Лагерная тема в творчестве шаламова и солженицына. Презентация на тему "А. Солженицына и В. Шаламова - лагерная тема в творчестве"

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

«Лагерная» тема вновь резко поднимается в ХХ веке. Многие писатели свидетельствовали об ужасах лагерей, тюрем, изоляторов. Все они смотрели на происходящее глазами людей, лишенных свободы, выбора, познавших, как уничтожает человека само государство через репрессии, уничтожения, насилие. И только тот, кто прошел через все это, может до конца понять и оценить любое произведение о политическом терроре, концлагерях. Наиболее достоверно описывают лагерь Александр Солженицын в своих легендарных произведениях «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» и Варлам Шаламов в «Колымских рассказах». «Архипелаг ГУЛАГ» и «Колымские рассказы» писались не один год и являются своего рода энциклопедией лагерной жизни. В своих произведениях оба писателя при описании концлагерей и тюрем добиваются эффекта жизненной убедительности и психологической достоверности, текст наполнен приметами непридуманной реальности. В рассказе Солженицына «Один день Ивана Денисовича» большая часть персонажей – подлинные, взятые из жизни герои, к примеру, бригадир Тюрин, кавторанг Буйновский. Только главный герой рассказа Шухов содержит собирательный образ солдата-артиллериста той батареи, которой командовал на фронте сам автор, и заключенного Щ-262 Солженицына. «Колымские рассказы» Шаламова тесно связаны с отбыванием ссылки самого писателя на Колыме. Это доказывает и высокая степень детализированности. Автор уделяет внимание страшным подробностям, которые невозможно понять без душевной боли - холод и голод, порой лишающие человека рассудка, гнойные язвы на ногах, жестокий беспредел уголовников. В рассказе «Плотники» Шаламов указывает на глухо замкнутое пространство: «густой туман, что в двух шагах не видно было человека», «немногие направления»: больница, вахта, столовая, - которое и для Солженицына является символичным. В рассказе «Один день Ивана Денисовича» узникам враждебны и опасны открытые участки зоны: каждый заключенный старается как можно быстрее перебежать участки между помещениями, что является полной противоположностью героям русской литературы, традиционно любящим ширь и даль. Описываемое пространство ограничено зоной, стройкой, бараком. Заключенные отгорожены даже от неба: сверху их беспрерывно слепят прожектора, нависая так низко, что будто лишают людей воздуха. Но все же в произведениях Солженицына и Шаламова лагерь тоже различается, подразделяется по-разному, так как у каждого человека свои взгляды и своя философия на одни и те же вещи. В лагере Шаламова герои уже перешли грань между жизнью и смертью. Люди вроде бы и проявляют какие-то признаки жизни, но они в сущности уже мертвецы, потому что лишены всяких нравственных принципов, памяти, воли. В этом замкнутом круге, навсегда остановившемся времени, где царят голод, холод, издевательства, человек утрачивает собственное прошлое, забывает имя жены, теряет связь с окружающими. Его душа уже не различает, где правда, где ложь. Исчезает даже всякая человеческая потребность в простом общении. «Мне бы все равно – будут мне лгать или не будут, я был вне правды, вне лжи», - указывает Шаламов в рассказе «Сентенция». Отношения между людьми и смысл жизни ярко отражены в рассказе «Плотники». Задача строителей заключается в том, чтобы выжить «сегодня» в пятидесятиградусный мороз, а «дальше», чем на два дня, не имело смысла строить планы». Люди были равнодушны друг к другу. «Мороз» добрался до человеческой души, она промерзла, сжалась и, может быть, навсегда останется холодной. В лагере Солженицына, напротив, сохраняются живые люди, как Иван Денисович, Тюрин, Клевшин, Бухенвальд, которые держат свое внутреннее достоинство и «себя не роняют», не унижаются из-за сигареты, из-за пайка и уж тем более не вылизывают тарелки, не доносят на товарищей ради улучшения собственной участи. В лагерях действуют свои законы: «В лагерях вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать», «Кряхти да гнись. А упрешься – переломишься», «Кто кого сможет, тот того и гложет». Лагерь, по Солженицыну, огромное зло, насилие, но страдание и сострадание способствовало нравственному очищению, а состояние несытости героев приобщает их к более высокому нравственному существованию. Иван Денисович доказывает, что душу нельзя взять в плен, нельзя лишить ее свободы. Формальное освобождение уже не сможет изменить внутренний мир героя, его систему ценностей. Шаламов, в отличие от Солженицына, подчеркивает разницу между тюрьмой и лагерем. Картина мира перевернута: человек мечтает из лагеря попасть не на свободу, а в тюрьму. По Солженицыну, в лагерях остается жизнь: сам Шухов уже не представлял свое «существование» на свободе, да и Алешка-баптист рад остаться в лагере, так как там мысли человека приближаются к Богу. За пределами зоны полная преследований жизнь, которая уже «непонятна» Ивану Денисовичу. Осудив бесчеловечную систему, писатель создает подлинного народного героя, сумевшего пройти через все испытания и сохранить лучшие качества русского народа. В рассказах Шаламова не просто колымские лагеря, отгороженные колючей проволокой, за пределами которых живут свободные люди, но и все, что находится вне зоны, тоже втянуто в бездну насилия, репрессий. Вся страна – это лагерь, где все живущие в нем обречены. Лагерь – это не изолированная часть мира. Это слепок того общества. Представителем мемуарного направления «лагерной прозы» был А. Жигулин. Повесть Жигулина «Черные камни» - произведение сложное, неоднозначное. Это документально-художественное повествование о деятельности КПМ (Коммунистической партии молодежи), в которую входили тридцать мальчишек, в романтическом порыве объединившиеся для сознательной борьбы с обожествлением Сталина. Она построена как воспоминания автора о своей молодости. Поэтому в отличие от произведений других авторов в ней много так называемой «приблатненной романтики». Но в то же время Жигулин сумел точно передать ощущение той эпохи. С документальной достоверностью писатель пишет о том, как зарождалась организация, как проводилось следствие. Писатель очень наглядно обрисовал проведение допросов: «Следствие вообще велось подло... Подло велись и записи в протоколах допросов. Полагалось записывать слово в слово - как отвечает обвиняемый. Но следователи неизменно придавали нашим ответам совсем иную окраску. Например, если я говорил: «Коммунистическая партия молодежи», - следователь записывал: «Антисоветская организация КПМ». Если я говорил: «собрание», - следователь писал «сборище». Жигулин как бы предупреждает, что главной задачей режима было «проникнуть в мысль», еще даже не родившуюся, проникнуть и задушить ее до колыбели. Отсюда заблаговременная жестокость самонастраивающейся системы. За игру в организацию, игру полудетскую, но смертельно опасную для обеих сторон (о чем обе стороны знали) - десять лет тюремно-лагерного кошмара. Так функционирует тоталитарная система.

