Японский Фукурума — прототип русской Матрешки. Когда и как появилась в россии матрешка? фото

Матрёшка - один из известных и любимых всеми российских сувениров.
Первая русская матрёшка появилась в конце 19 века и снискала небывалое признание как один из всеобъемлющих образов России, символ русского народного искусства.
Предшественницей и прообразом русской матрёшки стала фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукурумы, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую, завезенная с острова Хонсю. Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безвестный русский монах.
Русскую деревянную разъемную куклу назвали матрёшкой. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространенных русских имён, в основе которого лежит латинское слово «mateг», означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. Но и сейчас матрёшка остается символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
Первая русская матрёшка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, последняя, восьмая, изображала спеленатого младенца.
Как правило, матрёшки изготавливают из древесины лиственных пород деревьев. Самым благодатным материалом является липа. Деревья, предназначенные для выделки матрёшек, спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры. Иначе при сушке древесина потрескается. Подготовленные таким образом бревна с замазанными торцами, укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Бревна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрёшки. В руках токаря заготовка проходит до 15 операций, прежде чем стать готовой матрёшкой. Обычно первой вытачивают самую маленькую неоткрывающуюся фигурку, потом уже все остальные фигурки. Готовые куклы грунтуют крахмальным клеем, сушат, теперь матрёшка готова к росписи.
До конца 90-х годов прошлого века матрёшки вытачивали и расписывали в московской мастерской «Детское воспитание», а после ее закрытия в подмосковном Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. По преданию, первую «троицкую» игрушку вырезал настоятель Троицко-Сергиева монастыря, основанного в 1340 году, Сергий Радонежский. Он лично одаривал игрушками детей. Даже среди игрушек царских детей были деревянные троицкие. Их покупали в Сергиевом Посаде, куда на богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари со своими чадами и домочадцами.
В 1900 году русская матрёшка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание. С конца 18 - начала 19 века до нас дошли резные деревянные игрушки, изображающие крестьянскую девушку в кокошнике, пляшущего мужика, нарядных барынь и гусар. Первые матрёшки своими формами и росписью тоже фиксируют пеструю разнообразную жизнь: девушек в русских сарафанах с корзинами, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове; жениха и невесту, держащих свечи в руках; пастушка со свирелью; старика с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла собой целую семью.
Матрёшка - это произведение и скульптурное, и живописное, это образ и душа России.

Традиционный русский сувенир, символ нашей страны матрёшка - совсем молодая игрушка: она появилась лишь немногим более ста лет назад, в 90-х годах XIX века. Однако уже в 1900 году на Всемирной выставке в Париже матрешки получили золотую медаль как образец "национального искусства".

По поводу точного возраста и происхождения матрёшки единого мнения среди исследователей до сих пор нет. Согласно наиболее распространенной версии, первая русская матрёшка появилась на свет в московской мастерской-магазине “Детское воспитание”, принадлежавшей семье издателя и типографа Анатолия Ивановича Мамонтова, брата известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова. По легенде, жена Анатолия Ивановича привезла из Японии, с острова Хонсю, точеную фигурку японского бога Фукурокодзю. В России она известна под именем Фукурума, но в Японии вообще нет такого слова, и это имя является, скорее всего, результатом того, что кто-то в свое время плохо расслышал или не запомнил диковинное для русского уха имя. Игрушка была с секретом: она разделялась на две части, а внутри нее была такая же фигурка, но поменьше, тоже состоящая из двух половинок... Эта игрушка попала в руки известного художника русского модерна Сергея Малютина и навела его на интересную мысль. Он попросил токаря, потомственного игрушечника, Василия Петровича Звездочкина выточить из дерева форму-болванку, а потом собственноручно расписал ее. Это была круглолицая полненькая девушка в простом русском сарафане с петухом в руках. Из неё одна за другой появлялись другие крестьянские девочки: с серпом для жатвы, корзинкой, кувшином, девочка с младшей сестренкой, младшим братом, все - мал-мала меньше. Последняя, восьмая, изображала запеленатого младенца. Предполагают, что имя матрёшка получила спонтанно - так ее назвал кто-то в мастерской в процессе производства (Имя "Матрёна" - это переиначенное слово "матрона", означающее мать семейства, матушка, почтенная женщина ). Так девочку и назвали Матрёна, или любовно, ласково – Матрёшка. Образ красочной игрушки глубоко символичен: с самого начала она стала воплощением материнства и плодородия.

