Что изучает география культуры. Культурная география россии. цивилизаций в современном мире

Географическая культура – часть общечеловеческой культуры.

1 часть – вступление

«География – единственный в школе предмет мировоззренческого характера, который формирует у учащихся комплексное и системное представление о Земле. Именно поэтому географическая культура является составной частью общей культуры». Владимир Павлович Максаковский.

Сегодня люди во всем мире продолжают задаваться извечным вопросом: «Как обустроить свой земной Дом для себя и будущих поколений?»

Чем шире (и глубже) географический кругозор того или иного народа, тем больше у них возможностей.

Сегодня в образовании происходит «географический ренессанс», если можно так назвать - к географии вновь повернулись лицом.

В географии неувядаемая романтика странствий удивительным образом сочетается c особым, глубоко научным видением мира. Едва ли найдется другая наука, которую в равной степени интересовала бы живая природа и территориальная организация жизни и деятельности людей. Проблемы взаимодействия природы и общества.

Владимир Павлович Максаковский уделил большое внимание изучению географи-ческой культуры как всемирно - историческому явлению. Максаковский раскрывает понятие "географическая культура", выделяя в нем следующие группы:
1- географические знания, участвующие в формировании научного мировоззрения;
2- политехнические знания о науке, технике, производстве и управлении, в освещении которых география участвует "на равных" с другими учебными дисциплинами;
3- экологические знания и умения, в формировании которых география играет выдающуюся роль (одновременно это и элементы экологической культуры);
4- географическое мышление;
5- специфический "язык" географии, как элемент географической культуры.
Следует добавить:
- внедрение картографических знаний в повседневную жизнь общества;
- основополагающие знания в области политической и социально-экономической географии, способствующие формированию в том числе "рыночной" культуры.

Вопрос о географической культуре весьма актуален, ведь уровень этой образованности по-прежнему недостаточно высок. География в школе – один из

учебных предметов, имеющий целью дать учащимся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, развить познавательный интерес к другим народам и странам.

К. Д. Ушинский, обосновывая роль географии как учебного предмета, особенно отмечал значение знания учащимися географии своей Родины для подготовки к самостоятельной жизни.

2 часть – примеры из опыта работы

Каким образом я пытаюсь воплотить идеи географической культуры в процессе обучения на своих уроках? Для примера я выбрала уроки, посредством которых пытаюсь продолжить формирование образа России в разных аспектах, на достоверных фактах и эмоциональных образах.

9 класс. Региональный раздел, тема «Центральная Россия» дает великолепные возможности для формирования географической культуры в самом широком смысле этого понятия. После краткого общего ознакомления учащиеся по желанию, учитывая интересы, делятся на группы. Каждая группа получает задание – составить маршрут по городам и весям Центральной России и подготовить выступление. Тематика этих маршрутов такова: 1 группа – экономисты составляют обзор крупных промышленных центров Ц.Р. - машиностроения, металлургии, химической и текстильной промышленности (Москва, Ярославль, Липецк, Н.Новгород и др.); 2 группа – искусствоведы – музеи-усадьбы, связанные с именами великих писателей, художников, композиторов (Толстого, Чехова, Тургенева, Есенина, Чайковского, Левитана); 3 группа – назовем их паломниками , которые отправляются по городам Золотого кольца, храмовым комплексам – это национальным святыни русского народа (Сергиев Посад, Ростов Великий и др.); 4 группа – мастера золотые руки составляют маршрут по годам и местечкам, где зародились и сохранились народные промыслы (Ростовская финифть, Мстера, Палех, Федоскино, Жестово, Торжок); 5 группа – натуралисты отправляются на поиски природных памятников, национальных парков и заповедников (Мещера, Угра, Плещеево озеро, Валдай и др.); при желании можно организовать и; 6 группу – города, связанные с именами ученых др. известных людей (Липецк – Семенов-Тян-Шанский, Калуга – К.Э.Циолковский, Владимир - А.Г.Столетов, Королев,) или совершить путешествие по городам - Наукоградам… Каждая группа готовит выступление с использованием цифровых ресурсов по рекомендации учителя, например портал Культура РФ в разделе «Образ России» по которому можно разыскать интересующие объекты + Google карты, с помощью которых прокладывается маршрут и рассчитывается время переездов от точки до точки. Выступления иллюстрируются красочными презентациями, музыкальными фрагментами (где это уместно), а также образцами изделий народных промыслов. Каждая группа прокладывает свой маршрут на контурной карте, отмечая «места остановок». После выступлений всех групп можно наложить карты и найти места совпадения объектов с разными особенностями – сделать вывод, например, г.Ярославль это не только древний исторический центр который является объектом наследия ЮНЕСКО, но и крупный промышленный центр где был основан первый в мире завод синтетического каучука; или национальный парк Мещера, связан также с именем писателя К.Г. Паустовского, который воспевал эти великолепные места в своих произведениях.

Ученики создают свои проекты в группах самостоятельно добывают информацию, регулируя свои действия и действия членов своей команды - это подразумевает коммуникативный аспект; растет познавательный интерес (ведь многие не имели представления о том где родились и жили известные писатели или ученые); на этом материале строятся также метапредметные связи с литературой, историей. Основная идея или цель такого урока – показать значимую для нашей страны территорию Центральной России с разных сторон: в хозяйственном, историческом, культурном, природном смыслах; показать какую важность для сохранения самости нашего народа имеет сохранение традиций, культурного наследия и природного фактора; также показать в географическую концентрацию – сочетание на определенной территории важнейших для русского народа объектов. Конечно, красной нитью этого урока является воспитание патриотизма. Также каждый предложенный маршрут может стать темой для исследовательской работы или совершить летнее путешествие, что я и делаю.

8 класс. При изучении темы «Растительный и животный мир России» или «Природные зоны России» я разработала урок-конференцию «Значение лесов России». Основная идея – разрушить стереотипное потребительское представление горожан о лесах, показать их неимоверную значимость в нашей повседневной жизни. Урок начинаю с чтения с великолепного отрывка К.Г.Паустовского «Леса Мещеры». Затем вызов - «провокации» ученика: – «А зачем нам нужны подробные знания о лесах, если мы живем в городе?» Учитель: «Я хочу вас убедить в том, что лес играет большую роль в современной жизни людей, знания о лесах пригодятся, и вы мне в этом поможете. Но прежде всего, посмотрите на карту природных зон, в какой зоне построен наш город?». Проведение требует подготовки. Учащиеся предварительно получают задания по группам - подготовить выступления от имени людей разных профессий: 1) историки – «формирование русского народа в лесной зоне, лес кормил и одевал…»; 2) экономисты – «как используют лесные ресурсы в промышленности – 20 тыс.видов продукции; как используют древесину отдельных видов (сосны, ели, лиственницы, березы, липы и т.д.); 3) группа экологов – «лес - легкие планеты, защита пашни, водных ресурсов и т.д.»; 4) медики – «советы доктора - как лечиться лесом, физическое и психическое здоровье человека»; 5) туристы – используют фотографии из личных архивов ежегодных школьных турслетов в Лемболово как пример нашего пребывания в лесу (фото мусорных куч, которые оставляют после себя другие туристы); 6) защитники леса – лесничие - «как люди порой ведут себя в лесу, что оставляют и каковы последствия» (тут можно вспомнить и строки А.П.Чехова из пьесы «Дядя Ваня» - «Русские леса трещат под топором… лесов все меньше, реки сохнут»; 7) культурологи – «эстетическое значение лесов – леса вдохновляли многих поэтов, музыкантов и художников» - звучат стихи Бунина, отрывки из произведений Паустовского, музыка П.И.Чайковского из «Времен года» сопровождает показ картин великих художников.

