Орнаменты хантов и манси значение. Орнамент как украшение изделий хантыйского народа. Его виды, особенности и значение его символики. Украшение орнаментами одежды

Оксана Веснина

Мастер-класс

Автор: Веснина Оксана Викторовна. Воспитатель МБДОУ д/с «Рябинушка»

Тема: «Орнаменты народов Ханты и Манси».

Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по выкладыванию орнамента народов севера на пластилиновой основе с помощью сыпучих материалов - макарон, перловки и овса. Приобщая детей к культуре народов севера по средствам художественного творчества, мы расширяем их представление о жизни и культуре народов Югры, воспитываем уважение и любовь к родному краю.

Цель: Продолжать знакомить детей с национальной культурой и творчеством коренных жителей края - ханты и манси.

Задачи:

Развитие эстетического вкуса и творческого воображения

Приобщение детей к богатству и своеобразию искусства народов ханты и манси.

Научить детей разгадывать символику и кодировку национального орнамента.

Предварительная работа : знакомство с национальным орнаментом. Каждое изображение несёт свой смысл. Например: орнамент под названием «Утки над озером», «Вороны над болотом «Медведь», «Три гуся» и т. д.

Для работы нам понадобится: заранее приготовленный картон, покрытый тонким слоем пластилина, тарелочки с сыпучим материалом (макароны, перловка, овёс, образцы с национальным орнаментом.


Итак, начинаем творить. Каждый ребёнок выбирает более понравившийся ему орнамент и как мозаику выкладывает по образцу на основу.




Вот что у нас получилось.


Публикации по теме:

Открытый воспитательный час «Национальные орнаменты» Областная санаторная школа – интернат № 4. Открытый воспитательный час: «Национальные орнаменты, о чём говорят» Провела: учитель 1.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Непосредственно-образовательная деятельность «Игры и игрушки народов ханты» Непосредственно-образовательная деятельность «Игры и игрушки народов ханты»Непосредственно-образовательная область «Познание»Цель: Познакомить.

Орнаменты в жизни башкирского народа Мухаметдинова Гульнара Проектная деятельность «Орнаменты в жизни башкирского народа» Тип проекта: - реализация проекта: кроткосрочный.

12 июня великий праздник – День России! Мы, россияне, любим и гордимся своей Родиной! Но почему-то иногда мне взгрустнется и ностальгирую.

Конспект занятия «Праздники и игры народов ханты и манси» Цель: Знакомить детей национальными праздниками и играми народов ханты и манси. Задачи: Расширять знания детей о коренном населении Ханты-Мансийского.

Представляю Вашему вниманию долгосрочный проект, реализованный мною и детьми, при активном участии родителей. Заняться этим проектом.

Проектная деятельность «Орнаменты в жизни татарского народа» Тип проекта: - познавательно – творческий - групповой - участники проекта: 11 детей, воспитатель, родители. Актуальность: Приобщение.

Цивилизация, созданная народами Западно-Сибирского региона России, представляет собой культурный пласт, где суровый климат и экстремальная среда обитания обуславливает практический характер традиционного искусства.

Орнамент, являясь символическим воплощением культуры, выражает не только художественно-эстетические идеалы этноса, но и несет в себе определенную информацию, зашифрованный смысл.

Мир орнамента — большой и разнообразный, он живет и развивается по своим законам. Некоторые орнаментальные мотивы имеют распространение у разных народов и в разные эпохи. К ним относятся в первую очередь многие геометрические и растительные мотивы. Из растительных орнаментальных мотивов простейшими являются изображения листьев, цветов, плодов и веток. К природным орнаментальным мотивам относятся также все изображения живых существ: животных и людей.

В современной жизни представителей разных народов сохраняется почтительное отношение к символике орнаментальных знаков, хотя всерьез, наверное, мало кто верит в их магию. Некоторые символы хорошо известны и мы их используем.

Особенности формирования своеобразной культуры коренных народов определялись уровнем их общественного развития и той географической средой, в которой проходила жизнь. Человек, живший в гармонии с природой, ощущал ее ритмы и изображал их, находя конкретные аналоги в окружающем мире. К линии, начертанной, высеченной или вышитой люди относились как к магической «волшебной палочке», заставляющей силы природы оберегать, лечить, защищать, покровительствовать человеку.

