Медитативное упражнение «розовый куст. С разрешения участницы арт-терапевтического курса Проективная методика розовый куст интерпретация

Рис. 1

Использование метода «символдрама»,

как способа диагностики динамики полового самосознания у мужчин

С.А. Мартыненко (Харьков), Я.Л. Обухов (Москва) 1

Методика символдрамы, предложенная немецким психотерапевтом Ханскарлом Лёйнером (1921-1996), является одним из современных методов психотерапии, который ориентирован на глубинную психологию 2 .

До последнего времени в отечественной сексопатологии аналитически ориентированные методы противопоставлялись академическому классическому клиническому подходу к пониманию динамики развития и становлению сексуального влечения (либидо). Однако, детальное изучение возможностей использования метода «символдрама» в клинической практике врача-сексопатолога позволило выявить безусловную связь основных понятий классической сексологии и закономерностей развития используемого в технике символдрамы образа соответствующего мотива.

Цель настоящей работы - показать, как динамика развития имагинативных процессов при представлении образов по технике символдрамы, отражающая глубинные особенности личности, непосредственно соответствует основным фазам развития сексуального либидо, описанным проф. Г.С. Васильченко (Общая сексопатология. Под ред. Г.С. Васильченко, 1977). Васильченко определяет «либидо» (лат. «влечение», «желание», «похоть») более узко, чем это принято в психоанализе. Как известно, в психоанализе либидо – это энергия, подоснова всех преобразований сексуального влечения. В аналитической психологии К.Г. Юнга понятие «либидо» используется в расширенном смысле и означает «психическую энергию» как таковую (Лапланш Ж.; Понталис Ж.-Б., 1996). По Васильченко, сексуальное либидо для мужчины - это интерес к женщине как к половому партнеру и желание провести с ней половой акт (Общая сексопатология. Под ред. Г.С. Васильченко, 1977). Васильченко выделяет следующие фазы развития либидо:

    понятийное либидо – для него характерно абстрактное (понятийное) отношение к женщине и отсутствие чувственного опыта; мальчик, юноша, мужчина только думают о женщине в соответствии со своими абстрактными представлениями;

    платоническое либидо – эта стадия предпочтения, восхищения, идеализации женщины; для нее характерна способность юноши или мужчины выбрать одну женщину, которой посвящаются все мысли, желания, чувства - словно «…рыцарем на картине, что на звезды смотрит и ждет» (Н. Гумилев); негативной стороной платонической стадии развития либидо является то, что чувственный компонент сексуальных отношений рассматривается как грязный и греховный;

    эротическое либидо – для него характерны тактильные прикосновения, поверхностный (без прикосновения к гениталиям) и глубокий (с прикосновениями к гениталиям) петтинг;

    сексуальное либидо, при котором происходит половой акт;

    зрелая сексуальность – это способность создать устойчивые взаимоотношения с постоянной партнершей, что делает возможным не только удовлетворение сексуальных потребностей, но и позволяет реализовать потребность в создании семьи; зрелая сексуальность предполагает способность к самоограничению и сдерживанию.

Указанные фазы развития сексуального либидо характеризуют прежде всего процесс онтогенеза, когда ребенок, подросток, а затем взрослый человек последовательно проходят интерес к противоположному полу сначала на понятийном, затем на романтическом, потом на эротическом и, в конце концов, на сексуальном уровне. В то же время описанная Васильченко последовательность фаз сексуального либидо характерна также для развития чувств по отношению к конкретному объекту любви. Сначала чувства испытываются на платоническом уровне, затем на романтическом, потом происходит эротическое сближение, и лишь потом отношения достигают сексуального уровня. Достижение более зрелой фазы сексуального либидо не перечеркивает предыдущие фазы. Они продолжают играть важную роль в сложном комплексе сексуальных отношений, образуя основу для более зрелых отношений. Всегда возможны сочетания различных фаз сексуального либидо. Формально перейдя к последующей фазе развития сексуального либидо, человек по существу может внутренне остаться на предыдущих стадиях.

Выделение фаз развития сексуального либидо имеет важное значение для проведения психотерапии нарушений сексуального поведения, которые могут быть вызваны фиксацией, застреванием на промежуточной стадии развития либидо или ситуацией, когда в ходе развития отношений с женщиной какая-то фаза пропущена или прожита в недостаточной мере. В таких случаях, как показывает клинический опыт, переживание последующих фаз не будет стабильным.

Клиническая практика неоспоримо доказывает надуманность противопоставления классических, академических методов отечественной сексопатологии и современных психоаналитически ориентированных методов психотерапии и дает основания использовать символдраму как метод лечения и диагностики. Особенно эффективным метод символдрамы оказался у лиц с выраженным образным мышлением. Он позволяет также вести лечебно-диагностическую работу с пациентами, испытывающими трудности в выражении своих эмоций и переживаний на вербальном уровне, которым очень сложно выразить свое внутреннее отношение к женщинам, особенно в тех случаях, когда необходимо выявить тонкие нюансы внутреннего восприятия, оценки, отношения к женщине, как к партнеру в интимной близости. Сказанное относится также к невозможности получить от пациента какие-либо обобщения относительно своего внутреннего отношения к женщине, как к противоположному полу.

В применении метода символдрамы для диагностики динамики полового самосознания у мужчин, нами использовался предложенный Х. Лёйнером мотив «куст розы », когда пациента просят представить куст розы на краю луга, а затем сорвать с него один цветок (Leuner H., 1994; Лёйнер Х., 1996). Символ куста розы или шиповника на краю луга глубоко связан с немецкой архетипической культурой, на которую опирался Х. Лёйнер. Особенно популярно в Германии стихотворение И.В. Гёте «Дикая роза», которое знает наизусть каждый школьник, на слова которого исполняются романсы.

Мальчик розу увидал,

Розу в чистом поле,

К ней он близко подбежал,

Аромат ее впивал,

Любовался вволю.

Роза, роза, алый цвет,

Роза в чистом поле!

«Роза, я сломлю тебя,

Роза в чистом поле!»

«Мальчик, уколю тебя,

Чтобы помнил ты меня!

Не стерплю я боли».

Роза, роза, алый цвет,

Роза в чистом поле!

Он сорвал, забывши страх,

Розу в чистом поле.

Кровь алела на шипах.

Но она - увы и ах! –

Не спаслась от боли.

Роза, роза, алый цвет,

Роза в чистом поле!

(Перевод Д. Усова)

Важным является, как выглядят цветы, нерешительность пациента сорвать цветок («Розе будет больно…»), его страх уколоться и т. п. Этот мотив имеет центральное значение для лечения сексуальных расстройств.

Наши исследования показали, что в славянской культуре мотив «куст розы » также оказался диагностически и психотерапевтически высокоэффективным. При этом нами выделены следующие этапы развития процесса имагинации, которые являются существенными для развития процесса диагностики.

После проведения предварительной беседы с сидящим в удобном кресле или лежащим на кушетке пациентом проводится упражнение на релаксацию по методике, близкой к аутогенному тренингу по Й. Шульцу 3 . После чего пациенту предлагается представить «луг ».

После возникновения образа пациент дает его общую характеристику, включая как подробные детали, так и чувства и субъективные оценки образа в целом. Следует расспросить пациента о погоде, времени года, времени суток; о размерах луга, о том, что находится по его краям, о растительности на лугу. Образ луга - это матерински-оральный символ, отражающий как связь с матерью и динамику переживаний первого года жизни, так и актуальное состояние, общий фон настроения. Фактор настроения может быть представлен в характере погоды, времени суток и времени года. В норме это летнее время года или поздняя весна, день или утро, погода хорошая, на небе солнце; вокруг богатая, сочная растительность, представленная обилием трав и цветов; луг приветливый, даже ласковый, залитый ярким солнечным светом (Лёйнер Х., 1996; Обухов Я.Л., 1997).

Спустя 3-5 минут работы по технике мотива «луг » пациенту предлагают оглядеться вокруг и посмотреть, есть ли где-то куст розы. Как правило, куст розы представляется где-то на краю луга. Пациента просят его подробно описать. Указанное описание дает возможность исследовать понятийную фазу развития сексуального либидо по классификации Васильченко.

