Любовь в жизни гринева. Сочинение по "Капитанской дочке", тема "Во имя любви"(Гринев и Маша)

Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» рассказывает о далеких драматических событиях, которые происходили в России в XVIII веке, - крестьянском восстании под руководством Емельяна Пугачева. На фоне этих событий и развертывается история о верной и преданной любви двух молодых людей - Петра Гринева и Маши Мироновой.

А a╪b╓╟ , находившуюся в сорока километрах от Оренбурга. Комендантом крепости был капитан Иван Кузьмич Миронов. Здесь, в крепости, Петр Гринев и встречает свою любовь - Машу Миронову, дочь коменданта крепости, де­вушку «лет осьмнадцати, круглолицую, румяную, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Здесь же, в гарнизоне, жил еще один офицер, сосланный за дуэль,- - Швабрин. Он был влюблен в Машу, посватался к ней, но получил отказ. Мсти­тельный и злой по натуре, Швабрин не мог простить девушке этого, пытался всячески унизить ее, говорил о Маше непристойные веши. Гринев вступился за честь девушки и назвал Швабрина мерзавцем, за что тот вызвал его на дуэль. В поединке Гринев был тяжело ранен и после ранения находился в доме Мироновых.

Маша старательно ухаживала за ним. Когда Гринев оправился после ранения, он объяснился Маше в любви. Она в свою очередь сказала ему о своем чувстве к нему. Ка­залось, что впереди у них безоблачное счастье. Но любовь молодых людей еще должна была пройти много испытаний. Вначале отец Гринева отказался дать благословение сыну на его брак с Машей на том основании, что Петр, вместо того чтобы достойно служить Отчизне, занимается ребячеством - сражается на дуэли с таким же сорванцом, как он сам. Маша, любя Гринева, ни за что не хотела выходить за него замуж без согласия ро­дителей. Между влюбленными возникла размолвка. Страдая от любви и от того, что не может состояться его счастье, Гринев не подозревал, что впереди их ожидали куда более тяжкие испытания. «Пугачевщина» докатилась и до Белогорской крепости. Немного­численный гарнизон ее мужественно и храбро сражался, не изменив присяге, но силы были неравны. Крепость пала. После взятия Белогорской крепости бунтовщиками все офицеры, в том числе и комендант, были казнены. Погибла и мать Маши Василиса Его­ровна, а сама она чудом осталась жива, но попала в руки к Швабрину, который держал ее взаперти, склоняя к браку. Оставаясь верной возлюбленному, Маша решила умереть, но не стать женой ненавистного ей Швабрина. Узнав о жестокой доле Маши, Гринев, рискуя собственной жизнью, умоляет Пугачева освободить Машу, выдав ее за дочь свя­щенника. Но Швабрин рассказывает Пугачеву, что Маша - дочь погибшего коменданта крепости. Неимоверными усилиями Гриневу все-таки удалось спасти ее и отправить вместе с Савельичем в. имение к своим родителям. Казалось бы, наконец-то должен наступить счастливый конец. Однако на этом испытания влюбленных не закончились. Гринева арестовывают, обвинив в том, что он был заодно с бунтовщиками, и выносят несправедливый приговор: сослать на вечное поселение в Сибирь. Узнав об этом, Маша отправляется в Петербург, где она надеялась найти покровительство у императрицы как дочь человека, пострадавшего за свою верность государыне. Где только взялись у этой роб­кой провинциальной девушки, никогда не бывавшей в столице, такие силы, такая отвага? Эти силы, эту отвагу ей придала любовь. Она же и помогла ей добиться справедливости. Петр Гринев был освобожден, и все обвинения с него были сняты. Так верная, преданная любовь помогла героям повести вынести все невзгоды и испытания, выпавшие на их долю.

Цель: Дать понятие о любви в высоком смысле этого слова, любовь как жертва.

