Но жизнь не стоит на месте, она постоянно меняется, совершенствуется, а вместе с ней растут и наши потребности и запросы. Застывшие мелодии прошлого постепенно уходят в историю, становясь фундаментом новой актуальной для современной действительности архитектуры, которая способна создать наилучшие пространства для работы, отдыха и жизни человека.

Архитектура наших дней

Когда заходит речь о современной архитектуре, сразу встает вопрос о том, как она меняет сложившийся облик городов и улучшает жизнь их обитателей. Архитектор и дизайнер, обладатель множества профессиональных премий Хади Тегерани считает, что современная архитектура терпит крах, когда не соответствует человеческому бытию и его целостности. Она должна давать человеку все составляющие его жизненного благополучия, которое, как пазл, складывается из различных и в равной степени значимых деталей, таких как экология, экономический аспект, адекватное пространство жизнедеятельности, свет, фактура материалов, форма и эмоции. Также господин Тегерани отмечает важность для людей такого фактора, как отождествление архитектурного строения с его утилитарностью, не только с точки зрения комфорта, но и эстетики. И действительно, строениям, выполненным в ультрамодерновом стиле, как и всему новому, достаточно сложно снискать всеобщие любовь и признание. У современных строений в городском массиве всегда есть свои поклонники и противники, поэтому они обязаны оправдывать свое существование пользой, функциональностью и красотой.

Но если говорить о коммерческой востребованности жилых объектов, то управляющий партнер SESEGAR Investment Group Ирина Жарова-Райт ставит эстетику на ступень выше: «Вопрос о зависимости внешнего облика здания от его востребованности изначально предполагает положительный ответ. Ведь «продает» эстетика. Можно долго рассуждать о красоте души, а в случае недвижимости, о ее функциональности, но встречают по одежке и внешнему облику». Интересен также тот факт, что привлекательная по своей архитектуре новостройка не станет в наших глазах красивой, если она диссонирует с окружающим пейзажем. Поэтому помимо функциональности и эстетики архитектура наших дней должна быть умело и гармонично вписана в сложившуюся стилистику местности и при этом выглядеть свежо и привлекательно.

«Я считаю, что современная городская архитектура становится восхитительной, когда включает в себя как инновационные дизайнерские решения, так и уважение к историческому контексту, а также содержит в себе предпосылки к архитектуре будущего», – говорит архитектор и управляющий директор HBA Architectur Джеффри Майкл Уильямс. Кстати, подобные успешные архитектурные компромиссы можно увидеть на примерах новых и популярных городских отелей. «Дело в том, что главная тенденция в архитектуре современных городских отелей – это создание полноценных знаковых объектов в рамках городского контекста, – объясняет Джеффри Майкл Уильямс. – Также важно полное соответствие образу жизни постояльцев и его отражение в каждой детали, ведь от этого зависят положительные и яркие впечатления, формирующие в дальнейшем востребованность временного места жительства».

Все перечисленные выше задачи должна выполнять и архитектура частных домов, даже если они находятся за чертой города. Но здесь стоит еще одна задача – воплотить желания клиента и не разрушить сложившийся облик района. «Архитектор всегда пытается интегрировать свой проект в уже существующую среду. Иногда это получается, а иногда – нет. Баланс возможно соблюсти при непрерывной и совместной работе архитектора и заказчика», – комментирует Светлана Лагутина, руководитель «Архитектурного бюро Светланы Лагутиной».

Кто создает тренды?

Как ни крути, а тренды существуют всегда и во всем, но если архитектура призвана служить человечеству, создавая ему наиболее комфортную и благополучную среду для всех аспектов жизни, то интересно понять, как здесь рождается мода. «В глобальном плане новые мировые тенденции определяют общепризнанные архитекторы, лауреаты Притцкеровской премии и, конечно, мировое наследие, – считает Светлана Лагутина. – Невозможно сказать, какая именно страна имеет наибольшее влияние на развитие архитектуры. Если говорить об архитектуре частных домов в России, то отдельные элементы и принципы заимствуются во Франции и Италии, где при проектировании уделяется пристальное внимание единству внутренних помещений и гармоничному планированию территории вокруг дома».

