Роман — разбираем «по-косточкам». Роман как литературный жанр

Полное имя:

Похожие имена: Романус, Романо, Раман

Церковное название:

Значение: римский, из Рима, римлянин

Отчество: Романович, Романовна

Значение имени Роман – толкование

Звучное и красивое мужское имя Роман с древнегреческого языка переводится как «сильный», «крепкий». В латинской речи оно имеет другое толкование и дословно означает «римлянин». Сегодня, как и много лет назад, это имя относится к категории любимых, популярных и модных. Часто можно услышать ласкательные формы: Ромочка, Ромчик, Ромашка, Ромушка и т. д. Его обладатели – загадочные мужчины, владеющие талантом легко убеждать других людей. Они рассудительны, терпеливы и организованы, отличаются высоким интеллектом.

Имя Роман на других языках

Астрология имени Роман

Благоприятный день: суббота

Через года

Ромчик – веселый и подвижный малыш, который не терпит однообразия. Он старается быть послушным, но отсутствие усидчивости часто бывает главной причиной плохого поведения. Легок на подъем, щедр, добродушно настроен по отношению к окружающей его детворе.

Природа наделяет этих детей любознательным характером и неуемной энергией, из-за которой они часто становятся участниками интересных приключений. Роме сложно сосредоточиться на одном занятии – в течение дня он способен заниматься несколькими разными делами, молниеносно переключаясь с одного на другое.

В будущем ребенок с этим именем может превратиться в неорганизованного мужчину. Чтобы этого не случилось, родители с детства должны приучать его к правильному распорядку дня, предусматривающему не только развлечения, но и выполнение полезных дел по дому.

Юноша с именем Роман любит приключения, однообразие и рутина вселяют в него тоску. В подростковом возрасте среди сверстников он выделяется остроумием и хорошим чувством юмора.

Но несмотря на кажущуюся открытость, редко когда рассказывает о своих проблемах и впускает других людей во внутренний мир. В подростковом возрасте Роман строит далеко идущие планы, не боится преград и смело идет к намеченной цели.

Окружающих привлекает в нем любовь к жизни, склонность к авантюрам и оптимизм. С юных лет в Роме проявляются черты активного и предприимчивого мужчины. По типу характера Роман является ярко выраженным сангвиником. Его могут сильно огорчить неприятности, встречающиеся на жизненном пути.

По мере взросления в характере Романа происходят заметные перемены. Импульсивность, характерная для подростка, сменяется спокойствием, рассудительностью. Обладатель этого имени становится уравновешенным мужчиной, который стремится к стабильности во всем.

Неизменным качеством остается умение привлекать к себе повышенное внимание во время беседы. Это позволяет Роману искусно манипулировать другими людьми. Его можно назвать амбициозной, немного тщеславной и эгоистичной личностью, скрывающей свои недостатки за маской радушия и доброжелательности. Врагу Романа не позавидуешь – по отношению к обидчику он становится мстительным и жестоким человеком.

Этот мужчина стремится достичь успеха в жизни, но нередко его благие намерения рушатся из-за недостатка силы воли довести начатое до конца. Он способен легко отказаться от борьбы за желаемое на половине пути. Но возникающие проблемы не смогут повергнуть его в уныние – ко всем невзгодам Роман относится с юмором.

Характер Романа

Рома – весельчак, но проявляет свой добрый нрав не со всеми. К положительным особенностям, характеризующим его натуру, можно отнести безграничное терпение, стремление к самоорганизации. Роман – объективная и коммуникабельная личность, он ответственно относится к порученным ему заданиям.

Умеет располагать к себе людей, обладает хорошей интуицией, позволяющей легко распознать обман или избежать неприятных ситуаций. Роман – вежливый, обходительный человек, любит путешествия в компании друзей, склонен сопереживать другим людям и оказывать посильную помощь.

Мужчину, названного именем Роман, многие люди характеризуют как легкомысленного и говорливого человека. К его негативным чертам относится излишняя импульсивность. Увлекаясь новым делом, часто не доводит его до конца, переключаясь на другое, более интересное занятие.

Бешенство своей натуры Роман умело скрывает под маской безразличия, может радоваться неудачам других. В ситуациях, когда его замыслам мешают непредвиденные обстоятельства, становится агрессивным. Злопамятен, не забывает обид, нанесенных ему ранее. Отомстить может изощренным способом, умеет искусно руководить интригами, умело сбивая с толку противника.