Задачи:

  • Проанализировать отношения Петра Гринева и Маши Мироновой.
  • Показать пути раскрытия прекрасных сторон души героев.
  • Раскрыть смысл страданий во имя любви.
  • Объяснить нравственные понятия: любовь, долг, честь, целомудрие,
  • благородство, порядочность, жертвенность.
  • Развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.
  • Учить делать самостоятельные выводы

Оборудование:

  • портреты А.С. Пушкина,
  • текст повести “Капитанская дочка”,
  • иллюстрации к повести,
  • видеофильм “Капитанская дочка”,
  • видеофильм “Русский бунт”,
  • мультфильм “Капитанская дочка”,
  • компьютер, телевизор, проектор, видеомагнитофон, таблицы.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя (компьютер).
  3. Беседа с учащимися (таблица, компьютер, иллюстрации).
  4. Работа с текстом (тексты, проектор, иллюстрации).
  5. Работа по теме урока (видеофильмы, мультфильм, слайды). Испытание героев (работа бригадами)
  6. Составление кратких тезисов (проектор, таблица, книги)
  7. [эпизод – душевные качества (черты характера)].
  8. Запись вывода (слайд).
  9. Итог урока.
  10. Слово учителя.




все покрывает, всему верит,

(1 Кор. 13, 1-8).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Сегодня мы поговорим о любви. Что такое любовь? Как она возникает? Какой бывает любовь? Сначала внимательно прочитаем эпиграф:

Любовь долготерпит, милосердствует,
любовь не завидует, любовь не превозносится,
не гордится, не бесчинствует, не ищет своего,
не раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит,
всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестаёт…
(1 Кор. 13, 1-8).

Ничего радостнее, ничего прекраснее, ничего мудрее о любви не сказано ни поэтами, ни философами. “Любовь не ищет своего..”. Если ты любишь, забудь о себе. Без любви ты ничто.

Но чтобы так любить, нужно научиться “не искать своего” - отказаться от эгоизма, от самости. Стать свободным, чистым, любящим.

Человек проходит свой путь от ребенка до старца затем, чтобы научиться понимать и любить людей, чтобы осознать: самое дорогое в мире – это любовь. Только любовь наделяет человека способностью видеть глубину человеческой личности, только влюблённые видят дивную красоту человеческой души.

Любовь дает возможность человеку пройти все испытания, чтобы помочь любимому.

“Любовь не совершенна, если она не страдала”. (Иоанн Крестьянкин)

Чтобы лучше понять сказанное, мы обратимся к повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. За основу возьмем отношения Петра Гринева и Маши Мироновой.

3. Беседа с учащимися.

Как вы думаете, от чего зависит воспитание человека? (От родителей, от общества, от друзей, от учителей).

Поэтому сначала мы поговорим о родителях наших героев. Обратимся к таблице на доске:

1. Родители Петра и Маши.

2. Отношение родителей к любви героев.

Родители Петра Гринева Родители Маши Мироновой
Отец Андрей Петрович Гринев, старый гвардейский офицер в отставке.

Мать Авдотья Васильевна, дворянка, родила 9 детей, все умерли, кроме Петра.

Отец послал Петра “понюхать пороху”, послужить в армии и дал наставление: “Береги честь смолоду”.

Отец Иван Кузьмич, из крестьян, сам добился офицерского чина. “Человек необразованный и простой, но самый честный и добрый”.

Жена Василиса Егоровна, простая добрая женщина управляла мужем и крепостью. “Люди самые почтенные”. Жили в любви и

согласии.

Мать была бы согласна, отец не дал своего благословения, узнав о дуэли.

Родители приняли Машу как родную.

Родители были согласны на брак.

Родители погибли. Жили вместе и погибли вместе.

Вывод: Родители Петра и Маши были людьми честными, порядочными, достойными, они своим примером воспитали хороших детей.

4. Работа с текстом.

Петр Гринев влюбился в Машу Миронову потому, что она была красавицей.

Верно или нет данное утверждение? Докажите, используя текст.

(Ученик зачитывает портрет Маши по книге.)

Маша не красавица. Она скромная, застенчивая, робкая, трусиха, бесприданница. Гринев полюбил Машу не из-за красоты. Внешность – не главное в любви.

5. Работа по теме урока. Работа бригадами.

(Как и в чем проявляется любовь героев?)

I бригада
Петр
II бригада
Маша
а) Первое испытание Петра – буран.

Петр попадает в буран по своей вине, он не слушает ямщика и Савельича, автор же не забывает упомянуть, что Петр решился предать себя воле Божьей. И далее мы все более убеждаемся, что он не беспокоился за судьбу свою, вверяя её Всевышнему.

б) В эпизоде, где Петр дарит свой тулуп бродяге, раскрываются такие черты его характера, как доброта и человечность.

В) Во время дуэли со Швабриным он ведет себя как честный, порядочный мужественный человек, защищающий честь своей любимой.

