Искусство и визуальное восприятие. Нисходящий процесс обработки визуала. Патологии и расстройства, связанные с проблемами в зрительном восприятии

Восприятие может интерпретироваться как процесс изменений, которые осуществляются в органах чувств и психике личности в результате воздействия на них отдельных характеристик физического объекта.

Эмпирические характеристики визуального восприятия

По своей сути процесс восприятия имеет двойственную природу: восприятие максимально объективно на уровне первичных сенсорных процессов; в то же время восприятие глубоко субъективно при осуществлении последующей интерпретации полученной информации, когда в обработку включается воображение и память.

Кроме того, восприятие обладает рядом уникальных характеристик, включая свойства константности, предметности, целостности и обобщённости.

Константность как одна из характеристик визуального восприятия

Определение 2

Под категорией константности понимают относительную устойчивость, независимость образа от условий его восприятия. Константность находит свое отражение в том факте, что размер, форма, цвет, величина физического объекта воспринимаются как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от анализируемых объектов, постоянно меняются

Константность восприятия обеспечивается активными действиями перцептивной системы.

Переоценить значение данного качества восприятия сложно: в случае отсутствия данного свойства при малейшем движении, изменениях расстояния до предмета, при каждом повороте головы, изменениях освещения постоянно бы изменялись все основные признаки предмета окружающей социально-природной среды, сама окружающая действительность, что существенно усложнило бы процесс познания объективной реальности, затруднило бы ориентацию личности в окружающем мире.

Предметность как сущностная характеристика визуального восприятия

Определение 3

Человеческий мозг подразделяет поступающую от перцептивной системы информацию от окружающей действительности на две неравные части: фон, который воспринимается как аморфное, неограниченное, неопределенное поле и предмет – четко очерченное, конкретное, расположенное на первом плане целое.

Четкость выделения отдельного объекта во многом обусловлена контрастностью. В случае отсутствия выраженной контрастности физический объект сливается с фоном, что существенно усложняет процессы его познания.

Выделяют два вида контраста: прямой, при котором предмет темнее фона, и обратный, при котором предмет воспринимается как более яркий, чем фон.

Целостность как эмпирическая характеристика визуального восприятия

Определение 4

Под целостностью визуального восприятия в современной научной литературе понимают характеристику процесса, сущность которой заключается в том, что любой физический объект воспринимается в качестве целого, даже если отдельные составные части этого объекта в текущий момент остаются недоступными наблюдению.

Целостность выступает приобретенной характеристикой перцептивного образа, сформированной в результате предметной деятельности и рефлекторных процессов личности, когда индивидуум на основании накопленного экзистенциального опыта объединяет отдельные характеристики объекта в единое целое.

Независимость восприятия целого от качества его отдельных составляющих проявляется в доминировании целостной структуры над отдельными составляющими.

Таким образом, визуальное восприятие выступает одним из важнейших рецепторно-психических процессов личности, обеспечивающих индивидууму возможности познания окружающей среды, формирования образов объектов реальности в сознании личности.

Допустим, нам нужен буклет про замки Германии. Информация для одной страницы буклета подготовлена в Ворде и выглядит так:

Элементы на странице можно можно сгруппировать иначе: заголовок, два подзаголовка, два блока текста, две картинки:

Такая группировка основана на одном из принципов визуального восприятия — принципе схожести : элементы с аналогичной формой, размером, очертанием или цветом воспринимаются как родственные.

Схожесть схожестью, но смысл потерялся. Этим грешат многие начинающие дизайнеры, которые при компоновке макетов создают по-своему красивые, но бессмысленные решения.

Создание страницы буклета

Вместо того, чтобы расположить на странице фотографии и тексты естественным образом, дизайнер решил соригинальничать:

Хм. Как-то обычно получилось.

Может так? Нет, не то, скучно.

О, придумал!

На первых двух «обычных и скучных» макетах изображения и текст соотносятся однозначно, двусмысленности не возникает. Взглянем теперь на «оригинальное дизайнерское решение». Описание замка Нойшванштайн на своем законном месте под фотографией, а вот Линдерхофу не повезло — текст расположился над изображением. Наш дизайнер наивно полагает, будто это знание само собой появится в голове у человека, просматривающего буклет. Естественно, это не так.