На этом этапе пациент получает инструкцию выбрать один из цветов розы, который нравится ему больше всего. Пациент дает развернутое описание выбранного цветка и указывает основания своего предпочтения. Особенно важным является субъективный эмоциональный чувственный тон, связанный с объектом выбора. По классификации Васильченко этот этап соответствует платонической фаза развития либидо.

Трудности в выборе конкретного цветка на кусте розы могут быть вызваны фиксацией на сочетании понятийной, эротической и сексуальных фаз развития либидо при недоразвитии платонической фазы. Символдрама открывает возможность для проведения соответствующей диагностики и психокоррекции.

Цветок следует обрисовать во всех подробностях, описать его цвет, размер, форму, описать, что видно, если заглянуть в чашечку цветка и т. п. Цвет розы может отражать степень сексуальной зрелости. Считается, что самые сильные эмоции вызывает у человека красный цвет. Сочетание красного, желтого и оранжевого цветов считается самым сексуальным. Розовые цветы могут символизировать инфантильность, «розовые мечты», желание, чтобы окружающие относились к тебе как к ребенку; желтые розы могут быть связаны с ревностью; белые розы – целомудренность, платонические, духовные отношения, идеализация; оранжевые розы – символ силы личности и возможного подавления окружающих. Листья на стебле символизируют витальную силу или ее отсутствие. Сам стебель символизирует фаллическое начало, опору, стержень личности. Шипы на стебле розы символизируют опасности, сопровождающие страсть. Если в воображении пациента их слишком много, то такой человек находится во власти страха и утрирует опасности. Если шипов нет или их очень мало, то такой человек пренебрегает опасностями, связанными с сексуальными отношениями, не замечает их, излишне легкомыслен.

Пациент 35 лет, женат, двое детей, находящийся в командировке вдали от дома, представил далеко на краю луга куст розы с нежными маленькими розовыми цветами, которые он связал с отношением к жене и к которым ему хотелось подойти. Но, сделав несколько шагов, он почувствовал слева сильный аромат роз. Повернувшись, он увидел куст роскошных красных и алых роз. Пациент решил «пойти налево» к красному кусту, в чем проявилась проблема выбора, связанная с недоразвитием платонической фазы сексуального либидо.

Рис. 2

На следующем этапе пациенту предлагается попытаться дотронуться в своем воображении кончиком пальца к стеблю, провести по нему, коснуться шипов, листьев, лепестков цветка и, наконец, вдохнуть аромат розы. Пациента расспрашивают о его чувствах и ощущениях. Важно описать также эмоциональный тон, непосредственно идущий от цветка. Соответственно, исследуется эротическая фаза развития либидо по Васильченко.

Далее пациенту предлагается сорвать или срезать розу, что символически характеризует формирование сексуальной фазы развития либидо. Некоторым пациентам (не достигшим, по классификации Васильченко, сексуальной фазы развития либидо) это сделать особенно трудно. Иногда пациенту жалко, что розе будет больно (фиксация на платонической стадии развития либидо, когда физическая близость, половой акт рассматриваются как что-то грязное). Другие боятся уколоться шипами (у них гипертрофированно чувство опасности перед возможными неприятными последствиями сексуальной близости). Один наш пациент представил на стебле розы много мелких иголочек, как на кактусе. Он знал, что, с одной стороны, это не так больно, и можно потерпеть. Но если он сорвет розу, ему потом долго придется вынимать из пальцев неприятные иголки. Тем не менее, это не остановило его сорвать цветок. В жизни пациент также был склонен к риску и был готов терпеть возможные неприятности, связанные с сексуальными отношениями.

По тому, как пациент относится к предложению сорвать розу, можно судить о степени его сексуальной зрелости, как это демонстрируют два следующих примера из практики Х. Лёйнера.

Х. Лёйнер работал с юношей 18 лет, не достигшим еще полной мужской зрелости, что отразилось при представлении «куста розы », как видно из следующего протокола: «Я вижу красивый широкий куст розы. Цветы все белые. Они мне очень нравятся, в них что-то приятное, нежное, закрытое.» (Психотерапевт: «Они еще закрыты, или некоторые уже открылись?») «Нет, все еще закрыты, многие только в бутонах.» (Психотерапевт: «Они все белые, или среди них есть также некоторые розовые или, может быть, красные цветы?») «Нет, все совершенно белые и нежные. Я гораздо больше люблю белые розы, чем розовые или красные» (Психотерапевт: «Могли бы Вы сорвать одну из роз, чтобы поставить дома у себя на столе в вазе?») «Нет, мне бы этого не хотелось, они слишком нежные, еще такие целомудренные. Мне кажется, было бы нехорошо их здесь рвать. Может быть, они вообще не будут цвести в моей вазе. К ним просто не прикоснуться.» (Leuner H., 1994, с. 177)

Х. Лёйнер отмечает, что не требуется никакого особого искусства интерпретации, все уже содержится в выражениях нашей речи. Бутоны символизируют неготовность к сексуальным отношениям, незрелость. Белый цвет символизирует целомудрие, платонические отношения.

И другой пример: Х. Лёйнер предложил тот же тест мужчине, который очень много ездил в различные поездки. Когда Х. Лёйнер попросил его представить «куст розы », ему сразу же представилась вместо куста хрустальная ваза, стоящая в его комнате. Ваза была полна уже срезанными крупными, душистыми розами. Они уже полностью раскрылись, на некоторых уже опадали отдельные лепестки, что свидетельствовало, с одной стороны, что «сорвать розу» не представляет для него никакой проблемы, розы сами уже готовы, а с другой стороны, наблюдалось уже некоторое пресыщение сексуальными отношениями. (Leuner H., 1994, с. 177)

Одной из причин невозможности сорвать розу (например, роза, к которой протягивает руку пациент, загорается пламенем и сгорает на глазах у пациента) может быть непреодаленная эдипальная зависимость от матери. Мужчина на бессознательном уровне продолжает относиться к матери как к объекту инфантильной сексуальной привязанности. Ей принадлежит вся его любовь. Автоматически включается табу на инцест – бессознательный запрет на сексуальные отношения с матерью. Поэтому связанная с любовью к матери роза часто представляется целомудренного белого цвета. Таким мужчинам обычно нравятся женщины, в которых они бессознательно «видят» мать, но по отношению к которым они внутренне не могут позволить себе осуществлять сексуальные действия. Непреодаленная эдипальная зависимость от матери, переживаемая на бессознательном уровне, может быть причиной нарушения эрекции. Проведение психотерапии по методу символдрамы позволяет эмоционально проработать эдипальный конфликт и преодолеть эректильную дисфункцию.

Пациент представил поле белых роз (рис. 3 ). Луг, поле – это символ матери, роза – символ любви. В бессознательном пациента вся любовь принадлежит матери. Но отношение к матери в силу табу на инцест не может быть эротичным или сексуальным. Поэтому либидо пациента фиксировано на платоническом уровне, что символизирует белый цвет роз на поле. На предложение психотерапевта, поискать, есть ли где-нибудь розовые или красные розы, пациент сказал, что за пределами луга (т. е. вне отношений с матерью) он «видит» красные розы. Но и там у него возникли трудности, когда ему нужно было сорвать цветок. Стебель розы превратился в длинный канат с якорем на конце, который словно пуповина, связывал его с землей. Глубинно-психологический подход в понимании символики, принятый в символдраме, считает, что земля, «мать сыра земля» – это важнейшие орально-материнские символы. Пациент бессознательно связан символической пуповиной с телом матери.

При диагностическом использовании режиссерские принципы ведения имагинации должны содержать в себе минимум императивности, что позволяет оценить дифференцированность фаз развития либидо, их гармоничность и центрированность. При пассивном, креативном раскрытии образа есть возможность исследовать механизмы регрессии и фиксации либидо в системном его понимании. Классическим примером подобной фиксации является невозможность выбора конкретного цветка (вариант полевого поведения, нарушение еще на стадии понятийно-эротической фазы), либо –невозможность сорвать понравившийся цветок из-за боли, причиняемой ему (фиксация на платонически-эротической фазе, боязнь сексуальных отношений, идеализация партнерши).