Впрочем, в этой легенде много белых пятен. Во-первых, в наследии художника Малютина не сохранилось эскиза матрёшки. Нет никаких свидетельств того, что Малютин когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь В. Звездочкин утверждал, что это он придумал новую игрушку, увидев подходящую чурку в каком-то журнале. По ее образцу он выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась), и отдал болванку расписывать группе художников.

Возможно, мастер за давностью лет мог запамятовать, кто именно расписывал первую матрёшку. Это вполне мог быть С. Малютин - он в то время сотрудничал с издательством А. И. Мамонтова, иллюстрируя детские книги.Кто придумал матрешку");">*


Первые матрёшки
Музей игрушки, Сергиев Посад

Как бы то ни было, несомненно, что первая русская матрёшка увидела свет в конце XIX века (точно год установить уже вряд ли удастся). В Абрамцеве, в артели Мамонтова, было налажено массовое производство матрёшек. Первая матрёшка - девушка в простонародном платье, расписанная гуашью, выглядит очень скромно. Со временем роспись игрушек усложнилась - появились матрёшки со сложными цветочными орнаментами, живописными сюжетами из сказок и былин. Увеличилось и их количество в комплекте. В начале XX века уже делали 24-местные матрёшки. А в 1913 году токарь Николай Булычёв изощрился создать 48-местную куклу. В 1900-х годах мастерская «Детское воспитание» закрылась, но изготовление матрёшек стало продолжаться в Сергиевом Посаде, что в 70 километрах севернее Москвы, в учебно-показательной мастерской.

Предполагаемый прообраз матрёшки - фигурка Фукурокудзю изображает одного из семи богов счастья, бога ученой карьеры, мудрости и интуиции. Само изображение Фукурокудзю свидетельствует о большом уме, великодушии и мудрости: его голова имеет необычайно вытянутый лоб, гротескные черты лица, глубокие поперечные морщины на лбу, в руках он обычно держит посох со свитком.


Древние мудрецы Японии считали, что человек имеет семь тел, каждому из которых покровительствует один бог: физическое, эфирное, астральное, ментальное, духовное, космическое и нирванное. Поэтому неизвестный японский мастер решил поместить несколько фигурок, символизирующих тела человека, одна в другую, и первый Фукурума и был семиместным, то есть состоял из семи вложенных друг в друга фигурок.

Некоторые исследователи связывают происхождение русской матрёшки с другой куклой, тоже японской - фигуркой святого Дарумы.

В этой игрушке воплощен образ монаха по имени Дарума. Дарума - это японский вариант имени Бодхидхарма. Так звали индийского мудреца, пришедшего в Китай и основавшего монастырь Шаолинь. По японской легенде, Дарума без устали медитировал девять лет, смотря на стену. При этом Дарума постоянно подвергался различным искушениям, и однажды вдруг понял, что вместо медитации погрузился в сон. Тогда он срезал ножом веки со своих глаз и бросил их наземь. Теперь с постоянно открытыми глазами Бодхидхарма мог бодрствовать, а из его выброшенных век появилось чудесное растение, прогоняющее сон - так вырос настоящий чай. А позже от долгого сидения у Дарумы отнялись руки и ноги.

Вот почему деревянную куклу, изображающую Даруму, изображают безногой и безрукой. У нее большие круглые глаза, но нет зрачков. Это связано с одним интересным ритуалом, существующим по сей день.


Раскрашенную фигурку Дарумы без зрачков покупают в храме и приносят домой. На неё загадывают желание, самостоятельно раскрашивая игрушке один глаз. Эта церемония символична: открывая глаз, человек просит у Дарумы исполнения мечты. Весь год Дарума стоит в доме на самом почётном месте, например, рядом с буддийским алтарем. Если в течение года желание сбывается, то в знак благодарности "открывают", то есть раскрашивают и второй глаз Дарумы. Если же Дарума не сподобился исполнить желание хозяина, то под Новый год куколку приносят обратно в тот храм, где его купили. Возле храмов разводят костры, где сжигают Дарум, не обеспечивших исполнение желания. А вместо Дарум, не сумевших исполнить желания, покупают новых.

Похожее поверье существует и про матрёшек: считается, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, тем быстрее исполнится загаданное желание.