Попробуйте ответить на вопрос: какое из описаний соответствует левой верхней фотографии? Справа от него или снизу? «На верхней фотографии — Линдерхоф!» — скажет абсолютное большинство читателей. Их ответ будет обусловлен привычным для нас движением глаз, хотя он, по сути своей, ошибочен.

Показать или скрыть движение глаз.

Дизайнер ввел нас в заблуждение, создав бессмысленную конструкцию. Получается, что оригинальный дизайн делать нельзя? Все у всех должно быть одинаково? Конечно же, нет. Создавать интересный дизайн можно и нужно, но не в ущерб смыслу. Давайте посмотрим, без чего невозможно создание интересного и осмысленного дизайна.

Принципы визуального восприятия

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на то, что начальная композиция у нас целостная и дальнейшие манипуляции эту целостность нарушать не должны.

Для начала применим принцип близости — объекты, расположенные ближе друг к другу, воспринимаются вместе. Сблизим фотографии с соответствующими описаниями и разведем в стороны левую и правую половины макета для усиления эффекта.

Сразу стало ясно, что к чему относится, однако при этом нарушилась целостность, композиция развалилась на две отдельных колонки.

Попробуем по-другому. Нарисуем вертикальную линию, которая разделит плоскость страницы на две отдельных области. При этом мы используем принцип общей зоны — элементы, которые находятся в одной области, воспринимаются вместе.

Линия не оставляет другого варианта, кроме как соотнести между собой изображение и текст, которые находятся по одну сторону. Однако она вновь портит целостность, смотрится инородно. Возможно ли обойтись без нее? Да.

Общая зона может быть задана фоном. Уберем линию и создадим цветную подложку в правой половине макета. Это наглядная демонстрация принципа связи — графически связанные (например, линиями или плашками) элементы воспринимаются как родственные.

При этом Линдерхоф будет выделен, что опять нарушает целостность.

По-прежнему опираясь на принцип связи , нарисуем стрелки-указатели.

Для усиления связи используем описанный ранее принцип схожести по визуальной «массе» между подзаголовками (названиями замков) и стрелками — превратим последние в треугольники. Кроме того, что они сами по себе выступают в качестве указателей, пустота между фотографией и описанием заполняется и на нас дополнительно работает принцип близости .

Обратите внимание, как два, казалось бы, незначительных по размеру «пятна» с правильно подобранной формой и расположенные в нужном месте меняют смысл.

Плашки, линии, цвет, взаимное расположение отдельных элементов — это не просто графические приемы. При правильном применении они передают нужный смысл, и, наоборот, неумелое их использование может привести к созданию очень красивой, но абсолютно бессмысленной работы. Когда в следующий раз будете создавать или оценивать дизайн — помните об этом.

Разделение объектов

До последнего абзаца рассуждения шли о связи, объединении объектов. А если требуется отделить объекты друг от друга? Очевидно, что их нужно сделать различными по форме, размеру, цвету, расположению. Посмотрим, как это реализуется на практике на примере тизера для этой статьи.

Тизер (Википедия) — рекламное сообщение, которое содержит часть информации о продукте, но при этом сам товар не демонстрируется.

Что вы видите в первую очередь? Слова «жара» и «лофт». Обратите внимание, что ни фон, ни разные по цвету буквы, не могут помешать привычному для нас движению глаз слева направо и сверху вниз. Лишь затем мы видим слова «жало» и «рафт» на разноцветных плашках. Противоположный цвет букв здесь используется для усиления эффекта разделения.

Теория эстетического восприятия строится на том, что восприятие в основе своей представляет познавательный процесс, определяемый формами и типом зрительного восприятия.

Особый акцент будем делать на том, что эстетическое восприятие не пассивный, созерцательный акт, а активный творческий процесс.