Итоги урока – рефлексия – многообразны: 1) тест «Формирование духовного склада русского человека по Ключевскому (выбрать из перечня черты сформированные лесом); 2) таблица, именуемая - «Итоговый документ конференции», куда учащиеся вписывают кратко все основные идеи урока; (* прилагается) 3)можно предложить на дом разработать «Заповеди, идущему в лес»; а также знакомство с разнообразием лесов России – смена лесных сообществ в меридиальном и широтном направлениях. 4) Как вы понимаете фразу академика Лихачева – «Лес – центр морали»? – это обсуждение выводит нас на понятия морально-этического плана;

Задача этого урока не только познавательные - продолжить формирование представлений и знаний об особенностях природы России, взаимосвязь компонентов природы, показать важность лесных ресурсов в их различных аспектах; продолжить формирование знаний экологии, показать значимость этих знаний. Метапредметные связи вовсю присутствуют - это исторический материал, связанный с формированием русского народа, их отношения к лесам и использованием их ресурсов, биология – влияние лесов на здоровье людей; литература – стихи И.А.Бунина, П. Бровко, отрывки из произведений А.П. Чехова, К.Г. Паустовского и др.; изобразительное искусство – репродукции великих мастеров – И.И.Шишкина, И.И. Левитана, музыка – использование музыкального оформления (Чайковский, «Времена года»); химия – химические знаки и символы; соединения, загрязняющие атмосферный воздух. Личностные - влияние леса на физическое, психическое и духовное здоровье людей – «как лечиться лесом»; необходимость знания о лесах продиктована тем, что жители Санкт-Петербурга – жители лесной зоны; воспитание чувства патриотизма; бережное отношение к лесам; духовное, эстетическое развитие личности, любовь к природе через её понимание; воспитание морально-нравственных категорий через понимание потребительского отношения человека к лесам – «лес – центр морали» - академик Лихачёв. Коммуникативные аспекты проявляются через рассказы учащихся, которые выступают в качестве представителей разных профессий и их обсуждения . Регулятивные - отбирать главные идеи урока; работают с картой, диаграммами, цифровым материалом; культура устной и письменной речи, культура публичных выступлений, интеллектуальные умения – анализ, обобщения, абстрагирование ситуаций. Образовательная среда: использование – демонстрация презентации в качестве иллюстраций к уроку материалы из личного фотоархива (туристич. слет); карта растительности или, лучше природных зон России; таблицы, иллюстрации лесов; коллекция древесины для наглядности; раздаточный материал. Конечно, можно изучать п.зоны по типовому плану, который сами же ученики и составляют. Мы придерживаемся его, но можно для каждой п.зоны выделить свою изюминку. Например, изучая зону тундры, я решила сделать акцент на особенностях жизни населении. Нашла в YouTube замечательный фильм - «Суровая жизнь в

тундре». Это небольшая история ненецкого мальчика, который отправляется на поиски оленьего стада. Показана не только система выживания в этих суровых условиях, традиции, но и его ощущения. Ребята очень живо откликаются на эту историю – приходит истинное понимание того что такое географическая среда.

7 класс. Тема океаны. «Сравнительная характеристика океанов».

Ученики отправляются в экспедиции по океанам.

1 этап - работа в парах. Каждая пара получает карточку с заданием по двум океанам по определенным специальностям: историки, климатологи, геоморфологи, биологи, экономисты и экологи . Задание - используя тексты §15, 16 об океанах заполните карточки; подготовьте рассказ по своей теме. *карточки с заданиями1 прилагаются

2 этап - работа в четверках. «Специалисты» объединяются в четверки, т.е. поворачиваются к ученикам, сидящим сзади, получают карточку с вопросами для сравнения по данным специальностям, записать ответы на карточку. *карточки с заданиями 2 прилагаются

3 этап выступления - домашнее задание. 1вариант выступлений – рассказы групп «специалистов» (1-историки, 2- климатологи, гидрологи, 3- геоморфологи, 4- биологи, 5- экономисты, экологи); 2 вариант – специалисты, выполнявшие работу в одном океане, объединяются в группу «океаны» (Тихий, Атлантический, Индийский, С.Ледовитый)

4 этап – итоги - участники вписывают данные в таблицу * таблица прилагается; либо предлагается тест * прилагается

Личностные - попробовать себя в новой деятельности «специалиста» и оценка собственной деятельности, расширение круга интересов, проявление творческих способностей, приобретения опыта выступления по данному вопросу. Регулятивные - определить цель, планирование - выстроить цепочку необходимых знаний, провести отбор информации да данному вопросу, преобразовать информацию в таблицу, сравнить объекты, оценить результаты собственной деятельности и сравнить и оценить работы других. Познавательные - исследовательские: определение источников (учебник, карты, интернет) и поиск необходимой информации; логические: выделение существенных признаков, составление плана, представить информацию в виде таблицы и отвечая на вопросы «выводов» по своим специальностям; знаково-символические: подготовка рассказа о «своем океане по своей специальности». Коммуникативные - организация работы в парах, а затем, в четверках; уметь высказывать свое суждение и отстаивать свою точку зрения, оценивать ответы одноклассников.

Заключение. Сегодняшнее человечество является продуктом своих вчерашних действий по использованию, приспособлению и изменению природы Земли сначала в интересах своего выживания, а затем и развития. Поэтому основы географических знаний должны стать необходимым элементом культуры современного человека.


1

Выполнен анализ основных направлений новой культурной географии в североамериканской и британской национальных научных школах. Отечественная гуманитарная география, находящаяся в стадии становления, активно впитывает подходы зарубежной новой культурной географии, российские подходы к исследованию культурного ландшафта имеют значительный семиотический и конструктивистский уклон. Показаны дефициты и возможности основных направлений новой культурной географии, обозначены их перспективы в контексте современной отечественной культурной географии. Помимо достижений, таких как интерсубъективность, внимание к знаковой стороне культурного ландшафта, идее его социальной сконструированности, иконографическому и текстуальному «прочтениям», новая культурная география проявила ряд проблемных моментов, которые могут представлять ценность для научной рефлексии при построении теорий культурного ландшафта и разработке методик его эмпирического изучения. Западная новая культурная география, объединяющая широкий спектр подходов, таких как дискурс - анализ, ситуационизм, постструктурализм, имеет большой потенциал в изучении культурного ландшафта.

