Имена в древнем риме и их значение. Древние и современные римские мужские и женские имена

Олег и Валентина Световид – мистики, специалисты по эзотерике и оккультизму, авторы 14 книг.

Здесь вы можете получить консультацию по вашей проблеме, найти полезную информацию и купить наши книги.

На нашем сайте вы получите качественную информацию и профессиональную помощь!

Римские (латинские) имена

Римские мужские и женские имена и их значение

Мужские имена

Женские имена

Август

Августин

Амадей

Амадеус

Антон

Ануфрий (Онуфрий)

Бонифаций

Бенедикт

Валерий

Валентин

Венедикт

Вивиан

Викентий

Виктор

Виталий

Герман

Дементий

Доминик

Донат

Игнат (Игнатий)

Иннокентий

Ипатий

Капитон

Касьян (Кассиан)

Клавдий

Клим (Климент)

Конкордий

Константин

Констанций

Корнил

Корнилий

Корней

Лавр

Лаврентий

Леонтий

Лука

Лукиан

Максим

Максимиллиан

Марк

Мартин (Мартын)

Меркурий

Модест

Овидий

Павел

Патрикий

Пров

Роман

Северин

Сергей

Силантий

Сильван

Сильвестр

Терентий

Теодор

Устин

Феликс

Флавиан (Флавий)

Флор

Флорентий

Фортунат

Феликс

Цезарь

Эраст

Эмиль

Ювеналий

Юлиан

Юлий

Юстин

Януарий

Августа

Агния

Агнесса

Акулина

Алевтина

Алина

Альбина

Антонина

Аурелия

Астра

Беатриса

Белла

Бенедикта

Валентина

Валерия

Венера

Веста

Вида

Виктория

Виталина

Виргиния

Виринея

Георгина

Глория

Гортензия

Джемма

Джулия

Диана

Доминика

Домна

Иоланта

Калерия

Карина

Капитолина

Клавдия

Клара

Клариса

Климентина

Конкордия

Констанция

Лаура

Лилиана

Лилия

Лола

Любовь

Люсьена

Люция (Лючия)

Маргарита

Марина

Марселина

Матрона

Наталья (Наталия)

Нонна

Павла

Павлина (Паулина)

Римма

Регина

Рената

Роза

Сабина

Сильва

Стелла

Северина

Ульяна

Устина

Фаустина

Флора

Фелицата

Фелиция

Цецилия

Эмилия

Юлиана

Юлия

Юнона

Юстиния

Значение римских (романо-византийских) имен

Римские мужские имена и их значение

Мужские: Август (священный), Антон (римское родовое имя, в греческом языке – вступающий в бой), Валентин (здоровяк), Валерий (силач), Венедикт (благословенный), Викентий (побеждающий), Виктор (победитель), Виталий (жизненный), Дементий (посвещённый богине Дамии), Донат (подарок), Игнат (незнаемый), Иннокентий (невинный), Ипатий (высокий консул), Капитон (головастик), Клавдий (хромоногий), Климент (снисходительный), Константин (постоянный), Корнил (рогатый), Лавр (дерево), Лаврентий (увенчанный лавровым венком), Леонид (львёнок), Леонтий (львиный), Максим (наибольший), Марк (вялый), Мартын (родившийся в марте), Модест (скромный), Мокей (пересмешник), Павел (палец), Пров (проба), Прокофий (преуспевающий), Роман (римлянин), Сергей (римское родовое имя), Сильвестр (лесной), Феликс (счастливчик), Фрол (цветущий), Цезарь (царственный), Ювеналий (юношеский), Юлий (вертлявый, кудрявый), Януарий (привратник).