Судьба Романа

Всем, кому посчастливилось носить это имя, имеют хорошую интуицию, которая позволяет избежать многих неприятностей, преподносимых судьбой. Хороший интеллект является залогом того, что мужчина сможет найти себя в профессии и достичь определенных успехов. Ко всему, что мешает ведению дел, он относится с нескрываемым негативом. Роман не приемлет общепринятые моральные нормы, которые загоняют в рамки. В судьбе носителя имени особую роль играет ранимость и обидчивость, которые он пытается скрыть. Если дорогой ему человек совершит предательство, этот поступок способен надолго выбить Романа из успешной жизненной колеи.




Карьера,
бизнес
и деньги

Брак
и семья

Секс
и любовь

Здоровье

Увлечения
и хобби

Карьера, бизнес и деньги

Деньги являются для Романа отличным стимулом развивать и совершенствовать бизнес. Труд, который высоко оплачивается, приносит ему удовольствие.

Мужчина с этим именем добивается успеха в профессиях, предполагающих общение с людьми. Аналитические способности позволяют Роману стать хорошим инженером, конструктором, архитектором, банковским сотрудником.

Брак и семья

Независимый, предпочитающий наслаждаться вниманием многочисленных девушек, Роман не спешит вступать в брак. Но если в его жизни случится сильная любовь, способен забыть о своих принципах и повести под венец избранницу в довольно юном возрасте. Обычно такие семьи быстро распадаются.

Чтобы сохранить брак, жене Романа необходимо приложить много усилий: забыть о своих амбициях и превратиться в терпеливого ангела. Еще ей предстоит смириться с любвеобильностью мужа, приводящей к частым интригам на стороне. В супружеских отношениях Роман является лидером, его указаниям обязаны беспрекословно подчиняться все домочадцы.

Секс и любовь

Роман – страстный, импульсивный, темпераментный мужчина. Но в интимных делах больше заботится о собственном удовлетворении, забывая о партнерше. В сексе стремится к разнообразию, любит эксперименты. Половой акт для Романа – возможность получить моральную и физическую разрядку. При выборе спутницы жизни этот мужчина уделяет особое внимание ее сексуальности и внешней привлекательности.

Если страсть к супруге угасает, он легко находит ей замену в виде другой женщины. У представительниц противоположного пола Роман пользуется популярностью. Он относится к категории влюбчивых мужчин, избалован вниманием дам. Отдает предпочтение женщинам, готовым полностью ему подчиняться и отдавать себя без остатка.

Здоровье

Респираторные заболевания – частые спутники маленького Ромы. Если простуды не лечить, в дальнейшем они могут спровоцировать астму. Еще одна проблема юных лет – диатез. Родителям следует выборочно подходить к меню ребенка.

В противовес детской болезненности, взрослый Роман имеет завидное здоровье. Единственной его слабой точкой являются органы желудочно-кишечного тракта, часто наблюдаются проблемы с пищеварением.

Увлечения и хобби

Мужчина с этим именем очень любит спорт и не представляет своей жизни без физических нагрузок. Как привило, предпочитает заниматься каратэ, борьбой или регби.

К необычным увлечениям можно отнести его попытки познать окружающий мир во всех красках. Для этого он, в основном, читает полезные книги, общается с интересными людьми.

Роман - это один из ведущих жанров современной литературы. Несмотря на то, что он появился еще в восемнадцатом веке, пик его популярности приходится непосредственно на новое и новейшее время. Возможно, это объясняется тем, что в современном мире романная проблематика, посвященная зачастую судьбам отдельных личностей, встречает меньше препятствий и ограничений, чем в предшествующие эпохи.

Если отвечать на вопрос о том, что такое роман, можно найти целых два определения. С одной стороны, это эпическое произведение, объемом превышающее несколько сотен страниц. А с другой - произведение, повествующее о судьбах личностей, которые ищут свое предназначение в мире. Причем, учитывая то, что существуют и роман в стихах, и лиро-эпический роман, второе определение ближе к истине. В произведениях этого жанра, как правило, отображена современность, либо напрямую, либо косвенно. Во втором случае действие романа может происходить в альтернативной вселенной или в прошлом, но его проблематика все равно будет отсылать нас к миру настоящего.

Нельзя рассказать о том, что такое роман, не упомянув о его формах. Так как существует множество разнообразных произведений этого жанра, была принята их классификация в зависимости от некоторых специфических особенностей. К наиболее распространенным формам романа относят следующие:

Авантюрный роман. В нем сюжет закручивается вокруг приключений героев, которые попадают в различные специфические ситуации.

