Моторная или парусная яхта. Самый быстрый корабль

Когда речь заходит о высоких скоростях, все почему-то сразу вспоминают о самолётах или автомобилях. Но на самом деле суперскорости демонстрируют и плавсредства. В нашем обзоре 10 самых быстрых в мире суден в истории.


Самая быстрая субмарина
Максимальная скорость: 83 км/ч

Эта субмарина была единственным кораблем в своем классе. Она могла похвастаться титановым корпусом, двумя атомными реакторами водо-водяного типа мощностью 2 × 177,4 МВт и двумя паровыми турбинами мощностью 80000 лошадиных сил. Благодаря сочетанию низкой массы и высокой мощности подложка могла нести на борту экипаж из 82 моряков, 10 противокорабельных ракет П-70 «Аметист» и 12 533-мм торпеды на максимальной скорости в 44,7 узла.

2. Военный корабль HCMS Bras D’Or 400


Самый быстрый военный корабль
Максимальная скорость 116 км/ч

Этот экспериментальный канадский корабль на подводных крыльях – один из самых быстрых кораблей за всю историю. Bras D’Or был спроектирован по идеям Александра Грэхема Белла и был оснащен двумя газотурбинными двигателями Pratt & Whitney. К сожалению, эксперимент был закрыт в 1971 году, и единственный построенный корабль был выставлен на обозрение в Морском музее Квебека.

3. Парусник Vestas Sailrocket 2


Самый быстрый парусник
Максимальная скорость 120 км/ч

120 км/ч – кажется, не очень много, но для судна, в котором нет двигателя – это впечатляет. Sailrocket 2 побил все рекорды по скорости в парусном спорте.

4. Яхта World Is Not Enough


Самая быстрая яхта
Максимальная скорость 129 км/ч

Роскошная яхта, которая способна развить скорость в 70 узлов – что тут еще добавить?

5. Cigarette AMG Electric Drive Concept


Самое быстрое электрическое судно
Максимальная скорость 160 км/ч

Mercedes-AMGв сотрудничестве с Cigarette Racing выпустили самый быстрый электрический катер в мире. В нем установлено 12 электродвигателей общей мощностью 2220 л.с.

6. Понтонная лодка Brad Rowland’s South Bay 925CR

Самая быстрая понтонная лодка
Максимальная скорость 184 км/ч

Тот факт, что кто-то сделал понтонную лодку, которая может разогнаться до 184 км/ч, уже сам по себе является безумием.

7. Катамаран Spirit Of Qatar

Самый быстрый катамаран
Максимальная скорость 393 км/ч

В катамаране Spirit Of Qatar используются спаренные турбины Lycoming общей мощностью 9000 л.с.

8. Problem Child

Самый быстрый гидроплан в классе Top Fuel
Максимальная скорость 422 км/ч

Гидропланы класса Top Fuel похож на драгстер Top Fuel, за исключением того, что они мчатся по воде. Problem Child Эдди Нокса является самым быстрым судном в своем классе, и, как и на драгстер, на него установлен двигатель Hemi V8 мощностью 8000 л.с.

9. Гидроплан Bluebird K7


Самый быстрый гидроплан
Максимальная скорость 444 км/ч

K7 был первым из сумасшедших турбинных гидропланов, которые ставили рекорды по скорости на воде семь раз в 1955-1964 годах. Во время его последнего запуска он развил шокирующую скорость в 444 км/ч. К сожалению, его пилот Дональд Кэмпбелл погиб в 1967 году, пытаясь достичь скорости в 482 км/ч.

10. Spirit Of Australia


Самый быстрый катер
Максимальная скорость 511 км/ч

511 км/ч - удивительная цифра, которая впечатляет еще больше, когда узнаешь, что «Дух Австралии» был построен энтузиастом во дворе собственного дома. Кен Варби спроектировал суперкатер в 1978 году. Рекорд скорости катера Кена Варби пока не побит.

Парус - один из древнейших способов передвижения человека по воде. В то же самое время сегодня именно парусные яхты являются главными носителями высоких технологий и двигателями прогресса в яхтенной индустрии. Пять самых поразительных творений яхтенных дизайнеров - в нашем хит-параде.