Римские женские имена и их значение

Женские: Аглая (блеск), Агнесса (овечка), Акулина (орлица), Алевтина (силачка), Алина (неродная), Альбина (белянка), Беатриса (счастливица), Валентина (сильная, здоровая), Виктория (богиня победы), Виргиния (девственница), Диана (богиня охоты), Калерия (манящая), Капитолина (по названию одного из семи холмов Рима), Клавдия (хромоножка), Клементина (снисходительная), Маргарита (жемчужина), Марина (морская), Наталия (урождённая), Регина (царица), Рената (обновлённая), Руфь (рыжая), Сильва (лесная).

Наша новая книга "Энергия имени"

Олег и Валентина Световид

Адрес нашей электронной почты: [email protected]

На момент написания и публикации каждой нашей статьи ничего подобного в свободном доступе в интернете нет. Любой наш информационный продукт является нашей интеллектуальной собственностью и охраняется Законом РФ.

Любое копирование наших материалов и публикация их в интернете или в других СМИ без указания нашего имени является нарушением авторского права и преследуется Законом РФ.

При перепечатке любых материалов сайта ссылка на авторов и сайт – Олег и Валентина Световид – обязательна.

Внимание!

В сети интернет появились сайты и блоги, которые не являются нашими официальными сайтами, но используют наше имя. Будьте осторожны. Мошенники используют наше имя, наши электронные адреса для своих рассылок, информацию из наших книг и наших сайтов. Используя наше имя, они затягивают людей на различные магические форумы и обманывают (дают советы и рекомендации, которые могут навредить, или выманивают деньги на проведение магических ритуалов, изготовление амулетов и обучение магии).

На наших сайтах мы не даём ссылок на магические форумы или на сайты магов-целителей. Мы не участвуем в каких-либо форумах. Мы не даем консультаций по телефону, у нас нет на это времени.

Обратите внимание! Мы не занимаемся целительством и магией, не делаем и не продаем талисманы и амулеты. Мы вообще не занимаемся магической и целительской практикой, не предлагали и не предлагаем таких услуг.

Единственное направление нашей работы – заочные консультации в письменной форме, обучение через эзотерический клуб и написание книг.

Иногда люди нам пишут, что на каких-то сайтах видели информацию о том, что мы якобы кого-то обманули – брали деньги за целительские сеансы или изготовление амулетов. Мы официально заявляем, что это – клевета, неправда. За всю свою жизнь мы ни разу никого не обманули. На страницах нашего сайта, в материалах клуба мы всегда пишем, что нужно быть честным порядочным человеком. Для нас честное имя – это не пустой звук.

Люди, которые пишут о нас клевету, руководствуются самым низменными мотивами – завистью, жадностью, у них черные души. Наступили времена, когда клевета хорошо оплачивается. Сейчас многие Родину готовы продать за три копейки, а заниматься клеветой на порядочных людей еще проще. Люди, которые пишут клевету, не понимают, что они серьезно ухудшают свою карму, ухудшают свою судьбу и судьбу своих близких людей. Говорить с такими людьми о совести, о вере в Бога бессмысленно. Они не верят в Бога, потому что верующий человек никогда не пойдёт на сделку с совестью, никогда не будет заниматься обманом, клеветой, мошенничеством.

Мошенников, псевдомагов, шарлатанов, завистников, людей без совести и чести, жаждущих денег, очень много. Полиция и другие контролирующие органы пока не справляются с возрастающим наплывом безумия "Обман ради наживы".

Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны!

С уважением – Олег и Валентина Световид

Нашими официальными сайтами являются:

Приворот и его последствия – www.privorotway.ru

А также наши блоги:

На сегодняшний день римские имена не имеют особой популярности. В отчасти это происходит от того, что большинство из них забыты, а их значение и вовсе неясно. Если вникнуть в историю, то во времена рассвета детям и взрослым давали наименования на протяжении жизни, и позже они превращались в родовые фамилии. Особенность римским имен вызывают неподдельный интерес у историков до сих пор.

Строение имени

В древние времена у людей так же, как и сейчас, имя состояло из трех частей. Только если мы привыкли называть человека по фамилии, имени и отчеству, то у римлян были немного другие особенности.

