Балеты и их композиторы. Лучшие балеты мира: гениальная музыка, гениальная хореография…. Лучшие балеты мира: «Дон Кихот» Минкуса

Как ни крути, а нельзя обойти вниманием знаменитый шедевр русского композитора в четырёх актах, благодаря которому немецкая легенда о прекрасной девушке-лебеде увековечена в глазах ценителей искусства. По сюжету принц, влюбленный в королеву лебедей, предает её, но даже осознание ошибки не спасает ни его, ни его возлюбленную от разбушевавшейся стихии.

Образ главной героини – Одетты – как бы дополняет галерею женских символов, созданных композитором за свою жизнь. Примечательно, что автор балетного сюжета до сих пор остается неизвестным, и ни на одной афише никогда не значились имена либреттистов. Впервые балет был представлен еще в 1877 году на сцене Большого театра, однако первый вариант был признан неудачным. Самая знаменитая постановка – Петипа-Иванова, которая и стала эталоном для всех последующих представлений.

Лучшие балеты мира: «Щелкунчик» Чайковского

Популярный накануне Нового года балет для детей «Щелкунчик» впервые был представлен публике в 1892 г. на сцене известного Мариинского театра. В основе его сюжета лежит сказка Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Борьба поколений, противоборство добра и зла, скрывающаяся за маской мудрость – глубокий философский смысл сказки облечен в яркие музыкальные образы, понятные самым юным зрителям.

Действие разворачивается зимой, в канун Рождества, когда все желания могут осуществиться – и это придаёт дополнительный шарм волшебной истории. В этой сказке возможно всё: заветные желания станут явью, маски лицемерия спадут, а несправедливость будет обязательно побеждена.

************************************************************************

Лучшие балеты мира: «Жизель» Адана

«Любовь, которая сильнее смерти» – пожалуй, самое точное описание знаменитого балета в четырех действиях «Жизель». История погибающей от горячей любви девушки, отдавшей своё сердце обрученному с другой невестой знатному юноше, так ярко передается в грациозных па стройных вилис – невест, умерших до свадьбы.

Балет имел грандиозный успех уже с первой постановки в 1841 году, и в течение 18 лет на сцене Парижской Оперы было дано 150 театральный представлений произведения знаменитого французского композитора. Эта истории настолько покорила сердца ценителей искусства, что в честь главной героини истории был даже назван открытый в конце XIX века астероид. А сегодня уже наши современники позаботились о сохранении одной из величайших жемчужин классического произведения в киноверсиях классической постановки.

************************************************************************

Лучшие балеты мира: «Дон Кихот» Минкуса

Эпоха великих рыцарей давно прошла, но это вовсе не мешает современным юным барышням мечтать о встрече с Дон Кихотом XXI века. В балете точно передаются все детали фольклора жителей Испании; и многие мастера пытались поставить сюжет о благородном рыцарстве в современной интерпретации, но именно классическая постановка уже сто тридцать лет украшает русскую сцену.

Балетмейстер Мариус Петип смог умело воплотить в танце весь колорит испанской культуры благодаря использованию элементов национальных танцев, а некоторые жесты и позы напрямую указывают на то место, где разворачивается сюжет. История не утратила своей значимости и сегодня: и Дон Кихот и в XXI веке умело вдохновляет горячих сердцем молодых людей, способных на отчаянные поступки во имя добра и справедливости.

************************************************************************

Лучшие балеты мира: «Ромео и Джульетта» Прокофьева

Бессмертная история двух любящих сердец, соединившихся только после смерти навсегда, воплощается на сцене благодаря музыке Прокофьева. Постановка состоялась незадолго до Второй мировой войны, и надо отдать должное преданным своему делу мастерам, которые устояли против имевших обыкновение в то время порядков, царивших и в творческой сфере сталинской страны: композитор сохранил традиционное трагическое окончание сюжета.

После первого грандиозного успеха, удостоившего спектакль Сталинской премии, было много версий, но буквально в 2008 году состоялась традиционная постановка 1935 года в Нью-Йорке с неизвестным до этого момента публике счастливым окончанием знаменитой истории.