Cамый быстрый

Детище француза Алена Тиболта - самая быстрая парусная яхта на планете. Тебо придумал и построил ее ради того, чтобы исполнить свою давнюю мечту - обойти вокруг света за 40 дней. Этот парусный тримаран на подводных крыльях построен из карбона и титана.

Благодаря крыльям на определенной скорости корпус яхты поднимается над водой. Чем меньше площадь контакта с водой, тем выше скорость. Hydroptere обгонит не только парусник, но и большинство моторных яхт и даже скоростных катеров. Собственный рекорд тримарана на сегодняшний день - 61 узел (112 км/ч).


Самый роскошный

Венчурный капиталист, живая легенда Силиконовой долины Том Перкинс привык к рискованным проектам. Его 88-метровая яхта Maltese Falcon стала вызовом традиционным технологиям и канонам яхтостроения.

На судне использовано инновационное парусное вооружение DynaRig. Три вращающиеся вокруг своей оси мачты из карбонового волокна несут изогнутые реи, на которых растягиваются паруса. Изменяя угол постановки парусов и их общую площадь, Maltese Falcon подстраивается под любые ветровые условия. При этом все операции с парусами и мачтами осуществляются одним-единственным человеком с помощью пульта управления в рулевой рубке. Сегодня эта роскошная и высокотехнологичная яхта принадлежит уже другому человеку, но по-прежнему привлекает всеобщее внимание везде, где бы ни появилась.



Самый безумный

Повелители могущественного джинна, имя которому нефть, не устают меряться крутизной своих игрушек. Оманские принцы Азиз, Дауд и Хашим, занимающие ключевые позиции в авиакомпании Masqat Airways, желают перемещаться по своим владениям на удивительном гибриде парусной яхты и реактивного самолета.

Проект такого летучего корабля разработан по их заказу дизайнером Йелкеном Октури. Летающая лодка принцев будет иметь длину 46,2 м. Сигарообразный корпус увенчают четыре 40-метровых мачты, несущие 1302 кв.м парусов. При переходе в режим полета мачты опускаются и становятся крыльями.

Пока что этот проект существует лишь в виде макета, и Йелкен Октури не готов сказать, сможет ли однажды его смелое творение подняться в небо. С другой стороны, еще каких-то пять лет назад никто не думал, что в Дубае откроют горнолыжный спуск.



Самый футуристичный

Яхта Ankida от дизайн-бюро Lila-Lou простирает свои паруса-крылья, словно гигантская бабочка. Ее создатели отошли от традиционных канонов парусных яхт, заменив привычные мачты на сложную конструкцию в виде арки, соединенную в одно целое с килем судна. С каждой стороны к арке подвешен поворачивающийся на 180 градусов гик. Таким образом два треугольных паруса могут устанавливаться в любом положении относительно ветра и друг друга, что позволяет яхте двигаться под любым углом к ветру.

Для движения по ветру поднимается большой парус-спинакер, причем благодаря арочной форме мачты его ничто не заслоняет от ветра. Киль яхты автоматически регулируется для оптимального распределения массы в зависимости от положения парусов и кренящего момента, создаваемого ветром. При этом электричество для всех испольнительных механизмов вырабатывает ветряная турбина на вершине мачты-арки.



Самый экологичный

Студия Berret Racoupeau не приемлет компромиссов. Задумав создать экологичный парусник, ее дизайнеры решили, сделать его на 100% «зеленым». Парусный катамаран Code [e] имеет 40 квадратных метров солнечных батарей и две выдвижных вертикальных ветряных турбины. Все вместе они выдают 1100 Вт электроэнергии.

Во время движения под парусом электричество для бортовых систем вырабатывают гидроэлектрогенераторы. Все освещение на борту - cветодидное. Для швартовки и движения в штиль есть гибридный двигатель, обеспечивающий 15 минут автономного хода на батареях. Для того, чтобы как можно меньше пользоваться опреснителем, на катамаране предполагается собирать, фильтровать и очищать дождевую воду. В настоящий момент французские энтузиасты ищут верфь и заказчика, готовых построить такую яхту.



По правилам, определенным Советом по мировым рекордам среди парусных судов (World Sailing Speed Record Council, WSSRC), существует целый ряд «зачетов», и в каждом из них — свои рекордсмены, свои дистанции и хронологические рамки. Три наиболее престижных рекорда — это средняя скорость прохождения 500-метрового участка, средняя скорость прохождения морской мили и средняя скорость движения при 24-часовом переходе. Последняя номинация отличается от двух первых, как бег стайера от бега спринтера. Лодки для длинных переходов снабжены каютами, хранилищами для запасов и традиционной системой такелажа.