По мнению Арнхейма - автора интереснейшей книги "Искусство и визуальное восприятие", каждый акт визуального восприятия представляет собой активное изучение объекта, его визуальную оценку, отбор существующих черт, сопоставление их со следами памяти, их анализ и организацию всего этого в целостный образ.

В 20-х годах XX века появилось новое направление в психологии - гештальт. Термин гештальт не поддаётся однозначному переводу на русский язык, он обладает целым рядом значений: целостный, образ, структура, форма. И его можно употреблять без перевода, означая целостное объединение элементов психической жизни, несводимое к сумме составляющих его частей. В своих работах гештальтпсихологи уделяли большое внимание проблемам восприятия. Они выступали прежде всего против ассоциативной теории восприятия, господствовавшей в психологических теориях XIX века. Они стремились доказать, что восприятие носит целостный характер и строится на основе создания целостных структур - гештальтов. Вместо абстрактных вопросов о том, как мы видим три измерения, что такое сенсорные элементы, как возможно их объединение, гештальтпсихологи выдвинули реальные и конкретные проблемы: как мы видим вещи такими, какими они являются в действительности; как фигура воспринимается отдельно от фона; что такое поверхность; что такое форма; почему можно, ничего не меняя в предмете, "изменить" его вес, размеры и другие параметры.

Попробуем разобраться, как мы видим, и помочь себе научиться управлять зрительным восприятием.

Итак - любое восприятие есть также и мышление, любое рассуждение есть в то же время интуиция, любое наблюдение - также и творчество. А каждый человек видит и слышит только то, что понимает, и отвергает то, что не понимает.

Часто считают, что глаз похож на фотокамеру. Однако существуют совершенно не сходные с камерой признаки восприятия. Глаз снабжает мозг информацией, кодирующейся в нервную активность - цепь электрических импульсов, которая в свою очередь с помощью своего кода и мозговой активности воспроизводит предметы. Это как буквы при чтении, символы не являются рисунками. Никакой внутренней картинки не возникает! Для мозга это структурное возбуждение и есть предмет.

Наш мозг группирует предметы и простые фигуры и продолжает (дорисовывает) незаконченные линии. Несколько линий - вот что нужно для глаза, остальное доделает мозг в меру своего развития и понимания.

В процесс зрительного восприятия включаются и знания об объекте, полученные из прошлого опыта, а этот опыт не ограничивается зрением, здесь и осязание, и вкусовые, цветовые, обонятельные, слуховые, другие чувственные характеристики этого предмета.

Восприятие выходит за пределы непосредственно данных нам ощущений. Восприятие и мышление не существуют независимо друг от друга. Фраза: "Я вижу то, что я понимаю" указывает на связь, которая действительно существует.

Описывая предметы и вещи, мы постоянно указываем на их соотнесённость с окружающей средой. Ни один предмет не воспринимается изолированно. Восприятие чего-то означает приписывание этому "чего-то" места в системе: расположение в пространстве, степень яркости, цвет, величина, размер, расстояние и т.п. Меняя прическу, мы вдруг замечаем, что лицо немного округлилось. Подбирая фасон платья, мечтаем "вы тянуть" ноги и шею и "уменьшить" объём талии. Мы видим больше, чем попадает на сетчатку глаза. И это не является действием интеллекта!

Кажется невероятным, но любая линия, нарисованная на бумаге или нанесённая на поверхность предмета (в нашем случае на одежду или на лицо), подобна камню, брошенному в спокойную воду пруда. Всё это - нарушение покоя, мобилизация пространства, действие, движение. И зрение воспринимает это движение, это действие.

Здесь вступают в работу перцептивные силы. Являются ли эти силы реальными? В воспринимаемых предметах - нет (конечно, ваш рост не увеличился оттого, что вы надели костюм в вертикальную полоску), но эти силы можно рассматривать в качестве психологических двойников или эквивалента физиологических сил, действующих в зрительной области головного мозга. Назвать эти силы иллюзиями нет основания, они иллюзорны не в большей мере, чем цвета, присущие самим предметам, хотя цвета с физиологической точки зрения - это всего лишь реакция нервной системы на свет с определенной длиной волны.