Первое имя по-римски звучало как преномен. Оно было аналогично нашим Петям, Мишам. Таких имен было очень мало - всего восемнадцать. Использовались они только для мужчин и произносились редко, на письме чаще обозначались одной или двумя заглавными буквами. То есть полностью их никто не писал. До сегодняшнего дня дошло мало значений этих имен. Да и Аппиев, Гнейев и Квинтов в наши дни среди детей найти трудно.

Фактически его звали Октавиан, поскольку он был усыновлен великим императором. Но, придя к власти, он упустил первые три части, а вскоре прибавил к своему имени титул Август (как благодетель государства).

У Августа Октавиана было три дочери Юлии. Не имея мальчиков-наследников, ему пришлось усыновить внуков, которые тоже именовались Юлиями Цезарями. Но поскольку они являлись лишь внуками, то они сохранили за собой свои имена, данные при рождении. Так, в истории известны наследники Тиберий Юлий Цезарь и Агрипа Юлий Цезарь. Они прославились под простыми именами Тиберий и Агрипа, основав свои роды. Таким образом, прослеживается тенденция к уменьшению имени и исчезновению надобности в частях номен и когломен.

В изобилии родовых наименований запутаться очень легко. Поэтому римские имена являются самыми труднораспознаваемыми в мире.

Имя - гаданье.

(Римская поговорка)

Обстоятельные, стремящиеся все и всюду поставить на законную основу, римляне гораздо большее значение, чем греки, придавали «фамилиям» - родовым именам, переходящим от поколения к поколению. Это было связано прежде всего с существовавшими в Риме изначально социальными и политическими различиями между полноправными патрицианскими родами и родами плебейскими, которые еще должны были добиваться в городе политического полноправия. Первоначально римлянин обходился двумя именами: личным (преномен) и родовым («номен гентиле»). В эпоху республики и позднее его стали называть тремя именами: добавилось семейное прозвище (когномен), а иногда человек получал и другое прозвище - индивидуальное. За примерами далеко ходить не нужно: вспомним хотя бы Марка Туллия Цицерона, Гая Юлия Цезаря, Публия Овидия Назона, Квинта Горация Флакка, Публия Корнелия Сципиона Африканского Старшего.

Личных имен в Риме было немного:

Малочисленность этих имен позволяла в документах, надписях, литературных произведениях обозначать их общепринятыми сокращениями - одной или несколькими первыми буквами имени. Наиболее распространенными именами были Марк, Публий, Луций, Квинт, Гай, Гней, Тит; остальные встречаются реже. Некоторые личные имена образованы просто от числительных: Квинт (пятый), Секст (шестой), Децим (десятый), - что говорит, пожалуй, о небогатой фантазии римлян в этой области, особенно если вспомнить красивые, разнообразные, красноречивые имена греков.

Гай Юлий Цезарь. Марк Туллий Цицерон

Родовых имен было значительно больше: Клавдий, Юлий, Лициний, Туллий, Валерий, Эмилий и многие другие. Каждый род включал в себя несколько больших семей: так, к роду Корнелиев принадлежали семьи Сципионов, Руфинов, Лентулов, Цетегов, а «номен гентиле» Эмилий носили члены семей Павлов и Лепидов.

Некоторые личные имена были исключительным достоянием определенных родов: например, имя Аппий встречается только в роду Клавдиев, а преномен Мамерк монополизировали представители рода Эмилиев. Если кто-либо запятнал свой род каким-нибудь постыдным деянием, то его имя в этом роду больше не употреблялось. Так, в роду Клавдиев мы не найдем имя Луций, а в роду Манлиев с 383 г. до н. э. существовал запрет за имя Марк, после того как патриций Марк Манлий, победитель эквов в 392 г. до н. э. и защитник Капитолия во время нашествия галлов на Рим, решительно выступил за права плебеев, вызвав этим бешеную ненависть римских патрициев, в том числе собственных родственников. Он был признан «предателем своего рода» (Ливий. От основания города, VI, 20), и отныне членам рода Манлиев запрещалось называть детей его именем.

