Однажды я от жены письмо получил. Сочинение ЕГЭ. По тексту Горлановой об учителе Слова одной тематической группы

Русский язык

16 из 24

(l)Однажды я получил письмо от Елены Константиновой. (2)Вот оно. «(3)Когда сносили наш старый дом в Сокольниках, предлагали нам три отдельные квар тиры, но ни дочери, ни зятья не согласились отделиться от бабушки. (4)Так мы и въехали в од ну большую квартиру все вместе, зато душа семьи, её глава и хранительница - бабушка Сера фима Ивановна - осталась с нами. (5)Да и как мы могли без неё? (б)Она так легко и весело решала все наши проблемы и жизненные неурядицы... (7)Когда её младшая дочь провалилась на экзаменах в институт, дед гневался, а бабушка сказала, что она даже рада, так как учёность ума не прибавляет. «(8)Бери, Маша, иголку в руки и покажи своё искусство», - прибавила она. (9)И действительно, моя тётя всю жизнь замечательно шьёт и хорошо зарабатывает, и все вокруг неё ходят нарядные. (lO)A ещё до моего рождения в доме, где жила бабушка, был по жар, и все вещи сгорели, семья плакала, а бабушка смеялась: «Вот и прекрасно, начнём снача ла, а то заросли вещами». (ll)Разбивалась чашка в доме, бабушка всегда говорила: «Слава богу! (12)Давно она мне надоела». (13)Жизнь у неё была нелёгкая, но радости почему-то не отняла. (14)В войну она прово дила на фронт сына, дочь и зятя (дед был инвалидом). (15)На сына получила бумагу: «Пропал без вести». (16)Нас, всех остальных, бабушка увезла в эвакуацию. (1 7)И среди первых моих детских впечатлений есть такое: самолёты бомбят поезд. (18)Мы лежим в яме, на земле. (19)И я из своего укрытия пристально слежу за бабушкой, которая выносит из горящего вагона ма леньких детей - в соседнем вагоне везли детский дом - и одного за другим, а то и по двое, по трое на руках бегом относит в заросли кустарника. (20)Самолёты летают низко и поливают бе женцев из пулемётов. (21)А она как будто не видит этого. (22)Разместили нас потом в деревне под Кировом. (23)И помню, как бабушка приходила с полевых работ уставшая и приносила овощи, но никогда не давала нам одним всё съесть. «(24)Сначала спросим, чем сегодня сирот кормили», - говорила она, и мы шли в соседнюю из бу, где поселили детский дом, и бабушка разворачивала из телогрейки чугунок с картошкой. (25)А дети кричали: «Добавка пришла!» (26)И там, в эвакуации, и позже, в Москве, бабушка на каждый Новый год наряжалась Дедом Морозом и придумывала разные игры для взрослых "И детей. (27)Вообще всеми праздниками распоряжалась она, и чей-нибудь день рождения обсуж дался заранее сообща: подарки, шутки, розыгрыши. (28)Но когда в дом приходило горе, ба бушка плакала и горевала открыто и очень сильно. (29)Помню, как неистово она просила про щения, стоя у гроба своего мужа. (30)Хотя она любила и берегла деда и всегда делала вид, что его слово решающее в семье. (31)0на добавила ему несколько лет жизни своей заботой о нём, когда он уже не мог вставать. 93 (32)Сейчас моей бабушки уже нет в живых. (33)Но она всегда у меня перед глазами как жи вая. (34)Как бы бабушка поступила? (35)Что бы сказала? (36)Так я часто дУМаю, оказываясь в без выходной ситуации. (37)Такая правда от неё исходила. (38)Правда чувств и поступков, ума и серд ца, правда души. (39)0днажды я спросила бабушку, какие годы ей запомнились больше всего, в какой воз раст она хотела бы вернуться. (40)Я надеялась, что бабушка скажет: «В твой~). (41)А она заду малась, глаза её затуманились. (42)И она ответила: «Хотела бы, чтобы лет тридцать шесть - тридцать восемь мне опять стало... ~) (43)Я ужаснулась: «Бабушка, разве тебе молодой не хочется стать?~) (44)0на смеётся: «Это ты про шестнадцать лет, что ли, думаешь? (45)Это пустой возраст. (46)Ещё ничего человек не понимает. (47)А вот сорок - это да!» (48)Кажется, мимолёт ный разговор, а как скрасил он мне жизнь! (49)Жизнь у меня, как у всех, течёт. (50)Бывают минуты, когда кажется, что сил не хватает. (51)И, как спасение, вспоминаю бабушку и думаю: нет, ещё не всё потеряно. (52)0на умела радоваться жизни до своего последнего дня».