Р ис. 3

На последнем этапе пациенту предлагается отнести розу в дом и разместить ее там, что также иногда вызывает трудности у пациента. В доме пациент ставит розу в воду и любуется ею (с символической точки зрения, важно, захочет ли пациент подрезать стебель розы, добавить что-нибудь в воду, чтобы роза лучше стояла, и т. п.). Это символически характеризует развитие зрелой сексуальности, т. е. способности создать устойчивые взаимоотношения с постоянной партнершей, что необходимо для реализации потребности в создании семьи. Например, некоторые мужчины берут розу с корнями, что символизирует установку на то, чтобы «взять» женщину со всеми ее корнями, родственниками, близкими. Другие считают, что партнершу нужно сначала воспитать, исправив то, что не сделали ее родители. Они постоянно одергивают и поправляют партнершу («не болтай так много по телефону»), принимают за нее решения, навязывают ей свое представление о счастье и подталкивают к соответствующим действиям, демонстрируют, что не уважают ее интеллектуальные способности («ты это не поймешь»), неуважительно относятся к ее вкусам («как ты можешь слушать такую музыку»). В образе это может проявляться в том, что стебель розы нужно сначала подрезать, обжечь на огне, разбить молотком и т. п.

Один пациент, женат, двое детей, глубоко и искренне любящий жену, сорвал розу на клумбе, принес домой и поставил в вазу в спальне. Все оставшееся время он любовался ее. Только здесь роза расцвела во всей своей красе. Для пациента характерна зрелая сексуальность с устоявшимся выбором и стабильной системой ценностей.

Ошибочно мнение, будто психоаналитики все проявления человеческой жизни сводят исключительно к проявлению сексуального инстинкта. Зрелая сексуальность, с точки зрения современного психоанализа, предполагает не только биологическую потенцию и способность переживать оргазм, но и целый ряд психологических особенностей, которые необходимы человеку, чтобы любить и быть любимым. К таким психологическим свойствам немецкий психоаналитик Петер Куттер, директор Института психоанализа им. З. Фрейда во Франкфурте-на-Майне, в своем «Обзоре психоаналитических теорий влечения и их дальнейшего развития» (Kutter P., 1992) относит следующие факторы:

1. Способность учитывать и уважительно относиться к личности другого человека.

2. Достаточно высокая самооценка.

3. Относительная независимость и самостоятельность.

4. Способность к эмпатии, т. е. к сочувствию и вчувствованию в состояние другого человека.

5. Способность к частичной идентификации с другим человеком.

6. Способность устанавливать, поддерживать и сохранять отношения с другими людьми.

7. Необходимо благополучно пройти фазы сепарации и индивидуации по М. Малер.

8. Умение воспринимать чувства, «задействованные» в любви, а также способность к их развитию.

9. Должна быть благополучно достигнута и пройдена «депрессивная позиция » по М. Кляйн, т. е. способность воспринимать себя и других как потенциально «хороших» и «плохих».

10. Описанная Д.В. Винникоттом способность быть одному .

11. Должны быть в основном преодолены эдипальные конфликты.

12. Отношения с любимым человеком не должны быть чрезмерно отягощены переносом и проекциями из раннего детства, а также должны быть относительно свободны от объектной зависимости .

13. Должно быть положительным отношение к собственному телу.

14. Необходимо уметь переживать такие чувства, как радость , боль и печаль .

15. Необходимо освободиться от патологических фиксаций на непреодаленных стадиях развития в детстве.

16. Соответствующим образом должны быть скомпенсированы и выровнены дефициты в предшествующем развитии.

Указанная выше методика может быть проведена в различных модификациях, в зависимости от задач психотерапевта. Использование мотива «куст розы » оказалось высокоэффективным при лечении психогенных эректильных дисфункций, как показывает следующий пример из нашей практики.

К нам обратился пациент, по профессии техник-механик, 51 год, 30 лет в браке, двое детей 27 и 18лет. Живет с женой в отдельной квартире и жилищными условиями доволен. Небольшого роста (170 см), полный, с лысиной. Причина обращения – притупление оргазма и снижение эрекции, что не позволяло проводить введение полового члена без дополнительных манипуляций руками.

ТИ 1,95 (трохантерный индекс – соотношение роста и длины ноги). Оволосение на лобке по женскому типу. Сексуальная формула мужская по Васильченко (СФМ) 232-123-211-1 7/6/4/1 суммарный показатель 18 (довольно низкие показатели). Наблюдались застойные явления в предстательной железе. Одна из предположительных причин снижения эрекции – травма в пояснице.

Вспоминает, что интерес к женщине как к половому партнеру и желание провести с ней половой акт (либидо) проявилось примерно в 12 лет. Первое семяизвержение произошло при полюции в 14 лет. Мастурбировал с 15 до 21 года примерно два раза в неделю. Мастурбация была заместительного типа, т. к. не было женщины. С 17 до 21 года практиковал поверхностный и глубокий петтинг. Информацию о половой жизни получал от друзей. Первый половой акт был в 20 лет, расценил его как слишком быстрый. Частота половых сношений до брака составляла примерно два раза в неделю. В брак вступил в 21 год. Свою жену он выбрал по внешней и духовной привлекательности. У супруги сексуальность была пробуждена сразу. После брака в медовый месяц частота половых сношений составляла 3-4 раза в неделю. В условно-физиологический ритм (УФР), т. е. 2-3 половых сношения в неделю, вошел практически сразу, что является одним из признаков слабой половой конституции (в медовый месяц частота половых актов достигает иногда семи сношений в день). Максимальный эксцесс (количество заканчивающихся семяизвержением половых актов в сутки) не превышал двух. Последний раз два заканчивающихся семяизвержением половых сношения за сутки было у него в 45 лет. Легко переносит абстиненцию 14 дней. Абстиненция проявляется болью в яичках, на фоне абстиненции появляются полюции. Настроение перед половым актом обычно плохое, испытывает тревогу. Длительность полового акта 5-7 минут. На момент обращения сохранялись утренние спонтанные эрекции.

Пациент предпочитает широкий диапазон приемлемости (разные позы, нетрадиционные формы удовлетворения сексуальной потребности, орально-генитальные и орально-анальные ласки), однако в супружеской паре из-за позиции жены диапазон приемлемости узок, что является одним из факторов дисгармонии супружеских отношений. Предпочтительное время проведения полового сношения у пациента – в 4 часа утра. Позы проведения полового акта его устраивают. От нежелательной беременности пара предохраняется при помощи календарного метода по фазам менструального цикла.

Поведение жены перед половым актом пациента не устраивает, так как жена своими действиями и ласками не усиливает его сексуального возбуждения. Однако сам половой акт и половые отношения в целом его устраивают. В то же время, на бессознательном уровне отношения с супругой в целом не соответствуют желаниям и ожиданиям пациента.

У пациента существует феномен «потери полового члена во влагалище», так как жена после родов не тренировала мышцы влагалища на сокращение по технике W.H. Masters и V.E. Johnson.

Установка в сексе характеризуется социокультурным мифом «Мадонны и Блудницы»: он хотел бы иметь чистую, как мадонна, жену, женственную и верную, а половую жизнь вести с развратной блудницей, чувственной, доступной, кокетливой. У пациента игровой тип сексуальной мотивации: он любит в сексуальных отношениях игру, фантазию, творчество, любит экспериментировать. Психосоциальный тип – «мужчина-ребенок». В общении с супругом жена занимает позицию «обвинителя» (по В. Сатир). Пациент демонстрирует инфантильный тип привязанности.

Любит свою жену, мировоззрение и убеждения супругов соответствуют друг другу, моральные установки тоже взаимно соответствуют. Это во многом и удерживает их вместе. Ролевой позицией жены в семье в целом тоже удовлетворен. Внебрачные связи отсутствуют. Свою верность жене объясняет тем, что не было желания изменять, не было нужды в других женщинах. Иногда возникающие конфликты с женой связаны с семейным бюджетом.