Одна из самых страшных и трагических тем в русской литературе – это тема лагерей. Публикация произведений подобной тематики стала возможной только после ХХ съезда КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина. К лагерной прозе относятся произведения А. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” и “Архипелаг ГУЛАГ”, “Колымские рассказы” В. Шаламова, “Верный Руслан” Г. Владимова, “Зона” С. Довлатова и другие.

В своей знаменитой повести “Один день Ивана Денисовича” А. Солженицын описал только один день заключенного – от подъема до отбоя, но повествование построено так, что читатель может представить себе лагерную жизнь сорокалетнего крестьянина Шухова и его окружения во всей полноте. Ко времени написания повести ее автор был уже очень далек от социалистических идеалов. Эта повесть – о противозаконности, противоестественности самой системы, созданной советскими руководителями.

Прототипами центрального героя стали Иван Шухов, бывший солдат артиллерийской батареи Солженицына, и сам писатель-заключенный, и тысячи невинных

жертв чудовищного беззакония. Солженицын уверен, что советские лагеря были такими же лагерями смерти, как фашистские, только убивали там собственный народ.

Иван Денисович давно избавился от иллюзий, он не ощущает себя советским человеком. Начальство лагеря, охранники – это враги, нелюди, с которыми у Шухова нет ничего общего. Шухов, носитель общечеловеческих ценностей, которые не удалось в нем разрушить партийно-классовой идеологии. В лагере это помогает ему выстоять, остаться человеком.

Заключенный Щ-854 – Шухов – представлен автором как герой другой жизни. Он жил, пошел на войну, честно воевал, но попал в плен. Из плена ему удалось бежать и чудом пробиться к “своим”. “В контрразведке били Шухова много. И расчет был у Шухова простой: не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь – хоть поживешь малость. Подписал”.

В лагере Шухов пытается выжить, контролирует каждый шаг, пытается заработать, где можно. Он не уверен, что выйдет на волю в срок, что не добавят ему еще лет десять, но не позволяет себе думать об этом. Не думает Шухов и о том, почему сидит он и еще много всякого народа, не терзается вечными вопросами без ответов. По документам он сидит за измену родине. За то, что выполнял задание фашистов. А какое задание, ни Шухов, ни следователь придумать не смогли.

По натуре Иван Денисович принадлежит к природным, естественным людям, которые ценят сам процесс жизни. И у зека есть свои маленькие радости: выпить горячей баланды, выкурить папиросу, съесть пайку хлеба, приткнуться, где потеплей, и минуту подремать.

В лагере Шухова спасает труд. Работает он увлеченно, не привык халтурить, не понимает, как можно не работать. В жизни он руководствуется здравым смыслом, в основе которого крестьянская психология. Он “укрепляется” в лагере, не роняя себя.

Солженицын описывает других заключенных, которые не сломались в лагере. Старик Ю-81 сидит по тюрьмам и лагерям, сколько советская власть стоит. Другой старик, Х-123, – яростный поборник правды, глухой Сенька Клевшин, узник Бухенвальда. Пережил пытки немцев, теперь в советском лагере. Латыш Ян Кильдигс, еще не потерявший способности шутить. Алешка-баптист, который свято верит, что Бог снимет с людей “накипь злую”. Капитан второго ранга Буйновский всегда готов вступиться за людей, он не забыл законов чести. Шухову с его крестьянской психологией поведение Буйновского кажется бессмысленным риском.

Солженицын последовательно изображает, как терпеливость и жизнестойкость помогают Ивану Денисовичу выжить в нечеловеческих условиях лагеря. Повесть “Один день Ивана Денисовича” была опубликована во времена “хрущевской оттепели” в 1962 году, вызвала большой резонанс в читательской среде, открыла миру страшную правду о тоталитарном режиме в России.

В созданной В. Шаламовым книге “Колымских рассказов” раскрывается весь ужас лагеря и лагерной жизни. Проза писателя потрясает. Рассказы Шаламова увидели свет уже после книг Солженицына, который, казалось бы, все написал о лагерном быте. И при этом проза Шаламова буквально переворачивает душу, воспринимается как новое слово в лагерной тематике. В стиле и авторском взгляде писателя поражают высота духа, с которой написаны рассказы, эпическое постижение жизни автором.

Шаламов родился в 1907 году в семье вологодского священника. Стихи и прозу начал писать еще в юные годы. Учился в Московском университете. Впервые Шаламова арестовали в 1929 году по обвинению в распространении якобы фальшивого политического завещания В. Ленина. Три года писатель провел в лагерях на Урале. В 1937 году он был снова арестован и отправлен на Колыму. Был реабилитирован после ХХ съезда КПСС. Двадцать лет в тюрьмах, лагерях и ссылках!

Шаламов не умер в лагере, чтобы создать впечатляющий по силе психологического воздействия своеобразный колымский эпос, рассказать беспощадную правду о жизни – “не жизни” – “антижизни” людей в лагерях. Основная тема рассказов: человек в нечеловеческих условиях. Автор воссоздает атмосферу безысходности, морального и физического тупика, в котором на долгие годы оказываются люди, состояние которых приближается к состоянию “зачеловеческому”. “Ад на земле” может в любой момент поглотить человека. Лагерь отнимает у людей все: их образование, опыт, связи с нормальной жизнью, принципы и моральные ценности. Здесь они больше не нужны. Шаламов пишет: “Лагерь – отрицательная школа жизни целиком и полностью. Ничего полезного, нужного никто оттуда не вынесет, ни сам заключенный, ни его начальник, ни его охрана, ни невольные свидетели – инженеры, геологи, врачи, – ни начальники, ни подчиненные. Каждая минута лагерной жизни – отравленная минута. Там много такого, что человек не должен знать, а если видел – лучше ему умереть”.

Тон повествователя спокоен, автор знает все о лагерях, все помнит, лишен малейших иллюзий. Шаламов утверждает, что нет такой меры, чтобы измерить страдания миллионов людей. То, о чем рассказывает автор, кажется вообще невозможным, но мы слышим объективный голос свидетеля. Он повествует о быте лагерников, об их рабском труде, борьбе за пайку хлеба, болезнях, смертях, расстрелах. Его жестокая правда лишена гнева и бессильного разоблачительства, уже нет сил возмущаться, чувства умерли. Читатель содрогается от осознания того, насколько “далеко” ушло человечество в “науке” придумывания пыток и мучений себе подобных. Писателям XIX века и не снились ужасы Освенцима, Майданека и Колымы.

