"как шьют пуанты в большом театре". Все что вы хотели знать про пуанты, но боялись спросить… Как сделаны пуанты

Получила пару дней назад посылку из Санша. Приехали мои новые пуанты. Пребываю в прекрасном настроении, поэтому напишу этот пост... в трех частях:) Побудили задуматься меня девушки с прости господи Вумн.Ру и лучшая подруга, которая сказала, что ничего в этом не понимает. “А ведь не она одна,” - подумалось мне. Поэтому сегодня расскажу вам про пуанты.

Исторический экскурс упирается в крупного новатора - балерину Марию Тиольни. Ничего особо интересного, просто значимая фигура в балете. Интереснее о самом пуанте. Это обувь. Для танцев. Вот сколько характеристик обычной обуви вы знаете? У пуанта я на вскидку назову не меньше 10. Итак, знакомьтесь, пуанты.

Начнем с пятака.


Именно на этих примерно 5 квадртных сантиметрах стоит балерина. Он отличается в основном размером. Например, у Гришко (очень крупный российский производитель популярный во всем мире), есть модели с большим пятаком (Foutte и Triumph) - они устойчивее, а есть с очень маленьким (Vaganiva и Maya, в честь великих балерин) - они создают ощущение, что балерина не стоит на сцене, а парит над ней.


Перечисленные модели пуант Гришко, которые нормальному человеку кажутся практически одинаковыми


Далее идет коробочка.


Это жесткий носок. Он не деревянный - это множество склеенных слоев картона и/или текстиля. Именно коробочка, а не пятак, позволяет стоять на пальцах. Коробочка плотно сидит на ноге и держит стопу. Таким образом балерина опирается не на кончики пальцев, а на половину стопы, жестко зафиксированную в пуанте (по сути, на плюсневые кости).


Коробочки тоже бывают разные. Первое отличие называется закрытостью - это высота коробки спереди (обычно различают 3 степени). Дело в том, что пальцы у всех разные по длинне - у когото короткие, у кого-то слишком длинные, а если говорить о профессиональных танцорах, у кого-то очень хорошо накачена мышца подъема - ее хочется продемонстрировать во всей красе, сильнее открвы стопу. Сила пальцев тоже влияет на выбор закрытости: со слабыми пальцами при минимальной закрытости нога просто будет вываливаться из коробочки.

Второй параметр - это вырез (V- или U -образный). Это дело вкуса, но он также влияет на закрытость.
И третья характеристика - полнота, ориентированная на объем ноги (у худого человека он меньше, у полного - больше). Объемов существует от трех (у китайского Санша) до пяти (у Гришко). Иногда также встречается такой параметр как величина подъема в дополнение у полноте.

Если пятак, закрытость и вырез - нюансы модели, то полнота - полноценная характеристика на равне с размером. То есть продавцу вам нужно назвать не только размер вашей ноги но и ее объем.

Далее идет верхняя мягкая часть пуанта. Она отличается по степени закрытости сбоку, а пятка по глубине (бывает глубокая, свойственная больше российскому балету, бывает - мелкая).

Весь пуант снаружи текстильный. Обычно его делают из атласа телесного цвета (правда понятие “телесного” у всех свое:) и меняется от светло-желтого до поросячьи-розового). Атлас отличается по своему качеству (и бывает даже такой, что не бликует под светом софитов). Помимо этого верх пуант может быть из кирзы (матовая плотная ткань), а цвета - практически любого. Но балерины традиционно танцуют в телесных атласных, так как пуант - продолжение ноги. И, хотя для балетов шьются костюмы потрясающей сложности, как технически, так и в плане отделки, у пуант может поменяться только оттенок: от практически белых на лебеде Одетте, до рыже-коричневых у испанки Китри.

Что касается подкладки, внутри используются разные материалы, например байка, но традиционной и самой гигиеничной является бязь.

Второя важная вещь в пуанте после коробочки - стелька. Стелька тут жестче чем коробочка. Существует несколько степеней жесткости, которая достигается площадью усиления стельки и материалами - новички носят наименее жесткую стельку, профессионалы, судя по описанию моделей, предпочитают стельку по-жесче. Различают от трех до семи степеней жесткости.

