Дагестанские орнаменты. «Внимательней вглядитесь в мой узор. Текст научной работы на тему «Культорогенез символических форм: формирование дагестанского орнамента»

Фотографии экспонатов из двух залов Эрмитажа, посвященных искусству дагестанского села Кубачи. Сейчас это село известно своими мастерами, специалистами по художественной металлообработке. Но в средние века жители села славились как искусные резчики по камню.
Рельефы из села Кубачи очень интересны, они почти не встречаются в других районах Дагестана. И очень похожи на подобные изображения в городах Сельджукского султаната в Малой Азии, я выкладывал их фото раньше и . В селе есть легенда, о том, что их предки пришли сюда из Рума, т.е. из Малой Азии, из Румского султаната, созданного турками-сельджуками. Все архитектурные детали, украшенные резьбой, из села Кубачи датируются 14-15 веками. Можно предположить, что румийцы появились в горах Дагестана после разгрома Румского султаната монголами, как раз в 13-14 вв. Возможно выходцы из Малой Азии пытались укрыться от монголов в труднодоступных горах, в это же время (примерно в 1305 г.) появились первые свидетельства проникновения в Кубачи ислама. На данный момент, эти рельефы плохо исследованы, и четкого мнения о их происхождении нет.

Неизвестно из каких сооружений были взяты эти фрагменты архитектурного декора. Когда они были обнаружены в 19 веке исследователями из России, все камни использовались уже вторично, и были встроены в жилые дома. Но традиция изготовления каменных рельефов в селе Кубачи оказалась очень стойкой, известны изображения 16 и даже 19 веков, имеющие стилистику схожую с камнями 14 века.

Но большая часть рельефов датируется именно 14-15 вв.

Интереснейший фрагмент, слева борющиеся богатыри, в центре флажки и щит с какой-то "птичьей" символикой, справа воин стреляет назад, это так называемый парфянский выстрел, который применяли все кочевники.

Сельджуки принесли в Дагестан и свой главный символ - двуглавого орла . Кроме села Кубачи больше в Дагестане он нигде не встречается.

Кроме каменных рельефов в Кубачи остались бронзовые котлы, они тоже датируются примерно 14 веком. Правда, сейчас доказано, что некоторые из них могли быть сделаны ранее, и не Дагестане, а в Иране. Об этом говорят имена мастеров, их отливших. Например, Казвини, выходец из иранского города Казвина, Марвази - человек из Мерва, Туси - человек из Туса. Но остались котлы и отлитые в ауле Кубачи.

Воин, стреляющий из лука в солнышко, оккупированное злыми четвероногими)

Танцующие люди.

Фигуры, видимо, львов, или каких-то кошачьих, с длинными шеями. Лев, наряду с двуглавым орлом, был важным символом Сельджукского султаната.

Эти кошачьи головы сохранились лишь отдельно, каким фигурам они принадлежали неизвестно.

Фигуры оленей из села Кубачи 16 века.

На этих фрагментах прослеживается стилистика Византии, Ирана, и даже Китая.

Дракон или змеи, вьющиеся кольцами - очень характерные персонажи в искусстве сельджуков. Подобными драконами украшали входные двери, например известные Змеиные ворота - главный вход в цитадель Алеппо.

Усатые люди пляшут с питьевыми рогами. Ислам очень долго пускал корни на Кавказе, язычники горцы сопротивлялись вплоть до 19 века. Поэтому повальное пьянство здесь было неудивительно.

Фасад дома Ахмада и Ибрахима в Кубачи (по рисунку Н.Б. Бакланова, около 1925 года). Видно, что архитектурные элементы с рельефами располагались весьма хаотично, что доказывает их вторичное использование.

И интересный фрагмент с резьбой по камню, выполненной в 1870 годах. Здесь мы наблюдаем змееборчество главного персонажа и женщину в платье, характерном скорее для русской культуры. При этом эстетика средневековья сохраняется. Это как если мастера Румского султаната пытались бы изобразить персонажей русских народных сказок и барышень Российской империи 19 века.

