Расцвет творчества. Из монографии НА «А.А. Васильев. Юный гений пейзажа. Пять знаменитых картин Федора Васильева Картина, которая принесла знаменитость

Нашествие

Художник Константин Алексеевич Васильев написал более 400 работ. Это исторические полотна, портреты и пейзажи, сказочные сюжеты, былинно-мифологические сюжеты.

Автопортрет

Очень сложный художник. И это касается не только того, что называется творческим наследием.

Попробую пояснить.

С одной стороны, мы видим такие просто фундаментальные работы – «Нашествие» и «Маршал Жуков». И тут же «Илья Муромец – борец с христианской чумой» и «Автопортрет». Особенно «Автопортрет»… Он вам ничего не напоминает?

По этой причине работы художника особенно популярны у современных неоязычников и антисемитов. Полагаю, что нравятся они (некоторые из картин) и неонацистам. Однако, про неонацистов – это только моё предположение.

Когда на одном из достаточно популярных сайтов я увидел «источником вдохновения для Васильева стали искусство Третьего Рейха, скандинавская и славянская мифология», то первой мыслью стало – маркетинговый, достаточно спорный, ход.

А потом нашёл автопортрет художника. И меня начали терзать «смутные сомнения»…

Он точно советский художник или это художник советского периода, который не мог писать «от души» по той простой причине, что в те годы за любовь к Третьему Рейху можно было сильно пострадать? И не только от КГБ. Общество было совершенно нетерпимо к фашизму. Раны от войны были слишком свежими и мучительными, если тут уместно слово «слишком». И было достаточно сведущих людей, которые своими глазами видели «искусство» Третьего Рейха. Искусство как в прямом, так и в переносном смысле.

Вот тут передо мной и встала проблема: Стоит ли публиковать работы этого художника и рассказывать о своих сомнениях?

А с дугой стороны – это только мои предположения и сомнения. Может же так случиться, что это только я увидел в некоторых работах нацистскую символику и скрытый подтекст? У художника свой взгляд на русскую культуру, её истоки и пути развития. А я этого не понимаю.

Потому, давайте я расскажу вам о самом художнике.

Биография художника Константина Алексеевича Васильева

Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в городе Майкопе, во время оккупации. Его отец, Алексей Алексеевич, до войны трудился главным инженером на одном из майкопских заводов, а во время войны ушёл к партизанам.

В 1946 году у супругов Васильевых родилась сестра Валентина. В 1949 году семья переехала в поселок Васильево под Казанью. В 1950 году у Константина появилась ещё одна сестра – Людмила.

Костя Васильев рисовал с самого раннего детства и когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, его отправили в школу-интернат при Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова.

Три года Константин Васильев изучал живопись в Москве, но тут сильно заболел Алексей Алексеевич, и мать потребовала, чтобы сын вернулся домой.

Константин перевелся на второй курс Казанского художественного училища.

После окончания училища художник увлекся сюрреализмом и абстрактным экспрессионизмом, но в конце шестидесятых годов резко изменил и тематику, и технику живописи.

Неизвестно, что случилось, но предполагается, что художник увлекся скандинавскими и ирландскими сагами, русскими былинами и т.д.

Вот тогда и появились те картины, которые я сегодня хочу предложить вашему вниманию. Безусловно, это не всё творческое наследие художника. Я включил в свою галерею наиболее известные (за исключением автопортрета) работы художника.

В 1976 году Константин Васильев трагически погиб – попал под проходящий поезд вместе со своим другом.

А теперь давайте перейдем к обещанным ранее картинам.

Картины художника Константина Алексеевича Васильева


Нашествие. Эскиз
Прощание славянки
Парад сорок первого Унтер-ден-Линден в огне Маршал Жуков
Северный Орёл
Русалка
У чужого окна
Русский витязь
Илья Муромец и голь кабацкая
Нечаянная встреча
Валькирия над сраженным воином
Рождение Дуная
Илья Муромец – борец с христианской чумой
Свияжск Старец Свентовит Один Огненный меч Бой со змеем Жница Гуси-лебеди Ожидание Человек с филином Плач Ярославны Князь Игорь Евпраксия

Будучи художником из круга Алексея Саврасова, Васильев трогательно и лирично воспевал природу родного края. Картины Федора Васильева сохраняют для потомков собирательный образ родной природы.

Такая короткая жизнь!

Да, жизнь художника Федора Васильева была действительно очень короткой: он прожил всего двадцать три года. Но еще меньше было отведено ему на творчество - всего пять лет. Однако творческое наследие художника позволяет восхищаться его проникновенностью и глубиной.

Васильев родился неподалеку от Петербурга, в маленьком городке Гатчина 10 февраля 1850 года. Отец его был мелким почтовым чиновником.

У Федора рано проявилась способность рисовать. Это увлечение в последствии определило его судьбу. С двенадцати лет Федор Васильев был вынужден пойти на службу в почтовое ведомство, на Главпочтамт. Однако проработал там недолго, бросил службу и начал обучение в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Кроме Соколова на творческое становление художника оказали влияние такие мастера живописи как Иван Николаевич Крамской и Иван Иванович Шишкин, преподававшие в рисовальной школе. Оба они принадлежали к течению передвижников, покинувших стены Академии Художеств из-за несогласия с традициями и взглядами на искусство, сложившимися в академической школе. Именно благодаря этому и была открыта Рисовальная школа, среди основателей которой числились Крамской и Шишкин.