Хади Тегерани же говорит о рождении тенденций следующее: «Уже давно человечество волнуют такие вопросы, как энергосбережение и экологичность. И в этой сфере лидирующие позиции в мире занимают сейчас немецкие архитекторы. Ирина Жарова-Райт считает, что ориентиры зависят от конкретной ситуации в каждом городе: «Если главный архитектор города – фанат всего немецкого, то мы будем видеть воплощение его вкуса в камне, стекле и бетоне, – поясняет Ирина. – Если увлекается классикой, то в разработке концепций проектов будут участвовать итальянские архитекторы».

А если говорить о тенденциях в гостиничном бизнесе и его востребованности, то Джеффри Майкл Уильямс отмечает, что стандарты дизайна городских отелей по всему миру всегда устанавливаются в странах с наибольшим экономическим ростом.

Потребности

Если говорить о востребованности объектов недвижимости среди покупателей, то Ирина Жарова-Райт отмечает, что здесь для человека важна ликвидность объекта и целесообразность инвестирования в него: «Ордерная архитектура или классика является самой продаваемой формой архитектуры в городской застройке и в Подмосковье. Москвичи объясняют свой выбор тем, что если вкладывать деньги в недвижимость, то только во что-то вечное, как Рим, а это только классика.

Светлана Лагутина, в свою очередь, дополняет, что у российских заказчиков помимо классики становятся популярными такие стили, как модерн, шале и минимализм: «На смену смелым экспериментам с формами, материалами и смешением стилей пришли прагматичный расчет и желание создать дом не просто запоминающимся, но удобным и комфортным для жизни». И это созвучно мировым тенденциям современной архитектуры, о которых Хади Тегерани говорит следующее: «Основной тренд современности – это создание наилучшей и максимально комфортной среды для жизни человека. И это достигается за счет реализации его основных потребностей: функциональность, грамотная организация пространства, эмоциональность, эстетичность, экономичность и забота об экологии. Все это создает позитивное восприятие окружающей среды, будь то дом, гостиница или офис, и не вызывает необходимость покинуть ее в поисках чего-то лучшего».

В завершении хочется добавить, что современная архитектура – это абсолютно новая философия, чей глобальный смысл базируется не на создании вечных памятников чьему-то Эго, а на службе Человечеству и его потребностям, которые представляют собой сложную квинтэссенцию из функциональности, комфорта, удобства, красоты, эмоциональности, экономичности и экологичности. Сейчас как в дизайне, так и в архитектуре определение «прекрасно» получило дополнительный смысл, а именно целесообразность своего существования в каждом элементе. То есть прекрасное – это гениальное, а все гениальное просто и не замусорено лишними деталями. Поэтому идеальные произведения современной архитектуры призваны быть не просто красивыми монументами, а сосудами для нашей жизни, превращая ее в «невыносимую легкость бытия».

Полностью материал читайте в номере журнала Elite Interior №05/101 май 2014.

Зодчие испокон веков занимались поиском новых архитектурных форм. Каждому историческому периоду были свойственны разные архитектурные стили, но только в эпоху Просвещения появилась необходимость их классифицировать. Была выделена древняя, античная (греческая и римская), средневековая (византийская, романская и готическая) архитектура, а также архитектура Нового времени , которая подарила миру стили ренессанс, барокко и рококо, классицизм и ампир, эклектику и модерн.

Именно этот период стал самым ярким, а стили, которые относятся к Новому времени, никогда не выйдут из моды. Позднее в хронологическую классификацию была добавлена, охватывающая конструктивизм, арт-деко, модернизм, хай-тек, постмодернизм, а также различные современные стили.

Конечно, такая система классификации была абстрактной, так как чистые стили в архитектуре практически не встречаются. Каждый новый стиль несет в себе что-то от предыдущего и последующего стиля, а направление, вышедшее из моды, не исчезает бесследно.

Период Нового времени начался в 15 веке с эпохи Возрождения или Ренессанса. К этому времени культурным центром стала Европа, которая привнесла в мировое искусство светский тон. Тогда же зародилась архитектура Нового времени , в которой не было готической устремленности к небу. Вместо сложных, несимметричных форм средневековых построек зодчие стали использовать равновесие и симметрию.

Черпая вдохновение в образцах античной архитектуры, они использовали упорядоченное расположение колонн и других элементов.

Этот период, как и архитектура Новейшего времени , характеризовался появлением новых материалов и технологий. Продолжительность эпохи Возрождения в разных странах была различной. Но исторически кризис Ренессанса начался еще в начале 16 века. Тогда же в Италии зародился стиль барокко, для которого был характерен пространственный размах, использование сложных криволинейных форм и скульптур.