г) зарождается любовь юных, чистых людей. Петр слышит “ангельский голос” любимой девушки. Открываются внутренние глаза человека, он видит душу любимого, образ Божий. Петр делает предложение Маше.

д) Петр прощает Швабрина, что говорит о его благородстве и незлопамятности.

е) Петр и Маша ждут письмо – благословение от родителей на брак. Они послушные дети, почитающие своих родителей и Бога.

ж) Во время пугачевского бунта Гринёв не признал Пугачева, не изменил присяге, данной императрице, не предал своей чести. Пугачев оценил эти качества Гринёва: искренность, честность, благородство, порядочность. Петр испытывает страх за любимую, он готов ее спасти даже ценой своей жизни.

з) Когда Петра обвиняют в причастности к бунтовщикам, он не думает о себе, не оправдывается, чтобы доброе имя Маши не было запятнано. И вновь Петр обращается к Богу в молитве, он возлагает надежду на Бога:

Однако ж я не терял ни бодрости, ни надежды. Я прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул, не заботясь о том, что со мною будет.

а) Маша в начале повести робкая и застенчивая девушка, трусиха. Она не идет против совести, отказывается выйти замуж за Швабрина – богатого и умного жениха. Она бескорыстна. В семье она послушна, скромна, спокойна. Гринев нашел в ней “благоразумную и чувствительную девушку”.

б) Маша полюбила Петра сильно и глубоко, она ухаживает за ним, когда он ранен. Но узнав о несогласии отца Петра на их брак, Маша отказывается выйти за Петра замуж без родительского благословения. Потому что это грех, это против Бога, счастья без благословения нет. Маша не хотела, чтобы ее любимый страдал. Она жертвует своей любовью. Маша поступает благоразумно.

в) Говорит Маша просто, не ломается, не жеманится, а больше молчит. Она целомудренна.

г) Маша переносит смерть родителей, домогательства Швабрина. Она тверда в своих убеждениях, она не идет против совести, верна своему слову и решительна. Она готова умереть, но не изменить любви. Верность, душевное благородство видим мы в этой девушке.

д) После этих испытаний Маша живет у родителей Петра:

Вскоре они к ней искренне привязались, потому что “нельзя было ее узнать и не полюбить”. Родители увидели, что Маша разумна, добра, спокойна, а главное – искренне любит их сына.

е) Эта любовь помогла Маше выдержать последнее испытание, когда Гринева передали в суд и обвинили напрасно. Маша решилась на смелый поступок: поехала в Петербург, к царице просить за Гринева. Маша боролась за спасение чести и доброго имени своего жениха. Гринёв был оправдан.

ж) Сила любви огромна. Из робкой, бессловесной “трусихи” Маша стала смелой и решительной женщиной. Любовь дает Маше, простой капитанской дочке, пройти все испытания и добиться счастья.

6. Краткие тезисы .

Петр

Итог: счастливая семейная жизнь.

Маша

Итог: счастливая семейная жизнь.

7. Вывод: Испытания делают героев более сильными, укрепляют их любовь, раскрывают прекрасные стороны души.

8. Итог.

В награду за испытания герои получают счастье жить в любви, иметь детей, внуков, счастливую семейную жизнь.

На примере Петра и Маши автор показал, какую силу имеет настоящая любовь. Любовь помогает сохранить честь, достоинство и чистоту в самых сложных ситуациях. Любовь героев укрепилась и выросла в страданиях. Петр и Маша “не искали своего”, они жертвовали собой друг для друга.

9. Слово учителя.

Почему так интересно было читать повесть, ведь все события произошли очень давно? (Тема любви – вечная тема, всегда интересная. Мы получаем уроки нравственности, учимся жить и поступать в жизни так, чтобы сохранить человеческое достоинство. Учимся любить.

Многие критики говорят, что повесть «Капитанская дочка» является одним из самых лучших произведений, написанных Александром Сергеевичем Пушкиным, оно считается венцом его творчества. В этой повести Пушкин затронул вопросы, которые волнуют человечество и по сей день: это вопросы о чести и о доблести, о любви и о родительской опеке, о том, в чем же заключается смысл жизни человека.

Пушкин сосредотачивает все свое внимание на описании Гринева, но тем не менее, можно сказать, что Маша Миронова, простая девушка, воплощает пушкинский идеал – она является человеком, способным на подвиги, на самопожертвование, у нее присутствует врожденное чувство чести и достоинства. Мы можем предположить, что именно благодаря огромной всеобъемлющей машиной любви Гринев и становится настоящим человеком.