Два пейзажиста: история дружбы

Шишкин был не только преподавателем у Васильева, а вскоре после знакомства стал дружен с его семьей, в которой еще было два брата и сестра Евгения. Позже И. И. Шишкин породнился с Васильевым: его жена Федору Васильеву приходилась родной сестрой.

И. И. Шишкин много времени уделял Федору, приобщая его к пейзажной живописи. Одним из важных событий в судьбе Васильева стала поездка с Шишкиным на Валаам. Поездка на этюды состоялась летом 1867 года, а в следующем году Шишкин провел лето вместе с семьей Федора Васильева в Константиновке.

Именно благодаря Ивану Ивановичу Шишкину Васильев научился наблюдать природу и различать в ней малейшие детали и нюансы. Именно с тех пор в душе юного художника сложилось лирическое восприятие русской земли, особое умение становиться с окружающим миром одним целым.

Дань великому мастеру

Именно Иван Иванович Шишкин с Иваном Николаевичем Крамским и писателем Григоровичем после смерти Федора Васильева организовали его посмертную выставку. Все картины с этой выставки были раскуплены. Известно, что сам Павел Третьяков, основатель и хозяин галереи живописи, известной нам сейчас как Третьяковская галерея в Москве, купил сразу восемнадцать полотен. А позже еще часть полотен приобрел у наследников. Деньги, вырученные за картины, были отданы Обществу поощрения художеств в погашение долга Васильева, часть - Третьякову также за долги, а все, что осталось, было отдано матери пейзажиста.

И. И. Шишкин установил на могиле Федора Александровича Васильева на Поликуровском (Старомасандровском) кладбище в Ялте надгробный памятник. До нашего времени памятник этот не дошел, так как могила была утеряна в годы Великой Отечественной войны, а позже найдена, но уже без надгробия. Современный памятник был установлен только в 1963 году и не повторил предыдущий.

Ф. Васильев и И. Репин: учитель и ученик

Важную роль в формировании личности и мастерства художника сыграл и еще один знаменитый живописец - Илья Ефимович Репин.

Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. В течение целого месяца они не только наслаждались волжской природой, но и писали удивительной красоты пейзажи мест, в которых останавливались. В пейзажах юный Репин старался "рабски подражать" восхищавшему его Васильеву. Активность и хваткость, зоркий глаз все подмечавшего художника, точность штриха и линии, огромная работоспособность и неимоверное трудолюбие, удивительное видение момента и места - вот что поражало Репина в Васильеве. В своих воспоминаниях он даже называл его учителем, которому стремились подражать все участники поездки.

Роль графа Строганова в судьбе Федора Александровича Васильева

В 1969 году к творчеству молодого художника проявил особое внимание граф Строганов. Павел Сергеевич не только приобретал его картины, но и пригласил к себе в имение Знаменское Тамбовской губернии.

В 1971 году, когда Васильев сильно простудился после катания на катке и мучился сильнейшим кашлем, Строганов был очень обеспокоен его состоянием. Врачи поставили страшный диагноз - туберкулез легких. Граф Петр Сергеевич пригласил Федора Александровича Васильева летом в свое имение в Харьковской губернии, понимая необходимость смены климата. Однако это не смогло помочь Васильеву выздороветь.

Тогда Строганов отправляет Федора Васильева в Ялту, где больной художник продолжает подрывать свое здоровье, проводя за работой по 10-12 часов в день. Способствует такой насыщенной деятельности и приезд в Ялту Крамского, не меньшего трудоголика, чем Васильев. Все это приводит к полному истощению организма молодого живописца. Талантливый и не полностью реализовавшийся художник Федор Васильев умирает весной в 1873 году.

Характеристика творчества

Полотна Федора Васильева хоть и относятся к периоду передвижничества в живописи, но сильно отличаются от картин мастеров-передвижников, прежде всего, особенностью работы с цветом. Вместо скупого и сдержанного колорита живописец экспериментировал со "смежными тонами". Потому картины Васильева характеризуются яркостью и насыщенностью цветового решения.

Творчество живописца можно условно разделить на периоды: до "Оттепели" и после "Оттепели" по характеру композиционного построения. В ранних работах Федора Васильева используется трехплановое построение картины, а в "Оттепели" он его уже не использует, чем достигает особого эффекта в передаче своего нового видения природы и мира. Что же касается "крымского" цикла работ, то следует отметить, что необычную красоту южной природы мастер оценил не сразу, а долго шел к этому.

Картина, которая принесла знаменитость

У каждого художника, наверное, есть картина, после написания которой "он проснулся знаменитым". Такой картиной в творчестве Федора Васильева стало полотно "Оттепель", написанное в 1871 году, за два года до смерти. Полотно уже тогда было наполнено ощущением трагичности и безнадежности.