Гипотеза происхождения матрёшки от Дарумы не учитывает тот факт, что эта кукла вовсе не разборная. По сути, игрушка-дарума является... неваляшкой. В основании Дарумы, выполненной из папье-маше, помещается груз, обычно из глины, что не позволяет ей упасть. Есть даже такое стихотворение: "Глянь-ка! Дарума как ванька-встанька! Положишь, а Дарума вскочит, как Ванька, лежать не хочет!" Таким образом, Дарума, скорее всего, не прародитель, а лишь дальний родственник как матрёшки, так и неваляшки.

Между прочим, разъемные фигурки были популярны и до появления матрёшек как в Японии, так и в России. Так, на Руси имели хождение "писанки" - деревянные расписные пасхальные яйца. Иногда их делали полыми внутри, и в большее вкладывалось меньшее. Эта идея прорабатывается и в фольклоре: помните? - "иголка - в яйце, яйцо в утке, утка в зайце..."

Деревянная расписная кукла «яйцевидной» формы, раскрашенная под русскую девушку – «белолицу-круглолицу» из наших сказок и песен – внутрь которой вкладываются похожие куклы поменьше… таков традиционный образ русской матрёшки. И хотя сейчас матрёшки раскрашивают самыми разными способами – под героев сказок, фильмов (доводилось видеть даже матрёшек образе героев американского сериала «Секретные материалы»), и даже политических деятелей всех времён и народов – всё-таки в начале была именно такая «Матрёна».

Сегодня матрёшка кажется нам такой неотъемлемой частью русской культуры, что удостоилась даже упоминания в поэзии: в поэме Е.Евтушенко «Сказка о русской игрушке» Ванька Сидоров – «дел игрушечных мастер» – демонстрирует матрёшек хану Батыю. «В мужиках-скоморошках, простоватых на вид, как матрёшка в матрёшке, тайна в тайне сидит!» – задумывается грозный хан…

Поэт здесь изрядно грешит против истины: русская матрёшка появилась отнюдь не в домонгольский период, а совсем недавно по историческим меркам – в 90-е года XIX века. Это время в нашей стране было отмечено двумя тенденциями. С одной стороны, это был подъём интереса к национальной культуре, породивший направление, известное как «русский стиль». В русле русского стиля возникла мастерская «Детское воспитание» в Москве, где создавались куклы в одежде, точно воспроизводящей русский народный костюм разных губерний.

Другая тенденция конца XIX в. – это мода на азиатские экзотические статуэтки, японские гравюры и т.п. Вполне в русле этого всеобщего увлечения была японская «диковинка», привезённая в 1890г. в Абрамцево – усадьбу известного русского мецената С.Мамантова – разъёмная деревянная в виде старичка с необычной удлиненной головой. «Старец Фукурума» – так называлась эта игрушка.

Кто такой Фукурума, что значила эта игрушка для японцев?

Вероятнее всего, речь идёт о Фукурокудзю – японском боге, который как раз и изображался в виде старика с длинной головой. Фукурокудзю входил в число ситифукудзин, «семи богов счастья», у которых были разные «обязанности»: один покровительствовал торговле, другой – крестьянскому труду, третий даровал богатство и процветание… Что же касается Фукурокудзю, то он был богом долголетия и мудрости – как и положено старцу.

К слову, сами по себе ситифукудзин – сущая «интернациональная бригада»: не все эти боги исконно японские, синтоистские, некоторые заимствованы из Индии, Китая. Так вот, именно Фукурокудзю – изначально «китаец», в этой стране он почитался как божество Полярной звезды.

Но вернёмся к статуэтке, привезённой в Абрамцево. Она представляла собой не только «старцу Фукуруму», но и всех «семерых богов счастья» – фигурка старца была разъёмной, и внутри «прятались» один в другом все прочие «боги». Сам принцип не был чем-то совсем уж необычным для России: уже давно в нашей стране делались пасхальные сувениры в виде разъёмных расписных яиц… так почему бы не объединить одно с другим? А если ещё добавить принципы «русского стиля»…

Вот так русский художник С.В.Малютин и пришёл к идее деревянной куклы, похожей на японскую, но воспроизводящую русский народный костюм. Осуществил же идею по его эскизу в упоминавшейся уже мастерской «Детское воспитание» токарь-игрушечник В.Звёздочкин. По некоторым данным, были изготовлены сразу две куклы – одна из трёх кукол, другая – из семи. В ней чередовались куклы-«девочки» и «мальчики», а последняя – неразъёмная кукла представляла спеленатого младенца.