Крышка котла, конец 19 века. Кубачи.

Серебряная пряжка из села Кубачи, конец 19 века. Именно такие ювелирные изделия из серебра прославили Кубачи уже в наше время.

Мои посты, посвященные музеям мира.

Ковроделие - одно из древнейших искусств в мире. Еще Геродот в своих трудах упоминал о применении ковровых изделий у народов Кавказа. Через Дербент проходил Великий шелковый путь, что способствовало развитию ремесел в Дагестане. Так искусство ковроделия складывалось в регионе на протяжении многих веков.

Использование

Ковры выполняли самые разные функции. Младенцам покрывали люльки специальными ковровыми накидками, невестам ковры давали в приданое (невеста должна была соткать ковер для будущего мужа), ковры использовались и в погребальных обрядах . Ими покрывали глиняный пол , утепляли каменные стены жилищ и даже заменяли мебель в доме. После проникновения ислама в Дагестан появился такой вид ковров как намазлык - небольшой коврик для совершения молитвы . Помимо практических целей, ковер также привносил эстетику в монохромные жилища горцев.

Изготовление ковров

Процесс создания ковра трудоемкий. Шерсть для ковра осенней и весенней стрижки проходила несколько стадий подготовки. Сначала шерсть мыли, сушили, перебирали, далее расчесывали и скручивали в пряжу. Затем пряжу окрашивали путем кипячения вместе с различными натуральными красителями. Это одно из уникальных преимуществ дагестанских ковров - цвет, полученный из коры, листьев, корней растений, не подвергается обесцвечиванию и позволяет ковру служить до 300-400 лет.

Корень марены (травянистого растения) придавал изделиям красный цвет; желтый - получали из коры барбариса, луковой шелухи, зверобоя и душицы; для синего цвета привозили индиго, из листьев которого получали красильный порошок. Также индиго добавляли в желтую пряжу и получали зеленый цвет. Кожица и кора дерева ореха давала большой спектр цветов: светло-желтый, болотный, коричневый, черный.

Виды ковров

По технике изготовления дагестанские ковры бывают четырех видов: безворсовые, ворсовые, войлочные и комбинированные.

Безворсовые
(распространены у аварцев, кумыков, лакцев, даргинцев, лезгин)
Сумах

Кто производил: Южный Дагестан и некоторые районы Азербайджана

Узор: сложный и чаще всего геометрический, иногда с растительными, зооморфными и антропоморфными элементами. На центральном поле располагаются несколько медальонов (орнаментальных форм), а просветы заполняются редкими мелкими узорами

Цвет: теплые сдержанные тона - кирпично-красные, охристо-золотистые на темно-красном или синем фоне

Килим

Кто производил: лезгины и лакцы

Узор: многократно повторяющийся шестиугольный медальон. Композицию составляли последовательно расположенные фигуры, которые формировали горизонтальные ряды килима. Также орнамент складывался в виде одного или нескольких больших ромбов, с вертикальным или решетчатым расположением по длине поля

Цвет: насыщенная палитра - синий, красный, оранжевый, белый, оливковый и другие

Давагин

Кто производил: аварцы

Узор: симметричный ромбический медальон с большим количеством ответвлений с зооморфными фигурами. Этот орнамент называется «рукзал», что значит длиношейный и многоногий дом. Вся центральная часть обрамляется широким фризом (горизонтальной полосой) с геометрическим орнаментом

Цвет: синий фон, узор красного, черного, желтого цвета

Дум

Кто производил: кумыки

Узор: основное композиционное решение - наличие центральной части и каймы из одной–трех полос

Цвет: синий или красный фон, а орнаменты, в зависимости от фона, имеют оттенки желтого, зеленого, голубого, коричневого

Супрадум

Кто производил: Казбековский район Дагестана

Узор: три–пять крупных восьмиугольников, заполненных орнаментами зооморфного, антропоморфного характера и мелким геометрическим узором. В центре восьмиугольника - округлый медальон с заполнением, похожим на декор поля. Поле окаймляет бордюр с повторяющимся растительным или геометрическим элементом