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: «Медиум», 1995. - 323 с.

2. Митин И.И. Гуманитарная география: проблемы терминологии и (само)идентификации в российском и мировом контекстах // Культурная и гуманитарная география. - 2012. -Т. 1. - №1. - С. 1-10.

3. Buttimer A. Grasping the dynamism of life world // Annals of the Association of American Geographers. -1976. - Vol. 66. - P. 277–292.

4. Cosgrove D. Social formation and Symbolic Landscape. -2 -nd edition. - Madison: Wisconsin Univ. Press, 1998.

5. Czepczynski M. Cultural Landscapes of Post-Socialist Cities: Representation of Powers and Needs. - Abingdon, Oxon, GBR: Ashgate Publishing, Limited, 2008.

6. Harrison P. ‘Post-structuralist theories’ in Aitken, S. and Valentine, G. (eds), Approaches to human geography. - London: Sage, 2006.

7. Matless D. An occasion for geography: landscape, representation and Foucault’s corpus. //Environment and Planning: Society and Space. - 1992. Vol. 10. - № 1. - P. 41–56.

8. Philo Ch. More words, more worlds. Reflections of the ‘cultural turn’ and human geography in: Cook, I., Crouch, D., Naylor, S. and Ryan, J.R. (eds), Cultural turns/geographical turns. Perspectives on cultural geography. - Harlow: Prentice Hall, 2000

9. Schein R.H. The Place of Landscape: A Conceptual Framework for Interpreting an American Scene. // Annals of the Association of American Geographers. - 1997. - Vol. 87. - №4. - P. 660-680.

10. Zukin S. Landscapes of power. From Detroit to Disney World. - Berkeley: University of California Press. 1993.

Новая культурная география (НКГ) возникла в 1980-х гг. и быстро заняла прочные позиции в большинстве научных центров Европы и США. Она базировалась на обновленной трактовке культуры, понимаемой в качестве центральной опоры социальной жизни. В свою очередь, культура рассматривалась с помощью понятия репрезентации как медиатор, посредством которого происходит построение и закрепление социальных значений.

Культурный ландшафт (КЛ) стал рассматриваться как социоприродный конструкт, где символическая и репрезентативная составляющие продуцируют и устанавливают социальные значения видимых физических форм . Проблемное поле новой культурной географии сфокусировано на культурно-ландшафтных репрезентациях «полифонических» интересов разных групп. КЛ трактуется как посредник в столкновении их целей и практик. В нем выявляются доминантные, субдоминантные, отвергаемые «исключенные» сообщества, группы и классы, создающие свои предметные «миры». В результатах деятельности видна борьба, кооперация и взаимное приспособление образов жизни. При этом новая культурная география стремится к объяснению образов ландшафта, его «имагинативная» составляющая становится центральной.

В итоге, за последнее двадцатилетие география значительно обогатилась герменевтическими, интерпретативными методами и подходами, широко распространенными в социологии, антропологии, философии и позволившими географии говорить с этими гуманитарными дисциплинами на одном языке, сохраняя специфику предмета исследования - пространство и культурный ландшафт.

Эти процессы названы «дематериализацией» сциентистской географии - преобладанием интереса к культуре, открытием интерсубъективных систем значений, игрой политик идентичности в пространстве текстов, знаков, желаний .

По нашему мнению, целесообразно говорить не о «дематериализации» географии как целостной дисциплины, а о росте в ее границах нового течения, ориентированного на познание интерсубъективности.

Направления исследования культурного ландшафта в новой культурной географии

И культура, и ландшафт - понятия с огромным количеством трактовок, они отличаются сложностью - здесь смешаны время и пространство, сакральное и мирское, творчество и рутина повседневности. Сочетание нескольких исследовательских установок и методологий - необходимое условие изучения КЛ. В этом состоит смысл методологического плюрализма.

Комплексность подходов к КЛ характерна для отечественных исследований: лингвистика, этнография, герменевтика и история дают интересные концептуальные сплавы . Спектр зарубежных направлений, имеющих больший стаж и укорененность в философской традиции, намного шире. Ценности, язык и значение обусловливают конструирование социальной реальности. Взаимосвязанная упорядоченность символов и структур базируется на интерпретациях. КЛ в большей мере воспроизводит картину символов, а не фактов . К основным направлениям исследования КЛ можно отнести постструктуралистские, социально-конструктивистские, ситуационистские, дискурсивные культурно-географические подходы (рис. 1).

Постструктурализм в исследованиях КЛ фокусируется на слиянии двух трактовок КЛ: он понимается и как репрезентация, и как интегральный компонент культуры. Он использует концепции лингвистики, психологии и антропологии для интерпретации «текстов» КЛ и поиска их значений. Таким образом, ключевая метафора КЛ - текст, обладающий множеством уровней, функций, целей и значений. Личность как «читатель» и «создатель» текста очень важна. «Самовосприятие» - ключевая категория, ведь значения, интерпретированные исследователем, вторичны по отношению к значениям, воспринятым читателем и подразумеваемым местным сообществом. Каждый «читатель» создает свои индивидуальные цели, значения и экзистенцию для данного КЛ - текста . Упор на индивидуальный опыт и ведет к построению автономных миров целей, опыта и значений. Чтобы найти общие основания диалога, выделить нити, «сшивающие» культурную, социальную и предметные грани реальности с индивидуальным бытием, необходимо деконструировать системы знаний о КЛ. Особый интерес представляет конкуренция и переплетение значений КЛ: вложенных «автором» ландшафтного текста и воспринятых его интерпретаторами. «КЛ подлежат историческому описательному анализу, чтобы дешифрировать те мировоззрения и системы знаний, в контексте которых они создавались. Постструктурализм акцентирует процесс «производства» знания, «технологию взаимоотношений автора и читателя в многослойных интерпретациях текстовых лабиринтов» . Семиотика ландшафта ориентирована на выяснение, как конструируются значения. КЛ может рассматриваться как система коммуникации, язык, где строения, объекты, здания, дороги, иные объекты и порядок их сочетаний уподоблены словам и фразам. Ключевым понятием семиотики является «код», как взаимосвязанная система значений, и представлений, задающий стандарты восприятия, деятельности и мышления члена данной культуры. Семиотические исследования близки ситуационизму в смысле поиска позиции наблюдателя, либо инсайдера.

Выясняя семантические значения среды, исследователь приходит к декодированию ее значений и символов. При этом масштаб знаний не ограничивается КЛ - поскольку в обществе существует «соглашение о значениях», декодируя КЛ, получаем широкий диапазон информации о создавшем его социуме.