************************************************************************

Приятного просмотра!


Классика - это не только симфонии, оперы, концерты и камерная музыка. Некоторые из самых узнаваемых классических произведений появились в форме балета. Балет возник в Италии в эпоху Возрождения и постепенно превратился в техническую форму танца, которая требовала очень большой подготовки от танцовщиц. Первой созданной балетной труппой был Парижский оперный балет, который сформировался после того, как король Людовик XIV назначил Жан-Батиста Люлли режиссером Королевской Академии музыки. Композиции Люлли для балета считаются многими музыковедами поворотным пунктом в развитии этого жанра. С тех пор популярность балета постепенно угасала, «кочуя» из одной страны в другую, что предоставляло композиторам разных национальностей возможность составить некоторые из их самых известных произведений. Приведем семь самых популярных и любимых балетов в мире.


Чайковский написал в 1891 году этот вневременной классический балет, который является наиболее часто исполняемым балетом современной эпохи. В Америке впервые «Щелкунчик» появился на сцене только в 1944 году (его исполнил балет Сан-Франциско). С тех пор стало традицией ставить «Щелкунчика» в новогодне-рождественский сезон. Этот великий балет не только обладает самой узнаваемой музыкой, но и его история приносит радость как детям, так и взрослым.


Лебединое озеро - самый технически и эмоционально сложный классический балет. Его музыка намного опередила свое время, а многие из его ранних исполнителей утверждали, что «Лебединое озеро» слишком сложно танцевать. На самом деле, об оригинальной первой постановке известно очень мало, а то, к чему все привыкли сегодня, это переработанная известными хореографами Петипа и Ивановым постановка. «Лебединое озеро» всегда будет считаться стандартом классических балетов и будет исполняться на протяжении веков.


Сон в летнюю ночь

Комедия Шекспира «Сон в летнюю ночь» была адаптирована ко многим стилям искусства. Первый полнометражный балет (на весь вечер) по этому произведению поставил в 1962 году Джордж Баланчин на музыку Мендельсона. Сегодня «Сон в летнюю ночь» -очень популярный балет, который любят многие.


Балет «Коппелия» был написан французским композитором Лео Делибом, а хореографию под него поставил Артур Сен-Леон. «Коппелия» - это беззаботная история, изображающая конфликт человека между идеализмом и реализмом, искусством и жизнью, с яркой музыкой и оживленными танцами. Его мировая премьера в Парижской опере была крайне успешной в 1871 году, и балет остается успешным и сегодня, находясь в репертуаре многих театров.


Питер Пен

Питер Пэн - великолепный балет, подходящий для всей семьи. Танцы, декорации и костюмы столь же красочны, как и сама история. Питер Пэн является относительно новым в мире балета, и поскольку не существует его классической единой версии, балет может быть интерпретирован по-разному каждым балетмейстером, хореографом и музыкальным руководителем. Хотя каждая постановка может отличаться друг от друга, история остается почти одной и той же, поэтому данный балет был отнесен к классике.


Спящая красавица

«Спящая красавица» была первым знаменитым балетом Чайковского. В нем музыка ничуть не менее важна, чем танцы. История «Спящей красавицы» - идеальное сочетание балетно-королевских торжеств в великолепном замке, битвы добра и зла и торжествующей победы вечной любви. Хореография была создана всемирно известным Мариусом Пепита, который также поставил «Щелкунчик» и « Лебединое озеро». Этот классический балет будет исполняться до скончания времен.


Золушка

Существует множество версий «Золушки», но наиболее распространенной является версия Сергея Прокофьева. Прокофьев начал свою работу над «Золушкой» в 1940 году, но из-за Второй мировой войны закончил партитуру только в 1945 году. В 1948 году хореограф Фредерик Эштон сделал постановку в полном объеме с использованием музыки Прокофьева, которая снискала огромный успех.

Лебединое озеро

Балет – вид искусства, в котором основным выразительным средством является танец. Танцевальный сюжет тесно связан с музыкой и драматургической основой. Русский балет приобрел известность благодаря гениальным композиторам.