Впервые мы видим Машу Миронову тогда, когда Гринев приезжает в Белогорскую крепость на службу. Маша не производит огромного впечатления на героя: она ничем не примечательна, скромна, не красавица. Изначально Гринев даже думает, что Маша – это какая-то дурочка, также в этом его старательно убеждает его друг Швабрин.

Однако в скором времени Гринев понимает, как же ошибочно первое впечатление – ему удается углядеть в Маше Мироновой те человеческие качества, которые высоко ценятся в обществе. Он понимает, что Маша девушка чувствительная, скромная и благоразумная. Между нашими героями завязываются нежные чувства, которые быстро перерастают в любовь.

Примечательна и та сцена, где Маша Миронова впервые проявляет свой настоящий характер: она дает отказ на предложение Гринева выйти за него замуж. Маша аргументирует это тем, что без благословления родителей она на такой серьезный шаг пойти не может: это говорит о том, что девушка чтит мнение родителей Гринева. Также Маша готова пожертвовать своим счастьем ради счастья любимого: она даже предлагает ему найти ту девушку, которую его родители бы наверняка одобрили.

Также мы можем вспомнить то, что даже когда Маша трагически потеряла своих родителей и пережила такое сильное потрясение, она осталась верна своим взглядам и убеждениям. Кроме того, девушка никак не откликнулась на ухаживания Швабрина, переметнувшегося на вражескую сторону, она осталась верна своему возлюбленному. Она пишет письмо, которое затем получает Гринев.

В нем Маша сообщает, что Швабрин зовет ее замуж. Петр Гринев решает во что бы то ни стало спасти Машу Миронову. После того, как он ее спас, сразу же стало понятно, что судьба свела этих двоих людей для того, чтобы они всегда были вместе.

В самом начале произведения Маша Миронова представляется тихой, скромной и молчаливой дочкой коменданта. Она выросла в Белогорской крепости со своим отцом и матерью, которые не могли дать ей хорошего образования, но воспитали её послушной и порядочной девушкой. Однако капитанская дочка росла одиноко и замкнуто, отделённая от внешнего мира и, не зная ничего, кроме своей деревенской глуши. Ей кажутся восставшие крестьяне разбойниками и злодеями, и даже ружейный выстрел нагоняет на неё страх.

При первой встрече мы видим, что Маша - обычная русская девушка, «круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши», которая воспитана в строгости и проста в общении.

Из слов Василисы Егоровны мы узнаем о незавидной судьбе героини: «Девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег... с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою». О её характере: «Смела ли Маша? -- отвечала ее мать. -- Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась. С тех пор уж и не палим из проклятой пушки».

Но, несмотря на всё это, капитанская дочка имеет и свой собственный взгляд на мир, и не соглашается на предложение Швабрина стать его женой. Маша не потерпела бы брак не по любви, а по расчёту: «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться... Ни за что! ни за какие благополучия!»

А. С. Пушкин описывает капитанскую дочку, как невероятно стеснительную девушку, которая поминутно краснеет и поначалу не может заговорить с Гринёвым. Но такой образ Марьи Ивановны остаётся у читателя ненадолго, вскоре автор расширяет характеристику своей героини, чувствительной и благоразумной девушки. Перед нами предстаёт натура естественная и цельная, привлекающая к себе людей приветливостью, искренностью, добротой. Она уже не боится общения, и заботится о Петре во время его болезни после поединка со Швабриным. В этот период раскрываются истинные чувства героев. Нежная, чистая забота Маши оказывает на Гринёва сильное влияние, и, признаваясь в своей любви, он делает ей предложение руки и сердца. Девушка даёт понять, что их чувства взаимны, однако при её целомудренном отношении к замужеству она объясняет своему жениху, что не выйдет за него замуж без согласия родителей. Как известно, родители Гринева не дают согласия на женитьбу сына с капитанской дочерью, и Марья Ивановна отказывается от предложения Петра Андреевича. В этот момент проявляется разумная непорочность характера девушки: её поступок совершается ради любимого и не допускает совершения греха. Красота её души и глубина чувства отражаются в её словах: «Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую - бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…». Вот пример самоотречения во имя любви к другому человеку! Как утверждает исследователь А.С.Дегожская, героиня повести была «воспитана в патриархальных условиях: в старину в брак без согласия родителей считался грехом». Дочь капитана Миронова знает, «что отец Петра Гринева - человек крутого нрава», и он не простит своему сыну женитьбы против его воли. Маша не хочет причинять боль любимому человеку, мешать его счастью и согласию с родителями. Так проявляется твердость ее характера, жертвенность. Мы не сомневаемся, что Маше тяжело, но ради любимого она готова отказаться от своего счастья.