Вот слова автора, сказанные от своего имени: “Заключенный приучается там ненавидеть труд – ничему другому он и не может там научиться. Он обучается там лести, лганью, мелким и большим подлостям, становится эгоистом. Моральные барьеры отодвинулись куда-то в сторону. Оказывается, можно делать подлости и все же жить… Оказывается, что человек, совершивший подлость, не умирает… Он чересчур высоко ценит свои страдания, забывая, что у каждого человека есть свое горе. К чужому горю он разучился относиться сочувственно – он просто его не понимает, не хочет понимать… Он приучился ненавидеть людей”.

В пронзительном и страшном рассказе “Васька Денисов, похититель свиней” рассказывается, до какого состояния может довести человека голод. Васька жертвует жизнью ради еды.

Страх, разъедающий личность, описан в рассказе “Тифозный карантин”. Автор показывает людей, готовых служить главарям бандитов, быть их лакеями и рабами ради миски супа и корки хлеба. Герой рассказа Андреев видит в толпе подобных холопов капитана Шнайдера, немецкого коммуниста, образованного человека, прекрасного знатока творчества Гете, который теперь исполняет роль “чесальщика пяток” у вора Сенечки. После этого герою не хочется жить.

Лагерь, по мнению Шаламова, – это хорошо организованная государственная преступность. Все социальные и моральные категории умышленно заменены на противоположные. Добро и зло для лагеря – наивные понятия. Но все же были и такие, кто сохранил в себе душу и человечность, безвинные люди, доведенные до скотского состояния. Шаламов пишет о людях “не бывших, не умевших и не ставших героями”. В слове “героизм” есть оттенок парадности, блеска, кратковременности поступка, а каким словом определить многолетнюю пытку людей в лагерях, еще не придумали.

Творчество Шаламова стало не только документальным свидетельством огромной силы, но и фактом философского осмысления целой эпохи, общего лагеря: тоталитарной системы.


(Пока оценок нет)

«Лагерная» тема в произведениях А.Солженицына и В.Шаламова

Наш спор – не церковный о возрасте книг,

Наш спор – не духовный о пользе веры,

Наш спор – о свободе, о праве дышать,

О воле Господней вязать и решать.

В. Шаламов

«Лагерная» тема вновь резко поднимается в ХХ веке. Многие писатели, такие как Шаламов, Солженицын, Синявский, Алешковский, Гинзбур, Домбровский, Владимов свидетельствовали об ужасах лагерей, тюрем, изоляторов. Все они смотрели на происходящее глазами людей, лишенных свободы, выбора, познавших, как уничтожает человека само государство через репрессии, уничтожения, насилие. И только тот, кто прошел через все это, может до конца понять и оценить любое произведение о политическом терроре, концлагерях. Нам же книга приоткрывает лишь занавес, заглянуть за который, к счастью, не дано. Мы можем только сердцем почувствовать правду, как-то по-своему пережить ее.

Наиболее достоверно описывают лагерь Александр Солженицын в своих легендарных произведениях «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» и Варлам Шаламов в «Колымских рассказах». «Архипелаг ГУЛАГ» и «Колымские рассказы» писались не один год и являются своего рода энциклопедией лагерной жизни.

В своих произведениях оба писателя при описании концлагерей и тюрем добиваются эффекта жизненной убедительности и психологической достоверности, текст наполнен приметами непридуманной реальности. В рассказе Солженицына «Один день Ивана Денисовича» большая часть персонажей – подлинные, взятые из жизни герои, к примеру, бригадир Тюрин, кавторанг Буйновский. Только главный герой рассказа Шухов содержит собирательный образ солдата-артиллериста той батареи, которой командовал на фронте сам автор, и заключенного Щ-262 Солженицына. «Колымские рассказы» Шаламова тесно связаны с отбыванием ссылки самого писателя на Колыме. Это доказывает и высокая степень детализированности. Автор уделяет внимание страшным подробностям, которые невозможно понять без душевной боли - холод и голод, порой лишающие человека рассудка, гнойные язвы на ногах, жестокий беспредел уголовников. В рассказе «Плотники» Шаламов указывает на глухо замкнутое пространство: «густой туман, что в двух шагах не видно было человека», «немногие направления»: больница, вахта, столовая, - которое и для Солженицына является символичным. В рассказе «Один день Ивана Денисовича» узникам враждебны и опасны открытые участки зоны: каждый заключенный старается как можно быстрее перебежать участки между помещениями, что является полной противоположностью героям русской литературы, традиционно любящим ширь и даль. Описываемое пространство ограничено зоной, стройкой, бараком. Заключенные отгорожены даже от неба: сверху их беспрерывно слепят прожектора, нависая так низко, что будто лишают людей воздуха.

Но все же в произведениях Солженицына и Шаламова лагерь тоже различается, подразделяется по-разному, так как у каждого человека свои взгляды и своя философия на одни и те же вещи.

В лагере Шаламова герои уже перешли грань между жизнью и смертью. Люди вроде бы и проявляют какие-то признаки жизни, но они в сущности уже мертвецы, потому что лишены всяких нравственных принципов, памяти, воли. В этом замкнутом круге, навсегда остановившемся времени, где царят голод, холод, издевательства, человек утрачивает собственное прошлое, забывает имя жены, теряет связь с окружающими. Его душа уже не различает, где правда, где ложь. Исчезает даже всякая человеческая потребность в простом общении. «Мне бы все равно – будут мне лгать или не будут, я был вне правды, вне лжи», - указывает Шаламов в рассказе «Сентенция».

Отношения между людьми и смысл жизни ярко отражены в рассказе «Плотники». Задача строителей заключается в том, чтобы выжить «сегодня» в пятидесятиградусный мороз, а «дальше», чем на два дня, не имело смысла строить планы». Люди были равнодушны друг к другу. «Мороз» добрался до человеческой души, она промерзла, сжалась и, может быть, навсегда останется холодной.

