В чем смысл названия повести сокровенный человек. Андрей платонов. «сокровенный человек» (опыт анализа). Главный герой отправляется в Крым

Цель урока:

  • Постичь важнейшие особенности платоновского героя;
  • Определить специфику пространственно-временной организации текста.

Учитель: “Фома Пухов не одарён чувствительностью: он на гробе жены варёную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки…”

Первая фраза повести заставляет задуматься о герое, осмыслить его поступки. Кто же он “сокровенный человек” Платонова?

Какую характеристику даёт себе сам герой?

Ученики: “Придурковатый мужик”, “Смутный человек”, Я – природный дурак”, “Я – человек облегчённого типа”. (Запись появляется на доске)

Учитель: Сегодня мы попытаемся понять особенности платоновского героя, особенности его миросозерцания и миропонимания.

Писатель любил слово “сокровенный”, в котором одновременно слышатся и кров, и кровь, и откровенность, и покров, и сокровище.

Сегодня на уроке мы с вами приоткроем покровы с тайного в человеке.

Учитель: Каково значение слова “сокровенный”?

Ученик: Хранимый в тайне, оберегаемый от других, тайный; хранимый в глубине души, заветный. Данное определение мы находим в словаре русского языка. В словаре В.И. Даля читаем следующее определение: “Сокрытый, скрытый, утаённый, тайный, потайной, спрятанный или схороненный от кого”. (Ученик подготовлен заранее. Запись на доске)

Учитель: Что стоит за понятием сокровенного в человеке?

Ученик: Святое, хранимое в глубине души, то, что определяет сущность человека, истину.

Ученик: Через портрет героя, отношение к другим людям, поступки, отношение к себе…

Ученик: В повести нет живописного, изобразительного портрета как описания внешности. Есть только поведенческий портрет. Тем не менее мы можем представить себе героя: прост, примитивен, человек из толпы, рабочая косточка…

Учитель: Как в повести раскрывается сущность Фомы Пухова?

Ученик: Через отношение героя к труду. Фома Пухов “…чувствует странное удовольствие от предстоящего трудного беспокойства…”

Учитель: В записной книжке Андрея Платонова было записано: “Труд есть совесть”. Как вы понимаете это утверждение? Обратимся к значению понятия “совесть”.

Ученик: Сущность героя раскрывается через отношение к революции. В рассказе мы читаем: “Он ревниво следил за революцией, стыдясь за каждую глупость, хотя к ней мало был причастен”.

После смерти жены “почуял – куда и на какой конец света идут все революции”.

“Готов и сам пролить кровь, только чтобы не зря и не дуриком”.

Если бы Фома увидел в революции высшую цель, он, может быть, и отдал за неё свою жизнь, но цели он такой не находит. Герой усомнился в святости революции. Фому не убеждают чужие установки и курсы политграмоты, ему лично необходимо убедиться в святости революции.

Учитель: Это неверие сближает платоновского героя с библейским Фомой.

Ученик:(подготовлен заранее) Фома – верный и практичный, приземлённый ученик Иисуса, живший по принципу “увидеть, значит поверить”, чьи сомнения по поводу Воскресения Христа развеялись только в присутствии воскресшего Господа.

Учитель: Но наиболее ярко образ Фомы раскрывается через его отношение к машине. Как автор показывает эту неразрывную связь?

  • “Ему лишь бы машина была, там он считал себя дома…”
  • “Близ машины он всегда был добродушен…”
  • “Писал рапорты о болезнях машины…”
  • “Переделал двигатель по своему пониманию…”

Учитель: Вряд ли такого человека мы можем назвать природным дураком. Оригинальность самовыражения – принцип его поведения.

По отношению к машине Платонов создаёт свою философию, философию техники. В чём её сущность?

Ученик: Она живое существо. “День и ночь вращается машина – умная, как живая, неустанная и верная, как сердце”.