Когда род разрастался и внутри него выделялись отдельные семьи, появлялась необходимость в когноменах. Первые семейные прозвища возникли в среде патрициев и были связаны с главными в то время занятиями римлян - земледелием и скотоводством. Прозвище Пилумн восходит к слову «пилум» - пестик; Пизон - от глагола «пизо» или «пинзо» - толочь, растирать. От названий культурных растений происходят семейные прозвища Цицеронов («цицер» - горох), Лентулов («ленс» - чечевица). В роду Юниев встречается прозвище Бубулк - волопас, так как первые представители этого рода были известны тем, что разводили волов. Другие когномены отражают какую-либо характерную черту человека: Катон - ловкий, хитроумный; Брут - косный, туповатый; Цинциннат - кудрявый.

Уже в эпоху республики некоторые видные граждане имели, как сказано выше, не три, а четыре имени. Четвертым было дополнительное прозвище (агномен), которое присваивали за выдающиеся подвиги или за образцовое и запомнившееся людям исполнение тех или иных должностных обязанностей. Публий Корнелий Сципион, победитель Ганнибала в битве при Заме в 202 г. до н. э., получил почетное прозвище Африканский. Марк Порций Катон, прославившийся своей деятельностью в качестве цензора, остался в истории как Катон Цензор. Подобные прозвища могли даже переходить по наследству к старшему сыну героя, но со временем от этого обычая отказались.

Первоначально при внесении молодого римлянина в списки граждан или в иные официальные документы записывали только его личное имя и полное трехчленное имя его отца в родительном падеже. Впоследствии практика изменилась и стали указывать все три имени нового гражданина вместе с именем его отца. В надписях можно обнаружить также указания на имя деда или даже прадеда: «сын Марка», «внук Публия» и т. п. Цезарь, желая внести больше порядка в административные дела государства, постановил в своем муниципальном законе 49 г. до н. э., чтобы в актах приводились не только все три имени гражданина, но и имя его отца, а кроме того, отмечалось, к какой городской трибе принадлежит человек. (Рим издавна подразделялся на 35 триб.) Следовательно, в официальных документах гражданина именовали так: «Марк Туллий, сын Марка, внук Марка, правнук Марка, из трибы Корнелия, Цицерон» или же «Марк Метилий, сын Гая, из Помптинской трибы, Марцеллин».

Дочерей называли родовым именем отца в женской форме: дочь того же Марка Туллия Цицерона звалась Туллия, дочь Теренция - Теренция и т. п. Иногда добавляли и преномен, происходивший главным образом от числительных: Терция (третья), Квинтилла (пятая). Замужняя женщина сохраняла свое имя - «номен гентиле», но к нему прибавлялось семейное прозвище ее мужа в родительном падеже. В официальных документах это выглядело так: «Теренция, дочь Теренция (жена) Цицерона» или же «Ливия Августа», т. е. супруга Августа. В эпоху империи женщины часто носили двойные имена, например: Эмилия Лепида.

Стать членом чужого рода римлянин мог путем усыновления («адопцио»), при этом он принимал полное трехчленное имя усыновителя, а свое собственное родовое имя сохранял как второй когномен с прибавлением суффикса - ан(ус). Так, Павла Эмилия, после того как он был усыновлен Публием Корнелием Сципионом, стали называть: Публий Корнелий Сципион Эмилиан, а Тит Помпоний Аттик, друг Цицерона, усыновленный своим дядей Квинтом Цецилием, оставил себе и свое семейное прозвище, превратившись в Квинта Цецилия Помпониана Аттика. Иногда не только семейное прозвище, но и родовое имя усыновленного сохранялись без изменений в качестве когноменов: когда Гай Плиний Секунд усыновил своего племянника Публия Цецилия Секунда, того стали именовать Гай Плиний Цецилий Секунд. Случалось и так, что сын получал и прозвище от родового имени матери; это имело целью подчеркнуть тесный союз двух семей: например, Сервий Корнелий Долабелла Петроний носил родовое имя и когномен отца, Корнелия Долабеллы, второе же прозвище он унаследовал от матери, которую звали Петрония. Итак, мы видим, что строго определенного порядка в римской антропонимической номенклатуре не было и, скажем, происхождение второго семейного прозвища было в разных случаях весьма различным.