В лагере Солженицына, напротив, сохраняются живые люди, как Иван Денисович, Тюрин, Клевшин, Бухенвальд, которые держат свое внутреннее достоинство и «себя не роняют», не унижаются из-за сигареты, из-за пайка и уж тем более не вылизывают тарелки, не доносят на товарищей ради улучшения собственной участи. В лагерях действуют свои законы: «В лагерях вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать», «Кряхти да гнись. А упрешься – переломишься», «Кто кого сможет, тот того и гложет». Лагерь, по Солженицыну, огромное зло, насилие, но страдание и сострадание способствовало нравственному очищению, а состояние несытости героев приобщает их к более высокому нравственному существованию. Иван Денисович доказывает, что душу нельзя взять в плен, нельзя лишить ее свободы. Формальное освобождение уже не сможет изменить внутренний мир героя, его систему ценностей.

Шаламов, в отличие от Солженицына, подчеркивает разницу между тюрьмой и лагерем. Картина мира перевернута: человек мечтает из лагеря попасть не на свободу, а в тюрьму. В рассказе «Надгробное слово» идет уточнение: «Тюрьма – это свобода. Это единственное место, где люди не боясь, говорили все, что думали. Где они отдыхают душой».

Творчество и философия двух действительно удивительных писателей приводят к разным выводам о жизни и смерти.

По Солженицыну, в лагерях остается жизнь: сам Шухов уже не представлял свое «существование» на свободе, да и Алешка-баптист рад остаться в лагере, так как там мысли человека приближаются к Богу. За пределами зоны полная преследований жизнь, которая уже «непонятна» Ивану Денисовичу. Осудив бесчеловечную систему, писатель создает подлинного народного героя, сумевшего пройти через все испытания и сохранить лучшие качества русского народа.

В рассказах Шаламова не просто колымские лагеря, отгороженные колючей проволокой, за пределами которых живут свободные люди, но и все, что находится вне зоны, тоже втянуто в бездну насилия, репрессий. Вся страна – это лагерь, где все живущие в нем обречены. Лагерь – это не изолированная часть мира. Это слепок того общества.

Пройдя через все страдания и боли, Солженицын и Шаламов оказались народными героями, которые смогли донести всю истинную картину общества того времени. И их объединяет наличие огромной души, способность творить и созерцать.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Похожие работы:

  • Учебное пособие >>

    Последователи Солженицына в разработке лагерной темы . Произведения А.И. Солженицына с лагерной тематикой в контексте отечественной «лагерной» литературы... «спор» Солженицына и В. Шаламова . 3. Художественное решение А.И. Солженицыным проблемы национального...

  • Статья >>

    ... произведений автора. Материалы к темам . 1. Биографическая справка. Со стороны отца Солженицын ... по этому поводу с В. Шаламовым , Солженицын утверждал, что невозможно растлить... других областях жизнедеятельности человека. В лагерной системе, как в зеркале, ...

  • Сочинение >>

    ... лагерной темы в русской литературе XX века Но получилось так, что его произведения ... однозначнее в описании ужасов ГУЛАГа, чем Солженицын В «Одном дне Ивана Денисовича» и... , колхозники, полководцы». По мнению Шаламова , в лагере существует давление, нравственное...

  • Доклад >>

    Из первооткрывателей лагерной темы . Уникальный голос Шаламова прозвучал как... еще несколько. Главные же произведения Шаламова - «Колымские рассказы» - распространялись... Солженицына ) избегает прямых политических обобщений и инвектив. Но каждый его рассказ тем ...

  • Сочинение >>

    Лет. Шаламову дали двадцать. Кроме Шаламова , пожалуй только Солженицын пытался возвести... описательность становится пороком, зачеркивающим произведение . Описание внешности человека... . Далее следуют размышления о лагерной теме , где мимоходом проводится оценка...

  • Память – самое дорогое, что есть в сердцах людей. Но в жизни бывают моменты, которые невозможно вспоминать без слез. Трагические события откладывают большой отпечаток на жизни и судьбы людей, нации, поэтому эти страницы истории надо изучать с особым вниманием. Политические репрессии – одна из самых трагических страниц нашей истории. Но это наша история, и изучение ее – знак памяти и дань уважения невинно пострадавшим. Знание всех фактов нашего прошлого, особенно трагических, дает нам полное представление о нас самих, о современности.
    В современной российской школе тема политических репрессий замалчивается и практически не рассматривается. Достаточно сказать, что в утвержденных Министерством образования России школьных программах этой теме отводится не более двух часов, а в рекомендованных Министерством образования школьных учебниках – одна-две страницы текста.
    Перед нами стояли следующие задачи: углубить общее представление учащихся о репрессиях, рассмотреть, как в творчестве Солженицына и Шаламова раскрывается тема репрессий; выяснить особенности их повествовательной манеры; развивать умения строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, развивать навыки интерпретации прозаического текста, сравнительного анализа творчества нескольких литераторов, работы с первоисточником; воспитывать в учащихся чувство ответственности перед другими людьми, перед своей страной; способность противостоять силе зла, уважение к людям, ставшим жертвами репрессий.
    На предварительном этапе было определено основное направление работы (самостоятельная поисковая работа с источниками информации), намечен план исследования, оговорены источники информации (художественные тексты произведений В.Шаламова, А.Солженицына, материалы Пензенского отделения общества «Мемориал», х/ф «Завещание Ленина», материалы Интернета). Группы учащихся 11 классов, читая произведения В.Шаламова, А.Солженицына, анализировали их с точки зрения особенностей изображения лагерной жизни, соотносили творчество писателей с историческими и политическими событиями в стране.
    Урок начался с просмотра фрагмента из художественного фильма «Завещание Ленина», снятого по рассказам В.Шаламова, что помогло ввести учащихся в историческую эпоху, эмоционально настроить их на восприятие материала урока. В ходе занятия учащимся было предложено сделать записи основных положений лекции в соответствии с планом. Далее учителем был дан исторический комментарий эпохи.
    Перед обсуждением особенностей воплощения лагерной темы в творчестве Солженицына и Шаламова целесообразно рассказать учащимся о наиболее ярких моментах жизни и творчества Александра Исаевича и Варлама Тихоновича.
    На следующем этапе организуется работа в группах, в процессе которой учащиеся кратко пересказывают прочитанные произведения, обсуждают их, в ходе чего заполняют сравнительную таблицу.
    На заключительном этапе урока выясняем, для чего мы обсуждали лагерную тему в творчестве Солженицына и Шаламова. И вообще, имели ли право Солженицын, Шаламов и другие писатели обсуждать эту тему на мировом уровне, ведь это не самые светлые страницы нашей истории?
    Продолжить размышление над этим вопросом предлагаем ребятам дома в процессе создания собственного эссе «Душа и колючая проволока».

