Как православный христианин должен относиться к деньгам и богатству? Отношение к деньгам православной церкви

Деньги. Тяжелая тема

Тема денег - тяжелая тема. Хоть они уже не только металл, но чаще - бумага, а то и виртуальное нечто, посредством карточки действующее в мире, но тяжесть не уменьшилась.

Когда дышит Дух, то гнилье сгорает и ветошь рассыпается. Жил человек с грехом пополам и с беззаконием в обнимку и думал, что все можно купить. А для того, чтобы все купить, только и делал, что собирал да накапливал. Потом, если он к Богу обратился и ощутил, что есть иная жизнь, что будет с тем, что собрано и накоплено? Кто его знает: всяко бывает. Но часто бывает именно так, что плохо собранное рассыпается прахом и сгорает, как мусор. Это - особое благословение Божие, которое трудно понять и нелегко принять. Но ведь сжигают же зачумленную или вшивую одежду. Как же Богу хранить близ тебя, на тебе и с тобой все, во что микробом впитался грех?

Я к Богу пришел, а у меня стал бизнес по швам трещать.

И я к Богу пришел, и половина проектов медным тазом накрылась.

И я… Еще и прихварывать начал.

А у гадаринских жителей, у тех вообще все свиньи в море с обрыва побросались.

Да и не только свиньи у гадарян пропали. Всюду, где апостольская проповедь разразилась громом над людскими головами, началась перемена хозяйственной деятельности и убыток у тех, кто грехом зарабатывал.

Вот Павел в Филиппах изгнал беса из некой служанки-прорицательницы. И что после этого было? А вот что. «Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам» (Деян. 16:19). «Исчезла надежда дохода», и «воеводы, сорвав с них (апостолов) одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их» (Деян. 16:22).

Заговорили апостолы, умолкли демоны, и тут же завопили те, кто имел от демонской деятельности доход. При этом разрушается не всякая хозяйственная деятельность, а только та, которая на грехе замешана. Ведь чуть ранее в той же главе пишется об одной из первых женщин, уверовавших по слову Павла. «Одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею. чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня» (Деян. 16:14–15). Очевидно, то была благая торговка, умевшая дело вести и совесть не погубившая.

Примеры можно продолжать выискивать ради пользы души и целостности картины. В Эфесе после проповеди апостольской «из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (Деян. 19:19). В металлическом эквиваленте сумма равна нескольким центнерам серебра. Да и книги те - это не книги нынешние. При дороговизне материала и переписке от руки они представляли собой подлинную драгоценность. Так что нам сегодня и сравнить не с чем ту беспрецедентную решимость эфесян расстаться с носителями греховной информации. Приходит новая жизнь, и умирают старые понятия, а вместе с ними умирает и привычный заработок. Конечно, не всем это нравится.

«В то время произошел немалый мятеж против пути Господня, ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги» (Деян. 19:23–26).

Указанный отрывок говорит о том, что врагами проповеди всегда будут те, чья прибыль зависит от обычаев, противных Евангелию. Из них тоже могут быть люди, принимающие веру и меняющие жизнь. Но большинство все же будет держаться привычных обычаев. Содержатели заведений и игорных домов, торговцы наркотиками или живым товаром здесь поопасней будут любого торговца истуканами. Вот уже где кроется не ветхое язычество, а подлинный сатанизм. И если им серьезно дорогу перейти, то они быстро найдут простые и эффективные средства остаться при своих прибылях и избавиться от непрошеных реформаторов.

Очевидно, меняя в корне представления людей о жизни, апостолы больно уязвляли и души и кошельки многих. Им, апостолам, действительно приходилось быть подобными овцам посреди волков. Неудивительно, что в наш век при массовой греховной расслабленности и слабоволии так плохо идет борьба с индустрией греха или даже не идет вовсе.

Апостолы должны были хранить как зеницу ока свою духовную свободу. И не тюремное заключение угрожало этой свободе. Как раз в тюрьмы они шли и часто Ангелами из тюрем были выводимы. Свободу могли заставить их утратить подарки, взятки, привычка к почету, ласкательства, принимаемые со стороны знатных, и проч. Поэтому Павел говорил, прощаясь, ефесским пресвитерам: «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» (Деян. 20:33–34). Апостолы имели право брать от Церкви все, что им предложат, и пользоваться на пользу свою и общую. Но они не имели права желать и просить, тем более требовать от общин нечто материальное для себя. Дали - слава Богу! Нет - тоже слава Богу! И в том же духе говорит об этом «Учение двенадцати апостолов»: «Если (апостол или пророк) потребует денег, то он лжепророк» (Гл. 11).

Продать или купить можно то, что производится, делается, вырабатывается. А то, что получено как дар и не имеет денежного эквивалента, продаваться не должно. Свечка - товар, ей и цена есть. А молитва - дыхание Духа. Она бесценна. Вешать ценник на молитву - грех против Духа, рождающего молитву. И как безумие Иуды родило сделку: «Я вам - Господа, а вы мне - серебро», так и бесстыдство лжепророков стремится купить Духа за пенязи. Вот Симон (бывший волхв), «увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго» (Деян. 8:19). Оттуда родился термин «симония», т.е. купля-продажа того, что выше всякой цены. И «Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом» (Деян. 8:21–22).

Но как повешенный Иуда качается над миром, бросая на землю тень, так и Симон все идет и идет рядом с Церковью через всю историю и предлагает монеты, чтобы получить Утешителя.

Денежные отношения - сердцевина жизни падшего человечества. При наличии высших ценностей деньги занимают свое важное, но не абсолютное место. Если же высший план бытия отсутствует, то деньги желают одеться в пышный наряд с надписью «Святое святых» и превращаются в идола: золотого тельца или серебряную жабу. Очевидно, апостолы, меняя мир и разнося повсюду благоухание познания Бога, меняли весь гнилой уклад, не исключая и денежной стороны вопроса. Они не писали новых законов, но меняли само отношение людей к себе, к жизни и ко всему, что под руками. Мы далеко откатились в этом вопросе от радостной изначальной новизны. Кое-где мы просто капитулировали. Причем, не сейчас, а очень давно. Мы - это все христиане. Дух бытового материализма заземлил нас и очерствил. Во все товары, вместе с прибавочной стоимостью, вложена лживая мысль о всесилии экономики и вечном прогрессе товарного производства. А прогресс этот вовсе не вечен и экономика вовсе не всесильна. Мы узнаем об этом, когда дышит Дух и заставляет гнилье сгорать и ветошь рассыпаться.

Виталий пишет:"Без денег будете лежать старый и больной в нашей нищей больнице. " Вспомнился один рассказ о садовнике, который все что зарабатывал раздавал бедным,больным и прочим нуждающимся.И вот внушил ему лукавый такую мысль:зачем ты все раздаешь,нужно и о себе подумать,на черный день откладывать,вдруг ты заболеешь,когда-то состаришься,а у тебя и нет денег ни на что.С тех пор прекратилась милостыня,все деньги копились на черный день.И день этот настал,садовник заболел.Болезнь была серьезной,лекарства не помогали,деньги тратились на докторов.Однажды доктор сказал,что нужно ампутировать ноги,операцию назначили на следующий день.Всю ночь несчастный молился и раскаивался,и вот явился ему Ангел Божий сказав:"Ты уповал на деньги,а не на Бога,ну и что,помогли тебе деньги,исцелили они тебя?Разве нуждался ты в чем-либо,раздавая милостыню,разве болел?"Садовник раскаялся, пообещав никогда больше не копить денег и на утро, врач придя оперировать,увидел его совершенно здоровым.