Показать текст целиком

Бывают такие прекрасные люди, на которых хочется равняться и во всем быть похожим. Но какой человек может стать примером для подражания? Какие качества, черты характера, моральные принципы выделяют одних людей среди других? Проблема хорошего человека, настоящего примера для подражания поднята в данном тексте.

Размышляя над проблемой, автор рассказывает нам о замечательной женщине Серафиме Ивановне. «Она умела радоваться жизни до своего последнего дня»: для нее не было большим горем разбитая чашка, пожар в доме. Серафима Ивановна была мудрой, отзывчивой женщиной, не оставляла людей в беде: однажды она вынесла детей из горящего вагона. Для внучки Серафима Ивановна была опорой и примером даже после своей смерти: «Как бы бабушка поступила? Что бы сказала? Так я часто думаю, оказавшись в безвыходной ситуации».

В произведении Гончарова «Обломов» Штольц – это мой пример для подражания. Он умный, отзывчивый, трудолюбивый, добрый. Герой всегда приходил на помощь своему другу Обломову, решал его проблемы, пытался заставить встать с кровати, начать жить полной жизнью, а после смерти товарища взял на воспитание его сына. Штольц привлекает своим безграничным опт

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

Нет, я не был в другой географической точке, иногда мы пишем друг другу, когда говорить совсем не просто.

В этом письме были такие слова: "я не люблю тебя. Ты хороший и все такое, дело не в тебе, просто поняла, что не люблю, и ничего поделать с этим не могу, а главное, не хочу. И думаю о расставании, так как продолжать жить вместе - нечестно".

Это было, мягко говоря, неожиданно. На тот момент мы были вместе 20 лет, венчаны, воцерковлены, родители троих детей, жили дружно, без громких ссор и скандалов, не было ничего, что позволило бы сказать - ну вот, произошло то, что должно было произойти.
Понятно, я не идеален, но я любил свою жену, не давая ей никаких поводов для ревности или недовольства. Напротив, на тот момент ее карьера была на взлете, я взял на себя заботу о доме и детях, а чтобы она была в хорошей физической форме, выучился на массажиста, готовил ей вкусную и полезную еду. И как мужчина я не урод и "в Полном Расцвете сил".
В общем, заявление это было очень неожиданное и болезненное.
В силу финансовых ограничений мы не могли разъехаться и договорились жить пока так, в разных комнатах, как соседи. Что там происходило с женой, было, конечно, очень интересно, однако главным вопросом было все-таки другое: как быть мне!
Собрать сумку и уйти: мол, окей, хорошо, не любишь так не любишь, не можешь быть женой - не будь, твой выбор или требовать быть женой "Через Колено" и батюшек, потрясая свидетельствами о рождении детей и венчании? Или выгнать ее, пусть не любит меня в другом месте?
Вообще, что такое "Брак", "жена", "любовь" и "быть вместе"? И когда "Жена" перестает быть "женой"? Вот если бы мою жену сбила машина, и она превратилась бы в "Овощ", жена она мне или не жена? Мне тогда искать другую, которая не "Овощ" и выполняет свои функции? А где грань? Где тот список функций, что жена должна, а чего нет? И в каком объеме, в каком качестве? И кто этот набор опций определяет?
Ответ оказался простым: пока жена жива и не выбрала другого мужчину, она моя жена, и моя задача - любить ее и заботиться о ней с поправкой на конкретную ситуацию. Во всяком случае, до тех пор, пока есть силы. И если моя жена сегодня не хочет меня видеть, значит, моя любовь к ней будет заключаться в том, чтобы не попадаться ей на глаза.
Это как с рукой: есть более красивые, сильные, искусные руки, но самая лучшая и самая подходящая для меня рука - моя. Так и здесь. Лучшая для меня жена - моя. Здесь все слова ключевые. Эту жену и эту ситуацию дал мне бог, а он меня любит, и значит, так надо.
Через полгода кризис закончился, и жена полюбила меня так, как никогда не любила, и сегодня наши отношения такие, какими никогда не были и никогда бы не смогли стать без этой "Нелюбви".
Полгода я жену "По-соседски любил". Это было непросто.
Пожалуй, никогда я так не молился и не тянулся к богу.
За это время я многое понял и тоже написал жене письмо.
В нем я говорил о том, что можно что-то друг другу пообещать, о чем-то договориться, многое друг для друга делать, иметь общую постель, жить под одной крышей - и не быть вместе. Все это может быть проявлением "мы", однако не является его сутью. И напротив, можно быть далеко, можно молчать, ничего друг другу не обещать и ни о чем не договариваться, и быть - вместе.
Можно даже умереть - но даже в этом случае "мы" останется. Такое настоящее "мы" - это что-то свыше, возможно, совершаемое на небесах, однако при этом обязательно, сознательно и свободно принятое каждым здесь, на земле. Это решение, что да, теперь есть не только "я", что отныне существует "мы".
По-настоящему выбрать стать таким "мы" может только настоящее и зрелое "я", которое уже не нуждается в другом. Такое "я" научилось быть в одиночестве, такое "я" самодостаточно, нашло источник жизни на тех самых небесах, в боге.
Это новые отношения. Это бабочка в ладонях. Причем одна ладонь твоя, другая - моя. В таких отношениях я двигаюсь ровно настолько, насколько готова ты, а ты - настолько, насколько сама этого хочешь. И насколько могу тебе позволить я. в таких отношениях нет жесткого "ты мне Должен", это горячее и нежное рукопожатие без требований и ожиданий, настолько горячее и крепкое, чтобы, не обжигая, дарить друг другу тепло, и настолько внимательное и нежное, чтобы бабочка осталась живой. У меня больше нет условий. Я именно тебя люблю. Фото из личного архива автора Никита плащевский.