Считает свою внешность затрудняющей контакты с женщинами, в том числе с целью сближения (низкий, толстый, лысый).

Было проведено пять сеансов психотерапии, включавшей три сеанса рациональной психотерапии, одно занятие по методу символдрамы (мотив «куст розы ») и одно занятие с использованием гипноза.

На четвертом сеансе пациенту было предложено представить «куст розы » по методу символдрамы. Пациент представил красно-желтые цветы, росшие прямо из паркета. Образ был неустойчивый, пациент тщетно пытался его удержать. Начался приступ нервной дрожи. Сидящего в кресле пациента колотило так, что ему пришлось судорожно вцепиться в подлокотники. Происшедшее произвело на пациента сильнейше эмоциональное впечатление. После этого состоялось аналитическое обсуждение, позволившее ему осознать свои проблемы, а также эмоционально их отреагировать. В результате у пациента восстановилась эрекция. На следующем, последнем пятом сеансе, он с радостью сообщил о своем выздоровлении. Для закрепления полученного эффекта и диагностики актуального состояния был проведен сеанс легкого гипноза, во время которого спонтанно возник образ куста розы. На этот раз образ был устойчивый. На кусте было много разнообразных цветов. Пациент испытывал радость и гордость, что он может легко представлять и удерживать образ любых роз.

Год издания и номер журнала:

Техника «Игра в младенца» 1)

Введение и обоснование

Соперничество между сиблингами в дошкольном возрасте - это результат появления в семье нового ребенка. Стресс, переживаемый старшими детьми, особенно велик в том случае, если разница в возрасте между ними и новорожденным меньше трех лет. Т. Филд и М. Райт (Field Т., Rite М., 1984) отмечают, что в играх детей дошкольного возраста вскоре после рождения брата или сестры проявляются зависть, агрессивность и повышенная тревожность. Для старшего ребенка увеличение семьи связано с новой ситуацией, в которой родительское внимание сосредотачивается на младшем брате или сестре, что объясняется не только необходимостью для матери большую часть своего времени проводить с новорожденным, но и с тем, что она недосыпает, испытывает переутомление или послеродовую депрессию.

В этой ситуации старший ребенок нередко стремится вести себя подобно младенцу, тем самым он неосознанно пытается привлечь к себе особое внимание - примерно такое же, какое уделялось ему, когда он сам был совсем маленьким. Вместо того чтобы препятствовать такому поведению, следует предоставить ребенку возможность снова побыть младенцем, создав ему для этого специальные условия и отведя определенное время. Эффективным может быть использование родителями «Игры в младенца».

Описание техники

Для проведения «Игры в младенца» матери потребуется 15-30 минут в день. Игра заключается в том, что мать по отношению к старшему ребенку ведет себя так, будто он снова стал младенцем. Ребенок вновь, подобно новорожденному, ощущает себя в центре материнского внимания и заботы, и это может снизить остроту переживаемых им чувств обиды и зависти.

В ходе игры мать не должна отвечать на телефонные звонки, чтобы уделить ребенку как можно больше внимания. Игра может начинаться с показа картинок или одежды, знакомых ему по первым годам жизни, либо с демонстрации видеозаписей, на которых он увидит себя младенцем. Возможно предложить ребенку одну из тех игр, в которые с ним играли в раннем детстве. После игры ее участники могут заключить друг друга в объятия. Применимы разные, индивидуальные подходы к ребенку. Например, мать, положив ребенка в кроватку или кресло-качалку и дав ему сосать бутылочку, которую он сосал в детстве, имитирует укачивание, показывает книжки, знакомые ребенку по первым двум годам жизни, в ходе игры нежно обнимает и целует ребенка или делает ему массаж, способствующий снятию напряжения, подражает речи новорожденного или поет колыбельную. Время от времени она может говорить ему:

Когда ты был маленьким, я тоже пела для тебя, так же играла с тобой, так же держала тебя на руках... Ты был таким хорошеньким. Мы так сильно любили тебя и так же любим сейчас. Я помню, как однажды...

Наилучший способ закончить игру - усыпить «младенца», обернув его в детское одеяльце. Благодаря этой игре ребенок оказывается в состоянии осознать, что когда-то он действительно являлся центром материнского внимания и получал от родителей все то, что теперь получает его новорожденный брат или сестра. Вследствие этого чувство зависти по отношению к ним теряет свою остроту.

Вот некоторые предметы, которые могут помочь ребенку пережить регрессивный опыт младенческой поры: детское одеяльце, бутылочка, пустышка, погремушка, пеленки, детский лосьон, резиновая игрушка и др.

  • Отведите специальное место и время для этой игры.
  • Не следует играть в присутствии других членов семьи.
  • Продолжайте регулярно играть с ребенком до тех пор, пока он не потеряет к игре интерес; затем можете предложить ему те игры, в которые он любил играть в раннем детстве; вскоре он вернется к соответствующей его возрасту стадии развития.
  • Отец и другие близкие ребенку люди могут играть так же, как и мать.
  • Старайтесь не обращать внимания на стремление ребенка играть роль «младенца» вне специально отведенного для игры времени, - это будет говорить ему о том, что вы ожидаете от него более зрелого поведения.
  • В процессе игры оставайтесь готовы принять ребенка в роли «младенца», тем самым вы сможете удовлетворить его потребность немного побыть таким «младенцем», но открыто не поощряйте и не провоцируйте этих потребностей.
  • Время от времени говорите ребенку о том, что вам очень нравится так играть, поскольку, не переставая гордиться тем, какой он взрослый, вы грустите о том времени, когда он был малышом.
  • Пытайтесь играть в эту игру, даже если ваш ребенок поначалу не принимает в ней активного участия; для некоторых детей требуется определенное время на снятие своей психологической защиты.

Использование направленной визуализации для активизации процесса игровой терапии

Введение и обоснование

В соответствии с экосистемным взглядом на игровую терапию и с учетом ее модальностных особенностей, можно считать, что основная цель лечения - помочь ребенку освоить новые эффективные стратегии поведения, которые позволят ему удовлетворять свои потребности, не мешая удовлетворению потребностей других людей. Дети с определенными поведенческими нарушениями или с проявлениями эмоционального дистресса, по-видимому, неспособны к эффективному удовлетворению своих потребностей либо не в состоянии удовлетворить их социально приемлемым образом. Чтобы помочь таким детям, специалист по игровой терапии должен в совместной деятельности обучить ребенка понимать собственные потребности и определять, что мешает ему эти потребности удовлетворять, а затем найти и способствовать освоению более эффективных поведенческих стратегий.

В подобной работе может быть использован метод направленной визуализации, который имеет много общего как с методами релаксации, так и с гипнозом. Если расположить все эти методы в виде единого континуума, на одном конце которого будут находиться обычные техники релаксации, а на другом - техники гипноза, метод направленной визуализации займет срединное положение. При использовании его в работе с детьми я вначале применяю упражнения, направленные на достижение фокусированного внимания на фоне релаксации, а затем вызываю у маленьких пациентов зрительные образы, способствующие прямому или опосредованному решению их проблем и удовлетворению потребностей. Метод направленной визуализации имеет два чрезвычайно ценных достоинства. Во-первых, ребенок получает контроль над своим телом и своими чувствами. Во-вторых, метод усиливает положительные результаты применения других техник игровой терапии за счет активизации творческого воображения, что позволяет ребенку моделировать в своих фантазиях разные жизненные ситуации и с помощью специалиста по игровой терапии развивать новые практические навыки. Другими словами, метод направленной визуализации может помочь ребенку освоить изощренные формы ролевой игры, и, хотя они могут быть чрезвычайно эффективны сами по себе, мне бы хотелось подчеркнуть здесь особые возможности направленной визуализации.