Самые известные балеты русских композиторов воплощали в музыкально-хореографических образах эмоции, всецело захватывающие зрителей.

Из наиболее знаменитых балетов можно выделить «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского. Премьера балета состоялась 4 марта 1877 года в Большом театре. Первыми постановщиками балета были Мариус Петипа и Лев Иванов. Именно их имена связывают с постановкой знаменитых «лебединых» сцен. Предпосылкой для написания балета было посещение Чайковским имения в Черкасской области, где он много времени проводил на берегу озера. Там великий композитор и любовался белоснежными птицами. Балет «Лебединое озеро» по праву считается общепризнанным шедевром мировой балетной школы. А образ Белого Лебедя и сегодня остается символом русского балета.

Щелкунчик

«Энциклопедией классического балетного танца» часто называют и еще один балет Чайковского - «Спящая красавица». Постановщиком-хореографом балета явился опять же Мариус Петипа. Центральная фигура музыкально-танцевального действия – балерина. Сам балет поражает многообразием тщательно поставленных хореографических сцен. А вершиной этого танцевального великолепия – торжественная танцевальная миниатюра юной красавицы Авроры и принца Дезире.

Известные балеты недаром соотносят с именем Петра Ильича Чайковского. Еще одно произведение прославленного композитора - «Щелкунчик». Премьера балета успешно прошла в декабре 1892 года в Мариинском театре. Сценическое действие не оставляет зрителей равнодушными. В основу балета была взята одноименная сказка Гофмана с классическим сказочным сюжетом о противоборстве добра и зла.

Балет «Ромео и Джульетта»

Еще один из самых знаменитых балетов двадцатого века – «Ромео и Джульетта», произведение русского композитора Сергея Прокофьева. Балет был поставлен по одноименному творению Шекспира. Замечательная музыка и изумительная хореография принесли балету мировую популярность. Премьера шедевра состоялась в Чехословакии в 1938 году. Но наибольшую известность приобрела постановка, впервые представленная в Ленинграде в 1940 году.

Выдающийся русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев создал еще одно известное творение - «Золушка». С. Прокофьева по праву называют «мастером музыкального портрета». Так тонко он с помощью музыки передал характер и переживания героев. Музыку к «Золушке» Прокофьев писал четыре года. Премьера «Золушки» состоялась в Большом театре в ноябре 1945 года. Постановщиком балета был Ростислав Захаров, роль Золушки исполняла Ольга Лепешинская, а впоследствии, Галина Уланова.

В список известных балетов русских композиторов внесено и произведение Игоря Стравинского «Весна Священная». Предпосылкой создания балета послужил сон композитора. В нем он увидел танцующую молодую девушку среди окружающих ее старцев. Для пробуждения весенней природы девушка танцует, теряя силы, и умирает. Душа девушки возрождается в «Светлое Воскрешение природы».

«Весна Священная» уже в космосе

Премьера балета прошла в Париже на Елисейских полях в мае 1913 года. Но нельзя сказать, что она была успешной. Зрители не поняли оригинальности музыки и танцев и освистали артистов. «Весна Священная», как одно из 27 музыкальных произведений, была записана на пластинку «Вояджера» и отправлена в космическое пространство для внеземных цивилизаций.

Мировой классический балет немыслим без русских композиторов. Именно русская балетная школа явилась локомотивом мирового искусства. Она славится на весь мир, затрагивая тончайшие струны души каждого зрителя.

Помогите пожалуйста. Нужно 10 русских композиторов и их балеты.

  1. Чайковский лебединое озеро
  2. 1. Асафьев Борис Владимирович — «Бахчисарайский фонтан»





  3. Да вс проще гораздо:))
    1- Чайковский — Щелкунчик
    2-Стравинский- жар-птица
    3-прокофьев -золушка
    4-скрябин- скрябиниана
    5-рахманинов-паганини
    6-глазунов-раймонда
    7-шостакович-Светлый ручей
    8-римский-корсаков- шахеразада
    9-гаврилин -анюта
    10-черепнин -павильон армиды
    Даю минимум, там тьма:)))
  4. Буду писать без композиторов!