Его продолжением стал стиль рококо, который не принес в архитектуру ничего нового, а использовал приемы барокко для достижения максимального декоративного эффекта.

В 17 веке Европа «пресытилась» вычурными архитектурными формами барокко и рококо. Зодчие снова обратились к античной простоте, строгости и сдержанности. Наступила эпоха классицизма. Позднее, когда во Франции правил император Наполеон, в архитектуре использовался стиль высокого или позднего классицизма, названный ампир. А в начале 19 века архитектура Нового времени приобрела эклектические черты.

Эклектике свойственно использование разных архитектурных стилей, но формы строений стали привязываться к их функциям.

Наконец, в конце 19 века в новой архитектуре стал использоваться стиль модерн. Зодчие в очередной раз отказались от прямых углов и линий, используя плавные, естественные контуры. В то же время произошел всплеск интереса к новым технологиям, благодаря которым в начале 20 века зародилась архитектура Новейшего времени, которая развивается до сих пор.

У человека всегда было желание заглянуть в будущее. Отчасти эти желания реализовываются, благодаря книгам писателей-фантастов или снятым фантастическим фильмам, но они дают лишь минимальные представления о том, как будет жить человек. Несомненно, людей ждет уникальная архитектура, множество инновационных технологий, которые призваны сделать жизнь более комфортной и создать ряд удобств.

Архитектура будущего всегда волновала умы людей. Какими будут новые дома: буду ли они вмещать в себя целый город или будут невероятно мобильными, из каких материалов они будут строиться? Эти вопросы являются лишь вершиной айсберга любопытства людей. Однако не стоит пытаться заглянуть в будущее, чтобы узнать ответы на них. На сегодняшний день в некоторых странах уже построены футуристические дома, дающие представления об архитектуре будущего. Кроме того, существует огромное множество проектов жилья, основными концепциями которых являются экономичность, эргономичность и экологичность («зеленые» дома). При этом используются новые, уникальные строительные материалы, которые совершенствуются с каждым годом.

Футуризм компьютерного проектирования домов

Биоморфный Музей Гуггенхайма - начало начал

Появление таких домов будущего, конечно же, имеет отправную точку, которая ознаменовала очередной этап архитектурных новелл. Этой точкой стал Музей Гуггенхайма, построенный Франком Гери в 1997 году на севере Испании, в городке Бильбао. Это необычное здание вызвало огромный ажиотаж вокруг себя, не утихающий до сих пор. У многих архитектурных критиков Музей вызвал ассоциацию с огромным морским моллюском, выползшим на берег. Вызвано это, конечно же, внешним видом здания, выполненного из изогнутых титановых пластин серебристого цвета и стоящего на берегу реки.

Необычное здание, выполненное в стиле «биоморфной» архитектуры (подражание естественным природным формам) ежегодно привлекает около полутора миллионов посетителей. Однако не только конструкция здания явилась очередным прорывом в архитектуре, гораздо большим прорывом стало компьютерное проектирование Музея в полном объеме. Для того чтобы реализовать свои идеи, архитектору пришлось прибегнуть к использованию компьютерных технологий, применяемых в авиастроении. Именно они помогли воплотить необычность биоморфных форм здания.

На сегодняшний день использование компьютерных технологий на всем протяжении строительного процесса, начиная от проекта, является основой архитектуры, ее остовом. Именно специальные компьютерные программы позволяют придать будущему зданию самые причудливые очертания и уникальные детали.

Многообразие форм

Например, архитектор Сантьяго Калатрава, используя современные компьютерные технологии, приобрел свой «фирменный» знак: различные здания, построенные им, украшены крышей, напоминающей развернутое крыло птицы, находящейся в полете.

Кроме того, множеству архитекторов импонирует проектирование зданий в виде различных капель. Моделирование «капель» позволяет придать плавность внешним очертаниям домов и необычные искривления внутреннему пространству. Такие технологии позволяют «играть» с формами, находя наиболее выигрышное и оригинальное решение.

Одним из таких необычных зданий-«капель» стала резиденция мэра столицы Великобритании, Лондона. Архитектором этого произведения архитектурного искусства стал Норман Фостер, один из ведущих и известных архитекторов на планете. Созданный им дом внешне представляет собой огромную вытянутую вдоль набережной стеклянную каплю. Она как будто подверглась действию непреодолимой силы, которая преобразила после себя шар из стекла и бетона.