Описание техники

Метод направленной визуализации может быть использован на любом этапе процесса игровой терапии. Ребенок должен быть способен к последовательному выполнению простых команд и не должен сопротивляться релаксации. Хотя конечной целью является овладение приемами эффективной саморегуляции, на начальной стадии ребенок выступает в качестве ведомого, а психотерапевт обучает его тому, как выполнять инструкции. Детям младшего возраста можно предложить совершить путешествие в своем воображении, более старшим допустимо сказать, что направленная визуализация связана с развитием самоконтроля и опирается на приемы самогипноза.

Основополагающим в методе направленной визуализации является то, что психотерапевт обучает ребенка основам релаксации. Если ребенок не возражает, ему можно предложить лечь или расположиться в специальном кресле. Техника прогрессивной мышечной релаксации (Jacobson Е., 1938) является одним из наиболее эффективных способов подготовки ребенка к проведению сеанса направленной визуализации: ребенка просят сконцентрировать внимание поочередно на разных мышечных группах для того, чтобы добиться их наибольшего расслабления, а в конце достигается расслабление всех мышц. Маленькие дети могут испытывать определенные затруднения при проведении техники прогрессивной мышечной релаксации из-за необходимости сохранять неподвижность. Им больше подходит техника поочередного напряжения и расслабления основных мышечных групп (O"Connor К., 1991). Можно, например, попросить ребенка согнуть пальцы ног, а затем расслабить их, потом сдвинуть колени и расслабить мышцы бедер, напрячь живот и расслабить его и так далее. Каждая группа мышц медленно напрягается и расслабляется по несколько раз. Хотя глубокая мышечная релаксация способствует успешному проведению направленной визуализации, на начальных этапах работы достаточно просить ребенка просто выполнять команды, связанные с фокусировкой внимания на разных мышечных группах. Следует учить ребенка достигать релаксации с открытыми глазами. Это поможет ему в дальнейшем активизировать свое воображение в условиях, не способствующих погружению в полную релаксацию.

По достижении хотя бы минимальной релаксации можно вводить элементы направленной визуализации. Ее сюжет и связанный с ним круг образов должны соответствовать потребностям ребенка, его жизненному опыту и уровню психического развития. Такое соответствие хорошо продемонстрировано на приведенном ниже примере.

Майклу было восемь лет, когда его, в связи с наличием страхов, направили на игровую терапию. В жизни мальчика за последние годы происходили существенные изменения, а родители не уделяли Майклу достаточного внимания из-за переживаемого ими самими дистресса. Игровая терапия имела своей целью определение потребностей ребенка и тех препятствий, которые мешали их удовлетворению. Использование метода направленной визуализации обосновывалось необходимостью устранения имеющихся у мальчика невротических проявлений и снижения уровня тревоги (Майкл, в частности, испытывал настолько сильные страхи, что просыпался по ночам).

С учетом возраста мальчика для достижения релаксации была использована техника напряжения и расслабления мышц. Попытки уложить Майкла, укрыть его одеялом, подложить под голову подушку вызвали резкое усиление тревоги: мальчик опасался, что в этом положении он заснет и увидит страшный сон. Поэтому ребенку было предложено кресло, в котором он мог бы расслабиться.

В процессе беседы с Майклом оказалось, что наибольший релаксационный эффект вызывают воспоминания, связанные с плаванием в озере. Однако этот эффект сохранялся лишь до тех пор, пока мальчик представлял себя невдалеке от берега - там, где он видел дно озера и мог не опасаться, что на него набросятся водяные чудовища. Когда мальчик расслабился, психотерапевт попросил его представить себя лежащим на мелководье, у самого берега. Эту воображаемую картину затем удалось усилить, вызывая самые разные ощущения. Майкла попросили, например, почувствовать тепло и мягкость песка, на котором он лежал. Затем его попросили ощутить теплую воду, в которую было погружено тело, представить яркое голубое небо с пушистыми белыми облаками и услышать мягкий плеск волн. Ритм движения воды в ту и другую сторону был затем синхронизирован с дыханием мальчика - волны то набегали на него при вдохе, то отступали при выдохе. Майкл был очень доволен и загорелся желанием попробовать это упражнение дома. Психотерапевт посоветовал ему упражняться по утрам, сразу после пробуждения, с тем чтобы исключить преследовавший его страх заснуть, который мог бы помешать выполнению визуализации.

На следующем занятии психотерапевт научил Майкла вызывать приятный мальчику образ в целях самоконтроля, в процессе обсуждения его фобий. Если Майкл начинал испытывать страх, психотерапевт просил его дышать вместе с волнами, следуя их неторопливому размеренному темпу. Когда Майклу удавалось расслабиться, он по команде психотерапевта представлял устрашающие ночные образы. Поначалу Майкла просили вообразить себя лежащим в озере у самого берега, вызывая при этом в своем воображении чудовище, появляющееся в очертаниях облаков. Поскольку это были всего лишь облака, а не настоящие чудовища, они не производили на Майкла устрашающего впечатления. Чуть позже эти чудовища ожили, и Майклу удалось представить довольно сложный образ: из вод озера поднимались другие чудовища и устремлялись вверх, чтобы защитить мальчика от тех, что нападали на него с неба. Он превратился в воина, наделенного магическими способностями, от смешных слов которого расхохотавшиеся чудовища разлетались на куски. На этом этапе работы психотерапевт предложил Майклу в случае, если он вдруг проснется среди ночи от страха, использовать все опробованные образы для самоуспокоения. Поскольку Майклу удалось успешно применять этот прием, ему было предложено вызывать те же самые образы уже перед сном, чтобы предупредить появление ночных кошмаров. Мальчику удалось успешно влиять на характер сновидений и обеспечить достаточную степень контроля над своими страхами.

Как видно из приведенного описания, чрезвычайно важно, чтобы и сам процесс релаксации, и вызываемые образы находились под контролем ребенка. Психотерапевт, поначалу выступая в роли инструктора, в дальнейшем лишь дает сигнал к началу процесса релаксации, способствует лучшей концентрации внимания и объясняет, каким образом использовать упражнение в домашних условиях. Если ребенку все же не удается обеспечить достаточный контроль над процессом релаксации и визуализации во время сессии, маловероятно, что в домашних условиях он сможет успешно выполнять упражнение, и ему постоянно будет требоваться присутствие психотерапевта. Очевидно, что подобная работа, по крайней мере в описанном выше варианте, включает в себя элементы когнитивно-бихевиоральной психотерапии и систематической десенситизации. Как было отмечено во Введении, метод направленной визуализации повышает эффективность психотерапевтического процесса. В приведенном примере, несмотря на выраженность страхов, Майклу удалось всего за несколько недель снизить их уровень примерно на 80%, а в последующие несколько дней и вовсе избавиться от них. Освоив упражнение, он смог быстро добиться успеха. Аналогичное упражнение было затем использовано им в целях устранения других симптомов, связанных с повышенной тревожностью, и улучшения успеваемости в школе.

Техника «Розовый куст» 3)

Введение и обоснование

Впервые я познакомилась с техникой «Розовый куст» в монографии Дж. Стивенса «Осознание: исследования, эксперименты, опыт» (Stevens J., 1971). В этой книге описаны разные упражнения на воображение, предназначенные для взрослых. Я решила, что упражнение «Розовый куст» может быть легко адаптировано к работе с детьми И действительно, в течение многих лет мне удавалось успешно им пользоваться.

Я полагаю, что метод направленной фантазии или визуализаци является мощным инструментом, способным помочь детям выразить достаточно безопасным, щадящим образом подавленные чувства, потребности, устремления и мысли. Часто ребенок гораздо легче реагирует на метафорическое отображение его жизни, нежели на грубые реалистические образы. Фантазии являются мостом к детскому внутреннему миру, пройдя по которому ребенок может лучше разобраться в себе и признать свой внутренний мир как собственное достояние. Процесс направленной визуализации предполагает осознание метафорических образов и установление глубокой смысловой связи между этими элементами и внутренним миром ребенка, что способствует психической стабилизации и поддержке его личности.