На картине изображена уходящая к горизонту извивающаяся змеею разбитая сельская дорога, изъезженная санями и телегами. Какое время года отражено в полотне? Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно, и ранняя весна. В обоих случаях мотив оттепели или наступающей весны кажется надеждой художника на выздоровление или на светлый путь в неизвестную пока еще даль... Чахлые кусты и спящие мрачные деревья, полуразвалившаяся избушка на обочине - как будто символ тяжелого периода в жизни мастера, а два человека - ребенок с его восторженным и наивным светлым мировосприятием и старик, умудренный опытом, с философским отношением к жизни - аллегория "я" художника "раньше" и "сейчас", пришедшего в результате долгого переосмысления своего отношения к мирозданию.

Картина сейчас экспонируется в Третьяковской галерее. Она выполнена маслом на холсте, и имеет небольшие размеры - 55,5Х105,5 см.

Шедевры: картина Федора Васильева "Мокрый луг"

Эта картина была написана Васильевым уже в Крыму, но посвящена природе центральной России. Мастер очень тосковал по любимым местам и написал ее по памяти. В какой-то мере образ созданной в этом полотне природы является собирательным, таким, каким он сформировался за годы творчества в представлении автора. Но места Васильев изобразил вполне реальные - он опирался на зарисовки, сохранившиеся в маленьком блокнотике, который всегда находился в его кармане.

Удивительно цвето-световое решение картины: использование огромной палитры оттенков зеленого цвета, едва уловимый, но вполне явный источник света, словно проникающий сквозь молочно-белый оттенок, дающий свету чуть желтоватый, почти кремовый тон.

Такой родной всем нам пейзаж! Еще не очистившееся от пронесшейся грозы небо, но сквозь тучи уже просвечивает лучик солнца, высвечивающий светлыми бликами цветы на переднем плане полотна, зеленый покров луга, омытый дождем и часть водоема - в правой части картины. Левая же ее часть, где изображены узенькая дорожка, ведущая к берегу, островки плакучих деревьев и туманный лесной массив на горизонте, еще остаются во власти прошедшего ненастья. Возможно, уехавший в это время в Крым на излечение автор отразил в произведении свою надежду на выздоровление, но однозначно, излил свою тоску по родной земле.

Эта картина была последней в серии полотен, изображающих природу центральной части российской земли. "Мокрый луг" Федора Васильева - полотно, которое было удостоено премии Общества поощрения художников.

Последняя картина в жизни

Этой картиной, закрывшей "крымский" цикл Васильева, стала работа "В крымских горах". И снова мы видим тонкую работу художника со световым решением картины: свет постепенно сгущается волнообразно - по направлению от нижнего правого к верхнему левому углу полотна, выхватывая бликом отстающую влево арбу, в которую впряжены два быка. Причем в освещенной зоне оказывается только передняя часть арбы с полулежащим в ней человеком в белом одеянии. Прочая часть транспортного средства и человек возле его колеса находятся в более темной зоне. Аналогично высветляется и верхняя часть картины: склон, покрытый травой, в правой части картины хорошо освещен, а вот ущелье слева находится в тени. При этом самая верхняя часть полотна - небо - освещена целиком. Но левый верхний угол слегка светлее. Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. Создается ощущение движения светового поля, и кажется, что вот-вот светом озарится все, что написал автор.

Эта работа была представлена на конкурс Общества поддержки художников, в котором заняла первое место. Написанная незадолго до смерти, работа кажется гимном восхождения к свету вечной жизни, к чему-то неизведанному, что ожидало Федора Васильева там, на небесах.

«Гениальный мальчик» — такое определение чаще других встречается в оценке творчества Федора Васильева. Подвижный, остроумный, необычайно обаятельный, он казался всем, кто видел его впервые, родившимся в сорочке. Что-то напоминающее Моцарта или молодого Пушкина было в натуре Васильева, солнечной и артистичной.
«Нет у нас пейзажиста-поэта в настоящем смысле этого слова, и если кто может и должен им быть, то это только Васильев», — говорил о художнике его современник И. Крамской.
И. Крамской постоянно восхищался необыкновенной талантливостью юноши, сравнивая его с «баснословным богачом, который при этом щедр сказочно и бросает свои сокровища пoлнoй горстью направо, налево, не считая и даже не ценя их».

Замечательному русскому художнику-пейзажисту Васильеву судьба отпустила до обидного мало: всего 23 года жизни. Но и за это время он оставил заметный след в русском искусстве.

Федор Васильев родился 22 февраля 1850 года в Петербурге, в семье бедного почтамтского чиновника. Двенадцатилетним ребенком Федор был отдан на службу на главный почтамт.

С ранних пор он пристрастился к рисованию и отдавал все свободное от работы время любимому занятию. Детство Васильева было омрачено бедностью и смертью отца, после которой на плечи 15-летнего Фёдора легли заботы о хлебе насущном .

Волжская лагуна. 1870

Васильев работал у реставратора Академии художеств Соколова и продолжал свои занятия искусством. Он поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств, в ней преподавал Крамской, с которым Васильев был близок всю свою недолгую жизнь. Впоследствии Васильев сближается с Шишкиным, который стал авторитетным наставником начинающего художника.