Христианство, стараясь оторваться от языческой традиции имен, решительно вводило в номенклатуру необычные, искусственно созданные и подчас довольно причудливые конструкции, восходящие к христианским ритуальным формулам, молитвам. Достаточно привести несколько примеров: Адеодата - «богом данная», Деограциас - «благодарение богу» и даже Кводвультдеус - «то, чего хочет бог».

Как и в Греции, в Риме рабы могли сохранять имена, данные им при рождении. Чаще, однако, в домах и поместьях рабов различали по их происхождению, и тогда этникон заменял личное имя: Сир, Галл и т. п. Рабов называли также «пуэр» - мальчик, - соединяя это обозначение с именем господина в родительном падеже. Так, раб Марка (Марци пуэр) становился Марципором, а раб Публия (Публии пуэр) - Публипором.

Раб, отпущенный на волю, вольноотпущенник, принимал родовое, а иногда и личное имя своего господина, даровавшего ему свободу, собственное же имя сохранял как когномен. Андроник, грек из Тарента, один из родоначальников римской литературы (III в. до н. э.), получил от Ливия Салинатора свободу, а вместе с ней и традиционное римское трехчленное имя: Луций Ливий Андроник. Тирон, образованный невольник и секретарь Цицерона, обретя свободу, стал зваться Марком Туллием Тироном. Бывало и иначе. Римлянин, отпускавший на волю своего раба, мог пожаловать ему не собственное родовое имя, а «номен гентиле» другого человека, с которым поддерживал дружеские и родственные связи. Один из рабов Цицерона Дионисий, став вольноотпущенником, получил имя Марк Помпоний Дионисий: Цицерон дал ему свое личное имя, а имя родовое позаимствовал у своего друга Аттика, высоко ценившего образованного Дионисия.

Раб, которого отпускала на волю женщина, принимал личное и родовое имя ее отца, а кроме того, в официальных актах указывалось, кому он был обязан своей свободой: например, Марк Ливий, вольноотпущенник Августы, Исмар.

Добавим, наконец, что немало иностранцев стремились любой ценой выдать себя за римских граждан и, возможно, поэтому охотно принимали римские имена, особенно родовые. Лишь император Клавдий строго запретил людям иноземного происхождения присваивать себе римские родовые имена, а за попытку обманным путем выдать себя за римского гражданина виновный подлежал смертной казни (Светоний. Божественный Клавдий, 25).

Да и сколько часов отводится сейчас на историю древнего мира? Наверняка мизерное количество. Вот и остаются древние римляне в памяти потомков в виде безглазых статуй и барабанной дроби имен. Марк Туллий Цицерон! Гай Юлий Цезарь! Тит Флавий Веспасиан!

Кстати, о римских именах стоит поговорить особо, потому что строились они по довольно замысловатому, но логичному принципу.

В отличие , у которых фактически было только личное имя, древние римляне придавали огромное значение роду, из которого произошел человек. Поэтому в имя порядочного римлянина кроме личного имени (praenomen) обязательно входило и фамильное имя (nomen) . В конце концов, традиция именовать человека по личному имени и по фамилии стала из римской общеевропейской. Кроме того, в римском имени часто имелась еще третья часть, cognomen . Это было индивидуальное прозвище или же наименование ветви рода.