Цвет: темно-красный фон

Чибта

Кто производил: аварцы из селения Урма Левашинского района

Узор: крупные симметричные геометрические элементы в форме треугольников, зигзагов со ступенчатыми формами и рогообразными мотивами

Цвет: фон желтого оттенка, узор из бордового, терракотового, голубого цвета, черный контур

Простые и узорчатые паласы

Кто производил: многие народы Дагестана

Узор: разнообразные композиционные построения, основанные на широких полосах, обрамленных более узкими полосами с мелким узором. Орнамент широких полос строился из крупных медальонов геометрических форм - треугольников, ромбов, крестов

Цвет: сочетание оттенков красного, оранжевого, коричневого, фиолетового, голубого, белого, черного и других цветов

Ворсовые ковры
(распространены у табасаранцев, лезгин, кумыков, аварцев)

Большую популярность как в Дагестане, так и за его пределами получили ворсовые ковры. Многие местные народы занимались производством этого вида ковров, но только табасаранским мастерам удалось получить международное признание.

Кто производил: ворсовые ковры называли в честь населенного пункта, где их производили. У каждой местности был свой характерный орнамент. В Южном Дагестане насчитывается 8 видов: «Ахты», «Микрах», «Дербент», «Рушуль», «Табасаран», «Хив», «Касумкент», «Рутул». Северная группа ворсовых ковров включает аварские «Тлярата», кумыкские «Дженгутай» и «Казанище». Данная классификация применима только к старым коврам, современные не требуют жесткого орнаментального разграничения

Узор: центральное поле и бордюр, который состоит из нечетного количества кайм. В качестве орнамента - геометрические мотивы: элементы растений, небесные светила, предметы, зооморфные и антропоморфные изображения. Узоры образуют мир символов, через которые мастера отражали окружающий мир и свои чувства. Раньше изображения людей и животных носили магические мотивы, связанные с древними обрядами и культами, но смысл давно утратился, и сейчас узоры носят декоративный характер

Цвет: синий или красный фон с узорами различных цветов и оттенков. Гармония цвета достигалась благодаря балансу между яркими и темными пятнами, теплыми и холодными цветами

Орнамент у ворсовых ковров в зависимости от композиции бывает:

Центрический - концентрация на центральной крупной фигуре (медальоне)

Фоновой - заполнение свободных мест на центральном поле

Каймовый (ленточный) - акцент на бордюре

Войлочные ковры
(распространены у лакцев, кумыков, ногайцев, аварцев)

Войлочное ремесло - один из древнейших промыслов, больше всего оно было развито в предгорных районах северо-восточной части Дагестана и Ногайской степи.

Арбабаш

Кто производил: аварцы и кумыки

Узор: плавные изображения растений

Цвет: контрастные сочетания красного, синего, белого, черного, серого. Белая тесьма по контуру

А рбабаши п роизводились накладыванием друг на друга нескольких войлоков различных цветов и прорезались по намеченному орнаменту. Вырезанные элементы вшивались в войлок другого цвета, и таким образом получали два арбабаша с одинаковым рисунком разных цветов. Зазор между рисунками закрывался белой тесьмой.

Кийиз

Кто производил: ногайцы, лакцы

Узор: геометрические, растительные, зооморфные и предметные элементы, изображения родового символа. Лакцы использовали ромбы и перекрещивающиеся полосы

Цвет: белый, черный, серый, коричневый фон. Узор вышит яркими нитями голубого, желтого, белого, черного, оранжевого цвета

Комбинированные ковры
(распространены у аварцев и даргинцев)
Цаха

Ковры цаха представляют собой комбинированный тип, в котором сочетается килимное (безворсовое) плетение и узелковое. Техника плетения позволяет ковру быть двусторонним: гладким с одной стороны и махровым - с другой. Такие ковры ткались аварцами, даргинцами, рутульцами. Цаха называли «мать ковра», считая его основоположником всех ковров.