    Цели:

    • углубить общее представление учащихся о репрессиях, рассмотреть, как в творчестве Солженицына и Шаламова раскрывается тема репрессий;
    • выяснить особенности их повествовательной манеры;
    • развивать умения строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
    • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, развивать навыки интерпретации прозаического текста, сравнительного анализа творчества нескольких литераторов, работы с первоисточником;
    • воспитывать в учащихся чувство ответственности перед другими людьми, перед своей страной; способность противостоять силе зла, уважение к людям, ставшим жертвами репрессий, чувства гражданственности и ответственности за судьбу Родины.

    Оборудование:

    • портреты писателей А.И. Солженицына и В. Шаламова, И.В. Сталина
    • выставка книг А.И. Солженицына и В. Шаламова,
    • художественные тексты произведений,
    • мультимедийное оборудование для демонстрации слайдовой презентации, фрагмента художественного фильма.

    Методическое обоснование : урок-обобщение по творчеству А.И. Солженицына и В.Т. Шаламова; кроме программных произведений на уроке обсуждаются самостоятельно прочитанные главы из «Архипелага ГУЛАГа», повести «Раковый корпус», романа «В круге первом».

    Оформление доски.

    Душа и колючая проволока. (Отражение лагерной темы в произведениях А.И. Солженицына и В. Т. Шаламова)

    Не хочу мести, не хочу суда.
    Хочу, чтобы люди знали и помнили, как все это было.

    Акмал Икрамов Камил, писатель, расстрелян в 1938 г.

    План лекции:

    1. Политические репрессии.

    А) Что такое репрессии? Жертвы «великого безумия».
    Б) Тема репрессии в литературе.

    1. А.И. Солженицын и В.Т. Шаламов. Лагерные университеты.

    А) В.Т. Шаламов – мученик, не сумевший стать героем. Что легло в основу «Колымских рассказов»?
    Б) А.И. Солженицын. Автобиографичность его творчества.

    1. В чем особенность изображения лагерной темы в творчестве А.И. Солженицына и В.Т. Шаламова?
    2. Какой способ раскрытия этой темы оказался исторически оправданным?

    На партах учащихся находятся материалы для лексической работы, тексты, карточки для самостоятельной работы в группах, план лекции.

    ХОД УРОКА

    I. Оргмомент

    Здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок. На занятии вы должны сделать записи основных положений лекции в соответствии с планом. На столах лежат словарики, которые вам понадобятся в ходе сегодняшнего обсуждения. Начнем с просмотра видеофрагмента, после чего вы должны ответить на вопрос:
    – Какая историческая эпоха проиллюстрирована?

    II. Просмотр видеофрагмента

    О какой исторической эпохе идет речь в данном фрагменте? Что такое репрессии?
    (Репрессии – карательные меры, наказания, применяемые государственными органами в целях подавления или устрашения своих противников, как реальных, так и мнимых.)
    – Мы просмотрите художественный фильм «Завещание Ленина», снятого по произведению В. Шаламова «Колымские рассказы».

    III. Исторический комментарий (слово учителя)

    – За последние десятилетия прошлого века вышло много книг, правдиво рассказывающих о Сталине и сталинских репрессиях. Главная фигура этих произведений – Сталин. Страшная фигура. Неисчислимы его жертвы. Сам он лично знал лишь малую их часть. Годы, когда у власти стоял И.В.Сталин, принесли много черных дней нашей стране. Самое страшное в этом времени – репрессии. Тысячи людей были арестованы и сосланы на поселения, в лагеря. Тысячи незаконно осужденных людей.
    В Западной литературе события тех лет в нашей стране часто называют «большим террором», иногда «великим безумием», т.е. акцией, не имевшей объяснения.
    С 1921 по 1954 год по стране за так называемые «контрреволюционные действия» было осуждено 3.777.380 человек, в том числе приговорено к высшей мере наказания 642.980 человек, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже – 2.369.220 человек, отправлено в ссылку 765.880 человек.
    Система ГУЛага к 1940 году включала 53 лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний и 50 колоний для несовершеннолетних, поэтому
    А.И. Солженицын вводит понятие «архипелаг»: «лагеря рассыпаны по всему Советскому Союзу маленькими островками и побольше. Все это вместе нельзя представить себе иначе, сравнить с чем-то другим, не с архипелагом. Они разорваны друг от друга как бы другой средой – волей, то есть не лагерным миром. И вместе с тем эти островки во множестве составляют как бы архипелаг».
    – В русской прозе 1970–90-х годов, а также «возвращенной» литературе значительное место занимают произведения, в которых воссоздана трагедия народа, пережившего массовые репрессии в сталинскую эпоху. Лагерная тема нашла отражение в прозе В. Шаламова, А Солженицына, Ю. Домбровского, Ю. Гроссмана, О. Волкова и других авторов, испытавших на себе ад ГУЛАГа. Солженицын и Шаламов стали одними из первых в современной литературе, кто открыто заговорил на эту тему.
    – Тема нашего урока «Душа и колючая проволока». Сегодня мы поговорим о том, как воплотилась лагерная тема в творчестве Солженицына и Шаламова.