Должны ли быть у человека нравственные ориентиры? Какими они могут быть? Именно эти вопросы возникают при чтении текста Е. М. Богата.

Раскрывая проблему выбора нравственных ориентиров, автор знакомит нас с одним письмом от некой Елены Константиновой, которая рассказывает о своей бабушке, которую называет "душой семьи, её главой и хранительницей" и которая "легко и весело решала все... проблемы и жизненные неурядицы".

Несмотря на нелёгкую жизнь: сын пропал без вести на войне, тяжёлые полевые работы - бабушка не утратила жизнелюбия.Рассказчица вспоминает, как бабушка под бомбёжкой выносила из горящего вагона маленьких детей, как носила "добавку" в детский дом, имея на руках своих малолетних детей. Бабушки уже нет в живых, но для рассказчицы она является нравственным ориентиром, так как, оказываясь в сложной, а иногда и в безвыходной ситуации, она всегда думает, как бы в этом случае поступила бабушка, от которой при жизни исходила "правда чувств и поступков, ума и сердца, правда души".

Авторская позиция заключается в следующем: в жизни должны быть нравственные ориентиры, например, доброе, сострадательное отношение к людям, любовь к ближним, забота о них, стойкость, честность, умение ценить жизнь. Иногда эти нравственные ориентиры мы находим в близких людях и берём с них пример.

Я разделяю позицию автора и тоже считаю, что у каждого человека должны быть нравственные принципы, как путеводная звезда, которым они должны следовать, оказавшись в ситуации выбора. Главный нравственный принцип давно сформулирован в Евангелии: чего себе не желаешь, того другим не делай. Любовь к людям, сострадание, милосердие, доброта должны быть нравственными ориентирами в жизни.

Приведу литературный аргумент. В повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" нравственным ориентиром для Петра Гринёва стал наказ отца: "Береги честь смолоду".Чувство долга, верность слову, преданность - это те нравственные ценности, которые он хранит и не отступает от нравственных принципов ни при каких обстоятельствах. Не боясь казни, Гринёв отказывается признавать в самозванце Пугачёве Петра Третьего, так как для него лучше смерть на плахе, чем позор на всю жизнь.