В своих орнаментах не только рассказывали о жизни, но и верили в то, что орнамент охраняет от злых духов и придает тому, кто его носит силу и здоровье. Например, долганы верили, что если нанести на шапку охотника узоры тыныпак – ноготь, кулгаак – ухо, ихарак – глаз, то охотник будет сильнее зверя, слух его будет острым, а взгляд зорким.

Локальные этнографические группы коми сохранялись до начала XX века . Наибольшее своеобразие в культуре имели удорцы - население верховьев Вашки и Мезени , ижемцы - низовьев Печоры, прилузцы - верховьев Лузы и Летки.

В целом по России проживает около 228 тысяч коми-зырян (2010 г.) или 293 тыс. (2002 г.) . Коми-зыряне небольшими анклавами и смешанно проживают в Архангельской , Мурманской , Кировской , Омской и других областях РФ.

В орнаменте преобладают геометрические мотивы: косой крест, простой ромб, многослойный, с пересечёнными и продлёнными сторонами. Кроме типичных геометрических мотивов встречаются стилизованные фигуры человека и животных, а также мотивы растительного характера: розеточного цветка, стеблей с бутоном, цветущих веток.


Узор ненецкого орнамента строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов. Ненцы трактуют эти рисунки как живое воспроизведение близкой им северной природы. Орнамент ненцев основан на прямом восприятии природы. Об этом прямо говорят его названия: «оленьи рога», «заячьи уши», «рыбьи хвосты», «сосновая шишка», «лебеди».

У ненцев встречаются орнаментальные мотивы, отдельно напоминающие фигурки людей, зверей, растений.

Главные фигуры: меандры, Г-образные фигуры, ветвисто-роговидные фигуры, симметричные и асимметричные, «головки», вертикальные линии с отростками, кресты.

Долга́ны (самоназвание - долган, тыа-кихи, саха) - тюркоязычный народ в России (всего 7900 чел., в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края ок. 5500 чел., в Якутии ок. 1900 чел.). Верующие -православные .

Простейший вид геометрического орнамента долган – полосовой орнамент – получил у них значительное развитие. Он исполняется различным способом – краской по ровдуге, чаще всего со жгутиками белого волоса по краям узора, нашиванием цветной ткани на кожу, вшиванием кусочков цветного или темного меха, нашиванием цветного бисера. Количество полос различно – от одной-двух до нескольких десятков.

Долганы, как и другие народы Севера, любят разнообразить цвета и материал полос, а также их ширину. Кроме полос в долганском орнаменте имеется группа мотивов в виде прямоугольников, квадратов и ромбов – крупных, мелких, наложенных один на другой или поставленных на угол. Иногда квадраты располагаются в шахматном порядке. Наряду с такими мотивами фигурируют треугольники, зигзаги, два пояска из треугольников с зигзаговидным мотивом между ними, шевроны. Зигзаги нередко дополняются мелкими элементами – прямоугольничками, короткими вертикальными линиями, кружками.

Женскую одежду украшают специальными орнаментами, например, на боковые части женской шапки долганы нашивают крупный узор, похожий на чум, символизирующий женщину.

Орнамент простой, строго геометрический, преимущественно прямолинейный, нередко с внутренней разработкой входящих в него мотивов. Встречаются как крупные, так и мелкие фигуры, чаще всего ахроматические. Из криволинейных фигур характерен миндалевидный узор, иногда пересеченный по длине прямой чертой. Расположение орнамента преимущественно зональное (Саяно-Алтайский тип орнамента).

Главные фигуры: треугольники, решетчатые (пересеченные) треугольники, треугольники с вписанными в них малыми треугольниками, сближенные, входящие друг в друга зигзаги, шевроны, косая сетка, ромбы, прямоугольники с вписанными в них мелкими прямоугольниками, диагонально пересеченные квадраты или прямоугольники, миндалевидные фигуры.