Второй характеристикой стельки является ее тип - со вскоком и без вскока. На пальцы (на пятак) можно вскочить или подняться через полупальцы (то есть встать на цыпочки, а потом уже на пальцы).

Кроме этого стелька бывает не полной, а 3/4, а бывает вообще раздельная.

На рисунке 1 - шнурок в кулиске, 2 - внутренняя стелька, 3 - жесткая вставка и 4 - подошва.

Подошва тоже бывает разной - изготавливается из разных материалов. У хороших пуант - это натуральная кожа, у дешевых искуственная кожа или картон.

На фоне перечисленных почти полутора десятков параметров, размер уже не кажется такой уж важной деталью:) Но, как в любой обуви, он первостепенен: дорогие производители выпускают много половинных размеров, чтобы пуант сидел как влитой.

Ну и последнее: крепятся на ноге пуанты на лодыжке при помощи лент по нехитрой и с первого взгляда узнаваемой схеме. Думаю, каждый взрослый человек хотя бы раз в жизни видел как завязаны ленты.

Но у многих на это свой взгляд:) Так завязанные туфли могут стать причиной серьезного перелома.


Кроме того для надежной фиксации пятки иногда к ней пришивается резинка-невидимка, а по периметру в большинстве моделей пропущен шнурок, позволяющий затянуть его плотнее по стопе.

Шьют пуанты (и клеят) и вручную, и автоматически - по разному, с применением разных технологий: от дешевых - крепить подошву строительным степлером, до дорогих - изготовление персональной колодки для заказчика, часто это полностью ручная работа. На YouTube этому посвящено множество роликов .

Продолжение следует.

От теории к практике в следующем посте:)

Давайте попробуем разобраться из чего все-таки сделаны балетные туфли - пуанты, или как их называют сами балерины "пальцы".

На сегодняшний день фирм, изготавливающих балетную обувь достаточно. И у балерин Большого театра есть выбор.

Итак, перед вами 4 пары "пальцев". Это - китайские SanSha, японские Chacott, туфли, изготовленные в мастерских Большого театра и американские Geynor Minden.

Именно о последних и пойдет сегодня разговор.

Позволю себе лирическое отступление. В отличие от многих, я уже почти 30 лет танцую исключительно в пуантах Большого театра, сшитые по моим меркам. Пробовала разные. Из всего разнообразия, кроме родных "пальцев" отлично себя чувствую в Capezio. В Geynor не то что танцевать, просто ходить не могу. Хотя их любят многие ведущие балерины. Но как говорят - на вкус и цвет.

Продолжим.
Туфли изначально имеют изгиб свода. Кому-то возможно это и удобно. Мне - нет.

Пятачок туфель очень важная часть, если не сказать главная. Ведь именно на нем стоит балерина. Помню была удивлена, когда придя в Большой увидела пуанты с пяточком не более пятирублевой монеты.
Сейчас пятаки раза в два, а то и в три больше. Считается на большом, широком пяточке стоять удобнее. Возможно.

Туфли без ленточек. Каждая балерина пришивает так, как ей удобно. Поскольку туфли я использовать не собиралась, то и ленточки, соответственно не пришивала.

В профиль ножка в туфлях смотрится достаточно симпатично, но в анфас - становятся видны складочки. Зная как устроены туфли Большого, и из чего они сделаны, мне захотелось узнать из чего же делают балетную обувь в Америке. Кстати, у Geynor, на мой взгляд, есть два недостатка. В них тяжело вставать на полупальцы (всегда было интересно почему) и к пятке туфель надо пришивать резинку, чтобы пятка не соскакивала.

Для начала отпарываем пятак. На Geynor он пришит отдельно, в отличие от остальных туфель. Под тканью… пластмасса и кусок тонкого поролона!!!

Теперь я кажется понимаю, почему на многих балетных фотографиях ногти поражены грибком. Ноги, пальцы в пластмассе НЕ ДЫШАТ!!!

Вытаскиваем стельку, которая кстати тоже сделана из синтетического материала.

С обратной стороны приклеен тонкий поролон.

Заглядываем в туфель и там… Тоже пластмасса. Вот почему трудно вставать на полупальцы. Пластмасса достаточно твердая, и гнется трудно.

Между тканью и пластмассовым вкладышем в туфель тонкая пленка под пяткой поролон.