Зрительный анализатор, пожалуй, самый сильный из всех существующих. С помощью зрения человек познает окружающую реальность, воспринимает первичную информацию о мире. То, что он видит, вызывает у него положительные или отрицательные эмоции, помогает глубже понять то, как устроена жизнь вокруг.

Люди с нарушением зрения страдают не только от того, что не могут что – то увидеть, у них наступает состояние депривации от невозможности наполнить свою эмоциональную сферу новыми впечатлениями. Часто можно наблюдать, как слабовидящие личности начинают более тщательно прислушиваться к звучащему слову, пытаясь как – то компенсировать свой недостаток.

Особенности зрительного восприятия

Как и у любого другого анализатора, у зрения есть свои физиологические особенности, позволяющие ему максимально полно воспринимать предметы и явления окружающего мира.

Восприятие цветов

Здоровый человеческий глаз способен воспринимать все существующие цвета. Такой феномен возможен благодаря совершенному строению зрительного анализатора. Ученый Гельмгольц сформулировал понятие светочувствительности и определил, от чего зависит восприятие зеленого, красного, фиолетового и других цветов. Он сказал также про возбуждения, которые регулируются зрительными нейронами в коре головного мозга и создают ощущение наличия того или иного цвета.

Восприятие пространства

Под остротой зрения понимается обычно способность различать отдельные предметы. Чем более четкая эта особенность, тем ярче возможность человека хорошо видеть. Острота зрения проверяется с помощью специально разработанных таблиц, в которых буквы расположены таким образом, чтобы наиболее четко и полно отобразить реальную картину. Человеческий глаз способен объять довольно большое пространство вокруг себя, уловить мельчайшие единицы, находящиеся как вблизи, так и вдалеке. Причем при очень близком расстоянии зачастую некоторые вещи упускаются, а на расстоянии видятся отчетливее.

Восприятие расстояния

Расстояния могут оказаться достаточной преградой для рассмотрения предметов только у человека, у которого прогрессирует или уже имеется близорукость. В ином случае, имея здоровое зрение, людям не приходится жаловаться на то, что некоторые объекты, расположенные вдалеке, ими не воспринимаются отчетливо. По своей сути, зрительный анализатор может одинаково хорошо видеть как вблизи, так и вдалеке.

Восприятие темноты

Человеческий глаз обладает уникальной способностью видеть в полной темноте. Если индивида внезапно поместить в темное пространство, то он сначала ничего не увидит, не сможет различать предметы. Но спустя пару минут зрительный анализатор адаптируется к новым условиям и постепенно становится возможным различать сначала очертания отдельных предметов, а затем даже ориентироваться в пространстве. Защитный механизм, который включен в строение глаза, позволяет человеку, оказавшись в экстремальных условиях, сохранять способность к ориентации на местности.

Нарушение зрительного восприятия

Слабовидящие люди не могут воспринимать мир с той остротой, какая доступна здоровому человеку. Любое нарушение зрения обязательно сказывается на способности глаза к аккомодации и собственно восприятию предметов и явлений. Экспериментально было доказано, что у частично зрячих людей скорость восприятия объектов значительно снижена. То есть, тем, кто слабо видит, сначала требуется приблизиться к предмету на определенное расстояние, рассмотреть его, а уже потом формировать свое индивидуальное отношение к нему. Здоровый человек может делать эти же действия почти моментально, с легкостью, не задумываясь над тем, что происходит в следующую минуту.

Нарушение зрительного анализатора характеризуется рядом признаков и особенностей, которые необходимо обозначить отдельно.