Распространен у алтайцев, шорцев, хакасов, чулымских татар, тофаларов, тувинцев и якутов. Прослеживается у угров, народов самодийской группы, долганов, приенисейских эвенков, бурят и частично у северо-восточных палеоазиатов (чукчей, коряков) и юкагиров. Отдельные мотивы этого орнамента известны и некоторым народам Европейской части России.

Сельку́пы (селькуп. сёльӄуп, суссе ӄум, чумыль-ӄуп, шельӄуп, шешӄум ; устаревшее - остяки-самоеды ) - народ, живущий на севере Западной Сибири . До (412 чел.).

Орнамент различных территориальных групп селькупов неоднороден по своему составу. У тазовских селькупов он примыкает к ненецкому; у баишинских ограничивается треугольниками, зигзагом, пересеченными квадратами и полосами; у нарымских (тымских и кетских) селькупов - близок к орнаменту восточных (сургутских, ваховских, васьюганских) хантов. Орнамент тазовских и баишинских селькупов строится на прямых, нарымских - на прямых и кривых линиях с характерными расширяющимися к концу отростками. Орнаментируются главным образом одежда и берестяная посуда.

Орнамент прямолинейно-геометрический, с дополнительными отростками и крючками у отдельных фигур, с заполнением по возможности всей поверхности предмета или его части (ковровое расположение). Крупные фигуры замкнутого типа заполнены внутри дополнительными элементами - ромбами, квадратами, линиями. Наряду с ковровым встречается и зональное расположение фигур (Иртышско-Алтайский тип орнамента).

Главные фигуры: решетчатые ромбы, крючкообразные фигуры в различных комбинациях.

Распространен у южной группы хантов (Иртыш, Салым, Конда), южных манси и нарымских селькупов, а на Северном Алтае у шорцев и кумандинцев. Характерен также для многих народов Европейской части России.

Почти у всех народов Сибири, а также за ее пределами у народов Европейской части России, в Средней Азии и на Кавказе распространен Североазиатский тип орнамента. Известен многим народам Европы, Америки, Африки, Южной Азии (Индия).

Внешние признаки: орнамент криволинейный, простой, строго геометрический, большей частью мелкий.

Главные фигуры: точка или кружок, полукружок, кружок с точкой в центре или концентрические кружки. Точки и кружки обычно располагаются зонально, реже группируются в более сложные фигуры, образуя розетки. Все эти узоры нередко сочетаются с горизонтальными линиями или зигзагами.

В народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента – мотивы, формы, расположения на украшаемой поверхности. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

В каждом из нас существует память рода или генетическая память, которая хранит всё, что окружало наших предков. Пробудить эту дремлющую в нас память нам помогло многоцветье орнаментов. Каждая эпоха, каждая культура вырабатывали свою систему орнаментов. В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны.

Все в физическом, психическом и духовном мире человека сложено из простых и достаточно ясных элементов (мотив орнамента), которые, так или иначе, взаимодействуя между собой, составляют многомерную картину. В орнаменте нет, и не может быть никакой повествовательности. Это не рассказ о чем-либо и не передача информации. Орнамент не стремится ничего поведать человеку. Он запечатлевает лишь ритмы. Это ритмы чувств, действий и мыслей человека. Человек рубит дерево или пишет картину, играет на скрипке или идет на работу – все это ритмически организованные элементарные движения рук, ног, всего тела. И благодаря именно этой организации, человек достигает цели, а не совершает беспорядочные движения. В нашей жизни ритмически чередуются радости и печали. Мы даже думаем в определенном ритме. Структуру этой ритмики мы и пытаемся выразить в орнаменте.

Консультация для родителей «Орнаменты ханты и манси»

«Хантыйские узоры красивы и просты.
Вглядись, дружок, и скоро
Поймёшь их сердцем ты.
Узоров тех сплетенья
Похожи то на рыб,
То на рога оленьи,
То на речной изгиб».