Благодарю за статью! Подобные темы необходимо поднимать и искать ответы именно с опорой на Священное Писание. Подобные публикации помогают выработать правильное отношение к материальным благам. К деньгам как к средству, а не как к цели.

Очень вовремя, отец Андрей. Держась за деньги мы хватаемся за воздух и лишаемся Истинной опоры. Не притронувшись к ним Господь показал нам, что деньги - не Царствия Божьего вещь. И достигнув своего абсолютного могущества, деньги исчезнут пред Славой Его. Уже сейчас Господь смотрит любим ли мы ближнего своего как самого себя. И возлюбим Господа Творца нашего превыше всего.

Если внимательно перечитать Писание становится очевидным, что отношение верующих к материальным благам (в частности, к деньгам) должно быть отрицательным. Действительно, ни Богу, ни бессмертной душе деньги не нужны. Деньги — постоянный источник соблазнов, они ведут к грехам и вообще часто являются орудием зла. То есть, церковь должна всячески приветствовать общество, в котором деньги либо играют второстепенную роль, либо отсутствуют вообще. У русского народа нет культа денег, американские или израильские ценности ему чужды.

Возникает интересный вопрос. Почему же Православная церковь обретает в России силу именно в те периоды, когда общество впадает в крайности поклонения золотому тельцу? Очень многие новые русские бизнесмены — верующие. Церковные обряды — тоже не бесплатны и церковь вовсе не является беспрофитной организацией, она владеет недвижимостью и материальными ценностями значительно превышающими нужды её нормального функционирования. Церковь спокойно финансирует различные проекты, которые я не назал бы чисто духовными. Широко известно, какое особое положение давало Православие в царской России богатым и знатным. Посмотрите на сказки простого русского народа: поп — он всегда хитрый, корыстный и жадный. Видимо, в этих сказках есть немалая доля истины.

Есть, конечно, и старцы-бессеребряники, и бескорыстные миссионеры, да только делают ли они погоду? Кстати сказать, во многих странах такая ситуация: объявил себя верующим — плати церковный налог (к счастью, любой и каждый его не платит). Если сказать, что есть официальная церковь (где деньги приветствуются) и, собственно, вера (где деньги не нужны), любой здравомыслящий человек скажет, что в одном случае мы говорим про «аппарат», а в другом имеем в виду идею. Следовательно, в идеальной ситуации верующий должен существовать с верой в Бога, но вне церкви, поскольку сама церковь занимается тем, что мягко говоря, не совсем угодно Богу. Так как же быть?

Полностью освободиться от всех проблем можно только «всецело в полноте Святаго Духа пребывая», как говорил прп. Серафим Саровский. Много ли Вы встречали таких людей?

Так ведь Учение Христа не о материальном, а о духовном. В нём и материальные аспекты тоже изъясняются, но они не первичны.
И Господь говорит (Мф 6:31): Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
И (Мф 19:29): И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.

Я, прочитав второй отрывок, поначалу воспринял это как своего рода обмен тленного на духовное. То есть: я — нищему рубль, а Бог мне — сто Небесных денег на Небесах. 🙂
Возник вопрос: очень похоже на сделку, а память подсказывает, что Бог не заключает с человеком сделок. Наверное, неправильно понимаю. Хорошо, пусть будет так.
Потом возник вопрос другой. Если я раздал, допустим, все карманные деньги и ничего себе не оставил, а мне вдруг на работе премию неожиданно дали и дома родственники рубашку подарили, то означает ли это, что вместо Небесных денег Бог дал мне материальных благ? То есть Небесные-то лучше. И что делать: радоваться или печалиться?
И вспомнил, что такие обещания (вечером деньги, утром стулья, причём в загробной жизни) на земле дают только мошенники. Неужели Бог уподобляется мошенникам? Нет. Потому, когда говорит «получишь сто домов вместо одного», то говорит о настоящих домах. Мне просто и в самом деле не нужно такое количество зданий.
Мое понимание темы: Церковь вообще никак не связана ничем материальным, она существовала в катакомбном нищенстве и будет существовать вовек, даже лишись она по Произволению Божию всех поступлений. Но мы-то, составляющие Тело Церкви, без денег, пищи и проч. сущесвовать не можем никак. Вот так вот: Глава-нематериальна, а Тело — плоть. И я не могу сказать, что же это такое, но ясно, что это от Бога.

Самое главное, помните, что Бог не требует от людей жертв Себе. То есть когда Он говорит богатому юноше: продай своё имение и раздай деньги нищим, то говорит это не Вам лично, но тому юноше.
То есть. Всё имущество, которое у Вас есть, Вы сами можете четко разделить на то, которое Вам действительно необходимо, и то, которое у Вас есть просто так, чтобы было, когда-нибудь пригодится. И вот Вы встречаете человека, который рассказывает Вам, что ему очень нужно что-то из того, о чём Вы знаете, что оно Вам самому не очень нужно. И это значит в духовном смысле, что Дух свёл Вас с этим человеком именно для того, чтобы Вы могли дать ему то, что Бог до этого дал Вам, чтобы Вы дали этому человеку. Поэтому дав ему это, нужно, когда будет благодарить, сказать: Благодари не меня, но Бога. И тем самым Вы явите этому человеку милость Божью.
Никакого места не хватит, чтобы рассказать обо всем, что Вам через этот опыт откроется. Но Вас также непременно посетит вопрос: а зачем же мне вообще зарабатывать деньги, стремиться к чему-то? И в этом есть очень интересный момент. Сознательно выбрав бедность, человек перестаёт стремиться к богатству, как все, и рано или поздно начинает видеть разницу между богатством и обеспеченностью.
Богат человек или беден — это состояние, изменяющееся во времени, и целиком зависящее от того, сколько человек может в данный момент потратить. А обеспеченность — это состояние, не зависящее от времени, и она в том, что только от желания самого человека зависит, сколько денег у него будет завтра. То есть пребывание не под властью денег, а властвование над ними.

«И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Мар.12:41-44). История, которую мы будем детально разбирать, поможет нам понять принципы успешного и мудрого распоряжения финансами. Нет более важной темы, в земной жизни человека, чем тема денег. Разумеется, все мы, христиане, будем говорить о важности любви, служения Богу, сострадания и терпения и прочих христианских добродетелей, но факт остается фактом, живем мы так, что деньги являются самым важным для нас пунктом жизни. Ради денег большинство войн, убийств, ненависти, конфликтов. Ради денег люди уезжают на заработки, оставляя свои семьи, ради денег меняют не только свой город, но и страну. Для подавляющего большинства населения нашей планеты – деньги являются смыслом жизни, а их зарабатыванию посвящена большая часть времени.