  • Снижение способности видеть в темноте. Люди, у которых в той или иной степени подсело зрение, часто жалуются на то, что в кромешной тьме даже по прошествии двух — пяти минут глазам сложно адаптироваться, и они буквально теряют ориентир в пространстве. Если же человека резко переместить из светлой среды в темную, то ему будет достаточно сложно понять, в какую сторону двигаться. В данной ситуации, пожалуй, помогает только нахождение в знакомой обстановке и представление о расположении предметов.
  • Чувство дискомфорта. Человек, который плохо видит, постоянно испытывает чувство внутренней неполноценности. Ему приходится значительно напрягаться для того, чтобы получить нужную информацию. Несмотря на все свои усилия, тем не менее, он никогда не обладает информацией в полном объеме, так как часть ее обязательно оказывается потерянной. Часто такая личность вынуждена обращаться к другим людям с просьбой о содействии (например, прочитать мелкий текст, находящийся на некотором расстоянии), что само по себе иногда может сопровождаться неловкостью и смущением.
  • Психологическая депривация. Данное состояние приходит потому, что человек в течение жизни, так или иначе, привыкает к комфортным условиям, которые его окружают. Способность видеть воспринимается им не как огромный физический феномен, а скорее, как данность, без которой невозможно обходиться. Поэтому, когда зрение вдруг по непонятной причине начинает снижаться, то личность оказывается в ситуации растерянности. Возникает угнетенное состояние души, когда кажется, что краски мира тают на глазах и никогда уже не сделается лучше. Если при этом человек вынужден отложить в сторону свои занятия (например, работу за компьютером), то возникает дополнительное чувство ограниченности и нередко, безысходности, пока не будут оказаны реальная помощь и поддержка.

Коррекция зрительного восприятия

Всякое нарушение зрительного анализатора нуждается в обязательной коррекции. К сожалению, в настоящее время, когда большая часть людей предпочитает проводить досуг не в общении с близкими и природой, а за компьютером и телевизором, зрение портится гораздо быстрее, чем в прежние годы. Молодежь незаметно проводит все больше времени перед монитором, тем самым постепенно «садит» глаза и даже не фиксирует эти изменения. Ниже приведены полезные рекомендации, которые помогут сохранить зрение надолго и улучшить его в случае, если имеются небольшие нарушения.

Профилактический осмотр. Врача – офтальмолога необходимо посещать не реже одного – двух раз в год. За этот период вполне возможно выявить видимые изменения остроты зрения и предпринять соответствующие шаги. Если на очередном осмотре выяснится, что зрение заметно ухудшилось, то следует обязательно проконсультироваться, как можно его улучшить. Часто на начальном этапе требуется пропить определенные витамины, и зрение постепенно начнет приходить в норму. Врач – офтальмолог даст нужные рекомендации, если необходимо, выпишет корректирующие очки.

Делать перерывы в работе за компьютером. Деятельность, требующая высокой концентрации внимания и сосредоточения взгляда, подчас приводит к тем или иным проблемам со зрением. Если ваша работа требует постоянного сидения за монитором, есть повод задуматься и побеспокоиться о своем здоровье. Нельзя сидеть несколько часов кряду за компьютером и не отрывать взгляд. Замечено, что в таком положении мы моргаем гораздо реже, что приводит к пересыханию роговицы глаза. Не помешает купить капли для глаз, приобрести специальные очки для работы за монитором, если напряжение происходит ежедневно.

Носить очки, если они показаны. Многие пренебрегают этим простым правилом и продолжают перенапрягать свои глаза. Вместо того, чтобы носить очки, люди почему – то предпочитают щуриться, испытывать определенные неудобства. Кто – то откровенно стесняется носить очки, другим это неудобно, третьи просто забывают. Конечно, когда зрение понижено не намного, вполне можно обходиться и без этого аксессуара. Но если имеет место быть миопия в тяжелой форме, то уже не обойтись без них.

Выполнять упражнения для глаз. Все знают, что упражнения для глаз имеют высокую эффективность. Но люди почему – то мало пользуются этим средством, хотя пользу от него подчас нельзя измерить. А требуется только выработать у себя привычку регулярно выполнять эти несложные действия.

Устраивать себе разумные перерывы. Люди, профессия которых связана с компьютером, должны понимать, что без ежедневной заботы о своих глазах, они могут постепенно испортить зрение. Вот почему столь необходимо делать небольшие перерывы каждый час на десять – пятнадцать минут. В это время можно выпить стакан чая или кофе, выйти на улицу, чтобы подышать свежим воздухом или просто пройтись по комнате.