Социальный конструктивизм связан с работами А. Бергера и Н. Лукмана, которые доказали, что знания, в том числе идеология, религия, детство, сообщество, - социальные конструкты, созданные людьми в пределах определенных традиций . Такие конструкты воплощают паттерны социального взаимодействия. Так, социализация индивида в определенном КЛ «по умолчанию» ведет к тому, что он начинает оперировать усвоенными ценностями и пространственными «паттернами» культуры, конструируя реальность КЛ, в которой будут социализироваться его дети.

Наследие, образование, системы ценностей и значений также как КЛ формируются и стимулируются людьми, они могут быть важны и понятны людям конкретной культуры. Подход предполагает наличие конкурирующих осей: национализм, регионализм, локальность, класс, гендер, этничность, материальное благосостояние и политические предпочтения могут быть выбраны как центральная категория, вокруг которой конструируется КЛ. В зависимости от целей интерпретации КЛ могут быть выбраны те или другие оси; их количество и состав вариабельны и подвижны. Несколько упрощая, можно выразить суть подхода скорректированным афоризмом: «Красота в глазах смотрящих», поскольку центром тяжести становятся порождающие интерпретации культура и социум.

Ситуационизм (situated knowledge) близок описанным подходам. Специфика его - в концентрации на интересах личности. Интерпретация культурных ландшафтов всегда производится с определенной точки зрения, она «расположена» (позиционирована). В сердцевине КЛ - наблюдатель, положение декодера ландшафта структурирует «сцену» каждого времени. Каждый «объективно» рассматриваемый образ - проекция его автора, художника или ученого. Иными словами, это вопрос соотношения времени, идентичностей, ценностей, убеждений, мировоззрений. Совокупность личностно значимых осей дают «позиции» автора, кодировщика и декодера ландшафтного текста.

Положение о том, что каждый «объективный» образ - проекция, позволяет поставить два вопроса, на которые в ситуационизме нет адекватных ответов. Во-первых, как проекции прошлого КЛ прочитываются (декодируются) с помощью совершенно иных кодов, образуя, если и далее следовать пространственным метафорам, «зазор» между корректными и некорректными интерпретациями с меньшей и большей глубиной понимания. И, во-вторых, как проекции прошлого КЛ, пространственные / ландшафтные образы и послания отвечают требованиям души человека сегодняшнего? В результате получается «столкновение» интерпретаций, которое методологический плюрализм пытается объединить в общий фрейм. Но неизбежно появляется вопрос «плохих», неглубоких интерпретаций, а постмодернистская культурная география говорит, что лишь на основе безоценочного, всеобъемлющего подхода, можно достичь интеграции знаний о культурном ландшафте.

Дискурсивные исследования. Э. Баттимер отмечала, что географы при исследовании функциональной организации КЛ становятся «первичными агентами» пространственной дифференциации. Они создают модели и карты, где «каждый вид пространственных систем - дорожные сети, сфера услуг и т.д. имели свой сконструированный этос, и каждый такой вид апеллировал к пространственно-временным горизонтам индивидуума, являясь частью интерсубъективного наследия места . Десятилетие спустя намеченное ею направление развернулось в теорию дискурсивных исследований КЛ, трактующих его как результат материализации конкурирующих дискурсов. Другой вариант предусматривает выделение не самих дискурсов, а «дискурсивных режимов» КЛ, которые аккумулируют конкретные практики поведения. Почти всю деятельность в КЛ можно соотнести с определенным дискурсивным режимом: гражданские инициативы, охрана здоровья, власть, государственное планирование и т.д. . И дискурсы, и дискурсивные режимы КЛ выражают и воплощают идеологию, философские взгляды общества, особенности власти. «Дискурсивный ландшафт» обеспечивает определенный способ коммуникации - язык, который сводит отношения власти к полиморфичным текстам . Дискурсивная, переговорная природа значений КЛ состоит в том, что они не просто выражают культуру посредством пространства, а с помощью знаков, символов, метафор, элиты, облеченные властью, сообщают содержательные истории о себе и обществе. В своей предметной, материальной форме пространство представляет конкурирующие дискурс - стратегии, которые объединяются, чтобы сжать или ограничить как человеческое действие, так и интерпретацию любого специфического КЛ .

Интерпретации культурного ландшафта в новой культурной географии

Основные ключи интерпретации КЛ в НКГ - текст и образ (icon). Они направляют методы исследования, обе они укоренены в постструктурализме, позиционизме и социальном конструктивизме.

В гуманитарных науках иконография - изучение образов и знаков, важных для конкретной культуры. Это подразумевает критическое прочтение образности с учетом социальных и культурных ценностей. Иконография КЛ подчеркивает эстетическую и политико-экономическую стороны процесса. Айконические интерпретации восходят к исследованиям Д. Косгроу: КЛ - способ, с помощью которого определенные классы репрезентируют собственную социальную роль посредством отношений с природой. КЛ является самостоятельным способом видения, со своими идеологическими основаниями . КЛ - не только способ видения, транслируемый группой, это также способ контроля и социального принуждения. Иконография соединяет искусство, литературу, антропологию, архитектуру и культурную географию. Текстуальная метафора используется для выявления отношений власти и доминирования. Она показывает, как конкретные КЛ могут трансформировать идеи в визуальные формы метафорическое уподобление пространства «тексту», ключом к которому могут стать либо символы, либо сама культура. Причем это пространство-текст «повествует» о культуре и социальных отношениях. «Чтение текста» пространства предполагает установление его биографических слоев, путей формирования, узнавание следов его «авторов». Р.Шейн полагает, что «более продуктивно рассматривать ландшафт как палимпсест, чем как культурную страту, по аналогии с возможностью стереть и написать поверх прежних записей, с одновременным сосуществованием нескольких различающихся манускриптов, подразумевающих не столько различные исторические эры, сколько наличие нескольких исторических и современных “действующих лиц” в культурном ландшафте» .

НКГ выделяет ведущую роль КЛ в конструировании идентичности. Высокая ценность герменевтики и семиотики объясняется их холистичностью, исходя из всеохватности концепта «культура». За долгие годы преобладания научно-материалистических подходов сциентистской географии, вопросы значений, смыслов и ценностей, воплощенных в КЛ, взаимные потоки - процессы конструирования и социума и ландшафта оставались незаслуженно забытыми. НКГ восполнила этот дефицит, однако акцент на нематериальности и репрезентациях вызвал незаслуженное игнорирование объектной составляющей КЛ.