Здание включает в себя 10 этажей, невероятно красиво смотрится на фоне старинного Тауэра, однако не внешнее великолепие являлось целью возведения этого здания, а возможности энергосбережения.

Все необходимые параметры резиденции были рассчитаны компьютерными программами с целью создания энергосберегающего здания. Именно необычная и столь оригинальная его форма, определенные особенности конструкции, которая включает наличие на крыше солнечных батарей, теплосберегающее остекление, использование подведенных подземных вод для охлаждения здания в летний период, способствуют тому, что его эксплуатация требует на 25% меньше необходимой энергии, чем обычное, привычное глазу, здание.

Создание проектов и возведение зданий по принципу экономичности является одной из наиболее приоритетных задач архитектуры будущего. Многие ресурсы, которые активно используются сейчас, вовсе не являются неисчерпаемыми, что способствует поиску новых, актуальных решений в сфере строительства.

Практически все проекты футуристических домов имеют своей целью экономию ресурсов нашей планеты.

Экономичная архитектура будущего

Принципу экономичности в архитектуре будущего уделено достаточно большое количество внимания. Понятие экономичность в новой эпохе архитектуры представляет собой возможность затраты минимального количества энергии при повышенной свето- и теплопроводимости, а также, затрат минимальной площади земельного участка при возведении крупномасштабного здания.

Эволюция стекла

Одним из главных критериев здания будущего является его насыщенность стеклом. Стекло - это один из главных строительных материалов грядущего времени. Кроме того, существенную роль будут играть различные пульты и датчики, которые будут призваны сделать жизнь более комфортной. При наступлении теплого времени года, значительном повышении температуры воздуха, усовершенствованные жалюзи можно будет закрыть, не подходя к окну, все сделают различные датчики и пульты, при этом, защищая помещение от попадания прямых солнечных лучей, они одновременно приводят в работу вентиляционную систему.

При наступлении холодов, широко используются двойные оконные вставки, где между стеклами образуется вакуумное пространство, сохраняющее тепло. Новейшие технологии придали стеклу множество дополнительных эксплуатационных свойств, сделав этот материал поистине всеохватывающим. Например, стекло может затемняться в зависимости от погоды или самостоятельно освещаться за счет электродиодов.

Кроме того, стеклянные здания смогут строиться не только традиционно над землей, но и под ней, или, например, на морском побережье.

Кроме стекла в футуристической архитектуре значительную роль будут играть такие материалы, как самозастывающий бетон, фольга, с помощью которой можно соорудить купола и другие элементы здания, а также, сплавы металлов и различные полимеры.

Экономичные здания, построенные преимущественно из стекла и металла, с небольшим добавлением дерева, полимеров или камня выглядят очень привлекательно. Они олицетворяют собой легкость, соответствие времени, выражая принцип «многое в малом».

Неотъемлемыми элементами футуристической архитектуры являются солнечные батареи. Они не только выполняют свои непосредственные функции, но и могут стать превосходным и оригинальным украшением фасада здания. В Великобритании в одной из штаб-квартир страховой компании солнечными батареями оборудовано все здание, за счет них более 1000 компьютеров работают практически бесперебойно каждый день.

Многое в малом

К экономичным относятся не только здания, позволяющие снизить затраты на электроэнергию, но и дома, способные занять небольшой участок земли, имея при этом довольно значительную площадь. Секрет данной экономии в том, что такие дома проектируются и строятся, ориентируясь на их высоту. Это - небоскребы. Принято считать, что первым небоскребом, появившимся на земле, является здание страховой компании, построенное в конце XIX века в Чикаго. На сегодняшний день такие высотные дома приобретают все больший размах в строительной индустрии, уже существуют проекты небоскребов, достигающих в высоту до 4-х километров.

Наиболее застроенными высотными зданиями городами считаются Нью-Йорк, Токио, Париж, однако ажиотаж вокруг строительства небоскребов распространяется по всему миру. В частности, к этим городам активно присоединяется столица Великобритании, Лондон, в котором архитектор Ренцо Пьяно создал архитектурный проект полностью застекленного небоскреба, включающего в себя магазины, рестораны, квартиры и даже музей.