Занятия по развитию зрительного восприятия

Ниже приведены упражнения, позволяющие скорректировать понижающееся зрение и способствовать его сохранению на долгие годы. Развитие зрительного восприятия начинается с принятия осознанного решения. Если выполнять данные рекомендации каждый день, результат будет ощутим уже через неделю. Уйдут напряжение и жжение в глазах.

  • Пальминг. Это упражнение иногда называют «Тепло твоих ладоней». Суть его заключается в следующем: нужно закрыть глаза, положить на них ладони и посидеть в таком положении несколько минут. Оно особенно эффективно тогда, когда вы сильно устали и текст на экране монитора уже плохо воспринимается. За пять – семь минут глаза отдохнут и вам станет легче. Непременное условие: глаза нужно закрыть ладонями таким образом, чтобы дневной свет в них не проникал. В данном случае темнота будет воздействовать как лечебный фактор, оказывая благотворное воздействие.
  • Рисуем «змейку». В момент сильной усталости можно попробовать нарисовать движением глаз змею, которая ползет справа налево, а потом слева направо. Такая тренировка отлично подойдет тем, у кого деятельность требует постоянной сосредоточенности и напряжения. Упражнение позволяет расслабить глазные мышцы и вернуть прежнюю остроту зрения.
  • Глаза «по кругу». Мысленно рисуем круг и водим глазами по кругу: вверх – вправо – вниз — влево. Повторить несколько раз. Суть этого замечательного упражнения заключается в том, чтобы как можно аккуратнее выполнять данное действие. Во время упражнения глаза расслабляются и отдыхают.
  • «В разные стороны». Попробуйте хаотично совершать несложные движения глазами: вверх, вниз, вправо, влево, смотреть в дальний угол комнаты и на кончик собственного носа. Суть заключается в том, чтобы выполнять эти действия не в четкой последовательности, а вразбивку. Так достигается острота зрения и внимание к мелочам.

Таким образом, зрительное восприятие человека – сложный и высокоорганизованный процесс, требующий грамотного ответственного подхода. Работа зрительного анализатора очень важна для всего организма и, к счастью, она поддается коррекции.

«Творчество начинается с видения. Виденье –

это уже творческий акт, требующий напряжения»

Анри Матисс

Теория эстетического восприятия строится на том, что восприятие в основе своей представляет познавательный процесс, определяемый формами и типом зрительного восприятия.

Особый акцент будем делать на том, что эстетическое восприятие не пассивный, созерцательный акт, а творческий, активный процесс.

Каждый акт визуального восприятия, по мнению Арнхейма (автора интереснейшей книги «Искусство и визуальное восприятие»), представляет собой активное изучение объекта, его визуальную оценку, отбор существующих черт, сопоставление их со следами памяти, их анализ и организацию всего этого в целостный образ.

В 20 годах теперь уже прошлого ХХ века появилось новое направление в психологии, оно называется гештальтом. Термин гештальт не поддается однозначному переводу на русский язык, он обладает целым рядом значений: целостный, образ, структура, форма. И его можно употреблять без перевода, означая целостное объединение элементов психической жизни, несводимое к сумме составляющих его частей. В своих работах гештальтпсихологи уделяли большое внимание проблемам восприятия. Они выступали прежде всего против ассоциативной теории восприятия, господствовавшей в психологических теориях Х1Х века. Они стремились доказать, что восприятие носит целостный характер и строится на основе создания целостных структур – гештальтов. Вместо абстрактных вопросов о том, как мы видим три измерения, что такое сенсорные элементы, как возможно их объединение, гештальтпсихологи выдвинули реальные и конкретные проблемы: как мы видим вещи такими, какими они являются в действительности, как фигура воспринимается отдельно от фона, что такое поверхность, что такое форма, почему можно ничего не меняя в предмете, «изменить» его вес, размеры и другие параметры.

Попробуем разобраться, как мы видим и, тем самым, помочь себе научиться управлять зрительным восприятием.