Конечно, рекорд скорости для парусного судна зависит от множества факторов — как подвластных человеческому воздействию, так и случайных. Найти правильный «ветреный баланс» — чтобы ветер был максимально силен, но при этом не поднимал «непроходимые» волны — достаточно трудно. Подходящих для этих целей бухт на всей планете раз, два и обчелся. Пол Ларсен, создатель и пилот Vestas Sailrocket 2, устанавливал свои рекорды близ порта Уолфиш-Бей в Намибии. Но его истории предшествовала другая, не менее занимательная.

Основная задача, стоявшая перед конструкторами Vestas Sailrocket 2, заключалась в разработке идеального аэродинамического профиля. Для старта лодке нужен ветер, дующий под углом 90° к линии движения. При движении срывающиеся с корпуса лодки потоки ветра направляются на парус, складываясь с «естественным» ветром и дополнительно ускоряя Vestas Sailrocket 2. То есть чем быстрее она движется, тем больше энергии получает.

Приключения француза

Шесть лет назад, в октябре 2007 года, «Популярная механика» писала о футуристическом тримаране l’Hydropt?re, построенном французом Аленом Тэбо. В то время «Гидроптер» только-только появился в поле зрения журналистов и вызывал скорее скепсис, нежели восхищение. Но прошли годы, и Тэбо установил на своем «гадком утенке» пять мировых рекордов (четыре на морской миле и один на 500-метровке), которые казались непокоримыми, пока не появился Ларсен со своим Vestas Sailrocket 2.

L" Hydropt? re — это парусный тримаран на подводных крыльях. Крылья длиной 6,4 м закреплены под углом 45° к корпусу и создают весьма значительную подъемную силу: при достаточно скромном ветре (около 6,5 м/с) тримаран уже отрывается от поверхности воды. Если судно налетает на серьезную волну, срабатывают газовые амортизаторы, «попускающие» крыло, способное сдвигаться на расстояние до 60 см, принимая энергию удара.


Морская миля — это весьма приличное расстояние, 1852 м, требующее от рекордного транспортного средства достаточной стабильности. Коротенькая же 500-метровка открывает широчайшее поле для… кайтсерфинга. С момента, когда Международная федерация парусного спорта официально включила кайтсерфинг в парусные дисциплины, приручившие воздушных змеев спортсмены поставили шесть (!) рекордов скорости на малой дистанции. Тем не менее и l‘ Hydroptere, и Vestas Sailrocket 2 в разное время становились обладателями рекорда в данной категории.

Первый рекорд Тэбо поставил еще в апреле 2007 года — он прошел морскую милю на средней скорости 41,69 узла (77,21 км/ч). Интересно, что четыре предыдущих рекорда в этом зачете были установлены не на яхтах, а на парусных виндсерфинговых досках (особенно отметился знаменитый датский виндсерфер Бьорн Дункербек, установивший три мировых рекорда на морской миле). Впоследствии Тэбо трижды улучшал свой показатель и довел его к осени 2009 года до 50,17 узла (92,91 км/ч), таким образом первым превысив полусотенный рубеж на данной дистанции.

Все яйца в одной корзине

Основная задача, которую ставил перед собой австралиец Пол Ларсен, заключалась в том, чтобы стать мировым рекордсменом в обеих дисциплинах. Финансирование под подобный проект при должном качестве идеи найти не так и трудно — в случае Ларсена спонсором стала датская компания Vestas, крупнейший в мире производитель ветрогенераторов. Ларсен с командой инженеров принялись за работу — и к 2008 году (обратите внимание, на тот момент Тэбо тоже еще был в стадии «становления», то есть французский и австралийский проекты развивались параллельно) катамаран Vestas Sailrocket был закончен. 3 декабря 2008 года близ намибийского Уолфиш-Бея Ларсен пошел на первый рекордный заплыв и имел шансы на успех. Увы, подъемная сила превысила расчетную, парусник взлетел, перекувыркнулся в воздухе и рухнул. Ларсену повезло — он не получил ни царапины.