Каждый народ заявляет о себе через культуру. В культуре любого народа есть черты, говорящие о ее своеобразии. В культуре северного народа своеобразным является орнамент. Орнамент (от латинского языка-украшение) — это узор, основанный на повторе, предназначается для украшения различных предметов (одежда, посуда, оружие, мебель). В нем как будто закодированы слова, зашифрованы знаки, как в наскальных рисунках, из которых можно узнать об истоках культуры народа, ее развитие во времени. Орнаменты - это геометрические фигуры, они состоят из треугольников, прямоугольников и квадратов, они обозначают солнце, землю, небо, зверей. Орнаменты возникали в результате наблюдений за окружающим миром. Любуясь природой, человек давно заметил в ней множество интересных, необычных форм и цветов: узоры крыльев бабочек и птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев разных растений и коры деревьев. Природа для человека - источник всего, в том числе - и вдохновения. В орнаментах народ ханты и манси изображал богатую природу и свою жизнь на севере. Исполняется орнамент на ткани, бумаге, дереве, металле.

Язык символов наших далеких предков, для которых каждая линия, каждая геометрическая фигура что-то означала. Символ — это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного. Орнаменты ханты и манси имеет символическое значение.


Например, «лягушка» и «крест» являлись символами домашнего очага. «Крест» также является оберегом от дурного глаза. На одежде ханты и манси можно увидеть оленей, медведя, соболя, мифического мамонта, глухарку, кедр, березу и многое другое. Орнаменты являются символами, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы. Например, олень символизирует победу добра над злом, крест с загнутыми концами обозначает символ счастья, пчела символизирует трудолюбие, зеркало – правду, лев – могущество, меч – правосудие, крылья – движение. Орнаменты, связанные с медведем, как существа высшего, небесного происхождения требует к себе особого отношения, их может выполнять только мастерица с большим опытом.

Использование в орнаменте изображение птицы, несёт в себе силу оберега сна и здоровья ребёнка.

Для изготовления изделий используют несколько цветов, каждый имеет свой символ: белый – цвет снега – удачу; красный – благополучие, синий – реки, озера; зеленый – тайга; желтый – солнце – радость, чёрный – символ подземного мира. Для украшения подола платья национальным орнаментом используются длинные узкие полоски всех этих цветов.

Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры манси. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости и металла. Орнаментом и сегодня украшают манси свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта.


Орнаменты служат не только для украшения одежды, но и имеют тайный смысл. Орнаменты являются частью культуры народа ханты и манси, обозначают солнце, землю, небо, зверей, изображают богатую природу Севера и жизнь коренного народа, а еще служат оберегами.

Для сохранения мира на земле мы все должны чтить, помнить и сохранять, передавая из поколения в поколение традиции своего народа, уважать традиции тех народов, которые проживают с нами рядом, тесно ведут хозяйство, живут на одной территории, желающих друг другу тепла и доброты.

Клюшкина Мария

Данная работа посвящена исследованию символики орнамента в одежде народа ханты и манси. В орнаментах записана история народа, раскрывается тайный смысл узоров. Можно узнать о человеке: из какого он селения, о роде его занятий, о достатке. А еще орнаменты выполняют роль оберегов (предметы, обладающие охранительной силой).

Скачать:

Предварительный просмотр:

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

«Шаг в будущее»

« Что значит орнамент в одежде ханты и манси »

Секция: проблемы человека и общества.

«Волшебные узоры Югры»

Секция: краеведение

Российская Федерация,

Тюменская область,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №29

4 Б класс

Научный руководитель:

Клюшкина Александра Сергеевна,

учитель высшей квалификационной категории

предмет: начальные классы

Аннотация_____________________________________________2

План исследования______________________________________3-4

Основная часть_________________________________________6-10

  1. Происхождение орнамента__________________5
  2. Символическое значение орнамента____________6
  3. Практическая работа___________________________7-8

Заключение ____________________________________________9

Список используемой литературы_________________________10

Приложения___________________________________________

Аннотация

Данная работа посвящена исследованию символики орнамента в одежде народа ханты и манси. В орнаментах записана история народа, раскрывается тайный смысл узоров. Можно узнать о человеке: из какого он селения, о роде его занятий, о достатке. А еще орнаменты выполняют роль оберегов (предметы, обладающие охранительной силой).

Цель работы:

При написании работы использовались методы анализа, синтеза, обобщение информации.