Ещё один литературный пример верности своим нравственным ценностям найдём в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". В Соне Мармеладовой автор показывает "ненасытимое сострадание", готовность жертвовать собой ради ближнего. Оказавшись на краю пропасти, став девушкой с "жёлтым билетом", Соня верит, что Бог больше не допустит худшего, например, того, что сестрёнка Полечка повторит судьбу Сони, как мрачно предсказывает Раскольников, желая испытать девушку и сделать её своей единомышленницей, восстановить против Бога и его миропорядка. Но вера в Бога, любовь к ближнему спасли не только Соню, но и Раскольникова, долго сопротивлявшегося Божьей правде.

Мы пришли к выводу, что нравственные ориентиры необходимы в жизни, без них мир просто разрушится.

Обновлено: 2018-01-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева. ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. 14 вариантов заданий

ВАРИАНТ 11

Часть 1

Ответами к заданиям 1-25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)До наших дней дошла не одна славянская азбука, а две: глаголица и кириллица, каждая из которых существовала в IX - X веках, однако буквы в глаголице и кириллице имели совершенно разную форму. (2)Буквы кириллицы геометрически просты и удобны для письма: двадцать четыре буквы этой азбуки заимствованы из византийского уставного письма, к ним добавили буквы, передающие звуковые особенности славянской речи, и добавленные буквы были построены так, чтобы сохранялся общий стиль азбуки. (3) кириллица, многократно преображённая и теперь устоявшаяся в соответствии с требованиями нашего времени, была использована для русского языка.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Глаголица и кириллица - две славянские азбуки, которые существовали в IX-X веках и дошли до нашего времени изменёнными многократно в соответствии с требованиями времени.

2) Из двух славянских азбук - глаголицы и кириллицы, существовавших в IX-X веках, для русской письменности была выбрана впоследствии многократно изменённая кириллица, более простая в начертании букв и способная передавать особенности славянской речи.

3) Буквы кириллицы геометрически просты и удобны для письма: двадцать четыре буквы этой азбуки заимствованы из византийского уставного письма, к ним были добавлены буквы, передающие звуковые особенности славянской речи.

4) В кириллице использовались двадцать четыре буквы, которые были заимствованы из византийского уставного письма, причём добавленные буквы сохраняли общий стиль азбуки.

5) Кириллица - славянская азбука, существовавшая в IX-X веках одновременно с глаголицей и впоследствии многократно изменённая, была использована для русской письменности, что объяснялось простым начертанием букв и способностью передавать особенности славянской речи.

Ответ:

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот, / Именно / Несмотря на это, / Даже / Вопреки этому

Ответ: __________________________________.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВРЕМЯ, -мени, мн. -мена, -мён, -менам; ср.

1) Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи - последовательная смена её явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи.

2) Пора дня, года. Вечернее в. Дождливое в. Времена года (зима, весна, лето, осень).

3) Последовательная смена часов, дней, лет. В. идёт, в. летит, в. тянется.

4) Определённый момент, в который происходит что-либо. Назначить в. заседания. В. обеда. В любое в. дня.

5) Период, эпоха (в жизни человечества, какого-либо народа, государства, общества и т.п.). Военное в. Новое, старое в. Во время (времена) Петра I.

6) Период или момент, не занятый чем-либо, свободный от чего-либо. Свободное в. Есть в. поговорить. Нет времени для прогулок.

Ответ: __________________________________.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

красИвее / квартАл / заселенА / прИданое / началА

Ответ: __________________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЕ здание крупной тепловой электростанции, построенное по проекту архитектора В.Н. Башкирова, - один из лучших образцов промышленной архитектуры в Москве.

Филологи подчёркивали ВЫСОКОЕ патриотическое звучание найденных писем, использование в них разнообразных литературных источников, среди которых значительное место занимали античные.

В русских сказках заяц обычно ПУГЛИВЫЙ, словно от латинского наименования вида Lepus timidus - «робкий заяц».

Осенью мы иногда жалуемся на РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, упадок сил, нарушенный сон и списываем всё на унылый пейзаж и отсутствие солнечных лучей.

Семейных конфликтов здесь не бывает, СОСЕДСКИЕ распри крайне редки, люди по отношению друг к другу неизменно доброжелательны и отзывчивы.