К этой же категории относятся всем известные эпопеи. В таких произведениях автор, как правило, обращается к какой-либо конкретной эпохе и стремится изобразить судьбу того или иного класса людей.

Психологический роман. В нем на первый план выходят размышления и переживания главного героя (который, как правило, один). Действенная линия сюжета может при этом практически отсутствовать.

Сатирический роман. Как видно из названия, в этой форме романа высмеиваются различные общественные явления.

Реалистический роман. Произведения этой разновидности направлены на объективное отображение окружающей действительности.

Фантастический роман. Сюда же относятся произведения в жанре "фэнтези". В романах этой формы автор создает собственный мир, в котором происходит действие. Это может быть какая-либо параллельная реальность или далекое механизированное будущее.

Публицистический роман. Представляет собой произведение публицистики, созданное при помощи и снабженное сюжетом.

Итак, ответы на вопрос о том, что такое роман, могут быть пространны и многообразны, тем не менее произведения этого жанра довольно легко выделить среди всей остальной прозы. Как правило, романы обладают большим объемом, а персонажи в них развиваются на протяжении всего сюжета. Многие из них освещают широкий спектр проблем, которые так или иначе соотносятся с современным миром. Поэтому, рассуждая о том, что такое роман, следует помнить - этот жанр неотделим от времени, в которое жил и создавал его автор. И тогда становится понятно, что роман - это художественное отражение действительности.

Литературные жанры - это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы. Каждый из них обладает определенным комплексом устойчивых свойств. Многие литературные жанры имеют истоки и корни в фольклоре. Вновь возникшие в собственно литературном опыте жанры являют собою плод совокупной деятельности начинателей и продолжателей. Такова, например, сформировавшаяся в эпоху романтизма лиро-эпическая поэма.

Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации (в отличие от родов литературы), упорно сопротивляются им. Прежде всего потому, что их очень много: в каждой художественной культуре жанры специфичны (хокку, танка, газель в литературах стран Востока). К тому же жанры имеют разный исторический объем. Одни бытуют на протяжении всей истории словесного искусства (какова, например, вечно живая от Эзопа до С.В. Михалкова басня); другие же соотнесены с определенными эпохами (такова, к примеру, литургическая драма в составе европейского средневековья). Говоря иначе, жанры являются либо универсальными, либо исторически локальными.
Картина усложняется еще и потому, что одним и тем же словом нередко обозначаются жанровые явления глубоко различные. Так, древними греками элегия мыслилась как произведение, написанное строго определенным стихотворным размером - элегическим дистихом (сочетание гекзаметра с пентаметром) и исполнявшееся речитативом под аккомпанемент флейты. А во второй половине XVIII - начало XIX в. элегический жанр благодаря Т. Грею и ВА Жуковскому стал определяться настроением печали и грусти, сожаления и меланхолии.

авторы нередко обозначают жанр своих произведений произвольно, вне соответствия привычному словоупотреблению. Так, Н.В. Гоголь назвал "Мертвые души" поэмой; "Дом у дороги" А.Т. Твардовского имеет Подзаголовок "лирическая хроника", "Василий Теркин"- "книга про бойца".

Рассмотрение жанров непредставимо без обращения к организации, структуре, форме литературных произведений.

Г.Н. Поспелов разграничил жанровые формы "внешние" ("замкнутое композиционно-стилистическое целое") и "внутренние" ("специфически жанровое содержание" как принцип "образного мышления" и "познавательной трактовки характеров"). Расценив внешние (композиционно-стилистические) жанровые формы как содержательно нейтральные (в этом поспеловская концепция жанров, что неоднократно отмечалось, одностороння и уязвима), ученый сосредоточился на внутренней стороне жанров. Он выделил и охарактеризовал три надэпохальные жанровые группы, положив в основу их разграничения социологический принцип: тип соотношений между художественно постигаемым человеком и обществом, социальной средой в широком смысле. "Если произведения национально-исторического жанрового содержания (имеются в виду эпопеи, былины, оды. - В.Х.), - писал Г.Н. Поспелов, - познают жизнь в аспекте становления национальных обществ, если произведения романические осмысляют становление отдельных характеров в частных отношениях, то произведения "этологического" жанрового содержания раскрывают состояние национального общества или какой-то его части". ("Путешествия из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева, "Кому на Руси жить хорошо" Н.А. Некрасова).