Рекорд-недолгожитель

Интересная история произошла в 2010 году в намибийском порту Людериц, где команда кайтсёрферов ставила мировой рекорд по средней скорости на 500-метровке. Француз Себастьен Кателлан только-только вступил в звание мирового рекордсмена, показав результат 55,49 узлов (102,76 км/ч) и став первым в мире человеком, «выплывшем» на парусе из 55 узлов. Спустя 14 минут его коллега американец Роберт Дуглас пролетел милю со средней скоростью 55,65 узлов (103,06 км/ч), побив рекорд. Таким образом, Кателлан был «на вершине мира» в течение менее чем четверти часа. К чести Кателлана надо отметить, что он уже во второй раз становился мировым рекордсменом.

Доработка катамарана заняла долгих четыре года. Законы строительства рекордных парусников определены довольно четко: над водой — обтекаемый кокпит и жесткий парус, под водой — крылья. Поэтому основное отличие второго поколения ларсеновского «болида» как от своего предшественника, так и от конкурентов типа «Гидроптера» — это иная конфигурация подводных крыльев. Новый Vestas Sailrocket 2 получился очень легким (275 кг) и довольно длинным (12,2 м), и на этот раз никаких ошибок не обнаружилось.

В итоге 16 ноября 2012 года Пол Ларсен побил рекорд Тэбо на морской миле, показав результат 55,32 узла (102,44 км/ч), а двумя днями позже превзошел 500-метровый результат кайтсерфера Роберта Дугласа, промчавшись дистанцию со скоростью 59,38 узла (109,97 км/ч).


Французский l‘Hydroptere гораздо массивнее своего конкурента Vestas Sailrocket 2 (по длине — 18 м против 12,2; по суммарной площади паруса — 560 м 2 против всего-то 22), да и команды может вместить от 5 до 11 человек (против максимум двоих).

На достигнутом Ларсен не остановился — 18 ноября он улучшил мильный рекорд, подняв планку до 59,37 узла (109,94 км/ч), а 24 ноября окончательно оторвался от преследователей на 500-метровке — 65,45 узла (121,06 км/ч). Таким образом, в обеих номинациях Ларсен «привез» ближайшим преследователям по 10 узлов. С учетом того, что подобные рекорды бьются обычно на 1−2 узла максимум, достижения австралийца поражают воображение.

Прошлое и будущее

С 1972 года рекорд скорости на 500-метровке ставился 24 раза, причем первые семь раз его устанавливал один и тот же человек — британец Тим Коулмэн, сначала на катамаране Crossbow, затем на Crossbow II. Помимо двух лодок Коулмэна, всего три полноценных судна становились обладателями рекорда: это описанные выше Hydropt? re и Vestas Sailrocket 2, а также Yellow Pages Endeavour, чей рекорд держался с 1993 по 2004 год. Семь мировых рекордов поставлено на виндсерфе, еще шесть — на кайтсерфе.

Рекорды скорости на морской миле фиксируются со сравнительно недавнего времени, с 2003 года. Ставились они десять раз, из них четырежды — виндсерфингистами. Сложно сказать, сколько продержатся ларсеновские рекорды. Конфигурация его Vestas Sailrocket 2 всем известна — неудивительно, если в ближайшие годы появится ряд клонов. Правда, своими достижениями австралиец, похоже, выбил из рекордной гонки виндсерферов и кайтсерферов, которые физически исчерпали скоростные возможности своих снарядов.


Рекорд Vestas Sailrocket 2 на 500-метровке очень велик относительно всех преследователей и потому имеет все шансы продержаться не меньше десятка лет. Не стоит забывать, что при всей гениальности конструкции судна роль удачного стечения обстоятельств и погодных условий во время заплыва трудно приуменьшить. Чтобы побить рекорд, нужно очень, очень постараться — при условии невероятного везения.

С другой стороны, если кто и сможет поставить новый рекорд, то скорее это будет именно Ларсен, поскольку он имеет «фору» — готовую техническую схему очень высокого уровня. Если он будет совершенствовать свой «болид», то сможет постепенно превосходить свои достижения — раз за разом, хотя бы на пол-узла, ставя новые и новые мировые рекорды.