В июне 1867 года Васильев с Шишкиным отправляется на Валаам, где он учится работе на натуре. На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. В 1867 г. Васильев пишет несколько этюдов с натуры, которые затем были выставлены в Обществе поощрения художеств.

Образы природы приобрели в живописи Васильева одухотворённость, особую поэтичность, романтизм и глубину чувств. Эти черты определились уже в пейзажах 1868 - 69 “Возвращение стада”, “Перед дождём”, в которых художник запечатлел яркие и эффектные моменты жизни природы. В этих картинах живописная манера характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка.

Известные картины художника “Деревенская улица” и “После грозы”, исполненные в это же время, прочно связаны с актуальной для Васильева темой деревенского пейзажа и характеризуются полужанровым сюжетом, мотивом дороги, стремлением вывести содержание картины за пределы изображенного. Васильев постоянно находится в творческом поиске. Большое в лияние на него оказали произведения художников барбизонской школы Т. Руссо, Ж. Дюпре, М. Диаза. Они поразили его одухотворенным восприятием природы, изображенной в простых сюжетах.


После грозы

В 1868 году Фёдор Васильев представил на конкурс в Общество поощрения художников картину “Возвращение стада”, и она получила высокую оценку. Дальнейшее творчество художника оказывается свободным от каких-либо влияний. Восхищаясь чувственной красотой природы, Васильев стремиться показать радость своей духовной причастности к ней. Известны такие картины этого периода: “Раннее утро, “После дождя”, “Вечер”, “Деревня”...

В 1870 году Васильев с Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге, в результате появились живописные произведения “Вид на Волге. Баржи”, “Волжские лагуны”, “Зимний пейзаж”, “Приближение грозы”, “Перед грозой”.


Оттепель

Вернувшись в Петербург Васильев пишет одну из своих главных картин — “Оттепель”. В есной 1875 года она на конкурсе в Обществе поощрения художников удостоилась первой премии. "Оттепель" проникнута тоской и грустью, навеянными горькими раздумьями о жизни русской деревни .

Зимой 1870 Фёдор Васильев простудился, у него обнаружилось сильное заболевание легких, а с наступлением весны болезнь обострилась и перешла в туберкулез. По предложению Строганова Васильев лето 1871 года провел в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях. К этому периоду его творчества относятся: пленэрный пейзаж “Рожь”, “Тополя, освещенные солнцем”, неоконченный пейзаж “Деревня”. Несмотря на благоприятные условия жизни у Строганова, его здоровье не поправилось. Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств, ему присвоили звание художника 1-й степени с условием выдержать экзамен.



Общество поощрения художеств дало Васильеву средства на поездку в Крым. Он переселился в Ялту, забрав с собой рабочий альбом с этюдами и набросками украинских деревенских мотивов. В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно “Мокрый луг” (1872). Строгая по композиции картина поражает свежестью, глубиной и богатой внутренней градацией цвета. Образ природы, запечатленный Васильевым, таит в себе сложную гамму чувств, переживаний художника. Эта к артина глубоко взволновала Крамского.


Мокрый луг

В Крыму Васильев провел два года; степень напряженности его творческой жизни была поразительной. Делая из-за болезни вынужденные перерывы в работе, исполняя заказанные ему картины, отнимавшие большее количество времени, весной 1872 года художник осваивает мотивы крымской природы. Кроме множества рисунков, он написал две картины: “Болото” и “Крымский вид”, за которые ему в 1872 году была присуждена премия от Общества поощрения художеств. Он начинает картину “В крымских горах”, работает над полотном “Прибой в Ялте”. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. Последняя законченная работа Васильева — “В крымских горах” (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых серовато-коричневым тоном; природы приобретает оттенок героического величия. Эту картинуа Крамской признал гениальной.

Последние работы Васильева “Утро”, “Болото в лесу. Осень”, “Заброшенная мельница” частично не закончены. “Заброшенная мельница” представляет собой лучший пример такого живописного решения, о котором мечтал художник. Он старался на практике проверить выношенное им понимание колорита. Эти картины означали новый этап в творчестве художника, связавшего по новому им осмысленные романтические традиции XIX века с пейзажной живописью второй половины XIX века.


Заброшенная мельница

Весной 1873 года занятия живописью продолжались. Художнику было необходимо закончить заказанную и уже оплаченную картину “Рассвет”, но смерть оборвала его творчество. Федор Васильев 24 сентября 1873 скончался .

На устроенной в Петербурге посмертной выставке его произведений все картины были распроданы еще до её открытия. Два альбома художника были приобретены императрицей Марией Александровной.

Фёдор Александрович Васильев - один из самых талантливых русских пейзажистов . Его произведения написаны сияющими, насыщенными красками, проникнуты одухотворённым восприятием природы и романтическим волнением, поэтичностью и восхищением чувственной красотой мира.

http://www.artsait.ru/art/v/vasilevF/main.htm

После грозы. 1868



Константин Васильев - яркий, самобытный, ни на кого не похожий художник, чья жизнь трагически оборвалась в застойные годы советской эпохи. Основная тема, лейтмотив, стержень, пространство, воздух картин Васильева - это Русь. Древняя Русь. Полотна, явившиеся истинным откровением в семидесятые, собирающие неисчислимые выставки в восьмидесятые, продолжают волновать, восхищать, будоражить осознанием своего забытого начала - тысячи и тысячи граждан сегодняшней России.