    IV. А.И. Солженицын и В.Т. Шаламов. Лагерные университеты

    1. Рассказ о биографии и творчестве В.Т. Шаламова

    Что такое Колыма? Как же Колыма вошла в жизнь В. Шаламова?
    «На две части, две стороны распадалась всегда моя жизнь, с самого далекого детства…
    Первая – это искусство, литература. Я уверен был, что мне суждено сказать свое слово… и именно в литературе, в художественной прозе, в поэзии. Вторая была – участие в общественных сравнениях тогдашних, невозможность уйти от них, при моем главном кредо – соответствии слова и дела».
    По-особому звучат слова Варлама Шаламова: «У отца я учился крепости душевной». О матери он писал: «Ей обязан я стихами».
    Варлам Тихонович Шаламов родился 18 июня (5 июня по старому стилю) в 1907 году в северном провинциальном городе Вологда.
    Отец писателя – Тихон Николаевич, потомственный священник, был в городе видным человеком, поскольку не только служил в церкви, но и занимался активной общественной деятельностью, он поддерживал связи с ссыльными революционерами
    «1918 год был крахом для всей нашей семьи… Темные силы ворвались бурей, не могли успокоиться и насытиться».
    В 1924 году он навсегда покидает «город своей юности», дом, где родился и вырос. «Это было ветреной дождливой осенью… В листопад боярышника…». В 1926 году В. Шаламов поступает в Московский университет на факультет советского права.
    В.Шаламов «активно участвовал в событиях 1927, 1928 и 1929 гг. на стороне оппозиции…, тех, кто пытался самыми первыми, самоотверженно отдав жизнь, сдержать тот кровавый потоп, который вошел в историю под названием культа Сталина». 19 февраля 1929 года он был арестован за распространение «Завещания В.И. Ленина» «…Этот день и час я считаю началом своей общественной жизни…»
    В.Т. Шаламов был осужден на три года заключения в лагерях и отправлен этапом в Вишерский лагерь (Северный Урал)
    «Вернулся в Москву в 1932 году и крепко стоял на всех четырех лапах, стал работать в журналах, много писал.
    12 января 1937 года Варлам Шаламов «как бывший «оппозиционер» был вновь арестован и осужден за «контрреволюционную троцкистскую деятельность» на пять лет заключения в лагерях с использованием на тяжелых физических работах. В 1943 году новый срок – 10 лет за антисоветскую агитацию: он назвал И. Бунина, находившегося в эмиграции, «великим русским классиком». От гибели спасло В. Шаламова знакомство с лагерными врачами. Благодаря их помощи, он закончил фельдшерские курсы и работал в центральной больнице для заключенных до самого освобождения из лагеря. Вернулся в Москву в 1953 г., но, не получив прописки, вынужден был работать на одном из торфопредприятий в Калининской области.
    Реабилитирован В.Т. Шаламов был в 1954 году. Позже он напишет: «Мне было свыше 45 лет, я старался обогнать время и писал день и ночь стихи и рассказы. Каждый мой рассказ – пощечина сталинизму… Каждый мой рассказ – абсолютная достоверность документа…»
    Дальнейшая одинокая жизнь писателя протекала в упорном литературном труде. Однако при жизни В.Т. Шаламова не были напечатаны его «Колымские рассказы». Из стихов была опубликована очень малая их часть, да и то нередко в исковерканном виде…
    Умер Варлам Тихонович Шаламов 17 января 1982 года, потерявший слух и зрение, совершенно беззащитный в Доме инвалидов Литфонда, до конца испивший чашу непризнания при жизни.
    «Колымские рассказы» – главный труд писателя В.Т. Шаламова.
    20 лет он отдал их созданию.
    20 лет жизни прошли в ледяном аду Вишеры и Колымы.
    Удивительным качеством «Колымских рассказов» является их композиционная целостность при кажущейся на первый взгляд несвязности сюжетов. Колымская эпопея состоит их 6 книг, первая из которых так и называется – «Колымские рассказы», а к ней примыкают книги «Левый берег», «Артист лопаты», «Очерки преступного мира», «Воскрешение лиственницы», «Перчатка, или КР-2». Книга «Колымские рассказы» состоит из 33 рассказов, стоящих в строго определенном, но не хронологическом порядке. Этот порядок позволяет увидеть сталинские лагеря как живой организм, со своей историей и развитием. Повествование ведется постоянно от третьего лица, но главный герой большинства рассказов, выступая под разными фамилиями (Андреев, Голубев, Крист), предельно близок к автору
    – Назовите одним словом 1-ое впечатление от знакомства с рассказами этого сборника..
    – Каким же В.Шаламов изображает лагерь? (Чтение фрагмента художественного текста)
    – И это понятно. Ибо «Колымские рассказы» – это боль, страдание, ужас, зверства человека, переживавшего это 17 лет.