Ответ: __________________________________.

6. В одном из приведённых ниже выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДИРЕКТОРА школ / наперекор ИМ / отряд ПАРТИЗАНОВ / МУРЛЫЧЕТ котёнок

на ДВУХСТАХ листах

Ответ: __________________________________.

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

1) Картину А.И. Куинджи «Радугу» искусствоведы считают одним из шедевров позднего периода творчества художника.

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

2) Исследователи считают, что местом первичного обитания индоевропейцев было Северное Причерноморье.

B) нарушение в построении предложения с однородными членами

3) Рататуй - овощное рагу южан, сегодня оно завоевало не только любовь французов, но и всего мира: слово «рататуй», согласно «Историческому словарю французского языка», впервые упоминается в 1778 году.

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) В словаре-справочнике «Правильность русской речи» представлен развёрнутый список лексических штампов.

Д) нарушение в построении сложного предложения

5) В продолжение очень недолгого времени стоит предвещающая тишина перемену погоды, и гряда тёмно-серых туч, неожиданно появившихся на небосклоне, движется в юго- восточном направлении.

6) Глядя на дым, можно определённо сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце взойдёт в глубокой тишине, в синих прохладных туманах.

7) Приблизившись к оконному стеклу, была видна даже тончайшая паутинка, протянувшаяся между тёмно-зелёными и чуть желтеющими ветвями.

8) В романе Алексея Николаевича Толстого «Пётр Первый» существуют заметные «семантические сдвиги», создающие впечатление архаичности языка.

9) Михаил Васильевич Ломоносов установил то, что северное сияние имеет электрическую природу.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

эквив..лент / вет..ринар / верн..саж /зап..реть / обог..щать

Ответ: __________________________________.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра..писал, бе..личный / под..скал, супер..гра / пр..подал, приемлемо / ин..екция, порт..ера

ис..тари, и..целение

Ответ: __________________________________.

10. И .

дотраг..ваться / реч..вой / однофамил..ц / просе..ть / притягат..льный

Ответ: __________________________________.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

бор..щийся (с опасностью) / (они) посе..т (рожь) / стел..щийся (тростник) (мужчины) бре..тся

кле..щий (карандаш)

Ответ: __________________________________.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Вопрос о технологии возведения египетских пирамид порождает самые разные, в том числе (НЕ)ВЕРОЯТНЫЕ, гипотезы, вплоть до существования в древние времена принципиально иной цивилизации.

По-уральски пион называется «марьиным корнем», я особенно полюбил этот цветок, (НЕ)ДОПУСКАЮЩИЙСЯ обычно раньше конца мая.

Украшающие избу занавески, коврики и полотенца вовсе (НЕ)РУЧНОЙ работы, они созданы местной промышленностью.

(НЕ)ТАК давно осьминогов считали «живыми ископаемыми», близкими к исчезновению, но оказалось, что эти представления далеки от действительности.

Конечно, я выполнил предписание командира корабля, (НЕ)СКРЫВ при этом, что оно шло навстречу моему желанию.

Ответ: __________________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Этот бульвар и всегда КАК(БУДТО) пустынный, а в знойный полдень тем более ВРЯД (ЛИ) здесь кого увидишь.

Обрывистые (СЕРО)БУРЫЕ скалы громоздятся, КАК(БЫ) поднимаясь к облакам, глубокие долины покрыты вечными снегами, деревья здесь не растут.

По бездорожью лошадь идти не хотела, (ТЕМ)БОЛЕЕ через заросли, и путники остановились (В)ЗАМЕШАТЕЛЬСТВЕ.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ В.А. Обручев продемонстрировал коллекцию из нескольких тысяч геологических и палеонтологических образцов, а ТАК(ЖЕ) предоставил ценные сведения по географии и этнографии исследованных территорий.

Брат знал, ТАК(ЖЕ) как знала и сестра, что рано или поздно наступит день, когда они (ПО)НЕВОЛЕ заговорят и простят друг другу долгое молчание.

Ответ: __________________________________.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одно Н .