В 1994 году, благодаря неимоверным усилиям энтузиастов, в Москве, в Лианозово, открылся музей творчества Константина Васильева. В 2009 - был поджёг музея. Как живется музею сегодня и главное - что стало с картинами? Об этом рассказ Анатолия Ивановича Доронина, директора Музея славянской культуры имени художника Константина Васильева.


Творчество художника Константина Васильева стало широко известно зрителю только после его гибели. Первую выставку картин художника мы вместе с моим другом, полковником Юрием Михайловичем Гусевым, организовали в 1978-м году в выставочном зале ВООПИ и К (Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры), что на улице Разина, ныне Варварке. Теперь здание, где проходила выставка, возвращено церкви и известно как Знаменский собор.

В то советское время казалось невероятным открытие выставки неизвестного тогда живописца, даже не члена Союза художников, в самом центре Москвы. Но видимо высшие силы помогали нам.

И произошло чудо. День ото дня число посетителей выставки множилось в геометрической прогрессии. Москва загудела, словно встревоженный улей. Такое взрывное вхождение художника в сознание людей отечественная история вряд ли припомнит.

Потом состоялись выставки в академических городках - Пущино, Обнинске. Ученые мужи и простые люди с восторгом принимали творчество талантливого русского художника. Из месяца в месяц спираль нескончаемых выставок картин К. Васильева раскручивалась по районным, областным городам пока не объяла практически весь Советский Союз.

Вывозили мы картины и за рубеж - в Болгарию, Югославию, Испанию.

Восторженный поток эмоциональных зрительских откликов материализовался сотнями книг отзывов, в которых неизменным рефреном звучала пушкинская фраза: «…Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!».

Водоворот этих событий продолжался десять лет и, не скрою, потребовал от нас, двух офицеров советской армии, огромного напряжения сил, поскольку лишил каких бы то ни было выходных дней и какого-либо свободного времени. Ведь кроме непосредственной организации и проведения выставок зрительский голод на информацию о жизни и творчестве самобытного художника потребовал от нас исследовательской работы.

В эти годы мне пришлось написать несколько книг о художнике, в том числе - «Руси волшебная палитра» в издательстве «Молодая гвардия», и там же выпустить книгу в серии «Жизнь замечательных людей». Мы добились выхода в свет комплектов открыток с репродукциями картин К. Васильева в издательствах «Правда» и «Изобразительное искусство». Это было уже официальное признание живописца!

Но колоссальная нагрузка на картины не могла не вызывать беспокойства за их сохранность. Матушка художника Клавдия Парменовна, доверившая нам картины, совершенно обоснованно поставила вопрос о создании музея или картинной галереи для творческого наследия ее сына. При этом она попросила обеспечить ее жильем в том городе, где найдут свое пристанище картины.

Решая эту задачу, мы столкнулись с трудностью в соблюдении этих двух условий.

В Подольске, например, открывался прекрасный выставочный зал и власти города готовы были передать его под постоянную экспозицию картин Константина Васильева. Однако о предоставлении жилья и подмосковной прописки не хотели даже и слушать! В городе Видное, напротив, готовы были прописать и обеспечить жильем, но помещения под картины найти не могли.

Наконец, в городе Коломне, где мы провели очередную выставку, председатель исполкома Николай Редькин предложил под экспозицию картин К. Васильева старинный двухэтажный дом замечательного русского писателя позапрошлого столетия, современника Александра Сергеевича Пушкина, Лажечникова. На одном этаже здания планировалось открыть музей художника, на другом - литературный музей. Семье Васильевых город выделил четырехкомнатную квартиру, куда вскоре и перебралась Клавдия Парменовна со своей семьей.

В благодарность за это мать Константина Васильева передала в дар городу семь работ своего сына из серии «Русь былинная».

Перед нами же стояла задача реставрировать за счет собственных средств дом Лажечникова под музей. Какие-то деньги у нас накопились от реализации входных билетов на предыдущих выставках картин. Неожиданно на помощь пришли комсомольцы города, предложив открыть счет для сбора дополнительных средств на реставрацию здания. Такой счет они открыли. Мы аккумулировали там все свои накопления и стали широко размещать информацию о сборе пожертвований на строительство музея художника Константина Васильева. Люди активно откликнулись на наш призыв: банковский счет быстро пополнялся.

Но через какое-то время меня пригласил к себе вышеупомянутый председатель исполкома и рассказал о визите к нему творческой интеллигенции города во главе с художником Михаилом Абакумовым. Эти люди недвусмысленно высказывали свое общее «возмущение» по поводу того, что «какому-то варягу» , а не местному художнику, город решил передать здание под музей. Извинившись, Редькин отобрал у нас выделенное им прежде помещение, сказав, что семья Васильевых теперь устроена, а здание под музей мы сможем купить на собранные средства.