    2. Рассказ о биографии и творчестве А.И. Солженицына

    Судьба Солженицына не менее уникальна, что выражается в тяжести испытаний, выпавших на его долю: война с фашизмом, сталинские лагеря, раковый корпус, внезапная слава, связанная с опубликованием «Одного дня Ивана Денисовича», затем замалчивание, запреты, высылка из страны и вновь обретение российского читателя.
    Биография Александра Исаевича почти тождественна биографии послереволюционной России.
    Год рождения – 1918 . Гражданская война, голод, террор и детство без отца, который уме за несколько месяцев до рождения Саши.
    Год мужания – 41-й. Выпускник физмата Ростовского университета идет в офицерскую школу, потом на фронт. Солженицын командует артиллерийской батареей. По окончании войны имеет чин капитана, награжден орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды.
    В феврале 45-го – излом судьбы : Солженицын арестован за критику Сталина в письме другу детства, которое было просмотрено контрразведкой. 8 лет исправительно-трудовых лагерей «за антисоветскую агитацию и попытку создания антисоветской организации».
    1947 – переведен как математик в Марфинскую «шарашку» – НИИ МВД-КГБ, где пробыл до 1950 г. Позднее эта «шарашка» будет описана в романе «В круге первом». С 1950 в экибастузском лагере (опыт общих работ
    воссоздан в рассказе «Один день Ивана Денисовича»). Здесь он заболевает раком. В лагерях работает чернорабочим, каменщиком, литейщиком.
    1953 – Солженицын на «вечном ссыльнопоселении» в ауле Кок-Терек (Джамбульская область, Казахстан). Дважды лечился в Ташкенте от рака; в день выписки из больницы в 1955 задумана повесть о страшном недуге – будущий «Раковый корпус» (1963–1966). В ней отразились впечатления автора от пребывания в Ташкентском онкологическом диспансере и история его исцеления. История жизни главного героя Олега Костоглотова напоминает судьбу самого Солженицына: отбывший срок в лагерях по надуманному обвинению, ныне он – ссыльный.
    В год начала оттепели – 56-й – его реабилитируют. Солженицын поселяется в средней полосе России у героини будущего рассказа «Матренин двор» , преподает в сельской школе математику и физику. И работает над первыми романами. Прототип главной героини – владимирская крестьянка Матрена Васильевна Захарова, у которой жил писатель, повествование, как и в ряде позднейших рассказов Солженицына, ведется от первого лица, от имени учителя Игнатича (отчество созвучно с авторским – Исаевич), который перебирается в Европейскую Россию из дальней ссылки.
    1959 – за три недели написан рассказ «Щ-854 (Один день одного зэка)», который в 1961 через товарища по Марфинской шарашке литературоведа Копелева передан в журнал «Новый мир». Непосредственно у Хрущева Твардовский добивается разрешения на публикацию рассказа, получившего название «Один день Ивана Денисовича».
    62-й – год прорыва: на фоне краткосрочного расцвета свободы в СССР впервые публикуется рассказ Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Журнал «Новый мир» становится первым кругом известности писателя. Образ Ивана Денисовича сложился из облика и повадок солдата Шухова, воевавшего в батарее А. И. Солженицына в советско-германскую войну (но никогда не сидевшего), из общего опыта послевоенного потока “пленников” и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные герои рассказа – все взяты из лагерной жизни, с их подлинными биографиями. Автор по-своему знает самого Ивана Денисовича, он по существу созидает его, передает ему значимую часть своего жизненного опыта: так, вся знаменитая сцена кладки стены – это явно эпизод из биографии писателя.
    "Один день Ивана Денисовича" потряс читателей знанием о запретном – лагерной жизни при Сталине. Впервые открылся один из бесчисленных островков архипелага ГУЛАГ. За ним стояло само государство, беспощадная тоталитарная система, подавляющая человека.
    Круг замкнулся в 65-м: конец оттепели, КГБ захватывает архив Солженицына. Травля, письма с осуждением, под которыми заставляют подписываться всех подряд, запрет на публикации. «В круге первом» и «Раковый корпус» выходят в свет только за рубежом.
    1967/68 – закончен «Архипелаг» , который сам автор определил как «окаменелую нашу слезу». Архипелаг ГУЛаг (подзаголовок книги – «опыт художественного исследования») – одновременно и историческое исследование с элементами пародийного этнографического очерка, и мемуары автора, повествующие о своем лагерном опыте, и эпопея страданий, и мартиролог – рассказы о мучениках ГУЛАГа. При строгой документальности это вполне художественное произведение.
    В «Архипелаге ГУЛаге» Солженицын выступает в роли не столько автора, сколько собирателя историй, рассказанных множеством узников (227 соавторов, без имен, конечно). Как и в рассказе «Один день Ивана Денисовича» , повествование строится так, чтобы заставить читателя воочию увидеть мучения заключенных и словно испытать их на себе. В романе “Архипелаг ГУЛАГ” А. Солженицын показывает, какие люди попадали в лагерь. Там были смешаны меньшевики и троцкисты, “вредители” и представители религии, уклонисты и беспартийные, много-много всех тех, кому не повезло укрыться от страшной сети НКВД. По-разному ведут себя люди. Одни сломались сразу, другие готовы посадить сотни людей, дать любые показания. Но были такие, которые не ломались. Для некоторых узников, к которым прежде всего относится сам автор, пребывание в аду ГУЛАГа означало взятие духовно-нравственной высоты. Люди внутренне очищались и прозревали, поэтому у Солженицына неоднократно можно встретить непонятные на первый взгляд слова благодарности в адрес тюрьмы .
    И солженицынский каторжный лагерь, один из ГУЛАГовского архипелага, – при всей страшной и несомненной реальности его существования в нашей истории, в судьбах миллионов людей – тоже своего рода знак помрачения души и разума, извращение смысла жизни народа и общества. Бездарная, опасная, жестокая машина, перемалывающая всех, кто в нее попадает…
    1969 – Солженицын исключен из Союза писателей . В 74-м писатель выслан из страны: сотрудники КГБ обнаружили рукопись «Архипелага» ГУЛАГа.
    Второй круг ссылки. Жизнь вне родины началась с вручения Нобелевской премии, присужденной Солженицыну еще в 70-м году. Известность становится всемирной.
    И в Германии, и в Штатах писатель напряженно работает. Из-под его пера выходит не только проза, но и публицистические очерки, и большой исторический труд – «Красное колесо». Умирающий Советский Союз продолжает бороться с Солженицыным – теперь заочно.
    Начало перестройки Александр Исаевич воспринимает насторожено, говорит об опасности «нового февраля», чреватого «новым октябрем». Но в 89-м вместе с открытием Съезда народных депутатов – первой ласточки новой демократии – публикуются несколько глав из «Архипелага» и опять в «Новом мире». А в 90-м Солженицыну возвращено гражданство.
    Возвращение на круги своя состоялось только в 94-м. Александр Исаевич приехал уже в новую страну. И вновь работа, активное участие в общественной жизни. И опять публичное несогласие. Несогласие, стоящее на трех китах, – принципах, вере и несгибаемом духе.
    – В «Одном дне Ивана Денисовича» и в «Архипелаге ГУЛАГе» приведено немало примеров человеческой низости, подлости, лицемерия. Но тем не менее Солженицын замечает, что нравственному растлению в лагере поддавались в основном те поди, которые уже на воле были к этому подготовлены. Обучиться лести, лжи, «мелким и большим подлостям» можно везде, но человек должен остаться человеком даже в самых трудных и жестоких условиях. Более того, Солженицын показывает, что унижения и испытания пробуждают в личности внутренние резервы и духовно освобождают ее.

    3. Формулировка вывода

    – Оба, Солженицын и Шаламов, испытали на себе, что значит быть репрессированным. Оба посвятили этой теме свои произведения. Солженицын А.И. поведал миру и своей родине о бесчеловечной системе насилия и лжи, удерживавшей более семи десятилетий у власти тиранический режим. В его лице русская культура открыла внутри себя источник своего спасения, освобождения, возрождения. Солженицыным на всем пути через адские пропасти Архипелага движет надежда на воскрешение.
    Отличительная черта творчества Шаламова – вселенская безнадежность. Писатель никогда ничего не оценивает. Он утверждает, что в его рассказах «изображены люди в крайне важном, еще не описанном состоянии, когда человек приближается к состоянию за-человечности».
    – Творчество Шаламова и Солженицына объединяет общее понятие – враги народа. Кто они, враги народа, у этих писателей? За что они осуждены?

    V. Отражение лагерной темы в творчестве Солженицына и Шаламова

    1. Работа в группах, заполнение таблицы

    2. Обсуждение ответов учащихся

    VI. Подведение итогов

    – Какова цель нашего занятия? Для чего мы обсуждали сегодня лагерную тему в творчестве С.и Ш.? И вообще, имели ли право Солженицын, Шаламов и др. обсуждать эту тему на мировом уровне, ведь это не самые светлые страницы нашей истории?

    Заключительное слово учителя. «Не хочу мести, не хочу суда. Хочу, чтобы люди знали и помнили, как все это было». Эти слова произнес Акмал Икрамов Камил, писатель, расстрелянный в 1938 г.
    – Заканчивая наш разговор, хочется сказать, что все безвинные жертвы имеют права на нашу память, нашу скорбь, право на бессмертие. На любом погосте хочется помолчать, побыть хоты бы минуту наедине со своими мыслями. Помолчим и мы. (Минута молчания)
    – В жизни самое страшное – изменить самому себе, жить по формуле «чего изволите?». В жизни самая тяжелая утрата – это утрата собственной свободы.
    Сегодняшний урок не о прошлом, он – о будущем. Ибо, как сказал Евгений Евтушенко, «мы должны знать, как это произошло, чтобы никто и никогда не мог выкрасть наше будущее снова. Изучение прошлого – это спасение будущего, его гарант».