Ковроделие - один из самых древних видов декоративно-прикладных искусств Дагестана. Ковры безупречного качества и сегодня востребованы в украшении интерьера. К сожалению, сегодня это большая редкость: натуральные краски заменяются искусственными, утрачивается высокая техника исполнения. Однако, в Дагестане еще остались селения, где мастера следуют традициям и производят уникальные ковры, которые выглядят самобытно и могут прослужить около 300 лет.

По материалам книги «Дагестанские ковры: Из собрания ДМИИ им. П.С. Гамзатовой».

Мариам Тамбиева

Детали очень важны

Традиционная одежда дагестанских народов настолько разнообразна, что по деталям костюма можно было определить не только к какой национальности принадлежит человек, но и даже к какому аулу. Более того, наряд мог говорить о возрасте, статусе и материальном состоянии его обладателя. Впрочем, это относится по большей части к женским нарядам, нежели к мужским , которые были значительно более монотонны, и отличались от других традиционных одеяний народов Кавказа лишь отдельными деталями, орнаментом и прочими тонкостями. Кроме того, именно традиционный женский дагестанский наряд сохранил свою архаичность и самобытность.

Дагестан - это больше 70 народностей - аварцы, андийцы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, ахвахцы, чамалалы, багуалы, тиндинцы, хваршины, зунзибцы, гинухцы, дидойцы, бежтинцы, лезгины и многие другие. У каждого из них свой язык, культура, традиции и оригинальные костюмы. Впрочем, несмотря на то, что каждый народ имел собственные особенности в одежде, их объединяло немало базовых вещей, таких как, например, туникообразная рубаха, платок , чухта, чалма, а также длинный бешмет, который также был чрезвычайно популярен у многих дагестанских национальностей. Огромное значение в нарядах женщин имел орнамент и вышивка. Узоры носили чаще всего обереговое, сакральное значение, либо служили простым украшением, изображая деревья, ветви, листья, птиц, животных и прочее. Праздничные богатые наряды обильно расшивались серебром, золотом, драгоценными камнями или жемчугом. Женские костюмы у многих дагестанских народов нередко изобиловали различными украшениями - браслетами , кольцами , металлическими поясами, монетами, бляхами и т. д.

О цвете

Цвета традиционных дагестанских нарядов также носили символическое, ритуальное значение. Несмотря на кажущуюся пестроту, в одежде доминировали белый, чёрный и красный. Белый цвет чаще всего использовался в праздничных, как правило, свадебных одеждах. Причём, как у женщин, так и у мужчин. Красный имел значение достатка и благополучия, а чёрный имел своего рода магический смысл, символизировал связь с предками и защиту. Многие народы Дагестана отдавали предпочтение чёрному цвету, как основному. Женщины, в особенности пожилые, носили одежды тёмных тонов. Молодые, незамужние девушки могли носить яркие элементы одежды - красные, зеленые, оранжевые, синие и т. д.

У всех немного своё

Важное объединяющее начало во всех дагестанских костюмах - многослойность. Один только головной убор женщины мог состоять из нескольких частей, не считая украшений, которые составляли важную часть всего образа.

Так, у одного из наиболее многочисленных коренных народов Дагестана - аварцев, женский наряд был довольно сложным по своей конструкции. Почти каждая деталь одежды имела определённый смысл. Родоплеменные различия аварцев, особенности их формиррования на территории Дагестана оказали влияние на возникновение большого числа вариантов женского костюма. Хунзахские аварки, например, не носили массивных головных уборов или множества украшений на них. Их костюмы были довольно лёгкими и удобными. В то время как другие аварки носили тяжелые кушаки, которые опоясывали платья женщин. Длина этих поясов могла доходить до 3 метров. Женщины в большинстве своём носили платья, шитые по фигуре с широкими рукавами и узкими нарукавниками. В нарядном костюме аварок на головной убор под платок надевалась особая пластинка-налобник со свисающими серебряными монетами. Некоторые аварки, особенно из селения Анди, носили удивительные седлообразные чепцы, которые набивались овечьей или козьей шерстью - эта традиция сохранилась у аварцев с глубокой древности.