Данная исследовательская работа показывает, что источником создания орнамента была сама природа. Орнамент на одежде ханты и манси имеет символическое значение и заключает в себе образы священных растений и животных, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы. Орнаменты являются частью культуры народа ханты и манси, обозначают солнце, землю, небо, зверей, изображают богатую природу Севера и жизнь коренного народа Югры. Найдена взаимосвязь между узорами на одежде ханты и манси и окружающим миром. В ходе исследования было установлено, что орнамент у коренного народа не случаен и может рассказать о художественной культуре ханты и манси.

Данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии и во внеклассной работе. Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы, приложения.

«Что значит орнамент в одежде ханты и манси»

Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 29, 4-Б класс

План исследования

«Орнамент, разворачивает на поверхности любой

вещи свою собственную художественную тему».

Юрий Яковлевич Герчук

  • Подбор литературы по теме проекта, посещение музеев.
  • Сбор информации.
    Обработка результатов анкеты и теста для дальнейшего использования в работе.
  • Подведение итога работы.

Однажды мама подарила мне свитер, на котором были необычные узоры. Они как будто оживляли мой свитер, делали его красивым, оригинальным, заметным. Мне стало интересно, что означают узоры, которые изображены у меня на одежде. Из Интернета я узнала, что такие же узоры на одежде народов ханты и манси. Мне захотелось узнать как можно больше об этих узорах, потому что в них было что-то загадочное. Так родилась тема исследовательской работы «Что значит орнамент в одежде ханты и манси».

Актуальность темы заключается в том, что о культуре ханты и манси мы почти ничего не знаем. Орнамент является частью культуры хантыйского народа.

Цель работы: изучить значение узоров на одежде народа ханты и манси.

Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Узнать, какое значение имеет орнамент в культуре северного народа.
  2. Провести анкетирование и тест по теме « Что знают современные люди об орнаментах на одежде ханты и манси».
  3. Обобщить полученные материалы.
  4. Подготовить презентацию, фотоколлаж, выпустить буклет, создать собственный орнамент на хантыйскую тему.

Методика исследования. При выполнении работы использовались знания, полученные мною на уроках окружающего мира при изучении темы «Растительный и животный мир Югры», «Северные народы».

Г ипотеза исследования:

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования :

1. Сбор информации.
2. Анкетирование, опрос.
3. Наблюдение, фотографирование.
4. Анализ.

5.Синтез.

Объектом исследования являются орнаменты на одежде ханты и манси .

Предмет изучения: узоры в орнаменте ханты и манси и их смысл.

Новизна работы заключается в том, что орнаменты служат не только для украшения одежды, но и имеют тайный смысл.

Результат исследовательской деятельности: презентация, буклет, фотоколлаж, авторский орнамент на хантыйскую тему.

Практическая ценность работы
Результаты работы могут использоваться на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии и во внеклассной работе.

Организация и база исследования . Исследование проводилось на базе одной из школ города Сургута.

«Что значит орнамент в одежде ханты и манси»

Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 29, 4-Б класс

Происхождение орнамента

В 1872 году в альбоме знаменитого историка искусств Владимира Васильевича Стасова были замечены статьи об орнаменте народов ханты и манси, в которых писалось о том, что каждый народ заявляет о себе через культуру. В культуре любого народа есть черты, говорящие о ее своеобразии. В культуре северного народа своеобразным является орнамент. Орнамент (от латинского языка-украшение) - это узор, основанный на повторе, предназначается для украшения различных предметов (одежда, посуда, оружие, мебель). В нем как будто закодированы слова, зашифрованы знаки, как в наскальных рисунках, из которых можно узнать об истоках культуры народа, ее развитие во времени. Орнаменты - это геометрические фигуры, они состоят из треугольников, прямоугольников и квадратов, они обозначают солнце, землю, небо, зверей. Орнаменты возникали в результате наблюдений за окружающим миром. Любуясь природой, человек давно заметил в ней множество интересных, необычных форм и цветов: узоры крыльев бабочек и птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев разных растений и коры деревьев. Природа для человека - источник всего, в том числе - и вдохновения. В орнаментах народ ханты и манси изображал богатую природу и свою жизнь на севере. Исполняется орнамент на ткани, бумаге, дереве, металле.