Тримаран Banque Populaire V предназначен для длительных переходов — об этом сразу говорят его размеры: длина — более 23 м, водоизмещение — 23 т. Парусность рекордного тримарана превышает 1300 м 2 .

Третий показатель

Несколько слов все-таки нужно сказать о самых быстрых дневных переходах. Три последних рекорда в этой категории были поставлены в ходе заплывов на самое быстрое пересечение Атлантики. Сегодня в обеих этих категориях первенствует француз Паскаль Бидегорри на тримаране Banque Populaire V — 1 августа 2009 года он сумел преодолеть 1681 км за 24 часа (!). Всего же в тот заезд команда Бидегорри пересекла Атлантику за 3 дня, 15 часов, 25 минут и 48 секунд.


Как уже говорилось, суда для длительных переходов серьезно отличаются по конструкции от болидов для единовременных мгновенных заездов на скорость. Например, Banque Populaire V имел команду из 11 человек и, соответственно, все необходимые для их трехдневного путешествия припасы и помещения. К слову, в 2011 году тримаран принял другой капитан, Лоик Пейрон, а годом позже под его командованием Banque Populaire V поставил новый рекорд скоростной кругосветки, обойдя всю планету за 45 дней, 13 часов, 42 минуты и 53 секунды.

Рекордная гонка не прекращается никогда. Никто не знает, где верхняя граница скорости, и потому еще многие годы человеку будет к чему стремиться. Даешь 70, 80, 90 узлов в час; возможно, когда-либо парусные суда преодолеют и границу в 100 узлов. А при таких скоростях они могут снова вернуться в океаны, составив конкуренцию своим дизельным собратьям.

яхта компании «Sunseeker»

Когда моторная яхта скользит по морю, то передать впечатления можно одним словом - захватывает дух. И первое что бросается в глаза это красота и изящество подобно женщины.

В последнее время во многих странах моторные и парусные яхты стали доступнее не только группе довольно состоятельных людей, но и сравнительно широкому кругу представителей так называемого «среднего класса». Массовое создание относительно недорогих пластиковых корпусов и прочего оснащения для маломерных яхт длиной 8-12 м, а также возможность брать яхты напрокат () позволили миллионам людей приобщиться к любительскому водному спорту и морским путешествиям.

Но ограничимся изучением развития парка моторных яхт. Неуклонно растущий спрос в последние десятки лет породил рост производства маломерных судов и в государствах, где создание прогулочных яхт издавна является традиционной, и в странах-новичках в этой сфере.

Итак, только в Италии строительством моторных яхт занято более 60 компаний. На сегодняшний день в портфелях верфей сосредоточено около 500 проектов яхт длиной до 32 м, и 41 в их числе более 25 м. Львиная доля этой продукции идет на экспорт. Немалое число среднетоннажных моторных яхт создается на верфях США, Нидерландов, Франции, Швеции, Финляндии, Норвегии и Австралии. Набирает обороты и развитие яхтостроения в Японии, Испании, Турции, Египте и ОАЭ. Наряду с этим наблюдается неизменный рост создания более крупных и дорогих моторных яхт, стоимость которых колеблется от 7 до 100 миллионов долларов. Естественно, приобретение таких игрушек по карману только богатым людям, для которых, как правило, яхта становится уже и символом престижа, и местом проведения деловых встреч, и способом выгодного вложения материальных средств - ведь при правильном уходе, и при растущем спросе, комфортабельную яхту можно выгодно продать и через 5-8 лет использования. Кроме того, яхту можно сдавать в аренду через брокерские организации, чтобы частично покрыть текущие эксплуатационные расходы.

В последние годы наблюдается настоящий бум в выборе на создание все более крупных моторных яхт. Из 6 миллиардов долларов США, в которые оценивается сегодняшний мировой рынок моторных судов, большая часть приходится на яхты длиной более 45 м.

Среди строящихся насчитывается около десятка яхт длиной от 70 до 138 м. Такие суперяхты рассчитаны на 14-28 гостей в условиях класса «люкс». Также растет мода на строительство океанских моторных яхт длиной 70-80 м класса «Explorer». Эти исследовательские яхты обладают приличной дальностью плавания до 5 тысяч миль и могут нести на борту разъездные катера, и даже вертолет. Как правило, они пригодятся не только для проведения дальних крейсерских мореплаваний, но и для исследовательских работ в различных районах Мирового океана.