Как правило, годы своей жизни человек ходит на нелюбимую работу, только для того, чтобы получать зарплату, то есть деньги. Как же Бог смотрит на деньги? Какое должно быть отношение христианина к деньгам? Как правильно распоряжаться деньгами? Зависит ли от нашего распоряжения деньгами наше благосостояние? Что значит десятина и как к ней относится? Вот вопросы нашей темы.

ГЛАВА 1. БОГ СМОТРИТ НА ТО, КАК ТРАТИТ ЧЕЛОВЕК ДЕНЬГИ

«И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант» (Мар.12:41) Из первой цитаты, разбираемого нами отрывка, мы сразу сделаем несколько очевидных выводов:

1. Христос не боялся говорить о деньгах. Мы, почему то боимся. Боимся в церкви, боимся с друзьями нехристианами затрагивать эту тему, а, собственно, почему? Разве эта тема не так важна для нас? Нет, мы боимся, потому что православная непорядочная пропаганда убедила людей, что в протестантской церкви с людей сдирают деньги. Это чистая ложь! Бог говорит в Библии о самых важных вещах в жизни человека: любовь, семья, вера, надежда и, конечно же, финансы. И говорит Бог об этом, чтобы обучить как наиболее мудро, правильно поступать по этой теме. Тем более, что деньги, точнее отношение к ним очень много говорят о человеке. Одна перефразированная поговорка можем звучать так: «Скажи мне, как ты относишься к деньгам и куда ты их тратишь и я скажу, кто ты и что для тебя ценно». Деньги показывают состояние сердца. Деньги показывают веру человека в Бога. Деньги показывают насколько человек живет земным. Распоряжение деньгами показывают степень доброты, но и собранность, организованность, а так же вскрывают ценности человека.

2. Христос смотрит, как жертвуют. Господь садится прямо перед коробкой в которую жертвовали и пристально смотрит тем самым демонстрируя то, что важно для Бога.

  1. Христос смотрит сколько жертвуют.
  2. Христос ставит свою оценку тому, как жертвуют.
  3. Христос обращает внимание, в большей степени, на то с каким сердцем жертвуют.
  4. А с каким сердцем жертвуют выражается отношением суммы к прибыли. Это, кстати, и есть формула того как определить состояние сердца.

Почему же Бога так интересует эта тема? Предположим вы дали свои деньги кому-то попользоваться, вас будет интересовать как распоряжаются вашими деньгами? Бог является хозяином всего и все, что есть на земле, по большому счету принадлежит Ему. «Псалом Давида. Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней»

(Пс.23:1) Если конкретней, то и деньги принадлежать Богу: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» (Лев.27:30). Что же это за понятие десятина и откуда оно взялось? Мы сейчас об этом поговорим, но обратите внимание, что верующий человек начинает с этой мысли, и сама эта мысль будет менять наше отношение к тому, что мы имеем. В процессе размышлений я записал в молитвенную тетрадь пункт: «Господи, помоги мне относится ко всему, как к Твоему и научи меня правильно, мудро распоряжаться Твоим».

ГЛАВА 2. КАК ВЕРА ВЛИЯЕТ НА РАСПОРЯЖЕНИЕ ДЕНЬГАМИ ИЛИ

ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ДЕСЯТИНА?

Племянник Авраам, знаменитого родоначальника еврейского народа, Лот находился в том краю, куда войной пошли несколько царей. Авраам пошел освобождать племянника и победил в этой схватке. На навстречу ему выходит Мелхиседек, которому Авраам дал десятину: «Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих» (Евр.7:1-4). Авраам дал ему 10% , как сказано, из лучших добыч своих. Что же заставило Авраама пожертвовать десятину? Здесь, в этом эпизоде, заложено несколько важных мыслей.

1) Авраам дает десятину, хотя ему никто не повелевал это делать. Он дает десятину, как выражение своего почтения и уважения.

2) Авраам дает десятину, потому что он встретил царя и увидел в нем прообраз Христа. Он это почувствовал или понял или Бог ему открыл мы этого не знаем. Но просто так не дают десятину тому, кто сам является священником и царем, а значит не бедный человек, а значит, десятина есть естественная цифра материального пожертвования для человека.

3) И главное. Авраам отдал десятину встретивши царя. И тут возникает вопрос, почему христиане не отдают десятину? Потому что они не встретили царя, царя мира? Или встретили царя, но не воздают ему царские почести?

Кстати, интересно, что еще один потомок Авраам, его внук так же по внутреннему расположению без закона отдавал Богу десятину: «…и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт.28:22).

Итак, как же возникла десятина? Бог на основании того, как чувствовали, понимали лучшие, набожные представители древнего человечества и ставит такой процент, хотя мог бы предложить и 20 и 30% все равно все Божье и Бог позаботится. Бог, так сказать, снизошел к человеку.

Часто христиане спрашивают, — нужно ли платить десятину, ведь мы живем не в период Авраама и не по Ветхому Завету? Христос отталкивается от заповедей Ветхого Завета и поднимает планку. Все заповеди Ветхого Завета говорят о внешних правильных поступках, — не убей, не укради. Христос, поднимает планку, говоря о сердце, о мыслях (Мтф.5.28) Поэтому Христос и говорит, что наша жизнь христианская должна быть выше того, как жили в Ветхом Завете, особенно если сравнивать с чисто внешним исполнением закона: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф.5:20) То же относится к десятине. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Матф.23:23).

Но вернемся к нашей вдове пожертвовавшей две лепты: «Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу» (Мар.12:42,43). Как же вдове, которая положила, с одной стороны самую маленькую сумму, с другой стороны отдала все, что имела, как ей удалось совершить такой маленький подвиг даяния? Что заставило ее так поступать?

  1. Вдова выражала любовь к Богу. Не будем забывать, что эта женщина была воспитана в еврейской религиознойкультуре. Она прекрасно знала, что отдавать нужно 10%. И, тем не менее, отдает гораздо больше. Вдова знала, что тот, кто жертвует выражает свое отношение к Богу. Жертвующий показывает два самых главных пункта: 1) Как я уважаю Бога; 2) Как я доверяю Богу. «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» (Прит.3:9). Масштабы пожертвования показывают и масштабы того, что для нас ценно. Например, своим детям родители дарят квартиру, друзьям уже подарок поменьше, знакомым еще менее ценное. А еще наш подарок зависит от того, что человек для нас сделал. А Бог нас спас, так как же мы можем выразить любовь к тому, кто подарил нам жизнь и спасение вечное? Вдова эту истину держала в своем сердце и потому так поступала.
  2. Вдова верила, что Бог воздаст ей (доверие Богу). Конечно же, у вдовы была мысль, как же ей жить дальше, лишившись последних денег? Библия призывает нас заботиться о Божьем и знать, что Бог позаботится о нас: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Матф.6:31,32). Мне интересно было всегда, почему же верующие не так щедры, как хотелось бы, как должно? Мы со вторым пастором как – то подсчитали, сколько же процентов жертвуют люди в «Церкви Рождества», если, в среднем, каждый получает 1000 гривен? Получилось 4%. Возьмем 10% (десятину) пожертвований за 100% выражения Богу любви получается, что мы почитаем Бога, в среднем в церкви, на 40% и доверяем Богу на 40%. Кстати, в церкви все деньги очень скрупулёзно контролируются, есть ревизионная комиссия, которая выбирается всей церковью, и проверяет куда деваются деньги. И все же степень недоверия Богу очень велика, не достигает даже 50%.
  3. Вдова переживала за Божье дело, поэтому жертвовала на храм. Об этом мы еще поговорим детальней.
  4. Вдова больше смотрела на Бога, небесное чем на земное.«ибо мы ходим верою, а не видением» (2Кор.5:7).