    15 НАЗВАНИЙ БАЛЕТА

    1)»Лебединое озеро»

    2)»Спящая красавица»

    3)»Щелкунчик»

    4)»Раймонда»

    5)»Дон Китох»

    6)»Корсар»

    7)»Средний дуэт»

    8)»Золушка»

    9)»Золотой век»

    10)»Игра в карты»

    11)»Ромео и Джульетта»

    12)»Спартак»

    13)»Жизель»

  5. спасибо за помощь всем кто знает этих композиторов
  6. 1- Чайковский — Щелкунчик
    2-Стравинский- жар-птица
    3-прокофьев -золушка
    4-скрябин- скрябиниана
    5-рахманинов-паганини
  7. Чайковский, Прокофьев, Стравинский ой ещ много
  8. . Асафьев Борис Владимирович — «Бахчисарайский фонтан»
    2. Аренский Антон (Антоний) Степанович — «Египетские ночи»
    3. Глазунов Александр Константинович — Раймонда
    4. Глиэр Рейнгольд Морицевич — «Медный всадник»
    5. Прокофьев Сергей Сергеевич — Золушка, Ромео и Джульетта
    6. Рахманинов Сергей Васильевич — балетный спектакль «Паганини»
    7. Римский-Корсаков Николай Андреевич — на его музыку ставились балеты «Шехерезада» и «Золотой петушок»
    8. Скрябин Александр Николаевич — на его музыку ставились балеты «Прометей», Поэма экстаза
    9. Стравинский Игорь Фдорович — «Жар-птица»
    10. Щедрин Родион Константинович — «Конк-Горбунок», «Кармен-сюита»
    Про Чайковского писали, но вот Глинка и Мусоргский в своих операх написали музыку к балетным танцам.
    Эшпай Андрей Яковлевич — «Ангара»
  9. Александр Николаевич Скрябин Александр Николаевич Скрябин — русский композитор и пианист, одна из ярчайших личностей русской и мировой музыкальной культуры. Самобытное и глубоко поэтичное творчество Скрябина выделялось новаторством даже на фоне рождения многих новых направлений в искусстве, связанных с изменениями в общественной жизни на рубеже 20-го века.
    Родился в Москве, мать умерла рано, отец не мог уделять внимание сыну, так как служил послом в Персии. Скрябин воспитывался тетей и дедом, с детства проявил музыкальные способности. В начале учился в кадетском корпусе, брал частные уроки на фортепиано, после окончания корпуса поступил в Московскую консерваторию, его сокурсником был С. В. Рахманинов. После окончания консерватории Скрябин полностью посвятил себя музыке — как концертирующий пианист-композитр гастролировал в Европе и России, проводя большую часть времени за границей.
    Пиком композиторского творчества Скрябина стали 1903-1908 годы, когда вышли Третья симфония («Божественная поэма»), симфоническая «Поэма экстаза», «Трагическая» и «Сатаническая» фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения. «Поэма экстаза», состоящая из нескольких тем-образов, сконцентрировала творческие идеи Срябина и является ярким его шедевром. В ней гармонично соединились любовь композитора к мощи большого оркестра и лирическое, воздушное звучание сольных инструментов. Воплощенная в «Поэме экстаза» колоссальная жизненная энергия, огненная страстность, волевая мощь производит неотразимое впечатление на слушателя и до сегодняшнего дня сохраняет силу своего воздействия.
    Ещ одним шедевром Скрябина является «Прометей» («Поэма огня»), в которой автор полностью обновил свой гармонический язык, отступив от традиционной тональной системы, а также впервые в истории это произведение должна была сопровождать цветомузыка, но премьера, по техническим причинам, прошла без световых эфектов.
    Последняя незаконченая «Мистерия» была замыслом Скрябина, мечтателя, романтика, философа, обратиться ко всему человечеству и вдохновить его на создание нового фантастического миропорядка, соединение Вселенского Духа с Материей.
    А. Н. Скрябин «Прометей»