Помимо небоскребов, архитектор Вернер Айслингер создал ряд проектов пентхаусов - домов на крышах уже существующих построек. Согласно его проектам, эти дома будут представлять собой комнату без каких-либо перегородок, возведенную из стекла, пластика и металла. Для таких комнат, требующих определенной изоляции, как ванная и кухня будут иметься специальные ниши. На сегодняшний же день понятие «пентхаус» подразумевает под собой роскошные апартаменты с панорамным видом из окна.

В архитектуре будущего экономические аспекты тесным образом связаны с экологическими. Например, на сегодняшний день все большую популярность приобретают «полифункциональные комплексы», которые основаны на экономии и имеют под собой экологическую основу.

Экологичные «зелёные дома»

Солнечный парк - уникальный жилой поселок

Возведение экологичных домов, создание архитектурных проектов «зеленых» домов является основной и актуальной тенденцией в архитектуре будущего.Некоторые шаги в данном направлении делаются уже в течение нескольких лет. В частности, не так давно Германия представила миру поселок «Солнечный парк». Этот поселок включает в себя 12 домов, основное питание которые получают от солнечных батарей в летний период, зимой же отопление осуществляется, благодаря парниковому эффекту, полученному естественным путем. Кроме этого, в небольшом количестве используются дрова. Применение солнечных батарей позволяет сократить расходы на электроэнергию в 10 раз.

Дома в этом поселке построены преимущественно из таких материалов, как дерево, камень, стекло, кирпич. Количество материалов из полимеров, пластика сведено к минимуму, вместо асфальта тротуары покрыты керамической плиткой. Очищение сточных вод осуществляется при помощи специальных растений, которые уничтожают бактерии, дождевая вода собирается в предназначенный для купания жителей пруд. Он также очищается, только не растениями, а насосами, действующими от ветряных мельниц.

Создатели этого проекта акцентируют внимание специалистов на экологической безопасности поселка для окружающей среды. «Солнечный парк» был отмечен призом в номинации «Прорыв в будущее» на европейском конкурсе экологической архитектуры. Несомненно, такие дома и поселки будут появляться все в большем количестве и станут великолепной альтернативой нынешним постройкам.

Немецкий hi-tech Вернера Зобека

Однако следует отметить, что экологичность и экономичность зданий не всегда можно сочетать с великолепными, оригинальными формами. Но некоторые архитекторы успешно решают эту проблему, например, удалось это немецкому архитектору, Вернеру Зобеку, создавшему дом «R 128». Это здание представляет собой одно из детищ стиля hi-tech. Внешне оно выглядит прозрачным кубом, состоящим из стекла, каркасом для которого является стальная рама.

Приблизиться к дому можно по трехэтажному стальному подвесному мосту. Интересно, что между помещениями на этаже отсутствуют перегородки, а мебельный дизайн построен на основе минималистского футуризма и полностью соответствует внешнему виду дома.

Эта постройка превосходно сочетает в себе всю оригинальность внешних форм, экономичность и экологичность. Дом не оказывает абсолютно никакого негативного воздействия на окружающую среду, легко и в короткие сроки монтируется. Основными используемыми в постройке материалами являются стекло и сталь. Кроме того, еще одним преимуществом использования именно этих материалов создатель проекта здания называет возможность их вторичной переработки.

Электроэнергией и необходимым теплом дом в состоянии обеспечить себя сам. Происходит это благодаря специальному тройному остеклению и особому газу, который находится в промежутках между этими стеклами, а вопрос получения энергии решают солнечные батареи. Их особенностью является то, что при избытке накапливаемого тепла оно не рассеивается, а сохраняются впрок.

Необходимость в привычных электровыключателях в этом доме отсутствует, так как его владелец может контролировать работу различных приборов при помощи команд голосом.

Все больше внимания архитекторы уделяют экологичности футуристических домов, не нанося при этом ущерб их оригинальному внешнему виду. Сочетание эстетичности, привлекательности, оригинальности и абсолютной безопасности для окружающей среды является одним из «китов» проектирования так называемых «зеленых» домов.

Для этих домов характерен акцент на экологичных технологиях, использовании ветровой, солнечной, геотермальной энергии, естественных способах очистки воды и иных подобных новшествах.

Несколько примеров лучших «зеленых» проектов

Отель-аквапарк Songjiang

Одним из новейших «зеленых» проектов стал проект отеля «Songjiang», представляющий собой огромный и уникальный аквапарк. Крыша этого отеля представляет собой прекрасный сад, используется геотермальный способ получения энергии. Особенностью отеля-аквапарка является то, что его часть находится под водой, в частности, почувствовать себя на затонувшей Атлантиде можно в ресторане и комнатах для гостей. Реализовать этот необычный проект планировалось весной 2009года, однако он до сих пор остался нереализованным концептом.