Итак – любое восприятие есть также и мышление, любое рассуждение есть в тоже время интуиция, любое наблюдение – также и творчество. А каждый человек видит и слышит только то, что понимает и отвергает то, что не понимает.

Часто считают, что глаз похож на фотокамеру. Однако существуют совершенно не сходные с камерой признаки восприятия. Глаз снабжает мозг информацией, кодирующуюся в нервную активность – цепь электрических импульсов, которая в свою очередь с помощью своего кода и определенной структуры мозговой активности воспроизводит предметы. Это как буквы при чтении, символы не являются рисунками. Никакой внутренней картинки не возникает! Для мозга это структурное возбуждение и есть предмет.

Очень интересна тенденция нашего мозга группировать предметы и простые фигуры и продолжать (дорисовывать) незаконченные линии. Несколько линий – вот что нужно для глаза, остальное доделает мозг в меру своего развития и понимания. (Карикатуры, видение в пламени или в облаках – лица и фигуры, гадание на кофейной гуще и т.д.)

Можно с полной уверенностью сказать, что в процесс зрительного восприятия включаются и знания об объекте, полученные из прошлого опыта, а этот опыт не ограничивается зрением, здесь и осязание и вкусовые, цветовые, обонятельные, слуховые, а возможно даже температурные, болевые и другие чувственные характеристики данного предмета.

Восприятие выходит за пределы непосредственно данных нам ощущений. Восприятие и мышление не существуют независимо друг от друга. Фраза: «Я вижу то, что я понимаю» - указывает на связь, которая действительно существует.

Описывая предметы и вещи, мы постоянно указываем на их соотнесенность с окружающей средой. Ни один предмет не воспринимается изолированно. Восприятие чего-то означает приписывание этому «чего-то» определенного места в системе: расположение в пространстве, степени яркости, цвета, величины, размера, расстояния и т.п. Меняя прическу, мы вдруг замечаем, что лицо немного округлилось. Подбирая фасон платья, мечтаем «вытянуть» ноги и шею и «уменьшить» объем талии. Можно сказать с полной уверенностью, что мы видим больше, чем попадает на сетчатку глаза. И это не является действием интеллекта!

Это кажется невероятным, но любая линия нарисованная на бумаге или нанесенная на поверхности предмета (в нашем случае на одежде или на лице), подобна камню брошенному в спокойную воду пруда. Все это нарушение покоя, мобилизация пространства, действие, движение. И зрение воспринимает это движение, это действие.

Здесь вступают в работу перцептивные силы. Являются ли эти силы реальными? В воспринимаемых предметах их естественно нет (конечно, вы не выросли, надев одежду в вертикальную полоску и не расширились от горизонтальной), но их можно рассматривать психологическими двойниками или эквивалентом физиологических сил, действующих в зрительной области головного мозга. Назвать эти силы иллюзиями нет основания, они являются иллюзорными не в большей мере, чем цвета, присущие самим предметам, хотя цвета с физиологической точки зрения это всего лишь реакция нервной системы на свет с определенной длиной волны (но об этом чуть позже).

РАВНОВЕСИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ.

Обсуждая вопрос о влиянии местоположения объекта на его восприятие, мы неизбежно сталкиваемся с фактором равновесия. С точки зрения физики равновесие – это состояние тела, в котором действующие на него силы компенсируют друг друга. Данное определение относится и к перцептивным силам. Как и всякое физическое тело, каждая имеющая границы визуальная модель обладает точкой опоры или центром тяжести. Для чего нужно равновесие в создании образа? Несбалансированная композиция, будь то рисунок, расстановка мебели, подбор одежды или цветов и линий макияжа и прически, выглядит случайной, временной. Когда отсутствует спокойствие и ясность, у нас создается впечатление разрушения или неаккуратности. Например, одежда клоуна – красное и голубое, делящее тело пополам – и фигура кажется нелепой, хотя обе половинки туловища и их физический вес равны. Можно с полной уверенностью сказать, что отсутствие равновесия приводит к невозможности восприятия единого целого.