    Сергей Васильевич РахманиновСергей Васильевич Рахманинов — крупнейший мировой композитор начала 20-го века, талантливый пианист и дирижер. Творческий образ Рахманинова-композитора часто определяют эпитетом «самый русский композитор», подчеркивая в этой краткой формулировке его заслуги в объединении музыкальных традиций Московской и Петербургской композиторских школ и в создании собственного уникального стиля, особняком выделяющегося в мировой музыкальной культуре.
    Родился в Новгородской губернии, с четырх лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевлся в Московскую консерваторию и закончил е с большой золотой медалью. Быстро стал известен как дирижр и пианист, сочинял музыку. Провальная премьера новаторской Первой симфонии (1897) в Петербурге вызвала творческий композиторский кризис, из которого Рахманинов вышел в начале 1900-х со сформировавшимся стилем, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассцизм, — и вс это насыщено сложной символикой. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, с

  10. НУ, я так пространно писать не буду и не смогу назвать всех 10. Но.. . Шостакович, балеты «Светлый ручей»,»Болт» (это менее известный) , Чайковский -«Щелкунчик», «Лебединое озеро», Прокофьев «Ромео и Джульета»

Балет как музыкальная форма получил развитие от простого дополнения к танцу, к конкретной композиционной форме, которая часто имела такое же значение, как и сопутствующий её танец. Зародившись во Франции в 17 веке, форма танца началась как театральный танец. Формально до 19-го века балет не получил «классического» статуса. В балете термины «классической» и «романтической» хронологически развернулись от музыкального использования. Таким образом, в 19-м веке классический период балета совпал с эпохой романтизма в музыке. Композиторы балетной музыки 17- 19-го веков, включая Жан-Батиста Люлли и Петра Ильича Чайковского, были преимущественно во Франции и России. Тем не менее, с увеличением международной известности Чайковский при жизни увидел распространение балетной музыкальной композициии балета в целом во всём западном мире.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Абсолютный слух о балете "Спящая красавица"

    ✪ Dona nobis pacem Даруй нам мир I S Bach Месса h-moll Татарский театр оперы и балета 2015

    ✪ ♫ Классическая музыка для детей (Classical music for children).

    Субтитры

История

  • Примерно до второй половины 19-го века роль музыки в балете была вторичной, с главным упором на танец, в то время как сама музыка была простым заимствованием из танцевальных мелодий. Написание "музыки балета" раньше было работой музыкальных ремесленников, а не мастеров. Например, критики русского композитора Петра Ильича Чайковского воспринимали его писание балетной музыки как нечто низменное.
    С самых ранних балетов до времен Жан-Батист Люлли (1632-1687), музыка из балета была неотличима от бальной танцевальной музыки. Люлли создал отдельный стиль, в котором музыка рассказывала бы историю. Первый "Балет действия» был поставлен в 1717 году. Это была история, рассказанная без слов. Первопроходцем был Джон Уивер (1673-1760). Оба Люлли и Жан-Филипп Рамо написали "оперу - балет", где действие исполнялось частично танцами, частично пением, но балетная музыка стала постепенно менее важным.
    Следующий большой шаг произошёл в первые годы девятнадцатого века, когда солистами стала применяться специальная жёсткая балетная обувь - пуанты. Это позволило использовать более дробный стиль музыки. В 1832-м году знаменитая балерина Мария Тальони (1804-1884) впервые продемонстрировала танец на пуантах. Это было в "Сильфиде". Теперь стало возможным, чтобы музыка стала более выразительной.Постепенно танцы стали более смелыми, с подъемами балерин в воздух мужчинами.
    До времени Чайковского композитор балета не отделялся от композитора симфоний. Музыка балета была сопровождением для сольного и ансамблевого танца. Балет Чайковского "Лебединое озеро" был первым музыкальным балетным произведением, который был создан симфоническим композитором. По инициативе Чайковского балетные композиторы уже не писали простые и легкие танцевальные части. Теперь уже основное внимание в балете уделялось не только танцу; композиция вслед за танцами приняла равное значение. В конце 19 века Мариус Петипа хореограф русского балета и танца, работал с такими композитором как Цезарь Пуни в создании балетных шедевров, которые оба хвастались как сложным танцем, так и сложной музыкой. Петипа работал с Чайковским, сотрудничая с композитором в его работах "Спящая красавица" и "Щелкунчик", или косвенно, через новую редакцию "Лебединого озера" Чайковского после смерти композитора.
    Во многих случаях по-прежнему короткие балетные сцены использовались в операх для смены пейзажа или костюма. Пожалуй, самым известным примером балетной музыки как части оперы является "Танец часов" из оперы "Джоконда" (1876) Амилькаре Понкьелли.
    Кардинальное изменение в настроении произошло, когда был создан балет Игоря Стравинского "Весна священная" (1913).