моторная яхта «Lurssen «Queen»


В производстве крупных моторных яхт пальму первенства занимают такие верфи, как «Luerssen» и «Abeking&Rasmussen» (Германия), группа «Feadship» (Нидерланды), «Benetti», «Codecasa» и «Rodriques» (Италия), «Oceanco» (ЮАР), «Oceanfast» (Австралия) и «Palmer Johnson» (США). Однако не только размером характеризуются современные . Продолжается настойчивая модернизация их технических характеристик. Все шире используются легкие и прочные композитные материалы для производства корпусов, растет мощность и экономичность устанавливаемых силовых установок, активно вводятся такие современные движители, как частично погруженные гребные винты и , совершенствуются системы кондиционирования воздуха и бытового водоснабжения, растут потребительские качества и эстетические свойства отделки помещений.

скорость или комфорт моторных яхт?


А что же со скоростью яхт? Эта величина может колебаться в очень широких пределах - от 10 до 80 узлов - в зависимости от назначения, способа эксплуатации и размеров яхт, и, конечно же, от пристрастий владельцев. Среди маломерных яхт спортивного класса длиной 10-15 м, особенно популярных в США и Италии, насчитывается немало судов, способных развивать скорость до 40 узлов, а иногда и гораздо выше. Современные достижения в области гидротехники способны обеспечить такие скорости на яхтах, серийно выпускаемых для частного пользования. Как правило, моторные яхты такого типа представляют собой однокорпусные лодки с глиссирующими обводами и системой продольных и поперечных реданов, с открытым кокпитом и силовыми установками, включающими либо два-три мощных подвесных мотора, либо Z-образные винто-рулевые колонки.

На такой высокоскоростной яхте приятно промчаться вдоль курортного побережья, восхищая зрителей, но можно и посоревноваться в скорости, участвуя в неформальных состязаниях. Эти суда, как правило, популярны среди наиболее обеспеченной молодежи.

Однако, по маршруту большой протяженности на скоростных яхтах совершать затруднительно - их мореходность и дальность плавания ограничены. В лучшем случае, они оборудованы небольшой каютой, санузлом и мини-камбузом в носовой части подпалубного пространства. Только в США насчитывается более 20 компаний, производящих яхты такого типа. Среди них можно упомянуть «Fountain », «Baja Marine », «Hustler », «NorTech », «Donzi Marine » и «Hallet Boats ».

моторная яхта «Baja Marine»


Среди крупных яхт длиной 18-25 м и существенно более комфортабельных с двумя или тремя двухместными каютами с индивидуальными санузлами, уютным общим салоном и камбузом также существует подкласс судов, способных развивать скорость до 50 узлов. Их корпусы, как правило, выполнены из композитных материалов, имеют облегченную конструкцию, а силовые установки двухвальные с высокооборотными дизелями. Владельцами таких моторных яхт являются люди динамичные, ценящие время. Им импонирует возможность с компанией друзей быстро добраться до уединенной бухты или безлюдного острова, расположенных милях в нескольких ста миль от причальной стенки, устроить там барбекю и купание, а к вечеру вернуться домой. В постройке яхт указанного класса особенно продвинулись такие компании, как «Sunseeker» и «Princess» (Великобритания), а также «Riva», «FIPA Group», «Pershing», «Alfamarine» (Италия).

И все же подавляющее большинство современных моторных яхт длиной до 25 м имеют скорость хода, редко превышающую 20-25 узлов. Они, естественно, дешевле и более экономичны в эксплуатации. Их используют для непродолжительных , рыбной ловли или однодневных . Массовым производством подобных яхт заняты верфи Нидерландов, Германии, Тайваня, Италии и США.

моторная яхта «Riva 92»


моторная яхта «Pershing 72»


Что же касается моторных яхт «мегакласса», то здесь сложилась довольно прогнозируемая ситуация, при которой наиболее многочисленный парк низшей размерной подгруппы, а это яхты длиной от 28 до 36 м, насчитывает десятки единиц, развивающих максимальные скорости 40-48 узлов. Больше всего к скоростным судам этого типа относятся яхты с динамичным силуэтом модного для южных морей «полуоткрытого» типа с открывающейся крышей салона. Из современных моделей таких яхт можно упомянуть 46-узловую яхту «Predator 95 » компании «Sunseeker » или 40-узловую яхту «Mangusta 108 » компании «Overmarine».