Символическое значение орнамента

В музее на экскурсии я увидела вещи, украшенные необычными орнаментами, смысл которых мне был сначала непонятен. Оказалось, что это язык символов наших далеких предков, для которых каждая линия, каждая геометрическая фигура что-то означала. Символ - это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного. Орнаменты ханты и манси имеет символическое значение. Например, «лягушка» и «крест» являлись символами домашнего очага. «Крест» также является оберегом от дурного глаза. На одежде ханты и манси я увидела оленей, медведя, соболя, мифического мамонта, глухарку, кедр, березу и многое другое. Орнаменты являются символами, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы. Например, олень символизирует победу добра над злом, крест с загнутыми концами обозначает символ счастья, пчела символизирует трудолюбие, зеркало – правду, лев – могущество, меч – правосудие, крылья – движение. [ ] Орнаменты, связанные с медведем, как существа высшего, небесного происхождения требует к себе особого отношения, их может выполнять только мастерица с большим опытом.

Использование в орнаменте изображение птицы, несёт в себе силу оберега сна и здоровья ребёнка.

Для изготовления изделий используют несколько цветов, каждый имеет свой символ: белый – цвет снега – удачу; красный – благополучие, синий – реки, озера; зеленый – тайга; желтый – солнце – радость, чёрный – символ подземного мира. Для украшения подола платья национальным орнаментом используются длинные узкие полоски всех этих цветов. Таким образом, орнамент - это условные знаки, символы, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы.

Практическая работа

Исследование проводилось на базе одной из школ города Сургута.

Цель исследования: изучить значение узоров на одежде народа ханты и манси.

Задавшись вопросом раскрыть тайну орнамента на одежде ханты и манси, я познакомилась с культурным наследием коренного населения нашего округа в Центральной Детской Библиотеке, Интернете, музее.

Для того чтобы выяснить, что знают ребята 3-4 классов нашей школы про коренное население нашего округа и орнамент на одежде ханты и манси, я решила провести анкетирование. По итогам первого анкетирования стало ясно, что мало кто из ребят знает про коренное население, что такое орнамент и для чего он нужен. (Приложение №1 анкета №1)

Еще я решила выяснить, что знают ребята о символике орнамента, провела опрос. Задание заключалось в следующем: определить, что изображено на картинках. Предлагались иллюстрации с орнаментом на одежде ханты и манси. Нужно было отгадать, что они обозначают. В результате опроса было выяснено, что ребята почти ничего не знают об орнаментах. (Приложение №2 опрос №1)

Но я поняла, что тема им интересна. Поэтому на школьной конференции «Я исследователь» выступила с темой «Что значит орнамент в одежде ханты и манси». Рассказала ребятам о символике орнамента, и что обозначает каждый узор.

Для привлечения интереса ребят был проведен конкурс рисунков « ». (Приложение №3)

В классе мы с ребятами оформили фотоколлаж «Орнамент в одежде ханты и манси». (Приложение №4 фотоколлаж)

Еще нами был оформлен буклет по теме исследования. (Приложение №5)

Вместе с одноклассниками мы придумали свой орнамент на хантыйскую тему, который я сама вышила. В нем были использованы священные для ханты и манси вещи, обереги и цвета. (Приложение №6 авторский орнамент)

После всех проведенных мероприятий я решила еще раз провести анкетирование и опрос, чтобы посмотреть, как ребята запомнили все, что я рассказала. Произошел рост – ребята уверенно отвечали на вопросы про коренное население, про орнамент. (Приложение №7 анкета №2)

И в опросе тоже уже смогли отличить символы «солнце» от «медведя» и «лягушки». (Приложение №8 опрос №2)

Практическая значимость работы: данную работу можно использовать на уроках литературы, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии.

Заключение

Таким образом, мы пришли к выводу, что источником создания орнамента была сама природа. Орнамент оживляет вещи. Он рассказывает о богатстве и разнообразии окружающего мира.

Мы изучили символику орнамента народов ханты и манси и пришли к выводу, что орнамент на их одежде - это условные знаки, символы, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы.