Так вот туфли от Geynor выглядят без пластмассовой начинки. Внутренняя ткань - тоже синтетика!

Такая вот "красота" осталась у меня от правой или левой туфли. Разобрала практически на запчасти.

Единственным натуральным материалом является подошва. Это замша.

А теперь… одеваем запчасти по отдельности.
Просто чтобы понять как нога чувствует себя внутри пуанта.
Выглядит ужасно. Отсюда мозоли, косточки и все остальное. Ужасно неудобно.

Даже в таком, горизонтальном, положении нога не влезает в колодку. Конечно можно подобрать подходящую полноту, но все равно сидеть будет не идеально.

Встать на пальцы не проблема. Но опять-таки не очень удобно.

Собственно говоря, теперь вы знаете как и из чего сделаны балетные туфли Geynor Minden.

Пуа́нты (от фр. les pointes des pieds — «кончики пальцев»; также па́льцевые ту́фли , иногда колки́ или каски́ , разг.) — женские балетные туфли, неотъемлемая часть женского танца в классическом балете. Пуанты позволяют танцовщице принять положение с точкой опоры на кончики пальцев вытянутой стопы одной или обеих ног (фр. sur les pointes), что делает позу менее бытовой и более возвышенной.

Возникнув, как средство образной выразительности, с наступлением эпохи романтизма, первоначально применялись для ролей фей, богинь и прочих волшебных созданий, чтобы подчеркнуть их неземное происхождение — тогда как «простым смертным» отводился танец на полупальцах (фр. sur le demi-pointes) или в характерных туфлях на каблучках. В балете времён академизма, также подчёркивали социальные различия между благородными героинями и их окружением обычного происхождения.

Пуанты XIX века сильно схожи по форме с бальными и уличными женскими туфлями конца XVIII — 1-й половины XIX века, когда, после революции, француженки практически отказались от каблуков, ставших символом опасной принадлежности к аристократии в пользу античной естественности. Как и бальные туфли, их делали из шёлкового атласа, на плоской кожаной подошв, с носком прямоугольной формы. «Греческую моду» 1790-х подхватили и танцовщицы: Мария Медина, а вслед за ней и другие артистки, выходили на сцену в хитонах и сандалиях, проповедуя свободу. В то же время такие танцовщицы, как мадмуазель Паризо, продолжали танцевать в узких туфельках на низком каблуке (однако уже без пряжек, бантиков, цветов и прочих украшений времён рококо).

В 1821 году в Лондоне, на сцене Королевского театра, выступала Биас, украшавшая свой танец отдельными позами на пальцах. Именно к этому времени относится литография Ж.-Ф. Вальдека, на которой балерина изображена в уверенной позе на пальцах в V позиции.

В октябре 1830 года Мария Тальони (1804—1884) показала танец на пуантах в балете «Бог и баядерка», 14 марта следующего года она дебютировала в «Зефире и Флоре» Дидло, а ровно через год, 12 марта 1832 года, уже уверенно танцевала на пуантах в балете своего отца «Сильфида», окончательно утвердив на сцене главенство романтизма.

В 1846 году Париж настолько поразила пальцевая техника Софии Фуоко, что юной итальянке, «блестяще владеющей так называемыми пуантами», дали прозвище La Pointue.

Первой русской балериной, начавшей танцевать на пуантах, называют ученицу Дидло Авдотью Истомину (1799—1848), танцевавшую в, том числе, и в балете «Зефир и Флора».

Постепенно танец на пуантах превратился в обязательный элемент классического балета — до такой степени, что во многих редакциях старинных классических балетов характерные, деми-характерные и даже гротесковые партии (как, например, фея Карабос из «Спящей красавицы» Константина Сергеева, 1964) были полностью переведены с каблуков и мягких туфель на пуанты. Эта тенденция достигла максимума у балетмейстера Юрия Григоровича, который практически полностью вывел каблучковый танец со сцены Большого театра, заменив характерные сюиты в «Щелкунчике» (1966), «Лебедином озере» (1969) и других балетах классическими вариациями на пуантах с некоторым национальным колоритом.