Городская ферма «Dragonfly»

Еще одним оригинальным проектом стала ферма «Dragonfly», строительство которой планируется в крупном мегаполисе (Нью-Йорк). Согласно замыслу архитекторов-проектировщиков, эта ферма будет выполнять функции по снабжению города свежими фруктами и овощами, что, конечно, позволит отказаться от их транспортировки издалека.

Здание включает 132 (!) этажа, каждый из которых предназначен для выращивания определенного вида фруктов или овощей.

Очевидно, что такое функциональное здание потребует большого количества энергии. Однако архитекторов это не смущает, они предлагают получать ее от солнца и ветра.

Плавучие цивилизации

Все большую популярность приобретают проекты, предполагающие возведение целых автономных поселений. Создаются эти проекты с учетом угрозы наступления глобального потепления, загрязнения атмосферного воздуха, почвы и иных негативных факторов.

Одним из подобных проектов является проект «Venus». Его концептуальной основой является массовое переселение людей в плавучие города на поверхностях морей и океанов. Интересно, что эти дома никак не будут зафиксированы на воде, а будут свободно дрейфовать по водным просторам. Существовать такие плавучие поселения будут за счет ресурсов морей и океанов. Замыслом архитекторов данного проекта является наиболее полная гармония между человеком и природой.

Несомненно, что такие поселения потребуют немалого количества энергии. Проект предполагает использование ветровой, солнечной энергии и энергии волн.

Таким образом, наличие таких архитектурных проектов на сегодняшний день позволяет говорить о том, что человечество действительно озабочено происходящими природными катаклизмами, сохранением природы в ее первозданном виде, экономией ее ресурсов.

Реализация малой части этих проектов демонстрирует, что нет ничего невозможного, и в скором времени мы можем жить в доме-«капле», включать вечером свет, произнося незамысловатую команду, и не бояться, что нам могут отключить свет.

Архитектура - это строительное искусство, умение проектировать и создавать города, жилые дома, общественные и производственные здания, площади и улицы, сады и парки. Во многих городах нашей страны вы встретите древние кремли и церкви, дворцы и особняки, современные здания театров, библиотек, дворцов молодежи, перед которыми вам захочется остановиться и повнимательнее их рассмотреть.

Так же вы стояли бы в музее перед интересной картиной или скульптурой. Это потому, что здания и улицы, площади и парки, комнаты и залы своей красотой тоже могут волновать воображение и чувства человека, как и другие произведения искусства. Шедевры архитектуры запоминаются как символы народов и стран. Всему миру известны Кремль и Красная площадь в Москве, Эйфелева башня в Париже, древний Акрополь в Афинах. Однако в отличие от других искусств произведения архитектуры люди не только созерцают, но и постоянно используют. Архитектура окружает нас и образует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Вот дома, где вы живете; школы, техникумы, институты, где учитесь; в театрах, цирках и кино - развлекаетесь; в садах, парках и дворах - отдыхаете. На заводах и в учреждениях работают ваши родители; магазины, столовые, вокзалы, метро постоянно заполнены посетителями. Трудно даже представить, как можно обойтись без этих и многих других сооружений.

Разнообразие архитектуры зависит не только от творческой фантазии зодчего (так называли архитектора на Руси), но и от условий строительства: теплого или холодного климата, равнинной или гористой местности, возможностей строительной техники, деревянных, каменных или металлических конструкций, эстетических вкусов жителей и многого другого. В строительстве используется труд людей многих профессий - каменщиков, конструкторов, ученых и художников. Все они трудятся под руководством архитектора. (Архитектор по-гречески означает "старший строитель".) Человек этой профессии должен обладать большими техническими и художественными познаниями. Любуясь готическим собором, Московским Кремлем или велотреком в Крылатском, мы восхищаемся не только своеобразной красотой этих сооружений, но и трудом и умением строителей.