Орнаменты одежде ханты и манси имеют символическое значение и заключают в себе образы священных растений и животных, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы. В орнаментах цвет также имеет символическое значение: белый – цвет снега – удачу; красный – благополучие, синий – реки, озера; зеленый – тайга; желтый – солнце – радость, чёрный – символ подземного мира.

В ходе работы над исследованием была подтверждена гипотеза о том, что орнаменты служат не только для украшения одежды, но и имеют тайный смысл. Орнаменты являются частью культуры народа ханты и манси, обозначают солнце, землю, небо, зверей, изображают богатую природу Севера и жизнь коренного народа, а еще служат оберегами.

Закончив исследование, я познакомила сверстников с итогами моей работы, вместе мы оформили фотоколлаж «Орнамент на одежде ханты и манси» , выставку рисунков « Символика орнамента ханты и манси » , создали орнамент на хантыйскую тему, а также выступила на школьной конференции «Я исследователь» с работой «Что значит орнамент в одежде ханты и манси?».

Для сохранения мира на земле мы все должны чтить, помнить и сохранять, передавая из поколения в поколение традиции своего народа, уважать традиции тех народов, которые проживают с нами рядом, тесно ведут хозяйство, живут на одной территории, желающих друг другу тепла и доброты. Мои сверстники узнали много нового и интересного о культуре и обычаях ханты и манси, а значит, мы помогли сохранить ещё одну частичку культуры коренных народов Севера! Ведь в орнаменте - история народа.

Список используемой литературы, сайты.

1.Дудырева, Н. Наш край - Югра[Текст] / Наталья Дудырева

// Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2012. - № 6. - С. 16-17. - фот.

2. [Электронный ресурс].URL: http://dic.academic.ru

3. Ожегов С.И., «Словарь русского языка», 20-е издание, стереотипное, Москва, «Русский язык», 1989г.

4.Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. - Йошкар-Ола, 2000 г.

5.Кудрявцев В.Т., Решетникова Р.Г. «Ребенок и декоративно-прикладное искусство обскихгров», Москва, Издательство ИКАР, 2003г.

6.Узор таежной тишины [Текст] // Югорское детство. - 2012. - № 1. - С. 24, 25. - ил.

7.Шишкин П.Е., Шабалина И.Д. «Мансийские орнаменты», Издание второе исправленное и дополненное, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2001.

8. Северный орнамент. Коренные народы Севера в современном мире. [Электронный ресурс].URL: http://www.etnic.ru

9. Николай Фомин Серия «Обские угры» [Электронный ресурс].URL: http://www.liveinternet.ru

10. Орнаментальное искусство коренных народов Севера. [Электронный ресурс].URL: http://rudocs.exdat.com

11. Орнаменты ханты и манси [Электронный ресурс].URL: http://ornament-ru

12. Алые паруса. Народы ХМАО. [Электронный ресурс].URL: http://сайт

13.Югорское детство №3(37) май-июнь, первый сургутский журнал для родителей, редактор Л.Андреенко, 2013г.

14.Югорское детство №5(39) май-июнь, первый сургутский журнал для родителей, редактор Л.Андреенко, 2013г.

15.Орнамент "Солнце"[Текст] / Т. Молданова// Югра. - 1993. - № 4. - С. 51. - 3 рис.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Орнамент - зеркало и характерная особенность древней и современной культуры народов севера, устойчивый элемент художественной культуры.

На протяжении тысячелетий орнаменты сохраняют свою древнюю первооснову, создающую важнейший исторический источник. В орнаменте самые отвлечённые геометрические формы наполняются вполне определённым содержанием, отражая представление об окружающей действительности. Считается, что орнаменты возникали в результате долгих наблюдений за окружающим миром, а названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

По нашему мнению, в орнаментах народов севера “отвлечённые” геометрические формы отвлечёнными только кажутся. С таким же “успехом” мы можем рассуждать об “отвлечённых” геометрических формах вполне современного QR кода.
Методологической основой нашего исследования явился метод дискретного преобразования Фурье, дополненный автором новой методикой исследования орнаментов как музыкальных произведений.

Гипотеза:
- о возможности дискретизации и кодирования изображений орнаментов;
- о возможности выявления скрытой в орнаментах информации;

Цель: выявить скрытую в орнаментах информацию.