Роскошь и загадка, восточная мудрость и аристократизм – все это заключается в двух словах «кубачинское серебро». Серебряный браслет на нежной женской руке притягивает и завораживает замысловатым переплетением узора. Хочется разгадать эти ювелирные знаки, постичь их тайну, не отрывая взора от блеска драгоценного металла .

Издревле одними из самых искусных мастеров-ремесленников, творящих настоящие шедевры из серебра, были кубачи – жители поселения в горах Дагестана, славившиеся умением изготавливать доспехи и кольчуги. С тех пор кубачинское серебро – это знак качества достойный самых драгоценных персон.

Кубачинское мастерство названо так по месту возникновения ремесла – дагестанский аул Кубачи. В античные времена древние греки разрабатывали рудники на территории Кавказа, добывали драгоценные металлы, в том числе серебро, и здесь же занимались изготовлением ювелирных изделий. Так местные жители переняли искусство владения металлом. Тем не менее, о самостоятельных кубачинских мастерах стало известно из трудов арабского историка Аль-Масуди, жившего в X веке. По его рассказам на территории нынешнего аула Кубачи проживали ремесленники – кольчужники, изготавливавшие не только великолепные по своим защитным свойствам кольчуги, но и лучшее боевое оружие. Отсюда и пошло название «Кубачи», что в переводе с турецкого языка означает «оружейных дел мастера» или «кольчужники».

«Кубачи» по праву является брендом в мире эксклюзивных ювелирных произведений из серебра.


Серебряные изделия ручной работы во все времена считались признаком хорошего вкуса. Столовое серебро кубачинцев поражает своей роскошью и неповторимостью. Серебряные чаши и блюда с черненным цветочным орнаментом удивляют истинных ценителей эксклюзивных ювелирных изделий. Кубки для напитков, инкрустированные различными каменьями, напоминают восточные сказки о джинах и падишахах. Кубачинское серебро по праву займет главное место в коллекции фамильных драгоценностей.

Изделия кубачинских мастеров отмечены премиями и грамотами многих российских и зарубежных выставок. Некоторые серебряные изделия выставлены в музеях всего мира. Столовое серебро Кубачи от других производителей отличает оригинальная обработка металла , сложная гравировка, великолепные узоры, нередко покрытие чернью, эмалью, а также кубачинские мастера размещают на изделиях вставки из слоновой кости и камни различной красоты и ценности.

В истории кубачинцы известны с XI в, как зирихгераны (перс. «кольчужники»), а с XV в. - как Кубачи (турец. «кольчужники»). В V-X вв. Кубачи - центр Зирихгерана - одного из раннегосударственных образований Дагестана, игравшего активную роль в политической жизни Северо-Восточного Кавказа. В XVI-XVII вв. отстаивали независимость в борьбе с кайтагскими уцмиями и казикумухскими ханами. В XVIII в. кубачинцы испытали нашествие войск иранского завоевателя Надир-шаха. После присоединения Дагестана к России по Гюлистанскому договору 1813г селение Кубачи вошло в состав Кайтаго-Табасаранского округа. С 1921 года Кубачи в составе Дагестанской АССР, с 1991 - Республика Дагестан.

Занятия и традиции

Основное традиционное занятие кубачинцев - ремесло. Земледелие и скотоводство носили подсобный характер. Развитыми отраслями ремесла являлись металлообработка, резьба по камню и дереву, строительное дело, обработка кости.