моторная яхта «Mangusta 108»


моторная яхта «Sunseeker Predator 95»


Весьма нетипичный подход к высокой скорости у клиентов дорогих моторных яхт длиной более 40 м. Заказчики этих судов, естественно, весьма солидные люди, желающие отдыхать в максимально комфортных условиях. Однако и у богатых бывают свои причуды, которые можно удовлетворить только благодаря последним достижениям технического прогресса и, естественно, щедрому финансированию проектов.

Технические новинки, отрабатывавшиеся на , естественно, заинтересовали любителей высоких скоростей, способных купить себе сколь угодно дорогие яхты .

Вот несколько самых ярких примеров. Однажды неугомонный миллиардер Джон Сталуппи в 1992 году заказал у норвежской верфи «Ulstein Eikefjord» яхту «Moonraker», развившую на ходовых испытаниях скорость 66,7 узла. Этот рекорд продержался около 8 лет. Значительного снижения веса корпуса удалось добиться благодаря использованию композитных материалов, а силовая установка включала газовую турбину, работавшая на средний водомет, бортовые же управляемые водометные движители приводились от дизелей.

моторная яхта «Fortuna»


В 2000 году по заказу короля Испании Хуана Карлоса английским конструктором Доналдом Блаунтом была спроектирована 41-метровая яхта с комбинированной , рассчитанная на достижение скорости не менее 65 узлов. Проект судна был доработан конструкторами испанской верфи «Izar» в Сан-Фернандо, которая и реализовала производство яхты , названной «Fortuna».

Глиссирующий корпус с обводами имеет двойную скулу и оборудован транцевыми плитами для регулировки дифферента при преодолении сопротивления. В целях максимального снижения веса, корпус изготовлен из алюминиевого сплава, а надстройка - из сверхлегких композитных материалов. Внутренние помещения моторной яхты выглядят весьма скромными - всё ради облегчения веса.

Трехвальная газотурбинная установка с водометными движителями компании «KaMeWa» обеспечивает яхте скорость около 68 узлов. Теперь «Fortuna» - частная яхта короля Испании, он лично может управлять ею в море. В целях безопасности монарха и его гостей стенки надстроек и все остекление выполнены из пуленепробиваемых материалов.

моторная яхта «Wally 118»



Еще одна яхта на звание «самая быстрая яхта в мире » была построена в Италии в 2009 году на верфи «Intermarine» по проекту компании «Wally». Моторная яхта «Wally 118» длиной 36 м может развивать скорость свыше 70 узлов при общей мощности энергетической установки 17000 л.с. Спроектированная под руководством Луки Бассани яхта обладает совершенно нетипичным «милитаризованным» силуэтом. Оригинальны и авангардные интерьеры. Широко используются тонированное стекло и раздвижные конструкции перекрытий. Стоимость этой яхты оценивается в 17,3 миллиона долларов.

Как-то конструктор Франк Мюльдер сказал: «Люди всегда любили скорость. Все, что необходимо для создания высокоскоростных яхт, так это технологические возможности и деньги... ». Замечу, очень большие. Ведь для увеличения скорости, к примеру, 40-метровой яхты с 20 до 40 узлов стоимость пропульсивной установки возрастает примерно в четыре раза, а общая стоимость яхты - более чем на треть.

ДВИЖУЩАЯ СИЛА ВЕТРА

На сайте NASA опубликованы очень интересные материалы о разных факторах оказывающих влияние на формирование крылом самолета подъемной силы. Там же представлены интерактивные графические модели,которые демонстрируют, что подъемная сила может формироваться и симметричным крылом за счет отклонения потока.

Парус, находясь под углом к воздушному потоку, отклоняет его (рис. 1г). Идущий через «верхнюю», подветренную сторону паруса, воздушный поток проходит более длинный путь и, в соответствии с принципом неразрывности потока, движется быстрее, чем с наветренной, «нижней» стороны. Результат - давление с подветренной стороны паруса меньше, чем с наветренной стороны.