Учитель: Машина для Платонова - особая субстанция. “Людей много, машин мало; люди живые и сами за себя постоят, а машина - нежное, беззащитное, ломкое существо…” - продолжит автор в “Чевенгуре”. Рядом с машиной Фома словно выпускает спрятанные чувства, потаённые где-то в душе заботу, любовь, доброту. Изначально полноту и радость жизни Фома ощущает только в общении с машиной, ибо видит в отлаженном механизме гармоничное сочетание частей.

Что ещё кажется Пухову гармоничным? Что даёт ощущение счастья?

Ученик: Мир природы, пространство, движение.

  • “Пухов всегда удивлялся пространству…”
  • “Чувствовал землю…
  • “Неиспытанное чувство полного удовольствия…”

Учитель: Как же тогда смириться со словами “Пухов не одарён чувствительностью…”?

Учитель: Андрей Платонов указывает иную причину поступка Пухова: он проголодался. Жест эксцентричного человека. В первой фразе повести обнаруживается ключевая оппозиция: жизнь и смерть, единство вечного и повседневного, бытового о бытийного. Герой показан не только через его отношение к природе, людям, но и через движение, путь, проделанный им самим. Ученик представляет карту странствий Фомы Пухова.

Учитель: Перемещения Пухова весьма хаотичны, логически не мотивированы: “почти бессознательно он гнался за жизнью по всяким ущельям земли”. У героя нет пространственной цели, он ищет не места, а смысла, поэтому дорога у Платонова теряет своё пространственное значение, становясь синонимом духовного поиска.

Во многих мифопоэтических и религиозных традициях мифологема пути выступает метафорически, как обозначение линии поведения, особенно духовного. Для структуры архетипа пути характерно испытание. Постоянное и неотъемлемое свойство пути – его трудность. Путь строится по линии всё возрастающих трудностей, опасностей, поэтому преодоление пути есть подвиг. Отмеченность начала и конца пути как двух крайних точек – состояний выражается предметно – изменением статуса персонажа, достигшего конца.

Каким мы видим героя в конце пути?

Ученик: Пухов прошел испытания, не сделал подлости, обрёл друзей, не предал, осмыслил себя, сохранил чистое, светлое начало, чистую душу.

Учитель: Таким образом, Андрей Платонов приводит нас с вами к глобальному выводу, к мысли о возможностях человеческой души, к мысли, которая была его мукой, его радостью, вечно неуловимой и влекущей загадкой: “Главное – сеять души в людях”.

Герой повести “Сокровенный человек” Фома Пухов и в зрелые годы не утратил наивного восприятия мира.
В начале повествования он попросту отмахивается от всех сложных вопросов. Одно только ценит механик Пухов: свое дело. Но с другой стороны он предстает как стихийный философ, в чем-то озорник, в чем-то морализатор.
Партийная ячейка даже делает вывод, “что Пухов – не предатель, а просто придурковатый мужик”.
Усилие “придурковатого мужика” понять революцию выражается особенным индивидуальным языком платоновской прозы

– иногда косным, словно бы безграмотным, но всегда точным и выразительным. Речь рассказчика и героев несет на себе печать особого юмора, проявляющегося в самых неожиданных фрагментах текста: ” Афанас, ты теперь не цельный человек, а бракованный! – говорил Пухов с сожалением “.
“Сокровенный человек” на протяжении повести как бы собирает в одно целое свою вечно голодную плоть, практическую сметку, ум и душу: “если только думать, тоже далеко не уедешь, надо и чувство иметь!”
Фома Пухов не только любит природу, но и понимает ее. Единение с природой вызывает у него целую гамму чувств: “В один

день, во время солнечного сияния, Пухов гулял в окрестностях города и думал – сколько порочной дурости в людях, сколько невнимательности к такому единственному занятию, как жизнь и вся природная обстановка”.
Осмысление событий Гражданской войны в его сознаний принимает фантастический характер. Однако в основном, в главном он не лжет, а напротив – добивается правды.
В сложное, путаное время, когда безграмотная беднота поднялась против ученой “белой гвардии” и невозможным невообразимым подвигом – и жаждой подвига! – одолела противника, из человека “внешнего”, бездумного, пустого Фома Пухов, проверяя все на своем опыте, превращается в “сокровенного человека”.