ГЛАВА 3. ПОЧЕМУ У МЕНЯ СТОЛЬКО ДЕНЕГ?

Интересно, количество моих денег зависит от того, как я верю и как я жертвую на Божье дело? Но перед тем, как ответить, мне хочется сразу же сказать о богатствах неверующих людей. Бог их долготерпит и дает возможность зарабатывать, потому что ждет до последней минуты, пока они покаются, потому что и богатые имеют бессмертную душу и ответят перед Богом за свою жизнь. Но с христианами, детьми Божьими у Небесного Отца другие отношения. Бог благословляет тех, кто Его благословляет и не дает тем, кто Ему не дает. «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2Кор.9:6). Что значит сеять, о чем идет речь? Как в землю сеет человек семена, чтобы получить урожай, так и в Божье дело сеет, чтобы получить урожай для царства Божьего и, не удивляйтесь, сеет и для себя. Христос постоянно говорит о благословении тем, кто жертвует. И как вы думаете, Бог позаботился о вдове, которая отдала все? Мы недавно купили машину, живем в 5ти комнатной квартире. Некоторые люди ломают головы, где же семья пастора взяла деньги? Есть версия, что родители высылают деньги из-за рубежа, или спонсоры. Все, что мы имеем – это в чистом виде Божьи благословения. Взяток не давали, государству не врали, по воскресным дням не работали. Христиане с запада не помогали, родители не помогали и не помогают, всю жизнь. Как бы трудно не было мы жертвовали и старались больше десятины жертвовать Богу. При этом у нас было трое маленьких детей. Два раза обокрали, не возвращали долги и сами были должниками, но в Божьих принципах нашей семьи ничего не менялось – результат материальный достаточно хороший – это, в чистом виде, Божье благословение. Мне хочется, чтобы Божье благословение на нашу семью, было для всех христиан вдохновением, как щедр Бог, когда мы остаемся Ему верными.

Один из самых богатых людей планеты был Рокфеллер и об этом знают все, но далеко не все знают, что Рокфеллер был баптистом и ежемесячно платил 10% от прибыли, что составляло 100 миллионов долларов. Его состояние равняется 318 миллиардам долларов, что делает его и по сей день самым богатым человеком планеты. Этот несметно богатый человек имел несколько принципов, которые и нам полезно узнать, тем более, что его, как верующего, благословлял Бог. Он много тратил на благотворительность, был человеком скромным, никогда не отвечал на критиканство и завистливые сплетни. Веру пронес через всю жизнь и прожил 98 лет.

ПОЧЕМУ БОГ НЕ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ?

Бог благословляет ровно настолько насколько мы благословляем других. «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2Кор.9:6). Итак, давайте перечислим причину, почему Бог не благословляет. ЧТО БЛОКИРУЕТ НАШУ ВЕРУ И КАК НАМ СТАТЬ ВЕРУЮЩИМИ – ДОВЕРЯЮЩИМИ БОГУ ВО ВСЕМ? Некоторые люди живут по принципу, я и жизнь Богу отдам, но только не деньги.

  1. НЕ ДОВЕРЯЕМ ПОЖЕРТВОВАНИЯ ЦЕРКВИ. Часть христиан полагают, что если бы они могли дать в руки Христа свои деньги тогда бы они жертвовали, а так мы не доверяем церкви. Мы не знаем, куда эти деньги будут девать. В таком случае у меня возникает вопрос, а вдова, которая пожертвовала все, что имела, она ведь жертвовала на храм? А как в храме распоряжались деньгами? У вас есть 100% гарантия, что правильно и честно распоряжались священники, которых постоянно критиковал Христос. Сокровищница находилась именно в храме. «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много» (Мар.12:41). В конце концов, каждый ответит за себя. Люди предпочитают отдавать кому-то на добро, а вы уверены, что и те люди правильно будут распоряжаться деньгами? Как в Ветхом, так и в Новом Завете, христиане жертвовали на храм, на церковь. «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1Кор.16:2) Сборы пожертвований проходил в церкви.
  2. 2. НЕ МОГУ ЖЕРТВОВАТЬ СО СВОЕЙ ЗАРПЛАТЫ, САМОМУ НЕ ХВАТАЕТ. А почему вы уверены, что вдове хватало? Разве у нее не было таких же мыслей, как у вас? Мы же все одинаковые люди, все грешные. Как мы воспринимаем Библию? Читаем, верим и потому применяем. Например такой стих: «Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом» (Фил.4:19). «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Матф.6:31,32).Вы думаете когда наша семья жертвует к нам такие мысли не приходят? Да они приходят ко всем, но только верующие люди противопоставляют им Библейские, Божьи истины, а те, кто не противопоставляют не доверяют Богу и не обращаются к нему.
  3. Я ЗАБЫЛ ДЕНЬГИ ВЗЯТЬ. Интересно, откуда взяла вдова эти деньги? «Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант» (Мар.12:42) Эта вдова взяла с собой две лепты в храм, а значит, она готовилась к этому. Трудно забыть то, что для нас важно. Если это серьезное служение Богу, а я напоминаю, что мы так же деньгами служим Богу, тогда мы не забудем. Вы должны перед Богом решить, как вы будите распоряжаться деньгами. Продумать, какой процент, сколько? Есть люди, которые получают деньги не стабильно, например бизнесмены. Такой совет для тех, кто получает деньги не регулярно, — заведите себе конверт для Бога и каждый раз ложите туда процент для церкви. Мы понимаем, что вдова готовилась, потому что, когда человек отдает все, что имеет это не делается между прочим.
  4. МЫ НЕ МОЖЕМ ЖЕРТВОВАТЬ С ДВУХ ЗАРПЛАТ . Будем жертвовать с одной зарплаты, так, я знаю, рассуждают некоторые семьи. Я подумал о том, что было бы, если бы Бог половину этой семьи благословляет, а половину нет. Это все равно, что одеть красивый костюм, и рванные туфли. Мы хотим, чтобы Бог благословил всю семью целиком, и чтобы спасена была вся семья, а жертвуем только от одного.Вдова показывает нам, как можно жертвовать больше 10% и ничего страшного, Бог продолжает заботиться.
  5. Я ПОТОМ ПОЖЕРТВУЮ . Вдова жертвует то, что имеет и дает это сразу. Представляете, вы лежите на операционном столе и взываете, Господи, мне сейчас так нужна твоя помощь, а Бог вам отвечает с небес: «Да как нибудь потом, именно сейчас мне некогда Я занят теми, кто мне жертвует сразу». Помощь и поддержка Божья нам нужны постоянно. Даже когда наше сердце стучит и прямо сейчас каждый удар – это поддержка Бога, а вот с пожертвованиями Бог подождет?
  6. У МЕНЯ НЕВЕРУЮЩИЙ МУЖ, ЖЕНА, РОДИТЕЛИ . Вы не будите отвечать за зарплату мужа или родителей, но то, что получаете вы это и есть то, с чего вы будите себе сокровище приобретать.