В черте города нам удалось найти частное, опять же двухэтажное, деревянное строение, выставленное на продажу. Его можно было снести и построить новое кирпичное. С этим предложением я пришел к Игорю Тарасову, отвечавшему за банковский счет открытый комсомольцами. Его ответ меня просто ошарашил:

Мы сами решим как и на что тратить деньги!..

…С Клавдией Парменовной мы долго размышляли о том, как же нам поступить теперь. Решили все начать сначала.

Это был 1988-й год, когда у меня, вместе с периодом службы на Сахалине, набралось двадцать пять лет выслуги и я принял решение уволиться, чтобы полностью посвятить себя одному делу. Уйдя в запас, создал при Московском городском отделении ВООПИ и К Клуб любителей живописи Константина Васильева и уже в Москве стал искать подходящее помещение для музея.

Тем временем, параллельно с этим, семь картин, подаренных городу Коломне, попали в руки тамошних «предприимчивых комсомольцев». Так коллекции картин Васильева был нанесен первый удар…

Клавдия Парменовна оформила нотариально передачу всех оставшихся картин Клубу, сохранив прежнее условие: она должна будет жить там, где разместятся полотна художника.

Чтобы решить данную задачу, Клуб выкупил у Васильевой две больших работы сына: «Валькирия над сраженным Зигфридом» и «Рождение Дуная». Выкупил потому, что иначе нельзя было в советское время просто снять со своего счета средства и передать их другому лицу. На тридцать восемь тысяч, перечисленных семье Васильевых, в то время можно было легко приобрести в ближайшем пригороде Москвы хороший, добротный дом. Но по каким-то причинам этого не случилось.

Вскоре в Тимирязевском районе столицы Клубу предложили взять на свой баланс разрушенный старинный особняк, что в двух шагах от Лианозовского ПК и О, и на собственные средства его восстановить под «наш» музей.

Десять лет ушло у нас на восстановление здания и долгожданного открытия в нем музея Константина Васильева. Недостаток собранных средств, большая часть которых ушла на приобретение Клубом двух картин, тормозил строительство.

К сожалению, матушка художника не дожила до счастливого дня музейного рождения. В 1994 году ее не стало…

С 1998 по 2008 год мы активно работали, привлекая почитателей таланта художника со всей нашей страны и зарубежья.

Директором музея была назначена сестра художника - Валентина Алексеевна. Она сразу же переехала жить в Москву и заняла офис Клуба - трехкомнатную квартиру, выделенную нам из нежилого фонда.

Городские власти в свое время обещали дать семье художника собственную квартиру по завершению строительных работ, но когда музей открылся, потребовали взамен передать городу часть картин художника.

Валентина Алексеевна согласилась подарить городу всю военную серию, плюс картины «Отечество» и «Рождение Дуная» с условием, что эти полотна останутся в музее художника. Комитет по культуре г. Москвы оценил десять переданных картин К. Васильева в 27 тысяч рублей. В качестве ответной акции город перевел из нежилого фонда в жилой наш офис и оформил это на семью Васильевых. Стоимость появившейся таким образом квартиры составляла 17 тысяч рублей.

Несмотря на разницу в ценах обмен состоялся. Картины по договору были оформлены в собственность Нового Манежа.

Тогда мы не могли даже предположить, представить никак не могли, что при первом же возможном случае город по формальной причине вывезет картины на время, но не вернет их потом уже никогда.

Так произошла вторая заметная утрата части картин, сильно травмировавшая коллекцию художника.

Поводом для вывоза картин послужил первый рейдерский захват музея в 2002-м году. Через три года рейдерская атака повторилась.

Ввиду особенности таланта художника, а возможно по другой причине, спокойной жизни у сотрудников музея не было никогда. Второй причиной постоянных атак на музей служила земля - два с половиной гектара территории, примыкающей непосредственно к музею и выделенной Клубу в 1993 году под строительство Центра славянской культуры.

Клуб подготовил и утвердил эскизный проект центра культуры, разработал первую очередь рабочего проекта, успел даже в рамках проекта построить детский фольклорный театр в виде бревенчатого русского терема. Но с 2002 года вся созидательная работа клуба приостановилась.

Мы были вовлечены в различные судебные тяжбы, отстаивая свои права. Самые тяжелые, драматические события разыгрались в 2009 году, когда в наследование картин по суду вступила сестра художника и потребовала передать ей всю коллекцию.

В соответствии с требованием судебных приставов Клуб должен был провести искусствоведческую экспертизу, подтверждающую подлинность картин. Это могло стоить немалых денег. Неожиданно оказать такую услугу бесплатно предложила одна юридическая фирма, с которой у нас установились давние дружеские отношения.

Нисколько ни сомневаясь в порядочности этих людей, я передал представителю их юридической конторы всю коллекцию картин и вручил ему приемо-передаточный акт, подписанный мною.

Выгрузив картины из машины и взяв акт он сказал, что подпишет его завтра у руководства, поскольку сегодня в фирме никого уже нет. Мне в качестве гарантии он начиркал какую-то расписку.