Другие работы по этой теме:

  1. Главный герой произведения Фома Пухов выглядит очень странным на фоне традиционных для советского искусства персонажей пролетарского происхождения. В отличие от не ведающих сомнений героев А....
  2. Андрей Платонович Платонов начинает печататься в 1921 году. Он дебютирует со стихами и публицистикой, в 1927 году выпускает сборник рассказов, становится известным. Повесть “Сокровенный человек”...
  3. История создания Повесть “Сокровенный человек” была опубликована в одноименном сборнике 1928 г. Платонов работал над ней в 1926-1927 гг. Литературное направление и жанр Вопрос о...
  4. “НАЙТИ СВОЮ ДОРОГУ, УЗНАТЬ СВОЕ МЕСТО – В ЭТОМ ВСЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, ЭТО ДЛЯ НЕГО ЗНАЧИТ СДЕЛАТЬСЯ СОБОЙ” Вся жизнь А. Платонова была призмой, сквозь...
  5. Фома Пухов – человек, на первый взгляд не отличающийся чувствительностью. На гробе жены он без зазрения совести колбасу резал, а потом и вовсе спокойно лег...
  6. 1 “Фома Пухов не одарен чувствительностью: он на гробе жены вареную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки”. Однако в душе его живет какая-то не выговариваемая...
  7. Платонов А. П. “Фома Пухов не одарен чувствительностью: он на гробе жены вареную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки”. После погребения жены, намаявшись, Пухов ложится...

Фома Пухов, а именно так зовут героя Платонова, действительно не склонен к сантиментам. А еще у него особое видение происходящего. Что же происходит? Революция, Гражданская война. Прежде чем изложить краткое содержание «Сокровенного человека» Платонова, стоит привести несколько фактов из биографии советского писателя. Он, как и многие, пострадал от послереволюционных событий. А свои переживания отразил в книгах.

Творчество Платонова

«Сокровенный человек», краткое содержание которого изложено ниже, рассказ «Маркун», сборник «Голубая глубина», «Епифанские шлюзы», «Эфирный тракт», «Ямская слобода» - все это было издано в двадцатые годы. Платонов был тогда уже широко известен. Но в начале тридцатых он все чаще стал подвергаться нападкам критиков.

В 1918 году Платонов поступил в Воронежское техническое училище. Затем он служил в революционном комитете железных дорог. Во время Гражданской войны работал корреспондентом. В 1922 году вышел сборник «Голубая глубина». А спустя три года Платонов написал такие произведения, как «Эфирный тракт», «Епифанские шлюзы», «Город Градов».

Самые значительные повести были созданы в конце тридцатых: «Котлован», «Чевенгур». Ни одно из этих произведений не было опубликовано при жизни автора. Ведь в них рассказано о строительстве коммунистического общества в утопическом духе.

Сталин ценил тварчество Платонова ("Сокровенный человек", краткое содержание которого мы рассматриваем - не исключение), как ценил книги многих писателей, подвергшихся репрессиям. В 1931 году Платонов написал повесть «Впрок». Это произведение вызвало резкую критику Фадеева - прозаика, который писал плохо, но «правильно». Тогда в жизни Платонова и начались проблемы. Его произведения перестали печатать.

В 1934 году в «Правде» напечатали разгромную статью, после которой издательства еще долгое время не публиковали платоновские произведения. В 1938 году арестовали сына писателя. Вскоре его выпустили. Но в тюрьме молодой человек заболел туберкулезом, вскоре умер. Платонов заразился от сына неизлечимым недугом. Ушел из жизни в 1951 году.

В ранних произведениях Платонова чувствуется вера в революционные идеи. Но уже к началу тридцатых годов он все больше сомневается, что несложно заметить при прочтении повестей тех лет. «Сокровенный человек» был опубликован впервые в 1927 году. Сегодня сложно понять, что советским критикам могло не понравиться в этой повести. Дело в том, что герои - хотя и представители пролетариата, личности сомнительное. А главное, сомневающиеся. В годы строительства коммунизма такие персонажи были непопулярны.