Еще в древности задачи архитектуры определяли тремя качествами - пользой, прочностью, красотой. Каждое здание должно быть полезным, отвечать своему прямому назначению. Это проявляется и в его внешнем облике, и в характере его внутренних помещений. Жилой дом, театр и учебное заведение - три разных типа сооружений. У каждого из них свое назначение, и каждое здание должно быть удобным: в одном случае - для жилья, в другом - для показа спектаклей, в третьем - для учебы. Также важно, чтобы каждое из них было долговечным, прочным. Ведь здания создаются не на один год, а надолго. Но архитектура не стала бы искусством, если бы игнорировалось третье важное требование - красота.

Известное стремление человека к красоте вдохновляет творческую фантазию архитектора на поиск все новых необычных архитектурных форм, неповторимости облика и яркости художественного образа сооружения. Вот мы и видим самые разные здания и среди древних, и среди современных. Взять хотя бы многоэтажные жилые дома: один высокий, как башня, другой - в виде длинной прямой пластины, третий изгибается по кругу. У них одинаковое назначение и похожие конструкции, они рассчитаны на один и тот же климат, стоят в одном городе, однако фантазия архитектора для каждого из них нашла свою форму, свое цветовое решение. Так возникают сооружения со своими индивидуальными чертами, по которым мы узнаем их. И каждое здание производит свое впечатление: одно имеет торжественный, праздничный облик, другое - строгий, третье - лирический. Памятники архитектуры, относящиеся к разным эпохам и странам, отличаются друг от друга по внешнему виду или по стилю, как отличались условия проживания и художественные вкусы людей тех времен. Посмотрите на рисунки, и вы убедитесь в этом сами.

Яркий период в истории русского зодчества -середина XVIII в. Это время бурного строительства дворцов, больших храмов, время расцвета стиля барокко. Крупнейшим архитектором, во многом определившим стиль сооружений той поры, был В. В. Растрелли (1700-1771). Фасады его построек, расцвеченные белым, синим и позолотой, необычайно нарядны. Великолепны богато украшенные лепкой анфилады залов, редкой красоты деревянные мозаичные полы. Лучшие постройки В. В. Растрелли - Екатерининский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Петергофе. На острове Кижи в Онежском озере сохранились деревянные Преображенская (1714) церковь, колокольня (1874) и Покровская церковь (1764), построенные без единого гвоздя. Эйфелева башня в Париже. Ее спроектировал в середине 19-го в. инженер Гюстав Эйфель. Оригинальность, смелость конструкции и архитектурной формы сделали башню знаменитой.

Архитектурный стиль отражает общие черты в оформлении фасадов зданий, планов, форм, конструкций. Архитектурные стили формировались в определенных условиях экономического и социального развития общества под влиянием религии, государственной структуры, идеологии, традиций зодчества и национальных особенностей, климатических условий, ландшафта. Появление нового вида архитектурного стиля всегда было связано с техническим прогрессом, изменениями в идеологии и геополитических структур общества. Рассмотрим некоторые виды архитектурных стилей, послужившие основой разнообразных направлений в зодчестве в разные периоды времени.

Архаичная архитектура

Сооружения, возводившиеся до 5 в до н.э., принято относить к архаичной архитектуре. Стилистически сооружения Месопотамии и Ассирии (государства Передней Азии) родственны строениям Древнего Египта. Их роднит простота, монументальность, геометричность форм, стремление к большим размерам. Существовали и отличия: для египетских строений характерна симметрия, в архитектуре Месопотамии присутствует ассиметрия. Египетский храм состоял из анфилады комнат и был вытянут по горизонтали, в месопотамском храме помещения кажутся пристроенными друг к другу случайным образом. Кроме того, одна из частей храма имела вертикальную направленность (зиккурат (sigguratu - вершина) - храмовая башня, характерная черта храмов вавилонской и ассирийской цивилизаций).

Античный стиль

Античность, как вид архитектурного стиля, относится к Древней Греции. Греческие сооружения строились по подобию жилого дома «мегарона» крито-микенской эпохи. В греческом храме стены делали толстыми, массивными, без окон, в крыше делали отверстие для света. В основе строительства была модульная система, ритмичность и симметрия.

Мегарон - означает в переводе «большой зал» - дом прямоугольного плана с очагом посередине (начало 4 тыс. до н.э.)

Античный архитектурный стиль стал основой для развития ордерной системы. В ордерной системе существовали направления: дорическое, ионическое, коринфское. Дорический ордер появился в 6 веке до н.э., он отличался строгостью, массивностью. Ионический ордер более легкий и изящный появился позже, и был популярен на территории Малой Азии. Коринфский ордер появился в 5 в. до н.э. Признаком этого вида архитектурного стиля стали колоннады. Архитектурный стиль, фото которого расположено ниже, определяется как античный, дорического ордера.