Объект исследования: группа орнаментов “Мотивы с зайцем”.

Предмет исследования: выявление и представление в графическом и звуковом формате скрытой информации путём дискретизации и кодирования изображений орнаментов.

Задачи:
1. Создать компьютерные графические изображения орнаментов группы “Мотивы с зайцем” в соответствии с оригинальными.
2. Пространственно дискретизировать и кодировать орнаменты в цифровом и нотном формате.

Методика исследования:
Для разъяснения нашей гипотезы возьмём произвольное изображение, представленное как совокупность квадратиков разных цветов. Квадратик (пиксель) - это минимальный участок изображения, цвет которого можно задать произвольно. В нашей работе мы используем черно-белое изображение. Для черно-белого изображения каждый квадратик будет нести одну единицу информации (один бит). Представим, что чёрный квадратик (бит) = 1, а белый квадратик (бит) = 0.

Произведём кодирование изображения.
В результате кодирования получаем ряды символов двоичной системы исчисления, которые можно преобразовать в звук.

Преобразование в нотные записи можно произвести путём соотнесения пространственно дискретизированного изображения с импровизированным нотоносцем, предполагая, что каждая тёмная клетка - это нотный знак, а нотные знаки, располагающиеся на одной вертикальной линии, будут составлять аккорд.

Основная часть

Практически все орнаменты можно разделить на участки разного цвета правильной геометрической формы (дискретизировать).

Пробуем исследовать один орнамент из группы орнаментов “Мотивы с зайцем”. Для исследования, с помощью компьютерной графики было создано изображение одного орнамента, разделённого на участки и кодированного в двоичной системе исчисления и в нотном формате.

В результате кодирования мы получили информацию, которую можно преобразовать в звук, представив как нотную запись.

Исследуем группу орнаментов “Мотивы с зайцем”, как нотные записи. Для реализации исследования, методом компьютерной графики:
1. Созданы компьютерные изображения отдельных орнаментов группы в соответствии с оригиналом.
2. Компьютерные изображения орнаментов разделены на участки (пространственно дискретизированы).
3. Дискретизированные изображения орнаментов пронумерованы и соотнесены с импровизированными нотоносцами, где каждая тёмная клетка орнамента - это нотный знак.

Перенесением нотных знаков нескольких орнаментов группы “Мотивы с зайцем” в компьютерную программу для создания музыки получены звуковые дорожки, соединённые между собой в единое произведение. Представлено два варианта аранжировки. Композитор - Артемиус Вольф // Artemius Wolf (г. Москва)

Перенесением нотных знаков орнамента №_03 из группы “Мотивы с зайцем” в компьютерную программу для создания музыки получена звуковая дорожка в клавишном варианте исполнения. Представлено два варианта аранжировки. Композитор - Валентин Хайнус (г. Югорск)

Заключение

В ходе нашего исследования гипотеза о возможности представления скрытой в орнаментах информации подтвердилась. Нам удалось:
1. Пространственно дискретизировать компьютерные изображения орнаментов.
2. Кодировать орнаменты в двоичной системе исчисления.
3. Кодировать орнаменты группы “Мотивы с зайцем”, как нотные записи.
4. Создать оригинальные музыкальные дорожки.

По итогам нашей работы мы сделали выводы:
- орнаментальное искусство народов ханты и манси может быть источником скрытой информации ;
- пример распознавания скрытой в орнаментах информации – преобразование в нотные записи и создание оригинальных музыкальных опусов, миниатюр, произведений…;

Список источников

Исполнители работы:

Гусева Софья Олеговна, ученица 3”Д” класса школы № 5 города Югорска;
Гусев Олег Александрович (отец).

Руководитель:

Дубровская Татьяна Николаевна, классный руководитель, преподаватель школы № 5 города Югорска;

При сотрудничестве:

Кузнецова Мария Викторовна, заведующая сектором информационно-методического отдела центра культуры “Югра-презент” города Югорска;
Цонева Екатерина Игоревна, заведующая сектором информационно-методического отдела центра культуры “Югра-презент” города Югорска;
Валентин Хайнус, композитор, город Югорск.
Артемиус Вольф, композитор, город Москва.