Количество имен, употребляемых сейчас в любой из европейских стран, исчисляется сотнями. Есть среди них популярные, есть малоупотребительные. Американцы вообще образуют новые имена путем сокращения или усечения имен, так сказать, канонических. Боб — это, оказывается Роберт, а Дик — Ричард. Сразу и не сообразишь!

У древних же римлян наиболее часто употреблялись 12 личных имен. Среди них Гай (Gaius), Марк (Marcus), Публий (Publius), Тиберий (Tiberius), Тит (Titus). Личные имена были такими древними, что их значения никто не знал. Просто слова… В надписях личные имена обычно сокращали. Поскольку имен было немного, всякий мог догадаться, что означает такое сокращение.

Помните, как герой гоголевской «Шинели» уже при крещении оказался неудачником? Все какие-то несуразные имена выпадали ему из святцев, так что пришлось принять имя отца, тоже для русского уха не слишком благозвучное. Вот и стал он Акакием Акакиевичем. В Риме давать личное имя отца старшему сыну было давней традицией. Дед и отец Марка Туллия Цицерона, старшего в семье, тоже были Марками Туллиями.

Количество личных имен, и без того небольшое, в некоторых семьях дополнительно ограничивалось. Личное имя человека, совершившего какое-либо преступление, в его роду становилось запретным, и больше мальчиков этим именем не называли.

Фамильное имя по-латински называлось просто именем (nomen). Это показывает, что для римлян род, семейство были более важными, нежели сам человек, к этому семейству принадлежавший. Римская семья была гораздо больше семьи современной и строилась по-другому. Кроме родителей и детей в эту семью могли включаться дальние родственники и даже рабы или вольноотпущенники. Правила усыновления были весьма либеральными, и кровное родство решающим фактором не считалось.

Так, Гай Юлий Цезарь усыновил своего внучатого племянника Гая Октавия Фурина, который после убийства Цезаря стал его наследником, а впоследствии — первым римским императором под именем Гай Юлий Цезарь Октавиан. Личное имя и у Цезаря, и у его наследника совпадало. Обоих звали Гай. Но один из них принадлежал к семейству Юлиев, а второй — к семейству Октавиев.

Кстати, Спартак, раб, фракиец по происхождению, известен потомкам только под своим именем. Никакого семейного имени у него, естественно, не было.

Таким образом, древнеримская семья, фамилия, представляла собой довольно крупное объединение, во главе которого стоял отец семейства, патрон. Он исполнял роль командира этой маленькой армии и имел в семье неограниченные права. В принципе, римский сенат мог простить ему даже убийство одного из членов семьи. Отцеубийство же считалось самым тяжелым преступлений, и оправдания ему не было никакого.

Перейдем к третьей составляющей римских фамилий. Как уже говорилось, и дед, и отец знаменитого римского оратора тоже были Марками Туллиями. А вот прозвище «Цицерон» («cicero») было только у него. «Сicer» — так по-латински назывался нут, бобовое растение, которое сегодня мы называем «турецким орехом». Из этого растения на Ближнем Востоке делают вкусное и не менее вкусное блюдо фалафель. Такое прозвище Марк Туллий-старший получил из-за формы носа, широкого и приплюснутого. У выдающегося римского поэта Публия Овидия Назона прозвище тоже было связано с носом. «Naso» по-латински означает «носатый».

У самого, пожалуй, известного в наше время древнего римлянина прозвище-когномен было «Цезарь», что означало «волосатый» (от латинского слова «caesaries» — «волосы»). Его наследник, Октавиан, принял в качестве фамильного не только имя «Юлий», но и прозвище «Цезарь». Он, как известно, был основателем Римской империи. Вслед за ним многие императоры добавляли к своим именам имя «Цезарь». Таким образом, это слово стало символом могучего и абсолютного властителя. Из него впоследствии образовалось русское слово «царь».