Изготовление

Во второй половине XIX века. в туфли балерин вставлялась круглая, в 2 пальца толщиной, пробка. Относительно дорогая пробка в начале XX века была заменена специальным крахмальным клеем — им пропитываются все внутренние слои «коробочки», или «стакана» (часть туфли, в который помещаются пальцы ноги), тем самым достигая той степени жёсткости, которую требует современная пальцевая техника, достигшая необычайной виртуозности во 2-й половине XX века. Слегка овальный «пятачок» пуанта, благодаря которому достигается устойчивость в различных позах, делается плоским.

Так как пуанты должны плотно прилегать к стопе, не вызывая дискомфорта, балерины, по возможности, предпочитают заказывать туфли по индивидуальной мерке, а не подбирать их в магазине по размеру из существующего модельного ряда. В советское время при таких крупных театрах, как Большой или Мариинский, существовали собственные театральные мастерские, делающие обувь индивидуально для каждого артиста — при этом балерина закреплялась за определённым мастером, который запоминал пожелания и анатомические особенности каждой артистки, и мог выполнять туфли, не требующие дополнительной примерки.

После снятия мерки, из дерева выполняется типовая обувная колодка, точно повторяющая контуры ступни. В закройном цехе режут крой по нужным размерам (чаще всего — из атласа нежно-розового цвета), из него по колодке шьётся заготовка. Затем к колодке прибивается маленькая, меньше размера ноги, подошва из плотной кожи. Атласная заготовка изнаночной стороной кверху надевается на колодку, и на неё подклеиваются несколько слоёв мешковины и тарной ткани. Прошив заготовку прочной нитью и срезав лишний материал, её снимают с колодки, выворачивают лицевой стороной наружу и вновь надевают на колодку, на этот раз закрепив мелкими гвоздиками, после чего всю туфлю тщательно околачивают молотком для того, чтобы она повторила форму колодки.

Сняв туфлю с колодки, в неё подклеивают многослойную стельку из кожи или картона, с вставленной внутрь узкой прямоугольной пластинкой из жёсткого картона, которая поможет поддерживать стопу в вертикальном положении. Чтобы подчеркнуть изгиб стопы и дать возможность дотягивать пальцы, подошве придаётся выгнутая форма. После того, как подошва со стелькой склеены, туфлю вновь натягивают на колодку и ставят в сушильный шкаф — печь с температурой 60-70°. Через сутки, когда клей полностью отвердевает, пуанты вынимают из печи. затем внутрь каждой туфельки вкладывают хлопковую стельку, с которой будет контактировать стопа.

В день один мастер может сделать 6—7 пар обуви, изготовленной вручную, небольшой коллектив способен выпускать около двух тысяч пар в месяц.

Одними из наиболее авторитетных изготовителей пуант являются английская фирма Freed of London, основанная в 1929 году и производящая около 700 пар ежедневно, и австралийская Bloch, существующая с 1931 года. Труппы Королевского балета и Нью-Йорк Сити Балет пользуются туфлями фирмы Freed: первая закупает ежегодно около 12 тысяч пар, тратя на них примерно 250 тысяч £, вторая старается придерживаться бюджета в 500 тысяч $. Австралийский балет закупает туфли фирмы Bloch.

Также большим спросом у современных балерин пользуются туфли американской компании Gaynor Minden, основанной в Нью-Йорке в 1993 году. В отличие от традиционных клеёных пуантов их основу составляет стакан, отлитый из полимерных материалов — такие туфли не нужно «разбивать» перед тем, как надеть, их можно стирать, их стелька не ломается и они более долговечны. Благодаря использованию современных технологий они лучше поддерживают стопу, позволяя тратить меньше мышечных усилий при спуске и подъёме, поэтому их не рекомендуется использовать слишком часто во избежание ослабления мышц. По этой же причине пуанты Gaynor Minden не разрешается использовать в некоторых ведущих балетных школах, так как беря на себя часть работы, они не позволяют правильно сформироваться необходимому мышечному аппарату.

Использование

Для того, чтобы в готовых туфлях можно было танцевать, балерины проделывают с ними множество различных манипуляций: пришивают к ним ленточки-завязки и различные виды резинок, не дающие «вываливаться» подъёму, а самим туфлям — соскальзывать с ноги; отбивают с помощью молотка твердый «стакан» («коробочку») из слоя проклеенных тканей, чтобы он нигде не давил и не натирал пальцы; срезают атласный «пятачок» и обмётывают его нитками или обвязывают крючком (так же существуют нескользящие накладки, которые можно наклеивать прямо на «пятачок»), делают небольшие надрезы на стельке с помощью ножа или тёрки. Хотя некоторые балерины предпочитают работать босиком, большинство вставляют внутрь силиконовые прокладки и другие вкладыши, помогающие предотвратить появление мозолей.