Интерсубъектный характер постмодернистских подходов к КЛ связан с многообразием перекрывающихся значений, позиций акторов, конкурирующих дискурсов, идеологий, элит власти. Постмодернизм начал осваивать сферу исследований КЛ с помощью пространственной интерпретации культуры. Интерсубъективность и полифония - основные стартовые позиции новой культурной географии. Пространственные метафоры культуры, свойственные постмодерну, способствовали росту интереса к исследованиям КЛ. Отсутствие единого метанарратива, признание важности каждого голоса, инклюзивность, поиски многослойных значений ландшафтного «текста» позволили постмодернистским подходам создать яркую, динамичную, наполненную множеством смыслов и красок картину КЛ. В этом сила подходов НКГ, проясняющих «глубину» пространства и «оживляющего» его объекты с помощью разделяемых культурных значений. Постмодернизм декларирует фрагментацию - пространства, текста, смыслов, в том числе и фрагментацию субъекта, что является пунктом критики со стороны гуманистической географии. «Нематериальность» КЛ, «бесплотное царство дискурсов и репрезентаций» вряд ли станут преобладающими в отечественной культурно-географической традиции . Поэтому можно надеяться на продуктивный синтез с западной НКГ, не опасаясь побочного эффекта «дематериализации» исследований. Отечественная гуманитарная география, находящаяся в стадии становления, активно впитывает подходы зарубежной новой культурной географии, российские подходы к исследованию культурного ландшафта имеют семиотический и конструктивистский уклон. Достижения новой культурной географии - глубина интерсубъективного анализа, внимание к знаковой стороне КЛ, идеи его социальной сконструированности, иконографическое и текстуальное «прочтения» могут значительно обогатить отечественную палитру исследований.

Рецензенты:

Корытный Л.М., д.г.н., профессор, заместитель директора по науке ФГБУН Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, г. Иркутск;

Безруков Л.А., д.г.н., заведующий лабораторией георесурсоведения и политической географии ФГБУН Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, г. Иркутск.

Библиографическая ссылка

Рагулина М.В. КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ В НОВОЙ КУЛЬТУРНОЙ ГЕОГРАФИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15806 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Под этим понятием рассматриваются пространственные проявления очень сложного явления, связанного с человеческой деятельностью, которое называют культурой. Культура в наиболее общем виде есть проявление человеческой деятельности. Это свойство человеческой общности и это отличительная характеристика человеческой личности. Культуры без ее деятеля и носителя не существует. Как утверждает Дружинин (1999. С. 4), «культура территориальна, то есть испытывает на себе полномасштабное воздействие географического фактора, пространственно дифференцирована и особым образом организована, развиваясь и функционируя в специфических, имманентных ей территориальных формах». Отсюда естественно проявление интереса географов к исследованию закономерностей культурогенеза как пространственного явления, к изучению истоков и современного состояния геокультуры, культурной географии и географии культуры с различными сочетаниями рассматриваемых узкоспециализированных проблем.

Культура как явление многоаспектна. Под этим термином понимается и то, что входит в круг, объединяемый искусством и литературой, системой взглядов, обычаев, поведенческих реакций и религии, укладов жизни и производственных навыков, свойственных региональным группам населения, этносам, национальным объединениям. Долгое время территориальные особенности культуры исследовались в рамках этнографии.

Начало глубокого изучения геокультурологической проблематики относится ко второй половине XIX в. Среди зарубежных географов, уделявших большое внимание культурно-географическим проблемам, следует упомянуть Д. Марша, Ф. Ратцеля, К. Зауэра, Э. Реклю и др. В отечественной географии культурологические подходы присутствовали в исследованиях В.Г. Богораза-Тана, А.А. Крубера, А.Д. Синицкого, В.П. Семенова-Тян-Шанского. На важность учета культурных аспектов в географических исследованиях указывали Н.Н. Баранский, P.M. Кабо, Ю.Г. Саушкин. Глубокие исследования проблем исторической этнокультуры проводил Л.Н. Гумилев. Современной географии религий посвящена монография П.И. Пучкова. Проблемы формирования культурных ландшафтов и географии искусства являются объектами изучения Ю.А. Веденина и В.Л. Каганского.

Изучению географической культуры как всемирно-исторического явления существенное внимание уделяет В.П. Максаковский (1998). Им 478 выделено четыре элемента географической культуры: географическая картина мира, географическое мышление, методы географии и язык географии. И по каждому из этих направлений Максаковским приведены обстоятельные рассуждения. По заключению Л.Р. Серебрянного (2000) книга Максаковского - «это по существу синтез географической науки XX в. в нашей стране». Предметное раскрытие значения географической культуры дано Максаковским в книгах «Историческая география мира» (1997) и особенно в двухтомной монографии «Всемирное культурное наследие» (2000, 2003).

Серьезное исследование географии русской культуры выполнено С.Я. Сущим и А.Д. Дружининым. Дружининым теоретические основы географии культуры рассмотрены наиболее полно. Географию культуры Дружинин (1999. С. 18) определяет как научное направление «о пространственных особенностях, факторах и закономерностях развития и функционирования культуры, о процессах культурно-территориального системообразования, о его предпосылках и следствиях». Это определение может быть раскрыто более полно в зависимости от конкретизации изучения геокультурных проблем.

Географию культуры рассматривают в качестве составной части общественной географии. По аналогии с изучением территориальных социальных систем объектом географии культуры называют территориальную организацию культуры. Культурологический аспект может рассматриваться в качестве «сквозного» для всей общественной географии. Геокультура - столь широко распространенное территориальное явление, что уместно наряду с биосферой, техносферой, этносферой говорить о культуросфере как особой территории, развивающейся по присущим ей законам. Дружининым введены понятия о геокультурном процессе, геокультурном пространстве, геокультурной и геоэтнокультурной системах, территориальных системах культурной инфраструктуры и дано их толкование. Этнокультурные аспекты обязательны для исследования геополитических проблем и преодоления внутренней социальной напряженности в стране.

Эта область географических знаний еще не обрела устойчивую теоретическую базу. Среди ученых, занимающихся исследованиями непроизводственной сферы деятельности, нет единства. Например, В.Е. Комаров и В.Д. Улановская (1980) отделяют сферу услуг от сферы обслуживания. По их мнению, сфера услуг занимает промежуточное положение между материальным производством и непроизводственной сферой деятельности, в то же время отрасли сферы обслуживания лишь предоставляют населению либо товары, созданные в сфере материального производства, либо услуги. По М.А. Абрамову (1985), сфера услуг охватывает все отрасли непроизводственной сферы и ряд отраслей материального производства. К сфере же обслуживания относятся торговля, общественное питание, бытовое и жилищно-коммунальное обслуживание, транспорт и связь, относящиеся к непосредственному обслуживанию населения. А.И. Кочерга (1979) в сфере обслуживания населения выделил два их вида: услуги потребительского характера (транспорт и связь, торговля, общественное питание, услуги жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание) и услуги, направленные на совершенствование самого человека (образование, культура, искусство, здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обеспечение).