Когда начинается восстание Пугачёва и приходит известие о скором нападении на Белогорскую крепость, родители Маши решают отправить её в Оренбург, чтобы уберечь свою дочь от войны. Но бедная девушка не успевает уехать из дома, и ей приходится стать свидетельницей ужасных событий. Перед началом приступа А.С.Пушкин пишет, что Марья Ивановна пряталась за спиной Василисы Егоровны и «не хотела отстать от неё» . Капитанской дочке было очень страшно и беспокойно, но она не хотела этого показывать, отвечая на вопрос отца, что «дома одной страшнее», с «усилием улыбнувшись» своему возлюбленному .

После захвата Белогорской крепости Емельян Пугачёв убивает родителей Марьи Ивановны, и от глубочайшего потрясения Маша серьёзно заболевает. К счастью девушки, попадья Акулина Памфиловна забирает её к себе в опеку и прячет за ширмой от Пугачёва, пирующего после победы в их доме.

После отъезда новоиспечённого «государя» и Гринёва нам открывается твердость, решительность характера, непреклонность воли капитанской дочки.

Злодей Швабрин, перешедший на сторону самозванца, остаётся за главного, и, пользуясь своим положением главного в Белогорской крепости, принуждает Машу выйти за него замуж. Девушка не соглашается, для неё «легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иваныч» , поэтому Швабрин мучает девушку, не впуская никого к ней и давая только хлеб и воду. Но, несмотря на жестокое обращение, Маша не теряет веры в любовь Гринёва и надежды на избавление. В эти дни испытаний перед лицом опасности капитанская дочка пишет своему возлюбленному письмо с просьбой о помощи, так как понимает, что, кроме него, за неё заступиться некому. Марья Ивановна стала настолько храброй и бесстрашной, что Швабрин не мог представить, что она сможет бросить такие слова: «Я никогда не буду его женой: я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят» . Когда же наконец приходит к ней спасение, её охватывают противоречивые чувства - её освобождает Пугачёв - убийца её родителей, бунтарь, перевернувший её жизнь с ног на голову. Вместо слов благодарности «она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств» .

Емельян Пугачёв отпускает Машу и Петра, и Гринёв отправляет возлюбленную к своим родителям, прося Савельича сопровождать её. Доброжелательность, скромность, душевность Маши располагают к ней всех окружающих, поэтому Савельич, который рад за своего воспитанника, собирающегося жениться на капитанской дочери, соглашается, говоря такие слова: «Хоть раненько задумал ты жениться, да зато Марья Ивановна такая добрая барышня, что грех и пропустить оказию…» . Родители Гринёва не оказываются исключением, кого поразила Маша своей скромностью и искренностью, и они хорошо принимают девушку. «Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить». Даже батюшке любовь Петруши «уже не казалась пустою блажью», а матушка только и хотела, чтобы её сын женился на «милой капитанской дочке».

Ярче всего раскрывается характер Маши Мироновой после ареста Гринева. Всё семейство было поражено подозрением об измене Петра государству, но больше всех переживала Маша. Она чувствовала себя виноватой в том, что он не может оправдаться, дабы не впутывать любимую, и была совершенно права. «Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти» .

Сказав родителям Гринева, что «вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность» , Маша отправляется в Петербург. Она была настроена твёрдо и решительно, поставив перед собой цель во чтобы то ни было оправдать Петра. Встретившись с Екатериной, но не зная пока об этом, Марья Ивановна открыто и в подробностях рассказывает свою историю и убеждает императрицу в невиновности любимого: «Я знаю все, я вам все расскажу. Он для меня одной подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве только потому, что не хотел запутать меня» . А.С.Пушкин показывает стойкость и непреклонность характера героини, её воля сильна, а душа чиста, поэтому Екатерина верит ей и освобождает из-под ареста Гринёва. Марья Ивановна была очень тронута поступком государыни, она, «заплакав, припала к ногам императрицы» в благодарности.