Иногда у римлянина могло быть несколько прозвищ. Так, полководец Публий Корнелий Сципион (235 до н. э. — 183 до н. э.) за победу над Ганнибалом получил дополнительный когномен и стал называться Публием Корнелием Сципионом Африканским. Его же первое прозвище, «scipio», означало «жезл». Принадлежал он к семейству Корнелиев, а его личное имя было Публий. Кстати, его потомки, Корнелии Сципионы, давали мужчинам только три личных имени: Гней, Луций и Публий.

Одним из убийц Цезаря был Марк Юний Брут Цепион (Marcus Junius Brutus Caepio) (85 до н. э. — 42 до н. э.) . Его прозвище «Brutus» означает «грубый». От этого латинского слова произошло в русском языке также слово «брутальный». Второе прозвище у Брута появилось после того, как его усыновил брат его матери, Квинт Сервилий Цепион. После усыновления Брут стал также Цепионом.

Дочерям в римских семьях имени не давали, они носили женскую форму родового имени: Юлия, Валерия, Корнелия, Флавия. Если дочерей было несколько, их называли «старшая» (Major) и «младшая» (Minor), либо давали «порядковый номер»: «вторая» (Secunda), «третья» (Tertia) и так далее. Выходя замуж, женщина получала дополнительно родовое имя мужа. Так, у Юлия Цезаря жену звали Корнелия Юлия (дочь Корнелия, жена Юлия)

Рабы, как уже было сказано, тоже являлись членами большой римской семьи-фамилии. Поэтому к их имени присоединяли фамильное имя хозяина. Поскольку рабам не было принято давать римские личные имена, их имена были более разнообразны, чем имена свободных римлян. Часто рабу-варвару давали греческое имя и присоединяли к имени еще и его профессию (повар, библиотекарь, врач).

Раб, получивший свободу, то есть вольноотпущенник, получал личное и фамильное имя своего бывшего хозяина и часто оставался под его покровительством (по-латински это называлось «клиент»). Так, знаменитый еврейский писатель и историк Иосиф Флавий (37−100 гг.) при рождении был наречен Йосеф бен Матитьяху (то есть Иосифом Матвеевичем). Во время Иудейской войны он попал в плен к полководцу Титу Флавию Веспасиану, которому предсказал императорское будущее. Когда Веспасиан стал императором, он даровал Иосифу свободу. При этом Иосиф стал называться фамильным именем своего бывшего хозяина — Флавий.

Последнее время римские имена приобретают всё большую популярность. Дело в том, что родители пытаются подобрать самое необычное и оригинальное имя для своего чада.

Некоторые пришедшие из Римской империи имена настолько древние, что даже самые опытные и профессиональные историки не могут дать им расшифровку.

Мужские древнеримские имена

Мало кому известно, что изначально мужское римское имя состояло из трёх частей: личная, родовая и индивидуальная. Вариантов личных имён было немного: менее ста в общем количестве и около двадцати часто используемых. Вторая часть названия ассоциировалась с фамилиями в современном мире. Третья могла звучать как прозвище человека или, если такого не имелось, как название родовой ветви.

Преномен, или личная часть

Римские имена настолько древнего происхождения, что в современном мире они практически вышли из употребления и потеряли свою ценность. На письме использовали сокращённые наименования, как правило, первые три буквы:

  • Аппий, Луций, Маний, Нумерий, Паблий, Сервий, Спурий, Тиберий;
  • Авл, Гай, Марк Квинт, Тит;
  • Децим, Кезон, Мамерк, Секст.

Интересным фактом является то, что личные имена присваивались только первым четырём сыновьям. Для младших именами служили числа от пяти и далее. Имя Секст (что означало шестой) является ярким примером. С течением времени количество рождаемых детей в семье уменьшалось, а имена оставались. Так, второго мальчика могли назвать Октавием, что должно было бы соответствовать числу восемь. Но это спустя много-много лет.