Значительный вклад в развитие географии сферы обслуживания внес С.А. Ковалев (1974, 1985, 1997). На его взгляд, к сфере обслуживания следует относить самые разнообразные услуги для индивидуальных потребителей: жилищное обслуживание, социальное обеспечение, розничную торговлю и общественное питание, бытовое и культурно-просветительское обслуживание, предоставление образовательных, юридических, банковских, страховых, медицинских и других услуг. Основные понятия и методы географии сферы обслуживания представлены в книге А.И. Алексеева с соавторами (1991).

В научных публикациях все большее распространение получает термин «социальная инфраструктура». Наиболее полно раскрыто это понятие Э.Б. Алаевым (1974, 1983). По Алаеву, социальная инфраструктура включает сочетание зданий, сооружений, сетей и систем, необходимых для обеспечения повседневной жизни населения.

В развитых странах капиталистического мира доля участия самодеятельного населения в нематериальной сфере, в том числе в сфере услуг, занимает одно из приоритетных мест. Быстрыми темпами развивается сфера разнообразных услуг, включая интимные, и в России, особенно на фоне резкого спада промышленного производства. Пространственные различия потребностей в услугах и уровень их удовлетворения составляют предмет изучения географии сферы услуг, или географии сферы обслуживания. Исследование проблем, связанных с удовлетворением населения важными для жизни, для физического и интеллектуального развития, поддержания чистоты и гигиены тела и дома, обеспечение населения системой социальных, правовых, образовательных и медицинских институтов и учреждений, чрезвычайно важно для развития общества. Но кажется, и об этом уже писалось (Богучарсков, 1998), что эти проблемы не должны входить в число географических приоритетов, особенно в то время, когда географы быстро теряют традиционное поле своей деятельности, а именно сферу исследования взаимодействия общества и окружающей среды.

Новые направления, разрабатываемые экономико-географами, далеко не ограничиваются отмеченными в этом разделе.

КУЛЬТУРНАЯ ГЕОГРАФИЯ, география культуры, рассматривает культуру в географическом пространстве, изучает пространственную дифференциацию и разнообразие её элементов, их выраженность в ландшафте и связь с географической средой, а также отображение географического пространства в самой культуре. В зарубежных странах культурная география составляет одну из четырёх ведущих (наряду с экономической географией, социальной географией и политической географией) ветвей общественной географии. В России культурная география не оформилась в полной мере в целостную научную дисциплину и представляет собой совокупность научных направлений, близких друг другу по объекту исследования.

Большое влияние на становление культурной географии оказали работы представителей немецкой школы антропогеографии (Ф. Ратцеля и др.), а также французские школы географии человека (П. Видаля де ла Блаша и др.) и немецкого географа А. Гетнера. Основоположником культурной географии принято считать К. Зауэра, создавшего в 1920-е годы американскую школу культурного ландшафта. От антропогеографии культурная география унаследовала две важнейшие научные традиции: так называемую средовую (изучение культурно-географических различий в их связи с условиями природной среды) и традицию пространственного анализа культуры (изучение её территориальной организации и структуры, отношений и связей между её элементами).

В отечественной географической науке вплоть до середины 1920-х годов описания культуры разных регионов и местностей, их этнографических особенностей были частью антропогеографических работ. В советский период, особенно с конца 1920-х - начала 1930-х годов, антропокультурные подходы в географии в основном были утрачены. Развитие культурной географии в России, начавшееся в 1980-х годах, опирается на зарубежный научный опыт, связано с исследованиями в области ландшафтоведения, культурного ландшафта и этнологии.

В зависимости от предмета изучения в культурной географии выделяются следующие разделы (субдисциплины). Этническая география (этногеография, этнокультурная география) исследует расселение этносов, этнический состав населения стран и регионов (американские учёные У. М. Колморген, У. Зелински; российские исследователи В. В. Покшишевский, С. И. Брук, В. И. Козлов). В конце 20 века в культурной географии получили также развитие исследования своеобразия этнических процессов в разных странах и регионах, географических особенностей этнических культур и традиций, их связей с природной средой. На стыке этнической географии с этнологией и культурной антропологией развиваются: география традиционной духовной (так называемой народной) культуры (в англоязычных странах известна под названием «folk geography»), которая изучает территориальные особенности народного творчества; география бытовой культуры, исследующая территориальное распространение традиционных типов питания, жилищ, транспортных средств, культурно-географические особенности брачно-семейных отношений и др. Большое значение для формирования в России этнической географии имела концепция хозяйственно-культурных типов (М. Г. Левин, Н. Н. Чебоксаров, Б. В. Андрианов и др.).

География языков изучает географические (территориальные) закономерности и особенности распространения лингвистических групп разного порядка (языковые семьи, группы, языки, диалекты, говоры) (смотри Лингвистическая география).

География религий (конфессиональная география) исследует религиозный состав населения регионов и стран, особенности территориальной организации религиозных структур, социокультурные последствия конфессионально-географических различий. Основные теоретические работы в области географии религий созданы в середине и 2-й половине 20 века (французский географ П. Дефонтен, германские исследователи П. Фикелер, К. Тролль, М. Бютнер, М. Швинд, американские учёные Д. Софер, Э. Айзак и др.). В отечественной культурной географии с конца 20 века важнейшим объектом исследований стало конфессиональное пространство России.

Предмет географии искусства - территориальные особенности развития и распространения различных видов художественной деятельности. Важные направления исследований - выявление главных художественных центров в регионах и странах мира, мест зарождения, ареалов и путей распространения различных художественных стилей, различий в размещении центров обучения традиционным и инновационным видам художественной деятельности. Широко распространённая тема работ по географии искусства в современной зарубежной культурной географии - отражение в художественных произведениях реального (или воображаемого) географического пространства. В России география искусства как отдельное направление культурной географии получила развитие в конце 20 - начале 21 века (Ю. А. Веденин и др.).

География массовой культуры как самостоятельное направление исследований развивается в зарубежной культурной географии (особенно англо-американской), рассматривает территориальные различия популярности разных видов спорта, стилей современной музыки, различных течений в современной моде, шоу-бизнесе и др.

География культурной инфраструктуры - смежная субдисциплина на стыке культурной географии и географии сферы услуг, изучает территориальную организацию сети библиотек, музеев и других объектов инфраструктуры культуры.

Во 2-й половине 20 века объектом изучения культурной географии (особенно в США) стали так называемые обыденные, или вернакулярные (от английского vernacular - местный, свойственный для данной местности), районы, которые существуют в самосознании местного населения. Они редко совпадают в своих границах с единицами административно-территориального деления государств, но всегда имеют самоназвание и воспринимаются местными жителями как культурно-целостные территории. В начале 21 века наиболее перспективны исследования в области региональной идентичности, под которой в культурной географии понимается феномен самоидентификации населения с определённой территорией. (О быстроразвивающихся в конце 20 - начале 21 века направлениях культурной географии, изучающих системы представлений о географическом пространстве, смотри в статье Гуманитарная география.)