РОМАН
Роман, признанный ведущим жанром литературы последних двух-трех столетий, приковывает к себе пристальное внимание литературоведов и критиков.

Если в эстетике классицизма роман третировался как жанр низкий, то в эпоху романтизма он поднимался на щит как воспроизведение " обыденной действительности" и одновременно "зеркало мира и <...> своего века", плод "вполне зрелого духа

Гегель:в романе отсутствуют присущее эпосу "изначально поэтическое состояние мира", здесь наличествуют "прозаически упорядоченная действительность" и "конфликт между поэзией сердца и противостоящей ей прозой житейских отношений". В. Г. Белинский, назвавший роман эпосом частной жизни: предмет этого жанра- "судьбы частного человека", обыкновенная, "каждодневная жизнь".

М.М. Бахтин: герой романа показывается "не как готовый и неизменный, а как становящийся, изменяющийся, воспитуемый жизнью"; это лицо "не должно быть "героичным" ни в эпическом, ни в трагическом смысле этого слова, романический герой объединяет в себе как положительные, так и отрицательные черты, как низкие, так и высокие, как смешные, так и серьезные". При этом роман запечатлевает "живой контакт" человека "с неготовой, становящейся современностью (незавершенным настоящим)". И он "более глубоко, существенно, чутко и быстро", чем какой-либо иной жанр, "отражает становление самой действительности". Главное же, роман (по Бахтину) способен открывать в человеке не только определившиеся в поведении свойства, но и нереализованные возможности, некий личностный потенциал

В романе неизменно присутствует и едва ли не доминирует -в качестве своего рода "сверхтемы" - художественное постижение (воспользуемся известными словами А.С. Пушкина) "самостоянье человека", которое составляет (позволим себе дополнить поэта) и "залог величия его", и источник горестных падений, жизненных тупиков и катастроф. Почва для становления и упрочения романа, говоря иначе, возникает там, где наличествует интерес к человеку, который обладает хотя бы относительной независимостью от установлений социальной среды

В романах широко запечатлеваются ситуации отчуждения героя от окружающего, акцентируются его неукорененность в реальности, бездомность, житейское странничество и духовное скитальчество. Евгений Онегин ("Всему чужой, ничем не связан",- сетует пушкинский герой на свою участь в письме Татьяне), Раскольников у Ф.М. Достоевского

в романах немалую роль играют герои, самостоянье которых не имеет ничего общего с уединенностью сознания, отчуждением от окружающего, опорой лишь на себя. Среди романных персонажей мы находим тех, кого, воспользовавшись словами М.М. Пришвина о себе, правомерно назвать "деятелями связи и общения". Такова "переполненная жизнью" Наташа Ростова. В ряде романов (особенно настойчиво - в творчестве Ч. Диккенса и русской литературе XIX в.) возвышающе и поэтизирующе подаются душевные контакты человека с близкой ему реальностью и, в частности, семейно-родовые связи ("Капитанская дочка" А.С. Пушкина). Герои подобных произведений воспринимают и мыслят окружающую реальность не столько чуждой и враждебной себе, сколько дружественной и сродной. Им присуще то, что М.М. Пришвин назвал "родственным вниманием к миру".
Тема дома звучит и в романистике нашего столетия: у Дж. Голсуорси ("Сага о Форсайтах" и последующие произведения), М.А Булгакова ("Белая гвардия"), М.А. Шолохова ("Тихий Дон"),

Этот жанр способен включить в свою сферу черты эпопеи, запечатлевая не только частную жизнь людей, но и события национально-исторического масштаба ("Пармская обитель" Стендаля). Романы в состоянии воплощать смыслы, характерные для притчи. По словам О.А. Седаковой, "в глубине "русского романа" обыкновенно лежит нечто подобное притче".
Несомненна причастность романа и традициям агиографии. Житийное начало весьма ярко выражено в творчестве Достоевского. Лесковских "Соборян" правомерно охарактеризовать как роман-житие.