    VII. Домашнее задание

    Эссе «Душа и колючая проволока».

    «Лагерная» тема в произведениях А.Солженицына и В.Шаламова

    Наш спор – не церковный о возрасте книг,

    Наш спор – не духовный о пользе веры,

    Наш спор – о свободе, о праве дышать,

    О воле Господней вязать и решать.

    В. Шаламов

    «Лагерная» тема вновь резко поднимается в ХХ веке. Многие писатели, такие как Шаламов, Солженицын, Синявский, Алешковский, Гинзбур, Домбровский, Владимов свидетельствовали об ужасах лагерей, тюрем, изоляторов. Все они смотрели на происходящее глазами людей, лишенных свободы, выбора, познавших, как уничтожает человека само государство через репрессии, уничтожения, насилие. И только тот, кто прошел через все это, может до конца понять и оценить любое произведение о политическом терроре, концлагерях. Нам же книга приоткрывает лишь занавес, заглянуть за который, к счастью, не дано. Мы можем только сердцем почувствовать правду, как-то по-своему пережить ее.

    Наиболее достоверно описывают лагерь Александр Солженицын в своих легендарных произведениях «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» и Варлам Шаламов в «Колымских рассказах». «Архипелаг ГУЛАГ» и «Колымские рассказы» писались не один год и являются своего рода энциклопедией лагерной жизни.

    В своих произведениях оба писателя при описании концлагерей и тюрем добиваются эффекта жизненной убедительности и психологической достоверности, текст наполнен приметами непридуманной реальности. В рассказе Солженицына «Один день Ивана Денисовича» большая часть персонажей – подлинные, взятые из жизни герои, к примеру, бригадир Тюрин, кавторанг Буйновский. Только главный герой рассказа Шухов содержит собирательный образ солдата-артиллериста той батареи, которой командовал на фронте сам автор, и заключенного Щ-262 Солженицына. «Колымские рассказы» Шаламова тесно связаны с отбыванием ссылки самого писателя на Колыме. Это доказывает и высокая степень детализированности. Автор уделяет внимание страшным подробностям, которые невозможно понять без душевной боли - холод и голод, порой лишающие человека рассудка, гнойные язвы на ногах, жестокий беспредел уголовников. В рассказе «Плотники» Шаламов указывает на глухо замкнутое пространство: «густой туман, что в двух шагах не видно было человека», «немногие направления»: больница, вахта, столовая, - которое и для Солженицына является символичным. В рассказе «Один день Ивана Денисовича» узникам враждебны и опасны открытые участки зоны: каждый заключенный старается как можно быстрее перебежать участки между помещениями, что является полной противоположностью героям русской литературы, традиционно любящим ширь и даль. Описываемое пространство ограничено зоной, стройкой, бараком. Заключенные отгорожены даже от неба: сверху их беспрерывно слепят прожектора, нависая так низко, что будто лишают людей воздуха.

    Но все же в произведениях Солженицына и Шаламова лагерь тоже различается, подразделяется по-разному, так как у каждого человека свои взгляды и своя философия на одни и те же вещи.

    В лагере Шаламова герои уже перешли грань между жизнью и смертью. Люди вроде бы и проявляют какие-то признаки жизни, но они в сущности уже мертвецы, потому что лишены всяких нравственных принципов, памяти, воли. В этом замкнутом круге, навсегда остановившемся времени, где царят голод, холод, издевательства, человек утрачивает собственное прошлое, забывает имя жены, теряет связь с окружающими. Его душа уже не различает, где правда, где ложь. Исчезает даже всякая человеческая потребность в простом общении. «Мне бы все равно – будут мне лгать или не будут, я был вне правды, вне лжи», - указывает Шаламов в рассказе «Сентенция».

    Отношения между людьми и смысл жизни ярко отражены в рассказе «Плотники». Задача строителей заключается в том, чтобы выжить «сегодня» в пятидесятиградусный мороз, а «дальше», чем на два дня, не имело смысла строить планы». Люди были равнодушны друг к другу. «Мороз» добрался до человеческой души, она промерзла, сжалась и, может быть, навсегда останется холодной.

    В лагере Солженицына, напротив, сохраняются живые люди, как Иван Денисович, Тюрин, Клевшин, Бухенвальд, которые держат свое внутреннее достоинство и «себя не роняют», не унижаются из-за сигареты, из-за пайка и уж тем более не вылизывают тарелки, не доносят на товарищей ради улучшения собственной участи. В лагерях действуют свои законы: «В лагерях вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать», «Кряхти да гнись. А упрешься – переломишься», «Кто кого сможет, тот того и гложет». Лагерь, по Солженицыну, огромное зло, насилие, но страдание и сострадание способствовало нравственному очищению, а состояние несытости героев приобщает их к более высокому нравственному существованию. Иван Денисович доказывает, что душу нельзя взять в плен, нельзя лишить ее свободы. Формальное освобождение уже не сможет изменить внутренний мир героя, его систему ценностей.

    Шаламов, в отличие от Солженицына, подчеркивает разницу между тюрьмой и лагерем. Картина мира перевернута: человек мечтает из лагеря попасть не на свободу, а в тюрьму. В рассказе «Надгробное слово» идет уточнение: «Тюрьма – это свобода. Это единственное место, где люди не боясь, говорили все, что думали. Где они отдыхают душой».

    Творчество и философия двух действительно удивительных писателей приводят к разным выводам о жизни и смерти.

    По Солженицыну, в лагерях остается жизнь: сам Шухов уже не представлял свое «существование» на свободе, да и Алешка-баптист рад остаться в лагере, так как там мысли человека приближаются к Богу. За пределами зоны полная преследований жизнь, которая уже «непонятна» Ивану Денисовичу. Осудив бесчеловечную систему, писатель создает подлинного народного героя, сумевшего пройти через все испытания и сохранить лучшие качества русского народа.

    В рассказах Шаламова не просто колымские лагеря, отгороженные колючей проволокой, за пределами которых живут свободные люди, но и все, что находится вне зоны, тоже втянуто в бездну насилия, репрессий. Вся страна – это лагерь, где все живущие в нем обречены. Лагерь – это не изолированная часть мира. Это слепок того общества.

    Пройдя через все страдания и боли, Солженицын и Шаламов оказались народными героями, которые смогли донести всю истинную картину общества того времени. И их объединяет наличие огромной души, способность творить и созерцать.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/