Мы должны понять суровую правду, что если все, в том числе и деньги, принадлежать Богу, это значит, что тот, кто не жертвует обкрадывает Бога : «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями» (Мал.3:8).

КАК БОГ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ

1) Дает нам доброе сердце Духом Святым, а мы его закрываем.«ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Мар.12:44). Бог благословляет тех, кого Он отмечает, как дающих Ему, у кого видит посвященное сердце. Мы не сомневаемся, что вдова будет благословлена Богом и в том числе ее сердце будет наполнено духовным богатством.

2) Развивает веру у дающего: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф…»(Мал.3:10)

3) Открывает небесные окна. Другими словами, дающий своим даянием открывает небесные окна Божьих благословений вместе с Богом: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал.3:10). «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лук.6:38).

4) Защищает жервтующих: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?11 Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф» (Мал.3:10,11).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ: Бог прямо говорит о пожертвовании, причем, богословы говорят, что 25% библейских текстов так или иначе связаны с деньгами. Что ж, надеюсь все читающие эту статью сделают для себя правильный вывод и перестанут обкрадывать Бога, слушая шепот дьявола о том, как нам не хватит денег. Христианин, посвятивший свою жизнь Богу, будет подражать Христу, Который не то, что деньги, а всю жизнь свою отдал ради нашего спасения. «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор.8:9).

ЕСЛИ ВЫ ЗАДОЛЖАЛИ БОГУ ПОКАЕМСЯ. БОГ ПРОЩАЕТ ВСЕ и НАЧНЕМ НОВУЮ ЖИЗНЬ! Спросите у тех, кто жертвует, какая это радость вкладывать в Божье дело и собирать себе сокровища на небеса, а лучше попробуйте сами.

ВОПРОСЫ: 1) Почему для людей так важны деньги? 2) Почему так сложно жертвовать Богу (для некоторых и иногда)? 3) что заставило вдову так щедро пожертвовать? 4) Какую ошибку допускают те, кто не может полноценно жертвовать, боясь, что им самим не хватает? 5) Откуда взялась десятина? 6) Почему христиане вполне могут жертвовать больше десятины? 7) Как Бог благословляет тех, кто жертвует (приведите личный пример)?

Проблема деления людей на богатых и бедных стара как мир. Казалось бы, в Евангелии несколько раз прямым текстом говорится, что богачам на том свете не поздоровится. Сам Иисус Христос учил людей не стремиться к земному богатству: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству)» и «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши , нежели богатому войти в Царство Божие». Так неужели всем людям надо стремиться к бедности? Но ведь и бедность многим ничего хорошего не приносит. Пропасть, лежащая между имущими и неимущими порождает зависть и ненависть, отзываясь бунтами, погромами, революциями и войнами. При этом Церковь всегда тепло и с уважением относилась к богатым благотворителям. Да и история знает святых праведников, бывших весьма состоятельными людьми, и тяжких грешников, осатаневших от нищеты…

Черная зависть

Строя особняк в тихой деревеньке под Иваново, столичный бизнесмен Валерий К. «попал» на непомерные расходы. Стройматериалы постоянно разворовывали местные жители. Окончив строительство, он отгородился от народа высоким забором и вздохнул с облегчением. Но не тут то было! Вскоре ему пришел многотысячный счет за электричество. Разгадывая сей «феномен», он обнаружил на своем заборе незаконные врезки - местные умельцы подключились к находящейся под высоким напряжением колючей проволоке, обеспечив деревню «халявным» электричеством.

Попытка судиться с ворами привела к новым проблемам. «Добрые люди» сделали подкоп, украв электрогенератор и… сторожевого пса. Теперь коммерсант ищет, кому бы продать свою фазенду, но желающих пока что не находится…

Но это еще «цветочки» из разряда курьезных случаев. Для провинциальной босоты и обычный человек среднего достатка может показаться «богачом». Главная язва многих бедняков - банальная черная зависть. Особенно к тем, с кем когда-то вместе росли и копались в одной грязи. «Как же это так, он богатый, а я бедный - где справедливость?!». Или как в известной песне Высоцкого: «У них деньги куры не клюют, а у нас на водку не хватает!» Особенно от народной зависти и ненависти достается тем, к то вряд ли сможет отомстить…

Уроженец Новгородской области Михаил Л. в годы войны был малолетним узником фашистского концлагеря. После освобождения вернулся на родину, учился, работал, создал семью. Основанный в Германии фонд компенсации жертвам нацизма выплатил экс-узнику сумму, эквивалентную трём тысячам евро. На них Михаил купил добротный дом в селе Рогозино, переселившись на старости лет в родную деревню.

Увы, земляки усмотрели в сем факте грубое нарушение «принципов равенства и справедливости». Мол, как же так - во время оккупации все село пострадало, но деньги заплатили одному лишь Михаилу за его личные страдания! На счастливчика косились, его проклинали и осыпали угрозами. Весной 1997 года земляки и вовсе подожгли его дом - чтобы стал «как все». Месяц спустя Л. умер (не выдержало сердце) а его жена бросив все уехала к детям в Сергиев Посад…

Несколько лет назад долго жившие и работавшие в Латвии русские семьи решили вернуться в Россию. При содействии властей Пскова своими силами они построили многосемейные дома. Некоторых горожан сей факт несказанно взбесил: «Мы здесь всю жизнь живем в «развалюхах», а эти «латыши» умудрились достать деньги и построили себе новенькие квартиры! Понаехали тут, так пусть в каких-нибудь времянках и жили бы! И почему это власти им помогают?!» В марте 2003 г. дома переселенцев были подожжены и они лишились крова над головой. «Справедливость по-босяцки» восторжествовала...

И таких печальных случаев - сотни по всей стране. Тяжело переживая успехи своих ближних, завистники снова и снова «восстанавливают справедливость», пуская по миру людей и беря тяжкий грех на свои души.

В прежние времена русский народ считался радушным и сердечным, умеющим с достоинством переносить лишения, радоваться благополучию ближних и Родины. Но видать, мутировали души многих людей. Современная «биомасса» предпочитает равенство в нищете и жестоко карает «выскочек».

Печально все это! - так прокомментировал ситуацию мой знакомый священник отец Александр. - Мне очень жаль не только тех, кто пострадал, но и самих поджигателей. Все светлое, заложенное в них Богом, не смогло проявиться и задавлено элементарной завистью. А зависть - это один из тягчайших грехов, разрушающих душу и закрывающих нам путь к Вечной Жизни…

Б едность надо преодолевать!