Женскими промыслами были ручное вязание, вышивка, ткачество (производство сукон), изготовление войлока и обуви из него. Оформившихся цеховых организаций в селе Кубачи не было. Мастерство передавалось по наследству. Ведущая и высокоразвитая отрасль традиционного ремесла - металлообработка включала: 1) медно-чеканное дело - изготовление водоносных сосудов, ритуальной посуды, крышек к котлам; 2) литье бронзовых котлов, светильников; 3) изготовление художественно отделанного холодного и огнестрельного оружия; 4) изготовление разнообразных женских украшений, предметов мужского костюма (пояса, газыри), деталей конского снаряжения. Изделия этих производств находили широкий сбыт далеко за пределами края. Высокой степени совершенства достигло в XIII-XV вв. литье декорированных бронзовых котлов. В XIV-XV вв. переживала расцвет резьба по камню и дереву. На каменных рельефах высекались сцены охоты, состязаний, борьбы животных, звериного гона, изображения животных и птиц, растит, и эпиграфич. орнамент. В XVI-XVII вв. оформились основные типы кубачинского орнамента растительного стиля, широко применявшегося в разных видах народного искусства. В XVIII-XIX вв. получили широкое развитие изготовление холодного и огнестрельного оружия, отделанного серебром, резной костью, золотой насечкой, а также ювелирное искусство, узорное вязание и золотошвейное дело. Кубачи стал крупнейшим на Кавказе центром изготовления лучших образцов оружия и ювелирных изделий. Со 2-й половины XIX в. получило широкое развитие отходничество мастеров в города Кавказа. Среди кубачинцев выделялись хозяева златокузнечных мастерских, пользовавшиеся наемной рабочей силой, а также скупщики, ростовщики, антиквары . В быту кубачинцев в XIX - начале XX вв. сохранялось значение родственных групп - тухумов, состоявших из кровнородных семей (первоначально по отцовской, позднее и по материнской линии). Тухум поддерживал общественное и идеологическое единство, а в хозяйственном отношении каждая родственная семья представляла самостоятельную единицу. Тухум был эндогамным, браки предпочитались внутри-тухумные. Заключение брака, развод, порядок раздела наследственного имущества определялись нормами шариата. Положение женщины было бесправное, её поведение строго регламентировалось адатом и шариатом. Многоженство не получило распространения. Браки между двоюродными и троюродными братьями и сестрами не ограничивались и совершались по воле родителей. Кубачинцы почти не заключали браки с представителями других народов. В общественной жизни кубачинцев большое место занимали мужские союзы гулалла ак букун (союз неженатых), изобиловавшие сложными и разнородными, строго соблюдавшимися церемониями и обрядами. Основу социальной организации кубачинцев составляла сельская община - джамаат, внутренняя жизнь которой регулировалась нормами адата и шариата. Внутренние и внешние дела, судебная и исполнительная власть находилась в ведении особой организации Чине из 7 чел. избираемой джамаатом на народном сходе. Ей подчинялась военная организация Батирте, в функции которой входили охрана селения от внешних нападений, защита лесных, пастбищных и сенокосных угодий, скота. После введения административного управления в середине XIX в. значение Чине сошло на нет, но селение оставалось самоуправляющейся единицей. Кубачи - крупное горное селение (ши). При выборе места поселения учитывались четыре фактора: 1) максимальная экономия земли; 2) близость источников воды и угодий; 3) надёжная оборона; 4) солнечная (южная) ориентация. По планировке и характеру застройки Кубачи - террасообразное (многоярусное) поселение с тесно и компактно застроенными кварталами и вертикальной зональностью. В планировке и общем архитектурном облике селений Кубачи существенные изменения произошли с начала 60-х гг. XX в., когда началось интенсивное стр-во по всем направлениям, куда позволяет рельеф местности.


Традиционные жилища

Жилища кубачинцев - многокамерные, 2-3х этажные, плоско-кровельные сооружения из камня. В самых нижних этажах располагались хлев, конюшня, на 2-м - сеновал, склад топлива, а в верхних этажах - жилье из множества комнат, кладовые для продуктов, домашние мастерские златокузнецов. Своеобразием отличался интерьер жилой комнаты. На полу настилали ковры, В средней части одной из стен находился пристенный очаг с орнаментированным дымарем. Вдоль другой стены располагались полки для разнообразной металлической посуды местного производства и ближневосточного происхождения (Египет, Иран, Ирак, Сирия). Другие две стены увешивались рядами медных подносов, фарфоровых и фаянсовых блюд керамических центров Ирана, Китая, Сирии, Японии, России и европейских стран. Кубачинский интерьер со своеобразными домашними музеями сохраняется и ныне у большинства жителей селения, хотя жилище претерпело изменения (кровати, мебель, телевизоры и т. д., комнаты, кроме каминной, обставлены по-городскому).