«Сокровенный человек» Платонова: краткое содержание

Текст состоит из девяти глав. Но изложить краткое содержание произведения Платонова «Сокровенный человек» лучше по следующему плану:

  1. Путевка на работы.
  2. Авария.
  3. Станция Лиски.
  4. На корабле.
  5. Возвращение домой.
  6. Неудачный план.
  7. Баку.

Путевка на работы

Пухов похоронил жену. Вернувшись с кладбища, он немного загрустил. Вдруг в дверь постучали. Главный герой, в сердцах крикнув: «Не дают погоревать!» - дверь все же открыл. На пороге стоял сторож конторы дистанции - принес путевку на снегоочистительные работы.

Фома пришел на станцию. Здесь расписался в приказе. Платонов дополнил текст своими ремарками. Так, он говорит: «В то время попробуй не распишись». Пухов вместе с другими рабочими отправляется расчищать путь для красноармейцев. Фронт совсем близко - в шестидесяти километрах.

Авария

Стоит ли читать «Сокровенного человека» Платонова в кратком содержании? На чтение сокращенного варианта уйдет минут пять. Но, конечно, изложение не передаст красочного, сочного языка советского классика. Характеристику своему герою Платонов дает словно между строк. Фома Пухов в начале произведения создает впечатление человека равнодушного. Происходит авария. Снегоочиститель останавливает казачий отряд. Машина тормозит, в результате рабочие получают травмы, а машинист погибает. «Как он нарвался на штырь, дурак?» - произносит Пухов, увидев изуродованное тело погибшего. Казалось бы, его совсем не трогает трагическая смерть молодого человека. Быть может, немного удивляет.

На станции Лиски

Рабочих освобождают «красные». При этом казаков, завязших в снегу, расстреливают. Даже по краткому содержанию повести «Сокровенный человек» Платонова можно понять, насколько тяжелыми и жестокими были годы Гражданской войны. Люди словно не замечали горя, смертей.

О печальных событиях Пухов тут же забывает. На станции Лиски он видит объявление: "Требуются механики на Южный фронт". Скоро весна, на снегоочистителе делать нечего. Нам уже известно из краткого содержания «Сокровенного человека»: Платонов в этой повести рассказывает об одиноком человеке, который после смерти жены готов скитаться по стране. Товарищ Пухова остается. Сам же он оправляется на юг.

На корабле

Из краткого содержания «Сокровенного человека» А. Платонова можно узнать о том, какие исторические события отражены в этой книге. Пухов устраивается рабочим на пароход, который направляется в Крым - в тыл к Врангелю. Но из-за штурма достигнуть крымских берегов не удается.

Тем временем приходит весть о взятии «красными» Симферополя. Несколько месяцев Фома проводит в Новороссийске. Здесь он трудится старшим монтером на береговой базе. Вспоминает умершую жену, грустит…

Возвращение домой

Главный герой повести Платонова отправляется в Баку, где встречается с матросом по фамилии Шариков. Этот человек принимает участие в восстановлении Каспийского пароходства. Шариков отправляет Фому в командировку, где тот должен заняться привлечением местного пролетариата.

Пухов внезапно возвращается домой. Здесь он снова предается грусти. Возвращаясь и переступив порог своего дома, он вспоминает о том, что это жилище принято называть очагом. Но что за домашний очаг без женщины и огня?

Неудачный план

На город нападают "белые". Для того чтобы ликвидировать противника, Пухов предлагает следующий план: пустить несколько платформ с песком на бронепоезд. Однако идея оказывается неудачной.

Приходят «красные» и спасают город. После Пухова многие обвиняют в предательстве. Ведь реализация плана с платформами привела к гибели рабочих. Однако многие все же понимают, что Пухов всего-навсего «придурковатый мужик». После этого случая Фома пишет письмо Шарикову, тот направляет его в Баку. Главный герой уезжает на нефтяные прииски.

Баку

Шариков назначает Пухова машинистом на нефтяной двигатель. Эта работа ему по душе. Хотя здесь квартиры у него нет, он ночует на инструментальном ящике в сарае. Однажды Шариков предлагает ему стать коммунистом. Пухов отказывается. Отказ свой объяснил следующим образом: «Я природный дурак». Все чаще он грустит, скучает по умершей жене. Таково краткое содержание рассказа Платонова «Сокровенный человек».