Территория парка была запуще(1)а: в нём не существовало ни аллей, ни дорожек, верхушки берёз были усея(2)ы вороньими гнёздами, и эти птицы по утрам поднимали такой неслыха(3)ый гвалт, что соверше(4)о заглушали человеческие голоса.

Ответ: __________________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Специфическими чертами ландшафта Тулы можно считать чёткое построение силуэта города и нарастание архитектурной значимости застройки от периферии к центру.

2) Возле дома и в саду не слышно ни шороха ни шелеста.

3) Московский Кремль и по сей день является градообразующим и историческим и культурным и политическим центром города.

4) Яблони груши вишни непередаваемо хороши в пору цветения.

5) В Талашкине удалось возродить всё великолепие былой действительности и никогда ещё городское творчество не соприкасалось так тесно с развивавшимся в течение многих столетий искусством народа.

Ответ: __________________________________.

16.

И.И. Левитан (1) вглядываясь в небесную синеву (2) сквозящую в жаркий день в верхушках деревьев (3) словно купающихся в этой синеве (4) вдохновенно работал.

Ответ: __________________________________.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Архитектура садовых домов в России была самой разнообразной и (1) пожалуй (2) более свободной, чем в городе, так как дачное строительство не так строго регламентировалось, как городское; среди построек (3) как известно (4) преобладал стиль, навеянный Средневековьем; много было сооружений в неорусском стиле.

Ответ: __________________________________.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В усадьбе «Ясная Поляна» восстановлен уникальный сад (1) из стародавних российских сортов яблонь (2) многие (3) из которых (4) считались утраченными.

Ответ: __________________________________.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Исследователи письменности индейцев племени майя вскоре поняли (1) что индейские иероглифы не могли быть буквами (2) поскольку их слишком много (3) и (4) хотя индейцев майя к XX веку уцелело немало (5) среди них не осталось никого (6) кто знал бы древнюю письменность и мог бы помочь учёным.

Ответ: __________________________________.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Исследователи в области физики ядра и элементарных частиц добились успешной победы не только в познании микромира, но и в развитии методов научного анализа.

Ответ: __________________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 21 -26.

(1)Однажды я получил письмо от Елены Константиновой. (2)Вот оно.

«(3)Когда сносили наш старый дом в Сокольниках, предлагали нам три отдельные квартиры, но ни дочери, ни зятья не согласились отделиться от бабушки. (4)Так мы и въехали в одну большую квартиру все вместе, зато душа семьи, её глава и хранительница - бабушка Серафима Ивановна - осталась с нами. (5)Да и как мы могли без неё? (6)Она так легко и весело решала все наши проблемы и жизненные неурядицы... (7)Когда её младшая дочь провалилась на экзаменах в институт, дед гневался, а бабушка сказала, что она даже рада, так как учёность ума не прибавляет. «(8)Бери, Маша, иголку в руки и покажи своё искусство», - прибавила она. (9)И действительно, моя тётя всю жизнь замечательно шьёт и хорошо зарабатывает, и все вокруг неё ходят нарядные. (10)А ещё до моего рождения в доме, где жила бабушка, был пожар, и все вещи сгорели, семья плакала, а бабушка смеялась: «Вот и прекрасно, начнём сначала, а то заросли вещами». (Н)Разбивалась чашка в доме, бабушка всегда говорила: «Слава богу! (12)Давно она мне надоела».

(13)Жизнь у неё была нелёгкая, но радости почему-то не отняла. (14)В войну она проводила на фронт сына, дочь и зятя (дед был инвалидом). (15)На сына получила бумагу: «Пропал без вести». (16)Нас, всех остальных, бабушка увезла в эвакуацию. (17)И среди первых моих детских впечатлений есть такое: самолёты бомбят поезд. (18)Мы лежим в яме, на земле. (19)И я из своего укрытия пристально слежу за бабушкой, которая выносит из горящего вагона маленьких детей - в соседнем вагоне везли детский дом - и одного за другим, а то и по двое, по трое на руках бегом относит в заросли кустарника. (20)Самолёты летают низко и поливают беженцев из пулемётов. (21)А она как будто не видит этого.