ВЕС. При создании визуальной композиции нельзя забывать и о кажущемся весе. Вес зависит от местоположения детали или предмета. Элемент, расположенный в центре композиции или близко к нему весит меньше, чем другие. Деталь в верхней части кажется тяжелее, чем внизу, а расположенная с правой стороны имеет больший вес, чем с левой. Вес зависит и от размера, естественно, что больший предмет будет и выглядеть тяжелее. Теперь, что касается «веса» цвета, то красный (теплый) цвет тяжелее голубого (холодного), а яркие и светлые цвета тяжелее темных. Например, чтобы взаимно уравновесить черное и белое необходимо площадь черного пространства сделать чуть больше белого. На вес оказывает влияние также форма предмета и направление воспринимаемых объектов. Правильная геометрическая форма всегда выглядит тяжелее, чем неправильная. Например, при сравнении одинаковых по весу и по цвету шара, квадрата и треугольника наиболее тяжелым кажется шар.

НАПРАВЛЕНИЕ. Направление, так же как и вес, влияет на равновесие, т.е. на создание общего впечатления от предмета. Очень важно понять и запомнить, что в вытянутых формах, пространственная ориентация которых отклоняется от горизонтали или вертикали на небольшой угол, это направление становится главенствующим. Самым простым и доступным примером этого правила является немного смещенный шов на когда-то модных чулках со швом!

ПРАВАЯ И ЛЕВАЯ СТОРОНА. Трудная проблема возникает в связи с асимметрией правого и левого. Любой предмет, расположенный справа, выглядит тяжелее левого. Специалисты считают, все, что расположено слева имеет большее значение для наблюдателя, чем то, что расположено в центре или справа. Вспомните, где стоит трибуна оратора, где происходит главное действие на сцене: посередине, а чаще слева. Данное явление связывают с доминированием левого полушария коры головного мозга, в котором содержатся высшие мозговые центры – речь, чтение и письмо.

ОЧЕРТАНИЕ. В сущности, зрение – это средство практической ориентации в пространстве. Зрительный процесс означает «схватывание», быстрое осознание нескольких характерных признаков объекта. (Плохо пропечатанная фотография превратила лицо в несколько серых пятен, но мы его узнаем) Можно сказать, что человеческий взгляд – это, в какой-то степени, проникновение в сущность предмета. А очертание – всего лишь одна из существенных характеристик предмета, улавливаемая и осознаваемая человеческим глазом. Очертание – это граница массы. Но вот интересный пример, мы не видим скрытую сторону мяча, но твердо знаем, что мяч круглый. То, что нам знакомо, выступает как знание, которое прибавляется к непосредственному наблюдению.

Гештальтпсихологи считают, что любая стимулирующая модель воспринимается наиболее простой, т.е. предмет, который мы видим, состоит из небольшого числа характерных структурных особенностей. И чем дальше от нас находится предмет, тем более простой формы фигуру мы видим. При более пристальном рассматривании мы начинаем видеть и детали.

ПОДОБИЕ. При создании любой композиции необходимо помнить и принцип подобия: чем больше схожи между собой части какой-либо воспринимаемой модели, тем сильнее они будут объединяться в целое. Элементы, связанные подобием формы, цвета, размера и т.д., стремятся быть расположенными в одной плоскости. Подобие создает сильный зрительный эффект, формируя и образовывая зрительные модели. И чем проще модели, получающиеся таким образом, тем сильнее они бросаются в глаза, часто разбивая композицию или создавая новую.

Дальнейшее развитие принципа подобия частей находит свое выражение в закономерности, которая имеет дело с внутренним подобием зрительно воспринимаемого объекта: когда существует выбор между несколькими возможностями продолжения кривых (а человеческое тело, хочу напомнить, состоит только из них), то предпочтение отдается тому, которое наиболее последовательно сохраняет внутреннюю структуру. И еще, всегда интервалы между криволинейными отрезками мысленно заполняются нами и достраиваются до полной окружности. Также доказано, что подобие фигур или цветовых пятен выражается не в строгом повторении предыдущего, а в постепенном изменении формы. И глаз зрителя, вынужденный следовать за этим перцептивным движением, видит новую форму!