Анализ

Герои Платонова косноязычны, речь их своеобразна, может показаться безграмотной. Но в этом особенность прозы советского писателя. Пухов пытается понять революцию. Это выражается в его своеобразных размышлениях.

В советской художественной литературе довоенных лет встречаются чаще герои пролетарского происхождения. На их фоне Фома Пухов выглядит немного странным. В отличие от персонажей Островского, Фадеева, Фома не верит в революцию. Он сомневается в коммунистических идеях. В душе платоновского героя коренится неудержимое желание познать мир, стремление самому убедиться в истинности революционных идей. Он чем-то напоминает Фому неверующего. Этого библейского персонажа не было с апостолами, когда происходило воскрешение Иисуса Христа. А потому он отказывался верить в чудо. До тех пор, пока не коснулся ран Христа. Однако, согласно одной из версий, Фома был единственным апостолом, который сумел постичь сокровенный, тайный смысл учения Иисуса Христа.

Пухов имеет что-то общее и с мужиками из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Некрасовские герои тоже пытаются постичь загадку счастья. Пухова интересует не так быт, как бытие. А его непохожесть, отличие от других людей заметно уже в первой сцене, о которой было сказано выше.

Главный герой повести «Сокровенный человек» - вечный странник. Может показаться, что Пухов путешествует совершенно бесцельно. Вокруг все заняты каким-либо делом, имеют строгие суждения относительно того или иного вопроса. А у Пухова революция не находит в душе отклика. Он ищет подтверждения идеи о всеобщем счастье. При этом во время своих блужданий по стране не раз видит смерть. Увиденная реальность порождает новые сомнения в революционных идеях.

Для творчества Андрея Платоновича Платонова характерны устойчивые, сквозные темы. И одним из ключевых в его произведениях является образ странника. Вот и Фома Пухов, герой повести «Сокровенный человек», отправляется в путь на поиск смысла пролетарской революции и вечной истины. Писатель назвал своего любимого героя «сокровенным человеком», духовно одаренным, «потаенным», то есть внешне вроде бы простым, даже равнодушным, каким-то Иваном-дурачком, а на деле - глубоким философом и правдоискателем. «Без меня народ неполный», - говорит он, давая понять, что кровью и плотью связан с нацией. Он привык странствовать, этот Пухов, и если народ пошел в поход за золотым руном, то он тоже покидает свой домишко. География повести чрезвычайно обширна: из провинциального Похаринска герой отправляется то в Баку, то в Новороссийск, то в Царицын, то снова в Баку. Чаще всего мы видим его в дороге. Дорога была важнейшим лейтмотивом в произведениях Радищева и Гоголя, Лескова и Некрасова. Как и у русских классиков, дорога у Платонова - сюжетобра-зующий элемент. Сюжет повести состоит не в столкновении красных и белых, не в противоборстве героя с враждебными силами, а в напряженных жизненных исканиях Фомы Пухова, поэтому сюжетное движение возможно только тогда, когда герой находится в дороге. Как только он останавливается, его жизнь теряет историческую перспективу. Так происходит со Зворычным, Шариковым, Пере-вощиковым. Становясь синонимом духовного поиска, дорога у Платонова постепенно теряет свое пространственное значение. Перемещения Пухова по просторам России весьма хаотичны, логически не мотивированы: «почти бессознательно он гнался жизнью по всяким ущельям земли» (гл. 4). Причем, несмотря на точность географических названий, упомянутые в повести города не имеют конкретных примет и вполне могли бы быть заменены другими. Дело в том, что у героя нет пространственной цели, он ищет не места, а смысла. Блуждания души не нуждаются в реальном, предметном обрамлении.