(22)Разместили нас потом в деревне под Кировом. (23)И помню, как бабушка приходила с полевых работ уставшая и приносила овощи, но никогда не давала нам одним всё съесть. «(24)Сначала спросим, чем сегодня сирот кормили», - говорила она, и мы шли в соседнюю избу, где поселили детский дом, и бабушка разворачивала из телогрейки чугунок с картошкой. (25)А дети кричали: «Добавка пришла!» (26)И там, в эвакуации, и позже, в Москве, бабушка на каждый Новый год наряжалась Дедом Морозом и придумывала разные игры для взрослых и детей. (27)Вообще всеми праздниками распоряжалась она, и чей-нибудь день рождения обсуждался заранее сообща: подарки, шутки, розыгрыши. (28)Но когда в дом приходило горе, бабушка плакала и горевала открыто и очень сильно. (29)Помню, как неистово она просила прощения, стоя у гроба своего мужа. (30)Хотя она любила и берегла деда и всегда делала вид, что его слово решающее в семье. (31)Она добавила ему несколько лет жизни своей заботой о нём, когда он уже не мог вставать.

(32)Сейчас моей бабушки уже нет в живых. (33)Но она всегда у меня перед глазами как живая. (34)Как бы бабушка поступила? (35)Что бы сказала? (36)Так я часто думаю, оказываясь в безвыходной ситуации. (37)Такая правда от неё исходила. (38)Правда чувств и поступков, ума и сердца, правда души.

(39)Однажды я спросила бабушку, какие годы ей запомнились больше всего, в какой возраст она хотела бы вернуться. (40)Я надеялась, что бабушка скажет: «В твой». (41)А она задумалась, глаза её затуманились. (42)И она ответила: «Хотела бы, чтобы лет тридцать шесть - тридцать восемь мне опять стало...» (43)Я ужаснулась: «Бабушка, разве тебе молодой не хочется стать?» (44)Она смеётся: «Это ты про шестнадцать лет, что ли, думаешь? (45)Это пустой возраст. (46)Ещё ничего человек не понимает. (47)А вот сорок - это да!» (48)Кажется, мимолётный разговор, а как скрасил он мне жизнь!

(49)Жизнь у меня, как у всех, течёт. (50)Бывают минуты, когда кажется, что сил не хватает. (51)И, как спасение, вспоминаю бабушку и думаю: нет, ещё не всё потеряно. (52)Она умела радоваться жизни до своего последнего дня». (По Е.М. Богату *)

*Евгений Михайлович Богат (1923-1985 гг.) - советский журналист, писатель.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчица вспоминает, как горевала Серафима Ивановна, когда её дочь не поступила в институт.

2) Сын Серафимы Ивановны - бабушки рассказчицы - без вести пропал на фронте.

3) Во время эвакуации в деревне под Кировом Серафима Ивановна работала на поле, заработанную еду делила между своей семьёй и детьми из детского дома.

4) Серафима Ивановна бережно относилась к вещам и жалела, когда какая-либо домашняя утварь ломалась, билась.

5) Бабушка рассказчицы считала, что в шестнадцать лет человек ещё ничего не понимает в жизни.

Ответ: __________________________________.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 4 содержит следствие того, о чём говорится в предложении 3.

2) Предложения 30-31 включают рассуждение.

3) Предложения 32 и 33 противопоставлены по содержанию.

4) В предложениях 34-36 представлено повествование.

5) В предложениях 45-48 представлено описание.

Ответ: __________________________________.

23. Из предложений 27-31 выпишите один фразеологизм.

Ответ: __________________________________.

24. Среди предложений 32-38 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ: __________________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 25, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

25. «Елена Константинова сумела создать живой и запоминающийся образ бабушки - человека, который помог ей сформировать своё мировоззрение и мировосприятие. Речь автора письма эмоциональна, образна, наполнена разнообразными средствами выразительности, позволяющими точнее и ярче выразить мысли и чувства. Среди использованных рассказчицей средств выразительности синтаксическое средство - (А)___ (предложение 5), приём - (Б)___ (в предложении 13, предложения 20-21); тропы: (В)___ («душа семьи» в предложении 4) и (Г)___ («как спасение» в предложении 51)».

Список терминов:

1) сравнение

4) риторический вопрос

5) противопоставление

6) вводные слова

7) гипербола

8) метафора

9) цитирование

Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера- иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.