Римляне, завоевавшие Грецию, переняли архитектурный стиль, обогатили его декором и привнесли ордерную систему в строительство не только храмов, но и дворцов.

Романский стиль

Вид архитектурного стиля 10-12 вв. - получил свое название «романский» только в 19 в. благодаря искусствоведам. Сооружения создавались как конструкция из простых геометрических форм: цилиндров, параллелепипедов, кубов. В этом стиле строили замки, храмы и монастыри с мощными каменными стенами с зубцами. В 12 в. у замков-крепостей появились башни с бойницами, галереи.

Основные постройки той эпохи - храм - крепость и замок. Здания этой эпохи представляли собой простые геометрические фигуры: кубы, призмы, цилиндры, при их возведении создавались сводчатые конструкции, сами своды делались цилиндрическими, крестово-реберными, крестовыми. В раннем романском архитектурном стиле стены расписывали, а к концу 11 в. на фасадах появились объемные каменные рельефы.

Архитектурный стиль отражает общие черты в оформлении фасадов зданий, планов, форм, конструкций. Архитектурные стили формировались в определенных условиях экономического и социального развития общества под влиянием религии, государственной структуры, идеологии, традиций зодчества и национальных особенностей, климатических условий, ландшафта. Появление нового вида архитектурного стиля всегда было связано с техническим прогрессом, изменениями в идеологии и геополитических структур общества. Рассмотрим некоторые виды архитектурных стилей, послужившие основой разнообразных направлений в зодчестве в разные периоды времени.

Архаичная архитектура

Сооружения, возводившиеся до 5 в до н.э., принято относить к архаичной архитектуре. Стилистически сооружения Месопотамии и Ассирии (государства Передней Азии) родственны строениям Древнего Египта. Их роднит простота, монументальность, геометричность форм, стремление к большим размерам. Существовали и отличия: для египетских строений характерна симметрия, в архитектуре Месопотамии присутствует ассиметрия. Египетский храм состоял из анфилады комнат и был вытянут по горизонтали, в месопотамском храме помещения кажутся пристроенными друг к другу случайным образом. Кроме того, одна из частей храма имела вертикальную направленность (зиккурат (sigguratu - вершина) - храмовая башня, характерная черта храмов вавилонской и ассирийской цивилизаций).

Античный стиль

Античность, как вид архитектурного стиля, относится к Древней Греции. Греческие сооружения строились по подобию жилого дома «мегарона» крито-микенской эпохи. В греческом храме стены делали толстыми, массивными, без окон, в крыше делали отверстие для света. В основе строительства была модульная система, ритмичность и симметрия.

Мегарон - означает в переводе «большой зал» - дом прямоугольного плана с очагом посередине (начало 4 тыс. до н.э.)

Античный архитектурный стиль стал основой для развития ордерной системы. В ордерной системе существовали направления: дорическое, ионическое, коринфское. Дорический ордер появился в 6 веке до н.э., он отличался строгостью, массивностью. Ионический ордер более легкий и изящный появился позже, и был популярен на территории Малой Азии. Коринфский ордер появился в 5 в. до н.э. Признаком этого вида архитектурного стиля стали колоннады. Архитектурный стиль, фото которого расположено ниже, определяется как античный, дорического ордера.

Римляне, завоевавшие Грецию, переняли архитектурный стиль, обогатили его декором и привнесли ордерную систему в строительство не только храмов, но и дворцов.

Романский стиль

Вид архитектурного стиля 10-12 вв. - получил свое название «романский» только в 19 в. благодаря искусствоведам. Сооружения создавались как конструкция из простых геометрических форм: цилиндров, параллелепипедов, кубов. В этом стиле строили замки, храмы и монастыри с мощными каменными стенами с зубцами. В 12 в. у замков-крепостей появились башни с бойницами, галереи.

Основные постройки той эпохи - храм - крепость и замок. Здания этой эпохи представляли собой простые геометрические фигуры: кубы, призмы, цилиндры, при их возведении создавались сводчатые конструкции, сами своды делались цилиндрическими, крестово-реберными, крестовыми. В раннем романском архитектурном стиле стены расписывали, а к концу 11 в. на фасадах появились объемные каменные рельефы.