Художественный мир А. П. Платонова. Вера А. П. Пла-тонова в силу добра, в свет души человеческой не могла не найти своего воплощения на страницах произведений писа-теля. Герои Платонова — это люди-преобразователи, смело подчиняющие себе природу, устремленные в светлое буду-щее. Поиск ответов на вечные вопросы и строительство но-вого часто сопряжен с мотивом странничества, сиротства. Эти постоянно сомневающиеся и жаждущие истины люди, любимые герои А. П. Платонова, ищут «смысл жизни в серд-це». Насыщенность повествования, философичность и уни-версальность обобщений отличают произведения А. П. Пла-тонова, свой метод писатель определил так: «Сущностью, сухою струею, прямым путем надо писать. В этом мой новый путь».

Повесть «Сокровенный человек» (1928). Произведение посвящено событиям, связанным с революцией и Граждан-ской войной. Главный герой, машинист Фома Пухов, после смерти жены попадает на фронт и участвует в Новороссий-ском десанте. Он не понимает смысла своего существова-ния, балагурит и провоцирует людей на спор, во всем сомне-вается, да и само имя героя вызывает ассоциацию с Фомой неверующим. Его несет по земле в общем людском потоке по «проселкам революции». На сложные жизненные вопро-сы герой старается вначале не обращать внимания, но со-кровенный внутренний мир берет верх над всем внешним. Широко распространенное в «новой» литературе 20-х гг., «преображения» сознания героя под влиянием революции с Пуховым не происходит. На фоне скрытого вырождения хо-роших идей «природный дурак» Пухов остро ощущает несо-ответствие ожиданий и реальности и испытывает разоча-рование, а потому некоторые его шутки провоцируют читательскую грусть. Показателен яркий эпизод экзамена, который сдает Фома Пухов: «Что такое религия? — не уни-мался экзаменатор. — Предрассудок Карла Маркса и народ-ный самогон. — Для чего нужна религия буржуазии? — Для того, чтобы народ не скорбел. — Любите ли вы, товарищ Пу-хов, пролетариат в целом и согласны ли за него жизнь поло-жить? — Люблю, товарищ комиссар, — ответил Пухов, что-бы выдержать экзамен, — и кровь лить согласен, только что-бы не зря и не дуриком!»

Чувство разочарования в конце 1920-х гг. становится для самого Платонова острым, болезненным. Стихия, которая должна была преобразовать общество, подчинилась офици-озной обрядности. Радость жизни, рожденная революцией, и тревога за ее будущее отражаются в повести.

Вся композиция повести подчинена решению авторского замысла, отразившегося в самом названии: пройти с героем его дорогу, на которой Пухов пытается уяснить все происхо-дящее вокруг него. В пути и происходит саморазвитие пер-сонажа. «Нечаянное сочувствие к людям, одиноко работав-шим против вещества всего мира, прояснялось в заросшей жизнью душе Пухова. Революция — как раз лучшая судьба для людей, верней ничего не придумаешь. Это было трудно, резко и сразу легко, как нарождение». Причин, по которым герой отправляется в путь, автор открыто не называет, но читатель понимает их самостоятельно. «Сокровенный чело-век» — это человек, с необычным, сокрытым в глубине души миром, стремящимся к познанию окружающего и не под-дающегося навязываемым извне общепринятым представ-лениям о жизни.

В современной цивилизации, по мнению писателя, поте-ряно родство человеческих душ, связь между человеком и миром природы. Долгий путь обретения истины в себе, что-бы изменить что-то и вокруг, совершает Фома Пухов. Он на-много честнее окружающих его «строителей будущего». «Природный дурак» не стремится воспользоваться возмож-ностью карьерного роста. Герой отправляется в Новорос-сийск, определяя для себя свое решение внутренней необхо-димостью: «Горные горизонты увидим; да и честней как-то станет! А то видал — тифозных эшелонами прут, а мы си-дим — пайки получаем!.. Революция-то пройдет, а нам ни-чего не останется!» Показателен в этом плане другой персо-наж повести, воплощающий в себе иную правду времени, — матрос Шариков. Фома не терпит лозунговости, пустой бол-товни, Шариков же прекрасно усвоил дух времени, нашел себе «теплое» местечко и на совет Пухова лично «укреплять революцию» делом («бери молоток и латай корабли») отве-чает настоящим хозяином: «Чудак ты, я ж руководитель Кас-пийского моря! Кто ж тогда будет заправлять тут всей крас-ной флотилией?»