При движении курсом фордевинд, когда парус установлен перпендикулярно к направлению ветра, степень увеличения давление с наветренной стороны больше, чем степень понижения давления с подветренной стороны, другими словами ветер больше толкает яхту, чем тянет. По мере того, как яхта будет поворачивать острее к ветру, это соотношение будет меняться. Так, если ветер дует перпендикулярно курсу яхты, увеличение давления на парус с наветренной стороны оказывает меньшее влияние на скорость, чем снижение давления с подветренной стороны. Другими словами парус больше тянет яхту, чем толкает.

Движение яхты происходи благодаря тому, что ветер взаимодействует с парусом. Анализ этого взаимодействия приводит к неожиданным, для многих новичков, результатам. Оказывается, что максимальная скорость достигается, вовсе не когда ветер дует точно сзади, а пожелание «попутного ветра» несет в себе совершенно неожиданный смысл.

Как парус, так и киль, при взаимодействии с потоком, соответственно, воздуха или воды, создают подъемную силу, следовательно, для оптимизации их работы можно применить теорию крыла.

ДВИЖУЩАЯ СИЛА ВЕТРА

Воздушный поток обладает кинетической энергией и, взаимодействуя с парусами, способен двигать яхту. Работа, как паруса, так и крыла самолета, описывается законом Бернулли, согласно которому увеличение скорости потока приводит к уменьшению давления. При перемещении в воздушной среде, крыло разделяет поток. Часть его обходит крыло сверху, часть снизу. Крыло самолета спроектировано так, что воздушный поток, проходящий над верхней стороной крыла движется быстрее, чем поток, который проходит под нижней частью крыла. Результат - давление над крылом значительно ниже, чем под. Разница давления и есть подъемная сила крыла (рис. 1а). Благодаря сложной форме, крыло способно генерировать подъемную силу даже в том случае, когда рассекает поток, который движется параллельно плоскости крыла.

Парус может двигать яхту только в том случае, если находится под некоторым углом к потоку и отклоняет его. Дискуссионным остается вопрос о том, какая часть подъемной силы связана с эффектом Бернулли, а какая является результатом отклонения потока. Согласно классической теории крыла подъемная сила возникает исключительно в результате разницы скоростей потока над и под ассиметричным крылом. Вместе с тем хорошо известно, что и симметричное крыло способно создавать подъемную силу, если установлено под определенным углом к потоку (рис. 1б). В обоих случаях угол между линией соединяющей переднюю и заднюю точки крыла и направлением потока, называется углом атаки.

Подъемная сила увеличивается с увеличением угла атаки, однако эта зависимость работает только при небольших значениях этого угла. Как только угол атаки превышает некий критический уровень и происходит срыв потока, на верхней поверхности крыла образуются многочисленные вихри, а подъемная сила резко уменьшается (рис. 1в).

Яхтсмены знают, что фордевинд далеко не самый быстрый курс. Если ветер той же силы дует под углом 90 градусов к курсу, яхта движется намного быстрее. На курсе фордевинд сила, с которой ветер давит на парус, зависит от скорости яхты. С максимальной силой ветер давит на парус стоящей без движения яхты (рис. 2а). По мере увеличения скорости давление на парус падает и становится минимальный, когда яхта достигает максимальной скорости (рис. 2б). Максимальная скорость на курсе фордевинд всегда меньше скорости ветра. Причин тому, несколько: во-первых, трение, при любом движении некоторая часть энергии расходуется на преодоление различных сил препятствующих движению. Но главное то, что сила, с которой ветер давит на парус, пропорциональна квадрату скорости вымпельного ветра, а скорость вымпельного ветра на курсе фордевинд равна разнице скорости истинного ветра и скорости яхты.

Курсом галфвинд (под 90º к ветру) парусные яхты способны двигаются быстрее ветра. В рамках этой статьи мы не будем обсуждать особенности вымпельного ветра, отметим только, что на курсе галфвинд, сила, с которой ветер давит на паруса, в меньшей степени зависит от скорости яхты (рис. 2в).

Основным фактором, который препятствует увеличению скорости, является трение. Поэтому парусники с небольшим сопротивлением движению способны достигать скорости, намного превышающей скорость ветра, но не на курсе фордевинд. Например, буер, за счет того, что коньки обладают ничтожным сопротивлением скольжения, способен разогнаться до скорости 150 км/ч при скорости ветра 50 км/ч и даже меньше.

The Physics of Sailing Explained: An Introduction

ISBN 1574091700, 9781574091700