От многочисленных подъёмов на пальцы во время танца и спуска с них туфли постепенно размягчаются и разбалтываются. Их срок службы зависит от интенсивности нагрузки: так, балерина, исполняющая главную роль в балетном спектакле, с большим количеством дуэтов, вариаций и других выходов, может сменить за вечер несколько пар обуви. Кроме того, для таких спектаклей, как «Жизель», где каждый акт требует своей техники и выразительности, артисты готовят разные туфли для каждого действия.

Чтобы не поскользнуться во время движения, раньше, когда покрытие планшета сцены и репетиционных залов было деревянным, для лучшего сцепления использовали канифоль а также обычную воду — садовая лейка была непременным атрибутом репетиционных залов. Существовала даже пословица: «Кто не умеет поливать — тот не умеет танцевать». После того, как дерево было повсеместно заменено сценическим линолеумом, артисты стали использовать липкую при высыхании сладкую газировку, например, «кока-колу».

Порхающими на кончиках своих пуантов. Однако мало кто задумывался, какова история возникновения этой изящной туфельки. О том, как появились пуанты и что же собой представляет обувь балерины, и пойдет речь в этой статье.

Начало балетных туфель

Обычно при слове «пуанты» большинство людей представляет себе жесткие атласные туфли с туго перевязанными вокруг узкими лентами. Однако логично было бы предположить, что такую обувь балерины носили не всегда.

Естественно, в самом начале зарождения балета не могло быть и речи о профессиональных пуантах. Многие знают, как называется обувь балерины, но откуда появилось это понятие, известно немногим. Само название этого специфического происходит от французского слова sur les pointes, которое означает «танцевать кончиками пальцев». И действительно, изначально балерины танцевали исключительно босыми, становясь на верхушки пальцев. Однако такой способ отличался чрезвычайной травматичностью, поскольку на ступню приходилась огромная нагрузка, что приводило к постоянным вывихам, растяжениям и другим травмам суставов и мышц. Так возникла идея создать специальную поддерживающую обувь.

Первые экземпляры

Какими же были первые пуанты? Фото подобных экземпляров находится ниже. Впервые данный вид обуви был создан в начале девятнадцатого века. Их изобретением прославилась Италия. В качестве первоначальных пуантов использовались обычные туфли, в которые вкладывали мягкую ткань. Такой подход помогал избежать травмирования и чрезмерной нагрузки на ступню.

Позже в качестве стали носить жесткие кожаные сандалии, которые закреплялись на ноге с помощью пришитых ремней.

Современные пуанты

Впервые в обувь балерины, похожую на настоящие пуанты, обулась в 1830 году танцовщица Мария Тальони. Эта знаменитая своей древней фамилией внучка потомственных танцоров впервые очутилась на сцене во время представления под названием «Зефир и Флора». Исполняя отведенную ей женскую роль, Мария едва прикасалась к земле своими крошечными шелковыми туфельками. Этот выход произвел фурор. Не наделенная от природы особой женской красотой, танцовщица напрочь сразила зрителей своими танцевальными способностями и, главное, продуманным образом. Она выбрала для выступления именно те жесткие туфли со специальным уплотнением в области пальцев, которые впоследствии возымели такой успех в балетном мире. Это были те самые пуанты. Фото их обладательницы может увидеть каждый желающий.

Однако не менее популярным этот вид обуви сделала и другая известная личность - супруга полководца Наполеона Жозефина. Она предпочитала носить похожие на танцевальные туфли балетки. Они представляли собой небольшие тапочки из атласной ткани, которые прикреплялись к ноге с помощью лент. В эпоху романтизма такая непринужденная и легкая обувь имела огромный спрос среди модниц и светских див. Среди искусствоведов считается, что именно эти туфли и стали впоследствии прообразом известных нам пуантов.

На территории России первой балериной, которая начала танцевать в этой обуви, стала Теперь же балет, пуанты и танцовщицы, выступающие в них, являются неотъемлемыми понятиями.