Почему куклу назвали «матрёшкой» – точно неизвестно. Есть легенда, что «имя» было дано в честь служанки, подававшей чай в доме Мамонтовых – конечно, это нельзя ни доказать, ни опровергнуть, то так или иначе, выбор был удачен. «Матрёшка» – сокращённое от Матрёна, русского варианта имени Матрона. Имя это было распространено в России в крестьянской среде – а ведь деревянная кукла изображала именно крестьянку. Само же имя Матрона в переводе с латыни означает «знатная женщина» – так в Древнем Риме называли почтенную мать семейства, и само это слово происходит от mater – «мать», что совершенно соответствует символике куклы-матрёшки – неистощимая рождающая «утроба».

Так или иначе, изобретение оказалось удачным. В 1900г. русская матрёшка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где удостоилась бронзовой медали. И по сей день матрёшка, родившаяся на пересечении трёх культур - китайской, японской и русской - не «сходит со сцены» в качестве сувенира, детской игрушки и даже политического памфлета. И конечно, в качестве подарка для иностранцев. Поистине, трудно представить себе более удачный символ дружбы народов!

В лавке на прилавке матрёшечки стоят,
Удивляет, завлекает затейливый наряд
Сарафаны расписные, щеки зорькою горят,
Матрешки как живые, шлют улыбки всем подряд.


Версии появления Матрешки в России

Версий возникновения символа Руси - Матрешки великое множество. Половина из них связана с куклами и богами Японии.


  • Так, например, японская кукла Дарума - неваляшка, олицетворяющая собой божка Бодхидхарму, который приносит счастье.
Почему он без ног? Да потому что они отнялись у него во время медитации. Почему у него круглые глаза? Он отрезал себе веки, что бы ненароком не уснуть во время медитации. А из век вырос чай. Обычно эту куклу окрашивают в красный цвет. Считается, что она может исполнять желания - под новый год японцы закрашивают один глаз этого божка и загадывают желание, пишут на ней, кому принадлежит эта кукла и выставляют у домашнего алтаря. если желание сбылось, то глаз дорисовывают, если нет, то относят куклу в храм и там сжигают.
  • Вторая версия гласит, что на японских островах жил русский монах, который и соединил философию Востока с игрушкой, грушеголовым изображением бога богатства, счастья, изобилия, мудрости и долголетия - Фукурокудзю. Этот бог входит в состав, популярных в Японии " семи богов счастья" и фигурки этих богов могли вкладываться друг в друга, как в матрешке.

  • Также прообразом могла стать и - Тэримен. Ранее ее использовали как мешочек для трав и благовоний, теперь больше для украшения интерьера.

  • В России считается изобретателем и изготовителем "Матрешки" токарь Василий Звездочкин, который работал в мастерской - магазине "Детское воспитание", этот магазин принадлежал супругам Мамонтовым. Роспись на кукле, якобы, сделал художник Малютин.

Но откуда вообще взялся образ куклы, так и не понятно. Как утверждает Звездочкин, он увидал подходящую чурку в журнале.

Но что это была за чурка, не понятно, может быть, это и было изображение какой-нибудь японской куклы.
Есть версия, что японского божка Фукурокудзю привезли в дар супруге Мамонтова, а сам Мамонтов велел в своих мастерских сделать похожую.

Да и роль Малютина не совсем понятна в этом, то ли он расписывал куклу, то ли нет - эскизов, подтверждающих это, не сохранилось.

Первой матрешкой считается матрешка, изображающая девочку с черным петухом.

Тем не менее, русская матрешка, прижилась в России и известна во всем мире, а идея деревянной игрушки, которая состоит из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была навеяна мастеру, создавшему матрёшку, русскими сказками.

Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал?


Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется «матрёшка»?



Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества?


Первая русская матрёшка, выточенная Василием Звёздочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с чёрным пертухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнутого младенца.


О точной дате появления матрёшки И. Сотникова пишет следующее: «…иногда появление матрёшки датируют 1893-1896 годами, т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год Н.Д. Бартрам 1 пишет о том, что матрёшка появилась на свет около 15 лет назад, а в 1913 году в докладе Бюро кустарному совету он сообщает, что первая матрёшка была создана 20 лет назад. То есть опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично, поэтому во избежание ошибки обычно называется конец 19 века, хотя есть упоминание и 1900 года, когда матрёшка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, и за границей появились заказы на её изготовление».