Традиционная одежда

Традиционная женская одежда: платье-рубаха туникообразного покроя; парчовая шуба; с короткими рукавами (ныне вышла из употребления); головной убор чухта (квадратная повязка с нашитыми разноцветными лоскутами), каза (белая, обычно вышитая полотенцеобразная накидка-повязка), кате - шерстяной платок-накидка, белые войлочные сапоги (ныне вышли из употребления) и вязаные узорные носки. Свадебный наряд: платье из вост. парчи, вышитые золотыми и серебряными нитями «казы», различные украшения - серебряные цепочки на чухте, крупные золотые перстни, серебряные браслеты, нагрудные подвески, отделанные зернью, жемчугом и самоцветами. Мужская одежда общедагестанского типа: рубаха туникообразного покроя, прямые штаны, бешмет и черкеска, сафьяновые или войлочные сапоги, овчинные шубы и папахи. В комплекс одежды входили серебряный наборный пояс, кинжал и газыри к черкеске. Ныне национальная мужская и женская одежда вытеснена общеевропейской одеждой городского типа. Однако уникальный для региона «каз» остался обязательным элементом женского гардероба и одевается совместно с современной одежной общеевропейского типа.

Традиционная пища Кубачей

Традиционная пища у кубачинцев в целом аналогична пище других народов Дагестана, но имеет некоторые особенности в способах приготовления блюд, их компонентах и наименованиях. Основные продукты - зерно и мясо-молочные продукты. Распространенные блюда - хинкал из пшеничной и кукурузной муки, супы с фасолью, рисом, чечевицей, «пироги» (традиционное название в Дагестане «чуду», в с. Кубачи - «Аля-кутце») и вареники с начинкой из мяса, творога, яиц, крапивы, картофеля, требухи, тыквы, плавленого местного сыра. Широко употребляются молочные продукты - молоко, масло, сыр, творог, молочные супы с рисом, лапшой, каши......

Культура

Духовная культура кубачинцев при общности её с духовной культурой даргинцев и других народов Дагестана имеет и специфические черты, проявляющиеся в особенностях народных обычаев, обрядов, традиционных верований, большом своеобразии быта и производств, деятельности. Особенности эти проявляются в народной хореографии , музыке, фольклоре. Тщательно разработанные обрядовые и ритуальные танцы разных видов исполняли под музыку (зурна и барабан) члены мужских союзов во время проведения цикла «союза неженатых», а также на свадьбах. Кубачинский фольклор, типологически близкий фольклору даргинцев, имеет свои особенности, обусловленные характером осн. трудовой деятельности кубачинцев - мастеров - оружейников и ювелиров. Отмечаются новогодний праздник (по лунному календарю) - день весны и ежегодно в начале мая праздник «хождение по воду от сглаза», сопровождающийся церемониальными шествиями, музыкой, танцами, весельем, сбором цветов. Вплоть до XX в. у кубачинцев сохранялись традиционные доисламские верования, проявлявшиеся в обрядах вызывания солнца и дождя, почитании священных деревьев, культе орла и разл. животных, магич. обрядах лечения от сглаза, ношении различного рода амулетов и талисманов. В конце XIX - начале XX вв. высокого профессионального мастерства достигли мастера Магомед Гасан, Уста Ибрагим, Гаджиабдулла Ибрагимов, чьи изделия экспонировались на выставках в Тифлисе, Петербурге, Париже, Лондоне, Константинополе, Тегеране и неоднократно удостаивались золотых и серебряных медалей. В 1924 году в селе Кубачи была организована ювелирная артель , преобразованная в 1960 году в Кубачинский художественный комбинат, ставший крупным предприятием народных художеств, промыслов Дагестана (780 мастеров и мастериц, из них - 230 надомниц по вязанию узорных носков). Комбинат выпускает разнообразные изделия из серебра, в том числе высокохудожественные образцы - кувшины, вазы, кубки, сервизы, декоративные блюда, женские украшения, которые удостаивались наград на многих отечественных и зарубежных выставках (Брюссель - 1958 год, Монреаль - 1967 г, Осака - 1970 год и др.). Ведущим мастерам, развивающим национальные традиции народного искусства, присвоены почетные звания народных художников России и Дагестана, многие - члены Союза художников России, награждены орденами и медалями, а Р. Алиханову, Г. Магомедову, А. Абдурахманову, Г. Кишеву и Г. Чабкаеву присуждена Государственная премия Российской Федерации. Коллекции изделий и памятников кубачинского искусства хранятся в крупнейших музеях России и зарубежных стран - в ГИМе, Москва; Эрмитаже, Санкт-Петербург; Лувре, Париж; Музее Виктории и Альберта, Лондон; Метрополитен-музее, Нью-Йорк, и многих других. Деятельность кубачинцев ныне вышла далеко за пределы их традиционных занятий. Среди национальной интеллигенции писатели (Абу-Бакар и др.), учёные, врачи, инженеры.