Создание пуантов

Балетные туфли кажутся чрезвычайно простой и нетрудоемкой в изготовлении обувью, но это не соответствует действительности.

Современные пуанты состоят из 54 элементов. Каждая пара таких туфель должна строго подходить под ногу танцора, что позволяет избежать излишних травм и напряжений. Подбор обуви тоже осуществляется индивидуально.

Каждая туфля состоит из трех составляющих. Это верх пуанта, который состоит из нескольких слоев атласа и покрыт с внутренней стороны подкладочной тканью, а также жесткая несгибаемая подошва из натуральной кожи и место, куда помещаются пальцы. Эта часть имеет форму коробочки из нескольких плотно склеенных слоев ткани.
Именно высокие требования к танцевальным пуантам и объясняют тот факт, что, несмотря на высокий уровень автоматизации производства, большая часть сборки этих туфель проходит вручную. Как правило, непросохшие склеенные пуанты оставляют на специально приспособленной колодке, после чего обрабатывают инструментами и сшивают вымоченной в парафиновом растворе прочной нитью. Для затвердевания обувь балерины оставляют на ночь просыхать при температуре от сорока до пятидесяти градусов.

Все туфли отличаются по форме, прочности, длительности ношения и подбираются каждому танцору в индивидуальном порядке.

Люблю когда какие-то специфические вещи рассказаны доступным языком, и наоборот не перевариваю, людей, рассуждающих о своих профильных знаниях с той точки зрения, что никому иному они не доступны. Возмутителем моего спокойствия стал форум вумн.ру: забрела я туда случайно в поисках того, что такое “вскок”. Ответа я не нашла, но диалог был занятный. Девушка спрашивает там, можно ли встать на пуанты в возрасле 25+ (че спрашивать - бери и делай!). Тут же понабежали бабы (не путать с женщинами), те кто всегда все знает и пара балерин. Последние взялись обсуждать, что им с детства подъемы тянули, и вообще выше чем на 90 градусом даме сей ногу не поднять...

Во-первых, кто вам сказал, что танцор понимает что-то в обучении балету или ему знакома технология по которой его учили? Да кто вообще сказа, что актеры, спортсмены или певцы столь умные люди, что к их мнению стоит прислушиваться? Во-вторых, не понимаю, нравится - изучай, пробуй, работай, достигай. К сожалению у нас в стране нет такой мании разных хобби: в штатах, в европе, в китае есть множество любительских школ, где люди серьезно (а иначе в классике нельзя) занимаются балетов для себя (а не для того чтобы выступать). Почему нет? Есть дале слинго-мамы (знаете такие с маленькими детьми, которые их в специальном шарфе носят), которые прямо со слингом и ребенком и стоят у палки. В-третих, купи пуанты, а дальше видно будет...


Как выбрать?
Из 15 параметров колодки большинство (пятак, закрытость, тип стельки, вырез и шнурок) - это то, чем отличается модели пуант одна от другой (так у Capezio их больше 10, у Гришко и R-Class около 15, у Bloch - 20 моделей). Но для каждой из них можно выбрать размер, полноту, и жесткость стельки (и, иногда, материал и цвет).

У большинства производителей есть наглядные способы подобрать модель, а в магазинах марок работает специалист по подбору пуант - фиттер.


Сколько купить?
Солистка балета за спектакль тратит пары 3 пуант (по слухам, не знаю, как на самом деле, но одних точно не хватит). Они не долговечны: жесткость коробочки и стельки под нагрузкой начинает уменьшаться, а это значит, что стоять на пальцах становится сложнее. Иногда стелька просто ломается. Профессионалы меняют пуанты и балетки часто, любителю это не грозит. Хотя сегодя появились долговечные пуанты фирмы Gaynor Minden (и не только они осваивают эту технологию), производители пишут что они высокотехнологичные, но тут другая проблема: не ломаются, не разнашиваются, просто наружный материал приходит в полную негодность (стоят в 2-3 раза дороже обуви от Grishko, R-Class или Bloch).


Все зависит от интенсивности занятий, но первой пары вам хватит на год, не меньше. Другое дело, что появляется желание пробовать все новые и новые модели:)

Можно надевать?