«Токарь Звездочкин утверждал, что первоначально сделал две матрёшки: трёх- и шестиместную. В Музее игрушки в Сергиевом Посаде хранится восьмиместная матрёшка, которая считается первой, та самая круглолицая девушка в сарафане, переднике, платочке в цветочек, которая держит в руке чёрного петуха. За ней следуют три сестрёнки, братишка, еще две сёстренки и младенец. Очень часто утверждается, что кукол было не восемь, а семь, говорят ещё, что девочки и мальчики чередовались. Для комплекта, хранящегося в Музее, это не так.


Имя матрёшки

Вот мы все матрёшка да матрёшка… Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь её сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой - Матрёна. Ещё говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имён - и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет».



Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, «марфушка»? Тоже хорошее и распространенное имя — Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется «агашка». Хотя согласимся, что «матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной».


Тем не менее, матрёшка снискала небывалое признание как символ русского народного искусства.


Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка - это тепло и уют в доме».


Другими словами, одно в другом спрятано, заключено - и чтобы найти истину, необходимо дойти до сути, открыв, одну за другой, все «шапочки-нахлобучки». Может быть, именно в этом и заключается истинный смысл такой замечательной русской игрушки, как матрёшка - напоминание потомкам об исторической памяти нашего народа?


Однако, скорее всего, идея деревянной игрушки, которая состоит из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была навеяна мастеру, создавшему матрёшку, русскими сказками. Многие, например, знают и помнят сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Например, сюжет о поисках царевичем «кощеевой смерти» звучит у Афанасьева: «Чтобы совершить такой подвиг, нужны необычайные усилия и труды, потому что смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо - и Кощей мгновенно умирает».



И не случайно замечательный русский писатель Михаил Пришвин написал когда-то следующее: «Я думал, что у каждого из нас жизнь, как наружная оболочка складного пасхального яйца; кажется, так велико это красное яйцо, а это оболочка только, - раскроешь, а там синее, поменьше, и опять оболочка, а дальше зелёное, и под самый конец выскочит почему-то всегда жёлтенькое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше».


Вот и выходит, что не так проста русская матрёшка - эта составная часть нашей жизни


Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что существует эта игрушка.


Матрёшек делают из хорошо высушенной долговечной древесины липы и березы. Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка, которая может быть совсем крохотной - с рисовое зерно. Вытачивание матрёшек - тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую!


Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи - лакируют. В девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь - теперь же уникальные образы матрешек создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели.


Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих матрёшек.


Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник с живописным изображением, и уже потом - сарафан и косынка.


С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать - перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером…

Есть в России и целые музеи, посвящённые матрёшкам. Первый в России - и в мире! - музей матрёшки открылся в 2001 году в Москве. Московский музей матрёшки расположился в помещении Фонда народных промыслов в Леонтьевском переулке; его директор - Лариса Соловьёва - посвятила изучению матрёшек не один год. Она - автор двух книг об этих веселых деревянных куклах. А совсем недавно, в 2004 году, открылся свой музей матрёшек и в Нижегородской области - он собрал под своей крышей более 300 экспонатов. Там представлены матрёшки уникальной полхмайдановской росписи - те самые полховско-майдановские матрёшки, которые известны во всём мире и которых жители села уже много десятков лет привозят на продажу в Москву в огромных корзинах, куда порой нагружают до ста килограммов драгоценных игрушек! Самая большая матрёшка в этом музее - метровая: в неё входит 40 кукол. А самая маленькая - размером всего с рисовое зерно! Матрёшками любуются не только в России: совсем недавно, в 2005 году, группа расписных куколок приезжала и на Международную торговую выставку высококачественных потребительских товаров "Ambiente-2005" в Германию, в город Франкфурт-на-Майне.


В образе матрёшки соединились искусство мастеров и огромная любовь к русской народной культуре. Сейчас на улицах Петербурга и Москвы можно купить разнообразные сувениры на любой вкус - матрёшек, изображающих политиков, известных музыкантов, гротескных персонажей…


Но всё равно, каждый раз, когда мы говорим «матрёшка», то сразу представляем себе весёлую русскую девушку в ярком народном костюме.