Знаменательно, что духовный поиск не приводит к внеш-ним изменениям главного героя: в начале повести мы видим его машинистом снегоочистителя, а в конце машинистом нефтяного двигателя. Поезд (а в творчестве А. П. Платонова это символ революции, сам писатель отмечал: «Слова о па-ровозе-революции превратили для меня паровоз в ощуще-ние революции»), в который садится герой, идет в неизвсст- ном направлении (этот символ приобретает эпический характер). Вспыхнувший было интерес к собственному буду-щему («Куда он [поезд] едет?»), быстро сменяется у Пухова смирением («Поезд трогался куда-то дальше. От его хода Пухов успокаивался и засыпал, ощущая теплоту в ровно ра-ботающем сердце»). Фоме нужно пройти по дорогам страны самому, увидеть все собственными глазами, прочувствовать своим сердцем (сказывается неверующая натура). Новорос-сийск, освобождение Крыма от Врангеля (механик на судне «Шаня»), поездка в Баку и встреча с матросом Шариковым составляют определенные этапы жизни героя и обретения Пуховым смысла своего существования. Сама дорога, дви-жение становится сюжетообразующим началом, и как толь-ко герой останавливается где-то, его жизнь теряет остроту, утрачивается духовный поиск. Зворычный и Шариков, на-пример, в своем застывшем состоянии такого развития не получают.

Попытка героя разобраться, как изменилась жизнь людей под влиянием «исторической бури», приводит персонаж к мысли, что истинная цель, подлинные чувства утрачены. Звучащий на страницах повести мотив смерти тесно связан с мотивом всеобщего сиротства. (И тот и другой становятся центральными в творчестве А. П. Платонова.) Тема смерти вводится в повествование не случайно. Революция не только не смогла воскресить мертвых (философская идея Н. Федо-рова была воспринята самим А. П. Платоновым), но принес-ла, и автор постоянно обращает на это внимание читателя, новые смерти.

Некая бесчувственность сердца главного персонажа в начале пути (режет колбасу на гробе жены) сменяется ощу-щением глубокого единения с миром, что и понимается как смысл жизни. В финале повести происходит прозре-ние: «Пухов шел с удовольствием, чувствуя, как и давно, родственность всех тел к своему телу. Он постепенно дога-дывался о самом важном и мучительном. Он даже остано-вился, опустив глаза, — нечаянное в душе возвратилось к нему. Отчаянная природа перешла в людей и в смелость ре-волюции». Материал с сайта

Своеобразие языка. В произведении находит свое отра-жение авторское представление о нерасторжимости мира внешнего и внутреннего, материального и нематериального. В повести «Сокровенный человек» изображение жизни осу-ществляется в единстве комического и трагического начала. Язык платоновского произведения отразил поиски нового языка, под знаком которого прошло начало XX в. Символи-ческие образы, которые в ряде произведений писателя по-вторяются, начинают выполнять лейтмотивную функцию. «Странный» язык повествователя Платонов использует для выражения внутреннего мира героя, который не имеет слов для передачи своих переживаний и умозаключений. В осно-ве языка Платонова лежит книжная речь с обилием отвле-ченной лексики (На стенах вокзала висела мануфактура с агитационными словами), смещением привычных языковых связей, когда последующее слово трудно предсказуемо, свертыванием и развертыванием предложений (Наконец по-езд уехал, постреливая в воздух — для испуга жадных до транс-порта мешочников), намеренным использованием тавтоло-гических повторов и др.

А. П. Платонов создает произведения, в которых изобра-жает не вещи, не предметы, а их смысл, писателя интересует не быт, а бытие, суть вещей. Образ Фомы Пухова, соединяя в себе «высокую трагическую и смеховую культуру», стано-вится одним из целой галереи ищущих и сомневающихся платоновских героев.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сокровенный человек рецензия
  • поиски смысла отдельного и общего существования в творчестве а.п.платонова
  • образ фомы пухова
  • сокровенный человек влияние произведения
  • мир героев платонова