Описание техники

Я прошу ребенка закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и представить, будто он превращается в розовый куст. Я говорю ему: «Ты можешь стать любым цветущим кустом, например (розовым кустом». Затем я спрашиваю, в какой же именно куст он превратился. Этот куст маленький или большой? Сильный или слабый? Есть ли на этом кусте цветы? Если есть, то какие? Какого они цвета? Их много или мало? Они полностью распустились или имеются лишь бутоны? Есть ли листья? Как они выглядят? Как выглядят побеги и ветви? Какие корни у этого куста или у него, может быть, вовсе нет корней? Если все же есть, то они длинные и прямые или изогнутые? Как глубоко они проникают в землю? Есть ли на кусте шипы? Где растет этот куст: во дворе, в парке, в пустыне, в поле, под луной или где-нибудь еще? Он стоит в горшке или растет прямо из земли, а может быть, пробивается сквозь бетон или асфальт? Что находится вокруг куста? Есть ли рядом другие розовые кусты, или он стоит один? Есть ли вокруг деревья, животные, птицы или люди? За счет чего живет этот куст? Кто за ним ухаживает? Хорошая ли стоит погода? Есть ли вокруг куста ограда, а может быть, камни или скалы?

Как видно из приведенных вопросов, я стремлюсь стимулировать детское воображение, предлагаю различные варианты и возможности формирования образа. Я заметила, что скованные дети, отличающиеся сильными защитными тенденциями, особенно нуждаются в помощи для начала полета творческой фантазии.

Затем я прошу ребенка открыть глаза и нарисовать розовый куст на фоне окружающего пейзажа. Обычно я говорю: «Не беспокойся за свой рисунок - он вовсе не должен быть твоей лучшей работой; если где-то не получится, ты сможешь мне объяснить». Позднее, когда ребенок начинает комментировать изображение, я записываю его слова. Я обычно прошу описывать куст в настоящем времени и от первого лица. Я задаю ребенку вопросы, обращаясь к нему как к кусту, например: кто за тобой ухаживает? ты одинок? кто обитает в твоих ветвях? и т. д. После того как ребенок закончит описание, я просматриваю записи и читаю вслух каждое его высказывание, чтобы он подумал, соответствуют ли они тому, что происходит с ним в реальной жизни.

Я успешно пользуюсь этим упражнением как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми, а также с семьями. Подростки - как юноши, так и девушки - особенно живо откликаются на него. Для них оно является эффективным средством самоопределения. Когда один подросток семнадцати лет сказал мне, что куст упал на землю и, видимо, умирает, для меня впервые стали очевидными его суицидные намерения.

Восьмилетняя девочка по имени Джина описала куст следующим образом: «На мне распустились алые розы, но я не вижу ни шипов, ни листьев, ни корней. Земля помогает мне выжить. Я расту в Диснейленде, потому что хочу быть счастливой. Я чувствую себя хорошо защищенной (вокруг куста имеется высокий забор). Садовник заботится обо мне и поливает меня раз в день. Сейчас стоит солнечный день. Я очень красива. Иногда мне одиноко. Сегодня вечером я собираюсь увидеться со своим папой. Я маленький кустик. Здесь никогда не идет дождь, лишь иногда - снег. Я вижу людей. Вокруг меня трава. Мне легко расти без корней, - если кому-то захочется меня пересадить в другое место, это будет проще сделать».

Позднее Джина прокомментировала собственные высказывания. «Я чувствую себя хорошо защищенной» - «Только не в реальной жизни». «Иногда мне одиноко» - «Я собираюсь сегодня вечером пойти к папе в гости». «Я маленький кустик» - «Мне хотелось быть поменьше ростом - я слишком большая». «Здесь никогда не идет дождь, лишь иногда - снег» - «Я не люблю дождь, жаль, что здесь не выпадает снег». «Если кому-нибудь захочется меня пересадить в другое место, это будет проще сделать» - «Я не знаю, что со мной будет». Джина удочерена, ее родители разведены. После их развода она явно страдает: часто плачет, испытывает ночные страхи, не может сконцентрироваться на уроках, несамостоятельна. Благодаря упражнению, мне стало очевидно, насколько тяжело ей в сложившейся ситуации и что она сильно беспокоится за свое будущее. Ей было очень трудно признаться мне в своих переживаниях, и лишь благодаря «Розовому кусту» мне удалось получить к ним доступ.

Упражнение «Представь, что ты это можешь» 4)

Дети действительно должны развивать в себе уверенность в своих силах. В книге «Как развить самостоятельность ребенка» Стивен Гленн пишет о том, насколько важно предоставить ребенку возможность быть самостоятельным: «Преобладает мнение, будто "хорошие" родители и учителя всегда объясняют ребенку, что и как делать. Однако наиболее эффективным является такой подход, когда родители и учителя предоставляют ребенку возможность самому найти способ решения своих проблем» (Glenn S., 1988).

Если ребенок вдруг осознает, что может сам выполнить то или иное действие (даже довольно сложное), он будет самостоятельно добиваться успеха, решая и те практические задачи, которые раньше казались ему непосильными.

Введение и обоснование

Иногда во время работы с детьми некоторые идеи рождаются внезапно, сами собой. Я не помню, когда и почему я начала применять этот метод для придания ребенку уверенности в своих силах. Однако, когда работаешь с учениками начальной школы, не всегда задаешься вопросом, почему это так, а не иначе, и отдаешь предпочтение любым упражнениям, которые имеют наибольший эффект.

Сколько раз в день ребенок может обратиться к учителю со словами:
- Никак не могу завязать шнурок. Помогите, пожалуйста.

Мне приходится видеть, как некоторые учителя становятся на колени, чтобы зашнуровать детский ботинок, даже если ребенок их не просит. Понимаю, что эти учителя заботятся о благе ученика, но они упускают возможность действительно помочь ему сформировать ценный навык, развить ответственность за свои поступки и повысить его самооценку.

Когда моя дочь посещала детский сад, один раз в неделю на добровольных началах я работала помощницей воспитателя. Воспитатель поручила мне научить детей самостоятельно завязывать шнурки. А теперь представьте себе с десяток мордашек, обращенных к вам в надежде, что вы, наконец, научите их завязывать шнурки.

Описание техники

Когда ребенок учится завязывать шнурки, он уже знает, что нужно делать, - он много раз видел, как это делают другие. Если вы попросите ребенка зашнуровать ботинки, он, возможно, ответит: «Я не знаю, как завязывают шнурки». Но если вы попросите его представить, будто он знает, как завязать шнурки, и показать вам, он сможет правильно выполнить, по крайней мере, несколько этапов этого процесса. Тогда вы сможете восхищенно воскликнуть: «Здорово, кое-что уже получается! Осталось чуть-чуть, ну-ка!» Вы можете воодушевить ребенка словами: «Ого, да ты и сам почти все умеешь!» или «Да ты просто притворялся, что ничего не умеешь, а на самом деле многое можешь сам». В воображаемой игровой ситуации ребенок чувствует себя более свободно и не опасается, что у него что-то не получится. А самостоятельно справившись с каким-либо заданием, он будет помогать и другим детям. Ценнее, по-видимому, сам процесс самостоятельного решения проблем, чем его результат. Взаимная же помощь детей дает им очень много. О чем бы ни шла речь, и психотерапевт, и воспитатель детского сада или учитель, и родители смогут воочию убедиться в том, как ребенок самостоятельно справляется с ситуацией.

Литература:

  1. Glenn S. (1988). Raising Self-Reliant Children in a Self-Indulgent World. Rocklin, CA: Prima Publishing and Communications.
  2. Field Т ., and Rite М . (1984). Children"s responses to separation from mother during the birth of another child. Child Development 55:130-1316.
  3. Jacobson E. (1938). Progressive Relaxation: A Physiological and Clinical Investigation of Muscular States and Their Significance in Psychology and Medical Practice, 2nd ed. Chicago: University of Chicago Press.
  4. Оа klander V. (1988). Windows to Our Children: A Gestalt Therapy Approach to Children and Adolescents. Highland, NY: Gestalt Journal Press.
  5. O"Connor K. (1991). The Play Therapy Primer. New York: Wiley.
  6. Singer J. L. (1973). The Child"s World of Make-Believe: Experimental Studies of Imaginative Play. New York: Academic Press.
  7. Stevens J. 0. (1971). Awareness: Exploring, Experimenting, Experiencing. Moab, UT: Real People Press.