Романы нередко обретают черты сатирического нравоописания, каковы, к примеру, произведения О. де Бальзака, У.М. Теккерея

Роман, как видно, обладает двоякой содержательностью: во-первых, специфичной именно для него ("самостоянье" и эволюция героя, явленные в его частной жизни), во-вторых, пришедшей к нему из иных жанров. Правомерен вывод; жанровая сущность романа синтетична. Этот жанр способен с непринужденной свободой и беспрецедентной широтой соединять в себе содержательные начала множества жанров, как смеховых, так и серьезных. По-видимому, не существует жанрового начала, от которого роман остался бы фатально отчужденным.
Роман как жанр, склонный к синтетичности, резко отличен от иных, ему предшествовавших, являвшихся "специализированными" и действовавших на неких локальных "участках" художественного постижения мира. Он (как никакой другой) оказался способным сблизить литературу с жизнью в ее многоплановости и сложности, противоречивости и богатстве. Романная свобода освоения мира не имеет границ. И писатели различных стран и эпох пользуются этой свободой самым разным образом.

В многовековой истории романа явственно просматриваются два его типа. Это, во-первых, произведения остро событийные, основанные на внешнем действии, герои которых стремятся к достижению каких-то локальных целей. Таковы романы авантюрные, в частности плутовские, рыцарские, "романы карьеры", а также приключенческие и детективные. Их сюжеты являют собой многочисленные сцепления событийных узлов (интриг, приключений и т.п.), как это имеет место, к примеру, у А. Дюма.
Во-вторых, это романы, возобладавшие в литературе последние двух-трех столетий, когда одной из центральных проблем общественной мысли, художественного творчества и культуры в целом стало духовное самостоянье человека. С действием внешним здесь успешно соперничает внутреннее действие: событийность заметно ослабляется, и на первый план выдвигается сознание героя в его многоплановости и сложности

Одна из важнейших черт романа и родственной ему повести (особенно в XIX-XX вв.) - пристальное внимание авторов к окружающей героев микросреде, влияние которой они испытывают и на которую так или иначе воздействуют.

В этой статье мы поговорим о том, чем отличается роман от повести. Для начала дадим определение этим жанрам, а затем сравним их.

и повесть

Романом называют довольно крупное художественное Этот жанр относится к эпическим. Главных героев может быть несколько, и их жизнь напрямую связана с историческими событиями. Кроме того, в романе рассказывается обо всей жизни персонажей или о какой-то значительной ее части.

Повесть - это литературное произведение в прозе, которое обычно рассказывает о каком-то важном эпизоде в жизни героя. Действующих персонажей обычно немного, при этом главным является только один из них. Также объем повести ограничен и не должен превышать примерно 100 страниц.

Сравнение

И все-таки чем отличается роман от повести? Начнем с романной формы. Итак, этот жанр предполагает изображение масштабных событий, многоплановость сюжета, очень большие временные рамки, которые включают в себя всю хронологию повествования. Роман имеет одну основную сюжетную линию и несколько побочных, которые тесно сплетаются в композиционное целое.

Идейная составляющая проявляется в поведении героев, раскрытии их мотивов. Действие романа происходит на историческом или бытоописательном фоне, затрагивая большой круг психологических, этических и мировоззренческих проблем.

Роман имеет несколько подвидов: психологический, социально-бытовой, приключенческий, детективный и пр.

Теперь подробнее рассмотрим повесть. В произведениях этого жанра развитие событий ограничивается конкретным местом и временем. Личность главного героя и судьба раскрывается в 1-2 эпизодах, которые являются поворотными для его жизни.

Сюжет в повести один, но в нем может быть несколько неожиданных поворотов, которые придают ему многоплановость и глубину. Все действия связаны с главным героем. В таких произведениях нет ярко выраженных привязок к истории или социально-культурным событиям.

Проблематика прозы намного уже, чем в романе. Обычно она связана с моралью, этикой, личностным становлением, проявлением личностных качеств в экстремальных и необычных условиях.

Повесть подразделяется на поджанры: детективные, фантастические, исторические, приключенческие и пр. Редко в литературе можно встретить психологическую повесть, зато большой популярностью пользуются сатирические и сказочные.

Чем отличается роман от повести: выводы

Подведем итоги:

  • Роман отражает социальные и исторические события, а в повести они служат только фоном для повествования.
  • Жизнь персонажей романа предстает в социально-психологическом или историческом контексте. А в повести образ главного героя может быть раскрыт только в определённых обстоятельствах.
  • В романе существует один главный сюжет и несколько второстепенных, которые образуют сложную структуру. Повесть в этом плане намного проще и не осложнена дополнительными сюжетными линиями.
  • Действие романа происходит в большом временном промежутке, а повести - в очень ограниченном.
  • Романная проблематика включает большое число вопросов, а повесть затрагивает лишь несколько из них.
  • Герои романа выражают мировоззренческие и социальные идеи, а в повести важен внутренний мир персонажа и его личностные качества.