Каково же было мое потрясение, когда на следующий день мне сказали, что никаких картин фирма не принимала! Более того, мне предоставили поддельный протокол собрания Клуба, на котором меня якобы отстранили от занимаемой должности и потребовали передать новому председателю Клуба, сотруднику этой юридической фирмы, все учредительные документы нашей общественной организации.

Естественно я подал в милицию заявление о преступлении и вместе с другими членами Клуба пытался вразумить руководство фирмы. Безрезультатно.

Через несколько дней новоявленный председатель Клуба сам позвонил мне и предложил встретиться. С надеждой, что человек одумался и решил не грешить против совести, и не нарушать законов, я помчался на встречу. Там мне был вручен ультиматум, в котором перечислялись все те документы, что я должен передать этим мошенникам. А в последнем абзаце звучало грозное предостережение о том, что если я до 22-го сентября не исполню их «просьбу», буду иметь тяжелые последствия.

Естественно я жестко отреагировал на подобную угрозу.

Все члены Клуба и Попечительского совета Клуба, а также люди близкие нам по духовным устремлениям включились в борьбу за возвращение картин. Порой неизвестные мне работники телевидения, журналисты газет звонили, указывая на след похищенных картин. Я сообщал об этом следователю, ведущему уголовное дело по факту кражи полотен, но - тот все плавно «спускал на тормозах». Было очевидно, что дело ангажировано, что юридическая фирма выполняла чей-то «высокий» заказ и - была защищена в правовом отношении.

Мы забросали письмами Генеральную прокуратуру, ФСБ и даже направили письмо Президенту страны, в то время Д. Медведеву, за подписью членов Попечительского совета Клуба: Валентина Григорьевича Распутина, Михаила Ивановича Ножкина, Владимира Николаевича Крупина.

Это письмо видимо возымело резонное действие, поскольку руководитель злосчастной юридической фирмы стал лихорадочно звонить уважаемым людям из Попечительского совета и, угрожая им судебной расправой, нагло требовал отозвать свои подписи на письме, направленном Президенту. К чести этих достойных людей, они не испугались угроз и не изменили своей позиции.

В конце концов усилиями многих людей и решениями судов мы сокрушили бастион злоумышленников. Все картины были обнаружены, арестованы и переданы правопреемнице - Васильевой Валентине Алексеевне.

Долгое время родные опасались публично выставлять картины. Однако, спустя некоторое время они всё же были выставлены в самом центре города Казани, по адресу: улица Баумана, д. 8.

На творческой родине К. Васильева к его наследию относятся действительно трепетно, предоставив в самом центре особняк для постоянно действующей выставки живописца! К этой экспозиции присоединилась и та часть коллекции, которая ранее принадлежала друзьям художника. Будем надеяться, что биография наследия Васильева получит свое дальнейшее развитие.

Нам же, в московском музее, остается довольствоваться тем, что имеем. Это - полотно «Валькирия над сраженным Зигфридом», ряд ранних и детских работ К.Васильева, ну и, конечно, копии его картин.

Музей славянской культуры имени Константина Васильева объединяет теперь под своей крышей художников, работающих по славянской тематике и близких по духу творческому наследию гениального русского живописца, сумевшего пробудить нашу генетическую память и зажечь надеждой наши сердца.

Картины Федора Васильева представлены в Русском музее, Третьяковской галерее, в музеях Ялты и Одессы. По воспоминаниям современников, он был очень трудолюбив, от его «магического карандаша» не могла ускользнуть ни одна деталь.

Если бы ни его упорство и страсть к живописи, то мир искусства мог бы и не узнать его фамилии. Мальчик родился в семье бедного петербургского почтового чиновника. Из-за нехватки денег юноша в 12 лет пошел работать в главный почтамт, но, тем не менее не забросил свое увлечение рисованием. Когда ему исполнилось 15 лет, он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, где познакомился с выдающимися художниками.

Его хорошим другом стал Иван Крамской. Несмотря на разницу в возрасте (Иван Иванович на 13 лет был старше Федора), они стали очень близки. Сохранилось письмо живописца, в котором он признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гор-дость моя не была бы так основа-тельна, если бы я не встретился с Вами в жизни... Вы - точно часть меня самого, и часть очень дорогая, Ваше развитие - мое развитие. Ваша жизнь - отзывается в моей...»

Автопортрет Федора Васильева. Фото: Public Domain

Немалую роль в становлении Васильева как художника сыграл и Иван Шишкин. Он учил юношу переносить увиденное на холст с предельной точностью, рассказывал о мастерстве рисунка. Со временем они даже стали родственниками: Шишкин женился на Евгении Васильевой, сестре Федора.

Сохранилось несколько писем, которые молодой художник отправлял чете Шишкиных. Одно из них от 11 августа 1872 года было написано из Ялты, куда художник перебрался из-за болезни легких.

«Я работаю, как и всегда, только приходится работать из-за денег, что меня всегда весьма огорчает; великий князь Владимир Александрович, который уже получил одну мою картину, заказал еще четыре, от которых я не мог отделаться, хотя и пробовал; еще, к довершению печали, эти картины нужно окончить к сроку, к 24 декабря; так что начатые картины так, значит, и пропадут даром, да и на конкурс в нынешнем году не удалось написать, так как время остается только январь да февраль будущего года, а Вы небось опять такую штуку выдвинете, что опасно мне и рассчитывать писать».