Существует множество модификаций данной методики. В данной статье будет рассмотрено несколько из них.

1 . Данная методика описана у двух авторов Дж. Алан "Ланшафт детской души" и у В. Оклендера "Окна в мир ребенка". Они рассматривают розовый куст как метафору человека, его состояния, как отражение внутреннего мира. Методика позволяет получить информацию о внутреннем мире клиента, однако она не может быть основанием для точного диагноза.


Предлагается клиенту удобно сесть, закрыть глаза, расслабиться, сконцентрироваться на дыхании, на телесных ощущениях… "Представьте себе, что вы превратились в куст роз. Рассмотрите внимательно куст. Какой вы куст? Большой, маленький? Высокий или низкий? Сильный или слабый? Есть ли на кусте цветы, много ли и каких? Они полностью распустились или есть только бутоны? Какие стебли и ветки, есть ли на них листья? Есть ли на ветках шипы? Есть ли корни, какие они, как глубоко проникают в землю? Оглянитесь, где вы находитесь: в городе, в деревне, на клумбе или в вазе? Быть может, вы пробиваетесь сквозь бетон или растете внутри чего-то? Нет ли поблизости деревьев, птиц, животных или людей? Есть ли вокруг вас изгородь, или забор? Кто за вами ухаживает? Какая теперь погода? Что происходит с вами, когда меняется время года и становится холодно? Каково это – быть розовым кустом?"

Через несколько минут просим открыть глаза, и нарисовать себя в виде розового куста.

Варианты дальнейшей работы могут быть разными.

Выслушиваем рассказ автора о своем рисунке, задаем уточняющие вопросы. Такая форма работы имеет диагностическую направленность. Прежде всего, обращаем внимание на то, нравится ли возникший образ клиенту, является ли для него комфортным.

Оцениваем размер рисунка. Чем меньше нарисован розовый куст по отношению к целому альбомному листу, тем неувереннее себя ощущает себя человек. Если рисунок наоборот буквально «не умещается» на альбомном листе, это может говорить о расторможенности психических процессов ребенка, или сильной эгоцентрической позиции, импульсивности.

Темные тона, коричневый, серый и фиолетовый цвета говорят о неблагополучном эмоциональном фоне. Яркие теплые краски и оттенки - признаки психологического благополучия и внутренней гармонии.

Признаком агрессивности является большое количество колючек и шипов на кусте роз. Шипы могут выражать потребность в защите и символизировать о чувстве небезопасности.

О подавляемых страхах говорят нарисованные заборы или частоколы вокруг цветка. Сорванный или поломанный цветок также является признаком эмоционального неблагополучия, возможно серьезной психотравмы.

Признаками благополучия являются позитивные образы: пышный, цветущий куст, имеющий крепкие корни, с листвой, растущий рядом в другими растениями, за которым кто-то ухаживает. Дополнительными показателями эмоционального комфорта можно считать солнце, небо, другие цветы и деревья. К неблагополучным симптомам можно отнести: рисунок снизу листа, картины представляющие собой запустение и опустошенность, отсутствие ухода, куст без листьев, цветов, корней. Настораживает, если куст растет в пустыне, срезан, висит в воздухе.

2. В. Стюард пишет: “Роза, как и лотос, часто используется для олицетворения сердцевины человеческого бытия, а раскрывающаяся роза нередко символизирует разворачивающуюся психику… Если розовый куст берётся как олицетворение личности, легче увидеть, как можно использовать тему… Розовый куст в полном цвету говорит одно, роза зимой – другое, а куст, на котором все цветы завяли и поникли, – что-то ещё”.

Методика «розовый куст» символизирует эмоциональную сущность человека.

Инструкция:

1. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Одним словом, расслабьтесь.

2. Затем представьте себе розовый куст с множеством прекрасных, распустившихся цветов и совсем еще маленьких, закрытых бутонов… Остановите свой взгляд на одном из таких нераскрывшихся бутончиков. Пока еще он окружен зеленой чашечкой, однако на самом его верху уже можно разглядеть первый проглядывающий розовый лепесток. Сосредоточьте все свое внимание на этом цветке.

3. И вот уже зеленая чашечка начинает постепенно раскрываться. Становится видно, что она состоит из отдельных чашелистиков, которые постепенно отходят друг от друга, открывая все новые лепестки.

4. Наконец, все лепестки раскрылись – цветок полностью распустился. Ощутите его прекрасный аромат.

5. После чего представьте себе, что на розу упал луч солнца. Он отдает свой свет и тепло нежному цветку.

6. Загляните в самую сердцевину розы. Там вы увидите лицо некоего мудрого существа. Вы сразу ощутите его доброту, заботу и любовь – он хочет вам помочь и знает, как это сделать.

7. Поговорите с ним о том, что для вас является самым важным на сегодняшний день. Задайте вопрос, который больше всего волнует вас в эту жизненную минуту. Может быть вам будет вручен некий предмет или подарок. Не отказывайтесь от него. Попытайтесь разобраться в подсказках и откровениях, которые вы получили, даже если вам не вполне понятен их смысл. Возможно, осмысление придет позже…

8. Теперь отождествите себя с розой. Осознайте, что она и мудрое существо, обитающее в ней -всегда с вами. В любое время вы можете обратиться к ним, попросить поддержки, воспользоваться какими-то их ресурсами и качествами. Потому что вы и есть эта самая роза. Те силы, которые вдохнули жизнь в этот цветок, дают возможность и вам раскрыть вашу сущность, ваш внутренний потенциал.

9. Затем представьте себя розовым кустом, корни которого уходят в землю, питаясь ее соками, а цветы и листья устремлены к солнцу, греясь в его ласковых лучах. После чего откройте глаза.

Источники:

1. http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/08/27/metodika-rozovyy-kust

2. https://www.b17.ru/article/33432/

3. http://www.fineplogic.ru/fplos-270-1.html

4. Картинка: http://sova-golova.ru/wp-content/uploads/2011/09/куст-розы-бутон-300x201.jpg

Роза, без сомнения, истинная королева красоты, среди цветов. Распускающаяся роза — подобна человеку, готовому к постоянному развитию, открытому к встречам со всем новым, неизведанным и интересным. Психологи, практикующие метод символдрамы, уверены: заглянув в раскрывающийся розовый бутон, мы имеем возможность увидеть там много увлекательного и неожиданного, получить ответы на важные вопросы и, возможно, даже обнаружить в самой сердцевине цветка саму себя…Главное – включить фантазию.

Но сначала несколько слов о самом методе символдрамы. Его еще называют «сновидениями наяву» или «психоанализом с помощью образов». Основатель этого направления — немецкий психотерапевт Ханскарл Лейнер. А протекает сеанс примерно так. Человеку, удобно расположившемуся в кресле или лежащему на кушетке, предлагается представить какой-то определенный образ, например Луг, Дом, Гору, Пещеру, Ручей, Опушку леса или даже Ведьму на метле. Клиента просят полностью расслабиться, и сосредоточиться на видениях, возникающих перед его внутренним взором, не забывая во всех подробностях рассказывать терапевту обо всем, что происходит в его воображении.

В итоге, находящийся практически в трансе, ублаженный мягким, убаюкивающим звучанием голоса терапевта клиент повествует вроде бы о Ручье, Лесной опушке или Цветке, а на самом деле,в символической форме описывает свою собственную жизненную ситуацию.

А теперь вернемся к нашим розам, а точнее – к розовому кусту. Это упражнение – медитация, с помощью которого можно осуществить удивительное путешествие в собственное подсознание и открыть в себе внутренние резервы для более гармоничной жизни.

1. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Одним словом, расслабьтесь.