Когда новые пуанты куплены, их, в отличии от кросовок, сразу не наденешь. Их надо подготовить. С кросовками вообще все слишком легко: там деже шнурки есть и уже вставлены! А к пуантам для начала пришивают ленты, и не абы где, а вверху подъема стопы, в месте, где нужна поддержка - оно у каждого индивидуально, поэтому ленты идут отдельно. Хотя существует другой простой способ: место выбирается по согнутой пятке.

Пришивают конечно руками, ниткой и иголкой, затем обрезают по длине и оплавляют (иногде обрабатывают срез лаком или клеем), чтобы не торчали и не крошились. Опционально пришивается резинка, которая держит пятку и затягивается шнурок.

Теперь их можно закрепить на ноге. Но это еще не все: если говорить о профессионалах и опытных любителях, они готовят пуанты тщательнее.

С пятака иногда срезают верхнюю ткань, обшивают нитками по периметру или приклеивают кожаную накладку, оббивают молотком, чтобы убрать углы.

Коробочку разминают (производитель говорит, что этого делать не нужно, и это пережитки прошлого, но тут на вкус и цвет, как говорится, все фломастеры разные - важно довести коробку до нужной степени мягкости, чтобы было комфортно), для этого по ней стучат молотком, встают пятками сверху, зажимают дверью… в общем издеваются как хотят.

Стельку гнут, в особенности в районе пятки, иногда отрывают в верхней части от подошвы (я так понимаю для более эстетичного вида на полупальцах), придают ей форму и просто размягчают по себя.
Некоторые профессионалы особым образом размачивают пуанты, или канифолят внутри или… в общем у каждого свой ритуал, но любителю до них, как до Захаровой…

А теперь уже можно?

Теперь одевать пуанты тоже рановато. Это будет выглядеть так, хотя должно иначе.


И дело тут не в том, что стороны это смешно и неэстетично. Такими ногами просто нельзя танцевать: здесь будет или перелом, или серьезная деформация в области щиколотки. Это примерно, как забраться на крутую горку, одеть лыжи и оттолкнуться - гипотетически можно целиком доехать до подножья, но адекватный человек без минимальной подготовки делать этого не будет.

Для того, чтобы стоять на пуанте вам с вашей стопой, которая обычно пребывает в положении L , нужно сделать I, то есть выпрямить ее из положения в 90’ в 180+. Взрослые упертые любители используют для этого такую штуку, а в детском возрасте он тянется легче.

Кроме растягивания подъема его нужно еще и качать. Мышца эта развита у обычного человека оооочень слабо. Есть танцевальные упражнения Plie и Releve.

Что это такое? Возьмитесь за что-нибудь, встаньте ооочень прямо, максимально как можете, соедините пятки, а носки раздвиньте (как то так V), а теперь приседайте, не отклячивая попу, как будто вы лом проглотили, не отрывая при этом ни милиметра ступни от пола. Приседайте как можно ниже - это Plie.

А теперь не отрывая пальцев от пола и не заваливая стопу, поднимитесь на ципочки (полупальцы). Сейчас вы просто оторвали пятку от пола, поднимитесь выше, еще выше, и еще, теперь вдавите пятку в ногу - это Releve.

Повторите 1000 раз.

И здесь еще важно не забыть накачать пальцы. Да-да, те самые пальцы ног, которыми здоровый вменяемый человек ничего не делает, а вот футболисты, например, их тренируют. Чего только для этого не делают: отжимаются на них, пододвигают грузы, ходят по ступенькам, качают эспандером.

Как и в любых занятиях 10’000 часов сделают вас экспертом. Качайте и тяните, тяните и качайте… Хорошие балетный ноги для нормального непосвященного челоека выглядят мягко говоря по-уродски.

Это красивые балетные ноги: здесь есть накаченный подъем, что делает ступлю огромной (но сильной, да и в пуанте она красиво смотрится), а также Х-овые ноги (то, что называется hyperextension) - особо ценится у балерин: на фото ниже справа ноги нормального человека, слева - ноги человека-танцора.

А это ступни всемирно известной балерины Светланы Захаровой, которую боготворят чуть ли не все балерины (она и правда красива, прекрасно сложена и артистична) было бы здорово, если бы она не была ярой сторонницей ПЖиВ.

Но простым сметрным это, конечно, не грозит:)

А это вообще безопасно?