Исследования в области культурной географии имеют большое прикладное значение, резко возросшее к концу 20 - началу 21 века в условиях глобализации и связанных с ней процессов унификации культуры, нивелировки или утраты локальных культурных традиций и культурных ценностей, размывания и исчезновения самобытных этнокультурных и социокультурных территориальных общностей. Учёт результатов исследований культурной географии важен при разработке стратегий социально-экономического развития стран и регионов, обосновании концепций и выборе конкретных направлений региональной политики. Системы ценностей, типы ментальности, нормы поведения, принятые в тех или иных обществах, традиции хозяйственной этики, экономической и экологической культуры, региональное своеобразие традиционных социокультурных институтов оказывают воздействие на характер экономического развития. Специалисты в области культурной географии участвуют в разработке международных и национальных правительственных программ охраны культурного наследия, предложений по включению культурных объектов в список Всемирного наследия и др.

Лит.: Sauer С. О. The morphology of landscape // University of California Publications in Geography. 1925. №2; Spencer J., Thomas W. Cultural geography: an evolutionary introduction to our humanized earth. N. Y., 1969; Zelinsky W. The cultural geography of the United States. 2nd ed. Englewood Cliffs, 1973; Carter G. Man and the land: а cultural geography. 3rd ed. N. Y., 1975; Jordan Т., Rowntree L. The human mosaic: а thematic introduction to cultural geography. 4th ed. N. Y.; L., 1986; Сущий С. Я., Дружинин А. Г. Очерки географии русской культуры. Ростов-н/Д., 1994; Культурная география / Научный редактор Ю. А. Веденин, Р. Ф. Туровский. М., 2001; Стрелецкий В. Н. Географическое пространство и культура: мировоззренческие установки и исследовательские парадигмы в культурной географии // Изв. РАН. Сер. географическая. 2002. №4; Claval Р. Geographie culturelle. Une nouvelle approche des soci6t6s et des milieux. Р., 2003; Рагулина М. В. Культурная география: теория, методы, региональный синтез. Иркутск, 2004.

Различия в предметах исследовательских направлений КГ заставляют

задуматься о структуре как всего комплекса дисциплин, объединённых под общим

названием «география культуры», так и ядра ГК - собственно культурной географии.

Даже в рамках теоретического направления КГ сосуществуют различные понимания

предмета культурной географии (в частности, объекта, аспекта и т.д.). Поэтому

можно уже сейчас говорить о постепенном формировании в пределах ядра ГК (т.е.

собственно культурной географии) как минимум четырёх субдисциплин (отраслей

КГ с собственными объектами и предметами исследования), которые можно назвать

этнокультурной, хозяйственно-культурной, эколого-культурной и социально-

культурной географией.

В качестве объектов исследования субдисциплин КГ выступают: в

этнокультурной географии - этнокультурные общности, в хозяйственно-культурной

географии - хозяйственно-культурные комплексы, эколого-культурной географии -

природно-культурные комплексы (культурные ландшафты), социально-культурной

географии - геокультурные общности людей. Если хорологический подход (или

аспект исследования) может быть применён в рамках всех субдисциплин КГ, то,

например, в настоящее время для изучения природно-культурных и хозяйственно-

культурных комплексов чаще используется экологический подход, а

аксиологический (ценностный) подход становится всё более популярным в

исследованиях этнокультурных и геокультурных общностей людей.

Таким образом, можно дать определения предметов исследования четырёх

названных выше формирующихся субдисциплин культурной географии.

Этнокультурная география – научное направление в рамках географии



культуры, изучающее особенности территориальной организации этнической

культуры, а также факторы, определяющие ее развитие и функционирование.

География этнических культур гораздо сложнее географии этносов и не

совпадает с ней. В основе дифференциации этнокультурного пространства лежит

набор элементов этнической культуры, которые обладают большой мобильностью.

В каждой этнокультурной группе он разный, что связано с процессами адаптации в

пространстве. Взаимодействуя и переплетаясь, этнические культуры формируют

сложный географический рисунок. Этнокультурная картина мира осложнена

внутриэтническими культурными различиями, в том числе и территориальными, а

также межэтническим сходством. На этнокультурную дифференциацию оказывают

влияние географическое положение и ландшафты, особенности миграционного

поведения и межэтнического взаимодействия, социальная стратификация общества,

уровень и характер урбанизации, особенности организации экономики и другие факторы.

Хозяйственно-культурная география призвана заниматься изучением

пространственного разнообразия хозяйственно-культурных комплексов, т.е.

традиций природопользования (в частности, землепользования), существующих в

различных гео- и этнокультурных общностях, и их связи с географической средой, а

также территориальных различий в экономической культуре населения.

Эколого-культурная география может характеризоваться изучением

природно-культурных комплексов, в частности, исследованием выраженности в

ландшафте (культурном ландшафте) отдельных элементов материальной и духовной

культуры, их связи с географической средой, а также территориальных различий в

экологической культуре населения.

Социально-культурная география , по всей видимости, должна изучать

процессы и результаты дифференциации геокультурных общностей, т.е.

территориальных общностей людей с устойчивыми стереотипами мышления и

поведения, оригинальными системами ценностей и предпочтений, выраженными в

специфике социальной и политической культуры, и нашедшими отражение в

геопространственной (региональной, локальной и т.п.) идентичности.

Каждая из субдисциплин культурной географии в настоящее время начинает

обзаводиться собственной внутренней структурой (разделами субдисциплин КГ).

Данные разделы по мере развития и усложнения собственной структуры могут в

перспективе выйти за рамки культурной географии и оформиться в качестве

самостоятельных отраслей географии (или междисциплинарных направлений),

напрямую входящих в комплекс «географии культуры».

Каждая из субдисциплин КГ имеет свой «аналог» в пределах всего комплекса

дисциплин, образующих ГК. Это, как правило, междисциплинарные направления,

образовавшиеся на стыке с культурологией (а также этнографией, социологией,

политологией, ландшафтоведением и другими направлениями географической и

смежных с ней наук), и, в какой то мере, ответственные за формирование своих

«аналогов» в культурной географии. К таковым междисциплинарным направлениям

(и, вместе с тем, отраслям ГК) можно отнести геоэтнокультурологию (аналог

этнокультурной географии), этнокультурное или культурно-географическое

ландшафтоведение (аналог эколого-культурной географии), а также традиционные

направления исследований на стыке культурной географии с этнографией (изучение

хозяйственно-культурных типов) и социологией (изучение территориальных

общностей людей).

С другой стороны, субдисциплины КГ призваны синтезировать достижения

междисциплинарных направлений, находящихся на стыке с КГ, но входящих в

комплекс «географии культуры». Причём каждая субдисциплина КГ отвечает за

«свой» сектор в пределах всего комплекса ГК.