2. Затем представьте себе розовый куст с множеством прекрасных, распустившихся цветов и совсем еще маленьких, закрытых бутонов… Остановите свой взгляд на одном из таких нераскрывшихся бутончиков. Пока еще он окружен зеленой чашечкой, однако на самом его верху уже можно разглядеть первый проглядывающий розовый лепесток. Сосредоточьте все свое внимание на этом цветке.

3. И вот уже зеленая чашечка начинает постепенно раскрываться. Становится видно, что она состоит из отдельных чашелистиков, которые постепенно отходят друг от друга, открывая все новые лепестки.

4. Наконец, все лепестки раскрылись – цветок полностью распустился. Ощутите его прекрасный аромат.

5. После чего представьте себе, что на розу упал луч солнца. Он отдает свой свет и тепло нежному цветку.

6. Загляните в самую сердцевину розы. Там вы увидите лицо некоего мудрого существа. Вы сразу ощутите его доброту, заботу и любовь – он хочет вам помочь и знает, как это сделать.

7. Поговорите с ним о том, что для вас является самым важным на сегодняшний день. Задайте вопрос, который больше всего волнует вас в эту жизненную минуту. Может быть вам будет вручен некий предмет или подарок. Не отказывайтесь от него. Попытайтесь разобраться в подсказках и откровениях, которые вы получили, даже если вам не вполне понятен их смысл. Возможно, осмысление придет позже…

8. Теперь отождествите себя с розой. Осознайте, что она и мудрое существо, обитающее в ней -всегда с вами. В любое время вы можете обратиться к ним, попросить поддержки, воспользоваться какими-то их ресурсами и качествами. Потому что вы и есть эта самая роза. Те силы, которые вдохнули жизнь в этот цветок, дают возможность и вам раскрыть вашу сущность, ваш внутренний потенциал.

9. Затем представьте себярозовым кустом, корни которого уходят в землю, питаясь ее соками, а цветы и листья устремлены к солнцу, греясь в его ласковых лучах. После чего откройте глаза.

Возьмите лист бумаги формата А4, карандаш и краски. Нарисуйте то, что бы вы хотели подарить своему внутреннему ребенку. Это могут быть цветы, солнце, любовь и многое другое. В завершение работы напишите десять благодарностей своему детству.

Рис. 1. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Марии, 55 лет, во время стресса (см. иллюстрации).

Рис. 2. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Марии, 60 лет, 5 лет спустя (см. иллюстрации).

Коррекция внутреннего состояния

Что делать, если ваш внутренний ребенок на рисунке получился грустным, плачущим и т. п.? Можно попробовать свое состояние изменить, рисуя как можно чаще своего внутреннего ребенка, общаться с ним, помня, что это часть вашей души. Увидите, ваш внутренний ребенок повеселеет, станет другим на рисунке, ведь вы его не забываете, а значит, у него нет причин для грусти. Вслед за этим и у вас потеплеет на душе.

Рис. 3. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Елены, 38 лет

Рис. 4. «Подарок внутреннему ребенку». Рисунок Елены, 38 лет

Рис. 5. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Татьяны, 43 года

Рис. 6. «Подарок внутреннему ребенку». Рисунок Татьяны, 43 года

Методика «Розовый куст»

Данная методика позволяет получить ценную информацию о внутреннем мире человека. Рисуя розовый куст, вы фактически рисуете свой внутренний мир, а розовый куст является метафорой вашего состояния. Разработал эту методику психолог Джон Алан .

Выполнение

Для выполнения методики понадобится лист бумаги А4, простой и цветные карандаши, акварельные краски или фломастеры. Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь, дышите ровно, сосредоточившись на своих телесных ощущениях. Пустите в ход свое воображение и представьте себе, что вы превратились в куст роз, который внимательно рассмотрите. Какой это куст: маленький или большой, высокий или низкий? Есть ли на нем цветы, и какие они: в виде бутонов или с распущенными цветами, какие ветки – с шипами, с листьями или без них? Есть ли у вашего воображаемого куста корни, как глубоко они проникают в землю. А где растет куст: в городе, в пустыне, на клумбе или находится в вазе? Есть ли вокруг куста забор, деревья, другие цветы? Кто ухаживает за кустом? А когда наступают холода, как он себя чувствует? Попробуйте до тончайших деталей представить, каково это быть розовым кустом. Откройте глаза и нарисуйте себя в виде розового куста. Сначала сделайте на листе бумаги набросок простым карандашом, а затем раскрасьте рисунок так, как захотите.

Интерпретация рисунка

♦ Размер рисунка

Куст роз нарисован маленьким по отношению к листу бумаги – говорит о неуверенности человека, чем меньше рисунок по отношению к альбомному листу, тем ярче проявляется такое качество.

Куст роз очень большой, буквально не помещается на листе бумаги – указывает на сильную эгоцентричную позицию и импульсивность.

♦ Цвет

Черный цвет, темно-коричневый, серый и все темные цвета в рисунке говорят о возможном неблагополучном эмоциональном фоне человека.

Все яркие, сочные, теплые краски и их оттенки, которыми раскрашен рисунок, являются признаками психологического благополучия и внутренней гармонии.

♦ Благополучные признаки рисунка

Пышный куст с густой листвой, с крепкими корнями, с многочисленными бутонами или распустившимися цветками, который растет с другими такими же кустами. На благополучие внутреннего состояния человека могут указывать также нарисованное солнце, небо, яркие цветы, отсутствие всяких ограждений и т. д.

♦ Неблагополучные признаки рисунка

Большое количество колючек и шипов на ветвях – признак агрессивности, но в то же время может означать потребность в защите, чувстве безопасности.

Голые ветви без листьев, корней, куст растет одиноко в пустыне или висит буквально в воздухе – говорят о возможном внутреннем одиночестве, опустошенности, недостатке душевного тепла.

Сломанные цветы на кусте или срезанные в вазе – признак неблагополучия, возможная психологическая травма.

Забор, ограда или частокол вокруг куста – указывают на подавление каких-то страхов в себе, ограничения в действиях.

Рисунок расположен внизу альбомного листа – говорит о душевном дискомфорте.

Анализ рисунков

Екатерина, 49 лет . Жизнь сложилась благополучно, правда, в последнее время ощущает себя неуверенно. На фирме, в которой она работает, начались сокращения сотрудников, и у нее возникли переживания, что ее могут уволить. По характеру оптимистка, и тот пышный, красивый куст с красными, распустившимися розами, с большим количеством листьев, которые она нарисовала, говорит не только об этом, но и о ее внутреннем благополучном состоянии. Корни, уходящие в землю, указывают на прочность ее положения и что в настоящий момент ей переживать не стоит.

Рис. 7. «Розовый куст». Рисунок Екатерины, 49 лет (см. иллюстрации).

Николай, 69 лет . На пенсии, но до сих пор занимается спортом и физической закалкой. Женат много лет. Живут дружно и хорошо со своей женой. По характеру спокойный, но замкнутый. На просьбу сначала представить, а затем нарисовать куст роз откликнулся мгновенно, сказав, что уже этот куст видит в своем воображении. На рисунок у него ушло не более 5 минут, и вот что получилось. Нельзя сказать, что куст густой, всего четыре ветки с небольшим количеством листьев. Зато хорошо видны шипы на ветвях, что указывает на потребность в защите, обретение чувства безопасности. Маленький заборчик вокруг куста указывает на подавление каких-то страхов в себе и ограничение в своих действиях.Коррекция внутреннего состояния

Что делать, если ваш рисунок содержит большое количество неблагополучных признаков? Вы можете самостоятельно изменить свое состояние. Для этого в течение двух недель снова и снова рисуйте куст роз, представляя, как за ним ухаживают, как его поливают, как через какое-то время на нем распускаются бутоны, появляются ярко-зеленые молодые листики. Куст может измениться, а вслед за ним изменится и ваше состояние, изменитесь вы.

Тест «Мой автопортрет»

В наших автопортретах «свернуты» маленькие рассказы не только о нас самих, но и о тех людях, которые нас окружают или окружали, о тех чувствах, которыми мы связаны с ними.