На одиннадцатом Всемирном Русском Народном Соборе православное духовенство совместно с представителями других религий, чиновниками и политиками, обсуждали проблемы богатства и бедности в России. Все пришли к единому мнению, что главным богатством нашей страны являются, прежде всего - люди, способные к труду, творчеству и созиданию Отечества. А их то как раз Россия стремительно теряет. Спивается и вымирает народ, многие молодые талантливые личности в поисках лучшей доли уезжают из страны. Необходимо беречь людей и воспитывать их в лучших духовных традициях!

- Ни богатство, ни бедность сами по себе не являются ни грехом, ни добродетелью, - сказал патриарх Московский и всея Руси Алексий II . - Все зависит от устремлений человека, от того, чем наполнен его внутренний мир. Мы благодарны тем богатым людям, которые помогают Церкви строить храмы, создавать богадельни и детские приюты. Но мы каждый день встречаемся с людьми, живущими за порогом бедности, и их боль - наша боль. Нельзя забывать, что не только богатство, но и бедность может стать сильным искушением, озлобить и ввергнуть человека в отчаяние, и даже подтолкнуть на преступный путь! Вот почему преодоление бедности - наша задача… Печально, что в России за самоотверженный труд люди получают во много раз меньше, чем в других странах, а честно трудившиеся на благо страны пенсионеры подчас лишены самого необходимого. Нищета соседствует с кричащей роскошью. Для искоренения бедности необходимо построить этически ориентированную экономику и отладить систему социальной ответственности… Богатство должно быть результатом созидательного труда, а труд - это долг перед Богом и людьми. Только при этом условии естественное стремление к материальному достатку уравновешивается влиянием духовно-нравственных принципов…

Тогда же митрополит Кирилл (ныне ставший Патриархом) высказал искреннее возмущение: почему в обладающей богатейшими природными ресурсами и интеллектуальным потенциалом России, в отличие от других стран, такой вопиюще низкий уровень жизни и один из самых высоких в мире разрывов между богатыми и бедными?! Он призвал власть направить часть Стабилизационного фонда на преодоление нищеты, и при этом, активно стимулировать развитие инновационных технологий и инфраструктуры.

Правильное распоряжение богатством всегда считалось на Руси искусством и даром Божиим, - считает митрополит Кирилл. - Стыдно перед всем миром, когда богатые люди России на виду у всех тратят огромные деньги на сомнительные развлечения, в то время как на их Родине люди получают мизерные зарплаты. А потом они еще и имеют дерзость оправдываться за свое расточительство перед народом, используя телевидение…

По-божески делиться надо! - вторит православным иерархам председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин. - А если кто не отдаст, с кишками брать надо… Если Всевышний кому-то дает богатство, это означает, что Бог выбрал его своим «завхозом», и надо оправдать оказанную честь добрыми делами

Богатство и спасение души

Евангельский диалог между Христом и богатым юношей, призыв Спасителя раздать богатство и идти за ним, и Его слова о том, что трудно богатому спасти свою душу (Мф. Гл 19; 16-26 ) смущают многих. Неужели Христос против всех богатых состоятельных людей, и хочет, чтобы все стали неимущими? Конечно же нет! Спаситель просто предлагает всем нам не привязываться к земному богатству и не видеть в имуществе источник нашего бытия и достоинства. Ведь Он даёт нам не только всё необходимое для земной жизни, но и гораздо больше, то, что превышает любое земное богатство - блаженство в Жизни Вечной.

В Иерусалиме были тесные ворота, называвшиеся в народе «Игольные уши». Пройти сквозь них навьюченный верблюд мог разве что проползая на коленях. Слова, сказанные Иисусом ученикам после ухода юноши, полны скорби. Спаситель скорбит о том, что земное богатство загораживает людям Небо, привязывает к бренному, топит в пустой мирской суете. Если вдуматься, даже у людей умеренного достатка их малое богатство может заслонять от них Небо не меньше, чем капиталы миллионеров. Если человек морально не готов при необходимости расстаться с обладанием имуществом, обрести свободу во Христе и пойти за Ним - значит он раб своего достатка. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там и будет сердце ваше» - вот основа и смысл христианской жизни.

На пути богатого христианина великое множество ловушек, на нем лежит ответственность за людей, которые от него зависят. Сытость и пресыщение зачастую уносят из сердца веру и ощущение присутствия Божия, плохо идет молитва, одолевают искушения . Но слова Христа о невозможности служить Богу и маммоне - вовсе не означают, что богатство и спасение души несовместимы.

Царство Божие открыто любому, кому чужд культ стяжательства и кто не порабощен тем, что имеет. Если человек не привязан к деньгам и направляет их не на самоуслаждение, а на добро и милосердие - он идет правильным путем. Полезно помнить, что все, что мы имеем - дано нам Богом лишь как «управляющим», чтобы мы правильно и достойно им распорядились. Используя богатство во благо людям, мы пребываем в любви и свете Божьем, и получаем добрые плоды.

Немало предостережений и советов можно найти в поучениях святых отцов Церкви. Святитель Василий Великий призывает всех людей не преступать пределы умеренности и помнить, что любостяжательность (жажда наживы, скупость и т.п) - является тяжким грехом идолопоклонничества. Святой Серафим Саровский критикует людские желания приобретать деньги и награды, советуя обретать иной капитал, благодатный и вечный - стяжание Духа Божия. Его можно получить только добрыми делами Христа ради, искоренением своих недостатков и молитвенной жизнью.

«Как богатство не возвышает человека, так и бедность его не унижает, - пишет великий богослов ХХ века святитель Николай Сербский. - Кто думает иначе - тот живет не в христианской вере, а в древнем многобожии, при котором человек ценился по цене своего золота. Потому Христос и соизволил быть распятым на Голгофе, чтобы уничтожить это варварское мерило людей и дать новое, духовное, моральное. По мерилу Христову то, что составляет ценность человека, не увеличивается богатством и не умаляется бедностью… Православные знают, что неправедник преуспевает не за счет своего ума или силы, но лишь потому, что Господь наш несказанно милостив и попускает ему преуспеяние, чтобы он вспомнил о Боге, застыдился неправедных дел своих и исправился. Творец ждет, когда заблудший сам вернется на правый путь. Невиданна мудрость Его и непревзойденна милость Его…»

Безгрешных людей нет (святые тоже признавали себя грешниками, видя и искореняя в себе даже малейшие негативные проявления), и Бог посылает многим из нас скорби для очищения души от пороков и страстей. Однако, Господь может призывать к себе людей и через радость и земное изобилие. Если же богатый так и останется слеп и глух к духовной жизни, то его земное благоденствие отнимет у него шансы на оправдание на Страшном Суде, в то время как бедный грешник еще может рассчитывать на Божье снисхождение.

А значит, спасение человеческой души зависит не столько от уровня жизни, сколько от умения каждого человека любить ближних и преодолевать любые искушения.