Романы и повести: примеры

Перечислим произведения, которые являются :

  • «Повести Белкина» (Пушкин);
  • «Вешние воды» (Тургенев);
  • «Бедная Лиза» (Карамзин).

Среди романов можно назвать следующие:

  • «Дворянское гнездо» (Тургенев);
  • «Идиот» (Достоевский);
  • «Анна Каренина» (Л. Толстой).

Итак, мы выяснили, чем отличается роман от повести. Если говорить кратко, то различие сводится к масштабности литературного произведения.

Нового времени; в отличие от народного эпоса, где индивид и народная душа нераздельны, в романе жизнь личности и общественная жизнь предстают как относительно самостоятельные; но "частная", внутренняя жизнь индивида раскрывается в нем "эпопейно", т. е. с выявлением ее общезначимого и общественного смысла. Типичная романная ситуация - столкновение в герое нравственного и человеческого (личностного) с природной и социальной необходимостью. Поскольку роман развивается в новое время , где характер взаимоотношений человека и общества постоянно меняется, постольку его форма по существу является "открытой": основная ситуация всякий раз наполняется конкретно-историческим содержанием и находит воплощение в различных жанровых модификациях. Исторически первой формой считают плутовской роман . В 18 в. развиваются две основные разновидности: социально-бытовой роман (Г. Филдинг, Т. Смоллетт) и психологический роман (С. Ричардсон, Ж. Ж. Руссо, Л. Стерн, И. В. Гете). Романтики создают исторический роман (В. Скотт). В 1830-е гг. начинается классическая эпоха социально-психологического романа критического реализма 19 в. (Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, У. Теккерей, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский). Среди мировых имен писателей 20 в. романисты: Р. Роллан, Т. Манн , М. Пруст, Ф. Кафка, Дж. Джойс, Дж. Голсуорси, У. Фолкнер, Гарсиа Маркес, В. В. Набоков, М. А. Шолохов, А. И. Солженицын. См. также "Новый роман".

Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "РОМАН" в других словарях:

    Роман - Роман … Словник лемківскої говірки

    Роман. История термина. Проблема романа. Возникновение жанра. Из истории жанра. Выводы. Роман как буржуазная эпопея. Судьбы теории романа. Специфичность формы романа. Зарождение романа. Завоевание романом обыденной действительности … Литературная энциклопедия

    А, муж.Отч.: Романович, Романовна; разг. Романыч.Производные: Романка; Ромаха; Ромаша; Романя; Рома; Ромася; Ромуля.Происхождение: (Лат. Romanus римский; римлянин.)Именины: 18 янв., 11 февр., 16 февр., 2 марта, 29 марта, 15 мая, 5 июня, 13 июня,… … Словарь личных имен

    См … Словарь синонимов

    Лакапин Ρωμανός Α΄ Λακαπήνος Монета Романа I Лакапина … Википедия

    Роман - РОМАН одна из самых свободных литературных форм, предполагающая громадное количество видоизменений и обнимающая несколько главных ответвлений повествовательного жанра. В новой европейской литературе под этим термином поднимается обычно какая… … Словарь литературных терминов

    РОМАН, романа, муж. (франц. roman). 1. Большое по объему повествовательное произведение, обычно в прозе, с сложным и развитым сюжетом. Зачитываться романами. Увлекаться романами. «Безнадежная любовь это только в романах.» Чехов. Бытовой роман.… … Толковый словарь Ушакова

    - (фр.). 1) так наз., прежде всего, все, написан. на романском языке. 2) наиболее популярный род эпических произведений, в котором заключается рассказ из жизни какого нибудь общественного слоя, характеризующий выдающиеся черты его жизни и людей.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Роман - Роман ♦ Roman Литературный жанр, имеющий всего два ограничения – он должен быть повествовательным и основываться на вымысле. Роман – это выдуманная история, изложенная так, словно все и на самом деле происходило именно так, или, наоборот,… … Философский словарь Спонвиля

    Роман - (французское roman), литературный жанр: эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания. Роман эпос… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Роман Злотников (комплект из 11 книг) , Роман Злотников. "Специальный русский проект" - это серия лучших книг русской фэнтези. Все книги читаются на одном дыхании…
  • Роман Глушков. Серия "Русская фантастика" (комплект из 9 книг) , Роман Глушков. В серии "Русская фантастика" выходят лучшие романы современных российских писателей- фантастов. В представленный комплект вошли лучшие произведения писателя Романа…