Довести работу до конца ему не удалось: через два месяца, 6 октября 1873 года, он скончался..

«Волжские лагуны», 1870 год

Картина «Волжские лагуны» привлекла большой интерес на посмертной выставке картин Фёдора Васильева. Фото: Public Domain

В 1870 году 20-летний Федор Васильев отправился в путешествие по Волге вместе со своими художниками Ильей Репиным и Евгением Макаровым. Годы спустя Илья Ефимович в своей книге «Далекое близкое» писал, что молодой человек поразил спутников своей манерой работы и стал для старших товарищей «превосходным учителем»: «Не прошло и недели, как мы взапуски, рабски под-ражали Васильеву и до обожания верили ему. Этот живой блестя-щий пример исключал всякие спо-ры и не допускал рассуждений; он был для всех нас превосходным учителем».

По его словам, «его тон-ко заостренный карандаш с быст-ротой машинной швейной иглы черкал по маленькому листику его карманного альбомчика и обрисо-вывал верно и впечатлительно це-лую картину крутого берега с по-кривившимися над кручей доми-ками, заборчиками, чахлыми де-ревцами и остроконечными коло-кольнями вдали...»

Этюды, сделанные во время поездки, в дальнейшем послужили основой для нескольких картин, в том числе «Волжские лагуны».

В будущем полотно попало в собрание Павла Третьякова. Он забрал ее после посмертной выставки картин художника в 1874 году в счёт долга, который Васильев не смог выплатить меценату из-за своей болезни и смерти.

«Вид на Волге. Барки», 1870 год

В настоящее время полотно экспонируется в Петербурге в Русском музее. Фото: Public Domain

Эта картина также была написана после путешествия по Волге.

Через год после смерти художника ее выставили на всеобщее обозрение, где на нее обратил внимание Третьяков. Сохранилось его письмо Ивану Крамскому, в котором он писал, что должен иметь ее своей коллекции.

«Я решил, что для известной уже Вам моей цели, мне непременно нужно иметь Васильева пейзаж с барками, так как этот экземпляр дает понятие, какой бы он также был замечательный маринист; и вот я вчера послал Вам телеграмму; я уверен, что Вы сочувствуете моей такой усиленной любви к произведениям Васильева…», - писал он.

Однако его планам не суждено было сбыться. В настоящее время полотно экспонируется в Петербурге в Русском музее.

«Оттепель», 1871 год

Великий князь Александр Александрович заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель». Фото: Public Domain

«Картина «Оттепель» такая горячая, сильная, дерзкая, с большим поэтическим содержанием и в то же время юная (не в смысле детства) и молодая, пробудившаяся к жизни, требующая себе право гражданства между другими, и хотя решительно новая, но имеющая корни где-то далеко», - так описал эту работу Васильева Иван Крамской.

«Оттепель» впервые была представлена на суд зрителей в ходе конкурсной выставки Общества поощрения художников, на которой она удостоилась первой премии. В том же 1871 году ее смогли увидеть и москвичи: она участвовала в выставке МОЛХа -Московского общества любителей художеств.

Искусствоведы отмечают, что это полотно сделало Васильева по-настоящему знаменитым. Молодому человеку стали предлагать сделать авторские копии картины. Одному из заказчиков он не смог отказать - великому князю Александру Александровичу, будущему императору Александру III.

Пейзаж, выполненный несколько в другой цветовой гамме, украсил Аничков дворец, откуда в 1872 году отправился на Лондонскую ежегодную международную выставку. У англичан картина удостоилась восторженных отзывов.

Сейчас копия, сделанная для Александра III, представлена в Русском музее. Оригинал же можно увидеть в одном из залов Третьяковской галереи.

«Мокрый луг», 1872 год

Картина участвовала в конкурсной выставке Общества поощрения художников. Фото: Public Domain

Работая над «Оттепелью», Васильев подорвал здоровье. Вскоре врачам стало понятно, что они имеют дело не с простой простудой, а с туберкулезом. Для поправки здоровья Федору предложили поехать в Крым.

Уже на полуострове Васильев создает картину «Мокрый луг», написанную им по его воспоминаниям. В 1872 году полотно было представлено на выставке Общества поощрения художников, где заняла второе место, уступив работе его шурина - Ивана Шишкина.

«Мокрый луг» был приобретен Павлом Третьяковым, который специально приехал в Петербург еще до начала выставки.

«В Крымских горах», 1873 год

«Настоящая картина — ни на что уже не похожа, никому не подражает — ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще не хорошо, даже местами плохо, но это — гениально», - такую восторженную характеристику дал полотну Иван Крамской.

По его мнению, глядя на татарскую повозку, запряженную волами, зритель невольно попадает внутрь этой истории: «покорно стоит под соснами, слушает какой-то шум в вышине над головою».

Эта картина стала одной из последних работ Васильева. Известно, что изначально он планировал использовать широкое полотно, но потом передумал, выбрав вертикаль. Тем самым, считают искусствоведы, он хотел подчеркнуть высоту гор и устремленность вверх.