Такие разные богачи

Любопытные результаты принес недавний интернет-опрос на тему «Нужны ли России богатые люди?» Лишь 15% ответивших сказали «Нет!».48% согласны, чтобы были богатые, если они не воры и заботятся о бедных. А 37% посчитали, что моральный облик человека не зависит от количества денег.

История знает немало положительных примеров жизни богатых людей - верующих русских промышленников и предпринимателей. Непревзойденным образцом для подражания может служить судьба купца Василия Муравьева. С раннего детства работавший на самых низших должностях, честный целеустремленныймолодой человек со временем открыл собственное дело и всего за несколько лет стал крупнейшим мехоторговцем Петербурга. Его предприятие славилось не только в России, но и во многих европейских столицах. Несмотря на огромные доходы, Василий был равнодушен к деньгам и роскоши, и большую часть своих капиталов жертвовал Церкви и неимущим людям. По праздникам в его гостеприимном доме накрывалось множество столов, с улицы зазывались толпы неимущих, которых кормили, наделяли деньгами, вещами и продуктами.

После революции купец Муравьев закрыл свое дело, щедро заплатил всем работникам и пожертвовал свои капиталы Александро-Невской Лавре и другим обителям. Давно мечтавший стать монахом, он наконец, смог исполнить свое заветное желание. В годы открытых гонений на Церковь он стал духовником крупнейшей в России монашеской обители и великим святым старцем - отцом Серафимом Вырицким. По его молитвам духовно и физически исцелялись люди, а пророчества о. Серафима сбывались и сбываются поныне…

Благоденствие неверующих недолговечно и призрачно. При всей внешней привлекательности, богатая жизнь часто бывает тосклива и безпросветна.

Один мой знакомый, который сам себя в шутку называл «продажным журналистом», зарабатывал заказными материалами в газетах. Эта работа неплохо оплачивалась. Он, прямо скажем, ни в чем себе не отказывал. Менял машины и любовниц, был вхож в великосветскую тусовку, регулярно ездил в путешествия, словом, вел жизнь, о которой мечтают многие. Но лишь самые близкие знали, как скверно было на душе у этого «баловня судьбы». Он сам говорил, что «хочется уснуть и не проснуться». Каким-то чудом ему пришла в голову мысль посетить храм. Дальше происходило нечто вроде наркотической ломки: он поменял работу на гораздо ниже оплачиваемую, хотя отказаться от высокого уровня жизни - это, может быть, самая трудная вещь на свете. Он стал православным. Ночные кошмары и утренняя тошнота исчезли. У него наступила умиротворенная осмысленная жизнь. Ему пришлось отказаться от всего, что противоречило законам чистой совести. Это сказалось на его финансовом состоянии и популярности, но он ни о чем не жалеет.

Один древний мудрец говорил: «Не называй ни одного человека счастливым, пока не увидишь конца его». Библейская притча о святом Иове Многострадальном напоминает нам, что даже праведник может в один день потерять все земное богатство, но вера и молитвы спасут его от отчаяния и приведут к еще большей святости. Далекий же от Бога грешник рискует потерять все, включая свою безсмертную душу.

Лишившись богатства, многие накладывают на себя руки, спиваются, мучительно и тоскливо доживают свою жизнь. Да и дожившим до старости преуспевающим миллионерам не очень-то сладко приходится. Тяжело осознавать, что жизнь утекает как песок сквозь пальцы, впереди - пугающая неизвестность, а богатство в могилу не заберешь…

Настоящая свобода

В конце 90-х бизнесмен Иван Т. разорился подчистую. Квартиру, дачу и машины пришлось продать в счет возврата долгов. Оставшихся денег хватило, чтобы купить домик в тверской деревне. Бывший коммерсант стал простым работягой. У него свое хозяйство и счастливая православная семья. Он посменно подрабатывает охранником на предприятии в райцентре, жена учительствует в местной школе. Они живут скромно, но их дети сыты, обуты, одеты и свободны от столичной суеты и соблазнов. Иван считает себя счастливым человеком и ничуть не жалеет о былой жизни. По его словам, богатство, при всей кажущейся свободе, на самом деле очень связывает и мешает духовно расти. Только теперь он обрел настоящую свободу - свободу духа и совести, и возможность до конца быть самим собой…

А дружная многодетная семья Кузнецовых из подмосковного Щелково изначально не стремилась к богатству. Супруги живут, уповая на Бога - что Он всегда в любой момент жизни поможет им. Их девиз - «Слава Богу за все!». И действительно, несмотря на довольно скромные заработки главы семьи, язык не поворачивается назвать их бедными или нищими. У них много друзей, помогающих в трудные моменты. Дети Кузнецовых как на подбор добрые, послушные и трудолюбивые. Можно быть уверенным, что этой доброй семье не страшны никакие кризисы и житейские шторма.

К сожалению, чаще нам встречаются семьи, «осатаневшие» от бедности. Причем в прямом смысле. Они живут завистью и ненавистью и озабочены лишь тем, чтобы никто по соседству не жил счастливее них. И не надо говорить, что в этом виноваты только обстоятельства

Кому молиться

Покровителем всех добрых бедных и богатых людей издавна слывет святитель Николай Чудотворец. Молятся православные и его современнику, Спиридону Тримифунтскому, десница которого недавно была на месяц привезена в Россию с греческого острова Корфу. Святитель Спиридон почитается верующими как покровитель бездомных, больных и бедняков. Помогает он и тем, кто честно, по совести занимается торговлей и финансовой деятельностью. Им же покровительствует и живший в XIV веке великомученик Иоанн Сочавский, при жизни бывший благочестивым торговцем. Многие православные бизнесмены молятся святым родителям Сергия Радонежского Кириллу и Марии, и конечно же, упомянутому выше святому ХХ века Серафиму Вырицкому.

Еще из покровителей бедных можно выделить святую III века Татьяну (она же в большом почете у студентов) и самую известную сестру милосердия, великую княгиню преподобномученицу Елисавету Феодоровну.

Достаточно и просто регулярно молиться Богу молитвой, которую людям дал Сам Христос - «Отче наш». В ее словах «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…» заложена просьба к Отцу Небесному дать нам все необходимое на сегодняшний день. Бог сам знает, что нам надо для земной жизни и спасения души, и нам остается лишь с миром принимать все, что он нам дает. Главное - стараться никому не завидовать и использовать свою бедность, достаток или богатство для благих дел и духовного совершенствования.

— Ваше Высокопреосвященство, тема богатства и бедности всегда волновала человечество. Если первое в мирском понимании дает ощущение некой свободы, то второе воспринимается как некое бессилие. А как Церковь относится к богатству?

— Для начала обратимся к Слову Божию. Когда Господь сотворил человека, Он одновременно дал ему и заповедь — возделывать и охранять райский сад. Т. е. труд является неотъемлемой частью нашей жизни. Трудиться и пользоваться плодами своего труда, заботиться о своем комфорте — естественно для нас. В молитве, которую Иисус Христос дал Своим апостолам и последователям, мы прямо обращаемся к Отцу Небесному: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». И в то же время Господь заповедует нам не замыкаться только на земном. На страницах Евангелия Он говорит: ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6: 33). Ведь земная жизнь проходит, а человек создан для вечности. Как сказал блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, Бог призвал нас из небытия, чтобы через бытие мы приобрели благобытие. Заботясь о земном, не нужно забывать и о небесном.