Музыка была экспрессионистской и нестройной, движения были сильно стилизованы. В 1924 году Джордж Антейл написал "Механический балет". Это подходило для фильма движущихся объектов, но не для танцоров, хотя было новаторством в использовании джазовой музыки. С этой отправной точки музыка балета делится на два направления - модернизм и джазовый танец. Джордж Гершвин попытался восполнить этот пробел с его амбициозной партитурой к фильму "Давайте потанцуем" (1937), составляющей более часа музыки, которая охватила рассудочный и технически отбиваемый ногой джаз и румбу. Одна из сцен была сочинена специально для балерины Гарриет Хоктор.
Многие говорят, джаз - танец лучше всего представлен хореографом Джеромом Роббинсом, который работал с Леонардом Бернстайном в "Вестсайдской истории" (1957). В некоторых отношениях это возвращение к «опере-балету", так как в основном сюжет рассказан в словах. Модернизм лучше всего представлен Сергеем Прокофьевым в балете "Ромео и Джульетта". Здесь пример чистого балета, и нет никакого влияния от джаза или любого другого вида популярной музыки. Еще одним направлением в истории балетной музыки является тенденция к творческой адаптации старой музыки. Отторино Респиги обработал произведения Джоаккино Россини (1792-1868) и их совместный ряд в балете называется "Волшебная лавка", премьера которой состоялась в 1919 году. Балетная аудитория предпочитает романтическую музыку, так что новые балеты coчетаются со старыми работами посредством новой хореографии. Известным примером является "Сон" - музыка Феликса Мендельсона, адаптированная Джоном Ланчбери.

Композиторы балета

В начале XIX века балетмейстеры ставили спектакли на собранную музыку, чаще всего скомпонованную из популярных и хорошо известных публике оперных фрагментов и песенных мелодий. Первым, кто попытался изменить существующую практику, стал композитор Жан-Мадлен Шнейцхоффер . За это он подвергался немалой критике начиная с первого своего сочинения - балета «Прозерпина» (1818):

Музыка принадлежит молодому человеку, который, судя по увертюре и некоторым мотивам балета, заслуживает поощрения. Но я твёрдо верю (а опыт поддерживает моё мнение), что умело подобранные к ситуациям мотивы всегда лучше служат намерениям хореографа и яснее раскрывают его замысел, нежели музыка почти полностью новая, которая, вместо того чтобы пояснять пантомиму, сама ждёт пояснений.

Несмотря на нападки критиков, вслед за Шнейцхоффером от традиции создания балетных партитур, собранных из музыкальных фрагментов на мотивы других известных (чаще всего оперных) произведений, начали отходить и другие композиторы - Фердинан Герольд , Фроманталь Галеви , и, в первую очередь - и затем плодотворно работавший с Мариусом Петипа , при создании своих партитур чётко следовал указаниям хореографа-постановщика и его плану - вплоть до количества тактов в каждом номере. В случае с Сен-Леоном ему даже приходилось использовал мелодии, заданные балетмейстером: согласно воспоминаниям Карла Вальца Сен-Леон, сам скрипач и музыкант, не раз насвистывал Минкусу мотивы, которые тот «лихорадочно переводил на нотные знаки».

Такая практика не соответствовала принципам того же Шнейцхоффера, который дорожил своей репутацией самостоятельного автора и при создании партитур всегда работал отдельно от хореографа (исключение было сделано лишь при создании балета «Сильфида » совместно с