Дагестанский орнамент

Многообразие культурных и художественных традиций Дагестана связано с этнической дробностью, в свою очередь порожденной сложностью природно-рельефных условий, а также непростой историей края. Прикаспийская низменность издавна привлекала и путешественников, и завоевателей, и кочевые народы как самый удобный путь, связывающий Восточную Европу с Передней Азией. Это были скифы, сарматы, аланы, гунны, хазары и др. Часть их оседала на территории Дагестана, смешивалась с местными племенами, привнося в их культуру свои обычаи и художественные традиции.

Позднее Дагестан пытались подчинить себе персы, арабы, турки-сельджуки, татаро-монгольские завоеватели, Тамерлан, "гроза вселенной" Надир-шах. В разные эпохи Дагестан входил в состав таких государственных образований, как Кавказская Албания и Хазарский каганат.

И все же Дагестан не был своеобразным "котлом", в котором на протяжении веков смешивалось все и вся. Дагестанские народы, пройдя через сложную, подчас трагическую историю, смогли сохранить свой неповторимый облик, язык и самобытную культуру.

Уклад жизни дагестанских народов во многом был схож, но имелись чисто локальные особенности, порожденные спецификой исторического развития каждого из них, менталитетом, а также временем приобщения к исламским духовным и культурным ценностям.

В Дагестане всегда уживались разные религии: иудаизм, христианство, ислам, имели место многочисленные пережитки языческих верований и зороастризма. Веротерпимость, уважение к носителям иных религиозных взглядов, по-видимому, являются одним из важнейших факторов культурного феномена Дагестана.

Все это определило развитие множества местных школ, среди которых выделяются некоторые как обладающие наиболее устойчивыми стилистическими признаками, техническими приемами и орнаментальной культурой. Это аварская, лакская, кубачинская и южно-дагестанская школы . В пределах этих школ существуют свои особенности в каждом виде декоративно-прикладного искусства и у каждого народа, иногда даже селения.

Основные центры прикладного искусства: Кубачи (ювелирные изделия, украшенные чернью, гравировкой, эмалью), Гоцатль (медная чеканка, ювелирные изделия), Балхар (керамика с росписью), Унцукуль (деревянные изделия с серебряной насечкой, инкрустацией костью, перламутром).

Важно и то, что необычайное развитие орнаментальной культуры народов Дагестана является следствием не только его природного вкуса и чувства гармонии, но и результатом развитого абстрактного мышления и удивительно образного мировосприятия. Поэтому орнамент - это не только музыка для глаз, но и всегда определенная информация, которую наиболее полно могли передавать ковры, вышивки, а также резное дерево и камень, художественный металл.