— Довольно часто говорят, что богатство — это благословение Божие, а бедность — наказание и даже проклятие. Вы согласны с таким мнением?

— При рассмотрении этого вопроса мы не должны уподобляться протестантам. Некоторые из них, например кальвинисты, так и утверждают: мол, внешнее благополучие — признак того, что человек спасен. Скажем, Жан Кальвин был приверженцем учения о безусловном предопределении Божием. Согласно этому представлению Бог еще до создания мира одних предопределил ко спасению, а других — к вечной погибели: от человека уже ничего не зависит, он не может изменить этого божественного благословения. И закономерно, что в среде кальвинистов возник вопрос: а как определить — ты спасен или обречен на вечную погибель? В итоге появился вот такой признак «спасенности»: внешнее благополучие, материальный достаток показывают, что Господь тебя возлюбил, и ты находишься в среде спасенных. Разумеется, нам, православным, с этим согласиться невозможно, ведь в таком случае святые были бы самыми богатыми людьми. В связи с этим хотелось бы привести библейский сюжет о многострадальном Иове. Он был самым праведным человеком в то далекое время, но на него обрушились всевозможные беды. И даже друзья его осуждали: они говорили, что, наверное, Иов совершил какой-то страшный грех и не хочет в этом покаяться, поэтому Господь его и наказывает. На самом деле через наказания Господь проявил праведность Иова. Так случается и в нашей жизни: различные невзгоды, в том числе и материальные, могут посылаться Богом для того, чтобы укрепить наш характер и утвердить нас в добродетели.

— Порой нам кажется, что в изначальном распределении благ всегда есть определенная несправедливость: кто-то родился в богатой семье или высокоразвитой стране, кто-то, наоборот, — в бедной семье и слаборазвитой стране. Для чего дано такое неравенство? Что подразумевается под Промыслом Божиим в данном случае?

— Святитель Филарет (Дроздов) в своем катехизисе дает очень четкое и емкое определение. Он говорит, что Промысл Божий — непрестанные действия всемогущества, премудрости и благости Божией, которыми сохраняются жизнь и сила творения. Даже если человек уклоняется от добра через совершение зла, то Господь способен это исправить. И в результате все равно получается, что жизнь направляется к благим целям. Мы верим в то, что Промысл Божий, премудрость Божия всегда присутствуют в нашей жизни, в человеческой истории. И поэтому мы рождаемся тогда и в тех условиях, которые наиболее способствуют нашей благой участи в вечной жизни, нашему спасению.

— Получается, что Господь, посылая достаток людям, предполагает: распределите его сами; богатые, поделитесь с бедными и таким образом достигайте спасения?

— Многим не дают покоя церковные богатства. Кто-то говорит, что позолота на куполах излишня. Порой манипулируют некими цифрами: дескать, вместо собора можно было построить два детских дома. Как реагировать на подобные выпады?

— Чаще всего такие вопросы задают те, кто ни копейки не пожертвовал ни на храм, ни нуждающимся, зато хорошо умеет считать чужие деньги. В Новом Завете описан подобный пример. Так, в Евангелии от Иоанна повествуется о том, как Мария помазала ноги Господа драгоценным миром. Тогда Иуда Искариот возмутился: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор (Ин. 12: 5-6). В ответ на этот незаслуженный упрек Иисус, в частности, сказал: нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда (Ин. 12: 8).

Как показывает история, храмы чаще всего строились не в периоды общественного благополучия, а в периоды бедствий или в знак благодарности за преодоление этих бедствий. Церковный народ стремился украсить храмы, потому что они — отражение небесного рая. В человеческом восприятии рай — нечто прекрасное, что находится за пределами нашей обыденной жизни. Именно поэтому храмы всегда пышно украшались. Но, с другой стороны, каждый, кто дает жертву на храм, должен помнить: рядом есть люди, которым нечего есть или не за что купить лекарства. Подлинно верующий, подавая жертву на храм, не забудет и нуждающегося в его милостыни человека. Нужно помнить евангельские слова о Страшном Суде: Господь будет судить нас по тому, как мы отнеслись к нуждающимся.

Не стоит забывать, что во время бедствий и голода Церковь всегда не только помогала средствами и продуктами, но и использовала даже свои священные предметы для того, чтобы, продав их, накормить нуждающихся.

— В связи с этим хотелось бызатронуть еще одну тему, столь любимую многими СМИ: о якобы роскошной жизни священников, разъезжающих на дорогих авто. Как относиться к подобным упрекам?

— В большинстве случаев эта тема — надуманная. Я говорю из личного опыта. Выполняя свои архиерейские обязанности, часто бываю в различных епархиях. Служить приходится не только в больших и богатых соборах, но и на бедных сельских приходах. Многие иереи, особенно сельские, вынуждены выживать за счет собственного хозяйства. Поэтому нельзя утверждать, что все священники — люди зажиточные. Справедливости ради следует отметить: городской батюшка, нередко общаясь с людьми богатыми, пытается волей-неволей подражать их стилю жизни. Но такой внешней роскошью он собственными руками возводит искусственный барьер между собой и своей паствой. Ведь проповедь пастыря сильна не словами, а поступками и образом жизни. Если семья батюшки живет не по евангельским принципам, то, какие бы красивые слова он не говорил, вместо духовной пользы получится большой вред. Поэтому мы, архиереи, всегда призываем священников к тому, чтобы они боролись с искушением, связанным со стремлением к роскоши.

— Владыка, как Вы считаете: богатство однозначно портит человека?

— Богатство само по себе не является ни абсолютно плохим, ни абсолютно хорошим. Все зависит от того, как человек к нему относится, как пользуется им. В то же время богатство — большое испытание для человека, потому что оно открывает для него много возможностей. А эти возможности всегда с привкусом испытаний, искушений, и не каждый способен их преодолеть. К сожалению, мы весьма часто падаем под бременем возможностей, которые дает нам богатство. Именно поэтому Господь и сказал, что очень трудно богатому человеку войти в Царство Небесное. Ученики спросили: «А кто же может спастись?». И Христос изрек удивительные слова, которые касаются всех, как богатых, так и бедных: человеку это невозможно, Богу — возможно все.

Таким образом, все испытания, в том числе искушения, связанные с богатством, преодолимы только силой Божией. Если богатство нам дается, то мы должны максимально использовать его для помощи ближнему. Это особенно актуально в наше тревожное время, когда очень много бедствий из-за тяжелой ситуации на востоке Украины; когда много раненых воинов находится в госпиталях; когда многие люди стали беженцами и остались без крова над головой. Они остро нуждаются в нашей помощи и милосердии. Поэтому сегодня у богатого человека есть широкое поле возможностей для благотворительной деятельности. Кто приобретает таких друзей — ходатаев перед Богом, тот и обретает истинное богатство. Об этом нам говорит Сам Господь: продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк. 12: 33-34).