В рамках субдисциплин КГ отдельные разделы начали формироваться только

в 1990-е гг., когда КГ превратилась в самостоятельную научную дисциплину.

Сейчас можно говорить о первых этапах становления лишь нескольких разделов

субдисциплин КГ, «открытых» географами.

В этнокультурной географии в качестве таких разделов можно назвать

изучение этноконтактных зон , а также географию этнических меньшинств и

диаспор. Изучение этноконтактных зон было инициировано именно географами (в

МФГО в 1989 г. вышел сборник «Этноконтактные зоны в Европейской части

СССР»), и только в 1990-е гг. было подхвачено историками и другими

специалистами в области гуманитарных наук. В 1995 г. появился сборник

«Контактные зоны в истории Восточной Европы». Во второй половине 1980-х и в

1990-е гг. вышло в свет несколько монографических работ, посвящённых крупным

этноконтактным регионам (Чижикова, 1988; Исламо-христианское пограничье…,

1994 и др.), а также множество статей, где освещаются этнические процессы в

пределах некоторых этноконтактных зон, в т.ч. находящихся в пределах региона

настоящего исследования (Куповецкий, 1985; Сосно, 1995).

Вместе с традиционными для этнографии и этнической географии

исследованиями в области этнических миграций и этнических групп (меньшинств),

в конце 1980-х - 1990-х гг. началось формирование ещё одного раздела

этнокультурной географии - географии этнических диаспор, где географы также

приняли самое непосредственное участие. Были проведены работы по изучению

еврейской, греческой, немецкой, армянской и других диаспор (Юхнева, 1985;

Ильин, Каган, 1994; Kolossov и др., 1995; Полян, 1999 и др.). В связи с распадом

СССР большее внимание стало уделяться изучению культурной специфики

русского населения, проживающего за пределами России и внезапно оказавшегося в

положении этнического меньшинства (Дружинин, Сущий, 1993; Геополитическое

положение…, 2000).

В хозяйственно-культурной географии можно выделить два

направления исследований (раздела), соответствующие разным научным школам.

Продолжением традиционных исследований, посвящённых изучению

территориальных различий в культуре этнического природопользования (точнее,

землепользования), в настоящее время выступает географическое изучение

этнохозяйственных комплексов (Клоков, Сыроечковский, 1991; Клоков, 1996, 1997,

1998). Другая географическая школа в области изучения традиций этнического

природопользования и культуры коренных народов Севера сложилась под влиянием

идей Л.Н. Гумилёва, последователи которого предприняли попытку изучения

устойчивости этноценозов Российского Севера (Иванов, Никитин, 1990; Иванов,

Громова, 1991; Чистобаев и др., 1994; Хрущёв, 1997; Иванов, 1998).

В эколого-культурной географии благодаря исследованиям культурных

ландшафтов, развернувшимся в Российском НИИ культурного и природного

наследия, обозначился крупный пласт публикаций по географии культурного

наследия (Веденин, 1995, 1996; Столяров, Кулешова, 1996; Востряков, 1996;

Веденин и др., 1995; Веденин, Кулешова, 1997; Шульгин, 1995 и др.). Директор того

же института Ю.А. Веденин внёс большой вклад в развитие ещё одного раздела -

географии высокой культуры, став инициатором создания серии сборников

монографию «Очерки по географии искусства» (1997б). Географии высокой

культуры посвящены значительные разделы в книге С.Я. Сущего и А.Г. Дружинина

«Очерки географии русской культуры» (1994) и ряд работ других исследователей

(Лавренова, 1996, 1998а, 1998б).

В социально-культурной географии , которая сама находится в стадии

становления, происходит формирование раздела на стыке с политической

географией - географии политической культуры. Вплоть до конца 1980-х гг. в

рамках этого направления проводились единичные исследования, да и то

исключительно на зарубежном материале (Белов, 1983; Смирнягин, 1983; Колосов,

1988 и др.). В 1990-е гг., по мере развития в отечественной науке электоральной

географии, стали предприниматься попытки по выявлению доминирующих

политических субкультур на территории России (Смирнягин, 1995) и собственно

региональных политических культур (Журавлёв, 1992; Туровский, 1999;

Региональное самосознание…, 1999 и др.).

В.Н. Стрелецкий считает, что пришла пора формирования ещё одного

направления культурно-географических исследований - географии городской

культуры (Стрелецкий, 1999, 2001). Очевидно, что географическое изучение

городской культуры можно рассматривать как перспективное направление (раздел)

социально-культурной географии. Однако традиционных подходов, применяемых в

геоурбанистике (географии городов), в данном случае недостаточно, поэтому

следует обратить более пристальное внимание на междисциплинарные

исследования городской среды, имеющие пространственный аспект и выполненные

совместными усилиями архитекторов, социологов, психологов и др. специалистов

(Социально-культурные…, 1982; Культурный диалог…, 1994; Город как

социокультурное..., 1995 и др.).

Следует обозначить ещё ряд формирующихся междисциплинарных научных

направлений, работающих «на полставки» в культурной географии, которые можно

рассматривать в качестве новых «стыковых» отраслей ГК (с двойным, тройным и

т.д. «научным гражданством»).

Традиционно звучит название научного направления география религий

(конфессиональная география) , однако оформление этой отрасли в отечественной

ГК приходится только на конец 1980-х - 1990-е гг. Если до этого периода выходили

единичные работы, посвящённые преимущественно географии религий зарубежного

мира (Пучков, 1975), то в 1990-е гг. появилось много публикаций, посвящённых

конфессиональной географии России (Даринский, 1992; Антонова и др., 1992;

Криндач, 1992, 1996; Sidorov, 1997; Сафронов, 1997, 1998, 1999, 2001 и др.).

География религий рассматривается как междисциплинарное научное направление,

находящееся на стыке географии с религиоведением и теологией (Криндач, 1992).

Также на стыке сразу нескольких научных дисциплин происходит становление

геоэтнокультурной конфликтологии, в формировании которой активное участие

принимают и географы (Kolossov и др., 1992; Туровский, 1992; Петров, 1994; Алаев,

1996, Стрелецкий, 1997 и др.). Ещё одно формирующееся междисциплинарное

направление исследований опирается на экологическую модель и может быть

рассмотрено в качестве «стыковой» отрасли ГК - этноэкология (Крупник, 1989;

Козлов, 1994б). В рамках этого направления географы претендуют, в первую

очередь, на собственные подходы к изучению этнических кризисов (Гладкий, 1995;

Гладкий И.Ю. и Ю.Н., 1995; Дмитревский, 1998). Поэтому как раздел этой научной

дисциплины можно рассматривать более «близкую» к КГ геоэтноэкологию.

И, наконец, междисциплинарная область исследований, которая в

отечественной науке пока не получила принятого всеми названия, формируется на

стыке культурной географии с психологией и социологией - когнитивная