Номен, или родовая часть

Соответствующий фамилии титул записывался в форме прилагательного в мужского роде и не подлежал сокращению. Отличались наименования по своеобразным окончаниям. Всего негласных фамилий насчитывалось около тысячи:

  • Туллиус, Юлиус, Улиус, Антониус, Клаудиус, Флавиус, Помпеиус, Валериус, Ульпиус, Варенус, Алфенус;
  • Аквиллии, Атернии, Атилии, Вергинии, Балоянни, Ветурии, Горации, Генуции, Кассии, Курции, Марции, Минуции, Навтии, Румилии, Сервилии, Сергии, Фабии;
  • Мафенас, Аспренас, Фулгинас;
  • Мастарна, Перперна, Сисенна, Тапсенна, Спуринна.

Значение некоторых номенов настолько давнее, что уже потерялся их смысл. Но до нашего времени всё-таки сохранились некоторые фамилии, объяснить значение которых представляется возможным. Например, Азинус - осёл, Кулиус - слепой, Канинус - собака, Фабиус - боб, Овидиус - овца, Поркиус - свинья.

Примечательно, что ближе к нашей эре обладатели чинов верховной власти стали брать себе «божественные» фамилии, переводящиеся на русский язык как Венера, Юпитер, Эней. Тем самым правители пытались обосновать своё право на престол и причислить себя в число родственников небожителей Олимпа.

Когномен, или индивидуальное прозвище

Обычай вписывать в полное название имени ещё и прозвище появился позднее, чем родилась традиция конспектировать первые две части. Поэтому переводы и смыслы когноменов более или менее понятны современному читателю: Агрикола (проповедник), Крассус (толстый), Лаутус (тучный), Лентул (чечевица), Макер (худой), Цельсус (высокий), Пауллус (невысокий), Руфус (рыжий), Страбо (косоглазый), Насика (остроносый), Северус (жестокий), Пробус (честный), Лукро (обжора), Тавр (бык).

Иногда римляне прибегали к наречению дополнительной четвёртой составляющей имени - агномена . Получалось это из-за того, что зачастую несколько членов семьи имели одинаковые имена, и для того чтобы яснее представлять, о ком идёт речь, использовались дополнительные символы. Чаще это требовалось представителям древних и знатных родов, насчитывающих большое количество ветвей.

Женские имена Древнего Рима

В эпоху правления императоров римлянки не имели прав на присвоение личных имён. К ним обращались по званию родового племени, употребляемому в женском роде. Юлия, то есть дочь того самого Юлия; Клавдия, значит, её отец Клавдий; Корнелия, соответственно, произошедшая из рода Корнелиев.

Различали девушек по преномену . Если все семье две сестры, то старшая получала второе имя Мажор, а младшая - Минор. В многодетных семьях использовались количественные преномены: Секунда (вторая), Тертия (третья), Квинта (пятая) и так далее. Последняя дочь сохраняла звание Минор.

Вышедшая замуж женщина оставалась при своём имени, но к нему добавляли когномен мужа. А знатные дамы из имперских династий и дочери полководцев имели исключительное право носить когномен отца.

Особые имена рабов

Стоит ли рассказывать о том, что в древние времена рабы не считались людьми, не имели никаких прав и приравнивались к имуществу хозяина. Так как благоразумный человек не станет придумывать имена для дивана, стола, платья, то и рабы в названиях не нуждались. К ним обращались по имени рабовладельца с приставленным суффиксом «пур», что в переводе с римского означает «мальчик». Например, Луципур, Маципур, Публипур, Квинтипур.

С течением времени развитие рабовладельчества стало набирать обороты, количество невольных неумолимо росло. Пришлось согласиться с тем, что присвоение имён лишённым свободы людям стало необходимой мерой. Как ни странно, но властители отказались от обидных кличек для своих подчинённых. Рабам давали красивые названия камней, растений, имена мифических героев (Сардоник, Адамант, Гектор). Иногда хозяева ссылались на профессиональные навыки несчастного или место его рождения. Коринфус (корфинянин), Дакус (дакиец), Пиктор (живописец). Часто вместо имён использовали просто числительные.